Образ природы в произведении ася. Cочинение «Картины природы в повести Тургенева «Ася


Цели урока:

  • способствовать развитию мышления, предлагая проанализировать художественный текст;
  • повторить признаки однородных членов предложения;
  • закрепить умения постановки знаков препинания при однородных членах.

Задачи:

Оборудование:

  1. Таблица “Функции пейзажа в литературном произведении”.
  2. Репродукции картин русских художников.
  3. Карточки-задания с примерами описания природы из повести “Ася”.

Эпиграф:

Человека не может не занимать природа, он связан с нею тысячью неразрывных нитей: он сын её!

И.С.Тургенев.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя.

И.С. Тургенев говорил: “Человека не может не занимать природа, он связан с нею тысячью неразрывных нитей: он сын её!..” Эту связь с природой – “тысячью неразрывных нитей” - мы ощущаем постоянно на протяжении всей жизни: она и в смене времён года, и в строгой последовательности периодов человеческой жизни: детства, юности, зрелости, старости, и во влиянии на физическое и психическое состояние человека, и в экологической обстановке, так грозно заявившей о себе в последнее время.

Природу мы ощущаем и в особой гармонии музыкальных звуков, и в неповторимом колорите живописных полотен, и в лирических описаниях художников слова. Но не всегда мы, к сожалению, способны понять её, раскрыть свою душу навстречу её величию и красоте.

Надеюсь, что сегодняшний урок поможет вам в этом.

Сообщение учащегося. С самого начала своего творчества, начиная с “Записок охотника”, И.С. Тургенев прославился как мастер пейзажа. Его пейзажные зарисовки не просто высоко художественны, натуралистически верны и подробны, но и всегда “не случайны” в тексте произведения. Кисть мастера - художника слова - удивительно талантлива. Разнообразны и неповторимы все комбинации изобразительно-выразительных средств языка, используемые писателем в пейзажных зарисовках. Пейзаж в его произведениях всегда играет совершенно определенную роль. Он то лирический, то социальный, то романтический, то психологический, когда внутренний мир героев воссоздается не прямо, а через отношение к природе. Вечна Жизнь и вечна Любовь, и вечна Природа, которая сильнее смерти

Для И.С. Тургенева два слова: “Писать” и “Любить” останутся неразрывными на всю жизнь. Молодая испанская певица Полина Виардо вместе с 40-летним мужем французом Виардо приезжает из Парижа в Петербург. Здесь ее ожидает головокружительный успех, “всеобщее опьянение восторга”. Замечательно, что более чем через тридцать лет после первых встреч с Виардо, Тургенев начал одно из своих чудных стихотворений в прозе строками стихотворения поэта Метлева, с которым три десятилетия назад восхищался Полиной Виардо и ее бархатным изумительным голосом.

Прежде чем мы начнём работу с текстом, послушайте стихотворение в прозе И.С.Тургенева “ Как хороши, как свежи были розы…”.

Чтение стихотворения “Как хороши, как свежи были розы…” - Скажите, что вы увидели или услышали? О чём это стихотворение? - Сегодня на уроке мы поговорим о том, какую роль играет пейзаж в повести И.С.Тургенева “Ася”. Анализируя эти отрывки, мы повторим признаки однородных членов предложения и сделаем вывод об использовании однородных членов предложения в художественном тексте.

Вопросы к учащимся:

1) Что такое пейзаж? (Пейзаж - описание природы в художественном произведении.)

2) Какова роль пейзажа в художественном произведении? (Фон, на котором развиваются события; помогает передать состояние героя.)

3) С какой целью Тургенев вводит в повесть пейзаж? (Пейзаж в произведении является не просто фоном, на котором происходит развитие событий; природа помогает писателю передать внутреннее состояние героя; его переживания.)

4) Как вы думаете, почему И.С. Тургенева называют мастером в создании пейзажа? (У Тургенева пейзаж психологический: с помощью описания природы писатель передаёт внутренний мир героя.)

Работа с текстом. Задание.

Найдите во 2 главе описание природы. Прочитайте первый отрывок, соблюдая правильную интонацию. Выпишите предложение с однородными членами и проанализируйте его по следующей схеме:

а) подчеркните однородные члены;

6) определите смысловые отношения между однородными членами;

в) объясните постановку знаков препинания;

г) составьте схему предложения.

Первый отрывок.

1) С обеих сторон, на уступах, рос виноград; солнце только что село, и алый топкий свет лежал на зеленых лозах, на высоких тычинках, па сухой земле, усеянной сплошь крупным и мелким плитняком, и на белой стене небольшого домика, с косыми черными перекладинами и четырьмя светлыми окошками, стоявшего на самом верху горы, по которой мы взбирались.

Второй отрывок.

Вид был точно чудесный. Рейн лежал перед нами весь серебряный, между зелеными берегами; в одном месте он горел багряным золотом заката.

2) Приютившийся к берегу городок показывал все свои дома и улицы; широко разбегались холмы и поля.

