Отношения внутри семейного клана курагиных. Семья Курагиных в романе “Война и мир”: характеристика и образ семьи Курагиных, описание в цитатах


В романе «Война и мир» описание семьи Курагиных можно сделать из изображения различных действий членов этой семьи.

Семья Курагиных – это, скорее, формальность, группа духовно не близких людей, соединенных вместе хищническими инстинктами. Для Толстого род, дом и дети - это жизнь, счастье и смысл жизни. Но семья Курагиных – полная противоположность идеалу автора, ведь они пустые, эгоистичные и самовлюбленные.

Сначала князь Василий пытается выкрасть завещание графа Безухова, после, практически обманом, его дочь Элен выходит замуж за Пьера и издевается над его добротой и наивностью.

Не лучше и Анатоль, пытавшийся соблазнить Наташу Ростову.

Да и Ипполит предстает в романе в виде крайне неприятного странного мужчины, у которого «лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брюзгливость, а тело было худощаво и слабо».

Лживые, расчетливые, низкие люди, несущие разрушение в жизни тех, кто с ними сталкивается по ходу романа.

Все дети Курагиных умеют только брать от жизни все, что только можно, и ни одного из них Толстой не посчитал достойным продолжить свой род.

Автор использует прием антитезы при создании семьи Курагиных. Они оказываются способными только разрушать. Анатоль становится причиной разрыва искренне любящих друг друга Наташи и Андрея; Элен едва не разбивает жизнь Пьера, погружая его в пучину лжи и фальши. Они лживы, эгоистичны и спокойны. Позор сватовства все они переносят легко. Анатоль лишь слегка раздосадован неудачной попыткой увезти Наташу. Только единожды изменит им их “выдержка”: Элен закричит от страха быть убитой Пьером, а ее брат заплачет, как женщина, потеряв ногу. Их спокойствие – от равнодушия ко всем, кроме себя. Анатоль – это щеголь, “который высоко носит красивую голову”. В обращении с женщинами у него была манера презрительного сознания своего превосходства. Как точно определит Толстой эту напыщенность и важность лица и фигуры при отсутствии ума (“он вообще мало думал”) у детей князя Василя! Их душевную черствость, подлость заклеймит честнейший и деликатнейший Пьер, поэтому и прозвучит из его уст обвинение, как выстрел: “Где вы, там разврат и зло”.

Они чужды толстовской этике. Мы знаем, что дети – счастье, смысл жизни, сама жизнь. Но Курагины – эгоисты, они замкнуты только на себе. От них ничего не родится, ибо в семье надо уметь отдавать другим тепло души и заботу. Они же умеют только брать: “Я не дура, чтобы рожать детей”, – говорит Элен. Позорно, как и жила, закончит на страницах романа свою жизнь Элен.

Все в семье Курагиных противоположно семье Болконских. В доме последних доверительная, домашняя атмосфера и искрение слова: “душенька”, “дружок”, “голубчик”, “мой друг”. Василь Курагин тоже называет дочь “милое дитя мое”. Но это неискренне, а потому и уродливо. Сам Толстой скажет: “Нет красоты там, где нет правды”.

В своем романе “Война и мир” Толстой показал нам семью идеальную (Болконские) и семью лишь формальную (Курагины). И толстовский идеал – патриархальная семья с ее святой заботой старших о младших и младших о старших, с умением каждого в семье больше отдавать, чем брать, с взаимоотношениями, построенными на “добре и правде”. Каждый должен стремиться к этому. Ведь счастье – в семье.

Семья-основа человеческого общества.Писатель выражает в Курагиных всю ту безнравственность,что господствовала в дворянских семьях в те времена.

Курагины – эгоистичные,лицемерные,корыстные люди.Они готовы идти на любые преступления ради богатства и славы.Все их действия совершаются для достижения своих личных целей.Они разрушают жизни других людей и пользуются ими,как хотят.Наташа Ростова,Ипполит,Пьер Безухов – все те люди,что страдали из-за “злобной семейки,”.Самих членов Курагиных связывают не любовь,теплота и забота,а чисто солидарные отношения.

Вся семья Курагиных – индивидуалисты, не признающие моральных норм, живущие по неизменному закону исполнения своих ничтожных желаний.

JI . Н. Толстой в своем романе «Война и мир» любил «мысль семейную» не меньше, чем «мысль народную». Не много найдется в мировой литературе книг, где бы так много внимания уделялось семье. Семейные отношения, традиции, нравственные ценности формируют характеры главных персонажей романа, объясняют их поступки, влияют на судьбы.

Но и сама по себе семья у Толстого - явление интересное, многогранное и разно­образное. Мы говорим: Болконские, Ростовы, Безуховы, Курагины, Друбецкие... И за каждой фамилией - свой мир, свои беды и радости. Но, к сожалению, о настоящей семье можно говорить не всегда. Общий дом и родственные узы - это формальные призна­ки семьи. Главное - это атмосфера в доме, родство душ, любовь и взаимопонимание, сознание своего единения и ответственности. Все это есть в семье Ростовых. Толстой знакомит читателя с Ростовыми в день именин матери и младшей дочери, когда в доме празднично и многолюдно. Это ощущение праздника, полноты жизни, любви и сердеч­ности у читателя романа будет всегда связываться с изображением этой семьи.

Граф и графиня Ростовы в любви и согласии прожили свою жизнь, вырастили четверых детей. В дом Ростовых тянутся молодые люди и старики, здесь находит приют племянница Соня, здесь подолгу живет Борис Друбецкой и часто гостит его мать, получая щедрые подарки от графини. Ростовы живут открыто, весело и хлебосольно. Граф Илья Николаевич с искренней нежностью называет жену «графинюшкой», а вся молодежь влюблена. Весь дом заполнен любовью, дружбой, доверием и пониманием.

Но семья нужна человеку не только в счастливые минуты жизни. У Ростовых, как в любой семье, случаются и неприятности, и трудности. И настоящее горе их тоже не обходит стороной. Но в любой ситуации здесь ведут себя так, как должны поступать близкие люди. Когда старший сын Николай по молодости и легкомыслию проиграл в карты сорок тысяч, граф не упрекнул сына ни единым словом, хотя ему не просто было собрать нужную сумму. И это понимание отца стало для Николая самым сильным укором совести, он почувствовал свою вину перед семьей и дал себе слово постепенно вернуть все деньги.

Тяжело было пережить семье и ошибку Наташи, которая увлеклась красавцем Ана- толем и решилась бежать с ним. Но хуже всех было самой Наташе, и все понимали это, щадили ее чувства, старались сделать так, чтобы она скорее забыла обо всем и вернулась к прежней жизни.

Огромной потерей для всей семьи стала смерть Пети. Горе графини было беспре­дельно. И вся семья сплотилась вокруг матери. Они не могли заменить ей погибшего сына, но каждый хотел хоть что-нибудь сделать для матери, пытаясь любовью и заботой смягчить ее боль.

Любовь, отданная детям, не исчезает бесследно. Чувство долга перед семьей, перед родителями и перед Отечеством свойственно всем Ростовым. Во время войны сыновья Ростовых идут на войну, хотя родители могли бы уберечь их. А когда семья начинает разоряться и графиня обращается за помощью к старшему сыну, он оставляет службу, привычную жизнь и возвращается домой, чтобы заняться хозяйственными делами, хотя не чувствует к этому ни малейшей тяги.

Семья Ростовых прошла через испытания, обычные для всех людей. Выдержала их и осталась по-прежнему семьей, которая разрослась, как могучее дерево, соединившись с Болконскими и Безуховыми, в отличие от семейства Курагиных, которое к концу романа постепенно вырождается.

О князе Василии, его дочери Элен и двух сыновьях можно говорить как о семье лишь с большой натяжкой. Это просто люди, связанные родственными отношениями и нося­щие одну фамилию. Правда, родство их проявляется в сходстве характеров и поступков, в том, что Пьер назвал «подлой и бессердечной породой». Породе этой свойственны алчность, любовь к удовольствиям и деньгам, любовь к себе и безразличие к окружаю­щим. Князь Василий по-своему заботится о своих детях. Но эта забота сводится к тому, чтобы поскорее их куда-нибудь пристроить и сбросить бремя родительской любви. Князя можно понять: веселая и беззаботная жизнь Анатоля обходится ему в сорок тысяч в год, глупость Ипполита заставляет все время быть начеку. И с красавицей Элен тоже заботы: не продешевить бы с таким товаром. Сам князь Василий признается, что у него нет «шишки родительской любви», хотя для воспитания своих детей, по его словам, он сделал все, что может сделать отец. Но оба сына вышли дурни. «Ипполит по крайней мере покойный дурак, а Анатоль - беспокойный», - жалуется он Анне Павловне Ше­рер. А красавица Элен на самом деле - просто «развратная женщина» с безупречными светскими манерами.

На всем протяжении романа мы не видим ни дома, ни семьи Курагиных. Иногда они объединяются для очередной подлости, чтобы чем-то заполнить свою пустую жизнь, где нет ни любви, ни долга, ни ответственности, а потому нет и счастья. Элен умирает «от неудобства выходить за двух мужей сразу», Анатоль теряет ногу в Бородинском сражении, а значит, теряет и свой прежний имидж красавца и любителя легкой жизни, князь Василий остается ни с чем. Порода обречена на вымирание. И вряд ли кто-то вспомнит о них добрым словом.

Думая о Ростовых и Курагиных, еще раз убеждаешься в том, что семья определяет не только атмосферу детских и юношеских лет, но и всю дальнейшую судьбу человека, выстраивает с детства его будущую жизнь.

Соединение таких разных семей невозможно и ненужно. Самовлюбленность, безду­шие и пустота Курагиных не совместимы ни с простотой и сердечностью Ростовых, ни с суровой нравственностью Болконских. Поэтому обе попытки Курагиных породниться с этими семьями у Толстого проваливаются.

В семье Наташи и Пьера, Николая и княжны Марьи подрастают дети, с ними растут и крепнут традиции и ценности семьи, родственные и человеческие отношения.

Семья Курагиных в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» является самой отталкивающей и непредсказуемой своими действиями и поступками.

Как известно, семья Курагиных состоит из отца – князя Курагина , матери – Алины Курагиной, дочери Элен , сына Анатоля и сына Ипполита. Эта семья не похожа на нежную и любящую семью Ростовых, не походит она и на чужих друг другу Болконских. Этих людей действительно можно назвать семьей, потому что они помогают друг другу и вместе достигают поставленных целей (правда, пути их достижения не всегда правильны и благородны).

Конечно же, особого внимания заслуживает глава семейства – Василий Курагин . Он – один из первых персонажей, с которым знакомится читатель у Анны Павловны. По виду ему около пятидесяти лет. Князь очень уважаем в обществе и имеет влиятельные связи. Он пышно одет, лицо его намыто и чисто, однако душа пуста и скудна. Однако самоуверенности его можно позавидовать. Именно он устраивает семейную жизнь своей дочери Элен.

О жене его – княгине Алине Курагиной известно мало. Известно лишь, что она пышна формами. Отмечается так же, что в молодости княгиня славилась красотой, за что и была выбрана Василием.

Самым привлекательным членом семьи является единственная дочь Василия Курагина – Элен , или же просто Елена. В начале повествования автор представляет ее как девушку на выданье. Славится молодая княжна своей необыкновенной красотой. Каждый, кто видел ее на балах или званых вечерах восхищался ее красотой до глубины души.

Читатель видит, как яростно добивается Элен свадьбы с Пьером Безуховым. Не без помощи отца она достигает поставленной цели и вскоре становится завидной графиней Безуховой. Читатель понимает сразу, что брак этот только лишь ради денег, любви здесь места нет. Элен делает Пьера несчастным. Из-за нее открывается внутренний мир Пьера, происходит исцеление его души. Из-за нее он стреляется на дуэли с Долоховым, подвергая свою жизнь опасности.

Сама же Элен была глупа и развратна. Но за ее аристократичными манерами и безупречным внешним видом мало кто мог разглядеть подлинную натуру. Кончает свою жизнь Элен так, как наверное заслужила. Болезнь привела к потери красоты, что было настоящим ударом, а позднее к смерти.

Участь Анатоля Курагина не завидна так же, как и участь сестры. Сам Анатоль был так же красив, как и его сестра. Восхищению придворных девушек не было предела. Он был высок, потому выделялся из толпы. Автор наделил его прекрасными большими глазами, которыми он мог играть в определенной ситуации. Был он офицером, что, конечно же, является заслугой князя Курагина. Слыл Курагин однако не красотой, а легким поведением, распутством, пьянством и глупостью. Как и другие члены семьи, он не отличался добротой и честностью. Именно этот человек стал причиной разрушения всех мечтаний Наташи Ростовой, спланировав ее побег. Должно быть за это он должен был расплатиться смертью на поле боя, перенеся боль и физические страдания.

Ипполит Курагин – еще один сын князя и княгини был некрасивым, можно даже сказать дурным внешне. Однако, некоторые черты брата всё-таки он унаследовал. Он был так же глуп, необразован и самоуверен. Служил он в посольстве в Австрии дипломатом. Более об этом человеке ничего подробно не говорится. Или же его образ затмили брат и сестра.

В конце романа читатель видит, как разрушилась семья Курагиных. А старый князь остался безутешен, потеряв двух детей.

Описание членов семьи Курагиных

Семья Курагиных занимает особое место в произведении «Война и мир». Л.Н. Толстой стремится познакомить читателя с жизнью семей высшего света, показать их быт и проблемы взаимоотношения друг с другом. Курагины имеют немалый вес и влияние в высшем обществе, что достигалось ни одним поколением семьи, нынешних же представителей этой семейства мало волнует поддержание статуса, они используют то, что имеют сейчас.

Глава семьи Курагиных- князь Василий Сергеевич , мужчина в возрасте пятидесяти лет, многого добившегося будучи чиновником. Он лично знаком с императрицей и другими важными людьми государства. Свои знакомства князь поддерживает из чувства корысти, просчитывая, какую выгоду можно извлечь из них в дальнейшем. Василий Сергеевич легко завоевывает доверие собеседника, умеет расположить к себе, имеет талант убеждения, что применяет на всех окружающих его людях, кроме его семьи. На них он не может оказать влияние, и князь часто теряет контроль над детьми. Василий Сергеевич человек светский, привыкший вращаться в высшем свете. Обладает хорошей памятью и быстротой соображения.

О внешности князя трудно судить, можно лишь сказать о том, что князь имел лысину и гладко брил щеки. Несмотря на свой возраст Василий Сергеевич двигался с легкостью и грацией. Разговаривал басисто с покашливанием, лениво и монотонно. Самоуверенный, равнодушный, позволял насмешливый тон в отношении к другим. Л.Н. Толстой описывает его как болтуна и пустого человека.

Особой любви к своим детям князь Василий не испытывал, называя их обузой, своим крестом. Своих сыновей он считал дураками.

Княгиня Алина Курагина мало описана Л.Н. Толстым. Известно, что она не обладает привлекательной внешностью и имеет крупное телосложение. Это представительная женщина, некогда привлекательная. К своей красавице- дочери Елене, княгиня Алина испытывает сильное чувство зависти, которое мешает ей вести полноценную жизнь.

Ипполит Васильевич Курагин - старший сын Василия Сергеевича. В отличие от Элен и Анатоля этот представитель семьи Курагиных не обладает красивой внешностью. Он проживает в Петербурге и ведет светский образ жизни. Одевался нелепо, что его совершенно не смущало. На его лице часто можно было наблюдать гримасу брюзгливости и идиотизма. Телосложение имел худощавое и некрепкое.

Л.Н. Толстой описывает Ипполита, как человека глупого, самоуверенного, плохого собеседника. Любит принимать участие в беседах, хотя совершенно не умеет их вести, сначала говорит потом думает, часто отвечает невпопад и произносит глупости. Многие высмеивали его манеру общения, Ипполит же, не осознавая, что смеются над ним, поддерживал смех собеседников. Он обладает спокойным нравом, он довольно неловок, как в разговоре, так и в движениях, несмотря на свою глупость, он не приносит вреда другим.

Несмотря на отсутствие привлекательной внешности, глупость и нелепость, Ипполит Васильевич пользуется у женщин популярностью, заставляя мужей ревновать своих жен.

Благодаря своему отцу во время войны, Ипполит делает неплохую карьеру в посольстве, однако несмотря на это, офицеры, несшие службу вместе с ним, считают его шутом, не воспринимая всерьез.

Анатоль Васильевич Курагин - головная боль семьи: дебошир, любитель постоянных гуляний и выпивки, очень азартен, часто проигрывал в карты. В романе его возраст не указан, Л.Н. Толстой описывает его как человека молодого, высокорослого чернобрового красавца.

Анатоль человек светский, дамский угодник. Он на многое готов пойти ради своей выгоды, обладает эгоистичным характером, труслив, подхалим. Несмотря на данное ему образование, Анатоля можно назвать человеком глупым. Молодой человек мечтает блистать в светском обществе, он не пропускает ни одной попойки и под действием алкоголя часто ведет себя агрессивно. Разгульный образ Курагина требует не мало финансовых средств, а так как Анатоль не умеет правильно распоряжаться финансами, денег молодому человеку часто не хватает. Курагин часто занимает деньги, не стремясь оплачивать долги и вскоре его отец, которому надоело такое положение вещей, отказывается расплачиваться по долгам сына.

Анатоль человек самоуверенный, с завышенной самооценкой. Не любит предателей и подлецов, хотя по поступкам его можно легко можно причислить и к тем и к другим. В образе этого героя трудно найти положительные черты.

Анатоля Васильевича можно назвать человеком бесчестным, несмотря на то, что он состоит в браке с польской девушкой, он обольщает Наташу Ростову и строит планы их побега за границу. Все раскрывается в ночь побега, и Наташа пытается покончить жизнь самоубийством.

Анатоль потаканием своим слабостям приносит много бед и несчастий окружающим его людям. По совету Пьера Безухова Анатоля изгоняют из столицы. Далее о нем ходят разные слухи, но больше в романе он читателю не встречается.

Элен Курагина. Красавица, обладающая тонким станом. Ею восхищаются мужчины и завидуют женщины. Писатель скупо описывает внешность Элен, читатель может составить о ней представление, основываясь на реакцию других персонажей на героиню. О образовании, полученном ею, тоже судить сложно, но знакомые убеждены, что она обладает умом и разносторонне развита.

Обладая уникальной красотой, Элен Курагина умеет вести себя в обществе, она любит бывать в свете. Героиня выглядит жизнерадостной, часто улыбается, очень общительна, но при этом сдержана и спокойна.

Элен корыстна, она стремится жить в богатстве. Для нее замужество лишь шаг на пути к обогащению, для нее не имеет значение возраст и внешность мужа. Замужество с Пьером не сказывается на образе жизни героини, она также частая гостья на светских вечерах. В новом доме она часто устраивает приемы. Наряды Элен стали еще более откровенными и вычурными. Брак Пьера и Элен был обречен с самого начала, уж очень они разные по характеру и взглядам на жизнь. Графиня Безухова не желает даже задумываться о возможном материнстве, сама мысль о беременности приводит ее в ужас, ведь это помешает ей получать удовольствие от светской жизни. К тому же Пьер не вызывает у нее нежных чувств, скорее героиня испытывает к нему отвращение.

Графиня Безухова не хранит супружескую верность и список ее любовников довольно широк. Со временем Элен все больше тяготит семейная жизнь, и чтобы получить развод она принимает католичество. Однако этому не суждено случится по причине скорой смерти Элен.

Несколько интересных сочинений

  • Чему учит сказка Снежная королева Андерсена? сочинение 5 класс

    Андерсен один из любимых детских писателей. Его сказки читают и знают дети всего мира. Но как у любого большого писателя в его сказках заложен очень глубокий смысл. Каждая сказка может многому научить не только детей

    Лето в деревне – это свежий воздух, голубое небо, душистый запах леса, разнообразные вкусные ягоды и грибы. Я с нетерпением жду жарких летних деньков, чтобы окунуться в незабываемую атмосферу близости к природе.

Семья
князя Василия Курагина.

Для Толстого мир семьи - основа человеческого
общества. Семья Курагиных в романе предстает воплощением безнравственности.
Корыстолюбие, лицемерие, способность на преступление, бесчестие ради богатства,
безответственность за свои поступки в личной жизни - вот основные отличительные
черты этого семейства.
И сколько разрушений Курагины внесли - князь
Василий, Элен, Анатоль - в жизнь Пьера, Ростовых, Наташи, Андрея Болконского!
Курагины - третье в романе семейное объединение -
лишены родовой поэзии. Их семейная близость и связь непоэтична, хотя она,
несомненно, есть - инстинктивная взаимоподдержка и солидарность, своего рода
круговая порука эгоизма почти животного. Такая семейная связь не положительная,
настоящая семейная связь, но, в сущности, ее отрицание. Настоящие семьи -
Ростовы, Болконские - имеют, конечно, против Курагиных на своей стороне
безмерное нравственное превосходство;но все же вторжение
низменного курагинского эгоизма вызывает кризис в мире этих семей.
Вся семья Курагиных - индивидуалисты, не признающие
моральных норм, живущие по неизменному закону исполнения своих ничтожных
желаний.

Князь Василий Курагин Главой всего этого семейства является князь Василий
Курагин. Впервые мы встречаем князя Василия в салоне Анны Павловны Шерер. Он
был "в придворном, шитом, мундире, в чулках, в башмаках и звездах, со
светлым выражением плоского лица." Говорил князь "на
том изысканном французском языке, на котором не только говорили, но и думали
наши деды, и с теми тихими, покровительственными интонациями, которые
свойственны состарившемуся в высшем свете и при дворе значительному человеку", "говорил
всегда лениво, как актер говорит роль старой пиесы". В глазах светского общества князь
Курагин - уважаемый человек, "приближенный к императору, окруженный толпой
восторженных женщин, рассыпающий светские любезности и благодушно
посмеивающийся". На словах он был порядочным, отзывчивым человеком,
но на деле в нем постоянно происходила внутренняя борьба между желанием
казаться порядочным человеком и действительной порочностью его побуждений.
Князь Василий " знал, что влияние в свете - капитал, который надо
беречь, чтобы он не исчез, и, раз сообразив, что если он станет просить за
всех, кто его просит, то скоро ему нельзя будет просить за себя, он редко
употреблял это влияние". Но, вместе с тем, он
иногда испытывал угрызения совести. Так, в деле княгини Друбецкой, он
почувствовал "что-то вроде укора совести", так как она напомнила ему,
что "первыми шагами своими в службе он был обязан ее отцу". Князю Василию не чужды отцовские чувства, хотя
выражаются они скорее в стремлении "пристроить"
своих детей, нежели дать им отцовскую любовь и теплоту. По словам Анны Павловны
Шерер, такие люди как князь, не должны иметь детей.
"…И зачем
родятся дети у таких людей, как вы? Ежели бы вы не были отец, я
бы не в чем не могла упрекнуть вас". На что князь ответил: "Что
же мне делать? Вы знаете, я сделал для их воспитания все, что
может отец". Князь
вынудил Пьера жениться на Элен, преследуя при этом свои корыстные цели. На предложение Анны Павловны Шерер "женить
блудного сына Анатоля" на княжне Марии Болконской,
узнав, что княжна богатая наследница, он говорит:
"она
хорошей фамилии и богата. Все, что мне нужно". При этом князь Василий
совершенно не задумывается о том, что княжна Марья может быть несчастна в браке
с беспутным шалопаем Анатолем, который на всю свою жизнь смотрел как на одно
непрерывное увеселение.
Впитали в себя все низменные, порочные черты князя
Василия и его дети.

Элен Курагина
Элен - воплощение внешней красоты и внутренней
пустоты, окаменелости. Толстой постоянно упоминает ее "однообразную", "неизменяющуюся"
улыбку и "античную красоту тела", она напоминает прекрасную,
бездушную статую. В салон Шерер Элен входит "шумя своею белою бальною
робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и
бриллиантов, прошла, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно
предоставляя каждому право любоваться красотой своего стана, полных плеч, очень
открытой по тогдашней моде, груди и спины, и как будто внося с собой блеск
бала. Элен была так хороша, что не только не было в ней заметно и тени
кокетства, но, напротив, ей как будто совестно было за свою несомненную и
слишком сильно действующую красоту. Она как будто желала и не могла умалить
действия этой красоты".
Элен олицетворяет безнравственность и порочность.
Вся семья Курагиных - индивидуалисты, не признающие никаких моральных норм,
живущие по неизменному закону исполнения своих ничтожных желаний. Элен вступает
в брак только ради своего собственного обогащения.
Она изменяет мужу, поскольку в ее натуре преобладает
животное начало. Не случайно Толстой оставляет Элен бездетной. "Я
не такая дура, чтобы иметь детей" - признается она. Еще,
будучи супругой Пьера, Элен на глазах всего общества занимается устройством
своей личной жизни.
Кроме роскошного бюста, богатого и красивого тела,
эта представительница большого света обладала необыкновенным умением скрывать
свое умственное и нравственное убожество, и все это благодаря только изяществу
ее манер и заученности некоторых фраз и приемов. Бесстыдство проявлялось в ней
под такими грандиозными великосветскими формами, что возбуждало в других чуть
ли не уважение.
Элен совершенно лишена патриотических чувств. В то
время как вся страна поднялась на борьбу с Наполеоном, и даже высший свет
по-своему принимал участие в этой борьбе ("не говорили по-французски и
ели простую еду"), в кружке Элен, румянцевском, французском, опровергались
слухи о жестокости врага и войны и обсуживались все попытки Наполеона к
примирению".
Когда угроза захвата наполеоновскими войсками Москвы
стала явной, Элен уехала за границу. И там она блистала при императорском
дворе. Но вот двор возвращается в Петербург.
"Элен,
возвратившись вместе с двором из Вильны в Петербург, находилась в
затруднительном положении. В Петербурге Элен пользовалась особым
покровительством вельможи, занимавшего одну из высших должностей в государстве.
В конце концов, Элен умирает. Эта смерть - прямое
следствие ее собственных интриг. "Графиня Елена Безухова
скоропостижно умерла от…страшной болезни, которую принято называть грудной
ангиной, но в интимных кружках рассказывали о том, как лейб - медик королевы
испанской предписал Элен небольшие дозы какого-то лекарства для произведения
известного действия; но как Элен, мучимая тем, что старый граф
подозревал ее, и тем, что муж, которому она писала (этот несчастный развратный
Пьер), не отвечал ей, вдруг приняла огромную дозу выписанного ей лекарства и
умерла в мучениях, прежде чем могли подать помощь".
Ипполит Курагин .
"…Князь Ипполит поражал своим
необыкновенным сходством с сестрой-красавицей и еще более тем, что несмотря на
сходство, он был поразительно дурен собой. Черты его лица были те же, как и у
сестры, но у той все освещалось жизнерадостною, самодовольною, молодою,
неизменною улыбкой и необычайною, античною красотой тела. У брата, напротив,
тоже лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную
брезгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот - все сжималось как
будто в одну неопределенную скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали
неестественное положение".
Ипполит был необычайно глуп. Из-за самоуверенности,
с которой он говорил, никто не мог понять, очень умно или очень глупо то, что он сказал.
На приеме у Шерер он предстает нам "в
темно-зеленом фраке, в панталонах цвета испуганной нимфы, как он сам говорил, в
чулках и башмаках". И такая нелепость наряда нисколько его
не смущала.
Глупость его проявлялась, в том, что он иногда
говорил, а потом уж понимал, что сказал. Ипполит часто говорил и поступал
невпопад, высказывал свои суждения тогда, когда они были никому не надобны. Он
любил вставлять в разговор фразы, совершенно не относящиеся, к сути обсуждаемой
темы.
Характер Ипполита может служить живым примером того,
что даже положительный идиотизм выдается иногда в свете за нечто имеющее
значение благодаря лоску, придаваемому знанием французского языка, и тому
необыкновенному свойству этого языка поддерживать и в то же время маскировать
душевную пустоту.
Князь Василий называет Ипполита "покойным
дураком". Толстой в романе - "вялым и ломающимся".
Это главенствующие черты характера Ипполита. Ипполит глуп, но он своей
глупостью хотя бы не приносит никому вреда, в отличие от младшего брата
Анатоля.

Анатоль Курагин .
Анатоль Курагин, по мнению Толстого, "простой
и с плотскими наклонностями". Это главенствующие черты
характера Анатоля. Он на всю свою жизнь смотрел, как на непрерывное увеселение,
которое кто-то такой почему-то обязался устроить для него. Характеристика Анатоля у автора такова:
"Он не был
в состоянии обдумать ни того, как его поступки могут отзываться на других, ни
того, что может выйти из такого или такого его поступка".
Анатоль целиком свободен от соображения
ответственности и последствий того, что он делает. Его эгоизм непосредственный,
животно-наивный и добродушный, эгоизм абсолютный, ибо он ничем не стеснен у
Анатоля внутри, в сознании, чувстве. Просто Курагин лишен способности знать,
что будет дальше той минуты его удовольствия, и как оно скажется на жизни
других людей, как посмотрят другие. Всего этого для него не существует совсем.
Он искренне убежден, инстинктивно, всем своим существом, что все вокруг имеет
единственной целью его развлечение и существует для этого. Никакой оглядки на
людей, на их мнение, на последствия, никакой дальней цели, которая заставляла бы
сосредоточиться на ее достижении, никаких угрызений совести, размышлений,
колебаний, сомнений - Анатоль, что бы ни совершил, естественно и искренне
считает себя безукоризненным человеком и высоко несет свою красивую голову: свобода поистине безграничная, свобода в поступках и самоощущении.
Такая полная свобода дана Анатолю его
бессмысленностью. Человек, сознательно относящийся к жизни, уже подчинен, как
Пьер, необходимости понять и решить, он не свободен от жизненных сложностей, от
вопроса: зачем? В то время как Пьер замучен этим сложным вопросом,
Анатоль живет, довольствуясь каждой минутой, глупо, животно, зато легко и
весело.
Женитьба на "богатой уродливой наследнице" -
Марии Болконской ему представляется очередным увеселением. "А
отчего же не жениться, коли она очень богата? Это никогда не мешает" -
думал Анатоль.

Роман Л. Толстого «Война и мир» - это и национальная эпопея о подвиге русского народа в войне с Наполеоном, и дворянская «семейная хроника». Толстой был крупнейшим мастером реалистического изображения семьи, семейных и родственных отношений. Он умел, как никто другой, уловить в характерах людей, казалось бы, самых различных, черты семейного сходства, показать бесконечное разнообразие того домашнего «духа», который царит в разных семьях.
Писатель раскрыл перед читателем сферу народной жизни, народной психологии и в связи с этим показал два противоположных круга дворянства. С одной стороны, это далекая от народа чиновная аристократия, примером которой является семья Курагиных. С другой стороны, это дворяне, которые по духу более или менее близки народу, как семья Болконских.
Наблюдая семью Болконских, мы видим, как много общего между членами этой семьи. И Андрей, и Марья во многом похожи на своего отца. И вместе с тем все они различны. Дети, каждый по-своему, живут иными, чем отец, интересами, стремлениями. Они люди иной эпохи. А внук Николенька нащупывает под ногами еще более новую почву – декабризм. Все они в этом движении и развитии остаются верными основному закону жизни своей семьи – горячей и самоотверженной любви к родине.
Старый князь Николай Андреевич Болконский – это одни из лучших дворян прошлой эпохи, герой потемкинского и суворовского времени, мыслящий человек, рационалист и атеист, горячий патриот. Но он дитя своего времени, которое отошло в прошлое. Поэтому в нем много взбалмошности, а главное, он весь соткан из противоречий: свободомыслия и властности, высокомерного аристократизма и какого-то капризного демократизма. Старик Болконский горячо любит своих детей, но в то же время отравляет жизнь княжны Марьи нелепыми уроками математики, унижает ее, безоговорочно распределяет всю ее жизнь по часам, разрушает счастье князя Андрея и Наташи. Старый князь невыносим, тяжел, но можно не сомневаться, если Андрей Болконский дожил до старости, он стал бы таким же деятельным, мудрым, нетерпимым и деспотичным стариком, как его отец.
Андрей Болконский истинный сын своего отца. Ему также присущи сила воли, твердость характера, верность своему слову и истинный патриотизм. Его высокомерие распространялось только на великосветскую знать, которую он считал лживой и фальшивой. С простыми же людьми Андрей не чопорен и не высокомерен. Чувство любви к родине было его личным чувством, а не принятой обязанностью. Защита родины – цель его жизни. Жить, помогая и сочувствуя людям, понимать их, слить свою жизнь с их – таковы стремления Андрея Болконского. Жизненные стремления Болконского найдут свое продолжение в его сыне.
Робкая, скромная, преданная княжна Марья унаследовала от своего отца душевную чуткость, нежность, но вместе с тем решительность и силу духа. Она всей душой стремилась к любви и счастью, но пока был жив отец, для княжны Марьи не могло быть личной жизни. Однако, понимая отцовскую любовь, она не осуждала деспотизм ее проявления. Вовсе не задумываясь об общественных вопросах, она всегда безошибочно чувствовала, каково отношение ее отца и брата к родине. Княжна Марья целиком разделяла их патриотизм и гордилась ими обоими.
Семья Курагиных, с ее лживостью, фальшью, хищническими инстинктами, - полная противоположность Болконским. Курагины расчетливы, всегда и везде ищут личных выгод и в погоне за ними готовы на все. Князь Василий Курагин озабочен только тем, чтобы пристроить одного своего сына, Ипполита («спокойного дурака»), первым секретарем посольства в вене, а другого, Анатоля («беспокойного дурака»), женить на богатой наследнице. Анатоль и Ипполит совершенно глупы, но оба самоуверенны, в «свете» чувствуют себя, как в родной стихии, и никто в этой среде не замечает их глупости. Их абсолютно не волнует судьба России, но они очень заинтересованы в получении чинов и наград.
Элен также глупа и бездушна. Ум и душевность не нужны ей. Она инстинктивно заменяет их великосветским тактом и с его помощью достигает богатства и блеска в придворных кругах.
Курагины бесконечно далеки от интересов народа. Блеск внешней роскоши прикрывает их безликость и душевную пустоту, и было бы напрасно искать в них следов человеческой простоты, душевности и искренности.