Правильное оформление визиток: простые правила. Визитка: оформление, размеры, изготовление


Ольга Балашова

В бизнесе, как правило, используется два вида визитных карточек - деловые и представительские. Деловая визитная карточка сообщает Ваши персональные данные, ее передают при уже состоявшемся знакомстве. Однако, если Вы хотите представить только компанию, то есть в личном контакте на данный момент не заинтересованы (а также при регистрации на различных деловых мероприятиях, конференциях, выставках), Вы можете воспользоваться представительской карточкой. Она содержит название, адрес и телефон компании.

1. Правила оформления визитных карточек.

Желательно придерживаться следующих правил:

Размер визитки должен составлять приблизительно 5x9 см. Все визитницы, как правило, имеют стандартный размер, и правила бизнес-этикета не рекомендуют выходить за эти рамки. Визитные карточки должны быть напечатаны на плотной бумаге или на тонком картоне. Бумага должна быть дорогой и качественной - не стоит на этом экономить.

Фон визитной карточки должен быть светлым, а буквы - темнее основного фона (ни в коем случае не наоборот!). Ф. И. О. следует печатать прописными буквами, должность - строчными. Помимо визитной карточки на русском у Вас может быть визитка на иностранном языке. Не обязательно делать две отдельные карточки: деловой этикет допускает двусторонние визитки. На деловой визитной карточке должны быть указаны Ваши Ф. И. О., должность, почтовый адрес компании, телефон (при необходимости - мобильный телефон, а также номер факса и телекса, телефон секретаря), e-mail. Наличие на карточке двух-трех номеров телефонов создает впечатление, что у Вас серьезная фирма, но учтите, что все указанные контакты должны быть активны. Логотип компании на правильно оформленной визитке занимает не более 1/4 площади.

2. Что полагается писать на визитных карточках от руки.

Определенную информацию следует писать на визитках только от руки - в левом нижнем углу. Это касается ситуаций, когда Вы не вручаете визитную карточку лично, а присылаете ее по какому-либо поводу (например, вместе с поздравлением по случаю праздника, значимого события или в ответ на поздравление), а также если Вы пришли к кому-либо на встречу, но она по тем или иным причинам не состоялась. Приведенные ниже буквы - стандартная международная символика (начальные буквы французских слов), которую понимают во всех цивилизованных странах1:

p. r. (pour remercier) - выражение благодарности;

p. f. (pour feliciter) - поздравление;

p. f. N. A. (pour feliciter a 1"occasion du Nouvel an) - поздравление с Новым годом;

p. f. c. (pour faire connaissance) - выражение удовлетворения знакомством;

p. p. (pour presenter) - заочное представление;

p. p. c. (pour prendre conge) - прощание в связи с окончательным отъездом из страны пребывания, когда не наносится прощальный визит; р. с. (pour condoleances) - выражение соболезнования. В менее официальных случаях на визитных карточках можно делать и другие надписи, но при этом обязательно следует писать о себе в третьем лице (например, «Иван Петров поздравляет»).

3. Правила обмена визитными карточками.

Визитную карточку принято вручать лично, но в отдельных случаях (см. выше) Вы можете передать ее с курьером или шофером. Если Вам прислали визитную карточку, не стоит отвечать на нее телефонным звонком: не исключено, что Ваш партнер воспользуется этим, чтобы обсудить свои проблемы. И тогда Вам придется вести деловой разговор, к которому Вы можете оказаться не готовы.

По правилам делового этикета первым визитную карточку вручает тот, чье должностное положение ниже. Если же партнеры находятся на одном должностном уровне, первым вручает карточку тот, кто моложе. Если должностное положение и возраст примерно одинаковы, то очередность вручения визиток непринципиальна. Принимая гостя из другой страны, хозяева вручают визитки первыми. При этом в Японии, Китае и Корее визитные карточки передают двумя руками. Давая визитную карточку, поверните ее таким образом, чтобы Ваш визави мог сразу прочитать текст. Приняв карточку, прочитайте вслух фамилию, имя и отчество ее владельца, чтобы убедиться в их правильном произношении.

Во время переговоров визитные карточки положите перед собой, разместив их в том же порядке, в каком сидят партнеры. Это поможет Вам сориентироваться, если Вы вдруг забудете чье-либо имя. Но ни в коем случае нельзя вертеть в руках или мять чужие визитные карточки, а также делать на них пометки - это может восприниматься как неуважение к собеседнику.

Список литературы

Журнал «Генеральный директор» март 2007

Визитка - неотъемлемая часть имиджа любого предпринимателя. Это не только реклама ваших товаров и услуг, но и лицо компании, поэтому к изготовлению данного бизнес-инструмента стоит подойти со всей ответственностью, а мы вам в этом поможем.

Визитка - не рекламный буклет

Об этом стоит помнить каждому человеку, собирающемуся изготовить собственные карточки для сотрудников своей компании или себя лично. Обратите внимание на то, какого формата будет будущая визитка. Примеры размеров разнообразны, но стоит остановить выбор на стандарте 5 на 9 сантиметров. Этого будет вполне достаточно, чтобы разместить важную информацию, не "взорвать мозг" будущего клиента ненужными мелочами и поместить карточку в самый компактный бумажник.

Информации должно быть минимум. Лаконичность и информативность, то есть телефон и адрес компании, чем вы занимаетесь, имя и фамилия сотрудника, должность. Все. Не стоит впихивать информацию о всех ваших товарах и услугах, перечислять имена сотрудников и тем более впихивать карту проезда к вашему офису. Большинство таких перегруженных визиток оказываются в ближайшей урне, не успев согреться в руке будущего клиента.

Разнообразие языков

Одним неверным решением может быть напрочь испорчена визитка. Примеры неправильных визиток - это внесение на них информации на разных языках. Если вы решили привлекать клиентов из других стран или у вас имеются бизнес-партнеры в различных государствах, то не пожалейте средств на изготовление партии карточек для иностранцев.

Печатая на одной визитке на разных языках, вы испортите репутацию компании и будете известны как алчные люди. В бизнесе такого не следует допускать, чтобы процветать, а не завалить все дело неправильным "лицом компании".

Радуга цветов

Еще не так давно визитки были более модными, если имели в своей графике множество цветов. Дело в том, что даже 10 лет назад использование цветного принтера было показателем статуса. Сейчас такой метод не актуален, и пришла эра минимализма. Она коснулась всего, включая карточки с информацией о предприятии.

Только взглянув на примеры визиток (фото ниже) с неправильным подбором цветовой гаммы, хочется зажмурить глаза, ведь кажется, что держишь в руках не деловую информацию, а танцующий цыганский табор. Мало кто захочет сотрудничать с такой компанией, в визитках которой нет смысла и вкуса.

Запомните три правила элегантной карточки: минимализм, лаконичность, информативность. Это касается и цветов, выбранных для оформления. Используйте гамму красок вашей компании (если есть), следите за тем, чтобы все тона были сочетаемы. Визитки, примеры дизайна которых правильные, имеют не более трех-четырех цветов, полностью гармонирующих друг с другом.

Также цвет шрифта должен быть деловым - черным. Нельзя на каждой строке писать новым оттенком, даже если вы предлагаете купить краски.

Как расположить элементы?

Визитки, примеры оформления которых вызывают восхищение, отличаются расположением всех элементов.

Чтобы карточка стала по-настоящему рабочей, закажите несколько видов распечатанных визиток, только так вы сможете определить их недостатки. Возьмите в одну руку телефон, а в другую - информативную "бумажку", потом поменяйте их местами. Если в каком-либо случае контакты были закрыты пальцем, то измените расположение элементов.

Логотип фирмы стоит размещать в верхнем углу, а можно и вовсе от него отказаться, чтобы не захламлять информационный вид.

Материалы для визиток

Быть исключительно картонной не обязана визитка. Примеры материалов для изготовления: кожа, дерево, пластик, резина, экзотическая основа и прочие. Все зависит от вашей фантазии. Но учтите момент: сырье для изготовления карточек должно соответствовать направлению деятельности вашей компании. Будет неэтично раздавать визитки, выполненные из кожи животного, когда вы занимаетесь сбором благотворительных средств для спасения редких видов зверей.

Компании, занимающиеся изготовлением визитных карточек, предлагают массу вариантов нанесения шрифта: это и вышивка, и выжигание, и простое нанесение информации красками. Чтобы основа карточки гармонировала с методом нанесения на нее букв и цифр, хорошо подумайте, выбирая то или иное предложение оформления.

Пример правильной визитки: профессиональное изготовление

Чтобы не прослыть жлобом и не уважающим партнеров по бизнесу человеком, никогда не занимайтесь изготовлением визиток самостоятельно. Понятно, что все гонятся за экономией, но она не должна касаться репутации компании.

Сейчас во всех офисах стоят принтеры для цветной печати, и можно подумать, что есть вероятность изготовить карточки самостоятельно. Если вы не профессиональный дизайнер, то не беритесь создавать, распечатывать и тем более вырезать визитки ножницами. Это плохое качество, возможная безвкусица, неправильность оформления. В итоге сэкономили два рубля, а потеряли миллион, упустив клиентов. Заказывайте визитки у профессионалов.

Визитница для делового человека

Если вы считаете, что выделить деньги на приобретение визитницы для хранения карточек - пустая затрата, то сильно ошибаетесь. Вам лично понравится, если получите визитку от человека, который достал ее из заднего кармана брюк? Думается, что не очень. Во-первых, это неэтично. Во-вторых, карточка будет в ужасном состоянии.

За день человек может несколько раз присаживаться. Таким образом, визитки мнутся и затираются, теряя весь свой вид. Карманы курток тоже не способны сохранить первоначальный вид карточки, поэтому стоит для их хранения приобрести визитницу. Она не только сохранит в целости "лицо компании", но и подчеркнет стиль делового человека.

Визитка, примеры оформления которой мы вам предоставили, должна стать бизнес-инструментом для привлечения клиентов и партнеров, поэтому не жалейте средств на ее изготовление!

Стандартная визитка изготавливается на картоне белого цвета. Предпочтительнее, чтобы поверхность карточки была матовая, а не глянцевая. Выбор бумаги зависит от корпоративного стиля компании, а также от ее возможностей. В любом случае визитка с достаточной плотностью бумаги – залог успеха, ведь такая карточка производит более благоприятное впечатление, кроме того, она не так быстро помнется и порвется.

    Размер. Российский стандарт размера – 90 × 50 мм (при этом сверху, снизу, слева и справа – пустые поля по 5 мм). Идеально правильным, европейским стандартом считается размер 85 × 55 мм, но на практике большая часть визиток изготавливается именно по первому размеру, на этот стандарт рассчитано большинство визитниц. Для корпоративных или фирменных визиток возможен больший размер – 105 × 75 мм. При этом визитная карточка женщины (когда речь идет о личной, супружеской или семейной визитке) несколько меньше – 80 × 40 мм, а визитная карточка молодой девушки – еще меньше (исключением является Великобритания: там визитные карточки женщин больше).

    Цвет. Фон деловой визитки не должен быть цветным. Таковым может быть логотип компании в соответствии с ее корпоративными цветами или, соответственно, цветной герб.

    Наиболее выигрышным и рекомендуемым является классический черно-белый вариант. Чем ближе к этому альянсу цветовая гамма визитной карточки, тем легче читать надписи на ней, соответственно, тем легче воспринимается и запоминается текст визитки.

    Цвета могут быть приближены к черно-белой гамме в разумных пределах, но это никак не красный и коричневый, белый и желтый или голубой и серый.

    Компании с красочным логотипом должны осторожно выбирать цвет фона визитки: не все цвета уместны, не все сочетания допустимы. Оформление личных, семейных, а также корпоративных визиток носит более демократичный характер. При их изготовлении допустимо использовать различного цвета шрифт и фон, а также картинки, рисунки, фотографии.

    Шрифт. Использование в визитке нескольких шрифтов отвлекает от нужной информации и мешает созданию стиля, в целом лимит шрифтов – не более двух. Шрифт должен быть легко читаем. Имя, как правило, выделяется полужирным шрифтом большего размера. Лучше не использовать (даже для личных визиток) сложные готические и декоративные шрифты. Курсивный шрифт также может оказаться неуместным, если, например, у владельца редкая и труднопроизносимая фамилия или если карточка составлена на иностранном языке. Наличие рамок и завитушек на визитке не допускается деловым этикетом.

    Информация, представляемая на визитке, включает три основных блока:

    Имя владельца, которое должно зрительно выделяться от названия компании и контактов. Встречаются случаи, когда на визитной карточке не указывают отчество (это зависит от норм и стандартов компании в случае деловой визитки или же от самого человека – в случае личной).

    Логотип, герб, флаг, т.е. изображение фирменного стиля компании/учреждения.

    Контактная информация. Если вы размещаете на визитке юридический адрес предприятия и его фактическое место нахождения, они должны находиться на некотором расстоянии друг от друга. На визитках, которые вы предположительно будете вручать иностранным коллегам, не стоит использовать сокращения: ул., корп., стр. и т.д.

Как нам объяснила менеджер полиграфической фирмы «Глобал Маркетинг» Марина Матвеева, хотя в России и принят стандартный размер визитной карточки 9 х 5 см, наравне с ними ходит и много визиток европейского фасона (8,5 х 5,5 см). Ты, конечно, можешь заказать себе карточку, с трудом вмещающуюся в карман, но она быстро затеряется, так как ее не будут хранить вместе с остальными.

Текст должен быть удобочитаемым: прямые черные буквы на белом фоне - и никаких готических шрифтов, курсива или вязи. Избегай игры с цветом. Это не таблица для проверки зрения у железнодорожников. Богатая палитра допускается только в логотипе фирмы. «ФИО всегда печатают немного крупнее и жирнее остального текста», - говорит Марина. Особенно если фамилия редкая и труднопроизносимая с первого раза (например, Иванов).


Если использования только жирного шрифта тебе мало, отдельные части текста можно выделить тиснением фольгой, конгревом (выпуклая печать) и термоподъемом (объемные буквы, поднимающиеся на 0,5–1 мм над поверхностью карточки). Выбери что-нибудь одно. Эклектика превратит визитку в винегрет, да и обойдется дороже.

Не пытайся втиснуть в ограниченное пространство картонного прямоугольника все свои анкетные данные и краткую биографию. Сведения должны ограничиваться твоим именем, должностью, местом работы, телефонами и e-mail"ом для связи. Впрочем, если ты надеешься, что твоей визиткой будут зачитываться, номинируют на «Букера», а в последствии экранизируют, можешь даже издать ее в двух томах и снабдить оглавлением и перекрестными ссылками.


Одно время было принято писать адрес сайта фирмы, дабы показать, что компания идет в ногу с современными веяниями. Сейчас это делать уже необязательно, разве что твоя контора занимается веб-дизайном и т. п.

Запомни сокращения, которые используются при посылке визитки и пишутся в левом нижнем углу. Сокращения заимствованы из французского, так что тебе придется оставить перевод на оборотной стороне или заранее объяснить, что все это значит.

a.c. (avec compliment) – приветствие. Прилагается к букету цветов, подарку или подозрительному тикающему свертку, оставленному в часовом магазине.

p.r. (pour remercier) – выражение благодарности. Спасибо, которое можно положить в карман.

p.f. (pour fete) – выражение наилучших пожеланий. Обычно высылается по случаю дня рождения, когда некогда искать поздравительную открытку.

Не застав дома хозяев, принято оставлять визитную карточку с загнутым левым верхним углом. (Если хозяева дома, но, гады, не открывают, загибается угол двери. Или визитка пережевывается и замок забивается полученной бумажной массой. Впрочем, последние два совета носят факультативный характер и к исполнению необязательны.)

Часто на обратной стороне печатается информация на другом языке. Это снижает затраты на производство визиток в два раза, но не соответствует деловому этикету. Если деньги тебе дороже международной репутации, хотя бы напиши свои имя и фамилию в соответствии с существующими правилами транскрипции.

Особо коварны следующие буквы: Ж (ZH), У (U), Х (KH), Ц (TS), Щ (SHCH), Ы (Y), Э (Е), Ю (IU), Я (IА).


Одна из сторон карточки должна остаться чистой, чтобы в случае чего там можно было сделать какую-либо запись. Поэтому не поддавайся порыву заказать себе ламинированную или пластиковую визитку, хотя ковырять в зубах ею намного удобнее.

Визитная карточка – это неотъемлемая часть деловых отношений в современном мире. Визитками всегда обмениваются бизнес-партнеры во время своей первой деловой встречи. Можно даже сказать, что визитка является атрибутом деловой этики. К примеру, в бизнес-среде принято протягивать визитную карточку после того, как Вам вручил ее партнер. Если же у Вас с собой нет визитки, то извинитесь и скажите, что при первой возможности отправите ее по почте. Огромную роль визитка имеет в привлечении потенциальных партнеров. Поэтому, если даже в этот раз заключить договор не получилось, оставляйте свою визитную карточку.

Как должна выглядеть визитка?

К оформлению визитных карточек выдвигается ряд требований , которые нужно соблюдать.

Требования к оформлению визиток:

  • обратная сторона визитки должна быть пустой, чтобы там можно было написать необходимую дополнительную информацию
  • на визитной карточке не стоит печатать свой домашний адрес и телефон, так как она является исключительно лицом той компании, которую Вы представляете. Если есть желание, можно указать свой домашний телефон, написав его на обратной стороне визитки. Благодаря этому доверие партнера к Вам существенно возрастет
  • на визитной карточке должны находиться такие элементы, которые относятся непосредственно к Вашей компании
  • на визитке необходимо указать полное название предприятия, должность работника, его фамилию, имя и отчество, адрес компании, рабочий телефон, факс, электронный адрес, официальный сайт
  • размер визитки составляет 90*50 см

Стоит ли проявлять креативность при оформлении визитки?

Конечно, хочется сделать так, чтобы именно визитка Вашей компании выделялась среди остальных. Как же этого добиться? Сразу отметим, что не стоит менять форму визитки . Она должна быть прямоугольной. В противном случае, ей может не найтись места в стандартной визитнице бизнес-парнера. А вся Ваша оригинальность останется незамеченной. Поэтому строго придерживайтесь норм.

Не экспериментируйте с большим количеством цветов. В деловой среде принято, чтобы визитная карточка сочетала в себе не более трех цветов . Хотя, в реальности можно встретить такие визитные карточки, на которых представлены все цвета радуги. Но обычно эти визитки делаются не для крупных компаний, а для магазинов, парикмахерских, такси и прочих небольших организаций.

Если же Вы намерены придерживаться деловой этики, то используйте классические цвета. Лучше всего, не экономьте на качестве бумаги. Несмотря на то, что дизайн Вашей визитки будет простым, качество бумаги должно быть таким, чтобы она не потеряла свой первозданный вид спустя короткое время.

Как нужно обменивать визитными карточками?

Визитками принять обмениваться, если Вы друг друга видите впервые. Самый оптимальный момент – это начало переговоров . Визитку нужно подавать человеку так, чтобы он с легкостью смог разглядеть сразу то, что на ней написано. Например, в Японии визитную карточку вручают и получают двумя руками, чтобы подчеркнуть свое глубокое уважение.

Если Вы отправляете своему партнеру пакет документов, то можно в письмо вложить несколько визитных карточек. В том случае, если визитка передается третьим лицом, то по правилам загибается левый уголок.

Как видим, оформление визитных карточек и их использование в бизнес-среде является довольно-таки тонким вопросом, который требует детального изучения.