Фундаментальные исследования. Географическая среда и национальный характер


ВЛИЯНИЕ ПРИРОДНЫХ ФАКТОРОВ И ОСОБЕННОСТЕЙ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ТРАНСФОРМАЦИЮ ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ТРАДИЦИЙ, МЕНТАЛИТЕТА НАРОДА СЕВЕРНОГО И ЮЖНОГО ВЬЕТНАМА

Нгуен Тхи Хонг Бак Лиен (Вьетнам)

студент 2 курса, кафедра истории и регионоведения, ТПУ, РФ, г. Томск

Седельникова Светлана Федоровна

научный руководитель, ассистент кафедры МД ИМОЯК, Томский политехнический университет, РФ, г. Томск

Воздействие природной среды на жизнь общества пытались объяснить в своих работах многие мыслители и историки. Они «видели в особенностях географии своей страны один из ключей к пониманию «духа» ее народа, который помог бы объяснить особенности национальной истории и современного состояния общества» .

Сергей Михайлович Соловьев писал, что «три условия имеют особенное влияние на жизнь народа: природа страны, где он живет; природа племени, которому он принадлежит; ход внешних событий, влияния, идущие от народов, которые его окружают» . В рамках данного подхода попытаемся выделить специфические различия между Севером и Югом Вьетнама и покажем, что они обусловлены влиянием географической среды и особенностями исторического развития.

Колыбелью каждого народа является природа, которая определяет его историческую судьбу. Влияние, которое она оказывает на жизнь общества, называется географическим фактором. Именно он, на раннем этапе развития, оказывает прямое и определяющее влияние на быт и содержание трудовой деятельности, на темперамент, способности и наклонности людей. В этих рамках и формируются традиции, соответствующая культура, особенности менталитета народа.

Для того чтобы проследить воздействие географического фактора на развитие народов Севера и Юга Вьетнама, нужно рассмотреть особенности географического положения, климата и рельефа этих регионов.

Вьетнам является небольшим по площади государством в Юго-Восточной Азии, его территория протянулась вдоль Тихого океана узкой и длинной полосой на 1650 км. Благодаря своей большой протяженности с севера на юг, Вьетнам обладает различными природными условиями. Будем считать, что 17-я параллель делит территорию Вьетнама на две части - Северный Вьетнам и Южный Вьетнам. Климат также является одним из важных факторов территориального разделения.

Хотя вся страна лежит в зоне субэкваториального муссонного климата, но существует довольно большая разница в климате между севером и югом Вьетнама. На севере Вьетнама существует четкое разделение сезонов: короткая и прохладная зима сменяется солнечной весной, теплым летом и мягкой осенью, тогда как на юге Вьетнама есть только 2 сезона: сухой и дождливый. На севере Вьетнама зима влажная и холодная (15° С). Иногда, зимой, из-за проникновения холодного воздуха из Китая температура понижается до 1 °С, и в горах можно увидеть снег. К тому же, ежегодно, осенью и зимой в северо-центральную часть Вьетнама приходит много мощных тайфунов с моря. Летом же, сухой ветер из Лаоса часто вызывает сильную засуху.

Почвенно-климатические условия обуславливают характер хозяйства. Еще в древности, предки вьетнамцев, заметив, что дикий рис любит тепло и влагу, начали высаживать его на заливных полях. В течение тысяч лет население Вьетнама выращивает рис в дельте реки Красной на Севере, и в дельте Меконга на Юге. Рис во Вьетнаме считается символом жизни и плодородия, не случайно появилась традиция посыпать новобрачных рисом, желая им счастья и благополучия. На севере Вьетнама, на затопленных дождевой водой рисовых полях возник уникальный жанр вьетнамского искусства - кукольный водный театр. Занятость населения в трудоемком рисосеянии повлекло в этих регионах распространение традиции многодетных семей. В этих районах наибольшая плотность населения страны (1100 чел/км²) на севере, и на юге (450 чел/км²).

Теплый и влажный климат оказал большое влияние на тип жилища и его обустройство. Долины рек во время продолжительных ливневых дождей часто затоплялись, поэтому вьетнамцы придумали дома на сваях, которые к тому же служили им защитой от змей и тигров. Стиль одежды тоже исходит от климата, от характера местности, от рода занятий человека. Если говорить о традиционной одежде вьетнамцев, то это куртка и брюки прямого покроя темно-коричневого (на севере) и черного (на юге) цвета. На голове - конические шляпы из пальмовых листьев, ставшие защитой от муссонного дождя и палящего солнца.

Идея Л.Н. Гумилева о том, что характер этносов (особенно в доиндустриальный период) очень тесно связан с особенностями климата и ландшафта территории, где он появился и жил, не лишена оснований . Человек, приспосабливаясь к определенным природным условиям, воспитывает и развивает те качества характера, которые оптимально подходят к данной природной среде.

Во влажный сезон на побережье Вьетнама обрушиваются мощные тайфуны, нередки наводнения, порой бывают засухи, оползни с гор. Постоянная борьба с такими природными явлениями сформировало и развило у вьетнамцев традиции коллективизма. Общественные интересы стоят выше личных, родовая община доминирует над семьей. И сейчас во Вьетнаме, жители небольших деревень являются кровными родственниками. Это видно из названия деревень: Дангса (Đặng Xá ) - «место, где живут Данги», Нгуен (Nguyễn) - «место, где живут Нгуены», Ли (Lý) - «место, где живут Ли».

Согласно истории Вьетнама, цивилизация вьетов возникла в бассейне реки Красной (Северный Вьетнам) более 2000 тысяч лет назад, а Южный Вьетнам был заселен вьетами в XV-XVI dеках. Северная часть является культурной родиной Вьетнама, именно здесь можно найти самые старые вьетские королевские дворцы, буддийские пагоды и остатки военных крепостей.

