Лучшие работы бэнкси. Бэнкси обыграл название французского кинофестиваля


О Бэнкси известно только то, что он родился в Бристоле примерно в 1974 году, что, возможно, зовут его Роберт Бэнкс, а может быть и нет. Что то, чем он занимается, незаконно и по меньшей мере подпадает под статьи "вандализм" и "хулиганство", потому он скрывает свое лицо и не торопится купаться в лучах славы, а с кураторами выставок и журналистами общается исключительно через агента. При этом его работы продаются по баснословным для "хулигана" ценам. Накануне очередного аукциона, на котором будет продаваться его граффити "Девочка с цветком" (эстимейт, кстати, 150 тысяч долларов), редакция проекта Weekend составила гид по наиболее значимым работам Бэнкси, которые могут объяснить, почему взрослый мужчина бегает ночами по крышам с трафаретом и баллончиком краски.

"Криминальное чтиво"/Pulp Fiction (2002)

© Фото: ART SERIES HOTEL GROUP Работа "Pulp Fiction" художника Бэнкси (Banksy)

Это изображение, появившееся в 2002-м рядом со станцией метро Old Street в Лондоне, повторяло кадр из фильма Квентина Тарантино с кинематографичной точностью, кроме одной детали: в руках героев Сэмюэля Л. Джексона и Джона Траволты вместо пистолетов были бананы.

В апреле 2007-го Транспортная служба Лондона закрасила граффити по причине "чрезмерной жестокости изображаемой сцены и разлагающего влияния на общество". На тот момент оценочная стоимость произведения достигла 300 тысяч фунтов. Пресс-служба компании объяснила действия сотрудников лаконично: "В нашем штате — профессиональные уборщики, а не профессиональные арт-критики".

Трафарет по-прежнему остается популярным: в конце 2011 года австралийская сеть отелей объявила акцию : в рамках игры "Укради Бэнкси" в одном из отелей сети появлялась работа Бэнкси, а любой постоялец мог унести ее, и, если "кража" не была замечена охраной, то "преступник" мог оставить иллюстрацию себе. В акции участвовали две работы: No Ball Games и Pulp Fiction. В итоге, вынести жильцам удалось только первую работу стоимостью 15 тысяч долларов, вторую же владельцы сети отправили организации по борьбе с преступностью Crime Stoppers Australia, а та выставила ее на аукцион. В гостиницах же еще долго после этого висело объявление о том, что акция закончена и "воровать" больше ничего не стоит.

Целующиеся констебли/Kissing Policemen (2004)

Граффити в лондонском Брайтоне рядом с Трафальгар-стрит стало своего рода достопримечательностью: любой турист считал своим долгом включить в свой маршрут стену рядом с Prince Albert Pub. Но всего через год после создания изображение было перевезено в Нью-Йорк и продано с аукциона.

Работа Бэнкси вдохновила российскую арт-группу "Синие носы" на создание скандальной фотографии "Эра милосердия" (2004). Через три года министр культуры РФ Александр Соколов назвал выставку Третьяковской галереи в Париже (2007), на которой планировалось представить эту работу, а затем и вовсе обвинил дирекцию Третьяковки в сознательной провокации. Соколов обещал сделать все для того, чтобы снимок не попал на смотр. В экспозиции "Соц-арт. Политическое искусство в России" фотография не участвовала, зато попала на международную художественную ярмарку FIAC, проходившую в Париже в то же самое время.

£10 с принцессой Дианой (2004)

© Banksy Банкноты с принцессой Дианой Бэнкси (Banksy"s Princess Diana Banknotes)


В 2004 году Бэнкси изготовил партию 10-фунтовых купюр, где портрет королевы Елизаветы II был заменен портретом погибшей Леди Ди, а надпись "Bank of England" исправлена на "Banksy of England". Сложно сказать, удалась ли шутка: несколько банкнот раздали на фестивале Notting Hill Carnival, купюры стали расходиться, и разницы почти никто не замечал, пока сам художник не осознал, что невольно стал фальшивомонетчиком:

"Я напечатал миллион фунтов, хотел просто сбросить их с крыши, но несколько раздал на фестивале, и они пошли и потратили их. Ну знаешь: "Мне два пива", — им давали пиво. Никто не замечал! И когда это случилось, мы поняли: мы ж миллион подделали! А за это можно на десять лет загреметь. И вот теперь они у меня лежат и я не знаю, что с ними делать", — рассказывает он своему другу в документальном фильме "Выход через сувенирную лавку".

В октябре 2007-го неразрезанный лист из десяти таких купюр ушел с молотка на аукционе Bonhams за 24 тысячи фунтов.

"Напалм"/Napalm (2004)

На граффити изображены символы американской культуры Рональд МакДоналд и Микки Маус, которые держат за руки плачущую обнаженную девочку. Ее изображение взято со снимка "Напалм" (Napalm), который был сделан 8 июня 1972 года фотографом агентства Associated Press, лауреатом Пулитцеровской премии Ником Утом во время войны во Вьетнаме. 9-летняя девочка со своим братом и другими детьми бежит из своего дома в районе Тран Бан после мощной бомбардировки. Дети бегут по дороге, ведущей из Сайгона в сторону границы с Камбоджей, где тоже в это время шла гражданская война и территории постоянно подвергались атакам ВВС США.

Комментировать эту работу Бэнкси нет необходимости. По стечению обстоятельств, именно этот принт — бичующий общество потребления — наиболее популярен в Америке, и тиражируется на футболках, кружках и другой сувенирной продукции.

