Когда люди начали создавать мифы. Мифы о сотворении мира и первых людях


Интереснейшие и поучительные истории, увлекательные рассказы и приключения подарила миру греческая мифология. Повествование погружает нас в сказочный мир, где можно встретить героев и богов, страшных чудовищ и необычных животных. Мифы Древней Греции, написанные многие столетия назад, в настоящее время являются величайшим культурным наследием всего человечества.

Что такое мифы

Мифология – удивительный отдельный мир, в котором люди противостояли божествам Олимпа, сражались за честь и противостояли злу и разрушению.

Однако стоит помнить, что мифы – произведения, созданные исключительно людьми с применением фантазии и вымысла. Это истории о богах, героях и подвигах, необычных явлениях природы и загадочных существах.

Происхождение легенд ничем не отличается от возникновения народных сказок и преданий. Греки придумывали и пересказывали необычные истории, в которых смешивались правда и вымысел.

Не исключено, что доля истины присутствовала в рассказах – за основу мог браться жизненный случай или пример.

Источник мифов Древней Греции

Откуда же современным людям доподлинно известны мифы и их сюжеты? Оказывается, греческая мифология сохранилась на табличках эгейской культуры. Записаны они были линейным письмом Б, которое удалось расшифровать только в 20 веке.

Крито-микенский период, к которому относится этот тип письма, знал большинство богов: Зевс, Афина, Дионис и так далее. Однако, из-за упадка цивилизации и возникновения античной греческой, мифология могла иметь свои пробелы: нам она известна только по наиболее поздним источникам.

Разнообразные сюжеты мифов Древней Греции часто использовались писателями того времени. А перед наступлением эпохи эллинизма стало популярным создавать на их основе собственные легенды.

Наиболее крупными и известными источниками являются:

  1. Гомер, «Илиада», «Одиссея»
  2. Гесиод «Теогония»
  3. Псевдо-Аполлодор, «Библиотека»
  4. Гигин, «Мифы»
  5. Овидий, «Метаморфозы»
  6. Нонн, «Деяния Диониса»

Карл Маркс считал, что мифология Греции являлась обширным хранилищем искусства, а так же создавала почву для него, выполняя, таким образом, двойную функцию.

Древнегреческая мифология

Мифы не появились в одночасье: они складывались несколько веков, передавались из уст в уста. Благодаря поэзии Гесиода и Гомера, произведениям Эсхила, Софокла и Еврипида мы можем познакомиться с историями в настоящее время.

Каждая история имеет ценность, храня в себе атмосферу античности. Специально обученные люди – мифографы – стали появляться в Греции в 4 веке до нашей эры.

К ним относят софиста Гиппия, Геродота Гераклейского, Гераклита Понтийского и других. Дионисий Самойский в частности занимался составлением генеалогических таблиц и изучал трагические мифы.

Существует множество мифов, но наиболее популярными стали истории, связанные с Олимпом и ее обитателями.

Однако сложная иерархия и история возникновения богов способна запутать любого читателя, а потому мы предлагаем разобраться в этом подробно!

С помощью мифов становится возможным воссоздание картины мира в представлении жителей Древней Греции: мир населен чудовищами и великанами, среди которых гиганты, – одноглазые существа и Титаны.

Происхождение богов

Вечный, безграничный Хаос окутывал Землю. В нем был заключен мировой источник жизни.

Считалось, что именно Хаос породил все вокруг: мир, бессмертных богов, богиню Земли Гею, которая давала жизнь всему растущему и живущему, и могучую силу, оживляющую все – Любовь.

Однако и под Землей произошло рождение: мрачный Тартар появился на свет – бездна ужаса, наполненная вечной тьмой.

В процессе создания мира, Хаос породил Вечный Мрак, именуемый Эреб, и темную Ночь по имени Никта. В результате соединения Никты и Эреба был рожден Эфир – вечный Свет и Гемера – светлый День. Благодаря их появлению, свет заполнил весь мир, а день и ночь стали сменять друг друга.

Гея, могущественная и благодатная богиня, создала необъятное голубое Небо – Урана. Раскинувшись над Землей, он воцарился во всем мире. Высокие Горы гордо тянулись к нему, а шумящее Море разлилось по всей Земле.

Богиня Гея и ее дети-титаны

После создания Матерью – Землей Неба, Гор и Моря, Уран решил взять Гею себе в жены. От божественного союза произошло 6 сыновей и 6 дочерей.

Титан Океан и богиня Фетида создали все реки, катившие свои воды к морю, и богинь морей, именуемых океанидами. Титан Гипперион и Тейя подарили миру Гелиоса – Солнце, Селену – Луну и Эос – Зарю. Астрея и Эос породили все звезды и все ветра: Борей – северный, Эвр – восточный, Нот – южный, Зефир – западный.

Свержение Урана – начало новой эпохи

Богиня Гея — могучая Земля – произвела на свет еще 6 сыновей: 3 циклопов – великаны, имеющие один глаз во лбу, и 3 пятидесятиголовых сторуких чудовищ, именуемых Гекантохейрами. Они обладали безграничной силой, которая не знала предела.

Пораженный уродством своих детей-великанов, Уран отрекся от них и приказал заключить в недра Земли. Гея, будучи Матерью, страдала, тяготясь страшным бременем: ведь ее собственные дети были заточены в ее недрах. Не выдержав, Гея призвала своих детей-титанов, уговаривая их восстать против отца – Урана.

Сражение богов с титанами

Будучи великими и могучими, титаны все равно боялись отца. И только Кронос, самый младший и коварный, принял предложение матери. Обхитрив Урана, он низверг его, захватив власть.

В качестве наказания за поступок Кроноса богиня Ночь родила смерть (Танат), раздор (Эрида), обман (Апата),

Кронос, пожирающий своего ребенка

уничтожение (Кер), кошмарный сон (Гипнос) и отмщение (Немезиду) и других страшных богов. Все они привнесли в мир Кроноса ужас, раздор, обманы, борьбу и несчастья.

Несмотря на свое коварство, Кронос боялся. Его страх был построен на личном опыте: ведь дети могли свергнуть его, как он однажды сверг Урана – своего отца.

Опасаясь за свою жизнь, Кронос приказал своей жене Рее приносить ему родившихся детей. К ужасу Реи, 5 из них были съедены: Гестия, Деметра, Гера, Аид и Посейдон.

Зевс и его правление

Прислушавшись к совету отца Урана и матери Геи, Рея сбежала на остров Крит. Там, в глубокой пещере она родила младшего сына Зевса.

Спрятав новорожденного в ней, Рея обманула жесткого Кроноса, дав проглотить длинный камень, завернутый в пеленки, вместо своего сына.

Время шло. Кронос не разгадал обман жены. Зевс рос, находясь на Крите. Его нянями были нимфы – Адрастея и Идея, вместо молока матери он был вскормлен молоком божественной козы Амалфеи, а трудолюбивые пчелы носили мед малышу Зевсу с горы Дикты.

Если Зевс начинал плакать, юные куреты, стоявшие у входа в пещеру, ударяли мечами в щиты. Громкие звуки заглушали плач, чтобы Кронос его не услышал.

Миф о рождении Зевса: кормление молоком божественной козы Амалфеи

Зевс вырос. Победив Кроноса в битве при помощи титанов и циклопов, он стал верховным божеством Олимпийского Пантеона. Властелин небесных сил повелевал громами, молниями, тучами и ливнями. Он господствовал во Вселенной, даря людям законы и охраняя порядок.