После обретения независимости от Китая, началась «долгая история вьетнамской экспансии на юг». К 1673 году, страна впервые разделилась на две части двумя правящими семьями. В национальном сознании зародились такие понятия, как «южане» и «северяне».

При движении на юг горы уступают место бескрайним равнинам и широким рекам. На Юге Вьетнама жарко круглый год и наблюдается только 2 сезона: сухой и дождливый. Не случайно в Северном Вьетнаме такие тропические культуры как кокосовая пальма не плодоносит, каучуковое дерево-гевея экономически выгодна в Южном Вьетнаме.

Но если происходят изменения в природе, то и при переселении части этноса в другую среду обитания, с ними происходят те же изменения. При этом что-то сохранялось неизменным, что-то утрачивалось, но многое и приобреталось за счет воздействия географии нового места проживания и межкультурного общения с проживающими здесь народами. Изменения начинали проявляться в быте, в обрядах, в характере и поведении людей, в меняющемся самосознании. В результате, происходила трансформация элементов материальной и духовной культуры.

Северный Вьетнам до сих пор отличается своей особой самобытностью, а традиции на юге становились проще. Например, на севере, во время праздника, за столом сидят старики и мужчины, тогда как на юге, вся семья сидит за столом. Позиция женщины в семье и в обществе на юге выше, чем на севере. Дети могут разговаривать и комментировать взрослых, такой ситуации не бывает на севере. Кроме того кухня северного Вьетнама более традиционна - известные блюда фо и банькуон (bánh cuốn) появились на заре вьетнамской цивилизации. На Юге из-за большого изобилия специй - блюда более пряные, часто присутствует сладкий вкус.

Отличие Юга и Севера проявляется даже в речи жителей этих регионов. Они заключается в следующем:

· в северных диалектах s произносится как «с», а на юге страны как «ш»;

· V произносится как [v] на севере, и [j] на юге;

· d и gi произносятся либо как [z] (на севере), или как [j], й (на юге).

К тому же северный вьетнамский язык имеет полных 6 тонов, в то время как язык южного Вьетнама имеет только 5 тонов (слияние двух тонов в одном).

Немаловажным является и то, с какими странами граничит государство. Северная часть Вьетнама граничит с Китаем. На протяжении тысячи лет Вьетнам входил в состав Китая, поэтому взаимодействие с культурой этой страны очень ощутимо, начиная с иероглифической письменности, использовании палочек в еде, производства шелка, постройки плотин и заканчивая дворцовой и храмовой архитектурой и элементами духовной культуры - конфуцианство и даосизм

Южная часть Вьетнама принадлежала Камбодже, этот регион является колыбелью кхмерской цивилизации, что обусловило их ориентацию на индийскую культуру.

Итак, мы можем сказать, что во многом, именно географический фактор влияет на особенности быта и ментальность человека, определяет перспективу развития государства. Но, как сказал, Л.И. Мечников: «Изучая пространство, необходимо, конечно, отдавать себе отчет и о действии другого равносильного элемента - времени». Иными словами, взаимодействие категории «географической среды-человека-культуры» нельзя рассматривать однозначно, потому что она может меняться, обогащаться и трансформироваться в ходе истории под воздействием других факторов, таких как смена места проживания, история взаимовлияния народов приграничных стран, смена политических режимов и т. д. Географический фактор является основой становления национального характера, а исторический опыт народа воспитывает и утверждает его.

И.Г. Гердер писал, что образ жизни, политический строй и этническая история являются основными факторами в формировании менталитета. История Вьетнама - это национально-освободительная борьба с иноземными захватчиками: борьба с китайскими династиями; борьба против вторжения монгольских войск и японской империалистической агрессии; борьба против французской колониальной зависимости и т. д. Постоянная борьба за свою свободу развила во вьетнамском народе стойкость, выносливость, превратила их в подлинных патриотов. Из поколения в поколение на генном уровне передается чувство собственного достоинства и любовь к свободе.

С 1954 по 1975, Вьетнам пережил гражданскую войну между коммунистическим Севером и капиталистическим Югом, в которую ввязались США и выступили на стороне Юга. В результате Вьетнам был разделен на два отдельных государства, которые развивались диаметрально противоположными путями общественно-экономического развития - социализма и капитализма. Изменение социально-политических отношений, воздействует на содержание национального характера .

Север - это корни нации, очаг революции, молчаливая очередь к мавзолею Хо Ши Мина. Северные люди более трудолюбивы, сдержанны, бережливы, организованны.

Юг - это лидер капиталистической перестройки страны, где глубоко укоренились традиции и навыки частного предпринимательства, механизмы капиталистической экономики, свободы в обществе, чуждой массовой культуры. Поэтому Южные люди не жалуют ограничения власти, правила этикета, они более предприимчивы и мобильны.

Главный город Севера, Ханой, считается административным и политическим центром страны. Главный город Юга, Хошимин - крупнейший экономический центр и многочисленный по населению мегаполис.

Авторы отдают себе отчет в том, что это очень широкая тема, но на отдельных примерах мы показали, что степень трансформации этнической культуры, традиций, менталитета, зависит от географического фактора и набора воздействующих факторов истории государства. Сейчас Вьетнам единое государство. С провозглашением политики «обновления» происходит возращение к базисным духовным ценностям, прежде всего к национальной культуре и к традиционным этическим и религиозным положениям на высшем партийном и государственном уровне .

Мы не можем изменить географические факторы, но мы можем найти методы, чтобы преодолеть трудности и отрегулировать свой собственный образ жизни, чтобы вписываться в общую тенденцию развития страны и продолжать особенности и традиции этой земли.

