Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды.


«ЛЮБОВЬ БЕСКОРЫСТНАЯ, САМООТВЕРЖЕННАЯ,

НЕ ЖДУЩАЯ НАГРАДЫ».

(Тема любви в рассказе « Гранатовый браслет»)

ЛЮБОВЬ ВСЕСИЛЬНА: НЕТ НА ЗЕМЛЕ НИ ГОРЯ-

ВЫШЕ КАРЫ ЕЕ, НИ СЧАСТЬЯ - ВЫШЕ НАСЛАЖДЕ-

НИЯ СЛУЖИТЬ ЕЙ.

В. ШЕКСПИР.

Цель урока: Показать мастерство писателя в изображении мира человеческих чувств, раскрыть идею и художественные особенности, роль детали в повести, развивать умение анализировать текст художественного произведения.

ВСТУПЛЕНИЕ: Под звуки музыки Г. Свиридова «Иллюстрации к повести А, С Пушкина « Метель»учитель читает наизусть сонет В. Шекспира.

Ее глаза на звезды не похожи,

Нельзя уста кораллами назвать,

Не белоснежна плеч открытых кожа,

И черной проволокой вьется прядь.

С дамасской розой, алой или белой,

Нельзя сравнить оттенок этих щек,

А тело пахнет так, как пахнет тело,

Не как фиалки нежный лепесток.

Ты не найдешь в ней совершенных линий,

Особенного цвета на челе.

Не знаю я, как шествуют богини,

А милая ступает по земле.

Но все ж она уступит тем едва ли,

Кого в сравненьях пышных оболгали.

УЧИТЕЛЬ: Эти слова принадлежат великому Шекспиру. А вот, как размышляет об этом чувстве через 500 лет Вс. Рождественский.

Любовь, любовь- загадочное слово,

Кто мог бы до конца его понять?

Всегда во всем старо ты или ново,

Томленье духа ты иль благодать?

Невозвратимая себе утрата

Или обогащенье без конца?

Горячий день, какому нет заката

Иль ночь, опустошившая сердца?

А может быть, ты лишь напоминанье

О том, что всех нас неизбежно ждет?

И вечный мировой круговорот?

УЧИТЕЛЬ: Любовь- одно из самых возвышенных, благородных и прекрасных человеческих чувств. Настоящая любовь всегда бескорыстна и самоотвержена. Какие высказывания о любви вы нашли?

(Учащиеся зачитывают найденные цитаты, затем учитель предлагает записать понравившиеся.)

УЧИТЕЛЬ: Аристотель примерно 2,5 тыс. лет назад по этому поводу сказал так: «Любить- значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить это благо.»

Именно такая удивительная по красоте и силе любовь изображена в рассказе «Гранатовый браслет», написанном в 1910 году. В основе произведения лежит реальный факт- история любви скромного чиновника к светской даме, матери писателя Леонида Любимова.

(СООБЩЕНИЕ УЧ-СЯ О ПРОТОТИПАХ РАССКАЗА. См. « Планирование «11 кл. стр. 64.)

АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА.

1.Как художественно преобразил Куприн реальную историю, услышанную им в семье высокопоставленного чиновника? С какой целью введен трагический финал любви Желткова?

2.Какие социальные преграды отодвигают любовь Желткова в сферу недоступной мечты? Только ли они делают невозможным счастье героя?

3.Можно ли сказать, что в «Гранатовом браслете» выразилась мечта писателя об идеальном, неземном чувстве?

1.Рассказ, состоящий из 13 глав, начинается с пейзажной зарисовки. Прочитайте ее. Как вы думаете, почему повесть открывается пейзажем? Найдите художественные средства, предопределяющие будущую трагедию. О чем говорит такая деталь, что «обитатели жизнелюбивые» потянулись в город?

СОСТАВЛЕНИЕ ТАБЛИЦЫ.

Отвратительные погоды Тихие безоблачные дни

Густой туман ясные, солнечные теплые

Сирена ревела, свирепый ураган желтая щетина полей

Размякшее шоссе, густая грязь заблестела слюдяным блеском паутина

Мутная кисея дождя

Пустота оголенность деревья покорно роняли желтые листья

А. Какой художественный прием использован писателем?

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРИЕМ: ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ.

Б. Какие возникают мысли. чувства? Какова идейно-композиционная роль этой зарисовки?

ВЫВОД: Ощущение увядающего мира, быстротечности жизни, приближения смерти, которая может быть трагической.

2.Главная героиня-Шеина Вера Николаевна, княгиня, жена предводителя дворянства. Зачитайте портрет героини. Найдите детали, помогающие создать портрет кн. Веры. Найдите описание осеннего сада, зачитайте его. Найдите повторяющиеся эпитеты в описании кн. Веры и сада. Почему кн. Вера не уезжает с дачи?

СОСТАВЛЕНИЕ ТАБЛИЦЫ.

ПЕЙЗАЖ КН. ВЕРА

Холодная и высокомерная холодное гордое лицо

Красота осенних цветов царственное спокойствие, холодная любез-

ность, практичность

А. Какой возникает ассоциативный ряд?

АСОЦИАТИВНЫЙ РЯД: Холодный – высокомерный – гордый – надменный - царственный - аристократический.

ПРОДОЛЖЕНИЕ БЕСЕДЫ.

А. Что можно сказать о душе кн. Веры? (она холодная)

Б. Почему описание сада идет после описания чувств к мужу?

В. Страдает ли Вера Николаевна от «сердечной недостаточности», т. е. бессердечна ли она?

3. Найти эпизод кн. Веры с сестрой; выделить в нем слова героини о море, лесе. Найти эпизод в финале- реакция сада на слезы героини. Какова идейно-композиционная роль этого сопоставления?

ПРОДОЛЖЕНИЕ ТАБЛИЦЫ

«ОТНОШЕНИЕ КН. ВЕРЫ К ПРИРОДЕ»

МОРЕ: «Когда я первый раз вижу море, оно меня радует и поражает. Когда я привыкну к нему, я скучаю, глядя на него.»

ЛЕС: (сосны, мхи, мухоморы- сравнение) «Точно из красного бархата и вышиты белым бисером»

Для Веры Николаевны главное- Взгляд словно скользит по поверхно-

внешнее. Пейзаж воспринимает сти. Нет желания всмотреться, вчувс-

через материальные ценности. твоваться.

Вопрос учителя: Почему окружающая красота оставляет Веру Николаевну равнодушной?

ПРОДОЛЖЕНИЕ ТАБЛИЦЫ

ОБИЛИЕ КРАСОТЫ РОЖДАЕТ ПРЕСЫШЕНЬЕ, КОТОРОЕ СКОРЕЕ ВСЕГО НАСТУПАЕТ У ЛЮДЕЙ С ХОЛОДНЫМ СЕРДЦЕМ.

ВЫВОД: Куприн проводит параллель между описанием осеннего сада и внутренним состоянием героини. Вспомним: «Деревья успокоились и покорно роняли желтые листья» В таком же равнодушном состоянии находится героиня: со всеми строго проста, холодно любезна»

ПРОДОЛЖЕНИЕ БЕСЕДЫ.


Подарки Вере Николаевне. В чем их значение? Как на этом фоне выглядит подарок Желткова? Зачитать описание браслета, найти смысловое сравнение. Чем он(браслет) отличается от других подарков? Есть ли в этом символическое звучание? Письмо Желткова Вере Николаевне. Прочитать. Какую характеристику можем дать автору? Как можно относиться к Желткову: сочувствовать, восхищаться, жалеть или презирать, как слабого духом человека? Эпизод посещения Желткова мужем и братом Веры Николаевны. Детали интерьера. Как ведут себя участники сцены (брат, Желтков, муж). Кто одерживает в этом своеобразном поединке нравственную победу? Почему? Найти свидетельства того, что героем руководит то огромное чувство, которое способно сделать человека или безмерно счастливым, или трагически несчастным.

СОСТАВЛЕНИЕ ТАБЛИЦЫ.

ВНЕШНЕЕ ВНУТРЕННЕЕ (ДУША)


Дом, лестница, комната.

Бедность.

2. Портрет. Чистота, искренность, умение чувст-

3 Поведение во время разговора. За внешней растерянностью, нервоз-

ностью кроется глубокое чувство.

4. Последнее письмо, музыка красота, глубина души.

ВЫВОД: Человек, занимающий низкое положение в обществе способен на глубокие чувства, имеет высокую душу.


Эпизод прощания Веры Николаевны с умершим. (В комнате пахло ладаном…)Что испытывает героиня, всматриваясь в лицо того, кто ушел из жизни из-за нее? Ее мысли. Случайна ли эта деталь? Какой момент, по-вашему, является кульминационным?

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Величие пережитого простым человеком постигается под звуки бетховенской сонаты №2, как бы донесшей нам потрясения боль и счастье, и неожиданно вытесняет из души Веры Николаевны все суетное, мелкое и неожиданно вселяет ответное облагораживающее страдание.

ЗВУЧИТ МУЗЫКА. На ее фоне уч-ся читает отрывок «Да святится имя твое».

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА.

1. Каким настроением проникнут финал рассказа? Какую роль играет музыка?

В чем, по-вашему, заключается сила любви? Прошла ли мимо Веры Николаевны та самая «большая любовь, которая повторяется раз в тысячу лет»? Для кого из героев, по вашему мнению, эта история стала нравственным уроком, испытанием любовью? Возможен ли иной финал рассказа?

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Частный случай опоэтизирован Куприным, Выведен на уровень общефилософских обобщений…. Любовь, по Куприну, «всегда трагедия, всегда борьба, всегда радость и страх, воскрешение и смерть». Трагичность любви, трагичность жизни лишь подчеркивают их красоту.

Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте,

Не в творчестве выражается индивидуальность. Но

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Написать сочинение-миниатюру или рассуждение по проблеме, поднятой писателем, по алгоритму письменного ответа части С в рамках ЕГЭ.


позволяет раскрыть проблему с точки зрения автора рассказа или же обратиться к своему личному пониманию любви. Ваш выбор должен быть отражен во вступлении:
  • Классические произведения нередко посвящены вечным темам: любви, смерти, дружбы, войны и другим. Неудивительно, что такой тонко чувствующий и внимательный человек, как Александр Иванович Куприн, написал одни из самых удачных своих произведений именно о любви. Это и «Поединок», и «Олеся», и, конечно же, рассказ «Гранатовый браслет», в котором как нельзя лучше просматривается взгляд автора на это великое чувство.
  • Тема любви относится к разряду тех, что можно отчетливо или неявно обнаружить абсолютно в любом произведении. Для каждого читателя она раскрывается по-своему, как-то особенно отзывается в душе. Когда теме любви отведено центральное место в произведении, как в рассказе И.А. Куприна «Гранатовый браслет», читающий не просто знакомится с историей, рассказанной писателем, но чувствует ее.

Каждую из идей можно развить по-разному, подтверждая ее разными примерами из текста рассказа. Первый вариант можно также дополнить деталями биографии автора.

Александр Иванович Куприн прожил насыщенную жизнь. Наверное, поэтому в своих рассказах он говорит о вечных ценностях, а не гонится за популярными сюжетами и героями. «Гранатовый браслет» сложно назвать жизнеподобным, но Куприн всегда утверждал, что его лучший, по его же мнению, рассказ – это быль. Рассказ, действительно, основан на реальных событиях, но основой сюжета послужил скорее забавный, нежели трагический эпизод. В этом и заключается уникальный талант автора – замечать что-то необычное в каждодневной рутине и создавать литературные шедевры.

Персонаж, которому волей автора было суждено испытать «бескорыстную, самоотверженную, не требующую награды» любовь, не стоит на первом плане: он спрятан за письмами к княгине Вере, будто никогда и не существовал вовсе. Даже имя его неизвестно читателю: в финале рассказа мы узнаем только то, что спрятанный за аббревиатурой «П.П.Ж» - телеграфист Желтков. Но для Куприна не имеют значения ни его статус, ни имя. Все волнения по этому поводу он передает другому герою рассказа – брату Веры. Николай Николаевич и отчасти муж Веры, князь Василий Львович, выражают общественную позицию. Автору необходимы эти герои, так как ее собственная точка зрения отличается от общепринятой.

Куприн, вопреки первому впечатлению, показывает, что самым счастливым героем рассказа являлся Желтков. Он – единственный, кто смог испытать сильное чувство, пусть и безответное. А княгиня Вера смогла лишь приблизиться к любви, что случается лишь раз в жизни. Вера Николаевна была «холодна», «царственно спокойна», «немного свысока любезна», но все же нельзя исключать ее способность чувствовать. «Оставь меня, - я знаю, что этот человек убьет себя», - говорит она мужу, понимая, что упустила то, что подсознательно искала в разговорах с Аносовым, в размышлениях наедине с собой: «Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а одна радость».

Желтков с течением времени уже не нуждается во взаимности: его питает сама любовь. В тот момент, когда Николай Николаевич и Василий Львович лишают его самой возможности любить, Желтков не видит смысла жить дальше. Последняя надежда на любовь с его смертью исчезает и у Веры Николаевны: «В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее».

Собственное восприятие любви в рассказе «Гранатовый браслет» требует в то же время более глубокого анализа текста.

Каждый человек по-разному понимает и воспринимает любовь. Дело выбора: верить в нее или считать возможной только в художественной литературе. Рассказ Александра Ивановича Куприна «Гранатовый браслет» не только талантливо написан, обладает интересным сюжетом, но и универсален в восприятии. Сложно сказать, в чьем облике скрыта душа автора, хотя симпатия и сочувствие Куприна по отношению к Желткову очевидна.

Герой, которому автор вверяет великое чувство, - маленький и незаметный, спрятанный от мира. В довольно неловком разговоре с мужем Веры Николаевны Желтков, возможно, первый и последний раз может открыто говорить о своих переживаниях. Эта сложность близка каждому из нас, ведь зачастую мы прячем собственные чувства от мира и окружающих, боясь быть отвергнутыми, но надеясь на взаимность.

Желтков поначалу винит самого себя за непозволительное чувство, но позже осознает, что ему неподвластно совладать с любовью, и принимает ее, как величайший дар: «Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить». Он не боится быть смешным или нелепым, он любит – и в этом его счастье.

Чувства Желткова находят отклик даже в душе князя Шеина, хотя он абсолютно оправданно должен быть оскорблен и охвачен ревностью: «Главное, это то, что я вижу его лицо, и я чувствую, что этот человек не способен обманывать и лгать заведомо. И правда, подумай, Коля, разве он виноват в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь, - чувством, которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя. - Подумав, князь сказал: - Мне жалко этого человека. И мне не только что жалко, но вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь паясничать». Сила любви Желткова дает отпор всем возможным противоборствующим силам и даже после его смерти раздается звуками бетховенской сонаты и тихим шепотом «Да святится имя Твое».

В заключительной части эссе можно сделать выводы, соответствующие выбранной идее эссе:

  • Рассказ Александра Ивановича Куприна «Гранатовый браслет» является отражением авторского понимания чувства любви и вариантом раскрытия этой темы в творчестве писателя. Многие его произведения посвящены самому ценному для его героев и, наверное, для самого автора – любви.
  • Вера Николаевна, как объект любви, с благоговением прикасается к ней – величайшему чуду в ее понимании - и с горьким сожалением осознает, что поздно осознала свою потерю. Однако потому любовь и названа автором «бескорыстной, самоотверженной, не требующей награды», княгиня верит, что Желтков ее простил.
  • Автор не говорит о великой любви – он ее показывает. К финалу повествования читатель безусловно верит в чувства Желткова, проникаясь верой так же, как и герои рассказа.
  • Чувство любви, описанное Куприным, близко любому читателю – черствому или чувствительному, внимательному к деталям или поверхностному. Автору рассказа удалось создать универсальную систему персонажей, каждый из которых отражает разные взгляды на поднятую проблему. Куприн показывает, что любовь могут не увидеть, могут понять и принять, но только самым счастливым и в исключительных случаях удается по-настоящему испытать великое чувство любви.

Машкина В., студентка филологического факультете МГУ

Материал для подготовки к эссе по другим темам .


Сочинение.

Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды по рассказу И.А.Куприна «Гранатовый браслет»

Порой мы так далеки от реальности в наших мечтах, что очередное возвращение к действительности приносит нам боль и разочарование. И мы бежим от малейших неприятностей жизни, от ее холодности и бесчувствия. В своих розовых снах мы видим светлое будущее, в грезах – снова пытаемся построить хрустальные замки на безоблачном небе. Но есть в нашей жизни чувство, настолько близкое нашим мечтам, что почти соприкасается с ними. Это любовь. С ним мы ощущаем себя защищенными от превратностей судьбы. Уже с детства в сознании каждого закладываются основы любви и привязанности. И каждый человек пронесет их через всю жизнь, разделив с окружающим миром, тем самым сделав его шире и светлее. тем самым сделав его шире и светлее. Но иногда кажется, что люди все больше приземляют собственные интересы, и даже чувства становятся жертвами такого приземления. Они черствеют, превращаются в лед, мельчают. Счастливую и искреннюю любовь приходится переживать, увы, не каждому. И даже она имеет свои взлеты и падения. А некоторые и вовсе задаются вопросом: Существует ли она на свете. И все таки, так хочется верить, что это волшебное чувство, во имя которого ради любимого человека можно пожертвовать самым ценным -даже собственной жизнью. Именно о такой, бескорыстной и всепрощающей любви, пишет Куприн в своем рассказе «Гранатовый браслет».
Первые страницы рассказа посвящены описанию природы. Будто на их чудодейственном светлом фоне происходят все события, сбывается прекрасная сказка любви. Холодноватый осенний пейзаж увядающей природы схож по своей сути с настроением Веры Николаевны Шеины. По нему мы предугадываем ее спокойный, неприступный характер. Ничто ее не привлекает в этой жизни, возможно, поэтому яркость ее бытия порабощена обыденностью и серостью. Даже при разговоре с сестрой Анной, в котором последняя восхищается красотой моря, она отвечает, что сначала красота эта ее тоже волнует, а затем «начинает давить своей плоской пустотой…». Вера не могла проникнуться чувством прекрасного к окружающему миру. Она не была от природы романтиком. И, увидев что – то из ряда вон выходящее, какую – то особенность, старалась (пусть непроизвольно) приземлить ее, сопоставить с окружающим миром. Ее жизнь текла медленно, размеренно, тихо, и, казалось бы, удовлетворяла жизненным принципам, не выходя за их рамки. Вера вышла замуж за князя, да, но такого же примерного, тихого человека, какой была сама. Просто пришло время, хотя о горячей, страстной любви не было и речи. И вот Вера Николаевна получает от Желткова браслет, блеск гранатов которого повергает ее в ужас, мозг сразу же пронзает мысль «точно кровь», и вот уже ясное чувство о предстоящем несчастье тяготит ее, и на этот раз оно вовсе не пустое. С этого момента ее спокойствие разрушено. Вместе с браслетом получив письмо, в котором Желтков признается ей в любви, все нарастающему волнению нет предела. Вера посчитала Желткова «несчастным», она не смогла понять всего трагизма этой любви. Несколько противоречивым оказалось выражение «счастливый несчастный человек». Ведь в своем чувстве к Вере Желтков испытал счастье. Он оборвал жизнь по приказу Тугановского, благословив тем самым любимую женщину. Уходя навсегда, он думал, что путь Веры станет свободным, е жизнь наладится и пойдет по – старому. Но дороги назад нет. Прощание с телом Желткова было кульминационным моментом ее жизни. В этот момент сила любви достигла максимального значения, стала равна смерти. Восемь лет плохой, беззаветной любви, ничего не требующей взамен, восемь лет преданности милому идеалу, самоотверженности от собственных принципов. За один короткий миг счастья пожертвовать всем накопленным за такой большой срок – это под силу не каждому. Но любовь Желткова к Вере не подчинялась никаким образцам, она была выше их. И даже если конец ее оказался трагичным, прощение Желткова было вознаграждено. Хрустальный дворец, в котором жила Вера, разбился, пропустив много света, тепла, искренности в жизнь. Сливаясь в финале с музыкой Бетховена, она сливается и с любовью Желткова, и с вечной памятью о нем.
Так хотелось бы, чтобы в нашу однообразную жизнь проникла эта сказка о всепрощающей и сильной любви, созданная И. А. Куприным. Так хотелось бы, чтобы никогда жестокая реальность не смогла победить наши искренние чувства, нашу любовь. Мы должны приумножать ее, гордиться ей. Любви, истинной любви, необходимо учиться усердно, как самой кропотливой науке. Однако любовь не приходит, если ждешь ее появления каждую минуту, и в тоже время, не разгорается из ничего, но и потушить сильную, настоящую любовь невозможно. Она, разная во всех проявлениях, не образец жизненных традиций, а, скорее, исключение из правил. И все же любовь нужна человеку для очищения, для приобретения смысла жизни. Человек любящий способен на жертву ради спокойствия и счастья любимого человека. И при этом он счастлив. Мы должны превносить в любовь все самое лучшее, что чувствуем, чем гордимся. И тогда яркое солнце обязательно осветит ее, и даже самая обычная любовь станет священной, сливаясь в одно целое с вечностью. Навсегда…

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Мусатова Г.В.

Гуманизация процесса обучения требует творческого подхода педагога к конструированию учебного занятия. Поскольку, роль образования в современном обществе не сводится только к простому сообщению определенного количество знаний, образование должно превратить эти знания в инструмент творческого освоения окружающего мира, и при этом происходит не только приращение знаний, умений, навыков, но и развитие самой личности. Поэтому актуальным является поворот педагогической практики к исследовательским, поисковым методам обучения, когда студент поставлен в ситуацию получения знаний в процессе активного познания.

Изучение литературного произведения - это серьезный труд для студента. И задача педагога состоит в том, чтобы сделать этот труд привлекательным, организовать его таким образом, чтобы общение с книгой стало для студента открытием жизненных ценностей, доставило радость самого процесса познания, а не разочарование. Поэтому предлагаемый студенту материал должен быть построен на основе личностно-смысловой и эмоционально-психологической значимости. Вовлечение студента в процесс познания, исследования изучаемой проблемы происходит на диалоговой основе, а именно вопрос педагога вызывает у студента не только и не столько ответ, сколько в свою очередь вопрос. Поэтому ценность такого диалога не только в том, что процесс обучения становится личностно значимым, но и в том, что процесс обучения реализуются как в сфере знаниевой, так и нравственно-этической, основанный на обогащении субъектного опыта личности студента.

Метод исследования организуется на основе совместной деятельности студентов, что отвечает не только их возросшей потребности в межличностном общении, но и создает условия для их личностного роста.

Применяемые элементы исследования на учебном занятии развивают у учащихся умение структурирования информации, коммуникативные способности, навыки группового взаимодействия, повышают познавательную мотивацию у студентов к изучаемому материалу. Так как с самого начала урока стимулируется их самостоятельная поисковая активность, а в конце занятия непременно возникает общее ощущение продвижения вперед на пути познания, самообогащения, радостное осознание успеха.

Для педагога главной задачей становится умение создавать соответствующую эмоциональную и интеллектуальную обстановку на уроке, атмосферу психологической поддержки, ситуацию успеха. Групповое исследование превращает каждого студента и всю учебную группу в субъекты самообучения.

СПО, специальность «технология продукции общественного питания», 2 курс.

Литература.

Тема: Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды.

Повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

Тип урока: Изучение нового материала.

Методы проведения: урок-исследование.

Цели урока:


  1. Создать условия для формирования у студентов интереса к теме любви в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет», вызвать чувство восхищения чистой, возвышенной любовью, которая «никогда не пройдет и не забудется, ради которой жертвуют жизнью», помочь соизмерить прочитанное с миром собственной души, задуматься о себе.

  2. Способствовать развитию способности к аналитическому прочтению текста художественного произведения, к мобильной работе с текстом.

  3. Содействовать формированию любви к классической литературе, трепетного отношения к такому высокому понятию как любовь.
Оснащение: Потрет А.И. Куприна, выставка книг А. Куприна, запись второй сонаты Л.В. Бетховена.

Подготовительный этап : Студентам предлагается опережающее задание:


  1. Прочитать повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

  2. Пересказ (или выразительное чтение) эпизодов (индивидуальные задания):
1-й студент: Письмо Желткова к Вере Николаевне (Глава V.)

2-й студент: Последнее письмо Желткова (Глава XI.)

Основной этап: Эпиграф.

Любовь… одна дороже богатства, славы и мудрости… дороже самой жизни, потому что даже жизнью она не дорожит и не боится смерти.

А.И. Куприн

Ход урока

I. Организационный этап.


  • Приветствие.

  • Проверка присутствующих и готовности студентов к уроку.
II. Мотивация.

        • Вступительное слово преподавателя: (Звучит музыка Свиридова, создающая эмоциональный настрой к уроку).
Сегодняшний урок мне хотелось бы начать словами сонета 130 Вильяма Шекспира: Ее глаза на звезды не похожи,

Нельзя уста кораллами назвать,

Не белоснежна плеч открытых кожа,

И черной проволокой вьется прядь.
С дамасской розой, алой или белой,

Нельзя сравнить оттенок этих щек.

А тело пахнет так, как пахнет тело,

Не как фиалки нежный лепесток.
Ты не найдешь в ней совершенных линий,

Особенного света на челе.

Не знаю я, как шествуют богини,

Но милая ступает по земле.
И все ж она уступит тем едва ли,

Кого в сравненьях пышных оболгали.

Строки эти посвящены всевозвышающей, прекрасной, вечной любви. Шекспир посвятил теме любви немало произведений, как и многие поэты и писатели. С не меньшим основанием можно и Куприна назвать певцом возвышенной любви.


        • Целеполагание.
Преподаватель: Давайте проведем небольшое исследование темы любви в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» и попробуем определить смысловое значение понятия «любовь», вдумаемся в смысловые оттенки этого слова и по-новому посмотрим на уже, казалось знакомое нам слово «любовь».

III. Актуализация субъектного опыта студентов.

Преподаватель предлагает студентам объяснить смысл высказывания А.И. Куприна «Любовь… одна дороже богатства, славы и мудрости… дороже самой жизни, потому что даже жизнью она не дорожит и не боится смерти», основываясь на сюжетах его произведений.

Предполагаемый ответ: Любовь в произведениях Куприна всегда бескорыстна, самоотверженна; она не ждет награды и нередко бывает сильнее даже самой смерти. Для многих героев писателя она навсегда осталась величайшей тайной в мире и одновременно трагедией. В произведениях Куприна любовь та, для которой совершить любой подвиг, пойти на мучения вовсе не труд, а радость. Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться. Именно такая любовь коснулась полеской «ведьмы» Олеси, которая полюбила «доброго, но только слабого» Ивана Тимофеевича. «Чистый и добрый» Ромашов, герой повести «Поединок», жертвует собой ради расчетливой Шурочки Николаевой. Такова и рыцарская, и романтическая любовь Желткова к княгине Вере Николаевне (повесть «Гранатовый браслет»), поглотившая все его существо.

Несмотря на трагическую развязку, герои Куприна счастливы. Они считают, что осветившая их жизнь любовь – это подлинно прекрасное чувство. Олеся жалеет только о том, что у нее нет ребенка от любимого человека. Желтков умирает, благословляя любимую женщину. Так описывает любовь Куприн. Читаешь и думаешь: наверное, так в жизни не бывает, но вопреки здравому смыслу, хочется, чтобы было.

Преподаватель: А сейчас, предлагаювместе с автором заглянуть в каморку бедного чиновника, чтобы посмотреть на удивительные по красоте и силе примеры идеальной любви. Дома вы прочитали повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Это трогательное произведение повествует о безнадежной любви мелкого чиновника Жеткова к очень уважаемой светской даме. Оно в который раз рисует читателю нелегкую жизнь «маленького человека». Она полна маленьких радостей и связанных с ними больших эмоций, скромных желаний и огромных искренних чувств. Желтков – Яркий представитель этого класса людей. Но, к сожалению, необъятная любовь «маленького человека» уже изначально обречена на неудачу. Пока не будем углубляться в основной конфликт. Попробует емко передать сюжет повести.
Студент пересказывает сюжет повести: мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, влюбляется в молодую светскую даму, представительницу так называемого «высшего сословия». Восемь лет продолжается безответная и безнадежная любовь. Письма влюбленного служат предметом насмешек и издевательств членов семейного клана князей Шеиных и Булат-Тугановских. Не воспринимает их всерьез и княгиня Вера Николаевна, адресат этих любовных откровений. Присланный неизвестным влюбленным подарок – гранатовый браслет – вызывает бурю негодования брата княгини, товарища прокурора Булат-Тугановского. Он готов растоптать, уничтожить «плебея», осмелившегося оказывать знаки внимания потомственной дворянке. Близкие княгине люди считают бедного телеграфиста ненормальным, маньяком. И только старый генерал Аносов, с которым любит откровенничать княгиня, догадывается об истинных мотивах столь рискованных поступков неизвестного влюбленного: «А – почем знать? Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше неспособны мужчины». Любовь «маленького человека» заканчивается трагически. Не выдержав столкновения с миром жестокости и равнодушия, с озлобленность, очерствевших душ, герой повести погибает.

Преподаватель: Мне припомнилось стихотворение австрийского поэта первой половины XIX века Николая Ленау, которое имеет связь с содержанием повести «Гранатовый браслет»:

Молчать и гибнуть… Но милей,

Чем жизнь, волшебные оковы?

Свой лучший сон в очах у ней

Искать, не проронив ни слова!

Как свет застенчивый лампад

Трепещет пред лицом Мадонны

И, умирая, ловит взгляд,

Небесный взгляд ее бездонный!..

«Молчать и гибнуть» - вот духовный обет влюбленного телеграфиста. И все-таки он нарушает его, напоминая о себе единственной и недоступной Мадонне. Это поддерживает в его душе надежду, дает ему силы переносить страдания любви, страстной, испепеляющей, которую он готов унести с собой в потусторонний мир. Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызывает в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его, «маленького» человека, над огромным суетным миром, миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни, он благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя твое».

Студент: Могла ли быть такая любовь в действительности? «Гранатовый браслет» - чистый вымысел или Куприн сумел найти в жизни сюжет, отвечающий его авторской идее?

Преподаватель: В основе произведения лежит реальный факт – история любви скромного чиновника к светской даме, матери писателя Л.Любимова. (зачитывается отрывок)

Преподаватель: Как знаете, у Куприна не так. Почему, по вашему мнению, он отступил от реальных событий? (трагический исход рассказа «сильнее действует на нервы», производит большее впечатление, придает необычайную силу и весомость чувству Желткова).

IV. Изучение нового материала.


  • Анализ повести «Гранатовый браслет».
Преподаватель предлагает студентам вопросы и организует беседу по содержанию повести:

  • Где происходит действие?

  • Какие картины природы описывает автор, как они влияют на настроение княгини Веры Николаевны?

  • Как вы думаете, почему рассказ открывается пейзажем?

  • Как княгиня воспринимает день своих именин?

  • Как Вера Николаевна относится к мужу?

  • Как характеризует княгиню ее портрет?

  • Будет ли она способна на пылкую, страстную любовь?

  • Какое значение имеют начальные главы рассказа, в которых описываются именины Веры Николаевны?

  • Какое событие нарушает спокойный ход именин?

  • Прочитайте описание браслета. (Студент читает Главу 5- описание браслета)

  • Что почувствовала княгиня, когда его увидела?

  • А что подумала Вера Николаевна, когда увидела письмо?

  • Зачитайте письмо(чтение письма Глава5) Какие свойства имеет зеленый гранат?

  • Какие чувства испытывает ГСЖ?

  • Есть ли в рассказе и предметы-противопоставления. Как вы думаете, какие?

  • Какой подарок получила Вера от своей сестры?

  • Какой эпизод именин произвел на вас неприятное впечатление?

  • Что входит в домашний юмористический альбом князя Шеина?

  • Кто из гостей изображен с симпатией?

  • Какова история генерала Аносова и почему она дается так подробно?

  • В чем драма этого человека? (Пересказ студентом главы 8).

Преподаватель: Так начата в рассказе тема настоящей любви, любви для которой, по словам Аносова, «совершить подвиг, отдать жизнь, пойти на мучения – вовсе не труд, а одна радость». По мнению писателя, «любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». Такую любовь Куприн пытался найти в реальной жизни и воспел в своем рассказе. И когда Вера рассказывает «дедушке» о гранатовом браслете и благоговейном обожании ее неким ГСЖ, Аносов произносит фразу, ставшую для Веры пророческой: «Может быть, твой жизненный путь… пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины»

«Каждая женщина мечтает о любви, «единой, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной». Таков идеал любви по Куприну.
Преподаватель предлагает вопросы студентам:


  • Вспомните, как ведет себя брат Веры Николай Мирза – Булат-Тугановский, узнав о браслете?

  • Найдите в его репликах слова, свидетельствующие о его сословной спеси, о глубоком презрении к людям ниже его круга.
Преподаватель делает вывод: Куприн сатирически изображает помощника прокурора. Интересны фамилия героев: незначительная и даже приниженная Желтков и преувеличенно громкая, тройная Мирза-Булат-Тугановский – это тоже средство противопоставления героев.

Князь Шеин и брат княгини решают найти Желткова и вернуть ему браслет, дабы хранить доброе имя Веры и ее мужа. Облик телеграфиста необычен: « Очень бледный, нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине». Он очень взволнован, глядит на Василия Львовича умоляющими глазами. Семь лет «безнадежной и вспыльчивой любви» прошли, но заглушить чувства нельзя. Желтков видит единственный выход – смерть. «Громадная трагедия души» разрешается самоубийством.

(Преподаватель предлагает студентам ответить на вопросы -продолжение диалога)


  • Как ведет себя при встрече Мирза-Булат –Тугановский?

  • А как ведет себя Желтков?

  • Кто одерживает в этом противостоянии нравственную победу? Почему?

  • Найдем в словах автора, рисующих поведение Желткова, свидетельство того, что его поступкам движет то самое огромное чувство, которое способно сделать человека или безмерно счастливым, или трагически несчастным?

  • О чем думает Вера, узнав о гибели Желткова?

  • Какое впечатление у вас от последнего письма Желткова? (чтение наизусть студентом Главы XI )

  • Какова судьба гранатового браслета? Что поняла Вера Николаевна в сцене прощания с Желтковым?

  • Определите кульминацию рассказа? (После смерти Желткова пианистка Жени Рейтер играет для Веры Николаевны бессмертную бетховенскую сонату, ту самую, о которой он писал ей в последнем своем письме. Эпиграфом к рассказу является название этой сонаты).

  • Почему? (Видимо, эта музыка раскрыла Вере Николаевне красоту его любви и помогла ей все понять и почувствовать себя прощенной).

Звучит музыка Бетховен «Лунная соната», студент читает конец XIII главы, где писатель передает слагающиеся в воображении Веры Николаевны под воздействием музыки слова, которые как бы исходят от Желткова.»


  • Простил ли Желтков княгиню? (Вера чувствует, что влюбленный простил ее. Не мог не простить, ибо в скорбный час расставания, на пороге смерти, все-таки пел славу своей богине?)

  • А вы бы простили человека, которого страстно любили, и который не ответил вам взаимностью?

  • Какой видит писатель истинную любовь? (Истинная любовь по мнению Куприна – основа всего земного. Она не должна быть изолированной, неразделенной. Любовь должна основываться на высоких искренних чувствах, стремиться к идеалу. Эта святая трагедия в жизни человека. Любовь сильнее смерти и возвышает маленького человека над суетным миром несправедливости и злобы).

  • Почему Куприн озаглавил рассказ «Гранатовый браслет» ? (С этим украшением связаны в рассказе главные события. Да и гранаты на браслете с их дрожащими внутри «кровавыми огнями» - символ любви и трагедии в судьбе героя).

  • Каким настроением проникнут финал рассказа? (Умирает Желтков, но пробуждается к жизни Вера, ей открылась нечто недоступное ранее, та самая «большая любовь, которая повторяется раз в тысячу лет. Герои любили друг друга только одно мгновение, но навеки).
V. Закрепление.

Преподаватель предлагает студентам обсудить вопросы:


  1. Какова идея рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет»?
(Смысл рассказа - показать благородство души простого человека, его способность к глубоким, возвышенным чувствам путем противопоставления героя высшему обществу).

Преподаватель читает слова К. Паустовского о том, что «Куприн плакал над своей рукописью «Гранатового браслета», плакал скупыми и облегчающими слезами, говорил, что ничего более целомудренного не писал».


  1. Какие чувства оставляет в душе рассказ Куприна и у вас?
VI. Подведение итогов.

  • преподаватель оценивает работу каждого студента на уроке.

  • задание на дом: Написать сочинение на тему: «Безумная любовь или сумасшествие?» (По произведениям И. Бунина и А. Куприна).
VII. Рефлексия.

Продолжите фразу: Любовь - это….

Таким образом, элементы исследования, применяемые на уроках литературы, активизируют познавательную деятельность студентов, развивают логику мышления, формируют умения работать с текстом художественной литературы, вчитываться и вслушиваться в отдельное слово, анализировать, делать собственные выводы, аргументировать свою точку зрения. Метод исследования способствует продуктивному, творческому усвоению знаний и умений, создавая положительный эмоциональный фон, и тем самым инициировать активный диалог через анализ проблемных ситуаций, разрешения противоречий, самостоятельную работу.

Я считаю, что чувства Желткова были проявлением любви: большой, искренней, способной на жертвы и лишения ради своей возлюбленной, но, к сожалению, безответной. Я соглашусь с описанием настоящей любви Аносова: " А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано: "сильна, как смерть"? Такая любовь, для которой отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а одна радость". Именно такими и были чувства Желткова.

Ему за счастье было писать Вере письма, зная, что он не получит на них ответа, отправить ей в подарок гранатовый браслет с редким гранатом, зная, что он побывает в её руках, но не зная дальнейшей судьбы своего подарка. Ему за счастье было хранить вещи, хоть как-то связанные с Верой. Он уже перестал и надеяться на какой-либо ответ с её стороны. Важной чертой его чувств является самопожертвование ради счастья Веры, он не хочет разрушить её сложившуюся семью. Желтков просто любит её. Его любовь, действительно, была сильна как смерть, и, потеряв последнюю надежду после телефонного разговора с Верой, телеграфисту не остаётся ничего другого, кроме смерти. Я думаю, такое поведение Желткова не было сумасшествием. Об этом я могу судить со слов самого несчастного влюблённого: "Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которой Богу было угодно за что-то меня вознаградить". А также со слов мужа Веры: "Да, умер, я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим. Я не сводил с него глаз и видел каждое его движение, каждое изменение его лица. И для него не существовало жизни без тебя". Да и сама Вера осознаёт, находясь перед умершим поклонником, что это и была большая любовь, большие чувства, которые она упустила.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-03-23

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.