Взгляды Древних Греков

Эллины считали, что боги Олимпа похожи на людей, а отношения между ними сравнимы с человеческими. Их жизнь так же наполняли ссоры и примирения, зависть и вмешательства, обиды и прощение, радость, веселье и любовь.

В представлениях древних греков каждое божество имело собственное занятие и сферу влияния:

  • Зевс – повелитель неба, отец богов и людей
  • Гера – жена Зевса, покровительница семьи
  • Посейдон – море
  • Гестия – семейный очаг
  • Деметра – земледелие
  • Аполлон – свет и музыка
  • Афина – мудрость
  • Гермес – торговля и вестник богов
  • Гефест – огонь
  • Афродита – красота
  • Арес – война
  • Артемида – охота

С земли люди обращались каждый к своему богу, соответственно их предназначению. Повсюду строились храмы, дабы умилостивить их, а вместо жертвоприношений подносили дары.

В греческой мифологии не только Хаос, титаны и Олимпийский Пантеон имели значение, существовали и другие боги.

  • Нимфы Наяды, жившие в ручьях и реках
  • Нереиды – нимфы морей
  • Дриады и Сатиры – нимфы лесов
  • Эхо – нимфа гор
  • Богини-судьбы: Лахесис, Клото и Атропос.

Богатый мир мифов подарила нам античная Греция. Он наполнен глубоким смыслом и поучительными историями. Благодаря ним, люди могут научиться древней мудрости и знаниям.

Сколько различных легенд существует на данный момент, не сосчитать. Но поверьте, каждому человеку стоит ознакомиться с ними, проведя время с Аполлоном, Гефестом, Гераклом, Нарциссом, Посейдоном и другими. Добро пожаловать в античный мир древних греков!

Любой миф начинается с полуправды и заканчивается абсолютной неправдой - ошибкой, заблуждением или же прямой ложью, иногда спланированной. Классический механизм возникновения околонаучного (читай "лже-" или "псевдонаучного") мифа таков:


1. выдвигается вполне научная гипотеза, дающая возможное объяснение какому-либо явлению;
2. гипотеза проверяется научным сообществом и отбраковывается, как неподтверждённая никаким из исследований, коих проводится множество в случае, если вопрос имеет высокую степень значимости для человечества в целом и науки в частности;
3. проходит время, и материалы по проверке этой гипотезы обнаруживает на пыльных полках научных архивов какой-нибудь не совсем добросовестный учёный (лжеучёный) или же другое заинтересованное в создании сенсации лицо;
4. лжеучёный выдаёт гипотезу за теорию, зачастую внося коррективы: в частности, очень подробно и красочно расписывая потенциальные области применения своего "открытия";
5. далее слухи начинают распространятся и мутировать, подобно вирусам (часто их называют "медиавирусами" или "мемами" в терминологии Р. Докинза).

Рассмотренная схема, конечно, не является единственной и единственно верной, но вполне наглядно поясняет дальнейшее изложение.

Как, кем и зачем распространяются мифы?

О процессе распространения слухов (мемов, медиавирусов) есть достаточно информации в Интернете, поэтому здесь давайте подробнее остановимся на том, кто распространяет слухи.

Слухи распространяются прежде всего людьми с некритическим мышлением и просто любителями сенсаций. Иногда слухи распространяются намеренно теми людьми, которые заинтересованы в этом - речь идёт о получении прибыли от продажи товаров и услуг, эксплуатирующих распространяемый слух, идею.

Такая дезинформация становится возможной отнюдь не благодаря виртуозности "заговорщиков", а по причине банальной доверчивости большинства людей, склонности принимать любые красиво или интересно (наукоёмко, перспективно, оптимистично, а иногда и наоборот) звучащие слова за правду, без попыток их критического осмысления, проверки фактов.

Слухи являются столь привлекательными по следующим причинам:

* несут сильный эмоциональный заряд - дело в том, что эмоционально неуравновешенные люди (в частности те, кто страдает зависимостями) зачастую ищут эмоциональных встрясок - такие поиски приводят их в Интернет и на ТВ, где в обилии присутствует шокирующие материалы (шок-контент);
* в слухе содержится обещание "счастья" без больших затрат времени, сил и средств (а чаще - за умеренную плату), или же предостережение о несчастье (например, конце света), которого можно избежать благодаря преподносимой слухом идее;
* слух играет на человеческих чувствах, обычно на честолюбии и жажде власти, контроля - именно поэтому мошенники часто обещают, что благодаря их учению, средству или прибору вы станете хозяином своей жизни и сможете управлять чужими;

Целью же распространение любого слуха так или иначе является некая тактическая выгода, будь то эмоциональная встряска или доход от продажи "чудо-средства".

Почему эта выгода "тактическая"? Потому что в итоге, для человечества в целом или отдельных сообществ, она приводит к значимому ущербу. Эмоционально нестабильный человек, получая свою встряску, становится ещё менее стабильным, а тот же мошенник, благодаря своим активным вредоносным действиям, разрушает общество - среду, в которой сам живёт. В один прекрасный день продавец "чудо-лекарства" может заболеть и, придя к врачу за помощью, получить рецепт на свой же поддельный (и неэффективный) препарат.

Как зарабатывают на мифах?

Спрос рождает предложение и, наоборот, предложение рождает спрос - это две взаимодополняющих тенденции в рыночной экономике. Как только появляется потребность, начинают возникать и способы её удовлетворения, а появление каждого нового (более простого или эффективного) способа порождает дополнительный интерес к удовлетворению потребности, какой бы низкой или нездоровой она ни была.

Существует также и множество законов (социальных, психологических и т.д.), благодаря которым продавать обещание простого решения становится выгоднее и проще, чем продавать настоящее решение, которое связано с преодолением трудностей.

В эпохи социальных потрясении создаются чрезвычайно благоприятные условия для процветания мошенничества всех видов, от колдовства и борьбы с ним до околонаучных обманов, которые уже не раз существенно подтачивали бюджеты разных стран (Россия - наглядный пример, но речь не об этом).

Люди, обладающие хоть сколько-нибудь развитыми навыками обмана и манипуляций, находят в трудные времена своё "призвание" в обмане других, чуть более наивных людей. Кстати, убедительная просьба не пугаться слова "манипуляции" - это одна из весьма распространённых форм социального взаимодействия, которая весьма часто встречается в быту, например в дисфункциональных семьях

История создания мира волновала людей с древних времен. Представители разных стран и народов неоднократно задумывались над тем, как появился мир, в котором они живут. Представления об этом формировались веками, перерастая из мыслей и догадок в мифы о создании мира.

Именно поэтому мифология любого народа начинается с попыток объяснить истоки происхождения окружающей действительности. Люди понимали тогда и понимают сейчас, что любое явление имеет начало и конец; и закономерный вопрос появления всего вокруг логично возникал у представителей Homo Sapiens. группы людей на ранних этапах развития ярко отражало степень понимания того или иного явления, в том числе и такого, как создание мира и человека высшими силами.

Люди передавали теории создания мира из уст в уста, приукрашая их, добавляя все новые и новые подробности. В основном, мифы о создании мира показывают нам, насколько разнообразно было мышление наших предков, ведь в качестве первоисточника и созидателя в их рассказах выступали то боги, то птицы, то животные. Схожесть была, пожалуй, в одном - мир возник из Ничего, из Первобытного Хаоса. А вот дальнейшее его развитие происходило тем путем, который выбирали для него представители того или иного народа.

