Духовные искания героев романа. «Дорога чести» Андрея Болконского


В произведении “Война и мир”, романе историческом, Лев Николаевич Толстой прослеживает, каким образом, при каких жизненных обстоятельствах пробудились в человеке из дворянской, аристократической, среды в эпоху войн тысяча восемьсот пятого – тысяча восемьсот двенадцатого годов та совесть и то высокое понимание чести и долга, которые привели его к отрицанию своей среды, а потом и к разрыву с ней. Толстого интересовал “декабристский элемент” в его нравственно-психологическом содержании, и отсюда раскрытие в этом плане облика декабристов

Стало одной из задач “Войны и мира”. Толстой художественно решает ее, рассказывая о жизненном пути – “дороге чести” – одного из своих любимых героев – Андрея Болконского.
Духовное развитие князя Андрея начинается в романе с глубокой неудовлетворенности тем образом жизни, который ему приходится вести. Мы знакомимся с героем в салоне Анны Павловны Шерер. Толстой так описывает его: “Князь Болконский был небольшого роста. Весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами”.

На лице князя усталость и скука. “Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь не по мне”, – говорит он Пьеру.
Стремясь к полезной деятельности, князь Андрей едет в армию. В войне тысяча восемьсот пятого года активность его связана с честолюбивыми мечтами о славе, о “своем Тулоне”. Его кумир в это время – Наполеон, личность деятельная и сильная.

Увлечение Наполеоном было свойственно многим представителям передовой дворянской молодежи начала девятнадцатого века. Но князь Андрей стремится не только к личной славе. Он хочет счастья для людей, его мечты проникнуты гражданским пафосом. Автор выделяет своего героя из толпы штабных искателей легкой карьеры и наград, таких, как Друбецкой.

Андрей Болконский – патриот, а не лакей, равнодушный к господскому делу.
Романтическое представление о Наполеоне и его чести, мечты о его фантастической судьбе окончательно развеялись на Аустерлицком поле. Там он совершает подвиг, о котором так мечтал: со знаменем в руках он увлекает за собой солдат, уже готовых к бегству. Получив ранение, лежа на поле боя, Князь Андрей смотрит в небо и размышляет о ничтожности человека по сравнению с вечностью. Разочаровавшись в прежних своих стремлениях и идеалах, пережив горе и раскаяние, князь Андрей приходит к выводу, что жизнь для себя и своих близких – это единственное, что ему остается.

Но деятельная и кипучая натура Болконского не может довольствоваться лишь семейным кругом. По силе воли и характера, по стремлению к практической деятельности, по трезвому взгляду на жизнь и людей, по господству в нем разума над чувством, по богатству и разнообразию своих способностей князь Андрей близок к декабристам типа Пестеля.
Трудно возвращается Андрей Болконский к настоящей, достойной его жизни. Вехой на этом пути возрождения становится встреча с Пьером Безуховым, возвращающимся из киевских имений. Друзья спорят о смысле жизни, о положении народа, о взаимоотношениях дворян и крестьян.

Высказанная князем Андреем в беседе с Пьером мысль о том, что крепостное право растлевает самих владельцев “крещеной собственности”, являлась аникрепостнической; она была в частности одним из аргументов декабристов в их борьбе против крепостного права.
После отъезда Пьера Андрей Болконский проводит в своем имении ряд мер, облегчающих положение крестьян, улучшающих их быт. Одним из первых он применяет закон о вольных хлебопашцах, враждебно встреченный в дворянских кругах. Но занятие хозяйством уже не может удовлетворить князя Андрея, и он едет в Петербург, где начинается его государственная деятельность в комиссии.

Поняв, насколько эта работа далека от насущных интересов народа, Андрей Болконский близок к новому духовному кризису. От него князя Андрея спасает любовь к Наташе Ростовой, в которой, как ему кажется, он нашел подлинное счастье. Тем трагичнее для него разрыв с Наташей: теперь “как будто бесконечный свод, в котором…не было ничего вечного и таинственного”.
Последний и самый значительный этап жизни князя Андрея связан с грозными событиями тысяча восемьсот двенадцатого года. Нашествие французов возбуждает в нем желание бороться против захватчиков. Болконский разделяет те чувства, которые испытывают армия и народ.

В действиях завоевателей он видит проявление той же злой, эгоистической силы, которая в лице Анатоля Курагина вторглась в его жизнь, исковеркав ее. Болконский просит направить его в полк. Там он свой человек, солдаты называют его “наш князь”, любят за храбрость. Здесь, в полку, князь Андрей начинает понимать, что главное назначение человека – служить интересам родного народа.

Таким образом, по взглядам, отношению к окружающей действительности, народу князь Андрей – человек передовых убеждений. Такие, как он, впоследствии пришли к декабризму.
Андрей Болконский – любимый герой Толстого; в его образе писатель стремился раскрыть свой идеал положительного человека. Князя Андрея, умирающего от раны, полученной на Бородинском поле, Толстой примиряет не только с Наташей, но и со всем белым светом, в том числе и с раненым Анатолем Курагиным. Болконский, наконец, постигает смысл жизни: “Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле…и которой я не понимал”.

Писатель вложил в этот образ свою заветную мысль о том, что только любовь правит жизнью, что только она может стать основой истинного совершенства, избавить человечество от мук и противоречий.
Итак, Лев Николаевич Толстой в романе “Война и мир” поднял проблемы, имеющие общечеловеческое значение. Максим Горький писал, что “Война и мир” – это “документальное изложение всех исканий, которые предприняла в девятнадцатом веке личность сильная, в целях найти себе в истории России место и дело…”


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. “Война и мир” – это эпопея, для которой характерна широта изображаемого действия и глубина раскрытия непрерывного процесса жизни. В произведении присутствуют не только эпические картины мира и войны, но и всесторонне раскрывается жизнь отдельных личностей, личностей ярких, сильных, существенно выделяющихся из основной массы людей. Таков молодой Андрей Болконский, который резко отличается от представителей света своей […]...
  2. “В это время в гостиную вошло новое лицо. Новое лицо это был молодой князь Андрей Болконский” – так в круговороте лиц салона Анны Павловны Шерер появляется главный, хотя и не самый любимый автором герой романа. Князь Андрей безупречен и моден. Безупречен его французский. Даже имя Кутузова он произносит с ударением на последнем слоге, как француз. […]...
  3. С главными героями романа “Война и мир” писатель знакомит нас буквально на первых страницах произведе­ния. И Андрей Болконский, и Пьер Безухов еще совсем молоды. При первой их встрече князю Андрею 26 лет, а Пьеру нет и 20 лет. Своей непохожестью оба героя рез­ко выделяются среди гостей, которые собрались в салоне петербургской придворной дамы Анны Шерер. […]...
  4. У каждого человека в жизни бывают минуты радости и грусти, взлетов и падений. И каждый из нас переживает это по-своему: радуется своим достижениям или принимает жестокий удар судьбы. Так и в романе “Война и мир” мы видим счастливые и грустные минуты одного из главных героев Андрея Болконского. Он живет со своими мыслями, идеями, целями и […]...
  5. Смысл жизни – главная тема творчества Льва Толстого. Вместе с писателем ищут ответы на “вечные вопросы” Дмитрий Нехлюдов и Константин Левин, Пьер Безухов и Андрей Болконский. Именно естественность поведения, нежелание лгать и лицемерить, душевное благородство, чуткость к “народной идее” в трагический период отечественной истории привлекают Толстого в любимых героях “Войны и мира”. Адъютант Кутузова князь […]...
  6. Творчество Льва Николаевича является величайшей ценностью в мировой литературе. Его редкий писательский дар позволяет провести читателя через радость и горе, через любовь и предательство, через войну и мир и в мельчайших деталях показать развитие внутреннего мира каждого своего героя. Читая Толстого, начинаешь лучше понимать двойственную природу человеческой души и учишься осознавать последствия своих поступков заранее. […]...
  7. Андрея Болконского тяготит обыденность, лицемерие и ложь, царящие в светском обществе. Эти низкие, ничего не значащие цели, которые оно преследует. Идеалом Болконского является Наполеон, Андрей желает подобно ему, спасая других достичь славы и признания. Это его желание и есть тайная причина, по которой он отправляется на войну 1805-1807 гг. Во время Аустерлицкого сражения князь Андрей […]...
  8. В романе “Война и мир” Лев Николаевич Толстой говорит о путях развития России, о судьбах народа, его роли в истории, о взаимоотношениях народа и дворянства, о роли личности в истории. Писатель раскрывает в романе значение Отечественной войны 1812 года, помогает понять черты русского национального характера. Любимые герои Толстого ищут ответы на вопросы, поставленные временем, они […]...
  9. В наследии великих писателей дорога каждая строчка, ценно каждое произведение, но все же и у гениев есть два-три творения, которые принесли им наибольшую славу и которые воздействует на последующие поколения с наибольшей силой. Для Л. Н. Толстого одним из таких произведении является роман-эпопея “Война и мир”. Герои романа (особенно те, которые близки автору в нравственном […]...
  10. Если внимательно проследить за тем, как складывались судьбы главных героев, можно сказать: каждый из них пережил существенную эволюцию своих взглядов на жизнь. Одним из примеров является абсолютное изменение мировоззрения князя Андрея Болконского. Впервые мы встречаем его на приеме у Анны Павловны Шерер. Там все разговоры крутятся вокруг личности Наполеона. Князь Андрей боится его гения, который […]...
  11. Величайшее произведение русского писателя – роман Л. Н. Толстого “Война и мир” – освещает важные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоев общества в мирное время и в тяжкие дни войны. Автор клеймит высший свет и с теплом и гордостью относится к русскому народу на протяжении всего повествования. Но и высший свет, […]...
  12. Назначение человека есть стремление к нравственному усовершенствованию. Л. Толстой План 1. Андрей Болконский – лучший представитель дворянства. 2. Мечты о славе. 3. Сложность жизненных исканий Андрея. 4. Полезная деятельность Болконского. 5. Путь Андрея Болконского – путь к народу. Хотя в романе “Война и мир” огромное место занимает обличение дворянства, но вместе с тем в нем […]...
  13. Величайшее произведение русского писателя – Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” – освещает важные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоев общества в мирное пора и в тяжкие дни войны. Автор клеймит высший свет и с теплом и гордостью относится к русскому народу на протяжении всего повествования. Но и высший свет, […]...
  14. Роль Наташи Ростовой в жизни и судьбе Андрея Болконского? (По роману Л.Н. Толстого “Война и мир”) Наташа Ростова – героиня, сыгравшая значимую роль в судьбе Андрея Болконского в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”. Она способствовала обретению героем душевной гар­монии, возвращению его к жизни после нравственного кри­зиса, разочарования в честолюбивых помыслах, обретению им нового понимания […]...
  15. Своеобразие характера князя Болконского проявляемся во всем и везде. Где бы он ни появился, личные качества всегда возвышают его над окружающими. В штабе Кутузова князь Андрей “своей особенной гордой и учтивой манерой” умел себя так поставить к обществу богатых веселых гвардейцев, что на него смотрели как на “человека особенного, только временно занимающего должность адъютанта, и […]...
  16. Л. Н. Толстой с симпатией относится к князю Болконскому, человеку умному, ищущему. Но читатели, думаю, относятся к нему по-разному: для одних он очень рассудочен, категоричен, для других – человек тонкой души, но воспитанный в строгих правилах. Большое влияние на формирование его характера оказала семья. Л. Н. Толстой рассказывает о семье Болконских начиная с 1805 года. […]...
  17. Образ Андрея Болконского в романе – один из самых сложных, возможно, даже самый сложный. В продолжение всего повествования он что-то ищет, страдает, пытается понять смысл бытия и найти свое место в нем. Понятия счастья и несчастья изменяются у Андрея, даже меняются местами. Попробуем же выяснить, как оценивает счастье и несчастье князь Андрей Болконский в разные […]...
  18. В романе “Война и мир” Лев. Николаевич Толстой говорит о путях развития России, о судьбах народа, его роли в истории, о взаи- моотношениях народа и дворянства, о роли личности в истории. Писатель раскрывает в романе значение Отечественной войны 1812 го- да, помогает понять черты русского националь- ного характера. Любимые герои Толстого ищут ответы на вопросы, […]...
  19. Нравственные искания каждого из героев романа Толстого “Война и мир” имеют неповторимый индивидуальный рисунок. Но есть и то, что их объединяет, – жизнь заставляет героев постоянно пересматривать свои взгляды. Убеждения, выработанные ранее, на новых этапах нравственного развития подвергаются сомнению и вытесняются другими. Новый жизненный опыт разрушает веру в то, что не так давно казалось незыблемой […]...
  20. Князь Андрей – один из лучших, любимых героев Л. Н. Толстого. Мы знакомимся с ним уже с первых страниц романа, в салоне Анны Павловны Шерер. Он отличается от прочих светских гостей своей деловой внешностью, четкими движениями. Эти внешние качества являются прямым отражением его характера: делового, независимого. В начале романа Андрею Болконскому 26 лет. Он находится […]...
  21. Князь Андрей Болконский предстает перед читателем в самом начале романа Л. Н. Толстого “Война и мир”. В этот момент его душа находится в состоянии глубокого душевного кризиса, о чем свидетельствует “усталый, скучающий взгляд” героя. Он устал от светской жизни, его не привлекает семейная жизнь, он не находит применения своей интеллектуальной энергии. Толстой рисует образ типичного […]...
  22. В романе-эпопее “Война и мир” Лев Толстой ярко представляет читателю жизнь русского дворянства. Среди действующих лиц произведения особо выделяются два героя – Андрей Болконский и Пьер Безухов. Практически сразу видно, что писатель выделяет князя и незаконно рожденного сына графа среди других персонажей. Читатель знакомится с Болконским и Безуховым уже с первых страниц, показывая их гостями […]...
  23. Андрей Болконский – один из главных героев романа Л. Н. Толстого “Война и мир” – привлекает наше внимание и вызывает симпатию с первой встречи с ним. Это неординарный, мыслящий человек, который постоянно находится в поиске ответов на вечные вопросы о смысле жизни, месте в ней каждого отдельного человека, включая его самого. В нелегкой жизни Андрея […]...
  24. В романе “Война и мир” духовный кризис – “привилегия” любимых героев Толстого – тех, кто обладает богатым духовным потенциалом, стремится к внутреннему развитию и к поиску истины. Однако кризис у каждого из персонажей “свой” – он обусловлен их внутренними, психологическими особенностями, свойствами натуры. Так, духовный кризис Андрея Болконского, на мой взгляд, связан с отчуждением героя […]...
  25. Толстой первым в русской и мировой литературе сумел показать диалектику человеческой души во всей ее глубине. В своих поисках, в своих находках, в своем творчестве Толстой продолжил начинание Лермонтова. Вот что писал Лермонтов в предисловии к журналу Печорина: “История души человеческой, возможно, интереснее и полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдения зрелого […]...
  26. Необычайно сильные чувства зародились в героях романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого “Война и мир”. Андрей Болконский и Наташа Ростова. Начиная читать это произведение трудно догадаться, что маленькая девочка, чей день рождения празднуется в самом начале, влюбится во взрослого женатого мужчину. Причем позже, эти чувства окажутся взаимными. Андрей Болконский намного старше Наташи, помимо всего этого он женат […]...
  27. Эпизод “встречи с дубом” очень важен в изображении поисков, исканий, стремлений князя Болконского. Еще вчера князь Андрей считал, что все у него в жизни позади: и счастье, и любовь, и карьера. Но новая встреча с дубом все поменяла! “Старый дуб, весь преображенный”, словно обновленный весной, вызывает в душе Болконского новые чувства: “Нет, жизнь не кончена […]...
  28. Хотя в романе “Война и мир” огромное место занимает обличение дворянства, но вместе с тем в нем нашли яркое отражение и лучшие его представители. К их числу относятся Андрей Болконский и Пьер Безухов. Их жизнь – это путь исканий деятельности, которая была бы полезна родине. Как обычно, Толстой в своих портретных характеристиках не дает полного […]...
  29. В эпохальном романе Л. Н. Толстой раскрывает перед нами не только исторические картины, но и многообразие отношений между людьми. Любовную линию произведения символизируют взаимоотношения Ростовой и Болконского, чувства которых олицетворяют искренность и реальность. Юная Наташа помогла пережившему нравственный кризис угрюмому князю обрести душевную гармонию, вернула желание быть счастливым. Болконский случайно услышал в Отрадном восхищения девушки […]...
  30. Жизнь каждого человека полна событий, то трагических, то тревожных, то печальных, то радостных. Бывают минуты вдохновения и уныния, взлета и душевной слабости, надежд и разочарований, радости и горя. Какие из них считать лучшими? Самый простой ответ – счастливые. Но всегда ли это так? Вспомним знаменитую, всегда по-новому волнующую сцену из “Войны и мира”. Князь Андрей, […]...
  31. “Если сколько голов, столько умов, то сколько сердец, столько и родов любви”, – сказала Анна Каренина, героиня одноименного романа Толстого, когда полюбила Вронского. И действительно, у любви нет единственного числа, у каждого она своя. Больше того, один человек может любить по-разному в разные периоды своей жизни. Так, княжна Марья и Соня любят Николая Ростова не […]...
  32. Пушкин и Герцен возникновение декабристского движения объясняли влиянием политических идей Французской революции на лучших представителей дворянства, которые не могли смириться с общественной отсталостью России и крепостным правом. Но великому реалисту Льву Николаевичу Толстому этого мало. Он решил проследить, при каких обстоятельствах в эпоху 1805-1824 гг. в человеке из аристократической среды пробудились та совесть, то понимание […]...
  33. Это нелегкий вопрос. Мучителен и долог путь, который надо пройти, чтобы найти ответ на него. Да и найдешь ли? Подчас кажется, что это невозможно. Истина не только хорошая, но и упрямая вещь. Чем дальше заходишь в поисках ответа, тем больше вопросов встает перед тобой. И еще не поздно, но кто свернет с полпути? И еще […]...
  34. Эпопея “Война и мир” выросла из замыс- ла Толстого написать роман “Декабристы”. Толстой начинал писать свое произведение, оставлял его, снова возвращался к нему, по- ка в центре его внимания не оказалась Вели- кая французская революция, тема которой звучит с первых страниц романа, и Отечест- венная война 1812 года. Замысел написания книги о декабристе поглотился более […]...
  35. В романе “Война и мир” Льва Николаевича Толстого тема природы играет важную роль. Проблема взаимоотношения человека и природы, а также влияние окружающей среды на судьбу героев является одной из основных и занимает главное место в произведении. Природа олицетворяет происходящие события в стране и в судьбах героев. С изменением обстановки меняется и природа. Особенно ярко заметна […]...
  36. Андрей Болконский один из главных героев произведения Л. Н. Толстого “Война и Мир” – образ сложный и неопределенный. Этот человек ищет смысл жизни, пытается понять свою причастность к этому миру. Деньги, балы, сплетни и интриги не для него, сделать что-то значимое, великое – вот то, что ему нужно, чтобы жить в гармонии с собой. А […]...
  37. Какой момент явился переломным в представлениях Андрея Болконского о личной славе и о Наполеоне? Л. Н. Толстой Как можно определить жанр “Войны и мира” Л. Н. Толстого? а. Поэма б. Роман в. Эпопея г. Историческая хроника Как можно охарактеризовать состояние Андрея Болконского перед Аустерлицем? Какой персонаж романа “Война и мир” Л. Н. Толстого явля­ется воплощением […]...
  38. Дружба подразумевает доверие и взаимоуважение. Вовсе не обязательно, чтобы друзья думали одинаково, но с мнением другого обязательно следует считаться. В основе настоящей дружбы лежат взаимопонимание, искренность и бескорыстие. Именно такие отношения сложились между Андреем Болконским и Пьером Безуховым. Толстой наделил этих героев разными индивидуальностями и характерами, но объединил стремлением к осмысленной жизни, к полноценной деятельности. […]...
  39. В романах Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” и Л. Н. Толстого “Война и мир” показано два совершенно противоположных жизненных пути, по которым может пойти любой человек. Два человека, не похожие друг на друга по социальному положению. Они не делятся на хороших и плохих, добрых и злых, умных и глупых, они просто живут, ищут, часто […]...
  40. “Он слишком хорошо, чтобы жить” – эти слова героиня романа Л. Н. Толстого “Война и мир” Наташа Ростова сказала о своем женихе – князе Андрее Болконском. Верны ли эти слова в отношении данного героя? Андрей Болконский – “небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами” – восхищает Пьера Безухова своей начитанностью и […]...
Дорога чести Андрея Болконского

Честь- это честное имя, достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы. В знаменитом романе великого русского писателя Л.Н.Толстого представлено множество героев, каждый из которых обладает своим характером, нравственными принципами и нормами. Многие из них обладают и такими качествами, как честь и достоинство.

Ярким примером чести в романе может служить семья Болконских. Действительно, на первом месте у членов этой семьи стоит долг, честь и разум, они являются патриотами Родины, а их фамилия вызывает в обществе уважение и почёт. Глава семьи, Николай Андреевич - благородный человек с сильным характером. Он одобряет то, что его сын стремится попасть на войну. Его благородство проявляется и во время приближения французов к Смоленску, он не оставляет родовое имение, а решает защищать его до последнего.

Даже, находясь при смерти, разбитый параличом старый князь думает о государстве, о судьбе русской армии и о войне.

Честь и благородство передаются от отца и его сыну - князю Андрею. Андрей Болконский - справедливый человек, не терпящий лжи и лицемерия. Начиная службу, он как многие мечтает стать известным, но, совершив подвиг под небом Аустерлица, понимает, что вёл за собой дивизию, не ради славы, его прежние мечты рушатся, а Наполеон, который был для Болконского кумиром, кажется ему "маленьким, ничтожным" человеком. Благородство князя Андрея проявляется и по отношению к Наташе Ростовой. Он тайно обручается с девушкой и обещает, что если она встретит и полюбит другого человека, то помолвка будет расторгнута и о ней никто не узнает, и сдерживает своё слово. В войне 1812 года Болконский сближается с простым народом, сражается не ради наград, а для защиты своей Родины. Встретившись в госпитале раненого Анатоля Курагина, человека, из-за которого князь Андрей расстался с возлюбленной, он не испытывает к нему ненависти и прощает его. Поднявшись над обидой, он прощает и Наташу, по-прежнему испытывает горячую любовь к девушке.

Человеком, обладающим честью, является и Пьер Безухов. Ведь не зря князь Андрей, презирающий всё светское общество, только Пьера считает искренним, "живым" человеком и своим единственным другом. В отличие от остальных родственников Пьер не гонится за деньгами своего отца и не ждёт его смерти, ради наследства. Он так же, как и его друг, князь Болконский, является патриотом своей страны. Не будучи военным, он стремится помочь русской армии: собирает полк на свои деньги, отравляется на место сражения - Бородинское поле, в горящей Москве старается помочь людям и даже спасает из огня ребёнка.

Таким образом, честь - одно из самых ценных качеств личности. Человеку очень важно обладать честью, ведь это стержень, который помогает человеку не сломаться в трудную минуту, она является настоящей красотой людской натуры. Как говорил Ф.М.Достоевский "Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство - сильнее всего".

КНЯЗЬ АНДРЕЙ - ЧЕЛОВЕК ЧЕСТИ. Благородным и честным человеком был князь Андрей Болкон­ский, герой романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Для него поня­тия жизни и чести были неразделимы. Князь Андрей был честен не только по отношению к окружающим людям, но и перед самим собой.

Болконский может быть холоден, например, со своей женой, которая не может существовать вне светского общества, но ласков и нежен с Пьером, «взрослым ребенком», который так же чужд свету, как сам князь Андрей.

Решение пойти на войну Болконский принял, отчасти подогре­ваемый общим стремлением дворянской молодежи совершить под­виг, защищая отечество, но была и другая причина: желание по­рвать с привычным кругом, найти иную жизнь, отличную от той, которую он вел прежде.

В своих тщеславных мечтах он рисовал себя спасителем русской армии. Но после Шенграбенского сражения, после паники и нераз­берихи отступления союзных войск все оказалось не таким уж ге­ройским, как ему мечталось.

Накануне наступления русских у Аустерлица князь Андрей вновь ощущает прилив честолюбивых порывов. Смерть, раны, лич­ная жизнь - все откатывается на второй план. На переднем плане - лишь герой, князь Андрей, и любящие его люди, которых он не знает и никогда не будет знать, но которые (ах, мечты, мечты!) никогда не забудут его подвига…

Послушная судьба (а точнее - олицетворяющая ее рука вели­кого писателя) предоставили честолюбивому князю такую возмож­ность. Решительная минута наступила! Болконский подхватил знамя из рук убитого солдата и повел батальон в атаку. Но ранение отмежевало его от реальных событий, и высокое небо с невзрачны­ми серыми облаками заставило его ощутить свою ничтожность перед вечностью. Ощутил он также и еще большее - ничтожество смерти. И даже Наполеон, на фоне этого вечного неба, показался ему ничтожным. Старательно возводимые идеалы рухнули за одно мгновение.

Болконский, вернувшись домой, решил больше никогда не слу­жить в войсках. Стал уповать на спокойную семейную жизнь. Но это совсем не значит, что в нем пошатнулись понятия чести и бла­городства. Имено эти качества позволили ему устремить свои мысли к вечности и любви. Об этом они много беседовали с Пьером Безуховым. Однажды весной по своим делам Болконскому нужно было увидеться с графом Ростовым, и по дороге к нему князь Анд­рей проезжал мимо огромного старого дуба. Дуб привлек внимание князя тем, что на нем не было ни единого зеленого листика. Дуб как бы олицетворял собой финал жизни. Возле этого дуба князь Андрей пришел к философскому выводу, что он, человек, равно как и дерево, должен доживать свой век также несуетливо и терпе­ливо. Главное - не приносить никому зла и не требовать к себе участия.

Но вскоре его жизнь круто изменилась: он встретил и полюбил Наташу Ростову. Возвращаясь от Ростовых, князь заметил, что ста­рый дуб зазеленел, и это он воспринял как символ, призывающий его к действию, к жизни, к счастью. Болконский занялся законода­тельной работой, но вскоре к ней охладел. Из всех чувств, посетив­ших его душу в день встречи с Ростовыми и вековым деревом, теп­лилось только чувство любви к Наташе. Но князь Андрей был чело­веком чести и не мог простить Наташе обман. Он вновь возвращает­ся в действующую армию и во время Бородинского сражения полу­чает тяжелое ранение. На перевязочном пункте он встретил Кура­гина, тоже тяжело раненного, вспомнил Наташу, но почувствовал не раздражение, а любовь и сострадание к этим людям. Болконский в минуты собственного страдания понял, за что и как Бог любит людей, и слезы умиления обожгли его воспаленные щеки. В этот миг князь Андрей любил всех людей на земле, не разделяя их на близких и врагов. Тогда же он пришел к мысли, что «смерть - пробуждение от жизни*.

Я уверен, что великодушие и всеобъемлющая любовь, которые ощутил князь Андрей в критический момент своей жизни, - это чувства, доступные далеко не всем людям, находящимся в одинако­вых условиях с Болконским. Эти чувства могут возникнуть только в честной, благородной душе. Человек, для которого понятия чести ничего не значат, никогда не прозреет душой, никогда не заплачет о родном и невозвратном.

Сложен и противоречив путь Андрея Болконского. Он был не идеалом добродетели. Жил для себя. Гордыня мешала ему про­явить великодушие даже к самым близким людям. Но в нем было изначально заложено зерно, которому суждено было прорасти в благоприятных условиях. Это зерно - честь. Освобожденная от гордыни честь помогла князю Андрею преодолеть свой эгоизм, сблизила его на войне с простым народом, который тепло назвал его «наш князь».

Князь Андрей покинул этот свет в полной гармонии с людьми и с самим собой. Автор романа, проведя своего героя таким сложным путем к вершинам духа, видимо, сам считал, что именно такой путь - самый верный из всех людских путей, ведущих к совершен­ству души. Это - путь чести, освобождающейся от гордыни, эгоиз­ма и других недобрых спутников нашей жизни.

На первый взгляд может показаться, что роман «Война и мир» назван именно так потому, что в нем отражаются две эпохи жизни русского общества начала XIX века: период войн против Наполеона 1805-1814 годов и мирный период до и после военного времени. Однако данные литературоведческого и лингвистического анализа позволяют сделать некоторые существенные уточнения.

Дело в том, что в отличие от современного русского языка, в ко­тором слово «мир» представляет собой омонимичную пару и обозна­чает, во-первых, состояние общества, противоположное войне, и, во-вторых - человеческое общество вообще, в русском языке XIX века существовало два написания слова «мир»: «мир» - состояние отсутствия войны и «мір» - человеческое общество, община. В на­звание романа в старом написании входила именно форма «мір». Из этого можно было бы сделать вывод, что роман посвящен преж­де всего проблеме, которая формулируется следующим образом: «Война и русское общество». Однако, как было установлено иссле­дователями творчества Толстого, в печать название романа попало не с написанного самим Толстым текста. Впрочем, тот факт, что Толстой не исправил не согласованное с ним написание, говорит о том, что оба варианта названия писателя устраивали.

В самом деле, если сводить объяснение названия к тому, что в романе имеет место чередование частей, посвященных войне, с час­тями, посвященными изображению мирной жизни, то возникает много дополнительных вопросов. Например, можно ли считать изо­бражение жизни в тылу врага непосредственным изображением со­стояния мира? Или не будет ли правильным называть войной бес­конечные раздоры, сопутствующие ходу жизни дворянского обще­ства?

Однако пренебрегать подобным объяснением все же нельзя. Толстой действительно связывает название романа со словом «мир» в значении «отсутствие войны, раздоров и вражды между людьми». Свидетельством тому являются эпизоды, в которых звучит тема осуждения войны, выражается мечта о мирной жизни людей, такие, например, как сцена убийства Пети Ростова.

С другой стороны, слово «мир» в произведении явно имеет зна­чение «общество». На примере нескольких семей в романе показана жизнь всей России в тот трудный для нее период. Кроме того, Тол­стой подробно описывает жизнь самых различных слоев русского общества: крестьян, солдат, патриархального дворянства (семью Ростовых), родовитых русских аристократов (семья Болконских) и многих других.

Круг проблем романа очень широк. В нем раскрыты причины неудач русской армии в походах 1805-1807 годов; на примере Ку­тузова и Наполеона показана роль отдельных личностей в военных событиях и в историческом процессе вообще; раскрыта великая роль русского народа, решившего исход Отечественной войны 1812 года, и т. д. Это тоже, безусловно, позволяет говорить об «общест­венном» значении названия романа.

Не стоит забывать и о том, что слово «мир» в XIX веке исполь­зовалось и для обозначения патриархально-крестьянского общест­ва. Вероятно, Толстой учитывал и это значение.

И наконец, мир для Толстого - синоним слова «вселенная», и не случайно роман содержит большое количество рассуждений об­щего философского плана.

Таким образом, понятия «мир» и «мір» в романе сливаются во­едино. Вот почему слово «мир» в романе приобретает почти симво­лическое значение.

Латыпова Светлана Ханифовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ БСХПК
Населённый пункт: Караидель
Наименование материала: Урок - путешествие по страницам романа Л.Н. Толстого "Война и мир"
Тема: "Дорога чести" Андрея Болконского
Дата публикации: 26.12.2016
Раздел: среднее профессиональное

ГБПОУ БСХПК Открытый урок - путешествие по страницам романа Л. Н. Толстого " Война и мир " по теме « Дорога чести » Андрея Болконского
Составитель конспекта урока преподаватель русского языка и литературы Латыпова С. Х.
2016 г.

Эпиграф:
«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – это душевная подлость». Л.Н.Толстой.
Цели:
1. Анализируя текст, выяснить, в чем состоит душевная глубина и своеобразие Андрея Болконского на пути в непрерывных поисках истины, и каков принцип изображения Толстым положительных героев. 2. Продолжить развитие монологической речи учащихся, умения аналитически мыслить, сопоставлять понятия, образы, делать выводы на основе фактов. Продолжить обучение умению вести дискуссию. 3. Воспитывать интерес к литературе, к творчеству великого классика русской литературы Л.Н. Толстого. Воспитывать умение работать в коллективе, активную жизненную позицию учащихся, чувство патриотизма.
4. Формировать концепцию учащихся.
Оборудование урока:
 на уроке используется презентация (на слайдах тема урока, название урока, проблемный вопрос урока, эпиграфы к уроку);  на уроке используется раздаточный материал: таблицы, систематизирующие знания учащихся об образах главных героев романа Л.Н. Толстого; карточки с цитатами из романа.
Основные приемы и методы:
 урок построен с использованием приемов технологии личностно- ориентированного обучения, приемов технологии развития критического мышления; используется проблемный, эвристический, поисковый методы обучения.
Проблемный вопрос:
Можно ли считать жизнь князя Андрея Болконского «дорогой чести», и как эта мысль Толстого в романе «Война и мир» сочетается с его представлением о том, «как жить, чтобы жить честно…»
Ход урока.
1. Организационный момент. 2. Слово учителя с элементами беседы 3. Обобщение. Роль классической литературы в жизни человека. 4. Закрепление. 5. Подведение итогов. 6. Домашнее задание.
Учитель
. Словарная работа (слайд 1-3) ДОРОГА (многозн., перен.) – средство достижения какой-нибудь цели, жизненный путь. ЧЕСТЬ – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть (словарь В. И. Даля). ЧЕСТЬ – ЧЕСТНЫЙ – ЧЕСТОЛЮБИЕ – ДОСТОИНСТВО ЧЕСТОЛЮБИВЫЙ – добивающийся высокого положения, жаждущий известности и славы. КНЯЗЬ (многозн.) – наследный титул потомков таких лиц или лиц, получавших его при царизме в награду, а также лицо, имеющее этот титул. АНДРЕЙ (греч.) – храбрый, мужественный. АПОСТОЛ АНДРЕЙ – ученик Христа, проповедовал заветы христианства на Руси. Честь ум рождает, а бесчестие и последний отнимает. (русская пословица)

Учитель
. Л.Н.Толстой в романе изображает историю огромной страны, целого народа. Историю народа он описывает, изображая жизнь своих любимых
героев. В числе любимых героев писателя_ Андрей Болконский. Этот герой находится в постоянном поиске смысла жизни, проходя свою «дорогу чести». Андрей глубоко неудовлетворен тем образом жизни, который ему приходится вести. Мы знакомимся с ним в салоне Анны Павловны Шерер.

Учитель.
Зачитайте его описание.
Ученик.
«Он был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными сухими чертами. Всё в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою, оживленною женою». (слайд 4)
Ученик.
На лице у Андрея Болконского усталость и скука.
Учитель.
Что говорит он Пьеру Безухову?
Ученик
. «Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь не по мне».
Учитель
. Болконский любил свою жену, но осознавал, что должен сделать больше, чем жить в светском обществе. Это доказывают его слова, обращенные к Пьеру. (слайд 5)
Ученик
. «Никогда, никогда не женись, мой друг; вот тебе мой совет, не женись до тех пор, пока не скажешь себе, что ты сделал всё, что мог, и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину, которую ты выбрал, пока ты не увидишьее ясно…» (слайд 6,7,8)
Учитель
. Стремясь к полезной деятельности, князь Андрей едет в армию, мечтая о своем Тулоне. В этот период его кумиром был Наполеон, личность деятельная и сильная. Решение пойти на войну принял, отчасти подогреваемый общим стремлением дворянской молодежи совершить подвиг, защищая свое Отечество. В своих тщеславных мечтах он рисовал себя спасителем русской армии. Службу в армии Болконский начинает с низших чинов в числе адъютантов в штабе Кутузова, но в отличие от штабных офицеров, таких как Жерков и Друбецкой, не ищет легкой карьеры и наград. Докажите текстом.
Ученик
. «Не смотря на то, что еще немного времени прошло с тех пор, как князь Андрей оставил Россию, он много изменился за это время. В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнегопритворства, усталости и лени; он имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, которое он производит на других, и занятого делом приятным и интересным
….»
(слайд 9)
Ученик
. Что думает князь Андрей Болконский о войне 1805года?
Ученик
. «Увидев Мака и услыхав подробности его погибели, он понял, что половина компании проиграна, понял всю трудность положения войск и живо вообразил себе то, что ожидает армию, и ту роль, которую он должен будет играть в ней». (слайд 10-11)
Учитель
. Что А.Болконский делает?
Ученик
. А.Болконский настаивает на том, чтобы его направили в отряд Багратиона, которому было поручено задержать неприятеля, не позволить ему отрезать «путь сообщения Кутузова с войсками, шедшими из России».
Учитель
. Какие цели он преследует, о чём мечтает?
Ученик
. Мечтает о подвиге, о славе. Хочет быть похожим на Наполеона. (слайд 12,13)
Учитель
. Начинается Шенграбенское сражение. Князя Андрея охватывает
волнение. Он пытается понять, в чем же выразится его «Тулон».Это сражение позволило Болконскому проявить свое мужество. Смело объезжает он позиции под пулями неприятеля. Лишь он один осмелился поехать на батарею Тушина и не уехал с нее до тех пор, пока не убраны были орудия.
Учитель
. Что понял Андрей Болконский на батарее Тушина?
Ученик
. Что успехом дня мы обязаны действию батареи и стойкости капитана Тушина с его ротой.
Учитель
. Но после Шенграбенского сражения, после паники и неразберихи отступления союзных войск все оказалось не таким уж геройским, как ему мечталось.
Учитель.
(слайд 14) Вспомним Аустерлицкое сражение. Перед Аустерлицким сражением князь Андрей «твердо был уверен, что нынче был день его Тулона или его «Аркольского моста». Смерть, раны, личная жизнь – все отошло на второй план. На переднем плане герой, князь Андрей. Когда подпрапорщик, державший знамя полка был сражен князь Андрей подхватил знамя и повел батарею в атаку. Но ранение отмежевало его от реальных событий, и высокое небо заставило его ощутить свою ничтожность перед вечностью. На поле брани перед лицом смерти князь Андрей понял, что кумиры и слава далеки от их истинного смысла жизни. Зачитайте.
Ученик.
«Он ничего не видал. Над ним не было ничего уже кроме неба – высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого неба, не ясного, но всё-таки неизмеримо высокого неба, с тихо ползущими по нем серыми облаками
…»
(слайд 15,16,17)
Учитель.
В этот момент проезжающий мимо со своей свитой Наполеон, театрализовано крикнул «Вот прекрасная смерть!». Он показался Болконскому маленьким и ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило между его душой и этим небом. Подтвердите текстом.
Ученик.
«…чувствовал, что исходит кровью, и он видел над собою далекое, высокое вечное небо. Он знал, что это был Наполеон – его герой, но в ту минуту Наполеон казался ему ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душойи этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками….» (слайд 17)
Учитель.
А.Болконский в первых же сражениях расстается с двумя заблуждениями: восторг к Наполеону и надеждой спасти армию. Вот князь Андрей приезжает в Лысые Горы, где ему суждено nepeжить новые потрясения: рождение сына, мучения и смерть жены. Ему показалось при этом, что именно он виноват в случившемся, что в душе его оторвалось что-то. Тот перелом во взглядах, который возник у него под Аустерлицем, соединился теперь с душевным кризисом. Герой Толстого решает никогда больше не служить в армии, а несколько позже принимает решение совсем отказаться от общественной деятельности. Он отгораживается от жизни, занимается в Богучарове только хозяйством и сыном, внушая себе, что только это и осталось ему. Он намерен теперь жить только для себя, "никому не мешая, дожить до смерти". Ему кажется, что жизнь кончена. (слайд 18,19)
Учитель.
Кто помогает А.Болконскому?

Ученик.
Пьер Безухов.
Учитель
В Богучарово приезжает Пьер, и между друзьями происходит важный разговор на пароме. Пьер слышит из уст князя Андрея слова, полные глубокого разочарования во всем, неверия в высокое назначение человека, в возможность получить от жизни радость. Безухов придерживается иной точки зрения: "Надо жить, надо любить, надо верить".
Учитель.
Беседа с Пьером Безуховым не прошла бесследно. «…князь Андрей чувствует, что слова Пьера произвели на него большое впечатление, и в первый раз после Аустерлица он увидел то высокое небо, вечное небо, которое он видел, лежа на Аустерлицким поле, и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе». Под ее влиянием вновь, хотя и медленно, начинается его духовное возрождение. За 2 года жизни в деревне
А.
Болконским были осуществлены без заметного труда все мероприятия, которые задумал Пьер у себя: перевел крестьян в хлебопашцы, заменил барщину оброком, открыл в Богучарове школу. (слайд 21,22)
Учитель
. Однажды весной по своим делам Болконскому нужно было увидеться с графом Ростовым. И по дороге к нему князь Андрей проезжал мимо огромного старого дуба. Дуб привлек его внимание тем, что на нем не было ни одного зеленного листика. Андрей Болконский пришел к выводу, что человек как дерево должен доживать свой век несуетливо и терпеливо. Зачитайте.
Ученик.
«Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно, видно суками и с обломанною корой, заросшею старыми болячками…Только он не хотелподчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца». (слайд 23)
Учитель.
Но скоро его жизнь изменилась. Кто ее изменил?
Ученик.
Он встретил и полюбил Наташу Ростову.
Учитель.
Вспомним ночь в Отрадном.(слайд 24)
Ученик
«Князь Андрей встал и подошел к окну, чтобы отворить его. Как только он открыл ставни, лунный свет, как будто он настороже у окна давно ждал этого, ворвался в комнату…»
Учитель.
Вот в этот момент герой почувствовал себя частью той лунной ночи, которая очаровывала Наташу. Жизнь уже не проходила мимо, как раньше. Он ее глазами увидел серебристые деревья, сочную траву, блестящую от росы крышу….»
Учитель.
Возвращаясь от Ростовых, князь Болконский заметил, что дуб зазеленел. Это он воспринял как символ, призывающий его к действию, к жизни, к счастью. Подтвердите текстом. (слайд 25)
Ученик.
«Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца

Сквозь жесткую столетнюю кору пробились из сучков сочные, молодые листья…. »
Учитель.
Болконский понимает, что жизнь в 31 год не кончена. К нему приходит новое желание деятельности и славы. Куда отправляется князь
Андрей? (слайд 26)
Ученик.
Он уехал в Петербург, где начинается его государственная деятельность в комиссии Сперанского по составлению новых законов.
Учитель.
Но вскоре проследовало разочарование в работе комиссии. Князь Андрей понял, насколько эта работа далека от насущных интересов народа. Андрей Болконский близок к новому духовному кризису, от которого его спасает любовь к Наташе Ростовой, в которой, как ему кажется, он нашел подлинное счастье. Болконский весь отдается своему чувству. И вот он на балу, где вновь встречает Наташу. От этой девочки на него повеяло чистотой и свежестью. Он понял богатство ее души, несовместимое с искусственностью и фальшью. Ему уже ясно, что он увлечен Наташей, а во время танца с нею "вино ее прелести ударило ему в голову".(слайд 27,28,29) Что нарушило его счастье?
Ученик.
Обман и измена Наташи с Анатолием Курагиным.
Учитель.
Но князь Андрей был человеком чести, он не мог простить Наташе обман. Он вновь возвращается в действующую армию, Отечественная война резко изменила жизненный путь героя. Как изменила? (слайд 30,31,32,33)
Учитель.
Она застала князя Андрея в смятении, в мыслях о нанесенной ему обиде. Но в нем личное горе потонуло в народном горе. Нашествие французов возбуждает в нем желание бороться, быть с армией и народом. Болконский поступает на военную службу, отказавшись от штабной должности. Во время Бородинского сражения он стоял со своим полком в резерве под сильным огнем Неприятеля. Не вступая в бой, полк потерял треть солдат. Князь Андрей "весь был предан делам своего полка", заботился о своих людях, прост и добр в общении с ними. В полку его называли "наш князь", гордились им и любили его. Это важнейший этап становления Андрея Болконского как личности. Накануне Бородинского сражения князь Андрей твердо уверен в победе. Он говорит Пьеру: "Мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!" Во время Бородинского сражения Болконский был ранен осколком гранаты, и, очнувшись в перевязочном пункте, он увидел Анатолия Курагина. Что произошло в этот момент?
Ученик.
Он увидел Анатолия Курагина, вспомнил Наташу и простил их. Он почувствовал сострадание, любовь к ним. Болконский в этот момент любил всех людей на земле, не разделяя их на друзей и врагов. (слайд 34,35)
Учитель.
Я считаю, что великодушие и всеобъемлющая любовь, которые ощутил Андрей в критический момент своей жизни, - это чувства доступные не всем людям. Эти чувства могут возникнуть в честной, благородной душе. Претерпевая тяжкие страдания, сознавая, что умирает, Болконский испытывает чувство всеобщей любви и всепрощения. Ему кажется, сто смысл жизни и путь к истине указаны в учении Христа. Жизнь и смерть долго боролись в князе Андрее. Близкие Андрея Болконского сохранили о нем светлую память как о человеке ясного ума, сильной воли, стремление к деятельности на благо людям было делом чести. Линия жизни героя не оборвалась: вырос Николенька, в памяти его продолжает жить образ отца.

3)Закрепление.

Учитель.
Давайте составим таблицу «Этапы идейно-нравственных исканий А.Болконского».

Учитель
. Андрей Болконский, пройдя ряд жизненных испытаний, находит свое счастье и успокоение. В процессе этих испытаний он нравственно растет и развивается. Ни война, ни личные беды не сломили его, он, напротив, стал ещё лучше, чище и добрее.

Подведение

итогов

5) Домашнее задание
Война 1805 г. Начало единения с «мыслью народной» Салон Шерер Мечты о подвиге, чтобы заслужить любовь народную. На государственной службе. Встреча с Наташей - идеалом «простоты, добра и правды». 1812 год Единение с солдатским миром Аустерлиц Образ бесконечного неба. Бал Курагин «О, подлая, бессердечная порода». Смертельное ранение Подвиг батареи Тушина Отрадное Нравственное возрождение Аудиенция у Аракчеева Опорные положения темы «Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского».

Постоянными нравственными исканиями, стремлением к познанию смысла жизни, к добру и правде была исполнена короткая жизнь Андрея Болконского.

Неудовлетворенный светской жизнью, мечтая о полезной деятельности, полезной для России, князь Андрей в!805 году уезжает на службу в армию. Его увлекает в ту пору судьба Наполеона, его влекут честолюбивые мечты. Службу в армии Болконский начинает с низших чинов в штабе Кутузова и, в отличие от штабных офицеров, таких, как Жерков и Друбецкой, не ищет легкой карьеры и наград. Князь Андрей - патриот, он чувствует ответственность за судьбу России и армии, он считает своим долгом быть там, где особенно трудно.

Встречи с капитаном Тушиным до боя, во время боя, а затем в штабе Багратиона впервые поколебали его мечты о славе. Князю грустно и тяжело оттого, что при столкновении с реальной жизнью его мечты оказываются неверными.

Перед Аустерлицким сражением князь Андрей «твердо был уверен, что нынче день его Тулона или его Аркольского моста». Он совершает подвиг, останавливая бегущих солдат и со знаменем в руках увлекая их в атаку.

Перед лицом смерти, на поле брани князь Андрей понял, что кумиры и слава далеки от истинного смысла жизни. Его кумир Наполеон со своим тщеславием кажется ему теперь таким ничтожным по сравнению с тем «неизмеримо высоким», вечным небом, которое он увидел и понял: «Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба».

Возвращение Андрея Болконского домой не было радостным. Рождение ребенка и одновременно смерть жены, перед которой он чувствовал себя нравственно ответственным, углубили его духовный кризис. Он безвыездно живет в деревне, занимаясь хозяйством и воспитанием сына Николеньки. Ему кажется, что жизнь его уже кончена. Однако встреча с Пьером, утверждавшим, что «надо жить, надо любить, надо верить», не прошла для него бесследно. Под влиянием Пьера началось духовное возрождение князя Андрея. За два года жизни в деревне им были осуществлены без заметного труда «все те мероприятия по имениям», которые затеял у себя Пьер и «не довел ни до какого результата». В одном из имений он перевел крестьян в вольные хлебопашцы, в других барщину заменил оброком. В Богучарове открыл школу. Встреча с Наташей в Отрадном окончательно пробуждает его к жизни.

Процесс духовного обновления князя Андрея ярко раскрывается в восприятии им природы. Встреча со старым дубом, преображенным и обновленным, утверждает его в мысли, что «жизнь не кончена в 31 год».

Князь Андрей возвращается в Петербург, участвует в реформах Сперанского, работает в комиссии по составлению новых законов. Однако очень скоро ему пришлось разочароваться и в Сперанском, и в той работе, которую он выполнял. Болконский понял, что в условиях дворцовой бюрократической среды полезная общественная деятельность невозможна.

Любовь к жизнерадостной, поэтичной Наташе Ростовой пробудила в нем мечты о семейном счастье, однако и в личной жизни его ждала горечь разочарования. Увлечение Наташи Анатолем Курагиным разрушило его надежды на счастье в любви. И «тот бесконечный удаляющийся свод неба, стоявший прежде перед ним, вдруг превратился в низкий, определенный, давивший его свод, в котором все было ясно, но ничего не было вечного и таинственного».

Князь Андрей снова идет служить в армию. События 1812 года обозначили новый этап в жизни героя. Его личное горе отступило на второй план перед всенародной бедой. Защита Родины становится высочайшей целью жизни. Мечты о личной славе больше не волнуют его. В Бородинском сражении князь был тяжело ранен. Претерпевая тяжелейшие страдания, сознавая, что умирает, Андрей Болконский перед таинством смерти испытывает чувство всеобщей любви и всепрощения.

Близкие Андрею люди сохранили о нем светлую память как о человеке ясного ума, сильной воли, для которого стремление к деятельности на благо людям было делом чести. Жаждущая правды душа его продолжает жить в сыне князя Андрея Николеньке Болконском.