Список литературы:

  1. Гринин Л.Е. Лекция: Природный фактор в аспекте теории истории/Философия и общество//2011 г., - стр. 190- 196.
  2. Крысько В.Г. /Этническая психология /4-е изд. М.: Академия// 2008 г., стр. 102
  3. Мак Лам Статья/ «Культурные различия в поведении между людьми в Сайгоне и Ханое» // Алан перспектива-2014 г.
  4. Нгуен Мин Туэ/ Географическое путешествие - Вьетнам // Зао Дук, 2010, - с. 30-60.
  5. Новакова О.В., Логинова В.Н. / Вьетнам «у себя дома» и в АТР// Юго-Восточная Азия и Южнотихоокеанский регион 2014 г., - стр. 60.
  6. Соловьев С.М. Начало Русской земли.
  7. Хонг Фук Статья/ «Я Ханой люблю, а Хо Ши Мин мне нравится» // Экономика Шай Гон-2009.
  8. Article on Vietnam tourist including some informations about Hanoi and Saigon // Vietnam Travel Coverage, 2014.
1

Деловой климат многонациональных регионов сегодня играет значительную роль в системе комплексного подхода к оценке эффективности функционирования всей региональной экономики. Говоря об эффективности функционирования региональной экономики, необходимо отметить, что конечным результатом эффективного функционирования экономики многонационального региона является повышение качества и рост уровня жизни населения. Проблематика решения задач улучшения качества и повышения уровня жизни населения в регионах России обуславливает растущий интерес к рассматриваемой проблеме. Определено, что первостепенной задачей для многонационального региона является обеспечение роста благосостояния всех народностей, населяющих его. Установлено, что рост благосостояния многонационального населения региона является той «целью» и «идеологической основой», которая позволит консолидировать усилия всего общества, и послужит импульсом для развития экономики региона. Рассмотрены мировые примеры влияния менталитета народности на развитие деловых отношений, а также традиции и культуру деловых отношений многонационального народа Республики Дагестан. Определено, что культура и традиции народов Дагестана должны выступить своего рода общественным стабилизатором, который также позволит значительно улучшить имидж республики, повысить уровень узнаваемости и привлекательности региона для потенциальных инвесторов.

деловой климат

инвестиционный имидж

брендинг территорий

инвестиционный климат

инвестиции

инвестиционная привлекательность

1. Арсланов Ш.Д. Современные проблемы определения содержания, факторов и особенностей инвестиционной привлекательности региона // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2013. – № 2. – С. 270–273.

2. Арсланов Ш.Д. Проблемы формирования и развития инвестиционной сферы в Республике Дагестан // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2014. – № 4. – С. 122–127.

3. Арсланов Ш.Д. Современный инвестиционный имидж Республики Дагестан: национально-культурные особенности // Вопросы региональной экономики. – 2014. – Т. 21. – № 4. – С. 3–6.

4. Арсланова Х.Д. Устойчивое развитие промышленного комплекса на основе развития инновационной деятельности // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2009. – № 1. – С. 76–82.

5. Арсланова Х.Д., Арсланов Ш.Д Взаимодействие малых и крупных предприятий на основе франчайзинга // Вопросы структуризации экономики. – 2003. – № 2. – С. 33–35.

6. Арсланова Х.Д., Арсланов Ш.Д. Кооперативные структуры, как разновидность микровзаимодействий малых предприятий // Вопросы структуризации экономики. – 2003. – № 3. – С. 70–73.

7. Гаджиева А.Г. Современное состояние и особенности формирования молодежного рынка труда на региональном уровне // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2014. – № 5(43). – С. 155–159.

8. Идзиев Г.И. Синергетический подход к анализу инновационного фактора экономического роста // Вопросы структуризации экономики. – 2011. – № 3. – С. 19–25.

9. Ниналалова Л.Г. Государственная поддержка народных художественных промыслов как основа их возрождения // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2013. – № 3(37). – С. 114–117.

10. Рабаданова А.А. Человеческий капитал как фактор реализации долгосрочной стратегии социально-экономического развития // Вопросы структуризации экономики. – 2009. – № 2. – С. 240–241.

11. Редикульцева А.А. Проблемы развития инвестиционного кредитования в России // Апробация. – 2013. – № 4(7). – С. 41–43.

12. Сагидов Ю.Н. Подходы к развитию региона с экономикой периферийного характера (на примере Республики Дагестан) // Региональная экономика: теория и практика. – 2012. – № 29. – С. 2–9.

Деловой климат многонациональных регионов сегодня играет значительную роль в системе комплексного подхода к оценке эффективности функционирования всей региональной экономики. Говоря об эффективности функционирования региональной экономики, необходимо отметить, что конечным результатом эффективного функционирования экономики многонационального региона является повышение качества и рост уровня жизни населения. Проблематика решения задач улучшения качества и повышения уровня жизни населения в регионах России обуславливает растущий интерес к рассматриваемой проблеме.

Основной задачей для руководства многонационального региона на сегодняшний день является создание благоприятного инвестиционного имиджа региона, основанного на примере реализованных инвестиционных проектов, а также на гибкости инвестиционной политики, базирующейся на непрерывном мониторинге изменений в инвестиционной сфере и предусматривающей механизм быстрой адаптации к изменениям при строжайшем соблюдении интересов всех субъектов инвестиционного процесса .

Решение этой задачи неразрывно связано с процессом решения более сложной и многоаспектной задачи - обеспечения роста благосостояния всего дагестанского народа . Именно рост благосостояния Дагестана и дагестанцев может выступить той «целью» и «идеологической основой», которая позволит руководству республики консолидировать усилия всего общества и послужит импульсом для развития экономики региона, где наиболее четче отражается прямое влияние культуры на благосостояние.

