Анализ «Чудесный доктор» Куприн. Методическая разработка урока литературы: "Есть ли чудо в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор" Составить план рассказа чудесный доктор


Разделы: Литература

Класс: 5

Форма проведения: урок – размышление.

Цели урока:

  • Развитие навыков смыслового чтения: извлечение информации из прочитанного, ее интерпретация; анализ содержания и некоторых художественных особенностей текста; самостоятельная оценка поступков героев; определение авторского отношения к героям и событиям рассказа; понимание авторского замысла.
  • Организация духовного общения, содержанием и смыслом которого является самостоятельное открытие обучающимися нравственных законов человеческого общества, формирование системы их духовно-нравственных ценностей, расширение социального опыта.
  • Развитие эмоциональной сферы и эмпатийной культуры пятиклассников.

Методическая цель: проектирование урока с учетом требований ФГОС ООО.

Средства реализации методической цели:совместное целеполагание, планирование деятельности на уроке; самостоятельная оценочная деятельность на критериальной основе; приемы работы с текстовой информацией: определение ключевых слов, основных эпизодов рассказа, интерпретация содержания прочитанного текста; постановка вопросов этического и нравственного характера, проблемный анализ рассказа, ролевое чтение, пересказ; метод духовного контакта, рефлексивно-аналитические задания (формулировка главных мыслей урока, прием “яркое пятно”), прием “эпиграф”, индивидуальные и групповые творческие задания, полилог.

Формируемые универсальные учебные действия

  • Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательных целей, смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания, установление причинно – следственных связей, аргументирование.
  • Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль деятельности на учебном занятии.
  • Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация, соотношение поступков и событий с принятыми в обществе этическими принципами и моральными нормами; мотивация на процесс и результаты деятельности.
  • Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения, формулирование и аргументация собственного мнения, умение работать в группе.

Оборудование урока: портрет А.И. Куприна, мультимедийная презентация, выставка рисунков “Наш вернисаж”, листы самооценки.

Предварительная подготовка к уроку:

  1. Прочитать рассказ А.И. Куприна “Чудесный доктор”.
  2. Нарисовать иллюстрации к рассказу, подготовить их защиту.
  3. Найти в толковом словаре лексическое значение слова “милосердие”.
  4. Выделить главные эпизоды рассказа, озаглавить их (групповое творческое задание).
  5. Написать письмо Елизаветы Ивановны Савелию Петровичу, бывшему хозяину главы семейства (индивидуальное творческое задание).
  6. Подготовить художественный пересказ эпизода “В подземелье у Мерцаловых” (индивидуальное задание).
  7. Подготовить чтение по ролям эпизода “Встреча Мерцалова с незнакомцем в парке” (групповое задание).
  8. Подготовить сообщение о Николае Ивановиче Пирогове, используя различные источники информации (индивидуальное задание).

Ход учебного занятия

I. Мотивационно-установочный этап

1. Вступительное слово учителя.

Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, чернят, благословят
Я. Козловский

Сегодня к нам со словами напутствия, благословения на деятельное добро обращается замечательный писатель начала ХХ века Александр Иванович Куприн.

Объявление темы урока.

Сегодняшний урок – урок вдумчивого чтения. Вдумчивый человек – это глубоко вникающий во что-то. Во что мы будем глубоко вникать сегодня?

2. Совместное целеполагание. Попробуйте сформулировать цели урока.

Формулирование целей урока для обучающихся:

Разобраться в содержании прочитанного, понять авторский замысел;

Оценить поступки героев;

Учиться формулировать и аргументировать свое мнение;

Развивать устную речь;

Участвовать в коллективном обсуждении вопросов и проблем;

Представить результаты индивидуальной и групповой работы.

3. Знакомство с планом предстоящей работы.

Работать над содержанием рассказа “Чудесный доктор” мы будем по плану

План урока

  1. Знакомимся с писателем А.И. Куприным
  2. Наблюдаем. Анализируем. Размышляем
  3. Формулируем главные мысли урока. Делаем выводы
  4. Оцениваем свою учебную деятельность на уроке
  5. Определение критериев самооценки деятельности (Приложение 1).

II. Организационно-деятельностный этап

“Добрый талант...” Знакомство с писателем.

Перед вами отрывок из статьи о творчестве А.И. Куприна. Прочитайте его, выделив ключевые слова, определяющие особенности А.И. Куприна как человека и писателя (Приложение 2).

Наблюдаем. Анализируем. Размышляем.

Наш сегодняшний урок – размышление. А.С. Пушкин утверждал: “Чтение – ничто; осмысленное чтение – кое-что; чтение осмысленное и прочувствованное - совершенство”. Я приглашаю вас к размышлению над страницами прочитанного рассказа. Разбираясь в содержании, будьте внимательны к слову. Книгу часто сравнивают с дорогой. Итак, в добрый путь!

Беседа по содержанию прочитанного

  • Как вы думаете, почему рассказ получил название “Чудесный доктор”?

(Доктор, который неожиданно появился в жизни бедствующей семьи Мерцаловых, круто изменил ее судьбу, избавил от неминуемой гибели, подарил возможность встать на ноги, занять достойной место в обществе).

  • Подберите синонимы к слову “чудесный”.

(Прекрасный, необыкновенный, замечательный, удивительный, великолепный).

  • Задумайтесь, почему из богатого синонимического ряда автор выбрал именно слово “чудесный”? Какую смысловую нагрузку несет это слово?

(Слово “чудесный” - производное от слова “чудо”, т.е. волшебство. Чудо - это исполнение сокровенных желаний, спасение, избавление от бед. Так происходит с семьей Мерцаловых, героями этого рассказа).

