Сказка вот какой рассеянный. Об истинной рассеянности


Самый рассеянный герой? Легендарной поэме "о человеке рассеянном с улицы Бассейной"стукнуло 78 лет.Строки о нелепых выходках чудак

Кто из нас не знает стихов С.Я. Маршака про удивительного Рассеянного с улицы Бассейной? А откуда он взялся? Сам Маршак рассказывал об этом так:
Цитирую - "Очень многие мои читатели спрашивали меня, не изобразил ли я в своем "Рассеянном" профессора И.А. Каблукова. Тот же вопрос задал моему брату - писателю М. Ильину - и сам И.А. Каблуков. Когда же брат ответил ему, что мой "Рассеянный" представляет собой собирательный образ , профессор лукаво погрозил ему пальцем и сказал:
"Э, нет, батенька! Ваш брат, конечно, метил в меня!"
В этом была доля правды. Когда я писал свою шутливую поэму, я отчасти имел в виду обаятельного и - неподражаемого в своей рассеянности - замечательного ученого и превосходного человека - И.А. Каблукова . Вот все, что я могу сообщить Вам по этому вопросу".
В черновиках Маршака его герой часто назывался Иваном Башмаковым, но в одном из набросков прямо написано:
"В Ленинграде проживает
Иван Каблуков,
Сам себя он называет
Каблук Иванов".
Отличие заключается только в том, что реальный профессор Каблуков проживал в Москве.
Подробней всех запечатлел облик Каблукова в своих воспоминаниях Андрей Белый. Но и он приводит уже не подлинные речевые оплошности рассеянного ученого, а пародии на них, сочиненные Эллисом (Л. Кобылинским) . Андрей Белый пишет: "По московским гостиным зациркулировал бесподобнейший номер, разыгрываемый Эллисом; под названием "Иван Алексеевич Каблуков"... и большинство анекдотов о путанице слов и букв Каблукова, теперь уже классических, имеют источником НЕ Каблукова, а импровизацию Эллиса; который импровизировал на основании скрупулезнейшего изучения модели; и шарж его был реален в своей художественности; я утверждаю: знаменитая "каблуковская" фраза НЕ принадлежит профессору:
"Знаменитый химик Лавуазье - я, то есть не я: совсем не то... Делал опыты: лопа колбнула, и кусочек глаза попал в стекло"
(вместо "колба лопнула, и кусочек стекла попал в глаз");
выражения "совсем не то" и "я, то есть не я" -
обычные словечки Каблукова; эта фраза - цитата из блестящей импровизации Эллиса, как и приписываемое Каблукову "Мендельшуткин" вместо "Менделеев и Меньшуткин" - тоже цитата из той же пародии (!!!)...
...он [Каблуков] потерял способность произнести внятно простую фразу, впадая в...звуковые и этимологические чудовищности, которыми он себя обессмертил в Москве; и желая произнести сочетание слов "химия и физика", произносил "химика и физия"; и тут же, спохватываясь, - "совсем не то", - начинал разъяснять новыми чудовищностями, в которых "я", то есть совсем не "я" фигурировало то и дело".
...Интересно, что в повести Вельтмана "Чудодей" действуют сразу два рассеянных чудака: Дьяков и Даянов. Даянов воспроизводит черты Рассеянного за много десятков лет до Маршака. Лакей там спрашивает у Даянова:
"Что изволите одеть?"
Даянов отвечает: "Что, что, что, что! Черт тебя возьми, что! Пальто на ноги, штаны на плеча!"
Немногие знают, что еще до Рассеянного, в 1926 году, вышла детская книжка Владимира Пяста "Лев Петрович". Герой этого стихотворения такой же рассеянный чудак, который
"...каждый день
Надевал живую кошку
Вместо шапки набекрень...
....За дровами у сарая
На дворе он ждал трамвая..."
Сам Пяст тоже был одним из прототипов Рассеянного.
В. Шкловский писал: "Однажды... Пяст проглотил несколько раскаленных углей и от нестерпимой боли выпил чернил... Я приходил к Пясту в больницу. Он объяснял, ..что действовал правильно, потому что в чернилах есть танин, танин связывает и поэтому должен помогать при ожогах. Чернила были анилиновые - они не связывали".
А в черновиках "Рассеянного" мы находим строки об именно этом случае:
"Вместо чая он налил
В чашку чайную чернил..."
Вот и получается, что у человека "Рассеянного"прототипов все таки было несколько (как минимум - И.Каблуков, В.Пяст и 2 литпредшественника -Даянов и Лев Петрович), т.е как говорил и сам Маршак - ОБРАЗ СОБИРАТЕЛЬНЫЙ :-)

Как мы представляем себе «типичного ученого»? Взъерошенные волосы, одержимый взгляд и обязательно что-то нелепое: в поведении, во внешнем виде. Такой образ складывался веками за счет известной рассеянности великих умов и их способностью попадать в курьезные ситуации. Перед вами наш топ-10 гениев со странностями.

Фалес Милетский - философ, математик и астроном, чье имя открывало список «семи мудрецов», наиболее уважаемых греческих мыслителей и деятелей. В Древней Греции люди почтительно относились к философам и к философии как науке, однако фразу «если ты такой умный, то почему такой бедный» доводилось слышать в свой адрес и великому Фалесу. В качестве ответа на эти упреки (а это упреки в бесполезности философии), Фалес воспользовался своими знаниями в астрономии и, выражаясь современным языком, монетизировал их. Так, ученый сделал благодаря звездам вывод о грядущем хорошем урожае, скупил зимой за бесценок все маслодавильни в Милете и на этом разбогател. Таким образом Фалес доказал: философы без труда могут сделать себе состояние, но это их ни мало не заботит. А заботит их одна страсть - наука. Эта всепоглощенность наукой сделала Фалеса символом рассеянного ученого. Характерную историю рассказывал о Фалесе Платон. Однажды мудрец, идя по улице, изучая при этом ночное небо, так загляделся на звезды, что упал в яму. И в ответ на громкие стенания служанка, которая сопровождала его на прогулке, сказала: «Эх ты, Фалес! Не в силах увидеть того, что под ногами, думаешь познать то, что на небе?».

