Семейные традиции и обычаи у казаков и адыгов и их влияние на воспитание подрастающего поколения. Информационно-творческий проект на тему: «Обычаи и традиции адыгов


Адыгейский народ относится адыгским народностям. Изначально адыгейские племена имели множество других названий: зихи, каски, касоги, черкесы, керкеты и меоты. Также исторические данные указывают на другие этнонимы адыгского народа - дандрии, синды, досхи, агры и другие. Адыгейский знак "оседлец", подтверждает принадлежность народа к казачьему обществу.

Именно поэтому некоторые называют адыгов касоги или хазары, как производное от слова "коса". Сегодня многие адыгейцы, живущие на Кавказе сохраняют старинные обычаи и отращивают длинные косы.

Культура и быт Адыгейского народа

В древние времена адыги жили большими семейными поселениями, в которых насчитывалось более 100 жителей. Вместе с тем можно было встретить совсем маленькие семейные общности из 10 человек. Испокон веков главой семьи был отец, а в момент его отсутствия все обязанности переходили к старшему сыну. Женщины никогда не решали важных вопросов и даже не имели права сесть за один стол с представителями сильного пола для того, чтобы попробовать приготовленную пищу. В тот момент пока мужчины охотились, воевали, торговали, женщины убирали в доме, занимались воспитанием детей, готовили еду. Молодые девушки с раннего возраста были обучены рукоделию, домоводству и прочим женским обязанностям. Мальчиков с ранних лет обучали военному делу.

Жилища адыгов строились из древесных ветвей. В таких постройках не использовался фундамент до того, что бы дом можно было быстро построить и так же быстро собрать - в военные времена это было просто необходимо. На полу в своих домах адыги разводили очаг, который давал им тепло и пищу. Если в дом приходили гости, для них выделялась специальная комната - кунацка, а в обеспеченных общинах для гостей воздвигались целые дома.

Национальная одежда адыгов была очень красочна и живописна. Женщины носили платья в пол и платья-шаровары. На талии провязывался красивый пояс, а само платье украшалось различной вышивкой. Такой силуэт и фасон платья подчеркивал красоту каждой женщины.

А вот мужской костюм был еще более ярким. Мужчины носили бешмет, черкеску - длинный кафтан без рукавов и с вырезом на груди, - башлык, бурку и папаху. На черкесе были пришиты гнезда для патронов. Обеспеченные и властных адыги носили белые черкесы, а простые мужчины - черные.

Национальным и самым любимым блюдом адыгов была баранина, а хлеба в домах практически не было. Люди питались продуктами собственного производства - сыром, маслом, молоком и фруктами.

Адыгейский народ славился своим мастерством вышивки. Они великолепно украшали одежды золотыми нитями. Многие делали прекрасные бокалы из бычьев рогов, украшая их серебром и золотом. Военное дело отразилось на мастерстве создания седел для лошадей, они были очень прочны и легки. Также адыгский народ является мастером изготовления керамической посуды - чашек, кувшинов и тарелок.

Традиции и обычаи Адыгейского народа

Традиции адыгов связаны с их образом жизни и самому отношению к ней. Невозможно не сказать об свадебных обычаях этого народа. Свадьбы играли исключительно по сословному равенству. Молодой князь не мог взять в жены простую девушку - только княгиню.

Как правило, жена была одна, но в некоторых семьях многоженство было разрешено. Как по женской, так и по мужской линии существовало одно правило - первым должен связать себя узами брака старший. Невесту жениху искал его друг, после чего, семья жениха платила калым семье невесты. Чаще всего в качестве калыма использовались лошади, овцы и другие животные. Если адыг заключил брак, то этот брак должен быть вечен. Воровство невесты, а точнее умыкание, было довольно распространено у адыгов. Этот обычай проходил довольно в шутливой форме, и вся семья знала о предстоящем похищении.

