Юмор и сатира в литературе. Основные особенности сатиры


Так или иначе, но смех несет сейчас всё больше признаки низкого, чувственного удовольствия, отождествляется с пороком, развратом, и пользоваться им в священные часы было бы напрасным соблазном. Только искусство, обязанное смеху самим фактом существования, достигает в общении с ним иногда таких состояний, таких незнакомых обычному уху регистров и переливов, что доносит до нас словно голос иных, забытых представлений о земле и о небе. Туманно и неясно всплывают времена, когда смехом оплодотворяли пашни, вызывали дождь, провожали покойников в наилучший мир. Смехом, случалось, распознавали и расколдовывали злого колдуна-людоеда, который никогда не смеялся, для того чтобы не показывать зубы с застрявшим там человечьим мясом. (Не потому ли злые надуты и не любят смеяться - смех раскрыл бы карты, обнажил бы живое лицо и, коль скоро оно поддельное, заставил бы сгинуть, рассыпаться?..) Известны случаи, когда смехом рассыпали крепости и постройки, словно карточный домик, которые буквально разваливались вследствие чудесной вибрации, изобличая эфемерность земного владычества (эхом такого смеха смеется Пьер в плену у французов в "Войне и мире" Л. Толстого). Известен, наконец, особого рода священный "смех сквозь слезы", возносящий на небо душу избранной жертвы. Нашлась тетрадь с записью древних песен майя:
"Смягчи свою душу, прекрасный муж, ты отправляешься на небо, чтобы увидеть лицо твоего отца. Тебе не надо возвращаться сюда, на землю, под опереньем маленького колибри или под шкурой прекрасного оленя, ягуара или маленького фазана. Обрати душу и мысль исключительно к своему отцу. Не бойся, нет ничего плохого в том, что тебя ожидает. Прекрасные девушки сопровождали тебя в твоем шествии от селения к селению...
Смейся, смягчи хорошенько свою душу, потому что ты будешь тем, кто принесет голос твоих земляков нашему прекрасному владыке, находящемуся там, на небе..." ("Песни из Ц"итбальче").
Современному уму трудно отрешиться от ужасного обряда, в котором с этой песней обращались к человеческой жертве, привязав ее к столбу и медленно расстреливая из луков, чтобы продлить страдания. Нам бы хотелось отправлять гонцов на небо менее кровавым путем. Но, исходя из психологии всех участников этой церемонии, следует признать, что жертва, осыпанная цветами и окрашенная в лазурь, добровольно отдающая себя в руки бога Солнца, расставалась с жизнью смеясь и в смехе воспаряла и отождествлялась с богом, чей образ она на себе уже несла, будучи одновременно благодарным посланцем своего народа. В эпохи, когда к человеческой личности и к жизни в ее земной оболочке относились без предрассудков, когда бессмертие на земле почиталось величайшим несчастьем, ибо закрывало доступ в высший мир, подобные сцены воспринимались всеми как нечто вполне естественное и благочестивое. Впрочем, нам нет нужды оправдывать дикие культы, об истинном смысле которых мы имеем смутное и искаженное понятие. Достаточно перевести эту песню, обращенную к жертве, в иносказательный план и принять, ну, хотя бы за притчу, чтобы от нее само собой протянулись нити к искусству, притом в самом возвышенном и нравственном его понимании.
Ведь художнику, слава Богу, в наши дни не требуется привязывать себя к столбу и истекать кровью под чьи-то подбадривающие крики. Всё это он проделывает иносказательно, сидя в кресле, в удобном кабинете, и, принося себя в жертву, не теряет надежды, что он долго еще и увлекательно поживет в этом мире, и только благодарное потомство поймет и оценит его творческие страдания как величайший акт священного самопожертвования. И вот тогда оно, потомство, может быть с некоторым запозданием, но непременно споет:
"Смейся, смягчи хорошенько свою душу, потому что ты будешь тем, кто принесет голос твоих земляков нашему прекрасному владыке, находящемуся там, на небе..."
Как это похоже на Гоголя!.. Смех приоткрывается в нем в каком-то высшем, священном и жертвенном назначении. Причем самые слезы и страдания автора служат смеху подножием, чтобы глубже зачерпнуть тоскующую душу и, дойдя до дна, вознестись на крыльях ликующей музыки, подобной пению жаворонка в лазури. Исторгнутый из сокровенных глубин и достигающий в своих окончаниях как бы нездешних уже селений, смех теряет вес, истончается, перенимает вибрацию света, всепроницающего эфирного трепета, рождающегося на источниках жизни, - он становится свободным от обязанностей смеяться по какому-то внешнему поводу, заряжаясь грубым чувственным шумом, и парит высоко в небе в экстатическом славословии, готовый в любое мгновение перейти в торжественную литургию, в пророческие или скорбные возгласы, или, описав круг, вернуться на нижние свои этажи, к простосердечной шутке, к человеческому несовершенству. Моменты переключения смеха на иную волну и тональность нетрудно засечь в тексте, но вместе с тем нельзя быть уверенным до конца, что в эту или другую минуту он вновь не объявится, - настолько всё здесь озвучено и высвечено смехом, настолько тот подвижен и гибок, способен перенимать далекие оттенки и облики, смыкаясь с иными чувствами и в них растворяясь, теряясь, с тем чтобы через мгновение опять вострепетать. Будучи душою и плотью самой поэзии Гоголя, смех обеспечивает подачу прочим эмоциям, он выносит их на гребне, вводит в строй и выводит, резко меняя окраску речи, но оставляя за собою значение движущей и направляющей тяги. Лирический восторг, пророческий пафос, свойственные Гоголю, непроизвольно подчас вытекают из комических его устремлений как их новая форма и нота и, оттесняя смех, сохраняют с ним дальнюю связь производного и духовно родственного слова.
"Но зачем же среди недумающих, веселых, беспечных минут сама собою вдруг пронесется иная чудная струя: еще и смех не успел совершенно сбежать с лица, а уже стал другим среди тех же людей, и уже другим светом осветилось лицо..."
Подобная смена освещения и настроения обусловлена, в частности, тем, что смех у Гоголя не только полярен и контрастен по отношению к чувству возвышенного, но к нему же подводит и тянется, открывая доступ иного рода восторгам...
Возвышенный аспект смеха, сохраняющий притом за собою комическую чистоту и силу, которая лишь увеличивается, не порождая противоположных эмоций, не ломая ритма и стиля, представлен в "Ревизоре". Всё в этой пьесе, казалось бы, исключает лиризм и восторг, всё теснится в низине, отягощенное ложью и пошлостью, не давая воспарить и возвыситься, и тем не менее смех в "Ревизоре" каким-то непостижимым путем исхитряется подняться над долом, по образу взлетающего к небу фонтана, соприкасаясь с поэзией вечного и запредельного. Этот фонтан совпадает с самой эмоциональной, кульминационной точкой комедии - сценой вдохновенного бахвальства Хлестакова. Последний воздействует своим пением на присутствующих, как искусительная сирена, - с того момента все не только удостоверяются в чрезвычайных его полномочиях, но сами вступают на путь неумеренного прожектерства.
О чем мечтают Городничий и его семейство, породнившись с Хлестаковым и уподобившись ему в такой степени, что становятся на время его двойниками в построении воздушных замков? Можно было бы ждать, исходя из этих первобытных характеров, что в открывшейся перспективе больше всего их потянет власть и богатство. Ничего подобного. Они стремятся взлететь по стопам Хлестакова - к небу, их волнуют прежде всего запахи и краски, эстетика и поэзия высокого общественного поста, сказочная красота и окрыляющая свобода нового образа жизни. В таком же сказочном свете рисует Марье Антоновне ее будущее Добчинский:
"Вы будете в большом, большом счастии, в золотом платье ходить и деликатные разные супы кушать, очень забавно будете проводить время".
Не удовлетворение похотей, не потворство страстям, но взыскание царства прекрасного останавливает наше внимание, утонченность и одухотворенность мечтаний, облаченных, понятно, в комические покровы и приведенных в согласие с психологией этих людей, мыслящих свой идеал не отвлеченными символами, но знакомыми приметами служебной карьеры. На всем, однако, лежит печать возвышенного интереса, детски-наивной фантазии, созерцательно-бескорыстного взгляда на вещи. Не практическая, а живописная и поэтическая сторона генеральского чина занимает наших мечтателей.
"Городничий...Как ты думаешь, Анна Андреевна: можно влезть в генералы?
Анна Андреевна. Еще бы! конечно, можно.
Городничий. А, чорт возьми, славно быть генералом! Кавалерию повесят тебе через плечо. А какую кавалерию лучше, Анна Андреевна, красную или голубую?
Анна Андреевна. Уж конечно голубую лучше.
Городничий. Э? вишь чего захотела! хорошо и красную. Ведь почему хочется быть генералом? - потому что, случится, поедешь куда-нибудь фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперед: ,лошадей!" И там на станциях никому не дадут, всё дожидается, все эти титулярные, капитаны, городничие, а ты себе и в ус не дуешь. Обедаешь где-нибудь у губернатора, а там стой городничий! Хе, хе, хе! (заливается и помирает со смеху). Вот что, канальство, заманчиво!
Анна Андреевна. ...Я не иначе хочу, чтоб наш дом был первый в столице, и чтоб у меня в комнате такое было амбре, чтоб нельзя было войти, и нужно бы только этак зажмурить глаза. (Зажмуривает глаза и нюхает). Ах, как хорошо!"
Это же возвращенный Эдем, вековечная мечта человечества, высказанная на дураковатом, провинциальном языке, - благоухание райского сада и жажда полета, восторга, движения, возвышения над толпой, над собой! Даже голубая кавалерия через плечо, не побоюсь сказать, имеет здесь небесный оттенок. (Я далеко не уверен, что в "Ревизоре", где всё бесконечно смешно, есть еще где-то "незримые слезы", но если они есть, то их нужно искать не в ужасах коррупции и пошлости всей обстановки, но в такого вот рода душевных порывах к недосягаемой высоте, в обманчивых и прекрасных фантазиях человека...) Желание Сквозника-Дмухановского "влезть в генералы", для того чтобы быстрее лететь, обгоняя всех городничих, несколько напоминает тирады Поприщина в "Записках Сумасшедшего", кому генерал понадобился тоже не сам по себе, но для высокого расчета с обидчиками и духовного, по существу, торжества над косностью своего неизменного, титулярного состояния. Генерал - это птица в небе, быстролетная тройка, мечта, столь же, в принципе, романтическая, как какое-нибудь стремление влезть в поэты, в вершители дум человечества...
"Чорт побери! Желал бы я сам сделаться генералом, не для того, чтобы получить руку и прочее. Нет; хотел бы я быть генералом для того только, чтобы увидеть, как они будут увиваться и делать все эти разные придворные штуки и экивоки, и потом сказать им, что я плюю на вас обоих...
...Отчего я титулярный советник и с какой стати я титулярный советник? Может быть, я какой-нибудь граф или генерал, а только так кажусь титулярным советником? Может быть, я сам не знаю, кто я таков".
Эти-то потенции человеческой души, никогда не знающей, кто же она такая на самом деле, желающей безмерного, не умещающейся в рамках собственного тела и локального положения в обществе, и пытается воплотить Городничий. (Может быть, он оттого и нарекся Сквозником-Дмухановским, что внутри у него сидит Хлестаков и кричит: "лошадей!"?..)
Через мечты уездного семейства яснее выступает облик их соблазнителя. Ведь это Хлестаков своими пламенными речами ввел толстокожих рабов, прикованных к месту и должности, в состояние невесомости, транса, в котором всё возможно и душа замирает от открывшихся просторов и страхов - так что, резюмирует Городничий, "не знаешь, что и делается в голове; просто, как будто или стоишь на какой-нибудь колокольне, или тебя хотят повесить". Ведь это от хлестаковских курьеров, мчащих во весь опор по петербургским проспектам в количестве тридцати пяти тысяч, и от хлестаковской же тройки с заливающим по всей дороге, по всему свету, колокольчиком Голос ямщика за сценой: "Эй, вы, залетные!") поскакали в голове Городничего фельдъегеря с адъютантами. "Словом, это фантасмагорическое лицо, которое, как лживый олицетворенный обман, унеслось вместе с тройкою, Бог весть куда", подытоживал роль Хлестакова Гоголь.
Известно, что характеру Хлестакова Гоголь придавал особое значение и особенно тщательно его обсуждал в авторских комментариях. Притом наибольшее внимание он уделял загадочному тому обстоятельству, той, можно сказать, заковыке в душе Хлестакова, что этот олицетворенный обман при ближайшем рассмотрении вводит в соблазн бессознательно и ни в коем разе на должен трактоваться заурядным лжецом и обманщиком. Пустомыслие Хлестакова служит ему алиби и позволяет преподать его вранье как самое искреннее и чистосердечное излияние. "Не имея никакого желания надувать, он позабывает сам, что лжет", - настаивал Гоголь.
"Он развернулся, он в духе...
Это вообще лучшая и самая поэтическая минута в его жизни - почти род вдохновения" ("Отрывок из письма, писанного автором вскоре после первого представления "Ревизора" к одному литератору", - как впоследствии объявил Гоголь, из письма к Пушкину, 25 мая 1836 г.).
Хлестаков - ничтожество, никто. Но поэтому к нему больше, чем к кому бы то ни было, применима поприщинская догадка: "Может быть, я сам не знаю, кто я таков", и поэтому он так свободно и легко конструирует свою личность, повинуясь прихоти воображения, сам же мгновенно уверяясь в достигнутых его духом успехах. Когда я прочитал в цитированном выше письме к Пушкину, что "он в духе", у меня мурашки пробежали по коже, - настолько явственно проступила вторая сторона понятия - в духе, то есть вне тела, в состоянии экстаза, священного безумия и озарения, что подтверждается каждой фразой гениального его монолога, построенного как непрерывная цепь восхождения и воспарения. Даже когда Хлестаков проговаривается, мелькая реалиями своего низкопородного быта - "как взбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж скажешь только кухарке: "На, Маврушка, шинель", - он описывает кривую полета. У него всё летит.
"И сторож летит еще на лестнице за мною со щеткою: "Позвольте, Иван Александрович, я вам", говорит, "сапоги почищу"..."
В этой жажде подняться ввысь и там, на высоте, выкинуть какой-нибудь головокружительный финт Хлестаков проявляет себя как истинный артист, как и вся натура его ближе всего стоит к типу артиста, поэта. "В нем всё сюрприз и нечаянность", - комментировал Гоголь этот талант Хлестакова безо всякой видимой причины возгораться и перевоплощаться. Самый монолог его льется по нормам поэтической речи, управляющей мыслями автора и себя же порождающей в порыве вдохновенного творчества. Не Хлестаков держит речь, а речь ведет Хлестакова. Он цепляется за первые попавшиеся слова, и они его несут, Бог знает куда. В Хлестакове нам явлен образчик творческого процесса. Но еще достовернее указывает в нем на поэта факт, что в модели служебного своего положения Хлестаков руководствуется не столько соображениями карьеры, сколько поэтикой высоких и звучных имен, страстью к прекрасному и изящному. В переводе на лакейский жаргон, Хлестакова к столице влечет "галантерейное обхождение". Вместе с тем в идеальном мире он мнит себя великим эксцентриком, кому важнее не почет и престиж, но эффект изумления, чудесного превращения. Ему бы всё пускать фейерверки, выводить из равновесия, устраивать карусели курьеров, снова и снова проходя в "ревизоры" на уровне департамента, министров, главнокомандующего. Высший свет в его описании, в отличие от локально-земной планировки уездного города, это сплошное витание в сферах, воздушные трюки и фокусы, вечный бал и карнавал, где князья и графы уподобляются жужжащим шмелям и пар из парижской кастрюльки, "которому подобного нет в природе", сулит нам ароматы амброзии.
В согласии с "самой поэтической минутой в его жизни" (и, конечно же, самой поэтической точкой комедии) на первый план его столичного быта выдвигаются артистические интересы и связи, и Санкт-Петербург оборачивается к зрителю своей литературно-художественной средой, представленной в невероятных подробностях, а сам Иван Александрович нарекается сочинителем всех известных тогда творений, объединяя в своем лице весь цветник российской и отчасти всемирной словесности. Так и быть должно! С заоблачных высот Санкт-Петербурга, из страны цветущего Юмора, где царит Пушкин, где на каждом шагу "кеятры, собаки тебе танцуют, и всё, что хочешь", спускается на уездную землю не кто иной, как Поэт, Орфей. Волшебной игрой он зачаровывает сползшихся к нему двуногих тварей, передавая им свое электричество и увлекая за собою в полет, в мир фантасмагорий. В этом и состоит, вероятно, самое главное "чрезвычайное происшествие" "Ревизора" - поэзия побеждает существенность, ввергая ее в поток сногсшибательных пертурбаций.
Разумеется, весь этот крутой поворот "Ревизора" в литературно-поэтический строй преподносится в пародийном ключе, как и подобает комедии. Но сам объем сообщений и ассоциаций такого рода, резкость крена в поэзию, в эстетику, говорят, что это существенно для понимания пьесы, в которой поворотную и руководящую роль играет момент высочайшего поэтического вдохновения. Если в творчестве Гоголя смех и восторг часто идут рука об руку, то в кульминационном монологе Хлестакова мы имеем какой-то восторг смеха, смеха в чистом виде, слыша который душа ищет возвышенного.
"Прощай, душа Тряпичкин. Я сам, по примеру твоему, хочу заняться литературой. Скучно, брат, так жить, хочешь наконец пищи для души. Вижу: точно, нужно чем-нибудь высоким заняться".
Боже, уж не Хлестаков ли в самом деле подвигнул Гоголя на его "Ревизора"?!. Обман обманом и мираж миражем, но когда звенит колокольчик и из-за сцены доносится голос Хлестакова:
"Прощайте, ангел души моей, Марья Антоновна! Прощайте, Антон Антонович!
Прощайте, маменька!"
- сердце невольно сжимается, что в исполнение обещанного не унес он невесту, и всю родню, и весь город на своей тройке. Пусть бы они там, в его царстве, в золотом платье ходили и разные бы деликатные супы кушали.
Перед мысленным оком Гоголя проносятся три фантасмагорических тройки.
Хлестакова (с увязавшимся за нею семейством Городничего) - движущаяся на чистом комизме, на олицетворенном обмане и вместе с тем на поэтическом вознесении ввысь.
Поприщина - на безумии, на пределе тоски и отчаяния расстающейся с этим светом души, которая мчится домой, на свою небесную родину, смыкая родную Италию и Россию:
"Спасите меня! возьмите меня! дайте мне тройку быстрых как вихорь коней! Садись, мой ямщик, звени, мой колокольчик, взвейтеся, кони, и несите меня с этого света! Далее, далее, чтобы не видно было ничего, ничего. Вон небо клубится передо мною; звездочка сверкает вдали; лес несется с темными деревьями и месяцем; сизый туман стелется под ногами; струна звенит в тумане; с одной стороны море, с другой Италия; вон и русские избы виднеют. Дом ли то мой синеет вдали? Мать ли моя сидит перед окном? Матушка, спаси твоего бедного сына!.."
И третья тройка-Русь в "Мертвых Душах", несущаяся в будущее и доносящая до нас последний всплеск лирической музыки Гоголя с последним отсветом его смеха в наступающей тьме... (Когда дрогнула дорога и вскрикнул в испуге остановившийся пешеход, я понял, что это отлетела душа Гоголя, - он умер в конце первого тома "Мертвых Душ"...)
Они о разном - эти тройки. Но и об одном тоже. О том, что душа ищет дали, простора, высоты, чуда и в смехе ли, в смерти ли, в быстрой ли рыси находит счастье полета. Тройка - это прочь, дальше, выше, мимо... Тройка это отряхание праха...
"И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: "чорт побери всё!" его ли душе не любить ее? Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное? Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и всё летит..."
Слышите музыку "Ревизора"? Слышите сотрясение смеха в этом описании быстрой езды? И всё летит, и сам летишь... Смех у Гоголя - такое же восторженно-чудное состояние, не дающее жизни застыть, душе остановиться, опрокидывающее законы всемирного тяготения, сулящее простор и свободу. Смех - это исчезновение материи. Смеясь, мы не просто трясемся, но и, бывает, летим, уносимся, выскакиваем из тела, испаряемся и, может быть даже, на время расстаемся с душой. "...Что-то страшное заключено в сем быстром мельканьи, где не успевает означиться пропадающий предмет..." Но и блаженное также. Смех у Гоголя это духовное опьянение, которого так жаждет русская земля.
"У нас у всех много иронии. Она видна в наших пословицах и песнях, и, что всего изумительней, часто там, где видимо страждет душа и не расположена вовсе к веселости. Глубина этой самобытной иронии еще перед нами не разоблачилась, потому что, воспитываясь всеми европейскими воспитаньями, мы и тут отдалились от родного корня. Наклонность к иронии, однако ж, удержалась, хотя и не в той форме. Трудно найти русского человека, в котором бы не соединялось, вместе с уменьем пред чем-нибудь истинно возблагоговеть, свойство - над чем-нибудь истинно посмеяться. Все наши поэты заключали в себе это свойство".
"Всё смеется у нас одно над другим, и есть уже внутри самой земли нашей что-то смеющееся над всем равно, над стариной и над новизной, и благоговеющее только пред одним нестареющим и вечным".
Всё это он утверждал в "Выбранных местах из переписки с друзьями", докапываясь до корня, до сути - "В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность" (1846 г.). Уже ничто не влекло его в эту пору назад, к комическому искусству, и смех давно остыл в его душе. Гоголь был мертв. И все-таки не мог он, разбираясь в вещах окончательно, не попытаться выявить смех в максимальном его значении, подведя к самому дальнему берегу и барьеру "вечного и нестареющего" и привязав к самому глубокому и драгоценному корню - родного народа, русской земли. Тот народ и земля, напомним, для Гоголя тогда составляли последнюю и единственную крепость дела Божьего на земле, служили прообразом небесной отчизны. И вот в недрах этой крепости, в глубине богоизбранного племени, он углядел смех и не побоялся сказать об этом в полный голос. Значит, смех означает для Гоголя и для всей России действительно что-то огромное, если не самое главное. Значит, смех - это сердце наше?.. Да, он поставил предел смеху и уравновесил его столь же исконным нашим свойством - "уменьем пред чем-нибудь истинно возблагоговеть". Пред чем? Пред вечным и нестареющим? Но что здесь вечно и что не стареет на земле?..
Говоря по правде, с благоговением дело темное. Это еще надо доказать, подождать. Это еще неизвестно... Дай-то Бог!.. Будем надеяться... Но от смеха-то нам во всяком случае уже не отвертеться, когда Гоголь в такую пору так о нем пропечатал. Монахом, аскетом, ткнул нас лицом - в смех. Душа замирает...
И всё же предел, положенный смеху, был выбран им не по соображениям только законности, осторожности и надежды, что Россия еще себя покажет. Небо - естественная граница смеха. Не потому, что над небом смеяться нельзя, запрещено (над чем не посмеется русский человек? и где у него границы дозволенного?). А потому, что там, где нет материи, нечего отряхать и нечему исчезать. Если небо - сама полнота, сама высота, сама свобода (и, может быть, сам смех), что там делать нашему смеху? Только - устремляться туда. В смехе мы срываемся с места - к небу.
В этом смысле смех сродни русскому устремлению к чуду, к Богу, к вечному, к максимальному. Всё, что не абсолютно, - смешно. Туда, где мера и вес, где грех и кровь, непременно придет ревизор и скажет: этого нет! это обман! пойдемте за мною! слышите?.. (Голос ямщика за сценой: "Эй, вы, залетные!")
В подмогу гоголевской мысли о смехе вступает песня, вновь возвращающая нас к тройке, к быстрой езде, к необъятным пространствам России, что разлетелась на полсвета, будто в подтверждение своей душе, своей песне и смеху. В той же статье из "Переписки с друзьями" сказано, что в русских песнях - "мало привязанности к жизни и ее предметам, но много привязанности к какому-то безграничному разгулу, к стремлению как бы унестись куда-то вместе с звуками".
Тот же разгул, вспоминаем, служит пружиной в нашей природной склонности к быстрой езде, когда хочется послать к чорту всё и оттолкнуться от действительности, к которой мы так мало привязаны, приведя ее в летящий и мелькающий мимо образ...
"Еще доселе загадка - этот необъяснимый разгул, который слышится в наших песнях, несется куда-то мимо жизни и самой песни, как бы сгораемый желаньем лучшей отчизны, по которой тоскует со дня созданья своего человек".
Песня - смех - движение - тройка - Россия - небо - образуют у Гоголя одну вытянутую линию, летящую по воздуху. Где-то на этом пути может мелькнуть и будущее, как лучшая отчизна, по которой скучает душа, и этот образ тогда оформится в историческую тройку-Россию, перед которой сторонятся другие народы и государства в конце первого тома "Мертвых Душ". Но этот материальный образ лишь одна из возможных вариаций разгульной русской души, тоскующей души Гоголя, которая, примеряя разнообразные облики, стряхивает их и летит дальше, прочь, мимо, мимо, чтобы кому-то передать голос своей родины, голос своих земляков в смеющейся и ликующей песне.

Юмор и сатира — две разновидности комического. Смешное мы встречаем как в жизни, так и в искусстве, в том числе и в литературе.

Зачем же нужен смех? Какую роль он выполняет в жизни людей? Вопрос может вызвать недоумение. Ведь смех - это когда просто смешно и никто не думает о том, какую он выполняет при этом роль. Но смех смеху рознь, и писатель заранее знает, каким смехом будет смеяться его читатель.

Есть смех весёлый, добрый. Его называют юмором. Таким смехом мы смеемся над смешными словами, манерой их произнесения.

Вспомним «Алису в стране чудес» Л. Кэрролла. Смешные положения, в которые попадают герои, тоже вызывают смех. Смешными бывают и характеры героев. Например, вызывают улыбку все типы чудаков, к числу которых можно отнести Дон Кихота и Санчо Пансу. Понимание многосторонности и сложности жизни — отличительная черта юмора.

Помимо весёлого, добродушного смеха, есть смех злой, гневный. Называется он сатирой. Сатира известна с древних времён. Это слово латинского происхождения и означает буквально «всякая всячина», «смесь». Сатира — это беспощадное обличение. Недаром существует выражение «бич сатиры».

Сатира в литературе выпячивает и преувеличивает человеческие пороки до такой степени, что они становятся смешными. Например, Гоголь высмеивает мечту городничего из «Ревизора» стать генералом. «Ведь почему хочется быть генералом? Потому, что, случится, поедешь куда-нибудь - фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперёд: "Лошадей!"…» Мечта городничего сводится, помимо его воли, к унижению самого себя. Потому что городничий - это он сам. Мечта причудлива и смешна, но смех этот горький. Он раскрывает в человеке какой-то глубинный порок.

Такой же мрачный и изобличающий смех вызывает хвастливый и придуманный от первого до последнего слова рассказ Хлестакова о том, как он заходил в департамент «Я только на две минуты захожу... с тем только, чтобы сказать: это вот так, это вот так, а там уж чиновник для письма, эдакая крыса, пером только: тр, тр... пошёл писать». Рассказывает со вкусом, но ведь «крыса» — это он сам, Хлестаков. До какой же степени самоунижения надо было дойти, чтобы видеть себя в таком качестве? Смешно? Больше горько.

Смешно и тогда, когда некрасивое во что бы то ни стало хочет представить себя прекрасным, ничтожное, мелкое - высоким, слабое — сильным, глупое — умным.

Для сатиры характерно открытое выражение неприязни, грубая, а иногда и оскорбительная лексика, намеренная заостренность оценок. Нужна ли сатира? Конечно. Высмеивая отрицательное в человеке и в обществе, она помогает от него избавиться. Так что иногда полезно и обидеть человека, как обижали его великие писатели Дж. Свифт. Мольер, Э. Распе, Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин.

Основные особенности сатиры:

  • разновидность комического;
  • смех гневный, злой, уничтожающий;
  • заострённость, иногда фантастическая, жизненных ситуаций и характеров;
  • нарушение пропорций в изображаемых явлениях;
  • наличие гиперболы, реже литоты;
  • положительный герой выраженный неявно;
  • направленность против отрицательных явлений в обществе и характере человека.

Та же комната

Городничий , Анна Андреевна и Марья Антоновна .

Городничий . Что, Анна Андреевна? а? Думала ли ты что-нибудь об этом? Этой богатый приз, канальство! Ну, признайся откровенно: тебе и во сне не виделось - просто из какой-нибудь городничихи и вдруг… фу ты, канальство!.. с каким дьяволом породнилась!

Анна Андреевна . Совсем нет; я давно это знала. Это тебе в диковинку, потому что ты простой человек, никогда не видел порядочных людей.

Городничий . Я сам, матушка, порядочный человек. Однако ж, право, как подумаешь, Анна Андреевна, какие мы с тобой теперь птицы сделались! а, Анна Андреевна? Высокого полета, черт побери! Постой же, теперь я задам перцу все этим охотникам подавать просьбы и доносы. Эй, кто там?

Входит квартальный .

А, это ты, Иван Карпович! Призови-ка сюда, брат, купцов! Вот я их, каналий! Так жаловаться на меня? Вишь ты, проклятый иудейский народ! Постойте ж, голубчики! Прежде я вас кормил до усов только, а теперь накормлю до бороды. Запиши всех, кто только ходил бить челом на меня, и вот этих больше всего писак, писак, которые закручивали им просьбы. Да объяви всем, чтоб знали: что вот, дискать, какую честь бог послал городничему, - что выдает дочь свою не то чтобы за какого-нибудь простого человека, а за такого, что и на свете еще не было, что может все сделать, все, все, все! Всем объяви, чтобы все знали. Кричи во весь народ, валяй в колокола, черт возьми! Уж когда торжество, так торжество!

Квартальный уходит.

Так вот как, Анна Андреевна, а? Как же мы теперь, где будем жить? здесь или в Питере?

Анна Андреевна . Натурально, в Петербурге. Как можно здесь оставаться!

Городничий . Ну, в Питере так в Питере; а оно хорошо бы и здесь. Что, ведь, я думаю, уже городничество тогда к черту, а, Анна Андреевна?

Анна Андреевна . Натурально, что за городничество!

Городничий . Ведь оно, как ты думаешь, Анна Андреевна, теперь можно большой чин зашибить, потому что он запанибрата со всеми министрами и во дворец ездит, так поэтому может такое производство сделать, что со временем и в генералы влезешь. Как ты думаешь, Анна Андреевна: можно влезть в генералы?

Анна Андреевна . Еще бы! конечно, можно.

Городничий . А, черт возьми, славно быть генералом! Кавалерию повесят тебе через плечо. А какую кавалерию лучше, Анна Андреевна: красную или голубую?

Анна Андреевна . Уж конечно, голубую лучше.

Городничий . Э? вишь, чего захотела! хорошо и красную. Ведь почему хочется быть генералом? - потому что, случится, поедешь куда-нибудь - фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперед: «Лошадей!» И там на станциях никому не дадут, все дожидается: все эти титулярные, капитаны, городничие, а ты себе и в ус не дуешь. Обедаешь где-нибудь у губернатора, а там - стой, городничий! Хе, хе, хе! (Заливается и помирает со смеху.) Вот что, канальство, заманчиво!

Анна Андреевна . Тебе все такое грубое нравится. Ты должен помнить, что жизнь нужно совсем переменить, что твои знакомые будут не то что какой-нибудь судья-собачник, с которым ты ездишь травить зайцев, или Земляника; напротив, знакомые твои будут с самым тонким обращением: графы и все светские… Только я, право, боюсь за тебя: ты иногда вымолвишь такое словцо, какого в хорошем обществе никогда не услышишь.

Городничий . Что ж? ведь слово не вредит.

Анна Андреевна . Да хорошо, когда ты был городничим. А там ведь жизнь совсем другая.

Городничий . Да, там, говорят есть две рыбицы: ряпушка и корюшка, такие, что только слюнка потечет, как начнешь есть.

Анна Андреевна . Ему все бы только рыбки! Я не иначе хочу, чтоб наш дом был первый в столице и чтоб у меня в комнате такое было амбре, чтоб нельзя было войти и нужно было только этак зажмурить глаза. (Зажмуривает глаза и нюхает.) Ах, как хорошо!

что за городничество! Городничий. Ведь оно, как ты думаешь, Анна Андреевна, теперь можно большой чин зашибить, потому что он запанибрата со всеми министрами и во дворец ездит, так поэтому может такое производство сделать, что со временем и в генералы влезешь. Как ты думаешь, Анна Андреевна: можно влезть в генералы? Анна Андреевна. Еще бы! конечно, можно. Городничий. А, черт возьми, славно быть генералом! Кавалерию повесят тебе через плечо. А какую кавалерию лучше, Анна Андреевна: красную или голубую? Анна Андреевна. Уж конечно, голубую лучше. Городничий. Э? вишь, чего захотела! хорошо и красную. Ведь почему хочется быть генералом? - потому что, случится, поедешь куда-нибудь - фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперед: "Лошадей!" И там на станциях никому не дадут, все дожидается: все эти титулярные, капитаны, городничие, а ты себе и в ус не дуешь. Обедаешь где-нибудь у губернатора, а там - стой, городничий! Хе, хе, хе! (Заливается и помирает со смеху.) Вот что, канальство, заманчиво! Анна Андреевна. Тебе все такое грубое нравится. Ты должен помнить, что жизнь нужно совсем переменить, что твои знакомые будут не то что какой-нибудь судья-собачник, с которым ты ездишь травить зайцев, или Земляника; напротив, знакомые твои будут с самым тонким обращением: графы и все светские... Только я, право, боюсь за тебя: ты иногда вымолвишь такое словцо, какого в хорошем обществе никогда не услышишь. Городничий. Что ж? ведь слово не вредит. Анна Андреевна. Да хорошо, когда ты был городничим. А там ведь жизнь совсем другая. Городничий. Да, там, говорят есть две рыбицы: ряпушка и корюшка, такие, что только слюнка потечет, как начнешь есть. Анна Андреевна. Ему все бы только рыбки! Я не иначе хочу, чтоб наш дом был первый в столице и чтоб у меня в комнате такое было амбре, чтоб нельзя было войти и нужно было только этак зажмурить глаза. (Зажмуривает глаза и нюхает.) Ах, как хорошо! Явление II Те же и купцы. Городничий. А! Здорово, соколики! Купцы (кланяясь). Здравия желаем, батюшка! Городничий. Что, голубчики, как поживаете? как товар идет ваш? Что, самоварники, аршинники, жаловаться? Архиплуты, протобестии, надувалы мирские! жаловаться? Что, много взяли? Вот, думают, так в тюрьму его и засадят!.. Знаете ли вы, семь чертей и одна ведьма вам в зубы, что... Анна Андреевна. Ах, боже мой, какие ты, Антоша, слова отпускаешь! Городничий (с неудовольствием). А, не до слов теперь! Знаете ли, что тот самый чиновник, которому вы жаловались, теперь женится на моей дочери? Что? а? что теперь скажете? Теперь я вас... у!.. обманываете народ... Сделаешь подряд с казною, на сто тысяч надуешь ее, поставивши гнилого сукна, да потом пожертвуешь двадцать аршин, да и давай тебе еще награду за это? Да если б знали, так бы тебе... И брюхо сует вперед: он купец, его не тронь. "Мы, говорит, и дворянам не уступим". Да дворянин... ах ты, рожа! - дворянин учится наукам: его хоть и секут в школе, да за дело, чтоб он знал полезное. А ты что? - начинаешь

Предварительный план, работа над фактами и теоретическим материалом

Нужно составить предварительный план речи, который затем будет уточняться. Его еще называют рабочим планом. Насыщенность речи фактическим и теоретическим материалом зависит от ее вида, темы и состава слушателей. Умело подобранные факты и цифры обогащают речь, делают ее конкретной, предметной, доходчивой, убедительной. Факты должны быть достоверными и абсолютно точными. Они могут быть результатом наблюдения, изучения жизни, но основная масса фактов черпается из справочников, научной литературы , газет, журналов, документов и других источников.

Как репетировать речь?

Полный текст речи или ее конспект, тезисы, план готовы. Полезно произнести ее устно, уточнив время звучания, Темп, соответствующий нормам публичного выступления - 100-200 слов в минуту). Это так называемая репетиция.. Репетируя, обратите внимание на технику произношения. Прежде всего на орфоэпию – образцовое литературное произношениеи на правильность ударения. Обратите внимание и на дикцию, на темп речи, на громкость голоса. Голос должен звучать ясно, в меру громко, не монотонно. Надо обращать внимание и на паузы, на фразовые и логические ударения, с помощью которых выделяют речевые отрезки или слова. Оратор должен уметь выразить голосом различные чувства и переживания. Этому помогает выразительная мимика, жесты, поза. Нередко ораторы репетируют свое выступление перед зеркалом.

Как произносить речь? Существует 3 способа выступления:


§ Чтение текста речи

§ Воспроизведение его по памяти с чтением отдельных фрагментов

§ Свободная импровизация

Читают такие речи, от текста которых нельзя отступать: юбилейные или приветственные, а также доклады. Остальных речи, как правило, произносят, т. к. читая речь, оратор рискует потерять контакт с аудиторией и воздействие на нее сводится к нулю.

После произнесения речи необходим ее анализ

Это нужно для того, чтобы найти, выделить и учесть в дальнейших выступлениях ее недостатки. Ведь речевое самосовершенствование – задача оратора. Он должен думать, как в следующий раз добиться большего эффекта, лучшего контакта со слушателями.

Итак, обобщим основные этапы подготовки к выступлению:

1. Определение темы, цели, названия, оценка аудитории.

2. Составление предварительного (рабочего) плана;

3. Подбор теоретического и фактического материала;

4. Составление окончательного плана;

5. Работа над текстом речи;

6. Репетиция;

7. Произнесение речи;

8. Ответы на вопросы, ведение дискуссии;

9. Анализ речи.

ПРАКТИКУМ

ЗАДАНИЕ 1. Прочитайте фрагменты выступлений выдающихся ученых нашего времени перед студентами1. Какие приемы привлечения внимания использовали ораторы в начале речи?

Как говорит восточная пословица, все дело случая, но случай награждает лишь того, кто его достоин. Можно привести тысячи примеров, когда те или иные исторические памятники и документы были обнаружены случайно, людьми весьма далекими от исторической науки. Но можно ли такие случайные находки называть открытиями? Нет и еще раз нет. Открытие - это всегда то, что трудом и настойчивостью исследователя оказывается связанным во времени и пространстве со всей суммой накопленных знаний, когда та или иная находка осмыслена и заняла свое место в той нескончаемой цепи, которую мы зовем историей человечества

(академик).

Мне кажется, что нет неувлекательных специальностей. Есть лишь пассивные люди, неспособные увлечься тем, что перед ними. Ведь в любой области деятельности есть нераспаханные пласты, нерешенные проблемы, они ждут любознательных, жаждущих нового. И живой, деятельный человек всегда найдет себе поле деятельности там, где ленивый мечтатель увидит лишь скуку. Трудолюбие - мать таланта, а значит, оно ведет к успеху и признанию (академик).

ЗАДАНИЕ 2. Проанализируйте пример студенческой речи на тему «Разрешите представиться». Обратите внимание на способы оформления введения и заключения. Перечислите идеи, раскрываемые авторами в основной части. Дайте оценку речи2.

Разве не ясно всякому здесь сидящему человеку, что говорить о себе - самое трудное и неблагодарное дело, хотя именно благодарности и похвалы ожидает каждый выступающий? Но почему трудное: потому что трудно самому о себе говорить хорошее, потому что нехорошо быть нескромным, и потому что нескромно выставлять свои заслуги, когда ты сам прекрасно сознаешь, что заслуг-то и достоинств у тебя пока очень немного.

А что если мне пойти по пути Станиславского, который советовал, играя доброго, искать, в чем он злой? Видно только это мне и остается.

Во-первых, я знаю, что я не смел. Может быть, именно поэтому я хочу заниматься ораторским искусством. Но, впрочем, смело могу сказать, что мне несимпатичны некоторые мои «смелые» и «дерзкие» до вульгарности друзья. Я предпочитаю иметь страх и постепенно его преодолевать - это лучше, чем глупо самовосхваляться.


Во-вторых, я, как видите, не блещу здоровьем. А, может быть, это и не так уж плохо? И лучше иметь среднее здоровье, т. е. и не слишком хорошее, и не слишком плохое, а, сознавая свои недостатки, стремиться их восполнить...? Замечали ли вы, что люди, богатые или здоровьем, или другим каким талантом, нередко слишком быстро и неразумно его растрачивают? «Средние» же люди развивают то, что Бог послал, и могут достичь многого - ну вот и я к тому стремлюсь.

Наконец, третье - и самое главное: вы, конечно, хотите спросить: «Как у тебя (у вас) с умственными дарованиями? Отвечу честно: «Туговато. Трудновато. Сложновато». Но у кого легче - пусть бросит в меня камень. Если серьезно, мне кажется, мы должны иметь в этой жизни одну, но пламенную страсть: развивать наш ум, совершенствовать дарованную нам мудрость, восполнять недостатки нашего знания - тогда, может быть, будем счастливы.

Одним словом, я еще могу сказать много слов о своих недостатках. Но разве любовь, по Платону, как говорил мудрый Сократ, не есть стремление восполнить недостаток в мудрости, истине и красоте? Да здравствуют наши (мои и ваши) недостатки и стремления их восполнить! Ура!

Контрольные вопросы

1. Расскажите о классической схеме ораторского процесса.

2. Каковы условия успешной подготовки к выступлению?

3. Какое значение имеет подготовительный этап в произнесении ораторской речи?

4. Назовите основные этапы подготовки к речи.

5. Как нужно репетировать речь?

6. Для чего нужен анализ ораторской речи?

Тема 10. Использование цитат

в устном выступлении

делать из них выписки или выдержки

и создавать себе таким обра­зом запас мыслей...

Этому совету сле­довали наиболее выдающиеся люди нашей науки.

А. Дистервег (1790- 1866),

План:

1. Когда нужны цитаты?

2. Способы цитирования.

Литература:

1. Развивайте дар слова. Пособие для учащихся. Сост.: и. – М.:Просвещение, 1977. – С.151-153.

2. Кохтев. Учебное пособие для уч.-ся 8-9 классов общеобр. учрежд. –М.: Просвещение, 1996. – С.86-96

1. Когда нужны цитаты?1

К цитированию прибегают в следующих основных случаях:

Ø Для подтверждения своей собственной мысли , например: «В повести «Дубровский» правдиво и достоверно нарисовал помещичий быта и нравы крепостников того времени. Великий критик , отмечая эту черту произведения, писал: «Ста­ринный быт русского дворянства ».

Ø Чтобы познакомить читателя или слу­шателя с чьим-либо авторитетным мнением .

Выступая, например, с докладом о красоте и богатстве русского языка , можно привести высказывание :

«Карл пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским - с друзьями, немецким - с неприятелем, итальянским - с женским полом говорить прилично», Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристой­но, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость фран­цузского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и ла­тинского языка».

Ø Для более яркого выражения собственной мысли.

Так, включает в ткань своего повествова­ния строку из стихотворения , считая, что лучшего сравнения найти невозможно:

«Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города... Вид с трех сторон у меня чу­десный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север подымается Машук».

Ø Для сохранения особенностей языка и коло­рита исходного текста.

Излагая содержание первых сцен пятого ак­та комедии «Ревизор» , прибегает к цитированию текста пьесы, например:

«Из труса он (городничий) делается нахалом, мещанином, который вдруг попал в знатные люди; страх Сибири прошел - он уже не обещает богу пудовой свечи и грозится еще жить и обирать купцов; велит кричать о своем счастии всему городу, «валять в колокола; коли торжество, так торжество, черт возь­ми!» его дочь выходит замуж за такого человека, «что и на свете еще не было, что может и прогнать всех в городе, и в тюрьму по­садить, и все, что хочет». Боже мой! к лицу ли ему генеральство! А он в неистовом восторге, в бешеной комической страсти от мыс­ли, что будет генералом... «Ведь почему хочется быть генералом? Потому, что, случится, поедешь куда-нибудь, фельдъегери и адъютанты поскачут везде вперед: лошадей! и там на станциях никому не дадут, все дожидается: все эти титулярные, капитаны, городничие, а ты себе и в ус не дуешь: обедаешь где-нибудь у гу­бернатора, а там: стой, городничий! Ха-ха-ха! Вот что, каналь­ство, заманчиво!»

Так проявляются грубые страсти животной натуры».

2. Способы цитирования

Цитаты воспроизводятся совершенно точно, с сохранением всех особенностей подлинника. Цитируйте так, чтобы мысль подлинника ни в какой мере не искажалась. Нельзя ци­тировать такую часть текста, которая дает неверное или неточное представление о мысли цитируемого автора. Следует также учитывать, когда, где, при каких обстоятельствах, в каком контексте были произнесены (или написаны) слова, используемые нами как цитаты.

Существует два способа цитирования:1

Ø Цитата является самостоятельным предложением и оформляется как прямая речь. В этом случае применяются правила пунктуации при пря­мой речи:

§ писал: «Слово - выражение мысли...и потому слово должно соответствовать тому, что оно выражает».

§ «Чем проще слово, тем более оно точно, чем правильнее
поставлено - тем больше придает фразе силы и убедительно­
сти»
, - указывал Горький в статье «О прозе».

§ «Берегите чистоту языка, как святыню !- писал ­генев.- Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».

Ø Цитата вводится в состав авторского предложения как его часть. Если цитата синтаксически связана с авторским текстом и входит в состав предложения, то она, как правило, пишется со строчной буквы:

§ Говоря о поэзии Пушкина, писал, что в стихах поэта «впервые сказалась нам живая русская речь, впер­вые открылся нам действительный русский мир».

§ М. Горький призывал молодых писателей «учиться писать просто, точно, четко, тогда сама собой появится настоящая кра­сота художественной правды».

Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое ставится:

Ø перед цитатой (после открывающих кавычек), если цитата
приводится не с начала предложения,
например:

писал: «...в искусстве простота, ясность и крат­кость есть высшее совершенство формы искусства, которая до­стигается только при большом даровании и при большом труде»;

Ø в середине цитаты, если пропускается часть внутри нее:

В одной из статей об Белинский писал : «И прежде... существовали на русском языке хорошие стихи, но, когда явились произведения Пушкина, все увидели, что еще не имели понятия о том, как прекрасны могут быть русские стихи»;

Ø после цитаты (перед закрывающими кавычками), если цитируемое предложение приводится не до конца , напри­мер:

В статье «Общее значение литературы» ука­зывал: «Знание точного значения слов и их различия между со­бою, хотя бы и самого легкого, есть необходимое условие всякого истинного мышления...»

ПРАКТИКУМ

ЗАДАНИЕ 1. Введите приведенные ниже цитаты в самостоятельно составленные тексты двумя способами:

Ø как прямую речь;

Ø как часть предложения.

Образец : «Его зима облита блеском роскошной поэзии ». (.)

1 способ : Говоря о стихах Пушкина, посвященных природе, В. Г. Бе­линский так писал о мастерстве поэта: «Его зима облита блеском роскошной поэзии».

2 способ: Зима в стихотворениях Пушкина, по словам , «облита блеском роскошной поэзии».

1. Поэзия Пушкина - удивительно верна русской действи­тельности, изображает ли она русскую природу или характеры. (.) 2. Придет время, когда потомство воздвигнет, ему (Пушкину) вековечный памятник. (.) 3. «Ка­питанская дочка» - нечто вроде «Онегина» в прозе. Поэт изо­бражает в ней нравы русского общества в царствование Екате­рины. Многие картины по верности, истине содержания и мас­терству изложения - чудо совершенства. (.)

ЗАДАНИЕ 2. Распределите цитаты по двум темам («Красота языка» и «Работа над словом»). Расположите цитаты так, чтобы они отражали последователь­ность развития мысли. Подготовьте устное или письменное сообщение по од­ной из тем, используя отобранные цитаты.

На протяжении всей жизни писатель не перестает ра­ботать над словом, и самая большая радость в этой жизни - верно найденное слово. (.)

Марать нужно много, чем больше, тем лучше. Писать без по­марок нельзя... Человека должно мучить, если он на странице не найдет ни одного места, чтобы зачеркнуть и переправить . (.)

Подлинная красота языка, действующая как сила, создается точностью, ясностью, звучностью слов, которые оформляют кар­тины, характеры, идеи книг. (М. Горький.)

Для того чтобы говорить хорошо то, что он хочет говорить (под словом «говорить» я разумею всякое художественное вы­ражение мысли), художник должен овладеть мастерством . (Л. Н. Толстой.)

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и по­дарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг... (.)

Техника литературной работы сводится-прежде всего - к изучению языка, основного материала всякой книги ... (М. Горь­кий.)

Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. (.)

ЗАДАНИЕ 3. Сгруппируйте приведенные ниже цитаты в соответствии с пунктами плана.

План

2. Убедительность, доказательность выступления.

3. Красочность, эмоциональность речи.

4. К устным выступлениям (сообщениям, докладам, отчетам) нужно гото­виться.

Не стыдно молчать, коли нечего сказать. (Пословица.).

Слово не воробей: вылетит - не поймаешь. (Пословица.)

Раз речь не ясна, она не достигнет цели. (Аристотель.)

