Цель урока: познакомиться с идеалом материнства и жертвенной любви к людям. План урока: - Повторение


Вариант № I

1.Первые маленькие женские статуэтки «палеолитические Венеры» были:

а) грациозны и стройны;

б) примитивны и грубы.

______________________________________________________________________________________

3.Приведи соответствие:

1 В Западной Европе

а Мадонны

2 на Руси

б Богородицы

4.Назовите икону.

___________________________________________________________

_______________________________________________________

6.О какой картине А.Г. Венецианова идет речь?

Босая крестьянка в длинном розовом сарафане и алом кокошнике ведет под уздцы двух впряженных в борону коней…

______________________________________________________________________

8.Приведи соответствие:

1 Богоматерь Оранте

а

2 Богоматерь Одигитрия

б

______________________________________________

__________________________________________________________

Ответы.

    б) примитивны и грубы.

    1 В Западной Европе

    а Мадонны

    2 на Руси

    б Богородицы

    Владимирская Богоматерь

    Мадонна Литта, Леонардо да Винчи

    На пашне. Весна

1 Богоматерь Оранте

а «молящаяся» с возведенными к небу руками

2 Богоматерь Одигитрия

б «путеводительница», указывающая на младенца Иисуса, сидящего у нее на руках

  1. А.А. Дейнека, Мать

Контрольная работа по теме «Образ женщины-матери сквозь века»

Вариант № II

1.Изображению чего было уделено особое внимание в статуэтках «палеолитические Венеры»?

а) большие груди и бедра;

б) выразительные глаза;

в) женская прическа;

г) большой нос.

2.Объясните значение слов «культ женщины»:

3.Приведи соответствие:

1 Богоматерь Оранте

а «молящаяся» с возведенными к небу руками

2 Богоматерь Одигитрия

б «путеводительница», указывающая на младенца Иисуса, сидящего у нее на руках

4.Назовите икону.

______________________________________________________

__________________________________________________________

6. О какой картине А.Г. Венецианова идет речь?

В центре картины - женщина-жница с ребенком на руках. Расположившись отдохнуть на высоком помосте, она ласково обнимает малютку, забыв об усталости…

7.Вставьте пропущенные слова.

Призванный портретист, академик живописи А.Г. ____________ в 44 года, почувствовал неудовлетворенность и необходимость работать по-другому, неожиданно уезжает из _____________ и поселяется в тверской _____________.

8.Приведи соответствие: Образ Богоматери связан с культом

1 В Западной Европе

а Мадонны

2 на Руси

б Богородицы

_______________________________________________

__________________________________________________________

Ответы.

    а) большие груди и бедра; в) женская прическа

    Воплощал в себе идею материнства и продолжения рода.

    1 Богоматерь Оранте

    а «молящаяся» с возведенными к небу руками

    2 Богоматерь Одигитрия

    б «путеводительница», указывающая на младенца Иисуса, сидящего у нее на руках

    Богоматерь Донская

    Рафаэль, Сикстинская мадонна

    На жатве. Лето.

    Венецианов, Петербурга, глуши

    1 В Западной Европе

    а Мадонны

    2 на Руси

    б Богородицы

    Петроградская мадонна, Петров – Водкин

    Родина - мать зовет, И.М. Тоидзе

Священный идеал материнстваМадонны титанов Возрождения

Искусство Высокого Возрождения принесло иное, чем в другие эпохи, понимание женской красоты. Титаны Возрождения Леонардо да

Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти, Тициан создают образ
совершенного человека прекрасного как физически, так и духовно. Воплощением такого идеала становится
Мадонна с младенцем Иисусом – возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям.
Леонардо да Винчи (1452-1519)
живописец, скульптор, архитектор учёный, анатом,
естествоиспытатель, изобретатель, писатель, музыкант,
Мадонна Бенуа, 1478г. Эрмитаж

«Мадонна Литта» – жемчужина коллекции Эрмитажа. Н картине юная Мария бережно держит на руках младенца. Её склоненный профиль

полон исключительной красоты и благородства. Опущенные глаза
и едва заметная улыбка придают облику Мадонны необыкновенную выразительную теплоту, озаряют её
светлым материнским чувством. Художнику удалось передать своё представление о счастье, земной радости
бытия и святости чувств матери.
Мадонна Литта, 1490г., Эрмитаж
Мадонна в скалах, 1483-1486 г., Лувр,
Париж

В «Сикстинской мадонне» гениально воплощена идея материнства, земное, реалистическое изображение женщины-матери. Она только что

сделала шаг навстречу людям. Её движение спокойно и величаво, в нем нет ничего
торопливого и суетливого. Она слегка привлекает к себе младенца, словно боясь расстаться с ним, и в то же время
протягивает его к людям. В этом противоречивом жесте матери скрыт глубокий трагизм происходящего.
Рафаэль Санти (1483-1520)
живописец, график и архитектор
«Сикстинская мадонна», 1515-1519г.,
Галерея старых мастеров, г.Дрезден, Германия