Еще одним интересным адыгейским обычаем является аталычество. По этому обычаю родители могли отдать своего несовершеннолетнего ребенка на воспитание в другую семью, и вернуться в родной дом он мог только достигнув совершеннолетия. Главная цель такого обычая не воспитание, а дружеский союз между семьями.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Цель работы – выявить особенности и своеобразие обычаев и традиций адыгов; ценность семейной обрядовой поэзии адыгов. Задачи исследования: Проследить основные традиции адыгских семей; Рассмотреть особенности соблюдения обычаев адыгов, связанных с рождением ребенка. Методы исследования: анализ и синтез справочной литературы по быту и традициям адыгов.

2 слайд

Описание слайда:

По характеру создаваемого продукта: информационно-творческий. По количеству участников – личностный. По продолжительности – средней продолжительности: 1-2 месяца. По содержанию – исследуют область «ученик – природа – культурные ценности». По профилю знаний – межпредметный проект. По характеру координации – с открытой координацией учителем. По уровню контактов – на уровне Муниципального образовательного учреждения с.п. Шордаково По типу объекта проектирования – морфологическое (проектирование конкретного продукта - презентации).

3 слайд

Описание слайда:

Результаты работы могут быть использованы в структуре курсов по историческому краеведению в школах и средних специальных учебных заведениях города и района. Собранный материал может представлять интерес для широкого круга читателей, интересующихся историей родного края. Апробация работы: материалы работы послужили для создания презентации и буклета, которые использовались на школьной конференции, на уроках окружающего мира и на уроках истории по изучению родного края и города.

4 слайд

Описание слайда:

Общая численность в России - 520 тыс. человек, из них в Кабардино-Балкарии - 499 тыс., что составляет 55 % населения республики. Живут также в Турции, Сирии, Иордании, в странах Европы, Африки и Америки, где являются потомками вынужденных переселенцев, покинувших Кавказ в ходе Русско-Черкесской войны 1763-1864 гг. Черкесская диаспора насчитывает от 5 до 7 млн человек.

5 слайд

Описание слайда:

Флаг адыгов Флаг Герб Эльбрус –седьмое чудо России. «Гора счастья» - гордость жителей КБР 90-летие государственности Кабардино-Балкарской Республики мы отметили 1.09.11г. Истинное содержание Дня государственности заключается в умении жить в дружбе, согласии и взаимоуважении, не забывая о традициях своего народа.

6 слайд

Описание слайда:

Кабардинский мужской костюм включал, как правило, черкеску с наборным серебряным поясом и кинжалом, папаху, сафьяновые чувяки с ноговицами; верхняя одежда - бурка, овчинная шуба. Комплекс мужской одежды сложившийся в Кабарде в период её политического расцвета 16-18 вв. был перенят] аристократией многих соседних народов Северного и Южного Кавказа, а также казаками Терека и Кубани. Кабардинская женская одежда включала в себя шаровары, туникообразную рубаху, сверху длинное до пят распашное платье, серебряные и золотые пояса и нагрудники, расшитую золотом шапочку, сафьяновые чувяки.

7 слайд

Описание слайда:

Пашенное земледелие, садоводство и отгонное скотоводство. Скотоводство представлено главным образом коневодством, всемирную известность получила кабардинская порода лошадей. Так же кабардинцы разводили крупный, мелкий рогатый скот и домашнюю птицу. Развиты были промыслы и ремесла: мужские - кузнечное, оружейное, ювелирное, женские - сукновальное, войлочное, золотошвейное.

8 слайд

Описание слайда:

Кабардинская кухня Традиционная пища кабардинцев - варёная и жареная баранина, говядина, индюшатина, курятина, бульоны из них, кислое молоко, творог. Распространена сушёная и копчёная баранина, из которой делается шашлык. К мясным блюдам подаётся паста (круто сваренная пшённая каша). Традиционный праздничный напиток с умеренным содержанием алкоголя - махсыма, изготовляется из пшённой муки с солодом.

9 слайд

Описание слайда:

В январе 1851 г. в Нальчике открылась кабардинская школа с контингентом в 25 человек. Там учились и кабардинцы, и балкарцы, и русские, и осетины. Она просуществовала всего 10 лет, но сыграла определенную роль в приобщении горцев к развитию просвещения, содействовало формированию национальной интеллегенции. В 1906 г. в Кабарде было 38 школ. В 1923 году а Нальчике был открыт педагогический техникум, а потом в 1957 году и КБГУ. Это был первый университет на Северном-Кавказе.