Граффити в Палестине (2005)

© Banksy


Летом 2005-го года Бэнкси поехал в Палестину. Вопреки протестам ООН, на западном берегу реки Иордан был возведен многометровый бетонный барьер между Палестиной и Израилем. Художник использовал стену в качестве холста длиной в 425 миль для выражения своей реакции на события того времени. Каждое утро на своем сайте он публиковал очередной рисунок со стены с едкой подписью: "Праздничный снимок". Персонажами граффити чаще всего становились дети, как главные жертвы военного конфликта, а стена обязательно по сюжету иллюстрации подвергалась разрушению.

Позже Бэнкси объяснил послание на своем сайте :

"Израильское правительство строит стену вокруг оккупированных палестинских территорий. По высоте она в три раза превышает Берлинскую стену, а длина, в итоге, достигает 700 км — расстояние от Лондона до Цюриха. Стена нарушает международное законодательство и, по существу, превращает Палестину в самую крупную в мире тюрьму открытого типа".

Труп телефонной будки/Crumpled Phone Booth (2006)

Скульптура простояла в лондонском Сохо всего лишь одну ночь — и за эту ночь успела вызвать бурную дискуссию. Горожане разделились на два лагеря: первые видели в "убитой" ледорубом телефонной будке высокое современное искусство, вторые — издевательство над главным символом Лондона. Компания British Telecommunications расценила работу, как реакцию на сообщение о ребрендинге и намерении отказаться от классического образа телефонов-автоматов.

"Кого-то очень раздражают наши телефонные будки!" — комментирует проходящая мимо дама в документальном фильме "Выход через сувенирную лавку".

Бытует версия, что это своеборазный траур художника по уходящей культуре живого общения в эпоху развития интернета и социальных сетей.

"Голый человек"/Naked Man Hanging from Window (2006)

Граффити было нанесено на стену венерологической клиники на Парк-стрит в центре Бристоля. Сюжет иллюстрации вечен: абсолютно голый любовник свисает с подоконника, а из окна выглядывает в другую сторону ревнивый муж, за его плечами жена в нижнем белье. И стоит мужчине в костюме повернуть голову в другую сторону, как пара будет поймана в неловкой ситуации.

В городском совете решили сохранить рисунок и даже оплатили его восстановление после того, как вандалы расстреляли его из пейнтбольного ружья. С этих пор уже и власти начинаются относиться к граффити как к искусству (хоть и по-прежнему запрещенному), а вандализмом считается закрашивать работы уличных художников. Но даже несмотря на это, Бэнкси по-прежнему сохраняет инкогнито — слишком много раз он нарушал закон.

Узник Гуантанамо в американском Диснейленде (2006)

© Banksy


Накануне очередной годовщины 11 сентября, когда Бэнкси готовился к выставке в Лос-Анджелесе, ему пришла в голову идея сделать инсталляцию на тему подозреваемых в терроризме, сидящих в Гуантанамо. В Диснейленде он установил манекен , одетый в форму заключенного, рядом с аттракционом Big Thunder Mountain Railroad. Кукла простояла там полтора часа, пока ее не заметили. Дирекция остановила аттракцион, стала закрывать парк по частям, "вдруг оказалось, что это очень и очень серьезно". Целью художника было привлечь внимание к положению заключенных на американской базе Гуантанамо после того, как стали известны случаи пыток узников.

Естественно, действовать в одиночку Бэнкси чисто технически невозможно, есть, пусть и очень узкий круг людей, которые его знают и которым он безоговорочно может довериться. Тот день в Диснейленде добавил в этот список еще одного — француза Тьерри Гетта. Будущий Mr Brainwash, фиксировавший на камеру весь процесс, был задержан рядом с инсталляцией Бэнкси и подвергся четырехчасовому допросу.

"Когда Тьерри выстоял перед всей службой безопасности Микки Мауса, не дрогнул, не сдался, он спрятал кассету себе в носок — после этого я доверял ему во всем. Он был мой человек".

Фильм "Выход через сувенирную лавку"/Exit through the Gift Shop (2010)

Изначально картину снимал совсем не Бэнкси, а тот самый Тьерри Гетта. Он был одержим видеосъемкой и постоянно твердил, что снимает документальное кино о стрит-арте. Он же был первым (и, наверное, последним) человеком с камерой, которого Бэнкси впустил в рабочий процесс:

"Тьерри стал для меня чем-то вроде отдушины: я столько лет все скрывал, что настало время кому-то довериться".

Фильма толком так и не получилось, монтажом Бэнкси занялся самостоятельно, а вместо картины о партизанском художнике из Бристоля вышла история о том, как родился Мистер Мозгоправ (Mr Brainwash). По сути, Мозгоправ — тоже своего рода детище Бэнкси, ведь именно Бэнкси сподвиг Тьерри Гетта заниматься искусством, показал, как работать с трафаретами, дал рекомендацию его первой выставке.

Работы Бэнкси (Banksy)

Бэнкси (Banksy) - это гениальный уличный художник, режиссёр и политический активист родом из Англии. Работы Бэнкси выставляют известные галереи и оценивают в миллионы долларов. Искусство стрит-арт Бэнкси набрало популярность благодаря его работам, в том числе. Масштаб и география нарисованных им уличных работ заставляет удивляться и следить за его творчеством. Бэнкси известен многим, но лица не видел никто, именно поэтому его загадочная личность и отказ от аккаунтов в социальных сетях создаёт интригу вокруг его личности. Вначале своего творчества вёл себя, как обычный граффити райтер. Позже начала создавать оригинальный и идейные черно-белые трафареты. Бэнкси действовал всегда быстро и бесповоротно, что отличало его манифест от других художников. Уличное искусство стрит-арт он демонстрирует на улице и в первую очередь для жителей города. Со временем темы стрит-арт работ Бэнкси стали носить социально-значимый и политический характер и отличаться глубоким содержанием. В каждой работе нарисованной на стене, крыше, фасаде или торце магазина Бэнкси вкладывает свой скрытый смысл, о котором знает только он один.

