Айвенго идея произведения. Анализ исторического произведения вальтера скотта "айвенго"


Роман "Айвенго" - одно из лучших произведений Вальтера Скотта (1771 - 1832). Этот роман был создан более ста шестидесяти лет назад (1820), а события, о которых в нем рассказано, происходили в XII столетии. Однако и в наши дни "Айвенго" вызывает живой интерес у читателей многих стран мира. Роман написан с большим художественным мастерством, но причина его успеха кроется не только в этом, он знакомит нас с историей, помогает понять особенности жизни и нравов людей в далекие от нас времена.

"Время действия - царствование Ричарда 1, не только богато героями, - имена которых способны привлечь общее внимание, но отмечено еще глубокой враждой между саксами, обрабатывавшими ту землю, которой норманы владели по праву - победителей", - говорится в авторском предисловии к роману. Решив изобразить в своем произведении проблему норманского завоевания, конфликт двух племен, населяющих страну - победителей и побежденных, Скотт сам подчеркивает, что здесь на первом плане художественная, а не историческая правда, власть художественного воображения, а не логика фактов.

Обратившись к английской истории конца XII века, Скотт исходит, прежде всего, из фольклорных источников и обоснований.

Авторское предисловие 1830 г. раскрывает для читателя источник возникновения романа: он коренится в народной традиции, в анналах богатого английского фольклора. Герой этого произведения не исторически существовавший король, а идеализированный король народной фантазии, король, каким хотел бы видеть властителя угнетенный народ. Король старинной английской баллады миролюбив и скромен. Его природная жизнерадостность, доступность и простота помогают ему в общении с народом - он весело охотится в Шервудском лесу в часы досуга, разделяет трапезу случайного спутника, милостив и добр, помнит сделанное ему добро и строго блюдет интересы подданных. Именно так представлен в "Айвенго" Ричард "Черный Рыцарь".

Изображен смутный период английской истории - период двоевластия, междуцарствия, время, когда "законный" английский король томится в австрийском плену, а его подданные, желавшие его возвращения из долговременного плена, почти утратили надежду на это.

Скотт указывает на политический разброд в стране. Состояние анархии и растерянности, притеснение слабого сильным стало системой. Мелкопоместные дворяне или Франклины подпали под иго тирании могущественных баронов, положение широчайших масс населения заметно ухудшилось, к экономическим формам угнетения прибавилось еще национальное угнетение саксов со стороны норманских завоевателей.

Определяя характер быта, условия жизни смутной и переходной эпохи XII века, Скотт отмечает в самом начале романа, что "английский народ терпел великие бедствия".

Жестокое угнетение народа стимулировало рост побегов крестьян и йоменов. Скотт осознает причины роста и распространения так называемых разбойничьих шаек, ставших таковыми вследствие черной несправедливости и неправды английских законов.

Разбойники были большей частью йомены и простые крестьяне саксонского происхождения, доведенные до полного разорения суровостью законов о "сохранении лесов и охотничьих угодий", а потому и избравшие такой отчаянный и бродячий образ жизни.

Неудивительно, что крестьянин - раб, жизнь которого беспросветно тяжела, отнюдь не склонен считать "разбойников" своими врагами. По словам Гурта, он убедился твердо в том, что "настоящие воры и разбойники отнюдь не худшие люди на свете".

Люди английского народа с ненавистью говорят о принце Джоне, норманских феодалах; ненависть простонародья Англии к угнетателям и тиранам - чужим и своим - подчеркивается в произведении многократно.

Скотт рисует нападение на замок узурпатора феодала Реджинальда Фрон де Бефа как бы "со стороны" - о нападении и всех обстоятельствах последнего рассказывает раненому Айвенго сочувствующая нападающим Ревекка. Нападающие и защитники замка уподобляются Ревеккой грозному столкновению морских стихий. Во главе осажденных Бриан Буагильбер и де Браси, во главе осаждающих - Чёрный рыцарь и Локсли. Красное знамя, появившееся на западной башне замка, служит сигналом для осаждающих к общей атаке. Мужество Локсли и его товарищей решает исход сражения. Захватив замок, Локсли обращается к нападающим йоменам с характерной речью: "Йомены! Жилища тирана более не существует!... Великий подвиг мщения свершен".

Данная сцена, являющаяся одной из самых ярких в сюжете романа, подчеркивает величие восставшего народа, но в то же время говорит и о политической ограниченности взглядов писателя - во главе восстания Черный рыцарь - английский король, которому в верности готовы поклясться и Локсли и его вольные стрелки.

Представителем разрушительных антигосударственных тенденций, королем, оторванным от народа, является в романе Скотта принц Джон - Иоанн Безземельный, младший брат Ричарда, король-деспот, щедро раздававший направо и налево королевские земли, потворствовавший произволу норманских феодалов, ожесточивший как англо-саксонских феодалов, так и простой народ.

В противоположность Джону с его децентралистской тенденцией, Ричард Львиное сердце - собиратель и организатор английского государства. Деятельность его объективно прогрессивна, она преследует интересы нации и государства; она оправдана вдвойне и потому что, как представляется Скотту, Ричард I не только "законный король" по праву престолонаследия, но и "народный" король в том смысле как представляет себе институт королевской власти шотландский автор. Идеализация образа монарха, имевшая место в английском фольклоре, усилена автором романа.

Ричард Львиное сердце - опора государства, защитник подданных. Вся его деятельность направлена на благо Англии и благо народа. "Едва ли найдется человек, которому страна и жизнь каждого подданного была бы дороже, чем мне", - говорит в романе король.

Он - заступник обиженных и гонимых, защитник справедливого дела; он бескорыстен и честен, смел и решителен, силен и мудр, отважен и весел, отзывчив к беде любого и великодушен к врагам и побежденным. Он добывает победу честным путем-с помощью меча и копья.

Справедливый и гордый, он человечен и прост в обращении с подданными. Он не гнушается дружбы с монахом, запросто беседует с йоменом, играет на арфе, без предрассудков вступает в общение с разбойниками, ведет на приступ замка крестьян и лесных стрелков.

Ричард романа - это герой легенды, в ином случае рыцарского романа. Идеализацию образа сознавал и сам автор, не терявший чувства трезвого политического чутья в оценке деятельности "короля-героя".

Политическая проблема - становление мощного английского государства - решается в романе на примере показа острой борьбы за власть трех претендентов на английский королевский престол - Ательстана, принца Джона, Ричарда I Плантагенета.

Историческая обреченность первого подчеркивается в романе многократно. Ательстан Конигсбурский - потомок последних королей саксонской династии в Англии, равнодушен к чести своей родины (отказывается к огорчению почтительного Седрика взяться за копье в индивидуальном единоборстве), прожорлив, беспомощен и пассивен. Он не способен защитить интересы государства и народа, а потому его общественная значимость ничтожна.

Несостоятелен и обречен на поражение и другой претендент на королевский престол Англии - принц Джон, хотя и по другим причинам. В противоположность Ательстану он энергичен, смел, заносчив, честолюбив, цели его определены, и он настойчиво добивается их реализации, но деятельность его - есть деятельность в личных корыстных целях. Он враждебен народу; жизнь и быт подданных, его не интересуют, английская земли рассматривается им как вотчина, все его поведение диктуется личными интересами. Он - разрушитель, носитель децентралистских тенденций; его деятельность общественно вредна и опасна. .

Враждебность народу этого короля подчеркивается в романе путем прямых авторских замечаний, характеристикой его окружения (Мальвуазен, Фрон де Беф и др.) и даже описанием его внешности - предельно расточительной и крикливой.

Жизнь и быт Англии XII столетия раскрыты путем введения в роман разнообразных типов и характеров. Здесь действуют, борются, радуются или страдают десятки людей, каждый из которых типичен для своего класса и рода занятий.

"Одним из важнейших нововведений романа Скотта является роль, которую играет народ, масса, - пишет Мэгрон, - насколько старинный французский роман является аристократическим, настолько роман Скотта имеет тенденции демократические: мы видим, как со всех сторон врывается на его страницы народ".

Шут и свинопас, оживший герой Рабле, веселый монах, вольный стрелок Робин Гуд, аббат и храмовник, надменные рыцари принца Джона, гордый саксонский тан и его домочадцы, еврей - ростовщик и его обаятельная дочь - наделены специфическими чертами характера, обусловленными средой и профессией. Творческая удача - изображение народа, тех персонажей, которые ранее были презираемы, но приобрели отныне огромное значение.

Скотт - на прогрессивных позициях, гуманистически решая в романе расовую проблему, давая правдивое изображение страданий еврейского народа в Средние века и тем, сближаясь с основоположником английского реализма Шекспиром.

Фабулу романа составляет непризнанная любовь - Ревекки к Айвенго, а не любовная коллизия - Айвенго - Ровена. Последняя - бледна, анемична, условна, в то время как подлинной героиней романа является дочь еврея-ростовщика.

"Отверженная, непризнанная любовь Ревекки к рыцарю Айвенго, - писал Белинский, - будучи в отношении к целому роману, как бы эпизодом, тем не менее дает ему целость, как его основная идея, живит и согревает его, как свет солнечный природу".

Скотт верен объективным фактам истории, показывая травлю еврея в условиях Средневековья, даже со стороны социально униженного саксонского шута. Но он всем содержанием своего романа осуждает расовое неравенство, национальную ненависть к угнетенному народу. Характерно, что еврея Исаака травит и дразнит принц Джон, не стесняющийся занимать у еврея его - деньги, а на защиту еврея встает рыцарь Айвенго - сторонник Ричарда, человек, за плечами которого автор; показательно, что чувства и волю Ревекки насилует рыцарь-храмовник Буагильбер, а заступается за Ревекку крестьянин калека Хигт. Автор сочувствует этим людям.

Исаак у Скотта - классовый, а не расовый персонаж. Он - ростовщик и его - ростовщичество на первом плане. Правда, на его долю выпадает комическая роль, но этот комизм отступает на задний план в сценах, где изображается страдание Исаака - отца, и здесь проявляется свойственная Скотту художественная правдивость.

Ревекка опоэтизирована в романе и поставлена в центр повествования. Ее жизнь, ее приключения, ее любовь, непозволительная с точки зрения средневековой морали, ее великодушие и порыв объективно составляют стержень романа. Ее физическая привлекательность сочетается с нравственной: еврейка нежна, великодушна, отзывчива к человеческому горю, помнит добро и сеет добро сама, она человечна в лучшем смысле слова.

В ней воплотились лучшие черты народа и, прежде всего стойкость в жизненной борьбе. Ревекка сильна, смела, обладает твердой волей и силой характера, готова на смерть - так она ценит свое человеческое достоинство, честь, и это спасает ее в грозную минуту беседы с храмовникам.

Некоторая индивидуализация характера, более яркая в сравнении с иными "героями" романов Скотта обусловлена тем, что образ Ревекки, рисуется автором как образ трагический. Несчастье девушки в том, что она любит, не будучи любимой, и любима, сама не любя. В первом случае - это - Айвенго, во втором рыцарь храма - Буагильбер. Характерно - и само композиционное построение романа, при котором после встречи с любимым следует, как правило, встреча с нелюбимым Брианом. И это позволяет автору каждый раз раскрыть какие-то новые черты - психологического портрета героини.

Скотт любит и поэтизирует образ Ревеки - противопоставляя ей не менее колоритного и романтизированного человека с демоническими страстями - храмовника Бриана.

Крестоносец, одержимый любовным наваждением, в тоске готов продать и себя, и веру своих отцов. Ревекка же неизменно и последовательно сохраняет свое человеческое и национальное достоинство, заявляя, что никакие угрозы и даже угроза смерти не заставят ее пойти против совести и предать веру отцов.

Гуманистическое содержание романа, трезвость политического мироощущения Скотта проступает и в изображении рыцарей и рыцарства. Скотт с любовью прибегает к геральдике, дает понятие о рыцарском этикете, традициях, словом сознательно воссоздает весь необходимый внешний колорит эпохи, никогда не теряя, однако способности трезвой логической оценки происходящего.

Шут и свинопас, оживший герой Рабле, веселый монах, вольный стрелок Робин Гуд, аббат и храмовник, надменные рыцари принца Джона, гордый саксонский тан и его домочадцы, еврей - ростовщик и его обаятельная дочь - наделены специфическими чертами характера, обусловленными средой и профессией. Творческая удача - изображение народа, тех персонажей, которые ранее были презираемы, но приобрели отныне огромное значение. Скотт - на прогрессивных позициях, гуманистически решая в романе расовую проблему, давая правдивое изображение страданий еврейского народа в Средние века и тем, сближаясь с основоположником английского реализма Шекспиром. Фабулу романа составляет непризнанная любовь - Ревекки к Айвенго, а не любовная коллизия - Айвенго - Ровена. Последняя - бледна, анемична, условна, в то время как подлинной героиней романа является дочь еврея-ростовщика.

“Отверженная, непризнанная любовь Ревекки к рыцарю Айвенго, - писал Белинский, - будучи в отношении к целому роману, как бы эпизодом, тем не менее дает ему целость, как его основная идея, живит и согревает его, как свет солнечный природу”. Скотт верен объективным фактам истории, показывая травлю еврея в условиях Средневековья, даже со стороны социально униженного саксонского шута. Но он всем содержанием своего романа осуждает расовое неравенство, национальную ненависть к угнетенному народу. Характерно, что еврея Исаака травит и дразнит принц Джон, не стесняющийся занимать у еврея его - деньги, а на защиту еврея встает рыцарь Айвенго - сторонник Ричарда, человек, за плечами которого автор; показательно, что чувства и волю Ревекки насилует рыцарь-храмовник Буагильбер, а заступается за Ревекку крестьянин калека Хигт.

Он - ростовщик и его - ростовщичество на первом плане. Правда, на его долю выпадает комическая роль, но этот комизм отступает на задний план в сценах, где изображается страдание Исаака - отца, и здесь проявляется свойственная Скотту художественная правдивость.Ревекка опоэтизирована в романе и поставлена в центр повествования.

Ее жизнь, ее приключения, ее любовь, непозволительная с точки зрения средневековой морали, ее великодушие и порыв объективно составляют стержень романа. Ее физическая привлекательность сочетается с нравственной: еврейка нежна, великодушна, отзывчива к человеческому горю, помнит добро и сеет добро сама, она человечна в лучшем смысле слова.В ней воплотились лучшие черты народа и, прежде всего стойкость в жизненной борьбе. Ревекка сильна, смела, обладает твердой волей и силой характера, готова на смерть - так она ценит свое человеческое достоинство, честь, и это спасает ее в грозную минуту беседы с храмовникам.

Некоторая индивидуализация характера, более яркая в сравнении с иными “героями” романов Скотта обусловлена тем, что образ Ревекки, рисуется автором как образ трагический.

Несчастье девушки в том, что она любит, не будучи любимой, и любима, сама не любя. В первом случае - это - Айвенго, во втором рыцарь храма - Буагильбер. Характерно - и само композиционное построение романа, при котором после встречи с любимым следует, как правило, встреча с нелюбимым Брианом. И это позволяет автору каждый раз раскрыть какие-то новые черты - психологического портрета героини.

Скотт любит и поэтизирует образ Ревеки - противопоставляя ей не менее колоритного и романтизированного человека с демоническими страстями - храмовника Бриана.Крестоносец, одержимый любовным наваждением, в тоске готов продать и себя, и веру своих отцов. Ревекка же неизменно и последовательно сохраняет свое человеческое и национальное достоинство, заявляя, что никакие угрозы и даже угроза смерти не заставят ее пойти против совести и предать веру отцов.

Гуманистическое содержание романа, трезвость политического мироощущения Скотта проступает и в изображении рыцарей и рыцарства. Скотт с любовью прибегает к геральдике, дает понятие о рыцарском этикете, традициях, словом сознательно воссоздает весь необходимый внешний колорит эпохи, никогда не теряя, однако способности трезвой логической оценки происходящего.

