Литературные направления и методы. Литературные направления (теоретический материал) Основные черты литературных направлений классицизм романтизм реализм


Большой театр в Варшаве.

Классицизм (фр. classicisme , от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII-XIX вв.

В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же идеями в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное - в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).

Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

Как определенное направление сформировался во Франции, в XVII веке. Французский классицизм утверждал личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния. Русский классицизм не просто воспринял теорию западноевропейскую, но и обогатил ее национальными особенностями.

Живопись

Никола Пуссен. «Танец под музыку времени» (1636).

Интерес к искусству античной Греции и Рима проявился еще в эпоху Возрождения, которая после столетий средневековья обратилась к формам, мотивам и сюжетам античности. Величайший теоретик Ренессанса, Леон Батиста Альберти, еще в XV в. выразил идеи, предвещавшие отдельные принципы классицизма и в полной мере проявившиеся во фреске Рафаэля «Афинская школа» (1511).

Систематизация и закрепление достижений великих художников Возрождения, особенно флорентийских во главе с Рафаэлем и его учеником Джулио Романо, составили программу болонской школы конца XVI века, наиболее характерными представителями которой были братья Карраччи. В своей влиятельной Академии искусств болонцы проповедовали, что путь к вершинам искусства лежит через скрупулёзное изучение наследия Рафаэля и Микеланджело, имитацию их мастерства линии и композиции.

В начале XVII века для знакомства с наследием античности и Возрождения в Рим стекаются молодые иностранцы. Наиболее видное место среди них занял француз Никола Пуссен, в своих живописных произведениях, преимущественно на темы античной древности и мифологии, давший непревзойдённые образцы геометрически точной композиции и продуманного соотношения цветовых групп. Другой француз, Клод Лоррен, в своих антиквизированных пейзажах окрестностей «вечного города» упорядочивал картины природы путём гармонизации их светом заходящего солнца и введением своеобразных архитектурных кулис.

Жак-Луи Давид. «Клятва Горациев» (1784).

Холодно-рассудочный нормативизм Пуссена вызвал одобрение версальского двора и был продолжен придворными художниками вроде Лебрена, которые видели в классицистической живописи идеальный художественный язык для восхваления абсолютистского государства «короля-солнца». Хотя частные заказчики предпочитали различные варианты барокко и рококо, французская монархия поддерживала классицизм на плаву за счёт финансирования таких академических учреждений, как Школа изящных искусств. Римская премия предоставляла наиболее талантливым ученикам возможность посетить Рим для непосредственного знакомства с великими произведениями древности.

Открытие «подлинной» античной живописи при раскопках Помпей, обожествление античности немецким искусствоведом Винкельманом и культ Рафаэля, проповедуемый близким к нему по взглядам художником Менгсом, во второй половине XVIII века вдохнули в классицизм новое дыхание (в западной литературе этот этап называется неоклассицизмом). Крупнейшим представителем «нового классицизма» явился Жак-Луи Давид; его предельно лаконичный и драматичный художественный язык с равным успехом служил пропаганде идеалов Французской революции («Смерть Марата») и Первой империи («Посвящение императора Наполеона I»).

В XIX веке живопись классицизма вступает в полосу кризиса и становится силой, сдерживающей развитие искусства, причём не только во Франции, но и в других странах. Художественную линию Давида с успехом продолжал Энгр, при сохранении языка классицизма в своих произведениях зачастую обращавшийся к романтическим сюжетам с восточным колоритом («Турецкие бани»); его портретные работы отмечены тонкой идеализацией модели. Художники в других странах (как, напр., Карл Брюллов) также наполняли классицистические по форме произведения духом бесшабашного романтизма; это сочетание получило название академизма. Его рассадниками служили многочисленные академии художеств. В середине XIX века против консерватизма академического истеблишмента бунтовало тяготеющее к реализму молодое поколение, представленное во Франции кружком Курбе, а в России - передвижниками.

Скульптура

Антонио Канова. Амур и Психея (1787-1793, Париж, Лувр)

Толчком к развитию классицистической скульптуры в середине XVIII века послужили сочинения Винкельмана и археологические раскопки древних городов, расширившие познания современников об античном ваянии. На грани барокко и классицизма колебались во Франции такие скульпторы, как Пигаль и Гудон. Своего наивысшего воплощения в области пластики классицизм достиг в героических и идиллических работах Антонио Кановы, черпавшего вдохновение преимущественно в статуях эпохи эллинизма (Пракситель). В России к эстетике классицизма тяготели Федот Шубин, Михаил Козловский, Борис Орловский, Иван Мартос.

Публичные памятники, получившие в эпоху классицизма широкое распространение, давали скульпторам возможность идеализации воинской доблести и мудрости государственных мужей. Верность античному образцу требовала от скульпторов изображения моделей нагими, что вступало в противоречие с принятыми нормами морали. Чтобы разрешить это противоречие, деятели современности поначалу изображались скульпторами классицизма в виде обнажённых античных богов: Суворов - в виде Марса, а Полина Боргезе - в виде Венеры. При Наполеоне вопрос решился путём перехода к изображению деятелей современности в античных тогах (таковы фигуры Кутузова и Барклая де Толли перед Казанским собором).

Бертель Торвальдсен. «Ганимед, кормящий Зевесова орла» (1817).

Частные заказчики эпохи классицизма предпочитали увековечивать свои имена в надгробных памятниках. Популярности этой скульптурной формы способствовало обустройство публичных кладбищ в главных городах Европы. В соответствии с классицистическим идеалом фигуры на надгробных памятниках, как правило, находятся в состоянии глубокого покоя. Скульптуре классицизма вообще чужды резкие движения, внешние проявления таких эмоций, как гнев.

Поздний, ампирный классицизм, представленный в первую очередь плодовитым датским скульптором Торвальдсеном, проникнут суховатой патетикой. Особенно ценятся чистота линий, сдержанность жестов, бесстрастность выражений. В выборе образцов для подражания акцент смещается с эллинизма на период архаики. Входят в моду религиозные образы, которые в трактовке Торвальдсена производят на зрителя несколько леденящее впечатление. Надгробная скульптура позднего классицизма нередко несёт на себе лёгкий налёт сентиментальности.

