Психологические портреты сказочных героев. Феврония


Сочинение на тему: «В чём прелесть Февронии»

Феврония - героиня «Повести о Петре и Февронии Муромских». Феврония была одна из тех девушек, которые, несмотря на то, что они из низкого рода всё-таки имеют чувство собственного достоинства. Феврония была уверенная в себе девушка. Она никому, даже князю Петру, не позволяла себя использовать. Девушка считала, что она достойна большего. Феврония была очень умна и мудра. На все вопросы и просьбы князя и бояр, она отвечала с мудростью. Феврония, несмотря ни на что, добилась своей цели и вышла замуж за князя Петра. Это говорит о её необычайной силе воли.

Так же девушка была добрая. У неё было очень нежное, чуткое и любящее сердце. Полюбив князя, Феврония очень чутко и нежно относилась к нему. Девушка умела добиваться своей цели. Именно благодаря этой черте характера, она добилась любви князя. Феврония была честной девушкой. Она не позволяла себя обманывать. Об этом говорит её поступок, когда она первый раз исцелила князя. Феврония была верующей. Когда князь был при смерти, она решила дошить воздух с ликами святых.

В русских народных сказках также встречаются девушки, похожие на Февронию. Они такие же мудрые, честные, любящие сердцем. И почти все они - дети из бедных семей.

Продолжу характеристику сказочных героинь. Опишу еще 4 женских персонажа из сказок. Дело в том, что на своих занятиях мы анализировали основные черты многих сказочных героинь и мои девушки выбрали себе тех героинь, с кем имеют схожие черты. Задача была посмотреть свои отрицательные черты. А в сказках, как мы знаем, всё гипертрофировано. Итак, на сцене Баба Яга.


Баба Яга – под страшным и неряшливым видом Бабы Яги спрятан ум, интуиция, сильные материнские чувства. Подобные женщины если встретят понимающего Кощея Бессмертного, который сможет понять, где искусственные наговоры, а где скрытое настоящее, получат в жены прекрасную жену, которая сможет вылечить больного, понять уставшего мужа, приготовить «волшебную» еду и… в нужный момент они способны кардинально преобразиться. Главное, чему нужно научиться, так это быть самой собой, а значит уверенней в себе. Баба Яга не зря называется еще и Богиня Матушка Ягиня, здесь имя говорит само за себя.

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Кикимора – не постоянна в своих желаниях, ее пугает однообразная жизнь, ей хочется быть неотразимой, она немного завистлива. Женщина Кикимора одновременно сильная и слабая. Главное, чтобы она знала, когда пришло время быть слабой, а когда нужно проявить силу духа. Из-за своей природной двойственности, такая женщина может сломаться и попасть в беду, если рядом с ней не окажется сильного и чуткого мужчины.

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Лесовка – лесная дева. Она красива, завистлива, жестока. Плохо будет тому, кто обидит Лесовку, будь то мужчина или женщина. Лесовка в постоянном поиске подруги (друга). Однако, стать подругой (другом) этой капризной девы очень сложно. Если Лесовке открыть истинный мир красоты, проявить к ней чувство такта, а может быть и показать «кто в доме хозяин», тогда Лесовка сможет начать «учиться» становиться другой. Ей нужен властный мужчина, который сможет направить в правильное русло желания и умения Лесовки.

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Маряна – дочь моря, Принцесса Океана. Маряна справедлива, добра и любит своих «сородичей». Маряна преданна друзьям. Все ее положительные качества работают лишь до тех пор, пока Маряну не обидели. Если обидеть Маряну, тогда берегитесь, море взбунтуется, волны накроют вас с головой. Рядом с Маряной должен быть сильный и спокойный человек, человек, на столько любящий ее, чтобы мог понять, что вскипающее море в душе девы морской это ее природа. Помните! после бури всегда наступает штиль.

Михаил Салтыков-Щедрин - создатель особого литературного жанра - сатирической сказки. В небольших историях русский писатель обличал бюрократизм, самодержавие, либерализм. В этой статье рассмотрены такие произведения Салтыкова-Щедрина, как «Дикий помещик», «Орел-меценат», «Премудрый пескарь», «Карась-идеалист».

Особенности сказок Салтыкова-Щедрина

В сказках этого писателя можно встреть и аллегорию, и гротеск, и гиперболу. Присутствуют черты, характерные эзоповскому повествованию. В общении между персонажами отражены отношения, преобладавшие в обществе XIX века. Какие сатирические приемы использовал писатель? Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует вкратце рассказать о жизни автора, столь безжалостно обличавшего косный мир помещиков.

