Тесты для проверки «остаточных» знаний студентов по курсу «Русское устное народное творчество. Литературная викторина «По страницам фольклора


Описание работы . Данное мероприятие может быть проведено учителями начальной школы в качестве урока внеклассного чтения или приуроченного к изучению раздела «Устное народное творчество».

Цели : прививать интерес к чтению, учить выразительно и внимательно читать, обогащать словарный запас учащихся, развивать интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, приобщить детей к народной культуре; развивать внимание, память, творческие способности, воспитывать любовь к книге, воспитывать художественный вкус, учиться работать в команде, заинтересовать детей в изучении данного материала.

Оборудование : раздаточный материал, выставка книг, рисунков учащихся, образцы дымковской, богородской игрушек; изображение музыкальных инструментов, картинки с изображением русских народных костюмов, русские народные костюмы для исполнения танца, музыкальное сопровождение, наклейки-награды для команд, пазлы, аудио-запись русских народных песен, закличек и т. д.

Условия проведения игры: деление класса на команды, выбор капитанов команд. Побеждает команда, которая собрала больше наклеек- наград.

Предварительная работа : конкурс рисунков, чтение и рассказывание сказок, прослушивание аудио-записей, просмотр мультфильмов, репетиция русского народного танца.

Подготовка грамот и призов для команд.

Команды отвечают по очереди.

Ход игры-викторины:

Ведущий: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы собрались с вами на викторину: «Фольклор - народное искусство». Вспомним, что же такое фольклор. В переводе с английского языка слово «фольклор» означает народная мудрость, народное знание. Фольклор сочетает в себе такие элементы: словесные, музыкальные, театральные. Он тесно связан с народным бытом и обрядами. Русский танец, русская песня, русская музыка-частичка жизни каждого русского человека. С младенчества вы уже слушали малые жанры фольклора- это ваши первые колыбельные песни(«Баю, бай», «У кота-воркота», « Дрёма»), пестушки, дразнилки, потешки. Какие жанры фольклора вы можете перечислить (ответы детей). Молодцы. А сейчас разделимся на две команды. Придумаем название командам и выберем капитана. Итак, начинаем игру.

1 задание. Начинаем нашу игру с прослушивания русских народных песен. (Включение аудио - записей). Песня является душой русского народа, их пели и поют до сих пор, как говорится « и в горе и в радости». А сейчас назовите какие русские народные песни вы ещё знаете и даже исполняете на уроках музыки. Побеждает та команда, которая назовет больше песен. (« Край ты мой любимый», « Будьте здоровы», « Калина», «Гармонист Тимошка», « Как на тоненький ледок», « Валенки», « Во саду ли в огороде»,» При долине, при лужку»,» Гуси-лебеди», « Завивайся, берёзка»).

2 задание. Найдите виды устного народного творчества. Лишнее вычеркните (раздаточный материал на карточках).

Скороговорки, повести, считалки, прибаутки, басни, заклички, сказки, литературные сказки, пословицы, потешки, пестушки, стихи, рассказы, докучные сказки, загадки, дразнилки, песни, небылицы.

3 задание. Собери пословицы о труде и добре. Детям выдаются карточки следующего содержания.

Кончил дело-

А от труда здоровеет.

Добрый скорее

Что весенний день.

Гуляй смело.

Дело сделает,

Чем человек от лени болеет,

И звери помнят.

Ласковое слово-

Доходит до сердца

А человека труд.

Тот не ест.

Тому без дела не сидится.

Труд, труд, труд-

Вот три вечных сокровища.

Не сиди сложа руки.

Доброе слово.

Землю красит солнце.

Кто не работает.

Кто привык трудиться,

Так не будет и скуки.

4 задание. Собери картинку и скажи, какая русская народная сказка изображена /пазлы/. После сбора картинки беседа по сказкам.

Назови сказку и главных героев

О чем рассказывается в сказке (краткий пересказ по содержанию)

Чему учит данное произведение

Рассматривание выставки рисунков по сказкам.

5 задание . Угадай героя сказки.

Какой герой сказки все время лежал на печи? (Емеля)

Кому помогала яблонька, печка и речка? (Машеньке)

К кому обращены такие слова: «… вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой?» (Сивка-бурка)

На лазоревом платье - частые звёзды, на голове - месяц ясный, такая красавица - ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать.(Василиса Прекрасная)

6 задание . Придумай загадки. Русский народ славится остроумием, смекалкой, загадочностью, поэтому большое место в русском фольклоре отводится загадкам. Сейчас вы поупражняетесь в составлении загадок.

7 задание . Народный танец (фольклорный танец) - это проявление чувств, настроения, эмоций, выполняется в первую очередь для себя, а потом для зрителя. Ещё ваши прабабушки и прадедушки водили хороводы, устраивали весёлые народные гулянья. Сейчас проведем конкурс на лучший русский народный танец (по командам; танцуют заранее подготовленные дети в русских народных костюмах с музыкальным сопровождением).

