Базаров и авторское отношение к базарову. Как Тургенев относится к Базарову


Более того, постоянно противопоставляет рассуждениям Базарова яркие картины из окружающей жизни. Так, к примеру, после слов Базарова о том, что природа не храм, а мастерская, Тургенев описывает красивый пейзаж. Автор дает ясно понять, что не согласен с теориями нигилистов, что не-возможно нормально и полноценно жить, отвергая все вокруг.

На протяжении всего романа Базаров доказывает окружающим, читателям, что на первом месте должна быть материя. То есть то, что можно увидеть, потрогать руками. Все остальное: чувства, переживания, это не что иное, как ерунда, выдуманная людьми. Главный герой прекрасно разбирается в естественных науках и медицине, однако остается совершенно невежественным в плане литературы, поэзии, искусства. Базаров, отвергает любые человеческие проявления, будь то слезы умиления или любовные переживания. Его практически невозможно оскорбить, поскольку он выше мелочей. Он самодостаточен, однако не прочь пофилософствовать перед благодарным слушателем, вроде Аркадия. Базаров слишком занят собой, своей неизвестной, но наверняка великой миссией. Он действует, по мнению Писарева, «только так, как ему хочется или как ему кажется выгодным и удобным». Этот напрочь лишен каких-либо корыстных целей, однако у него вообще нет планов на будущее. Можно сказать, что его могучие силы вообще растрачиваются впустую, поскольку у Базарова нет стремления к чему-либо. Однако как бы там ни было, главный герой не способен противостоять своей природе, превратиться в бесчувственного идола, у которого все подчинено исключительно разуму. Внутренний конфликт Базарова начинает назревать в период его знакомства с Анной Сергеевной Одинцовой. Главный герой довольно цинично отзывался о женщинах. Поучая Аркадия, Базаров говорит о том, что физиология глаза не позволяет взгляду приобретать особое очертание, что сразу важно понять, будет ли от женщины толк или нет. В случае отрицательного ответа не стоит терять время. С первого взгляда он оценивает «богатое тело» Одинцовой, которое хорошо бы смотрелось в анатомическом театре. Однако довольно скоро Базаров влюбляется в Анну Сергеевну. Как он ни сопротивляется своим чувствам, ему приходится признать, что и в нем присутствует презираемая им романтика. Страдая от неразделенной любви, главный герой без цели забирается в самые глухие лесные уголки. То есть природа, помимо его воли, помогает ему забыться, отвлечься от бессмысленной, по его мнению, всепоглощающей страсти. То есть мастерская вдруг все-таки превращается в храм. Разумом главный герой прекрасно понимает, что Одинцова не способна ответить ему взаимностью. Однако чувства берут вверх, и он признается этой женщине в любви. Противореча сам себе, он не может равнодушно отвернуться от той, от которой «нет толка». В нем вдруг вспыхивает надежда встретить ласковый взгляд, почувствовать нежность своей возлюбленной. Невозмутимый и все отвергающий Базаров, снисходительно и с презрением относящийся к тем несчастным, которые из-за женщины опускаются, сам становится желчным и раздражительным. В разрез своим убеждениям он даже испытывает некоторую долю ревности, когда Аркадий находит предлог и уже один посещает имение Одинцовой. У Базарова хватает сил для того, чтобы покинуть свою возлюбленную, но он уже не в силах полностью освободиться от внезапно настигшего его чувства. Понимая, что поступает глупо, он все же заезжает к Анне Сергеевне во второй раз. Встретив нерадушный прием хозяйки, еще более раздраженный он вместе с Аркадием возвращается в Марьино, где пытается забыться в работе. Я думаю, что именно неудача в любви толкает главного героя к флирту с Фенечкой. Базаров пытается забыть Одинцову, однако не может убить в себе любовь. Это явно доказывает желание главного героя обязательно повидать перед смертью любимую женщину. Противоречие соб-ственной теории прослеживается и в отношении Базарова с окружающим людям.

Он презирает крестьян, однако те быстро принимают его за своего и находят с ним общий . Евгений в свою очередь оказывает им медицинскую помощь. Он быстро сходится с Фенечкой, которая доверяет ему как хорошему лекарю и человеку. Снисходительно относясь к своим родителям, Базаров тем не менее с нежностью отзывается о матери и отце. Его мучают угрызения совести, когда он внезапно уезжает из дома, погостив всего три дня. Все это говорит о том, что как бы человек ни пытался следовать теории нигилистов, он никогда не сможет подавить в себе простые человеческие чувства.

Смерть Базарова в конце романа неслучайна. Главный герой, как любая сильная , не может отказаться от своих убеждений. С другой стороны, он уже не в состоянии подавить в себе проснувшиеся чувства. Базаров еще раз подтверждает, что в нем жив романтик. Для главного героя складывается совершенно безвыходная ситуация, результатом которой может стать только смерть. Своей жизнью и смертью Базаров доказывает, что человек не бездушная машина, что он не может прожить, руководствуясь исключительно разумом. Я думаю, пережив неразделенное чувство, главный герой и сам в какой-то мере понимает несостоятельность своей теории, однако отступать ему уже поздно.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Отношение автора к Базарову. Смерть Базарова . Литературные сочинения!

Та манера описывать жизнь, которая у русских литераторов этой эпоха сложилась под влиянием процветания естественных наук. С приемами естествоиспытателя, изучающего различные виды растений, или животных, Тургенев всматривается в русскую жизнь, в русских людей, классифицирует их по группам, характеризует наиболее типичные «особи»; детально разбирает их внутренний мир, не оставляя в стороне их внешности, определяя обстановку их жизни, выясняя причины и следствия их существования. Из всех писателей своего времени лучше всех владел искусством «ловить момент», уяснять жизнь – именно Тургенев.