Дело не в слове, а в тоне, в каком это слово произносится. (­ский.)

Никогда не выступай, не подготовившись к теме. По­смотри материалы по данному вопросу в газете, брошюре, книге. Выступай всегда с конспектом в руках. (Е. Ярославский.)

Гово­ри... только о том, что сам хорошо понял и в чем убежден. Только тогда тебе поверят. (Е. Ярославский.)

Достойная задача ора­тора заключается в том, чтобы избежать затасканных и приев­шихся слов, а пользоваться избранными и яркими. (Цицерон.)

Зная заранее, о чем ты хочешь сказать, надо говорить свобод­но... и не пытаться произнести текст, написанный и заученный дома. (И. Андроников.)

ЗАДАНИЕ 4. Введите в текст своего выступления подходящие по смыслу цитаты, пословицы, поговорки. Как изменилось от этого ваше выступление?

??? Контрольные вопросы

1. Что такое цитата?

2. Когда необходимы цитаты?

3. С какой целью используются цитаты?

4. Какие способы цитирования вы знаете?

Тема 11. Составление монолога

для устного выступления

Практическая работа № 2

Цель: научиться составлять монолог для устного выступления.

Оборудование: карточки со схемой подготовки к выступлению.

Инструктаж:

1.Ваш монолог может носить информационный, проблемный либо агитационный характер;

2.Определить тему, цель, название, оценить аудиторию;

3. Составить предварительный (рабочий) план;

4. Подобрать теоретический и фактический материал;

5. Составить окончательный план;

6. Работать над текстом речи;

7. Сдать черновик текста преподавателю для консультации и коррекции.

Тема 12. Завершение работы

над устным выступлением

Конец - делу венец

Литература:

Во-вторых, в конце речи могут кратко повторяться ее основные тезисы, еще раз подчеркиваться главная мысль и важность для слушателей разобранной темы.

В-третьих, в конце выступления оратор может наметить тему следующего или пути развития выраженных им идей. Так, Иван Петрович Павлов свою лекцию из цикла «Физиология пищеварения» завершил словами:

«Итак, вы видите, что под влиянием птиалина крахмал из нерастворимого состояния перешел в растворимое. В следующий раз вы увидите, что изменения пошли гораздо глубже»1.

В-четвертых, оратор может поставить какие-то задачи, пригласить высказать свое мнение, поспорить.

Заключение может быть коротким или отсутствовать вообще. Характер конца речи зависит от цели речи: воздействовать на интеллектуальную или эмоциональную сферу слушателей. Эти сферы могут перекрещиваться, что обусловлено особенностями человеческого восприятия. , разбирая речь о жизненном пути Ломоносова, писал: «Конец речи должен закруглить ее, то есть связать с началом . Например, в речи о Ломоносове можно сказать:

«Итак, мы видели Ломоносова мальчиком-рыбаком и академиком. Где причина такой чудесной судьбы? Причина – только в жажде знаний, в богатырском труде и умноженном таланте, отпущенном ему природой. Все это вознесло бедного сына рыбака и прославило его имя»2.

Заключение должно быть кратким, сжатым. Не следует эту часть выступления делать слишком пространной - это затрудняет ее восприятие. Помните, что заключение подготавливается всем предыдущим изложением. В его частях не должно быть противоречий с основной частью. Неудачные заключительные слова могут испортить хорошее впечатление от всей речи. Поэтому их следует тщательно продумывать.

ПРАКТИКУМ

ЗАДАНИЕ 1 . Проанализируйте примеры заключения речи. Какие приемы привлечения внимания использованы в них? Какие цели (воздействие на интеллектуальную, эмоциональную сферы слушателей) ставят перед собой ораторы?

Друзья мои, я изложил вам один из взглядов на проблему, показал вам направление своих поисков, образ мысли. Но я пришел сюда не поучать, а спорить по волнующим всех проблемам, пришел поучиться. Я слишком хорошо помню и разделяю завет великого греческого государственного деятеля и поэта Солона, изрекшего буквально следующее: «Старею, всегда учась!» Как это замечательно! Вот почему хочу почувствовать в нашем научном диалоге биение мысли, услышать другие мнения и точки зрения. Да-да, я пришел сюда спорить, чтобы учиться мыслить!

Я думаю, милостивые государи, что, как бы общество ни относилось мягко к своим членам, оно должно помнить, что правосудие есть та же математика. Ни один математик не скажет 3x3 = 9, но для моей подруги = 10: ему 3x3 = 9 для всех.

Также и факт преступного деяния остается преступным - все равно, сидят ли на скамье подсудимых люди, которых вы никогда не видели, или люди близкие, хотя бы даже братья, друзья. Если вы пришли судить о факте, то вы его должны назвать белым, если он бел; если же факт не чист, то должны сказать, что он не чист, и пусть подсудимые знают, что им предстоит умываться и умываться...

Закончу я мою речь одним анекдотом из восточной жизни, - иногда не мешает оглянуться и на Восток, у которого есть прекрасные изречения и прекрасные анекдоты. Один турецкий рассказчик говорит, что в Турции был судья, которому пришлось судить деяния своего отца; он присудил отца к 90 ударам палкою и, смешивая слезы с чернилами, подписал вердикт . Во время исполнения приговора, когда отец претерпевал удары, сын стоял тут же и плакал, а когда удары были прекращены, он первым бросился обнимать и целовать отца.

Подражайте в хорошем Востоку: когда вы видите, что деяние преступно, скажите, что оно преступно, а затем, оставаясь людьми, сжимайте в своих объятиях людей, которые заслужили наказание по своей собственной вине ...

ЗАДАНИЕ 2 . Считаете ли вы удачным следующие способы заключения речи?

1. «Жизнь прожить, не поле перейти»; «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда»; «Любишь кататься, люби и саночки возить».

2. «Я сознаю, что мне не удалось объяснить все так, как следовало бы, но все же...»; «Мне неприятно наводить на вас скуку еще какими-нибудь подробностями, но, заканчивая речь, я хотел бы еще добавить, что...».

3. «Как вы видите, изменить (исправить) ничего нельзя,..»;«Мы можем только ждать и надеяться на удачное стечение обстоятельств...».

4. «Это все»; «Я уже все сказал»; «Это конец моей речи».

Контрольные вопросы:

1. Какую роль в ораторском монологе играет заключение?

2. Что может содержать в себе конец ораторской речи?

3. Почему заключение должно быть кратким?

Задание для внеучебной самостоятельной работы

Инструктаж: закончить работу над устным монологом. Написать монолог на чистовик, подготовиться к выступлению.

Тема 13. Устное выступление

Практическая работа № 3

Цель: представить свой ораторский монолог; оценить монологи товарищей.

Инструктаж: послушайте речи своих однокурсников и проанализируйте их по плану.

План анализа ораторской речи

1. Раскрытие темы. Тема раскрыта, если:

· в тексте дан важный материал, вопросы раскрыты;

· затронуты важные аспекты проблемы;

Культура речи оратора: правильность слов и выражений, их стилистическая уместность, правильность ударения и произношения и т. д.

4. Пластика оратора: глазной контакт, поза, мимика, жесты…

5. Достигнут ли контакт с аудиторией?

5. Общие впечатления от выступления.

1. Тема и цель

Интересны? Уместны? Актуальны?

2. Вступление

Интересно ли? Использован ли прием привлечения внимания? Не слишком ли длинно?

3. Главная часть

Продуман ли план? Весь ли материал относится к делу? Достаточно ли примеров? Конкретно ли содержание? Достигнута ли цель?

4. Заключение

Ясно? Есть ли обобщение сказанного?

5. Произношение Уверен ли в себе говорящий? Правильна ли поза? Жесты?

Удачен ли темп речи? Монотонно? Есть ли контакт с аудиторией? Есть ли речевые ошибки?

6. Советы выступающему

РАЗДЕЛ 3

ЮНЫЙ РЕДАКТОР

Тема 14. Типы текстов

План:

1. Понятие о тексте

2. Типы текстов

Литература:

1. Антонова речи. Уроки риторики. – Ярославль: Академия развития, 1997. – С.133-150.

2. Бабайцева язык. 10-11 классы. – М.:Дрофа, 2004. – С.51-63

3. Кохтев. Учебное пособие для уч.-ся 8-9 классов общеобр. учрежд. –М.: Просвещение, 1996. – С.147-151

4. Речь. Речь. Речь: Книга для учителя/Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.:Педагогика, 1990. – С.260-333.

