Вменить в обязанности выполнение работы. Должностные обязанности (трудовая функция) в трудовом договоре


Близится сезон отпусков, и нужно позаботиться о том, чтобы уход работников в отпуск не привел к сбоям в деятельности организации. Рассмотрим, как распределить обязанности временно отсутствующего работника.

Варианты возложения на работника обязанностей временно отсутствующего

Поручить исполнение обязанностей временно отсутствующего работника другому сотруднику организации можно в порядке:

О том, как оформить внутренний перевод и оплатить работу за время перевода, читайте: 2009, № 19, с. 77

  • временного совмещения, увеличения объема работы или расширения зоны обслуживания (так называемого замещения);
  • внутреннего совместительства;
  • временного перевода.

Эти варианты очень похожи. Но оформляются и оплачиваются они по-разному. Выбрать оптимальный вариант вам поможет эта таблица.

Критерий Замещениест. 60.2 ТК РФ Внутреннее совместительствост. 60.1 ТК РФ Временный переводст. 72.2 ТК РФ
Время выполнения дополнительной работы В течение рабочего дня наряду с основной работой За пределами рабочего дня, но не более 4 ч в деньст. 284 ТК РФ В течение рабочего дня с освобождением от основной работы
Оформление Дополнительное соглашение к трудовому договорустатьи 57 , 60.2 ТК РФ Отдельный трудовой договорст. 282 ТК РФ Дополнительное соглашение к трудовому договору
Размер оплаты Определяется по соглашению между работником и работодателемст. 151 ТК РФ Оплачиваетсяст. 285 ТК РФ :
  • <или> пропорционально отработанному времени;
  • <или> в зависимости от объема выполненной работы;
  • <или> на условиях, определенных трудовым договором
Оклад (тарифная ставка) по выполняемой работе
Запись в трудовой книжке Не вносится Вносится по просьбе работникаст. 66 ТК РФ Не вносится
Об особенностях оформления кадровых документов на внутренних совместителей и оплаты их труда читайте: 2008, № 21, с. 16

Конечно, выбор за вами. Но все же замещение, пожалуй, самый оптимальный из трех вариантов на время отпуска. Ведь работника не придется освобождать от исполнения его собственных обязанностей. Поэтому мы хотим рассказать о том, как правильно оформить и оплатить именно замещение.

Договариваемся с работником

Итак, работник, наряду со своей основной работой, будет выполнять дополнительные обязанности в пределах установленной для его основной работы продолжительности рабочего времени за счет уплотнения своей работы в течение рабочего дня. Ему может быть поручена как работа, аналогичная той, которую он выполняет (увеличение объема работы, расширение зоны обслуживания), так и работа по другой должности/профессии (совмещение).

Замещение - наиболее удобный способ возложить обязанности временно отсутствующего работника на другого сотрудника. Ведь работник выполняет дополнительные обязанности наряду со своими в течение рабочего дня.

На одного работника можно возложить исполнение обязанностей даже нескольких отсутствующих работников, если он имеет возможность справляться с этой дополнительной нагрузкой в течение установленной для него продолжительности рабочего дня.

Но сначала нужностатьи. 60 , 60.2 ТК РФ :

  • получить согласие работника на выполнение дополнительной работы;
  • договориться с работником о ее оплате.

Оформляем документы

После получения согласия работника делаем следующее.

ШАГ 1. Включаем в локальный нормативный акт правила о замещении должностей

Чтобы не распределять обязанности ушедшего в отпуск работника в пожарном порядке, варианты возможного замещения должностей лучше заранее закрепить в локальном нормативном акте организации (например, в правилах внутреннего трудового распорядка). Это поможет и при составлении графика отпусков. Понятно, что перераспределять обязанности лучше в рамках одного структурного подразделения или в рамках смежных профессий и должностей.

Предположим, что штатным расписанием организации предусмотрены должности:

  • главного бухгалтера (1 ед.);
  • старшего бухгалтера (1 ед.);
  • бухгалтера (2 ед.);
  • кассира (1 ед.);
  • начальника отдела кадров (1 ед.);
  • старшего инспектора по кадрам (1 ед.).

В правилах внутреннего трудового распорядка могут быть закреплены следующие варианты замещения должностей.

Также в локальном нормативном акте можно прописать и общие правила определения размеров доплат за выполнение обязанностей временно отсутствующих работников.