Кто такой Бэнкси?

Banksy до сих пор не раскрывает свое настоящее имя и продолжает создавать уличные объекты искусства, трафареты и картины. Так как на протяжении всего творчества ему удается сохранять анонимность, достоверных данных о его биографии не существует. Есть только предположения, что он родился он в 1974 году в городе Бристоль, Англия.

Читайте биографию и смотрите 100 фото лучших работ Banksy (Бэнкси).

Бэнкси: художник, 100 граффити фото работ

Все уличные стрит-арт работы Бэнкси нелегальны, поэтому никто не знает его маршрутов передвижений. С каждым днём ему всё сложнее скрываться от полиции. Чтобы быстрее выполнять задуманные арт-проекты, художнику приходиться работать по ночам и использовать трафаретную технику. Banksy для своих эпатажных граффити выбирает публичные многолюдные места, чтобы получить наибольший резонанс общества. Официальный сайт Бэнкси посещают десятки тысяч ежедневно, но чтобы улучшить подачу качества работ мы сделали одну их самых лучших подборок его уличный стрит-арт работ, масштабных проектов, трафаретов и инсталляций.

Трафареты Banksy

Его картины на стенах зданий, асфальте, заборах и мостах городов всего мира сопровождаются фразами и эпитетами политического и социального направления, оживляют и трансформируют городской пейзаж в другое пространство. На одной из выставок в родном городе Болонья он пригласил своего коллегу по творчеству .

Фильм про стрит-арт — Выход через сувенирную лавку

Первый его дебют в качестве режиссёра произошёл в 2010 в фильме Бэнкси «Выход через сувенирную лавку». На кинофестивале Sundance фильм был представлен, как первый в мире стрит-арт «фильм-катастрофа». Фильм повествует об истории стрит-арт художников и самого Banksy. Американской кино академией он был номинирован на премию Оскар в категории «Лучший документальный фильм». В прокате он собрал более 5 млн. $.

P183 R.I.P.

В 2013 году после трагической смерти российского художника Бэнкси выложил у себя на сайте баллончик с краской в виде горящей свечи в честь его вечной памяти, сделав внизу подпись - «P183 R.I.P.».

На 18-й ежегодной премии Webby Awards в 2014 году Banksy был награждён званием «Персона года». В феврале 2015 года художник инкогнито побывал в секторе Газа, Палестина. Видео и фото об этом событии можно посмотреть .

В наше время арт работы Banksy оцениваются в миллионы долларов. Недвижимость, на которой они нарисованы значительно превышают стоимость расположенных рядом зданий. Поэтому их порча приравнивается к вандализму. Художник Бэнкси продолжает рисовать и радовать своих фанатов новыми работами уличного искусства в самых необычных местах.

Любителей искусства, общественных деятелей и художников граффити любящих творчество Banksy вызывает интерес из-за яркого, патриотичного и остросоциального характера проектов. Он признан выдающимся деятелем художественных искусств. Преданные поклонники следят за всеми новыми работами неуловимого граффити-гуру. «НЕКОТОРЫЕ становятся полицейскими для того, чтобы мир стал лучше. Некоторые люди становятся вандалами для того, чтобы мир выглядел лучше», — считает Banksy.

Где проходит выставка Бэнкси в Москве?

  • Выставка проходит В ЦДХ (Центральный дом художника на Крымском валу). Адрес: Крымский вал, 10;
  • в 2018 году открылась (ЦДХ), которая пользуется большой популярностью у поклонников его творчества.
  • 15 августа 2018 - Бэнкси заявил, что не имеет отношения к выставке в Москве. Читайте подробнее об этой ситуации .

«Криминальное чтиво». © Бэнкси

Бэнкси (Banksy) уже давно является самым известным уличным художником в мире - с этим трудно поспорить. Его работы постоянно появляются на улицах и в галереях разных стран, и при этом ему до сих пор удается сохранять анонимность. Тайна личности Бэнкси еще больше подогревает интерес как к самому художнику, так и к его творчеству. В 2008-м году журналистка Клаудиа Джозеф (Claudia Joseph) опубликовала в английской газете The Mail On Sunday под заголовком: «Граффити-художник Бэнкси разоблачен: это - бывший ученик государственной школы из пригорода, в котором живут люди среднего класса». Мы предлагаем вашему вниманию перевод этого интересного и весьма основательного журналистского расследования.

«Метатель цветов». © Бэнкси

Наверное, он является самым известным из ныне живущих художников. Кто-то считает его гением, кто-то - вандалом. Он всегда противоречив, и в равной степени вызывает восхищение и гнев. С тех пор, как Бэнкси прославился своими «партизанскими» рисунками, созданными при помощи трафаретов, в общественных местах: на стенах в Лондоне, Брайтоне, Бристоле и даже на Западном берегу реки Иордан, - его работы продаются за сотни тысяч фунтов. Среди его коллекционеров - десятки звезд: Брэд Питт, Анджелина Джоли и Кристина Агилера.

Он также прославился смелыми выходками, которые попадали в заголовки газет: так, он оставил в калифорнийском Диснейленде надувную куклу, одетую как заключенный Гуантанамо , и повесил в Лувре репродукцию Моны Лизы со «смайлом» вместо лица. Но, пожалуй, самой большой провокацией, которая постоянно будоражит умы общественности, является то, что личность Бэнкси всегда была загадкой, ревностно охраняемым секретом, известным лишь нескольким проверенным друзьям.

Личность Бэнкси обросла мифами. Будто бы его настоящее имя Робин Бэнкс (Robin Banks). Что он раньше якобы был мясником. Что его родители не знают, чем занимается их сын, и думают, что он - очень успешный художник и декоратор. Также существует гипотеза, что Бэнкси - это на самом деле коллектив художников, а человека с таким именем не существует. Личность Бэнкси вызывает такое любопытство, что, когда он выбрасывает коробку из-под пиццы в мусорный бак в Лос-Анджелесе, она появляется на сайте eBay: человек, выставивший ее на аукцион, считает, что на оставшихся в коробке анчоусах могут быть следы ДНК художника.