Архитектура

Пример британского палладианизма - лондонский особняк Остерли-парк (арх. Роберт Адам).

Чарльз Камерон. Проект отделки в Адамовом стиле зелёной столовой Екатерининского дворца.

Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

Архитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером Палладио и его последователем Скамоцци. Принципы античного храмового зодчества венецианцы абсолютизировали настолько, что применяли их даже при строительстве таких частных особняков, как вилла Капра. Иниго Джонс перенёс палладианство на север, в Англию, где местные архитекторы-палладианцы с разной степенью верности следовали заветам Палладио вплоть до середины XVIII века.

Андреа Палладио. Вилла Ротонда близ Виченцы

К тому времени пресыщение «взбитыми сливками» позднего барокко и рококо стало накапливаться и у интеллектуалов континентальной Европы. Рождённое римскими зодчими Бернини и Борромини барокко истончилось в рококо, преимущественно камерный стиль с акцентом на отделке интерьеров и декоративно-прикладном искусстве. Для решения крупных градостроительных задач эта эстетика была малоприменима. Уже при Людовике XV (1715-74) в Париже строятся градостроительные ансамбли в «древнеримском» вкусе, такие как площадь Согласия (арх. Жак-Анж Габриэль) и церковь Сен-Сюльпис, а при Людовике XVI (1774-92) подобный «благородный лаконизм» становится уже основным архитектурным направлением.

Наиболее значительные интерьеры в стиле классицизма были разработаны шотландцем Робертом Адамом, вернувшимся на родину из Рима в 1758 году. Огромное впечатление на него произвели как археологические изыскания итальянских учёных, так и архитектурные фантазии Пиранези. В трактовке Адама классицизм представал стилем, по изысканности интерьеров едва ли уступавшим рококо, что снискало ему популярность не только у демократически настроенных кругов общества, но и среди аристократии. Подобно своим французским коллегам, Адам проповедовал полный отказ от деталей, лишённых конструктивной функции.

Фрагмент идеального города Арк-э-Сенан (арх. Леду).

Француз Жак-Жермен Суффло при строительстве в Париже церкви Сен-Женевьев продемонстрировал способность классицизма организовывать обширные городские пространства. Массивное величие его проектов предвещало мегаломанию наполеоновского ампира и позднего классицизма. В России в одном направлении с Суффло двигался Баженов. Французы Клод-Никола Леду и Этьен-Луи Булле пошли даже дальше в сторону разработки радикального визионёрского стиля с уклоном в абстрактную геометризацию форм. В революционной Франции аскетический гражданский пафос их проектов был мало востребован; в полной мере новаторство Леду оценили только модернисты XX века.

Архитекторы наполеоновской Франции черпали вдохновение в величественных образах воинской славы, оставленных имперским Римом, - таких, как триумфальная арка Септимия Севера и колонна Траяна. По приказу Наполеона эти образы были перенесены в Париж в виде триумфальной арки Каррузель и Вандомской колонны. Применительно к памятникам воинского величия эпохи наполеоновских войн используется термин «имперский стиль» - ампир. В России незаурядными мастерами ампира показали себя Карл Росси, Андрей Воронихин и Андреян Захаров. В Британии ампиру соответствует т. н. «регентский стиль» (крупнейший представитель - Джон Нэш).

Вальхалла - повторение афинского Парфенона баварским зодчим Лео фон Кленце.

Эстетика классицизма благоприятствовала масштабным градостроительным проектам и приводила к упорядочиванию городской застройки в масштабах целых городов. В России практически все губернские и многие уездные города были перепланированы в соответствии с принципами классицистического рационализма. В подлинные музеи классицизма под открытым небом превратились такие города, как Санкт-Петербург, Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург и ряд других. На всём пространстве от Минусинска до Филадельфии господствовал единый архитектурный язык, восходящий к Палладио. Рядовая застройка осуществлялась в соответствии с альбомами типовых проектов.

В период, последовавший за наполеоновскими войнами, классицизму приходилось уживаться с романтически окрашенной эклектикой, в частности с возвращением интереса к средневековью и модой на архитектурную неоготику. В связи с открытиями Шампольона набирают популярность египетские мотивы. Интерес к древнеримской архитектуре сменяется пиететом перед всем древнегреческим («неогрек»), особенно ярко проявившимся в Германии и в США. Немецкие архитекторы Лео фон Кленце и Карл Фридрих Шинкель застраивают, соответственно, Мюнхен и Берлин грандиозными музейными и прочими общественными зданиями в духе Парфенона. Во Франции чистота классицизма разбавляется свободными заимствованиями из архитектурного репертуара ренессанса и барокко.

Художники:

Романтизм

Идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон. 18 - 1-й пол. 19 вв. Как стиль творчества и мышления остается одной из основных эстетических и мировоззренческих моделей 20 века.

Зарождение. Аксиология

Романтизм возник в 1790-е гг. сначала в Германии, а затем распространился по всему западноевропейскому культурному региону. Его идейной почвой были кризис рационализма Просвещения, художественные поиски предромантических течений (сентиментализм, «штюрмерство»), Великая французская революция, немецкая классическая философия. Романтизм - это эстетическая революция, которая вместо науки и разума (высшей культурной инстанции для эпохи Просвещения) ставит художественное творчество индивидуума, которое становится образцом, «парадигмой» для всех видов культурной деятельности. Основная черта романтизма как движения - стремление противопоставить бюргерскому, «филистерскому» миру рассудка, закона, индивидуализма, утилитаризма, атомизации общества, наивной веры в линейный прогресс - новую систему ценностей: культ творчества, примат воображения над рассудком, критику логических, эстетических и моральных абстракций, призыв к раскрепощению личностных сил человека, следование природе, миф, символ, стремление к синтезу и обнаружению взаимосвязи всего со всем. Причем довольно быстро аксиология романтизма выходит за рамки искусства и начинает определять стиль философии, поведения, одежды, а также и других аспектов жизни.

Парадоксы романтизма

Парадоксальным образом романтизм соединял культ личной неповторимости индивидуума с тяготением к безличному, стихийному, коллективному; повышенную рефлективность творчества - с открытием мира бессознательного; игру, понимаемую как высший смысл творчества, - с призывами к внедрению эстетического в «серьезную» жизнь; индивидуальный бунт - с растворением в народном, родовом, национальном. Эту изначальную двойственность романтизма отражает его теория иронии, которая возводит в принцип несовпадение условных стремлений и ценностей с безусловным абсолютом как целью. К основным особенностям романтического стиля надо отнести игровую стихию, которая растворяла эстетические рамки классицизма; обостренное внимание ко всему своеобычному и нестандартному (причем особенному не просто отводилось место во всеобщем, как это делал барочный стиль или предромантизм, но переворачивалась сама иерархия общего и единичного); интерес к мифу и даже понимание мифа как идеала романтического творчества; символическое истолкование мира; стремление к предельному расширению арсенала жанров; опору на фольклор, предпочтение образа понятию, стремления - обладанию, динамики - статике; эксперименты по синтетическому объединению искусств; эстетическую интерпретацию религии, идеализацию прошлого и архаических культур, нередко выливающуюся в социальный протест; эстетизацию быта, морали, политики.

Поэзия как философский камень

В полемике с Просвещением романтизм формулирует программу переосмысления и реформы философии в пользу художественной интуиции, в чем поначалу он очень близок раннему этапу немецкой классической философии (ср. тезисы «Первой программы системы немецкого идеализма» - наброска, принадлежащего Шеллингу или Гегелю: «Высший акт разума есть акт эстетический Поэзия становится наставницей человечества; не станет более философии Мы должны создать новую мифологию, эта мифология должна быть мифологией разума»). Философия для Новалиса и Ф. Шлегеля - главных теоретиков немецкого романтизма - вид интеллектуальной магии, с помощью которой гений, опосредуя собой природу и дух, создает органическое целое из разрозненных феноменов. Однако восстановленный таким образом абсолют романтики трактуют не как однозначную унитарную систему, а как постоянно самовоспроизводящийся процесс творчества, в котором единство хаоса и космоса каждый раз достигается непредсказуемо новой формулой. Акцент на игровом единстве противоположностей в абсолюте и неотчуждаемости субъекта от построенной им картины универсума делает романтиков соавторами диалектического метода, созданного немецким трансцендентализмом. Разновидностью диалектики можно считать и романтическую «иронию» с ее методом «выворачивания наизнанку» любой позитивности и принципом отрицания претензий любого конечного явления на универсальную значимость. Из этой же установки следует предпочтение романтизмом фрагментарности и «сократичности» как способов философствования, что в конечном счете (наряду с критикой автономии разума) привело к размежеванию романтизма с немецкой классической философией и позволило Гегелю определить романтизм как самоутверждение субъективности: «подлинным содержанием романтического служит абсолютная внутренняя жизнь, а соответствующей формой - духовная субъективность, постигающая свою самостоятельность и свободу».

Новый взгляд на внутренний мир

Отказ от просвещенческой аксиомы разумности как сущности человеческой натуры привел романтизм к новому пониманию человека: под вопросом оказалась очевидная прошлым эпохам атомарная цельность «Я», был открыт мир индивидуального и коллективного бессознательного, прочувствован конфликт внутреннего мира с собственным «естеством» человека. Дисгармония личности и ее отчужденных объективаций особенно богато была тематизирована символами романтической литературы (двойник, тень, автомат, кукла, наконец – знаменитый Франкенштейн, созданный фантазией М. Шелли).

Понимание прошедших эпох

В поисках культурных союзников романтическая мысль обращается к античности и дает ее антиклассицистское толкование как эпохи трагической красоты, жертвенного героизма и магического постижения природы, эпохи Орфея и Диониса. В этом отношении романтизм непосредственно предшествовал перевороту в понимании эллинского духа, осуществленному Ницше.Средневековье также могло рассматриваться как близкая по духу, «романтическая» по преимуществу культура (Новалис), но в целом христианская эпоха (включая современность) понималась как трагический раскол идеала и действительности, неспособность гармонически примириться с конечным посюсторонним миром. С этой интуицией тесно связано романтическое переживание зла как неизбывной вселенской силы: с одной стороны, романтизм увидел здесь глубину проблемы, от которой Просвещение как правило попросту отворачивалось, с другой – романтизм с его поэтизацией всего сущего частично утрачивает этический иммунитет Просвещения против зла. Последним объясняется двусмысленная роль романтизма в зарождении тоталитаристской мифологии 20 в.

Влияние на науку

Романтическая натурфилософия, обновив возрожденческую идею человека как микрокосма и привнеся в нее идею подобия бессознательного творчества природы и сознательного творчества художника, сыграла определенную роль в становлении естествознания 19 в. (как непосредственно, так и через ученых - адептов раннего Шеллинга - таких, как Карус, Окен, Стеффенс). Гуманитарные науки также получают от романтизм (от герменевтики Шлейермахера, философии языка Новалиса и Ф. Шлегеля) импульс, значимый для истории, культурологии, языкознания.

Романтизм и религия

В религиозной мысли романтизм можно выделить два направления. Одно было инициировано Шлейермахером («Речи о религии», 1799) с его пониманием религии как внутреннего, пантеистически окрашенного переживания «зависимости от бесконечного». Оно существенно повлияло на становление протестантского либерального богословия. Другое представлено общей тенденцией позднего романтизма к ортодоксальному католицизму и реставрации средневековых культурных устоев и ценностей. (См. программную для этой тенденции работу Новалиса «Христианство, или Европа», 1799.).

Этапы

Историческими этапами в развитии романтизма были зарождение в 1798-1801 гг. йенского кружка (А. Шлегель, Ф. Шлегель, Новалис, Тик, позже – Шлейермахер и Шеллинг), в лоне которого были сформулированы основные философско-эстетические принципы романтизма; появление после 1805 гейдельбергской и швабской школ литературного романтизма; публикация книги Ж. де Сталь «О Германии» (1810), с которой начинается европейская слава романтизма; широкое распространение романтизма в рамках западн ой культуры в 1820-30 гг.; кризисное расслоение романтического движения в 1840-х, 50-х гг. на фракции и их слияние как с консервативными, так и с радикальными течениями «антибюргерской» европейской мысли.

Философы-романтики

Философское влияние романтизма заметно прежде всего в таком умственном течении, как «философия жизни». Своеобразным ответвлением романтизма можно считать творчество Шопенгауэра, Гельдерлина, Кьеркегора, Карлейля, Вагнера-теоретика, Ницше. Историософия Баадера, построения «любомудров» и славянофилов в России, философско-политический консерватизм Ж. де Местра и Бональда во Франции также питались настроениями и интуициями романтизма. Неоромантическим по характеру было философствование символистов кон. 19- нач. 20 вв. Близка романтизму и трактовка свободы и творчества в экзистенциализме.Важнейшие представители романтизма в искусствеВ изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчетливо - в скульптуре и архитектуре (напр., ложная готика). Большинство национальных школ романтизма в изобразительном искусстве сложилось в борьбе с официальным академическим классицизмом. Романтизм в музыке сложился в 20-е гг. 19 в. под влиянием литературы романтизма и развивался в тесной связи с ним, с литературой вообще (обращение к синтетическим жанрам, в первую очередь к опере и песне, к инструментальной миниатюре и музыкальной программности).Главные представители романтизма в литературе - Новалис, Жан Поль, Э. Т. А. Гофман, У. Вордсворт, В. Скотт, Дж. Байрон, П. Б. Шелли, В. Гюго, А. Ламартин, А. Мицкевич, Э. По, Г. Мелвилл, М. Ю. Лермонтов, В. Ф. Одоевский; в музыке - Ф. Шуберт, К. М. Вебер, Р. Вагнер, Г. Берлиоз, Н. Паганини, Ф. Лист, Ф. Шопен; в изобразительном искусстве - живописцы Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. О. Рунге, К. Д. Фридрих, Дж. Констебл, У. Тернер, в России - О. А. Кипренский, А. О. Орловский. И. Е. Репин , В. И. Суриков , М. П. Мусоргский, М. С. Щепкин, К. С. Станиславский.

Прежде чем говорить о конкретных , сначала необходимо узнать о литературных направлениях. Они представляют собой исторические воплощения художественного познания и воспроизведения мира, проявляющееся в идеологическом и эстетическом сообществе группы писателей.

В истории литературы выделяют классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм и постмодернизм.

Литературное направление – особый синтез способа познания реальности посредством искусства и индивидуального стиля творца. Любое литературное направление включает в себя совокупность произведений, имеющих единые черты. В рамках литературного периода может появиться несколько литературных направлений, например, в эпоху Просвещения – классицизм и сентиментализм, а также рококо. Название доминирующего направления часто становится названием целого периода в литературе, а его временные рамки могут выходить за четкие пределы. Литературные направления могут образовывать течения или школы.

Периодизация основных литературных направлений:

  1. классицизм (XVIII – начало XIX веков);
  2. сентиментализм (вторая половина XVIII – начало XIX вв.);
  3. романтизм (вторая половина XVIII – начало XX веков);
  4. реализм (вторая половина XIX века);
  5. модернизм (конец XIX – XX вв.): импрессионизм, символизм, футуризм, акмеизм, экспрессионизм, сюрреализм, экзистенциализм и т. д.;
  6. постмодернизм (с 1980-х годов XX в).

Литературные направления

Основные признаки литературного направления

Представители литературы

Классицизм

Ориентир на эстетичность античного искусства. Утверждается неоспоримый приоритет разума над чувствами. Авторы провозглашают принцип рационализма: искусству следует быть разумным, логически выверенным. Мимолетное отвергается, подчеркиваются сущностные свойства вещей. Гражданская тематика в произведении имеет форму в строгих творческих нормах по каноничному образцу.

Г. Державин, М. Ломоносов, В. Тредиаковский, И. Крылов, Д. Фонвизин

Сентиментализм

На смену строгости классицизма здесь воспевают чувство как существенный признак человеческой натуры. Герой (иногда и героиня) не боится чувствовать и открывать читателю свой эмоциональный мир, который разнообразен и переменчив. Признается, что независим от его сословия, каждый обладает богатым внутренним миром.

Я. М. Карамзин, молодой В.А. Жуковский

Романтизм

Главенствует прием романтического двоемирия. Автор создает конфликт противопоставления идеала героя его окружению. Несовместимость этого идеала и реальности реализуется в уходе в мир преданий и легенд, сна, фантазий, экзотических стран. Личность волнует романтиков в свете ее одиночества и разочарованности. Героя не отпускает понимание трагичности жизни, в то же время он выражает мятежность духа.

А. С. Пушкин. М. Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский, Ф.И. Тютчев, М. Горький,

Упор на литературу как средство познания мира. Возвышается ее способность объективно отражать действительность. Предмет художественного исследования – взаимосвязь между характером и обстоятельствами, авторы показывают становление характера под воздействием среды. Однако, не отменяется способность вести борьбу и волей отстаивать право на самоопределение. Действительность показывается в постоянном развитии, представляя типичное в неповторимо-индивидуальном воплощении.

И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, И. А. Бунин, А. И. Куприн

Критический Реализм

Ответвление весь XIX век. Несёт основные признаки реализма, но отличается более глубоким, всегда критичным, даже саркастичным авторским взглядом

Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин

Модернизм

Объединяет множество течений и школ с разнящейся эстетической концепцией. Общее одно – отказ от реализма и жесткой связи характеров и обстоятельств. Во главе самоценность личности и ее самодостаточность. Причины и следствия утомляют и низвергаются за ненадобностью.

Символизм

Первое значительное модернистское течение. Истоки направления в романтизме с его двойственностью. Отказавшись от познания мира, символисты его конструируют. Особый упор на подсознательное созерцание, познание тайного, заключенного в символах.

В. Брюсов, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб, А. Блок, В. Иванов, Л. Андреев, А. Белый,

Реакция на несовершенство символизма, его настойчивую идею восприятия реальности как пародию на высшие сущности. Акмеисты осваивают многообразный внешний мир, провозглашая культуру высшей ценностью. В поэзии характерны стилистическое равновесие, четкость образов, выверенная композиция и детали.

Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам

Футуризм

Основная черта этого авангардистского течения – свержение традиций прошлого, уничтожение старой эстетики, создание нового искусства будущего. Авторы верили в принцип «сдвига», отразившийся в лексическом и синтаксическом обновлении поэтического языка: вульгаризмах, неологизмах. Оксюморонах…

В. Хлебников, И. Северянин, В. Маяковский,

Постмодернизм

Эстетический и идеологический плюрализм породил антииерархичный текст, который отрицает мировоззренческую цельность, говорит о невозможности овладения реальностью единым методом или языком. Писатели подчеркивают искусственность произведений, не боятся сочетать стилистику разных направлений, жанров и эпох.

А. Битов, Д. А. Пригов, Саша Соколов, В. Пелевин, В. Ерофеев

Помимо этих основных направлений часто выделяют:

  • Импрессионизм (последняя треть XIX - начало ХХ века) с желанием передать первое мимолетное впечатление захватывает в фокус внимания буйство чувств и эмоций. Композиция произведения четко фрагментарна. Внимание направлено не на общее, а на особенное и единичное. Ги де Мопассан, М. Пруст – достойные представители этого направления.
  • Экспрессионизм (1910 – 1920-е годы) сочетает критический пафос и ужас перед жестокой картиной бытия. Гибель человека и человечности, тяготение к абстрактности и гротеск - черты некоторых произведений Л. Н. Андреева и Ф. К. Сологуба.
  • Экзистенциализм (середина ХХ века) дает ощущение крушения всех ценностей. Трагизма человеческого существования непреодолим. Человека одинокого в привычном обществе видели Ж. П. Сартр, А. Камю.

Основные литературные направления Классицизм Сентиментализм Романтизм Реализм Признаки литературного направления Объединяют писателей определённой исторической эпохи Представляют особый тип героя Выражают определённое мировоззрение Выбирают характерные темы и сюжеты Работают в определённых жанрах Выделяются стилем художественной речи Выдвигают определённые жизненные и эстетические идеалы


Классицизм 17 – начало 19 вв. Русский классицизм – национально-патриотическая тематика, связанная с преобразованиями Петра 1 Отличительные черты -Нарушение жизненной правды: утопизм, идеализация, отвлечённость в изображении -надуманные образы, схематичные характеры - Назидательность произведения, строгое деление героев на положительных и отрицательных -использование языка, мало понятного простому народу -общенациональная, гражданская направленность - Установление иерархии жанров: «высокие» (оды, трагедии), «средние» (элегии, исторические сочинения, дружеские письма), «низкие» (комедии, сатиры, басни, эпиграммы) - Правило «трёх единств»: времени, места и действия (все события происходят в 24 часа, в одном месте и вокруг одной сюжетной линии)


Представители классицизма Русская литература: М. Ломоносов («Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 года») Г. Державин (ода «Фелица») А. Сумароков (трагедии) Д. Фонвизин (комедии «Бригадир», «Недоросль») Западноевропейская литература: П. Корнель, Вольтер, Мольер, Ж. Лефонтен


Сентиментализм 2-ая половина 18 – начало 19 вв. Отличительные черты - Раскрытие человеческой психологии - Высшей ценностью провозглашается чувство - Интерес к простому человеку, к миру его чувств, к природе, к быту - Идеализация действительности, субъективное изображение мира - Идеи нравственного равенства людей, органической связи с природой - Произведение часто написано от 1-го лица, что придаёт ему лиризм и поэтичность




Романтизм Направление, отражающее стремление художника противопоставить реальную действительность и мечту Отличительные черты - необычность, экзотичность в изображении событий, пейзажа, людей - мечтательность, идеализация действительности, культ свободы - стремление к идеалу, совершенству - сильный, яркий, возвышенный образ романтического героя - изображение героя в исключительных обстоятельствах (в трагическом поединке с судьбой) - Контраст в смешении высокого и низкого, трагического и комического, обыденного и необычного


Представители романтизма Русская литература - В. Жуковский (баллады Людмила», «Светлана», «Лесной царь» - К. Рылеев (поэмы) - А. Пушкин (Поэмы «Кавказский пленник», «Цыганы», «Бахчисарайский фонтан») - М. Лермонтов (поэма «Мцыри») - Н. Гоголь (повести «Вечера на хуторе близ Диканьки») - - М. Горький (рассказ «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике» - Западноевропейская литература - Д. Байрон, И.В. Гёте, Шиллер, Гофман, П.Мериме, В. Гюго, В. Скотт


Реализм Направление в искусстве и литературе 19 – 20 вв., в основе которого лежит полное, правдивое и достоверное изображение жизни. Отличительные черты - В основе лежит конфликт: герой – общество - типичные литературные персонажи - Типичные приёмы в изображении действительности (портрет, пейзаж, интерьер) - Изображение определённой исторической эпохи, реальных событий - Изображение событий и героев в развитии - Все персонажи изображаются не отвлечённо, а во взаимодействии с окружающим миром


Представители реализма -А. Грибоедов (комедия «Горе от ума») - А. Пушкин («Маленькие трагедии», «Евгений Онегин») - М. Лермонтов (роман «Герой нашего времени») - Н. Гоголь (поэма «Мёртвые души») - И. Тургенев (романы «Отцы и дети», «Накануне», «Рудин» и др.) - Л. Толстой («После бала», «Воскресение», «Война и мир», «Севастопольские рассказы» и др.) - Ф. Достоевский («Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» и др.)

ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ классицизм сентиментализм романтизм реализм Богачёва Галина Геннадьевна, МОУ СОШ № 21 г. Владимира

ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ объединяет писателей одной исторической эпохи, связанных общим пониманием жизненных ценностей и эстетического идеала, создаёт свой тип героя, имеет характерные сюжеты, свой стиль речи и излюбленные жанры, перекликается с другими видами искусства. классицизм сентиментализм романтизм реализм Завершить показ

ПРЕДСТАВИТЕЛИ НАПРАВЛЕНИЙ В ЛИТЕРАТУРЕ классицизм реализм Г. Р. Державин М. В. Ломоносов Д. И. Фонвизин Мольер Н. Буало Ф. М. Достоевский А. Н. Островский Л. Н. Толстой Н. В. Гоголь А. С. Пушкин И. С. Тургенев сентиментализм романтизм Н. М. Карамзин А. Н. Радищев К. Ф. Рылеев В. А. Жуковский М. Ю. Лермонтов Байрон

Классицизм В России Утверждение XVIII век абсолютной монархии конец XVII – начало XIX века Пётр I Елизавета Екатерина II Петровна Осмысление В России итогов революций, противостояние Реализм поиск реальных дворянской и с 30 -х годов XIX века разночинно-демократической путей пересоздания культур действительности ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ Народно. В России освободительные Сентиментализм войны в Европе, Америке. 1773 - 1775 - Пугачёвский бунт вторая половина XVIII – Буржуазия – новая и его подавление начало XIX века общественная сила 14 декабря 1825 г. – В России восстание Отечественная война 1812 г. Великая французская – на Сенатской герой войны Народ – истинный площади Романтизм революция закрепощён и бесправен. Ощущение разочарованности, и XVIII – начало XIX конец разочарование века неудовлетворённости в её итогах в русском обществе.

Утверждаемые жизненные ценности Классицизм Classicus (лат.) - образцовый Ш главенство государственных интересов над личными; Ш культ нравственного долга; Ш культ разума, рационализм Сентиментализм Sentimental (англ.) - чувствительный Ш главенство чувства, а не разума; Ш высшая ценность – человек, а не государство; Ш природа – мерило всех ценностей; Ш идея нравственного равенства людей Реализм Realis (лат.) – вещественный, действительный Ш стремление к познанию человека и мира; Ш открытие законов существования человека и общества Романтизм Romantique(фр.)–таинственное, нереальное Ш неприятие бездуховности реальной жизни; бегство от существующей действительности и поиски идеала вне её; Ш утверждение самоценности духовнотворческой жизни личности, внимание к внутреннему миру человека; Ш свобода

Классицизм Реализм Строгое следование Правило «трёх единств» разумным правилам, Простота, стройность, в драматургии: вечным законам, логичность (1 дом) места композиции созданным на основе изучения времени (1 день) произведения лучших образцов действия (1 конфликт) античной литературы Верность действительности, Психологизм; Изображение жизни Принцип передача высокая внародности историзма её развитии художественность сущности жизни, значительность идей Эстетический идеал Искренность, простота, Естественность, преданность «натуре» , поэтичность, органическая связь растроганность, умиление и грусть с природой Сентиментализм Природа как выражение Свобода, мощь, Изображение неукротимость, стихийного начала желаемого – бурный порыв жизни, свободы мира мечты Романтизм

К Л А С С И Ц И З М С Е Н Т И М Е Н Т А Л И З М 1. Чёткое деление героев на положительных (делает выбор в пользу разума) и отрицательных 2. Основные герои – цари, полководцы, государственные деятели Митрофан 3. Выделение одной и Простакова ведущей черты из комедии в характере героя Д. И. Фонвизина (скупец, хвастун, глупец) «Недоросль» 1. Деление героев на положительных (наделенный богатым душевным миром простолюдин) и отрицательных (жестокосердный представитель власти) 2. Главный герой произведения – О. А. Кипренский. человек обыкновенный. Бедная Лиза 1827 Р Е А Л И З М Типизация характеров (слитность типичного и индивидуального). Новые типы героев: тип «маленького человека» (Вырин, Башмачкин, Мармеладов, Девушкин); тип «лишнего человека» (Онегин, Кукрыниксы. Обломов); Печорин, П. Соколов. Иллюстрация кгероя тип Иллюстрация роману «нового» к роману А. С. Пушкина к повести «Шинель» и дети» И. С. Тургенева. Базаров) (нигилист «Отцы Н. В. Гоголя «Евгений Онегин» Исключительность Р О романтического героя: М 1. Сильная личность, человек А высокой страсти, живущий стремлением к свободе Н 2. Внутренняя раздвоенность Т 3. Одиночество И 4. Трагическая судьба З 5. Поиски идеала. Демон М. Врубель. и мечты М 6. Воплощение романтического К. Брюллов. Л. Пастернак. Исповедь Мцыри бунта против действительности Гадающая Светлана Т И П Г Е Р О Я

Классицизм Сюжеты из античной и отечественной истории. Героические судьбы. Поединок страсти и долга. А. П. Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой, 1773 Сентиментализм Отдельные ситуации будничной жизни. Дни в трудах на лоне природы. Изображение крестьянского быта (часто в пасторальных тонах). А. Г. Венецианов. На пашне. Весна Реализм С Ю Ж Е Т Ы Подробно и объективно воссозданные картины национального быта. Изображает отношения человека и окружающей среды. Человеческий характер раскрывается в связи с социальными обстоятельствами. И. Е. Репин. Бурлаки на Волге И. Шишкин. Сосновый бор Романтизм Конфликт героя и общества. Поединок личности и судьбы. Действия героя в необычных, исключительных обстоятельствах: экзотические страны, нецивилизованные народы, потусторонний мир К. Брюллов. Последний И. Айвазовский. Радуга день Помпеи

КЛАССИЦИЗМ РЕАЛИЗМ Высокие: ода, эпическая поэма, трагедия Рассказ, очерк, повесть, роман, Средние: научная поэзия, поэма, драма, роман-эпопея, элегия, сонет, послание поэма-эпопея, эпический цикл (Цель – всестороннее изображение мира) Низкие: комедия, басня, эпиграмма, сатира ЖАНРЫ Семейный роман, дневник, исповедь, письма, путевые заметки, мемуары, элегия, послание, чувствительная повесть (пишутся от 1 -ого лица) СЕНТИМЕНТАЛИЗМ Роман, повесть, роман в письмах, элегия, идиллия, романтическая поэма, дума, баллада (Цель – самораскрытие внутреннего мира личности, рассказ об индивидуальной судьбе) РОМАНТИЗМ

Живописный портрет В. А. Жуковский романтизм Д. Левицкий. Екатерина II классицизм В. Боровиковский. Екатерина II сентиментализм И. Репин. Портрет А. Рубинштейна реализм

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА Классицизм конец XVII – начало XIX века Утверждение абсолютной монархии В России XVIII век Пётр I Елизавета Екатерина II Петровна

Утверждаемые жизненные ценности Классицизм Classicus (лат.) - образцовый Ш главенство государственных интересов над личными; Ш культ нравственного долга; Ш культ разума, рационализм

Классицизм Строгое следование разумным правилам, вечным законам, созданным на основе изучения лучших образцов античной литературы Простота, стройность, логичность композиции произведения Эстетический идеал Правило «трёх единств» в драматургии: места (1 дом) времени (1 день) действия (1 конфликт)

ПРЕДСТАВИТЕЛИ КЛАССИЦИЗМА В ЛИТЕРАТУРЕ Н. Буало Д. И. Фонвизин Мольер М. В. Ломоносов Г. Р. Державин

ТИП ГЕРОЯ Д. Левицкий. Екатерина II К Л А С С И Ц И З М 1. Чёткое деление героев на положительных (делает выбор в пользу разума) и отрицательных 2. Основные герои – цари, полководцы, государственные деятели 3. Выделение одной ведущей черты в характере героя (скупец, хвастун, глупец) Митрофан и Простакова из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

СЮЖЕТЫ Классицизм Сюжеты из античной и отечественной истории. Героические судьбы. Поединок страсти и долга. А. П. Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой, 1773

ЖАНРЫ КЛАССИЦИЗМ Высокие: ода, эпическая поэма, трагедия Средние: научная поэзия, элегия, сонет, послание Низкие: комедия, басня, эпиграмма, сатира

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА Сентиментализм вторая половина XVIII – начало XIX века Народноосвободительные войны в Европе, Америке. Буржуазия – новая общественная сила В России 1773 - 1775 - Пугачёвский бунт и его подавление

Утверждаемые жизненные ценности Сентиментализм Sentimental (англ.) - чувствительный Ш главенство чувства, а не разума; Ш высшая ценность – человек, а не государство; Ш природа – мерило всех ценностей; Ш идея нравственного равенства людей В. Боровиковский. Екатерина II

Сентиментализм Естественность, преданность «натуре» , органическая связь с природой Эстетический идеал Искренность, простота, поэтичность, растроганность, умиление и грусть

ТИП ГЕРОЯ С Е Н Т И М Е Н Т А Л И З М 1. Деление героев на положительных (наделенный богатым душевным миром простолюдин) и отрицательных (жестокосердный представитель власти) 2. Главный герой произведения – обыкновенный человек О. А. Кипренский. Бедная Лиза 1827

СЮЖЕТЫ Сентиментализм А. Г. Венецианов. На пашне. Весна Отдельные ситуации будничной жизни. Дни в трудах на лоне природы. Изображение крестьянского быта (часто в пасторальных тонах).

ЖАНРЫ Семейный роман, дневник, исповедь, письма, путевые заметки, мемуары, элегия, послание, чувствительная повесть (пишутся от 1 -ого лица) СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА Романтизм конец XVIII – начало XIX века В России Отечественная война 1812 г. Народ – истинный герой войны – закрепощён и бесправен. Ощущение разочарованности, неудовлетворённости в русском обществе. Великая французская революция и разочарование в её итогах 14 декабря 1825 г. – восстание на Сенатской площади

Утверждаемые жизненные ценности Байрон В. А. Жуковский К. Ф. Рылеев Романтизм Romantique(фр.)–таинственное, нереальное Ш неприятие бездуховности реальной М. Ю. Лермонтов жизни; бегство от существующей действительности и поиски идеала вне её; Ш утверждение самоценности духовнотворческой жизни личности, внимание к внутреннему миру человека; Ш свобода

Романтизм Изображение желаемого – мира мечты Свобода, мощь, неукротимость, бурный порыв Эстетический идеал Природа как выражение стихийного начала жизни, свободы

Т И П М. Врубель. Демон Г Е Р О Я Л. Пастернак. Исповедь Мцыри Исключительность К. Брюллов. Гадающая Светлана Исключительность Р О романтического героя: М 1. Сильная личность, человек А высокой страсти, живущий стремлением к свободе Н 2. Внутренняя раздвоенность Т 3. Одиночество И 4. Трагическая судьба З 5. Поиски идеала и мечты М 6. Воплощение романтического бунта против действительности

СЮЖЕТЫ Романтизм К. Брюллов. Последний день Помпеи И. Айвазовский. Радуга Конфликт героя и общества. Поединок личности и судьбы. Действия героя в необычных, исключительных обстоятельствах: экзотические страны, нецивилизованные народы, потусторонний мир

ЖАНРЫ Роман, повесть, роман в письмах, элегия, идиллия, романтическая поэма, дума, баллада (Цель – самораскрытие внутреннего мира личности, рассказ об индивидуальной судьбе) РОМАНТИЗМ

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА Реализм с 30 -х годов XIX века В России противостояние дворянской и разночинно-демократической культур Осмысление итогов революций, поиск реальных путей пересоздания действительности

Утверждаемые жизненные ценности Реализм Realis (лат.) – вещественный, действительный А. С. Пушкин Л. Н. Толстой А. Н. Островский Ф. М. Достоевский Ш стремление к познанию человека и мира; Ш открытие законов существования человека и общества И. С. Тургенев Н. В. Гоголь

Реализм Принцип народности Верность действительности, передача сущности жизни, значительность идей Принцип историзма Изображение жизни в её развитии Психологизм; высокая художественность

Р Е А Л И З М Типизация характеров (слитность типичного и индивидуального). Новые типы героев: тип «маленького человека» (Вырин, Башмачкин, Мармеладов, Девушкин); тип «лишнего человека» (Онегин, Печорин, Обломов); тип «нового» героя (нигилист Базаров) Иллюстрация к роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» Т И П Г Е Р О Я Кукрыниксы. Иллюстрация к повести «Шинель» Н. В. Гоголя П. Соколов. Иллюстрация к роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Реализм Подробно и объективно воссозданные картины национального быта. Изображает отношения человека и окружающей среды. Человеческий характер раскрывается в связи с социальными обстоятельствами. СЮЖЕТЫ И. Е. Репин. Бурлаки на Волге И. Шишкин. Сосновый бор

ЖАНРЫ РЕАЛИЗМ Рассказ, очерк, повесть, роман, поэма, драма, роман-эпопея, поэма-эпопея, эпический цикл (Цель – всестороннее изображение мира)

Видеоурок 2: Литературные направления

Лекция: Историко-литературный процесс

Классицизм

Классицизм - основное художественное направление европейского искусства XVII-начала XIX вв.


Данное литературное направление сформировано во Франции (конец XVII в.)

Основная тематика: гражданские, патриотические мотивы

Признаки

Цель

Характерные черты

Представители направления

в России


1. Культивирует тему нравственного долга, патриотизма, «высокого» гражданства
2. Провозглашает преобладание государственных интересов над частными проблемами.
Создание произведений по образцу античного искусства
1. Чистота жанра (высокие жанры исключают использование бытовых ситуаций, героев, для низких неприемлемы возвышенные, трагические мотивы);
2. Чистота языка (высокий жанр использует высокую, возвышенную лексику, низкий –просторечный язык)
3. Четкое разделение героев на отрицательных и положительных;
4. Строгое соблюдение правила «единство 3-х»- места, времени, действия.
Поэтические творения
М.Ломоносова,
В.Тредиаковского,
А.Кантемира,
В.Княжнина,
А.Сумарокова.

Сентиментализм

На смену классицизму во второй половине XVIII в. пришел сентиментализм (англ. «чувствительный», франц. «чувство»). Главенствующей темой искусства становились человеческие чувства, эмоции, переживания.

Сентиментализм - главенство чувств над разумом.



Основным ценностным мерилом сентименталисты провозгласили гармоничное сочетание природы и человека.

Сентиментализм представлен в России произведениями:

    Н.М. Карамзина,

    И. И. Дмитриева,

    В.А. Жуковского (раннее творчество).

Романтизм

В конце XVIII в. в Германии сформировалось новое литературное направление -романтизм. Появлению нового течения способствовали несколько обстоятельств:

    Кризис эпохи Просвещения

    Революционные события во Франции

    Классическая немецкая философия

    Художественные поиски сентиментализма

Герой романтических произведений – воплощение бунта против реалий окружающей действительности.


Представители романтического художественного направления в России:

    Жуковский В.А.

    Батюшков К.Н.

    Языков Н.М.

    Пушкин А.С. (ранние произведения)

    Лермонтов М.Ю.

    Тютчев Ф.И. (философская лирика)

Реализм

Реализм – это правдивое отражение действительности.


Принципы реализма:
  • объективное отображение сторон жизни в сочетании с авторским идеалом
  • воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах
  • жизненная достоверность изображения с использованием условных форм художественной фантазии (мифа, символа) гротеска.
Реализм перенял от романтизма критику буржуазного миропорядка, творчески ее развил, значительно углубил, поэтому в дальнейшем термин дополнился существенным «уточнением»: Максим Горький определил новое направление как «критический реализм».

Модернизм

Общемировой кризис буржуазной культуры, сформировавшийся на переходе от XIX века к веку XX, вызвал к жизни новое художественное направление, получившим название «модернизм». Новое течение провозгласило полный разрыв с реалистическими традициями в творчестве.


Если в европейском модернизме проявили себя около десятка вновь созданных направлений, то русский вариант нового литературного течения состоит всего из «трех китов»:

    символизма

    акмеизма

    футуризма

Каждое из перечисленных течений ищет такой путь в искусстве, который поможет оторваться от обыденной, скучной действительности, и открыть перед человеком новый, идеальный мир.

Наименование направления

Характерные черты, признаки

Представители в русской литературе

Символизм (греч. «условный знак»)
(1870-1910 –е гг.)

Основное место в творчестве принадлежит символу

1. Отражение мира в реальном и мистическом планах.
2. Поиски «нетленной Красоты», стремление познать «идеальную сущность мира»
3. Мир познается через интуицию
4. Недосказанность, намеки, тайные знаки, особая музыкальность стиха
5. Собственное создание мифов
6. Предпочтение лирическим жанрам
«Старшие» символисты, стоявшие у истоков нового направления – Д.Мережковский (основоположник), З. Гиппиус, В. Брюсов, К.Бальмонт.

Позднее к направлению примкнули «младшие» продолжатели: Вячеслав Иванов, А. Блок, А. Белый

Акмеизм (греч. «акме» – высшая точка) (1910-е годы)
1. Полная аполитичность, совершенное равнодушие к насущным проблемам окружающей действительности.
2. Освобождение от символических идеалов и образов, от возвышенной, многозначной надуманности текстов, излишней метафоричности - отчетливость, определенность поэтических образов, ясность, точность стиха.
3. Возврат поэзии к реальному, материальному миру и предмету
В ранние периоды творчества А.Ахматова, также О.Мандельштам,
Н.Гумилев,
М. Кузьмин,
С. Городецкий.
Футуризм (лат. «будущее»)
(1910 -1912 гг. - в России)
1. Отрицание традиционной культуры, мечта о появлении сверхискусства, чтобы с его помощью преобразить мир.
2. Словотворчество, обновление поэтического языка, поиск новых форм выражения, новых рифм. Тяготение к разговорной речи.
3. Особый способ чтения стихов-
декламирование.
4. Использование новейших достижений науки и техники
5. «Урбанизация» языка, слово – некая конструкция, материал для словотворчества
6. Эпатаж, искусственное создание атмосферы литературного скандала
В. Хлебников (ранние стихи),
Д. Бурлюк,
И. Северянин,
В. Маяковский
Постмодернизм (конец XX –начало XXI века)
1. Утрата идеалов привела к разрушению целостного восприятия действительности,
образовалась фрагментарность сознания, мозаичное восприятие мира.
2. Автор отдает предпочтение максимально упрощенному отражению окружающего мира.
3. Литература не ищет путей понимания мира – все воспринимается в том виде, в каком существует здесь и сейчас.
4. Ведущий принцип – оксюморон (особый стилистический прием, при котором сочетаются несочетаемые вещи и понятия).
5. Не признаются авторитеты, наблюдается явное тяготение к пародийному стилю изложения.
6. Текст представляет собой причудливое смешение различных жанров, эпох.
В. Ерофеев
С. Довлатов
В. Пьецух
Т.Толстая
В. Пелевин
В.Аксёнов
В. Пелевин и др.