Сибиряк: Ценности и традиции. Коренные народы Сибири


Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Бурятские обычаи, обряды и традиции Многие поверья и запреты имеют общие корни центрально-азиатского происхождения, поэтому одинаковы у монголов и бурят. В их числе развитый культ обо, культ гор, поклонение Вечно Синему Небу (Хухэ Мунхэ Тэнгри). Возле обо надо обязательно остановиться и почтительно преподнести дары духам. Если не остановиться у обо и не сделать жертвоприношения - удачи не будет. По поверью эвенков и бурят, каждая гора, долина, река, озеро имеет своего духа. Человек без духов ничто. Нужно задабривать духов, пребывающих везде и всюду, чтобы они не вредили и оказывали помощь. У бурят существует обычай "брызгать" молочными или алкогольными напитками духам местности. «Брызгают» безымянным пальцем левой руки: слегка прикасаются к спиртному и брызгают по четырем сторонам света, небу и земле.

Слайд 10

Описание слайда:

К одной из главных традиций относится священное почитание природы. Нельзя наносить вред природе. Ловить или убивать молодых птиц. Рубить молодые деревья. Нельзя бросать мусор и плевать в священные воды Байкала. У источника воды "аршана" нельзя стирать грязные вещи. Нельзя ломать, выкапывать, задевать сэргэ - коновязь, разжигать рядом костер. Не следует осквернять священное место плохими действиями, мыслями или словами. К одной из главных традиций относится священное почитание природы. Нельзя наносить вред природе. Ловить или убивать молодых птиц. Рубить молодые деревья. Нельзя бросать мусор и плевать в священные воды Байкала. У источника воды "аршана" нельзя стирать грязные вещи. Нельзя ломать, выкапывать, задевать сэргэ - коновязь, разжигать рядом костер. Не следует осквернять священное место плохими действиями, мыслями или словами.

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Список литературы: http://forum.masterforex-v.org/index.php?showtopic=15539 http://www.iodb.irkutsk.ru/docs/publishing/evenki.html http://google.ru

Научный руководитель

Обычаи и традиции - внешние элементы культуры любого народа, в том числе и русского. Обычаи, традиция, обряд схожи друг с другом, но все-таки у них есть и различия. Обычай предписывает человеку более детальное поведение и поступки в конкретных ситуациях. Например, самый распространенный обычай - пожимать руки при встрече близких друзей или родственников. Однако бывают и вредные обычаи, например, угощать друг друга спиртным при встрече родственников, друзей, знакомых.

Каждый народный праздник в России сопровождается обычаями и песнями. Их происхождение, содержание и цель отличается от церковных празднеств.

Существуют разные виды обычаев. Жилыми местностями в Старой Руси были город, пригород, посад, слобода, погост, село, сельцо, починок. Это уже было в то время, когда образовалась прочная оседлая жизнь русского народа. Но гораздо раньше того, как говорит автор книги «Быт русского народа»(1848) , славяне, а затем и наши россы жили беспорядочно: боясь ежедневных набегов, беззащитные , не имеющие государственного устройства, должны были защищаться и все вместе, и каждый в отдельности.

Русские поселения с глубокой древности возникали по берегам рек, ручьев, озер, вдоль почтовых трактов, соединявших крупные торговые и ремесленные города, в центре пахотных и сенокосных угодий. Деревни, как правило, были расположены недалеко друг от друга.

Крестьянские избы строились в один или два ряда, вдоль дороги, реки или озера, тесно прижавшись друг к другу. Деревни не имени четкой планировки. Про такие деревни говорили «Черт ее в решете нес, да и растрес». Села и деревни огораживались заборами, въездные ворота которых на ночь всегда закрывались.