  • Связан ли выбранный автором эпитет “чудесный” с временем действия рассказа? Когда оно происходит?

(События рассказа происходят в рождественский сочельник, т.е. накануне Рождества. Рождество у христиан связано с ожиданием счастья, радости, волшебства. Приход Христа в мир – это великое чудо, перевернувшее жизнь людей).

  • Любите ли вы эти удивительные праздники, Новый год и Рождество? Какие чувства испытываете при их приближении?

(Радостное ожидание сюрприза, подарка, удивления, чуда ).

  • Как передана автором атмосфера праздничного вечера? Найдите в тексте описание улиц, витрин магазинов.

(“... сквозь запотевшие окна какого-нибудь дома они видели елку, которая издали казалась громадной гроздью ярких, сияющих пятен, иногда они слышали даже звуки веселой польки...”, “праздничное оживление толпы”, “смеющиеся лица нарядных дам...”).

Но эти рождественские елки горят не для двух мальчуганов, застывших у витрины гастрономического магазина. Гриша и Володя бросают на нее “влюблено-жадный взгляд”, но надеяться на подарки мальчики не могут.

Выделение главных эпизодов рассказа (презентация работы группы):

  1. Перед окном гастрономического магазина
  2. В подземелье у Мерцаловых
  3. Встреча в саду
  4. Доктор принес в дом свет и надежду
  5. Перемены в жизни семьи Мерцаловых
  • Художественный пересказ эпизода “В подземелье у Мерцаловых” (индивидуальное задание)
  • Как автор показывает нищету и горе семьи? Обратите внимание на “говорящие” детали.

(Двор, служивший для всех жильцов естественной помойной ямой; закоптелые, плачущие от сырости стены; постоянный запах нищеты; крик грудного ребенка; сердца, сжавшиеся от острого, недетского страдания; переделанное из старого ватного халата пальто Гриши; летнее пальто и войлочная шляпа Мерцалова).

  • Как случилось, что семья попала в беду?
  • Как вы думаете, о чем говорилось в письме к бывшему хозяину главы семейства Мерцаловых?
  • Презентация индивидуального творческого задания “Письмо Елизаветы Ивановны Савелию Петровичу”.
  • “Он не сказал жене ни одного слова, она ему не задала ни одного вопроса”. Почему муж и жена молчат?

(“Они поняли друг друга по тому отчаянию, которое прочли друг у друга в глазах”).

  • “В этот ужасный роковой год несчастье за несчастьем настойчиво и безжалостно сыпались на Мерцалова и его семью”. Может ли подобное случится в наши дни?

(Да, и в наше время людям приходится сталкиваться со многими проблемами: безработицей, болезнями, отсутствием средств к существованию. Эти испытания могут быть такими тяжелыми, что иногда даже у самого сильного человека опускаются руки).

  • “Выйдя на улицу, он пошел бесцельно вперед... Он уже хотел... исполнить свое страшное намерение...”. Самоубийство – это страшный грех. Почему эта мысль приходит в голову главе семейства?

(Мерцалов чувствует свое бессилие. Все его попытки помочь семье, выйти из бедственного положения кончаются крахом. Скудные сбережения семьи были потрачены на его лечение. Он жив, а ребенок мертв, маленькая Машутка на пороге смерти. Мерцалова мучит совесть: “... бежать без оглядки, чтобы только не видеть молчаливого отчаяния голодной семьи”).

  • Что его остановило?

(Появление неизвестного старика в алее помешало исполнить страшное намерение).

  • Как вы думаете, случайно ли появление в пустынном вечернем саду чудесного старика?
  • Найдите описание заснеженного сада, объятого вечерним покоем. Какие художественные средства передают ожидание чего-то особенного?

(“Деревья, окутанные в свои белые ризы, дремали в неподвижном величии”. Сравнение снежного убора деревьев с ризами настраивает на высокий, торжественный лад. Автор использует эпитеты и олицетворения: “глубокая тишина и великое спокойствие, сторожившие сад”).

  • Ролевое чтение эпизода “Встреча Мерцалова с незнакомцем в парке” (групповое задание).
  • Почему Мерцалов, вначале озлобившись, потом открылся незнакомцу?

(Никто до этого не обращал внимания на измученного горем человека, его прогоняли и поучали, а незнакомец расспрашивает о беде, готов помочь: “Расскажите мне все по порядку и как можно короче. Может быть, вместе мы придумаем что-нибудь для вас”).

  • Что последовало за этим?

(Не мешкая, старик начинает действовать: “Минут через десять Мерцалов и доктор уже входили в подвал”).

  • Вот оно, настоящее чудо, чудо случайной встречи! Рукотворное чудо, имя которому – деятельное сострадание и участие. “Обыкновенное” чудо, естественное для каждого совестливого человека.
  • Что изменилось в доме бедной семьи с приходом доктора?
  • Выразительное чтение отрывка учителем до слов: “Дай бог, чтобы наступающий год немного снисходительнее отнесся к вам, чем этот, а главное – не падайте никогда духом”.
  • Как вы думаете, почему “чудесный доктор” отказался назвать свое имя?

(Это бескорыстный и скромный человек, недаром взрослый Григорий Емельянович называет его святым. Совершив доброе дело, он не ждет за это никакой благодарности).

  • Как дальше изменяется жизнь Мерцаловых?

(“С тех пор словно благодатный ангел снизошел в нашу семью”).

  • Просто чудо совершил этот святой человек? Что означает слово “святой”?

(Духовно и нравственно чистый, деятельное сострадание его имело чудодейственную силу).