8 задание. Народное искусство всегда понятно и любимо. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, ковры, кружева. Каждое изделие несет в себе радость, добро, тепло, фантазию. Народная игрушка образна, красочна, оригинальна. Вспомните, какие виды народных игрушек вы знаете, и что вы можете о них рассказать (учитывается наиболее содержательный материал) Примеры: дымковская, филимоновская, каргопольская, богородская игрушки.

9 задание. На каких музыкальных инстументах играли ваши прабабушки и прадедушки? Кто знает? В старину на почётном месте были люди, играющие на музыкальных инструментах. Кто больше назовет музыкальных инструментов (Трещотка - издает много шума, использовали в свадебных обрядах якобы это оберегает молодую пару от злых духов; бубенцы, балалайка, свистулька, баян, бубен(применялись у скоморохов), домра, жалейка, гусли, калюка (дудка), ложки, окарина(род свистковой сосудообразной флейты),рожок, свирель).

10 задание . Вопросы для команд (по 4 вопроса).

Герой колыбельных песен, волшебное существо (Дрёма).

Герой колыбельных песен, усыпляющий детей мурлыканием(кот).

Обряд, который осуществлялся над детьми после рождения (крещение).

Устное народное творчество. Народная мудрость (фольклор).

Кроватка, в которой усыпляли малышей. Старинное слово (люлька).

Появление ребёнка на свет. Старинное слово (родины).

Что означало слово « баять» в старину(говорить).

Ведущий: Вот и подошла наша игра к концу. Сегодня вы показали себя настоящими знатоками русского фольклора. Я думаю, что народное искусство и народная мудрость всегда будет в ваших сердцах.

Подведение итогов и награждение команд.

Тест по теме «Фольклор»

1. Фольклор - это:

а) особый вид творчества, сохранивший связь с древним мышлением и пониманием слова;

б) искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах;

в) устное народное творчество;

г) набор произведений на различные темы.

2. Из какого языка заимствовано слово «фольклор»?

а) греческого; в) английского; б) латинского; г) русского.

3. В каком веке было введено в русскую литературу понятие "фольклор"?

А) в XIV веке б) в XIX веке в) в XVIII веке г) в XVI веке

а) поэт; б) летописец; в) певец-сказитель; г) народ.

5. Какие из перечисленных жанров относятся к фольклору?

а) загадка; б) песня; в) пословица; г) повесть; д) поэма; е) рассказ; ж) сказка; з) легенда; и) поговорка.

6. Что такое пословица?

а) образное сочетание слов; б) часть суждения, дающего меткую оценку события или человека;

в) законченное высказывание назидательного содержания.

7. Выберите пословицы, близкие по смыслу.

а) Любишь кататься, люби и саночки возить. 1) Слово - не стрела, и хуже стрелы разит.

б) Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь. 2) Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

в) Хоть в лесной избушке жить, а с любимым быть. 3) С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь

г) С кем поведешься, от того и наберешься. 4) С милым рай и в шалаше.

8. Какое из данных высказываний является поговоркой?

а) Друзья познаются в беде. Б) Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

В) Чудеса в решете. Г) Век живи - век учись.

9. Что такое народная сказка?

а) остросюжетный рассказ с фантастическим содержанием; б) историческая повесть;

в) жанр устного народного творчества; г) легенда.

10. На какие виды делятся сказки?

а) приключенческие; б) биографические; в) волшебные; г) исторические; д) бытовые; е) о животных.

11. Как называется эта часть сказки: "В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь"?

А) зачин б) концовка в) присказка г) закличка

12. В волшебных сказках каждый персонаж играет определен­ную роль. У главного героя сказки есть помощники и вредители. Выберите их из списка героев.

а) Конь; б) Заяц; в) Змей Горыныч; г) Гуси-лебеди; д) Щука; е) Баба-яга; ж) Лиса; з) Кощей Бессмертный; и) Серый Волк.

13. Соотнесите виды сказок и соответствующие им признаки.

а) волшебные; 1) Цель сказки - весело и поучительно рассказать о проделках животных, показать пороки и достоинства.

б) бытовые; 2) Задача сказки - испытать героя, вступившего в борьбу с волшебными силами.

в) о животных. 3) Цель сказки - рассказать о необычном происшествии; действие происходит в обычной обстановке .

а) особый вид творчества, сохранивший связь с древним мышлением и понимаем слова;

б) искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах;

в) устное народное творчество;

г) набор произведений на различные темы.

2. Из какого языка заимствовано слово «фольклор»?

а) греческого; б) латинского; в) английского; г) русского.