Восстановление картины мира древних народов в современности

Стремительное развитие мира в последние десятилетия дало шанс на более качественное восстановление картины мира древних народов. Ученые разных специальностей и направлений занимались исследованием найденных рукописей, археологических артефактов для того, чтобы воссоздать то мировосприятие, которое было характерно для жителей той или иной страны много тысяч лет назад.

К большому сожалению, мифы о создании мира не сохранились в наше время в полном объеме. Из дошедших отрывков не всегда удается восстановить и первоначальный сюжет произведения, что побуждает историков и археологов вести настойчивые поиски других источников, способных восполнить недостающие пробелы.

Тем не менее, из того материала, который есть в распоряжении современных поколений, можно извлечь много полезной информации, в частности: как жили, во что верили, кому поклонялись древние люди, в чем проявляется отличие мировоззрений у разных народов и какова цель создания мира по их версиям.

Огромную помощь в поисках и восстановлении информации оказывают современные технологии: транзисторы, компьютеры, лазеры, различные узкоспециальные приборы.

Теории создании мира, бытовавшие у древних жителей нашей планеты, позволяют сделать вывод: в основе любой легенды лежало понимание того факта, что все сущее возникло из Хаоса благодаря чему-то Всемогущему, Всеобъемлющему, женского или мужского рода (в зависимости от устоев общества).

Мы попытаемся вкратце изложить наиболее популярные версии легенд древних людей, чтобы составить общее представление об их мировосприятии.

Мифы о создании мира: Египет и космогония древних египтян

Жители египетской цивилизации были приверженцами Божественного начала всего сущего. Однако история создания мира глазами разных поколений египтян несколько отличается.

Фиванская версия появления мира

Самая распространенная (фиванская) версия повествует о том, что из вод бескрайнего и бездонного океана появился самый первый Бог — Амон. Он создал себя сам, после чего сотворил других Богов и людей.

В более поздней мифологии Амон известен уже под именем Амон-Ра или просто Ра (Бог Солнца).

Первыми, кого сотворил Амон, стали Шу — первый воздух, Тефнут — первая влага. Из них создал которая была Оком Ра и должна была следить за действиями Божества. Первые слезы из Ока Ра стали причиной появления людей. Так как Хатхор — Око Ра — была сердита на Божество за то, что существует отдельно от его тела, Амон-Ра посадил Хатхор к себе на лоб в качестве третьего глаза. Из своих уст Ра сотворил других Богов, в том числе и свою жену, Богиню Мут, и сына Хонсу — лунное Божество. Все вместе они представляли фиванскую Триаду Богов.

Подобная легенда о создании мира дает понимание того, что египтяне в основу взглядов о его возникновении закладывали Божественное начало. Но это было верховенство над миром и людьми не одного Бога, а целой их плеяды, которую чтили и выражали свое уважение многочисленными жертвоприношениями.

Мировоззрение древних греков

Богатейшую мифологию в наследство новым поколениям оставили древние греки, уделявшие своей культуре огромное внимание и придававшие ей первостепенное значение. Если рассматривать мифы о создании мира, Греция, пожалуй, превосходит любую другую страну по их количеству и разнообразию. Делились они на матриархальные и патриархальные: в зависимости от того, кто был его героем — женщина или мужчина.

Матриархальная и патриархальная версии появления мира

Например, по версии одного из матриархальных мифов, прародительницей мира была Гея — Мать-Земля, возникшая из Хаоса и родившая Бога Неба — Урана. Сын, в благодарность матери за свое появление, излил на нее дождь, оплодотворивший землю и пробудивший спавшие в ней семена к жизни.

Патриархальная версия более расширена и глубока: вначале существовал только Хаос — темный и безграничный. Он произвел на свет Богиню Земли — Гею, от которой пошло все живое, и Бога Любви Эроса, вдыхавшего жизнь во все вокруг.

В противовес живому и стремящемуся к солнцу, под землей родился угрюмый и мрачный Тартар — темная бездна. Возникли также Вечный Мрак и Темная Ночь. Они родили Вечный Свет и Светлый День. С тех пор День и Ночь сменяют друг друга.

Затем появились и другие существа и явления: Божества, титаны, циклопы, великаны, ветра и звезды. В результате длительной борьбы между Богами во главе Небесного Олимпа встал Зевс — сын Кроноса, выращенный матерью в пещере и свергнувший отца с трона. Начиная с Зевса, свою историю берут и другие известные считавшиеся прародителями людей и их покровителями: Гера, Гестия, Посейдон, Афродита, Афина, Гефест, Гермес и прочие.

Люди почитали Богов, всячески умилостивливали их, возводя роскошные храмы и принося в них бесчисленные богатые дары. Но помимо Божественных созданий, живущих на Олимпе, были еще и такие уважаемые существа, как: Нереиды — морские жительницы, Наяды — хранительницы водоемов, Сатиры и Дриады — лесные талисманы.

По верованиям древних греков, судьба всех людей была в руках трех богинь, название которым Мойры. Они пряли нить жизни каждого человека: со дня рождения до дня смерти, решая, когда этой жизни оборваться.

Мифы о создании мира пестрят многочисленными невероятными описаниями, ведь, веря в силы, стоящие выше человека, люди приукрашали их самих и их деяния, наделяя сверхспособностями и присущими только богам возможностями править судьбой мира и человека в частности.

С развитием греческой цивилизации все большую популярность приобретали мифы о каждом из божеств. Их было создано великое множество. Мировоззрение древних греков значительным образом повлияло на развитие истории появившегося в более позднее время государства, став основанием его культуры и традиций.

Появление мира глазами древних индийцев

В контексте темы "Мифы о создании мира" Индия известна несколькими версиями появления всего сущего на Земле.

Наиболее известная из них похожа на греческие предания, потому что также повествует о том, что вначале на Земле господствовала непроглядная тьма Хаоса. Она была недвижима, но полна скрытого потенциала и великой силы. Позже из Хаоса появились Воды, которые породили Огонь. Благодаря великой силе тепла в Водах появилось Золотое Яйцо. На тот момент в мире не существовало небесных светил и измерения времени. Тем не менее, в сопоставлении с современным счетом времени, Золотое Яйцо плавало в безбрежных водах океана около года, после чего возник прародитель всего по имени Брахма. Он и разбил яйцо, вследствие чего верхняя его часть превратилась в Небо, а нижняя — в Землю. Между ними Брахмой было помещено воздушное пространство.

Далее прародитель сотворил страны света и положил начало отсчету времени. Таким образом, по преданию индийцев, возникла Вселенная. Однако Брахма почувствовал себя очень одиноко и пришел к выводу, что нужно создать живые существа. Брахмы была настолько велика, что он смог с ее помощью сотворить шестерых сыновей — великих владык, и других богинь и богов. Утомившись от столь глобальных дел, Брахма передал власть над всем существующим во Вселенной своим сыновьям, а сам удалился на покой.

Что касается появления людей в мире, то, согласно индийской версии, они родились от богини Саранью и бога Вивасвата (который из Бога превратился в человека по воле старших богов). Первые дети этих богов были смертными, а остальные — богами. Первым из смертных детей богов умер Яма, в загробном мире ставший повелителем царства мертвых. Другой смертный ребенок Брахмы - Ману - пережил Великий Потоп. От этого бога и произошли люди.