Фамилия “чудесного доктора” - Пирогов. Николай Иванович Пирогов – знаменитый врач-хирург, профессор медицины (1810 – 1881 г.г.).

Это самоотверженный, бескорыстный человек, посвятивший всю свою жизнь спасению людей.

Сообщение о Пирогове (индивидуальное задание).

“Наш вернисаж” (творческие задания: защита иллюстраций к рассказу).

III. Контрольно-регулировочный этап

1. Что означает слово “милосердие”?

(Готовность помочь кому-нибудь из сострадания).

2. Формулирование основных мыслей урока с помощью высказываний русских писателей на тему “Добро и милосердие”. Какие высказывания, по-вашему, созвучны с основными мыслями урока?

  • “Делай добро, не разбирая кому. Добро, которое ты сделал, не пропадет, если даже ты забудешь про него”. (Л.Н. Толстой)
  • “Жалейте друг друга. Жалейте – и вы будете счастливы”. (Е.Л. Шварц)
  • “Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться”. (И. Гете)
  • “Будьте добры друг к другу. От зла происходит зло”. (А.С. Грин)

IV. Рефлексивно-оценочный этап

Стихотворение В. Сергеева как прием “яркое пятно”:

Спешите стать терпимей и добрей
И отдавать спешите научиться,
Чтобы потом у запертых дверей,
Когда окончен пир, не очутиться.

Не дайте зазябнуть вашим душам! Верьте в чудеса!

Помните, что чудо может совершить любой человек, если он будет внимателен к людям и милосерден.

Итоговая творческая работа (домашнее задание).

Напишите сочинение на одну из тем:

  1. Можно ли согласиться со словами Григория Мерцалова, что “... то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо”?
  2. Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Пирогова: “... главное – не падайте никогда духом”?
  3. В какие чудеса следует верить людям?

Методическая разработка урока литературы: "Есть ли чудо в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор".

Форма проведения: урок – размышление.

Цели урока:

    Развитие навыков смыслового чтения: извлечение информации из прочитанного, ее интерпретация; анализ содержания и некоторых художественных особенностей текста; самостоятельная оценка поступков героев; определение авторского отношения к героям и событиям рассказа; понимание авторского замысла.

    Организация духовного общения, содержанием и смыслом которого является самостоятельное открытие обучающимися нравственных законов человеческого общества, формирование системы их духовно-нравственных ценностей, расширение социального опыта.

    Развитие эмоциональной сферы и эмпатийной культуры учащихся.

Методическая цель: проектирование урока с учетом требований ФГОС ООО.

Средства реализации методической цели:совместное целеполагание, планирование деятельности на уроке; самостоятельная оценочная деятельность на критериальной основе; приемы работы с текстовой информацией: определение ключевых слов, основных эпизодов рассказа, интерпретация содержания прочитанного текста; постановка вопросов этического и нравственного характера, проблемный анализ рассказа, ролевое чтение, пересказ; метод духовного контакта, рефлексивно-аналитические задания (формулировка главных мыслей урока, прием “яркое пятно”), прием “эпиграф”, индивидуальные и групповые творческие задания, полилог.

Формируемые универсальные учебные действия

    Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательных целей, смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания, установление причинно – следственных связей, аргументирование.

    Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль деятельности на учебном занятии.

    Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация, соотношение поступков и событий с принятыми в обществе этическими принципами и моральными нормами; мотивация на процесс и результаты деятельности.

    Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения, формулирование и аргументация собственного мнения, умение работать в группе.

Тип урока : урок текстуального изучения.

Форма работы: групповая

Методы и приемы : «Ассоциативный куст»,«мозговой штурм», двучастные таблицы, чтение с остановками,«Толстые» и «тонкие» вопросы, «Синквейн»

Ход урока: Ребята, с произведениями А.И.Куприна мы уже знакомы. Сегодня мы снова встретимся с замечательным писателем. Я думаю, что это не последняя встреча с этим прекрасным человеком.

А.И.Куприн, ребята, жил в иное, чем мы, время, знал совсем другой мир, многое из которого безвозвратно ушло. Но чувства, какие волновали его героев, волнуют сегодня и нас. И в этом разгадка популярности Куприна у читателей.

Но прежде, чем мы послушаем рассказ, посмотрите на портрет А.И. Куприна. (Слайд 2) Каким вы видите писателя? (Ответы детей ). Всмотритесь в это удивительно доброе, простое, уставшее лицо. Сдержанность, молчаливость и даже некоторая суровость видится во взгляде, но вместе с тем нескрываемая доброта.

Он открыто защищал слабых, воспевал святую любовь, бескорыстную дружбу, он учил быть лучше, красивее, благороднее даже в самых трудных житейских обстоятельствах.

    Стадия вызова (мотивация)

На доске:

    Поистине велик тот человек, кто обладает великим милосердием.

(Фома Кемпийский)
2. Милосердие не бывает чрезмерным… (
Фрэнсис Бэкон)

3. Истинное милосердие – это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении.(
Конфуций)

Какая тема объединяет все афоризмы? (милосердие )

Подберите синонимы к этому слову. (доброта, сострадание, сочувствие )

Правильно ли я понимаю, что бескорыстная помощь, это тоже проявление милосердия?

Скажите, люди какой профессии ежедневно проявляют милосердие? (доктор, врач)

Прием «Ассоциативный куст» (примерный вариант)

помогает спасает

чудесный доктор надежный (запись на доске)

опытный лечит

душу тело

Какие образы, ассоциации у вас возникают при слове «доктор»? Опишите это слово, применяя существительные, глаголы, прилагательные.

