Виды уличного искусства. Стрит-арт для свободных художников


Искусство стрит-арта зародилось в 1942 году и стремительно развивалось с каждым десятилетием. Новые разнообразные формы стрит-арта подчас превосходят по своим размахам всё, что было создано до этого. В уличном искусстве важна каждая деталь, мелочь, тень, цвет, линия. Художник создает свой стилизованный логотип - «уникальный знак» и изображает его на участках городского ландшафта. Самое главное в стрит-арте - не присвоить территорию, а вовлечь зрителя в диалог и показать различную сюжетную программу. Предлагаем к просмотру 6 великих художников современного стрит-арта.

(Всего 24 фото)


Появляясь по ночам и рисуя на чем придется, этот полумифический человек стал легендой и обрел большую популярность среди любителей современного искусства. Его картины вырезают вместе со стенами домов и продают на аукционах за сотни тысяч долларов. Но о нем самом не было известно почти ничего. Для властей Лондона он преступник, для любителей современного искусства — гений.

1. «Обнаженный». Этот рисунок расположен на фасаде бристольской клиники на Парк-стрит, где пациенты проходят курс лечения от сексуальных расстройств. После многочисленных ходатайств от населения, Городской совет Бристоля решил не закрашивать это граффити.


2. «За стеной». Проект «Стена» включал в себя виртуальную реальность, подчеркивавшую отрицание существования человечества, которое представляет собой забор – дети отрезаны от моря и вынуждены играть ведрами и лопатками на куче камней, а в это время за стеной…


3. «Я помню, когда здесь были деревья».


4. «Пикник». На выставке Бэнкси, которая прошла в Лос-Анджелесе в 2006 году, Анджелина Джоли купила три работы художника за 400 тысяч долларов. В числе приобретений была картина «Пикник», стоимостью 226 тыс. долларов.


5. «Человек, убирающий со стены граффити». Этот рисунок появился в мае 2008 года на улице Лик Стрит в Лондоне. К августу 2008 это граффити было закрашено. Обратите внимание – изображения животных напоминают наскальные рисунки первобытных людей в пещере Ласко во Франции или в испанской Альтамире.

Vhils
Работы португальского художника Александра Фарто просто захватывают дух. Они элегантны и выразительны. Со стороны трудно даже предположить, что его картины сделаны путем царапин на настенном покрытии. Александр в качестве холста использует заброшенные дома. Его невероятные работы делают доступным искусство для общественных масс, украшают город и поражают умы прохожих.


6. Vhils посетил Москву и оставил на одном из домов свой «Автограф».


7. Девиз автора – разрушая, ты созидаешь. Поэтому – рви, ломай, царапай – ты делаешь искусство.

8. Время создания портрета зависит от высоты стены. Создание портрета на стене двухэтажного здания займет у автора целый день.


9. Казалось бы, вид искусства, выбранный этим художником, красиво смотрится на улице, но совершенно немыслим в художественных салонах и в галереях. Но Александр Фарто умудряется делать и выставочные варианты своих картин, используя для этого старые двери, стены, рекламные щиты, заборы.

Mark Jenkins
Марк Дженкинс – американский художник, который известен своими уличными инсталляциями, созданными из упаковочной ленты. Работы Марка Дженкинса были отмечены в ряде публикаций, включая Time, The Washington Post, Reuters, The Independent и в блоге, посвященном стрит-арту, Wooster Collective. Он также выставляется в галереях в США, Европе, Японии и Бразилии, представлен рядом галерей, включая Lazarides Gallery в Лондоне. Художник создал сайт tapesculpture.org с пошаговой инструкцией об изготовлении скульптуры из пленки, а также проводит мастер-классы в городах, которые он посещает.


10. «Не знаю – художник я или нет, но мне нравится психологическое влияние, которое мои работы производят на людей».


11. «Газетный человек».


12. По словам Дженкинса, его работы побуждают случайных прохожих осмысливать сущность вселенной, отталкиваясь от того, что они увидят. Реакцию людей Дженкинс любит записывать на видео.


13. Проекты Дженкинса вдохновили других людей на создание скотч-культуры повсюду.

Above
Американский уличный художник, родившийся в начале 1980-х в Калифорнии. Он вырос в семье хиппи, с детства увлекался рисованием, а позднее-скейтбордингом. В 1995-м году он начал рисовать на товарных поездах, а позднее получил известность благодаря своим трафаретам и надписям на политические и социальные темы. Работы Above можно увидеть более чем в пятидесяти странах по всему миру.


14. «Отдающий бедным». Граффити в Лиссабоне, нарисованное в связи с увеличением бездомных в Португалии.


15. «Первая любовь». Калифорния, 2009 год.


16. «Уборщик листьев».


17. «Стань выше страхов».

Roa
Питер ROA - бельгийский художник стрит–арта, который по всему миру рисует черно– белых животных: крыс, кроликов, мертвых и полуживых птиц, часто с жутковатыми анатомическими подробностями. Как утверждает Питер, он может нарисовать что угодно, а животных рисует просто потому, что это нравится ему больше всего. На разные работы у него уходит от пары часов до двух-трёх бессонных суток.


18. ROA много путешествует. В своих путешествиях он рисует животных тех стран, куда отправился. Его меланхоличный характер сильно влияет на большинство работ. Так в его работах прослеживается строгая графичность, темные тона и контрасты смерти.


19. «Жираф». Африка, 2011 год.


20. Работа ROA в Москве.

Mentalgassi
Арт-коллектив Mentalgassi, как и многие стрит-художники, пытается преобразить городское пространство, придавая новый смысл окружающим объектам. Отличаются работы своих «коллег» по искусству тем, что расположены они не на стенах домов или автобусных остановках, а на заборах.


21. «Заставить невидимое быть видимым». Mentalgass указал на бедственное положение Троя Дэвиса, 42-летнего мужчины, который находиться в камере смертников в США.

22. «Девушка на решетке».


23. «Выражение протеста».

24. «Выражение протеста».

Стрит Арт, бесспорно, имеет свою философию и пользуется популярностью во всем мире, что свидетельствует о его эстетической ценности и относит его к виду прогрессивного, динамично развивающегося искусства, именно искусства, а не проявления невоспитанности. Ведь великие стрит-арт художники делают заметным для окружающих то, что обычно считается частью серого пространства улиц.

Стрит-артом называют вид изобразительного искусства, характеризующийся ярко выраженным урбанистическим стилем. Многим знакомо одно из его направлений - граффити, но это не единственная форма самовыражения уличных художников. Есть еще трафаретная печать, создание постеров и инсталляций, рисование стикерами, монументальная живопись и другие формы уличного искусства.

Зарождаться стрит-арт начал еще в древнем мире. В принципе, и наскальную живопись можно отнести к его проявлениям. В современном виде такое творчество зародилось в Америке во второй половине XX века. Одним из основоположников граффити стал Taki-183 из Нью-Йорка, полное имя которого в историю не вошло. Работая курьером и перемещаясь по городу, он оставлял на стенах, заборах, в метро свою подпись, состоящую из имени и номера улицы, где он жил. Позже о нем написали газеты, и уже толпы его последователей стали оставлять свои метки (tags), все больше разрисовывая улицы города.

В качестве объектов для художеств выступали стены заброшенных зданий. Фото: thinkstockphotos.com

Из Америки стрит-арт пока только в форме граффити распространяется дальше. В Европе это движение стало более «интеллектуальным». Художники стали призывать людей подумать, бороться за свои права, протестовать против несправедливости, быть активными. Изначально в качестве объектов для художеств выступали стены заброшенных зданий, основания мостов, станции метро. Позже художники переключились на стены исторических достопримечательностей, что и определило уличное искусство вне закона. Его стали считать вандализмом, и продолжалось так несколько десятилетий.


Благодаря стрит-арту стало популярно создание картин на стенах подъездов или даже квартир. Фото: thinkstockphotos.com

Сейчас уличное искусство не всегда воспринимается окружающими именно как искусство. Некоторые направления стрит-арта до сих пор считаются вандализмом и незаконны во многих странах. Однако умные руководители пересмотрели отношение к такому проявлению творчества молодежи и решили направить ее энергию в нужное русло. Власти поручают группам художников разрисовывать безликие стены производственных зданий и жилых домов, устраивают конкурсы и дают гранты. Нередко крупные магазины, кафе или галереи прибегают к такому способу декорирования зданий. Благодаря стрит-арту стало популярно создание картин на стенах подъездов или даже квартир.

