Что такое семейно-родовые склепы и есть ли они в современной России? Город мертвых миллионеров: как выглядит самое знаменитое кладбище мира.


В конце минувшего лета на улице Максима Горького начались большие строительные работы. По проекту эта центральная магистраль должна обзавестись четырехполосной проезжей частью, современными безшпальными трамвайными путями с мягким ходом, благоустроенными тротуарами. Дело, безусловно, нужное. Такой большой переделке улица Максима Горького (бывшая Сенная) не подвергалась аж с 1811 года, когда она впервые была нанесена на самый первый план города Ростова-на-Дону, высочайше подписанный российским императором Александром I.

Однако первый же участок реконструкции прошел по территории старого кладбища Ростова, о котором все забыли. Когда рабочие в первый раз наткнулись на человеческие останки, они встревожились и вызывали полицию. Правоохранители, убедившись, что это очень старое захоронение, и никакого криминала здесь нет, потеряли к человеческим останкам всякий интерес. А находки костей стали следовать одна за другой. На стенках траншеи, вырытой для труб водовода, можно было видеть ниши старых могил, из которых торчали человеческие кости.

И вот ковш экскаватора, вскрывавший слой асфальта там, где проходила проезжая часть, наткнулся на кирпичную кладку. С первого взгляда стало ясно, что это облицовка двух старинных склепов. Когда с верхушки сводчатого потолка сняли несколько кирпичей, из образовавшегося отверстия явственно потянуло тленом. Работы приостановили, на место находки вызвали представителей науки, археологов.
- Поскольку в склепах могли находиться ценности, я прошел в городское управление МВД, которое расположено буквально за углом, - рассказал председатель Ростовского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры А.О. Кожин. - По внутреннему телефону от дежурного обрисовал ситуацию, попросил выделить наряд патрульно-постовой службы для охраны этого погребения ночью, чтобы его под покровом темноты не вскрыли вандалы.

Один из полицейских, уже в темноте, стал светить фонариком в отверстие склепа. В луче света был виден совершенно целехонький гроб, обитый какой-то цветной каймой.

Неприятный запах усилился и донесся до публики, наблюдавшей за этим со стороны. Одна мамочка поторопилась увести своего ребенка, другая женщина вслух высказала опасение, что из вскрытой могилы может распространиться какая-нибудь зараза. Полицейские благоразумно не стали лезть дальше в старую могилу, а накрыли отверстие какой-то картонкой. Но запах все равно шел...
Руководил работами по вскрытию склепов и их обследованию ведущий археолог государственного автономного учреждения «Донское наследие» Алексей Гармашов. Одна из самых первых, рабочих версий (еще до вскрытия погребений) была - что здесь похоронены ксендзы - служители Ростовского костела во имя Станислава, который до революции был построен неподалеку, в переулке Соборном. На эту мысль наводила форма погребения: склепы характерны более для католиков, чем для православных. Во всяком случае, было ясно, что здесь были погребены не рядовые ростовцы, а скорее всего священнослужители.
Неподалеку, на месте «Дома профессуры» (Соборный, 39) некогда была выстроена величественная церковь Успения Пресвятой богородицы (снесена в 30-х годах прошлого века). Вокруг него располагалось кладбище. В склепах могли покоиться и священнослужители этого храма.
Однако, при более тщательном историческом анализе находки, А.И. Гармашов выдвинул совершенно другую версию. Дело в том, что костел и Успенский собор были построены в 80-х годах XIX века, когда Сенная улица уже существовала, хотя и являлась окраиной Ростова. Устраивать склепы под ногами прохожих и колесами повозок, разумеется, никто бы не стал. Следовательно, захоронения следует отнести к более раннему периоду.
А раньше рядом с этим местом стояла церковь Всех Святых. Ее история началась еще в 1785 году, когда в Димитриевской крепости было решено построить новый, более вместительный Покровский храм. Старую деревянную церковь разобрали, и эти материалы были использованы для строительства храма на городском кладбище, которое тогда находилось в районе пересечения Соборного переулка с нынешними улицами Красноармейской, а также Греческого города Волос. Церковь была построена очень быстро, всего за полтора года, и 19 мая 1787 года была освящена протоиереем Иоанном во имя Всех святых.
Городское кладбище было упразднено в начале XIX века - на первом плане Ростова оно уже было отмечено пунктирной линией. Городской погост перенесли к западу, на Новое поселение (сейчас на этом месте находится Дворец спорта). А улица Сенная, как отмечает А.И. Гармашов, на первом городском плане хотя и была отмечена, но только как перспективная, под грядущую застройку. На самом деле в те годы эта местность представляла заросший травою пустырь.
Уже гораздо позже кладбище снесли, по нему пролегла улица Сенная, в советское время получившая имя Максима Горького. Всехсвятский храм сгорел в результате большого пожара 3 октября 1865 года. Его не стали восстанавливать, так как в это время на новом городском кладбище, на средства городского головы А.М. Байкова, была заложена новая церковь, которая стала Всехсвятской (взорвана в 1966 году). А склепы, как и другие могилы старого городского кладбища, оказались под ногами прохожих.
- Следовательно, в этих захоронениях вероятнее всего покоятся священнослужители старинного Всехсвятского храма. И они были погребены никак не позже 30-х годов XVIII века, - делает вывод на основании проведенного исторического анализа ведущий археолог «Донского наследия» Алексей Иванович Гармашов.

Предположения специалиста практически полностью подтвердились на следующий день, когда были вскрыты склепы и оба гроба. Обратил на себя внимание кирпич, из которого были сделаны склепы. Грубой формы, кустарного обжига, без фирменных клейм, которыми обозначали свою продукцию ростовские кирпичные фабриканты. Значит, кирпичная кладка склепов относится к более раннему времени, когда наш город еще только зарождался.

Удивление вызвал первый гроб, который впервые увидел свет после двухвекового пребывания в склепе. Достаточно хорошо сохранившееся дерево было обито каймой, которая на крышке образовала православный крест.
Поскольку ожидалось, что в могиле найдут останки священнослужителя, при вскрытии склепа присутствовал представитель Донской митрополии.
При помощи веревок массивную домовину извлекли на поверхность земли. Тут же осторожно приподняли крышку. Стоявший рядом батюшка непрерывно читал молитву...

