Гунны народность. Азиатская культура гуннов


Гунны - народ, внезапно явившийся из глубин Азии, прокатившийся волной по Европе и оставивший о себе множество легенд. Самым известным гуннским вождём стал Аттила, великий конунг Атли скандинавских саг.
Из Азии в разные времена мигрировало много различных народов, но именно гунны оставили столь яркий след в истории, словно растворившись после загадочной гибели своего самого великого вождя.

Вопросом культуры и происхождения гуннов занимались такие видные учёные, как И.П.Засецкая, Б.В.Лунин, В.А.Кореняко, С.С.Миняев, П.Н.Савицкий, О. Менхен-Хелфен, Т. Хайяши, Т.Барфилд, Н.Н. Крадин, П.Б.Коновалов, Л.Н.Гумилёв.
Что говорят их исследования?

Происхождение из глубин Сибири

В монгольских степях обитал пра-тюркский народ хуннов, теснимый со всех сторон врагами. Власть у хуннов наследовалась по такому же принципу, как впоследствии у русских князей: от брата к брату, и лишь потом к сыновьям. В третьем столетии до нашей эры шаньюем (правителем) стал Тумань. Он мечтал избавиться от своего старшего сына Модэ, чтобы передать престол младшему сыну от любимой наложницы. Для реализации этого плана Тумань отправил Модэ заложником к согдам и напал на них в расчёте, что те убьют его сына и избавят от дальнейших хлопот. Но Модэ оперативно оценил ситуацию, убил свою охрану, украл коня и бежал к своим. Под давлением общественного мнения Тумань выделил старшему сыну 10000 воинов, которых Модэ принялся обучать по новой схеме. Для начала он ввёл в обиход необычные стрелы с прорезью, которые свистели при полёте. Если воины слышали свист стрелы своего принца, они обязаны были немедленно стрелять в ту же цель. И вот Модэ устроил проверку: выстрелил в своего великолепного аргамака. Тем, кто опустил луки, он отрубил головы. Затем он выстрелил в свою молодую жену. Уклонившиеся также были казнены. Следующей целью стал аргамак его отца Туманя, и выстрелили все до единого. После чего Модэ убил самого Туманя, его наложницу, сводного брата, и сам стал шаньюем.
Модэ правил державой хуннов 40 лет и возвысил её над всеми окружающими народами.

Несколько поколений спустя ситуация в степи переменилась. Хунны были разбиты и раздроблены. Часть их бежала на запад и примкнула к зауральским уграм. Двести лет два народа жили бок о бок, а затем последовала волна их совместной экспансии. Именно этот смешанный народ стал впоследствии известен под названием «гунны».

Гунны – возможные родственники германских народов

Гунны и норманны - два этноса, которые пользовались почти аналогичной рунической письменностью. Речь идёт о тех самых рунах, которые, как говорит Старшая Эдда, бог Один принёс из Азии. Азиатские руны на несколько столетий древнее: они найдены на могилах тюркских богатырей, например, Кюль-Тегина. Возможно, эти древние родственные связи послужили причиной того, что на территории Европы союзниками гуннов стал ряд германских народов. Конунг Атли – один из излюбленных романтических персонажей скандинавских саг, например, «Песни о Хлёде», где конунг показан в некотором роде подкаблучником. Действительно, Аттила был в кругу семьи весьма мягким человеком, любящим своих детей и многочисленных жён.

Религия из глубины веков

Религией этого кочевого народа было тенгрианство – поклонение Вечному Голубому Небу. Местом обитания верховного божества считалась гора Хан-Тенгри в Тянь-Шане, также существовало много капищ с идолами, литыми из серебра. В качестве защитного символа гунны носили амулеты из драгоценных металлов с изображением драконов. Среди правящей верхушки гуннов имелся верховный шаман, который испрашивал у божества советы для принятия важных решений. Священными считались стихии: огонь, вода, земля.
Имелся также культ священных деревьев, им в жертву приносились лошади, шкуры которых снимались и распяливались между ветвями, а кровь разливалась вокруг.
Призывая помощь бога войны, хунны применяли очень древний обычай «туом»: расстрел знатного пленника «тысячью стрел». Логично предположить, что и гунны совершали такой же обряд.

Армия, не умеющая штурмовать крепости

Гунны подчинили такие мощные державы той эпохи, как империя остготов и аланский каганат. Решить загадку успехов «варварского народа» пытались ещё современники: римский центурион Аммиан Марцеллин, византийский философ Евнапий, готские хронисты Иордан и Приск Панийский. Все они относились к гуннам враждебно и постарались очернить их перед потомками, красочно описывая их некрасивую внешность и варварские обычаи. Однако как могли варвары справиться с сильнейшими государствами той эпохи?

Авторы объясняли успехи гуннов их специфической воинской тактикой: «Аланов, хоть и равных им в бою… подчинили себе, обессилив частыми стычками». Такую тактику использовали массагеты в войне против Александра Македонского: партизанская война лёгкой конницы против тяжёлой пехоты действительно была успешной. Однако основную воинскую силу аланов составляла не пехота, а мощная, прекрасно обученная тяжёлая конница. Они применяли проверенную сарматскую тактику ближнего боя. У аланов были крепости, которые гунны брать не умели, и оставили непобеждёнными у себя в тылу, хотя инфраструктура каганата была ими разрушена. Многие аланы бежали на запад и поселились на Луаре.

Как гунны победили крымских готов: вброд через море

После подчинения Аланского каганата гунны под предводительством Баламбера вышли на прямое столкновение с остготами короля Германариха. Готы занимали Крым и Северное Причерноморье. Взять полуостров со стороны поймы Дона гунны не могли: они не были способны сражаться в болотистой местности, которую к тому же оборонял воинственный народ герулов. Никаких средств для переправки армии по морю у гуннов не было. Таким образом, готы на территории Крымского полуострова ощущали себя в безопасности. Это их и погубило.

Древние славяне – анты, были насильственно подчинены готам и относились к этой ситуации безо всякого энтузиазма. Как только на политическом горизонте возникли гунны, анты примкнули к ним. Готский летописец Иордан называет антов «вероломными» и считает основной причиной падения готской державы. Возможно, именно анты снабдили гуннов информацией, которая позволила последним захватить Крымский полуостров вброд со стороны Керченского пролива.

Согласно сообщению Иордана, в 371 году гуннские всадники во время охоты на Таманском полуострове преследовали олениху и загнали её на самый мыс. Олениха вошла в море и, осторожно ступая и нащупывая дно, перешла на землю Крыма, указав тем самым брод: по этому пути гуннская армия прошла в тыл своим противникам и захватила Крымский полуостров. Король Германарих, которому на тот момент было более 110 лет, в отчаянии пронзил себя мечом.

Гунны не уничтожили и не изгнали готов, а лишь подчинили своей власти. Преемником Германариха стал Винитарий. У него осталась достаточно мощная армия и структура власти. Он попытался лишить гуннов их важнейшего союзника и атаковал антов, взял в плен и распял короля Божа с сыновьями и 70 старейшинами. Гунны, в свою очередь, напали на Винитария и убили его в бою на реке Эрак (Днепр). Часть уцелевших остготов переместилась во владения римлян, остальные подчинились гуннскому вождю.

Гунны – народ с высоким уровнем дипломатической культуры

Если рассматривать гуннов как полудиких варваров, как это делали Иордан и Аммиан Марцеллин, понять секрет их успехов невозможно. Главная причина – талант их вождей, а также уровень дипломатии, который не уступал ведущим европейским государствам.

Гунны отлично знали всю «кухню» отношений окрестных народов, умели получать необходимую информацию и мастерски действовали не только в бою, но и путём переговоров. Империя короля Германариха держалась исключительно на подчинении грубой силе. Вождь гуннов Баламбер привлёк на свою сторону все народы, обиженные и угнетённые готами, а их было немало.
Другие гуннские вожди придерживались аналогичной схемы и не стремились воевать там, где имелся шанс договориться по-хорошему. Ругила в 430 году налаживал дипломатические контакты с Римской империей и даже помогал войсками для подавления восстания багаудов в Галлии. Рим к этому моменту уже находился в состоянии распада, но многие его граждане примкнули к гуннам, предпочитая их упорядоченную власть произволу собственных чиновников.
В 447 году Аттила со своей армией дошёл до стен Константинополя. Взять мощные укрепления у него шансов не было, но он сумел заключить с императором Феодосием унизительный для того мир с выплатой дани и передачей гуннам части территории.

Причина нового похода на запад: ищите женщину!

Спустя 3 года византийский император Маркиан расторг мирный договор с гуннами, но Аттила счёл более заманчивым поход в Галлию: туда ушла часть аланов, которых Аттила желал победить, кроме того, имелась ещё одна причина.