Сходство рыцаря Айвенго с героями рыцарского романа. Роман Скотта выполняет «научно-популярную» функцию, сообщая исторические сведения о жизни средневековой Англии, в нём соединяются рассказы о крестовом походе и кодекс рыцарской чести, в центре романа - любовная интрига. Затем предложим ученикам подумать, почему же роман «Айвенго» не является рыцарским романом. Во-первых, потому, что он написан в XIX веке, а не в эпоху средневековья, во-вторых, в нём нет ничего фантастического или волшебного, зато перед читателем возникает живописная картина исторических событий. В основу романа положено традиционное для В.Скотта переплетение любовной и политической интриг. В центре повествования влюблённая пара - рыцарь Айвенго и леди Ровена, судьба и благополучие которых зависят от хода истории.

Кого из героев романа, кроме Айвенго, можно назвать истинным рыцарем? Разумеется, это Ричард Львиное Сердце. Какие подвиги он совершает? Романического Ричарда Плантагенета больше всего привлекает жизнь простого странствующего рыцаря, ему дороже всего слава, которую он завоёвывает в одиночку своей твёрдой рукой и мечом, нежели победа, одержанная во главе стотысячного войска. Это о нём Ревекка, наблюдающая из башни за сражением, говорит: «Он бросается в битву, точно на весёлый пир. Не одна сила мышц управляет его ударами - кажется, будто он всю свою душу вкладывает в каждый удар, наносимый врагу. Это страшное и величественное зрелище, когда рука и сердце одного человека побеждают сотни людей».

Вальтер Скотт – английский поэт, прозаик, историк. Родился 15 августа1771 года в Эдинбурге в семье богатого юриста. С детства писатель страдал параличом, в результате которого на всю жизнь остался хромым. В 1785 году поступил в городской колледж. Во время обучения много читал античных писателей, традиционные баллады о Шотландии, а также романы и поэзию. Увлекшись творчеством немецких писателей, с товарищами организовал поэтический кружок. В 21 год он успешно сдал экзамен в университете Эдинбурга и получил звание адвоката. После этого он активно занимался юридической практикой и много путешествовал по стране. Попутно он собирал народные сказания и легенды о героях страны. В 1791 году он впервые влюбился, однако ВильяминаБелшес предпочла ему другого. Это стало сильнейшим ударом для молодого Вальтера, и он не раз использовал образ девушки в своих произведениях. Женился В. Скотт в 1797 году на Шарлотте Карпентер.

Творчество Скотта условно подразделяется на две группы: романы, посвященные недавнему прошлому Шотландии и романы, посвященные прошлому Англии, а также континентальных стран в средние века. Первое серьезное произведение поэта появилось в 1800 году. Это была романтичная баллада «Иванов вечер».

В 1830 году писатель перенес апоплексический удар, а затем еще два удара. Сэр В. Скотт умер 21 сентября 1832 году от инфаркта.

Новаторство В. Скотта заключалось в том, что он создал жанр исторического романа, «до него не существующий» (по определению В. Г. Белинского). В основу мировоззрения и творчества прозаика лег огромный политический, социальный и нравственный опыт народа Шотландии, который в течение 4 веков боролся за свою национальную независимость против экономически развитой Англии.

Особенности исторического романа В. Скотта:

Сочетание правдивого изображения прошлой жизни и интересной динамичной интриги, движущими силами которой были большие человеческие страсти - зависть, ревность, мстительность, жадность и любовь к своего края, рода, семьи и др.

Описание, повествование, диалог - 3 компоненты романа - которые в своеобразном соотношении объединены в единое целое.

Описания В. Скотта выполняли роль исторического комментария к событиям и персонажам; писатель призвал своего читателя к новой роли - не только участника событий, но и постороннего человека, которая на все смотрела со стороны. Отстранение автора от рассказа дало возможность персонажу самостоятельно передвигаться, мыслить и говорить.

В романах В. Скота сочетаются романтические приключения, высокие чувства и низость отдельных героев, которые руководствовались в своих поступках часто противоположными мотивами.

Все герои разделены на несколько групп:

Реальные исторические персонажи - не стояли в центре повествования;

Люди из народа - принимали активное участие в развертывании сюжета, создали обобщающий образ - народ.

Молодой человек - не имела слишком выразительных индивидуальных черт, но отметилась порядочностью, честностью, смелостью и здравым смыслом.