Солнечный свет упал на тело человека в одеянии священника, с крестом и поручами. Это было именно тело (хотя и мумифицированное), а не распавшийся скелет, чего можно было ожидать в древней могиле. Голова высоко лежала на подушке, в сложенных руках был зажат православный крест. На голове покойного даже были видны волосы!

Точно так же вскрыли и второй гроб, тоже прекрасно сохранившийся. Но в нем остались только кости. По остаткам одежды определили, что здесь была погребена женщина. По первоначальным предположениям, это супруга погребенного священника, или кто-то из его родственников. Очень велика вероятность, что найдены останки одного из настоятелей Всехсвятского храма.
Когда гроб поднимали на поверхность, нижняя полностью сгнившая доска отвалилась и останки остались лежать в склепе.

В церковной практике такие данные позволяют поднять вопрос о личности покойного перед Комиссией по канонизации. Говорить о явных признаках святости пока преждевременно, но Комиссия по канонизации Ростовской епархии приступила к исследованию этого случая. Попытаемся установить имя священника и хоть какую-то информацию о его жизни, - дал комментарий пресс-секретарь главы Донской митрополии И.П. Петровский.
Церковь активно подключилась к обследованию раскопанного участка старого православного кладбища. Останки из склепа, а также многочисленные фрагменты костей из других захоронений, сейчас перенесены в храм Покрова Пресвятой Богородицы, что при Северном кладбище.

К сожалению идентифицировать личности всех найденных людей уже невозможно. Но, учитывая место захоронения, традиции и положения того времени, мы можем с точностью определить, что по религиозной принадлежности это были православные христиане. Поэтому все фрагменты человеческих останков, найденные при дорожных работах, помещены в общий контейнер и также отправлены в Покровский храм. Наша святая обязанность, при перезахоронении, не только соблюсти должное благоговение, но и совершить по всем этим людям первую, наверное за несколько столетий, заупокойную молитву, - говорит Игорь Петровский.
Епархиальная комиссия по канонизации уже приступила к своей работе. Если будут найдены данные и основания для канонизации, значит на улице Горького был найден не просто объект археологического обременения, а свершилось чудо Божие - подчеркнул пресс-секретарь Донской митрополии.
Остается только упомянуть о панических слухах, которые на прошлой неделе поползли по Ростову. Дескать, из древнего кладбища может выползти и распространиться по городу какая-нибудь зараза. Санитарно-эпидемиологические службы города словно не заметили вскрытия старых могил...

Шокирующие подробности из прошлого Европы. Как связаны казалось бы совершенно разные явления: огромные хранилища человеческих костей в парижских катакомбах, святые мощи в церквях, заражение человека плесенью и грибами, алкогольные обряды и окуривание ладаном? Фото- и видео-материалы 18+.

Для большинства людей из стран бывшего СССР (особенно женщин) слово Париж имеет определённое магическое значение. Увидеть Париж и умереть - пословица, известная с советских времён. Похожие чувства возникают у наших людей и в отношении других столиц и городов Европы. Создаётся впечатление, что Европа - это эталон чистоты, аккуратности и порядка.
К сожалению, это только впечатление. Вы не задумывались над тем, почему среди европейцев (да и среди американцев тоже) так мало красивых людей, особенно женщин? У самих европейцев есть поговорка: на немецком (или английском и т.д.) телевидении только одна красивая ведущая, да и то-шведка.

Когда турист приезжает впервые в Париж, то сразу замечает, что любимый цвет одежды тамошних женщин,- чёрный. Вам не кажется это странным?
И почему так пугающе часто наши люди через 1-2 недели после приезда из Европы заболевают нехарактерными инфекциями, от мозговых до кишечных?
Почему именно в Европе бушевали эпидемии чумы, холеры и др., убившие миллионы людей? И почему все мировые войны начинались из Европы? Вы сейчас конечно подумали о первой и второй мировый войнах? Ужасы этих войн всем известны.
Малоизвестен тот факт, что в 30-летнюю войну (1618—1648) погибло 75% населения Европы.Тридцатилетняя война — это первый в истории Европы военный конфликт, затронувший в той или иной степени практически все европейские страны, за исключением Швейцарии. Война началась как религиозное столкновение между протестантами и католиками Германии, но затем переросла в борьбу против гегемонии Габсбургов в Европе.
В этой статье я постараюсь объяснить причины этих несчастий европейцев. И причины эти как правило спрятаны под землёй...

Опасность, исходящая из-под Парижа
Под Парижем существует сеть извилистых подземных туннелей и пещер. Общая протяжённость их — около 280 километров.
Вы не поверите, но в этих тоннелях покоятся останки почти шести миллионов человек! Причём черепа и кости этих людей открыто лежат на деревянных настилах или просто на бетоне, соприкасаясь с воздухом, который потом через множество отверстий поднимается на поверхность земли. И этим воздухом дышат парижане и гости французской столицы.
Немного истории парижских подземных катакомб.
До девятого столетия большинство каменных разработок Парижа находилось на левом берегу Сены, но в X столетии население перемещается на правый берег. Первые подземные разработки известняка находились под территорией современного Люксембургского сада, когда Людовик XI пожертвовал землю замка Воверт для добычи известняка. Новые шахты начинают открываться всё дальше и дальше от центра города — это районы нынешней больницы Валь-де-Грас, улиц Гобелен, Сен-Жак, Вожирар, Сен-Жермен-де-Пре. В 1259 году монахи близлежащего монастыря приспособили пещеры под винные подвалы и продолжили подземные разработки.
Парижане в шутку называют всю эту подземную систему "Залежами супового набора".
Сегодня для посещения туристами оборудовано 2,5 км подземных ходов из существующих 280 км.
На фото ниже-схема парижских катакомб. Извилистые участки - старая система (конец XVIII века), прямые - новая (середина XIX).

Возле входа на станцию метро Данфер-Рошро (ориентир — знаменитый лев работы скульптора Бартольди, автора статуи Свободы) находится небольшой павильон. Это и есть вход в парижские катакомбы.

Карта подземных разработок Парижа

Узкая винтовая лесенка, ведущая на отметку 10 м

Подвалы многих парижских домов, стоящих вверху, соединены с системой катакомб.

Один из штреков с выходом в подвал дома наверху

В конце коридора видна дверь, ведущая в вентиляционную шахту, соединенную с метрополитеном, судя по звуку проезжающих где-то рядом поездов

Небольшой музей скульптур. Еще во время активной добычи, многие каменоломщики выражали свое творчество в виде маленьких скульптур или миниатюрных постройках.

Миниатюрная копия дворца Пор-Маона, расположенного на одном из Болеарских островов.

Поскольку к середине XVIII века кладбище Невинных (функционировавшее с XI в.) стало местом погребения двух миллионов тел, слой захоронения уходил в глубину иногда на 10 метров, уровень земли поднимался более чем на два метра. В одной могиле на разных уровнях могло находиться до 1500 останков разного периода. Кладбище стало рассадником инфекции, однако священники выступали против закрытия. Но, несмотря на сопротивление представителей церквей, в 1763 году парламентом Парижа был издан указ о запрете захоронений внутри крепостных стен города.
В 1780-м году стена, отделявшая кладбище Невинных от домов на соседней улице Рю де ля Лянжри, обрушилась. Подвалы близлежащих домов наполнились останками умерших и огромным количеством грязи и нечистот.
Кладбище закрыли окончательно и хоронить в Париже запретили. В продолжение 15 месяцев каждую ночь конвои в чёрном вывозили кости, чтобы затем продезинфицировать, обработать и уложить в заброшенные карьеры Томб-Исуар на глубине 17,5 метра. Позже было решено очистить ещё 17 кладбищ и 300 культовых мест города.
Далее в этой статье будет много нелицеприятных фото, но без них трудно понять откуда берётся всё то огромное количество скрытых инфекций, которые постоянно угрожают здоровью жителей Европы и туристам.+

Массово катакомбы заполнялись во времена эпидемий чумы и холеры, а располагались они всегда в центре городов или недалеко от центра- в этом основная угроза.

За этим колонником начинается оссуарий - захоронения с Парижских кладбищ, доступные для просмотра

Один из фактов истории катакомб: Сторож церкви Валь-де-Грас Филибер Аспер, в поисках винных погребов, пытался исследовать катакомбы, протянувшиеся на сотни километров. В 1793 году он заблудился в этом лабиринте, и его скелет нашли только через 11 лет, опознав по ключам и одежде.

С кладбища Сен-Бенуа сюда переместились кости сказочника Шарля Перро. Литературный мир также "представлен" в подземельях костями Рабле (прежде захороненного в монастыре Августина), а также Расина и Блеза Паскаля (ранее они покоились в Сен-Этьен-дю-Мон).

Патрулирует катакомбы специальная спортивная бригада полиции, созданная в 1980 году с целью соблюдения закона от 2 ноября 1955 года, запрещающего всем посторонним находиться в подземных карьерах Парижа вне туристических зон. Минимальный штраф за нарушение — 60 евро.

Табличка на колонне справа гласит о дате захоронения.

Существование катакомб Парижа находится под угрозой. Основная причина — подземные воды, размывающие основание и крепления катакомб. В начале 1980 года уровень подземных вод в некоторых местах начал подниматься, в результате чего оказались затопленными некоторые галереи.

Другие европейские массовые хранилища черепов и костей

Практически в каждой стране Европы (кроме Швейцарии и скандинавских стран) есть крупные катакомбы, в каждом из которых хранятся черепа и кости десятков и сотен тысяч давно умерших европейцев.
Самым неприятным для здоровья в отношении скрытых инфекций является тот факт, что особенно массово катакомбы заполнялись во времена эпидемий чумы и холеры, а располагаются они всегда в центре городов или недалеко от центра.
Катакомбы под собором святого Стефана (Вена, Австрия)
В прекрасной Вене находится замечательный собор Святого Стефана - одна из главных достопримечательностей города. Но мало кому известно, что этот ста сорока метровый гигант в буквальном смысле воздвигнут на тысячах человеческих тел. Вы можете сами в этом убедиться, если зайдёте в катакомбы, которые находятся непосредственно под собором.

История национального символа Австрии начинается еще в 1137 году, когда на его месте маркграф Леопольд IV заложил первую церковь. Она была построена на месте древнего кладбища, оставшегося еще с римских времен. В Вене долгое время было принято хоронить своих усопших не рядом с церковью, а под ней - в катакомбах. Массовое захоронение здесь началось во время эпидемии бубонной чумы, в 1732 году.

Всего в соборе похоронены 72 члена Габсбургской династии, а в восточной части собора находится подземное кладбище, гдележат кости около 11 тысяч человек.
В катакомбах хранятся останки бывших архиепископов и правителей Австрии, например, Фредерика III, Императора Святой Римской Империи. В старой части, в Комнате Герцогов, хранятся заспиртованные органы членов Императорской семьи (в том числе и монарший желудок Императрицы Марии Терезии), их сердца в серебряных сосудах расположены в церкви Св. Августина, а бальзамированные тела — в церкви Капуцинов.
В 1735 году, во время одной из эпидемий, для того, чтобы предотвратить распространение чумы, близлежащие кладбища освободили от захоронений и тысячи гниющих, полуразложившихся трупов бросили в катакомбы Штефанцдома. Это стало началом «общественного кладбища» под собором. Сорок лет в его подземельях хоронили жителей Вены, знатных и не очень. Когда мест не хватало, сгоняли заключенных тюрем, и они разбирали старые трупы по частям, соскабливали плоть с костей, сортировали, мыли и складывали штабелями по отдельности — там берцовые кости, там ребра, там ключицы… Однако, свою работу они так и не закончили — то тут, то там за решетками можно увидетьгруды неотсортированных костей.
В конце концов, места стало не хватать катастрофически, да и запах от 11 000 гниющих трупов под собором стала настолько невыносимой, что невозможно было проводить церковные службы, поэтому специальным указом в 1783 году по указу Иосифа II подземный некрополь был закрыт.

Правда, в начале девятнадцатого столетия катакомбы открыли для посетителей. В настоящий момент из-за того что в соборе никто ничего не реставрировал с XVIII века, мрачные, склизкие стены и соответствующий запах прилагаются. Кучи костей за решеткой, издающие мерзкое зловоние — это останки жертв бубонной чумы.
Катакомбы Рима (Италия)

Катакомбы в Риме - одни из старейших на Земле. Они в появились в 1 веке и были созданы для захоронения евреев и христиан. Историкам известны 6 еврейских гробниц и около 40 христианских.
В Древнем Риме были запрещены захоронения в пределах города. В то время, как язычники кремировали тела умерших, христиане организовывали подземные кладбища.
Катакомбы были вырыты под домами нескольких зажиточных христианских семей. Первые подземные гробницы под Римом построили евреи. Христиане последовали их примеру только во 2-м веке.

Особенно разрослись катакомбы во II и III веках. Когда в 313 году гонения христиан прекратились, они практически перестали хоронить умерших в подземных катакомбах. Однако паломники приходили сюда для поклонения.
После того, как катакомбы были разграблены германскими варварами в начале 9 века, мощи христианских мучеников и святых были перенесены в городские церкви. А когда-то располагались в Риме, на Аппиевой дороге (Via Appia Antica), начиная с Catacombe di San Sebastiano, в принципе, катакомбы там и сейчас есть, но все самое ценное было давно вынесено. В конце концов про подземные туннели забыли. +

Обнаружены они были в ходе раскопок в XVII веке.

В наши дни путешественники со всего мира, посещая Рим, имеют возможность изучить протянувшуюся более чем на 600 км сеть катакомб. Подземные лабиринты располагаются на пяти этажах. Украшенные росписями гробницы, являются самыми ранними образцами христианского искусства. На стенах туннелей сохранились картины, на которых изображена жизнь христиан во II веке.

Римские катакомбы были полны скелетов, украшенных драгоценностями. Со временем они были разграблены и оказались в скандинавских землях, вероятно после вторжения скандинавских варваров в Рим в 4-м веке.

украшенные драгоценностями, золотом и регалиям, были найдены в римских катакомбах 17-го века на границе между Германией и Чехией. Когда существовала Римская Империя, то её влияние распространялось и на эти земли, поэтому неудивительно, что на этих территориях сохранилось множество подобных римских сооружений.

Санта-Мария-делла-Консезионе деи Каппуччини (Santa Maria della Concezione dei Cappuccini, Rome, Via Veneto, 27 - (Piazza Barberini) неподалёку от фонтана Тритона, Рим (Италия).

В общей сложности в склепе под церковью собраны кости приблизительно четырёх тысяч монахов, умерших в период с 1528 по 1870 гг., которые расставлены и развешаны в шестикомнатном склепе под церковью.

Это больше, чем просто погребальная камера: монахи расставили останки своих братьев в причудливой мрачной манере: из костей и черепов тут сложены люстры, ими выложены арочные проходы и настенные "украшения".

После постройки церкви со старого кладбища ордена капуцинов, располагавшегося в районе фонтана Треви, были перенесены кости захороненных там монахов.

В пятом зале размещён скелет принцессы Барберини, племянницы папы Сикста V, умершей в детском возрасте. Оформление крипты в духе барокко послужило прообразом костехранилища в чешском Седлеце (ниже).
Катакомбы капуцинов (итал. Catacombe dei Cappuccini) — погребальные катакомбы, расположенные в городе Палермо на Сицилии, Италия.

Здесь в открытом виде покоятся останки более восьми тысяч человек, по большей части местной элиты — духовенства, аристократии и представителей различных профессий. Это одна из самых знаменитых выставок мумий — скелетированные, мумифицированные, забальзамированные тела усопших лежат, стоят, висят, образуют "композиции".

К концу XVI века количество насельников монастыря капуцинов значительно возросло, и возникла необходимость в достойном и вместительном кладбище для братии. Для этой цели была приспособлена крипта под монастырским храмом. В 1599 году здесь был погребён брат Сильвестро из Губбио, а затем сюда были перенесены останки нескольких ранее скончавшихся монахов. В дальнейшем помещение крипты стало тесным, и капуцины постепенно вырыли длинный коридор, в котором вплоть до 1871 года помещались тела умерших монахов.

Благотворители и жертвователи монастыря также выражали желание быть похороненными в Катакомбах. Для их захоронения были вырыты дополнительные коридоры и кубикулы. Вплоть до 1739 года разрешение на погребение в Катакомбах выдавали архиепископы Палермо или руководители ордена капуцинов, затем — настоятели монастыря. В XVIII-XIX веках Катакомбы капуцинов стали престижным кладбищем для духовных лиц, дворянских и буржуазных семей Палермо.

Катакомбы капуцинов были официально закрыты для погребений только в 1882 году. За три века на этом своеобразном кладбище было захоронено около 8 000 жителей Палермо. После 1880 года по исключительным прошениям в Катакомбах были положены ещё несколько усопших, в том числе вице-консул США Джованни Патернити (1911) и двухлетняя Розалия Ломбардо, нетленные тела которых являются главными достопримечательностями катакомб.

Самой известной частью Катакомб является часовня святой Розалии. В центре часовни в стеклянном гробу находится тело двухлетней Розалии Ломбардо (умерла в 1920 году от воспаления легких). Отец Розалии, тяжело переживавший её смерть, обратился к известному бальзамировщику доктору Альфредо Салафии с просьбой сохранить тело дочери от тления. В результате успешного бальзамирования, секрет которого Салафия так и не раскрыл, тело хорошо сохранилось. Остались невредимыми не только мягкие ткани лица девочки, но и глазные яблоки, ресницы, волосы.

Основным методом приготовления тел к размещению в Катакомбах стало высушивание их в специальных камерах (Collatio) в течение восьми месяцев. После этого срока мумифицированные останки омывали уксусом и облачали в лучшие одежды. Часть тел помещалось в гробы, но в большинстве случаев тела вывешивали, выставляли или укладывали в открытом виде в нишах или на полках вдоль стен.