Дома вы прочитали рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор». Ребята, о чем, по- вашему, этот рассказ?

(- Наверное, это рассказ о докторе, который сотворил чудо: вылечил безнадежно больного человека..

-Может быть, это рассказ о докторе с доброй душой, бескорыстно помогавшем всем людям.)

- Можете ли вы объяснить, почему этого героя нет в начале рассказа?

Тема урока: Найдём в словаре С.И.Ожегова толкование слов:

Что же связывает эти два понятия – «милосердие» и «чудесный»?

Именно на эти вопросы мы постараемся ответить сегодня на уроке. - Сформулируйте тему урока (Есть ли чудо в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор»).

СЛАЙД 5-6

Сегодняшний урок – урок вдумчивого чтения. Вдумчивый человек – это глубоко вникающий во что-то. Во что мы будем глубоко вникать сегодня?

2. Совместное целеполагание. Попробуйте сформулировать цели урока.

Формулирование целей урока для обучающихся : СЛАЙД 7

Разобраться в содержании прочитанного, понять авторский замысел;

Оценить поступки героев;

Учиться формулировать и аргументировать свое мнение;

Развивать устную речь;

Участвовать в коллективном обсуждении вопросов и проблем;

Представить результаты индивидуальной и групповой работы.

3. Знакомство с планом предстоящей работы.

Работать над содержанием рассказа “Чудесный доктор” мы будем по плану:

    Наблюдаем. Анализируем. Размышляем

    Формулируем главные мысли урока. Делаем выводы

    Оцениваем свою учебную деятельность на уроке

    Определение критериев самооценки деятельности (Приложение 1).

II. Организационно-деятельностный этап

Я приглашаю вас к размышлению над страницами прочитанного рассказа. Разбираясь в содержании, будьте внимательны к слову. Книгу часто сравнивают с дорогой. Итак, в добрый путь!

-Что мы должны узнать, чему научиться и что понять на нашем уроке? (рассмотреть, как показаны в рассказе понятия доброты и милосердия; найти проблему в тексте, проанализировать рассказ, охарактеризовать главных героев, воспитывать доброе отношение к людям и т.п.)

Вот мы и поставили цели и задачи нашего урока.

Работать будем по группам.

Подготовка к восприятию текста.

Кто из героев больше всего вам понравился?

Какой эпитет внесен в название рассказа? Как вы понимаете значение слова чудесный ?

А теперь назовите значение этого слова.

Сегодня мы с вами, анализируя рассказ, должны будем найти ответ на очень важные вопросы:

Почему рассказ называется «Чудесный доктор»?

О каком чуде идёт речь в рассказе? Есть ли чудо в рассказе? (Проблемный вопрос)

Актуализация знаний

- Повествование рассказа необычно .

Сколько рассказчиков в этом произведении? (Два: тот, с кем произошла эта история – Григорий Емельянович Мерцалов и автор, передающий услышанное от другого .)

Такая форма построения текста (композиция) называется “рассказ в рассказе”. (Слайд 6)

Анализ текста (РАБОТА в ГРУППАХ)

- С чего начинается этот рассказ? (Следующий рассказ не есть плод досужего вымысла). Обратите внимание на значение слова «вымысел». - Как вы понимаете смысл сказанного?

1 группа:

1. Прочитайте описание витрины гастронома. Как вы думаете, чем она привлекла внимание мальчиков? (Становится ясно: такая витрина для мальчиков – это окно в другую жизнь, радостную и чудесную, где всё необычно, красиво, спокойно и сытно. Мальчики были очень голодны. Недаром они бросили на витрину “влюблено-жадный взгляд”.)

2. В какое время происходит действие рассказа? (Перед Новым годом или Рождеством).

________________________________________________________________

А сейчас вспомните о своих настроениях перед праздником. Какие чувства испытываете вы при приближении Нового года и Рождества? (Радостное ожидание подарка, сюрприза, удивления, чуда ). (Слайд 7)

Но всегда ли так бывает? Все ли видят улыбки друзей, ощущают любовь и счастье? Ведь в жизни рядом с достатком, радостью соседствуют горе, нужда и одиночество. Вот и в нашем рассказе герои вначале в полном отчаянии, несмотря на приближающийся праздник.

Итак, для Гриши и Володи атмосфера праздника осталась позади, что же впереди? (Потянулись пустыри…уже более года…) – читаем и комментируем. (Слайд 8)

2 группа:

1. Могут ли Гриша и Володя надеяться на сюрпризы, подарки в эти праздничные дни? Почему вы так решили? (Нет, не могут. Понять это помогает описание того убогого места, где они живут).

2. Где живут дети? Найдите детали интерьера. Прочитайте. Охарактеризуйте интерьер дома.

__________

Атмосфера праздника:

Гастрономическая выставка,

Подземелье,

Сияющие елки,

Сырость стен,

Веселая полька,

Ужасный запах керосинового чада,

Прекрасные магазины,

Детское грязное белье,

Праздничное оживление толпы

Смеющиеся лица нарядных дам.

_________________________________________________________________

3 группа: (Чтение по ролям диалога с матерью)

1. Найдите в тексте диалог. Прочитайте выразительно (мама, Гриша, Володя)

2. Как вы думаете, о чём говорилось в письме? (Просьба помочь семье).

3. Мог ли швейцар отдать письмо по назначению? Почему он этого не сделал? (Очевидно, швейцар – жестокий и злобный человек…)

_____________________________________________________________

Можем ли мы согласиться с высказыванием современного ученого Ильи Шевелева, который сказал следующее: (Слайд 9)

«Чем жизнь тяжелее, тем одни люди становятся черствее, а другие – милосерднее?»