Постепенно этот вид творчества выбирается из подполья. Для уличных художников проводят вполне легальные фестивали, конкурсы, выставки и другие мероприятия, где молодежь может поучиться у мастеров или продемонстрировать свои работы.


Стрит-артом занимаются люди, которые хотят сделать город лучше и краше. Фото: thinkstockphotos.com

Относительно новым течением в стрит-арте считается 3D-граффити. Художники умудряются создавать уникальные и реалистичные шедевры на асфальте, которые с определенной точки кажутся объемными. Создание объемной картины может занимать несколько дней, а жизнь ее довольно коротка: до первого дождя или уборки дорог. Здесь важно успеть запечатлеть свой шедевр на фото.

Стрит-артом занимаются люди, которые изначально не ищут признания или известности. Им важно сделать окружающий мир чуть лучше и красивее, затронуть какие-то важные социальные проблемы, показать скрытые грани современного города и свой взгляд на мир. Если человек может увидеть прелесть в трещине на асфальте, дефекте на стене здания или обычном бетонном заборе и украсить это место, стоит ли ему мешать?

Граффити часто пользуется плохой репутацией, однако когда за дело берутся настоящие художники, это превращает город в совершенно потрясающее современное место. Граффити и стрит-арт не всегда легальны, но это редко останавливает уличных художников от идеи показать окружающим свое творчество.

В последние годы качественный стрит-арт стал одним из направлений, которое привлекает туристов со всего мира. Уличное искусство способно рассказать целую историю о культуре и жизни без единого слова. Всё больше сообществ включают стрит-арт и граффити в концепции оформления современных кварталов и районов своих городов.

Взгляните на лучшие стрит-арт работы со всего мира:

БЕРЛИН | ГЕРМАНИЯ

Найти стрит-арт в столице Германии можно буквально повсюду. Одной из главных street art команд Берлина считаются трое парней из коллектива Mentalgassi, на счету которых одни из лучших и уникальных стрит-арт работ в городе.

Фото: © URBAN NATION


НЬЮ-ЙОРК | США

Вот уже много лет этот город собирает в себе невероятное количество талантливых людей со всего мира. Благодаря этому история и культура Нью-Йорка не похожа ни на один из других городов.

В последние годы стрит-арт художники Нью-Йорка стекаются в Бушвик — район Бруклина, знаменитый своей хипстерской культурой. Здесь собрано множество известных на весь мир стрит-арт работ: от розовых рисунков Buff Monster до невероятно реалистичных портретов на стенах зданий.


Фото: © jorit.it


МЕХИКО | МЕКСИКА

В столице Мексики можно встретить по-настоящему невероятные работы уличного искусства. Город стал еще красочнее с появлением уличного движения «All City Canvas», в которое вошли 9 талантливых street art художников. Большинство работ команды созданы при поддержке городской власти Мехико.


ВАЛПАРАИСО | ЧИЛИ

Уличное искусство в Валпараисо можно увидеть в одних из самых безопасных туристических районах города — Cerro Alegre и Cerro Concepcion.

ЛОНДОН | ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Стрит-арт в Лондоне можно повстречать во многих местах и в разных видах: от и ярких граффити на стенах до гигантских статуй, подобных голубому петуху, размещенному на Trafalgar Square. Чтобы по-настоящему окунуться в лондонскую street-art культуру, стоит обязательно посетить район города Shoreditch. Также отличным вариантом станет пеший тур Alternative London Walking Tours — это один из самых длинных пеших туров Лондона, посвященных уличному искусству.

ПРАГА | ЧЕХИЯ

Пражские улицы просто усыпаны разнообразными рисунками. Граффити в этом городе уже словно часть культуры и один из главных способов самовыражения для молодых street art художников.


ЛИССАБОН | ПОРТУГАЛИЯ

В 2011 году в португальской столице был создан проект «Crono Project», целью которого стало оформление заброшенных зданий. За работу взялись лучшие местные стрит-арт художники.


| БРАЗИЛИЯ

Уличное искусство в Рио — нечто большее чем, рисунки на стенах. Для некоторых, охваченных преступностью районов, разноцветные стены помогли привлечь больше интереса у туристов и, как следствие, большее внимание от городских властей.

МЕЛЬБУРН | АВСТРАЛИЯ

Уличное искусство в Мельбурне завоевало свою популярность еще в 70-80е годы. В те годы, вдохновленная граффити-культурой Нью-Йорка, местная молодёжь буквально совершила революцию стрит-арт искусства Австралии.


ЛОДЗЬ | ПОЛЬША



ПАРИЖ | ФРАНЦИЯ



БАРСЕЛОНА | ИСПАНИЯ


Фото: ManuManu

СТАВАНГЕР | НОРВЕГИЯ


Фото: Ernest Zacharevic

ОЗ | ФРАНЦИЯ


Фото: Vinie Graffiti

В уличном искусстве важна каждая деталь, мелочь, тень, цвет, линия.

Художник создает свой стилизованный логотип — «уникальный знак» и изображает его на участках городского ландшафта.

Самое главное в стрит-арте — не присвоить территорию, а вовлечь зрителя в диалог и показать различную сюжетную программу.

Искусство стрит-арта зародилось в 1942 году и стремительно развивалось с каждым десятилетием.

Новые разнообразные формы стрит-арта подчас превосходят по своим размахам всё, что было создано до этого. Предлагаем к просмотру 6 великих художников современного стрит-арта.

Banksy

Появляясь по ночам и рисуя на чем придется, этот полумифический человек стал легендой и обрел большую популярность среди любителей современного искусства. Его картины вырезают вместе со стенами домов и продают на аукционах за сотни тысяч долларов.

Но о нем самом не было известно почти ничего. Для властей Лондона он преступник, для любителей современного искусства - гений.

"Обнаженный". Этот рисунок расположен на фасаде бристольской клиники на Парк-стрит, где пациенты проходят курс лечения от сексуальных расстройств. После многочисленных ходатайств от населения, Городской совет Бристоля решил не закрашивать это граффити.

"За стеной". Проект «Стена» включал в себя виртуальную реальность, подчеркивавшую отрицание существования человечества, которое представляет собой забор - дети отрезаны от моря и вынуждены играть ведрами и лопатками на куче камней, а в это время за стеной…

"Я помню, когда здесь были деревья".

"Пикник". На выставке Бэнкси, которая прошла в Лос-Анджелесе в 2006 году, Анджелина Джоли купила три работы художника за 400 тысяч долларов. В числе приобретений была картина «Пикник», стоимостью 226 тыс. долларов.

"Человек, убирающий со стены граффити". Этот рисунок появился в мае 2008 года на улице Лик Стрит в Лондоне. К августу 2008 это граффити было закрашено. Обратите внимание - изображения животных напоминают наскальные рисунки первобытных людей в пещере Ласко во Франции или в испанской Альтамире.

Vhils

Работы португальского художника Александра Фарто просто захватывают дух. Они элегантны и выразительны. Со стороны трудно даже предположить, что его картины сделаны путем царапин на настенном покрытии. Александр в качестве холста использует заброшенные дома.

Его невероятные работы делают доступным искусство для общественных масс, украшают город и поражают умы прохожих.

Vhils посетил Москву и оставил на одном из домов свой "Автограф".

Время создания портрета зависит от высоты стены. Создание портрета на стене двухэтажного здания займет у автора целый день.

Казалось бы, вид искусства, выбранный этим художником, красиво смотрится на улице, но совершенно немыслим в художественных салонах и в галереях. Но Александр Фарто умудряется делать и выставочные варианты своих картин, используя для этого старые двери, стены, рекламные щиты, заборы.

Mark Jenkins

Марк Дженкинс - американский художник, который известен своими уличными инсталляциями, созданными из упаковочной ленты. Работы Марка Дженкинса были отмечены в ряде публикаций, включая Time, The Washington Post, Reuters, The Independent и в блоге, посвященном стрит-арту, Wooster Collective.

Он также выставляется в галереях в США, Европе, Японии и Бразилии, представлен рядом галерей, включая Lazarides Gallery в Лондоне. Художник создал сайт tapesculpture.org с пошаговой инструкцией об изготовлении скульптуры из пленки, а также проводит мастер-классы в городах, которые он посещает.

«Не знаю - художник я или нет, но мне нравится психологическое влияние, которое мои работы производят на людей».

"Газетный человек".

По словам Дженкинса, его работы побуждают случайных прохожих осмысливать сущность вселенной, отталкиваясь от того, что они увидят. Реакцию людей Дженкинс любит записывать на видео.

Проекты Дженкинса вдохновили других людей на создание скотч-культуры повсюду.

Above

Американский уличный художник, родившийся в начале 1980-х в Калифорнии. Он вырос в семье хиппи, с детства увлекался рисованием, а позднее—скейтбордингом.

В 1995-м году он начал рисовать на товарных поездах, а позднее получил известность благодаря своим трафаретам и надписям на политические и социальные темы. Работы Above можно увидеть более чем в пятидесяти странах по всему миру.

"Отдающий бедным". Граффити в Лиссабоне, нарисованное в связи с увеличением бездомных в Португалии.

"Первая любовь". Калифорния, 2009 год.

"Уборщик листьев".

"Стань выше страхов".

Roa

Питер ROA — бельгийский художник стрит-арта, который по всему миру рисует черно- белых животных: крыс, кроликов, мертвых и полуживых птиц, часто с жутковатыми анатомическими подробностями.

Как утверждает Питер, он может нарисовать что угодно, а животных рисует просто потому, что это нравится ему больше всего. На разные работы у него уходит от пары часов до двух-трёх бессонных суток.

ROA много путешествует. В своих путешествиях он рисует животных тех стран, куда отправился. Его меланхоличный характер сильно влияет на большинство работ. Так в его работах прослеживается строгая графичность, темные тона и контрасты смерти.

"Жираф". Африка, 2011 год.

Работа ROA в Москве.

Mentalgassi

Арт-коллектив Mentalgassi, как и многие стрит-художники, пытается преобразить городское пространство, придавая новый смысл окружающим объектам. Отличаются работы своих «коллег» по искусству тем, что расположены они не на стенах домов или автобусных остановках, а на заборах.

"Заставить невидимое быть видимым". Mentalgass указал на бедственное положение Троя Дэвиса, 42-летнего мужчины, который находиться в камере смертников в США.

"Девушка на решетке".

"Выражение протеста".

"Бассейн".

Стрит Арт, бесспорно, имеет свою философию и пользуется популярностью во всем мире, что свидетельствует о его эстетической ценности и относит его к виду прогрессивного, динамично развивающегося искусства, именно искусства, а не проявления невоспитанности.

Ведь великие стрит-арт художники делают заметным для окружающих то, что обычно считается частью серого пространства улиц.

Стрит-арт (уличное искусство ) – направление в современном искусстве, особенностью которого является использование внутригородских территорий для различного рода арт-проектов.

Сложно назвать точную дату основания стрит-арта как направления в искусстве. Исторически сам термин стал популярен в начале 80-х годов, в то же время он стал входить в лексикон различного рода искусствоведов, но, разумеется, сам жанр возник намного раньше.

Т.к. у уличного искусства нет четких концептуальных или технических границ, невозможно выделить конкретных идейных предшественников для стрит-арта как такового. В данном жанре можно наблюдать огромное количество различных поджанров и каждый из них зачастую имеет свою историю. Так, например, в настоящее время, когда стрит-арт уже признан как направление искусства, существует точка зрения, которая «легализует» его в глазах широкой общественности, указывая на то, что уличные художники зачастую придают невзрачным промышленным городам статус новых культурных центров, создают новые эстетические пространства, что повышает качество жизни местного населения. Ярким примером такого преображения может считаться город Бристоль , предположительно родина Бэнкси , где сейчас его работы не только сохраняются, но по ним даже устраивают экскурсии. Кроме того, в этот город приезжает много других уличных художников и их работы также сохраняются. С этой точки зрения идейными предшественниками стрит-арта можно считать футуристов (в том числе и российских), которые призывали раскрасить стены домов, «облагораживая глаз (вкус) прохожего».