ШАГ 2. Заключаем дополнительное соглашение к трудовому договору

В нем нужно указатьст. 60 , ст. 60.2 , ст. 151 ТК РФ :

  • какая дополнительная работа поручается работнику. Если работник будет совмещать обязанности по другой должности, укажите, какие именно обязанности ему поручаются (все или только отдельные обязанности). Если же замещение происходит по аналогичной должности, то напишите, какой дополнительный объем работы должен выполнить работник;

Предупреждаем кадровика

С работником, временно замещающим другого, нужно заключить дополнительное соглашение . Одного приказа недостаточно.

  • срок замещения. Это будет период нахождения замещаемого работника в отпуске, командировке, на больничном. Но имейте в виду, что «заместитель» вправе до истечения этого срока отказаться от выполнения дополнительной работы. Работодатель также может досрочно отменить замещение. Каждая из сторон (и работник, и работодатель) обязана письменно предупредить об этом другую сторону не позднее чем за 3 рабочих дня;
  • размер доплаты за замещение. ТК РФ не устанавливает ни минимального, ни максимального размера такой доплаты. Он устанавливается с учетом объема поручаемой дополнительной работыст. 151 ТК РФ :
  • <или> в твердой сумме;
  • <или> в процентах от оклада (тарифной ставки) по основной или замещаемой должности.

Если выполнение обязанностей временно отсутствующего работника поручено нескольким работникам, то размер доплаты может быть одинаковым для всех либо может различаться в зависимости от объема поручаемой дополнительно работы. При этом ее размер может не ограничиваться размером оклада временно отсутствующего работника.

Дополнительное соглашение
к трудовому договору от 12 марта 2007 г. № 31-ТД

г. Москва

Общество с ограниченной ответственностью «Сезон», именуемое в дальнейшем «Работодатель», в лице генерального директора Смирнова А.А., действующего на основании Устава, с одной стороны и Филиппова Ксения Борисовна, занимающая должность бухгалтера, именуемая в дальнейшем «Работник», с другой стороны, вместе именуемые «Стороны», заключили настоящее дополнительное соглашение к трудовому договору от «12» марта 2007 г. № 31-ТД г. о нижеследующем:

1. В связи с нахождением в ежегодном оплачиваемом отпуске старшего бухгалтера Рябовой И.Н. Работнику поручается исполнение всех ее обязанностей в соответствии с должностной инструкцией в период с 23 мая по 5 июня 2011 г. без освобождения Работника от исполнения обязанностей по должности бухгалтера.

2. Работнику устанавливается доплата за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника в размере 40% оклада по должности старшего бухгалтера.

ШАГ 3. Составляем приказ о замещении

Работника нужно ознакомить с этим приказом под роспись.

Общество с ограниченной ответственностью «Сезон»

г. Москва

Приказ

На период очередного ежегодного отпуска старшего бухгалтера Рябовой И.Н. с 23 мая по 5 июня 2011 г. возложить исполнение ее обязанностей на бухгалтера Филиппову К.Б. без освобождения ее от работы по должности бухгалтера.

Установить Филипповой К.Б. на указанный период доплату в размере 40% оклада по должности старшего бухгалтера.

С приказом ознакомлены:

Сведения о выполнении дополнительной работы не нужно вносить в личную карточку работника (форма № Т-2утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 ) и в его трудовую книжкуст. 66 ТК РФ ; п. 4 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 . Вместе с тем по просьбе работника вы можете отразить их в разделе X «Дополнительные сведения» личной карточки.

Пример. Расчет доплаты при замещении

/ условие / В связи с нахождением в ежегодном оплачиваемом отпуске старшего бухгалтера Рябовой И.Н. бухгалтеру Филипповой К.Б. с ее согласия было поручено исполнение обязанностей старшего бухгалтера в период с 23 мая по 5 июня 2011 г.

Размер доплаты за замещение составляет 40% оклада по должности старшего бухгалтера.

Оклад старшего бухгалтера 25 000 руб.

/ решение / Алгоритм действий таков.

ШАГ 1. Рассчитываем размер доплаты за месяц:

25 000 руб. х 40% = 10 000 руб.

ШАГ 2. Определяем размер доплаты за май 2011 г. На период с 23 по 31 мая 2011 г. приходится 7 рабочих дней, и размер доплаты составит:

10 000 руб. / 20 дн. х 7 дн. = 3500 руб.