Отцы и дети. Художественный фильм по роману И. С. Тургенева. 1958

«Базаров подавляет все остальные лица романа [«Отцы и дети »], – писал Тургенев в одном письме. – Приданные ему качества не случайны. Я хотел сделать из него лицо трагическое, и тут было не до нежностей. Он честен, правдив и демократ до мозга костей Базаров, по-моему, постоянно разбивает Павла Петровича, а не наоборот. Вся моя повесть направлена против дворянства, как передового класса».

То, что говорит здесь Тургенев о своем герое, как нельзя более подтверждается при чтении романа. Базаров в романе наделен сильным, ясным умом, необычайной силой воли, знаниями. «Несостоятельность его» объясняется не только ложностью его идей, но и тем, что он отстаивал эти идеи слишком страстно. Его положение в романе боевое, каким было, например, положение Чацкого в московском обществе . Базаров, с его натурой, с его мировоззрением, не может не вести борьбы (хотя бы словесной) с окружающей жизнью; все в ней, по его убеждению, должно пойти насмарку, все должно быть уничтожено; он постоянно охватывается полемическим задором и в пылу его доходит до смешного в своем отрицании, а во второй половине романа производит прямо трагическое впечатление тем внутренним адом, который открывается читателю и его душе.

Выдающийся дореволюционный критик Н. Н. Страхов пишет:

«Чем дальше мы идем в романе, чем ближе к концу драма, тем мрачнее и напряженнее становится фигура Базарова, но, вместе с тем, все ярче и ярче фон картины. Создание таких лиц, как отец и мать Базарова, есть истинное торжество таланта. По-видимому, что может быть ничтожнее этих людей, отживших свой век и со всеми предрассудками стариков, уродливо дряхлеющих среди новой жизни? А, между тем, какое богатство простых человеческих чувств! Какая глубина и ширина душевных явлений – среди обыденнейшей жизни, не подымающейся ни на волос выше самого низменного уровня!

Когда же Базаров заболевает, когда он заживо гниет и непреклонно выдерживает жестокую борьбу с болезнью, – жизнь, его окружающая, становится тем напряжённее и ярче, чем мрачнее сам Базаров. Одинцова приезжает проститься с Базаровым; вероятно, ничего великодушнее она не сделала и не сделает во всю жизнь. Что же касается до отца и матери, то трудно найти что-нибудь более трогательное. Их любовь вспыхивает какими-то молниями, мгновенно потрясающими читателя; из их простых сердец, как будто, вырываются бесконечно жалобные гимны, какие-то беспредельно глубокие и нежные вопли, неотразимо хватающие за душу.

Среди этого света и этой теплоты умирает Базаров. На минуту в душе его отца закипает буря, страшнее которой ничего быть не может. Но она быстро затихает, и снова все становится светло. Самая могила Базарова озарена светом и миром. Над нею поют птицы и на нее льются слезы.

Итак, вот оно, вот то таинственное нравоучение, которое вложил Тургенев в свое произведение. Базаров отворачивается от природы, – не корит его за это Тургенев, а только рисует природу во всей красоте. Базаров не дорожит дружбою и отрекается от романтической любви; не порочит его за это автор, а только изображает дружбу Аркадия к самому Базарову и его счастливую любовь к Кате. Базаров отрицает тесные связи между родителями и детьми; не упрекает его за это автор, а только развертывает перед нами картину родительской любви. Базаров чуждается жизни; не выставляет его автор за это злодеем, а только показывает нам жизнь во всей ее красоте. Базаров отвергает поэзию; Тургенев не делает его за это дураком, а только изображает его самого со всею роскошью и проницательностью поэзии.

Одним словом, Тургенев стоит за вечные начала человеческой жизни, за те основные элементы, которые могут бесконечно изменять свои формы, но в сущности всегда остаются неизменными. Что же мы сказали? Выходит, что Тургенев стоит за то же, за что стоят все поэты, за что необходимо стоит каждый истинный поэт. И, следовательно, Тургенев в настоящем случае поставил себя выше всякого упрека в задней мысли; каковы бы ни (были частные явления, которые он выбрал для своего произведения, он рассматривает их с самой общей и самой высокой точки зрения.

Общие силы жизни – вот на что устремлено все его внимание. Он показал нам, как воплощаются эти силы в Базарове, в том самом Базарове, который их отрицает; он показал нам, если не более могущественное, то более открытое, более явственное воплощение их в тех простых людях, которые окружают Базарова. Базаров – это титан, восставший против своей матери-земли; как ни велика его сила, она только свидетельствует о величии силы, его породившей и питающей, но не равняется с матернею силою.

Как бы то ни было, Базаров все-таки побежден; побежден не лицами и не случайностями жизни, но самою идеею этой жизни. Такая идеальная победа над ним возможна была только при условии, чтобы ему была отдана всевозможная справедливость, чтобы он был возвеличен настолько, насколько ему свойственно величие. Иначе в самой победе не было бы силы и значения.

Гоголь о своем «Ревизоре » говорил, что в нем есть одно честное лицо – смех; так точно об «Отцах и детях» можно сказать, что в них есть лицо, стоящее выше всех лиц и даже выше Базарова – жизнь» .