Пируши - Первый Человек на Земле

Другая легенда о создании мира повествует о появлении Первого Человека, названного Пируши (в других источниках - Пуруши). характерен для периода брахманизма. Родился Пуруши благодаря воле Всемогущих Богов. Однако позже Пируши принес себя в жертву создавшим его Богам: тело первозданного человека было рассечено на части, из которых возникли небесные светила (Солнце, Луна и звезды), само небо, Земля, страны света и сословия человеческого общества.

Наивысшим сословием — кастой — считались Брахманы, возникшие из уст Пуруши. Они являлись жрецами богов на земле; знали священные тексты. Следующим по значимости сословием стали кшатрии — правители и воины. Их Первозданный Человек создал из своих плеч. Из бедер Пуруши появились торговцы и земледельцы — вайшьи. Низшим сословием, возникшим из ступней Пируши, стали шудры — подневольные люди, выполнявшие роль слуг. Самое незавидное положение занимали так называемые неприкасаемые — к ним нельзя было даже прикасаться, иначе человек из другой касты немедленно становился одним из неприкасаемых. Брахманы, кшатрии и вайшьи по достижении определенного возраста посвящались и становились «дважды рожденными». Их жизнь делилась на определенные этапы:

  • Ученический (человек учится жизни у более мудрых взрослых и набирается жизненного опыта).
  • Семейный (человек создает семью и обязан стать порядочным семьянином и домохозяином).
  • Отшельнический (человек покидает дом и живет жизнью монаха-отшельника, умирая в одиночестве).

Брахманизм предполагал существование таких понятий, как Брахман - основа мира, его причина и сущность, безличный Абсолют, и Атман - духовное начало каждого человека, присущее только ему и стремящееся к слиянию с Брахманом.

С развитием брахманизма возникает и идея Сансары - круговращения бытия; Инкарнации - перерождения после смерти; Кармы - судьбы, закона, который определит, в каком теле человек родится в следующей жизни; Мокши - идеала, к которому нужно стремиться человеческой душе.

Говоря о разделении людей на касты, стоит отметить, что они не должны были контактировать между собой. Проще говоря, каждое сословие общества было изолировано от другого. Слишком жесткое кастовое деление объясняет тот факт, что мистическими и религиозными проблемами могли заниматься исключительно брахманы - представители высшей касты.

Однако позже возникают и более демократические религиозные учения - буддизм и джайнизм, занимавшие противостоящую официальному учению точку зрения. Джайнизм стал очень влиятельной религией внутри страны, но так и остался в ее границах, в то время как буддизм превратился в мировую религию с миллионами последователей.

Несмотря на то что теории создания мира глазами одного и того же народа отличаются, в целом общее начало в них есть - это присутствие в любой легенде некого Первочеловека - Брахмы, который в итоге стал основным божеством, в которого верили в Древней Индии.

Космогония Древней Индии

Самая поздняя версия космогонии Древней Индии видит в основании мира триаду Богов (так называемую Тримурти), в состав которой входили Брахма-Создатель, Вишну-Хранитель, Шива-Разрушитель. Их обязанности были четко распределены и разграничены. Так, Брахма циклически рождает Вселенную, которую хранит Вишну, и уничтожает Шиву. Пока есть Вселенная — длится день Брахмы. Как только Вселенная перестает существовать, наступает ночь Брахмы. 12 тысяч Божественных лет — такова циклическая продолжительность и дня, и ночи. Эти года состоят из суток, которые равны человеческому понятию года. После столетней жизни Брахмы его сменяет новый Брахма.

В целом, культовое значение Брахмы второстепенно. Свидетельством этому служит существование всего двух храмов в его честь. Шива и Вишну, наоборот, получили широчайшую популярность, преобразовавшуюся в два мощных религиозных течения - шиваизм и вишнуизм.

Создание мира по Библии

История создания мира по Библии также весьма интересна с точки зрения теорий о сотворении всего сущего. Священная книга христиан и иудеев по-своему объясняет происхождение мира.

Создание мира Богом освещается в первой книге Библии - «Бытие». Так же, как и другие мифы, легенда повествует о том, что в самом начале не было ничего, не было даже Земли. Существовал лишь сплошной мрак, пустота и холод. На все это созерцал Всемогущий Бог, решивший оживить мир. Начал он свое дело с сотворения земли и неба, не имевших сколько-нибудь определенных форм и очертаний. После этого Всемогущий создал свет и тьму, отделив их друг от друга и назвав, соответственно, день и ночь. Это произошло в первый день мироздания.

На второй день Богом была создана твердь, которая разделила воду на две части: одна часть осталась над твердью, а вторая - под ней. Имя тверди стало Небо.

Третий день ознаменовался созданием суши, которую Бог именовал Землей. Для этого он собрал всю воду, которая была под небом, в одном месте, и назвал ее морем. Чтобы оживить то, что уже было создано, Бог сотворил деревья и траву.

Четвертый день стал днем создания светил. Их Бог создал для отделения дня от ночи, а также для того, чтобы они всегда освещали землю. Благодаря светилам стало возможным вести счет дням, месяцам и годам. Днем сияло большое светил Солнце, а ночью - светило поменьше - Луна (ему помогали звезды).

Пятый день был посвящен созданию живых существ. Самыми первыми появились рыбы, водные животные и птицы. Созданное понравилось Богу, и он решил увеличить их количество.

На шестой день были созданы существа, обитающие на суше: дикие звери, скот, змеи. Так как дел у Бога оставалось еще много, он сотворил себе помощника, назвав его Человеком и сделав похожим на себя. Человек должен был стать владыкой земли и всего обитающего и растущего на ней, в то время как за собой Бог оставил привилегию управлять всем миром.

Из земного праха появился мужчина. Если сказать точнее, то был он вылеплен из глины и назван Адамом («человек»). Его Бог поселил в Эдеме - райской стране, по которой текла могучая река, поросшая деревьями с большими и вкусными плодами.

Посредине рая выделялись два особых дерева - древо познания добра и зла и древо жизни. Адаму было поручено охранять и ухаживать за ним. Он мог вкушать плоды с любого дерева, кроме древа познания добра и зла. Бог пригрозил ему, что, съев плод именно с этого дерева, Адам тут же погибнет.

Адаму было скучно одному в саду, и тогда Бог велел всем живым существам прийти к человеку. Адам дал всем птицам, рыбам, пресмыкающимся и животным имена, но не нашел того, кто смог бы стать ему достойным помощником. Тогда Бог, сжалившись над Адамом, усыпил его, вынул у него из тела ребро и создал из него женщину. Проснувшись, обрадовался Адам такому подарку, решив, что женщина станет ему верной спутницей, помощницей и женой.

Бог дал им напутствие - наполнять землю, обладать ею, властвовать над рыбами морскими, птицами небесными и прочими животными, которые ходят и ползают по земле. А сам, утомившись от трудов и довольный всем созданным, решил отдохнуть. С тех пор каждый седьмой день считается праздничным.

Таким представляли создание мира по дням христиане и иудеи. Это явление - основной догмат религии названных народов.

Мифы о создании мира разных народов

Во многом история человеческого общества - это, в первую очередь, поиск ответов на основополагающие вопросы: что было в начале; какова цель создания мира; кто является его творцом. Исходя из мировоззрений народов, живших в разные эпохи и в разных условиях, ответы на эти вопросы приобретали индивидуальную для каждого общества интерпретацию, которая в общих чертах могла соприкасаться с трактованиями возникновения мира у соседних народов.