© Бэнкси

Он - Алый Первоцвет (The Scarlet Pimpernel - герой одноименного романа Эммы Орицы о британском шпионе-аристократе, который действовал на территории Франции в эпоху Террора - прим. ред. ) современного искусства, который так искусно заметает следы, что даже его агент утверждает, что не уверен в том, кто он. Действительно, установить личность неуловимого Бэнкси оказалось так же непросто, как и предсказать место, в котором появится его следующая работа. Но сейчас, после изматывающего расследования, которое длилось год и в ходе которого мы пообщались с десятком друзей, бывших коллег, врагов, соседей и с членами семьи Бэнкси, газета The Mail On Sunday вплотную подошла к разгадке личности Бэнкси. Человек, которого мы считаем Бэнкси, вовсе не хулиган из микрорайона в центе города, а, возможно вполне предсказуемо, бывший ученик государственной школы из пригорода, в котором живут люди среднего класса.

Наши поиски начались с фотографии, которая была сделана на Ямайке: на ней запечатлен улыбающийся человек в синей рубашке и джинсах, у ног которого стоит баллончик с краской. Снимок был сделан четыре года назад (в 2004-м году - прим. ред. ), и считается, что на нем изображен Бэнкси за работой. Когда фотография попала в печать, она оказалась первой трещиной в броне анонимности, которой художник окружил себя с тех пор, как его работы начали привлекать внимание людей из мира искусства. Естественно, Бэнкси заявил, что на фотографии изображен не он. Кстати, Бэнкси и все его окружение постоянно все отрицают.


«Смейтесь, но когда-нибудь мы будем у власти». © Бэнкси


© Бэнкси

Вооружившись этим снимком, мы отправились в Бристоль, который, как давно известно, является родным городом художника, и встретились с человеком, который утверждал, что лично встречался с Бэнкси. Конечно, многие утверждают, что лично встречались с Бэнкси, но когда ты начинаешь задавать вопросы, оказывается, что они «знают кого-то, кто знаком с Бэнкси», и след теряется. Однако этот человек рассказал, что не только был знаком с неуловимым художником, но и открыл нам его имя. История стала захватывающей, так как имя не было обычной вариацией на тему «Бэнкса». Он утверждает, что человека, изображенного на фотографии, раньше звали Робин Ганнингхэм (Robin Gunningham): не нужно богатого воображения, чтобы догадаться, как из этого имени получился псевдоним «Бэнкси» (Ben - сокращенный вариант имени Robin - прим. ред. ).

Из данных, находящихся в открытом доступе, нам удалось почерпнуть кое-что еще. Отец Робина, Питер Гордон Ганнингхэм (Peter Gordon Gunningham, 1942), - пенсионер, бывший руководитель отдела контрактов, живет в районе Уайтхолл в Бристоле. Мать - Памела Энн Доукин-Джоунс (Pamela Ann Dawkin-Jones, 1941) - работала секретарем и никогда не была за пределами бристольского района Клифтон . Сейчас она работает в доме престарелых. Пара поженилась 25 апреля 1970 года в методистской церкви Кингсвуд Уэсли (Kingswood Wesley Methodist Church). 8 февраля 1972 года в Бристольском родильном доме у них родилась дочь Сара. К этому времени Питера повысили, и семья купила свой первый дом - квартиру в двухквартирном доме в Бристоле.

© Бэнкси


Дом, в котором в детстве жил Робин Ганнингхэм

28 июля 1973 года в том же роддоме появился на свет Робин. По свидетельствам соседей, в раннем возрасте мальчик перенес операцию, так как родился с расщепленным нёбом. Когда Робину исполнилось десять, семья переехала в дом побольше на той же улице: именно там прошли школьные годы Робина и началось его увлечение граффити. Сосед, Энтони Хэллетт (Anthony Hallett), помнит, как пара, только поженившись, приехала на эту улицу и прожила на ней до 1998-го года. После этого они развелись. Когда мы показали г-ну Хэллетту фотографию с Ямайки, он сказал, что человек на снимке - Робин Ганнингхэм.

В 1984-м году, в возрасте одиннадцати лет, Робин носил черный пиджак, серые брюки и галстук в полоску и ходил в известную Бристольскую кафедральную школу (Bristol Cathedral School), обучение в которой сейчас стоит 9 240 фунтов в год, а среди бывших учеников - модель Софи Эндертон (Sophie Anderton). Трудно представить себе Бэнкси, который всегда выступает против власти, учеником государственной школы, бродящим по зданию бывшего монастыря XVII века, с его внутренним двором, галереями и богослужениями в древнем соборе. Тем не менее, когда мы нашли школьную фотографию 1989-го года, оказалось, что Робин Ганнингхэм заметно похож на человека, изображенного на снимке с Ямайки. К тому же люди, которые учились вместе с Робином, вспоминают, что он был очень одаренным художником. Скотт Нёрс (Scott Nurse) - страховой агент, учившийся в одном классе с Робином, сказал: «Он был одним из трех ребят в нашей параллели, невероятно одаренных в плане искусства. Он рисовал много иллюстраций. Я совсем не удивлюсь, если он и есть Бэнкси. Еще он был в команде по регби и, кажется, играл в хоккей».


Робин Ганнингхэм в школе, 1989 г.