10 слайд

Описание слайда:

Они в горах живут высоко, С времен Пророка ли, Бог весть. А выше всех вершин Востока Считают собственную честь! Р. Гамзатов Эти строки дагестанский поэт посвятил людям преклонного возраста. Старшим по возрасту уделяется особое внимание у всех кавказских народов, не исключение и кабардинский народ.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Древняя религия Черкесов (Адыгов) представляет собой монотеизм (единобожие) со стройной системой поклонения Единому Богу - Великому ТХА (ТХЬЭ, ТХЬЭШХО). ТХА не вмешивается в повседневную жизнь человека. Он - творец Законов Вселенной. Большинство адыгов исповедуют ИСЛАМ. Мусульманская мечеть в г. Нальчике

13 слайд

Описание слайда:

Семья – это ядро, вокруг которого организуется человеческая общность и которое даёт жизнь другим семьям. В исторической, этнографической науке принято делить семьи на большие и малые. Малая семья состоит из двух поколений: родителей и их детей. Большие семьи всегда объединяли не меньше трёх поколений. В основе семьи лежит взаимоуважение, которое строится на намысе и адыгагъэ между старшими и младшими.

14 слайд

Описание слайда:

Адыгские семейно-бытовые обряды условно можно подразделить на: обряды детского цикла; свадебные обряды; обряды, связанные с печальными событиями в жизни семьи. В связи с этим адыги говорили: «Люди ради человека собираются три раза: когда рождается, когда обзаводится семьёй и когда уходит в мир иной». И в самом деле, согласно адыгэ хабзэ, каждое из этих событий отмечают торжественно.

15 слайд

Описание слайда:

Они направлялись на то, чтобы обеспечить ребёнку здоровье, предохранить его от злых духов, создать нормальные условия развития. Глава семейства начинал пропитывать длинный кожаный ремень маслом, а его хозяйка (унэгуащэ) коптила в очажной трубе (уэнджакъ) круглый сыр (кхъуейплъыжь). Их примеру следовали и другие члены семьи. Всё это делалось на случай, если родится мальчик, чтобы устроить обряд «подвешивание красного сыра» (кхъейплъыжь к1эрыщ1э).

16 слайд

Описание слайда:

О том, какое внимание уделялось адыгэ хабзэ здоровью ребёнка ещё до его рождения, свидетельствует и то, что для будущей матери, по мере возможности, доставали все те блюда, фрукты и овощи, которые она хотела бы съесть. Считалось, что если женщина, ожидавшая ребёнка, хотела что-то съесть и это желание не исполнить, то ему, ребёнку, в жизни всегда будет недоставать того, что требовала душа его матери. Роженице не разрешалось убивать насекомых и птиц, разжигать утром очаг, садится на предметы утвари. Её не пускали на оплакивание умершего.

17 слайд

Описание слайда:

Наречь новорождённого именем мог каждый член семьи, сосед и даже проезжий гость, но для всех обязательным было то, чтобы тот, кто давал ему имя, сделал для малыша «рубашку наречённому» (ц1эф1эщ джанэ). Причём к рубашке обычно добавляли какой-нибудь подарок новорождённому и его матери. По адыгэ хабзэ было принято, если в то утро, когда в семье появилось пополнение, во двор заходил чужой человек, - давать его имя мальчику. Однако чаще имя «заготавливали» заранее. Как правило, этим занимались деверы, золовки молодой матери. В обычных случаях ребёнка могли наречь именем давно умершего родственника или же какого-нибудь нарсткого богатыря.

18 слайд

Описание слайда:

Новоиспечённый дед освежевал ягнёнка (къуэныш), собирал друзей, главу семейства поздравляли с прибавкой, произносили здравицы (хох). Отцу новорождённого незаметно от старших «драли ухо», что, видимо, означало: будь достойным папой. В семье княжеско-уоркских, как известно, детям отдавали на воспитание в «чужой дом» аталыкам, где они росли до совершеннолетия. Было хабзэ в честь рождения мальчика вывешивать белый материал, подобно флагу, на видном месте возле ворот. Знающие этот обычай приходили к деду и бабке и поздравляли их с радостью. О рождении оповещали также выстрелами из пистолета и ружья.