Тем не менее, каждый народ верил в свою версию, почитал своего бога или богов, пытался распространять среди представителей других обществ и стран свое учение, религию, касающуюся такого вопроса, как создание мира. Прохождение нескольких этапов в этом процессе стало неотъемлемой частью легенд древних людей. Они свято верили, что все в мире возникало постепенно, по очереди. Среди мифов разных народов не встречается ни одного рассказа, где бы все существующее на земле появилось в один миг.

Древние люди отождествляли рождение и развитие мира с рождением человека и его взрослением: сначала человек рождается на свет, с каждым днем приобретая все новые и новые знания и опыт; затем происходит период становления и взросления, когда приобретенные знания становятся применимы в повседневной жизни; а далее наступает этап старения, угасания, который предполагает постепенную утрату человеком жизненной силы, что в итоге приводит к смерти. Та же этапность относилась во взглядах наших предков и к миру: появление всего живого благодаря той или иной высшей силе, развитие и расцвет, угасание.

Мифы и легенды, дошедшие до наших дней, составляют немаловажную часть истории развития народа, позволяя ассоциировать свое происхождение с определенными событиями и получить понимание того, с чего все начиналось.

МИФЫ О СОТВОРЕНИИ МИРА И ПЕРВЫХ ЛЮДЯХ

Егип етская мифология
Египтяне считали, что людей и их Ка (душу) вылепил из глины бараноголовый бог Хнум. Он главный создатель мира. Он вылепил весь мир на гончарном круге и таким же способом создал людей и животных.

Миф древних индийцев
Прародителем мира был Брахма. Люди же появились из тела Пуруши - первозданного человека, которого боги принесли в жертву в начале мира. Они бросили его, как жертвенное животное, на солому, облили маслом, обложили дровами. Из этой жертвы, расчлененной на части, родились гимны и напевы, кони, быки, козы и овцы. Из уст его возникли жрецы, руки его стали воинами, из бедер его были созданы земледельцы, а из ног родилось низшее сословие. Из разума Пуруши возник месяц, из ока - солнце, огонь родился из его рта, а из дыхания - ветер. Воздух произошел из его пупа, из головы произошло небо, а из ушей создались стороны света, ноги же стали землею. Так из великой жертвы вечные боги сотворили мир.

Греческая мифология
Согласно греческой мифологии, людей вылепил из земли и воды Прометей, сын титана Иапета, двоюродный брат Зевса. Прометей создал людей смотрящими в небо, по подобию богов.
По некоторым мифам, люди и животные были созданы греческими богами в глубине земли из смеси огня и земли, а Прометею и Эпиметею боги поручили распределить способности между ними. Эпиметей виноват в беззащитности людей, так как истратил все способности к жизни на земле на животных, поэтому Прометей должен был позаботиться о людях (дал им огонь и т. п.).

Миф народов Центральной Америки
Первых людей боги слепили из мокрой глины. Но надежд великих богов они не оправдали. Все бы ничего: и живые, и говорить умеют, но разве могут глиняные болваны хотя бы голову повернуть? Уставятся в одну точку и таращат глаза. А то расползаться начнут, чуть дождиком их покропит. Но хуже всего - бездушные они вышли, безмозглые...
Взялись боги за дело второй раз. «Попробуем сделать людей из дерева!» - уговорились они. Сказано - сделано. И землю заселили деревянные истуканы. Но сердца у них не было, и были они неразумны.
И решили боги еще раз взяться за сотворение людей. «Чтобы создать людей из плоти и крови, нам нужен благородный материал, который наделит их и жизнью, и силой, и разумом», - решили боги. Они нашли этот благородный материал - белый и желтый маис (кукурузу). Они обмолотили початки, замесили тесто, из которого и слепили первых разумных людей.

Миф североамериканских индейцев
Однажды было такое жаркое лето, что водоем, в котором жили черепахи, пересох. Тогда черепахи решили поискать другое место для жилья и отправились в путь.
Самая толстая черепаха, чтобы облегчить себе дорогу, сняла панцирь. Так она и шла без панциря до тех пор, пока не превратилась в человека - предка рода Черепахи.

Миф североамериканского племени Акома повествует о том, что первые две женщины узнали во сне, что люди живут под землей. Они вырыли яму и освободили людей.

Миф народа инки
В Тиауанако творец всего сущего сотворил тамошние племена. Он делал из глины по одному человеку каждого племени и рисовал платье, которое они должны были носить; тех, кто должен быть с длинными волосами, лепил с длинными волосами, а тех, кто должен быть стриженым, - с короткими; и каждому народу были даны свой язык, и свои песни, и злаки, и еда.
Когда творец закончил эту работу, он вдохнул жизнь и душу в каждого мужчину и в каждую женщину и приказал, чтобы они ушли под землю. А вышло каждое племя там, где ему было приказано.

Миф индейцев Мексики
Когда на Земле все было готово, Нохотсакьюм создал людей. Первыми были кальсия, то есть люди-обезьяны, затем коха-ко - люди-кабаны, затем капук - люди-ягуары и, наконец, чан-ка - люди-фазаны. Так он сотворил разные народы. Делал он их из глины - мужчин, женщин, детей, прилаживал им глаза, носы, руки, ноги и все остальное, затем клал фигурки в костер, на котором обычно пек тортильи (кукурузные лепешки). От огня глина твердела, и люди оживали.

Австралийские мифы
Вначале Земля была покрыта морем, а на дне высохшего первобытного океана и на склонах скал, выступающих из волн, находились уже... комки беспомощных существ со склеенными пальцами и зубами, закрытыми ушами и глазами. Другие подобные человеческие «личинки» жили в воде и были похожи на бесформенные шары сырого мяса, в которых только угадывались зачатки частей тела человека. Птица-мухоловка каменным ножом отделила человеческие зародыши друг от друга, прорезала им глаза, уши, рот, нос, пальцы... Она научила добывать огонь трением, готовить пищу, дала им копье, копьеметалку, бумеранг, каждого снабдила его персональной чурин-гой (хранительницей души).
Разные австралийские племена считают своими предками кенгуру, страуса эму, опоссума, дикую собаку, ящерицу, ворона, летучую мышь.

Жили некогда два брата, два близнеца - Бунджиль и Палиан. Бунджиль мог превращаться в сокола, а Палиан - в ворона. Один брат деревянным мечом сделал на земле горы и реки, а другой - соленую воду и рыб, обитающих в море. Однажды взял Бунджиль два куска коры, положил на них глины и стал ножом мять ее, вылепив ноги, туловище, руки и голову, - так он создал мужчину. Сделал он и второго. Был он доволен своей работой и от радости исполнил танец. С тех пор существуют люди, с тех пор от радости исполняют танцы. Одному мужчине он прикрепил древесные волокна как волосы, и другому тоже - у первого волосы были курчавые, у второго - прямые. С тех пор у мужчин одних родов волосы курчавые, а у других - прямые.

Скандинавская мифология
Сотворив мир, Один (верховное божество) и его братья задумали его населить. Однажды на берегу моря они нашли два дерева: ясень и ольху. Боги срубили их и сделали из ясеня мужчину, а из ольхи - женщину. Затем один из богов вдохнул в них жизнь, другой дал им разум, а третий - кровь и румяные щеки. Так появились первые люди, и звали их: мужчину - Аск, а женщину - Эмбла.