Профессор Уильям Арчибальд Спунер был очень примечательной фигурой в Оксфордском университете. Профессор был альбиносом, но прославился среди коллег и студентов он не этим. О рассеянности Спунера слагали легенды. Так, поговаривают, что однажды он написал письмо другому профессору с просьбой прийти и оказать какую-то помощь, но в конце письма добавил, что вопрос уже решился, помощь не нужна и приходить не надо. Но самое главное - это его рассеянность в речи, благодаря которой появился даже отдельный термин, «спунеризм». Так называют нечаянную или намеренную оговорку, когда меняются слоги или звуки в двух соседствующих в предложении словах, что сказывается на смысле. Знаменитый пример из русской литературы - в стихотворении С. Маршака «Вот какой рассеянный»: «вагоноуважаемый глубокоуважатый». Среди легендарных спунеризмов самого сэра Спунера, например, такой: The Lord is a shoving leopard (Господь наш толкающийся леопард) вместо a loving shepherd (любящий пастырь).

Исаак Ньютон. Невозможно быть таким гениальным ученым и одновременно внимательным и адекватным человеком. Рассказывают, что Ньютон мог заблудиться в своем доме, направляясь к обеду, а обнаружив себя на улице, вернуться в комнату, но забыть поесть. Однажды, выйдя из гостиной за бутылкой вина, чтобы угостить друзей, он забыл, за чем шел, и на автомате возвратился в рабочий кабинет и сел за работу (представьте разочарование друзей, безуспешно ожидавших и Ньютона, и вин). Поговаривают, что в своей рассеянности Ньютон мог выйти из дома не совсем одетым, и только явные смешки окружающих заставляли его оценить ситуацию и вернуться домой.

Андре-Мари Ампер стал персонажем многих исторических анекдотов благодаря своей рассеянности. Например, прогуливаясь возле Парижской Академии наук, Ампер остановился на мосту, с интересом разглядывая небольшой камушек, который заметил он на своем пути. Достав из кармана часы, он понял, что опаздывает, и стремительно двинулся вперед, выкинув в воду дорогие часы, положив камешек в карман. В другой раз, находясь в Академии наук, Ампер пожаловался председателю, что некий господин занял его место. Ему с удивлением ответили, что то место, на которое он указывает, действительно принадлежит «тому господину»: Ампер, забыв, где он только что сидел, по ошибке претендовал на место самого императора Наполеона. Но самая забавная история другая. Выйдя из дома, ученый оставил на дверях записку: «Ампер будет дома к вечеру». Освободившись значительно раньше, он вернулся домой днем, но обнаружив записку, разочарованно ушел бродить до вечера. Ученый забыл, что он, собственно, и есть сам Ампер.

Адам Смит - еще один выдающийся ученый, чья рассеянность срослась с его славой. Как-то во время завтрака, оживленно беседуя с посетителем, Адам Смит положил бутерброд, который держал в руке, в чайник. Не заметив этого, он тут же налил себе чай, сделал глоток и с неудовольствием воскликнул, что это худший чай, который он когда-либо пробовал. В другой раз рассеянность привела его, как и Фалеса, к падению. Курьез в том, что ученый задумался во время осмотра кожевенного завода и умудрился упасть в яму с отходами.

Архимед. Всем известен его знаменитый возглас «Эврика!». Дополняем эпизод подробностями. Создание великого труда «О плавающих телах» связано с просьбой царя Гиерона. Царь заказал корону из чистого золота, но когда получил ее, обеспокоился, не подменил ли мастер часть золота на менее ценный металл. И попросил Архимеда выяснить, из чего сделана корона. Мысль о том, что проверить это можно с помощи погружения короны в воду, пришла Архимеду во время банных процедур. Не медля, он радостно выскочил из бани с криками «Эврика! Эврика!», совершенно не обратив внимания на собственную наготу. Такая преданность науке, возможно, сыграла для него фатальную роль: по одной из версий, римский воин убил Архимеда, потому что тот был занят своими чертежами, что крайне разозлило римлянина.

Александр Бородин - прекрасный пример того, как талантливый человек талантлив во всем. Выдающийся русский композитор, химик и медик Бородин искусно попадал в неловкие ситуации по причине рассеянности. То на пограничном пункте он не мог ответить на вопрос чиновника, как зовут свою жену, и отчаянно спрашивал у нее «Катенька, ради Бога, как тебя зовут?». То постоянно забывал, что он не в гостях, начиная посреди званного вечера судорожно собираться «домой». То, облачившись в военную форму со всеми регалиями, выходил из дома, забыв при этом надеть штаны. А еще рассказывают, что Александр Бородин потерял большую часть своей симфонии практически перед премьерой - и вынужден был ее переписать.

Пал Эрдешь, один из самых знаменитых и плодовитых математиков ХХ века: по количеству написанных им научных статей ему нет равных среди современников. Пал Эрдеш прослыл не столько рассеянным человеком, сколько взбалмошным ученым с особенным образом жизни. Математика прозвали «странствующим ученым»: всю жизнь он провел в пути, перемещаясь с одного научного мероприятия на другое. Он появлялся на пороге со словами «мой мозг открыт» и после плодотворного научного сотрудничества снова отправлялся в путь. Не секрет, что он употреблял наркотики. Стиль жизни и привязанность к амфетамину добавляли его образу странности. Говорят, что он мог заснуть посреди шумной вечеринки, а еще будто не мог самостоятельно приготовить себе еду или заплатить по счетам: в общем, не был приспособлен к бытовой жизни. Зато обладал прекрасным чувством юмора. Так, на вопрос о собственном возрасте, он ответил, что ему 2,5 млрд лет, аргументировав это так: «Когда я был совсем юным, ученые думали, что возраст Земли равен 2 млрд лет, а теперь считается, что он уже равен 4,5 млрд лет».

Норберт Винер, американский математик и философ, основоположник кибернетики и теории искусственного интеллекта, был вундеркиндом: докторскую степень в Гарвардском университете он защитил уже в 18 лет. О его забывчивости в Массачусетском университете ходили мифы. Как-то ученый позвонил в полицию, чтобы сообщить об угоне своего автомобиля, только лишь потому, что не помнил, где он припарковался. Встретив человека в университете и разговорившись, он мог потом уточнить у собеседника, в какую сторону направлялся, чтобы понять: если из столовой, то он уже пообедал. Одной из привычек Винера была манера ходить, постоянно касаясь стены рукой. По словам Винера, благодаря этому вы всегда сможете найти выход из лабиринта.

Жак Адамар, французский математик и механик, был полностью погружен в науку, что сказывалось на его отношениях с реальностью. Вот типичная история: «Месье Адамар, я вижу, мадам Адамар уже уехала за город». - «Но как вы догадались?!» - «У вас галстук под правым ухом…». Отрешенность от мирских забот чуть не сыграла злую шутку с семьей ученого. Во время немецкой оккупации Франции ему посчастливилось эмигрировать со всей семьей в США. Но по рассеянности Адамар забыл визы. По прибытию на территорию США им пришлось провести некоторое время в тюрьме, пока через суд не были восстановлены их права как эмигрантов. Правда, после благополучного решения суда Адамар вдруг отказался покидать тюрьму: в тюремной библиотеке он нашел интереснейшую книгу по истории Америки и очень хотел дочитать.

Жил человек рассеянный

На улице Бассейной.

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки -

Оказалось, это брюки.
С. Я. Маршак

Забавное детское стихотворение Самуила Маршака рассказывает нам о несуразном поведении мужчины, которыйто надевает сковороду на голову вместо шляпы, то садится в отцепленный вагон, отправляясь в путешествие…

Безобидная, казалось бы, черта, вызывающая иронию и смех, грозит нешуточными последствиями для сохранности души. Что же такое рассеянность? И кто он такой – человек рассеянный?

«Если бы меня попросили охарактеризовать одним словом мою жизнь, это было бы слово «усталость». И хотя никакого физического труда, сверхъестественных нагрузок или проблем со здоровьем нет, я все равно смертельно устаю. Такое чувство, что уже само утро приносит не бодрость, а усталость. Но чашка кофе, душ, пара звонков и любимые мелодии по радио приводят меня в чувство, и я начинаю свой день. День, который вновь окончится усталостью и пониманием, что я ничего не успел сделать, ровным счетом ничего…»

Если бы наши потомки снимали фильм о нас сегодняшних, то портрет современного человека был бы примерно следующим: средних лет мужчина, постоянно куда-то спешащий. Он старается объехать пробки в городе, выбрать кратчайший путь к намеченному месту, он всегда полубежит, спешит, ведь у него много дел. В руках у него непременно телефон, этот новый орган современного человека, который порой важнее руки или даже головы. Человек возбужденно говорит или быстрыми привычными движениями пальцев набирает короткие сообщения. Он всегда не успевает, суетится. Все проблемы он старается уладить одновременно, и этот ритм жизни делает его крайне напряженным.

Юлий Цезарь?

«Я порой ненавижу свой телефон и все эти гаджеты. Там всегда есть что-то для меня. В телефон загружены всевозможные приложения, и то и дело мне кто-то звонит, пишет, выходит на связь. Я в прямом смысле слова сплю с телефоном. В наше время никого не удивить способностями Юлия Цезаря, сейчас многие могут делать одновременно несколько дел».

Отчего маршаковский человек рассеянный делает такие странные вещи? Ну, например, зачем он натягивает на пятки вместо валенок перчатки или почему отправляется в кассу покупать бутылку квасу?

Если в реальной жизни спросить у человека рассеянного, почему так вышло, то ответ чаще всего будет таким: «Голова забита делами». Рассеянный человек не способен сосредоточиться на том, что он делает. Выполняя какую-то сверхважную работу, он отвлечется на попутно возникающие вопросы. Станет решать их, а сам будет думать о заброшенной работе. Разговаривая о «важном», он то и дело будет отвлекаться на звонки, смс и послания в социальных сетях. Вернувшись после работы домой, он примется думать о проблемах на работе, раздражаясь на близких. Придя на работу, станет корить себя, что так мало времени проводит с семьей и совсем не знает, чем живут его родные. Суть в том, что его мысли редко заняты тем, что он непосредственно в данный момент делает. Вопреки словам известного психиатра Карла Ясперса, который сказал, что «человек становится тем, кем он есть, благодаря делу, которое он делает своим», человек рассеянный одновременно везде и нигде. «Отдаться делу» требует сосредоточенности ума, воли и душевных сил, отсутствия суеты и наличия твердости. Именно этого и не хватает человеку рассеянному.

В его телефоне висит множество пропущенных вызовов, смс, писем. Он ужасается объему обрушившихся дел и информации, но в глубине души сам отчаянно жаждет этого. Ведь это создает образ самого себя как человека востребованного, нужного, значимого. Сколько бы ни негодовал человек рассеянный на «кучу дел» и на то, что «все от него чего-то хотят», в действительности он ищет этого. Это можно понять, если оставить его без телефона и возможности «решать дела». Состояние беспомощности быстро сменится раздражением, которое в свою очередь превратится в уныние и даже рискует перерасти в депрессию.