Воспитание героя путем тяжелых переживаний, страданий, проверки на мужество в приключениях и путешествиях, полных испытаний и угроз.

В романе ощутимый тесная связь исторической жизни с личным, исторического события с судьбой героя; но центральное место в произведении заняло изображение истории, ее движения и развития.

Писатель далек от иллюзий. Введенный в рассказ авторский текст подводил читателя к правильным суждениям об этой эпохе.

Сюжет: (очень кратко)

Доблестный рыцарь Айвенго, от которого отрекся отец за службу сына королю-норману, влюбляется в воспитанницу отца, леди Ровенну. У Айвенго есть соперник рыцарь из окружения принца Джона - Бриан де Буагилбер. Проиграв поединок, Бриан де Буагильбер организовывает похищение Седрика Саксонского, Леди Ровенны и их спутников, среди которых был тяжело раненный Айвенго и безнадежно влюбленная в Айвенго еврейка Ребекка. Слуги Седрика Саксонского и сам переодетый король, который тайно возвратился в Англию, объединяются с Робин Гудом, чтобы освободить заключенных. Им это удается, но Бриан де Буагильбер успевает похитить Ребекку, в которую влюбляется. Айвенго, который еще не набрался сил, вызывает Бриана де Буагильбера на новый поединок, выиграть который практически не имеет шансов. Но осуществляется Божий суд и Бриан де Буагильбер не выдерживает и умирает сам. Тем временем Седрик Саксонский, видя мужество своего сына и проявление лучших человеческих качеств короля Ричарда, соглашается на брак Айвенго и леди Ровенны.

Проблематика:

Проблема нравственного идеала

(это же можно отнести и к главному образу, след. вопрос) В. Скотт создает портрет идеального рыцаря, у которого красота сочетается с умом и благородством, а храбрость - с умением сражаться. Айвенго верен своей возлюбленной и своему королю, готов помочь даже гонимому еврею Исааку, хотя, в соответствии с убеждениями того времени, не пристало христианину заботиться о жизни отверженного племени. Он доблестен, честен и лишен корыстолюбия.

Проблема законов истории

С точки зрения Скотта, история развивается по особым законам, общество проходит через периоды жестокости, постепенно продвигаясь к более нравственному состоянию общества. Эти периоды жестокости связаны с борьбой покорённых народов со своими покорителями. Не случайно роман «Айвенго» завершается свадьбой рыцаря Айвенго и леди Ровены, и присутствующие на бракосочетании знатные норманны и саксы понимают, что “мирными средствам могли добиться гораздо больших успехов, чем в результате ненадёжного успеха в междоусобной войне”, “увидели в союзе этой четы залог будущего мира и согласия двух племён; с того времени эти враждующие племена слились и потеряли своё различие”.

Проблема свободы

Большинству героев романа, которые являются представителями народа, присуще стремление к свободе, готовность бороться за свое право быть независимым человеком. Таким был свинопас Седрика Гурт, такими были и стрельцы Робина Гуда, который выступает в романе под именем Локсли.

Главные образы:

про Айвенго можно взять из "проблематики"

Бриан де Буагильбер - могучий рыцарь-храмовник, один из главных командоров ордена, способный со временем стать его гроссмейстером; самый сильный, опасный и непримиримый противник короля Ричарда Львиное Сердце.

Ровена - знатная саксонка, ее опекал СедрикРотервудский. Опекун боготворит ее, ни в чем ей не отказывает и связывает с ней свои надежды на возобновление власти саксов. Однако Ровена решительно противостоит браку без любви с потомком княжеского рода Альтестаном. Но судьба улыбается ей и она становится женой любимого рыцаря Айвенго.

Ребекка - дочь богатого еврея Исаака.

В критические минуты искала выхода, и, не найдя его, отдала преимущество смерти, а не бесчестью. Это очень сильная натура. Не найдя ответ на свои сердечные чувства, Ребекка решает заняться доброчинными делами: лечить, помогать страждущим. Она и дальше будет поддерживать честь и достоинство своего народа, оберегать веру предков.

Седрик Сакс - отец Айвенго, саксонский тан, ярый борец за свободу саксов от норманнов.