Мифология принадлежит прошлому. Мы привыкли думать, что мифологические сюжеты были нужны человеку в донаучную эпоху - с их помощью он объяснял себе мир. А современный человек, получивший хотя бы школьное образование, представляет мир, пользуясь рациональными концепциями, и в мифе не нуждается. Сегодня не осталось места, где бы миф мог развернуться.

Это, конечно, не так. Научные знания мешают мифотворчеству, но человек пользуется ими далеко не всегда. Каждый из нас применяет научные методы специально, то есть переходя в особое состояние - состояние исследователя. Есть задача - её надо решить. Такие задачи обычно формулируются в сфере профессиональной деятельности. Некоторые рациональные натуры иногда действуют подобным образом и в быту. Но, чтобы приступить к поиску решения, сначала необходимо поставить задачу. Между тем, жизнь не сводится к постановке и решению задач. Жизнь имеет множество планов, и, даже решая задачу, мы одновременно вовлечены и в другие процессы. Держать всё под рациональным контролем невозможно; в конце концов, рациональное мышление - тяжёлый труд, к которому мы должны себя понуждать, а по большей части мы от этого труда отлыниваем. Большинство наших суждений высказываются за пределами научного метода. А, стало быть, у мифа достаточно места.

Наше сознание в значительной степени мифологизировано. Мы активно создаём персональные мифы и живём среди них. Но это всё же - наше личное дело. Миф как социальное явление - нечто большее. Он возникает, когда мифологическое суждение кого-то из нас оказывается интерперсонализировано, попадает в публичное пространство и начинает обращаться в нём, проникая в умы всё новых людей.

Таких мифов тоже достаточно. Мы узнаём об их существовании, когда их удаётся разоблачить. Можно ли сказать, что разоблачение убивает миф? Вряд ли. Миф отступает на периферию общественного сознания, но, как правило, обязательно находятся люди, которые верят в миф, несмотря ни на что. А главное, нет никаких оснований считать, что разоблачение неизбежно. Весьма вероятно, что какие-то популярные суждения, которые мы легко озвучиваем, - не более, чем мифы. Стоит быть бдительными, не отключать критическое мышление и подвергать проверке любую информацию, в надёжности источника которой мы не уверены.

Попробуем проанализировать возникновение мифа на конкретном примере.

Содержание мифов различно. Есть мифы откровенно деструктивные, направленные на разрушение существующих структур, девальвирующие ценности. Возникая постоянно, такие мифы представляют собой явную угрозу для сложившейся социальной системы. И если общество хочет выжить, оно должно бороться с этой угрозой. Срабатывает социальный иммунитет. Вредоносные мифы довольно успешно выявляются и разоблачаются. Эта работа составляет значительную часть содержания аналитической публицистики.

Но есть и другие мифы, скажем так, благонамеренные. Люди, транслирующие их в публичном пространстве, хотят добра и явно стараются послужить ему, как могут. Такие мифы, даже будучи обнаруженными, редко подвергаются анализу и публичному разоблачению. Видя устремлённость к добру, мы снисходительно прощаем им уклонение от истины. Благонамеренность служит этим мифам неплохим прикрытием, повышая их шансы на выживание. Это означает, что число людей, принявших мифологическую коррекцию реальности, не становится меньше, а, возможно, даже растёт. Давление со стороны мифа становится больше, искажения в общественном сознании накапливаются, и мы рискуем со временем утратить ту меру истины, которой сейчас обладаем.

Поэтому благонамеренные мифы также необходимо подвергать критическому разбору. Рассмотрим именно такой миф.

ТЕЛО МИФА

Передо мной флаер - раздаточный материал размером в 1/3 стандартного листа бумаги. Бумага, кстати, отличная - плотная, мелованная, глянцевая. Цветная двусторонняя печать. Сделано не на принтере -качественная полиграфическая продукция.

С двух сторон флаера - текст. С одной стороны стихи. Вот они:

Ты знал, что Я Творец, но Мне не покорился,
Ты знал, что Я есть Свет, но ты Меня не зрил,
Ты знал, что Я есть Путь, но ты с дороги сбился,
Ты знал, что Я есть Жизнь, но Мною ты не жил.

Ты знал, что мудрость Я - не чтил Моих законов,
Ты знал, что Я всеблаг, но не любил Меня,
Ты знал, что Я богат, но не просил с поклоном,
Ты знал, что вечен Я, но ни искал ни дня.

Я милостив - ты знал, но Мне судьбу не вверил,
Ты знал, что Я велик, но Мне ты не служил,
Что Я могу все дать, определить, измерить,
Что Всемогущ -ты знал, но ты Меня не чтил.

Так знай же, человек, пылинка во Вселенной:
Пустые дни прожив, не веря, не любя,
Придя к концу земной, короткой жизни тленной,
В погибели своей вини теперь себя!

С другой стороны флаера напечатано пояснение. Вот оно:

"Этот текст, слово Божие - выговор Бога человеку с предупреждением - был найден более 30 лет назад войнами-десантниками Витебской воздушной дивизии в болоте, в которое они по ошибке были высажены на парашютах во время войсковых учений в той местности.

Слова этого текста были написаны (высечены) Самим Богом на церковно-славянском языке на камне, который не смогли сдвинуть с места 75 воинов. Сейчас этот камень находится возле храма в Полоцком районе Белоруссии."

Эта история растиражирована интернетом, откуда она, скорее всего, и попала на флаер. Стихи также встречаются очень часто. Они действительно находятся у церковных ворот. Например, на этой фотографии они запечатлены у центральных врат Свято-Боголюбского женского монастыря.

Однако перед нами миф.

ПРИЗНАКИ МИФА

Моё сознание, конечно, тоже мифологизировано. И если миф, существующий в публичном пространстве, совпадёт по контурам с каким-то из моих внутренних мифов, меня ничто не насторожит. Я приму внешний миф как данность и включу его в свою систему восприятия мира. Но в тех случаях, когда подходящего мифа внутри не находится, набредя на новую информацию, порою ловишь себя на ощущении, что здесь что-то не так. И в этом случае, принудив себя к анализу, практически всегда можно выделить очевидные признаки мифа.

Такие признаки несложно найти и в нашем примере.

1. Текст с флаера говорит о том, что приведённые слова написаны Самим Богом. Мы знаем, что Бог Сам, Своим перстом начертал заповеди на каменных скрижалях, которые дал Моисею (Исх. 31:18). Это стало поворотным пунктом в истории еврейского народа (а через него - и всего мира), обретшего таким образом Закон Божий. Ещё из Писания нам известно о руке, во время пира у царя Валтасара сверхъестественным и страшным образом начертавшей на стене таинственную надпись "Мене, мене, текел, упарсин", которую смог истолковать только пророк Даниил. Так Бог перед лицом элиты мира того времени явил своё могущество и показал, что Он - Господь господствующих и Царь царствующих. Валтасар посмел пить вино на пиру из священных сосудов, поклонялся ложным богам и не воздал хвалу истинному Богу, и вот устами пророка Даниила ему возвещается: "исчислил Бог царство твое и положил конец ему; ты взвешен на весах и найден очень легким; разделено царство твое и дано Мидянам и Персам" (Дан. 5:26-28). Далее Писание говорит: "В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит, и Дарий Мидянин принял царство..." (Дан. 5:30-31). Долго ждать исполнения пророчества не пришлось.

