Стихи о республике саха, якутии. Кузнецы в звериных шкурах


Мы слышали о нем многое: он разгонял тучи над городом в ысыах, к нему обращались представители власти с просьбой помочь в тушении пожаров. Сам он назвал себя «тумэн ойуун». Не смотря на то, что Леонид Саввин так и не ответил конкретно ни на один вопрос, беседа получилась интересной.

— Кто такие шаманы?

Шаманы никогда не откроют правду о себе, никто из шаманов не расскажет, с кем и как работает. Мир — это равновесие добра и зла, и шаманы держат баланс мира. Я ценю духовность, которая мне дана, как любовь отца и матери. Это самое чистое, что может быть.

— Кому вы помогаете?

Я помогаю больным и людям, которые заблудились в этой жизни. Просто так приходить к шаману нельзя, это может быть чревато. Если вы не знаете, чего хотите, лучше не ходите.

— Расскажите о своем детстве?

Я родился в Жиганске, в семье было 9 детей, жили не богато. Мама умерла рано, нас воспитывал папа. Отец всегда был для меня опорой и защитой. Он работал кузнецом, охранником, был хорошим рыбаком. Иногда носили одежду по очереди: брат приходил со школы с первой смены, я надевал его одежду и шел в школу со второй смены.

Человек должен жить красиво, наслаждаться и гордиться своей жизнью.

В детстве я постоянно видел духа пожилой женщины. Я впервые увидел ее будучи совсем маленький. Помню, что я очень испугался и начал плакать. После, она стала приходить ко мне в обличии щенка. Дети ведь не боятся щенков, так я стал с играть с щенком, мне было интересно. С тех пор, сколько себя помню, эта бабушка всегда была рядом со мной.

В школе, когда злился на учителей, хотел напакостничать, она грозно на меня смотрела.

Маленькие дети, которые не умеют разговаривать, могут общаться с животными, а когда вырастают, забывают об этом. Мы звери, но мы умные звери.

— Расскажите о своей семье?

Я женат третий раз. У моей первой жены тоже есть способности, она лечит людей. Мы подавляли друг друга как два отрицательных заряда: когда я лечил людей, она болела, и наоборот. Поэтому нам пришлось расстаться.

У меня два сына и дочка. Младшего сына я забрал на воспитание, когда ему было 11 месяцев. У него тоже есть способности, иногда звонит мне и говорит: «Папа, осторожней, я видел плохой сон» и его видения сбываются. Поэтому я отдал его в спорт, чтобы он выплескивал свою энергию. Не хочу, чтобы мои дети были такими, как я. Человек должен жить красиво, наслаждаться и гордиться своей жизнью. У меня, к сожалению, такого нет.

— То есть, не хотите, чтобы сын стал шаманом?

Нет. Я получил дар от друга моего прапрадедушки. У него было трое детей, но своим детям он свой дар не передал, их он оберегал.

Когда буду уходить, передам дар человеку из деревни, который рос в многодетной семье. Когда ребенок в семье один, он часто бесцельно проводит свое время: играет на компьютере, например, особенно городские дети. Дети в многодетных семьях, которые растут в деревнях больше тянуться к жизни, в них есть какая-то внутренняя дикость, борьба за выживание.

— По вашему мнению, какие проблемы есть в нашем обществе сейчас?

Морально неустойчивые люди могут, не задумываясь, избить, убить человека или после развода с женой пойти и покончить жизнь самоубийством. Многие пьют, чтобы решить свои внутренние проблемы, почему такое происходит? Потому что люди не раскрываются, держат в себе свои проблемы.

Если изменил муж, допустим, или вы поругались с родителями, вы само собой, будете держать это в голове, злиться. Но это неправильно. Даже если вас сильно обидели, поступили с вами несправедливо, нельзя отвечать тем же. Конечно, это сложно, требует большой мудрости и терпения, но это вам пойдет только на пользу.

Нельзя вообще произносить бранные слова, ругаться, жаловаться на жизнь – слова обладают большой силой. Когда мы говорим «дом» (по-якутски) это действительно имеет большую силу.

Большинство людей в городе считают деньги. Они говорят: мой бог – это деньги. У денег, конечно, много преимуществ, но вера — это другое. Вера у людей сломалась, люди блуждают.

В Якутии строят много мечетей, я не имею ничего против мусульманской веры, но задумайтесь — у нас есть христианские церкви, а сейчас еще наше правительство поддерживает строительство мечетей. А у нас самих веры-то нет. Мы даже не можем построить театр Олонхо. У нас в правительстве все продажные и я не боюсь говорить это.

Посмотрите на муравейник, у всех одна цель и каждый муравей работает во благо этой цели, раньше и мы так жили, а сейчас заблудились.

В городе мы пропадаем, дорог много, мы блуждаем, всю жизнь ищем что-то, а на самом деле стоим на месте. Каждый человек должен найти баланс, и всю жизнь идти по одной дороге. Для этого в первую очередь мы должны помнить, откуда мы, кто наши родители, предки. С этого начинается вера.

Также женщины сейчас сильнее. Они рожают детей, работают, обеспечивают семью. Мужчины и женщины будто поменялись местами. Много разводов, потому что многие люди влюбляются во внешность. Но надо смотреть на внутренний мир, на то, как человек смотрит на жизнь.

— Почему тогда вы женаты третий раз?

Я постоянно работаю с людьми, у которых есть проблемы, некоторых я лечу от сильной болезни. Я стараюсь помогать всем людям. Проблемы людей, их болезни липнут ко мне. От этого плохо не только мне, но и моей семье. Почему я должен подставлять свою семью, детей? Я оберегаю их от беды.

— Вы верите в Бога? Относите себя к какой-либо религии?

Я верю в бога, я дитя природы. Небо и земля – моя вера. Бог один, как в якутской урасе есть единственное отверстие-дымоход, просто все люди смотрят вверх с разных сторон.

Грустно, что религия стала инструментом манипуляции людьми, неправильно, что среди представителей разных религий случаются конфликты на этой почве. Вера должна объединять людей.

— Правда ли, что душа шамана может покинуть тело?