Базаровские размышления о жиз-

ни и смерти, о вечности и человече-

А.И. Батюто

Читая роман выдающегося русского писателя И.С. Тургенева "Отцы и дети", мы с первых же страниц понимаем, насколько сложным и неоднозначным на самом деле является отношение автора к главному герою - Евгению Базарову. Перед нами не идеальный человек и в то же время не отрицательный герой. Поддаваясь чувствам писателя, мы тоже начинаем то осуждать Евгения, то испытывать к нему искреннее сочувствие. Сам Тургенев так писал о созданном им образе: "Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу!" И все же мне кажется, что сейчас можно сказать довольно определенно, что ненависти-то в Отношении автора к его герою нет совершенно. Осуждение - да, порой - непонимание. Но не ненависть, не злоба. И это подтверждают другие слова писателя: "...При сочинении Базарова я не только не сердился на него, но чувствовал к нему "влеченье, род недуга". И это понятно, ведь знакомясь ближе с романом Тургенева, мы сами начинаем испытывать симпатию к главному герою.

Евгению Базарову чужды компромиссы, он не испытывает эгоистического чувства самосохранения. Самоотверженно выступая против духовного застоя и подверженности устоявшимся принципам, Базаров мечтает о совершенно новом типе культуры, новых общественных отношениях. И разве не увлекает, не восхищает любого человека такая высокая идея - переделать мир, возродить душу человека, вдохнуть в нее живую энергию. Эта идея вдохновляет и самого автора. Вместе со своим героем он протестует против идеологии консерватизма и либерализма, против барского деспотизма, рабской психологии, наивных идеалов. В этом отношении Тургенев восхищается Базаровым - человеком, решившимся в одиночку противостоять всему своему окружению. Евгений бросает своеобразный вызов обществу, отрицая все традиции и устои. Не случайно его называют нигилистом. "Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру", - говорит Аркадий, отображая саму сущность образа Базарова. Да, герой Тургенева не признает авторитетов. Более того, он считает жизнь несовершенной и стремится к разрушению отживших идеалов, к свержению эгоистически замкнутой "барской" культуры, устаревших моральных догм. "Исправьте общество, и болезней не будет", - утверждает Базаров, объясняя все нравственные различия человечества "безобразным состоянием общества". И автор во многом согласен с героем, ему близки взгляды Евгения. Хотя далеко не все убеждения Базарова Тургенев полностью разделяет.

Вспомним разговор Евгения Базарова с Одинцовой. "Вы не предполагаете во мне художественного смысла - да, во мне действительно его нет, но эти виды могли меня заинтересовать с точки зрения геологической", - говорит герой Тургенева, рассматривая альбом Саксонской Швейцарии. То есть, для него не существует искусства, если оно не представляет материального, научного интереса. А утверждение, что "Рафаэль гроша медного не стоит", что "Природа не храм, а человек в ней работник"! Да такие мысли вызывают не только осуждение, но и возмущение! Базаров откровенно смеется над увлечением музыкой, чтение Пушкина считает ерундой, даже любовь для него не больше чем "романтизм, чепуха, гниль, художество". Разве не чудовищно сравнение романтизма и художества с "гнилью"?! Разумеется, таких убеждений Евгения Тургенев ни понять, ни принять, ни оправдать не может. Автору глубоко чужды утилитарные представления об искусстве. Между тем он сознательно наделяет подобными качествами своего героя. Дело в том, что писатель стремился создать правдивый образ молодого человека того времени, а в среде некоторой части разночинцев (к которым и относится Базаров) часто прослеживалось негативное отношение не только к художественному творчеству, искусству, но и ко многим романтическим чувствам, естественным для человека.

Подчеркивая свое неприятие данной стороны образа Базарова, автор заставляет героя самого прийти к пониманию ошибочности своих суждений. Именно с этой целью показана в романе история любви Евгения к Одинцовой, и трагедия, их разрыва. Базаров, отрицавший любовь вообще, внезапно сам оказывается всерьез охваченным этим чувством. В страстном порыве он признается: "Так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно". Неоднозначны все переживания героя. В нем все еще происходит борьба между убеждениями и новыми, неведомыми ему ощущениями. И все же в любовном конфликте Базаров преображается. Страстная напряженность, сила и цельность его чувств заставляют нас, как и самого автора, преклоняться перед героем.

Нравственная победа Евгения над эгоистичной женщиной открывает перед нами новые грани его души. Мы видим способность Базарова к глубоко критичному самоанализу и переосмыслению былых убеждений. Теперь Тургенев снова восхищается душевной силой своего героя.

Но есть и еще одна сторона авторского отношения к Евгению Базарову. Писатель с сожалением говорит о бесславности, бесполезности жизненной силы и энергии героя. Наиболее выражена эта мысль в последних глазах романа. "Жаль погибшей, напрасно потраченной, силы", - эти слова Тургенева, сказанные после смерти Добролюбова, в полной мере относятся и к герою "Отцов и детей". "Вы посмотрите, что за корни! Эдакая сила у Евгения!" - восклицает Василий Иванович Базаров. Но вслед за этим следует история заражения Евгения при вскрытии трупа и картины бесславного угасания этой силы. Авторское сопереживание герою особенно ярко проявляется при описании последних дней Базарова. Как помешанные ходят старики-родители; резким контрастом выступает свежесть и красота. Одинцовой рядом, с "воспаленным и в то же время мертвым лицом с мутными глазами" Евгения. А. сколько боли; и страдания в словах самого героя, сознающего близость собственной смерти и бесполезность прожитой жизни: "Попал под колесо. И выходит, что нечего было думать о будущем"; "Я нужен России... Нет, видно не нужен. Да и кто нужен?"

