Исторические этапы развития государственного управления в россии. Структура государственной власти рф


Система государственного управления

по Конституции 1918 года.

После революционных событий 1917 года в стране начинается формирование новых органов государственной власти. Новая система государственного управления нашла юридическое оформление в Конституции РСФСР, принятой на V Всероссийском съезде Советов в июле 1918 года. Это событие имело огромное значение, так как Конституция является важнейшим источником права, ее нормы обладают высшей юридической силой и служат основой правовой системы в любом государстве. Наличие Конституции в государстве означает, что его власть в большей или меньшей степени является ограниченной. Определяющие принципы первой Конституции были положены в основу разработки основных законов Советского государства на пocледующих этапах развития советской государственности.

Первым разделом Конституции 1918 года стала «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Состояла Декларация из 4 разделов. В первом разделе устанавливались политические основы Советского Социалистического государства. Россия провозглашалась Республикой Советов, которым принадлежит вся власть в центре и на местах. Советская республика учреждалась на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик.

Во втором разделе определялись основные задачи Советской власти – уничтожение эксплуатации человека человеком; устранение деления общества на классы; подавление сопротивления эксплуататоров и установление социальной организации общества. Подтверждались отмена частной собственности на землю, национализация банков, декреты о рабочем контроле и создании ВСНХ. В стране вводилась всеобщая трудовая повинность. Для защиты завоеваний революции декретировалось вооружение трудящихся, образование Красной Армии и полное разоружение имущих классов.

В третьем разделе закреплялись основные принципы внешней политики Советского государства: борьба за мир между народами; отмена тайных договоров; уважение к национальному суверенитету всех народов; полный разрыв с политикой буржуазных государств.

В четвертом разделе провозглашалось устранение эксплуататорских классов от участия в управлении Советским государством, подчеркивалось, что власть должна принадлежать трудящимся массам и их полномочному представительству – Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Высшими органами власти и управления признавались Всероссийский съезд Советов, созываемый не реже двух раз в год, и избираемый съездом ВЦИК. ВЦИК одновременно становился «Высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом РСФСР». Для общего управления делами Республики и руководства отдельными отраслями народного хозяйства Конституция предусматривала создание Совета народных комиссаров, при этом и съезд Советов, и ВЦИК могли смещать и назначать как весь состав Совнаркома, так и его отдельных членов. Народный комиссар вправе был единолично принимать решения по всем вопросам, отнесенным к компетенции наркомата, и доводить их до сведения коллегии.

В Конституции была четко прописана организация власти на местах: в границах своего ведения съезды Советов (областные, губернские, уездные и волостные) были высшей на данной территории властью. В период между съездами такой властью являлся соответствующий исполнительный комитет, всецело ответственный перед избравшим его Советом. Конституция закрепляла основные принципы советской избирательной системы. При этом сохранялось неравенство в предоставлении избирательных прав. В органах власти и управления предпочтение отдавалось рабочему классу.

Создание принципиально новой системы государственной власти – Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов – породило и новую систему управления, основанную на обобществлении средств производства, плановом хозяйстве, исключении частной собственности и рыночных отношений.

Особенностью начального этапа развития советской государственности было наличие чрезвычайных органов власти. Их характерной чертой было единство военной, политической и хозяйственной деятельности. Распространенными и массовыми чрезвычайными органами советской власти были ревкомы, комитеты бедноты, Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК), Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности (ВЧК л/б), Реввоенсовет Республики (РВСР) и Совет рабочей и крестьянской обороны.

Органы государственного управления

по Конституции 1924 года

Принципиальным шагом в развитии советского государственного управления стало образование СССР. На Первом Общесоюзном съезде Советов 30 декабря 1922 года была принята Декларация и Договор об образовании СССР. В январе 1924 года II Всесоюзный съезд Советов принял Конституцию СССР. На ее основе шло оформление единого советского союзного государства.

Верховным органом власти провозглашался Съезд Советов СССР. В перерывах между съездами полномочия высшей государственной власти принадлежали двухпалатному ЦИК СССР. Первая палата – Союзный Совет – избиралась на Съезде Советов СССР от всего состава делегатов Съезда. Вторая палата – Совет национальностей – образовывалась из представителей республик и национальных областей. Постоянно действующим органом стал Президиум ЦИК, состоявший из 21 чел. Верховным исполнительным и распределительным органом был СНК СССР.

Совнарком состоял из наркоматов. По Конституции СССР 1924 года наркоматы подразделялись на три типа: общесоюзные, объединенные (союзно-республиканские) и республиканские. К первому типу относились наркоматы, которые образовывались только в Союзе. Таких наркоматов в тот период было пять: по иностранным делам, по военным и морским делам, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов. В союзных и автономных республиках таких наркоматов не было. Общесоюзные наркоматы имели в союзных республиках своих уполномоченных представителей. Сюда же следует отнести и образованный одновременно с этими наркоматами Совет Труда и Обороны (СТО) СССР. Его возглавлял председатель Совнаркома СССР. СТО следил за осуществлением хозяйственных и финансовых планов, координировал деятельность промышленных и оборонных наркоматов.

Ко второму типу относились наркоматы, которые образовывались как в Союзе ССР, так и в каждой союзной республике. Таких наркоматов тоже было пять: ВСНХ, продовольствия, труда, финансов и рабоче-крестьянской инспекции. Объединенные наркоматы создавались для руководства наиболее важными отраслями народного хозяйства, требовавшими координации деятельности в масштабах всей страны и учета своеобразия каждой республики. Они были призваны обеспечить сочетание интересов Союза в целом с интересами каждой союзной республики. Эти наркоматы, подчиняясь центральным исполнительным комитетам и совнаркомам союзных республик, осуществляли в своей деятельности директивы, соответствующих наркоматов Союза ССР.

К третьему типу относились наркоматы, которые имелись только в республиках. В Союзных республиках (первоначально РСФРС, Белоруссия, Закавказская Федерация, Украина) формировались свои Съезды Советов, ЦИК и СНК. Республиканские наркоматы ведали вопросами внутренних дел, юриспруденции, народного образования, местной промышленности, культуры. Внешняя политика и внешняя торговля, оборона и охрана границ, связь и финансы, транспорт относились к компетенции союзных органов.

Выборы делегатов Съезда Советов СССР проходили на основе непрямого избирательного права. От городских жителей избиралось делегатов в пять раз больше, чем от сельских, что должно было обеспечить «руководящую роль рабочего класса» в органах власти. Выборы носили многоступенчатый характер: каждый Совет избирал делегатов вышестоящего Совета (районный в областной, областной в республиканский, а затем на Съезд Советов СССР). По Конституции 1924 года избирательного права лишались лица, использовавшие наемный труд или жившие на нетрудовые доходы, монахи и церковнослужители, бывшие полицейские и жандармы, лишенные избирательных прав по суду, душевнобольные.

Сложившаяся в 20-е годы структура управления получила название командно-административной системы. Ее характерными чертами было господство однопартийной системы, превращение Коммунистической партии в государственную структуру, сильная централизация власти и управления, репрессивные методы решения политических и экономических задач, подавление инакомыслия, бюрократизация государственного аппарата и всей системы управления.