Принцесса Юста Грата Гонория была сестрой императора Западной Римской империи Валентиниана III, её муж мог бы претендовать на императорскую власть. Чтобы избежать возможной конкуренции, Валентиниан собирался выдать сестру замуж за престарелого и благонадёжного сенатора Геркулана, чего ей совершенно не хотелось. Гонория отправила Аттиле своё кольцо и призыв о вступлении в брак. И в результате гуннская орда прошла весь север Италии, разграбила долину реки По, попутно разгромила королевство бургундов, и добралась до Орлеана, но взять его гунны не смогли. Валентиниан не допустил брака Аттилы с Гонорией, сама принцесса избежала пыток, а может быть и казни, только благодаря заступничеству матери.
Причиной ухода гуннов из Италии востоковед Отто Менхен-Хелфен считает начавшуюся эпидемию чумы.

Смерть вождя и распад державы

Покинув Италию, Аттила решил взять в жёны красавицу Ильдико (Хильду), дочь короля Бургундии, но умер в брачную ночь от носового кровотечения. Иордан повествует, что вождь гуннов умер от невоздержанности и пьянства. Но в произведениях германской мифологии «Старшая Эдда» и других конунг Атли убит своей женой Гудрун, которая отомстила за смерть своих братьев.

В следующем, 454 году держава гуннов прекратила своё существование. Наиболее выдающиеся сыновья Аттилы – Эллак и Денгизих, вскоре погибли в боях. Но гунны и их знаменитый вождь стали частью истории и мифологии многих народов.

Что европейские народы позаимствовали у гуннов

В римской армии военачальник Фабий Аэций ввёл гуннские составные короткие луки с обратным изгибом, хорошо приспособленные для стрельбы с коня.
Предки гуннов – хунны, являются изобретателями стремян: именно от них эта часть сбруи распространилась у остальных народов.
Имена гуннских вождей вошли в моду в Европе и стали привычными: Балтазар, Донат, и конечно Аттила: имя это особо популярно в Венгрии.

Гунны. Возможно, никакое другое племя варваров не внушало такого страха народам запада, как они. Гунны появились буквально из ниоткуда и, проделав путь через венгерские равнины, они вошли в Галлию, подобравшись вплотную к северным границам Рима. Другая их ветвь примерно в то же время пересекла Кавказ и разорила Армению. И, в конце концов, именно гуннские вожди во главе с вождем Аттилой стали той самой каплей, которая подтолкнула Римскую империю к гибели, тем самым навсегда вписав свое племя в историю.

Гунны были кочевниками из степей Центральной Азии, но точное их происхождение до сих пор остаётся загадкой. Часто говорят, что они были теми самыми знаменитыми хунну, которые обитали к западу от Китая и сильно досаждали последнему своими постоянными набегами, вынуждая строить многочисленные защитные сооружения, которые в будущем слились в единую стену. Но эта версия сегодня вызывает массу споров. Её приверженцы уверены, что разделение на гуннов и хунну - это результат исторической путаницы, которая возникла из-за значительных различий между китайской ветвью и той, которая ушла на запад. Но ни одна из гипотез происхождения гуннов сегодня не является полностью доказанной, а их сторонники не имеют убедительных материальных доказательств своей правоты. Впрочем, даже если это правда, то, скорее всего, хунну были лишь одним из народов, который позже вольётся в так называемую гуннскую конфедерацию.

В римских источниках о них впервые упоминает историк Тацит в 91 году нашей эры, рассказывая о диком воинственном народе, живущем в регионе вокруг Каспийского моря. Другими историками того времени гунны изображались как дикое племя грязных и необразованных дикарей, которые ничем не отличаются от скота, который они пасут. Впрочем, это мнение очень быстро изменилось. К примеру, уже Аммиан Марцеллин и Приск (позднеантичные историки) изображали их в гораздо лучшем свете. Приск вообще одно время был частым гостем у Аттилы и долгое время проживал в гуннских посёлках, описывая образ жизни этих людей.

Становление гуннской государственности

Если тайна происхождения гуннов до сих пор остаётся нераскрытой, то об основании первого гуннского государства известно гораздо больше. Своё государство этот народ создал на землях внутренней Монголии, юга Сибири, Алтая и Забайкалья примерно в III веке до н. э. Его основателем, а заодно и первым «официальным» правителем гуннов был царь Туман. Впрочем, по-настоящему объединить дикие племена в некое подобие конфедерации с верховным вождём во главе удалось его сыну Модэ, во время правления которого они полностью ассимилировались и превратились в один этнос. Примечательно, что последний не унаследовал власть от отца, а зарезал теряющего силы старца и занял его место.

Из всех видов деятельности гунны предпочитали войну и скотоводство. Причём война была в приоритете | Depositphotos — © denistopal

Из всех видов деятельности гунны предпочитали войну и скотоводство. Причём война была в приоритете. Гуннам не была известна письменность, поэтому не осталось ни одного их художественного или литературного произведения той поры. Зато в военном деле гунны были очень сведущи. Несмотря на низкий уровень культуры, они были способны не только успешно перенимать различные военные технологии, захваченные у врагов, но совершенствовать их.

В изначальном месте образования гуннского государства свободных земель для потомков царя оставалось все меньше, поэтому вскоре конфедерация распалась, а составляющие её народы разделились. Одна часть практически осталась на месте, перебравшись лишь немного ближе к границам Китая, а вторая держала путь в неизвестные западные земли. И, в конечном итоге, именно им удалось добиться небывалого могущества и увековечить себя в летописях.

Исход гуннов на запад

Путь с востока на запад длился два столетия. Ряды гуннов постоянно пополнялись за счёт ассимиляции других кочевых племён, которые встречались у них на пути. Позднее гунны и вовсе осели в Восточной Европе, соблазнившись её обширными плодородными землями и отсутствием конкурентов, которые могли бы представлять какую-либо серьёзную опасность. Но в IV веке этому относительному затишью пришёл конец, когда Европу охватило Великое переселение народов.

Вторжение гуннов в Западную Европу началось после того, как воинственные соседи римлян готы, оставив попытки продвинуться на запад, отправились покорять причерноморские регионы. Ведь Римская империя, хоть уже и не была такой могущественной, как раньше, но всё ещё успешно теснила европейских варваров от своих границ и не давала им продвигаться дальше на запад. Готы быстро добрались до Северного Причерноморья и Кавказа. Тут-то на их пути и встретились гунны и два народа столкнулись лбами.

Нужно отметить, что культура гуннов и готов была очень родственной. Сходство оказалось столь выраженным, что готы поначалу приняли гуннов почти за родственников, только более диких, воинственных и примитивных. Их хронисты даже выдвинули предположение, что гунны произошли от трёх готских колдуний, которые были изгнаны из племени в восточные пустыни и сошлись там со злыми духами.

По словам готского историка Иордана, это племя было «малорослым, отвратительным и сухопарым», а причислить его к роду людскому можно было лишь благодаря тому, что его представители обладали подобием человеческой речи. Но как бы там ни было, а новый соперник оказался готам не по зубам. И уже в 375 готское воинство готского вождя Германариха было полностью разгромлено предводителем гуннов Баламбером. Поэтому, не встречая больше серьёзного сопротивления, уже к концу IV века н.э. гунны уже прочно обосновались на околицах Римской империи.


Границы государства гуннов в период пика могущества

Вторжение гуннов в Римскую империю

На то время Римская империя была уже фактически поделена на Западную и Восточную части, каждой из которых управлял свой император. И отношения между ними, мягко говоря, были не очень дружественными. Предводители гуннов быстро сориентировались в ситуации и проявив завидную дальновидность, обернули её в свою пользу.

Началось всё с того, что с V века отношения между Константинополем и Римом накалились до предела, и первый даже начал угрожать Вечному городу войной. Полководец Западного Рима Аэций, который тогда уже был едва ли не лучшим другом вождя гуннов Руа, не нашёл лучшего решения, как привлечь это племя для защиты своей страны. Увидев такую грозную силу, император Восточной Римской империи свернул свою кампанию и спешно ретировался. С гуннами же было решено заключить договор о дружбе и ненападении. Подкрепили этот союз, обменявшись заложниками. Сам предводитель гуннов отправил в Рим своих племянников, одним из которых был юный Аттила.

Рекомендуем

И хотя римская знать считала это своей победой, на самом деле она недооценила хитрость владыки гуннов, за что в скором времени сильно поплатилась. Правители Рима были уверены, что смогут воспитать отпрысков вождя варваров так, чтобы они всей душой полюбили Рим и стали для него верным союзником в борьбе с восточным соседом. К юным варварам приставили лучших учителей для того чтобы цивилизовать их и обеспечить самую роскошную жизнь в надежде навсегда привязать к Риму.

Лучшим из учеников стал Аттила. Римские обычаи были ему противны, но к наукам он проявил самый живой интерес. Будучи умным и внимательным учеником, Атилла быстро подметил все особенности ведения войны имперским войском и усвоил слабости римлян. Когда настало время возвращаться домой, он уже понимал, как можно сломить непобедимый Рим.

Восхождение императора гуннов

После смерти вождя Руа (434 год) во главе гуннов стали братья Аттила и Блед. Аттила в то время был уже зрелым опытным полководцем и государственным мужем, поэтому, получив власть, он активно приступил к расширению государства, обратив своё внимание на восток.

Аттила. Фрагмент фрески Делакруа, ок. 1840 г.

Границы Восточной империи тогда представляли собой лёгкую добычу, и гунны начали полномасштабное наступление. Летом 441 года Аттила и Блед пересекли пограничные регионы и разграбили провинции Иллирии, которые на то время являлись очень богатыми римскими торговыми центрами. В 445 году после смерти брата Аттила становится полновластным правителем уже почти сформировавшейся гуннской империи (поговаривают, что Блед отправился на тот свет не без помощи своего родственника, хотя официальных обвинений последнему выдвинуть, конечно, никто не посмел). Он продолжает вторжение на восток, грабя и уничтожая римские города, и останавливается буквально в 20 милях от Константинополя.

Закончился поход Аттилы тем, что в 447 году римлянам пришлось заключить унизительный мир с гуннами, согласно которому им пришлось платить вождю огромную дань золотом. Нужно отметить, что Аттила здесь проявил удивительное миролюбие, поскольку ему ничто не мешало двинуться дальше и полностью стереть Константинополь с лица земли. И даже неудавшееся покушение, заказанное Феодосием, не изменило настроения Аттилы. Ему было достаточно денежной компенсации и унижения императора.

К 451 н. э., империя Аттилы простиралась от регионов современной России вниз через Венгрию и через Германию во Францию. Он получил регулярную дань от Рима и при этом не забывал совершать набеги на римские территории, продолжая грабить и уничтожать провинциальные города.

Падение империи Атиллы

Если в период борьбы с Восточной Римской империей Аттила сохранял хотя бы видимость хороших отношений с Западом, то после фактической капитуляции Константинополя вождь гуннов решил подчинить Запад так же, как и Восток и для этого планировал сперва уничтожить раздираемую войной с германскими племенами Галлию, а затем уже и покорить оставшиеся территории Западной Римской империи. Но осуществить эти плану ему так и не удалось.

Почувствовав себя достаточно могущественным (и, скорее всего, получив сведения о поражении сил римлян в Африке в войне с вандалами) Аттила начал наступление. Сперва он пробовал вести переговоры с Римом и в обмен на свою лояльность потребовал руку принцессы Гонории и половину империи в качестве приданого. Неудивительно, что сторонам так и не удалось договориться, и в 451 году в Галлии произошло знаменитое сражение на Каталаунских полях, прозванное позже «битвой народов». Гунны наступали вместе со своими союзниками гепидами и другими германскими племенами, а на стороне римлян сражались вестготы, которые уже сами немало пострадали от гуннов. В этом сражении Аттиле противостоял его бывший друг и наставник Флавий Аэций. Жесточайшая битва так и не закончилась победой ни одной из сторон. Два полководца потеряли в бою почти всех воинов и остались при своих - Аэцию удалось отразить нашествие гуннского царя, но набеги на западные провинции продолжались вплоть до смерти последнего в 453 году.

Конец же величайшего из гуннских вождей был совершенно бесславным. Согласно сведениям позднеантичного историка Приска (а его сведения можно считать достоверными, поскольку умный и образованный хронист и дипломат быстро нашёл общий язык с Аттилой и долгое время жил у него при дворе), взяв себе новую молодую жену, Атилла «отпраздновал первую брачную ночь со слишком большим количеством вина». Отдыхая после любовных утех и чрезмерных возлияний, он заснул, лёжа на спине, и в это время у него случился «прилив лишней крови к голове». Будь Атилла в сознании, он отделался бы одним носовым кровотечением, но в этом случае кровь излилась в горло и убила его.

После смерти Аттилы править империей стали его сыновья. Но не обладая грозным нравом своего отца и даже толикой его ума, они быстро потеряли контроль над государством, которое постепенно начало распадаться. Впрочем, ослабленная кровопролитной войной Западная Римская империя тоже не смогла оправиться от удара и уже спустя несколько лет великий Рим пал и был разграблен вандалами.

Иллюстрация: depositphotos — © denistopal

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Случаются в истории события, которые кажутся невероятными не только их современникам, но и нам, людям взирающим на них с высоты многих столетий. Представьте, что всё человечество, поколение за поколением, упорно воздвигает один дворец, назовите его Цивилизацией, если вам так будет угодно. Усердно и старательно, кирпичик за кирпичиком, изобретение за изобретением, новинка к новинке, закон к закону - и вот уже общий дом принимает вид огромного сверкающего небоскрёба, жить в котором становится удобно и комфортно, здесь существуют правила и приличия, а на дверях стоит строгая охрана, которая пускает лишь тех джентльменов и дам, в чьей пристойности нет сомнений. И вдруг к этому тысячелетнему чертогу подходит никому неизвестное племя-оборванец, вытаскивает всего один блок из основания стены и вся великолепная постройка рушится почти до основания, погребая под своими обломками сотни культурных народов.

В середине IV века всем казалось, что период дикости, хаоса, войн и разрушений остался в далёком прошлом. Спокойствие и процветание царили на континенте. Миллионы людей жили в благоустроенных городах и привольных деревнях, пользовались достижениями прогресса, читали умные книги в тиши библиотек, пахали землю, пекли хлеб, ковали серпы и косы, и были уверены в незыблемости окружающего их мира. Когда в начале 376 года офицеры римских гарнизонов, несущих службу на дунайской границе, увидели толпы людей: множество стариков, женщин и детей, пешком или на телегах с пожитками, добравшихся сюда и умоляющих пустить их на южную, охраняемую сторону, они не сразу оценили степень опасности, грозящей империи. Подумаешь, очередные варварские междоусобицы! Но беженцев становилось всё больше, их рассказы леденили кровь в жилах даже бывалых воинов. Лишь когда на рубежах скопились уже сотни тысяч людей, в том числе мужчин с оружием, которые, стоя на коленях, умоляли пустить их на имперские земли, клялись в вечной преданности Августу и обещали принять веру в Христа, римляне поняли, что случилось действительно нечто ужасное, выходящее за рамки привычных событий.

Гроза вызрела где-то там, в далёких азиатских степях за Танаисом. Дикий народ, о котором мало кто слышал, сумел покорить потомков тех кочевников, что были некогда изгнаны из Северного Причерноморья, и во главе их полчищ в 375 году от Рождества Христова обрушился на жителей Восточногерманской империи. "Взъярилось на готов племя гуннов" - скажет об этом Иордан. События развивались стремительно. Престарелый конунг Германарих, ему к этому времени шёл сто десятый год, покончил с собой, толи от внезапно свалившегося на его седую голову позора, толи пытаясь принести, таким образом, себя в жертву разгневавшимся богам. Царём был избран юный Витимир, внучатый племянник покойного правителя. Он пытался организовать оборону, переманивал звонким готским золотом на свою сторону часть этих самых непостижимых гуннов. Но всё было тщетно, и вскоре новый царь сам гибнет в бою.

Вождь визиготов Атанарих пробует отстоять хотя бы земли за Днестром. К нему присоединяются остатки остготского войска во главе с полководцами Алатеем и Сафраком. Однако, неудержимые гунны прорываются к ним в тыл, и в пух и прах громят хвалёные германские армии. Паника овладевает готами, они более не слушают своих предводителей, но в ужасе бегут к Дунаю. Осенью 376 года римляне дозволяют готским беженцам пересечь границу. Однако, о запасах продовольствия для переселенцев никто вовремя не побеспокоился. "Военачальники, побуждаемые алчностью" наживались на несчастье соседей-изгнанников, продавая несчастным германцам втридорога даже тухлятину и мясо собак и кошек. Когда дело дошло до того, что гордые готы стали от голода отдавать в рабство своих детей, вспыхнул бунт.

Император Валент двинул против мятежников регулярную армию. 9 августа 378 года у города Адрианополя, на территории нынешней европейской Турции, в кровопролитном сражении римляне были наголову разбиты теми, кто, оставив родину, в панике бежал от гуннов. Это было одно из самых тяжких поражений за всю историю Рима, и, несомненно, самое роковое по своим последствиям. Погибло более сорока тысяч легионеров, многие попали в плен. Из восьмидесятитысячного войска едва ли шестая часть воинов смогла спастись бегством. Бедолага Валент, раненый, пытался укрыться в какой-то хижине, но её подожгли и он сгорел там заживо. Империя погрузилась в хаос. Визиготы, остготы, аланы, лишённые гуннами своих мест жительства, рвали её на части, как зимние голодные волки, делящие откормленную овцу, попавшую в их пасти. По следам этих варваров на Балканы, а также в ближневосточные провинции, хлынули страшные гуннские всадники. Запылали города. Забросили плуги пахари. Тщетно они хватались за мечи, пытаясь уберечь таким трудом нажитое добро, честь жён и дочерей, или хотя бы жизни, свои и близких. Всё вокруг наполнилось резнёй, криками, плачем, пожарами и грабежами. Гунны внезапно возникали то здесь, то там, каждый раз обгоняя вести о своём вторжении, и убираясь восвояси ранее, чем кто-то успевал приготовиться к отпору. Послушайте, как страдает блаженный Иероним в Вифлееме, сердце которого буквально разрывалось от жалости к соотечественникам: "Пусть Иисус в будущем избавит Римскую империю от этих зверей! Они появляются всюду раньше чем их ожидали, опережая скорость распространения слухов. Они не испытывают жалости ни к монахам, ни к старикам, ни к плачущим детям. Те, кто только начал жить, были вынуждены умереть и, не ведая, в каком они оказались положении, улыбались в окружении обнажённых вражеских мечей" .