Интерьер избы отличался простотой и целесообразным размещением включенных в него предметов. Основное пространство избы занимала духовая печь, которая на большей части России располагаются у входа, справа или слева от дверей. Стол всегда стоял в углу, по диагонали от печи. Над ним была расположена божница с иконами. В задней части избы от печи до боковой стены под потолком устраивался деревянный настил – полати. Вся неподвижная обстановка в избы строилась плотниками вместе с домом и называлась хоромным нарядом. Передний угол с божницей и столом считался чистой, парадной половиной избы, пространство около печи – печной угол, середина избы – рабочим местом.

Обычаи в домоводстве

В своей патриархальной простоте наши предки довольствовались весьма не многим. Полусырая пища, мясо, коренья и шкуры диких и домашних зверей вполне удовлетворяли их скромные нужды. Когда впервые квас стал одним из русских напитков, сегодня установить невозможно. Из блюд которые готовят их теста, первое место занимают пироги. Все русские пироги в старину имели обычно продолговатую форму и различную величину.

Обычаи в одежде

Старинная русская одежда представляется, на первый взгляд, сложной и разнообразной. Но присмотревшись к ее частям, легко узнать во множестве наименований сходство. Ткани, из которых шили одежду крестьяне, они производили в своем хозяйстве из шерсти, конопли и льна. Праздничную одежду в Нижнем Приангарье шили из тонкого льняного холста. Овечья шерсть шла на шерстяные ткани, сукно, в небольшом (количестве для вязания) пряли собачью шерсть. Из конского волоса плели обувь, носки, рукавицы специального назначения для рыболовов, охотников, так как в Сибири суровые зимы. Для шитья верхней одежды, обуви широко применялись различные меха животных.

Даба – привозная бумажная ткань, широко применялась в домашнем обиходе.

Традиционный комплект женской одежды в Приангарье и в селениях, расположенных по Енисею, состоит из рубахи, юбки или сарафана и надетою наверх телогрейки.

Рубаха делалась составной. Терминология очень устойчивая: основная часть шилась из плотного материала. Рукава шились из более тонкой материи – льняного холста. Ворот собирали в сборку. Сарафан носили двух вариантов: с выкроенной талией и с выкроеным по фигуре лифом на лямках.

Юбка – старинная составная часть костюма. Шились из домашнего сукна или полушерстяной ткани.

Сушун (шушун) – короткая кофта из шелковой или бумажной ткани на подкладе, с рукавами, суженными к низу.

Кабат – туникообразная одежда с круглым вырезом ворота, шили из тонкого льняного хоста. Кабатки носили и мужчины. В сибири эта одежда была не только рабочей, но и праздничной.

Русские крестьяне в Восточной Сибири в старину не насилии штанов и шароваров.

Образ домашней жизни

У славян всегда почитали старших. Главой в семейства был родоначальник или отец. Жена, дети, родственники и слуги повиновались этому главе беспрекословно. Великодушие славян было известно даже врагам, потому что враги могли найти приют, защиту и хлеб – соль в доме каждого славянина. Предки наши отличались трезвостью, умеренностью, почтительностью в отношении к старшим, потому и существовало общее согласие и любовь. К тому же они отличались долголетием, здоровьем и веселостью. Простой, безупречно честный народ оставил и следы своего добродушия, словоохотливости и хлебосольства.


Обеденные обычай

В полдень наступало время обеда. Холостые лавочники, парни из простонародья, холопы, заезжие в городах наполняли харчевни; люди домовитые садились за стол дома или у приятелей в гостях.

Бани

Русские ходили в баню очень часто. Это считалось первой потребностью русской домашней жизни. Довольно грязной по большей части. Обычай мыться доставлял удовольствие и наслаждение, а так же был связан со многими религиозными правилами.

Игры русского народа

Забавы нашего народа, отражение истинного и неподдельного их веселья не могут быть описаны иначе, как в единстве с действительной картиной их жизни.

Игры зимнего рода большей частью имеют свои прототипы в некоторых летних играх; но вместе с теми некоторые из них разыгрываются преимущественно на снегу и по люду, имеют в своем характере так много особенного и оригинального: снежки, крепость, великан , льдинки и т. д.