К кому из персонажей вы уже сейчас могли бы применить эти слова? (К швейцару).

Как вы понимаете, что обозначает слово «милосердие»? Подберите к нему синонимы. (Это доброта, готовность помочь кому-нибудь).

_________________________________________________________________

4 группа:

1. Почему сложилась такая трагическая обстановка в семье Мерцаловых?

2. Чем был занят предпраздничный день в семье Мерцаловых? (Семья отчаянно боролась с нищетой. Весь день был занят тем, чтобы посредством нечеловеческих усилий выжать откуда-нибудь хоть несколько копеек на лекарство Машутке.)

3. Какие ещё предпринимались попытки исправить сложившуюся ситуацию? (просить милостыню)

__________________________________________________________

Почему семье Мерцаловых не помогают. (Людям не до них, все заняты предпраздничными хлопотами).

- Подведём первые итоги нашей работы.

Итак, в семье Мерцаловых сложилась трагичная, безвыходная ситуация, ни один из людей, к которым они обращались, не проявили милосердия – готовности помочь.

Какую проблему вы видите в этом рассказе? Обсудите в своей группе. Что плохо? Почему им тяжело?

Проблема: Бедность семьи Мерцаловых. (Обсуждают в группах).

Проблемный вопрос: Как помочь семье Мерцаловых? (Вывели в группах).

Варианты решений:

Пожалеть, посочувствовать

Предложить денег

Дать мальчикам одежду

Предложить переехать в другую квартиру

Дать работу отцу.

Срочно купить Машутке лекарства

Оптимальный вариант: (это полный ответ на проблемный вопрос) – обсудите его в своей группе. (Чтобы помочь семье Мерцаловых, нужно дать работу отцу, срочно купить Машутке лекарства, посоветовать переехать в другую квартиру; предложив денег, купить мальчикам одежду).

Вывод: если мы поступим таким образом, то в семье Мерцаловых всё будет хорошо.

Какой литературный прием вновь использует Куприн? (антитезу: тишину и спокойствие природы Куприн противопоставляет истерзанной душе Мерцалова.)

О чем он думает среди глубокой тишины и великого спокойствия? (тоже захотел такой же тишины).

И в этой торжественной тишине, в преддверии Рождества, как будто ангел спустился с небес. Кто был этим ангелом? (Слайд 11)

Найдите портрет незнакомца. Какие определения подбирает Куприн для характеристики доктора? (Мягкий, ласковый, умное, серьезное лицо, необыкновенное, спокойное, внушающее доверие).

Как ведет себя Мерцалов?

Почему незнакомец не ушел, а выслушал Мерцалова и захотел помочь?
Работа в группах
У вас есть карточка с разными вариантами ответов, обсудите. Какой из ответов вам ближе? Ваша точка зрения?

А) Незнакомец был врачом, ему было интересно заниматься с больными людьми;
Б) Он просто, когда учился, давал клятву Гиппократа и поэтому должен был обязательно помогать больным людям;
В) Незнакомец испытывал сострадание к тем, кому на самом деле было плохо, не только физически, но и душевно.

Что произошло после встречи в парке? (Доктор срочно едет к Мерцаловым!)

И тут начинаются чудеса! Продолжаем чтение от слов “И точно так же, как недавно…” до слов “Окончив это занятие…”

(Под руководством «чудесного доктора» все меняется как в сказке, семья возвращается к жизни. А доктор действует так быстро, что Мерцаловы опомниться не успевают, как он быстро одевается и исчезает.)

– Какой сюрприз ждет Мерцаловых после исчезновения доктора?

– Как Мерцаловы узнают фамилию «чудесного доктора»? (Аптечный ярлычок на лекарстве). Кто оказался этим чудесным доктором?

– Почему доктор сам не назвал себя? (Скромность, помощь от души, а не за благодарность).

– Кому было дано задание поработать в «Справочном бюро»? Дайте нам, пожалуйста, справку о Николае Ивановиче Пирогове. (Слайд 12)

Пирогов Николай Иванович (1810-1881 гг.) – великий русский врач, основоположник военно-полевой хирургии. Профессор медико-хирургической академии в Петербурге. Исследования Пирогова выдвинули русскую хирургию на одно из первых мест в Европе. Он первым применил наркоз при операции, ввел в практику неподвижную гипсовую повязку…

Николай Иванович дважды принимал участие в боевых действиях, где оказывал помощь раненым. Жизненный принцип «жить не только себя» - считал основой милосердия. Он способствовал организации движения сестер милосердия в России. Позднее это движение стало называться Общество Красного Креста.

- «Люблю Россию, люблю честь Родины, а не чины», - писал он. Он лечил всех: и императора Александра, когда во время прогулки в него выстрелил террорист. Но более всего в его приемной ждали бесчисленные пациенты, в основном, бедные люди. Они шли к нему толпами. Он помогал им как мог. Выписать бедняку рецепт и не дать ему денег на рецепт было нелепо. И он попросту раздавал деньги беднякам. Благотворительная деятельность Пирогова – врача оставила след в художественной литературе. Рассказ Куприна «Чудесный доктор» - это дань гуманности, доброте и благородству Пирогова.

Возвращаемся к рассказу Куприна.

Как же изменилась жизнь семьи Мерцаловых после встречи с чудесным доктором? (Машутка выздоровела, отец нашёл работу, двоих мальчишек устроили в гимназию за казённый счёт. Гриша вырос и стал крупным банкиром, но всегда сочувствовал и помогал бедным). (Слайд 13)

Это поистине “чудесный” доктор. Из каких слов мы можем сделать вывод, что произошло ЧУДО? (“С этих пор..”)