Началось Великое переселение народов, стёршее с лица Земли многие страны и племена, разрушившее сотни городов, истребившее миллионы людей, уничтожившее тысячи рукописей, погрузившее наш континент в пучину варварства и невежества, отбросившее его назад по дороге развития, как минимум, на десяток столетий. И всё "благодаря" гуннам. Ни один другой народ планеты не имеет так много прав на роль главного Злодея в спектакле, разыгрываемом музой Клио на подмостках мировой сцены, где актёрами выступает всё человечество. Но даже у самого отрицательного персонажа исторической постановки должна быть своя биография. Кто они, названные современниками "ужасом народов", откуда пришли и почему так легко обратили Цивилизацию в Хаос? Мы никогда не сможем до конца понять родословную славян, как и других обитателей континента, если не разберёмся с теми, кто был властелином на Востоке Европы в пору их младенчества и кто так много сделал для того, чтобы дитя смогло покинуть свою колыбель. Меж тем, на вопрос: "кто же такие гунны" вот уже полторы тысячи лет историки дают самые разноречивые ответы и большинство из них выглядит весьма неубедительно.

Иордан полагал, что обидчики его предков происходят от неких ведьм ("несколько женщин-колдуний" ), обнаруженных одним из предшественников Германариха конунгом Филимером у готов ("среди своего племени" ). "Сочтя подозрительными, он прогнал их далеко" , вынудив бродить в пустыне. Там их и подобрали "нечистые духи" , и "в их объятиях соитием смешались с ними и произвели то свирепейшее племя" , которое мы знаем под именем гуннов. Но то, что казалось вполне правдоподобным историку раннего Средневековья, уже не кажется таковым в наши дни. Аммиан Марцеллин, политик, боевой офицер и разведчик, вообще отказывается гадать на тему, кто такие гунны, и откуда именно они пожаловали, заявляя лишь по-военному кратко: "Племя гуннов, о которых древние писатели осведомлены очень мало, обитает за Меотийским болотом в сторону Ледовитого океана и превосходит в своей дикости всякую меру" . Церковный историк Зосима колеблется, отнести ли гуннов к "царским скифам" или к потомкам того курносого или слабого народа ("агрипеев"), что был описан Геродотом. От Геродотовых оборотней-невров производит свирепых кочевников писатель Евнаний. А хорошо нам знакомый Прокопий Кесарийский вообще полагал их потомками киммерийцев. Подводя итоги потугам своих собратьев раздобыть хоть какие-то сведения о прошлом этого племени, христианский мыслитель и богослов конца IV века Евагрий Понтийский флегматично заметит: "Где находились гунны, откуда они вышли, как пробежали всю Европу и оттеснили скифский народ, о том никто не сказал ничего ясного" .

Впрочем, надо заметить, что хотя мнения античных мыслителей по данному вопросу и разделились, все они, однако, искали корни агрессоров среди аборигенов Восточной Европы. Историки XIX - начала XX веков, напротив, заподозрили в "потрясателях Вселенной" пришлых монголоидов, предков тюрков или даже монголов, и принялись искать их прародину у границ Китая.

Так родилась версия о том, что подозрительное племя явилось из Монголии и предки его были известны китайцам под именем хунну (в других вариантах произношения: хюнну или сюнну). Российский учёный Константин Иностранцев в 1926 году предложил считать европейских гуннов - западной, а северокитайских хунну - восточной ветвями одного и того же народа. С тех пор в отечественной науке это стало непререкаемым догматом. Хотя по мере изучения восточных кочевников, а равно древностей, оставленных гуннами в Европе, сомнений по этому поводу становилось всё больше - слишком велика была разница между ними.

Да и народы с монголоидными чертами по эту сторону Уральского хребта известны были ещё Геродоту. Проявляются подобные антропологические признаки в той или иной степени и у современных угорцев, к которым, кроме европейских венгров, живущих именно там, где некогда располагалась ставка Аттилы, относят также хантов и манси из Западной Сибири. Венгры, кстати, считают гуннов своими предками. Возможно, именно поэтому у российских исследователей всегда была не менее популярна угорская версия происхождения необычных агрессоров. Как писал историк Дмитрий Иловайский ещё в далёком 1874 году: «Гунны, по мнению многих учёных, будто бы составляли одно из племён Восточнофинской или Чудской группы и принадлежали к её Угорской ветви. Гунны издревле обитали в степях между Уралом и Волгой, по соседству со Скифскими народами Арийской семьи, и вовсе не были каким-то новым народом, прямо пришедшим в Европу из глубины Средней Азии от границ Китая во второй половине IV века» .

Сторонников идеи о "северокитайской прародине" гуннов и их "угрофильских" оппонентов попытался примирить выдающийся отечественный востоковед Лев Гумилёв. В своей книге "История народа хунну" он, по мере сил, попытался соединить в одну две основные концепции отечественной исторической науки. Вот, как это выглядит со слов автора "объединённой" версии: "Приуральские угры были тем народом, который приютил беглецов (с территории Северного Китая) и дал им возможность вновь собраться с силами. Именно с угорских территорий начали хунну свой новый поход на запад, причём угорский элемент составлял их основную боевую силу, и нет оснований сомневаться в том, что оба народа смешались и слились в один новый народ - гуннов" .

Все эти теории, конечно, красивы и романтичны, ещё бы - беглецы с края Света сокрушают величайшие империи Европы - но вот фактов в их основании нет практически никаких, исключая, разумеется совпадение нескольких звуков в названиях обитателей монгольских степей и свирепых кочевников, обрушившихся на Готию и Рим. Именно поэтому западные учёные всерьёз их не воспринимают. Хотя и сами оказываются не в состоянии предложить собственные ответы на почти неразрешимые вопросы: "кто же они такие?" и "откуда пришли?" Авторитетный британский историк Эдвард Томпсон вынужден признать очевидное: "Не только происхождение гуннов, но и их перемещения и деятельность до последней четверти IV столетия остаётся для нас такой же тайной, какой они были для Аммиана Марцеллина" .

Стоп! А почему учёные посчитали, что для последнего это было какой-то там "тайной"? Давайте внимательней вчитаемся в смысл сказанного этим автором, одним из самых образованных людей своего времени. Ведь он не говорит о том, что его предшественники "древние писатели" ничего о гуннах не ведали. Он употребляет принципиально иную формулировку "осведомлены очень мало" , то есть о них знали, но не слишком многое. По мнению Аммиана, перед нами просто народ, в прошлом не слишком прославившийся. Не знаю, был ли знаком Марцеллин с трудами александрийского географа Клавдия Птолемея, но тот в трактате "География" без обиняков помещает народ "хуни" между бастарнами и роксаланами. Мы, конечно, помним, что Птолемей был тот ещё путаник, вполне мог ошибиться с координатами объекта или с чистой душой использовать давно устаревшие данные, но трудно обвинять учёного в том, что он ещё и экстрасенс. Мог ли он предвидеть, какую роль гунны сыграют в истории Европы за два с лишним века до того? Если нет, отчего он располагает их на карте там, где будут кочевать их потомки после сокрушения Готской державы?

Ещё более удивительно, что Птолемей оказался не единственным, кто увидел это племя до периода его громкой славы. Другой географ из Александрии, Дионисий Периегет, творивший примерно в ту же эпоху, оставил нам свой труд "Описание населённой земли". Полистаем его, имея в виду, что Каспий тогда считался заливом, соединённым с Северным океаном "устьем" в том месте, где на самом деле в него впадает Волга: "Фигура всего великого Каспийского моря представляет собой закругляющуюся окружность; его, пожалуй, не переплывёшь на корабле в три лунных круга: столь велик этот трудный путь... Я расскажу вам (теперь) всё о том, какие племена живут вокруг него, начав с северо-западной стороны. Первые - скифы, которые населяют побережье возле Кронийского моря (Северного Океана), по устью Каспийского моря, потом унны, за ними каспийцы, за этими - воинственные албаны и кадусии, живущие в горной стране..."

Итак, по крайней мере, два географа предыдущих столетий слышали о племени со схожим названием. Хотя, их сведения и выглядят полной разноголосицей. Один помещает своих хуни в Причерноморье, между Днепром и Днестром, второй отводит уннам место на берегах Каспия, вероятно, где-то в районе нынешней Калмыкии. Меж тем, на Кавказе гуннов замечают и иные авторы. Армянский историк Агафангел, двоюродный брат святого Григория Просветителя, живший в конце III - начале IV веков, сообщает об участии гуннов вместе с армянами и другими кавказскими народами в войне с персами 227 года от Рождества Христова. При этом никого они тут тогда не пугают, смотрятся вполне заурядным провинциальным племенем. Точно также они продолжают выглядеть и на страницах сочинения другого армянского историка Фавстоса Бузанда, который повествует о нашествии кочевников на его страну в правление царя Хосрова II Короткого (330-339 годы). Вот что об этом говорится: "В то время маскутский царь Санесан, сильно разгневавшись, проникся враждой к сородичу своему, армянскому царю Хосрову и собрал все войска, - гуннов, похов, таваспаров, хетчемаков, ижмахов, гатов и глуаров, гугаров, шичбов и чилмов, и баласичев и егерсванов, и несметное множество других разношерстных кочевых племён..."

Маскуты - это другое название массагетов или аланов. Их предводитель, вместе с подвластными ему народами, среди которых упомянуты гунны, форсировал Куру и вторгся на территорию Армении ориентировочно в 336 году. Местный царь бросил страну на растерзание врагов и заперся в отдалённой крепости вместе с престарелым патриархом. Не встречая сопротивления, агрессоры грабили окрестности и разрушали всё, что попадалось им на пути. Через год спарапет (полководец) Ваче Мамиконян сумел собрать войско и разгромил захватчиков. Его витязи "набросились, били, громили войска аланов и маскутов, и гуннов, и других племён и всё каменистое поле устлали трупами убитых, так что кровь обильно текла, как река, и не было числа перебитому воинству. Немногочисленные же остатки они гнали перед собой до страны баласичев" . Вдумайтесь - какая странная ирония Судьбы! За какие-то несчастные сорок лет - время жизни немногим более одного поколения - до начала вселенского переполоха устроенного этим племенем, предки тех, кто стал "ужасом народов" безропотно служат провинциальным аланским царькам, упоминаются в одном ряду с некими "похами" и "хетчемаками", и складывают головы под мечами армянской армии, которая, в свою очередь, многократно бита и римлянами и персами.

Но, как бы то не было, мы видим, что кое-какими сведениями о гуннах до их нашествия в Европу древние писатели всё же располагали. О первоначальном местожительстве этого племени, если не считать противоречивых указаний александрийских географов, остальные авторы упоминают довольно смутно. Большинство из них, однако, связывает этих кочевников с Танаисом (Доном) и Меотидой (Азовским морем). В сочинении Иордана приводится легенда, объясняющая, почему об этом народе долгое время ничего не было слышно: "Вот эти-то гунны, созданные от такого корня, и подступили к границам готов. Этот свирепый род, как сообщает историк Приск, рассевшись на дальнем берегу Меотийского озера, не знал никакого другого дела, кроме охоты, если не считать того, что он, увеличившись до размера племени, стал тревожить покой соседних племён коварством и грабежами. Охотники этого племени, выискивая однажды, как обычно, дичь на берегу внутренней Меотиды, заметили, что вдруг перед ними появился олень, вошёл в озеро и, то ступая вперёд, то приостанавливаясь, представлялся указующим путь. Последовав за ним, охотники пешим ходом перешли Меотийское озеро, которое (до тех пор) считали непереходимым, как море. Лишь только перед ними, ничего не ведающими, показалась скифская земля, олень исчез. Я полагаю, что сделали это из ненависти к скифам, те самые духи, от которых гунны ведут своё происхождение. Вовсе не зная, что, кроме Меотиды, существует ещё другой мир, и приведённые в восхищение скифской землёй, они, будучи догадливыми, решили, что путь этот никогда ранее неведомый, показан им божественным (провидением). Они возвращаются к своим, сообщают им о случившемся, расхваливают Скифию и убеждают всё племя отправиться туда по пути, который они узнали, следуя указанию оленя" .

В разных вариантах эта легенда пересказывается и другими древними писателями, правда, вместо охотников иногда её героем оказывается пастух, а оленя (лань) заменяет бык, ужаленный оводом. Тем не менее, тема "замкнутости" или даже "запертости" первоначальной гуннской прародины, проходит сквозной нитью через большинство сочинений о происхождении этого народа. У Павла Орозия читаем, что гунны "долгое время были отрезаны неприступными горами" . А блаженный Евсевий Иероним, творивший в середине IV - начале V столетий даже намекает, о каких именно горах идёт речь: "Весь Восток задрожал при внезапно разнёсшихся вестях, что от крайних пределов Меотиды, где запоры Александра сдерживают дикие племена Кавказа, вырвались орды гуннов, которые летая туда и сюда на быстрых конях, всё наполнили резнёй и ужасом" . Под "запорами Александра" здесь разумеется древняя система укреплений, типа Дербентской стены, которая сдерживала проход через Кавказские горы с Севера на Юг.

Итак, древние писатели не сомневались в том, что гунны были близкими соседями европейцев, византийцев и персов. Отчего же тогда в наши дни их коллеги устремили свой ясный взор в сторону Китая, пытаясь разыскать следы "потрясателей Вселенной" в столь отдалённых местах? Видимо, всему виной слишком уж необычный облик агрессоров, их странные нравы и образ жизни. Историкам наших дней, вероятно, показалось, что такого рода дикари не могли быть европейскими обитателями.

Впрочем, давайте полистаем старые летописи и внимательно посмотрим на гуннов глазами их более цивилизованных современников. Вот, что пишет римский придворный поэт Клавдий Клавдиан: "Север не питает ни одного племени более свирепого. У них безобразная внешность и постыдные на вид тела, но они никогда не отступают перед трудностями. Пищей им служит охотничья добыча, они избегают плодов Цереры (продуктов земледелия), их забава разрезать лицо, у них считается прекрасным клясться убитыми родителями (то есть, гордиться убийством отца и матери). Двойная природа не более их сочетала двуобразных тучерождённых с родными конями (как кентавры они срослись с лошадьми). Они отличаются необыкновенной подвижностью, но без всякого порядка и с неожиданными обратными набегами" . Может показаться, что с обвинениями в отцеубийстве поэт Клавдиан, что называется "перегнул палку". Впрочем, живший чуть позже церковный историк Феодорит вообще полагал, что гунны - людоеды, которые отказались от поедания тел своих стариков только в эпоху Аттилы, когда многие из них стали принимать христианство.

Иордан в подробностях описывает необычный облик захватчиков: "Они побеждали не столько войной, сколько внушая величайший ужас своим страшным видом… потому что их образ пугал своей чернотой, походя не на лицо, а, если можно так сказать, на безобразный комок с дырами вместо глаз. Их свирепая наружность выдаёт жестокость их духа, они зверствуют даже над потомством своим с первого дня рождения. Детям мужского пола они рассекают щёки железом, чтобы раньше, чем воспринять питание молоком, попробовали они испытание раной. Поэтому они стареют безбородыми, а в юношестве лишены красоты, так как лицо, изуродованное железом, из-за рубцов теряет своевременное украшение волосами» . Кроме того, готский историк обращает внимание и на необычное телосложение этих кочевников: "Свирепейшее племя, …малорослое, отвратительное и сухопарое, понятное как некий род людей только в том лишь смысле, что обнаруживало подобие человеческой речи… Ростом они невелики, но быстры проворством своих движений и чрезвычайно склонны к верховой езде; они широки в плечах, ловки в стрельбе из лука и всегда горделиво выпрямлены благодаря крепости шеи. При человеческом обличии живут в звериной дикости" . А вот как выглядит в глазах Иордана царь гуннов Аттила, великий предводитель этого племени: "По внешнему виду низкорослый, с широкой грудью, с крупной головой и маленькими глазами, с редкой бородой, тронутой сединой, с приплюснутым носом, с отвратительным цветом кожи, он являл все признаки своего происхождения" .

Но быть может, готский историк слишком эмоционален в описании врагов своего народа? Послушаем, что скажет Аммиан Марцеллин, боевой офицер, разведчик, уж он-то за свою жизнь насмотрелся на представителей самых разных народов, белых и чёрных, культурных и диких, красивых и не очень. Ему слово: "Так как при самом рождении на свет младенца ему глубоко изрезают щеки острым оружием, чтобы тем задержать своевременное появление волос на зарубцевавшихся нарезах, то они доживают свой век до старости без бороды, безобразные, похожие на скопцов. Члены тела у них мускулистые и крепкие, шеи толстые, чудовищный и страшный вид, так что их можно принять за двуногих зверей или уподобить тем грубо обтесанным наподобие человека чурбанам, какие ставятся на концах мостов. При столь диком безобразии в них человеческого образа они так закалены, что не нуждаются ни в огне, ни в приспособленной ко вкусу человека пище; они питаются кореньями диких трав и полусырым мясом всякого скота, которое они кладут на спины коней под свои бедра и дают ему немного попреть" .

Как видим, и здесь о красоте речь не идёт, всё больше о "чудовищном и страшном виде" и "дикости, превосходящей всякую меру" . Последнее проявляется, по мнению римского писателя не только в том, как они поступают со своей внешностью, но и в целом ряде привычек и нравов этого племени: "Никогда они не укрываются в какие бы то ни было здания; но, напротив, избегают их, как гробниц, отрешенных от обычного обихода людей. У них нельзя встретить даже покрытого камышом шалаша. Они кочуют по горам и лесам, с колыбели приучаются переносить холод, голод и жажду. И на чужбине входят они под кров только в случае крайней необходимости, так как не считают себя в безопасности под кровом... Тело они прикрывают льняной одеждой или же сшитой из шкурок лесных мышей. Нет у них различия между домашним платьем и выходной одеждой: но раз одетая на шею туника грязного цвета снимается или заменяется другой не раньше, чем она расползется в лохмотья от долговременного гниения. Голову покрывают они кривыми шапками, свои обросшие волосами ноги - козьими шкурами; обувь, которую они не выделывают ни на какой колодке, затрудняет их свободный шаг... Поэтому они не годятся для пешего сражения; зато они словно приросли к своим коням, выносливым, но безобразным на вид, и часто сидя на них на женский манер, исполняют свои обычные занятия. День и ночь проводят они на коне, занимаются куплей и продажей, едят и пьют и, склонившись на крутую шею коня, засыпают и спят так крепко, что даже видят сны. Когда приходится им совещаться о серьезных делах, то и совещание они ведут, сидя на конях" .

Дикость завоевателей, по мнению Марцеллина, проявлялась не только в их нравах, но и в уровне организованности (а точнее, дезорганизованности) гуннского сообщества. Для него, как и для многих его современников, гунны, это не страна, не царство, а бродячие орды грабителей, северный "ураган племён", по образному выражению одного из античных авторов, внезапно налетевший и никем не управляемый. Как пишет Аммиан: "Не знают они над собой строгой царской власти, но, довольствуясь случайным предводительством кого-нибудь из своих старейшин, сокрушают все, что ни попадется на пути. Иной раз, будучи чем-нибудь задеты, они вступают в битву; в бой они бросаются, построившись клином, и издают при этом грозный завывающий крик. Легкие и подвижные, они вдруг нарочно рассеиваются и, не выстраивая боевой линии, нападают то там, то здесь, производя страшные убийства. Вследствие их чрезвычайной быстроты никогда не случается видеть, чтобы они штурмовали укрепление или грабили вражеский лагерь. Они заслуживают того, чтобы признать их отменными воителями, потому что издали ведут бой стрелами, снабженными искусно сработанными остриями из кости, а сблизившись в рукопашную с неприятелем, бьются с беззаветной отвагой мечами и, уклоняясь сами от удара, набрасывают на врага аркан, чтобы лишить его возможности усидеть на коне или уйти пешком. Никто у них не пашет и никогда не коснулся сохи. Без определенного места жительства, без дома, без закона или устойчивого образа жизни кочуют они, словно вечные беглецы, с кибитками, в которых проводят жизнь; там жены ткут им их жалкие одежды, сближаются с мужьями, рожают, кормят детей до возмужалости. Никто у них не может ответить на вопрос, где он родился: зачат он в одном месте, рожден - далеко оттуда, вырос - еще дальше. Когда нет войны, они вероломны, непостоянны, легко поддаются всякому дуновению перепадающей новой надежды, во всем полагаются на дикую ярость. Подобно лишенным разума животным, они пребывают в совершенном неведении, что честно, что нечестно, ненадежные в слове и темные, не связаны уважением ни к какой религии или суеверию, пламенеют дикой страстью к золоту, до того изменчивы и скоры на гнев, что иной раз в тот же самый день отступаются от своих союзников без всякого подстрекательства и точно также без чьего бы то ни было посредства опять мирятся".

А теперь послушайте, что пишет римский поэт V века Аполлинарий Сидоний в своём панегирике императору Антемию: "Там, где белый Танаис спадает с Рифейских гор, под северным сиянием Медведицы живёт племя грозное духом и телом, так что на самых лицах его детей уже отпечатан какой-то ужас. Круглой массой возвышается его сдавленная голова. Подо лбом, в двух впадинах, как бы лишённых глаз, виднеются взоры. Свет едва брошенный в полость мозга, проникает до наружных, крайних орбит, однако, не закрытых, так что через малое отверстие они видят обширные пространства, и недостаток красоты возмещают тем, что различают маленькие предметы на дне колодца. Чтобы нос не слишком выдавался между щёк и не мешал шлему, круглая повязка сдавливает нежные ноздри (младенца). Таким образом, материнская любовь обезображивает рождённых для битв, поскольку при отсутствии носа поверхность щёк делается ещё шире. Остальная часть тела у мужчин прекрасна: широкая грудь, большие плечи, подпоясанный ниже пупа живот. Пешие, они представляются среднего роста, но если видишь их на коне, то они кажутся высоки; такими же часто являются, когда сидят. Едва ребёнок покидает лоно матери, он уже на спине коня. Можно подумать, что это члены одного тела, ибо всадник как бы прикован к лошади; другие народы ездят на конском хребте, а этот живёт на нём".

История гуннов очень интересная. Для славянского народа она интересна тем, что есть большая вероятность того, что гунны - это Существует целый ряд исторических документов и древних писаний, достоверно подтверждающих то, что гунны и славяне являются одним народом.

Очень важно проводить постоянные исследования нашего происхождения, так как согласно существующей истории наши далекие предки до прихода Рюрика были слабой и необразованной нацией, не имевшей культуры и традиций. Согласно утверждениям некоторых ученых, дела обстояли еще хуже, так как разобщенность древних препятствовала самостоятельному управлению своими землями. Поэтому и был призван варяг Рюрик, заложивший новую династию правителей Руси.

Впервые крупное исследование гуннской культуры провел французский историк Дегинье. Оно нашел сходство между словами «гунны» и «сюнны». Сюннами называли один из самых больших народов, который жил на территории современного Китая. Но существует и другая теория, согласно которой гунны были предками славян.

Согласно первой теории гунны - это смесь двух народов, одним из которых являются угры, а вторым - хунны. Первые жили на территории нижней Волги и Урала. Хунны же являлись могучим кочевым народом.

Отношения хуннов с Китаем

Представители этого племени на протяжении многих веков проводили завоевательную политику относительно Китая и имели достаточно активный образ жизни. Они осуществляли неожиданные налеты на провинции страны и забирали все то, что им надо было для жизни. Поджигали жилища и делали рабами жителей местных деревень. Вследствие этих набегов земли были в упадке, а над землей еще долго носился запах гари и поднятый вверх пепел.

Считалось, что хунны, а несколько позже гунны - это те, что не знают ничего о жалости и сострадании. Завоеватели стремительно покидали ограбленные поселения на своих низкорослых и выносливых конях. За один день они могли преодолевать более ста верст, вступая при этом в бой. И даже Великая китайская стена не была для хуннов серьезной преградой - они легко обходили ее и осуществляли свои набеги на земли Поднебесной.

Со временем произошло их ослабление и распад, в результате которых образовались 4 ветки. Наблюдалось более активное их теснение другими, более сильными народами. Для того чтобы выжить, северные хунны в середине 2 века направились на запад. Второй раз появились гунны на территории Казахстана в 1 веке нашей эры.

Объединение хуннов и угров

Тогда когда-то сильному и огромному племени на пути встретились угры и аланы. Со вторыми отношения у них не сложились. А вот угры дали приют скитальцам. В середине 4 века возникло государство гуннов. Приоритетное положение в нем принадлежало культуре угров, тогда как военное дело было в большей части перенято от хуннов.

В те времена аланами и парфянами практиковалась так называемая сарматская тактика боя. Копье было прикреплено к туловищу животного, поэтом в удар была вложена вся сила и могущество скачущего коня. Это была весьма эффективная тактика, противостоять которой было не под силу практически никому.

Гунны - это племена, которые придумали абсолютно противоположную тактику, менее эффективную в сравнении с сарматской. Народ гунны делал акцент больше на изнурение противника. Манера ведения боя заключалась в отсутствии каких-либо активных атак или нападений. Но в то же время они не покидали поле боя. Их воины были оснащены легким вооружением, находились на значительном расстоянии от своих противников. При этом они обстреливали врагов с луков и с помощью арканов сбрасывали всадников на землю. Таким образом они изматывали противника, лишали его сил, а затем убивали.

Начало Великого переселения народов

В результате гунны покорили аланов. Таким образом, произошло образование мощного союза племен. Но в нем хуннам принадлежали далеко не доминирующие позиции. Примерно в семидесятых годах 4 века состоялось переселение гуннов через Дон. Это происшествие стало началом нового периода истории, который в наше время называется Много людей в то время покинули свои дома, смешались с другими народами и образовали совершенно новые нации и государства. Многие историки склоняются к мысли, что гунны - это те, кто должен был внести существенные изменения в мировую географию и этнографию.

Следующие жертвы гуннов - визиготы, которые обосновались в низовьях Днестра. Их также разбили, и они были вынуждены бежать к Дунаю и обратиться за помощью к императору Валентину.

Достойное сопротивление гуннам оказали остроготы. Но их ждала безжалостная расправа гуннского царя Баламбера. Вслед за всеми этими событиями в причерноморскую степь пришел мир.