Одновременно с этим следует заметить, что не для всех представителей стрит-арта концептуальной основой служила идея облагораживания городской среды. Одним из заметных проявлений стрит-арта являются граффити. Здесь (если говорить о современном периоде истории, т.к. о граффити вообще можно говорить применительно к самым разным эпохам) история берет свое начало в 1920-х годах, когда рисунки и надписи начали появляться на товарных поездах, курсирующих по США. Позднее данное направление превратилось в способ распространения политический и других идей, а также методом закрепления территории различного рода группами лиц. В начале 70-х годов движение стало крайне популярным, появилось множество райтеров, целью которых было разместить свой тег (свою подпись) везде, где только возможно. В условиях конкуренции со стороны других райтеров появлялось стремление сделать свою работу наиболее заметной, подписи становились все более и более сложными. При этом зачастую, вне зависимости от первоначальной задумки автора знак или надпись получали дополнительный смысл уже после того, как были созданы. Иначе говоря, чем чаще человек видит то или иное изображение, тем больше вероятность, что у него возникнет вопрос: что это значит? Люди начинаю спрашивать друг у друга, знак становится частью культурной среды, постепенно получая все новые интерпретации.

Развитие граффити было связано в первую очередь с США, а конкретней с Нью-Йорком. Там основной площадкой для различного рода уличных художников стал местным метрополитен. Вызвано это было тем, что метрополитен в то время представлял из себя наиболее незащищенную часть города, в которой при этом было очень много людей. Т.е. нарисовать что-либо в метро было относительно безопасно и аудитория у работы была значительной. Т.о. данное проявление стрит-арта развивалось в условиях внешнего давления со стороны властей и это, разумеется, оказывало на него влияние. В последующие годы началась активная компания по борьбе с граффити в метро и это привело к тому, что многие художники начали работать на улицах. Чуть позже начал набирать популярность трафарет, т.к. так создать свой рисунок художник может быстрее, что снижает вероятность возможного ареста.

При этом необходимо отметить, что трафарет сам по себе тоже является отдельным направлением в стрит-арте. Считается, что популярность он набрал на волне граффити и под влиянием неблагоприятной для долгой и кропотливой работы атмосферы, но при этом сказать, что трафарет является исключительно продолжением традиции нью-йоркских граффити было бы неверно. Данный способ интересен не только тем, что позволяет быстро создать изображение, но и тем, что позволяет повторять один и то же рисунок множество раз, а т.к. для непосредственно нанесение краски поверх трафарета не надо быть выдающимся художником, тег выполненный в такой манере быстрее распространяется по условной территории. Возможно первый примером здесь может считаться т.н. «Здесь был Килрой» (англ. Kilroy was here ). Тег получил огромную популярность в послевоенное время в США и Европе. Сама фраза принадлежит Джеймсу Килрою, который инспектировал верфи и на проверенных кораблях оставлял такую надпись. Постепенно фразу начали замечать и интерпретировать. Солдаты стали воспроизводить её в различных городах Европы, а в послевоенные годы типичное изображение человечка с длинным носом, выглядывающего из-за некой плоскости и соответствующая надпись «Kilroy was here» стали появляться по всей Америки.

В 90-е годы XX века трафаретом стали пользоваться художники, которые позднее получили широкую известность. Здесь можно отметить компанию Шепарда Фейри "Andre the Giant Has a Posse", которая позже трансформировалась в компанию «Obey», в ходе которой автор распространил около миллиона изображений Гиганта Андре с соответствующей надписью, пользуясь при этом различными методами, в том числе и трафаретом. Многократное повторение одного и того же изображения влияет на интерпретацию этого изображения зрителем. Отчасти здесь можно найти некое сходство с идеями поп-арта , но надо понимать, что если понятие симулякра предполагает создание копии без оригинала, символа без смысла, то в данном случае речь идет о символе, который приобретает смысл после, а вернее по ходу многократного копирования. Впрочем, ряд художников, ставших известными в рамках стрит-арта, в определенный момент начинали работать в жанре именно поп-арта, зачастую используя образы придуманные ранее для улицы.

Еще одним направлением стрит-арта можно считать различного рода инсталляции. Здесь можно выделить работы Марка Дженкинса, который создает скульптуры из пленки и скотча, размещая их позднее в городах по всему миру. Впрочем, к стрит-арту можно отнести любые арт-работы выполненные в пределах того или иного города, что делает данный жанр фактически безграничным по количеству произведений, художников, идей и т.д.