Советская система управления предполагала принципиальную неразделенность партийной и советской власти во всех ее ипостасях – законодательной, исполнительной и судебной. Для осуществления властных полномочий партии необходим был аппарат, составлявший советскую номенклатуру. Под номенклатурой понимается «перечень наиболее важных должностей в государственном аппарате и в общественных организациях, кандидатуры на которые предварительно рассматривались, рекомендовались, утверждались и отзывались партийным комитетом – от райкома, горкома до ЦК КПСС». Партия большевиков как основной стержень в системе управления вскоре после прихода к власти поставила под свой контроль работу аппарата. Для этого в ЦК, республиканских и губернских комитетах в 1919 – начале 20-х годов были созданы учетно-распределительные отделы. Они начали свою деятельность с учета и расстановки партийных кадров. Постепенно круг их компетенции расширялся. В поле зрения ЦК партии оказались практически все административно-управленческие кадры – от руководителей центральных ведомств до директоров предприятий и их заместителей.

Высшая номенклатура выделяла из своей среды узкий круг профессиональных управленцев. Они составляли политическую элиту общества, которая непосредственно участвовала в выработке, принятии и организации выполнения политических решений. К ним относились в первую очередь лица, входившие в состав Политбюро, Оргбюро и Секретариат ЦК. В 20-30-е годы состав этих органов, особенно Политбюро, менялся мало.

Государственная бюрократия становилась прочной социальной опорой правящего режима, так как с ним было связано ее благополучие, продвижение по служебной лестнице, привилегии. Дефицит образования, культуры, опыта государственного управления, характерные для основной массы советской бюрократии, способствовали культивированию директивно-приказных методов руководства.

Со становлением широкого слоя партийно-государственной бюрократии формировались социальная среда и политическая сила, наиболее заинтересованные в режиме личной власти, ибо культ вождя укреплял и расширял власть тех, кто служит ему в государственных и партийных структурах.

Массовой общественно-политической организацией советской молодежи был комсомол. В 1923 году насчитывалось немногим более 300 тыс. комсомольцев, а в 1926 году их численность уже достигала 1 млн. 750 тыс. чел. Комсомол рассматривался партией как ее молодежный резерв, как школа подготовки к вступлению в коммунистическую партию. Из комсомольских активистов выросли многие партийные и государственные руководители 30-40-х годов.

Структура государственного управления

по Конституции 1936 года.

Преобразование экономики и усиление тенденций к централизации в управлении привели к формированию новой модели общества, к почти полному «огосударствлению» народного хозяйства. Произошедшие изменения в экономическом, социально-политическом и национально-государственном развитии Советского Союза с середины 20-х годов потребовали изменения Основного Закона.

5 декабря 1936 года VIII Чрезвычайный съезд Советов утвердил новую Конституцию СССР. Она зафиксировала характерные черты сформировавшейся в стране командно-административной системы. Советский Союз провозглашался социалистическим государством.

В Основном Законе были отражены перемены в национально-государственном устройстве СССР, появление новых союзных и автономных республик и областей. В связи с ликвидацией ЗСФСР возникли самостоятельные республики: Армянская, Азербайджанская и Грузинская ССР. Казахская АССР и Киргизская АССР были преобразованы в союзные республики. Общее число союзных республик, непосредственно входящих в состав СССР, возросло до 11. Подтверждалась добровольность государственного объединения советских социалистических республик.

Конституция внесла серьезные изменения в структуру органов власти. Упразднялись областные, республиканские и всесоюзные съезды Советов. Их место заняли районные, городские, областные, республиканские Советы, избираемые всем населением путем прямого голосования, что приближало советскую систему к представительным органам традиционного (парламентско-муниципального) типа. Вместо ВЦИК образовался Верховный Совет СССР – высший законодательный орган, избираемый всем населением и состоящий из двух палат – Совета Союза и Совета Национальностей. В число его задач входило утверждение состава правительства СССР.

Расширялись обязанности общесоюзных наркоматов в области законодательства, народнохозяйственного развития, укрепления обороноспособности страны. Одновременно были неоправданно сужены права некоторых республиканских органов, в частности, в законодательной сфере.

Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти в стране оставалось правительство – Совет Народных Комиссаров СССР. Совнарком был ответственен перед Верховным Советом СССР, а в период между сессиями – перед его Президиумом, и подотчетен им. Законодательным правом СНК не располагал, но он мог издавать постановления и распоряжения на основе действующих законов. Эти подзаконные акты были обязательны к исполнению распорядительными органами на всей территории СССР и фактически имели статус законов.

Совнарком осуществлял управление отраслями хозяйства через наркоматы, комиссии и комитеты. Наркоматы СССР подразделялись на общесоюзные и союзно-республиканские. К первым относились наркоматы обороны, иностранных дел, внешней торговли, путей сообщения, связи, водного транспорта, тяжелой и оборонной промышленности. Союзно-республиканских наркоматов по Конституции 1936 года было 10: пищевой промышленности, легкой, лесной, земледелия, зерновых и животноводческих совхозов, финансов, внутренней торговли, внутренних дел, юстиции, здравоохранения.

Система власти и управления в союзных и автономных республиках в основных чертах копировала общесоюзную схему. Отличие было лишь в том, что ни в одной из союзных республик, несмотря на их многонациональный характер, Верховные Советы не были двухпалатными, и национальные меньшинства могли отстаивать свои интересы лишь через Совет Национальностей Верховного Совета СССР.

Республиканские совнаркомы также имели свои специфические черты и отличались от Союзного СНК. В состав республиканских совнаркомов входили уполномоченные общесоюзных наркоматов; союзно-республиканские наркоматы дублировались и в совнаркомах республик. Кроме того, в них были образованы наркоматы, которых не было в Союзном правительстве (наркоматы местной промышленности, коммунального хозяйства, социального обеспечения, просвещения и др.).

Серьезной реформе подверглась избирательная система. Вводилось всеобщее, прямое, равное и тайное голосование. Избирательными правами наделялись все граждане СССР независимо от их социального происхождения. Упразднялось различие в нормах представительства рабочих и крестьян. Расширились общедемократические права граждан. В Конституции провозглашался целый ряд новых социальных прав – право на труд, на отдых, на получение образования, на материальное обеспечение в старости или в случае потери трудоспособности и др. Эти принципы получили общемировое признание и стали важным компонентом любой современной системы взглядов на гражданское общество.

Конституция 1936 года декларировала и другие демократические права, во многом заимствованные из западноевропейской традиции, такие, как свобода совести, свобода слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий, неприкосновенность личности, жилья, независимость судов и право обвиняемых на защиту.

Социальная основа государства декларировалась как союз рабочих и крестьян при сохранении диктатуры пролетариата. (На практике это выражалось в диктатуре ВКП(б), ее аппарата). Социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства объявлялись экономической основой СССР. Эта собственность существовала в двух формах: государственной (шахты, заводы и промышленность, совхозы на селе) и колхозно-кооперативной. Труд объявлялся обязанностью каждого способного к нему гражданина по принципу: «Кто не работает, тот не ест».

Конституция закрепила положение о руководящей роли Коммунистической партии в системе государственного управления. Руководство партии носило всеобъемлющий характер. В статье 126 новой Конституции СССР было записано, что Коммунистическая партия составляет «руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных». В каждодневной практике государственного управления все решения Верховного Совета СССР, указы его Президиума, постановления СНК СССР предварительно рассматривались и санкционировались Политбюро ЦК партии. Такое же положение существовало по всей вертикали власти и управления.

В отличие от предыдущего Основного закона страны в новой Конституции хотя и не прямо, но была декларирована идея разделения властей: Верховный Совет сосредоточил в своих руках законодательную власть, а Совет народных комиссаров – исполнительную. Поскольку суд был объявлен независимым и подчинявшимся только закону, высшая судебная власть принадлежала Верховному Суду СССР.

Особенности советской системы государственного управления в годы Великой Отечественной войны.

В годы Великой Отечественной Войны органы государственной власти претерпели некоторые изменения. Создавались органы, не предусмотренные конституцией. Это делалось для обеспечения жесткого централизма и оперативного выполнения приказов руководства. Управление государством все было сконцентрировано в руках И.В. Сталина.

Война заставила внести изменения в порядок работы органов власти и управления. Предусмотренные Конституцией СССР, конституциями союзных и автономных республик сроки очередных выборов в Советы всех уровней не соблюдались. Президиум Верховного Совета СССР и президиумы Верховных Советов республик продлевали полномочия соответствующих советов. Выборы в Верховный Совет СССР во время войны не проводились ни разу, а сессии Верховного Совета СССР проводились лишь три раза – в 1942, 1944, 1945 годах. Нерегулярно созывались сессии Верховных Советов и в союзных республиках. Значительная часть депутатов Советов, особенно местных, была мобилизована на фронт, поэтому полномочными признавались сессии Советов, на которых присутствовало 2/3 наличного состава депутатов (а не избранных, как это требовалось по Конституции). Исполкомы вышестоящих Советов пополняли путем кооптации исполкомы подведомственных Советов. На освободившейся от врага территории практика выборов Советов часто подменялась системой назначения.

В деятельности Советов и их исполкомов на первый план выходили вопросы, связанный с организацией вооруженной защиты Отечества. Мобилизация населения, снабжение Красной Армии вооружением и обмундированием, создание приемлемых условий для жизни и труда оставшихся в тылу людей – все эти проблемы решались партийными и советскими органами. Усилилось влияние их аппаратов. Они совместно решали важнейшие вопросы военной, мобилизационной и хозяйственной жизни.

Наряду с традиционными формами власти и управления с началом войны были созданы специальные чрезвычайные органы с особыми полномочиями. Чрезвычайными эти органы были потому, во-первых, что их создание не было предусмотрено Конституцией СССР; во-вторых, их полномочия были выше, чем у конституционных органов власти и управления. Главным таким органом стал Государственный Комитет Обороны (ГКО). Постановления Государственного Комитета Обороны имели силу законов военного времени. Все организации – партийные, советские, хозяйственные, общественные – обязаны были неукоснительно выполнять любые постановления и распоряжения ГКО. Комитет обходился небольшим собственным аппаратом управления. Руководство он осуществлял через партийные и советские структуры власти. В республиках, краях и областях, а также в военных, промышленных наркоматах были учреждены должности уполномоченных ГКО, которые помогали организовывать и контролировали выполнение постановлений ГКО. Государственный Комитет Обороны создавал вспомогательные органы для усиления контроля за отдельными отраслями промышленности оборонного комплекса. В июле 1942 года на совместном заседании Политбюро и ГКО был образован Транспортный комитет. Его возглавил Сталин, а заместителем стал член Политбюро А. А. Андреев. Этот комитет явился единым органом управления всеми видами транспорта.

Для руководства военными действиями на следующий день после начала Великой Отечественной войны постановлением СНК и ЦК ВКП(б) была создана Ставка Главного Командования. 10 июля она была преобразована в Ставку Верховного Командования и ее возглавил Сталин. 24 июня 1941 года постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) был образован Совет по эвакуации. 2 ноября 1942 года Президиум Верховного Совета СССР образовал Чрезвычайную государственную комиссию по установлению и расследованию злодеяний, совершенных немецко-фашистскими захватчиками и определению нанесенного ими ущерба гражданам, колхозам, государственным учреждениям СССР.

Период Великой Отечественной войны стал временем вершины политической, государственной и личной карьеры Сталина. С 1941 по 1945 годы происходила значительная концентрация власти в центре. Она выразилась в том, что довольно узкий круг одних и тех же лиц входил в состав основных руководящих органов: Политбюро ЦК ВКП(б), СНК СССР, ГКО, Ставки ВГК. Этими лицами были Сталин и его ближайшее политическое окружение. По существу одни и те же лица принимали решения, организовывали их выполнение и контролировали результаты работы. Существенно возросла роль органов исполнительной власти. Сессии Верховного Совета СССР созывались нерегулярно, выборы Советов всех уровней неоднократно переносились, решения исполнительных органов воспринимались как законы.

После окончания Великой Отечественной войны все неконституционные органы были ликвидированы, наркоматы переименованы в министерства, а Совет народных комиссаров – в Совет министров.

Организация государственного управления

по Конституции 1977 года.

Конституция 1977 года не изменила политическую организацию общества. Как и раньше Верховный Совет СССР объявлялся высшим органом государственной власти Советского Союза. Теоретически Верховный Совет олицетворял представительную власть и был законодательным органом. Он избирался сроком на 4 года путем всеобщего, равного и прямого избирательного права. Депутатом мог быть избран гражданин СССР не моложе 23 лет. Депутаты собирались дважды в год на сессии Верховного Совета. Остальное время они должны были работать на своей прежней работе.

На Верховный Совет СССР Конституция возлагала избрание Президиума Верховного Совета СССР, образование Правительства СССР, избрание Верховного Суда СССР, назначение Генерального прокурора СССР.

Верховный Совет СССР состоял из двух равноправных палат – Совета Союза и Совета национальностей. Его обязанностями являлись: принятие и изменение общесоюзной Конституции, включение в состав Союза новых республик, утверждение государственных бюджетов, планов социального и экономического развития. В перерывах между сессиями Верховного Совета СССР его функции выполнял Президиум. Повседневная управленческая деятельность осуществлялась при помощи системы государственного управления, которую возглавлял Совет Министров СССР. По Конституции это был высший исполнительно-распорядительный орган.

Статья 6 Конституции 1977 года провозглашала, что Коммунистическая партия Советского Союза является «ядром политической системы». Это приводило к дублированию всей системы управления партийным аппаратом. По-прежнему сохранялся номенклатурный принцип назначения на должности. Высшие посты в органах власти и управления могли занимать только люди, утвержденные на должности решениями Секретариата или Политбюро ЦК и включенные в номенклатуру ЦК.

Совершив октябрьскую революцию, большевики оказались перед достаточно большой проблемой - как управлять государством. Все теоретические изыскания в этом вопросе оказались весьма ущербны, и представляли собой умозрительные предположения, как и что должно быть. Но на деле все эти теории оказались не жизнеспособны.

Первым, что сделали большевики после национализации - создали органы рабочего контроля, которые должны были перерасти в рабочее управление народным хозяйством. Но жизнь развеяла эти иллюзии. Для управления государственной народно- хозяйственной системой требовались специалисты.

Малограмотные дилетанты с революционным прошлым не могли справиться с поставленными задачами. В результате длительных поисков, была создана система управления государством, которая и просуществовала до перестройки, фактически развалив государство.

При всех заявлениях и закреплениях конституционных норм, система управления в СССР была административно -командной. Государство в лице коммунистической партии, и в частности Генерального Секретаря ЦК КПСС, старалось контролировать всё и вся.

Официально в СССР существовали четыре ветви власти. Первой номинально считалась представительная, второй административная, третьей контрольная и самая главная - политическая.

Высшим координационным органом всех властей административной, представительной, контрольной и политической было Полит Бюро ЦК КПСС.

Основу составляли советы народных депутатов, разных уровней, от местного до Верховного Совета и их органы управления, которые формировали исполнительную власть.

Высшим органом представительской власти был Верховный Совет СССР, который избирался на четыре года, и выбирал Президиум Верховного Совета СССР в составе Председателя и пятнадцати его заместителей, избирал судей Верховного Суда, назначал Совет Министров СССР и Генерального прокурора СССР.

Верховный Совет СССР состоял из двух палат - Совета Союза и Совета Национальностей, который представлял законодательную власть.

Члены комиссий Верховного Совета и другие функционеры выбирались из числа депутатов.
Президиум Верховного Совета СССР руководил страной между сессиями Верховного Совета СССР, которые обычно созывались два раза в год для утверждения подготовленных законодательных актов.

Политическую власть возглавлял Генеральный секретарь Центрального комитета КПСС, у которого в подчинении были секретари ЦК курирующие конкретные сферы государства.

Начиная с Хрущёва, Председателем Президиума Верховного Совета СССР был Генеральный Секретарь КПСС, что послужило окончательной концентрацией власти в одних руках.

Контрольная власть не имела конкретного высшего руководителя. В каждом подразделении этой власти был свой руководитель Генеральный прокурор СССР, Председатель Верховного Суда и Председатель Комитета народного контроля.

Административную власть возглавлял Председатель Совета Министров, который был номинально главою государства и управлял государственными структурами сверху вниз.

Между тем параллельно с государственными структурами, существовала политическая власть, которая контролировала все структуры государственной власти. При этом она не несла ответственности за выполнение решений. Вся ответственность ложилась на власть исполнительную.

Так на уровне города, главою города был Председатель исполкома - осуществляющий исполнительную власть.

Городской Совет депутатов - был отражением законодательной власти, формировал городские исполнительные структуры, и принимал законы городского уровня в рамках законов СССР.

А Секретарь городского комитета коммунистической партии контролировал работу Председателя городского исполкома и всех остальных городских органов власти.

Эта особенность, когда политическая партия подменяет собою государство, и привела к краху СССР.

ЛЕКЦИЯ № 33
§ 79. Новая экономическая политика в Советской России.
Образование СССР.
Причины новой экономической политики (нэпа). В ходе Гражданской
войны были повержены политические противники большевиков. Однако страна
находилась в глубочайшем кризисе. Хозяйственная жизнь была в упадке. Объем
промышленного производства в 1921 г. составлял 12 % от довоенного. Созданные в
ходе Гражданской войны органы были неспособны эффективно управлять
национализированными предприятиями.
Еще более сложной оказалась ситуация в сельском хозяйстве. Крестьянам
было невыгодно производить продукты для города, который не мог обеспечить
потребностей села. Продразверстка лишала крестьян стимула производства, ибо
любые излишки тут же изымались.
Кризисные явления сказались на положении в РКП (б), где все больше
проявлялись разногласия. Заметными стали бюрократизация партии, отрыв
партийной верхушки от масс.
Свидетельством недовольства политикой большевиков стали крестьянские
восстания. На Украине действовали петлюровцы и махновцы, в январе 1921 г.
вспыхнуло восстание в Тамбовской губернии под руководством эсера А. С.
Антонова, прокатилась волна выступлений по Сибири. Но наиболее опасным для
большевистского руководства стало восстание в феврале 1921 г. на кораблях
Балтийского флота в Кронштадте. Матросы, выходцы из крестьянской среды,
требовали переизбрания Советов на основе демократических выборов,
политических свобод, предоставления неограниченных прав крестьянам в
распоряжении «своей землей». Военные действия против кронштадтцев длились 10
дней. Продолжение политики «военного коммунизма» грозило обернуться новой
гражданской войной.
8 марта 1921 г. начал свою работу X съезд РКП (б). В центре его внимания
стояли два основных вопроса: о запрещении фракций внутри партии и о замене
продразверстки продналогом.
C введения продналога началась новая экономическая политика (нэп).
Сущность нэпа. Суть новой экономической политики состояла в
возрождении в экономике рыночных отношений. Гарантией от реставрации
капиталистических порядков являлись полновластие РКП (б), сохранение
государственного сектора в экономике, монополия внешней торговли. Нэп был
призван вывести страну из разрухи.
Продразверстка заменялась продналогом с фиксированной ставкой. Это
позволяло крестьянам, выполнив свои обязательства перед государством, свободно
распоряжаться излишками продукции, в частности реализовывать их на рынке.

Размер продналога в среднем был вдвое меньше размера продразверстки.
Разрешались также аренда земли и наем рабочей силы.
В промышленности частные лица могли открывать мелкие и брать в аренду
средние предприятия. Создавались предприятия с участием иностранного капитала
- концессии.
Отменялись жесткое регулирование и централизация в снабжении
предприятий сырьем, в распределении готовой продукции. Деятельность
государственных предприятий строилась на основе самофинансирования и
хозрасчета. Изменилось управление промышленностью. В 1922 г. была отменена
всеобщая трудовая повинность, вводился свободный наем рабочей силы. Для
стимулирования материальной заинтересованности рабочих в повышении
производительности была проведена реформа системы оплаты труда. Денежная
реформа 1922 г. укрепила национальную валюту и покончила с инфляцией.
Однако если в социальной и экономической сфере нововведения были
существенными, то в политической системе они были незаметны.
X съезд РКП (б) запретил создание фракций и групп внутри партии. В 1922 г.
деятельность сохранившихся социалистических партий была свернута. В 1922 г.
состоялся громкий политический процесс (суд) над руководителями партии эсеров.
Осенью 1922 г. из России были высланы 160 ученых и деятелей культуры
(«философский пароход»).
Господство большевистской идеологии утверждалось воинствующей
пропагандой атеизма, разрушением храмов. В 1922 г. в рамках кампании по сбору
средств для борьбы с голодом были конфискованы многочисленные церковные
ценности. Патриарх Тихон, избранный в ноябре 1917 г. Поместным собором, был
арестован.
Укрепление единства партии, разгром политических противников
усиливали однопартийную политическую диктатуру.
Итоги нэпа. Нэп быстро изменил облик страны. В 1926 г. был достигнут
довоенный уровень развития промышленности. Возродилось сельское хозяйство.
Резко оживилась торговля.
Однако наряду с достижениями нэп имел и ряд негативных черт. Росли
социальное неравенство, безработица. Усилилась коррумпированность чиновников.
Экономическое развитие страны в годы нэпа сопровождалось постоянными
кризисными явлениями. В целом развитие Советской страны в 20­е гг. шло
недостаточно высокими темпами.
B этот период передовые страны мира совершили серьезный скачок
вперед, а Россия лишь восстановила свой довоенный уровень.
Перед партийным и государственным руководством стояла проблема
совершенствования методов экономической политики.

Образование СССР. После окончания Гражданской войны на территории
бывшей Российской империи существовало шесть социалистических, две народные
советские республики и Дальневосточная республика. В составе крупнейшей
республики - РСФСР - находилось немало автономных образований с
неопределенным государственным статусом.
К началу 1922 г. ряд советских республик заключили договоры, по которым в
ведение РСФСР передавались их вооруженные силы, управление промышленностью,
финансы, связь, транспорт и международные отношения. Причиной та­ кого
решения явилось не только признание ведущего вклада РСФСР в победу в
Гражданской войне, но и слабость правительств других республик, их зависимость
от российского руководства, фактически поставившего их у власти.
В августе 1922 г. в ЦК РКП (б) была создана комиссия по изучению
предложений советских республик об «усовершенствовании» их отношений между
собой. Народный комиссар по делам национальностей И. В. Сталин, ставший в
1922 г. генеральным секретарем ЦК РКП (б), выступил с идеей придания советским
и народным республикам прав автономий в рамках РСФСР. Когда республики
Закавказья создали Закавказскую Федерацию в составе Грузии, Армении и
Азербайджана, Сталин надеялся, что это государственное образование в будущем
станет частью РСФСР. Однако подобные планы вызвали протест у большевиков
Советской Грузии.
Заместитель председателя Совнаркома Л.Б.Каменев по поручению Ленина
составил иной проект, предусматривавший вхождение республик в состав
государства на основе договоров. Проект этот был поддержан пленумом ЦК.
Несмотря на то, что в Договоре и Декларации об образовании Союза
Советских Социалистических Республик (СССР), принятых на I съезде Советов
СССР 30 декабря 1922 г., указывалось, что Союз образован по свободному
волеизъявлению народов с правом свободного вступления и выхода, путей выхода
предусмотрено не было. В ведение Союза передавались вооруженные силы,
международные дела и торговля, финансы, сообщение и связь.
Высшим органом нового государства стал Всесоюзный съезд Советов,
Центральный
избиравший на время между своими заседаниями
исполнительный комитет (ЦИК) СССР из двух палат: Совета Союза и
Совета Национальностей. Председателем ЦИК СССР стал М.И.Калинин.
Внешняя политика. Первые международные договоры были заключены со
странами, боровшимися за свою независимость. В 1921 г. - с Ираном и
Афганистаном, затем с Турцией, которая получила военную помощь и ряд
территорий бывшей Российской империи, а также с государствами, возникшими на
окраинах России: Финляндией, Польшей, Латвией, Литвой и Эстонией. В течение
1921 -1922 гг. были подписаны торговые соглашения с Германией,
Великобританией, Австрией, Норвегией, Швецией, Италией, Чехословакией.

Советское правительство выступило с идеей проведения международной
конференции для урегулирования всех спорных вопросов между Советской Россией
и странами Антанты. Это предложение было принято Антантой, которая пригласила
РСФСР на международную конференцию в Генуе (1922). Советскую делегацию
возглавил нарком иностранных дел Г. В. Чичерин.
Представители ряда стран потребовали от РСФСР возвратить долги царского
и Временного правительств, вернуть иностранным владельцам национализированные
предприятия либо оплатить их стоимость, отменить монополию внешней торговли и
т.д. Советская сторона выдвинула встречное требование - возместить ущерб,
причиненный иностранной интервенцией и экономической блокадой. Одновременно
советское руководство соглашалось признать часть довоенных долгов, если
европейские правительства отсрочат их выплату на 30 лет и предоставят новые
займы. Эти предложения были отвергнуты.
Казалось, конференция будет безрезультатной для Советской России. Однако
Чичерин воспользовался разногласиями между Антантой и Германией. 16 апреля
1922 г. он заключил договор между РСФСР и Германией в Рапалло (предместье
Генуи). Германское правительство отказывалось от претензий по возмещению
стоимости национализированных предприятий. В свою очередь, РСФСР
предоставляла Германии большие торговые преимущества.
Опасаясь дальнейшего сближения Советского государства с Германией,
западные державы приступили к созданию «санитарного кордона» против
большевиков, используя для этого Польшу, Румынию и прибалтийские страны. В
мае 1923 г. министр иностранных дел Великобритании Джордж Керзон в своей
ноте обвинил советскую дипломатию в разжигании антибританской кампании и
потребовал отозвать советских уполномоченных из Ирана и Афганистана. Однако
идея новой войны была непопулярна в британском обществе. Британское
правительство вынуждено было отступить.
В 1924 - 1925 гг. советское правительство установило дипломатические
отношения с Великобританией, Италией, Австралией, Швецией, Грецией,
Норвегией, Китаем, Мексикой, Францией, Данией и Японией. Этот процесс вошел в
историю под названием полоса признаний.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Какова была обстановка в Советской России после окончания ­
Гражданской войны?
2. В чем состояли причины перехода к нэпу?
­ В чем состояла сущность нэпа?

По своему типу государства весьма разнообразны.

Форма государства (англ. form of state) - понятие, которое характеризует систему организации и способы осуществления государственной власти. Включает в себя: а) форму правления, б) форму государственного устройства, в) государственный режим, а также г) связи между ними.

По форме можно судить о внутренней организации государства, порядке образования, структуре и статусе органов государственной власти, специфике их территориальной организации, характере взаимоотношений друг с другом и с институтами гражданского общества, а также о формах, методах и ресурсах, которые используются государственными структурами в процессе реализации своих властно-управленческих полномочий.

В различных странах государственные формы имеют свои отличительные черты, которые по мере исторического развития наполняются новым содержанием. На форму государства влияют природные условия и геополитическое положение страны, способ производства, уровень развития экономики и ее восприимчивость к достижениям научно-технического прогресса, менталитет и культурный уровень народа, конфессиональная и национальная структура общества. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства с негосударственными организациями, политическими партиями, церковью, другими общественными институтами.

В последние годы ученые помимо классических предлагают немало новых подходов к анализу различных типов государства и характера их влияния на систему государственного управления. Тем не менее, наиболее распространенным остается давно сложившийся апробированный общественной практикой анализ форм государств по трем основным критериям: по форме государственного устройства, форме правления и государственному режиму.

По форме государственного правления, характеризующей порядок формирования высших органов государственной власти и распределение компетенции между ними, государства со времен Аристотеля подразделяют на:

а) монархии, способные, говоря словами Аристотеля, «извращаться в тиранию». В условиях такого государства верховная власть принадлежит наследственному монарху. Монархических государств в чистом виде, а тем более абсолютистских, в современном мире практически не существует. Сохранившиеся монархии, как правило, превратились в конституционные (парламентарные или дуалистические), сочетающие в себе в разных пропорциях монархические, аристократические и демократические начала;

б) аристократии, способные «извращаться в олигархию». В аристократическом государстве верховная власть принадлежит элите - лучшим, наиболее опытным и разумным представителям общества;

в) демократии, способные «извращаться в охлократию». Специфика демократического правления обозначается термином «республика», что предусматривает построение государственной власти от народа снизу доверху посредством различных форм прямого волеизъявления, представительства и открытой государственной службы. Республики также бывают разными - президентскими, парламентскими, смешанными. Особый тип республиканского правления представляет государство советской (народной) демократии.

В данном контексте следует учитывать, что каждая форма власти предусматривает свою логику организации и функционирования системы государственного управления. При монархическом принципе - это единоличное господство монарха с соответствующими наместниками на местах. Монархия, образно выражаясь, - это центр государственного организма, и от того, как он организован, во многом зависит состояние и качество функционирования всех остальных составных частей этого организма. Аристократический принцип требует коллективного управления со стороны элиты с определенным распределением власти «по вертикали» и «горизонтали». Республиканский принцип основан на коллегиальности, сменяемости, выборности и подотчетности органов власти. Поэтому общенациональные политические процессы и решение вопросов государственного строительства в большинстве случаев сосредоточиваются вокруг выбора формы правления и персонально-кадрового наполнения властных структур.

По форме государственного устройства (англ. state organization), т.е. по способу административно-территориального (и/или национально-территориального) деления территории страны с соответствующим разделением власти, государства бывают унитарными или федеративными. Иногда говорят и о конфедеративном государстве, но такое определение трудно признать корректным: конфедерация - это не государство, а союз суверенных государств, создаваемый для реализации вполне конкретных общих задач. Понятно, что характер построения государства как сложной, многоуровневой иерархической системы, охватывающей и интегрирующей общество в единую целостность, определяет многие качественные характеристики государственного управления.