Да, отношение писателя к главному герою романа " Отцы и дети" очень не простое. Автор разделяет его взгляды там, где Базаров клеймит насмешкой отвлеченные, устаревшие, пустые "принсипы". И в этом случае герой побеждает. Но когда, дело касается утонченных переживаний и восприятия прекрасного, которого Евгений не хочет понимать, Тургенев осуждает его и обрекает на провал. Но все же создатель "Отцов и детей" дает герою шанс осознать ошибочность своих взглядов и убеждений, возродить в своей душе все высокое и светлое, что в ней, несомненно, есть. Для этого автор подвергает Базарова тяжелым испытаниям и даже приводит к трагической гибели. Для чего? Возможно для того, чтобы люди, подобные Евгению, пока, не поздно, как можно глубже и острее увидели свои заблуждения и поспешили сделать выводы...

И.С. Тургенев - великий русский писатель. В романе “Отцы и дети” автор затрагивает

Известную проблему: конфликт отцов и детей. Причем здесь существует не только конфликт двух поколений, но и двух лагерей с разными политическими взглядами. Лагерь детей - революционно-демократический, а лагерь отцов - либерально-крепостнический.

Центральное место в композиции романа занимает образ Евгения Базарова. Мне кажется, что Базаров - очень интересная личность, поэтому я хочу написать о нем и о своем отношении к этому человеку.

Базаров был демократ-разночинец, убежденный противник дворянско-крепостнического строя, материалист по своему мировоззрению, прошедший школу труда и лишений,

Самостоятельно мыслящий и независимый. Я очень уважаю в Базарове все эти качества.

Мне нравится то, что Евгений много работает и добивается всего сам. Когда он учился в

Университете, он ни копейки не взял у родителей. Базаров сам зарабатывал себе на

Жизнь и при этом успевал хорошо учиться. Вообще, Базаров - очень умный и сильный

Человек. Но как мне кажется, отрицательной чертой Базарова является то, что он

Отрицает то, чего не может понять. Он не любит и не понимает искусство и поэзию, так

Как не видит в них никакого смысла. Базаров признает только естественный опыт жизни. В этом я с ним не согласна: ведь искусство делает нашу серую жизнь богаче, и я считаю,

Что Базаров должен хотя бы уважать труд и талант других людей. Также Евгений не ценит

Красоту природы. Он говорит: “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”.

Он и пользуется ей как мастерской. По утрам Базаров много ходит по лесам, болотам, но не видит в этом никакой прелести. Он просто проводит наблюдение и ищет материал для

Своих опытов. Но ведь жизнь человека слишком коротка, чтобы всю ее потратить на работу в этой “мастерской” и не замечая вокруг себя ничего прекрасного.

Базаров привлекает меня как личность. Он не стремится никому подражать, его не пугает

Быть не таким, как все. По-моему, это замечательно. Ведь таких людей очень мало. Базаров искренне верит в то, чем занимается. То есть он истинный нигилист не потому, что это модно, а потому, что он убежден в правоте этого движения. Люди, окружающие Базарова, намного слабее его в умственном отношении. Он ко всем относится безразлично и даже с легким презрением. Он никого не уважает, отрицает аристократические принципы, не понимает высокого смысла любви. Любовь к Одинцовой, умной и образованной женщине, помогает мне увидеть характер Базарова с иной стороны. Особое место в романе занимает сцена предсмертного объяснения Евгения Базарова с Анной Сергеевной. Сколько силы и чувства в этом человеке. Но он одинок, не понят, не смог в полной мере раскрыть свой нравственный потенциал, воплотить в жизнь свои идеи.

Базаров - яркая личность. Я считаю, что Базаров по праву может считаться героем своего

Времени.
Евгений Базаров - моя противоположность. В его характере было, казалось, многое из того, за что можно уважать человека и чем восхищаться в литературном герое: ум,

Самобытность, физическая сила, уверенность в себе, огромная работоспособность. Этот

Нигилист в споре побивает аристократа Павла Петровича Кирсанова, умеет заставить

Других слушать себя, уважать свою точку зрения. В чем же дело, почему он так

Неприятен мне? И только потом я ясно поняла, что отталкивает меня в этом тургеневском герое: эгоизм и самолюбие, отсутствие жалости и доброты к другим.

Евгений Базаров не похож на других известных мне литературных героев, созданных писателями XIX века. Онегина и Печорина я не могу поставить рядом с ним. Пожалуй, только герои Чернышевского Лопухов и Кирсанов отчасти напоминают нигилистов, но даже они и “мрачное чудовище” Рахметов кажутся мне более человечными.

Не похож Базаров и на других тургеневских персонажей. Писатель сам признает этот факт. С Рудиным, Инсаровым героя “Отцов и детей” не сравнить.

Личность Базарова замыкается в самом себе, потому что вне ее и вокруг нее почти вовсе нет родственных элементов.

Он не способен поддерживать отношений с женщиной; его искренняя и цельная натура не поддается компромиссам и не делает уступок; он не покупает расположение женщины известными обязательствами. Но умные женщины у нас обыкновенно бывают осторожны и расчетливы... Словом, для Базарова нет женщин, способных вызвать в нем серьезное чувство и со своей стороны горячо на него ответить.

“Мужчина должен быть свиреп”, - отвечает Базаров в разговоре с Кирсановым. И он весь в этом. Тургенев неоднократно подчеркивает в нем неудержимую, грубую, резкую натуру. Даже любовь, страсть в нем бьется “сильная и тяжелая”, похожая на злобу, а может быть, родственная злобе. Недаром даже Одинцовой он внушает вместе с уважением страх. Родился ли Евгений Базаров с такой сильной натурой, склонной повелевать людьми, держать их в нравственном подчинении, принимать их услуги, словно делая им одолжение, или же сказалось то, что он “самоломанный”, всего достигал сам? Но, как бы то ни было, это сын военного лекаря - личность очень сильная и незаурядная по всем статьям. Базаров признает только то, что можно ощупать руками, увидеть глазами, положить на язык, словом, только то, что можно освидетельствовать одним из пяти чувств. Все остальные человеческие чувства он сводит к деятельности нервной системы; вследствие этого наслаждение красотами природы, музыкой, живописью, поэзией, любовью женщины вовсе не кажутся ему выше и чище наслаждения сытным обедом или бутылкою хорошего вина... Базаров основательно знает естественные и

Медицинские науки; с их помощью он выбил из головы всякие предрассудки; но в то же время он остался человеком крайне необразованным: слыхал кое-что о поэзии, кое-что об

Искусстве, не потрудился подумать и сплеча произнес приговор над незнакомыми ему

Предметами.

Тургенев показывает, что Базаров - демократ, разночинец, человек труда, чужд

Аристократическому этикету и условностям.

В чем его сила? В том, что он представитель нового времени. Аристократы, наподобие Павла Петровича, отжили свое. Нужны были новые люди и новые идеи. Евгений Базаров на протяжении всего романа и являет нам эту новую идею. Если внимательно вглядеться, то можно уловить и сходство между тем временем, что описывает Тургенев, и нашим. Сегодня старые идеи, а вместе с ними и руководители коммунистической партии ушли в прошлое. Нужно проводить реформы, вытаскивать страну из болота. О том, как это делать, и идут бесконечные споры.

Главное место в романе занимают сцены споров. Герои Тургенева раскрывают свое мировоззрение в прямых высказываниях, в столкновениях со своими идейными противниками. Базаров - натура независимая, не склоняющаяся ни перед какими аристократами, а подвергающая суду мысли.

В чем слабость Базарова? На мой взгляд, главная его слабость в том, что он только отрицает, он не несет ничего положительного. А как людям жить одним отрицанием? Сегодня тоже можно встретить людей, которые отлично критикуют старое, прекрасно доказывают, что очень много надо менять, но ничего путного предложить, а тем более сделать, не могут. А Евгений Базаров присвоил себе “титул” нигилиста и все отрицает: религию, науку, семью, нравственность. Особенно жутко становится, когда вдумываешься, что он ведь отрицает и такие вещи, как искусство, любовь. Разумеется, жизнь богаче его идей, и сам же “теоретик” влюбляется “глупо, безумно”. Пока Евгений Базаров рассуждает об этом в столовой Кирсановых или в гостиной Одинцовой, это его дело, его причуда. Но если он придет к власти? А именно такие к ней и рвутся... Тургенев испытывает Базарова сначала любовью, затем и смертью. И если любовь к Одинцовой, женщине умной, гордой, сильной, под стать самому Базарову, побеждает принципы нигилизма, то в предсмертной сцене Базаров верит своим идеалам до конца, он не сломлен, гордо смотрит смерти в глаза.

“Умереть так, как умер Базаров, - все равно, что сделать великий подвиг”. Рассудочность

Базарова была в нем простительной и понятной крайностью: эта крайность, заставлявшая его мудрить над собою и ломать себя, исчезла бы от действия времени и жизни; она исчезла с приближением смерти. Он сделался человеком вместо того, чтобы быть воплощением теории нигилизма, и он выразил желание видеть любимую женщину. Базаров должен был умереть, чтобы остаться Базаровым. Может быть, кому-то такие герои и нравятся. Но для меня садовод, возделывающий свой маленький садик;

Неграмотная старушка, присматривающая за малышами, гораздо более “герои”, чем Базаров. Ведь они в меру своих сил созидают, а он только разрушает. Как же это ломать, не зная даже почему? Павел Петрович не может этого понять. И ему отвечает “молодой ученик” Базарова Аркадий: “Мы ломаем, потому что мы сила”. А сила, по его мнению, не дает отчета. Мне очень бы не хотелось, чтобы на смену старым правителям пришли новые, которые считают главным своим долгом только “место расчистить”, а не строить новое. Ведь на этом месте мы с вами живем... И мне нечего добавить к мысли Павла Петровича о том, что последний музыкант, которому дают за вечер пять копеек, полезней таких, как Базаров, потому что он представитель цивилизации, а не грубой монгольской силы. Изучая литературу первой половины XIX века, мы говорим об особых литературных героях - “лишних людях”: Онегине, Печорине. К ним, как известно, относят и тургеневского Рудина. Но если подумать, то и Базаров относится к этому же “разряду”. Ведь, кроме разрушения, у него нет больше никакого дела...

Я считаю, что сколько бы ни было критических статей по поводу героя “Отцов и детей”, и как бы ни трактовался образ героя своего времени, Евгения Базарова, лучше всего сказал о

Своем “самом любимом детище” сам

Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, наполовину выросшая из почвы,

Сильная, злобная, честная - и все-таки обреченная на гибель, потому что она все-таки стоит в преддверии будущего”.
Тургенев - один из лучших писателей прошлого века. Его роман “Отцы и дети” начинается точной датой. Это позволяет читателю вспомнить события, происходившие в это время. В эти годы, после Крымской войны, несколько оживилась русская общественная жизнь, обнажился кризис крепостнической системы, обострилась борьба между революционерами-демократами и либералами. Тургенев показывает конфликт поколений. Он представляется перед нами мастером деталей, портретов и пейзажей.

Действие романа происходит летом тысяча восемьсот шестьдесят второго года. Молодой кандидат, Аркадий Николаевич Кирсанов, приезжает в деревню к отцу вместе с Евгением Васильевичем Базаровым. Базаров имеет сильное влияние на своего приятеля. Деревня, в которую они приехали, принадлежит отцу и дяде Аркадия. Отец его - человек мягкий, добрый, чувствительный. Дядя же резко отличается от своего брата и племянника. И ненавидит тех людей, в которых встречает себе отпор.

Базаров же - сын бедного уездного лекаря. Отец очень любит своего сына. Гордится тем, что он никогда не взял у родителей лишней копейки. В университете прослушанный им курс естественных и медицинских наук развил его природный ум. Это человек большого ума и сильного характера. Он поступает только так, как ему хочется. Он старается меньше уделять внимания семье Кирсановых и большую часть своего времени проводит за работой. Ходит по окрестностям, собирает растения, насекомых, режет лягушек.

Базаров - нигилист, то есть он все отрицает и не признает авторитетов. В его отрицаниях есть положительные и отрицательные стороны. Он стремится изменить общественный строй, точнее, лишь только очистить площадку для нового образа жизни. Базаров верит в прогрессивную роль дворянского класса, отрицает религию и патриархальность.

В отношениях к простому народу Евгений прост, хотя осуждает его патриархальность и покорность. Его любит прислуга, любят дети. В разговоре с ним они не робеют и не стесняются. Базаров гордится тем, что вышел из простого народа, что его дед пахал землю. И при знакомстве представляется как простой мужик. У Базарова широкий круг познаний, он увлекается медициной, химией, физикой, ботаникой, зоологией. Несмотря на все это, он одинок. У Евгения нет друга, потому что он не встречал еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самом себе.

Ему нравится бывать у Аркадия, так как он может там спокойно работать. А вот у своих родите лей он не может заниматься своим любимым делом. С ними он не может ни говорить, ни спорить.

Базаров отрицал любовь, но когда встретил умную и красивую женщину, полюбил ее.

Однако он не мог подчинить свою любовь никаким условиям. Он делится с Анной Сергеевной своими мыслями, видит в ней умную собеседницу. Умирая, он желает в последний раз взглянуть на любимую женщину. Это говорит о способности Базарова к глубокому чувству.

Базаров - человек нового типа. Тургенев заканчивает роман смертью Базарова, потому что не знает, что дальше должен делать его герой.

Многие классики того времени восхищались его романом, и сейчас он не потерял своей актуальности.
Мыслью новой,

Стремленьем к истине суровой

Горячий труд его дышал.

Н. Некрасов

Роман И.С. Тургенева отразил борьбу двух социально-политических лагерей, сложившихся в России к 60-м годам XIX века. И.С. Тургенев отразил в романе типичный

Конфликт эпохи и поставил ряд актуальных проблем, в частности, вопрос о характере и

Роли “нового человека”, деятеля в период революционной ситуации в Европе 60-х годов.

Выразителем идей революционной демократии стал Евгений Базаров, герой, который противопоставлен в романе либеральному дворянству.

Образ Базарова занимает центральное место в композиции романа. Из двадцати восьми глав лишь в двух не появляется Базаров, в остальных - он главное действующее лицо.

Все основные лица романа группируются вокруг него, раскрываются во взаимоотношениях с ним, резче и ярче оттеняют те или иные черты его личности,

Подчеркивают его превосходство, ум, душевную силу, свидетельствуют о его одиночестве в среде уездных аристократов. Напомним, что герой эпохи 60-х годов был демократ-разночинец, убежденный противник дворянско-крепостнического строя, материалист по своему мировоззрению, прошедший школу труда и лишений, самостоятельно мыслящий и независимый. Именно таков Базаров в изображении автора.

Сюжет романа строится на столкновении Базарова с миром аристократов. Тургенев сразу же показывает, что Базаров - человек труда, он чужд аристократическому этикету и

Условностям. В столкновении с “барчуками проклятыми” его облик раскрывается полностью. В романе широко используется прием контраста: Базаров противопоставлен

Павлу Петровичу, демократизм одного аристократизму другого. Последовательность, убежденность, воля и целеустремленность Базарова контрастируют с раздвоенностью Аркадия, с его случайными убеждениями, мягкотелостью и отсутствием осознанной цели.

Именно в столкновении с различными персонажами, противопоставленными ему, раскрываются замечательные черты Базарова: в спорах с Павлом Петровичем - зрелость ума, глубина суждений и непримиримая ненависть к барству и рабству; во взаимоотношениях с Аркадием - способность привлекать на свою сторону молодежь, быть учителем, воспитателем, честным и непримиримым в дружбе; в отношении с Одинцовой - умение глубоко и по-настоящему любить, цельность натуры, сила воли и чувство собственного достоинства.

Главное место в композиции романа занимают сцены споров. Герои Тургенева раскрывают свое мировоззрение в прямых высказываниях, в столкновениях со своими идейными противниками. Базаров - натура независимая, не склоняющаяся ни перед какими аристократами, а подвергающаяся суду мысли. Типичен для шестидесятников и интерес Базарова к естественным наукам, хотя ни карьера ученого, ни карьера врача не

Явилась бы его уделом.

Тургенев проводит своего героя через ряд испытаний (а это вообще типично для романов Тургенева). Он испытывает Базарова сначала любовью, затем и смертью. Тургенев как бы со стороны наблюдает за тем, как ведет себя его герой в этих ситуациях. И если любовь к

Одинцовой, женщине умной, гордой, сильной, под стать самому Базарову, побеждает

Принципы нигилизма - (ведь Базаров называл любовь “белибердой”, презрительно

Относился к идеальным, романтическим чувствам, признавал любовь только физиологическую: “Нравится тебе женщина...старайся добиться толку...” Сам же, влюбившись, вдруг почувствовал романтика в самом себе) - то в предсмертной сцене Базаров верен своим идеалам до конца, он не сломлен, гордо смотрит смерти в глаза. Многие критики считают эту сцену самой сильной, живой и трогательной. Потому что именно здесь раскрывается это “грешное, бунтующее сердце” до конца.

Смерть Базарова оправданна по-своему. Как в любви нельзя было доводить Базарова до “тишины блаженства”, так и в его предполагаемом деле он должен был остаться на уровне еще не реализуемых, вынашиваемых и потому безграничных стремлений. Базаров должен

Был умереть, чтобы остаться Базаровым.

Я считаю, что в образе Базарова выступают главные черты его социального облика, раскрывается и основной замысел романа - конфликт “отцов” и “детей”, между которыми не может быть примирения и единства.
Роман Тургенева появился в печати в те годы, когда на смену старому жизненному укладу стали приходить новые веяния, когда в среде российской молодежи, не удовлетворенной

Жизненными установками “отцов”, назрела переоценка ценностей. Наконец, когда в

Литературу на смену герою прошлых лет, дворянину, пришел герой-разночинец.

Роман начинается с того, что в имение Кирсановых вместе с сыном Николая Петровича, Аркадием, приезжает его друг, Евгений Базаров. Его необычная внешность (балахон, бакенбарды), “развязная” манера держаться настораживают обитателей поместья. А когда

Базаров заявляет, что он - нигилист, скрытая неприязнь переходит со стороны старшего брата, Павла Петровича Кирсанова, в открытое противостояние. Так завязывается конфликт в романе.

С легкой руки “демократической” критики (Писарев) принято считать, что основная расстановка сил романа отражена именно в противостоянии Базарова и Павла Петровича,

Так как они ведут полемику на различные темы. Однако, как нетрудно заметить, Павел

Петрович оказывается несостоятельным оппонентом Базарову. Все слова Павла

Петровича - лишь “слова”, так как не подкреплены никаким действием, так что

Упрек относительно безделья, брошенный Базаровым Павлу Петровичу, безусловно,

Справедлив.

Убеждений, как справедливо отмечает Писарев, у Павла Петровича нет, в качестве убеждений он пытается “протащить” принципы, причем принципы, понятые на свой манер. Все “принципы” Павла Петровича сводятся к соблюдению внешних приличий. А также к усилиям, направленным на то, чтобы считаться джентльменом. Форма без содержания - вот суть Павла Петровича. Таким образом, Павел Петрович оказывается совершенно несостоятельным оппонентом Базарову. Однако, как известно, противоположности сходятся. Несмотря на внешнее противостояние, Базаров и Павел Петрович очень похожи. Кирсанов, по существу, такой же доктринер, как и Базаров. Павла Петровича во всем интересует лишь внешняя сторона вещей - он толкует о Шиллере, о Гете, хотя вряд ли удосужился их прочесть, его суждения самонадеянны и поверхностны. Но то же самое можно сказать о Базарове! То же пристрастие к “внешним эффектам”, та же “неорганичность” с окружающим его миром.

Настоящий оппонент вождю нигилистов (а также “уездному джентльмену”) - Николай Петрович Кирсанов, хотя он не вступает в словесные баталии с Базаровым. Все его мироощущение, лишенное внешней вычурности поведение, но вместе с тем душевная широта, противостоят всеотрицанию нигилистов. Николай Петрович мог бы поспорить с Базаровым, но он прекрасно понимает, что его аргументы не будут убедительны ни для Базарова, ни для брата.

Показывая изначальную порочность базаровских идей, Тургенев вводит в ткань повествования еще двух персонажей - Ситникова и Кукшину. Не случайно после смерти Базарова у него не остается больше никаких последователей. На бесплодной почве нигилизма вырастают только такие пародии на людей, как Кукшина и Ситников.

Однако Базаров - не Кукшина и не Ситников. Он сильная личность. Его личность способна к саморазвитию, и именно этим он интересен Тургеневу. Весь путь Базарова, описанный в романе, - это опровержение его идей. Базаров отрицает искусство, поэзию,

Поскольку не видит в них никакого проку. Именно Базаров высмеивает игру Николая Петровича на виолончели, осуждает Аркадия за восхищение красотами природы. Он не в

Состоянии понять всего этого.

Однако для него еще не все потеряно, и это проявляется в его любви к Одинцовой. Базаров оказывается человеком, а не бездушной машиной, которая способна лишь ставить

Опыты и резать лягушек. Убеждения Базарова вступают в трагическое противоречие с его

Человеческой сущностью. Отказаться от своих убеждений он не может, но не может и

Задушить в себе человека. Для Базарова нет выхода из создавшегося положения, и именно

Поэтому он умирает.