3) Внизу было хорошо, но наверху еще лучше: меня особенно поразила чистота и глубина неба, сияющая прозрачность воздуха.

4) Свежий и легкий, он тихо колыхался и перекатывался волнами, словно и ему было раздольнее на высоте.

Третий отрывок.

5) День давно погас, и вечер, сперва весь огнистый, потом, ясный и алый, потом бледный и смутный, тихо таял и переливался в ночь, а беседа наша все продолжалась, мирная и кроткая, как воздух, окружавший нас.

Гагин велел принести бутылку рейнвейна; мы её роспили не спеша. Музыка по-прежнему долетала до нас, звуки ее казались слаще и нежнее; огни зажглись в городе и над рекою. Ася вдруг опустила голову, так что кудри ей на глаза упали, замолкла и вздохнула, а потом сказала нам, что хочет спать, и ушла в дом; я, однако, видел, как она, не зажигая свечи, долго стояла за нераскрытым окном.

6) Наконец луна встала и заиграла по Рейну; всё осветилось, потемнело, изменилось, даже вино в наших граненых стаканах заблестело таинственным блеском.

7) Ветер упал, точно крылья сложил, и замер; ночным, душистым теплом, повеяло от земли.

Зачитайте другие картины природы. Что изобразил писатель?

Какие изобразительно-выразительные средства использует Тургенев для описания природы?

Что можно сказать об использовании в описании однородных членов?

Работа с таблицей “Функции пейзажа в литературном произведении”.

Функции пейзажа в литературном произведении.

1) способствует созданию образа лирического героя;

2) служит одним из средств создания местного колорита;

3) выступает фоном, связанным с местом и временем действия;

4) является формой психологической характеристики, подчёркивает или оттеняет душевное состояние персонажей;

5) является источником философских рассуждений писателя;

6) является призмой и способом видения мира, когда границы между природным и человеческим миром размываются;

7) служит средством характеристики социальных условий жизни;

8) может приобретать символическое значение.

Какие из данных функций выполняет пейзаж в повести “Ася”?

Задание для проверочной работы.

Учащиеся получают карточки с заданием по русскому языку:

  • вставить пропущенные знаки препинания,
  • подчеркнуть основы предложений и однородные члены предложения.
  • составить схемы предложений.

Примеры предложений из текста для проверочной работы:

1. Я спал дурно и на другое утро встал рано привязал походную котомочку за спину и объявив своей хозяйке чтобы она не ждала меня к ночи отправился пешком в горы, вверх по течению реки, на которой лежит городок 3.

2. Я прошёл мимо куста где пел соловей я остановился и долго слушал: мне казалось, он пел мою любовь и моё счастье.

3. Впрочем, я старался о них не думать; бродил не спеша по горам и долинам засиживался в деревенских харчевнях мирно беседуя с хозяевами и гостями или ложился на плоский согретый камень и смотрел, как плыли облака, благо погода стояла удивительная.

4. Шепот ветра в моих ушах тихое журчанье воды за кормою меня раздражали и свежее дыханье волны не охлаждало меня; соловей запел на берегу и заразил меня сладким ядом своих звуков.

5. Однажды вечером сидел я на своей любимой скамье и глядел то на реку то на небо то на виноградники.

6. Гагин добрался до знакомой уже мне долины присел на камень и начал срисовывать старый дуплистый дуб…

7. Природа действовала на меня чрезвычайно но я не любил так называемых её красот необыкновенных гор утёсов водопадов…

Лодка причалила. Я вышел и оглянулся. Никого уж не было видно на противоположном берегу. Лунный столб опять тянулся золотым мостом через всю реку. Словно на прощание примчались звуки старинного ланнеровского вальса. Гагин был прав: я почувствовал, что все струны сердца моего задрожали в ответ на те заискивающие напевы. Я отправился домой через потемневшие поля, медленно вдыхая пахучий воздух, и пришел в свою комнатку весь разнеженный сладостным томлением беспредметных и бесконечных ожиданий. Я чувствовал себя счастливым... Но отчего я был счастлив? Я ничего не желал, я ни о чем не думал...

Я был счастлив.

Чуть не смеясь от избытка приятных и игривых чувств, я нырнул в постель и уже закрыл было глаза, как вдруг мне пришло на ум, что в течение вечера я ни разу не вспомнил о моей жестокой красавице... “Что же это значит? - спросил я самого себя. – Разве я не влюблен?” Но, задав себе этот вопрос, я, кажется, немедленно заснул, как дитя в колыбели.

Вопросы:

Как заканчивается 2 глава?

Какие чувства испытывает герой?

Как описание природы помогает передать состояние героя?

Какие функции выполняет пейзаж в повести “Ася”?

Итоги. Каково значение пейзажа в литературном произведении? В чём своеобразие тургеневского пейзажа? (Своеобразие пейзажных картин Тургенева заключается в особой лиричности, задушевности, свойственной его писательскому стилю.)

(материалы к уроку литературы в средней школе)

Повесть И.С. Тургенева “Ася” посвящена любви. Любовь наиболее полно раскрывает человека. А показать внутреннее состояние человека помогает описание природы.

Описания природы занимают в повести очень большое место. Они не только настраивают читателя на тонкое сопереживание, но и сопровождают каждое настроение, каждое движение души его героев.

Действие повести происходит в Германии, на величественной и красивой реке Рейн. Это не случайно. Автор специально поместил героев в это место, чтобы создать романтическую обстановку.

В первой главе мы встречаем героя повести НН, страдающего по какой-то «коварной вдове». Но эти страдания его так неискренни, так ненатуральны, что это замечает даже сам герой.

“ Признаться сказать, рана моего сердца не очень была глубока…”

Напротив, описание вечернего городка наполнены искренностью, живостью, которая противопоставлена фальшивой любви героя.

«Я любил бродить тогда по городу; луна, казалось, пристально глядела на него с чистого небо; и город чувствовал этот взгляд и стоял чутко и мирно…»

Во второй главе НН встречает Асю. Описание Аси соседствует с описанием чудесного пейзажа Рейна. Это как бы подтверждает все сказанное об Асе.

«Вид был, точно, чудесный. Рейн лежал перед нами весь серебряный, между зелеными берегами; в одном месте он горел багряным золотом заката».

Беседа НН с Асей и Гагиным, длившаяся целый вечер, тоже сопровождается романтическим пейзажем вечера, сначала раннего, потом постепенно переходящего в ночь.

«День давно погас, и вечер, сперва весь огнистый, потом ясный и алый, потом бледный и смутный, тихо таял и переливался в ночь».

«Я не видал существа более подвижного. Ни одно мгновение она не сидела смирно»

Тургенев говорит, что и переменчивый характер Аси очень близок к природе.

Описания гор, долин, мощного течения рек помогает автору показать сильную, безудержную любовь героини.

К пятой главе герой влюбился в Асю. С этого момента всё его внимание переключается на Асю, и он уже не замечает природу. Поэтому описания природы отсутствуют, даже когда НН сопровождает Гагина на зарисовку пейзажей.

Только к десятой главе, когда герой расстается с Асей, опять появляется описание природы. Герой плывет по «царственному» Рейну, но в его душе нет покоя.

«Я вдруг почувствовал тайное беспокойство на сердце… поднял глаза к небу – но и в небе не было покоя…».

Это сравнение предвещает печальный конец повести.

Роль пейзажа в повести заключается в том, чтобы мы лучше поняли силу чувств героев, состояние их душ. Чтобы мы поняли, как сложны и непонятны бывают чувства людей, и надо учиться их понимать, чтобы стать счастливым.

Повесть И.С. Тургенева “Ася” посвящена любви. Любовь наиболее полно раскрывает человека. А показать внутреннее состояние человека помогает описание природы.

Описания природы занимают в повести очень большое место. Они не только настраивают читателя на тонкое сопереживание, но и сопровождают каждое настроение, каждое движение души его героев.

Действие повести происходит в Германии, на величественной и красивой реке Рейн. Это не случайно. Автор специально поместил героев в это место, чтобы создать романтическую обстановку.

В первой главе мы встречаем героя повести НН, страдающего по какой-то «коварной вдове». Но эти страдания его так неискренни, так ненатуральны, что это замечает даже сам герой.

“ Признаться сказать, рана моего сердца не очень была глубока…”

Напротив, описание вечернего городка наполнены искренностью, живостью, которая противопоставлена фальшивой любви героя.

«Я любил бродить тогда по городу; луна, казалось, пристально глядела на него с чистого небо; и город чувствовал этот взгляд и стоял чутко и мирно…»

Во второй главе НН встречает Асю. Описание Аси соседствует с описанием чудесного пейзажа Рейна. Это как бы подтверждает все сказанное об Асе.

«Вид был, точно, чудесный. Рейн лежал перед нами весь серебряный, между зелеными берегами; в одном месте он горел багряным золотом заката».

Беседа НН с Асей и Гагиным, длившаяся целый вечер, тоже сопровождается романтическим пейзажем вечера, сначала раннего, потом постепенно переходящего в ночь.

«День давно погас, и вечер, сперва весь огнистый, потом ясный и алый, потом бледный и смутный, тихо таял и переливался в ночь».

«Я не видал существа более подвижного. Ни одно мгновение она не сидела смирно»

Тургенев говорит, что и переменчивый характер Аси очень близок к природе.

Описания гор, долин, мощного течения рек помогает автору показать сильную, безудержную любовь героини.

К пятой главе герой влюбился в Асю. С этого момента всё его внимание переключается на Асю, и он уже не замечает природу. Поэтому описания природы отсутствуют, даже когда НН сопровождает Гагина на зарисовку пейзажей.

Только к десятой главе, когда герой расстается с Асей, опять появляется описание природы. Герой плывет по «царственному» Рейну, но в его душе нет покоя.

«Я вдруг почувствовал тайное беспокойство на сердце… поднял глаза к небу – но и в небе не было покоя…».

Это сравнение предвещает печальный конец повести.