Сегодня изучение любого региона нашей страны необходимо начинать со знакомства с народами, его населяющими. Такое знакомство с народом и анализ его национальной культуры должны включать в себя не только изучение материальных составляющих этой культуры, знание и изучение ее исторической, географической и экономической детерминант, но и в обязательном порядке попытку анализа образа мышления и менталитета народа. Необходимо попробовать взглянуть на мир глазами представителей этого народа, через призму его менталитета и культуры. Менталитет народа всегда проявляется в привычках, обычаях, которые передаются из поколения в поколение, в нормах поведения, в традициях.

Мировым примером влияния менталитета на деловые отношения является обычай, характерный для японских бизнес-сообществ «кейрецу» (приобретать товары и услуги друг у друга, игнорируя более выгодные предложения от сторонних производителей). Другая мировая экономика, включающая аспект «американской национальной культуры», пропагандирует сутяжничество и неуклонное отстаивание личных интересов во вред благоприятным перспективам для общества. Говоря о таких ценностях, как уважение к авторитету, стремление к образованию, популяризация семейных ценностей, можно с определенной долей уверенности заявить, что они в большей степени присущи азиатам, чем европейцам. Это определяется как историческими условиями, политическими институтами, так и культурой .

Интересна ментальная особенность представителей северных народов, а также жителей пустынь и гор, которые в силу сложных, а иногда губительных для человека климатических условий выбирают «коллективное» выживание, поскольку индивиду выжить в подобных условиях достаточно непросто. Для них на сегодняшний день достижение благосостояния в одиночку, на подсознательном уровне, является недостижимой задачей, причиной этого являются условия существования и история их культуры.

Во всей многонациональной России самая уникальная республика - это Республика Дагестан, на территории которой проживают в мире и согласии более тридцати народностей. Одних только языковых групп, на которых говорят народы Дагестана, четыре: нахская и дагестанская ветвь нахско-дагестанской языковой семьи (даргинцы, лезгины, аварцы, лакцы, табасаранцы, чеченцы, агулы, рутульцы. цахуры); тюркская группа алтайской языковой семьи (кумыки, азербайджанцы, ногайцы); славянская группа индоевропейской языковой семьи (русские, украинцы, белорусы); иранская группа индоевропейской языковой семьи (таты, горские евреи).

Именно поэтому Дагестан называют не только «страной гор», но и «страной языков», хотя в первую очередь надо сказать, что Дагестан - это «страна разнообразия культур и традиций».

На протяжении сложной многовековой истории народы Дагестана сформировали свою культуру и свои традиции (адаты), которые в большинстве случаев имели силу закона и, что самое важное, являли собой накопленный нравственный потенциал.

Условия существования и история культуры народов, проживающих на территории Республики Дагестан, также определяют мышление и менталитет дагестанцев . Наиболее поразительным для любого человека, посетившего Дагестан, является обычай гостеприимства, этот обычай священен для каждого дагестанца.

Особое значение в Дагестане уделялось институту развития деловых и дружественных отношений - куначеству. Куначество обязывало людей оказывать друг другу помощь и поддержку наравне с близкими родственниками, а порой и более действенную. Для Дагестана развитие торговых либо иных экономических отношений в большей степени зависело от наличия куначеских связей, морально-этических установок и общественного мнения.

Другой обычай отражает честность, порядочность и уважение к чужому имуществу. Так, потерянную вещь принято по обычаю оставлять на видном месте либо отнести к роднику.

Современное восприятие Дагестана весьма сложно и очень противоречиво, поскольку первая ассоциация с регионом - это край жестоких обычаев, кровной мести, разгула национально-религиозного экстремизма и терроризма, и только потом Дагестан - это цветущий край на берегу Каспийского моря, центр уникальной культуры на Северном Кавказе, край дружбы народов, край спорта и туризма, край природных контрастов.

Сегодня необходимо понимать, что культура и традиции народов Дагестана - это та незыблемая сила, которая объединяла и консолидировала все народы республики в единый дагестанский народ. Все особенности культуры и традиций, во всем своем своеобразии и явном различии, являются отражением как самобытности и менталитета народов Дагестана, так и их общих интересов и общей истории. Весь многовековой опыт истории народов Дагестана заключен в его культуре, в его традициях, стержнем которых являются общепринятые морально-нравственные устои.

Духовное и культурное наследие народов Дагестана как исторически сложившееся явление приобретает ключевое значение в жизни республики, именно оно должно выступить своего рода общественным стабилизатором, должны уберечь общество от проведения необдуманных и несвоевременных реформ.

В свою очередь возрождение и популяризация исторически сложившихся морально-нравственных устоев, присущих всей многогранной культуре Дагестана, - это тот шаг, который позволит значительно улучшить деловой имидж республики. Развитие бренда региона имеет огромное значение для дотационной экономики Дагестана, поскольку выступает в роли узнаваемого, вызывающего чувство доверия и эмоционально привлекаемого товара.

Для гармоничного развития региона становится важным понимание того, что формирование делового климата региона должно основываться на комплексе мер, которые в первую очередь должны включать популяризацию культуры и традиций всех дагестанских народов, а также учитывать историческое и культурное наследие многонационального региона, при реализации программ развития экономических, политических и социальных сфер.

За последние двадцать лет большинство экономических реформ во многих регионах России, в том числе и в Дагестане, претворялись в жизнь без учета их исторических и национально-культурных особенностей мышления и жизни. Это привело к тому, что «старые» обычаи и культура национального экономического этикета были отодвинуты и забыты. На их смену пришли бездумно принятые традиции и этикет западной экономической культуры. Результат этих двух десятилетий не может быть ни вычеркнут, ни заменен, он часть нашей истории и является жизнеобразующим для последующих поколений. Однако нельзя отказываться от того, что когда-то было отодвинуто и забыто. Исторически сложившиеся национально-культурные экономические особенности народа/народов Дагестана не могут быть признаны «старомодными» либо «отсталыми», они являются отражением нашей истории, представляют собой часть сложной системы традиций, обычаев и устоев, определяющих ход исторического развития. Если мы откажемся от национально-культурных особенностей, присущих народу/народам нашей многонациональной республики, то какой бы передовой опыт экономического развития мы ни перенимали - это не принесет планируемого положительного результата.