1. Понятие о тексте

Текст - самая крупная единица синтаксической системы, ре­зультат сложной мыслительной и речевой деятельности. Знание языка и владение речью предполагает умение стро­ить текст и воспринимать его (понимать при слушании, чте­нии).

Текст - сочетание предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. Предложения в составе текста располагаются в логически стройной последовательности. Важнейшие качества текста - цельность и связность. Цель­ность - смысловое внутреннее единство текста, а связность - наличие формальных (грамматических) и смысловых связей предложений в тексте1.

Тема текста - это то, о чем (о ком) в нем говорится. Тема текста определяет все его характеристики: способы выра­жения темы, типы речи, синтаксис текста, способы и средства связи частей текста и т. д.

При создании текста нужно хорошо осмыслить его тему . Текст должен быть информативным, т. е. содержать актуаль­ное сообщение, интересное для адресата . Адресат - это лицо (лица), для которого предназначен текст. Создатель текс­та должен учитывать ситуацию общения, характер адресата ре­чи и ряд других факторов.

2. Типы текстов

2.1. Повествование

Повествование - это тип речи, в котором обычно сообщается о действиях и событиях, сменяющих друг друга во времени.

Повествование динамично. В нем есть движение. Текст-повествование строится по следующей схеме: → → → →…

цепным .

Первое предложение содержит тему: указание на деятеля, явление природы и т. д. В начале предложения могут быть сло­ва как-то pa з, однажды и др., обозначающие время и место со­бытия. Основной показатель текста-повествования - формы глаголов совершенного вида. Следующие предложения (2-е, 3-е и т. д.) показывают, как одно действие (событие и т. д.) сменяется другим, одна картина - другой. Количество таких предложений неограниченно.

Рассмотрим описание грозы у 1:

...Левин замолчал и обратил внимание гостей на то, что тучки собрались и что от дождя лучше идти домой. <...>

Но туча, то белея, то чернея, так быстро надвигалась, что надо было еще прибавить шага, чтобы до дождя поспеть до­мой. Передовые ее, низкие и черные, как дым с копотью, облака с необыкновенной быстротой бежали по небу. До до­ма еще было шагов двести, а уже поднялся ветер, и всякую секунду можно было ждать ливня. <...>

В этот короткий промежуток времени туча уже настолько надвинулась своей серединой на солнце, что стало темно, как в затмение. Ветер упорно, как бы настаивая на своем, останавливал Левина и, обрывая листья и цвет с лип и безоб­разно и странно оголяя белые сучья берез, нагибал все в одну сторону: акации, цветы, лопухи, траву и макушки дерев. Ра­ботавшие в саду девки с визгом пробежали под крышу люд­ской. Белый занавес проливного дождя уже захватывал весь дальний лес и половину ближнего поля и быстро подвигался к Колку. Сырость дождя, разбивавшегося на мелкие капли, слышалась в воздухе.

Нагибая вперед голову и борясь с ветром, который выры­вал у него платки, Левин уже подбегал к Колку и уже видел что-то белеющееся за дубом, как вдруг все вспыхнуло, заго­релась вся земля и как будто над головой треснул свод небес. Открыв ослепленные глаза, Левин сквозь густую завесу дождя, отделявшую его теперь от Колка, с ужасом увидал прежде всего странно изменившую свое положение зеленую макушку знакомого дуба в середине леса. «Неужели разби­ло?» - едва успел подумать Левин, как, все убыстряя и убы­стряя движение, макушка дуба скрылась за другими де­ревьями, и он услыхал треск упавшего на другие деревья большого дерева.

Свет молнии, звук грома и ощущение мгновенно обдан­ного холодом тела слились для Левина в одно впечатление ужаса.(….)

(Л. Толстой. Анна Каренина )

Характерными признаками текста-повествования являются глаголы совершенного вида , обозначающие действия, сме­няющие друг друга во времени. Единичные глаголы несовер­шенного вида обозначают продолжительность или повторя­емость действий. Так, у Толстого «облака с необыкно­венной быстротой бежали по небу», «сырость дождя... слышалась в воздухе».

Описания надвигающейся и разразившейся грозы - заме­чательные образцы текста-повествования в художественной литературе (ср. также описание грозы у, «Степь»).

Как средства связи предложений в повествовательном текс­те употребляются слова сначала, прежде всего, в первую очередь и т. п., обозначающие начало текста; затем, потом, после это­го и др., обозначающие течение событий; наконец, в конце кон­цов, в заключение и т. п., нередко заключающие текст. Последовательность действий, смена событий и т. д. может выражаться лексическим значением глагольных форм:

Прохо­дят день и ночь. Наступает мутное и сухое утро. (А. Куприн)

Повествование может быть представлено серией назывных (номинативных) предложений. Стремительно развивается по­вествование в следующих примерах:

Скрылась хата за пригорком.

Мчатся санки прямиком.

Поворот, усадьба Горки,

Сад, подворье, белый дом .

(А. Твардовский)

2.2. Описание

Описание -это тип речи, в которой с разной степенью полно­ты указываются признаки и свойства различных предметов.

Предметом описания могут быть представители живого и растительного мира (человек, животное, птица и т. д.), приро­да, населенный пункт, помещение и т. д. Текст-описание обычно строится по схеме:

https://pandia.ru/text/78/331/images/image009_18.gif" width="31" height="42">

Такой способ связи называется параллельным

Первое предложение содержит тему. Следующие за ним предложения обозначают какой-либо признак, свойство пред­мета речи, характеризуют какую-либо деталь общей картины. Количество характеризующих предложений неограниченно. Предложения, конкретизирующие общую картину, соединя­ются бессоюзной или сочинительной связью.

Описание чаще всего статично. Описываемый предмет может быть представлен в одном кадре фильма, диапозитива, на одной фотографии и т. д. При повествовании необходимо несколько кадров фильма и т. д.

Наиболее частотны описания портрета и природы.

Замечательные портретные характеристики русских жен­щин дает

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц. <...>

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет.

(«Мороз, Красный нос»)

Приведем пример описания природы1 (ключевые слова выделены):

Особенно хорош восход солнца над океаном! Будучи мо­ряком, стоя на вахте, много раз наблюдал я, как восходящее солнце меняет свой цвет: то раздувается пылающим шаром, то закрывается туманом или далекими облаками. И все во­круг внезапно меняется.

Иными кажутся далекие берега, гребни набегающих волн. Изменяется цвет самого неба, золотисто-голубым шат­ром покрывающего бескрайнее море. Пена на гребнях волн кажется золотою. Золотыми кажутся летящие за кормою чайки. Алым золотом отсвечивают мачты, блестит краше­ный борт корабля...

Рождается новый день! Сколько встреч и приключений сулит он молодому счастливому моряку?

(И. Соколов-Микитов)

Ключевые слова в тексте-описании разнообразны по значению. Они могут обозначать внешние и внутренние признаки и свойства предмета, обычно с оценочным значением: состояние человека, явлений природы и т. д. При описании преимущественно употребляются прилага­тельные и существительные с оценочным значением, глаголы несовершенного вида, имена состояния и др.

При описании чаще, чем в повествовании и рассуждении, используются художественно-изобразительные средства . В описательных текстах, как правило, употребляются именные сказуемые (в повествовательных - глагольные). Именные сказуемые и обеспечивают статичность, отсутствие движения во времени.

Описание может быть представлено серией назывных предложений:

Москва нашего детства: трамваи как диковинка; мирные, медленные конки; синие ватные халаты извозчиков, про­летки, тогда еще без резиновых шин. Медленность уличного движения. Пешеходы меж лошадиных голов. Домики тихих, уютных улиц. Вывески, крендели, калачи. Разносчики. Ке­росиновые фонари ...

(А. Цветаева )

В этом отрывке все застыло, все как бы остановилось, как в сказке о спя­щей принцессе, которую поцелуем разбудил принц. Покой, неподвижность представляемой картины не нарушает, а под­черкивает, усиливает предложение Медленность уличного дви­жения.

2.3. Рассуждение

Рассуждение - это тип речи, в котором устанавливается при­чинная взаимосвязь событий и явлений. Рассуждение требует логически стройной системы доказательств, так как цель рас­суждения - убедить адресата в чем-либо, укрепить или даже изменить его мнение.

Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в кото­рой выделяются три части:

1) тезис (положение, которое надо доказать);