Во время эпидемий метод сохранения тел видоизменялся: останки умерших погружали в разбавленную известь или растворы, содержащие мышьяк, а после этой процедуры тела также выставлялись на обозрение. В 1837 году размещение тел в открытом виде было запрещено, но, по желанию завещателей или их родственников, запрет обходили: в гробах удаляли одну из стенок или оставляли «окошки», позволяющие видеть останки

Часовни, церкви, склепы, а внутри находятся тлеющие кости, которые соприкасаясь с окружающим воздухом излучают опасные пары. Споры плесени попадают в лёгкие людей
Вы подумали, что всё вышеописанное и есть самое страшное из нависающей над Европой инфекционной угрозы? Нет! Далее будет описана опасность ещё более близкая к европейцам и туристам Европы.

В Европе (как и в других католических странах) в часовнях и церквях почти всегда находятся открыто стоящие каменные склепы, в которых лежат кости давно умерших известных людей. Как правило склепы - это каменные плиты, неплотно лежащие друг на друге. И лежащие внутри медленно гниющиекости соприкасаются с окружающим воздухом. Эти пары попадают в лёгкие людей, посещающих эти религиозные заведения.
Также в Европе существует широко распространённая традиция хоронить людей не под землёй, а в фамильных склепах, где кости умерших покоятся в забвении многие годы, зачастую и сотни лет. В склепах кости усопших также лежат под плитами. И родственники, посещая склеп, вдыхают застойный воздух склепа. Количество фамильных склепов по всей Европе, США, Западной Украине и в др. странахисчисляется сотнями тысяч.
Фамильный склеп Габсбургов, расположенный под церковью ордена капуцинов (Kapuzinerkirche) в Вене на площади Новый Рынок (Neue Markt), расположенного недалеко от императорского дворца Хофбург.
Церковь знаменита своим Императорским склепом, где покоятся
Склеп рода Габсбургов и членов их семей

императоры из рода Габсбургов и члены их семей. Склеп основан в 1617 г. Анной Тирольской, женой императора Маттиаса. В склепе 12 императоров, 19 императриц (включая Марию-Луизу, вторую жену Наполеона) и многие другие члены семьи Габсбургов (всего 137 человек).
Кроме Габсбургов, в Императорском склепе погребена также одна дама, к династии не принадлежавшая - графиня Каролина Фукс-Моллард, любимая воспитательница Марии Терезии. Кроме того, в склепе есть 4 урны с забальзамированными сердцами покойных.
Внутри склепов находятся тлеющие кости, которые соприкасаясь с окружающим воздухом излучают угрозу здоровью людей

Всего 138 захоронений.
Саркофаг Марии Терезии двойной: покоится там вместе со своим супругом Францем Стефаном I. Четыре фигуры по краям саркофага символизируют Австрию, Венгрию, Богемию и Иерусалим (Габсбурги были титулованными королями Иерусалима).
Последнее погребение в склепе Капуцинов произошло 16 июля 2011 года, когда в нём был похоронен умерший в 2011 году последний кронпринц из дома Габсбургов Отто фон Габсбург.
Саркофаги, стоящие внутри Берлинского кафедрального собора

Гальштатская часовня в Австрии.

Гальштат - коммуна в Верхней Австрии, которая входит в состав округа Гмунден. Изображённые разрисованные черепа- это часть очень древней традиции,которая до сих пор практикуется в Австрии и Баварии.

Через 20-30 лет после погребения, телоизвлекается из могилы, череп скоблится, выбеливается, полируется и разрисовывается крестиками, листьями, цветочками, а потом на него записываются данные о его прежнем владельце - имя, профессия, дата смерти и так далее. Зачем всё это делается и почему такая странная традиция?
Всё очень просто: дело в том, что в многих местах в Альпах хронически не хватало земли, поэтому придумали экономичное решение - прежний покойник извлекался, а на его место хоронили нового. Вот такая "экономичная" альпийская традиция.
Действительно, в Австрии за то, чтобы "полежать в земле " нужно платить за аренду земли. Сколько родственники могут платить, столько покойник и лежит. Потом их выкапывают и черепа сохраняют. Есть могилы, которые через 100-200 лет вскрывают за "неуплату".
Склеп королевской семьи Орлеан, находящийся в городе Dreux (Франция).

Склеп Седлец (Kostnice Sedlec), Кутна Гора в Чехии
Этот склеп представляет собой не просто аккуратно уложенные останки людей, а тщательно проработанные элементы "декора", такие, как люстры, гербы, гирлянды. Склеп расположен в небольшой римско-католической часовне, под кладбищем церкви Всех Святых.

В то время, как заросшие кладбища и прочие погребальные места с брошенными часовнями и странными надгробными плитами – идеальная среда обитания для растений и некоторых животных; склепы представлены гораздо большему забвению. Не все знают, что во всем мире, среди часовен и церквей, есть скрытые подземные фамильные склепы, где умершие покоятся в забвении уже сотни лет.

Часовня Кости, Эвора, Португалия.

Капелла душ Ossos, то есть часовня из костей, является одним из самых известных памятников Эворы - и жуткой туристической достопримечательностью. Часовня была построена францисканскими монахами в XVI веке. Этот зал смерти был сооружен рядом с церьковью Святого Франциска. Часовня состоит из черепов и костей 5 000 монахов, а 2 целых скелета висят прикованные цепями к потолку. Их личности остаются неизвестными.

Часовня, Czermna, Польша.

Часовня была построена в 1776 году приходским священником Вацлавом, который следил за тем, чтоб кости 3 000 человек располагались ровно по стенам. Под полом этой часовни находится захоронение 21 000 человек, погибших во время Тридцатилетней войны (1618-1648), из-за холеры и голода.

Сан - Бернардино алле Осса, Милан, Италия.

Этот склеп относится к 1210 году, ко времени, когда соседние кладбище больницы было переполнено. Склеп был построен для хранения костей. Церковь была присоединена к склепу в 1269 году, но в 1712 году была сожжена. В 1776 году на том же месте была построена более крупная церковь.