«Мадонна дель Грандука», ок.1505г.,
Палаццо Питти, г.Флоренция, Италия
«Мадонна в кресле», 1513-1514г.,
палаццо Питти, г.Флоренция, Италия

Рафаэлем написано более 20 Мадонн, но самая ранняя работа – «Мадонна Конестабиле». На фоне пейзажа изображена молодая женщина с

ребенком на руках. Задумчивое, немного грустное лицо обращено к книге Священного
Писания. Рассеянным взглядом она скользит глазами по давно знакомым строчкам. А в это время шаловливый ребенок
стремится перевернуть страницы книги. Молодая мать и дитя удивительно трогательны и проситодушны. Рафаэль
мастерски вписывает фигшуры Мадонны и ребенка в очень сложную форму тондо (итал. «круг»). При этом он
соблюдает все законы перспективы, не нарушая естественных форм зрительного восприятия мира.
Прекрасная садовница
Мадонна Конестабиле. 15021503гг. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Священный лик Богоматери

Икона Владимирской Богоматери, XII в., неизвестный
византийский мастер.
Церковь святителя Николы в Толмачах при ГТГ, г.Москва
Феофан Грек. Икона «Богоматерь
Донская», 14 в., ГТГ, Москва

Глаза Богоматери полны чувства, которое в средние века определялось как «радость святой печали». Младенец нежно прижимается

личиком к материнской щеке и обвивает рукой её шею.
«Не на троне, на ее руке, правой ручкой обнимая шею, взор во взор, щекой припав к щеке…. Нет в
мирах слепительнее чуда, откровенья чистой красоты.»

В древнерусском искусстве образ Богородицы связан с культом Матери-земли. Обеим присущи общие начала святости и материнства.

«Несравненная, извечная песнь материнства», сказал об иконе «Владимирская Богоматерь» Игорь Эммануилович Грабарь. В древнерусской
иконописи различают 4 типа изображения Богородицы.
Богоматерь Знамение, знаменующей
Богоматерь Оранта, молящаяся с
рождение Спасителя, воплощение
воздетыми к небу руками.
новой жизни

Богоматерь Елеуса, умиление,
ласкающая и обнимающая своего
Сына.
Богоматерь Одигитрия –
путеводительница, указывающая на
Иисуса Христа, сидящего у нее на руках.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878-1939)

Автопортрет, 1918г.
«Богоматерь Умиление злых сердец»,
1914-1915гг.

« 1918год в Петрограде» («Петроградская мадонна»), 1920г. ГТГ, г.Москва

Молодая женщина с ребенком на
руках
изображена
на
фоне
революционного Петрограда. Кудато
спешат
прохожие,
кто-то
останавливается у стен здания.
Чтобы обсудить декреты новой
власти. Но это лишь случайный,
временный фон. Не случайно
женщина стоит спиной к городу.
Главное для неё – забота о ребенке,
его настоящем и будущем.

Иначе звучит тема материнства в произведениях, созданных в годы Великой Отечественной войны. Деятели искусства с первых дней

войны опровергли изречение древних римлян: «Когда грохочут пушки,
музы молчат». В суровые годы как никогда прозвучал материнский призыв к защите Отечества. Невозможно
забыть прямой открытый взгляд женщины, устремленный на зрителя с проникнутого силой и
мобилизующего плаката Ираклия Моисеевича Тоидзе «Родина – мать зовёт!». «Родная земля в
опасности!» _ так был воспринят этот плакат. Жест поднятой руки напомнил известный образ Богоматери
Оранты, молящейся за спасение человечества.

Женщина, прижав к себе ребенка, готова грудью, жизнью своей защитить дочь от окровавленного штыка фашистской винтовки. Один из

самых эмоционально сильных плакатов был издан 14-миллионным
тиражом. Фронтовики видели в этой гневной, непокорившейся женщине свою мать, жену, сестру, а в
испуганной беззащитной девчушке – дочку, сестру, залитую кровью Родину, ее будущее.
«Воин Красной Армии, спаси!», Виктор
Корецкий, 1942

Рождение новой жизни – одно из величайших таинств на земле, и потому имя Матери всегда окружено благоговением.

Тема материнства – одна из древнейших тем в мировом искусстве. Первые изображения матери с ребенком на руках относятся к додинастическим временам Египта.

Образ- вид, облик. Мадонна (моя госпожа)- название композиции, изображающей Богоматерь с младенцем. Архетип- прообраз, образец запечатленный в душе человека, народа, нации.

«Палеолитические Венеры» - образ подчёркивающий женское начало, созревание новой жизни. Воплощение идеи материнства и продолжения рода.

Богиня с древних времён ассоциируется с Луной. Луна имеет три фазы: прибывающую, полную и убывающую. Они соответствуют трем фазам любой богини: дева, мать, старуха. Каждая из них имела отчетливо выраженное назначение и ценность. n Дева символизировала молодость и энергию. n Мать являлась воплощением женской силы и плодородия. n Старуха – это жизненный опыт, сострадание и, прежде всего, n мудрость.

В христианской культурной традиции особая роль отводилась Богоматери – Деве Марии, родившей и воспитавшей Спасителя. Владимирская Богоматерь

Русская икона… В мировом искусстве это явление уникальное. Русская иконопись имеет огромное художественное значение. Это источник света и радости, который вызывает у зрителя ощущение внутренней лёгкости, ощущение гармонии. Иконы исцеляют, спасают…

Образ Мадонн …Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец… А. С. Пушкин

Нас всегда восторгали и вдохновляли художники XV–XVI веков, поскольку они отличались тем, что у них было свое видение на написание Мадонн. Они отличались гармонией, формой, красотой линейного и цветового ритма и главное – глубиной материнской, нежной любви, поднятой на уровень высокого, прекрасного идеала.

Пречистая – вот эталон женственности, сосредоточие благодетелей, образец для подражания… Её чарующий облик – вершина совершенства и гармонии

А. Г. Венецианов В полном разгаре страда деревенская, Доля ты! – русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать…

Искусство XX века К. С. Петров - Водкин Богоматерь – умиление злых сердец, 1915 г.

Открытый урок

По МХК

по учебнику Г. Даниловой «Мировая художественная культура» 8 класс

Организационная информация

АРМ (автоматизированное рабочее место) педагога, АРМы учащихся (компьютерный класс на 12 мест).

Интернет, локальная сеть.

Проектор.

Интерактивная доска.

Традиционная доска.

Раздаточные материалы:

Задания для групп (приложение №1);

Таблица «Ключевые слова» (приложение №2) используется на доске, учащиеся в тетради чертят и заполняют таблицу;

Тексты (приложение №3);

Таблица для сравнения картин (приложение №4) используется на доске, учащиеся в тетради чертят и заполняют таблицу.

Цветы-шаблоны

Здравствуйте ребята!

Все мы помним строчки из детского стихотворения "Мамы разные нужны. Мамы всякие важны!». Действительно это неоспоримый постулат.

Образ матери, мамы, мамочки неисчерпаем. Кажется, какой стороны быта или бытия ни коснись - везде найдешь ее отзвук. "Вся гордость мира от матерей,- сказал А.М.Горький,- без. солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет ни поэта ни героя."

Не случайно эти слова матери звучат как гимн самой жизни, и не случайно через мировую культуру образ матери проходит яркой линией: так в эпоху Возрождения -мадонна с младенцем на руках, в русской культуре- обожествление в иконах.

Мама -поистине одна из сложнейших профессий на Земле, это испытание на Доброту и Великодушие. Это она научила нас ходить, говорить, понимать язык народа. Это она открыла красоту жизни. Весь мир держится на материнской любви .

Ребята, вы видите на доске схему – солнышко. Давайте запишем ключевые слова нашего занятия вместо лучей.

На диске солнышка запишем цель нашего занятия.

Зарисуйте схему-солнышко в тетрадь.

Эпиграф нашего занятия слова М.Кузмина; «Ведь каждая мать - Мадонна, И всякий ребенок свят!». Почему я предлагаю этот эпиграф? Как вы его понимаете?

Беседа учителя на фоне слайд-шоу.

Тайна женской красоты тревожит человечество на протяжении всей истории его существования. Едва ли найдется художник, который не пытался бы постичь эту тайну, но каждый открывал ее по-своему. Главным и неизменным в этом постижении оставался идеал материнства, священные узы любви между матерью и ребенком. От скульптур первых художников земли, мадонн титанов Возрождения, иконописных ликов Богородицы, вдохновенных музыкальных гимнов женщине-матери до произведений современных художников – таков путь постижения идеала женской красоты и обаяния.

(Г. Данилова Мировая художественная культура. 7-8 класс.-М.: Дрофа, 2006.-С. 83

Сегодня, мы с вами будем знакомиться с женскими образами самостоятельно.

Ребята делятся на группы (по количеству компьютеров), получают задания алгоритм выполнения, законы презентации (приложение №1). При выполнении заданий используется учебник и электронные тексты (сканированные страницы учебника или Интернет-сайты). Иллюстративный материал необходимо найти самостоятельно, используя Интернет-ресурсы, либо картинки размещены в папках на компьютере.

Ребята мы начинаем презентацию работ.