Предпосылки великих завоеваний гуннов

Мир продолжался до 430 года. Этот период известен еще и приходом на историческую сцену такого человека, как Атилла. Его непосредственно связывают с великими завоеваниями гуннов, которые имели и множество других предпосылок:

  • окончание вековой засухи;
  • резкое повышение влажности в степных районах;
  • расширение лесной и лесостепной зоны и сужение степи;
  • существенное сужение жизненного ареала степных народов, которые вели кочевой образ жизни.

Но выживать как-то надо было. А компенсацию всех этих издержек можно было ждать только от богатой и сытной Римской империи. Но в 5 веке она уже не была такой могучей державой, как двести лет назад, и гуннские племена под управлением своего предводителя Ругилы легко дошли до Рейна и даже попытались наладить дипломатические отношения с Римским государством.

История говорит о Ругиле как об очень умном и дальновидном политике, который умер в 434 году. После его смерти кандидатами на престол стали два сына Мундзука, брата правителя, - Атилла и Бледа.

Период подъема гуннов

Это было начало двадцатилетнего периода, который характеризовался небывалым подъемом гуннского народа. Молодым вождям не подходила политика тонкой дипломатии. Они хотели иметь абсолютную власть, получить которую можно было только насильственным путем. Под началом этих вождей произошло объединение множества племен, к которым относились:

  • остроготы;
  • треки;
  • герулы;
  • гепиды;
  • булгары;
  • акациры;
  • турклинги.

Под гуннскими знаменами стояли также римские и греческие воины, которые достаточно негативно относились к власти Западной римской империи, считая ее корыстной и прогнившей.

Каким был Аттила?

Внешность Атиллы не была героической. Он имел узкие плечи, невысокий рост. Так как в детстве мальчик очень много времени приводил верхом на лошадях, он имел кривые ноги. Голова была настолько большой, что едва удерживалась маленькой шеей - она все время раскачивалась на ней, как маятник.

Его худощавое лицо скорее было украшено, а не испорчено глубоко посаженными глазами, заостренным подбородком и клинообразной бородой. Атилла, вождь гуннов, был достаточно умным и решительным человеком. Он умел держать себя в руках и достигать поставленных целей.

Кроме этого он был весьма любвеобильным человеком, имеющим большое количество наложниц и жен.

Больше всего на свете он ценил золото. Поэтому покоренные народы были вынуждены оплачивать ему дань исключительно этим металлом. Это же относилось и к покоренным городам. Для гуннов драгоценные камни были обыкновенными, ничего не стоящими стекляшками. А к золоту наблюдалось совершенно противоположное отношение: этот весомый драгоценный металл имел благородный блеск и символизировал бессмертную власть и богатство.

Убийство брата и захват власти

Нашествие гуннов на Балканский полуостров осуществлялось под командованием грозного вождя с его братом Бледой. Вместе они подошли к стенам Константинополя. Во время того похода было сожжено более семи десятков городов, благодаря чему варвары сказочно обогатились. Это подняло авторитет вождей на невиданную высоту. Но предводитель гуннов желал абсолютной власти. Поэтому в 445 году он убил Бледу. С того времени начинается период его единоличного правления.

В 447 году состоялось заключение договора между гуннами и Феодосием II, который был очень унизительным для Византийской империи. Согласно ему правитель империи должен был платить каждый год дань и уступить южный берег Дуная до Сингидуна.

После прихода к власти в 450 году императора Маркиана произошло расторжение этого договора. Но Атилла не стал увязываться с ним в борьбу, ведь она могла иметь затяжной характер и происходить на тех территориях, которые варвары и так уже разграбили.

Поход в Галлию

Атилла, вождь гуннов, решил совершить поход в Галлию. В то время Западная римская империя была уже практически полностью морально разложившейся, поэтому являлась лакомой добычей. Но здесь все события начали развиваться не по плану умного и хитрого вождя.

Командовал талантливый полководец Флавий Аэций, сын германца и римлянки. На его глазах мятежными легионерами был убит отец. Полководец имел сильный и волевой характер. К тому же в далекие времена изгнания они с Атиллой дружили.

Экспансия была вызвана просьбой принцессы Гонории об обручении. Появились союзники, среди которых был король Гензерих и некоторые франкские князья.

Во время похода в Галлию было разбито и сровнено с землей королевство бургундов. Затем гунны достигли Орлеана. Но взять его им не судилось. В 451 году состоялась битва на Каталаунской равнине между гуннами и войском Аэция. Она закончилась отступлением Атиллы.

В 452 году война возобновилась вторжением варваров в Италию и взятием самой сильной крепости Аквилеи. Вся долина была ограблена. Из-за недостаточного количества войск Аэций был побежден и предложил захватчикам большой выкуп за то, что они покинут территорию Италии. Поход закончился удачно.

Славянский вопрос

После того как Атилле исполнилось пятьдесят восемь лет, его здоровье серьезно подорвалось. К тому же лекарям было не под силу вылечить своего правителя. Да и справляться с народом ему уже было не так легко, как раньше. Постоянно вспыхивающие восстания подавлялись достаточно жестоко.

Старшин сын Эллак вместе с огромным войском был отправлен на разведку в сторону славянских территорий. Правитель с большим нетерпением ждал его возвращения, так как планировалось осуществление похода и завоевание территории славян.

После возвращения сына и его рассказа об обширности и богатстве этих земель предводитель гуннов принял достаточно необычное для него решение, предложив славянским князьям дружбу и покровительство. Он планировал создание их единого государства в империи гуннов. Но славяне отказались, так как очень дорожили своей свободой. После этого Атилла решает жениться на одной из дочери князя славян и таким образом закрыть вопрос о владении землями непокорного народа. Так как отец был против такого замужества своей дочери, его казнили.

Женитьба и смерть

Свадьба, как и образ жизни предводителя, имела обычный размах. Ночью Атилла с супругой удалились в свои покои. Но на следующий день он уже не вышел. Воины были обеспокоены его столь длительным отсутствием и выбили двери покоев. Там они увидели своего правителя мертвым. Причина смерти воинственного гунна неизвестна.

Современные историки предполагают, что Атилла болел гипертонией. А наличие юной темпераментной красавицы, чрезмерного количества алкоголя и повышенного артериального давления стало той гремучей смесью, которая и спровоцировала смерть.

Существует достаточно много противоречивых сведений о погребении великого воина. История гуннов говорит о том, что место погребения Атиллы - русло большой реки, которая была временно перегорожена плотиной. Кроме тела правителя в гроб положили очень много дорогих украшений и оружия, а тело засыпали золотом. После проведения похорон русло реки было восстановлено. Всех участников похоронной процессии убили для того, чтобы избежать разглашения какой-либо информации о месте захоронения великого Атиллы. Его могилу до сих пор не нашли.

Конец гуннов

После смерти Атиллы в гуннской державе началось время упадка, так как все было основано исключительно на воле и уме ее умершего предводителя. Аналогичная ситуация была с Александром Македонским, после смерти которого полностью рассыпалась его империя. Те государственные образования, которые существуют благодаря грабежам и разбоям, к тому же не имеют никаких других экономических связей, мгновенно рушатся сразу же после уничтожения всего лишь одного связующего звена.

454 год известен тем, что произошло разъединение разношерстых племен. Это привело к тому, что племена гуннов уже не могли угрожать римлянам или грекам. Это могло быть основной причиной смерти полководца Флавия Аэция, безжалостно заколотого мечом императора Западной римской империи Валентиниана во время личной аудиенции. Об этом говорят, что император отрубил себе правую руку левой.

Результат такого поступка не заставил себя ждать, так как Аэций был практически главным борцом с варварами. Вокруг него были сплочены все оставшиеся в империи патриоты. Поэтому его смерть стала началом краха. В 455 году Рим был захвачен и разграблен королем вандалов Гензерихом и его воинством. В дальнейшем Италии как страны не существовало. Она была скорее осколками государства.

Уже более 1500 лет нет грозного вождя Атиллы, но его имя известно многим современным европейцам. Его называют «бичом Божиим», который был послан людям за то, что они не верили в Христа. Но всем нам понятно, что это далеко не так. Царем гуннов был самый обычный человек, который очень хотел повелевать огромным количеством других людей.

Его смерть - это начало заката гуннского народа. В конце 5 века племя было вынуждено перейти через Дунай и просить подданство у Византии. Им была выделена земля, «территория гуннов», и на этом история этого кочевого племени заканчивается. Начинался новый исторический этап.

Нельзя полностью опровергнуть ни одну из двух теорий происхождения гуннов. Но можно точно сказать, что это племя достаточно сильно повлияло на мировую историю.

Племена гуннов вышли из Центральной Азии. Не поладив там с китайским правительством, и, пройдя всю Азию с огнем и мечом, через великие Каспийские ворота они проникли в Европу и наполнили весь тогдашний мир ужасом.

Вот как изображались племена гуннов в исторических источниках. Характеристику гуннов оставили писатели, ближайшие к ним по времени: римские и византийские историки Аммиан Марцеллин , Павел Орозий, Приск и Иордан. Кроме того мы имеем панегирик, принадлежащий Аполлинарию Сидонию, который говорит о быте гуннов в середине V в. Что гунны – кочевое племя, что они большую часть жизни проводили на коне, что, переезжая в своих кибитках, они наводили ужас на всех, с кем приходили в соприкосновение, – в этом все свидетельства сходятся, хотя относятся к разным временам.

Описание гуннских племён у Иордана

Теперь приведем мнение каждого порознь, начиная с Марцеллина. Следует отметить, что Марцеллин в IV в. написал большое сочинение – «Rerum gestarum libri XXXI» (от Нервы до смерти Валента), – из которого до нас дошли последние 18 книг, охватывающие 353–378 гг. Трудами Марцеллина, знавшего о гуннах только по слухам, пользуется и Иордан ; но он не все заимствовал у Марцеллина; часто он приводит и легендарные сведения. Вот место, где он говорит о племенах гуннов: «В домах гунны живут только в крайнем случае а все время проводят в разъездах по горам и долинам и с детства привыкают переносить голод и холод. Одеваются они в грубые холщовые рубахи и носят на голове шапку с висячими ушами. Жены следуют за ними в телегах, ткут грубую ткань и кормят детей. Никто из них не пашет земли, потому что они постоянных жилищ не имеют, а живут как бродяги, без всякого закона. Если вы спросите гунна, откуда он, где его родина – не получите ответа. Он не знает, где родился, где вырос. С ними нельзя заключать договоров, потому что они, подобно бессмысленным животным, не знают, что – правда, а что – неправда. Но они неудержимо и яростно стремятся достичь того, чего хотят, хотя часто переменяют свои желания». Здесь племена гуннов охарактеризованы достаточно ясно. Ни один греческий или римский историк не писал ничего подобного, к примеру, о славянах.

Подробнее говорит Иордан в главах 24 и 34–41. Он говорит верно, пока цитирует Марцеллина; когда же сообщает от себя, то часто смешивает истину с басней, хотя и ссылается на Орозия и Приска. Вот как у него начинается 24 глава: «Пятый готский царь Вилимер осудил некоторых подозрительных женщин и выгнал их из земли скифов далее на восток в степи. Нечистые духи, встретив их, сочетались с ними, от чего и произошел этот варварское племя гуннов. Сперва они жили в болотах. Это были низенькие, грязные гнусные люди; ни единый звук их голоса не напоминал человеческой речи. Эти-то гунны подступили к готским границам». Это место важно в том отношении, что показывает ужас, какой наводили гунны на современников; никто не мог появление их приписать чему другому, как порождению демонов.

Рассказывая историю гуннских племён, Иордан приводит следующее место из Приска, писателя начала V в.: «Гунны жили по ту сторону Меотийских болот (Азовского моря) – в нынешней Кубани. Они имели опытность только в охоте и ни в чем больше; когда же разрослись в большой народ, то стали заниматься грабежом и беспокоить другие народы. Однажды гуннские охотники, преследуя добычу, встретили лань, которая вошла в болота. Следом за ней пошли и охотники. Лань то бежала, то останавливалась. Наконец, следуя за ланью, охотники переходят болота, которые прежде считались непроходимыми, и достигают Скифии. Лань исчезла. Думаю, что это сделали те же демоны», – добродушно заключает Иордан. Не подозревая существования другого мира по ту сторону Меотиды, суеверные гунны, при виде новой земли, приписали все эти обстоятельства указанию свыше. Торопливо они возвращаются назад, восхваляют Скифию и убеждают своё племя переселиться туда. Гунны той же дорогой спешат в Скифию. Все встречающиеся скифы были принесены в жертву Победе, а остальных в короткое время они покорили своей власти. Пройдя с огнем и копьем, гунны покорили аланов, которые не уступали им в военном искусстве, но были выше по своей культуре; они измучили их в сражениях.

Причину успеха гуннских племён Иордан объясняет их страшным отталкивающим видом, что, во всяком случае, имело значение в глазах современников. Гуннам, может быть, не удалось бы победить аланов, но уже своим появлением они приводили их в ужас и те обращались в поспешное бегство, ибо лицо у гуннов было ужасающей черноты, конечно, от пыли и грязи; оно походило, если так можно выразиться, на безобразный кусок мяса с двумя черными отверстиями вместо глаз. «Злобный взгляд их показывает могущество души. Они свирепствуют даже над своими детьми, исцарапывая лицо их ножом, чтобы они прежде, чем коснуться груди своей матери, испытали бы боль от ран». Они стареют, не имея бороды: лицо, изборожденное железом, лишается от рубцов «украшения взрослых». Гунны невысокие, но широкоплечие, с толстой шеей; вооружены огромным луком и длинными стрелами: они искусные наездники. Но, обладая человеческой фигурой, племена гуннов живут по образу зверей (Иордан. О происхождении и деянии гетов, с. 24).

Гунны в изображении Сидония Аполлинария

Иордан жил в VI в., но его свидетельства относятся ко времени первого появления гуннов (в середине IV столетия). Интересно узнать, насколько видоизменились племена гуннов впоследствии? К счастью, мы имеем панегирик Сидония Аполлинария. Дело в том, что спустя сто лет гунны продолжали бороться со скифами . Римский полководец Антемий около 460 года защищал римскую империю от вторжения этих варваров и свои наблюдения мог передать Аполлинарию, который внес их в сочиненный им панегирик, написанный тогда, когда Антемий стал императором. Сообщения его ясно свидетельствуют в пользу того, что гунны в продолжении ста лет нисколько не переменились. «Этот гибельный народ, – говорит Сидоний, – жесток, жаден, дик выше всякого описания и может назваться варваром между варварами. Даже детские лица носят печать ужаса. Круглая масса, оканчивающаяся углом, круглый безобразный плоский нарост между щек, два отверстия, вырытые во лбу, в которых вовсе не видно глаз, – вот наружность гунна. Расплющенные ноздри происходят от поясов, которыми стягивают лицо новорожденного, дабы нос не препятствовал шлему сидеть крепче на голове. Остальные части тела красивы: грудь и плечи широкие, рост выше среднего, если гунн пеший, и высокий, если он на коне. Как только ребенок перестает нуждаться в молоке матери, его сажают на коня, чтобы сделать его члены гибкими. С этих пор гунн всю жизнь свою проводит на коне. С огромным луком и стрелами он всегда попадает в цель, и горе тому, в кого он метит».

Это свидетельство V в., написанное через сто лет после Марцеллина и за столько же до Иордана. Видно, что Сидоний не подчиняется Марцеллину в такой степени, как подчиняется ему Иордан, а, напротив, отличается самостоятельностью. Племена гуннов, казалось, могли бы измениться за сто лет, но этого не случилось.

Говорят, что римские историки не знали славян и могли их смешать с гуннами. Но у Приска мы находим первые упоминания о славянах, причем он достаточно четко отличает славян от гуннов. Известно, что славянская колонизация началась в пределах Римской империи в IV и V вв. (в нынешней Далмации и по Дунаю). В то время о славянах ничего еще не сообщалось. Непосредственные сведения о них находим у Прокопия Кесарийского и Маврикия. Оба они занимали высшие придворные посты в Византии и писали в первой половине VI в., т. е. одновременно с Иорданом, если не раньше. По рассказам их, нет никакого сходства между славянами и гуннами; они не лишены были возможности отличить одно племя от другого. Таким образом, оригинальное мнение русского историка Забелина о родстве славянских племён с гуннами вряд ли может выдержать строгую критику, несмотря на всю эрудицию, которой оно внушительно обставлено.

Гунны и великое переселение народов

Натиск гуннских племён был неодолим. Немой ужас, какой испытали русские во время татарского нашествия, был слабой тенью страха, внушенного гуннами аланам. Аланы давили на остготов , остготы на вестготов . Паника в те ужасные времена доходила до того, что целые народы в 200 тысяч душ, лишенные всяких средств, теснились на берегах рек, не имея возможности перейти их.

Германариху, королю готскому, повиновалась большая часть Северного Причерноморья. Он был для германцев в своем роде Александром Македонским. Громадное царство Германариха представляло крепкую организацию, которая могла бы с течением времени усвоить римскую цивилизацию. Но гунны, потеснив роксоланов и аланов, отбросили их на запад и дали тем сильный толчок всем народам, населяющим Европу. Началось движение, называемое великим переселением народов .

Король готов Германарих рассчитывал на поддержку других племен, но они ему изменили, чему он сам был, будто бы, причиной. Германарих два раза был разбит гуннами, и готы должны были, наконец, покориться, когда Германарих, по легенде, сам пронзил себя мечом и умер 110-летним старцем.

Племенами гуннов тогда предводительствовал Виламир. Он собрал вокруг себя громадные силы. В нынешней Южной России и Венгрии гунны прожили спокойно 50 лет. Вытесненные ими отсюда вестготы перешли за Дунай, в византийские владения и захватили Фракию. Император Валент пал в сражении с готами при Адрианополе (378) , и только его преемник, Феодосий Великий искусными действиями и переговорами смог на время приостановить великое переселение народов и удержать вестготов от вторжения дальше вглубь империи.