Текст из нашего примера, с одной стороны, должен оказаться в этом ряду: надпись сделана, как утверждается, Самим Богом. С другой стороны, он явно в этот ряд не встаёт. Кому адресованы слова с камня из мифа? Кто свидетель чудесного их появления? Зачем Бог придал такую форму посланию к людям? Как это повлияло на судьбы людей? Ответов нет. Если бы действительно существовал камень со словами, высеченными Самим Богом, об этом бы говорилось совсем не так. Все бы знали, как выглядит этот камень. Фотографии его вошли бы в энциклопедии, книги, путеводители и календари. Надпись бы цитировалась в проповедях с амвона, на неё бы ссылались. Из всех уголков мира к камню бы тянулись паломники и любопытные. Поскольку ничего подобного не происходит, разумно предположить, что божественное происхождение надписи - вымысел.

2. Послание от имени Бога на флаере изложено стихами. Писание содержит книги, язык которых представляет собой высокую поэзию (Псалтирь, Книга Иова). Но соблюдение одинаковой длины строк, рифмы и ритма - словесная игра, придуманная человеком. Богу не нужно связывать себя этими правилами. Слова Бога воздействуют на наши души не за счёт технических приёмов, а благодаря смыслу и силе Святого Духа, вложенной в эти слова. Стало быть, авторство текста принадлежит не Богу.

3. На флаере сказано, что надпись на камне высечена на церковнославянском языке, но текст стихотворения написан по-русски. Стихотворение не оставляет ощущения перевода, в нём нет и следов церковнославянском языка. В лучшем случае перед нами - переложение.

Но если есть церковнославянский оригинал, почему он не приведён? Тем более, что утверждается, что Бог начертал своё послание по-церковнославянски. Сегодня церковнославянский текст не повергнет читателя в шок, а наоборот повысит достоверность рассказываемой истории. Отсутствие оригинала позволяет думать, что церковнославянского варианта стихотворения не существует.

4. Слова, вложенные автором-человеком в уста Бога, плохо сочетаются с православной традицией. Православному легко вспомнить слова Псалтири, он их часто слышит: "Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Не до конца прогревается, ниже во век враждует" (Пс. 102:8-9). Текст же со флаера говорит, что терпение Господне истощилось, и Бог прогневался на нас "до конца" (т.е. окончательно). В стихе человек назван "пылинкой во Вселенной". Но у нас есть и на это цитата из Псалтири. Вот слова псалмопевца царя Давида: " Когда взираю я на небеса Твои - дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; всё положил под ноги его" (Пс. 8:4-7). Человек именно таким был сотворён Богом, и в Боговоплощении Господь восстановил славу человеческого естества. Святитель Иоанн Златоуст замечает: "И подлинно, что может сравниться с такою славою, когда мы составляем хоры вместе с ангелами, когда получаем усыновление Богом, когда Он не щадит за нас Единородного Сына?" (Беседы на псалмы, псалом 8).

Очевидно, что стих с флаера имеет отнюдь не православный источник вдохновения.

Эти признаки указывают на несомненно мифологический характер рассказанной нам истории, и, чтобы разоблачить миф, больше ничего и не требуется. Однако интересно разобрать в деталях, как возникают подобные мифы.

МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ МИФА

Рассматриваемый здесь миф возник совсем недавно, это облегчает поиск его корней.

Начнём с камня. Чудесный камень, как утверждается, находится в Полоцком районе Белоруссии. Раз уж камень добыли из болота и вывезли к людям, вряд ли его решили установить в каком-нибудь глухом месте. Поэтому искать его надо не где-то ещё, а в самом Полоцке.

Самым известным храмом Полоцка является Софийский собор. Полоцкая София стала четвёртой в ряду тезоименитых храмов. Первой появилась Константинопольская, потом - в Киеве, в Новгороде, и вот -Полоцк. Собор был построен в XI-м веке. Судьба его была непростой. Какое-то время храм принадлежал униатской церкви. Во время Северной войны, когда российская армия действовала на территории Речи Посполитой (в состав которой тогда входили белорусские земли), по приказу Петра I в соборе был устроен пороховой склад. В 1710 году, когда русская армия покидала Полоцк, порох взорвался. От взрыва храм сильно пострадал, но потом был восстановлен. Наполеоновские войска использовали собор как конюшню. В 1924 году храм был опять закрыт. Теперь в нём разместился краеведческий музей.


Рядом с Софийским собором действительно есть камень, который доставили сюда специально (видимо, как в музей). Что это за камень? Не маленький. Весит 70 тонн. В поперечнике - 3 метра, а если замерить окружность, получится 8 метров. Минерал -полевой шпат. На камне высечены крест и надпись на церковнославянском языке. Крест - четырёхконечный, стоящий на ступенчатом основании; это символизирует Голгофу. Надпись же следующая: вверху -"ХС НIКА", что читается как "Христос победитель", ниже - "ГИ (Господи) ПОМОЗИ РАБЮ СВОЕМУ БОРIСУ". Считается, что надпись сделана при Полоцком князе Борисе Всеволодовичем (это XII-й век). Современные историки насчитали шесть камней с подобными надписями. По надписям эти камни называются Борисовыми.

Итак, камень у храма в Полоцке есть, надпись на нём на церковнославянском языке есть. Только содержание её отличается от того, что сообщает нам миф. Кстати, на фотографиях камня надписи не видно - она плохо сохранилась, что оставляет место фантазии.

Миф утверждает, что камень вытащили из болота. Полоцкий Борисов камень извлекли из реки (Западной Двины, на которой стоит Полоцк). Основная масса камней с похожими надписями (и в том числе четыре из шести Борисовых камней) располагалась по руслу Западной Двины, являвшейся в то время основной транспортной артерией региона.

Если смотреть глазами истории или краеведения, можно сказать, что камни были однажды открыты, но на самом деле они всегда были на виду. Полоцкий камень сидел в реке в пяти верстах от Полоцка напротив деревни Подкостельцы. Показывался он из воды летом, когда Двина мелела, к празднику Бориса и Глеба (24 июля). Поэтому местные жители прозвали его Борис-Хлебник - то ли потому, что Глеб произносили, смягчая звук "г" (как "Хлеб"), то ли потому, что на Бориса и Глеба обычно начиналась уборка хлебов ("На Глеба Бориса до хлеба берися").

В 1889 году Бориса-Хлебника пытались вытащить из реки, но не получилось. Ворочать такие глыбы -дело непростое. В конце XX-го века техническая мощь оказалась достаточной, чтобы справиться с камнем. Но сиди камень в болоте (как повествует миф), доставать его, скорее всего, просто бы не стали- слишком сложной и затратной вышла бы работа.

В мифе камень находят десантники. В этом повороте сюжета явственно слышны фольклорные (сказочные) интонации. Десантники промахиваются, и попадают неизвестно куда. Потерявшись сами, они находят чудо. Но почему героями истории оказываются именно десантники? Камень доставили к Софийском собору в 1981 году. В этом же году проводились самые масштабные военные учения советского периода "Запад-81". Однако десантный компонент учений отрабатывался не в Белоруссии, а в Польше. В районе Полоцка высадка десанта отрабатывалась тремя годами раньше в рамках учений "Березина". Мифологическое сознание довольно часто совмещает близкие по времени и содержанию исторические события. Возможно, это произошло и в этот раз. Терялись ли какие-то группы десантников во время учений, совершали ли они какие-то неожиданные находки, мне установить не удалось. Впрочем, для мифа более плотного пересечения с реальной историей и не требуется.

Стихотворение, ставшее основой мифа, принадлежит к совсем другой цепочке семантических связей. Очевидно, что это - не подстрочник, а полноценное произведение, написанное на современном русском языке. Его автора найти не очень сложно. Это - украинский поэт Юрий Викула. Впервые стихотворение было опубликовано в журнале "Вера и жизнь" в 1996 году. Но автор сочинил его не на пустом месте. В одном из журналов ему попался текст надписи со стены старинной церкви города Любека, который, как говорится, "запал в душу". В интернете можно отыскать этот текст. Вот он:

Вы знаете, что Я Творец, но Мне не покоряетесь
Вы знаете, что Я Свет, но Меня не зрите
Вы знаете, что Я Путь, но Мною не ходите.
Вы знаете, что Я Жизнь, но Меня не принимаете.
Вы знаете, что Я Мудрость, но Мне не следуете.
Вы знаете, что Я всеблаг, но Меня не любите
Вы знаете, что Я богат, но Меня не просите.
Вы знаете, что Я вечен, но Меня не ищете.
Вы знаете, что Я милостив, но Мне не вверяетесь.
Вы знаете, что Я велик, но Мне не служите.
Вы знаете, что Я всемогущ, но Меня не чтите.

Вы будете обречены на погибель, но вините в этом себя!

Любек - это город в Германии, некогда бывший центром Ганзейского союза. На сохранившихся средневековых Голштинских воротах Любека золотыми буквами сияет надпись «Concordia Domi Foris Pax» - «Согласие внутри, снаружи мир». Эта надпись была сделана в 1871 году, во время востановительно-реставрационных работ. Изначально (а ворота были построены в 1477) надпись была длиннее и полностью звучала как «Concordia domi et pax foris sane res est omnium pulcherrima» - «Согласие внутри и мир снаружи есть, несомненно, наивысшее благо». Значимые надписи было принято делать на латыни. Можно ожидать, что и слова, вложенные кем-то из жителей древнего Любека в уста Бога, были написаны латынью. Текст, выдаваемый за аутентичный, - не более, чем перевод.

Церковь, о которой говорит Юрий Викула, это, скорее всего, Мариенкирхе - Церковь Святой Марии. Мариенкирхе - самая известная церковь Любека. Именно в ней окормлялись городские власти и наиболее почётные (и богатые) горожане. Мариенкирхе считается «матерью северогерманской кирпичной готики»; построенная в XVIII-XIV веках, она стала образцом для 70 церквей в этом регионе. Но Мариенкихре, такая, какая она есть сейчас, - в значительной степени новодел. В ночь с 28 на 29 марта 1942 года Королевские ВВС Великобритании произвели воздушный налёт на Любек -первый из серии массовых налётов на немецкие города. Бомбардировка и вызванный ею пожар разрушили приблизительно пятую часть города. Мариенкихре полностью выгорела. Восстановление церкви было начато в 1947 году и продлилось 12 лет. Современный интерьер церкви не содержит надписи, перевод которой вдохновил Викулу.

Была ли такая надпись раньше? С одной стороны, мы видим, как работает мифологизированное сознание: ему ничего не стоит привязать надпись к некоему объекту на основании одного представления об уместности этого. Викула почерпнул информацию из журнала, но что это за журнал и можно ли ему доверять? С другой стороны, весьма вероятно, что надпись существовала и погибла в огне. Повесили же у нас стих Викулы у ворот Свято-Боголюбского монастыря, что мешало сделать нечто подобное гражданам Любека? К тому же в прежнее время текстов было меньше, и надписи имели иной статус, к ним относились с большим вниманием. Рассматриваемый текст по духу -откровенно протестантский, а Мариенкихре - лютеранская церковь. Так что семантического противоречия здесь не возникает.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы увидели, как разнородные элементы собираются в единое тело мифа: камень с древней надписью, поднятый из реки, известная воздушно-десантная часть, текст популярного стихотворения, написанного по мотивам надписи на стене немецкой церкви. История мифа не придумывается как литературное произведение. Миф не возникает на пустом месте. Совмещаются контексты, изменяется восприятие: реальные взаимосвязи замещаются придуманными, созданными в соответствии с представлениями мифологического сознания о том, как должно было бы быть.

Миф начинается там, где гипотеза (предположение о возможном) сменяется уверенностью, что так оно и есть. Гипотеза ищет фактов и корректируется в зависимости от того, какие факты обнаруживаются. Миф в фактах не нуждается, он их игнорирует и даже боится. Подлинное познание - всегда труд, миф же избавляет от этого труда. Он комфортен: человек быстро получает картину мира, которая соответствует его ожиданиям. Тому, кто живёт внутри мифа, не надо меняться: он всегда адекватен мирозданию, поскольку то здание, которое он наблюдает через мифологические очки, создано как раз под него. Поэтому мы так цепко держимся за свои мифы: расстаться с ними значит обречь себя на интеллектуальный и духовный труд.

Но миф не только культивирует нашу лень и самодовольство. Главная его опасность в другом. За мифом мы не видим истинного положения вещей. Можно сказать, что мы теряем истину, утрачиваем контакт с ней. Когда-то человечество так потеряло Бога, утонув в языческой мифологии. Миф разрушает все структуры, обеспечивающие соотнесение с истиной. Пусть это соотнесение несовершенно (в силу падшего состояния человека), но оно существует, и благодаря ему процесс познания имеет реальное содержание. Миф не только обесценивает познание, подменяя знание мифологией, он размывает критерии, по которым мы отличаем одно от другого: подлинное от ложного, естественное от примысленного, наконец, просто отдельные понятия, события и предметы. В мифологическом сознании они путаются, накладываются друг на друга, утрачивают чёткие границы. Всё может оказаться всем. Твёрдая почва под ногами не прощупывается. А если ты не можешь установить истину, то её для тебя как бы и нет. Человек оказывается в мире, где истины как таковой не существует.

Но самое страшное - даже не это. Страшнее всего, что, усвоив привычку обрабатывать поступающую информацию с помощью конструирования мифов, человек теряет потребность в достоверном знании. Истина ему уже не нужна; более того - она мешает, раздражает, поскольку столкновение с ней неизбежно оборачивается необходимостью изменить что-то в своём поведении или привычном укладе.

Диалог с мифологизированным сознанием крайне затруднён. Не стоит ожидать, что рациональные аргументы, доводы логики и даже прямое указание на ошибку сразу же исправят ситуацию. Наоборот, если мифологизация зашла достаточно далеко и человек ни разу не пытался сознательно выявлять и преодолевать свои мифы, то высока вероятность того, что он не будет делать этого и впредь. Мифы не отпускают своих жертв.

Язычество было побеждено кровью христиан. Люди отдавали жизни за истину. Это аргумент, который сильнее любых рассуждений. Сегодня (скажем так - пока) убеждения не требуется подтверждать смертью, поэтому люди относятся к ним легко. Предполагается, что они могут быть любыми. Если от тебя не требуется умереть за свои идеи, ты можешь объявить себя приверженцем самой экстравагантной из них. Человечество уже достаточно долго находится в таком состоянии, и последствия могут оказаться необратимыми. Когда (а по некоторым признакам этого ждать недолго) быть христианином снова станет опасным, готовность умереть за истину уже не будет восприниматься как аргумент. Для современного (постмодернистского) человека истина больше не представляет ценности, он не захочет её искать. Его персональная мифология окажется неуязвимой.

Поэтому, пока у нас ещё есть время, давайте всё же обнаруживать мифы, как в своём, так и в общественном сознании, разоблачать и расставаться с ними.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам.