Проект средства музыкальной выразительности. Презентация на тему "средства музыкальной выразительности"


Идейное эмоциональное содержание музыкального произведения композитора передаётся с помощью средств музыкальной выразительности: мелодии, темпа, ритма, гармонии. Совокупностью всех этих средств создаются музыкальные образы, которыми пользуется балетмейстер.

Главная задача – единства образа слышимого и видимого.

Мелодия (от греческого пение, напев) – это одноголосное выражение музыкальной мысли, это основа музыки и в ней в первую очередь выражается замысел композитора. Она представляет собой одноголосную последовательность музыкальных звуков, находящихся в определённом соотношении по высоте и имеющих определённый темп и ритм.

Мелодия сама самостоятельна в отличие от других выразительных средств, способна воплощать определённые мысли и эмоции, передавать настроение. Мелодия всегда несёт в себе художественный образ. У мелодии есть свои законы, основной из них волнообразность, мелодическая линия имеет изгибы нарастания и спада. Совокупность движения мелодии вверх, вниз и на месте называется мелодическим рисунком.

Важные виды мелодического рисунка

1. Восходящее движение в мелодии, т.е. переход к более высоким звукам.

2. Нисходящее движение в мелодии, т.е. переход к более низким звукам.

3. Волнообразное движение мелодии, т.е. последовательность восходящих и нисходящих переходов.

Всякая мелодия существует во времени, она длится с временной природой музыки и тесно с ней связана. Одно из самых заметных её выразительных средств ТЕМП.

Темп – это скорость исполнения музыки. Темп обозначается в начале произведения.

Основная терминология:

Adagio – медленно

Andante – умеренно

Allegro – быстро

Для большей выразительности музыкального произведения применяется постепенно ускорение или замедление темпа.

Ashelerando – ускорение

Ritardando – замедление

Темп во многом определяет облик настроения музыки. Медленный темп выражает состояние покоя, неподвижности, созерцания. Средний темп достаточно нейтрален и встречается в музыке в разных настроениях. Быстрый темп встречается при передаче непрерывной устремлённости движений, может выражать чувство кипучей энергии, радости, светлого праздничного настроения. А может выражать драматизм.



Произвольно изменять скорость музыки произведения нельзя.

Откуда берётся ощущение темпа в мелодии?

Для ощущения темпа важны не все звуки, а лишь некоторые, более сильные и более тяжелые. Обычно в мелодии периодически на отдельных звуках возникают акценты, а между ними следующие звуки, более слабые.

Ощущение темпа зависит от того какое время проходит между ними соседними акцентированными звуками, т.е. какое время занимает такт в музыке. Темп музыкального произведения измеряется числом тактов в единицу времени (например, в минуту). Венский вальс – 60 тактов в минуту.

Организованность в музыке основана на определённом чередовании акцентов, ударных долей, это метроритмическая организация музыки (метр - мера) – это чередование сильных и слабых долей в такте, равномерное. Цифровое обозначение метра называется размером и ставится в начале нотной записи. Верхняя цифра (или первая) показывает количество долей в такте, нижняя или вторая какой длительности выражена доля в данном размере. Размеры бывают двухдольные (чётные) чередование одной доли ударной и одной неударной; трёхдольный (нечётный) чередование одной ударной доли и двух неударных долей. А также из сочетаний простых размеров образуются сложные размеры, например, четырёх дольные (сильная доля, слабая, относительно сильная и слабая).

Звук, на который приходится ударение (ударная доля) вместе споследующими ударами, безударными образуют такт – это отрезок времени от одной сильной доли до другой. В нотах такты определяются друг от друга вертикальными линиями.

Ритм – одно из главных выразительных средств музыки. Это последовательное сочетание музыкальных звуков различной длительности, т.е. соотношение долгих и кратких звуков.

Относительно друг от друга размеров не так много 2\4; 3\4; 4\4; 6\8.

А соотношение музыкальных длительностей бесчисленное множество, звуки записываются знаками (т.е. нотами, которые имеют разную длительность в звучании). Для обозначения длительности звуков к кружочкам добавляют палочки, штили, хвосты.

Целая нота «1и2и3и4и »

Половинная «1и2и »

Четвертная «»

Восьмая «и »

Шестнадцатая на «и » - два удара

Чередование звуков различных длительностей образуют ритмический рисунок мелодии. Он уже сам по себе может охарактеризовать некоторые жанры музыки.

Динамические оттенки – это изменение громкости звучания при исполнении музыкального произведения.

Динамические оттенки очень важны для передачи образов в музыке (например, колыбельная исполняется тихо, содержание такой музыки противоречит громкому звучанию, а тихое звучание противоречит праздничному маршу).

Динамические оттенки связаны с мелодическим рисунком, соответственно этому восходящее движение мелодии сопровождается усилением звучания, а нисходящее ослаблениям. В зависимости от динамичности оттенков музыкального произведения движения могут быть сильными и энергичными или мягкими и нежными, резко акцентированными или слитными или плавными.

К динамическим оттенкам музыки относится:

1. изменение силы звучания

2. постепенное замедление или ускорение темпа

3. плавное или прерывистое звучание мелодии

Перечисленные оттенки обозначаются итальянским термином:

Forte – громко

Piano – тихо

Crescendo – усиление

Diminuendo – ослабление

Ещё существуют такие понятия: «Мажор» музыка торжественная, праздничная, радостная, весёлая либо спокойная. «Минор» музыка драматическая, печальная.

Музыка и танец

1.Музыка имеет метрическую организацию, это даёт возможность так же организовать хореографическое произведение в определённые хореографические отрезки.

2.Музыка несёт образность, которую мы можем раскрыть средствами хореографии.

3.Музыкальное произведение имеет свою драматургию. Хореография следует за музыкальной драматургией и ориентируется на неё.

4.Музыка определяет жанр хореографического произведения его язык, форму.

На метроритмической организации музыки, основывается национальный колорит (своеобразие чего либо).

Темп в хореографическом произведении подчиняется темпу музыки, но может и не совпадать. Нужно добиваться образа видимого и слышанного замысла композиторского и балетмейстерского, сочетания слов и действия.

Взаимосвязь музыки и танца.

1.Танец около музыки – это когда музыка имеет своё содержание, а хореография своё. Неверное использование музыкального материала.

2.Танец на музыку. Музыка проста по драматургии, а хореография имеет качественность. Хореография выше музыки.

3.Танец под музыку. Музыка содержательна, а хореография бедна. Музыка выше хореографии.

4.Танец в музыку – это когда содержание и качество музыки совпадает с содержанием и качеством хореографии. К этому нежно стремиться.

Коркодинова Дарья Александровна
Должность: преподаватель музыкально – теоретических дисциплин
Учебное заведение: МАУДО "Детская школа искусств №3"
Населённый пункт: ХМАО – Югра, г. Нижневартовск
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Средства музыкальной выразительности"
Дата публикации: 05.10.2018
Раздел: дополнительное образование

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

Детская школа искусств №3 г. Нижневартовска

Конспект урока по «Слушанию музыки» 1 класс.