Богатейшее культурное наследие уходит корнями в самую глубь веков, в повседневный опыт созидательного труда и мудрого, почтительного освоения окружающей природы.

Так формировался особый уклад народной жизни, тесно связанный с годовыми циклами обновления и угасания природы. Другое, живое свидетельство богатства бытовой культуры русского народа – его обычаи и праздники, а также церковные обряды и таинства. Традиционная одежда сибиряков – это не только яркий сибирский элемент, но и пример различных видов декоративного творчества.

Анализируя виды обычаев, мы пришли к выводу, что обычаи древних народов сохранились и до нашего времени. Велико и разнообразно культурное наследие сибирского народа, накопленное веками, и хотя время не пощадило многое, сохранившее всё же позволяет судить о высоком художественном значении изделий.

Библиографический список

1. Обычаи и обряды русского народа. От крестин до поминок. Сост. И.А. Панкеев.-М.:Олимп:Астрель:АСТ,2008.-С.105.

2. Родная старина. Отечественная история в рассказах и картинах с рисунками в тексте. Сост. В.Д. Сиповский. Спб.:Д. Полубояринова,1910.-С.90.

3. Русский народ: Его обычаи, предания, обряды.-М.:ЭКСМО,2003.-С.50.

4. Энциклопедия праздников. Сост. Н.В. Чудакова.-М.:АСТ.1997.-С.20.

5. Я познаю мир. Русский народ: традиции и обычаи. энцикл. ;худ. .-М.:АСТ:Аристель:207.-383.С.5-20.














1 из 13

Презентация на тему: Народы Сибири: культура, традиции, обычаи

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Брачные обычаи КАЛЫМ – цена за невесту, один из видов компенсации за жену. У лесных юкагиров, чукчей других народов крайнего Северо - Востока первоначально существовали бескалымные браки. Размер калыма и порядок его уплаты определялись на переговорах при сватовстве. Чаще всего калым выплачивался в виде оленей, медных или железных котлов, тканей, звериных шкур. С развитием товарно-денежных отношений часть калыма могла быть выплачена деньгами. Величина калыма зависела от имущественного положения семей жениха и невесты.

№ слайда 3

Описание слайда:

Брачные обычаи Левират – брачный обычай, по которому вдова была обязана или имела право выйти замуж за брата своего умершего мужа. Был распространен у большинства народов Севера. Право на жену умершего старшего брата принадлежало младшему, а не наоборот.Сорорат – брачный обычай, согласно которому вдовец обязан жениться на младшей сестре или племяннице умершей жены.

№ слайда 4

Описание слайда:

Жилище Жилища народов классифицированы на основе разных критериев: по материалам изготовления – деревянные (из бревен, досок, отесанных столбов, жердей, колотых плах, ветвей), корьевые (берестяные и из коры иных деревьев – ели, пихты, лиственницы), войлочные, из костей морских животных, земляные, глинобитные, с плетеными стенами, а также крытые оленьими шкурами; по отношению к уровню земли – наземные, подземные (полуземлянки и землянки) и свайные; по планировке – четырехугольные, круглые и многоугольные; по форме – конические, двускатные, односкатные, сферическая, полусферическая, пирамидальные и усеченно-пирамидальные; по конструкции – каркасные (из вертикальных или наклонных столбов, покрытый сверху шкурами, корой, войлоком).

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

Как в прошлом эвены вели счет времени.Август - сентябрь МОНТЭЛСЭ (осень) Октябрь - ноябрь БОЛАНИ (поздняя осень) Декабрь - январь ТУГЭНИ (зима) Февраль - март НЭЛКЫСНЭН (ранняя весна) Апрель - май НЭЛКЫ (весна) Июнь - НЭГНИ (раннее лето) Июль - ДЮГАНИ (лето) НАЧАЛО ГОДА Сентябрь - ойчири унмы (буквально: подымающаяся тыльная сторона руки). Октябрь - ойчири билэн (буквально: подымающееся запястье). Ноябрь - ойчири ечэн (буквально: подымающийся локоть). Декабрь - ойчири мир (буквально: подымающееся плечо). Январь - тугэни хэе - макушка зимы (буквально; темя головы).