Гурт - свинопас Седрика Сакса, временно исполнявший роль оруженосца Айвенго, смелый и сильный мужик.

Вамба - хитрый и умный придворный шут Седрика Сакса, решивший пожертвовать собой ради него.

«Айвенго» – один из первых исторических романов, в котором описаны увлекательные и, порой, невероятно опасные приключения отважного рыцаря Айвенго.

Краткое содержание «Айвенго» для читательского дневника

Название : Айвенго

Число страниц : 272. Вальтер Скотт. «Айвенго». Издательство «РОСМЭН». 1994 год

Жанр : Роман

Год написания : 1819 год

Время и место сюжета

Действие романа происходит в 1194 году — сто тридцать лет спустя после битвы при Гастингсе, после которой саксы были покорены норманнами. В те времена правил Англией Ричард Львиное Сердце. В стране происходила острая борьба между саксами и норманнами, а также между феодалами и землевладельцами. Рыцарские замки стали притоном для разбойников, а бедные люди были беззащитными и бесправными.

Главные герои

Уилфред Айвенго - храбрый рыцарь, отважный, мужественный, справедливый и благородный.

Седрик Ротервудский - отец Айвенго, благородный, но вспыльчивый, самонадеянный лорд.

Ровена - воспитанница лорда Седрика, прекрасная девушка, нежная, честная.

Ревекка - дочь еврея Исаака, волевая и отважная девушка, влюбленная в Айвенго.

Ричард Львиное Сердце - мужественный, справедливый король Англии, склонный к авантюрам.

Принц Джон - подлый младший брат короля Ричарда.

Бриан де Буагильбер — храмовник, норманнский рыцарь, главный враг Айвенго.

Робин Гуд - легендарный разбойник, меткий стрелок, благородный человек.

Сюжет

Возвращаясь на родину после тяжелого крестового похода, английский король Ричард Львиное Сердце оказался в плену. Узнав об этом, родной брат короля, коварный принц Джон, решил воспользоваться этим и захватить королевский престол. Он принялся сеять смуту по всей стране, ловко разжигая застарелую вражду между саксами и норманнами.

Тем временем лорд Седрик Ротервудский, страстно мечтавший сбросить норманнское иго, решил поставить во главе освободительного движения туповатого и непредприимчивого потомка королевского рода Ательстана. Для укрепления его могущества Седрик намеревался женить его на своей воспитаннице, прекрасной леди Ровене. Однако девушка уже давно была влюблена в сына лорда Седрика, Уилфреда Айвенго, и молодой человек отвечал ей взаимностью. Узнав об этом, вспыльчивый лорд изгнал сына из родительского дома и лишил наследства.

И вот теперь Айвенго в одежде пилигрима тайно вернулся из крестового похода домой. Под псевдонимом «Лишенный наследства», доблестный рыцарь блестяще вступил в турнире, одного за другим сразив всех своих соперников. Будучи победителем, он выбрал королеву любви и красоты - леди Ровену.

На следующий день был проведен общий рыцарский турнир, в котором партия рыцаря Лишенного Наследства должна была выступить против партии высокомерного Бриана де Буагильбера. Айвенго оказался в тяжелом положении, и, если бы не помощь таинственного Черного Рыцаря, он бы был повержен. Когда леди Ровена собралась возложить венец на голову победителя, Айвенго снял шлем и тем самым раскрыл свою тайну. Истекая кровью, он упал к ногам своей возлюбленной.

Раненый рыцарь был отдан на попечение прекрасной Ревекки - дочери Исаака из Йорка. Она полюбила его всем сердцем. Вскоре Исаак и Ревекка вынуждены были уехать, и взяли рыцаря с собой. По дороге они присоединились к процессии Седрика, но оказались в плену. На помощь вновь пришел загадочный Черный рыцарь, который оказался королем Ричардом, а также меткий стрелок Робин Гуд. Оправившийся от ран Айвенго последовал за своим правителем. Тем временем влюбленный в Ревекку Бриан, получив отказ, обвинил девушку в колдовстве. Спасти ее от мучительной смерти на костре удалось Айвенго.

Король Ричард занял законное место на престоле, простив измену брата. После перенесенных лишений и тяжелых испытаний, Айвенго и Ровена поженились, на протяжении долгих лет отважный рыцарь верой и правдой служил королю Ричарду.

Вывод и свое мнение

В своем произведении автор изобразил множество смелых, мужественных, достойных людей, независимо от их происхождения и толщины кошелька. Они являются достойными примерами для подражания, поскольку такие человеческие качества как доброта, умение держать свое слово, честь, отвага, верность никогда не теряют своей ценности

Главная мысль

Сила человека — в дружбе, а его счастье — в любви. Именно этот девиз был выбран рыцарем Айвенго, на собственном опыте доказавшем, что только честный, благородный и великодушный человек способен обрести истинное счастье.

Авторские афоризмы

«…Кто творит добро, имея неограниченную возможность делать зло, тот достоин похвалы не только за содеянное добро, но и за все то зло, которого он не делает…»

«…Люди нередко сваливают на судьбу то, что есть прямое последствие их собственных буйных страстей…»

«…Суд всегда совершается очень быстро, если судья заранее вынес приговор…»

«…Чем больше препятствий и затруднений, тем больше славы впереди…»

Толкование непонятных слов

Реал – старинная испанская серебряная монета.

Тамплиеры – члены Ордена «Бедных рыцарей храма Соломона» – первого по времени основания из религиозных военных орденов.

Прецептория – местный орган управления делами ордена тамплиеров.

Новые слова

Пилигрим – паломник, странник, путешественник, скиталец по разным странам.

Друиды – жрецы у древних кельтов, населявших территорию Британии до англосаксонского завоевания (V в.).

Тауэр – средневековый замок в Лондоне, в течение многих столетий являвшийся государственной тюрьмой.

Канцлер – одно из высших должностных лиц в средневековой Англии.

Тест по роману

Рейтинг читательского дневника

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 90.

Шотландский писатель Вальтер Скотт, расцвет творчества которого пришелся на начало XIX века, особенно выделился на фоне своих современников тем, что под его талантливым пером исторический роман, как таковой, приобрел совершенно новую форму. Яркое подтверждение тому - роман "Айвенго", который стал самым известным произведением у Вальтера Скотта .

Если у вас сейчас нет возможности прочесть роман целиком, мы предлагаем вам прочитать краткое содержание "Айвенго" .

В конце XII века царствует Ричард Львиное сердце, тогда же происходит формирование английской нации, которая складывается из следующих слоёв: простой люд, англосаксы, французские рыцари. В 1066 году, когда прошло норманнское завоевание, началась долгая и кровопролитная междоусобица. Надо отметить, что официально история Англии эти события рассматривала несколько иначе, а именно - как непродолжительную и малоболезненную борьбу.

Что Вальтер Скотт показал в романе "Айвенго"?

Если вы прочитаете даже краткое содержание "Айвенго", вы ясно увидите, что Вальтер Скотт раскрыл в романе реальную ситуацию, осветив ее с исторической стороны очень точно. А после прочтения всего романа это станет еще более явным. Итак, прошло уже более ста лет, как в Англии минули времена Вильгельма-завоевателя. Тогда короля Ричарда Львиное сердце томили в плену, а местная родовая знать Франклины и простой народ находились в угнетении норманнских дворян. Все с нетерпением ждут, когда вернется король, положив конец беспределу и сплотив народ.

Наконец, одетый в одежду пилигрима, после крестового похода и сражений приезжает близкий друг Ричарда - отважный рыцарь Айвенго. Не будем подробно описывать все события романа, поскольку вы самостоятельно можете прочесть о них в кратком содержании "Айвенго", однако скажем, что сам Айвенго не так много принимает участия в действиях, особенно в сражениях и интригах. Вальтер Скотт показывает, что Айвенго - носитель главной идеи сплоченности и единства.

Роман написан очень живым и ярким языком, он завоевал внимание миллионов читателей многих поколений, и конечно, большое влияние романа сказалось на историческом жанре как таковом, особенно в XIX веке.

Читайте краткое содержание "Айвенго" . Кроме того, в нашем разделе кратких содержаний вы можете найти много других произведений, изложенных кратко в доступной форме.