Форма государственного устройства показывает, как структурирована и из каких частей состоит система государственного управления; каково социально-правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения между ними; как строятся отношения между центральными и местными органами каждой властной вертикали; в какой политико-правовой форме выражаются интересы территорий, каждого народа и каждой нации данного государства.

По господствующему политическому режиму, т.е. по содержанию методов, приемов и способов практической реализации государственной власти в стране и на международной арене, государства характеризуются демократическим или антидемократическим (деспотическим, тоталитарным, авторитарным, фашистским, военно-полицейским и др.) режимом.

Главными принципами реализации государственной воли в условиях демократии являются: а) выборность власти; б) законность, проведение в жизнь всеобщей воли народа в строгих рамках материального и процессуального права; в) разделение власти; г) парламентаризм; д) экономический, политический и идеологический плюрализм, е) свобода слова, ж) гарантированность прав и свобод человека.

Для недемократических режимов, наоборот, характерными являются укомплектованность аппарата по номенклатурному строго классовому признаку, игнорирование общепринятых демократических институтов и ценностей, приоритетность администрирования, психологического, идеологического и даже физического принуждения, тотальный контроль. Права и свободы человека в лучшем случае декларируются. На протяжении многих десятилетий из документа в документ переходили формулировки о недопустимости подмены и командования Советами, о необходимости борьбы с бюрократизмом и безответственностью, утверждалось, что «смешивать функции партийных коллективов с функциями государственных органов... ни в коем случае не следует», что такое смешение «даст гибельный результат».

Так оно, в конце концов, и получилось. Демократические ориентиры превратились в лозунги и пустые слова. Практика командования сверху, заложенная с первых дней советской власти, стала системой. А начало было следующим: только за период с ноября 1917 по февраль 1918 года из ЦК на места было направлено 1056 директивных писем. Около 200 из них касались работы партийного и государственного аппарата, 30 - вопросам укрепления партийной дисциплины, 20 - хозяйственно-политическим задачам, 40 - рассмотрению фактов смешения функций партийных и советских органов. Эта простая статистика свидетельствует о стремлении центра все взять в свои руки, установить строгую подчиненность сверху вниз посредством партийной и государственной дисциплины. Так складывалась административно-командная система. Тем более, что экономическая (государственная собственность и плановая система хозяйствования) и социально-политическая (монопольно руководящая партия и огосударствление человека) база существовала. В политике процветали монополизм одной партии в лице партийно-государственного аппарата; в идеологии - догматизированные со сталинских времен идеи и концепции; в социальной сфере - уравнительность «в бедности» и привилегии; в духовной сфере - двойная мораль и лицемерие; в управлении - не наука и законность, а волевой нажим и администрирование.

В каждом государстве в любой исторический момент его существования имеет место сочетание различных форм государственной организации. Поэтому необходимо знание конкретных типологических характеристик государства, которое способно обеспечить адекватное понимание существа государственного управления.

Хотя справедливо и другое суждение: не существует строгой зависимости между формой государственной власти и системой государственного управления. Правовое и полицейское государство в равной мере допускают республиканскую и монархическую формы правления, унитарное и федеративное государственное устройство. Истории известны не только демократические, но и-аристократические республики. Далеко не всегда парламентарная республика в постиндустриальном обществе обеспечивает реальное участие в управлении делами общества большинства населения. Вряд ли в условиях тоталитарного режима может быть в полной мере реализован принцип федерализма. Тоталитарные системы всегда сверхцентрализованы и другими быть не могут. Тоталитаризм способен лишь имитировать республиканские демократические институты. В этом смысле «советская федерация - нонсенс, ибо федерализм - это форма децентрализации государственной власти». Конституционно СССР был федеративным государством, но с точки зрения реально существующей системы государственного управления это было совсем не так. Государственный статус КПСС как центрального властно-руководящего и политически направляющего института советского общества, по сути дела, превращал советское федеративное государство в унитарное. И с этим утверждением трудно спорить. Рухнула КПСС - рухнула и федерация, на территории СССР возникло более десятка самостоятельных государств.

С точки зрения конституционного строя и формы государства нынешняя Россия является демократическим федеративным правовым социальным светским государством с республиканской формой правления. На эти характеристики и их определяющее влияние на содержание, принципы и методы государственного управления мы обращаем особое внимание. При этом подчеркиваем, что Российская Федерация в своем социально-политическом и экономическом развитии указанных качественных параметров пока не достигла. Страна прошла лишь первый этап на длинном пути построения современного цивилизованного государства, соответствующего вышеуказанным характеристикам.

Россия - демократическое государство. Демократизм российской государственности базируется на конституционном закреплении народовластия, гарантированности прав и свобод человека, разделении власти, выборности высших государственных органов, политического, экономического и идеологического многообразия, местного самоуправления и др. В трактовке демократического характера нашего государства особо важное значение играет положение о том, что первоосновой и первоисточником власти в стране является не отдельный класс или отдельная социальная группа, не партия или элита (хотя от нее очень многое зависит), а весь многонациональный российский народ. Всякие попытки захвата или незаконного удержания власти, присвоения властных полномочий и использования власти в корыстных целях преследуются законом. Публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя также рассматриваются как тяжкое преступление против народа, против основ конституционного строя и безопасности государства.

Формы реализации власти народа могут быть различны, но главное заключается, как писал в свое время Г. Бокль, в другом - «ни одна страна не может долго наслаждаться счастьем и спокойствием, если народ ее постепенно не увеличивает свою власть, не расширяет своих прав и не внедряется в жизнь государственной машины». Каналы прямого волеизъявления народа - это референдумы и свободные выборы, собрания, сходы и конференции граждан, собрания избирателей, индивидуальные и коллективные обращения к президенту и парламентариям, в другие органы власти. В отличие от прямой представительная демократия, это форма осуществления народовластия через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Существенную роль в реализации власти народа играют политические партии, общественные палаты, неправительственные организации, различного рода политические движения.

Но демократизм государства заключается не только в господстве народа, а, прежде всего, в рациональной организации социума на основе законности, многопартийности, гласности и свободы - свободы слова, совести, передвижения, выбора форм экономической жизни, места жительства и т.д.

Россия - федеративное государство. Российская Федерация, как сложное союзное государство, состоит из 86 относительно самостоятельных и юридически равноправных субъектов, для решения общих задач объединенных по административно-территориальному и национально-территориальному принципу. Наша федерация отличается следующими чертами:

Она является конституционной, а не договорной;

Территория страны состоит из территорий отдельных субъектов: республик, краев, областей и автономий. На огромных просторах страны проживает более сотни наций и народностей, объединившихся вокруг русского народа, являющегося «ядром и главной цементирующей силой многонационального российского государства»;

Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается Конституцией Российской Федерации, а также отдельными договорными документами;

Верховная законодательная, исполнительная и судебная власти - прерогатива федеральных органов. При этом субъекты федерации наделены учредительными полномочиями, имеют самостоятельную правовую и судебную систему, обладают правом принятия собственных конституций и уставов, формирования своих высших законодательных, исполнительных и некоторых судебных органов;

Наличие единого союзного гражданства;

Федеральная законодательная власть представлена двухпалатным парламентом - Федеральным Собранием, которое состоит из Государственной Думы и Совета Федерации;

Внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные государственные органы под непосредственным руководством Президента Российской Федерации, которые официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях.

В основу российской федеративной системы положены принципы государственной целостности; законности; конституционного разграничения сфер деятельности и компетенции центральных и местных государственных органов; гарантированности прав и свобод граждан; равноправия и права на самоопределение народов; равноправия субъектов федераций; демократизма при самых широких возможностях граждан активно участвовать в федеральных и региональных политических процессах. Федеративное устройство, тем самым становится важнейшим фактором обеспечения равновесия между центробежными и центростремительными силами на основе закона и компромисса.

Соблюдение изложенных принципов позволяет успешно реализовать две основные функции федерализма: с одной стороны, децентрализации и разделения государственной власти по вертикали и интеграции национальных и территориальных сообществ в единое российское государственно-правовое сообщество равноправных народов и территорий.

Рациональное сочетание и взаимодействие этих факторов является непременным условием стабильности и устойчивости государственного управления, залог сохранения многообразия субъектов федерации при сохранении общенационального единства и неделимости государства, гарантом решения множества непростых проблем, которые накопились за последние десятилетия.

Тем не менее, следует признать, что далеко не все проблемы федерализма в нашей стране решены удачно. В январе 1998 года по инициативе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации состоялась Всероссийская научно-практическая конференция на тему: «Проблемы и перспективы развития российского федерализма», которая дала нелицеприятные, но обоснованные оценки сложившейся в стране ситуации. С большой тревогой говорилось о кастово-бюрократической системе управления; приоритетности региональных, а подчас этнических интересов над интересами общенациональными; стремлении к дележу общественного богатства по национально-региональному принципу; ограничении свободы передвижения товаров, капиталов, рабочей силы и информации; господстве в некоторых регионах этнического кланово-группового принципа формирования местной власти.

Конференция предложила комплексные рекомендации по преодолению накопившегося негатива. Прозвучала идея принятия федеративного кодекса, в котором были бы упорядочены правовые основы и согласованы технологии регулирования федеративных отношений в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации. Целый ряд высказанных рекомендаций уже реализованы либо находятся на стадии активной проработки и реализации.

Россия - правовое государство. Правовое государство - это реальное воплощение принципов законности, права и свободы, реализуемых преимущественно в правовых формах и строго ограниченных законом пределах. Главное для правового государства - законность; стремление оградить человека от произвола, тотального государственного контроля и мелочной опеки; гарантированность индивидуальных свобод и основополагающих, прежде всего естественных прав личности.

Конечно, это идеал, который в реальной практике государственного строительства (даже в условиях развитой демократии) достичь крайне сложно. Тем более в условиях России с ее многовековым опытом господства абсолютизма и тоталитаризма. Но вектор движения российского государства избран правильный и дает достаточно четкое представление о будущем России как правового государства, главные отличительные черты которого:

Суверенитет народа. Российский многонациональных народ - вот основной источник и первооснова власти в стране, государство лишь представляет, защищает и гарантирует интересы нарда, каждой социальной группы и каждого отдельного гражданина;

Господство права и верховенство закона, нормативное (законодательное) регулирование общественных отношений строго на правовой основе. Отсюда верховенство Конституции РФ и законодательства, гарантирующего свободу в соответствии с принципом «все, что не запрещено законом, разрешено» и ограничивающего государство принципом «государству запрещено все, что не разрешено законом»;

Соответствие внутреннего законодательства принципам и нормам международного права. Это означает, что в случае, если международным правовым актом, к которому присоединилась Россия, установлены иные нормы, чем предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются нормы международного права;

Приоритет прав и свобод личности, ее свободное развитие. Современное российское государство исходит из того, что в иерархии его ценностей человек, его права и свободы являются высшей ценностью и главной целью государственной политики, что чрезмерное вмешательство властей в жизнь общества и граждан неизбежно превращает государство в деспотическое;

Последовательное проведение в жизнь а) принципа разделения государственной власти на исполнительную, законодательную и судебную ветви на основе соответствующих «сдержек и противовесов» и б) принципа федерализма, предусматривающего конституционное разграничение предметов ведения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов федерации;

Самостоятельность и независимость судебной власти - именно она следит за тем, чтобы две другие ветви в своих решениях и действиях следовали закону. Независимый суд призван защищать примат права, которое обладает всеобщностью, распространяется в равной мере на государственные и общественные институты, касается всех физических и юридических лиц;

Взаимная ответственность и доверие государства и личности. Эти отношения строятся не только на формально-нормативной основе, а прежде всего на прочной основе морально-этических обязательств друг перед другом: государство создает необходимые правовые условия для честной жизни и плодотворного труда человека. Человек, в свою очередь, добросовестно исполняет нормативно закрепленные предписания - соблюдает законы, платит налоги, бережет памятники истории и культуры, охраняет природу, заботится о детях и нетрудоспособных родителях, защищает Отечество.

В России сейчас идет активный процесс формирования правового государства: в 1993 году принята конституция, содержащая принципиально новую для нашей страны концепцию демократического государства; проведена приватизация и разгосударствление; сложилась многопартийность и постоянно совершенствуется избирательный механизм; реформируется система правосудия; усиливается борьба с коррупцией и бюрократизмом. Тем не менее, следует констатировать, что этот процесс протекает крайне сложно, трудно и противоречиво.

Россия - социальное государство. Конституция Российской Федерации в ст. 7 устанавливает, что наша страна - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Социальное государство - это государство, высшей ценностью которого является человек, его жизнь и личное достоинство. Внутренняя и внешняя политика такого государства направлена на защиту не только общенациональных, региональных, корпоративных и групповых интересов, а, прежде всего, на защиту прав, свобод и законных частных интересов человека. Каждое его управленческое решение носит правовой характер, обеспечивает социальную ориентированность не только государственного, но и частного секторов экономики. Важнейшими признаками социального государства также являются: сильная социальная политика, основанная на взаимной социальной ответственности власти, общества, бизнеса и гражданина; забота об экологической безопасности жизни человека; нетерпимость к бюрократизму, коррупции и иным антиобщественным теневым отношениям; забота о развитии гражданского общества и авторитете каждого его института.

Социальное государство решает две главные задачи. Первая заключается в том, чтобы создать условия, материально обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека - максимально возможное сокращение безработицы, установление минимального размера заработной платы, охрана труда и здоровья людей, обеспечение реального доступа граждан к образованию, здравоохранению, достижениям науки, культуры и искусства и т.д. Вторая - поддержка слабо защищенных в социальном плане слоев населения, забота о семье, материнстве и детстве, инвалидах и пожилых гражданах. Мощь государства обеспечивают не те деньги, которые отпускаются чиновникам, а те, которые остаются в карманах граждан.

Базовые принципы социального государства: социальная справедливость, демократизм, гуманизм, нравственность и законность. Эти принципы носят основополагающий системообразующий характер. При этом следует оговориться, что в Конституции РФ речь не идет об абсолютном праве человека на социальные блага, гарантирующие его достойное существование, а только лишь об обязательствах государства содействовать решению социально-бытовых проблем человека, если эти проблемы он сам по каким-либо объективным причинам решить не в состоянии. В этой связи напомним позицию профессора М.В. Баглая: социальным «называется то государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан и их социальной защищенности». Социальное государство - это механизм согласования интересов различных уровней и различных субъектов общественных отношений, гармонизации свободы, права, социальной ответственности и социальной справедливости.

Россия - светское государство. Это один из базовых его принципов, который характеризует взаимоотношения государства и церкви, определяет их взаимные права и обязанности, устанавливает пределы возможностей законодательной, исполнительной и судебной власти в реализации принадлежащих им полномочий по регламентации порядка образования, деятельности и упразднения различных религиозных объединений. Положение о светском характере российской государственности, согласно ст. 14 Конституции РФ, означает, что никакая религия в России не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. А значит, церковь не является частью государственного аппарата, а религия не может быть основой его политики и повседневной управленческой деятельности.

Провозглашение Российской Федерации светским государством органически увязано с конституционно-правовым закреплением свободы совести и вероисповедания, права исповедовать (индивидуально или совместно с другими) любую религию или не исповедовать никакой. В полной мере это право позволяет свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Образование в нашей стране также носит светский характер, школа отделена от церкви. Тем самым подтверждается светский, а не атеистический характер российского государства.

Российское государство и церковь взаимно нейтральны, причем этот нейтралитет носит позитивный характер: государство не ведет атеистической пропаганды, гарантирует свободу религиозных объединений и вероисповедания, не вмешивается во внутреннюю каноническую деятельность религиозных структур. Церковь же в свою очередь не участвует в политике, не может создавать свои организации в государственных структурах, органах местного самоуправления и войсковых частях, не претендует на осуществление государственных функций и воздерживается от всего, что может способствовать насильственному изменению основ конституционного строя, нарушению целостности государства, подрыву его безопасности и т.д. Она вправе производить, тиражировать и распространять религиозную литературу, осуществлять благотворительную и культурно-просветительскую работу, устанавливать и поддерживать международные религиозные связи. Священнослужители могут избираться в выборные органы власти, но только как граждане, а не священнослужители.

Россия представляет собой многоконфессиональную страну, в которой наряду с православным христианством и исламом существуют и другие вероисповедания, в том числе католицизм, буддизм, баптизм, иудаизм и др. В этих условиях важное значение имеет равенство религиозных объединений перед законом. Отсюда запрет государственным структурам, всем органам законодательной, исполнительной и судебной власти предоставлять какие-либо преимущества и привилегии одним из религиозных объединений по сравнению с другими. Другое дело, что государство может и должно оказывать помощь церкви в содержании, реставрации и охране зданий, являющихся памятниками истории и культуры, предоставлять определенные налоговые льготы, не препятствовать в организации воскресных школ и др.

И самое главное: российское законодательство запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или деятельность которых направлены на разжигание социальной, национальной и религиозной розни. Это важнейший императив государственного управления и всей политики российского государства.

Россия - президентская республика. Согласно ч. 1 ст. 1 Конституции РФ Россия является республикой, что означает конституционное закрепление в России принципа народного суверенитета, того, что все высшие органы государственной власти либо избираются народом, либо формируются общенациональными представительными учреждениями. Республиканская форма правления распространяется также на все субъекты Федерации. Главным признаком российской республиканской формы правления являются выборность и сменяемость главы государства, участие народа (непосредственно или в опосредованных формах) в осуществлении государственной власти.

Не менее важной характеристикой является и то, что Россия фактически является президентской республикой. Это утверждение справедливо, несмотря на то, что в нашей стране глава государства не возглавляет исполнительную власть, что наше государство характеризуется некоторыми чертами, которые присущи только парламентарной республике. В Российской Федерации в руках всенародно избираемого главы государства сосредоточены огромные полномочия. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, стоит на страже суверенитета и целостности страны, координирует взаимодействие органов различных ветвей власти. Президент утверждает структуру исполнительной власти, формирует правительство и по своему усмотрению отправляет его в отставку, самостоятельно назначает и освобождает министров, заслушивает отчеты правительства и федеральных министров. Может по своей инициативе проводить заседания правительства. Кроме того, он непосредственно осуществляет руководство министерствами и службами силового блока, являясь при этом Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. Его указы и распоряжения обязательны для всех властных структур.

Представленный перечень полномочий свидетельствует об особом месте и об определяющей роли Президента Российской Федерации в управлении страной. Все это позволяет квалифицировать форму правления в Российской Федерации не только как президентскую, а скорее «как суперпрезидентскую республику», в которой президент обладает широкими дискреционными полномочиями и может действовать по собственному усмотрению, вправе действовать независимо от правительства и полностью контролирует его.

Мы проанализировали основные характеристики, принципы, признаки и особенности российского государства с точки зрения его формы, которые самым активным образом влияют и учитываются в государственном управлении. Далее рассмотрим влияние федеративного устройства страны ее национальной конфигурации и политического режима на характер государственного управления. Для России все это весьма актуально и значимо.

История государственного управления в России охватывает множество веков. Рассмотрим ее вкратце.

Государственное управление в России сложилось еще во времена Киевской Руси. Во стоял князь, который принадлежал к роду Рюриковых. В отдельных городах управляли племенные князья. Но власть князя была ограничена вече, т.е. не была монархической. Когда умирал князь, вся лестница государственного управления поднималась на одну ступеньку вверх.

Князь должен был обеспечивать внутренную безопасность, издавать законы, управление высшим судом, он являлся главой администрации. Также в его обязанности входили сборы и формирования дружины. Население платило дань, полюдье. В городах находились чиновники, которые назывались численники. Они делали перепись населения для выплачи дани. В каждом княжестве были свои особенности государственной организации и управления. Здесь сложилось новое звание, бояре, которые все чаще стали оспаривать права князей. История государственного управления в России очень интересна. В 12-13 веках князья очень часто менялись - 68 раз, при этом князь был незаменимым элементом социально политической системы. После того, как произошло объединение русские земель в 15в. образовалось единое государство, которое называлось Россией. В связи с этим изменяется социально-экономическая структура государства. История государственного управления в России немалое место отводила и думе. Во главе государства стоял Великий Князь. Дума состояла из дух частей - бояры и окольничие. Также в государственной структуре были Дворец, который занимался землями князя, и Казна, где хранились государственные деньги, драгоценности, также важные документы. С приходом к власти Ивана IV, меняется система государственного управления в России. В следствии его реформ, создается Ближняя дума, система приказов… В деревнях должность руководителя называлась Губные старосты, и Излюбленные головы в городах. В 1549г. был создан а в 1551г. был собран которые ввел реформы в церковном правлении. Иван IV поделил всю страну на земщины и опричнины. Уже начиная с 17в в России замечаются предпосылки перехода от монархии к самодержавию. Произошли также изменения в военном строе России. Усилились вооруженные силы России. Во времена правления Петра реформы реализовались в по отношению к Его преобразования в основном были направлены в сторону европеизации, модернизации социально-экономическому и государственному строю России. Его реформы касались и крестьян, которые разделились на государственных и крепостных крестьян. В середине 18века были государственные перевороты, а после смерти Петра, были созданы органы, функцией которых было ограничение власти царя. Такими органами являлись (1725-1730), кабинет министров (1730-1740), конференция при высочайшем дворе (1740-1762). Были созданы также гражданский и уголовный суды. Такие реформы совершались постоянно в течении нескольких веков. В начале 20в была создана Государственная Дума. Республика была провозглашена 1-ого сентября 1917г.. Государством управляло временное правительство. В 1918г 10 июля была провозглашена первая конституция, конституция РСФСР. Согласно ей законодательным органом был ВЦИК.. 31-ого января 1924г была провозглашена просуществовал до 1991г. после его разрушения образовалась Российская Федерация, президентом которого стал Борис Ельцин.

История государственной службы в России охватывает несколько столетий. В Киевской Руси не было служебной повинности. Серьезные изменения в этой сфере произошли после объединения северо-восточных земель Руси под власть московского князя. Начиная с любой служилый человек не могу выехать за границы московского княжества - это считалось государственной изменой.

История государственной службы неразрывно связано с история гос управления в России. Мы попытались вкратце изложить тему "История государственного управления в России".