а) поэт; б) летописец; в) певец-сказитель; г) народ.

4. Какие из перечисленных жанров относятся к фольклору :

а) загадка; б) песня; в) пословица; г) повесть; д) поэма; е) сказка; ж) легенда; з) поговорка.

5. Что такое пословица:

а) образное сочетание слов;

б) часть суждения, дающего меткую оценку события или человека;

в) законченное высказывание назидательного содержания.

6. В чём различие пословиц и поговорок:

а) в меткости и образности высказывания;

б) пословица – законченное суждение, поговорка – часть суждения.

7. Сказка (жанровое определение )- это….

а) сказание о богатырях.

б) краткое изречение, содержание правила житейской мудрости.

в) небольшая история фантастического характера.

8. Виды народных сказок :

а) волшебные, бытовые, о животных, растительном мире и о неживой природе;

б) волшебные, реалистические, сентиментальные;

в) волшебные, бытовые, о животных.

9. Композиция народной сказки состоит из:

а) присказка, зачин, основная часть, концовка.

б) зачин, основные события, присказка, концовка.

в) зачин, присказка, концовка

10. Особенности сказок о животных:

а) волшебные силы, помогающие героям.

б) главные герои похожи на людей (разговаривают, одеты, как люди)

в) герои ведут себя естественно как в природе.

11. Соотнесите виды сказок и соответствующие им признаки:

а) волшебные; 1) цель сказки – весело и поучительно рассказать о проделках животных,

показать пороки и достоинства;

б) бытовые; 2) задача сказки – испытать героя, вступившего в борьбу с волшебными силами;

в) о животных . 3) цель сказки – рассказать о необычном происшествии; действие происходит

в обычной обстановке.

12. Укажите постоянный эпитет:

а) красна девица; б) зеленая трава; в) серое небо.

13. Как называется эта композиционная часть сказки?

а) Стали жить да быть – на славу всем людям;

б) В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь; у царя было три сына.

14. Назовите сказку и определите, к какой группе она относится:

Та тотчас подхватила Ивана- царевича и пошла; уж она плясала-плясала, вертелась-вертелась –всем на диво! Махнула правой рукой – стали леса и воды, махнула левой – стали летать разные птицы. Все изумились. Отплясала – ничего не стало.

15. Продолжите ряд постоянных эпитетов, встречающихся в сказках о животных:

медведь – неповоротливый; лиса – …… заяц - …… волк -……

16. Назовите малый фольклорный жанр:

а). Ходит сок по лавке, г) Потягунюшки,порастунюшки!

А дремота по избе, Роток-говорунюшки,

Ищет-поищет деточку мою, Руки-хватунюшки

Где найдет.тут и спать укладет Ноги-ходунюшки

б) Ленка- пенка д) Шли сорок мышей

Голая коленка Несли сорок грошей,

Пошла через мостик Две поплоше

Потеряла хвостик Несли по два гроша.

в) А у нас во дворе е) Зимою греет,

Поросенок рылся Весною тлеет,

И нечаянно хвостом Летом умирает,

К небу прицепился. Зимой оживает

17. Назовите малый фольклорный жанр по данному определению:

а) Жанр фольклора, в котором по содержащемуся в вопросе образу нужно найти ответ.

б) Мудрое изречение, в котором заключен опыт всего народа.

в) Песни, под которые укачивают младенца.

г) Ритмические фразы или стихи, в которых повторяются одни и те же звуки.

е) Шутливые стишки, которыми родители сопровождают первые игры с ребенком.

ж) Образные выражения, точно описывающие какую- либо ситуацию или свойство человеческого

характера, не имеющие завершенности.

18. Перечислите волшебные предметы, встречающиеся в русских народных сказках:

________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

19. С какими злыми силами борются герои волшебных сказок?

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

20. Вставьте в текст пропущенные слова:

В __________ царстве, в ________________ государстве жил – ________ богатый купец,

именитый человек. Было у того купца _______ дочери, все ________ _____________ писаные.

Вот собирается тот купец по своим торговым делам за море, за___________ земель, в _________

царство, в ___________________ государство.

Подивилася она такому чуду_____________ , диву____________ , порадовалась своему цветочку аленькому, заветному и пошла назад в палаты свои дворцовые.

И прошло тому немало времени: скоро ____________ сказывается, да не скоро ________ делается.

И поздравили жениха с невестою, и все слуги верные, бояре великие и кавалеры ратные, и стали

жить да _____________. И там я _______ , ___________ пил. Вот и _______________ конец.

14. Соедините стрелочками пословицы, близкие по смыслу .

Любишь кататься, люби и саночки возить. Слово не стрела, и

хуже стрелы разит

Слово - не воробей, вылетит -не поймаешь. С милым и рай в

Хоть в лесной избушке жить, Без труда не выловишь

а с любимым быть. рыбку из пруда

15. В волшебных сказках каждый персонаж играет определённую роль. У главного героя есть помощники и вредители. Распределите

их в два столбика.

Конь, Змей Горыныч, Щука, Гуси-лебеди, Печка, Баба-Яга, Кощей

Бессмертный, Царевна-Лягушка

Помощники

Вредители

Оценка:

Ф.И. ______________________________________________

I вариант

    Фольклор- это:

а) литература древних времён;

б) народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы;

г) художественная литература XIV века;

    Какой жанр не относится к фольклору?

а) скороговорка;

б) загадка;

в) пословица;

г) повесть;

    Считалка- это?

а) разновидность детского фольклора;

б) начало в стихотворении;

в) название русской народной сказки;

г) вставной элемент в былине.

4. К фольклорным сказкам относятся?

а) философские;

б) сатирические;

в) волшебные;

г) новогодние.

5. Малый жанр фольклора, в котором предметы и явления воспроизводятся в форме вопроса для отгадывания :

а) былины;

б) поговорки;

в) загадки;

г) сказки.

6. Что такое народная сказка ?

а) остросюжетный рассказ о космических героях;

б) жанр устного народного творчества;

в) историческая повесть;

в) сказочник;

8. Определите жанр фольклора:

На золотом крыльце сидели

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной,

Кто ты будешь такой?

Говори поскорей,

Не задерживай честный и добрых людей!

а) загадка;

б) стихотворение;

в) считалка;

г) скороговорка.

9. Микула Селянинович – это герой:

а) сказки;

б) легенды;

в) лирической песни;

г) былины.

а) исторические;

б) любовные, семейно – бытовые, ямщицкие, солдатские, удалые;

в) волшебные, фантастические;

г) приключенческие.

11. Что является символом солнца на масленицу?

а) костёр;

г) берёза.

12.Что делали в праздник Ивана Купалы?

а) прыгали через костёр;

б) заплетали берёзу;

в) гадали;

г) пекли блины.

13. Угадай русскую народную сказку и укажи её вид.

Название сказки и вид:____________________________________________

15. Объясните смысл пословиц и поговорок:

Готовь сани летом, а телегу зимой

Без труда не выловишь и рыбку из пруда

________________________________________________________

Слово не воробей: вылетит - не поймаешь -

________________________________________________________

Оценка:

Ф.И .______________________________________

Итоговый тест по теме «Фольклор» 5 класс.

II вариант

б) летописец;

    Какой из перечисленных жанров относится к фольклору?

а) повесть;

б) сказка;

в) рассказ;

    Что такое пословица?

а) образное сочетание слов;

б) музыкально-поэтический вид искусства;

в) словосочетание, в котором одно слово зависит от другого;

г) законченное высказывание поучительного характера.

    На какие виды делятся народные сказки?

а) волшебные, социально- бытовые, о животных;

б) приключенческие, биографические, исторические;

в) исторические, космические, художественные;

    В чём различие пословиц и поговорок?

а) в основе пословиц лежит сказка, а в основе поговорок - миф

б) пословица - законченное суждение, поговорка-часть суждения;

в) пословицу нужно отгадывать, а поговорку быстро произносить;

г) иноязычные конструкции.

6. К малым жанрам фольклора относятся (несколько вариантов ответа) :

а) пословицы;

б) сказки;

в) поговорки;

г) загадки;

д) былины.

    Музыкально-поэтический вид фольклорного искусства

б) сказка;

в) считалка;

г) поговорка.

    Определите жанр фольклора :

Сидит дед, во сто шуб одет,

кто его раздевает, тот слёзы проливает.

а) поговорка;

б) считалка;

в) загадка;

д) скороговорка.

    О каких событиях пелось в исторических песнях?

а) о любовных переживаниях;

б) о семейно - бытовых проблемах;

в) о разбойничьих деяниях;

г) о конкретном историческом событии русского народа.

10. Былины - это …

а)эпические песни-сказания о богатырях и общеисторических событиях в Древней Руси;

б) рассказ о животных;

в) сказочная повесть;

г) песни о любви.

    Как называются рождественские песни?

а) колядки;

б) веснянки;

в) частушки;

г) колыбельные.

12. Чем занимались девушки в святки?

а) прыгали через костёр;

б) рисовали;

в) гадали;

г) пекли блины.

13. Угадай русскую народную сказку. Укажите её вид.

Название сказки и вид: _________________________________

14. Соедините стрелочками виды сказок с их определениями :

Волшебные Цель сказки - весело поучительно рассказать

проделках животных.

Бытовые Задача сказки – испытать героя вступившего

в борьбу с волшебными силами.

О животных Цель сказки – рассказать о необычном

происшествии; действие происходит в

обычной обстановке.