Итак, заканчивая урок, вернёмся к его началу. Почему рассказ называется не просто «Доктор», а «Чудесный доктор»? (Он лечит не только тело, но и душу).

О каком чуде идёт речь в рассказе? Есть ли чудо в рассказе? (О чуде случайной встречи. О чуде, которое может совершить любой человек с чутким сердцем, о чуде милосердия…) Ответ на поставленный вопрос в начале урока .

Работа в группах

А сейчас познакомимся с мудрыми словами разных великих людей. Такие высказывания называются афоризмами:

1. «Порой нам снится то, что в жизни невозможно, а жизнь преподносит то, что и не снилось». (И.Шевелёв )

2. «Не успокаиваться в случае удачи, не приходить в отчаянье в беде». (Сенека)

3. «Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться». (И. Гёте)

4. «Когда творишь добро, сам испытываешь радостное чувство». (М.Монтень )

5. «Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий, за которые мы, собственно, не несем ответственности, и не предотвратить их». (А. Швейцер)

6. «За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные и что после непродолжительного счастья наступает несчастье». (А.Чехов)

Обсудите их в группах. Как вы считаете, какой из них наиболее точно отражает основную мысль рассказа Куприна?

- Чему учит рассказ Куприна? - О чем заставляет задуматься рассказ?

Можем ли мы с уверенностью сказать, что рассказ актуален, современен в наши дни?

Ответы: Да, много людей, которые нуждаются в чьей-либо помощи.

Учитель: Много благотворительных фондов. Например, помогает больным детям фонд «Доброе сердце» газеты «Аргументы и факты». Существует с 2003 года. Руководитель программы «АиФ. Доброе сердце» - Маргарита Широкова. Этот фонд оказывает материальную помощь больным людям. Есть фонд «Подари жизнь ».Одним из учредителей этого благотворительного фонда является наша соотечественница Чулпан Хаматова. Они поддерживают детей с онкологическими заболеваниями.

Посмотрите на экран. Здесь логотипы всего нескольких благотворительных фондов. Значит, есть еще на Земле Добро, Сочувствие, Сострадание, Милосердие. И главное – никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами и при первой же возможности протянуть руку тому, кто нуждается в помощи.

Итог: Итак, чудо помощи человеку без ожидания благодарности должно стать «обыкновенным чудом», естественным для каждого человека. Такие люди, как доктор Пирогов, есть в нашей реальной жизни, а значит, есть надежда на помощь и поддержку со стороны окружающих. А главное – никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами и протягивать руку помощи нуждающимся

Рефлексия Я сейчас раздам вам листочки в виде сердца - доброго, бескорыстного. Напишите на нём свой добрый поступок, доброе дело, которое совершили в своей жизни. Подписывать необязательно, ведь добрые дела делают от всего сердца.

IV. Рефлексивно-оценочный этап

Помните, что чудо может совершить любой человек, если он будет внимателен к людям и милосерден.

Домашнее задание :

    Нарисовать иллюстрации к рассказу, подготовить их защиту.

    Выделить главные эпизоды рассказа, озаглавить их.

    Подготовить чтение по ролям эпизода “Встреча Мерцалова с незнакомцем в парке” (групповое задание).

Рассказ «Чудесный доктор» Куприна был написан в 1897 году и, по словам автора, основан на реальных событиях. Литературные критики отмечают в произведении признаки рождественского рассказа.

Главные герои

Мерцалов Емельян – отец семейства. Работал управляющим дома, но после болезни лишился работы, и его семья осталась без средств на существование.

Профессор Пирогов – врач, с которым Мерцалов познакомился в общественном саду, помог семье Мерцалова. Реальный прототип героя – великий русский медик Н. И. Пирогов.

Другие персонажи

Елизавета Ивановна – жена Мерцалова.

Гриша (Григорий) – старший сын Мерцалова, ему 10 лет.

Володя – младший сын Мерцалова.

Машутка – дочь Мерцалова, «девочка лет семи» .

Киев, «лет около тридцати тому назад» . Двадцатиградусный мороз. Два мальчика, Мерцаловы Володя и Гриша, «более пяти минут» простояли, рассматривая витрину гастрономического магазина. Сами они с утра ели только пустые щи. Вздохнув, ребята торопливо побежали домой.

Мать отправляла их в город с поручением – попросить денег у барина, у которого ранее служил их отец. Однако швейцар барина прогнал мальчиков.

Семья Мерцаловых, страдая от нищеты, жила более года в подвале ветхого покосившегося дома. Младшая дочь Машутка сильно болела, и измученная мать, Елизавета Ивановна, разрывалась между девочкой и грудным ребенком.

«В этот ужасный, роковой год несчастье за несчастьем настойчиво и безжалостно сыпались на Мерцалова и его семью» . Сначала сам Мерцалов заболел брюшным тифом. Пока он лечился, его уволили с работы. Начали болеть дети. Три месяца назад умерла их младшая дочь. И вот, чтобы найти деньги на лекарство Машутке, Мерцалов бегал по городу «клянча и унижаясь» . Но все находили причины отказать или просто выгоняли.