Во время камлания душа выходит из тела, и может улететь туда, откуда планета видится совсем маленькой. Это опасно, можно заблудиться, именно поэтому у шамана должны быть помощники. Они должны сидеть рядом и бить в колокольчики, по звону колокольчика душа находит обратную дорогу. Помощником можно сделать любого человека, но помощников нужно периодически менять, чтобы на них не село проклятье. Если же постоянно будет помогать один человек, его будет преследовать невезение.

Женщины сейчас сильнее. Они рожают детей, работают, обеспечивают семью.

— Правда ли, что существует три мира или это якутские сказки? Как выглядит нижний мир?

В нижнем мире тусклый свет, нет воды, только пепел и песок. Вообще, это не описать вот так словами, это не похоже на комнату, какое-то пространство, как в жизни. Там постоянная ночь, сидят люди: самоубийцы, убийцы, много пьяных.

Если человек перед смертью искренне просит прощения за все свои грехи, то они смываются, и ему прямая дорога вверх. Есть поступки, от которых нельзя очиститься: убийства, самоубийства. Но если человек убил кого-то не ради удовольствия, а например, защищая себя, и искренне раскаялся в этом, то грехи его отпускаются.

Когда вы крепко спите, ваша душа покидает тело – это одна из причин ваших сновидений. Человек рождается на этой земле 12 раз, иногда, бывает, возникают какие-то обрывочные воспоминания – это ваша душа помнит предыдущие жизни.

— Кто помогает шаманам в работе?

В работе шаманам помогают духи-помощники. Каждые 5 лет я езжу камлать в Тикси, там похоронены 9 великих шаманов, и они мне помогают. Они сидят внутри моего бубна.

— Общаетесь ли вы с другими шаманами?

Я был в США, Мексике, где встречался с другими шаманами. Есть очень сильные, я даже не могу словами описать насколько! Женщина-шаманка делала свой обряд, во время его проведения все двигались в такт ей, и не могли остановиться.

— А в Якутии много шаманов?

Немного, но я не всех знаю. Еще есть шаманы, которые живут в тайге и не распространяются о себе. Самый великий шаман Савей (Семен Степанович Васильев) умер в Нерюнгринском районе в конце 2013 года. Многие известные люди обращались к нему.

— Как Вы относитесь к Дому Арчы и его резидентам?

Эти люди, как правило, обладают некоторыми способностями: биоэнергетики, лечат травами, но чтобы быть шаманом, нужен дар. Шаман никогда не откроется, люди никогда не узнают о шаманизме все.

Дар можно развить, у каждого есть какие-то способности: кто-то обладает интуицией, кто-то чувствует других людей. Но шаманизму без дара научиться нельзя.

— Что вы думаете об ассоциации народных целителей? По словам организаторов вечеров гаданий в Доме Арчы, они доверяют тем, у кого есть сертификат этой ассоциации.

Ее может купить любой человек.

Согласно археологическим данным, национальность якутов возникла в результате соединения местных племен, живших у среднего течения реки Лены, с южными тюркоязычными переселенцами. Со временем созданная новая народность разделилась на несколько групп. Например, оленеводы северо-запада и т. д.

Якуты, описание народности

Якуты считаются одним из самых многочисленных сибирских народов. Их численность достигает свыше 380 тысяч человек. Якуты живут в Иркутской, Хабаровской и Красноярской областях, но в основном в Республике Саха. Язык якутов относится к тюркским наречиям, входящим в алтайскую семью. Основные занятия якутов - разведение лошадей и крупного рогатого скота, рыбалка и охота. В современное время главное богатство якутов - это алмазы. Очень развита добывающая промышленность. Жилище якутов -это юрты, которые могут быть небольшими и наоборот, разными по высоте. Юрты строятся из дерева.

Кому поклонялись якуты с древних времен

У якутов важное место в веровании до сих пор занимает почитание природы. Все традиции и обычаи якутов тесно с ней связаны. Они считают, что природа живая, и у всех земных объектов есть свои духи и внутренняя сила. Одним из главных с давних времен считался хозяин дороги. Раньше ему даже делали жертвенные подношения, оставляя на перекрестках конские волосы, лоскутки материи, пуговицы и медные монеты. Аналогичные действия совершались для хозяев водоемов, гор и т. д.

Гром и молнии в представлении якутов преследуют злых духов. Если во время грозы раскалывается дерево, считается, что оно обладает лечебной силой. Ветер в представлении якутов имеет четырех духов, которые охраняют земной покой. У Земли есть женское божество - Аан. Она следит за ростом и плодовитостью всего живого (растений, животных, людей). Весной для Аан устраиваются специальные подношения.

У воды есть свой хозяин. Дары ему приносят осенью и весной в виде берестяной лодочки с вырезанным на ней изображением человека и прикрепленными кусками материи. Ронять острые предметы в воду считается грехом.

Хозяином огня является седовласый старик, изгоняющий злых духов. К этой стихии относились всегда очень почтительно. Огонь никогда не тушили и в прежние времена переносили с собой в горшках. Считается, что он покровитель семьи и домашнего очага.

Духом леса якуты называют Баай Байянай. Он помогает в промысле и на охоте. В древности выбиралось которое нельзя было убивать и употреблять в пищу. Например, гусь, лебедь, горностай и некоторые другие. Орла считали главой всех пернатых. Медведь был всегда самым почитаемым у всех групп якутов. Его когти и другие атрибуты используют как обереги до сих пор.

Праздники

Праздники якутов тесно связаны с традициями и обрядами. Самый главный - это Ысыах. Он проходит раз в год и отражает мировоззрение и картину мира. Отмечают его в самом начале лета. Согласно древним традициям, на поляне в окружении молодых берез устанавливается коновязь, которая символизирует Мировое дерево и оси Вселенной. В современное время она стала еще и олицетворением дружбы народов, проживающих в Якутии. Этот праздник считается семейным.

Ысыах всегда начинается с окропления кумысом огня и четырех сторон света. Затем следует просьба к Божествам о ниспослании благодати. На празднование надевается национальная одежда и готовятся традиционные блюда и кумыс. Трапеза проходит обязательно за одним столом со всеми родственниками. Потом начинают водить хороводы, устраиваются спортивные состязания, борьба, стрельба из лука и перетягивание палки.