ШАГ 3. Определяем размер доплаты за июнь 2011 г. На период с 1 по 5 июня 2011 г. приходится 3 рабочих дня, и размер доплаты составит:

10 000 руб. / 21 д. х 3 дн. = 1428,57 руб.

Передаем полномочия заместителю

Возможность замещения временно отсутствующего работника можно предусмотреть и при заключении трудового договора. В первую очередь это касается должностей заместителей руководителя организации или руководителя структурного подразделения. Замещение временно отсутствующего руководителя устанавливается трудовым договором с замом или его должностной инструкцией. В этом случае заключать дополнительное соглашение к трудовому договору с ним не нужно. Он будет делать это автоматически, поскольку это его обязанность в рамках трудовой функции по трудовому договору. Приказ о возложении на заместителя руководителя обязанностей отсутствующего руководителя нужен, только если у него несколько замов по разным вопросам, а замещать руководителя будет только один из них.

В трудовом договоре с замом или его должностной инструкции также необходимо отразить, имеют ли замы право подписи договоров, финансовых и других документов в этот период. Если это не оговорено, а право подписи на время отпуска заму нужно предоставить, то можно издать приказ о наделении зама полномочием на подписание документов или выдать заму доверенностьст. 185 ГК РФ .

Если заму на время отпуска предоставляется и право подписи финансовых документов, то нужно оформить временные банковские карточки с образцами его подписип. 7.16 Инструкции ЦБ РФ от 14.09.2006 № 28-И . На всех документах, которые будет подписывать зам, должны быть указаны должность («заместитель руководителя» («заместитель главного бухгалтера»)), его фамилия, инициалы имени и отчества и подпись.

Из авторитетных источников

Заместитель директора Департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития России

“ Советское Постановление о порядке и условиях совмещения содержало запрет для руководителей организаций, их заместителей, руководителей структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителей на совмещение должностейподп. «а» п. 15 Постановления Совмина СССР от 04.12.81 № 1145 «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)» (утратило силу с 10.03.2009 в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 № 216) .

Этот запрет в 2003 г. был признан Верховным судом противоречащим ТК РФ в отношении руководителей структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителейОпределение Верховного суда РФ от 25.03.2003 № КАС 03-90 .

А в 2009 г. это советское Постановление полностью утратило силуПостановление Правительства РФ от 10.03.2009 № 216 . Тем самым руководители организаций и их заместители также получили право на совмещение должностей.

Если руководители высшего или среднего звена обязаны совмещать должности согласно трудовому договору или в соответствии с должностной инструкцией, то теперь для них нет никаких ограничений на доплату за совмещение. Поэтому по решению уполномоченного органа организации (совета директоров, руководителя организации) им можно производить такую доплату” .

То есть в настоящее время установление доплаты руководящему составу организации за время исполнения обязанностей временно отсутствующего работника по должности остается на усмотрение работодателя.

.

Можно оформить возложение на работника дополнительных обязанностей в виде совмещения. В этой статье рассмотрены особенности применения различных вариантов.

Сейчас, когда организации экономят на персонале, многие функции, на исполнение которых до кризиса брали нового работника, распределяют между старыми.

При заключении трудового договора (контракта) в соответствии со ст. 19 Трудового кодекса РБ (далее - ТК) между нанимателем и работником определяется трудовая функция работника (работа по одной или нескольким профессиям, специальностям, должностям с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием нанимателя, функциональными обязанностями, должностной инструкцией).

Круг функциональных обязанностей, которые должен выполнять каждый работник по своей профессии, специальности, квалификации или должности, определен Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, Единым квалификационным справочником должностей служащих, должностными (рабочими) инструкциями, положениями, техническими правилами, регламентами.

При этом функциональные обязанности работника относятся к существенным условиям трудового договора (контракта). Полное перечисление функциональных обязанностей работника, как правило, излагается в должностной (рабочей) инструкции, а в трудовом договоре (контракте) предусматривается прямая ссылка на эти инструкции.

При приеме на работу наниматель обязан ознакомить работника под роспись с порученной работой, условиями и оплатой труда и разъяснить его права и обязанности (п. 2 ст. 54 ТК). Наниматель не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами (ст. 20 ТК).