Вернувшись домой, Мерцалов узнает, что барин ничем не помог, и вскоре снова уходит, объяснив, что попробует хотя бы попросить милостыню. «Им овладело неудержимое желание бежать куда попало, бежать без оглядки, чтобы только не видеть молчаливого отчаяния голодной семьи» . Присев на скамейку в общественном саду, Мерцалов в отчаянии уже задумался о самоубийстве, но заметил идущего по аллее старика. Незнакомец присел рядом с Мерцаловым и принялся рассказывать, что купил знакомым ребятам подарки, но решил по дороге зайти в сад. Неожиданно Мерцалова охватил «прилив отчаянной злобы» . Он начал размахивать руками и закричал, о том, что его дети умирают с голоду, пока незнакомец говорит о подарочках.

Старик же не рассердился, а попросил рассказать все подробнее. «В необыкновенном лице незнакомца было что-то <…> спокойное и внушающее доверие» . Дослушав Мерцалова, старик объяснил, что он врач, и попросил отвести его к больной девочке.

Доктор осмотрел Машутку, распорядился, чтобы принесли дров и растопили печку. Выписав рецепт, незнакомец быстро ушел. Выбежав в коридор, Мерцалов спросил имя благодетеля, но тот ответил, чтобы мужчина не выдумывал пустяков и возвращался домой. Приятной неожиданностью стали деньги, которые доктор оставит под чайным блюдцем вместе с рецептом. Покупая лекарство, Мерцалов узнал имя врача, оно было указано на аптечном ярлыке: профессор Пирогов.

Рассказчик слышал эту историю от самого Гришки, который теперь «занимает крупный, ответственный пост в одном из банков» . Каждый раз, рассказывая об этом случае, Григорий прибавляет: «С этих пор точно благодетельный ангел снизошел в нашу семью» . Его отец нашел работу, Машутка выздоровела, братья начали учиться в гимназии. Доктора они с тех пор видели только раз – «когда его перевозили мертвого в его собственное имение Вишню» .

Заключение

В «Чудесном докторе» на первый план выходит личность доктора, «святого человека» , который спасает всю семью Мерцалова от голодной смерти. Слова Пирогова: «не падайте никогда духом» , становятся ключевой мыслью рассказа.

Предлагаемый пересказ «Чудесного доктора» будет полезен школьникам при подготовке к урокам литературы и проверочным работам.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 2363.

План-конспект урока литературы в 6 классе

Учитель русского языка

И литературы

МАОУ «Средняя школа № 6»

Г. Когалыма

Юричка Марина Юрьевна

Тема

Тип урока: усвоение новых знаний.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

Познавательная сфера: владеть знаниями о жизни и творчестве Куприна; знать героев произведения, жанровые особенности рождественского рассказа; различать образ рассказчика и автора в произведении; выявлять в тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка; уметь создавать словестный портрет на основе полученных знаний;

Ценностно-ориентационная сфера : формировать собственное отношение к рассказу Куприна «Чудесный доктор», его проблематике» приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; оценивать выразительное чтение одноклассников; анализировать формы выражения авторской позиции;

Коммуникативная сфера: рассказы, устные ответы на вопросы с использованием цитирования;

Эстетическая сфера: определять художественную функцию изобразительно-вsразительных средств языка в произведении.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные: (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД)

Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике,

Регулятивные : овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

Коммуникативные : владеть умениями произносить монолог и вести диалог. работать индивидуально в группе; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношени к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

Оборудование: учебник «Литература. 6 класс» под редакцией В.Я. Коровиной, портреты А.И. Куприна и Н.И. Пирогова, иллюстрации к рассказу «Чудесный доктор», мультимедийный проектор, компьютер.

Добру человек у человека учится

Ч. Айтматов

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный (1 мин)

Цель: подготовить учащихся к работе на уроке.

Учитель приветствует класс. Озвучивает тему урока.

Взаимодействуют с учителем.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (2 мин)

Цель: развитие мотивации к учебной деятельности.

Помогает сформулировать цель урока. Учащиеся составляют план урока

Формулируют цели и задачи урока, составляют план урока

  1. Актуализация знаний (5 мин + 2 мин)

Цель: посредством воспроизведения ранее полученных знаний подготовить почву для активного усвоения нового материала, т.е. прежние знания сделать актуальными в данный момент

Проверка домашнего задания

Работают в парах, отвечают на вопросы

  1. Первичное усвоение новых знаний (3 мин)

Цель: обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

Задает вопросы

Сообщение, отвечают на вопросы

  1. Первичная проверка понимания (6 мин)

Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала.

Задает вопросы

Работают в группе, отвечают на вопросы

  1. ФИЗМИНУТКА (1 мин)
  1. Первичное закрепление (10 мин)

Цель: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Помогает выявить признаки

Сообщение, заполняют в группах таблицу

  1. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (5 мин)

Цель: выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

Корректирует ответы, если требуется

Зачитывают ответы

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1 мин)

Цель: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Объясняет, как выполнить домашнее задание

Выбирают уровень домашнего задания

  1. Рефлексия (подведение итогов занятия) (5 мин)

Цель: мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения, усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Оценивает работу класса

Оценивают свою работу. Метод «Пятёрочка»

А.И.Куприн. «Чудесный доктор» как рождественский рассказ

На доске под листочками спрятана тема урока.

1. Организационный этап (слайд 1) (1 мин)

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнем

И наш урок начнем.

(слайд 2) Ребята, тема нашего урока спрятана в следующем ребусе. Попробуйте разгадать его.

(слайд 3 после того как показали тему урока)

2. Постановка цели и задач урока. (2 мин)

Ребята, а как вы думаете какая цель нашего урока?

Цель урока – провести нравственную оценку героев, выяснить какой рассказ называется рождественским. (Щелкнуть на цель, когда озвучат)

Задачи урока: 1. Выполнить оценку героев.

2. Выявить черты рождественского рассказа.