Санта-Мария-делла-Консезионе деи Каппуччини, Рим, Италия.

Склеп под церковью Санта-Мария-делла-Консезионе деи Каппуччини, разделен на пять часовен и содержит остатки 4 000 монахов капуцинов. Похороненных в период между 1500 и 1870 годами. Почва. Находящаяся в склепе, была привезена из Иерусалима.

Склеп Седлец, Чешская Республика.

Этот склеп представляет собой не просто аккуратно уложенные останки людей, а тщательно проработанные элементы ботового декора, такие. Как люстры, гербы, гирлянды. Склеп расположен в небольшой римско-католической часовне, под кладбищем церкви Всех Святых.

Монастырь Сан-Франциско, Лима, Перу.

Монастырь Сан-Франциско в Лиме не только может похвастаться всемирно известной библиотеки и местом в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО, но и склепом в катакомбах под церковью. Черепа в склепе декоративно расположены в рак концентрических кругов, разделенных другими костями. Предполагается, что в слепе размещены останци 70 000 людей.

Склеп Дюмонт, Франция

Примерно 230000 человек погибли в кровавой битве при Вердене в 1916 году. Дюмонт- склеп, который представляет собой памятник мертвым и место последнего упокоения для неизвестных солдат. Мемориальные доски на стенах и потолке содержат имена французских солдат, которые пали под Верденом.

Недвижимость — сплошные памятники архитектуры, тихие улочки — в гранитной плитке, соседи — миллионеры, звезды кино и спорта, художники, скульпторы и президенты. Но место это не для размеренной и спокойной жизни, а как раз наоборот — речь идет о «городе мертвых» в столице Аргентины Буэнос-Айресе. Реколета — одно из самых красивых и известных кладбищ мира и памятник архитектуры, охраняемый государством и ЮНЕСКО. Это и действующий некрополь, и популярный туристический маршрут одновременно.

Максим Лемос, профессиональный оператор и режиссер, объездил, наверное, все страны Латинской Америки и сейчас работает гидом и организатором путешествий. На своем сайте он разместил подробное описание кладбища Реколеты и интересные истории, связанные с этим местом.

Реколета не выглядит, как кладбище, в обычном для нас понимании. Скорее, это небольшой городок, с узкими и широкими аллеями, величественными домами-склепами (их здесь более 6400), невероятной красоты часовнями и скульптурами. Это одно из самых аристократических и старинных кладбищ, которое можно поставить в один ряд со знаменитыми «Монументаль де Стальено» в Генуе и «Пер-Лашез» в Париже.

— Похоронные традиции Южной Америки дикие и жуткие, — начинает «экскурсию» Максим. — Покойного хоронят в хорошем гробу в нормальный красивый склеп. Но если это люди небогатые, то хоронят его туда не навсегда, так как за аренду красивого склепа нужно платить. Поэтому года через 3−4 покойника обычно перезахоранивают. Почему 3−4? Чтобы труп успел разложиться достаточно для того, чтобы его можно было разместить более компактно, уже теперь на действительно вечном пристанище. Выглядит все это так. Через 3 года после первых похорон на кладбище, у склепа, собираются родственники покойного. Сотрудники кладбища вытаскивают из склепа гроб. Потом открывают его и под рыдания родственников «мама-мама…» или «бабушка-бабушка», перекладывают по кусочкам полуразложившийся труп из красивого гроба в черный полиэтиленовый мешок. Мешок торжественно относится в другую часть кладбища, и запихивается в одно из небольших отверстий в большой стене. Дальше дырка замуровывается, и приклеивается табличка. Когда я об этом всем узнал, волосы на голове зашевелились.

Стоят склепы довольно плотно друг к другу, поэтому по площади кладбище совсем небольшое.

Вот Реколета с вертолета. Видно, что оно находится посреди большого жилого района. Более того, площадь перед кладбищем — центр жизни этого района, здесь множество ресторанов, баров.

Кладбище действующее, поэтому прямо у входа наготове стоят тележки для перевозки гробов. Наверху, над главными воротами, колокол. В него звонят, когда хоронят человека.

В 1910—1930 годы Аргентина была одной из самых богатых стран мира. И в эти времена между аргентинской знатью шло негласное соревнование, кто построит роскошнее склеп для своей семьи. Денег аргентинские капиталисты не жалели, нанимались лучшие европейские архитекторы, из Европы везлись самые дорогие материалы. Именно в те годы кладбище приобрело такой вид.

Старался кто как мог. Например, вот склеп в виде римской колонны.


А этот — в виде морского грота.

Конечно, сам собою напрашивается вопрос, а как же запах? Ведь если присмотреться, в каждом склепе стоят гробы, двери склепов — кованые решетки со стеклом или без него… Должен быть запах! На самом деле, конечно, никакого трупного запаха на кладбище нет. Секрет в устройстве гроба — он сделан из металла и герметично запаян. А деревом он просто обшит снаружи.

Те гробы, что видны в склепах, — это только верхушка айсберга. Основное находится в подвале. В него ведет обычно небольшая лесенка. Давайте заглянем в один из подвалов под вот этим склепом. Здесь виден только один подвальный этаж, под ним есть еще один, а иногда бывает и три этажа вниз. Таким образом в этих склепах лежат целые поколения. И места там еще очень много.

Каждый склеп принадлежит определенной семье. И обычно на склепе не принято писать имена тех, кто там захоронен. Пишут только имя главы семьи, например: Хулиан Гарсия и семья. Никаких дат тоже обычно не пишут, фотографий упокоившихся вывешивать не принято.

Вот так вот можно прийти и одним махом навестить не только бабушек и дедушек, но и пра- и даже прапрадедушек… Но аргентинцы ОЧЕНЬ редко посещают кладбища. Вся миссия установки цветочков, ухода, уборки и поддержания склепов отдана служителям кладбища. Хозяева просто платят им за это деньги.

Бывают склепы вообще без какой либо информации. Ида, и всё! Что за Ида, какая Ида? Пару лет я ходил под Идой и не знал о ее существовании, пока один турист не заметил ее, случайно подняв голову.

Череп и скрещенные кости на склепах встречаются довольно часто. Это не означает, что здесь покоится пират, и это не чья-то неуместная шутка. Это католицизм. Религия диктует им так украшать склепы.

Кстати, вот еще одна тайна этого кладбища: паутины и, соответственно, пауков тут огромное количество (посмотрите хотя бы на фотографии). Но мух нет! Чем пауки питаются?

По этому кладбищу проводят специальные экскурсии на испанском языке. И истории гиды рассказывают под стать этому кладбищу: отнюдь не скучные и научные, а захватывающие и увлекательные — как латиноамериканские сериалы. К примеру: «…вот этот богатый сеньор поссорился с женой и не разговаривали они 30 лет. Поэтому надгробный памятник им поставили с юмором. На шикарнейшей скульптурной композиции они сидят друг к другу спиной…»

У Максима Лемоса тоже есть правдивые истории про некоторых постояльцев этого кладбища.

Например, одну 19-летнюю девушку похоронили в семейный склеп. Но через некоторое время посетителям показалось, что из недр склепа доносятся невнятные звуки. Непонятно было, из склепа идут звуки или откуда-то еще. На всякий пожарный оповестили родных, и было принято решение гроб с девушкой вскрыть.

Вскрыли и обнаружили ее мертвой, но в неестественной позе, и крышка гроба при этом была расцарапана, а под ее ногтями было дерево. Получилось, что девушку похоронили заживо. И тогда родители девушки повелели установить девушке памятник в виде нее, выходящей из склепа. А на кладбище с тех пор стали использовать модный в те времена в Европе способ для подобных случаев. К руке трупа привязывали веревочку, которая вела наружу и закреплялась к колокольчику. Чтобы мог оповестить всех, что он живой.

А вот этот склеп тоже примечательный. Похоронена здесь молодая аргентинка, дочь очень богатых родителей итальянского происхождения. Погибла она во время своего медового месяца. Отель в Австрии, где она остановилось со своим мужем, накрыло лавиной. Было ей 26 лет, и произошло это в 1970 году. И родители Лилианы (так звали девушку) заказали этот роскошный склеп в готическом стиле. В те времена и покупать землю, и строить новые склепы еще было возможно. У подножья на итальянском языке выбит стих отца, посвященный смерти дочери. В нем все время повторяется «почему?». Через несколько лет, когда монумент уже был готов, умерла любимая собака девушки. И ее тоже похоронили в этом склепе, а скульптор добавил к девушке собаку.

Гиды, которым надо чем-то занять свою публику, стали рассказывать, что если потереть нос у собачки, вас обязательна настигнет удача. Люди верят и трут…

Тело мужа так и не было найдено в том австрийском отеле. И с тех пор на кладбище появляется один и тот же мужчина, который регулярно, уже много лет приносит цветы на могилу Лилианы…

А это самый высокий склеп на кладбище. И его хозяевам удалось уделать всех не только по высоте, но и по чувству юмора, совместив на этом склепе два несовместимых религиозных символа: еврейский семисвечник и христианский крест.

А вот это — второй по величине и первый по стоимости склеп. Сделан он из самых дорогих материалов. Достаточно сказать, что крыша купола изнутри облицована настоящим золотом. Склеп огромный, и еще больше его подземные помещения.

А захоронен здесь Федерико Лелуар, аргентинский Нобелевский лауреат по биохимии. Умер он в 1987 году. Но такой роскошный склеп был построен не на Нобелевскую премию (ее ученый истратил на исследования), и построен он был много раньше. Да и вообще он жил чрезвычайно скромно. Склеп этот фамильный, у Федерико были богатые родственники, занимавшиеся страховым бизнесом.

Здесь похоронено несколько аргентинских президентов. Вот президент Кинтана, изображен в лежачем виде.

А это еще один президент, Хулио Аргентино Рока. Всего-то за 50 лет до Гитлера он без лишних сантиментов объявил, что нужно освободить южные земли и присоединить их к Аргентине. «Освободить» означало уничтожить всех местных индейцев. Это и было исполнено. Индейцев уничтожили, часть их перевезли в центральную Аргентину в качестве рабов, а их земли, Патагонию, присоединили к Аргентине. С тех пор Рока стал национальным героем и считается им до наших времен. Есть улицы его имени, портреты его печатают на самой популярной, 100-песовой купюре. Времена были такие, и то, что сейчас называется геноцидом, расизмом и нацизмом, еще 100 лет назад было нормой жизни.

Некоторые склепы в очень заброшенном состоянии. Например, если все родственники умерли. Но забрать склеп все равно нельзя: частная собственность. Разрушать или трогать — тоже нельзя. Но когда становится понятно, что хозяева склепа уже не объявятся (к примеру если он стоит бесхозным лет 15), администрация кладбища облюбовывает такие склепы в качестве складов для стройматериалов и прочего инвентаря.

В одном из мест кладбища смотрители устроили небольшое приусадебное хозяйство.

Среди склепов скромно затесался туалет.

Кладбище знаменито своими кошками.

В нашей культуре принято на похоронах приносить пластиковые венки с надписями «от друзей», «от коллег». Потом через несколько дней эти венки свозят на свалку. Это же непрактично! Поэтому в Аргентине венки делают железными и приваривают к склепу навсегда. Все желающие могут отметиться на могиле друга. И если человек был важный, то и железных венков и памятных табличек на его склепе много.

Все склепы на кладбище частные. И распоряжаться хозяева могут как им заблагорассудится. Могут хоронить туда и друзей. Могут сдать или даже продать. Цены на склепы на этом кладбище начинаются от 50 тысяч долларов за самый скромный и могут достигать 300−500 тысяч за более респектабельный. То есть цены сопоставимы с ценами на квартиры в Буэнос-Айресе: тут 2−3-комнатная стоит от 50−200 тысяч долларов и до 500 тысяч в самом престижном районе. Например, вот — склеп продается.

До 2003 года на Реколете еще можно было приобрести землю и построить новый склеп. С 2003 года кладбище стало памятником архитектуры не только аргентинского, но и мирового значения. Здесь не только запрещены любые постройки, запрещено также видоизменять или перестраивать уже готовые склепы. Можно только реставрировать старые, да и то после массы разрешений и исключительно с целью придать изначальный облик.

Некоторые склепы и надгробные монументы реставрируют. Например, вот этот. Правда, делается это с аргентинским рабочим ритмом, навесик есть, реставраторов уже 2 месяца не видно.

Сам район Реколета очень престижен. И жители вот этих домов (через дорогу от кладбища) совсем не напрягаются, что их окна выходят на кладбище. Наоборот, люди считают себя избранниками судьбы — ну как же, жить в Реколете!

Впрочем, сам Максим Лемокс считает, что Реколета — это «памятник диким, непривычным для нас похоронным традициям и соревнование неуместных понтов: «кто круче и богаче» и «у кого ушло мрамора больше, надгробье выше, а памятник эксклюзивнее и больше».

Старое кладбище ‒ невероятно мистическое место, с заброшенными часовнями, разрушенными надгробными камнями. А уж склепы представляются каким-то переходом в потусторонний мир. Издавна часовни и церкви прячут секреты под своими полами, иногда там оказываются настоящие города из мёртвых.


Несмотря на наводящий ужас на всех, склепы предлагают экономическое решение проблемы перенаселения. Во многих местах тела первоначально на короткий срок хоронили, а затем переносили в оссуарий, где их складировали с множеством других останков. Первые упоминания о склепах относятся к культуре зороастрийцев в Персии 3000 лет назад, от них эту традицию переняли католическая, православная и иудейская религиозные традиции.




Capela dos Ossos, чьё название переводится как «часовня костей» - один из самых известных исторических памятников, вызывающих как восхищение, так и ужас. Построили её монахи францисканцы на рубеже 15-16 веков рядом с церковью Святого Франциска как символ бренности жизни. Правда, была и более практичная цель строительства. На тот момент в Эворе было уже 42 кладбища, поэтому пришлось все кости собрать в одном месте. А вот чтобы продемонстрировать неизбежность смерти, монахи решили останки не прятать, а широко использовать в декоре.




Интерьер церкви святого Франциска поражает золотым алтарём и голубой плиткой. Над входом в оссуарий выбита надпись: «Мы, кости которые здесь, ждём ваши». Внутри человеческие кости и черепа покрывают практически все стены и колоны. По подсчётам в склепе около 5000 скелетов. Интересен тот факт, что останки монахов, построивших часовню, не выставлены на всеобщее обозрение. Они хранятся в небольшом белом гробу.




Построенная в 1776-1804 гг. Часовня черепов в польском городе Чермна ‒ это детище приходского священника Вацлава Томашека, использовавшего при строительстве небольшой церкви в стиле барокко кости 3000 человек. За обычной деревянной дверью прячется удивительный и пугающий интерьер. Черепа и берцовые кости покрывают стены и потолок. Под полом находится огромная могила, в которой покоятся останки ещё 21 тысячи человек, умерших во время Тридцатилетней войны(1618–1648), или от голода и холеры.

Священник лично собирал, очищал и аккуратно укладывал все останки. На алтарь пошли кости местных знаменитостей или необычные черепа: с пулевыми отверстиями, деформированные сифилисом. Когда и сам автор мистического проекта умер, его череп тоже оказался на алтаре.

Церковь Сан Бернардино алле Осса (или Святого Бернардино на Костях), Милан, Италия




Склеп в церкви Святого Бернардино, датируемый 1210 годом, был построен больше из практичных соображений. Прилегающее больничное кладбище разрослось, и пришлось срочно строить склеп, чтобы перенести туда останки. И только в 1269 году пристроили здание церкви, разрушенное спустя многие столетия во время пожара. В 1776 её отстроили благодаря небывалому интересу населения к склепу.




Приглушенный свет и лазурное небо с ангелами кисти Себастьяна Риччи в первый момент отвлекают от деталей, из которых состоит молитвенная комната. Но уже через несколько секунд взгляд концентрируется на останках бывших миланцев. Кости и черепа сложены в кресты, над которыми выложен инициал Марии Магдалины, а также напоминание о смерти: "Momento Mori".




Крипта капуцинов – склеп, находящийся под полом церкви Санта - Мария - делла – Кончеционе. Разделённая на пять частей крипта содержит останки более 4000 монахов капуцинов, похороненных в 1500 – 1870 гг. Прежде чем использовать останки для декора, их выдерживали похороненными не менее 30 лет. Кроме костей и черепов, на стенах висит несколько целых скелетов, одетых в одежду францисканцев. Церковь настаивает на том, что Крипта капуцинов – это молчаливое свидетельство бренности земной жизни, а не мрачная туристическая достопримечательность. Как бы то ни было, но надпись над входом на трёх языках заставляет задуматься: «Ты сейчас тот, кем мы были когда-то; тем, кто мы сейчас, ты ещё будешь».




Расположенный в маленькой часовне при церкви Всех Святых оссуарий стал одним из самых знаменитых во всём мире, и, нужно признать, самым зловещим. Это не просто костехранилище, здесь бренные останки превращены в декоративные предметы, например, светильники, гербы, гирлянды. Когда аббат Гентри вернулся со Святой Земли в 1278 году с горстью земли с Голгофы, которую он рассыпал по территории кладбища, Седлец превратился в популярное место для захоронений.




Вскоре кладбище оказалось переполненным, и часовню в церкви превратили в оссуарий. Но только в 1870 году мастер по дереву Франтишек Ринт приступил к созданию шедевров из давно похороненных костей.




Монастырь святого Франциска может похвастаться не только всемирно известной библиотекой и местом в списке мирового наследия ЮНЕСКО, но ещё и оссуарием в катакомбах под церковью. Предполагают, что останки 70 тысяч человек покоятся в катакомбах, о которых вспомнили только в 1943 году. Черепа выложены кругами, отделяющимися друг от друга костями.
В современном же мире проблему нехватки земли для кладбищ решают совсем по-другому. В Индии предложили