Наниматель обязан организовать труд работников таким образом, чтобы каждый выполнял работу по своей специальности и квалификации в соответствии с должностью или профессией, определенной в заключенном трудовом договоре, в течение рабочего времени. В ТК есть 2 схожих способа возложить на работника дополнительные обязанности: внутреннее совместительство и совмещение профессий (должностей). Разберемся, какой вариант больше подходит в вашей ситуации.

Чем совмещение отличается от внутреннего совместительства

И совмещение профессий (должностей), и внутреннее совместительство означает, что у работника помимо основной есть в организации какая-либо дополнительная работа. Причем она необязательно должна быть связана с основной должностью (к примеру, не возбраняется сочетать работу оператора на телефоне и, например, курьера). Отличие между совмещением и совместительством тонкое, но принципиальное для документооборота. Совмещение означает, что у работника помимо основной работы в организации есть дополнительные обязанности.

Законодательством установлено, что совмещение - выполнение у одного и того же нанимателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (рабочей смены) (часть первая ст. 67 ТК).

ЭТО ВАЖНО! При совмещении обе работы - как основную, так и дополнительную - работник выполняет в рабочее время. А вот внутреннее совместительство предполагает, что работник, закончив основную работу, приступает к дополнительной. Таким образом, работу по совместительству он выполняет в свободное от основной работы время. При этом он занимает на полставки соответствующую вакансию.

Законодательством установлено, что совместительство — это выполнение работником в свободное от основной работы время другой постоянно оплачиваемой работы у того же или у другого нанимателя на условиях трудового договора (часть первая ст. 343 ТК). Продолжительность рабочего времени, устанавливаемого нанимателем для работающих по совместительству, не может превышать половины нормальной продолжительности рабочего времени, установленной ст. 111-114 ТК (ст. 345 ТК).

В соответствии с нормами ст. 346 ТК оплата труда работающих по совместительству производится пропорционально отработанному времени. При установлении работающим по совместительству с повременной оплатой труда нормированных заданий оплата производится по конечным результатам за фактически выполненный объем работ. Работу, выполняемую работниками по совместительству у того же нанимателя при исполнении другой функции, а также у другого нанимателя сверх времени основной работы, не признают сверхурочной (п. 3 части второй ст. 119 ТК).

Понятно, что то, в какое время работник занимается основной работой, а в какое дополнительной, чаще всего никак не отслеживается, да это и невозможно. Поэтому, как правило, можно оформить как внутреннее совместительство, так и совмещение - на выбор. Исключение составляют ситуации, когда очевидно, что правильнее применить тот или иной вариант. К примеру, на курьера возлагают обязанности оператора на телефоне конкретно в вечерние часы.

Понятно, что правильнее в этом случае оформить внутреннее совместительство. Но если не уточнять, в какие именно часы курьер работает еще и оператором на телефоне, можно оформить как совместительство, так и совмещение. Между тем совмещение оформить проще: документов будет не так много, как при совместительстве, и бухгалтеру удастся избежать конфликтов с проверяющими, которые часто придираются к расчету отдельных выплат совместителям.

Кроме того, если у организации больше нет необходимости в том, чтобы работник за отдельную плату выполнял дополнительные функции, расторгнуть с ним договоренность гораздо проще при совмещении, чем при совместительстве.

Совмещение требует меньше документов, чем совместительство

Если работник будет совмещать обязанности, оформлять второй трудовой договор, как при совместительстве, не нужно. Достаточно заключить с работником дополнительное соглашение к действующему трудовому договору. В соглашении обязательно нужно указать следующие условия:

Дополнительные обязанности и период времени, в течение которого их следует выполнять;

Размер доплаты за работу;

Сделать запись о том, что работник согласен совмещать 2 или больше профессии (должности).

При установлении работнику в соответствии со ст. 32 и 67 ТК совмещения необходимо в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами уведомить работника письменно не позднее чем за 1 месяц об изменении существенных условий труда (установлении совмещения).

В случае согласия работника издайте приказ (распоряжение) об установлении совмещения. При отказе работника от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда необходимо издать приказ об его увольнении в соответствии с п. 5 ст. 35 ТК, произвести окончательный расчет, внести запись в трудовую книжку и выдать ее работнику в день увольнения.

Дополнительно следует отметить, что для возложения на работника дополнительных обязанностей (дополнительных функций) по другой профессии (должности) необходимо наличие обоснованных производственных, организационных или экономических причин. В противном случае увольнение работника в связи с отказом от продолжения работы с изменившимися существенными условиями труда по п. 5 ст. 35 ТК может быть расценено как незаконное.

Важные условия

При поручении работнику дополнительной работы или возложении дополнительных функций по другой профессии (должности) учитывайте следующие важные условия:

Дополнительная работа (дополнительные функции) не должна ухудшать качество выполняемой работником основной работы;

Поручение дополнительной работы (возложение дополнительных функций) должно быть экономически целесообразно;

Выполнение дополнительной работы (функциональных обязанностей) по соответствующей профессии (должности) требует наличия у работника соответствующей квалификации.

Таким образом, дополнительную работу (функциональные обязанности) можно поручить только в письменной форме и при соблюдении вышеназванных условий. Обращаем внимание, что при совмещении не важно, сколько часов понадобится работнику, чтобы выполнить дополнительную работу. А вот работа по совместительству не может занимать более 4 ч в день, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (50 % от месячной нормы).

При совмещении таких ограничений нет. А значит, и сумма доплаты может быть любой - необязательно половина оклада.

Упрощает работу и тот факт, что время, которое работник потратил на дополнительные обязанности, не нужно отражать в табеле учета рабочего времени. Кроме того, запись о работе по совместительству в трудовую книжку работника производится по желанию работника по месту его основной работы (п. 6 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной постановлением Минтруда РБ от 09.03.1998 № 30).

Основанием для записи является документ, подтверждающий работу по совместительству (приказ нанимателя, если совместительство установлено в пределах одного нанимателя, либо копия приказа другого нанимателя, у которого работник работает по совместительству). Запись вносится по общим правилам, установленным названной Инструкцией, с дополнительным указанием на то, что работник принимается на работу по совместительству. В случае совмещения в трудовую книжку дополнительная информация, как правило, не вносится.

Снять дополнительные обязанности проще при совмещении, чем при совместительстве

При совмещении предполагается, что работник выполняет дополнительную работу временно. Организация вправе в любой момент прекратить привлекать работника к дополнительной работе, достаточно лишь оформить приказ директора. Чтобы расторгнуть трудовой договор на работу по совместительству, надо руководствоваться другими правилами.

Если руководство решило принять на работу нового работника, то об этом следует предупредить внутреннего совместителя. Его согласие в такой ситуации не нужно. Но если необходимости в совместителе нет по другим причинам (например, из-за сокращения объемов работы), то действуют общие правила. То есть расторгнуть договор по совместительству получится лишь по причинам, перечисленным в ТК (например, по соглашению сторон).

Алексей Пархимович, ведущий экономист по труду

По разным причинам сотрудники предприятий и организаций могут отсутствовать на своем рабочем месте. Но производственный процесс от этого страдать не должен. В таких случаях предусмотрено возложение отсутствующего работника на иное лицо. Как правильно это оформить?

В данной ситуации существуют тонкости, знать которые обязан как кадровик, так и руководитель. Да и служащим повышение образовательного уровня пойдет на пользу. Давайте рассмотрим, как производится возложение обязанностей временно отсутствующего работника, на чем следует концентрироваться каждой из сторон процесса.

Варианты решения проблемы

Надо отметить, что возложение обязанностей временно отсутствующего работника проводится только в соответствии с законодательством. В ТК предложено два варианта решения проблемы. Администрация может предложить сотруднику совмещение, то есть тот будет трудиться некоторое время за двоих. Другой способ - перевод. В этом случае от основных обязанностей сотрудник освобождается.

Например, если секретарь начальника ушел в отпуск или заболел, на его место можно посадить курьера. При этом администрации следует продумать, сможет ли этот человек выполнять прежние обязанности. Если у него получится уложиться в рабочее время, то применяют совместительство, в противном случае - перевод.

Возложение обязанностей временно отсутствующего работника нужно правильно оформить, учесть доплату. Еще необходимо иметь в виду, что в постсоветских странах, законодательство которых в области трудовых отношений основано на прежнем кодексе, произошли изменения. Значит, кадровикам решение следует искать опираясь на национальную нормативно-правовую базу.

Принципиальный вопрос

Порядок возложения отсутствующего работника изложен в статьях соответствующего национального законодательства. В ТК РФ указано, что таковое мероприятие производится только с согласия сотрудника. Это означает, что кадровик должен заручиться документом, в котором оно выражено. Юристы рекомендуют подписать дополнительное соглашение. В нем указываются следующие данные:

  • Стороны договора.
  • Перечень обязанностей или должностей.
  • Объем работ.
  • Доплата.
  • Сроки действия.

Подписание подобного соглашения и будет означать письменное согласие сотрудника. На его основании составляется временно отсутствующего работника. В таковом документе указываются перечисленные выше данные.

Возложение обязанностей временно отсутствующего работника (РБ)

В законодательстве Беларуси тоже предусмотрены два варианта. Речь идет о заместительстве и совмещении. Первое - это освобождение от основных обязанностей и поручение того, что выполнял отсутствующий работник. Второй вариант предполагает двойную нагрузку. Замещение может быть произведено с согласия труженика.

Существуют исключения. В случае, когда есть угроза жизни населению, людей можно переводить без согласия. Это все отражается в документации. Обычно же перевод (совмещение) происходит по договоренности. То есть работнику предлагают на время заняться другим трудом. Он подписывает соответствующую бумагу, в которой указываются сроки и размер оплаты. Запрещено устанавливать заработную плату, сумма которой меньше той, что человек получал ранее.

Документальное оформление

Любые перемены в графике труда следует оформлять соответствующими бумагами, в том числе возложение обязанностей временно отсутствующего работника (РБ). Приказ на данную тему ничем не отличается от иных подобных документов. В нем указываются все реквизиты, как полагается. Еще необходима ссылка на соответствующую статью ТК. В качестве основания указывается приказ или иной документ, характеризующий причину отсутствия должностного лица и начальника подразделения. Приведем пример:

«На основании ст. 67 ТК РБ и в связи с отсутствием на рабочем месте секретаря руководителя Иващенко С.Н.:

  1. Исполнение обязанностей секретаря руководителя возложить на специалиста по кадрам Т. с ее письменного согласия на период (указать) с сохранением ответственности за выполнение основной работы.
  2. Бухгалтерии производить доплату Ищенко Р.Т. в размере 50% от оклада секретаря в указанный период».

Более детально ознакомиться с таким приказом можно ниже.

Тонкости законодательства

Вернемся к ТК РФ. Принципиально нормативно-правовая база обеих стран идентична. Но в каждой есть свои нюансы. Так, если администрация издает распоряжение о возложении, следует хорошо подумать о причине отсутствия труженика. Обычны варианты с отпуском или больничным. Они не требуют пояснений.

Но если работник загулял, то необходимо сначала издать документ о начале расследования (акт), только потом перекладывать его обязанности на других. То есть отсутствие должно быть объяснено. Регулирование доплаты тоже отличается в законодательствах этих стран. В РФ нет документов, которые бы строго регламентировали суммы. Они начисляются на договорной основе. А вот в РБ тоже верно лишь для частных предприятий. Доплаты за совместительство бюджетникам регулирует правительство.

Возложение обязанностей временно отсутствующего работника без согласия

Такая мера практикуется в особых условиях. К ним приравниваются катастрофы, аварии, стихийные бедствия и иные события, несущие угрозу населению (его части). При подобном развитии событий на срок до месяца человеку могут поручить другую работу. Такая норма есть в законодательстве как РФ, так и в белорусском.

Естественно, кадровику все равно придется оформить все это приказом. ТК РФ позволяет осуществлять перевод без согласия в иных случаях. К ним относится, к примеру, простой или ликвидация аварии. Однако переводить на должность с более низкой квалификацией работника без письменного согласия запрещается. Это следует учитывать в работе.

Более простой способ замещения

Для того чтобы производственный процесс не тормозился из-за болезни или отпуска специалиста, на его место можно нанять другого человека. Иногда такой способ более оптимален, чем перераспределение обязанностей. Однако руководители идут на него крайне неохотно. Все дело в финансах. Вновь нанятому служащему придется платить весь оклад, в то время как со штатного сотрудника и половины бывает достаточно. Получается серьезная экономия фондов.

Есть еще такой нюанс, как введение в курс дела. Новый человек незнаком с тонкостями производства. Следовательно, его работа будет хромать и подводить других. Временное возложение обязанностей можно проводить на срок до одного года или до выхода основного работника. В случае перевода, за человеком сохраняется место службы. То есть, когда основной работник вернётся, его «заместителю» следует предоставить прежнее место.

Возложить на работника дополнительные обязанности, не предусмотренные его трудовым договором, безусловно, можно.

Например, во время отсутствия специалиста отдела кадровой службы, приемом на работу новых сотрудников может заняться секретарь или бухгалтер, работающий в одной организации с временно отсутствующим сотрудником.

Однако увеличить объем работы, возложив на работника дополнительные обязанности, в одностороннем порядке работодатель не вправе.

Во-первых, необходимо получить согласие работника на выполнение функций отсутствующего коллеги. Во-вторых, оформить данные изменения в трудовых отношениях документально.

Что такое дополнительные обязанности?

В трудовом праве под понятием «дополнительные обязанности» подразумевается выполнение сотрудником за отдельную плату дополнительно возлагаемых на него трудовых функций наравне с его основными обязанностями (установленными в трудовом договоре) в течение рабочего дня (ст. 60.2 ТК РФ).

Ограничений относительно круга лиц, которые могут быть привлечены к выполнению дополнительных поручений, не существует.

Руководитель вправе возложить дополнительные обязанности на любого подчиненного, исходя из его загруженности, опыта, профессиональных качеств. Главное условие – получение письменного согласия со стороны сотрудника.

Труд, связанный с выполнением функций, не предусмотренных трудовым договором, является дополнительным и оплачивается отдельно.

Продажа обуви – один из интересных вариантов бизнеса. – читайте по ссылке.

К дополнительному труду лицо может быть привлечено в следующих случаях:

  • Отсутствие на рабочем месте лица, для которого данные обязанности являются основными. Перечень таких случаев, позволяющих сотруднику отсутствовать на рабочем месте на законных основаниях, установлен трудовым кодексом РФ. Наиболее распространенными из них являются отсутствие по причине болезни, отпуска, прохождения сотрудником медицинского обследования.

Во всех указанных случаях обязанности отсутствующего коллеги могут быть перераспределены между работающими коллегами.

  • В случае, когда производственную задачу может выполнить только определённый специалист , но данная специальность в штатном расписании отсутствует. Обязанности отсутствующего специалиста могут быть возложены на специалиста, обладающего необходимыми навыками (совмещение профессий).
  • Увеличение объема работ в пределах одной профессий. Работник является квалифицированным специалистом и в течение рабочего дня может выполнять наряду с основными трудовыми обязанностями также и другие, но в пределах своей профессии (например, при сокращении штатной единицы обязанности одного сотрудника могут перейти к другому, более квалифицированному).

Приказ о возложении дополнительных обязанностей на работника

Любое изменение условий труда может быть произведено работодателем только после оформления соответствующего приказа (обязательное для исполнения подчиненными распоряжение руководителя).

Приказ о возложении дополнительных обязанностей издает кадровая служба.

До издания приказа должно быть получено согласие руководства и работника, на которого возлагаются указанные обязанности.

Согласие работника обычно оформляется в виде двустороннего соглашения, в котором необходимо предусмотреть перечень возлагаемых на работника обязанностей, размер оплаты дополнительного труда, срок действия соглашения. Соглашение подписывается работником и работодателем.

Приказ после оформления отдается на ознакомление работнику. Подписанием приказа работник выражает согласие с его содержанием и подтверждает факт ознакомления с ним.

  • Обязанности, которые возлагаются. Данный пункт необходимо изложить подробно, указав в каком объеме и какие обязанности возлагаются на лицо .

Например:

«Возложить на бухгалтера Смолину А.П. выполнение обязанностей кассира в течение установленного трудовым договором рабочего времени за дополнительную оплату».

  • Условия оплаты. Как правило, если обязанности выполняются в полном объеме, то размер оплаты устанавливается в размере оклада отсутствующего работника, если трудовые функции выполняются частично, то соразмерно объему выполняемой работы.

Но, в любом случае, размер оплаты будет устанавливаться по согласованию между работником и работодателем.

«Установить Смолиной А.П. доплату за выполнение обязанностей кассира в размере 10 000 руб.».

  • Документ-основание . Ссылка на номер и дата документа, возлагающего дополнительную работу на сотрудника (доп. соглашение).
  • Подпись руководителя компании и сотрудника.

Если сотрудник отказывается от подписания приказа, для выполнения обязанностей может быть привлечена кандидатура другого сотрудника.

  • Реквизиты , указываемые в отдельных случаях. В случаях, когда поручение связано с совмещением должностей, будет дополнительно указываться поручаемая должность.

Например:

«Возложить обязанности инженера на главного механика Рысина О.К.»

Можно ли самостоятельно ? Пошаговая инструкция и полезные советы – по ссылке.

Иногда в организациях может сложиться такая ситуация, когда одному сотруднику необходимо выполнять не только свою работу, но и работу временно отсутствующего коллеги.

В таком случае работодателю необходимо позаботиться о грамотном оформлении соответствующей документации. Важно знать, что эта ситуация требует обязательного выпуска приказа о возложении соответствующих обязанностей на работника, а он должен под ним подписаться.

Нюансы оформления

Законодательно возложение дополнительных обязанностей рассматривается в статье 60.2 ТК РФ, где отмечается, что такая работа может быть поручена только с письменного согласия сотрудника и за дополнительную оплату .

При этом для выполнения функций отсутствующего работника без снятия обязанностей по основной деятельности сотруднику можно поручить дополнительную работу как по его профессии, так и по другой.

Соглашение о возложении дополнительной работы можно оформить в виде дополнительного соглашения к трудовому договору либо в виде отдельного документа. В нем необходимо указать перечень вменяемых обязанностей и размер дополнительной платы за их исполнение.

Действовать такой договор может либо до истечения срока действия, либо прекратиться по инициативе работодателя или работника.

Когда необходимо составлять

Такой приказ требуется составлять в нескольких случаях. Рассмотрим самые распространенные из них:

  • Совмещение двух или более профессий или должностей. Например, по причине временного отсутствия кадровика эту работу можно возложить на бухгалтера. При этом сотрудник обязан будет выполнять свою работу и наряду с этим справляться с новыми обязанностями.
  • Увеличение зоны обслуживания или объема работ. К примеру, диспетчеру, работающему в такси, необходимо принимать вызовы из нескольких районов города. В этом случае спорным вопросом часто выступает размер доплаты.
  • Выполнение обязанностей сотрудника, который временно отсутствует на рабочем месте. Самые частые причины такой ситуации – очередные отпуска, болезни, командировки, отпуска по уходу за ребенком и прочие причины.

Порядок издания

Работодателю необходимо знать, что сотрудник должен быть ознакомлен с приказом, о чем свидетельствует его подпись. Если он отказывается подписывать документ, работодатель не имеет права настаивать на возложении обязанностей. Это противоречит нормам трудового законодательства.

Приказ о вменении новых обязанностей может быть издан в свободной форме, законодательством не предусмотрено для него жестких рамок. Однако, в нем необходимо отметить ряд важных элементов:

  • Причина возложения дополнительных обязанностей. К примеру, это может быть отпуск сотрудника, который выполняет эту работу, сокращение штата, болезни и другие причины.
  • Должность . Этот пункт указывается только тогда, когда поручаемая работа относится к другой должности.
  • Срок , в течение которого на работника возлагаются обязанности. Это может быть строго определенный срок, также может быть указано условие, при наступлении которого прекращается необходимость в выполнении обязанностей (выход из отпуска по уходу за ребенком, выход из очередного отпуска и т. д.)
  • Новые обязанности – их перечень, содержание и объем. В этом пункте необходимо как можно более детально перечислить все обязанности, возлагаемые на сотрудника. Это избавит от возникновения конфликтных ситуаций и недопониманий.
  • Размер доплаты . Этот пункт остается на усмотрении работодателя, но чаще всего с работником заранее обговаривается величина выплат.

Важно учесть, что при возложении дополнительной работы на сотрудника необходимо заключать дополнительное либо отдельное соглашение, заключаемое в рамках норм трудового законодательства. На номер и дату этого документа необходимо сослаться в первом пункте приказа.

Оформленный таким образом приказ сначала подписывает руководитель компании. После этого с его текстом необходимо ознакомить работника. В том случае, когда последний отказывается подписывать документ, необходимо составить акт и выбрать другую кандидатуру для возложения соответствующих обязанностей.

Все приказы согласно правилам документооборота регистрируются в журнале распоряжений, где им присваивается порядковый номер, и указывается дата составления.

В соответствии со статьей 19 Перечня типовых документов с указанием сроков хранения, такие документы необходимо хранить 75 лет .