Группа представляет тему. После каждой темы ребята записывают в тетради ключевое слово и его объяснение. Одновременно ключевое слово и объяснение пишется в таблице на доске (приложение №2).

Ребята на интерактивной доске представлены две картины. Познакомимся с картинами, используя раздаточный материал (приложение №3)Попробуем сравнить эти картины. Красным маркером мы будем соединять общее, а зеленым маркером – различия.

Сейчас мы вместе будем заполнять таблицу «Мадонны: движение навстречу»(см. приложение №4)

Таблицу мы заполнил можем сделать. Ребята предлагают выводы, которые фиксируются на доске. Затем записи обобщаются учителем в один общий вывод, который и записывается в тетрадь.

Вывод: Леонардо да Винчи и Петров-Водкин выразили чувство материнства, которое проникает в глубину души и остается там навсегда.

В начале урока мы с вами заполняли схему – солнышко. Мы знаем, что солнышко способствует росту всего живого на земле. Давайте, представим, что наше солнышко взрастила цветы –знаний. Посмотрите у вас на партах лежат шаблоны цветов. Напишите внутри каждого цветка, что вы нового узнали из нашего урока. Разместите цветы вокруг нашего солнышка на доске.

Сегодня мы много узнали об образе женщины в разные века и в разных странах. Учитель может зачитать самые интересные предложения с цветов-шаблонов.

Ребята, а какие еще ключевые слова мы можем добавить в нашу схему-солнышко.

Дорогие ребята, наше занятие подходит к концу. Я получила большое удовольствие от нашей совместной работы. Я очень рада что вы такие творческие. Но я надеюсь, что выполнение домашнего задания поможет вам более глубоко изучить образ женщины в мировой художественной культуре.

Первый вариант: Сравнить образы мадонн Рафаэля и Леонардо да Винчи.

Второй вариант: Сравнить европейский образ Мадонны с образом Богородицы на Руси.

Приложение №1

Задания для групп

Темы:

    «Венеры» первых художников Земли.

    Священный лик Богоматери

    Богоматерь Оранта

    Богоматерь Одигтрия

    Богоматерь Елеуса

    Русские иконописцы: Ф. Грек, А. Рублев, Дионисий

    Мадонны титанов Возрождения. Леонардо да Винчи

    Мадонны титанов Возрождения: С. Рафаэль

    Величавая славянка в творчестве А.Г. Венецианова

    Женщина-мать в искусстве 20 века.

    Мадонны К.С. Петрова-Водкина

Задание.

    Заполнить шаблон презентации 2 слайда.

    Подобрать фактуру (фон) для презентации по теме.

    Подобрать музыку для сопровождения.

    Подготовить презентацию. Распределить в группе текст так, чтобы были задействованы все участники.

Приложение №2

Слово

Приложение №3

К. Петров-Водкин

Мать. 1915. Х.М. 107x98.5. ГРМ., Санкт-Петербург

Материнство - одна из излюбленных тем художника - решена слишком в русском стиле. Образы русских женщин, которых любовно и бережно изображает художник, окрашены не столько в национальные, сколько в социальные оттенки. В них одухотворенность и сочетание целомудрия и жизненности.

В 1910-х годах у мастера сложились как бы два образа, два типа крестьянской матери.

С идеей целомудренной строгости и чистоты связано ощущение глубокого синего цвета. Начало же наполненной жизненности отливается в красном цвете не менее наполненном. В "Матери" 1913 года, этот цвет превращается как бы в цвет материнского лона, недаром он столь неизменно охватывает бедра петрово-водкинских женщин. И вот, в течение всей творческой эволюции у мастера укоренялся, приобретал все большую конкретность полнокровный женский облик. Он с полной законченностью определился в картине «Мать» 1915 года. Ряд исследователей искусства Петрова-Водкина высказывает мнение, что это полотно было окончательно переписано художником не ранее 1917 года. Если это так - а это представляется правдоподобным, - то с этой картины мы могли бы отсчитывать развитие этого жизненного материнского, или - шире - женского типа во всем послереволюционном творчестве мастера. Мать в этой картине Петрова-Водкина - молодая баба с крутыми плечами и статной шеей. Ее кумачовая юбка, занимающая весь низ картины, пламенеет и звучно и жарко. Наклоненные линии стены, окна и божницы - они станут теперь неизменной деталью многих произведений художника - только усиливают почти статуарную плотность ее фигуры, обаяние ее простонародной и вместе почти что "царственной" осанки. А главное - решительно изменилось само выражение материнского «лика». На смену чуть "постно-смиренному" выражению крестьянской матери 1913 года, с ее "уныло-сонным" взглядом из-под полукруглых бровей, пришло выражение более открытое и смелое. Чего стоит один поворот головы - такой красивый и вольный, как будто освобождающий от чего-то тяготящего или сковывающего!

Леонардо да Винчи

Мадонна Литта

Madonna Litta 1478-1482

Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Такие наименования картин, как «Бенуа» или «Литта» происходят от имени прежних владельцев картин.

«Мадонна Литта» - закончена несколькими годами позже "Мадонны Бенуа". На этот раз художник избрал более строгий тип лица мадонны, выдержал картину в другой красочной гамме, даже обратился снова к технике темперы, внеся в нее, впрочем, ряд новых приемов (Леонардо постоянно проводил всевозможные эксперименты). Но основной смысл, идейное содержание произведения то же, что и раньше: та же человечность, та же любовь к подлинным, живым чувствам людей пронизывает все произведение. Мать кормит ребенка грудью, устремив на него задумчивый нежный взгляд; ребенок, полный здоровья и бессознательной энергии, двигается на руках матери, вертится, перебирает ножками. Он похож на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос. Она любуется им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств. Даже беглый взгляд улавливает в «Мадонне Литта» именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения. Но если мы отдадим себе отчет в том, как добивается Леонардо этой выразительности, то убедимся, что художник зрелого этапа Возрождения пользуется очень обобщенным, очень лаконичным способом изображения.

Завершая этап долгих исканий в искусстве Возрождения, художник на основе уверенного и точного воплощения видимого создает поэтический образ, в котором отброшено случайное и мелкое, выбраны те черты, которые помогают создать волнующее и возвышенное представление о человеке. Леонардо да Винчи как бы сводит в одно целое разрозненные усилия своих современников и, во многом их опережая, поднимает итальянское искусство на новую ступень.

Березина В.Н., Лившиц Н.А. Искусство Западной Европы XII-XX вв., Из-во Гос. Эрмитажа., Л. 1963

Приложение №4

Мадонны: движение навстречу

Параметры характеристики

Аспектный анализ урока

«Образ женщины-матери сквозь века»

Для реализации цели были решены следующие задачи:

Обучающие:

Познакомить учащихся и показать разнообразие интерпретаций женских образов.

Развивающие:

Создать коллективную презентацию по теме.

Воспитательные:

Уважение к шедеврам мировой художественной культуры.

Творческое задание требовало от учащихся не воспроизводства информации, а творчества.

Для эффективного решения задач урока использовались элементы здоровья-сберегающей системы образования.

Межпредметные связи с историей, изобразительным искусством, культурой, традициями русского народа, поэзией, музыкой.

На уроке использовались методы работы:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

    Словесный ( рассказ) – ля активизации познавательной деятельности учащихся.

    Наглядный ( демонстрация , презентация, выставка)

    Практический работа по группам

    Репродуктивный

Ученики применяли по образцу (последовательность ) ранее усвоенные знания

5. Частично-поисковый

Основной этап практической работы был связан с самостоятельным поиском

6. Самостоятельная работа

Самостоятельное изучение материала с использование ИКТ (информационно- коммуникационных технологий) способствует эффективному освоению новой информации и переработки ее в новое знание.

Методы, которые использовались для стимулирования и мотивации обучения:

    Создание ситуации эмоционального переживания (презентация +рассказ+ музыка)

    Ситуация удивления ( использование поэзии и музыкм в водной части урока, рассказ о произведении художника)

    Ситуации успеха ( памятки таблицы, поощрение во время самостоятельной работы)

    Ситуаций занимательности ( сопоставление)

    Ситуации новизны, актуальности, (сведения о популярности данных картин)

Тема рассчитана на 2 урока. Все этапы были связанны между собой логически и были направлены для реализации основной части.

1. Организационный – настраивал учеников на рабочий лад.

2. Вводный – заинтересовывал и создавал интригу

3. Рассказ – помогал создать художественный образ

4 .Работа в группе позволяла настроиться, почувст вовать свое вдохновение.

5. Практическая работа - функции мышления и восприя тия.

6 Рефлексия. Создание «Цветника новых знаний». Подведение итогов – оценить результаты, понять самого себя.

В каждом этапе урока шло формирование метапредметных понятий универсальных учебных действий. А именно:

1. познавательные

2. образно - символические

3. регулятивные

4. коммуникативные

Метапредметная связь на уроке прослеживается и это не просто интеграция, дополнение одной науки другой, это своеобразная синтезация знаний, умений и навыков, это формирование видения мира, понимание места и роли человека в нём.

Ученики в процессе обработки информации по теме и на основе найденного создают новый групповой и коллективный информационный продукт;

Закрепляют умение работать с различными источниками информации, выделять главные мысли, обобщать, высказывать свои мысли и защищать свою работу.

Получают опыт взаимодействия в группе;

Закрепляют изучение новых терминов, понятий, культурных явлений;

Актуализируют и воспитывают свои эстетические впечатления

Урок был направлен на :

    Развитие внимания, воображения, памяти учащихся.