№ слайда 7

Описание слайда:

Как в прошлом эвены вели счет времени.ДАЛЕЕ СЧЕТ МЕСЯЦЕВ ПЕРЕХОДИЛ НА ЛЕВУЮ РУКУ И ШЕЛ ПО НЕЙ В НИСХОДЯЩЕМ ПОРЯДКЕ: Февраль - эври мир (буквально: спускающееся плечо) Март - эври ечэн (буквально: спускающийся локоть) Апрель - эври билэн (буквально: спускающееся запястье) Май - эври унма (буквально: спускающаяся тыльная поверхность кисти) Июнь - эври чон (буквально: опускающийся кулак) Июль - дюгани хэен (буквально: макушка лета) Август - ойчири чор (буквально: поднимающийся кулак)

№ слайда 8

Описание слайда:

Культ огня Огонь – главная семейная святыня – широко использовался в семейных обрядах. Домашний очаг стремились постоянно поддерживать. Во время перекочевок эвенки перевозили его в котелке. Правила обращения с огнем передавались из поколения в поколение. Огонь очага берегли от осквернения, запрещали бросать в него мусор, шишки («чтобы не залепить бабушке смолой глаза» – эвенки), касаться огня чем-либо острым, лить в него воду. Почитание огня перешло и на предметы, имеющие с ним длительное соприкосновение.

№ слайда 9

Описание слайда:

Народные приметы эвенов 1. Нельзя ходить по огню. 2. Огонь костра нельзя колоть, резать острыми предметами. Если не соблюдать и противоречить этим приметам, то огонь потеряет силу своего духа. 3. Свою старую одежду, вещи нельзя выбрасывать и оставлять на земле, а надо уничтожить вещи путем сжигания. Если не соблюдать этих правил, то человек всегда будет слышать плач своих вещей и одежды. 4. Если берешь у куропаток, гусей и уток яйца из гнезда, то обязательно два-три яйца оставляй в гнезде. 5. Остатки добычи нельзя разбрасывать на том месте, где ты ходишь и живешь. 6. В семье нельзя часто ругаться и спорить, потому что огонь вашего очага может обидеться и вы будете несчастны.

№ слайда 10

Описание слайда:

Народные приметы эвенов 7. Твой плохой поступок в жизни - это самый большой грех. Этот поступок может отразиться на судьбе твоих детей. 8. Вслух много не говори, не то твой язык заработает мозоль. 9. Не смейся без какой-либо причины, иначе вечером будешь плакать. 10. Сначала посмотри на себя и уже потом осуждай других. 11. Где бы ты ни жил, где бы ни был, плохо отзываться о климате нельзя, так как земля, на которой ты живешь может разгневаться. 12. Свои волосы и ногти после стрижки не бросай где попало, иначе после смерти будешь блуждать в надежде найти их. 13. Без причины злиться и ненавидеть людей нельзя. Это считается грехом в старости может обернуться твоим одиночеством.

№ слайда 11

Описание слайда:

Одежда Одежда народов Севера приспособлена к местным климатическим условиям и образу жизни. Для ее изготовления использовались местные материалы: шкуры оленей, нерп, диких зверей, собак, птиц (гагар, лебедей, уток) кожа рыб, у якутов также шкуры коров, лошадей. Широко применялась ровдуга – замша из оленьих или лосиных шкур. Утепляли одежду мехом белок, лисиц, песцов, зайцев, рысей, у якутов – бобров, у шорцев – овечьим мехом. Чрезвычайно большую роль играли шкуры домашних и диких оленей, добытых в тайге, тундре Зимой носили двуслойную или однослойную одежду из оленьих, реже собачьих шкур, летом – выношенные зимние шубы, парки, малицы, а также одежду из ровдуги, ткани.

№ слайда 12

Описание слайда:

№ слайда 13

Описание слайда:

БРАЧНЫЕ ОБЫЧАИ КАЛЫМ – цена за невесту, один из видов компенсации за жену. У лесных юкагиров, чукчей других народов крайнего Северо - Востока первоначально существовали бескалымные браки. Размер калыма и порядок его уплаты определялись на переговорах при сватовстве. Чаще всего калым выплачивался в виде оленей, медных или железных котлов, тканей, звериных шкур. С развитием товарно-денежных отношений часть калыма могла быть выплачена деньгами. Величина калыма зависела от имущественного положения семей жениха и невесты.

БРАЧНЫЕ ОБЫЧАИ Левират – брачный обычай, по которому вдова была обязана или имела право выйти замуж за брата своего умершего мужа. Был распространен у большинства народов Севера. Право на жену умершего старшего брата принадлежало младшему, а не наоборот. Сорорат – брачный обычай, согласно которому вдовец обязан жениться на младшей сестре или племяннице умершей жены.

ЖИЛИЩА Жилища народов классифицированы на основе разных критериев: по материалам изготовления – деревянные (из бревен, досок, отесанных столбов, жердей, колотых плах, ветвей), корьевые (берестяные и из коры иных деревьев – ели, пихты, лиственницы), войлочные, из костей морских животных, земляные, глинобитные, с плетеными стенами, а также крытые оленьими шкурами; по отношению к уровню земли – наземные, подземные (полуземлянки и землянки) и свайные; по планировке – четырехугольные, круглые и многоугольные; по форме – конические, двускатные, односкатные, сферическая, полусферическая, пирамидальные и усеченно-пирамидальные; по конструкции – каркасные (из вертикальных или наклонных столбов, покрытый сверху шкурами, корой, войлоком).

КУЛЬТ ОГНЯ Огонь – главная семейная святыня – широко использовался в семейных обрядах. Домашний очаг стремились постоянно поддерживать. Во время перекочевок эвенки перевозили его в котелке. Правила обращения с огнем передавались из поколения в поколение. Огонь очага берегли от осквернения, запрещали бросать в него мусор, шишки («чтобы не залепить бабушке смолой глаза» – эвенки), касаться огня чем-либо острым, лить в него воду. Почитание огня перешло и на предметы, имеющие с ним длительное соприкосновение.

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ ЭВЕНОВ v Нельзя ходить по огню. v 2. Огонь костра нельзя колоть, резать острыми предметами. Если не соблюдать и противоречить этим приметам, то огонь потеряет силу своего духа. v 3. Свою старую одежду, вещи нельзя выбрасывать и оставлять на земле, а надо уничтожить вещи путем сжигания. Если не соблюдать этих правил, то человек всегда будет слышать плач своих вещей и одежды. v 4. Если берешь у куропаток, гусей и уток яйца из гнезда, то обязательно дватри яйца оставляй в гнезде. v 5. Остатки добычи нельзя разбрасывать на том месте, где ты ходишь и живешь. v 6. В семье нельзя часто ругаться и спорить, потому что огонь вашего очага может обидеться и вы будете несчастны.

ОДЕЖДА Одежда народов Севера приспособлена к местным климатическим условиям и образу жизни. Для ее изготовления использовались местные материалы: шкуры оленей, нерп, диких зверей, собак, птиц (гагар, лебедей, уток) кожа рыб, у якутов также шкуры коров, лошадей. Широко применялась ровдуга – замша из оленьих или лосиных шкур. Утепляли одежду мехом белок, лисиц, песцов, зайцев, рысей, у якутов – бобров, у шорцев – овечьим мехом. Чрезвычайно большую роль играли шкуры домашних и диких оленей, добытых в тайге, тундре Зимой носили двуслойную или однослойную одежду из оленьих, реже собачьих шкур, летом – выношенные зимние шубы, парки, малицы, а также одежду из ровдуги, ткани.

ИТЕЛЬМЕНЫ Современная наука считает ительменов очень древними обитателями Камчатки, не отвечая в точности на вопрос, когда и откуда они пришли. Поскольку известно, что коряки и чукчи явились сюда примерно в 12001300 гг, видимо, спасаясь от Чингисхана, можно считать, что ительмены появились тут ранее. Анализируя быт, исследователь находит аналогии с древнейшими китайцами. Окончательный вывод: ительмены некогда обитали "за пределами Китая, в степях Монголии, ниже Амура". На это указывают многочисленные совпадения в языке монголов и ительменов, а также физиологическое сходство. Скорей всего ительмены жили некогда в южноуральских степях, и были тюрским племенем, возможно, с монголоидными чертами, как нынешние калмыки, сильно иранизированным (под скифским влиянием). Именно предки ительмен были теми пигмеями, о которых говорит греческая мифология. Отсюда элементы греческой мифологии у ительменов, отсюда - несколько найденных на Камчатке античных монет.

ЯКУТЫ Впервые в Якутию русские промышленники проникли в 20 х годах 17 века. Вслед за ними сюда пришли служилые люди и начали объясачивать местное население, что вызвало сопротивление местной знати, не желавшей терять право на исключительную эксплуатацию сородичей. В 1632 году Бекетов поставил на р. Лена острог. В 1643 году его перенести на новое место в 70 верстах от старого и назвали Якутском. Но постепенно борьба с русскими прекратилась, т. к. якуты убедились в выгодности мирных связей с русским населением. К середине 17 века завершилось, в основном, вхождение Якутска в состав русского государства.

БУРЯТЫ По антропологическим признакам буряты относятся к центрально-азиатскому типу монголоидной расы. Древняя религия бурят - шаманство. В 17 в. буряты составляли несколько племенных групп, крупнейшими среди которых были булагаты, эхириты, хоринцы и хонгодоры. Сближение бурятских племён между собой было исторически обусловлено близостью их культуры и диалектов, а также объединением племён после их вхождения в состав России. Этот процесс завершился в конце 17- 18 вв. Основу хозяйства бурят составляло скотоводство, полукочевое у западных и кочевое у восточных племён; некоторую роль в экономике играли охота и рыболовство.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! :) Надеюсь, что презентация не показалась скучной, и каждый узнал что-то новое. Благодарю за просмотр.

Андюсев Б.Е.

Если Вы желаете узнать подробнее о старой сибирской культуре, традициях, обычаях, о быте крестьян-старожилов, о сибирском характере – милости прошу совершить путешествие в историю Красноярского края и всей Сибири!

Слово о Сибири

Земля, на которой мы живем, Матушка-Сибирь. С детства мы ощущаем ее суровый нрав, малую обустроенность и неуютность, ее морозное дыхание и нешуточные расстояния. Но, заглянув в сердце, мы чувствуем привязанность к своей округе, району, городу; истую привязанность удивительной красоте и уникальности сибирской природы.

Настает миг, когда однажды мы замерев на месте, открываем для себя ширь тайги под горою у своих ног или ландшафт речной долины, безбрежную холмистость южносибирской степи, или горную гряду за полями-лесами со сверкающими даже летом снежными вершинами-«белкАми» саянских пиков на горизонте. Приходит осознание ценностей старинных сибирских обрядов и верований. Мы однажды замечаем, что непроизвольно и ныне употребляем в разговоре слова и выражения старинного сибирского говора.

Оглянувшись, мы видим вокруг себя искусно срубленные и украшенные деревянные дома, не похожие друг на друга. Это не те дома, что строятся ныне горе-плотниками и быстро приходят в ветхость. Старинные дома прочны и многое могут рассказать об их хозяевах: трудолюбив ли он был и рачителен, аккуратен и основателен или, наоборот, лень надолго селилась в этом хозяйстве.