Бристольский кафедральный собор и кафедральная школа

В одном из своих редких интервью, которые Бэнкси всегда дает анонимно, художник признался, что увлекся граффити еще в школе. В 1983-м году нью-йоркская хип-хоп группа Rock Steady Crew побывала в Европе с турне: они выступали на ежегодном британском гала-концерте Royal Variety Performance вместе с граффити-райтерами. Их выступление оказало неизгладимое впечатление на из будущей группы Massive Attack и на Ника Уокера (Nick Walker), который сейчас является широко известным художником и дизайнером, создавшим декорации для фильмов «С широко закрытыми глазами» (Eyes Wide Shut - последний фильм Стэнли Кубрика, 1999 г. - прим. ред. ) и «Судья Дредд» (Judge Dredd - фантастический боевик режиссера Дэнни Кэннона, снятый в 1995-м году - прим. ред. ).

Говорят, что увлечение Бэнкси искусством испортило отношения с семьей. Вот, что рассказал бывший сосед, г-н Хэллетт: «Их семья всегда была очень приятной. Я не уверен, но, мне кажется, что Робин был граффити-художником. Он работал на других и месяцами не появлялся дома. Он вел бродячий образ жизни. Я не буду утверждать, что он сошел с рельсов, но отношения с семьей у него испортились. Скорее всего, это случилось из-за того, что он не оправдал их ожиданий. После того, как он ушел из дома, он просто исчез».

© Бэнкси

В 1985-м году в бристольской Arnolfini Gallery прошла выставка под названием «Граффити-искусство в Британии» (Graffiti Art In Britain): во время мероприятия райтеры рисовали прямо на стенах галереи и выступала хип-хоп группа The Wild Bunch, которая позднее стала известна как Massive Attack . В интервью, которое Бэнкси дал в 2006-м году журналу о поп-культуре Swindle , художник сказал: «Я - родом из небольшого городка на юге Англии. Когда мне было лет десять, парень по кличке постоянно рисовал на улице. Думаю, он побывал в Нью-Йорке и привез оттуда граффити. Я вырос, глядя на граффити на улицах Бристоля за долго до того, как увидел граффити в журналах или на компьютере. 3D бросил рисовать и создал группу Massive Attack: для него это, наверное, было хорошо, а вот для города это была потеря. В школе мы все обожали граффити. Мы рисовали в автобусе по дороге домой. Буквально все занимались граффити».


© Бэнкси


© Бэнкси

В шестнадцать лет Робин Ганнингхэм, сдав выпускные экзамены и получив аттестат, занялся уличным искусством. На следующий год в рамках операции «Андерсон» полицейские, работавшие под прикрытием, арестовали семьдесят два уличных художника по всей Британии и предъявили им обвинения в нанесении ущерба. В числе арестованных был Том Бингл (Tom Bingle), также известный как Инки (Inkie), - граффити-художник, который считается соратником Бэнкси и сейчас является главой дизайнерского отделения в компании Sega, занимающейся производством компьютерных игр. Бингла судили, но в итоге оправдали. Робина Ганнингхэма не арестовывали. Нет в записях и упоминаний о Бэнкси. Сам художник признался, что стал экспертом в деле уклонения от встреч с полицией.

© Бэнкси

В своей книге «Стена и кусок» (Wall And Piece) Бэнкси пишет: «Когда мне было восемнадцать, как-то ночью я пытался написать большими серебряными буквами на боку поезда: «Снова опоздали». Появилась транспортная полиция, и я разорвал в клочья всю одежду, убегая через колючие кусты. Мои товарищи добрались до машины и уехали, а я провел больше часа, лежа под самосвалом, из которого на меня лилось масло. Пока я там лежал и прислушивался к полицейским, то понял, что нужно сократить время рисования наполовину или завязывать. Я смотрел на надпись на дне топливного бака, нанесенную при помощи трафарета, и понял, что могу просто скопировать этот стиль и сделать буквы метр высотой. В конце концов я добрался до дома и забрался в постель. Я сказал своей девушке, что у меня было прозрение, а она сказала мне прекратить употреблять наркотики, потому что это "вредно для сердца".»


Книга Бэнкси Wall And Piece

По мере того, как продвигалось расследование, наши расспросы раз за разом выявляли факты, которые совпадали с тем, что уже было известно о Бэнкси. В 1998-м году Робин Ганнингхэм жил в Бристоле, в районе Истон, вместе с Люком Иганом (Luke Egan), который выставлял свои работы вместе с Бэнкси в Santa"s Ghetto - художественном магазине, который открылся в лондонском Вест-Энде в 2001-м год, под Рождество. Несмотря на это, когда мы обратились к Игану, он сначала отрицал, что снимал квартиру вместе с Бэнкси или с Робином Ганнингхэмом. При этом было известно, что он участвовал в выставке с Бэнкси, а в избирательном списке было написано, что он жил вместе с Робином Ганнингхэмом. В результате Иган сказал: «Я снимал квартиру вместе с парнем, которого звали Робин Ганнингхэм. Но...» - «Вы хотите сказать, что он не был Бэнкси?» - «Тогда не был. Я жил с ним очень давно. В любом случае, не думаю, что Бэнкси тогда вообще существовал.»

Считается, что Иган и Ганнингхэм выехали из квартиры, когда владелец решил продать дом. Камилла Стэйси (Camilla Stacey), куратор бристольской Here Gallery, купившая дом в 2000-м году, утверждает, что Бэнкси и Робин Ганнингхэм - это один и тот же человек. Она знает, что в этом доме жил Бэнкси, потому что там остались его работы, при этом к ней приходили письма, адресованные Робину Ганнингхэму. «Я купила дом, в котором раньше жил Бэнкси, - рассказывает она. - Он снимал комнату, но, мне кажется, были какие-то неприятности с другими жильцами, и владелец решил продать его. Когда я въехала в дом, все было исписано граффити и вроде того. Я все выбросила. В то время Бэнкси был просто очередным парнем, рисующим на улицах Бристоля. Еще один художник, занимающийся граффити в Бристоле. Иногда, когда я думаю об этом, не могу заснуть». Действительно, кто бы не пожалел о том, что выбросил работы, которые сегодня, скорее всего, стоили бы десятки тысяч?