Сегодня дагестанцам как никогда необходимо осознать и понять свой собственный путь экономического развития республики, основанного на ее историческом опыте, ее обычаях и традициях, национально-культурных особенностях населяющих ее народов.

Необходимо понять, что традиционное сегодня это не «устаревшее» и «отсталое», а врожденная часть нас, которая не только способна существовать со всем новым, но и позволит нам не только сохранять, но и опираться в своем развитии на нашу историческую многонациональную культуру и менталитет.

Сегодня социально-экономическое развитие, как и развитие всего традиционного и устоявшегося в Дагестане подвержено собственным закономерностям, но шагами такого развития были и остаются новации, которые со временем становятся традициями. С учетом объективной реальности, можно сделать вывод, что традиции и новации взаимосвязаны друг с другом и в своем развитии действуют совместно.

Экономика - это та сфера жизни общества, где больше всего новаций и четче проявляется влияние национально-культурных особенностей. Основная задача любой экономической системы - это улучшение благосостояния народа.

Для Дагестана рост благосостояния и развитие экономики напрямую связаны со значительным увеличением объема инвестиций, что представляется трудно достижимым при оценке делового климата региона как неблагоприятного. Деловой климат Дагестана находится под влиянием нескольких групп факторов, одной их которых является группа региональной специфики, которая должна включать малоизученное влияние традиций, обычаев и менталитета дагестанских народов. Для улучшения делового климата необходимо обратить внимание на такие важные для республики направления, как развитие культурных контактов инвестора и инвестиционной среды, популяризация национально-культурных особенностей, менталитета и традиций народов Дагестана. Подобные направления работы по улучшению делового климата должны развиваться неразрывно с механизмами формирования и улучшения как инвестиционного имиджа, так и брендинга республики. Создание благоприятного имиджа современного делового Дагестана должно стать главным приоритетом в работе государственной власти, основными показателями эффективности работы которой является достижение следующих ключевых территориальных ассоциаций:

  • Республика Дагестан - территория комфортных условий для ведения бизнеса.
  • Республика Дагестан - территория комфортного места проживания.
  • Республика Дагестан - территория внедрения инновационных технологий.
  • Республика Дагестан - территории эффективного взаимодействия бизнеса, власти и общества.
  • Республика Дагестан - территория успешной региональной и международной коммуникации.

Формирование и улучшение делового климата, а также продвижение бренда нового Дагестана возможно лишь при соблюдении следующих рекомендаций:

1) экономический потенциал республики необходимо пополнить такими активами, как деловой климат, инвестиционный имидж и новый бренд Дагестана;

2) обычаи, традиции и культурно-национальные особенности народов Дагестана должны стать неотъемлемой частью делового и инвестиционного имиджа республики;

3) основным субъектом формирования, улучшения, а также корректировки имиджа и репутации республики как на российской, так и на мировой арене должно выступать Правительство РД;

4) улучшение делового климата и формирование благоприятной деловой репутации Дагестана - это первоочередные вопросы и для органов государственной власти, и для частных компаний республики;

5) необходима широкая общественная и информационная поддержка деятельности, направленной на создание имиджа современного делового Дагестана.

Решить задачи, связанные с закреплением Дагестана на достойном месте отечественной и мировой хозяйственной системы, можно только при условии:

  • сохранения национально-культурной самобытности народа/народов и поиск развития по своему, собственному, уникальному, соответствующему культуре и традициям пути;
  • использования исторически накопленного опыта, заложенного в обычаях, традициях и многонациональной культуре народа/народов Дагестана;
  • развития и взаимосвязи традиций с новациями в своей уникальной экономической системе с учетом общественного развития страны;
  • создания собственной, учитывающей все национально-культурные особенности народа/народов Дагестана модели модернизации хозяйственной системы.

Работа подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 14-06-00066-а).

Рецензенты:

Рабаданов А.Р., д.э.н., декан факультета финансов и аудита, Дагестанский государственный технический университет, г. Махачкала;

Эсетова А.М., д.э.н., профессор, заведующая кафедрой мировой экономики, Дагестанский государственный технический университет, г. Махачкала.

Работа поступила в редакцию 17.04.2015.

Библиографическая ссылка

Арсланов Ш.Д. ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРЫ И ТРАДИЦИЙ НАРОДОВ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО РЕГИОНА НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЕГО ДЕЛОВОГО КЛИМАТА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН) // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-17. – С. 3780-3784;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37857 (дата обращения: 26.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

С 1980-х годов наблюдается большая активность в формировании региональной архитектуры. Эти тенденции и в мировой и в российской архитектуре приобретают все более уверенную и последовательную, теоретически обоснованную форму. Проявляется все больший проектный и научный интерес к этническим традициям, изучаются особенности национальной культуры, народного зодчества .

Все это происходит на фоне неблагоприятной экологической ситуации в мире, поиска и внедрения в проектную практику новых экологических концепций, включающих в себя возможность энергосбережения, сокращения вредных отходов производства и строительства, защиты от неблагоприятных природных воздействий. Такие новейшие тенденции напрямую соотносятся с местными архитектурными традициями народа, живущего в данном регионе (в определенных природно-климатических и ландшафтных условиях) и выработавших в своей многовековой практике средства наилучшего приспособления к этим условиям. Например, характерными особенностями жизни населения Алтая были весьма удачное приспособление к местным природным условиям, их умелое и комплексное использование в хозяйственных целях без ущерба природной среде, бережное отношение к ее естественным богатствам. Все это было закреплено в религиозных народных верованиях.