С детства мы знаем, что мы сибиряки. Но, только попав в далекие российские края, мы гордостью осознаем, что о сибиряках везде и всегда говорили с особым почтением. Жители далеких городов глядят на нас с удивлением и любопытством – мол, как вы живете в вашем суровом краю? Не секрет, что до сих пор многие верят – по улицам сибирских городов бродят по ночам медведи.

Вдали от родного дома, общаясь с норильчанами и тобольцами, иркутянами и новосибирцами, забайкальцами и томичами, алтайцами и омичами особенно остро начинаем чувствовать, что мы все земляки.

Однако, будучи сибиряками, мы ощущаем себя россиянами, гражданами Великой страны с уникальным историческим прошлым. Но именно в наших краях встретились и переплелись Запад и Восток, их цивилизационные ценности и идеалы, героические и трагические страницы извечного стремления к воле и опыт сторительства демократических отношений в условиях вековой деспотии. Именно в Сибири извечно человек становился свободным, личностью с высочайшим и донельзя обостренным чувством собственного достоинства. Здесь не было ни по статусу, ни по психологии крепостного человека.

Человека на сибирской земле оценивали по двум критериям: каков ты по-совести и каков ты в труде? У сибиряков всегда в чести были понятия высокой нравственности, совестливости и трудолюбия.

Все мы разные в этой огромной стране, неповторимые и особенные и принимать друг друга должны таковыми, какие мы есть. Наша сибирская неповторимость идет от сурового экстремального климата и природы, от взаимосогласования и обостренной честности, от твердости и стойкости в преодолении испытаний. Итогом полной адаптации к суровым реалиям борьбы за выживание является сибирский характер. Весь мир помнит как сибиряки под Москвой в 1941 году доказали, что сибирский характер был, есть и будет.

«Русская история в самой основе своей есть по преимуществу история различных областных масс народа, история построения территориальных устройств», - именно так наш знаменитый земляк-сибиряк, историк А. П. Щапов определил роль отдельных регионов в истории России. Одними критическими оценками и негативными выводами нельзя раскрыть богатую повседневную жизнь сибиряков. Очевидно так же, что многие беды и последнего времени и, что интересно, начала XX века, происходили вследствие забвения исконных традиций, определенных, пусть и консервативных устоев жизни. Величайшей ошибкой последних лет стала повсеместная безоглядная тяга к культуре, ценностям и религиозным учениям Запада. Россия.

Нельзя забывать, что каждый регион России имеет богатейшее культурное прошлое, свои духовные ценности и тысячелетние корни традиционного язычества, православия и других религиозных конфессий. Человек живет в своем времени, в мире своих духовных идеалов. Понимать и уважать прошлое - долг и обязанность нынешнего поколения сибиряков, потомков старожилов и переселенцев XVII-XX вв.

  • Слово о Сибири.
  • Ментальность сибиряков.
  • Крестьянская община в Сибири.
  • Хозяйственное бытие старожила.
  • Культура повседневности: одежда, пища, народная медицина сибиряков.
  • Духовность и традиции.
  • Грамотность и просвещение в Енисейской губернии в XIX - начале XX вв.
  • Обычаи и обряды старожильческой Сибири.
  • Народные приметы сибирского календаря.
  • Народное творчество сибиряков.
  • Словарь говора старожилов Приенисейского края.
  • Приложение: "Сибирский характер" Федорова-Омулевского И.В.
Источники
  • Публикуется по материалам персонального сайта Бориса Ермолаевича: «Сибирское краеведение» .
  • Печатное издание: Андюсев Б.Е. Сибирское краеведение: учеб. пособие.– 2-е изд.– Красноярск: РИО КГПУ, 2003.– 303 с.
В тему

    Современное библиотечное краеведение Что такое «краеведение», что изучает и какая от него польза? Рассмотрим науку на примере библиотечного краеведения