(Щелкнуть на задачи, когда озвучат)

Теперь составим план нашей работы. Что нам необходимо сделать чтобы достичь поставленной цели?

  1. Вспомнить рассказ. Пересказать основные моменты по иллюстрациям. Проследить движение сюжета.
  2. Рассказать о докторе и его прототипе.
  3. Провести нравственную оценку героев.
  4. Выявить черты рождественского рассказа.

Ребята, сегодня на уроке вам необходимо будет оценить не только себя, но и своего одноклассника. Найдите на парте свои оценочные листы, которые вы будете заполнять в течение урока. В них перечислены виды работ, которые вы будете выполнять и которые вам необходимо будет оценить.

3. Актуализация знаний (5 мин)

Молодцы! Теперь мы готовы к работе. И по плану нашей работы. Что мы будем сейчас делать?

Блиц-опрос.

Какое впечатление произвел на вас рассказ А.И. Куприна?

Как вы думаете, какая мысль дорога в этом рассказе автору? (Чуткое, внимательное отношение одного человека к другому, своевременная помощь, милосердие.)

Композиция (рассказ в рассказе). Как вы объясните ее?

Кто они, герои рассказа «Чудесный доктор»?

В какой ситуации мы впервые встречаемся с братьями Гришей и Володей? («Братья стояли у витрины гастрономического магазина, в 12-градусный мороз, и хохотали... На самом деле они были голодными и несли письмо по поручению матери».)

Какие слова в описании жилища помогают понять тяжелое положение семьи? Найдите в тексте.

Известен ли кому-нибудь из вас «запах нищеты»? (Читали об этом у В. Короленко «Дети подземелья».)

- Кто из героев вызывает большее сочувствие? Почему? Как семья оказалась в такой бедственной ситуации? Как члены семьи выходят из положения, как они относятся друг к другу?

Расположите события рассказа в правильной последовательности. Поставьте номера 1-6 (Работа в парах) (2 мин)

Последовательность

Событие

… меня с братом удалось пристроить в гимназию на казенный счет.

Старший мальчик вдруг принялся озабоченно рыться в глубоких карманах своего халата.

Я слышал этот рассказ из уст … того самого Гришки, который в описанный мною сочельник проливал слезы в закоптелый чугунок с пустым борщом.

По мере того как шли мальчики, все малолюднее и темнее становились улицы.

Мальчики хлебали борщ, сидя на тех же местах. Испуганные долгим отсутствием отца и неподвижностью матери, они плакали, размазывая слезы по лицу грязными кулаками и обильно проливая их в закопченный чугунок.

Двое мальчуган, стоявшие пред огромным, из цельного стекла, окном гастрономического магазина, принялись неудержимо хохотать, толкая друг друга в бок локтями, но невольно приплясывая от жестокой стужи.

Замечательно! Молодцы!

  1. Первичное усвоение новых знаний. (слайд 5) (3 мин)

А кто же этот доктор Пирогов? (сообщение о Пирогове)

Что сделал доктор Пирогов для отечественной медицины? (большой вклад в хирургии)

А как вы думаете, жизнь Пирогова была образцом служения людям? (да)

Почему умение служить людям всегда считалось высшей человеческой ценностью?

  1. Первичная проверка понимания (слайд 6) (6 мин)

Найдите в словаре значение слова «чудесный». (на слайде)

Какое чудо совершил доктор?

Ребята, как вы думаете, почему рассказ называется «Чудесный доктор»?

Дайте нравственную оценку поступкам доктора и других героев рассказа.

Для этого разделитесь на группы и заполните таблицу. На выполнение задания 2 минутки.

Зачитайте получившиеся ответы.

6. ФИЗМИНУТКА – слайд 7 ( 1 мин)

7. Первичное закрепление

Ребята, какова основная мысль рассказа? (Не унывать, не падать духом, в любой ситуации оставаться человеком)

Прослушайте сообщение и выявите основные признаки рождественского рассказа. (слушают сообщение, выявляют признаки) – 5 мин (8 слайд )

Молодцы! А теперь найдите таблицу на своих столах и заполните её примерами признаков рождественского рассказа. - 5 мин.

8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (5 мин) – 9 слайд

Зачитайте получившиеся ответы. (работа в группе)

Признаки рождественского рассказа

Примеры

Трёхуровневая организация пространства рассказа

Подвал Мерцаловых (ад);

Праздничный город(земля);

Мерцалов-отец находит работу (рай)

Материальный кризис героев

Мерцалов из-за болезни теряет работу,

Начинают болеть дети,

Мерцалов не может найти новую работу

Мерцалов готовится к самоубийству

Чудо

Встреча Мерцалова с доктором в зимнем саду

Светлый и радостный финал рассказа

Машутка выздоравливает, Мерцалов находит работу, Гриша и Володя поступают в гимназию. Григорий Мерцалов занимает пост в банке

Социальная тематика рассказа

Не унывать, не падать духом, в любой ситуации оставаться человеком

Ответьте на вопрос: «Почему рассказ называют рождественским?»

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1 мин) слайд 10

10. Рефлексия (подведение итогов занятия) (5 мин) 11 слайд

Прием рефлексии «Пятерочка»

Ребята, возьмите чистые листы на своих столах. Обведите контур своей ладони. В каждый из пальчик запишите свое мнение по поводу урока.

Большой палец – для меня важно и интересно.

Указательный палец – мне было трудно.

Средний палец – для меня было недостаточно.

Безымянный палец – мне не понравилось.

Мизинец – мои предложения.

Три минутки на выполнение.

А теперь зачитайте получившиеся рисунки.

12 слайд

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились