История создания повести "ася". «Тургеневская девушка» - особенный женский образ в повести «Ася Презентация тургенев ася история создания


«Ася Тургенев» - Повесть «Ася» (1858), пожалуй, одно из самых любимых произведений Тургенева. В.А.Недзвецкий. Повесть «Ася» (1858). Важный разговор. 2004. В. Панов. Иллюстрация В.М.Зельдес к повести И. С. Тургенева «Ася». 1982. ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич (1818-83), русский писатель. Портрет И.С.Тургенева. 1872.

«И.С.Тургенев Ася» - Иван Сергеевич Тургенев. Социологи Что привлекает в повести? (В опросе участвовали 24 ученика, 16 родителей.). Социологи Кто виноват в разлуке героев? Социологи (количество пейзажей в повести). Рисунки к повести: (Мичуков М., Морозова Н.). Так и сложилась фабула рассказа…». Анна – «грация», «миловидность» Анастасия – «рожденная заново».

«Повесть Ася» - Что лежит в основе повести? 1.Что лежит в основе повести? Герой упустил свой шанс. В основе повести – любовь. Какова любовь господина Н.Н.? Так и получилось. Тургенев был убеждён, что любовь сопряжена с наивысшим подъёмом чувств. Что такое любовь? Информационные ресурсы: Почему, господин Н.Н.боится признаться Асе в своих чувствах?

«Повесть Ася Тургенев» - И. С. Тургенев воплотил в нескольких своих произведениях образ, навсегда вошедший в мировую литературу. Каждый писатель создает в своих произведениях неповторимые, особенные образы. Неповторимы образы пушкинских героинь, женские образы, запечатленные на страницах произведений Лермонтова, Островского и других писателей.

«Тургенев повесть Ася» - Потом "накладывает на себя пост и покаяние" и превращается в русскую провинциальную девушку. Нежность, способность на искренние сильные чувства, отсутствие искусственности, фальши, кокетства. Основные этапы жизни И.С.Тургенева. Сильный характер, готовность к самопожертвованию. Ася ведёт себя не так, как девушки-дворянки.

«Ася Тургенев урок» - От чьего имени ведется повествование? Повесть «Ася». И.С.Тургенев(1818-1883). Урок 1.Господин Н.Н.Гагин, Ася- главные герои повести. И.С.Тургенев. Красива ли Ася? Понравились ли господину Н.Н. новые знакомые? Вопросы по тексту повести. Замечаете ли вы противоречие в характере героя? М.Е.Салтыков-Щедрин.













1 из 12

Презентация на тему: Тургенев повесть Ася

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Всю прозу Тургенева пронизывают пушкинские мотивы т.к. Пушкин был для Тургенева важнейшим ориентиром в русской литературе. Не менее важной для Тургенева была немецкая литературная и философская традиция, прежде всего в лице И.В.Гёте; не случайно действие "Аси" происходит в Германии. Основные черты любовной повести - это небольшой круг персонажей. Любовные повести, их также часто называют "элегическими" не только за поэзию чувства и красоту пейзажных зарисовок, но и за характерные мотивы, из лирических становящиеся сюжетными. С чисто романтическим идеализмом герои Тургенева требуют от жизни всего или ничего. Всю прозу Тургенева пронизывают пушкинские мотивы т.к. Пушкин был для Тургенева важнейшим ориентиром в русской литературе. Не менее важной для Тургенева была немецкая литературная и философская традиция, прежде всего в лице И.В.Гёте; не случайно действие "Аси" происходит в Германии. Основные черты любовной повести - это небольшой круг персонажей. Любовные повести, их также часто называют "элегическими" не только за поэзию чувства и красоту пейзажных зарисовок, но и за характерные мотивы, из лирических становящиеся сюжетными. С чисто романтическим идеализмом герои Тургенева требуют от жизни всего или ничего.

№ слайда 3

Описание слайда:

"Асю" Тургенев начал летом в 1857 г. в Зинциге-на-Рейне,где и происходит действие повести, а закончил в ноябре в Риме. "Асю" Тургенев начал летом в 1857 г. в Зинциге-на-Рейне,где и происходит действие повести, а закончил в ноябре в Риме.

№ слайда 4

Описание слайда:

"Тургеневская девушка". Этот термин несёт в себе все самые нежные и замечательные женские черты характера. "Тургеневская девушка". Этот термин несёт в себе все самые нежные и замечательные женские черты характера. Если образ Гагина автор делает полностью понятным для читателя, то его сестра предстает загадкой, решением которой Н.Н. увлекается сначала с любопытством, а потом и самозабвенно, но так и не может постичь до конца. Необыкновенная живость причудливо совмещается у неё с робкой стеснительностью, вызванной её незаконнорожденностью и долгой жизнью в деревне. Отсюда же проистекает её нелюдимость и задумчивая мечтательность(вспомним как она любит быть одна, постоянно убегает от брата и Н.Н., а в первый вечер знакомства уходит к себе.

№ слайда 5

Описание слайда:

Составить цельное представление о характере Аси весьма сложно: это воплощенная неопределённость и изменчивость.("Что за хамелеон эта девушка!" - невольно восклицает Н.Н.) То она дичится незнакомца, то внезапно хохочет ("Ася, точно нарочно, как только увидела меня, расхохоталась без всякого повода и, по своей привычке тот час убежала".То она лазает по развалинам и громко поет песни, что совсем неприлично для светской барышни, то начинает изображать благовоспитанную особу, чопорную в соблюдении приличий. Составить цельное представление о характере Аси весьма сложно: это воплощенная неопределённость и изменчивость.("Что за хамелеон эта девушка!" - невольно восклицает Н.Н.) То она дичится незнакомца, то внезапно хохочет ("Ася, точно нарочно, как только увидела меня, расхохоталась без всякого повода и, по своей привычке тот час убежала".То она лазает по развалинам и громко поет песни, что совсем неприлично для светской барышни, то начинает изображать благовоспитанную особу, чопорную в соблюдении приличий.

№ слайда 6

Описание слайда:

Послушав чтение поэмы Гёте "Герман и Доротея", она хочет казаться домовитой и степенной, как Доротея. Потом "накладывает на себя пост и покаяние" и превращается в русскую провинциальную девушку. Невозможно сказать в какой момент она больше является сама собой. Ее образ мерцает, переливаясь разными красками, штрихами, интонациями. Стремительная смена её настроений усугубляется тем, что Ася часто поступает несообразно собственным чувствам и желаниям. Послушав чтение поэмы Гёте "Герман и Доротея", она хочет казаться домовитой и степенной, как Доротея. Потом "накладывает на себя пост и покаяние" и превращается в русскую провинциальную девушку. Невозможно сказать в какой момент она больше является сама собой. Ее образ мерцает, переливаясь разными красками, штрихами, интонациями. Стремительная смена её настроений усугубляется тем, что Ася часто поступает несообразно собственным чувствам и желаниям.

№ слайда 7

Описание слайда:

Образ Аси бесконечно расширяется, потому что в ней являет себя стихийное, природное начало. Поразительная многоликость и живость Аси, неотразимая прелесть, свежесть и страстность проистекают именно отсюда. Её пугливая "дикость" тоже характеризует её как "естественного человека",далёкого от общества. Когда Ася грустит, по её лицу "пробегают тени",как облака по небу, а её любовь сравнивается с грозой, будто угадав мысли Н.Н., и героиня выказывает свою «русскость». Образ Аси бесконечно расширяется, потому что в ней являет себя стихийное, природное начало. Поразительная многоликость и живость Аси, неотразимая прелесть, свежесть и страстность проистекают именно отсюда. Её пугливая "дикость" тоже характеризует её как "естественного человека",далёкого от общества. Когда Ася грустит, по её лицу "пробегают тени",как облака по небу, а её любовь сравнивается с грозой, будто угадав мысли Н.Н., и героиня выказывает свою «русскость».

№ слайда 8

Описание слайда:

Ася много читает без разбору(Н.Н. застает ее за чтением плохого французского романа и по литературным стереотипам сочиняет себе героя У Аси "ни одно чувство не бывает вполовину"). Её чувство гораздо глубже, нежели у героя. Ася много читает без разбору(Н.Н. застает ее за чтением плохого французского романа и по литературным стереотипам сочиняет себе героя У Аси "ни одно чувство не бывает вполовину"). Её чувство гораздо глубже, нежели у героя. При всей её возвышенности эгоистична по своей направленности, то стремление Аси к "трудному подвигу", честолюбивое желание "оставить за собой след" предполагает жизнь с другими и для других.

№ слайда 9

Описание слайда:

В воображении Аси возвышенные человеческие стремления, высокие нравственные идеалы не противоречат надежде на осуществление личного счастья, напротив, они предполагают друг друга. В воображении Аси возвышенные человеческие стремления, высокие нравственные идеалы не противоречат надежде на осуществление личного счастья, напротив, они предполагают друг друга. Она требовательна к себе и нуждается в помощи для осуществления своих стремлений. Особенно ярко "дикость" Аси проявляется, когда она лазает одна по заросшим кустами развалинам рыцарского замка. Когда она, хохоча, прыгает по ним, "как коза". она вполне открывает свою близость природному миру. Даже её облик говорит в этот момент о дикой необузданности природного существа: "словно угадавши мои мысли, она вдруг бросила на меня быстрый и пронзительный взгляд, засмеялась опять, в два прыжка соскочила со стены. Странная усмешка слегка подергивала её брови, ноздри и губы; щурились темные глаза.

Описание слайда:

Душа, которую невозможно не полюбить. Душа, которую невозможно не полюбить. Нежность, способность на искренние сильные чувства, отсутствие искусственности, фальши, кокетства. Устремленность в будущее. Сильный характер, готовность к самопожертвованию. Активность и самостоятельность в решении своей судьбы.

№ слайда 12

Описание слайда:

И в то же время над героинями Тургенева как будто властвует «злой рок»: всех их объединяет «строгое отношение к жизни и предчувствие неизбежности возмездия за стремление к личному счастью». И в то же время над героинями Тургенева как будто властвует «злой рок»: всех их объединяет «строгое отношение к жизни и предчувствие неизбежности возмездия за стремление к личному счастью».

И.С. Тургенев «Ася». Господин Н.Н. и Гагин. Русские и немецкие литературные традиции в повести.


Назовите героев повести И.С. Тургенева «Ася».

Какие чувства вызывают у вас их поступки?


«Дела давно минувших дней...» - цитата из поэмы Пушкина «Руслан Н Людмила» - начало первой песни.

«...В дрезденском «Грюне Гевелбе» - Grline Gewolbe - буквальный перевод: «зеленый свод». Коллекция ювелирных изделий из золота и драги ценных камней в дрезденском королевском замке.

«Петух на высокой готической колокольне...» - старинная церковь Св. Петра в Зинциге с центральной восьмиугольной башней XVIII века.


Господин Н.Н. и Гагин.

Что объединяет Гагина и господина Н. Н?




Русские и немецкие литературные традиции в повести

Германия является важным культурным контекстом повести. В атмосфере старинного городка «слово «Гретхен» - не то восклицание, не то вопрос - так и просилось на уста». Гретхен - героиня трагедии И.В. Гёте «Фауст», юная, неискушенная девушка строгих правил. Она полюбила впервые в жизни и не может противиться чувству, готова к самопожертвованию ради любви.


«А счастье было так возможно»

Цель : обучение написанию сочинения в жанре дневниковых записей

Оборудование : мультимедийная презентация «Обучение написанию сочинения в жанре дневниковых записей», выставка дневниковых записей писателей, рабочие материалы для ученика.

    Вступительное слово учителя:

«У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем, у него есть настоящее – и то не день, а мгновение»

    Объясните, как эти слова помогают понять драму рассказчика повести И.С.Тургенева

(Н.Н. одинок, он с горечью осознает, что «вся жизнь прошла мимо. Он любил Асю, но не сразу понял это, а когда понял, было уже поздно.

«Когда я встретился с ней в той роковой комнате, во мне еще не было ясного сознания моей любви; оно не проснулось даже тогда, когда я сидел с ее братом в бессмысленном и тягостном молчании…оно вспыхнуло с неудержимой силой лишь несколько мгновений спустя, когда испуганный возможностью несчастья, я стал искать и звать ее…но уже тогда было поздно»)

    Найдите описание состояния героя, чувствовавшего раскаяние.

(Я чувствовал раскаяние, сожаление самое жгучее, любовь – да! Самую нежную любовь. Я ломал руки, я звал Асю посреди надвигавшейся тьмы, сперва вполголоса, потом все громче и громче; я повторял сто раз, что я ее люблю, я клялся никогда с ней не расставаться, я был для нее все на свете, чтобы опять держать ее холодную руку, опять слышать ее тихий голос. Опять видеть ее перед собой»)

    Почему называет себя безутешным?

(Разве я хотел такой развязки? Разве я в состоянии с ней расстаться? Разве я могу лишиться ее?)

Осуждает себя за тот поступок, когда в темной комнате она, признаваясь ему в любви, была отвергнута им. У него достало силы, духа отторгнуть ее от себя, даже упрекать в том, что она не дала развиться чувству, которое начинало созревать».

«Я не сказал ей, что я люблю ее». Остановилось признание и при последней встречи с Ганиным, и последняя нить, за которую герой еще мог ухватиться, выскользнула из его рук.

    Что говорит рассказчик о своей дальнейшей жизни?

(Чувство, возбужденное во мне Асей, то жгучее, то нежное, глубокое чувство, уже не повторилось. Нет! Ни одни глаза не заменили мне тех, когда-то с любовью устремленных на меня глаз, ни на чье сердце, припавшее к моей груди, не отвечало мое сердце таким радостным и сладким замиранием! Осужденный на одиночество бессемейного бобыля, доживаю я скучные годы, но я храню, как святыню, ее записочки и высохший цветок гераниума, тот самый цветок, который она некогда бросила мне из окна».)

    Можно ли сказать, что рассказчик переживает личную драму?

(Да он находится в потрясении, причиняющем ему нравственные страдания.)

Очень часто личные переживания, душевные терзания и боль, сомнения требуют эмоционального самовыражения. И тогда появляется лист бумаги и ручка, перо, карандаш на котором человек хочет выразить только что случившееся и перечувственное.

2.Мультимедийная презентация с комментариями учителя

Представим, что мы с вами находимся в старом дворянском доме. Все здесь напоминает о жизни хозяев. В одной из комнат, в которую сквозь полузакрытые ставни окон пробивается солнечный луч, стоит стол, на нем старинный бронзовый подсвечник, пустая чернильница с высохшим пером и уже пожелтевшая от времени тетрадь с надписью. «Н.Н.» Это дневник, хранилище сокровенных мыслей, переживаний, чувств рассказчика повести «Ася».

Открываем первую страницу – какие –то пейзажные зарисовки, женские профили.

Но сам дневник пуст. Сегодня нам с Вами предстоит создать его, вживаясь в образ Н.Н. и оформляя его по правилам жанра дневниковых записей.

Думаю, что Вам более знакомо определение слова «дневник» как ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успеваемости.

Но у этого слова есть и более широкое лексическое значение. В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова оно звучит так:

«Дневник – это искренние, непосредственные записи произошедших событий, эмоциональных переживаний., нравственных раздумий. Жанр дневника характерен творческой индивидуальности А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева и многих, многих других писателей и поэтов, которые вели дневниковые записи в течении долгих лет. В них отразилась непрерывная работа мысли этих художников, их глубокие раздумья, искания. Такие дневники близки к исповеди, в которой автор с предельной откровенностью рассказывает о сложных нравственных и интеллектуальных поисках.

Писатели, поэты вели свои личные дневники и использовали этот прием в своих произведениях. Дневник вводится в произведение как элемент и открывает возможности для изображения внутреннего мира персонажа, раскрытия «истории души человеческой».Мы знакомы с дневником Робинзона Крузо, героем Романа Даниеля Дефо, скоро прочитаем журнал Печорина, героя романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», в которых раскрываются душевные переживания и подчеркивается откровенность самохарактеристик персонажа.

Однако и современные люди ведут дневники и записывают в них те или иные текущие события своей жизни.

Если бы заглянули сейчас с Вами в сеть Интернет и вышли на Сайт, то увидели бы там окно 125 сайтов различного вида дневников: дневники писателей и поэтов, дневники футболистов, художников, артистов, домохозяек.

Дневник – это личное. В нем пишут о самом сокровенном, он не любит постороннего взгляда. Это труд души, который адресован самому себе или воображаемому собеседнику..Не каждый может доверить личный дневник для Вас, но я сегодня не против приоткрыть для Вас страницы своего личного дневника.

Ведете ли вы дневники?

Думаю, что ваши дневники – это маленькие рассказы о том, чем вы живете, что вас интересует, о чем вы думаете, что чувствуете. С разрешения авторов я сейчас зачитаю несколько выдержек из дневников.(презентация)

УРА! Скоро каникулы. Осталось учиться 4 дня. Скоро мы отправимся на долгие летние каникулы.

Планирую, что за лето я успею отдохнуть, погостить у бабушки в деревне,

Первый день лета. Сижу и скучаю.Слушаю музыку. Так ждала каникул, а

теперь не знаю, чем себя занять. Жду SMC от девчонок и ребят нашего двора.

Ответит ли на моё сообщение П.?

Прошла неделя моего проживания в деревне у бабушки. Здесь нет друзей, подруг, одни

родственники: мама, папа, тёти, дяди, близкие. Раньше мне достаточно было присутствия взрослых

людей, а сейчас…СКУКОТА! Этот месяц мне покажется годом.

Наверное, я уже выросла, и мне необходимо общение с ровесниками. Как мне не хватает П., Р., К.!

Сегодня я впервые задумалась о том, как люди относятся ко мне. Заметила много интересного.

4. Интересна ли для Вас эта запись?

    Меняются ли взгляды на жизнь, черты характера личности автора этих записей? (Меняются в зависимости от обстоятельств, событий, настроения, самовыражения.)

    Что вы можете сказать о типе речи данного текста? (Повествовательный с элементами рассуждения)

    Можно ли сказать, что вы услышали дневниковую запись?

    Какие особенности стиля дневниковых записей вы здесь отметили?

5.Заполним таблицу «Отличительные особенности жанра дневниковых записей»

    Датированность

    Указание места событий

    Повествование ведётся от первого лица

    Записи на основе первичных впечатлений

    Монологичность речи или внутренняя диалогичность

    Отрывочность мыслей

    Зашифрованность или сокрытие имён и фамилий

    Отражение внутреннего мира

    Наличие односоставных, неполных, восклицательных предложений

    Использование эмоционально - окрашенной лексики

6.В дневниковой записи может быть отражено следующее:

                Анализ событий дня

                Размышления над увиденным и прочитанным

                Эмоциональное самовыражение

                Узелки на память

                Портретные зарисовки

                Исповедь

7. Определите, какой из текстов относится к жанру дневниковых записей. Доказать.

Текст №1

Он вырвался на волю и уехал за границу для того, чтобы просто посмотреть на мир Божий. Он был здоров, молод, весел,деньги у него не переводились, заботы ещё не успели завестись. Он жил без оглядки, делал, что хотел.

Текст №2

Июнь,10 Наконец- то я вырвался на волю, уехал за границу, не для того, чтобы “ кончить моё воспитание”, а просто захотелось посмотреть на мир. Я здоров, молод, богат(а что ещё нужно в жизни?), хочется видеть новые лица, живые, человеческие, слышать их речь.

Июнь,13 Остановился в городе З, что на левом берегу Рейна, у подошвы двух высоких холмов. Прекрасное местоположение!

Июнь,14 Хожу на Рейн. Величавая река! Весь вечер просидел на каменной скамье под огромным ясенем, сквозь ветки которого на другом берегу виден городок Л.

8. Попробуем составить хронологическую таблицу событий, в которой участвуют литературные персонажи.

Дата событие реплики состояние

9. Работа с памяткой по написанию сочинения в жанре дневниковых записей.

Памятка.

Как писать сочинение в жанре дневниковых записей.

    Познакомьтесь с произведениями, написанными в жанре дневниковых записей. Это поможет вам выдержать форму и условности изложения, характерные для данного жанра.

    Определите идею сочинения, то есть самую главную мысль, которую вы беретесь доказать своей работой. Правильное определение идеи позволит вам глубоко и полно раскрыть тему сочинения и не “утонуть” в обширном материале.

    Составьте план, который поможет вам наметить, с чего начать работу, какие разделы выделить в сочинении, в какой последовательности излагать материал и к каким выводам необходимо прийти.

    Составь хронологическую таблицу событий, о которых повествует литературный герой.

    Постарайтесь перевоплотиться, “ вжиться” в характер, образ мыслей, поступков героя, от имени которого вы будете писать свою работу.Для этого:

    внимательно перечитайте реплики героя;

    выпишите основные темы его высказываний, раздумий;

    обратите внимание на типичные для этого персонажа фразы, речевые конструкции, эмоционально- оценочную лексику;

    вспомните высказывания других персонажей об этом литературном герое.

    Имейте в виду, что вступление и заключение в сочинении данного жанра могут иметь обрамление, придающее работе личностный характер.

    Помните, что дневниковые записи, письма помогают проследить за становлением личности, раскрывают внутренний мир героя. Проверьте, отвечает ли этому требованию ваше сочинение.