Смерть Базарова - это смерть его идей. Перед лицом неизбежной гибели Базаров отметает все второстепенное, чтобы оставить самое главное. И этим главным оказывается то человеческое, что в нем есть - любовь к Одинцовой. Примечательно, что и оппонента-двойника, Павла Петровича, Тургенев проводит тем же путем - поставив на грань жизни и смерти (дуэль с Базаровым), заставляет отбросить все догмы, “принсипы” и оставить человеческое, истинное - любовь к брату, Фенечке, стремление что-то сделать для других.

Тургенев на каждом шагу опровергает суждения и Базарова, и Павла Петровича. Базаров

Заявляет, что “природа - не храм, а мастерская”, и тут же следует великолепный пейзаж. Картины природы, которыми насыщен роман, подспудно убеждают читателя в совершенно обратном. Оказывается, что Пушкин и игра на виолончели в абсолютном измерении гораздо важнее всей полезной деятельности Базарова и аристократических принципов Павла Петровича.

В последней сцене - описании сельского кладбища и родителей, приходящих на могилу сына, - вечная природа, на спокойствие которой посягал Базаров, дает “нигилисту”

Последнее успокоение. Все второстепенное, что придумал человек, остается в стороне.

Только природа, которую Базаров хотел превратить в мастерскую, да родители, подарившие ему жизнь, окружают его.

Итак, внутренней эволюцией главного героя Тургенев показывает несостоятельность и

Изначальную порочность идей нигилизма, доказывает, что на бесплодной почве

Отрицания не может вырасти ничего позитивного. И, приводя своего героя к общечеловеческим ценностям, утверждает главенство гуманистических идей в жизни

Любого человека.
В романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” ярко отразился характер эпохи, изменения в русской общественной жизни, которые произошли в начале 60-х годов XIX века, когда на смену дворянской идеологии и культуре пришла идеология революционно-демократическая.

И.С. Тургенев показал борьбу двух общественных групп: старой либеральной дворянской

Интеллигенции, к которой принадлежат “отцы”, и разночинной интеллигенции, к которой

Относятся “дети”. Это борьба двух поколений. В чем же расхождение взглядов революционеров-демократов (поколение “детей”) и либералов (поколение “отцов”)? Кто из них прав? Вот главные вопросы, поставленные И.С. Тургеневым в романе.

Базаров - главный герой романа “Отцы и дети” - сын скромного уездного лекаря, “новый человек”, нигилист. У него небрежные манеры, даже внешность отражает характер героя: твердый, непокорный. Лицо у Базарова - “длинное, худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум”. Говорит он кратко и отрывисто, не вынуждает себя к

Любезности, резок и грубоват, сам о себе говорит, что он “не мягкое существо”, что “изящная сторона жизни” ему недоступна. Отца он просит “не нежничать”, а своего друга

Аркадия - “не говорить красиво”. Евгений отрицает не только поэзию, но и музыку,

Искусство, любовь к природе.

Базаров - врач по образованию. Естественные науки привлекают его именно потому, что они опираются на точные экспериментальные данные. Базаров считает, что “порядочный

Химик в двадцать раз полезней всякого поэта”, “природа - не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. И в то же время наш герой - человек острого ума, волевая и честная натура. Базаров не способен притворяться или лицемерить. Его ненависть к “безобразному состоянию общества” глубокая и искренняя. Он враг болтовни, довольно циничен и склонен к шутке. Спрятанная под внешним равнодушием большая любовь к своим родителям очевидна, хотя он и не подает виду. Вопреки своему отношению к любви, а Базаров считает это глупостью, он все же влюбляется. В своем чувстве к Одинцовой герой раскрывается как натура очень сильная: он сумел перебороть себя в минуту страсти.

Главный идейный противник Евгения Базарова в лагере “отцов” - Павел Петрович Кирсанов, “уездный аристократ”, потому что, даже живя в деревне, Павел Петрович сохранил всю чопорность аристократических привычек.

С первых же дней приезда Базарова в Марьино Кирсанов возненавидел Евгения. Он почувствовал в этом нигилисте сильного и умного противника. Все принципы Павла Петровича сводятся к одному - защитить старый порядок. Базаров же стремится эти принципы уничтожить. По мнению Кирсанова, аристократия - движущая сила общественного развития, ее идеал - конституционная монархия; путь к идеалу - либеральный, то есть через реформы, гласность. Павел Петрович осуждает нигилистов за то, что те “никого не уважают”, живут без принципов, считает их ненужными и бессильными: “Вас всего четыре человека с половиной”. Из-за расхождения взглядов

Базаров и Павел Петрович часто ссорятся и спорят, не могут найти компромисс.

Доказательством глубины их разногласий является дуэль. После дуэли Кирсанов готов

Признать, что Евгений вел себя отлично.

Мое личное отношение к Базарову двойственно. С одной стороны, он мне нравится: он умен, образован, честен, обладает большой силой воли. Все эти качества в человеке привлекают. Но с другой стороны, я считаю, что надо сначала построить что-то новое, а потом ломать старое, а не наоборот. А то может получиться так, что, сломав все, что было, мы не сумеем создать что-то новое. Также мне кажется нелепым отрицать все: природу, искусство, музыку, любовь, даже то, чего не знаешь. Как можно отрицать то, чего не знаешь? Этого я не понимаю. Мне жаль Базарова, который в конце романа умирает. Вместе с ним умирают и те идеи, о которых он говорил. И все же... Поместив в центр романа спор Базарова и Кирсанова, Тургенев недвусмысленно дал понять, кому из них принадлежит будущее. Базаров побеждает Павла Петровича Кирсанова, тем самым доказывая превосходство нового над старым. “Это торжество демократизма над аристократией” - так оценивает И.С. Тургенев смысл изображенной им ситуации.