19 слайд

Композиция из пластилиновой ленты «Юность». Многоплановый рельеф. Моделирование из фольги «Лезгинка» Моделирование из ткани «Горянка» Моделирование из бумаги «Мой край» Графика «Сосруко»

Описание слайда:

Сараби Мафедзев. «Адыгэ хабзэ. Адыги. Обычаи. Традиции». КБГУ им. Х.М. Бербекова. Международная кафедра «Юнеско» Образование и воспитание в духе культуры мира и прав человека», 2007г., с.219. Материалы участников Фестиваля исследовательских и творческих работ « Портфолио»-2009. Диск 4, раздел «Краеведение». Большагина О.Д. Быт, традиции и семейные обряды казаков на Дону. Ш.Б. Ногмов. История адыгейского народа. Нальчик, 1958г., с. 76-88. Кабардино-русский фразеологический словарь. Сост. Б.М. Карданов. Нальчик, 1969, с.296. Бетразов Р. Адыги. Истоки этноса. Нальчик, 1990., с 44. Маретуков. М.А. Семья и семейный быт адыгов в прошлом и настоящем. Культура и быт адыгов. Майкоп, 1976. Вып.1, с.53. Смирнов Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. М, 1983, с.103. Кашежев Т.П. Свадебные обряды кабардинцев.// этнографический обозреватель. М.,1892, Кн. 15. с. 82.

Собственно черкесы-адиге стройны и широкоплечи. Их волосы, чаще всего темно-русые, обрамляют лицо с прекрасным овалом, с блестящими глазами, почти всегда темными. Их внешность дышит достоинством и внушает симпатию.

Народныйкостюм черкесов состоит из бешмета или архалука, черкески, пуговиц, чевяков, бурки и папахи, обшитой галуном, с башлыком, напоминающим фригийскую шапку.

Оружие – шашка (название от черкесов перешедшее к нам), ружье, кинжал и пистолеты. На по обеим сторонам кожаные гнезда для ружейных патронов, на поясе – жирницы, отвертка и сумочка с принадлежностями для чистки оружия.

Женщины поверх шаровар надевают длинную рубашку из бязи или кисеи, с широкими рукавами, поверх рубахи шелковый бешмет, чевяки, обшитые галуном, а на голове круглую шапочку, повитую белой кисейной, чалмой. Девушки до замужества носили особый корсет, сжимавший грудь.

Традиционное жилище

Усадьба черкесов обыкновенно расположена совершению уединенно. Она состоит из сакли, построенной из турлука и крытой соломой, амбара на столбах и хлева, обнесенных плотным тыном, за которым тянутся огороды, засеянные преимущественно кукурузой и просом. К забору с наружной стороны примыкает кунакская, состоящая из дома и конюшни, огороженных частоколом. Сакля состоит из нескольких комнат, с окнами без стекол. Вместо печи в земляном полу углубление для огня, с плетеной, обмазанной глиной трубой. Обстановка самая незатейливая: полки по стенам, несколько столиков, кровать, застланная войлоком. Каменные постройки редки и только на вершинах гор: воинственный черкес считал постыдным искать защиты за каменными оградами.

Национальная кухня

В пище черкес очень нетребователен. Обыкновенная его еда: пшеничная похлебка, баранина, молоко, сыр, кукуруза, просяная каша (паста), буза или брага. Свинины и вина не употребляют. Кроме , скотоводства и охоты, черкесы культивируют пчеловодство.

Есть народы, история которых читается как захватывающий роман – столько в ней головокружительных поворотов, ярких эпизодов и удивительных событий. Один из таких народов– черкесы, коренное население КЧР. Этот народ не только обладает самобытной культурой, но и сумел стать частью истории стран, весьма отдаленных от . Несмотря на трагические страницы истории, эта нация полностью сохранила свою ярко выраженную индивидуальность.

История происхождения черкесов

Никто точно не знает, когда предки современных черкесов появились на территории Северного Кавказа. Можно сказать, что они жили там со времен палеолита. К наиболее древним памятникам, связанным с ними, относятся памятники Дольменной, а также Майкопской культур, достигших расцвета в III тыс. до н.э. Ареалы этих культур ученые считают их исторической родиной. Что до этногенеза, то, по мнению ряда исследователей, своим происхождением они обязаны как древним адыгским племенам, так и скифам.

Античные авторы, называвшие этот народ «керкетами» и «зихами», отмечали, что они жили на большой территории – от черноморского побережья в районе нынешней Анапы до . Сами обитатели этих земель называли и называют себя «адыгэ». Об этом напоминает строка из «Гимна черкесов», написанного в наше время М.Дзыбовым: «Самоназвание – Адыгэ, Иноназвание – Черкес!».

Примерно в V-VI столетии многочисленные адыгейские (древнечеркесские) племена объединяются в единое государство, которое историки называют «Зихией». Характерными чертами его были воинственность, постоянное расширение земель и высокий уровень социальной организации.

Тогда же сформировалась та черта менталитета народа, которая неизменно вызывала восхищение современников и историков: категорическое нежелание подчиняться любым внешним силам. На протяжении всей своей истории Зихия (с XIII столетия получившая новое название – Черкесия) никому не платила дань.

К эпохе позднего Средневековья Черкесия стала самым большим государством . По форме правления это была военная монархия, в которой важную роль играла адыгская аристократия, возглавляемая князьями (пщы).

Постоянные войны превратили народ черкесов в нацию рыцарей, неизменно поражавших и восхищавших наблюдателей своими воинскими качествами. Так, генуэзские купцы нанимали черкесских воинов для охраны своих городов-колоний.

Слава их дошла до Египта, султаны которого охотно приглашали уроженцев далекого Кавказа для несения службы в отрядах мамлюков. Один из таких воинов – Баркук, попавший в Египет не по своей воле в отрочестве, в 1381 стал султаном и основал новую династию, правившую до 1517 г.

Одним из главных врагов государства в этот период являлось Крымское ханство. В XVI столетии заключив военный договор с Московским царством, их войско совершило ряд успешных походов в Крым. Противостояние продолжилось и после ухода Московского царства из региона: в 1708 г. черкесы Кавказа разгромили войско крымского хана во время Канжальской битвы.

Неукротимый, воинственный характер в полной мере проявился в ходе . Даже после разгрома аула Гуниб они не прекращали сопротивления, не желая переселяться на отведенные им болотистые . Когда стало очевидным, что этот народ никогда не смирится, руководство царской армии пришло к идее его массового переселения в Османскую империю. Депортация черкесов официально началась в мае 1862 г. и принесла народу неисчислимые страдания.

Десятки тысяч не только черкесов, но и убыхов, абхазов, были согнаны в пустынные местности на берегу Черного моря, не приспособленные для проживания, лишенные элементарной инфраструктуры. Голод и инфекционные болезни привели к значительному сокращению их численности. Те же, кто сумел выжить, никогда не вернулись на Родину.

В результате переселения в Турции сегодня живет их 6,5 миллионов, в Сирии – 100 тысяч, а на их исконных землях – 80 тысяч. В 1992 г. Верховный Совет Кабардино-Балкарии в специальном постановлении квалифицировал эти события как геноцид черкесов.

После депортации на Кавказе осталось не более четверти народа. Лишь в 1922 г. карачаевцы и черкесы получили свою автономную область, в 1992 ставшую Карачаево-Черкесской Республикой.

Традиции и обычаи, язык и религия

В течение своей тысячелетней истории черкесы были приверженцами . В эпоху ранней бронзы зародилась их ранняя монотеистическая религия с мифологией, по сложности и развитости не уступавшей древнегреческой.

С древности адыгэ поклонялись дарующему жизнь Солнцу и Золотому Древу, Огню и Воде, верили в замкнутый круг времени и в единого бога Тхэ, создали богатый пантеон героев нартского эпоса. В первой книге о черкесах, написанной генуэзцем Д.Интериано в начале XVI в., мы находим описание ряда обычаев, явно восходящих корнями к язычеству, в частности, погребальных ритуалов.