Об авторе

Салтыков-Щедрин совмещал литературную деятельность с государственной службой. Родился будущий писатель в Тверской губернии, но после окончания лицея уехал в Петербург, где получил должность в Военном министерстве. Уже в первые годы работы в столице молодой чиновник начал томиться бюрократизмом, ложью, скукой, царившими в учреждениях. С большим удовольствием Салтыков-Щедрин посещал различные литературные вечера, на которых преобладали антикрепостнические настроения. О своих взглядах он оповестил петербуржцев в повестях «Запутанное дело», «Противоречие». За что и был сослан в Вятку.

Жизнь в провинции дала возможность писателю наблюдать во всех подробностях чиновничий мир, жизнь помещиков и угнетенных ими крестьян. Этот опыт стал материалом для написанных позже произведений, а также формирования особых сатирических приемов. Один из современников Михаила Салтыкова-Щедрина однажды сказал о нем: «Он знает Россию, как никто другой».

Сатирические приемы Салтыкова-Щедрина

Его творчество довольно многообразно. Но едва ли не наибольшую популярность среди произведений Салтыкова-Щедрина имеют именно сказки. Можно выделить несколько особых сатирических приемов, с помощью которых писатель пытался донести до читателей косность и лживость помещичьего мира. И прежде всего В завуалированной форме автор раскрывает глубокие политические и социальные проблемы, высказывает собственную точку зрения.

Другой прием - использование фантастических мотивов. Например, в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» они служат средством выражения недовольства в адрес помещиков. И наконец, называя сатирические приемы Щедрина, нельзя не упомянуть символизм. Ведь герои сказок нередко указывают на одно из общественных явлений XIX века. Так, в главном персонаже произведения «Коняга» отражена вся боль русского народа, угнетаемого столетиями. Ниже приведен анализ отдельных произведений Салтыкова-Щедрина. Какие сатирические приемы использованы в них?

«Карась-идеалист»

В этой сказке воззрения представителей интеллигенции высказывает Салтыков-Щедрин. Сатирические приемы, которые можно встретить в произведении «Карась-идеалист» - это символизм, использование народных поговорок и пословиц. Каждый из героев - собирательный образ представителей того или иного социального класса.

В центре сюжета сказки - дискуссия Карася и Ерша. Первый, что уже понято из названия произведения, тяготеет к идеалистическому мировоззрению, вере в лучшее. Ерш же - это, напротив, скептик, иронизирующий над теориями своего оппонента. Есть в сказе и третий персонаж - Щука. Эта небезопасная рыба символизирует в произведении Салтыкова-Щедрина сильных мира сего. Щуки, как известно, питаются карасями. Последний, движимый лучшими чувствами, отправляется к хищнице. В жестокий закон природы (или веками устоявшуюся иерархию в обществе) Карась не верит. Он надеется образумить Щуку рассказами о возможном равенстве, всеобщем счастье, добродетели. А потому и погибает. Щуке, как отмечает автор, слово «добродетель» не знакомо.

Сатирические приемы здесь использованы не только для того, чтобы обличить жесткость представителей отдельных слоев общества. С помощью них автор пытается донести безрезультатность моралистических диспутов, которые распространены были среди интеллигенции XIX столетия.

«Дикий помещик»

Теме крепостничества отведено немало места в творчестве Салтыкова-Щедрина. Ему было что сказать читателям на это счет. Однако написание публицистической статьи об отношениях помещиков к крестьянам либо издание художественного произведения в жанре реализма на эту тему было чревато для писателя неприятными последствиями. А потому приходилось прибегать к иносказаниям, легким юмористическим рассказам. В «Диком помещике» речь идет о типичном русском узурпаторе, не отличающемся образованностью и житейской мудростью.

Он ненавидит «мужиков» и мечтает их извести. При этом глупый помещик не понимает, что без крестьян он погибнет. Ведь делать он ничего не хочет, да и не умеет. Можно подумать, что прототипом героя сказки является некий помещик, которого, быть может, писатель встречал в реальной жизни. Но нет. Речь идет не о каком-то определенном барине. А о социальном слое в целом.

В полной мере, без иносказаний, эту тему Салтыков-Щедрин раскрыл в «Господах Головлевых». Герои романа - представители провинциального помещичьего рода - погибают один за другим. Причина их гибели - глупость, невежество, лень. Персонажа сказки «Дикий помещик» ожидает та же участь. Ведь от крестьян он избавился, чему сперва был рад, но вот к жизни без них оказался не готов.

«Орел-меценат»

Герои этой сказки - орлы и вороны. Первые символизируют помещиков. Вторые - крестьян. Писатель снова прибегает к приему иносказания, с помощью которого высмеивает пороки сильных мира сего. В сказке присутствует также Соловей, Сорока, Сова и Дятел. Каждая из птиц - аллегория на тип людей или социальный класс. Персонажи в «Орле-меценате» более очеловечены, чем, например, герои сказки «Карась-идеалист». Так, Дятел, имеющий обыкновение рассуждать, в завершении птичьей истории не становится жертвой хищника, но попадает за решетку.

«Премудрый пескарь»

Как и в произведениях, описанных выше, в этой сказке автор поднимает вопросы, актуальные для того времени. И здесь это становится понятным уже с первых строк. Но сатирические приемы Салтыкова-Щедрина - использование художественных средств для критического изображения пороков не только общественных, но и общечеловеческих. Повествование в «Премудром пескаре» автор ведет в типичном сказочном стиле: «Жил-был…». Героя своего автор характеризуется таким образом: «просвещенный, умеренно-либеральный».

Трусость и пассивность высмеивает в этой сказке великий мастер сатиры. Ведь именно эти пороки были свойственны большинству представителей интеллигенции в восьмидесятые годы XIX века. Пескарь не покидает ни разу своего убежища. Он проживает долгую жизнь, избегая встреч с опасными обитателями водного мира. Но лишь перед смертью понимает, сколь много упустил за свою долгую и никчемную жизнь.

Конспект урока по изобразительному искусству в 3 классе по ФГОС (с использованием приемов репродуктивного чтения) УМК «Планета Знаний»

Тема: «Портреты сказочных героев»
Составитель: Степанова Татьяна Сергеевна, учитель изобразительного искусства, Дебесская СОШ, село Дебесы, Удмуртская республика.
Тип урока: урок комплексного использования знаний
Цели урока:
- по содержанию: знать о декоративном вымышленном портрете, как о виде портрета; об особенностях его рисования;
- по способу работы: освоить приемы изображения портрета сказочного героя в технике рисования «от пятна».
Задачи урока:
- воспитывать бережное отношение к сказкам и сказочным героям;
- воспитывать любовь к чтению;
- продолжить формирование знаний о портрете, его видах и способах передачи настроения через цветовую гамму, мимику лица;
- развивать умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую оценку произведениям художников-иллюстраторов;
- развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления;
- развивать умение работать с текстом, оценивать, анализировать полученную информацию.

УУД
Личностные:

- осознавать необходимость уважительного отношения к книге и к сказочному герою; развивать логическое и абстрактное мышление, творческое воображение, концентрацию внимания;
- развивать способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений художников-иллюстраторов России;
- развивать мотивацию и любовь к чтению книг.
Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.
Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Метапредметные: развитие умения работать с текстом, оценивать и применять полученную информацию;
Предметные: освоить основные приемы передачи настроения в портрете сказочного героя, а так же рисования в технике «от пятна».
Наглядные и дидактические материалы: изображения сказочных героев, презентация, раздаточные карточки для выполнения упражнений по смысловому чтению.
Литературный ряд: стихотворение Юрия Энтина «В мире много сказок…», стихотворение «», стихотворения о сказочных героях.
Оборудование Для учителя: образцы портретов сказочных героев, компьютер, проектор, доска, презентация, гуашь, кисти, формат А-3, раздаточные карточки. Для учеников: гуашь, кисти, альбом.
Используемые методы и приемы репродуктивного чтения:
- «Ассоциативный куст»;
- «Тонкие» и «толстые» вопросы;
- Синквейн.

Для справки:
«Ассоциативный куст» - один из основных приемов работы с информацией. Учитель дает ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между ними. Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную способность учеников и мотивировать их на дальнейшую работу.

«Тонкие» и «толстые» вопросы – один из основных приемов работы с информацией после чтения, позволяющий систематизировать и закрепить полученные знания. «Толстые» вопросы требуют неоднозначных ответов «Дайте объяснение, почему…?»; «Почему вы считаете…?»; «Найдите отличия и сходства…»; «Предположите что будет, если…?». «Тонкие» вопросы требуют простого ответа «Кто?»; «Что?»; «Когда?»; «Согласны ли вы?».

Синквейн - один из основных творческих приемов работы с информацией после чтения, позволяющий систематизировать и закрепить полученные знания. Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк.

Первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;
вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;
третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;
четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.

Портрет сказочного героя
Яркий, декоративный
Рисовали, фантазировали, воображали
Портрет передает настроение героя
Жанр

Ход урока:

Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Красиво садитесь, спинки ровненькие, выпрямитесь! Молодцы!
Объяснение новой темы.
- Сегодняшний урок мне хотелось бы начать со стихотворения Юрия Энтина. Послушайте, пожалуйста, внимательно (стихотворение появляется на слайде 1):

- Ребята, о чем данные строки?
- Верно! Они о сказочных героях! Давайте разместим это понятие на классной доске (на кл. доске появляется табличка «Сказочный герой»)
- Ребята, а какие они – сказочные герои? Мы можем их как-то охарактеризовать? Давайте, вспомним снова строки из прочитанного стихотворения. Все ассоциации со сказочными персонажами мы будем записывать на доске, вокруг таблички (в классе возникает дискуссия, записываем ассоциации вокруг таблички, например, злые и добрые, волшебные, необычные образы и т.д.)
- Все верно! Сказочные герои могут быть злыми и добрыми, со своим характером, как и люди – они все разные. Но мы с вами сейчас написали общие ассоциации, про всех сказочных героев! Теперь, мне бы хотелось, чтобы вы каждый попробовали подобрать и записать ассоциации к конкретному герою сказки. У вас на партах у каждого лежит листочек с заданиями, где вы видите схему с конкретным сказочным героем и стихотворением про него. Сначала прочтите стихотворение, а затем запишите все ассоциации, которые у вас возникли вокруг сказочного героя, в данной схеме. Самостоятельная работа 2-3 минуты.


- Молодцы! Я вижу, вы справились с заданием! А теперь посмотрите на экран (слайд 2, стихотворение о портрете А. Кушнер) . Давайте прочтем стихотворение Александра Кушнера:


- Ребята, о чем это стихотворение?
- Верно! Оно о портрете (учитель прикрепляет на доску табличку с понятием «Портрет»).
- А теперь, исходя из данных двух понятий «Сказочный герой» и «Портрет», сформулируйте тему сегодняшнего урока!
- Верно! Тема нашего сегодняшнего урока «Портреты сказочных героев»! Учитель на доску прикрепляет табличку с надписью «Портреты сказочных героев» и на классной доске открывает закрытые портреты сказочных героев (наглядное пособие учителя, нарисованное на форматах А4)
- Ребята, посмотрите внимательно на данные портреты! Каких сказочных героев вы видите? У каждого персонажа сказки свой характер и он отражен в этих изображениях с помощью цветовой гаммы, линий, черт лица.






- Давайте посмотрим, как сказочных героев изображали художники-иллюстраторы. Перед нами иллюстрации художницы Ирины Петелиной (слайд 3). Ребята для анализа иллюстраций художников мы с вами будем отвечать на некоторые вопросы.


- Теперь рассмотрим иллюстрации художника Ивана Билибина (слайд 4).
Работа с анализом иллюстраций


- Так же рассмотрим иллюстрацию Виктора Васнецова к сказке «Иван царевич и Серый волк», на которой изображены царевна и Кощей Бессмертный (слайд 5).
Работа с анализом иллюстраций


- Изобразить сказочного героя можно реалистично и декоративно, но портрет в любом случае будет вымышленным (слайд 6). Рассмотрим это на примере иллюстраций к сказке «Красная Шапочка» (слайд 6).


- Теперь я покажу вам, как нарисовать сказочного героя в технике «от пятна».
Учитель рисует педагогический рисунок (сказочный царь):
1. Лицо сказочного героя пишем «от пятна». Смешиваем белый, капельку красного и капельку желтого цвета.
2. Пока гуашь на лице подсыхает, глаза и другие черты лица рисовать нельзя, поэтому мы сначала пишем «от пятна» одежду, волосы, корону, бороду сказочного царя.


3. Прорисовка лица и других мелких деталей, например, узоров на одежде.
4. Фон – это может быть однотонный фон или изобразить в какой среде на тот момент находится герой, например, город, внутри избы, полянка и др.

Интегрированный урок: литература и МХК. Урок посвящен анализу "Повести о Петре и Февронии Муромских", и а также рассматривается создание икон, посвященных этим святым.Интегрированный урок: литература и МХК. Анализ "Повести о Петре и Февронии Муромских". Пётр и Февронии в иконописной живописи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

6 класс

Литература

Интегрированный урок: Литература, МХК

Тип урока: информационный проект – сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории.

Тема: Пётр и Феврония Муромские в древнерусской литературе и живописи.

Цель : раскрытие идеи всемогущества любви и её воплощение в «Повести…», определение нравственного облика человека Древней Руси.
1. Образовательная:

  1. определить многогранность отображения характера героев;
  2. раскрыть авторское отношение к героям;
  3. совершенствовать навыки составления характеристики героев;
  4. развитие умения сопоставлять и делать собственные выводы.

2. Воспитательная:

  1. воспитывать нравственные качества: доброту, преданность, верность в дружбе и в любви, умение прощать;
  2. воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны и родному языку.

3. Развивающая:

  1. развивать логическое мышление, устную речь, коммуникативные способности (работа в группах);
  2. формировать навыки исследовательской работы.


Тип урока: урок – защита проекта (с использованием интерактивных приемов); характер проекта – внутриклассный; по продолжительности – минипроект (1 урок)
Оборудование: , мультимедийный проектор, компьютер, рисунки учащихся, презентации учащихся.

Участники проекта:

Языковеды-переводчики:

Цель: познакомить с древнерусским текстом, объяснить слова, перевести отрывки текста на русский язык.

Агрик (агриков меч), от Петрова плеча, керамиды, пядь, чадолюбивые, искони, лукавый обманщик, поведали, пронырство, чудное зрелище, дивился, дева мудрая, наветы, блаженный, чистые души, иноческие одежды, преставиться, покров (воздух с ликами святых), риза, синклит, праведный, благочестивый, благоверный, рака с мощами.

Перевести отрывок: Сеи убо в Русиистеи земли град, нарицаемыи Муром….

…Слыша же, яко мнози суть врачеве в пределах Рязаньскиа земли и повеле себе тамо повести, не бе бо сам мощен на кони сидети от великия болезни. Привезён же бысть в пределы Рязанскиа земли и посла синклит свои весь искати врачев.

Един же от предстоящих ему юноша уклонился в весь, нарицающуюся Ласково. И прииде к некоего дому вратом и не видя никого же. И внииде в дом, и не бе, кто бы его чюл. И внииде в храмину и зря видение чюдно: сидяше бо едини девица, ткаше красна, пред нею же скача заецъ.

Литературоведы:

1. Кто такой Ермолай Еразм? К какому жанру относится «Повесть о Петре и….»? Когда она была создана? Можем ли мы отнести это произведение к чисто житию? Что об этом говорят исследователи? + хрестоматия по ДРЛ стр. 568 (красная), + хрестоматия по ДРЛ (черная) стр.189, 191.

2. Задача: определить, какие народные легенды прослеживаются в сюжете «Повести..»

3. Задача: определить многогранность отображения характера «дивной» Февронии.

4. Задача: определить, в чем прослеживается родство Февронии с героинями русских народных сказок.

5.Задача: определить своеобразие раскрытия характера «славного» Петра.

Образ Петра.

Смысл борьбы со змеем. (листы из журнала стр.14, 15)

6. Задача: раскрыть особенности композиции повести (четыре новеллы, объединённые идеей всепобеждающей лювви)

7. Задача: раскрыть воспевание идеальной супружеской жизни и мудрого управления княжеством. Определить отношение автора к героям.

8. Задача: сравнить «Повесть..» с романом о Тристане и Изольде. (листы из журнала. Стр 15), определить сходства и различия.

Артисты

Задача: инсценировка отрывка прихода юноши к Февронии и их диалог (Гонец у Февронии)

Искусствоведы: иконы, посвящённые изображению Петра и Февронии.

Словарь (на доске)

Пращур – очень далёкий, легендарный, безличный предок.

Устав и полуустав – типы почерков древних славянских рукописей

Агиография - (лат. Agiographia от греч. hagios - "святой" и grapho - "пишу") - церковно-житийная литература, жизнеописания святых христианской церкви)

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя.

Мотивация

Ребята, как вы думаете, зачем нам, живущим в 21 веке, надо знать произведения древнерусской литературы?

Ответы учащихся: Знать свою историю, литературу, нравственные и духовные заветы предков, которые не устарели и до сих пор. Только знающий все это человек может считать себя патриотом своей страны, своей Родины.

А что такое Родина?

Вот как писал в своей статье «Родина» (1941 г.) Алексей Толстой:

«… Родина – это движение народа по своей земле из глубин веков к желанному будущему, в которое он верит и создает своими руками для себя и своих поколений. Это – вечно отмирающий и вечно рождающийся поток людей, несущих свой язык, свою духовную и материальную культуру…

Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины о славных подвигах богатырей, героические, волшебные, бытовые сказки.

Литература была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь…

… Недаром пращур плёл волшебную сеть русского языка, недаром его поколения слагали песни, недаром московские люди сиживали по вечерам при восковой свече над книгами и размышляли о правде человеческой и записывали уставом и полууставом мысли свои».

Вся широкая, творческая, страстная душа русского народа нашла свое отражение в литературе и искусстве.

Сегодня мы обратимся к агиографической литературе (см. запись на доске ), а именно к Повести о Петре и Февронии Муромских, а также поговорим об иконах, и иконописных портретах с изображением этих святых.

Скажите, кого причисляли к лику святых?

(Наиболее прславившихся подвигами самопожертвования и веры церковь причисляла к лику святых. О них современники и потомки рассказывали в произведениях, названными житиями и служившими основным видом чтения в эпоху средневековья. В житиях чудесно переплетались описания фактов действительности с легендами и фантазиями).

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

2. Литература. (слайд 5)

Учитель:

Поэтическое наследие Древней Руси насчитывает не одно произведение. Однако по глубине художественной мысли, по тонкости психологического анализа и по совершенству формы «Повесть о Петре и Февронии» по праву занимает особое место и в ряду древнерусских литературных памятников, и в мировой литературе.

Как вы понимаете современное значение слова повесть? (Повесть – литературное повествовательное произведение с сюжетом менее сложным, чем в романе.

Современное и древнерусское значение слова повесть различны между собой. В Древней Руси это не жанровое определение произведения, а «повесть» означает «повествование».

Давайте вспомним, кто написал это произведение?

Слайд 5.

I. Ермолай-Еразм (Ермолай Прегрешный - русский писатель и публицист XVI века , автор повести о Петре и Февронии Муромских .

Литературное творчество его относится к 40-60-м годам XVI века, расцвет падает на середину века. Биографические сведения о нём скудны и известны, главным образом, из его собственных сочинений.

Ермолай-Еразм был не только публицистом и церковным писателем. Ему принадлежат два произведения - Повесть о Петре и Февронии и Повесть о рязанском епископе Василии, которые можно характеризовать как произведения художественной прозы.

Совершенства в разработке сюжета Ермолай-Еразм достиг в Повести о Петре и Февронии. Эта повесть резко отличается от житий, написанных в это время.

В Повести о Петре и Февронии рассказывается история любви между князем и крестьянкой.

На каком языке написано данное произведение? (на древнерусском).

Слово языковедам-переводчикам.

Литературоведы:

У этой повести житийная основа:

Во-первых, герои повести – исторические лица, они княжили в Муроме в 13 веке. В 1547 г. церковь канонизировала их как святых, поэтому было написано житие. Произведение было написано после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году .

Черты жития.

Житие (в переводе с церковно-славянского – «жизнь») – описание жизни святых, их деяний.

Жития имели определенную структуру.Вступление – обращение к Богу (похвала и молитва о помощи) Собственно житие – рождение святого, праведная жизнь, смерть и чудеса. Заключение – похвала святому

Повесть написана в форме жития, но нет традиционного для житийного жанра построения произведения (начало не соответствует житийному зачину, испытания, через которые проходят Петр и Феврония, им посылает не дьявол, а создает зависть людей; лишь финал – классический образец жития). Но всё-таки в повести присутствуют черты жития.

Во-вторых, г ерои живут по «заповедям Божьим, в трудную минуту обращаются к Богу.

В-третьих, они совершают чудеса при жизни и после смерти (пророчески предсказали свою смерть, умерли в один день и час, не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов.

II . Это повесть о силе и красоте любви, преодолевающей все жизненные невзгоды и побеждающей смерть.

Черты повести.

По́весть - прозаический жанр, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.

Несмотря на житийную форму изложения, используется приём рассказа, призванный убедить читателей в том, что все написанное является правдой, что именно так и было.

Достоверность «Повести…» придают названия конкретных мест действия (город Муром, Рязанская земля, село Ласково).

Герои повести – реальные люди. (Петр и Февронья княжили в Муроме в начале 13 века, умерли в 1228 году).

В центре произведения - образ простой крестьянской девушки, которой приходится пройти через серьезные реальные испытания.

В повести отражен один из острейших конфликтов XVI века - история рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.

1. Народные легенды в сюжете Ермолая-Еразма. Поэтический вымысел, восходящий к традициям устного народного творчества.

Однако в повести историчны только имена, вокруг которых сложился ряд народных легенд, составляющих основу сюжета.

(сюжет - ряд событий, происходящих в художественном произведении и выстроенных для читателя).

На Ермолая-Еразма оказала большое влияние народная легенда «О крестьянке Февронии из деревни Ласково», легенды о муромском князе и его жене, что он, хорошо образованный церковный писатель, перед которым была поставлена цель дать жизнеописание святых, создал произведение, по существу далёкое от житийного жанра. Повесть о Петре и Февронии резко отличается от житий, написанных в это время. Поэтический вымысел восходит также к традициям устного народного творчества, а именно к сказке.

Сказка - произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

В повести мы встречаем следующие черты сказки:

Сказочный зачин: «Есть в Российской земле город… в нем правил князь по имени Павел»;

Не указано точное время, оно отсчитывается от последнего события: «через год», «через день», «на следующее утро»;

Первая часть «Повести…» похожа на волшебную сказку о змее-искусителе, вторая – на сказку о мудрой деве;

Есть волшебные вещи: агриков меч;

Добро побеждает зло (Пётр победил змия);

Загадки.

2. Особенности композиции повести.

Интересна композиция повести, где объединены 4 новеллы, связанные идеей всепобеждающей любви: 1. Об огненном змие; 2. О мудрой деве;

3. исцеление Петра; 4. Княжение Петра и Февронии.

Мо мнению других ученых, в повести объединены два народно-поэтических сюжета: волшебная сказка об огненном змие и сказка о мудрой деве. Другие ученые говорят, что повесть имеет не искусственную авторскую природу, а черты незначительно переработанного исторического предания. Характерная особенность повести – это отражение в ней деталей крестьянского и княжеского быта – это было новым в древней литературе.

Можем ли мы сказать, что это произведение принадлежит только житийной литературе?

Нет.

Слайд

Повесть о Петре и Февронии (полное оригинальное название « Повесть от житиа святых новых чюдотворець муромских, благовернаго и преподобнаго и достохвалнаго князя Петра, нареченнаго в иноческом чину Давида, и супруги его благоверныя и преподобныя и достохвалныя княгини Февронии, нареченныя в иноческом чину Ефросинии ») - памятник древнерусской агиографической литературы XVI века , оставленный Ермолаем-Еразмом на основе устной легенды, а потому не является типичным образцом житийной литературы .

Скорее всего, это житийная повесть с элементами народно-сказочного характера.

3. Родство Февронии с героинями русских народных сказок о мудрой деве.

С устно-поэтической народной традицией связан образ центральной героини – Февронии. Особенно ярко это проявляется, когда Феврония в форме загадок отвечает гонцу Петра. Её ответы имеют параллели в устном народном творчестве, а именно в загадках: Пришёл жених к невесте и стал спрашивать:

Где отец? – Отец уехал 100 рублей на пятак менять (псовая охота). _ А где мать? – Ушла взаймы плакать. Собрала бы я тебе, жених, пообедать, да обед у курицы под хвостом (яйцо).

А ещё ответы Февронии о чурочке и пучке льна очень схожи с народной сказкой об умной внучке.

4. Многогранность отображения характера «дивной Февронии».

Слайд (план)

Характер Февронии в повести дан многогранно. Дочь рязанского крестьянина исполнена чувства собственного достоинства, женской гордости, необычайной силы ума и воли.

Языковеды читают текст на древнерусском (слайд ), переводят.

Артисты показывают инсценировку – гонец у Февронии)

(см.Начало всех начал стр. 146)

5. Своеобразие раскрытия характера «славного Петра»

6. Воспевание идеальной супружеской жизни и мудрого управления княжеством («градом своим истиною и кротостью, а не яростью управляли»)

В глазах окружающих Феврония - «провидица», владеет даром предвидения, обнаруживает нравственное и умственное превосходство над князем. Она для автора - идеал нравственного богатства и духовной красоты. Ермолай Еразм с глубокой симпатией пишет о ней, прослав ляет мудрость, верность в любви, святость чувств, высо кие нравственные качества крестьянской девушки. Во всех проявлениях ее чувств, действиях, поступках скво зит душевное спокойствие и умиротворенность. Даже в тот момент, когда она решается на одновременную смерть с любимым человеком, без суеты, без восклица ний и стенаний прерывает Феврония свою работу, обмо тав ниткой иглу и воткнув ее в воздух, который вышива ла для церкви. В какой-то степени эта деталь восприни мается как символ конца земной жизни и начала жизни загробной.

8. Сходство и различия в «Повести..» с романом о Тристане и Изольде.

Учитель:

III. Заключение

«Повесть о Петре и Февронии» - оригинальное высокохудожественное произведение, оказавшее значительное влияние на становление светской литературы в Древней Руси. Повесть – гимн русской женщине, её уму, самоотверженной и деятельной любви.

МХК

Петр и Феврония в живописи.

Памятники и Праздник, посвящённый Петру и Февронии (презентация)

Д\З по лит-ре. Ответить на вопросы: »Что привлекает нас в Петре и Февронии сегодня и чему учат нас герои древнерусского «Жития».

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

П роект Петр и Феврония Муромские в древнерусской литературе и живописи.

Первоначальный текст "Повести о Петре и Февронии

Защитники проекта: Языковеды-переводчики Литературоведы Артисты Искусствоведы

Литература Идейно-художественное своеобразие «Повести о Петре и Февронии Муромских»

Ермолай-Еразм (Ермолай Прегрешный) - русский писатель и публицист XVI века, автор повести о Петре и Февронии Муромских. Литературное творчество его относится к 40-60-м годам XVI века, расцвет падает на середину века. Биографические сведения о нём скудны и известны, главным образом, из его собственных сочинений.

языковеды-переводчик и Агрик (агриков меч), от Петрова плеча, керамиды, пядь, чадолюбивые, искони, лукавый обманщик, поведали, пронырство, чудное зрелище, дивился, дева мудрая, наветы, блаженный, чистые души, иноческие одежды, преставиться, покров (воздух с ликами святых), риза, синклит, праведный, благочестивый, благоверный, рака с мощами.

Черты жития. Житие (в переводе с церковно-славянского – «жизнь») – описание жизни святых, их деяний. Жития имели определенную структуру.Вступление – обращение к Богу (похвала и молитва о помощи) Собственно житие – рождение святого, праведная жизнь, смерть и чудеса. Заключение – похвала святому Повесть написана в форме жития, но нет традиционного для житийного жанра построения произведения (начало не соответствует житийному зачину, испытания, через которые проходят Петр и Феврония, им посылает не дьявол, а создает зависть людей; лишь финал – классический образец жития). Но всё-таки в повести присутствуют черты жития. Во-первых, автор прославляет святых, создавая идеальные образы. Во-вторых, г ерои живут по «заповедям Божьим, в трудную минуту обращаются к Богу. В-третьих, они совершают чудеса при жизни и после смерти (пророчески предсказали свою смерть, умерли в один день и час, не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов.

Черты повести. По́весть - прозаический жанр, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Несмотря на житийную форму изложения, используется приём рассказа, призванный убедить читателей в том, что все написанное является правдой, что именно так и было. Достоверность «Повести…» придают названия конкретных мест действия (город Муром, Рязанская земля, село Ласково). Герои повести – реальные люди. (Петр и Февронья княжили в Муроме в начале 13 века, умерли в 1228 году). В центре произведения - образ простой крестьянской девушки, которой приходится пройти через серьезные реальные испытания. В повести отражен один из острейших конфликтов XVI века - история рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.

Народные легенды в сюжете Ермолая-Еразма. Поэтический вымысел, восходящий к традициям устного народного творчества. Однако в повести историчны только имена, вокруг которых сложился ряд народных легенд, составляющих основу сюжета. (сюжет - ряд событий, происходящих в художественном произведении и выстроенных для читателя). Поэтический вымысел восходит также к традициям устного народного творчества, а именно к сказке. Сказка - произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, с участием волшебных, фантастических сил. В повести мы встречаем следующие черты сказки: -сказочный зачин: «Есть в Российской земле город… в нем правил князь по имени Павел»; - не указано точное время, оно отсчитывается от последнего события: «через год», «через день», «на следующее утро»; - первая часть «Повести…» похожа на волшебную сказку о змее-искусителе, вторая – на сказку о мудрой деве; - есть волшебные вещи: агриков меч; - добро побеждает зло (Пётр победил змия); - загадки.

Повесть о Петре и Февронии (полное оригинальное название « Повесть от житиа святых новых чюдотворець муромских, благовернаго и преподобнаго и достохвалнаго князя Петра, нареченнаго в иноческом чину Давида, и супруги его благоверныя и преподобныя и достохвалныя княгини Февронии, нареченныя в иноческом чину Ефросинии ») - памятник древнерусской агиографической литературы XVI века, составленный Ермолаем-Еразмом на основе устной легенды, а потому не является типичным образцом житийной литературы. Скорее всего, это житийная повесть с элементами народно-сказочного характера.

Древнерусский язык Слышал же яко мнози суть врачеве в пределах Рязанской земли и повеле себе тамо повести не бе бо сам мощи на кони сидети от великия болезни. Привезен же бысть в приделы Рязанския земли и посла синклит в свои весь искати врачев.

Перевод отрывка Слышал же, что много в Рязанской земле исцелителей и повелел себя туда повезти, так как сам не мог на коне сидеть из-за болезни. Привезли его в Рязанскую землю, и послал он гонцов искать целителя.

Языковеды-переводчики: Перевести отрывок: Сеи убо в Русиистеи земли град, нарицаемыи Муром…. …Слыша же, яко мнози суть врачеве в пределах Рязаньскиа земли и повеле себе тамо повести, не бе бо сам мощен на кони сидети от великия болезни. Привезён же бысть в пределы Рязанскиа земли и посла синклит свои весь искати врачев. Един же от предстоящих ему юноша уклонился в весь, нарицающуюся Ласково. И прииде к некоего дому вратом и не видя никого же. И внииде в дом, и не бе, кто бы его чюл. И внииде в храмину и зря видение чюдно: сидяше бо едини девица, ткаше красна, пред нею же скача заецъ.

Многогранность отображения характера «дивной Февронии »: а) чувство собственного достоинства; б) необычайная сила ума и воли («в женской голове имела ты мудрость святых мужей»); в) нежное, чуткое, любящее сердце; г) способность бороться за свою любовь; д) благородство поступков, христианские добродетели.

Повесть о Петре и Февронии » - оригинальное высокохудожественное произведение, оказавшее значительное влияние на становление светской литературы в Древней Руси. Повесть – гимн русской женщине, её уму, самоотверженной и деятельной любви.

МХК Изображения Петра и Февронии Муромских на иконах и иконописных портретах

Памятники Петру и Февронии в Архангельске в Ульяновске в Сочи в Ярославле в Абакане в Ейске в Муроме

Д\З по литературе. Ответить на вопросы: »Что привлекает нас в Петре и Февронии сегодня и чему учат нас герои древнерусского «Жития».