Тема: Средства музыкальной выразительности.

Выполнила: педагог музыкально – теоретических дисциплин

Коркодинова Дарья Александровна.

Г. Нижневартовск 2018

Цель урока: Формирование и усвоение новых знаний.

Задачи урока:

Образовательные: 1. Ознакомление детей с различными средствами музыкальной

выразительности

2. Умение отличать средства музыкальной выразительности

3. Применять полученные знания на других занятиях (хор,

сольфеджио, спец. инструмент)

Воспитательные: 1. Формирование навыков слушания музыки

2. Формирования навыков анализа музыкальных произведений (в

соответствии с возрастом)

3. Воспитание эстетических и эмоциональных чувств.

Развивающие: 1.Развитие эмоционального восприятия.

2. Развитие воображения, памяти, мышления.

3. Развитие слухового внимания и музыкальную память.

План урока.

Организационный момент

Объяснение нового материала

Домашнее задание

Ход урока

Организационный момент.

Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами познакомимся с музыкой по

подробнее. А знаете ли вы, что помогает музыке быть такой красивой и

разной? Знаете ли вы, что такое средства музыкальной выразительности?

Давайте разберемся!

Объяснение нового материала.

Музыка, по словам древнегреческого философа Платона, придает жизнь и

веселье всему существующему в мире, является воплощением того

прекрасного и возвышенного, что есть на земле.

Когда мы с вами слушаем музыку, мы прежде всего чувствуем ее общий

характер или настроение. Но с помощью чего это передается? (ответы

С помощью средств музыкальной выразительности. Это маленькие

помощники музыки, их много, и они разные. Давайте же с ними

познакомимся.

Мелодия – это то, без чего музыка существовать не может. Это основная

мысль, зерно музыки. Мелодия бывает разной: если мы ее можем спеть,

то она вокальная. Давайте попробуем спеть песню «Два веселых гуся».

Получилось? (Да). Значит мелодия в этой песне – вокальная, давайте это

Другой вид мелодии – полная противоположность вокальной. Если

мелодию сложно или невозможно спеть, то такая мелодия называется

инструментальной. Давайте сейчас послушаем музыкальное

произведения под названием «Баба-яга» композитора Лядова и

попробуем спеть мелодию. Ну как? Получилось? (Нет) Значит это мелодия

Инструментальная. (записываем)

Есть еще один вид мелодии называется кантилена. Это очень протяжная,

свободная и красивая мелодия. Яркий пример такой мелодии являются

русские народные протяжные песни. (Слушаем р.н.п. «По зорюшке, заре»)

И последний вид мелодии очень необычный. Называется речитатив. Это

пение, которое приближённо к разговорной речи. (Слушаем Римского –

Корсаково «Речитатив Марфы») (записываем)

Мелодия всегда связанна с другим средством выразительности, без

которого она не может существовать – это РИТМ. Ритм – это чередование

различных длительностей (Показываю хлопками). Именно он обладает

способностью влиять на характер музыки. Например, если музыка

лирична и напевна, то ритм ровный, спокойный, а если взволнованная, то

ритм прерывистый, а иногда и скачкообразный. (записываем)

Так же в музыке важен ЛАД – это то, что предает настроение (веселое или

грустное). Лад бывает мажорный и минорный. (Показываю на

инструменте). Давайте запишем, и немного порисуем. Минорный лад

мы нарисуем как тучу, а мажорный как яркое солнышко.

Не менее важный ТЕМП в музыке. Темп – это скорость музыкального

произведения. Он бывает быстрым (аллегро), умеренным (анданте) и

медленным (адажио). (записываем)

Еще одно средство музыкальной выразительности – ТЕМБР. Тембр – это

окраска звука. Именно из-за тембра мы можем отличить голос мамы, от

скажет слово «музыка» и мы послушаем, отличается ли у нас тембр голоса

или нет. (проговариваем) Отличается? (ответы детей) Конечно да, ведь

Регистр – высота звука. Регистр бывает высокий, средний и низкий.

(показываю на фортепиано). Например, если я захочу изобразить мышку

на фортепиано, в каком регистре мне лучше это сделать? (в высоком).

Правильно, а если я захочу показать большого медведя? (в низком).

Совершенно, верно. А кошка мяукает в каком регистре? (в среднем).

Давайте поиграем? Я буду играть мелодии в разных регистрах, а вы будете

угадывать какое животное сейчас говорит. (играем, а затем записываем

регистры)

Это основные средства выразительности, но есть еще и дополнительные,

которые делают музыку более выразительной и чарующей. Это фактура –

строение звуковой «ткани». Например, если музыкальное произведение

состоит только из одной мелодии, то такая фактура называется

гомофонной, а если таких мелодий несколько, и они равные между собой,

то такая фактура называется полифонической. Это не единственные виды

фактур, их гораздо больше, но про них я вам расскажу на следующих

Существуют еще штрихи – способ извлечение звука и динамика – сила

звука. А знаете ли вы откуда произошло название нашего инструмента

«фортепиано»? Оно состоит из двух слов «forte» - громко и «piano» - тихо.

Ну ка ребята, подскажите, как переводится фортепиано? (Громкотихо).

Именно так переводится имя нашего любимого инструмента.

Итог

Благодаря сочетанию всех вышеперечисленных средств музыкальной

выразительности и появляется прекрасная музыка.

Давайте попробуем теперь с вами услышать все эти средства в

произведении Чайковского «Новая кукла».

Напишите в тетради все средства музыкальной выразительности в

столбик, послушайте произведение и выберите правильный вариант для

каждого из средств. (слушаем и анализируем)

А теперь подведем итог и разгадаем музыкальный кроссворд!

Домашнее задание

Прослушайте ваше произведение по специальности и попробуйте

самостоятельно проанализировать его. А на этом наш урок подходит к

концу, всего доброго, до свидания!

Слайд 2

СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ (СМВ) – ЭТО ТО, С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО КОМПОЗИТОР СОЗДАЕТ МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ И ВЫРАЖАЕТ СВОЮ МЫСЛЬ

Слайд 3

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

1. МЕЛОДИЯ
2. РИТМ
3. ТЕМП
4. ТЕМБР
5. ДИНАМИКА
6. ЛАД
7. РЕГИСТР
8. ЖАНР, ТИП
9. ШТРИХИ
10. ФОРМА

Слайд 4

Слайд 5

мелодия «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»

Со–лны –шко всхо – дит и не –бо свет – ле – ет, при –

ро – да про – сну – лась и у – тро при – шло.