якутов: семьи

Якуты живут небольшими семьями. Хотя до 19-го века было распространено многоженство. Но все они жили отдельно, и у каждой было свое хозяйство. В брак якуты вступают в период от 16 до 25 лет. При сватовстве уплачивается калым. Если то невесту могут похитить с последующей за нее отработкой.

Обряды и традиции

Народ якуты имеет множество традиций и обрядов, из описания которых может выйти даже отдельная книга. Часто они связаны с магическими действиями. Например, для ограждения жилья и домашнего скота от злых духов якуты используют целый ряд заговоров. Важные составляющие при этом - орнамент на одежде, украшения и утварь. Также проводятся обряды для хорошего урожая, приплода скота, рождения детей и т. д.

До сих пор у якутов сохраняются многие традиции и обычаи. Например, камень Сат считается волшебным, и если на него посмотрит женщина, то он теряет свою силу. Его находят в желудках или печени животных и птиц. После извлечения он заворачивается в бересту и заматывается конским волосом. Считается, что посредством определенных заклинаний при помощи Сата можно вызвать дождь, ветер или снег.

Многие традиции и обычаи якутов сохранились с древних времен. Например, у них существует Но в современности ее заменили на выкуп. Якуты очень гостеприимны, любят обмениваться подарками. Родильные обряды связаны с богиней Айыы-сыт, которая считается покровительницей детей.

Коновязи

У якутов очень много различных коновязных столбов. И это не случайно, так как они еще с древних времен являются одной из основных составляющих культуры народа. С ними связаны верования, многие обряды, традиции и обычаи. Все коновязи имеют разный орнамент, украшения, высоту, форму.

Всего существует три группы таких столбов. В первую (надворную) входят те, которые устанавливаются у жилища. К ним привязывают коней. Во вторую группу входят столбы, использующиеся для проведения различных религиозных обрядов. И в третью - коновязи, которые устанавливаются на главном якутском празднике Ысыах.

Юрты якутов

Поселения якутов состоят из нескольких домов (юрт), расположенных на большом расстоянии друг от друга. Жилище якутов создается из круглых стоячих бревен. Но используются в строительстве только мелкие деревья, так как рубка больших считается грехом. Двери расположены с восточной стороны, навстречу солнцу. Внутри юрты находится обмазанный глиной камин. Жилище имеет много небольших окон. Вдоль стен расположены широкие лежаки разной высоты. У входа - самый низкий. На высоком спит только хозяин юрты. Лежаки отделены друг от друга перегородками.

Для постройки юрты выбирается низкое место, защищенное от ветров. Помимо этого, якуты ищут «счастливое место». Поэтому среди могучих деревьев не селятся, так как они уже взяли всю силу земли. Есть еще множество таких моментов, как и в китайской геомантии. При выборе места для строительства юрты обращаются к шаману. Часто юрты строятся разборными, чтобы можно было их перевозить при кочевом образе жизни.

Национальная одежда

Состоит из однобортного кафтана. Раньше для зимы он шился из меха, а для лета - из шкуры коня или коровы. Кафтан имеет 4 добавочных клина и широкий пояс. Рукава широкие. На ноги надеваются и меховые носки. В современное время якуты используют для пошива одежды ткань. Начали носить рубахи с воротниками, подпоясанные ремнем.

Свадебные шубы для женщин шьются длинными, до пяток. К низу расширяются. Рукава и воротник украшаются парчой, красным и зеленым сукном, серебряными украшениями, позументом. Подол подбивается соболиным мехом. Эти свадебные шубы передаются по наследству. На голове вместо фаты носят меховые шапки с высоким верхом из черного или красного украшенного сукна.

Фольклор

Рассказывая про традиции и обычаи якутов, нельзя не упомянуть про их фольклор.Главным в нем является эпос олонхо, который считается разновидностью поэзии, а в исполнении похож на оперу. Это искусство сохранилось еще с древности. Олонхо включает в себя множество традиционных сказаний. И в 2005 году это искусство было признано наследием ЮНЕСКО.

Поэмы длиной от 10 до 15 тысяч строк исполняют народные сказители. Стать ими могут далеко не все. Сказители должны иметь ораторский дар, уметь импровизировать, иметь актерский талант. Речь должна быть разной тональности. Большие по объему олонхо могут исполняться в течение семи ночей. Самое крупное и известное произведение состоит из 36 тысяч стихотворных строк.

Якуты – это коренное население Якутии (республика Саха). Статистика по данным последней переписи населения выглядит следующим образом
Численность — 959689 чел.
Язык – тюрская группа языков (якутский)
Религия — православная и традиционная вера.
Раса — монголоидная
К родственным народам относятся долганы, тувинцы, киргизы, алтайцы, хакасы, шорцы
Этнос – долганы
Произошли от тюрко-монгольского народа.

История: происхождение народа якуты.

Первые упоминания о предках этого народа найдены в четырнадцатом веке. В Забайкалье жило кочевое племя курыканов. Учёные предполагают, что с XII-XIV века якуты мигрировали из Байкала в Лены, Алдана и Ваилюя, где они обосновались и вытесняли тунгусов и одулов. Народ якуты из древне считались прекрасными скотоводами. Разведение коров, лошадей. Якуты по природе охотники. Отменно ловили рыбу, разбирались в военных делах, славились кузнечеством. Археологи считают, что якутский народ появился в результате прибавление в своём поселении трюкоязычных поселенцев из местных племён течения бассейна Лены. В 1620 году произошло присоединение якутского народа к Российскому государству – это ускорило развитее народа.

Религия

У этого народа есть своя традиция, до вступления в государство России они исповедовали «Аар Айыы». Эта религия предполагает веру в то, что якуты это дети Танара – Бог и Родственники Двенадцати Белых Айыы. Ещё с зачатия ребёнок окружён духами или как их называю якуты – «Иччи» а ещё есть небожители, которые тоже окружает ещё народившееся дитя. Религия задокументирована в управлении министерства юстиций РФ по республике Якутия. В 18 веке Якутия подверглась всеобщему христианству, но народ относится к этому с надеждой определённых религий от государства России.
Сахаляр
Сахаляром называют смешение рас якутов и европейского народа. Такой термин появился после присоединения Якутии к России. Отличительные черты метисов – это сходство со славянской расой, порой в них даже не узнаешь якутские корни.

Традиции народа якуты

1.Обязательный традиционный обряд - Благословение Айыы при торжествах, праздниках и на природе. Благословения являются молитвами.
2.Обряд воздушного погребения — это подвешивание тела мёртвого человека в воздухе. Обряд придания умершего воздуху, духу, свету, дереву.
3. Праздник «Ысыах», день, восхваляя Белых Айыы, является самым важным праздником.
4. «Байанай» - дух охоты и удачи. Его задабривают при охоте или ловли рыбы.
5. В брак вступают с 16 до 25 лет. За невесту выплачивается калым. Если семья небогатая, то невесту можно украсть, а потом отработать за неё помогая семье будущей жены.
6. Пение, которое у якутов именуется, как «олонхо» напоминает оперное пение с 2005 года, считается наследием ЮНЕСКО.
7. Весь якутский народ почитает деревья так, как там живёт дух хозяйки земли Аан Дар-хан Хотун.
8. при восхождениях через горы якуты традиционно приносили в жертву рыб и животных лесным духам.

Якутские национальные прыжки

вид спорта, который проводят на национальном празднике «Ысыах». Международные Игры «Дети Азии» подразделяются на:
«Кылыы» - одиннадцать прыжков без остановки, начало прыжка на одной ноге, а приземление должно быть на обе ноги.
«Ыстаҥа» - одиннадцать поочерёдных прыжков с ноги на ногу и приземляться нужно на обе ноги.
«Куобах» - одиннадцать прыжков без остановок, отталкиваясь сразу двумя ногами с места или с разбега приземляясь на две ноги.
Важно знать про правила. Так как если не выполняется третье соревнование, результаты аннулируются.

Якутская кухня

Традиции народа якуты связанны и с их кухней. Например, приготовления карася. Рыбу не потрошат, снимают только чешую, делают небольшой надрез сбоку, отрезают часть кишечника, удаляют желчный пузырь. В таком виде рыбу варят или жарят. У народа пользуется популярностью суп из потрашков. Такое безотходное приготовление относятся ко всем блюдам. Будь то говядина или конина.

С самого своего «происхождение народа якуты» накапливались традиции. Эти северные обряды интересные и таинственные накоплены спустя века своей истории. Для других народов их жизнь так недосягаема и непонятна, а для якутов это память их предков, малая дань в честь своего существования.



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Якуты (самоназвание саха ; мн. ч. сахалар ) – тюркоязычный народ, коренное население Якутии. Якутский язык принадлежит к тюркской группе языков. По результатам Всероссийской переписи населения 2010 года в России проживало 478,1 тыс. якутов, главным образом, в Якутии (466,5 тыс.), а также в Иркутской, Магаданской областях, Хабаровском и Красноярском краях. Якуты являются наиболее многочисленным (49,9 % населения) народом в Якутии и самым крупным из коренных народов Сибири в границах РФ.

Ареал распространения

Расселение якутов по территории республики крайне неравномерно. Около девяти их сосредоточено в центральных районах – в бывших Якутском и Вилюйском округах. Это две основные группы якутского народа: первая из них несколько больше по численности, чем вторая. «Якутские» (или амгинско-ленские) якуты занимают четырехугольник между Леной, ниж­ним Алданом и Амгой, таежное плоскогорье, а также прилегающее левобережье Лены. «Вилюйские» якуты занимают бассейн Вилюя. В этих коренных якутских районах сложился наиболее типичный, чисто якут­ский быт; здесь он в то же время, особенно на Амгинско-Ленском плато, лучше всего изучен. Третья, значительно меньшая группа якутов рас­селена в районе Олекминска. Якуты этой группы более обрусели, по своему быту (но не по языку) стали ближе к русским. И, наконец, последняя, самая малочисленная, но широко расселенная группа яку­тов – это население северных районов Якутии, т. е. басейнов рр. Ко­лымы, Индигирки, Яны, Оленека, Анабара.

Северные якуты отличаются совершенно своеобразным культурно- бытовым укладом: в отношении его они больше походят на охотничье-рыболовческие малые народы Севера, на тунгусов, юкагиров, чем на своих южных соплеменников. Этих северных якутов местами даже и называют «тунгусами» (например, в верховьях Оленека и Анабары), хотя по языку они якуты и сами себя называют саха.

История и происхождение

Согласно распространенной гипотезе, предками современных якутов является кочевое племя курыканов, жившее до XIV века в Забайкалье. В свою очередь, курыканы пришли в район озера Байкал из-за реки Енисей.

Большинство учёных полагает, что в XII-XIV веках н. э. якуты несколькими волнами мигрировали из области озера Байкал в бассейн Лены, Алдана и Вилюя, где они частично ассимилировали, а частично вытеснили эвенков (тунгусов) и юкагиров (одулов), живших здесь ранее. Якуты традиционно занимались скотоводством (якутская корова), получив уникальный опыт разведения крупного рогатого скота в условиях резко-континентального климата в северных широтах, коневодством (якутская лошадь), рыбной ловлей, охотой, развивали торговлю, кузнечное и военное дело.

Согласно якутским легендам, предки якутов сплавлялись вниз по Лене на плотах со скотом, домашним скарбом и людьми, пока не обнаружили долину Туймаада – пригодную для разведения крупного рогатого скота. Сейчас на этом месте находится современный Якутск. Согласно тем же легендам возглавляли прародителей якутов два предводителя Эллэй Боотур и Омогой Баай.

По археологическим и этнографическим данным, якуты сформировались в результате поглощения южными тюркоязычными переселенцами местных племен среднего течения Лены. Предполагают, что последняя волна южных предков якутов проникла на Среднюю Лену в XIV–XV веках. В расовом отношении якуты принадлежат к центральноазиатскому антропологическому типу североазиатской расы. По сравнению с другими тюркоязычными народами Сибири, они характеризуются наиболее сильным проявлением монголоидного комплекса, окончательное оформление которого происходило в середине второго тысячелетия нашей эры уже на Лене.

Предполагается, что некоторые группы якутов, например, оленеводы северо-запада, возникли сравнительно недавно в результате смешения отдельных групп эвенков с якутами, выходцами из центральных районов Якутии. В процессе переселения в Восточную Сибирь, якуты освоили бассейны северных рек Анабара, Оленька, Яны, Индигирки и Колымы. Якуты модифицировали оленеводство тунгусов, создали тунгусо-якутский тип упряжного оленеводства.

Включение якутов в состав Русского государства в 1620–1630-е годы ускорило их социально-экономическое и культурное развитие. В XVII–XIX веках главным занятием якутов было скотоводство (разведение рогатого скота и лошадей), со второй половины XIX века значительная часть стала заниматься земледелием; охота и рыболовство играли подсобную роль. Основным типом жилища был бревенчатый балаган, летним – сделанная из жердей ураса. Одежду шили из шкур и меха. Во второй половине XVIII века большая часть якутов была обращена в христианство, однако сохранялись и традиционные верования.

Под русским влиянием среди якутов распространилась христианская ономастика, почти полностью вытеснив дохристианские якутские имена. В настоящее время, якуты носят как имена греческого и латинского происхождения (христианские), так и якутские имена.

Якуты и русские

Точные исторические известия о якутах имеются, только начиная со времени их первого соприкосновения с русскими, т. е. с 1620-х гг., и присое­динения к Русскому государству. Якуты не составляли в то время единого политического целого, а делились на целый ряд независимых друг от друга племен. Однако родоплеменные отношения уже разлагались, и имелось налицо довольно резкое классовое расслоение. Царские воеводы и служи­лые люди использовали межплеменную рознь, чтобы сломить сопротивле­ние части якутского населения; они использовали также и классовые про­тиворечия внутри него, поведя политику систематической поддержки господствующего аристократического слоя – князьцов (тойонов), которых они и превратили в свою агентуру по управлению Якутским краем. С этого времени классовые противоречия среди якутов начали все более обо­стряться.

Положение массы якутского населения было тяжелым. Якуты вы­плачивали ясак соболиными и лисьими мехами, несли ряд других повин­ностей, подвергаясь вымогательствам со стороны царских служи­лых людей, русских купцов и своих тойонов. После неудачных попы­ток восстаний (1634, 1636–1637, 1639–1640, 1642 гг.), после перехода тойонов на сторону воевод якутская масса могла реагировать на притес­нения только разрозненными, изолированными попытками сопротивле­ния и бегством из коренных улусов на окраины. К концу XVIII в., в результате хищнического хозяйничанья царских властей, обнаружи­лось истощение пушных богатств Якутского края и его частичное запустение. Одновременно якутское население, по разным Причинам пере­кочевавшее из Ленско-Вилюйского края, появилось на окраинах Якутии, где ранее его не было: на Колыме, Индигирке, Оленеке, Анабару, вплоть до бассейна Нижней Тунгуски.

Но уже и в те первые десятилетия соприкосновение с русским народом оказало благотворное влияние на экономику и культуру якутов. Русские принесли с собой более высокую культуру; уже с середины XVII в. на Лене появляется земледельческое хозяйство; русский тип построек, русская одежда из тканей, новые виды ремесла, новые предметы обстановки и быта постепенно стали проникать в среду якутского населения.

Чрезвычайно важно было то, что с установлением русской власти в Якутии прекратились межплеменные войны и грабительские набеги тойонов, что раньше составляло большое бедствие для якутского населения. Было пресечено и своеволие русских служилых людей, не раз враждо­вавших между собой и втягивавших в свои распри якутов. Установив­шийся уже с 1640-х годов в Якутской земле порядок был лучше преж­него состояния хронической анархии и постоянных усобиц.

В XVIII в., в связи с дальнейшим продвижением русских на восток (присоединение Камчатки, Чукотки, Алеутских островов, Аляски), Яку­тия играла роль транзитного пути и базы для новых походов и освоения дальних «землиц». Приток русского крестьянского населения (особенно по долине р. Лены, в связи с устройством почтового тракта в 1773 г.) создавал условия для культурного взаимовлияния русского и якутского элементов. Уже в конце XVII и в XVIII в. среди якутов начинает, хотя вначале и очень медленно, распространяться земледелие, появляются дома русского типа. Однако количество русских поселенцев оставалось даже в XIX в. сравнительно небольшим. Наряду с крестьянской колонизацией в XIX в. большое значение имела отправка в Якутию ссыльно-поселенцев. Вместе с уголовными ссыль­ными, имевшими отрицательное влияние на якутов, во второй половине XIX в. в Якутии появились политические ссыльные, сначала народ­ники, а в 1890-х годах и марксисты, которые сыграли большую роль в культурном и политическом развитии якутских масс.

К началу XX в. в экономическом развитии Якутии, по крайней мере, центральных ее районов (Якутский, Вилюйский, Олекминский округа), наблюдались большие успехи. Был создан внутренний рынок. Рост эко­номических связей ускорял развитие национального самосознания.

Во время буржуазно-демократической революции 1917 г. движение якутских масс за свое освобождение развернулось глубже и шире. Оно вначале находилось (особенно в г. Якутске) под преобладающим руковод­ством большевиков. Но после отъезда (в мае 1917 г.) большинства полити­ческих ссыльных в Россию в Якутии одержали верх контрреволюционные силы тойонства, вступившего в союз с эсеровско-буржуазной частью рус­ского городского населения. Борьба за советскую власть в Якутии затянулась на долгое время. Только 30 июня 1918 г. власть советов была впервые провозглашена в Якутске, и лишь в декабре 1919 г., после ликвидации колчаковщины во всей Сибири, в Якутии окончательно установилась советская власть.

Религия

Быт их связан с шаманством. Возведение дома, рождение детей и многие другие аспекты жизни не проходят без участия шамана. С другой стороны, значительная часть полумиллионной популяции якутов исповедует православное христианство или вовсе придерживается агностических убеждений.

У этого народа есть своя традиция, до вступления в государство России они исповедовали «Аар Айыы». Эта религия предполагает веру в то, что якуты это дети Танара – Бог и Родственники Двенадцати Белых Айыы. Ещё с зачатия ребёнок окружён духами или как их называю якуты – «Иччи» а ещё есть небожители, которые тоже окружает ещё народившееся дитя. Религия задокументирована в управлении министерства юстиций РФ по республике Якутия. В 18 веке Якутия подверглась всеобщему христианству, но народ относится к этому с надеждой определённых религий от государства России.

Жилье

Якуты ведут родословную от кочевых племён. Поэтому живут в юртах. Однако, в отличие от монгольских войлочных юрт, круглое жилище якутов возводится из стволов небольших деревьев с конусообразной стланой кровлей. В стенах устраивается множество окон, под которым на разной высоте располагаются лежаки. Между ними устанавливаются перегородки, образующие подобие комнат, а в центре утраивается мазаный очаг. На лето могут воздвигаться временные берестяные юрты – урасы. А с XX века некоторые якуты селятся в избах.

Зимние поселения (кыстык) располагались вблизи покосов, состояли из 1-3 юрт, летние – у пастбищ, насчитывали до 10 юрт. Зимняя юрта (балаган, дьиэ) имела наклонные стены из стоячих тонких брёвен на прямоугольном бревенчатом каркасе и низкую двускатную крышу. Стены обмазывались снаружи глиной с навозом, крыша поверх бревенчатого настила устилалась корой и землёй. Дом ставился по сторонам света, вход устраивался в восточной стороне, окна – в южной и западной, крыша была ориентирована с севера на юг. Справа от входа, в северо-восточном углу, устраивался очаг (осох) – труба из жердей, обмазанных глиной, выходившая через крышу наружу. Вдоль стен устраивались дощатые нары (орон). Наиболее почётным был юго-западный угол. У западной стены находилось хозяйское место. Нары слева от входа предназначались для мужской молодёжи, работников, справа, у очага, – для женщин. В переднем углу ставились стол (остуол) и табуреты. С северной стороны к юрте пристраивался хлев (хотон), часто под одной крышей с жильём, дверь в него из юрты находилась позади очага. Перед входом в юрту устраивался навес или сени. Юрта была окружена невысокой насыпью, часто с заборчиком. У дома ставилась коновязь, часто украшенная резьбой. Летние юрты мало отличались от зимних. Вместо хотона поодаль ставились хлев для телят (титик), навесы и др. Встречалась коническая постройка из жердей, покрытых берестой (ураса), на севере – дёрном (калыман, холуман). С конца 18 века известны многоугольные срубные юрты с пирамидальной крышей. Со 2-й половины 18 века распространились русские избы.

Одежда

Традиционная мужская и женская одежда – короткие кожаные штаны-натазник, меховой набрюшник, кожаные ноговицы, однобортный кафтан (сон), зимой – меховой, летом – из конской или коровьей шкуры шерстью внутрь, у богатых – из ткани. Позднее появились тканевые рубахи с отложным воротником (ырбахы). Мужчины подпоясывались кожаным поясом с ножом и огнивом, у богатых – с серебряными и медными бляшками. Характерен женский свадебный меховой длинный кафтан (сангыйах), расшитый красным и зелёным сукном и золотым позументом; нарядная женская меховая шапка из дорогого меха, спускающегося на спину и плечи, с высоким суконным, бархатным или парчовым верхом с нашитыми на него серебряной бляхой (туосахта) и другими украшениями. Распространены женские серебряные и золотые украшения. Обувь – зимние высокие сапоги из оленьих или конских шкур шерстью наружу (этэрбэс), летние сапоги из мягкой кожи (саары) с голенищем, покрытым сукном, у женщин – с аппликацией, длинные меховые чулки.

Пища

Основная пища – молочная, особенно летом: из кобыльего молока – кумыс, из коровьего – простокваша (суорат, сора), сливки (кюэрчэх), масло; масло пили растопленным или с кумысом; суорат заготавливали на зиму в замороженном виде (тар) с добавлением ягод, кореньев и др.; из него с прибавлением воды, муки, кореньев, сосновой заболони и др. приготавливалась похлёбка (бутугас). Рыбная пища играла главную роль для бедняков и в северных районах, где не было скота, мясо употреблялось в основном богатыми. Особенно ценилась конина. В 19 веке входит в употребление ячменная мука: из неё делали пресные лепёшки, оладьи, похлёбку-саламат. В Олёкминском округе были известны овощи.

Промыслы

Основные традиционные занятия – коневодство (в русских документах 17 века Якуты назывались «конными людьми») и разведение крупного рогатого скота. За лошадьми ухаживали мужчины, за рогатым скотом – женщины. На севере разводили оленей. Скот держали летом на подножном корму, зимой в хлевах (хотонах). Сенокошение было известно до прихода русских. Якутские породы скота отличались выносливостью, но были малопродуктивны.

Было развито также рыболовство. Ловили рыбу в основном летом, но также зимой в проруби; осенью устраивалась коллективная неводьба с разделом добычи между всеми участниками. Для бедняков, не имевших скота, рыболовство было основным занятием (в документах 17 века термин «рыболов» – балыксыт – употребляется в значении «бедняк»), на нём специализировались также некоторые племена – так называемые «пешие Якуты» – осекуи, онтулы, кокуи, кирикийцы, кыргыдайцы, орготы и другие.

Охота была особенно распространена на севере, составляя здесь основной источник пропитания (песец, заяц, северный олень, лось, птица). В тайге к приходу русских была известна как мясная, так и пушная охота (медведь, лось, белка, лисица, заяц, птица и др.), в дальнейшем из-за снижения численности зверей её значение упало. Характерны специфические приёмы охоты: с быком (охотник подкрадывается к добыче, прячась за быка), конная гоньба зверя по следу, иногда с собаками.

Существовало собирательство – сбор сосновой и лиственничной заболони (внутренний слой коры), заготавливавшейся на зиму в сушёном виде, кореньев (сарана, чекана и др.), зелени (дикий лук, хрен, щавель), из ягод не употреблялась малина, считавшаяся нечистой.

Земледелие (ячмень, в меньшей степени пшеница) было заимствовано у русских в конце 17 века, до середины 19 века было развито очень слабо; его распространению (особенно в Олёкминском округе) способствовали русские ссыльные поселенцы.

Была развита обработка дерева (художественная резьба, раскраска ольховым отваром), бересты, меха, кожи; из кожи делали посуду, из конских и коровьих шкур, сшитых в шахматном порядке, – коврики, из заячьего меха – одеяла и др.; из конского волоса ссучивали руками шнуры, плели, вышивали. Прядение, ткачество и валяние войлока отсутствовали. Сохранилось производство лепной керамики, выделявшей Якутов среди других народов Сибири. Были развиты плавка и ковка железа, имевшие товарное значение, плавка и чеканка серебра, меди и др., с 19 века – резьба по мамонтовой кости.

Якутская кухня

Она имеет некоторые общие черты с кухней бурятов, монголов, северных народов (эвенков, эвенов, чукчей), а также русских. Способы приготовления блюд в якутской кухне немногочисленны: это либо отваривание (мясо, рыба), либо сбраживание (кумыс, суорат), либо заморозка (мясо, рыба).

Из мяса в пищу традиционно употребляется конина, говядина, оленина, пернатая дичь, а также потроха и кровь. Широко распространены блюда из сибирской рыбы (осётр, чир, омуль, муксун, пелядь, нельма, таймень, хариус).

Отличительной чертой якутской кухни является максимально полное использование всех компонент исходного продукта. Весьма типичным примером является рецепт приготовления карасей по-якутски. Перед приготовлением счищается чешуя, голова не отрезается и не выкидывается, рыба практически не потрошится, делается небольшой боковой надрез, через который аккуратно удаляется желчный пузырь, отрезается часть толстой кишки и прокалывается плавательный пузырь. В таком виде рыба варится или жарится. Аналогичный подход используется и по отношению практически ко всем остальным продуктам: говядине, конине и проч. Активно используются практически все субпродукты. В частности, большой популярностью пользуются супы из потрошков (ис миинэ), кровяные деликатесы (хаан) и т. д. Очевидно, такое бережливое отношение к продуктам – результат народного опыта выживания в суровых полярных условиях.

Конские или говяжьи ребра в Якутии известны под названием ойогос. Из замороженных мяса и рыбы делается строганина, которая употребляется в пищу с острой приправой из колбы (черемши), ложечника (подобие хрена) и саранки (луковое растение). Из говяжьей или лошадиной крови получается хаан – якутская кровяная колбаса.

Национальным напитком является популярный у многих восточных народов кумыс, а также более крепкий коонньоруу кымыс (или койуургэн ). Из коровьего молока готовят суорат (простокваша), кюэрчэх (взбитые сливки), кобер (масло, сбитое с молоком до образования густого крема), чохоон (или чехон – масло, сбитое с молоком и ягодами), иэдьэгей (творог), суумэх (сыр). Из муки и молочных продуктов якуты варят густую массу саламат.

Интересные традиции и обычаи народа Якутии

Обычаи и обряды якутов тесно связаны с народными верованиями. Им следуют даже многие православные или агностики. Структура верований весьма схожа с синтоизмом – каждое проявление природы имеет своего духа, а общаются с ними шаманы. Закладывание юрты и рождение ребёнка, заключение брака и погребение не обходится без камланий. Примечательно, что до недавнего времени якутские семьи были полигамны, каждая жена одного мужа имела собственное хозяйство и жилище. Видимо под воздействием ассимиляции с русскими якуты всё же перешли к моногамным ячейкам общества.

Важное место в жизни каждого якута занимает праздник кумыса Ысыах. Разные обряды призваны задабривать богов. Охотники славят Бая-Баяная, женщины – Айыысыт. Венчает праздник всеобщий танец солнца – осоухай. Все участники берутся за руки и устраивают огромный хоровод. Огонь обладает сакральными свойствами в любое время года. Поэтому каждая трапеза в якутском доме начинается с угощения огня – бросания в костёр пищи и орошение его молоком. Кормление огня – один из ключевых моментов любого праздника и дела.

Наиболее характерное культурное явление – стихотворные повести олонхо, которые могут насчитывать до 36 тысяч рифмованных строк. Эпос передаётся из поколения в поколение между мастерами-исполнителями, а совсем недавно эти повествования были внесены в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Хорошая память и высокая продолжительность жизни – одни из отличительных черт якутов. В связи с этой особенностью возник обычай, согласно которому умирающий пожилой человек призывает к себе кого-нибудь из молодого поколения и рассказывает ему обо всех своих социальных связях – друзьях, недругах. Якуты отличаются социальной активностью, даже несмотря на то, что их поселения представляют собой несколько юрт, расположенных на внушительном расстоянии. Основные социальные сношения происходят во время больших праздников, главным их которых выступает праздник кумыса – Ысыах.

Традиционная культура наиболее полно представлена амгинско-ленскими и вилюйскими Якутами. Северные Якуты близки по культуре эвенкам и юкагирам, олёкминские сильно аккультурированы русскими.

12 фактов про якутов

  1. В Якутии не так уж и холодно, как все думают. Почти на всей территории Якутии минимальная температура в среднем -40-45 градусов, которые не так уж и страшны, так как воздух очень сухой. -20 градусов в Питере будет пострашнее, чем -50 в Якутске.
  2. Якуты едят сырое мясо – жеребятину в замороженном виде, настроганное стружками или порезанное брусочками. Мясо взрослых лошадей тоже едят, но оно не настолько вкусное. Мясо это чрезвычайно вкусное и полезное, богатое витаминами и прочими полезными веществами, в частности – антиоксидантами.
  3. В Якутии также едят строганину – настроганное толстыми стружками мясо речной рыбы, в основном чира и омуля, больше всего ценится строганина из осетра и нельмы (все эти рыбы, за исключением осетра – из семейства сиговых). Всё это великолепие можно употреблять, макая стружки в солью с перцем. Некоторые делают также разные соусы.
  4. Вопреки распространенному мнению, в Якутии большинство населения никогда не видели оленей. Олени водятся в основном на Крайнем Севере Якутии и, как ни странно, в Южной Якутии.
  5. Легенда о ломах, становящихся хрупкими как стекло на сильном морозе – правда. Если при температуре ниже 50-55 градусов ударить чугунным ломом по твердому предмету – лом разлетится на куски.
  6. В Якутии прекрасно вызревают за лето почти все зерновые, овощи и даже некоторые фрукты. Например, недалеко от Якутска выращивают прекрасные, вкусные, красные, сладкие арбузы.
  7. Якутский язык относится к тюркской группе языков. В якутском языке очень много слов, начинающихся с буквы «Ы».
  8. В Якутии дети даже в 40-градусный мороз едят мороженое прямо на улице.
  9. Когда якуты едят медвежатину, они перед едой издают звук «Хук» или подражают крику ворона, тем самым как бы маскируясь от духа медведя – это не мы едим твоё мясо, а вороны.
  10. Якутские лошади – очень древняя порода. Они круглый год пасутся сами по себе без никакого присмотра.
  11. Якуты очень работящие. Летом, на сенокосе могут запросто работать 18 часов в день без перерыва на обед и после этого еще выпить вечером хорошенько и после 2 часов сна снова за работу. Могут работать 24 часа и после этого пропахать за рулем 300 км и там поработать еще часов 10.
  12. Якуты не любят, когда их называют якутами и предпочитают называться «саха».

Самые распространенные якутские фамилии – Иванов, Петров, Сидоров. Просто при крещении попы не заморачивались, давали самые простые. Смирнов еще – тут немеряно якутов-Смирновых. Говорят, очень много якутов-Гоголевых. Тут прослеживается забавная аналогия якутов с голливудскими сценаристами: те тоже, когда хотели «чего-нибудь точно русского», вспоминали о Гоголе; помните, в фильмах о Джеймсе Бонде – «генерал Гоголь»?

С годами республика становится все более якутской: сейчас здесь 440 тыс. якутов и 360 тыс. русских, плюс еще около 100 тыс. других национальностей. Причина проста: русские из Якутии уезжают, якуты, понятно, остаются. При этом якуты размножаются с какой-то поистине страшной силой: еще в 1989 (!) году якутов в республике было 250 тыс. Рост впечатляет, не правда ли? У якутов в семьях по 6-8 детей. Когда спрашиваешь, типа, «а что ж так много?» - отвечают «а что ж еще зимой делать?!»

Занятно то, что примерно до 1979 года численность якутов постоянно уменьшалась. Понятно, почему: природные условия, мягко говоря, очень уж тяжелые. Но с конца 70-х началось усиленное освоение Якутии, сюда пошли грандиозные средства, начали расти города – и пошли в рост якуты.

Кстати, по Конституции Якутии в республике – официальное двуязычие. Русский и якутский – два равноправных языка.

А что русские уезжают? Да вот, простой пример: вода. В городе Мирный вода из всех кранов идет желтого цвета. Потому что – болотная. Родников здесь нет, в речке – та же вода с болот. Ставят фильтры, но они очищают плохо, поэтому воду дополнительно еще и хлорируют. Врачи говорят, что такая вода сильно канцерогенна. А если не хлорировать – инфекции.

Кроме того, система очистных просто недостаточна для города. Поэтому в систему городского водопровода идет две трубы: одна – от очистных (фильтры и хлор), другая – напрямую из речки (то есть вообще без очистки). «Но сейчас – сказали мне, - хорошо! Раньше было 50 на 50 (очищенная и неочищенная), а теперь – где-то уже 60 на 40». Людей в городе меньше стало, вот и спала нагрузка на водопровод.

Если по личным впечатлениям: хоть очищенная, хоть неочищенная – эта желтая вода жуткая. Странный и очень неприятный привкус. В столовой чай, как я понял, наливают, используя местную водопроводную воду (кипяченую): пить невозможно, доложу я вам. Поэтому все, кто может, пьют только бутилированную.

Стирать, кстати, на этой воде тоже нельзя (вода желтого цвета!). Но стирают – а что делать? Белые рубашки приобретают весьма специфический оттенок.

Мне это все не в новинку, впрочем. Та же история с водой в наших нефтяных краях – Ханты-Мансийском округе. В Пыть-Яхе вода из крана мало того что желтая, так еще и вонючая. Ничего – приспособился как-то, дополнительная, так сказать, окраска для чая… И причина та же: «Болота, сэр!»

Впрочем, в Айхале (другой алмазный карьер, 500 км к Северу) очистных вообще нет. В поселке около 10 тыс. человек. Воду закачивают напрямую из речки. Все б ничего, но выше города по течению установили коровники: оттуда все стекает в речку – и в водопровод.
То есть мало того, что -60, так еще и с водой проблемы. Тут и 40 тыс. руб. в мес. (средняя зарплата по району) – как-то не вдохновляет. Люди уезжают…

Уезжают еще и потому, что русских с определенного момента в Республике Саха стали явственно прижимать. Этим, говорят, особо славился прежний президент Михаил Николаев (Николаев – еще одна распространенная якутская фамилия). При нем политика была однозначная – на все высокие места выдвигать только якутов (блин, все время какое-то дежавю: ровно то же самое я слышал постоянно в ходе социсследований в Казахстане, в Киргизии! Но мне говорят, пожимая плечами: а что ж ты хочешь – это ж тюрки!)

Классическая здесь проблема с замещением кадров: пока «тянут» представители старшего поколения, молодежи в той же «Алросе» («Алмазы России – Саха») очень мало. Не хватает квалифицированных кадров. Молодые уезжают учиться «на материк» - и уже не возвращаются.

Интересная картина с Якутским Государственным Университетом (ЯГУ). Вроде бы – «кузница кадров» для Республики. А ни фига: среди преподавателей все (!!) – якуты. Соответственно, местные производственники отмечают крайне низкое качество подготовки выпускников ЯГУ. И учатся там в подавляющем большинстве – те же якуты «из улусов», то есть, попросту говоря – из якутских деревень. Выдавливание русских студентов происходит просто и эффективно: многие преподаватели читают лекции на якутском языке. Это незаконно, но безнаказанно…

И напоследок – самая яркая деталь. Я вдруг вспомнил и спросил: «Позвольте, а как же всем известная непереносимость алкоголя у северных народов? Они ведь пить не могут – сразу спиваются?» Мне подтвердили: да, говорят, все так и есть. Но и тут якуты нашли противоядие: у сельских якутов нет денег (то есть вообще практически нет), и, кроме того, в сельмаги спиртное не завозят.

А в городах те якуты, которые делают карьеру, НЕ ПЬЮТ.

Как это? – не понял я.

А вот так, объяснили мне. Не пьют, и все. Они ведь знают: чуть больше – и у них натурально «сорвет крышу».

Поэтому – нет. Даже на застольях. Вся, так сказать, местная «элита». Не на словах, а на деле (организм не обманешь): максимум – одна рюмка. Больше себе не позволяют.

После этого я понял, что Якутия будет якутской. Нет шансов.