Роль пейзажа в повести заключается в том, чтобы мы лучше поняли силу чувств героев, состояние их душ. Чтобы мы поняли, как сложны и непонятны бывают чувства людей, и надо учиться их понимать, чтобы стать счастливым.

В первую очередь стоит отметить, что повесть И. С. Тургенева «Ася» иногда называют элегией несбывшегося, упущенного, но такого близкого счастья. Сюжет произведения прост, потому что автору важны не внешние события, а душевный мир героев, в каждом из которых есть своя тайна. В раскрытии глубин духовного состояний любящего человека автору помогает и пейзаж, который в повести становится «пейзажем души».
Итак, вот перед нами первая картина природы, знакомящая нас с местом действия, немецким городком на берегу Рейна, данная через восприятие главного героя. О молодом человеке, любящем прогулки, особенно ночные и вечерние, всматривающемся в чистое небо с неподвижной луной, льющей безмятежный и волнующий свет, наблюдающем за малейшими изменениями в окружающем мире, можно сказать, что это романтик, с глубокими, возвышенными чувствами.
Это подтверждается дальше тем, что он сразу почувствовал симпатию к новым знакомым Гагиным, хотя до этого не любил встречаться с русскими за границей. Душевная близость этих молодых людей также выявляется с помощью пейзажа: жилище Гагиных располагалось в чудесном месте, приглянувшемся в первую очередь Асе. Девушка сразу привлекает внимание рассказчика, ее присутствие как бы освещает все вокруг.
«Вы в лунный столб въехали, вы его разбили», - закричала мне Ася. Эта деталь у Тургенева становится символом, ведь разбитый лунный столб можно сравнить с разбитой Асиной жизнью, разбитыми мечтами девушки о герое, любви, полете.
Продолжающиеся знакомство с Гагиными обострило чувства рассказчика: его влечет к себе девушка, он ее находит странной, непонятной и удивительной. Ревнивое подозрение, что Гагины не брат и сестра, заставляет героя искать успокоения в природе: «Настроение моих мыслей приходилось как раз под стать спокойной природе того края. Я отдал себя всего тихой игре случайности, набегавшим впечатлениям…» Далее следует описание того, что видел молодой человек в эти три дня: «скромный уголок германской земли, с незатейливым довольством, с повсеместными следами примененных рук, терпеливой, хотя неспешной работы…» Но самым главным здесь является замечание о том, что герой «отдал себя всего тихой игре случайностей». Этой фразой дается объяснение созерцательной натуре рассказчика, его привычке душевно не напрягаться, а плыть по течению, как это изображается в Х главе, где герой на самом деле плывет в лодке домой, возвращаясь после взволновавшего его разговора с Асей, приоткрывшей ему свою душу. Именно в этот момент слияние с природой во внутреннем мире героя совершается новый поворот: то, что было смутным, тревожным, вдруг оборачивается несомненной и страстной жаждой счастья, которая связывается с личностью Аси. Но герой предпочитает бездумно отдаваться набегающим впечатлениям: «Я не только о будущем, я о завтрашнем дне не думал, мне было очень хорошо». Все дальше происходит стремительно: волнение Аси, осознание ей бесперспективности своей любви к молодому аристократу («крылья у меня выросли, да лететь некуда»), нелегкий разговор с Гагиным, драматическое свидание героев, показавшее полную «бескрылость» рассказчика, поспешное бегство Аси, внезапный отъезд брата и сестры. За это короткое время герой прозревает, ответное чувство вспыхивает, но поздно, когда уже ничего поправить нельзя.
На мой взгляд, прожив многие годы бессемейного бобыля, рассказчик хранит как святыню записки девушки и высохший цветок гераниума, который она некогда бросила ему из окна.
Чувство же Аси к господину Н. Н. глубоко и непреодолимо, оно «неожиданно и так же неотразимо, как гроза», по словам Гагина. Развернутые описания гор, мощного течения рек символизируют свободное развитие чувств героини.
Несомненно, лишь это «ничтожная травка» и ее легкий запах остались герою от того прекрасного, цельного мира природы и мира души Аси, слившихся воедино в самые яркие, важные дни жизни господина Н. Н., потерявшего свое счастье.

Справочный материал для школьника:

Тургенев Иван Сергеевич - известный русский писатель, поэт и переводчик. Входит в плеяду лучших писателей «Золотого века» русской литературы.
Годы жизни: 1818-1883.

Дворянское гнездо
Накануне
Отцы и дети
Муму
Постоялый двор
Записки охотника (сборник рассказов)
Фауст
Затишье
Поездка в Полесье
Ася
Первая любовь
Холостяк.