Работа, созданная на Walls On Fire в Бристоле, 1998 г.

В 1998-м году Бэнкси и Инки вместе с другими художниками организовали проект Walls On Fire: они расписали ограждение длиной 365 метров в бристольсокм порту. В неофициальной биографии Бэнкси под названием «Бристоль Бэнкси: родимый дом» (Banksy"s Bristol: Home Sweet Home), которую написал местный писатель Стив Райтс (Steve Wright), приведены слова Инки: «Я помогал Бэнкси в организации мероприятия, но потом отошел в тень и напился, если я ничего не путаю».

«Мягкий, мягкий Запад». © Бэнкси

В 1999-м году Бэнкси нарисовал в Бристоле, на улице Стоукс Крофт в Истоне, на стене напротив магазина Subway Records, работу под названием «Мягкий, мягкий Запад» (Mild Mild West - очевидно, обыгрывается устойчивое словосочетание Wild Wild West - "дикий, дикий Запад" - прим. ред. ), на которой изображен плюшевый мишка с «коктейлем Молотова» в руке. Джим Пэйн (Jim Paine), основатель Subway Records, держал лестницу. «Я познакомился с Бэнкси за некоторое время до этого, в середине - конце 1990-х - он тогда снимал комнату в Истоне, через пару улиц от меня», - рассказывает он в книге Райтса.


«Целое государство под видеонаблюдением». © Бэнкси


«Покупай, пока не свалишься». © Бэнкси

Прожив некоторое время в Лондоне, в феврале 2000-го года Бэнкси вернулся в Бристоль, на свою первую выставку. Она проходила в ресторане Severnshed - бывшем эллинге, который спроектировал Брюнель (Isambard Kingdom Brunel - известный британский инженер, живший в XIX веке, одна из крупных фигур в истории Промышленной революции - прим. ред. ). Все работы продались в день открытия выставки. «Он впервые в жизни создавал работы на холстах, - рассказал нам на прошлой неделе куратор Роберт Бирс (Robert Birse). - Он понятия не имел, как натянуть холст или подготовить работу к выставке, но он четко знал, что он хочет сделать. Я даже не знаю его имени. У него - набор псевдонимов, которыми он пользуется с людьми, с которыми он работает, но тогда он допускал к работе только своих старых товарищей. Я думаю, что заплатил ему наличными [за проданные на выставке работы]. Я мог выписать чек без имени или заплатить наличными».

В начале 2000-х Бэнкси переехал в Лондон - и снова это совпадает со временем переезда Робина Ганнингхэма. Робин жил в восточной части Лондона, в Хакни (Hackney), на Кингслэнд-роуд. Он снимал квартиру вместе с Джейми Истменом (Jamie Eastman), который работал в бристольской звукозаписывающей компании Hombre. Бэнкси нарисовал несколько обложек для альбомов, выпущенных этой компанией.


Обложка 1998 г. © Бэнкси


Обложка 2000 г. © Бэнкси

В 2001-м году у Бэнкси состоялась первая неофициальная выставка в Лондоне, во время которой он нарисовал аэрозолем двенадцать работ на отмытых стенах туннеля на улице Ривингтон в районе Шордич в Хакни (Rivington, Shoreditch). Однако всемирную известность ему принесла выставка Turf War (англ. "война за территорию", "борьба за власть") , которая состоялась в июле 2003-го года в складском помещении, расположенном буквально в метрах от квартиры, которую снимал Робин Ганнингхэм. На выставке экспонировались живые свиньи и коровы, на одной которых было изображено множество голов Энди Уорхолла . Английская королева была изображена в виде обезьяны. Защитница прав животных в знак протеста приковала себя к ограждению, однако Королевское общество по борьбе с жестоким обращением с животными разрешило провести выставку. В том же году Бэнкси, притворившись пенсионером, пришел в галерею Тейт Модерн и приклеил на стену картину, осуждающую войну в Ираке: изображение провисело два с половиной часа.

Картина Эдуарда Мане «Пародия на картину Э. Мане «Завтрак на траве». © Бэнкси

Мать Робина, Памела, живет в аккуратном одноэтажном доме в деревне рядом с Бристолем. Объяснив, что мы журналисты, мы спросили, есть ли у нее сын по имени Робин. Она отреагировала очень странно. Мы показали ей фотографию с Ямайки. Было видно, что она ошарашена, при этом она сказала, что не узнает человека с фотографии, который кстати на нее очень похож. Мы спросили, может ли она помочь нам с ним связаться. Она ответила: «Боюсь, я не знаю, как с ним связаться». Значит у нее все-таки есть сын по имени Робин? «Нет, нету. У меня вообще нет сына». Мы спросили, есть ли у нее дети. «Да, есть дочь». Но сына, который ходил в Бристольскую кафедральную школу, у нее нет? «Нет». Она стала отрицать, что она - Памела Ганнингхэм, настаивая, что в избирательных списках произошла ошибка.


Работы, созданные для альбома Think Tank группы Blur. © Бэнкси


«Девочка-космонавт и птичка»

Разговор с Питером Ганнингхэмом, который сейчас живет в пригороде Кингсдауна в Бристоле, нас также очень озадачил. Мы показали фотографию Бэнкси / Робина Ганнингхэма. Г-н Ганнингхэм сказал, что не узнает человека на снимке. Мы сказали, что думаем, что его сын - это Бэнкси. Он ответил: «Нет. Боюсь, я действительно не могу вам ничем помочь». Г-н Ганнингхэи продолжал вежливо отрицать, что его сын - Бэнкси, при этом он казался не очень серьезным. Он отказался что-либо говорить о Робине. Все это было очень странно. Если бы они никогда не слышали про Бэнкси или про Робина Ганнингхэма, они бы были в недоумении. Но здесь что-то было не так. Тогда мы связались с человеком, отвечающим за связи Бэнкси с общественностью, и он в лучших традициях Бэнкси не подтвердил, но и не опроверг нашу историю и пообещал с нами связаться. Когда материал ушел в печать, мы все еще ждали его ответа.

Бэнкси как-то сказал журналу Swindle : «Мне неинтересно раскрывать свою личность. Мне кажется, и так уже достаточно самонадеянных придурков, которые пытаются загородить тебя своими уродливыми лицами». Учитывая, что Бэнкси удачно заметает следы уже очень давно, конечно, возможно, что след, по которому мы шли, был ложным, что это был хорошо продуманный обман. Но если это так, то это - самая продуманная схема ухищрений, которую когда-либо выдумывали. И если это так, что где же тогда Робин Ганнингхэм?

Внимание редакции FURFUR всегда было приковано к работам уличных художников и, естественно, к фигуре самого известного из них - бристольского мистификатора Бэнкси. За прошедший год он успел снять собственный фильм, сам стать героем документальных картин и книги, выпустить собственную коллекцию кепок, нарисовать несколько новых работ и так далее. О некоторых событиях FURFUR уже писал , а в этом материале мы решили собрать все самое важное за год - как описанное нами ранее, так и оставшееся за кадром.

Документальный фильм на канале Channel 4

Британский телеканал Channel 4 в начале августа выпустил пятидесятиминутный документальный фильм, посвященный войне двух граффитчиков - Бэнкси и Роббо. Роббо - своего рода король английского стрит-арта, его теги на вагонах лондонского метро стали появляться еще в начале восьмидесятых годов, также его многие называют человеком, который и сформировал все отличительные особенности британского уличного искусства. Но Роббо как граффитчик давно ушел на пенсию, оставив после себя армию последователей и несколько известных тегов на стенах по всему миру.

Один этих тегов находился в Лондоне на стене около канала - это было, наверное, единственное оставшееся напоминание о былом величии граффитчика King Robbo, которое молодой провокатор из Бристоля Бэнкси в конце 2009 года практически полностью зарисовал и превратил в собственное произведение (на изображении выше), чем и спровоцировал начавшуюся войну между ним и Роббо, а в большей степени - между группировками фанатов одного и другого. Роббо пришлось снова взяться за дело: для начала он ответил на той же стене Бэнкси, а потом назвал его «игрушкой в руках группы пиарщиков». Чем все это закончилось и кто все же участвовал в этой войне, можно узнать в документальном фильме телеканала Channel 4.

Коллекция кепок марки 7 Union с произведениями Бэнкси


Буквально неделю назад японская марка 7 Union выпустила для поклонников граффитчика Бэнкси настоящий подарок - серию кепок с несколькими его работами. Это классические пятипанельки, которые будут доступны в продаже уже в середине ноября в онлайн-магазине марки . Все фотографии кепок можно посмотреть в этом материале .

Несанкционированная выставка и похищенные работы Бэнкси


В конце августа неизвестные люди украли несколько частей стен с нарисованными на них знаменитыми работами Бэнкси из Палестины, а владельцы галерей Keszler Gallerу и Bankrobber Gallery выставили это без специальных разрешений. Первоначально в сети появилось только видео, в котором видно, как упаковывают и перевозят из Палестины в Англию эти части стен, но никакой достоверной информации о том, что это не очередная провокация, на тот момент не было. Пока не появились фотографии из галереи Keszler, где проходит выставка и любой желающий может посмотреть на работы Бэнкси, которые должны были оставаться на стенах Палестины. Это событие сильно разозлило поклонников художника и спровоцировало множество скандалов. Ниже вы можете посмотреть самое первое видео, опубликованное владельцами Keszler Gallery.

Книга мифов и легенд, связанных с Бэнкси


В начале октября издательство Gingko Press выпустило книгу журналиста и писателя Марка Левертона «Banksy: Myths & Legends», в которой он постарался собрать всевозможные мифы и легенды, которые известному граффити-художнику Бэнкси удалось создать вокруг своего таинственного образа. Автору потребовалось больше трех лет, чтобы скомпилировать все материалы для этого стостраничного издания - в это время он сам жил в Бристоле, родном городе Бэнкси, и общался с его ближайшим окружением. Стоит книга всего десять долларов, и ее уже можно заказать на сайте Amazon .

Марк Левертон , автор книги: «Для меня все эти истории, связанные с фигурой Бэнкси, являются прямым доказательством его невероятной смелости, оригинальности и умения чертовски нестандартно мыслить. Эта книга - настоящий праздник анархии и духа протеста».

Потерянная работа на одной из стен Берлина


В середине сентября в Берлине была восстановлена одна из работ Бэнкси, нарисованная им в 2003 году во время арт-фестиваля в галерее Kuenstlerhaus Bethanien. Граффити под названием Every Picture Tells a Lie, изображавшее солдат с крыльями и смайликами вместо лиц, была закрашена несколькими слоями краски и другими рисунками. Также немного ранее специалистами была восстановлена другая работа Бэнкси Gorilla in a Pink Mask , закрашенная в Бристоле администратором культурного центра, который никогда не слышал о Бэнкси и просто решил побелить стены.

Документальный фильм работы Бэнкси


В начале августа этого года Бэнкси снял и опубликовал документальный фильм о хулиганских розыгрышах и анархистских акциях. Часовой телефильм был показан на британском Channel 4. Героями The Antics Roadshow (заглавие пародирует название передачи Antiques Roadshow) стали, среди прочих, британец Майкл Фэган, в 1982 году ворвавшийся в спальню королевы Елизаветы II в Букингемском дворце, и бельгиец Ноэль Годен, кидавший торты в Билла Гейтса, Николя Саркози, Бернара Анри-Леви, Мориса Бежара и Жан-Люка Годара. Также для фильма интервью впервые взяли у человека, который поместил травяной ирокез на голову статуи Уинстона Черчилля на площади Парламента в Лондоне.


Кроме того, в фильме показаны акции российской арт-группы «Война». Ранее Бэнкси устроил распродажу своих постеров, а все вырученные средства (около 4,5 миллионов рублей) передал на нужды «Войны». The Antics Roadshow был выложен на YouTube по частям, ниже - вторая из них.

Скульптура около собора святого Павла


Буквально на прошлой неделе Бэнкси представил свою новую скульптуру неподалеку от собора святого Павла в Лондоне. Композиция представляет собой большое поле для игры в «Монополию», в его центре располагается фигура обанкротившегося миллионера, который протягивает свой цилиндр для пожертвований. Новую скульптуру Бэнкси подарил активистам скандального движения «Захвати Уолл-стрит».

Дорожный знак в Англии


В конце лета в интернете появилась новая работа Бэнкси. В своем очередном произведении он сильно отошел от привычного для него стиля - провокационных социальных трафаретных рисунков и надписей. На этот раз творение англичанина приняло более простую форму - автомобильный дорожный знак, установленный на обочине, с надписью: «Добро пожаловать в West Country. Пожалуйста, не смейтесь над нашим акцентом».

Рисунок на стене в Бристоле


Этим летом в журналистской среде разгорелся нешуточный скандал, который был связан с тем, что сотрудники газеты The News of The Worls, культурного еженедельника, позиционировавшего себя как побратима газеты The Sun , занимались прослушкой телефонных разговоров звезд. Скандал закончился тем, что Джеймс Мердок, сын владельца The News of the World и медиамагната Руперта Мердока, объявил о закрытии газеты - сейчас на сайте издания висит заглушка с надписью «Спасибо и пока». Немного позже - 5 августа - на официальном сайте Бэнкси появилась фотография его новой работы, высмеивающей описанную выше ситуацию.

Еще один короткий фильм о Бэнкси - B Movie


Этим летом в сети появился еще один короткий фильм, посвященный Бэнкси, - B Movie. Эта картина длится всего тринадцать минут и рассказывает о раннем творчестве художника - почему он выбрал именно такой стиль, почему пользуется трафаретами, чьими работами вдохновлялся и так далее. Почти весь фильм состоит из интервью с самим Бэнкси и с людьми, которые хорошо знали его лично, когда он не был еще так известен: 3D из группы Massive Attack, художником Дэмиеном Херстом, некоторыми английскими галеристами и просто его близкими друзьями. Вся лента была полностью выложена на YouTube.

Работы загадочного уличного художника, известного под псевдонимом Бэнкси, поражают общественность вот уже второе десятилетие. Его рисунки притягивают тысячи туристов к изначально ничем не примечательным уличным объектам (обшарпанным стенам, водопроводным трубам, входным дверям), а также уходят из-под молотка на аукционах за тысячи – и даже за миллионы! – долларов.

Буквально на днях на своем официальном сайте Бэнкси сообщил, что собирается провести месяц в Нью-Йорке, покрывая стены его домов своим творчеством.

А пока новые работы еще не вышли из-под его пера (а, точнее, баллончика с краской), «Интересная Планета» предлагает вам заглянуть в прошлое и ознакомиться с самыми нашумевшими произведениями художника.

1. В 2003 году Бэнкси организовал выставку под называнием «Turf War» («Война за территорию», буквально – «торфяная война») на одном из складов в лондонском районе Ист Энд. Спустя пару дней выставка была закрыта по настоянию властей.


2. Работа из скандальной серии картин, которые он рисовал в 2005 году на стене, разделяющей Израиль и Палестину.


3. Эта картина 2005 года, нарисованная на углу лондонской улицы, изображает Чарльза Мэнсона (знаменитого серийного убийцу, в настоящее время отбывающего пожизненный тюремный срок) в роли автостопщика.


4. Эту работу 2006 года многие интерпретируют как критику британского правительства. Спустя два месяца после ее появления она была закрашена.


5. Живой разрисованный слон стал частью тайной выставки «Barely Legal» (««Едва-едва легально»), проведенной в Лос-Анджелесе в 2006 году.


6. После того, как это граффити появилось на стене дома в Бристоле в 2006 году, власти города провели опрос среди жителей на тему того, стоит ли ее удалять или нет. 97% бристольцев проголосовали за сохранение картины.


7. На этом сатирическом произведении 2007 года изображен маляр, уставший вырисовывать уличную разметку.


8. Этот голубь стал частью инсталляции «Santa"s Ghetto» (ежегодной уличной выставки от Бэнкси), созданной в Вифлееме в рождественское время в 2007 году.


9. В 2008 году лондонский туннель возле станции Ватерлоо превратился в гигантскую экспозицию.


10. Некоторые предполагают, что на этом граффити 2008 года обыгран предложенный некоторыми британскими организациями запрет на пластиковые пакеты.


11. Одна из картин, появившихся на стенах Нового Орлеана в 2008 году, когда Бэнкси посетил город на третью годовщину урагана Катрины. Перевод: «Я не должен повторять то, что вижу в «Симпсонах»».


12. Во время разрисовывания этой стены одного из лондонских пабов Бэнкси все-таки слегка засветился на видеокамере.


13. Эту картину 2008 года художник с издевкой разместил прямо под камерой видеонаблюдения.


14. Граффити с хипповскими символами в Сан-Франциско. 2010 год.


15. Этот мальчик на стене калифорнийского города Вествуда стреляет цветными фломастерами вместо патронов.