Именно в местных традициях можно найти ответы на многие современные задачи, так как именно через этнические взаимоотношения раскрываются отношения человека с природой.

Введение в мировой научный обиход термина «этнос» (от греч. Ethnos – народ) связано с отечественной наукой и, в первую очередь, с именем выдающегося русского ученого С.М. Широкогорова (1887-1939), который еще в 1920-е годы всесторонне разработал основные признаки и особенности этноса, но его труды, как репрессированного, сначала замалчивались, а затем подверглись резкой критике .

Известный историк и этнограф Л.Н. Гумилев (1912-1992) предложил рассматривать этнос как природное явление. Именно через этнические коллективы осуществляется связь человечества с природной средой, так как сам этнос – это явление природы.

Как бы ни была развита техника, все необходимое для поддержания жизни люди получают от природы. Значит, они входят в трофическую цепь как верхнее, завершающее звено биоценоза населяемого ими региона. Следовательно, они входят в систему этноценоза, включающую в себя, наряду с людьми, ландшафты, как преобразованные людьми, так и девственные, богатства недр взаимоотношений с соседями, элементы материальной и духовной культуры.

Гумилев предложил считать этнос понятием географическим, поскольку тот всегда связан с вмещающим и кормящим его ландшафтом. Ландшафт является одним из немаловажных компонентов системы, именуемой «этнос». Итак, прямое и косвенное воздействие географического ландшафта на этнос не вызывает сомнений.

Этот вывод был сделан в 1922 году Л.С. Бергом для всех организмов, в том числе и для людей. Под «ландшафтом» понимается «участок земной поверхности, качественно отличный от других участков, окаймленный естественными границами и представляющий собой целостную и взаимно обусловленную закономерную совокупность предметов и явлений, которая типически на значительном пространстве и неразрывно связана во всех отношениях с ландшафтной оболочкой». Гумилев называет это понятие термином «месторазвитие».

Месторазвитием, или родиной этноса, является неповторимое сочетание элементов ландшафта, где эта этническая общность впервые сложилась как энергетическая система. Далеко не всякая территория может оказаться месторазвитием.

Новые этносы возникают не в монотонных ландшафтах, а на границах ландшафтных регионов и в зонах этнических контактов. Подлинным месторазвитием являются территории сочетания двух и более ландшафтов. До сих пор говорилось о ландшафтах как феноменах девственной природы, хотя сейчас на Земле нет ландшафта, не испытавшего когда-либо воздействия человека. Действительно, антропогенный фактор ландшафтообразования приобрел и продолжает приобретать важное место в лике земной поверхности. Сельское хозяйство изменяет флору и фауну, архитектура становится важным элементом рельефа, сжигание угля и нефти влияет на состав атмосферы. Несомненно, необходимо принимать активное участие в сохранении природного достояния человечества, так как природа не «только нам дом, она мы – сами» . Примером применения этих принципов становится теория «культурного ландшафта», как теория создания гармоничной во всех отношения среды обитания человека.

Для того чтобы отличить измененный человеком ландшафт от чисто природного его прообраза, в практике исследований используются представления об антропогенном или культурном ландшафте. Многие исследователи рассматривают эти понятия как синонимы, как близкие, но различающиеся между собой понятия. Поскольку в настоящий момент в литературе происходит смешение понятий культурного и антропогенного ландшафтов, следует сделать некоторое разграничение этих понятий.

Очевидно, что антропогенный ландшафт – более масштабное понятие. Он включает в себя культурный ландшафт, но не совпадает с ним. По степени воздействия антропогенного характера можно выделить три вида территорий. Первая – заповедные зоны и малоосвоенные территории. Таких территорий остается все меньше. Второе, противоположное первому состояния антропогенного ландшафта – «техногенно-урбанизированный ландшафт» (зона экологической катастрофы, химической аварии, эпицентр ядерного взрыва), территория, на которой прерываются многие или почти все биосферные процессы. Третья группа – территории, занимающие промежуточное положение, где поддерживается техно-биосферный баланс, состояние гомеостаза, антропобиосферного единства.

Очевидно, что первый и второй тип территорий не могут быть отнесены к культурным ландшафтам. Таким образом, состояние культурного ландшафта достигается лишь в том случае, когда создастся гармоничное взаимодействие природной среды и человека .

Культурный ландшафт (по Ю.А. Веденину) – это целостная и территориально-локализованная совокупность природных, технических и социально-культурных явлений, сформировавшихся в результате соединенного влияния природных процессов и художественно-творческой, интеллектуально-созидательной и жизнеобеспечивающей деятельности людей.

Культура вступает в контакт с природным ландшафтом самыми разнообразными способами: через материальные объекты, созданные человеком (в первую очередь, через архитектуру), многие виды деятельности, определенную степень и форму взаимодействия человека с природой и, наконец, через отношение человека к окружающему его миру.Таким образом, культура входит в ландшафт через процессы деятельности, потоки энергии и информации, связывающие природу и культуру.

Один из наиболее существенных критериев культурного ландшафта, определенный Ю.А. Ведениным – это сочетание наследия, традиционной и современной культур. Культурные ландшафты различаются по характеру соотношения между традиционной культурой и наследием, с одной стороны, и современной культурой, с другой. В одних случаях преобладают элементы традиционной культуры, в них значителен пласт наследия и чрезвычайно развита современная культура.

В других случаях, напротив, инновационная культура развивается «без груза» традиционности, однако такие примеры встречаются редко и являются следствием не столько отсутствия традиционной культуры, сколько игнорирования ее современной архитектурной практикой. Еще один тип культурного ландшафта характеризуется тем, что в его культурном слое отчетливо выражены самые различные пласты: инновационные культуры, традиционные культуры и культурное наследие. Именно такого рода структуры являются наиболее эффективными с точки зрения удовлетворения социокультурных потребностей общества и его развития.

Характер и многогранность связи между природными и культурными слоями в значительной степени зависят от уровня составляющей ландшафта. Народная культура наиболее органично связана с природными ландшафтами .

История культуры убедительно подтверждает, что во всех культурных ландшафтах при строительстве использовались, как правило, местные материалы, что, в свою очередь, диктовало наиболее целесообразные композиционные и конструктивные приемы и методы и приводило к сложению такого архитектурного стиля, который наиболее точно подходил под местные климатические условия, соотносился с глубиной или закрытостью пейзажа, с линиями рельефа. Так, полностью соответствует ландшафту Горного Алтая юрта или староверческий дом, и абсолютно чужеродными выглядят выстроенные в 1960-1970-х годах типовые панельные дома .

Для дальнейшей работы по данной тематике необходимо подробное изучение роли территории и ландшафта в формировании этнических особенностей, влияние особенностей ландшафта на культуру населения региона и опосредованного влияния на зодчество, выделение некоторых символов и образов ландшафтов территории данного региона. Следует провести культурно-ландшафтное районирование территории, определить границы региона и их совпадение с административными границами. Важным является вопрос о соотношении границ культурно-ландшафтных и административных районов.

Такое районирование было проведено в Тверской области. Анализ территории Тверской области по комплексу факторов объединил более 130 культурно-ландшафтных районов в три типологические группы:

1 – историко-культурные районы;

2 – природные и сельскохозяйственный районы с отдельными историко-культурными памятниками и территориями;

3 – природные районы.

Районирование проведено на основе анализа пространственной дифференциации нескольких групп факторов: ценность памятников истории и культуры, их сохранность, их локализация и территориальная концентрация; функциональные и пространственные связи памятников с ландшафтным окружением; этнографическое своеобразие отдельных частей территории; природные, эстетические и рекреационные качества ландшафтов; особо ценные ландшафтные комплексы (памятники природы, ландшафтные местности и т.д.).

Такое исследование, проведенное для Алтайского региона, будет базой для выявления связей между ландшафтом и архитектурными особенностями региона. Необходимо выявить образ места, взаимодействие ландшафта с культурой этносов, населяющих регион, сформулировать и классифицировать символы ландшафта и их влияние на сознание людей и опосредованно на архитектуру. На основании этого исследования можно будет сформулировать концепцию дальнейшего развития региональной архитектуры, разработать программу проектирования новой архитектуры, которая не будет оторвана от пласта культурного наследия и традиционной культуры региона, будет гармонично сочетаться с ландшафтным окружением.

Литература

    Хайт В.Л. Глобальное и этно-культурное в новейшей архитектуре России. // Гуманизм и строительство. Природа, этнос и архитектура./ Алт. Гос. Тех. Ун-т им. И.И.Ползунова. – Барнаул: изд-во АлтГТУ, 2003. – 120 с.

    Лазарев В.В. Программа без альтернатив. Сохранение качества и разнообразия культурной и природной среды. // Гуманизм и строительство. Природа, этнос и архитектура./ Алт. Гос. Тех. Ун-т им. И.И.Ползунова. – Барнаул: изд-во АлтГТУ, 2003. – 120 с.

    Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. – М., 2002. – 560 с.

    Чалая И.П., Веденин Ю.А. Культурно-ландшафтное районирование Тверской области. – М.: Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия, 1997. – 286 с.

    Шишин М.Ю. Ноосфера, культура, культурный ландшафт. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2003. – 234 с.

    Лавренова О.А. Географическое пространство в русской поэзии XVIII – нач. XX вв. (Геокультурный аспект). Научный редактор Ю.А.Веденин. – М.: Институт наследия, 1998. – 128 с.

Дорош Елена Юрьевна
аспирант Института архитектуры и дизайна
Алтайского государственного политехнического
университета им. И.И. Ползунова
Научный руководитель:
доктор архитектуры,
профессор Поморов С. Б.

– это вторая природа, результат человеческой деятельности, и поэтому культура очень часто противопоставляется природе. Но культура и природа тесно взаимосвязаны между собой. Природа – это необходимое условие возникновения и существования культуры. Культура – это посредник между человеком и природой, результат их взаимодействия. Между природой и человеческим обществом происходит обмен веществом и энергией. Есть две формы этого обмена:

  • непосредственное присвоение человеком объектов природы;
  • опосредованное человеческой деятельностью присвоение объектов природы.

Маркс и Энгельс выделили в истории человечества два этапа по характеру взаимодействия человека и природы:

  • присваивающий тип хозяйства, основанный на естественных орудиях труда;
  • производящий, основанный на орудиях труда, созданных цивилизацией.

Если для первого этапа характерно собирательство, рыболовство, охота, то для второго – земледелие скотоводство. Переход от первого этапа ко второму получил название «неолитическая революция».

Современный этап характеризуется огромным расширением масштабов взаимодействия человека с природой, что связано с НТР.

Влияние природы на культуру

Воздействие природы на культуры было и будет всегда, поскольку человек – это часть природы, деятельность которого направлена на удовлетворение физиологических и биологических потребностей.

Природа влияет на материальную культуру:

  • состояние флоры и фауны влияет на тип присвоения хозяйства;
  • состояние природных ресурсов определяет характер орудий труда;
  • полезные ископаемые и энергетические ресурсы определяют развитие общества;
  • климат определяет тип одежды, транспорта, жилища.

Природа влияет на духовную культуру, так как она определяет обычаи и обряды народа, традиции, менталитет.

Природа влияет на художественную культуру, так она дает материал для творчества, определяет образы, сюжеты, темы произведений.

Та совокупность природно-климатических условий, в которых существует культура, называется в русской литературе «месторазвитием».

Влияние культуры на природу

Влияние культуры на природу огромно. Результатом этого влияния является культурный ландшафт, т.е. преобразованная человеком природа. Выделяются два вида культурного ландшафта:

  • Агросфера – совокупность природных объектов, созданных самим человеком (сады, огороды, пастбища).
  • Техносфера – совокупность материальных объектов, внесенных человеком в природу (железные дороги, шоссе, мосты).

В начале 20в в философской литературе появляется термин «ноосфера». Ноосфера – это превращение разума в величайшую биологическую и космическую силу.

Причины образования ноосферы:

  • экспансия разума во все уголки вселенной; — объединение человечества; — развитие науки.

Экологический кризис

Сегодня взаимоотношение культуры и природы приобретает конфликтный характер. С точки зрения философов, причиной экологического кризиса стали культурные причины. Такой причиной считается установка на антропологическую исключительность человека, основными постулатами которой являются:

  • Высшую ценность этого мира представляет человек. Все остальное ценно лишь потому, что полезно для человека. Природа – это собственность человека, над которой он обладает неограниченной властью.
  • Иерархическая картина мира. Мир людей противопоставлен миру природы.
  • Целью взаимодействия человека с природой является удовлетворение его потребностей.
  • Характер взаимодействия с природой определяется прагматическим императивом: правильно и разрешено все то, что полезно для человечества.
  • Этические нормы и правила распространяются лишь на отношения с людьми, но не на отношение к природе.
  • Природно-охранная деятельность также подчинена императиву: природу нужно сохранить для следующего поколения.

Такие установки приводят к разрушению природы, к экологическому кризису.

1. Культура и природа как две формы бытия.
Культура – это вторая природа, результат человеческой деятельности, и поэтому культура очень часто противопоставляется природе. Но культура и природа тесно взаимосвязаны между собой. Природа – это необходимое условие возникновения и существования культуры. Культура – это посредник между человеком и природой, результат их взаимодействия. Характер этого взаимодействия исторически менялся. Между природой и человеческим обществом происходит обмен веществом и энергией. Есть две формы этого обмена:
- непосредственное присвоение человеком объектов природы
- опосредованное человеческой деятельностью присвоение объектов природы.
Маркс и Энгельс выделили в истории человечества два этапа по характеру взаимодействия человека и природы:
- присваивающий тип хозяйства, основанный на естественных орудиях труда
- производящий, основанный на орудиях труда, созданных цивилизацией.
Если для первого этапа характерно собирательство, рыболовство, охота, то для второго – земледелие скотоводство. Переход от первого этапа ко второму получил название «неолитическая революция».
Современный этап характеризуется огромным расширением масштабов взаимодействия человека с природой, что связано с НТР.

2. Влияние природы на культуру.
Воздействие природы на культуры было и будет всегда, поскольку человек – это часть природы, деятельность которого направлена на удовлетворение физиологических и биологических потребностей.
Природа влияет на материальную культуру:
- состояние флоры и фауны влияет на тип присвоения хозяйства
- состояние природных ресурсов определяет характер орудий труда
- полезные ископаемые и энергетические ресурсы определяют развитие общества
- климат определяет тип одежды, транспорта, жилища.
Природа влияет на духовную культуру, так как она определяет обычаи и обряды народа, традиции, менталитет.
Природа влияет на художественную культуру, так она дает материал для творчества, определяет образы, сюжеты, темы произведений.
Та совокупность природно-климатических условий, в которых существует культура, называется в русской литературе «месторазвитием».
Мечников пишет, что развитие культуры во многом определяется природой. Например, 4 великие цивилизации возникли в бассейнах рек (Нил, Хуанхэ и т.д.). Цивилизация возникает потому, что река создает благоприятные условия для человека, и условия, существующие там, требуют коллективных усилий людей, их солидарности. Поэтому возникают общественные связи и само общество.

3. Влияние культуры на природу.
Влияние культуры на природу огромно. Результатом этого влияния является культурный ландшафт, тог есть преобразованная человеком природа. Выделяются два вида культурного ландшафта:
- Агросфера – совокупность природных объектов, созданных самим человеком (сады, огороды, пастбища).
- Техносфера – совокупность материальных объектов, внесенных человеком в природу (железные дороги, шоссе, мосты).
В начале 20в в философской литературе появляется термин «ноосфера». С точки зрения Вернадского, под влиянием усилий всего человечества, биосфера постепенно перейдет в качественно новое состояние – ноосферу. Ноосфера – это превращение разума в величайшую биологическую и космическую силу.
Причины образования ноосферы:
- экспансия разума во все уголки вселенной
- объединение человечества
- развитие науки

4. Экологический кризис.
Сегодня взаимоотношение культуры и природы приобретает конфликтный характер. С точки зрения философов, причиной экологического кризиса стали культурные причины. Такой причиной считается установка на антропологическую исключительность человека, основными постулатами которой являются:
- Высшую ценность этого мира представляет человек. Все остальное ценно лишь потому, что полезно для человека. Природа – это собственность человека, над которой он обладает неограниченной властью.
- Иерархическая картина мира. Мир людей противопоставлен миру природы.
- Целью взаимодействия человека с природой является удовлетворение его потребностей.
- Характер взаимодействия с природой определяется прагматическим императивом: правильно и разрешено все то, что полезно для человечества.
- Этические нормы и правила распространяются лишь на отношения с людьми, но не на отношение к природе.
- Природно-охранная деятельность также подчинена императиву: природу нужно сохранить для следующего поколения.
Такие установки приводят к разрушению природы, к экологическому кризису.