    Осознание ими содержания урока, последовательности действий.

    Формирование рефлексивной, адекватной самооценки;

    Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества, учитывающее культурное многообразие современного мира.

    Формирование осознанного уважительного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, традициям.

    Через освоение художественного наследия русского народа на развитие эстетического сознания и творческой деятельности.

Использование электронных образовательных ресурсов на уроке повышает наглядность и качество образовательного процесса.

Цели урока были достигнуты, план урока выполнен, каждый получил оценку своего труда, материал урока учениками усвоен.

Литература и средства обучения:

    Учебник Г.И. Данилова. Мировая художественная культура. 7-9 классы. М., Дрофа, 2005-2006

    Учебное издание Мировая художественная культура. Факультативный курс 5-9 (10) классы. Курс для школ и классов гуманитарного профиля 10-11 (11-12) классы. Составитель Г. И. Данилова, Министерство образования РФ, 2002.

    Солодовников Ю.А. Учебник-хрестоматия «Человек в мировой художественной культуре», 8-9 класс, М. «Просвещение», 2008.

    МХК в активных методах обучения/авт.-сост. Ю.В.Гуща. – Минск:Красико-Принт, 2008.

Использование медиаресурсов:

  • ЭСУН «История искусства», «Кирилл и Мефодий», 2003

    Энциклопедия классической музыки, Интерактивный мир, 2002

    Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. «Коминфо», 1999.

    Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт, 1998.

    Русский музей.

    Шедевры русской живописи

    Собственные медиаресурсы.

Тайна женской красоты тревожит человечество на протяжении всей истории его существования. Едва ли найдется художник или писатель, который не пытался бы постичь эту тайну, но каждый открывал ее по-своему. Главным и неизменным в этом постижении оставался идеал материнства, священные узы любви между матерью и ребенком. От скульптур первых художников Земли, мадонн титанов Возрождения, иконописных ликов Богородицы, вдохновенных музыкальных и художественных гимнов женщине-матери до произведений современных художников – таков путь постижения идеала женской красоты и обаяния.

Работа содержит 1 файл

Введение

Тайна женской красоты тревожит человечество на протяжении всей истории его существования. Едва ли найдется художник или писатель, который не пытался бы постичь эту тайну, но каждый открывал ее по-своему. Главным и неизменным в этом постижении оставался идеал материнства, священные узы любви между матерью и ребенком. От скульптур первых художников Земли, мадонн титанов Возрождения, иконописных ликов Богородицы, вдохновенных музыкальных и художественных гимнов женщине-матери до произведений современных художников – таков путь постижения идеала женской красоты и обаяния.

Актуальность данной темы объясняется противоречием, возникшим на стыке 20 и 21 столетий: с одной стороны – воспевание образа женщины-матери на протяжении многих веков, а с другой – демографический кризис. Работа основана на попытке систематизировать и обобщить имеющиеся сведения по данной теме, а также попытаться поднять значимость образа женщины-матери.

Основная часть

Образ женщины-матери сквозь века

Проанализировав большое количество репродукций, изображений скульптур, мы отметили некую закономерность: несмотря на различия в понимании женской красоты, художники и скульпторы разных эпох используют схожие образы. К таковым можно отнести:

    1) образ кормящей матери;

2) образ женщины-матери с ребенком на руках;

    3) семейный портрет.

Образ кормящей матери

В первобытную эпоху женщина-мать была окружена особым ореолом надежд и идеальных помыслов. В обществе существовал культ женщины, воплощавшей в себе идею материнства и продолжения рода. С женщиной также были связаны идеи плодородия и охраны домашнего очага.

Во время археологических раскопок в разных странах мира было найдено более 150 маленьких женских статуэток – так называемых «палеолитических Венер» 1 . Одними из наиболее известных являются изображения «Венеры Лоссельской» , называемой еще «Дамой с рогом» , и «Леспугской Венеры» (№1, 1-2). Также были обнаружены и другие фигурки, вырезанные из мягкого камня или слоновой кости (№1, 3) 2 . К ним же можем отнести глиняное изваяние фигурки прародительницы, найденное в Турции и относящееся к началу VI тысячелетия до н.э. 3 (№1, 4).

Таким образом, мы видим, что первые художники Земли воспевали не грацию и статность женского тела, а уделяли особое внимание изображению всего, что подчеркивает женское начало: непомерно большие груди и бедра, огромный выпуклый живот, в котором зреет новая жизнь.

В эпоху первобытного общества появляются и скульптурки, изображающие женщину, которая кормит грудью своего ребенка (№2, 1). Именно образ кормящей матери станет одним из часто используемых в скульптуре и живописи последующих столетий.

Провозвестницей образа мадонны, кормящей своего сына, мы по праву можем считать древнеегипетскую статую, изображающую богиню Исиду (Изиду), кормящую грудью Гора (№2, 2) 4 .

К началу эпохи Возрождения, к Проторенессансу, относится триптих «Мадонна дель Латте» итальянских художников братьев Лоренцетти (№2, 3). Несколько десятилетий спустя нидерландским живописцем Рогиром Ван дер Вэйденом была написана картина «Евангелист Лука, рисующий Мадонну» (№2, 4). Обе матери с умилением смотрят на своих младенцев. Эти произведения содержат идею материнства, всепоглощающей любви.

Искусство Высокого Возрождения, определившееся в основных своих чертах к началу XVI века, принесло иное, чем у предшествующих художников, понимание женской красоты. Титаны Высокого Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и Тициан – стремились к созданию обобщенного образа совершенного человека, прекрасного как физически, так и духовно. Воплощением такого идеала стала Мадонна, дева Мария, с младенцем Иисусом Христом – возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям.

Одним из лучших произведений на эту тему стала «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи (№2, 5) - жемчужина коллекции Эрмитажа. На картине изображена юная Мария, бережно держащая на руках младенца. Ее склоненный профиль полон исключительной красоты и благородства. Опущенные глаза и едва заметная улыбка придают облику мадонны необыкновенную выразительность и теплоту, озаряют ее светлым материнским чувством. Глаза ее полуопущены и смотрят на младенца, которого она кормит. Маленький Иисус повернул глаза к зрителю и держит в руке маленькую птичку, символизирующую его будущие страдания. 1

В начале 19 века портретист, академик живописи А. Г. Венецианов ввел в русское изобразительное искусство образ величавой славянки. Он стал писать простых русских женщин-крестьянок, занятых привычной и нелегкой работой. Вдали от шумной городской жизни у художника сложилось свое представление об идеале женской красоты, во многом отличное от общепринятых норм. Он писал картины, где в облике величавой славянки им подчеркнуты одухотворенное начало и яркая индивидуальность. Выбор подобной темы можно было объяснить желанием автора подчеркнуть, что именно женщина, несмотря на всю тяжесть быта, была и остается хранительницей лучших традиций крестьянской жизни, матерью («На жатве. Лето» (№2, 6)).

В конце 19 века французский скульптор Далу Эме Жюль создал скульптуру «Бретонка» 2 (№2, 7). В основе ее лежит уже знакомый образ кормящей матери, но в

отличие от титанов Возрождения, его мадонна – простая рабочая женщина. Ясным и энергичным языком пластики скульптор передал свое представление об идеалах женской красоты, материнства.

В живописи 20 века мы также встречаем образ кормящей матери.

Наиболее яркое художественное воплощение этот образ нашел в творчестве живописца К. С. Петрова-Водкина. Мастер, не подражая традициям Ренессанса, древнерусской живописи и европейского искусства рубежа веков, использовал их как выдающийся интерпретатор, выражая вечные понятия – красоту, гармонию, чистоту. Идеал материнства художник отразил в картинах: «Мать », «1918 год в Петрограде» («Петроградская мадонна», 1920г.) (№2, 8-9).

Не исчез образ кормящей мадонны и на картинах военного и послевоенного времени. Не было в те годы более высокого подвига, чем подвиг материнства. Вскормить и сохранить едва вступающее в жизнь поколение, несмотря на самые невероятные лишения и трудности, значило тогда победить фашизм, пытавшийся стереть с лица земли целые народы. Величию всепобеждающей материнской любви, бросившей вызов смерти и победившей, богатству души советской женщины, ее несгибаемой нравственной силе посвятил свою картину «Партизанская мадонна» (№2, 10) М. А. Савицкий .

Отгремели пушки, окончилась война. На смену военной пришла мирная жизнь, счастье... Простое материнское счастье. Словно завороженные смотрят колхозницы на свою подругу – молодую мать, кормящую ребенка. Героиня картины В. Ерофеева «Счастье» (№2, 11) по-настоящему счастлива и от этого хорошо всем, кто ее окружает. 1

Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что образ кормящей матери берет начало в первобытном обществе и проходит сквозь все последующие эпохи.

Образ женщины-матери с ребенком на руках

Еще одним из распространенных образов женщины-матери является образ женщины с ребенком на руках.

Средневековое искусство европейских стран сегодня невозможно представить без широко запечатленного образа Богоматери, связанного с культом Мадонны.

На Руси в период Средневековья широкое распространение получил образ Богородицы, которая воспринималась как покровительница и защитница родной земли, заступница людей перед Богом.