## Сатирическое изображение действительности в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова‑Щедрина - глава «О корени происхождении глуповцев» ##

В первую очередь стоит отметить, что «История одного города» - это величайшее сатирическое полотно‑роман. Это беспощадное обличение всей системы управления царской России. Законченная в 1870 г. «История одного города» показывает, что народа в пореформенное время осталось таким же бесправным, что чиновники - самодуры 70‑ых гг. отличались от дореформенных только тем, что грабили более современными, капиталистическими способами.
Стоит заметить, что город Глупов - олицетворение самодержавной России, русского народа. Его правители воплощают в себе конкретные черты исторически достоверных, живых правителей, но черты эти доведены до «логического конца», гиперболизированы. Все жители Глупова - и градоначальники, и народ - живут в каком‑то кошмарном сне, где вполне объяснимо появление правителя с органчиком вместо головы, жестоких оловянных солдатиков вместо живых, идиота, мечтающего уничтожить все на земле, головотяпа, который ходил «комара восемь верст ловить» и т. п. Эти образы строятся так же, как и образы народной фантазии, но они страшнее, потому что реальнее. Чудовища глуповского мира порождены этим же миром, вскормлены его гнилой почвой. Поэтому сатирик не ограничивается в «Истории одного города» одним высмеиванием правителей города, он горько смеется и над рабским терпением народа.
Очевиден тот факт, что глава «О корени происхождения глуповцев» должна была по замыслу писателя показать традицию появления любимого занятия градоначальников - сечения и взыскания недоимок.
Первоначально глуповцы назывались головотяпами, потому что «имели привычку тяпать головами обо все, что бы ни встретилось на пути. Стена попадается ─ об стену тяпают; Богу молиться начнут - об пол тяпают». Это «тяпание» уже достаточно говорит о душевных, прирожденных качествах головотяпов, развившихся в них независимо от князей. С горьким смехом М. Е. Салтыков‑Щедрин пишет, что «собрав воедино куралесов, гущеедов и прочие племена, головотяпы начали устраиваться внутри, с очевидною целью добиться какого‑нибудь порядка». «Началось с того, что Колгу толасном замесили, потом желемка на баню тащили, потом в кошеле кошу варили» и совершали другие бессмысленные дела, из‑за которых даже два глупых найденных князя не пожелали «володеть» головотяпами, назвав их глуповцами. Но никак не мог народ сам собой устроиться. Непременно нужен был князь, «который и солдатов у нас наделает, и острог, какой следовает, выстроит!» Здесь сатирическому осмеянию подвергается «народ исторический», «выносящий на своих плечах Бородавкиных, Бурчеевых и т. п.», которому писатель, как он сам признавался, сочувствовать не мог.
Добровольно отдались головотяпы в кабалу, «воздыхали неослабляючи, вопияли сильно», но «драма уже совершилась бесповоротно». И началось притеснение и обворование глуповцев, доведение их до бунтов, выгодных правителям. А «исторические времена» для Глупова начались с вопля: «Запорю!» Но несмотря на резко критическое отношение к народной пассивности, покорности и долготерпению, автор в «Истории одного города» в других главах рисует облик народа проникновенными красками, особенно ярко проявляется это в сценах народных бедствий.
Стоит отметить, что в своем произведении автор не ограничивается показом картин произвола правителей и долготерпения народа, он раскрывает и процесс нарастания гнева угнетенных, убеждая читателей, что так дальше продолжаться не может: либо Россия прекратит свое существование, либо наступит такой перелом, который сметет с лица земли русской существующей государственный строй.

Справочный материал для школьника:

Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович - выдающийся русский писатель
Годы жизни: 1826-1889.
Наиболее известные труды и произведения:
Господа Головлевы
История одного города
Пошехонская старина
Убежище Монрепо
Годовщина
Добрая душа
Испорченные дети
Соседи
Чижиково горе

Данная повесть — «подлинная» летопись города Глупова, «Глуповский Летописец», обнимающая период времени с 1731 по 1825 г., которую «преемственно слагали» четыре глуповских архивариуса. В главе «От издателя» автор особенно настаивает на подлинности «Летописца» и предлагает читателю «уловить физиономию города и уследить, как в его истории отражались разнообразные перемены, одновременно происходившие в высших сферах».
«Летописец» открывается «Обращением к читателю от последнего архивариуса-летописца». Архивариус видит задачу летописца в том, чтобы «быть изобразителем» «трогательного соответствия» — власти, «в меру дерзающей», и народа, «в меру благодарящего». История, таким образом, представляет собой историю правления различных градоначальников.
В начале приводится глава доисторическая «О корени происхождения глуповцев», где повествуется о том, как древний народ головотяпов победил соседние племена моржеедов, лукоедов, кособрюхих и т.д. Но, не зная, что делать, чтобы был порядок, головотяпы пошли искать себе князя. Не к одному князю обращались они, но даже самые глупые князья не хотели «володеть глупыми» и, поучив жезлом, отпускали их с честию. Тогда призвали головотяпы вора-новотора, который помог им найти князя. Князь «володеть» ими согласился, но жить к ним не пошел, послав вместо себя вора-новотора. Самих же головотяпов назвал князь «глуповцами», отсюда и пошло название города.
Глуповцы были народом покорным, но новотору нужны были бунты, чтобы их усмирять. Но вскоре он до того проворовался, что князь «послал неверному рабу петлю». Но новотор «и тут увернулся: […] не выждав петли, зарезался огурцом».
Присылал князь и ещё правителей — одоевца, орловца, калязинца, — но все они оказались сущие воры. Тогда князь «…прибых собственною персоною в Глупов и возопи: „Запорю!“. С этими словами начались исторические времена».
Далее идёт «Опись градоначальникам в разное время в город Глупов от вышнего начальства поставленным», после чего подробно приводятся биографии «замечательнейших градоначальников».

Лекция, реферат. Картины природы в повести И. С. Тургенева «Ася» - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Оглавление книги открыть закрыть

Содержание
История в повести Н. М. Карамзина «Наталья, боярская дочь»
Образы животных в баснях И. А. Крылова
История государства Российского в баснях И. А. Крылова (тема Отечественной войны 1812 г.)
«История пугачевского бунта» и вымышленное повествование в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Маша Миронова – воплощение русского национального характера
Маша Миронова в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Емельян Пугачев ― исторический герой романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Народное восстание в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Три дня на воле (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри)
Откуда бежит Мцыри и к чему он стремится?
Почему не удался побег Мцыри?
Картины природы в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и их значение
Особенности композиции в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Жизнь уездного городка в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Образы чиновников в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Хлестаков ― главный герой комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Анализ сцены вранья в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (действие III, явление VI)
Анализ сцены дачи взятки в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (действие IV, явления III―IV)
Смысл немой сцены в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
«Смех – благородное лицо» в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Герой повести И. С. Тургенева «Ася». Как изменилось его отношение к жизни
«Русский человек на rendez vous» (Герой повести И. С. Тургенева «Ася» в оценке Н. Г. Чернышевского)
Ася – одна из тургеневских девушек (по повести И. С. Тургенева «Ася»)
Картины природы в повести И. С. Тургенева «Ася»
Кто виноват в страданиях героини? По рассказу Н. С. Лескова «Старый гений»
Русская действительность в рассказе Н. С. Лескова «Старый гений»
Нравственные категории в рассказе Л. Н. Толстого «После бала»
Почему Иван Васильевич нигде не служил? По рассказу Л. Н. Толстого «После бала»
Осень в лирике русских поэтов по стихотворениям М. Ю. Лермонтова «Осень» и Ф. И. Тютчева «Осенний вечер»
Весна в лирике русских поэтов по стихотворениям А. А. Фета «Первый ландыш» и А. Н. Майкова «Поле зыблется цветами»
Внутренний мир героя в рассказе А. П. Чехова «О любви»
Проблема положительного героя в рассказе М. Горького «Челкаш»
Пейзаж в рассказе М. Горького «Челкаш»
Челкаш и Гаврила по рассказу М. Горького «Челкаш»
«Прошлое страстно глядит в грядущее». Историческое прошлое России в цикле стихотворений «На поле Куликовском» А. А. Блока
Стихотворение А. А. Блока «Россия»
Пугачев – герой поэмы С. А. Есенина
Герой и восстание в оценке А. С. Пушкина и С. А. Есенина
Вещь в рассказе М. А. Осоргина «Пенсне»
Как принял Гринев завет отца? (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»). 1 й вариант

И литературы МАОУ лицей № 8 г. Томска

Швейцарский философ Анри Алигель не без основания считал, что пейзаж в искусстве представляет собой, прежде всего, состояние души художника. Бывают произведения, подчас даже не самые масштабные в наследии того или иного классика, в которых, однако, раскрываются многие идейные и творческие особенности писателя, звучат его любимые мысли, его восприятие обстоятельств и героев в них.

И. С.Тургенев был убеждён в том, что человек связан с природой «тысячью неразрывных нитей: он сын её». Об этом он позже скажет в рецензии на «Записки ружейного охотника» С. Т.Аксакова, но это убеждение возникает в самом начале поэтической деятельности - приобщение к жизни природы связывалось у него со стремлением к душевному равновесию. Писатель ратовал за «настоящие, тёплые и живые описания», в которых мельчайшие оттенки пейзажа подчинялись бы общему тону изображения, поэтому Тургенева привлекает природа уравновешенная, умиротворённая, кроткая, а не её стихийные, хаотические проявления, но, сколько скрытого драматизма содержат его пейзажные зарисовки - средство раскрытия характера персонажа. Повесть «Ася» стала таким произведением, в котором «история души человеческой», история любви дана через призму пейзажа. Являясь частью сюжетного строения, пейзаж играет здесь важную роль и в описании обстоятельств, происходящих в повести, кроме того, как и в поэзии, помогает понять внутренний мир Аси и господина Н. Н., выполняет функцию психологического параллелизма, и именно через описание пейзажа Тургенев передаст душевное и эмоциональное состояние главных героев.

Если у Ф. М.Достоевского пейзаж - это фон, на котором разворачиваются события, дополнительное средство для более выразительного изображения действующих лиц, то у Тургенева это, наряду с Асей и господином Н. Н., один из героев повести, другое «я» автора, помогающее понять и охарактеризовать внутренний мир, развитие души, характер персонажа. Писатель справедливо отмечал: «… везде видишь автора вместо природы; а человек только и силён тогда, когда он на неё опирается». Это замечание Тургенева - художника принципиально: не замещать природу собою, не уподоблять себе, а на неё опираться в поисках и обретении творческих сил.

В «Асе» формируется такого рода воззрение на природу, которое было бы «согласно с её истинным смыслом», а для этого нужно - «отделиться от самого себя и вдуматься в явления природы». Безусловно «живое наблюдение природы» - труднейший путь постижения её законов и единственно возможный для художника слова.

В начале повествования господин Н. Н. отделяет мир природы от мира людей, для него гораздо понятнее многообразие лиц: «… лица живые, человеческие лица – речи людей, их движения, смех – вот без чего я обойтись не мог», а вот природа для него непонятна, и на её красоту или таинственность он не может откликнуться, не может быть гармоничным ей. Примечательно и то, что герой не воспринимает окружающую красоту природы как единое целое, он не видит себя в ней – это красноречивая характеристика внутреннего содержания господина Н. Н., он явно не романтик, скорее, прагматичное и рациональное ему ближе.

Несмотря на скромность и непритязательность рейнского пейзажа, он величав и таинственен именно в своей простоте, хотя в толковании природы у Тургенева, множество отголосков народного понимания стихийных сил её, в которых нет «ничего ухищрённого и мудрёного». Пока только луна одиноко освещает и город, и господина Н. Н. Именно её свет в ночном небе отражается в спокойных водах Рейна. Не являясь частью природного мира, главный герой, тем не менее, любит смотреть на великую реку, а в будущем – в водной глади отразятся все перипетии его судьбы и любви. Не случайно упоминание о бумажном кораблике, который запускают местные ребятишки в большое плавание. Это символ любви господина Н. Н. и Аси, о которой пока ещё не говорится ничего, но предчувствие чего-то огромного и настоящего уже витает совсем близко.

Следующее утро молодого рассказчика, где господствует море солнечного света, шумного коммерша в саду и на улицах городка, наполненное весёлым шумом людей, «невинным кокетничаньем молодости» - всё это готовит появление той, чьим именем названа повесть.

Анна – Ася – «благодатная», «подарок бога», «рождённая заново» - значение имён не случайно. В дальнейшем автор всегда миловидную и грациозную Анну будет называть Асей, возможно, скоро её новое рождение, но какое: счастливое или… Смысл названий и имён у Тургенева всегда значителен. Не любящий русских за границей господин Н. Н. знакомится и сходится близко именно с русскими: «Мы живём за городом, - продолжал Гагин, - в винограднике , в одиноком домишке, высоко. У нас славно, посмотрите». Лейтмотив виноградника, впервые возникающий в этом контексте, а дальше сопутствующая ему узкая крутая тропинка – олицетворение отдалённости от всех, одиночества, жизненных испытаний главной героини, которые вскоре коснутся и господина Н. Н. Впоследствии этот лейтмотив станет главным и будет проходить через всё повествование.

Живописный контраст «алого тонкого света на зелёной лозе» зримо выделяет пока «холодное» сердце молодого рассказчика и буйную, живую, непосредственную в своей дикости Асю, получившую внешнюю атрибутику дворянки (шёлковое платье, проживание в господском доме, показное почтение слуг). Однако если говорить о психологии развития её души, то здесь девушка не была обделена. Мир природных сил и её чувств, эмоций всегда будут тесно соприкасаться. Ищущая, открытая для всего искреннего Ася найдёт отклик во всём окружающем её мире: «Рейн лежал перед нами весь серебряный, между зелёными берегами; в одном месте он горел багряным золотом заката. (…) Внизу было хорошо, но наверху ещё лучше: меня особенно поразила чистота и глубина неба, сияющая прозрачность воздуха. Свежий и лёгкий он перекатывался волнами…» Господин Н. Н. словно вновь открывает для себя всё, что вокруг него, но «прозрачность», сияние, чистота и глубина уже есть в Асе, в её будущем чувстве, и перекаты волн – это подвижность и изменчивость мятущейся героини, это те характерные черты натуры, которые поначалу будут тайной для молодого рассказчика, а разгадка окажется очень простой.

Вновь свет луны, освещающий и Рейн, и молодых людей, и жизненный путь, который для обоих не будет лёгким, свет, являющийся пророческим в судьбе Аси: «Я прыгнул в лодку и простился с новыми моими друзьями. Гагин обещал навестить меня на следующий день; я пожал его руку и протянул свою Асе; но она только посмотрела на меня и покачала головой. Лодка отчалила и понеслась по быстрой реке. Перевозчик, бодрый старик, с напряжением погружал вёсла в тёмную воду.

Вы в лунный столб въехали, вы его разбили! – закричала мне Ася».

Эта интересная и известная метафора, говорящая о будущей трагедии, о разбитой жизни и любви, является началом того «золотого моста через всю реку», который откроет душу и сердце господина Н. Н. для «пахучего воздуха», «свежести росы», « песен жаворонков», для всего того, чего раньше он не замечал. Пересечение героем реки – это предупреждение автора, наделённого богатым жизненным опытом, сам господин Н. Н., в силу возраста, ещё всего не понимает. Природа, живущая в унисон с Асей, теперь будет плавно вторгаться и в жизнь молодого рассказчика, мало того, но их общность осуществится и на уровне авторском, в том слое повествования, который равным образом принадлежит и рассказчику, и автору.

Дикая яблоня, крапива, акация – вот мир, окружающий Асю, понятный ей, частью которого она является; показателен и символ любви – ветка гераниума, брошенная из окна, словно возвращает нас в рыцарские времена; яркая, сочная сила чувства, которая со временем высохнет в буквальном смысле, но останется горьким напоминанием о той любви, которая встречается «раз в тысячу лет». Авторский взгляд оказывается гораздо глубже, герой-рассказчик выйдет к пониманию метафорической стороны событий только к финалу повести. Именно эта любовь всколыхнула душу господина Н. Н., и тот вдруг почувствовал «степной запах родины», увидел «грядку конопли» - и сразу возникла буря эмоций и мыслей в этом доселе весьма уравновешенном человеке: «Её степной запах мгновенно напомнил мне родину и возбудил в душе страстную тоску по ней. Мне захотелось дышать русским воздухом, ходить по русской земле». И сразу же рождается риторический вопрос: «Что я здесь делаю, зачем таскаюсь я в чужой стороне, между чужими?» - ответ на него нам понятен благодаря Асе, кроме того, это отправная точка его любви к героине. А ведь это и мысли самого И. С.Тургенева. Время создания повести – 1857 год, готовится реформа 1861 года, время непростых споров, мнений, тревог. Писатель не может оставаться в стороне и вводит в повесть биографию Аси, дочери крепостной, и всё это на фоне великолепной реки, воздуха, пропитанного лунным сиянием, звуками вальса, любовью. Повесть наполнена психологическими деталями, которые точны и кратки по форме, но содержат глубинную характеристику героев, а потому для автора есть возможность такого повествования о них, которое Н. Г.Чернышевский назовёт «тайной психологией», примечательно и то, что лучшие пейзажи повести связаны с душевными переживаниями и движениями героев, наполнены их внутренней жизнью: «Настроение моих мыслей приходилось как раз под стать спокойной природе того края» или «Вдали по Рейну бежал пароход. Мы принялись глядеть на него. (…) – Пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг,- продолжала она. – А то дни уходят, жизнь уйдёт, а что мы сделали?» Продолжение этих мыслей встретим у И. А.Бунина в «Чистом понедельнике».

Десятая глава – своеобразный Рубикон для молодого рассказчика, он открыт для любви, он желает её появления, и это чувство «всеобъемлющих желаний» вновь подчёркивают спокойные воды Рейна, звёздное небо, «шёпот ветра», и герой наблюдает за рекой, а уже плывёт в лодке вниз по течению, плывёт к чему-то долгожданному и, наверное, трагическому: «… тревога росла во мне самом».

Связь законов равновесия в природе с законами равновесия в произведении удивительна. Как есть свои изгибы, изломы, неожиданности, свои «вдруг» в природе, так они есть и в повести: переправа через Рейн, и первое и последнее любовное свидание закончилось традиционно – господин Н. Н. посчитал женитьбу на семнадцатилетней девочке, «с её нравом», глупостью, а «уж свататься в такую пору» (имеется в виду поздний вечер) – прямое нарушение светских условностей; « нужно дождаться следующего дня». Но следующий день не стал днём счастья, о котором, казалось, пел накануне соловей. Теперь уже любящий господин Н. Н. потерял свою любовь навсегда, открыв простую истину: «У счастья нет завтрашнего дня; у него нет вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день, а мгновенье».

Сразу же после публикации повесть стала центром внимания критиков. Н. Г.Чернышевский причислил Н. Н. к «лишним людям», обвинив в нравственной и общественной несостоятельности, П. А. Анненков, наоборот, увидел в подобном «слабом человеке» носителя основ нравственности и гуманности. Однако, оба критика заметили в тургеневском герое некоторую человеческую неполноту, слабость, безволие, не позволившие ему удержать любовь и стать счастливым.

Предпринятый анализ повести, рассматривающий роль пейзажа в раскрытии характера героя, позволяет глубоко понять структуру, а через неё и смысл произведения. Наше современное отношение к природе дополнено опытом сложных размышлений и творческих постижений И. С.Тургенева, одним из первых проникшего в диалектику трагедии и гармонии взаимосвязей человека и природы.

Литература:

Тургенев И. С. «Ася», Москва, «Детская литература» 1980. Куприн А. И. «Гранатовый браслет», Новосибирск, «Западно-сибирское книжное издательство», 1985. Чернышевский Н. Г. «Русский человек на rendez-vouz. Размышления по прочтении повести Тургенева «Ася». «Атеней» 1858.

Анненков П. В. «О литературном типе слабого человека (По поводу рассказа г-на Тургенева «Ася». «Атеней» 1858.