Кто такой рассеянный?

Может создаться обманчивое впечатление, что рассеянный человек – это исключительно занятой, деловой человек. В действительности это не совсем так. Рассеянность – это личностная особенность человека, не внимающего себе и живущего нерадиво, отдаваясь сиюминутным импульсам. Поэтому рассеянным может быть и тот, кто не имеет всех благ цивилизации, живет ограниченной социальной жизнью. От него часто можно услышать жалобы на то, что «время летит» и уходит неизвестно куда. И если быстротечность времени всегда волновала ум и душу человека думающего, то вопрос о том, куда оно уходит и почему дни однообразны и наполнены суетой, чаще озвучивает именно человек рассеянный. Он станет отвлекаться на каждую мелочь, встав с постели. Список важных дел может так и остаться «мертвым» листком бумаги, потому что до дела-то никак не добраться по причине разных незапланированных остановок на пути к списку. Проблема в том, что поставленная цель остается только внешним фактором, душа рассеянного не отдана ничему конкретно.

Рассеянность как порок, безусловно, относится и к мужчине, и к женщине – грех не имеет половых отличий. Хотя, если вспомнить, изначально мужчина-охотник ориентирован на добычу, должен иметь быструю реакцию и смотреть по сторонам, спасаясь от опасностей и идя по следу «мамонта». Женщина же как хранительница очага имеет иную задачу: она сидит дома и, углубившись в себя, свои мысли, занята тем, что видит перед собой: очаг, дитя, насущные бытовые задачи. Возможно, это отличие играет свою роль в том, что женщина по природе своей более склонна к самоанализу и самокопанию, мужчина же в определенной степени должен «смотреть по сторонам», и углубиться в себя ему, возможно, по этой причине сложнее.

Не тратить время даром

«Отдыхать я не умею и даже не люблю. Точнее, я за активный отдых, так будет правильнее. Хотя иногда со мной происходят странные вещи. Бывает, что я могу проспать выходные. В прямом смысле слова. Встану выпить чаю или съесть что-то – и снова спать. Видимо, организм требует такого отдыха. Но, признаюсь честно, я вовсе не чувствую себя отдохнувшим. Наоборот, после таких спячек меня одолевает уныние, и я не могу сразу войти в привычную колею. Но жизнь берет свое, и через короткое время я снова на коне, и жизнь бурлит…».

Человек рассеянный не умеет отдыхать. Не зря один известный врач сказал: «Кто не умеет отдыхать, тот не умеет и работать». Отдыху, как и своей работе, нужно уметь отдаться. Человек рассеянный поедет в тур, но там первым делом станет искать wi-fi, узнавать, есть ли спутниковое ТВ, листать журналы, просто ходить по магазинам или же пить спиртное. Даже на отдыхе он будет привычно суетиться, создавая вокруг себя ореол занятости, важности и исключительности. Как бы ни говорил он о том, что для него удовольствие – полежать с книгой среди природы, долго пролежать так он не сможет. Скорее всего, снова и снова будет находиться что-то, отвлекающее его. Так же будет и с «домашним» рассеянным. Он будет открывать книгу, включать телевизор, отвечать на звонки, словом, делать что угодно, лишь бы не отдаться хотя бы на короткое время отдыху.

Иногда, впрочем, человека рассеянного сбивает с ног болезнь. Болеть он тоже не умеет. Любая хворь требует от человека сосредоточения на своем физическом состоянии, лечении, на самом себе. Для рассеянного это наказание. Он скажет, что ему некогда болеть, и, оправдавшись неотложными делами, станет привычно «что-то делать». Наверное, именно для него были созданы все быстродействующие препараты. У рассеянного нет времени на боль! Всем известно губительное действие «эффективных» быстрых таблеток на систему органов и организм в целом. Так происходит и с душой рассеянного, не умеющего переносить тяготы и скорби. Отдаться какому-то одному переживанию для него попросту невозможно.

Движение – жизнь?

«Меня очень устраивает моя должность. С одной стороны, я руководитель и в моем подчинении люди. С другой стороны, я не тот начальник, от которого что-то реально зависит. Моя функция – это держать под контролем все, что происходит в нашем отделе. Это забирает немало сил – человеческий фактор, понимаете ли...»
Несмотря на то что человек рассеянный, казалось бы, постоянно находится в движении, он мало способен на реальное действие, поступок.

Он станет обходить ситуации, где от него требуется выбор, принятие решения с последующим несением ответственности за него. В таких случаях он станет говорить: «Время покажет», «Все самой собой образуется». Это может выглядеть как философия успешного человека, в действительности же это страх перед сосредоточенным взвешенным решением, за которое придется отвечать как в случае удачи, так и в случае провала. Каким бы оригинальным и неординарным ни слыл человек рассеянный, он по сути своей живет, как большинство или как положено. У него попросту нет душевных и духовных сил что-либо искать, а затем отстаивать найденное, пусть даже перед самим собой. Именно поэтому он легко соглашается с мнением начальника или любого авторитета. У него есть прочный запас «авторитетных мнений» на все случаи жизни. Именно о нем, человеке рассеянном, сказано, что он хозяин своего слова: «захотел – дал, захотел – взял обратно». Причина тому – отсутствие ценностного фундамента, а в таком случае жизнь будет идти «по ветру».

Мелочи жизни

«Я люблю свою жену. Конечно, с годами накал чувств поутих, и мне определенно не хватает того, что было раньше. Но она внимательный друг, заботливая хозяйка. Мне комфортно с ней. Но, приходя на работу, я вижу милую улыбку нашей секретарши. Никаких терзаний и мук совести, я улыбаюсь ей и будто приглашаю к легкому флирту. После она обижается, что я становлюсь холодным. Пытался объяснить несколько раз, что мои улыбки, комплименты и «разговоры за жизнь» – это лишь такая ни к чему не обязывающая игра, но увидел в ее глазах слезы. Жена в том же духе. Может обидеться, что я не подал стакан воды или не помог открыть дверь. А я только удивляюсь, как это она все помнит! Но ведь главное, что есть чувство, что я люблю ее. А все эти мелочи, упреки только портят жизнь…»

Все свои невыполненные обещания, пробелы в памяти, невнимательность он объяснит занятостью. Он говорит, что любит, но при этом забудет то, что может быть важно другому. Именно забудет. Потом станет извиняться и скажет, что голова его была забита очередным важным заданием, что он мысленно планировал трудный разговор с начальником или подсчитывал бюджет месяца. Не о рассеянном ли писал Клайв Льюис от лица Баламута, давая советы молодому бесу Гнусику по совращению человека: «Чем чаще он погружен в чувства, не связанные с действием, тем меньше он способен к действию и в конечном итоге тем меньше он способен к чувству». Наравне со словом «усталость» от рассеянного все чаще слышишь слово «пустота», и это кажется странным, видя такую его активную жизнь. Но пустота – это переживание внутреннее, вовсе не связанное с образом жизни или родом деятельности.

Истоки

Рассеянность, на первый взгляд, выглядит как безволие, атрофия воли. В то время как в действительности мы имеем дело с тем, что швейцарский психиатр Р. Лэйнг назвал «расколотым я». Личность человека словно распадается на множество субличностей, человек не имеет целостности и бежит в суету, спасаясь от встречи с чем-то важным в себе. Субличности этого «расколотого я» никак не могут найти между собой общего языка. Так, одна его часть может хотеть одного, а другая – прямо противоположного. Именно поэтому, совершая какой-то поступок, он способен и каяться в нем, и оправдывать себя одновременно. В нем словно идет спор, и невозможно сказать, что в нем есть «истинное я», поскольку он давно перестал быть хозяином самого себя. Таким образом, при кажущейся активности рассеянного человека, в сущности, личностно он остается совершенно пассивным, инертным, его просто несет водоворот жизни, в котором он не успевает задать себе главные вопросы. Но думать об этом он не может, так как жизнь его наполнена псевдосмыслами и огромным количеством дел, звонков, контактов.

Сложно сказать, или рассеянность, как червоточина первородного греха, заставила человека все дальше и дальше отходить от Бога, или же отпадение от Бога привело к убеганию человека от того места, где он рискует встретиться с подлинным собой и осознанно выбрать свой Путь.

Стоит вспомнить о том, что, как выразился философ, «в каждом из нас пустота размером с Бога». Чтобы всмотреться в эту пустоту, нужны сосредоточенность, мужество и вера в то, что пустота эта не поглотит, не растворит. От пустоты можно спастись бегством в суету своих дел и радоваться, что тревога отступила. В сущности же черная бездна пустоты разрослась до таких размеров, что поглотила, и человек рассеянный бегает в темноте, пытаясь внушить себе, что вокруг него прекрасная насыщенная жизнь.

Можно завести десяток ежедневников, скрупулезно планировать день, месяц, жизнь. Можно пройти курсы по тайм-менеджменту, но все это будет подобно наведению порядка в доме, в котором рушится фундамент.
«Когда тревога и нежелание разобраться в сути этой тревоги уведут его от подлинной радости, когда привычка лишит приятности суетливые удовольствия, а возбужденность чувств накрепко привяжет к ним (к счастью, именно так привычка действует на удовольствие), ты увидишь, что его блуждающее внимание можно привлечь чем угодно. Тебе даже не нужно будет использовать хорошую книгу, которую он действительно любит, чтобы удержать его от молитв, работы и сна; вполне достаточно колонки объявлений из вечерней газеты. Ты заставишь его терять время не только в интересных для него разговорах с приятными ему людьми, но в разговорах с теми, кто ему безразличен, на совершенно скучные темы. Он у тебя временами вообще ничего не будет делать. Ты его продержишь до поздней ночи не в шумной компании, а в холодной комнате, у потухшего камина. Всю его здоровую внешнюю активность можно подавить, а взамен дать ничто, чтобы под конец он мог сказать, как сказал один мой пациент, прибыв сюда: «Теперь я вижу, что большую часть своей жизни я не делал ни того, что я должен был делать, ни того, что мне хотелось», – читаем у Льюиса все те же наставления бывалого беса Баламута по совращению человека от Истины.

Послесловие

Однажды мне довелось побывать на семинаре своего коллеги в качестве ассистента в группе психологической помощи для людей, страдающих эмоциональным выгоранием и хронической усталостью. Коллега мой человек не церковный, однако ищущий. На вопрос одного из участников, как найти себя и «своё» в жизни, к моему удивлению, он достал молитву Оптинских старцев. В молитве, по его мнению, заключается ответ на этот вопрос. Последние слова молитвы «руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить всех» родили в группе тишину. И чувствовалось, что в тишине этой нет никакой суеты, тревога отступила, и что-то важное рождалось в душе.

Анна Лелик


О рассеянной и внимательной жизни

Сыны мира признают рассеянность невинною, а святые Отцы признают ее началом всех зол.

Человек, преданный рассеянности, имеет о всех предметах, и самых важных, очень легкое, самое поверхностное понятие.

Рассеянный обыкновенно непостоянен: его сердечные ощущения лишены глубины и силы, а потому они непрочны и маловременны. Как мотылек порхает с цветка на цветок, так и рассеянный человек переходит от одного земного удовольствия к другому, от одного суетного попечения к другому. Рассеянный чужд любви к ближнему: равнодушно смотрит он на бедствие человеков и легко возлагает на них бремена неудобоносимые.

Скорби сильно действуют на рассеянного именно потому, что он не ожидает их. Он ожидает одних радостей. Если скорбь сильна, но скоропреходяща, то рассеянный скоро забывает ее в шуме развлечений. Долговременная скорбь сокрушает его.

Рассеянность сама карает преданного ей: временем все прискучивает ему, и он как нестяжавший никаких основательных познаний и впечатлений предается томительному, бесконечному унынию.

Ведущий жизнь рассеянную прямо противоречит заповедям Господа Иисуса Христа жизнью своею.

Все святые тщательно избегали рассеянности. Непрестанно или, по крайней мере, по возможности часто они сосредоточивались в себе, внимая движениям ума и сердца и направляя их по завещанию Евангелия.

Святитель Игнатий Брянчанинов

Журнал "Фамилия"

Вы бываете рассеянными? Некоторые люди, например, пытаются включить телевизор ключом от машины, а в метро пройти по кредитной карте. Или ставят сахарницу в холодильник, а масло в микроволновку. Или хотят позвонить маме, а звоните начальнику. И так далее. Я это называю "синдромом Пьера Ришара", в честь актера, который часто играл рассеянных людей. Рассеянность - это бесконечный источник смешных историй, конечно. Я, например, однажды перепутал даты, приехал в аэропорт на месяц раньше и очень расстроился, что нет моего рейса. С другой стороны, рассеянность может быть опасна, в том числе и для жизни - хорошо, что я перепутал даты, не будучи авиадиспетчером. Какие психические процессы стоят за рассеянностью?

Рассеянность можно трактовать по-разному. Наиболее известен подход Фрейда. Он усматривал в ошибках рассеянности тайные знаки, при помощи которых вытесненные в бессознательное влечения и конфликты дают о себе знать сознанию. Это, конечно, увлекательный подход. Но есть и когнитивный подход к рассеянности. В рамках этого подхода не исключается, что некоторые ошибки могут что-то сообщать о глубинных личностных конфликтах. Но большинство ошибок рассеянности все же объясняются более операционально - как последствия сбоев в когнитивных процессах.

Исследования психолога Джеймса Ризона, одного из главных в мире спецов по рассеянности, показали, что чаще всего люди совершают ошибки, когда выполняют привычные до автоматизма действия в привычных условиях. Ризон называет ошибками рассеянности ситуации, когда запланированная последовательность действий не достигает поставленной цели - где-то происходит сбой. Вероятность такого сбоя всегда есть, потому что в автоматизированные алгоритмы всегда может что-то вмешаться - какие-нибудь параллельные процессы, намерения, непредвиденные события. В психических процессах, как и в физических, тоже бывает интерференция.

Как правило, мозг привычные действия воспринимает как рутину, и выделяет малый объем внимания на них. Максимум внимания уделяется новой деятельности или чему-то субъективно очень важному. Конечно, люди особо ответственных профессий обучены произвольно управлять вниманием и удерживать его даже во время выполнения привычных профессиональных действий. Но, внимание не может быть полностью произвольным - оно сочетает в себе активность и реактивность. Активность - это сознательное управление, а реактивность - это когда возникает что-то незапланированное и отвлекает внимание. Наши намерения и непредвиденные обстоятельства перетягивают наше внимание как одеяло каждый себя. А объем внимания ограничен.

Более того, внимание может быть подвижным и фиксированным - быстро переключаться или медленно. Когда внимание переключается слишком быстро, оно словно бы скачет, как мячик для пинг-понга. И нас многое может отвлечь, бывает сложно сосредоточиться. А если оно слишком на чем-то фиксировано, то происходит застревание на одном предмете, и мы залипаем, многое упускаем. В принципе, в лихую минуту и то, и другое бывает опасно. Но, если усилить произвольность, то можно усилием воли сконцентироваться, либо же наоборот отвлечься от зависания. Главное - включиться.

Когнитивные психологи выделяют два уровня управления деятельностью:

1) Уровень знаний и правил. На нем происходит планирование новых действий и управление ими. Это ручной режим управления, когда мы сознательно всё контролируем. Самое важное на этом уровне - проверка результатов действия, соответствует ли оно поставленным задачам. Короче говоря, сделал - проверил.

2) Уровень навыков. Это уровень привычных действий, которые мы выполняем по жесткой автоматизированной схеме. Это режим автопилота, и в нем мы делаем большую часть повседневных дел. Как правило, мы все эти дела делаем успешно, но вероятность ошибок тоже есть. Это те самые ошибки рассеянности, из серии "шел в комнату, попал в другую". Самое опасное в автоматизме - мы часто не проверяем результаты действий. По схеме, сделал - забыл. Сложность в том, что когда мы делаем что-то совсем привычное, то этап проверки отпадает - зачем проверять действия, полностью автоматизированные? А иногда все-таки надо.

В повседневной жизни важно получше понимать типичные ошибки рассеянности, чтобы они не заставали совсем уж врасплох, чтоб соломку подстелить. Можно выделить схемы этих ошибок, найти слабые места этих схем и обращать на них особое внимание, произвольно - знать, где тонко. На 100% это вряд ли возможно, из-за той же самой рутинизации. Но хоть каких-то ошибок можно избежать. А вдруг мы избежим фатальной ошибки? Работу по классификации ошибок произвел тот самый Джеймс Ризон, за что человечество должно бы его благодарить, будь оно внимательнее к психологии.

Ризон разделил ошибки на три вида:

1) Собственно, ошибки - mistakes. Они возникают на этапе намерения - это ошибки планирования. Они основаны на неверных расчетах, ложных допущениях, недооценке разных факторов. Недорасчет или неверный расчет, короче. Один клиент мне жаловался, что у него срывается всё, что он запланировал. Он даже вывел из этого теорию о том, что его преследует злой рок. Мы проанализировали, как у него происходят эти срывы планов и стало видно, что при планировании он не учитывает изменчивость обстоятельств. В его внутренней картинке обстоятельства статичны - только и ждут, когда он придет и ими воспользуется. А в реальности обстоятельства меняются, и если это не учитывать, обломы будут происходит так часто, что можно и поверить в злой рок.

2) Пробелы - lapses. Чтобы выполнить план, нужно хорошо его помнить - что нужно сделать, какие средства для этого нужны,какова последовательность действий, какой должен быть результат. Пробелы - это ошибки фиксациии, хранения и восстановления плана в памяти. У одной моей знакомой часто так бывает с магазинами: шла купить зелень, а купила торт. Получается, образ торта стер первоначальный план. Я её понимаю - шоколад и бисквит более сильные стимулы, чем кинза и укроп. Вот другое дело базилик) Бывает еще, что план изменился под влиянием обстоятельств, но старый план запомнился лучше, и поэтому мы продолжаем его выполнять, хотя нужно уже действовать по-другому.

3) Оплошности - slips. Эти ошибки, которые происходят во время выполнения запланированных действий. Чаще всего они связаны как раз с ошибками внимания - когда оно зафиксировалось на чем-то другом, не соответствующем плану. Особенно я люблю, когда вместо сохранения нажимаешь на кнопку закрыть, аааа! Вполне возможно, что у таких ошибок могут быть и глубокие бессознательные причины, внутренние конфликты. Например, я мог удалить текст, потому что в глубине души с ним не согласен. Но часто бывает и без особого смысла - просто внимание куда-то не туда перескочило, если оно слишком подвижное. Или недоскочило, если слишком инертное. Здесь и психофизиологические состояния играет большую роль - перевозбуждение, волнение. Или недостаток возбуждения, усталость.

Как можно использовать эту классификацию в реальной жизни? На этапе планирования можно более точно формулировать цели, более подробно узнать о обстоятельствах, в которых вы собираетесь выполнять свои действия. Проверять истинность своих допущений. На этапе сохранения плана важно перепроверять себя - все ли я запомнил, ничего ли не упустил. А на этапе выполнения более тщательно следить за своими действиями - не нажимать слишком торопливо на кнопочки, например. Короче говоря, сохранять чуть больше произвольности.

Особо важно понимать свое текущее состояние - что со мной сейчас, о чем думаю, какие эмоции испытываю. Чем лучше понимаешь, тем лучше управляешь. Также важно помнить, что от ошибок никто не застрахован. Ведь если вы себе поставите задачу полностью избегать ошибок, то вполне возможно, что невыполнимость этой задачи вызовет ступор - сделает внимание липким и застревающим. Или, наоборот, скачущим от волнения. Более реалистичная задача - минимизировать ошибки, по возможности. А от некоторых действий можно на время и отказаться, если состояние не располагает. Например, не садиться за руль в истерическом состоянии или в сонном.

Продолжение следует.

Помните ли вы, кто написал «Человек рассеянный» (точнее, «Вот какой рассеянный»)? На насмешливых стихотворениях этого выросло не одно поколение людей. И сегодня мамы читают по вечерам своим детям «Сказку о глупом мышонке», «Деток в клетке» и «Дремоту и Зевоту». Даже взрослые с самой неважной памятью способны процитировать: «Мой веселый звонкий мяч, ты куда помчался вскачь?», «В декабре, в декабре все деревья в серебре» или «Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж...». Такова уж природа произведений этого автора - они запоминаются, словно песни, добившиеся ротации.

Doodle для Google

Но самым публикуемым стихотворением поэта считается история про рассеянного человека, который «вместо шляпы на ходу» нацепил сковороду, брюки перепутал с рубашкой, а перчатки - с валенками. Популярность произведения оказалась столь велика, что в 2012 году, когда мир отмечал 125-летие его создателя, даже Google поддался всеобщей рассеянности. В этот день пользователей легендарного поисковика встречал забавный дудл, на котором знакомые буквы рассыпались и встали задом наперед.

Каблук Иванов

Чаще других называют имя Ивана Алексеевича Каблукова - известного специалиста в области физической химии. Правда, этот ученый проживал в Москве, а не в Северной столице, но в остальном был очень похож: рассеянный, обаятельный и постоянно путающий слова и буквы. В одном из черновых набросков будущего стихотворения герой пишет, что его зовут «Каблук Иванов». Реальный же Иван Каблуков именовал две свои любимые науки «химикой и физией»; оговорившись, мог сказать «лопа колбнула» вместо «колба лопнула».

Лев Петрович

Кто еще претендует на звание «человек рассеянный с улицы Бассейной»? Одна из версий гласит, что в 1926 году Маршак опубликовал стихотворение под названием «Лев Петрович». Широкой публике оно совершенно не известно, потому что вышло под именем символиста Владимира Пяста. В 20-е годы прошлого века поэт сильно бедствовал, и Маршаку удалось «выбить» для него у литературного руководства аванс под издание будущей детской книги. Поскольку Пяст не умел писать для малышей, Маршак и стихотворение сочинил за своего приятеля.

Рассеянный человек Лев Петрович надевал на голову вместо шапки живую кошку, а трамвая дожидался «за дровами у сарая». Современники считали, что этот образ «списан» с самого Владимира Алексеевича Пяста, отличавшегося невнимательностью и чудаковатостью. Эта версия косвенно подтверждается наличием в одном из черновых вариантов намека на историю из жизни поэта: «Вместо чая он налил в чашку чайную чернил».

Маршак или Хармс?

Некоторые исследователи считают, что человек рассеянный - автор произведения, Самуил Маршак. Якобы и ему была свойственна несобранность. Правда, другие убеждены, что такое поведение могло быть и частью того, что нынче принято называть пиаром. Талантливые авторы сами придумывали и «творили» свой образ для потомков.

В намеренной рассеянности подозревают не только Маршака, но и Пяста, а также Даниила Хармса. В произведениях последнего, кстати, тоже можно найти тему забывчивости и невнимательности, воплощенную в абсурдных образах: Пушкин, постоянно спотыкающийся об Гоголя и именующий эпиграммы «эрпигармами», а Жуковского - Жуковым; жители города, позабывшие, «что идет раньше - 7 или 8», и вываливающиеся из окна старухи.

Еще немного о прототипах

По-настоящему талантливое произведение - это всегда обобщение. Поэтому на роль прототипа «человека рассеянного» могут претендовать многие люди. Рассказывают, что Менделеев регулярно снимал галоши, входя в трамвай. Видимо, путал уютный транспорт с домом. Не о нем ли пишет Маршак: «Стал натягивать гамаши. Говорят ему: «Не ваши!»

Еще один химик, а по совместительству - композитор, Александр Бородин, однажды в разгар званого ужина в собственном доме ошеломил гостей. Он надел пальто, громко попрощался со всеми, пояснив, что ему пора возвращаться... домой. Не этим ли случаем навеяны строки: «Надевать он стал пальто. Говорят ему: «Не то!».

А может быть, «человек рассеянный с улицы Бассейной» - это Николай Алексеевич Некрасов? Ведь он действительно проживал на петербургской улице с таким названием (ныне она носит имя крестьянского поэта)? Однажды невнимательность автора «Русских женщин» едва не оставила отечественную литературу без романа «Что делать?».

Сидевший в Петропавловской крепости Чернышевский крохотными кусочками передавал рукопись на волю в течение 4-х месяцев, а спешащий в издательство рассеянный человек Некрасов выронил ее на улице, и даже не заметил этого. Спустя несколько дней, к счастью, материалы удалось вернуть за крупное по тем временам вознаграждение - 100 рублей. При этом изначально поэт-издатель обещал заплатить нашедшему 50 рублей, но по забывчивости выдал сумму, вдвое большую.

О реальности образа

Стихотворение «Вот какой рассеянный» часто представляется читателям рассказом о смешном и нелепом человеке. Мы не знаем ни его имени, ни профессии. Не приводит автор и никаких данных о семье героя. Из особенностей, присущих ему, можно отметить лишь подчеркнутую вежливость. Пожалуй, это все, о чем рассказывает нам стихотворение. Человек рассеянный - это воплощение одной черты характера в гипертрофированном виде.

Однако, как мы уже убедились, этот образ не назовешь абсурдным. Подобные ситуации происходили неоднократно с людьми известными и неизвестными, с учеными, писателями и музыкантами, с героями книг и фильмов. Случаются они и сегодня. Большинство людей время от времени страдают забывчивостью, невнимательностью, несобранностью.

Об истинной рассеянности

Кто такой рассеянный человек? С точки зрения психологии это тот, кто страдает неспособностью концентрировать внимание. Под истинной рассеянностью понимают состояние своеобразной прострации, когда человек не может ни на чем сосредоточиться, на какое-то время «отключается» от действительности. Одна из страшных разновидностей такого состояния - так называемый «дорожный гипноз», знакомый многим водителям. От долгой монотонной езды человек впадает в состояние полудремы. В какой-то момент он ощущает эффект провала во времени. Что с ним происходило только что: он заснул, отключился? Именно в эти минуты могут происходить аварии.

Причины истинной рассеянности - бессонница, головная боль, сильная усталость, монотонная однообразная работа. Сложно сказать, страдал ли ею герой Маршака, но некоторые симптомы указывают, что мог. Житель улицы Бассейной умудрился проспать двое суток, что называется, без задних ног. Не говорит ли это о крайней измученности человека, об отсутствии в его жизни нормального сна и отдыха?

О рассеянности мнимой

Почему же мы часто считаем, что рассеянный человек - это непременно мечтательный поэт либо чудак-профессор? Дело в том, что психологи выделяют и еще один вид рассеянности - мнимую. Мнимая рассеянность - побочный эффект сильной внутренней концентрации на какой-то теме, проблеме. Человек, поглощенный важной для него идеей, не в состоянии распределять свое внимание между различными объектами. Он не может «уследить» за всем сразу. Отсюда - невнимательность к бытовым мелочам, забывчивость, неспособность подобрать нужное слово и речевые оговорки.

Родители часто обвиняют детей в рассеянности, но нередко ее проявления - свидетельство внутренней сосредоточенности. Маленький человек занят очень серьезным делом: он познает мир, в котором так много раздражителей, что уследить за ними порой просто невозможно!

Герой и его эпоха

Если вспомнить эпоху, в которую создавалось произведение, то вдумчивый взрослый читатель сможет найти в нем намеки на события, о которых принято было молчать.

Стихотворение написано в 1928 году, а впервые опубликовано в 1930. К этому времени уже расстрелян Николай Гумилев, строки которого («Остановите, вагоновожатый, остановите сейчас вагон!») пародирует Маршак. В 1930 году был арестован Пяст, в 1931 - Хармс.

А в культурных кругах вовсю кипела нешуточная дискуссия: может ли быть шутливой или даже (не дай Бог!) смешной Вывод был однозначен: произведения для малышей должны быть серьезными. Могло ли быть иначе? Ведь смех противоречит устоям Существование же мыслящего человека в условиях 30-х годов ХХ века вполне могло погрузить его в состояние прострации - в качестве защитной реакции на происходящее. Ведь одной из причин рассеянности психологи называют депрессии и тревожные расстройства.

Так что рассеянный герой Маршака, конечно, смешной человек, но причины происходящего с ним могут быть самые серьезные.