Древнерусская иконопись насчитывает множество изображений Богоматери, которые условно можно поделить на четыре типа: 1) Знамение (знаменующая рождение Спасителя, воплощение новой жизни); 2) Богоматерь Оранта («молящаяся» с воздетыми к небу руками) (№3, 1); 3) Одигитрия («путеводительница», указывающая на младенца Иисуса, сидящего у нее на руках); 4) Елесуа («умиление», ласкающая и обнимающая своего сына) 1

Более подробно рассмотрим третий и четвертый типы изображения Богоматери с сыном на руках.

Наибольшей популярностью в народе пользовалась «Одигитрия». Богоматерь изображена фронтально, в торжественной позе. Правая рука Девы Марии невысоко поднята в жесте моления, обращенном к сыну. Иногда «Богоматерь Одигитрию» называют «Богоматерью Смоленской» , так как, согласно летописному преданию, древнейший из привезенных на Русь списков «Одигитрии» находился в Смоленске.

К четвертому типу можно отнести следующие иконы: «Владимирская Богоматерь» (№3, 2), «Богоматерь Донская» , «Толгская Богоматерь» (№3, 3) и «Богоматерь Елеус-Киккская» Симона Ушакова (№3, 4). «Владимирская Богоматерь» - одно из лучших произведений средневекового искусства, которое художник И.Э. Грабарь справедливо назвал «несравненной, чудесной, извечной песнью материнства». 2

Глаза Богоматери полны чувства, которое в средние века определяли как «радость святой печали». Эти слова очень точно передают ее главный смысл. Свершится то, что

предначертано свыше. Грядущее неотвратимо. Младенец нежно прижимается личиком к материнской щеке и обвивает рукой ее шею. Детские глаза устремлены к Марии, они словно ищут у нее защиты. Левой рукой Мария придерживает ребенка, пытаясь робко защитить его от уготованной судьбы. На ее строгом лице, полном душевного благородства и немой укоризны, затаились тревога и печаль. При всей материнской нежности в ее облике чувствуется сознание неизбежной жертвенности.

Мадонна с младенцем на руках – неотъемлемый образ в живописи и скульптуре эпохи Возрождения. Нидерландский живописец Робер одним из первых воплотил в своих полотнах художественные принципы Раннего Возрождения. Его «Мадонна с младенцем» (№3, 5) выделяется демократической простотой образов, склонностью к бытовой интерпретации сюжетов. Молодая мать с ребенком помещены в уютный городской интерьер с воспроизведенными деталями обстановки.

Нидерландские художники повлияли на творчество итальянского художника эпохи Раннего Возрождения, мастера Умбрийской школы Перуджино Пьетро. Его картина «Мадонна с младенцем» (№3, 6) отличается плавностью композиционных ритмов, лиризмом. Ясная уравновешенность пространственных построений, гармоничность, мягкая грациозность, поэтически-созерцательная тональность характерны для этого полотна. Созданный им лирически-проникновенный своеобразный тип мадонны, оказал значительное воздействие на его ученика Рафаэля.

Флорентийские мадонны Рафаэля – это прекрасные, миловидные, трогательные и горюющие юные матери 1 .

Мадонны, созданные в Риме, - это уже не просто матери, а владычицы, богини добра и красоты, властные в своей женственности, облагораживающие мир, смягчающие человеческие сердца. «Мадонна в кресле» (№3, 7), «Мадонна дель Импанната» , «Мадонна Божественной любви» , «Мадонна дель Фолиньо» и другие всемирно известные мадонны знаменуют новые искания Рафаэля, его путь к совершенству в воплощении идеального образа богоматери.

Важное место в искусстве этого великого художника занимает «Сикстинская мадонна» (№3, 8). Мария идет по облакам, неся своего ребенка. Слава ее ничем не подчеркнута. Ноги босы. Но как повелительницу встречает ее святые и ангелы.

Она идет к людям, юная и величавая, что-то тревожное затаив в своей душе; ветер колышет волосы ребенка, и глаза его глядят на нас, на мир с такой великой силой и с таким озарением, словно видит он и свою судьбу, и судьбу всего человеческого рода 2 .

Изображая мадонну с младенцем, художники редко отказывали себе в удовольствии добавить птичку, или вазочку с цветами, или какой-нибудь искрящийся стеклянный шар на подлокотнике кресла. Например, «Мадонна с младенцем» Мемлинга Ханса , «Мадонна с

младенцем» Дж. Беллини (№3, 9), "Мадонна с младенцем под яблоней" Кранаха Лукаса (№3, 10), «Мадонна с кошкой» Джулио Романо , «Мадонна с белым кроликом» Тициана , «Мадонна Конестабиле» и «Мадонна со щегленком» Рафаэля Санти .

К таким полотнам можно отнести и картину Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком» , или «Мадонна Бенуа» (№3, 11). Это хронологически первая мадонна, образ которой внутренне лишен какой бы то ни было святости. Перед нами юная мать, играющая со своим ребенком. Юная шаловливая мать, почти ребенок,