Слайд 6

РИТМ – (от греческого «МЕРНОЕ ТЕЧЕНИЕ») ЧЕРЕДОВАНИЕ ДОЛГИХ И КОРОТКИХ ЗВУКОВ

Слайд 7

Музыкальных темпов, так же как и ритмов огромное количество.Есть медленные, средние и быстрые

  • Медленные:adagio
  • Средние:moderato
  • Быстрые:allegro

ТЕМП – (от латинского «ВРЕМЯ») СКОРОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Слайд 8

Одно и тоже произведение, исполненное на разных инструментах, будет звучать по-разному.

Слайд 9

Узнай инструмент по тембру

Слайд 10

Для яркого исполнения музыкального произведения выделяют 2 основных вида динамики (f иp) и 2 вспомогательных (cresиdimin)

ДИНАМИКА

ДИНАМИКА – (от греческого «СИЛА») ГРОМКОСТЬ В МУЗЫКЕ

Слайд 11

  • Динамические оттенки
  • f (форте) - ГРОМКО
  • р (пиано) - ТИХО

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДИНАМИКИ

Слайд 12

Динамические оттенки

  • КРЕЩЕНДО (cres) - УСИЛЕНИЕ
  • ДИМИНУЭНДО (dimin) - ОСЛАБЛЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ДИНАМИКИ

Слайд 13

  • ЛАД
  • МАЖОР (dur) – СВЕТЛО, РАДОСТНО, ЯРКО
  • МИНОР (moll) – ГРУСТНО, ПЕЧАЛЬНО
  • Слово «ЛАД» - славянское. Ладой древние славяне звали златокудрую богиню мира, красоты и любви.

РАЗЛИЧАЮТ ДВА ОСНОВНЫХ ЛАДА:

Слайд 14

РЕГИСТР – ВЫСОКИЕ, СРЕДНИЕ ИЛИ НИЗКИЕ ЗВУКИ

Слайд 15

Слайд 16

ШТРИХИ – ПРИЁМЫ ИСПОЛНЕНИЯ МУЗЫКИ РАЗЛИЧАЮТ ДВА ОСНОВНЫХ ПРИЁМА ИСПОЛНЕНИЯ МУЗЫКИ:

  • ЛЕГАТО (legato) -СВЯЗНО
  • СТАККАТО (staccato) - ОТРЫВИСТО
  • Слайд 17

    Слайд 18

    • ЛЕГАТО
    • СТАККАТО
  • Слайд 19

    ФОРМА – ПОСТРОЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

    Слайд 20

    Простейшие формы музыкальных произведений:

    • I – ЧАСТНАЯ ФОРМА
    • II – ЧАСТНАЯ ФОРМА
    • III –ЧАСТНАЯ ФОРМА
    • РОНДО
    • ВАРИАЦИОННАЯ
  • Слайд 22

    II – частная форма

    Чаще всего данную форму называют «песенной», т.к. именно в этой схеме написано большинство песен (запев-припев).Части произведения ярко выражены и отличаются друг от друга.

    Слайд 23

    III – частная форма

    Данная форма произведений чаще всего используется композиторами в больших музыкальных произведениях. В ней тоже 2 темы, но они образуют схему «слойки»

    1 мелодия (А)

    2 мелодия (В)

    (А-В-А) или (А-В-С)

    3 мелодия (С)

    Слайд 24

    Рондо– в переводе с итальянского языка «движениепо кругу».Эта форма музыки возникла очень давно и сначала использовалась в поэзии. Постепенно она стала употребляться и в музыке. В рондо основная мелодия может повторяться много раз, но между ее повторениями вставляются совершенно разные мелодии.

    Основная мелодия (рефрен)

    Дополнительные мелодии (эпизоды)

    Слайд 25

    Вариации

    Вариации – изменение. Самая оригинальная и необычная форма музыки.В этой форме также всего 1 мелодия, которая постоянно изменяется.

    Посмотреть все слайды

    Мир музыки богат и разнообразен. Чтобы увидеть красоту этого мира, нужно научиться понимать музыку, изучить музыкальный язык и разобраться в средствах музыкальной выразительности .

    Когда мы слушаем музыку, затрагивающую струны нашей души, мы не анализируем ее, не раскладываем на отдельные составляющие. Мы слушаем, сопереживаем, радуемся или печалимся. Для нас музыка – единое целое. Но чтобы лучше понять произведение, нам следует иметь представление об элементах музыки и о выразительных средствах музыки.

    Музыкальные звуки

    Музыкальные звуки, в отличие от шумовых звуков, имеют определенную высоту и длительность, динамику и тембр. К музыкальным звукам применимы понятия метр и ритм, гармония и регистр, лад, темп и размер. Все эти элементы – средства музыкальной выразительности.

    Элементы музыкальной выразительности
    Мелодия

    Иногда мы ловим себя на мысли, что в голове у нас звучит навязчивый мотив, или мы напеваем понравившуюся песенку. В этих случаях звучит мелодия – одноголосно выраженная музыкальная мысль. Звучащая без аккомпанемента мелодия может быть самостоятельным произведением, например, народные песни. И характер этих песен разнообразен – от грустных, скорбных, печальных до веселых, удалых. Мелодия – основа музыкального искусства, в ней, как уже было сказано, выражается музыкальная мысль.

    У мелодии есть свои законы строения. Мелодия складывается из отдельных звуков, но между этими звуками существует взаимосвязь. Звуки могут быть разными по высоте – низкими, средними, высокими. Они могут быть долгими и короткими. Если в основе мелодии долгие, выдержанные звуки, то мелодия звучит неторопливо, повествовательно. Если мелодию составляют короткие звуки, она превратится в подвижное, стремительное и кружевное полотно.

    Лад

    Есть звуки устойчивые и неустойчивые. Устойчивые звуки звучат ясно, они опорные, а неустойчивые – звучат настойчиво. Остановка мелодии на неустойчивом звуке требует продолжения и перехода в устойчивые звуки. Или как говорят: неустойчивые звуки стремятся перейти в звуки устойчивые. Взаимосвязь неустойчивых и устойчивых звуков — основа музыкальной речи. Соотношение неустойчивых и устойчивых звуков образует лад . Лад определяет порядок, систему и превращает ряд звуков в осмысленную мелодию.

    Ладов в музыке много, на самые распространенные – мажорный и минорный лады. От лада зависит характер мелодии. Если мелодия в мажоре – она бодрая и веселая, если же в миноре – звучит грустно и печально. Мелодия может быть напевной, а может быть декламационной, похожей на человеческую речь – речитатив.

    Регистры

    По характеру звучания звуки делятся на регистры – верхний, средний, нижний .

    Звуки среднего регистра звучат мягко и полнозвучно. Низкие звуки – мрачные, гулкие. Высокие звуки – светлые и звонкие. С помощью высоких звуков можно изобразить щебет птиц, капель, рассвет. Например, у Глинки в песне «Жаворонок» в высоком регистре рояля звучит мелодия с короткими длительностями, мелкими украшениями. Эта мелодия напоминает птичьи переливы.

    С помощью низких звуков мы можем изобразить медведя в малиннике, раскаты грома. Мусоргский, например, очень правдоподобно изобразил тяжелую повозку в пьесе «Быдло» из «Картинок с выставки».

    Ритм

    Мелодии присущ порядок не только по звуковысотности, но и по времени. Соотношение звуков по длительности называется ритмом . В мелодии мы слышим, как чередуются долгие и короткие звуки. Ровные звуки в спокойном темпе – мелодия плавная, неторопливая. Разнообразные длительности – чередование долгих и коротких звуков – мелодия гибкая, прихотливая.

    Ритму подчиняется вся наша жизнь: ритмично бьется сердце, ритмично наше дыхание. Ритмично чередуются поры года, сменяются день и ночь. Ритмичны шаги и стук колес. Равномерно движутся стрелки часов и мелькают кадры фильма.

    Движение Земли определяет ритм всей нашей жизни: в сутках 24 часа – за это время Земля совершает оборот вокруг своей оси. А один оборот вокруг Солнца Земля совершает за год.

    Есть ритм и в музыке. Ритм – важный музыкальный элемент. Именно по ритму мы можем различить вальс, польку, марш. Ритм может быть самым разнообразным благодаря чередованию длительностей – долгих или коротких.

    Метр

    При всем разнообразии ритма отдельные звуки в мелодии – ударные, более тяжеловесные и появляются через равные промежутки времени. В вальсе, например, мы слышим чередование – раз, два, три. И зрительно ощущаем поворот кружащейся в танце пары. А когда движемся под звуки марша, мы чувствуем равномерное чередование – раз, два, раз, два.

    Чередование сильных и слабых долей (ударных и более легких безударных) называется метром . В вальсе мы слышим чередование трех долей-шагов – сильной, слабой, слабой – раз, два, три. Доля – это быстрота счета, это равномерные удары-шаги, выраженные, в основном, четвертными длительностями.

    В начале произведения указывается размер произведения, например, две четверти, три четверти, четыре четверти. Если размер три четверти, то это означает, что в произведении будут постоянно повторяться три доли-удара: первая – сильная, ударная, вторая и третья – слабые, безударные. И каждая доля-шаг будет равна четвертной длительности. А в каком темпе будут двигаться доли-шаги — композитор указывает в начале произведения – медленно, быстро, спокойно, умеренно.

    Сегодня мы поговорили о средствах музыкальной выразительности – мелодии, ладе, регистрах, ритме и метре. разберем музыкальные средства выразительности: темп, гармонию, нюансы, штрихи, тембр и форму.

    До встречи!

    С уважением, Ирина Анищенко

    СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

    Музыка - язык звуков. Разные элементы музыкального языка (высота, долгота, громкость, окраска звуков и т.д.) помогают композиторам выражать различные настроения, создавать разные музыкальные образы. Эти элементы музыкального языка также называют средствами музыкальной выразительности. Всего их 10:

    регистр 6. метр

    тембр 7. лад

    темп 8. гармония

    динамика 9. фактура

    ритм 10. мелодия

    1. РЕГИСТР

    Регистр – это часть диапазона, определенная высота звучания голоса или музыкального инструмента.

    Различают - высокий регистр (легкое, воздушное, прозрачное звучание),

    Низкий регистр (серьезное, мрачное или юмористическое звучание).

    2. TЕМБР

    Тембр – особая окраска звуков, характер звучания разных голосов или музыкальных инструментов. Голоса людей, муз.инструменты имеют различную окраску

    Звучания. У одного инструмента тембр – прозрачный, у другого – теплый и мягкий, у третьего – яркий и пронзительный.

    Meццо-сопрано

    ^ Хор - большой коллектив певцов (не менее 12 человек), подобный оркестру в инструментальной музыке.

    Типы хора:

    мужской (плотный, яркий тембр),

    женский (теплый, прозрачный тембр),

    смешанный (полнозвучный, богатый, яркий тембр),

    детский хор (светлый, легкий тембр).

    Группы инструментов симфонического оркестра.

    Инструменты в оркестре распределяются по своим семьям - музыканты называют их оркестровыми группами. Их в оркестре четыре:

    Стунные инструменты

    Деревянные духовые инструменты

    Meдные духовые инструменты
    ^ Ударные инструменты
    Скрипка

    Валторна

    Виолончель

    Контрабас

    Колокольчики и др.

    Темп – это скорость движения музыки во время исполнения произведения.

    Метроном – прибор для отсчитывания длительностей в нужной скорости (напр., 108 четвертных нот в минуту). Указывает исполнителям точный темп произведения. Изобретен австрийским механиком Мельцелем.

    Основные группы темпов:

    М е д л е н н ы е темпы

    Выражают в музыке покой, сдержанность, раздумье, боль.

    У м е р е н н ы е темпы

    Связаны с неторопливым движением, умеренной активностью.

    3.
    ^ Б ы с т р ы е темпы
    Представляют радость, волнение, энергию, игривость, юмор.

    О с н о в н ы е в и д ы темпов:

    М е д л е н н ы е темпы

    У м е р е н н ы е темпы
    ^ Б ы с т р ы е темпы
    Largo - широко

    Andantino - немного быстрее, чем Andanto

    Allegro - быстро

    Lento - протяжно

    Adagio - медленно

    Moderato - умеренно

    Vivace - живо

    Grave - тяжело

    Presto - очень быстро

    Andante - довольно медленно, спокойно

    Allegretto - немного медленнее, чем Allegro

    Prestissimo - в высшей степени быстро

    Изменения темпа в произведении:

    ^ Постепенное з а м е д л е н и е темпа (обычно в конце произведения, ощущение успокоения)
    Постепенное у с к о р е н и е темпа (обычно в средних разделах произведения, нарастание взволнованности)

    ^ Ritenuto - удерживая Accelerando - ускоряя
    Ritardando - запаздывая

    Animando - воодушевляясь

    Allargando - pасширяя

    Stringendo - ускоряя, торопясь

    Возвращение к первоначальному темпу - а tempo, Tempo primo

    Уточняющие понятия:

    Piu - более

    meno - менее

    non troppo - не слишком

    molto assai - очень, весьма

    subito - внезапно,неожиданно

    poco - немного

    poco a poco - понемногу, мало-помалу

    4. ДИНАМИКА

    Динамика - это степень громкости исполнения музыкального произведения.

    Приглушенная динамика связана со спокойными, светлыми либо щемяще грустными настроениями.

    Сильная динамика выражает энергичные, активные либо напряженные образы.

    Основные обозначения динамических оттенков:

    Piano pianissimo

    предельно тихо

    очень тихо

    не очень тихо

    не очень громко

    громко

    очень громко

    Forte fortissimo

    предельно громко

    Обозначения и з м е н е н и я силы звучания:

    Crescendo - cresc. - усиливая

    Sforzando - sforc., sfc., sf.- внезапно усиливая

    Subito forte - sub.f. - внезапно громко

    Diminuendo - dim. - уменьшая, ослабляя звук

    Decrescendo -decresc. - ослабляя

    Smorzando - smorc. - замирая

    Morendo - morendo - замирая

    Нарастание динамики связано с усилением напряжения, подготовкой

    К у л ь м и н а ц и и. Динамическая кульминация - это вершина нарастания динамики, высшая точка напряжения в произведении.

    Ослабление динамики рождает ощущение разрядки, успокоения.

    Ритм – это последовательность звуков одинаковой или разной длительности.

    Разные по длительности звуки объединяются в ритмические группы, из которых складывается ритмический рисунок произведения.

    ^ Виды ритмических рисунков:

    Повторение одинаковых длительностей в произведениях медленного или умеренного темпа создает спокойный, уравновешенный образ.

    В произведениях быстрого темпа - этюдах, токкатах, прелюдиях – повторение одинаковых длительностей (часто встречаются шестнадцатые длительности) придает музыке энергичный, активный характер.

    Чаще встречаются ритмические группы, объединенные нотами разной длительности. Они образуют разнообразные ритмические рисунки.

    Реже встречаются следующие ритмические фигуры:

    Пунктирный ритм (характерен для марша, танца) - обостряет, активизирует движение.

    Синкопа - перемещение акцента с сильной тактовой доли на слабую. Синкопа создает эффект неожиданности.

    Триоль - деление длительности на три равные части. Триоли придают легкость движению.

    Остинато – многократное повторение одной ритмической фигуры.

    М е т р – это равномерное чередование сильных и слабых долей такта (пульсация).

    В нотной записи метр выражается в размере (верхняя цифра размера указывает, сколько долей в такте, а нижняя - какой длительностью выражена доля метра в данном размере), и тактах (т а к т - отрезок времени от одной сильной доли до следующей доли равной силы), отделенных между собой тактовыми чертами.

    ^ Основные типы метра:

    Строгий метр

    сильные и слабые доли такта чередуются

    равномерно

    Свободный метр

    акценты распределяются неравномерно, в современной музыке может не указываться размер или отсутствовать деление на такты

    ^ Двухдольный метр - одна сильная и одна слабая тактовые доли (/-) напр., полька или марш.

    Трехдольный метр - одна сильная и две слабые тактовые доли (/--), напр., вальс.

    Полиметрия – одновременное сочетание двухдольного и трехдольного метра.

    Переменный метр - меняется на протяжении произведения.

    В зависимости от количества сильных долей метры бывают:

    Простые – имеющие только одну сильную долю (двухдольные, напр. 24или трехдольные, напр. 34 или 38).

    Сложные - сочетание простых одинаковых метров (только двухдольных, напр. 44 = 24 + 24 или только трехдольных, напр. 68 = 38 + 38).

    Смешанные – сочетание метров разного (двухдольного и трехдольного) типа (напр., 54 = 24 + 34, или 34 + 24, либо 74 = 24 + 24 +34 и др.).

    Язык поэзии также метрически организован. Сочетание сильных и слабых слогов в стихотворном метре называется с т о п а.

    Cтихотворные стопы:

    ^ Д в у х дольные стопы

    Т р е х дольная стопа

    Хорей (/ -)
    Ямб (- /)
    Дактиль (/ - -)

    ^ Бу-ря мгло-ю

    не-бо кро-ет.

    В ле-су ро-ди-лась е-лоч-ка

    Слы-шу ли го-лос твой

    звон-кий и лаc-ко-вый

    Характерные метроритмические особенности некоторых танцев:

    Полька - 24 , ритмические группы с шестнадцатыми нотами.

    Вальс - 34 , аккомпанемент с акцентом на первой доле.

    Марш - 44 , пунктирный ритм.

    Задания и вопросы:

    1. Найди и выпиши из стихотворений примеры стихотворных стоп!

    Ямб: Хорей: Дактиль:

    2. Какие типы метра и какой особый метрический прием использовал латышский композитор Ромуалд Калсoнс при обработке латышской народной песни «Аr meitām dancot gāju»?

    ..................................................................................................................................................

    ^ Р. Калсонс. Обработка лат. нар. песни “Ar meitām dancot gāju”

    3. Раздели следующие нотные примеры на такты в размере 24 и34, затем сыграй или спой:

    4. Дополни текст!

    Колыбельные песни обычно исполняются в.................................. темпе и........................................ динамике, а марши - в.............................................. темпе и.............................................. динамике. Исключение составляют траурные марши, темп которых всегда............................................, а динамика -............................... .

    5. Какие слова по-русски произносятся с данными окончаниями:

    ..............………….джo, ........................... чe, ....................... шендо?

    Подумай:

    если non troppo = не слишком, то Allegro non troppo = ...............................................................

    если marcia (читается: марча) = марш, то Marciale = ...............................................................

    если assai, = очень, то Lento assai =..............................................................................................

    7. Успокоительные лекарства называются транквилизаторами, что может означать Tranquillo? .......................................................

    8. Brio - это название чистящего средства, что может означать Con brio? ...........................................................

    9. Что может означать Tempo di marcia, Tempo di valsе, Tempa di polca?

    .................................................................................................................................................................

    10. Что может означать Brillante, Grazioso, Energico?.........................................................

    ....................................................................................................................................................................

    11. С помощью словаря музыкальных терминов переведи с итальянского языка слова в этом маленьком рассказе!

    Скоро закончится pause перед уроком маткматики. Класс molto agitato. В начале

    piano, затем poco a poco crescendo звучат голоса учеников. Новый maestro математики

    одному из наших одноклассников energico e risoluto сообщил, что сейчас нас ожидает

    piccolo контрольная работа. Так subito!

    "Я вчера даже не открывала свой libretto," doloroso e lacrimoso протянула наша отличница.

    "Ну, задания будут ведь non troppo pesante," успокаивает ее одноклассница.

    "Ерунда," grazioso e scherzoso прощебетала prima donnа нашего классa. "Я ему улыбнусь так dolce e amoroso, что он даже забуде про контрольную!"

    "Ну bravo!" furioso e feroce чеканит староста класса. "У учителей нет права на такие

    subito контрольные! Удираем! Prima volta, - обойдется! Ну - Vivo, Presto, accelerando..."

    Aх, слишком поздно! Fermata! Уже alla marcia шагом festivo входит наш

    Maestro. "Пожалуйста, tutti по местам," deciso e marcato звучит его голос. И урок

    начинается... Oh, mamma mia, с контрольной работы...

    Л а д – это система звуков, различных по высоте и тяготеющих друг к другу.

    Тоника – это главный устойчивый звук лада, к которому тяготеют все остальные. Устойчивые звуки лада образуют тоническое трезвучие – главный устойчивый аккорд лада.

    ^ Гаммa – это звуки лада, раположенные в поступенном - восходящем или нисходящем - порядке от тоники в пределах октавы.

    Toнальность – это лад с определенной тоникой.

    Лады могут состоять из разного количества звуков:

    трихорд - лад, состоящий из трех звуков.

    тетрахорд - лад, состоящий из четырех звуков.

    пентатоника - лад, состоящий из пяти звуков.

    семиступенные лады (мажор, минор, старинные лады).

    Главные лады:

    ^ Лады без полутонов

    Семиступенные лады

    Лады с двумя и более полутонами подряд

    Трихорд – лад в диапазоне кварты, состоит из большой секунды и малой терции.

    Пентатоника - лад из пяти звуков, расположенных по большим секундам и малым терциям. Другое название этого лада – «китайская гамма», т.к. он часто встречается в восточной музыке).

    Целотонный, или увеличенный лад – лад из 6 звуков, каждый из которых отстоит от соседнего на один (целый) тон. Они не создают взаимных тяготений и поэтому производит странное, фантастическое впечатление. В русской музыке впервые применил М.И. Глинка в опере «Руслан и Людмила» для характеристики Черномора. Отсюда другое название этого лада – «гамма Черномора».

    Мажор – лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие. Лад светлой, радостной окраски.

    ^ Mинор - лад, устойчивые звуки которого образуют минорное трезвучие. Лад темной, печальной окраски.

    Переменный лад (лад, в котором имеются два устойчивых трезвучия):

    Параллельные (напр.

    Дo мажор – ля минор)

    Одноименные (напр.

    Соль мажор - соль минор) лады.

    Старинные лады – похожи на современные мажор или минор, но отличающиеся от них отдельными ступенями -

    миксолидиский, лидийский, фригийский, дорийский)

    Хроматический лад – лад, в котором наряду с основными ступенями есть повышенные или пониженные на полтона ступени (встречается в музыке 20 века).

    8. ГАРМОНИЯ

    В переводе с греческого harmonia означает созвучие.

    ^ Гармония – это объединение звуков в различные созвучия (аккорды) и их последовательности.

    Главный элемент гармонии - это аккорд – одновременное сочетание трех и более разных по высоте звуков.

    Виды аккордов:

    ^ По количеству звуков:

    По интервальному строению:

    Трезвучия – аккорды из трех звуков. Виды трезвучий: мажорное, минорное, уменьшенное, увеличенное.

    Септаккорды – аккорды из

    четырех звуков и т.д.

    Аккорды секундового строения (кластеры)

    Аккорды терцового строения (трезвучие, септаккорд)

    Аккорды квартового строения (квартаккорды)

    Аккорды квинтового строения (квинтаккорды).

    В классической музыке гармония благозвучна (опирается на консонансы), в основном используются аккорды терцовой структуры.

    В современной музыке гармония может звучать резко (такие резкие созвучия называются диссонансами), бывает весьма сложной, широко используются необычные созвучия – одновременное сочетание секунд, кварт, квинт и других интервалов.

    Задания!

    Подпиши данные аккорды!

    2. По ключевым знакам определи возможные тональности и по образцу первого такта напиши оба трезвучия (мажора и параллельного минора)!

    3. Найди в нотах (например, в учебнике по сольфеджио) и выпиши нотные примеры в различных ладах:

    В мажорном ладу:

    В минорном ладу:

    4. Определи тональность и вид лада!

    5. Определи тональность этих мелодий (впиши в рамочку), в скобках напиши устойчивые звуки, отметь, где есть a) поступенное движение по звукам, б) движение по устойчивым звукам, в) опевание устойчивых ступеней!

    6. Сыграй и спой старинную латышскую народную песню и напиши, как называется ее лад!

    7. Выпиши звукоряд этой мелодии! Отметь ступень, которая отличает этот лад

    (миксолидийский) от натурального Соль мажора!

    9. ФАКТУРA

    Фактура – это склад, вид изложения музыкального произведения (лат. fakturo - обработка).

    Основные элементы фактуры: мелодия, аккомпанемент (сопровождение), бас (нижний голос), средние голоса.

    Любая одноголосная мелодия (сольная или унисонная), напр., народная песня.
    Гомофония Полифония
    Многоголосный склад музыки, в котором один голос является главным (мелодия), а остальные (аккомпанемент) его сопровождают. Разновидностью гомофонной фактуры является аккордовый склад музыки, в котором мелодия ритмически объединяется с сопровождением.

    Полифония (греч. poly-много, phone-звук) - одновременное сочетание нескольких самостоятельных голосов (мелодий).
    ^ Основные виды полифонии
    Имитационная п. - (лат. Imitatio - подражание) повторение в другом голосе или у другого инструмента только что прозвучавшей мелодии (темы).

    Напр., канон, фуга или инвенция

    Контрастная п. - одновременное звучание разного типа мелодий. Напр., в средние века объединяли три различных мелодий с разным текстом.
    ^ Основные виды фактуры:

    Формы имитационной полифонии:

    Канон - музыкальная форма, в которой все голоса исполняют одну и ту же мелодию, вступая поочередно.

    Фугетта (ит. fughetta - маленькая фуга) – простая, меньшего объема фуга для органа или фортепиа

    ^ Вопросы и задания!

    1. Изучи данные нотные примеры и определи вид фактуры - впиши в окошки буквы правильных ответов: А – мелодия с аккомпанементом, B – полифонная фактура или C – аккордовая фактура!

    А) Сыграй эту знаменитую песенку с сопровождением, внимательно вслушиваясь в гармонию, а затем найди и исправь неправильную гармонию!

    ........ ......... ............. .... ........ ............. ..... .... .......

    б) Определи фунции аккордов в аккомпанементе (Т, S или D), подпиши их и разучи мелодию с сопровождением в четырех различных видах фактуры!

    Роберт Шуман

    Фортепианный цикл «Альбом для юношества »

    ^ ПЕРВАЯ УТРАТА

    1. а) Прослушай внимательно пьесу и опиши характер музыки! .................................

    ................................................................................................................................................

    б) Охарактеризуй различные элементы музыкального языка:

    Лад - .........................................................................................................................

    Темп - ........................................................................................................................

    Динамика - ..............................................................................................................

    Гармонии (консонансы или диссонансы)- ...........................................................

    Фактура - ...............................................................................................................

    ^ СМЕЛЫЙ НАЕЗДНИК

    Прослушай пьесу и опиши характер музыки! .............................................................

    .............................................................................................................................................................

    В пьесе три раздела (A B A). Вслушайся и определи какой лад

    а) в начале пьесы (в первом разделе А) – .......................................................................

    Б) в середине пьесы (В) ....................................................................

    В) в заключительном разделе (А) ....................................................................

    Что еще изменилось в среднем разделе пьесы? ...........................................................

    Выбери и обведи правильный ответ на вопрос «Какая фактура была использована композитором в этом произведении?»

    А) полифоническая фактура,

    Б) аккордовая фактура,

    В) мелодия с аккомпанементом.

    Слушай музыку и помечтай! Опиши свою мечту!

    ............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

    Выучи тему пьесы наизусть!

    10. MЕЛОДИЯ

    Мелодия – это музыкальная мысль, выраженная одноголосно. В переводе с греческого языка означает “пение, песня”.

    Мелодия – это основа музыки, “душа музыки”, важнейшее средство музыкальной выразительности.

    Элементы мелодии:

    Мелодическая линия (или рисунок мелодии). Это г л а в н ы й компонент мелодии. Повторение одного звука нельзя считать мелодией, она образуется из звуков различной высоты.

    Диапазон (объем мелодии)

    Интонации (особые последовательности звуков)

    Другие черты мелодии являются самостоятельными элементами музыкального языка: ритм, метр, лад, гармония, динамика и др.

    Виды мелодической линии:

    Восходящая мелодическая линия

    Создает впечатление подъема, нарастания напряжения.

    Нисходящая мелодическая линия

    Создает впечатление спада, снятия напряжения - разрядки.

    Волнообразная мелодическая линия

    Движение в одном направлении не бывает длительным. Обычно происходит смена направлений движения. Образуется волнообразный рисунок мелодии.

    Ровная (малоподвижная) мелодическая линия

    Характерна для вокальной музыки. В ее основе - секундовые интонации. В быстром темпе создает впечатление текучести, нарастания энергии; в медленном - ощущение скованности, скорби.

    Скачкообразная мелодическая линия

    Характерна для инструментальной музыки. Скачок – ход мелодии на широкий интервал Восходящие скачки придают мелодии беспокойный характер. Дальнейшее плавное движение, заполняющее скачок, создает впечатление успокоения.

    Эти основные виды мелодической линии обычно сменяют друг друга, образуя разнообразные мелодии.

    Д и а п а з о н, т.е. объем мелодии также имеет большое значение для выразительности мелодии:

    Мелодии узкого диапазона (не превышают кварту) – уравновешенные, сдержанные.

    Мелодии широкого диапазона – эмоциональные, напряженные.

    Мелодическая в е р ш и н а – самый высокий звук мелодии. Бывает т р е х видов:

    Вершина - кульминация

    Точка, момент наивысшего напряжения в развитии мелодии. За кульминацией обычно следует ослабление напряжения, спад, который выражается в нисходящем направлении движения мелодии.

    Вершина – источник

    Мелодия начинается с самого высокого звука. Напряженная мелодия постепенно становится более спокойной.

    Вершина – горизонт

    Мелодия заканчивается самым высоким устойчивым звуком. Такие мелодии как будто тают, растворяются в воздухе.

    Ин т о н а ц и и в мелодии.

    Интонация в з д о х а (интервал нисходящей секунды) придает мелодии грустный, жалобный характер.

    Интонация в о п р о с а (восходящий скачок).

    Восклицательная ф а н ф а р н а я интонация (устойчивая кварта или движение мелодии по звукам трезвучия) придает мелодии энергию, активность, бодрость.

    Интонация л и р и ч е с к о й с е к с т ы (обычно это скачок с V на III ступень) придает мелодии широту, напевность звучания (большая секста в мажоре) либо скорбный, щемящий характер (малая секста в миноре).

    Выразительность мелодии во многом связана с ладом и гармонией.

    Ладовая основа мелодии:

    Мелодия в м а ж о р е звучит светло.

    Мелодия в м и н о р е звучит печально.

    Мелодия в с т а р и н н о м ладу звучит необычно - архаично.

    Мелодия в п е н т а т о н и к е звучит спокойно, часто связана с образами природы.

    Лады с у в е л и ч е н н о й с е к у н д о й придают мелодии восточный колорит.

    Гармоническая основа мелодии:

    Повторение мелодии с новыми гармониями может изменить ее настроение.

    Опора на звуки тонического трезвучия подчеркивает устойчивость, стабильность мелодии.

    Использование диссонирующих интервалов привносит в мелодию напряжение.

    Мелодия, образованная из аккордовых звуков имеет сдержанный, уравновешенный характер.

    Мелодия, образованная из неаккордовых звуков - звуков, не входящих в состав аккорда. Эти звуки образуют гаммообразное, поступенное движение, придают мелодии вокальный характер, певучесть.

    Основные способы звукоизвлечения мелодии – ш т р и х и:

    Legato (связно) делает мелодию певучей, выразительной, плавной.

    2. Non legato (не связно) делает мелодию спокойной, сдержанной.
    ^ 3. Staccato (отрывисто) делает мелодию озорной, забавной.

    Определить вид мелодической линии в данных мелодиях!

    Найти, подчеркнуть в этих мелодиях характерные интонации и подписать их названия!

    А) ..........................................................................

    Allegretto Л. ван Бетховен. 6 симфония. Тема 5 части

    б) ......................................................... ^ Ф.Шопен. Ноктюрн

    в) ......................................................... В.А.Моцарт. Реквием. Lacrimosa

    П.И.Чайковский (1840-1893)

    Фортепианный цикл «Времена года»

    Июнь (Баркарола)

    Баркарола (от итал. слова barca – лодка) – это песня лодочника.

    Найди и определи по нотному примеру

    Обозначение темпа - ....................................................

    Размер -...................................................

    Тональность - .............................................

    Динамические оттенки - .........................................

    Прослушай пьесу и ответь на вопросы!

    А) только в верхнем

    Б) в верхнем и среднем

    .........................................................................................................................................................

    Подчеркни три элемента музыкального языка, которые по твоему мнению лучше всех помогают созданию настроения музыки: размер, лад, регистр, тембр, темп, динамика, фактура!

    Охарактеризуй выбранные элементы! .............................................................................

    ...........................................................................................................................................................

    Выучи начальную мелодию пьесы! Выполни задания!

    Диапазон этой мелодии – от звука............ до звука................ .

    В мелодической линии этой мелодии (выбери правильный ответ!)

    А) только поступенное движение в одном направлении

    Б) много скачков

    В) волнообразное движение

    Октябрь (Осенняя песня)

    Характеризуй общее настроение музыки! ......................................................................

    ..........................................................................................................................................................

    Отметь наиболее характерную интонацию в мелодии!

    А) фанфарная интонация

    Б) интонация вздоха

    В) нет характерных интонаций

    Какие элементы музыкального языка, на твой взгляд, больше всего помогают созданию настроения в музыке? Охарактеризуй их! .....................................................

    ......................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

    Выучи начальную тему пьесы!

    Определи диапазон этой мелодии! ....................................................................................

    Мелодическая линия этой мелодии (отметь правильный ответ!)

    А) малоподвижная, ровная, в ней нет широких скачков,

    Б) преобладает поступенное нисходящее движение, которое чередуется со скачками,

    В) неуравновешенная, изломанная.

    Линией изобрази рисунок мелодии и отметь каким-нибудь ярким цветом кульминацию!

    Подпиши названия инструментов по-русски!

    Группы музыкальных инструментов

    Струнную группу –

    основу симфонического оркестра составляют четыре смычковых инструмента разного размера, но схожей конструкции. У каждого из них имеется по четыре струны.

    Скрипка - самый высокий и виртуозный инструмент в своей группе. Появился в Италии в 16 веке, заменив виолу. Знамениты семьи итальянских скрипичных мастеров из города Кремона – Страдивари, Амати и Гварнери.

    Альт – чуть больше скрипки, имеет менее яркий тембр и звучит чуть ниже. Только с 19 века стал использоваться как сольный инструмент.

    Виолон­чель – инструмент большого размера, на котором играют сидя, держа его между колен, при этом он опирается на специальный металлический шпиль. Звук виолончели густой, певучий. Напоминает по тембру человеческий голос. Поэтому часто виолончелям поручается исполнение широких напевных мелодий, хотя может звучать и виртуозно.

    Контрабас - самый низкий инструмент, звучит глуховато на октаву ниже виолончелей и в два раза боль­ше них. На контрабасе играют или стоя, или сидя на специаль­ной высокой табуретке.

    В группу деревянных духовых входят:

    Флейта - самый высокий и подвижный из этих инструментов. Она может забираться в высочайший, «птичий» регистр. Иногда композиторы изображают флейтой пение птиц. Флейта- пикколо - высокая разновидность флейты]

    Гобой - тоже высокий инструмент своеобразного «носо­вого» тембра. На нём очень красиво звучат медленные, певу­чие мелодии, но в быстрых пассажах он не угонится за флей­той. Тембр гобоя немножко похож на тембр зурны - восточ­ного духового инструмента. Иногда композиторы используют гобой для подражания восточной музыке.

    ^ Английский рожок - низкий, альтовый го­бой

    Кларнет - инструмент альтового регистра. Он «с харак­тером»: может быть мягким и «бархатным», а иногда вдруг сорвётся на резкий крик. Умеет он играть и быстрые пассажи, они у него «журчат». Это «журчание» часто используют в «морских» и «речных» музыкальных «картинах».

    Существуют также кларнет-пикколо - высокая разновидность кларнета и

    бас-кларнет - низ­кая разновидность кларнета

    Фагот - самый низкий и «неповоротливый» инструмент в этой семье. Как и гобой, он хорошо умеет петь красивые мелодии, но только «мужским» голосом и только в середине своего диапазона. Чем выше он забирается, тем более хрип­лым и «сорванным» становится его голос. А в глубоких басах он приобретает мощь, но теряет красоту и звучит комично. Фагот используют и в печальной медленной музыке, и в за­бавных музыкальных шутках.

    Контрафагот - са­мый низкий инструмент этой группы.

    Саксофон – по конструкции похож на кларнет, однако сделан из металла. Сконструирован в 19 веке французским мастером Саксом. Бывает различных размеров от высокого сопранового до низкого басового. Отличается специфическим тембром – певучим, полным. В основном используется в джазовой музыке.

    Группа медных духовых:

    Валторна – произошла от охотничьего рога. Для более громкого звучания его стали удлинять, а для удобства при игре – скручивать Постепенно количество витков росло – так возникла валторна. Очень важный инструмент в оркестре. Мягкий, благородный звук валторны может передавать различные настроения. Валторне часто поручаются сольные эпизоды.

    Труба – самый высокий инструмент в своей группе. Имеет яркий, звонкий, блестящий тембр. Часто солирует. В симфонический оркестр труба вошла в 18 веке.

    Тромбон – известен с 16 века, но в оркестр вошел только в 18 веке. Имеет выдвижную тонкую изогнутую трубку – кулису – с помощью которой меняется высота звука. Тембр яркий – светлый и мужественный в высоком регистре, а на низких нотах мрачный, даже зловещий. Технически очень подвижный инструмент, его особый эффект глиссандо (скольжение) – неисполнимый ни на одном другом духовом инструменте, достигается плавным движением кулисы.

    Туба – самый большой и низкий инструмент медной группы. Играет роль баса – основы всего звучания оркестра. Тембр – массивый, суровый. Звучность может быть очень сильной и грозной.

    Группа ударных инструментов:

    Без определённой высоты звука:

    С определённой высотой звука:

    боль­шой барабан

    малый барабан

    колокола

    ксилофон

    треугольник

    виброфон

    кастаньеты

    тамтам и др.

    колокольчики и др.

    Среди ударных инструментов главенствуют литавры. Как и валторны в медной семье, литавры самые старшие в семье ударных. В отличие от барабанов, тарелок они имеют опреде­лённую высоту звука. Кожа, натянутая на котёл, настраивает­ся на конкретную ноту. В оркестре ис­пользуется несколько литавр, по-раз­ному настроенных. Чаще всего три. Литавры используются только иног­да, в особых местах - очень громких или особо красочных. А в паузах ли­таврист может не спеша перестроить свои инструменты.

    В большинстве классических симфоний литаврами и огра­ничивается ударная семья. Другие ударные иногда вводились для особых целей. Например, в Военной симфонии Гайдна барабаны и тарелки подражают военному оркестру. Но уже в XIX веке ударные военного оркестра - боль­шой и малый барабаны, тарелки, бубен (тамбурин), треугольник - становят­ся постоянными членами симфонического оркестра. К ним же присоединяется и огромный тамтам – огромный бронзовый диск, который подвешивается к раме, а ударяют в него колотушкой, обтянутой войлоком. Это всё инструменты без определённой высоты звука.

    Многочисленные ударные инструменты, давно известные в народной музыке разных стран и континентов, вошли в со­став симфонического оркестра XX века. Это и испанские кастаньеты, и латиноамериканские маракасы, и африканские том-томы и многие другие. В некоторых со­временных симфонических партитурах ударная группа чуть ли не самая многочисленная.

    Кроме литавр иногда в оркестр включают и другие ударные инструменты с определённой высотой звука. Например, оркестровые колокольчики, которые похожи на детский металлофон. Только колоколь­чики играют все звуки хроматической гаммы, и пластинки на них располагаются в два ряда - как белые и чёрные клавиши фортепиано. А есть ещё и большие трубчатые колокола. На металлическом каркасе подвешены такие же металлические трубки разной длины. Если ударить по такой трубке молотком, раздастся густой звон, очень по­хожий на колокольный. У каждой трубки своя высота, поэтому на таких колоколах можно отстучать мелодию. Гонг в отличие от там-тама также издает звук определенной высоты. В XX веке к этим инструментам добавились:

    Ксилофон – состоит из деревянных брусков разной величины, которые составляют звукоряд из нескольких октав. На нем играют двумя маленькими молоточками. Тембр его пронзительный – сухой и щелкающий.

    Виброфон - сделан как ксилофон, но не с деревянными, а металлическими пластинками и имеет подвешенные книзу резонаторные трубки. Вибрирующий (колеблющийся) характер его звука достигается электрическим двигателем. Изобрели в 20 веке в Америке.

    Маримба - разновидность ксилофона более низкого диапазона. Маримба родом из Африки. Только там она имеет не металлическ