Следующей религией, нашедшей отклик в душе народа, было христианство. Первыми, кто принес весть о нем в Зихию, были, по легенде, апостолы Андрей и Симон. Начиная с VI в. христианство стало ведущей религией и оставалось таковым до падения Византийской империи. Они исповедовали православную веру, но небольшая их часть, получившая название «френккардаши», приняла католичество.

Примерно с XV в. начинается постепенное , ныне являющегося официальной религией. Процесс этот завершился лишь к XIX столетию. В 1840-х годах происходит утверждение , заменивших прежние правовые обычаи. Ислам не только помог создать стройную правовую систему и консолидировать этнос, но и стал частью народного самосознания. Сегодня черкесы – мусульмане .

Все, кто писал про черкесов в разные периоды их истории, среди главных традиций особо отмечали культ . Любой гость мог рассчитывать на место в кунацкой и за столом хозяина, который не имел права докучать ему расспросами.

Другая черта, поражавшая иноземных наблюдателей – это пренебрежение к материальным благам, доходившее в средние века до того, что для адыгской аристократии считалось позором заниматься торговлей. Высшими доблестями почитались храбрость, воинское искусство, великодушие и щедрость, а самым презренным пороком была трусость.

Воспитание детей было направлено на развитие и закрепление этих доблестей. Дети знати так же, как и все, проходили суровую школу, в которой выковывался характер и закалялось тело. Взрослые были безупречными наездниками, способными на скаку подхватить монету с земли, и выносливыми воинами, в совершенстве владевшими . Они умели сражаться в самых сложных условиях – в , в непроходимых лесах, на узких перешейках.

Быт черкесов отличался простотой, органично сочетавшейся со сложной социальной организацией. Простыми были и излюбленные , украшавшие пиры – лягур (баранина с минимумом специй), (отварная и тушеная курятина), бульоны, пшенная каша, адыгейский сыр.

Основной элемент национального костюма – черкеска – стал символом кавказского костюма в целом. Ее покрой не изменился за несколько столетий, как видно по одежде на фото XIX века. Этот костюм весьма шел к внешности черкесов – высоких, стройных, с темно-русыми волосами и правильными чертами лица.

Неотъемлемой частью культуры были , сопровождавшие все торжества. Такие популярные у черкесов танцы, как удж, кафа, удж хаш, уходят корнями в древние обряды и не только очень красивы, но и исполнены сакрального смысла.

Одним из главных ритуалов является свадьба. у черкесов выступала логическим завершением ряда обрядов, которые могли продолжаться не один год. Интересно, что невеста покидала дом родителей сразу после заключения соглашения между отцом девушки и женихом. Ее отвозили в дом родственников или друзей жениха, где она и жила до свадьбы. Таким образом, предсвадебный ритуал представлял собой имитацию похищения с полного согласия всех сторон.

Свадебный пир длился до шести дней, но жених на нем не присутствовал: считалось, что родные гневаются на него за «похищение невесты». Лишь после окончания свадьбы он возвращался в родовое гнездо и воссоединялся со своей женой – но ненадолго. После свадьбы жена перебиралась к родителям и жила там достаточно долго, иногда до рождения ребенка. Свадьбы в КЧР и сегодня празднуют пышно (в чем можно убедиться, увидев свадебное торжество черкесов на видео), но, конечно, подверглись коррективам.

Говоря о сегодняшнем дне этноса, нельзя не вспомнить термин «рассеянная нация». Черкесы живут в 4 странах, не считая России, а в пределах РФ – в 5 республиках и краях. Больше всего в (свыше 56 тыс.). Однако всех представителей этноса, где бы они ни жили, объединяет не только язык – кабардино-черкесский, но и общие обычаи и традиции, а также символы, в частности, известный с 1830-х гг. флаг народа – 12 золотых звезд и три золотые перекрещенные стрелы на зеленом фоне.

В то же время черкесская диаспора в Турции, диаспоры Сирии, Египта и Израиля живут своей жизнью, а Карачаево-Черкесская республика – своей. Республика известна своими курортами, и прежде всего , но в то же время в ней развиты и промышленность, и животноводство. История народа продолжается, и нет сомнений, что в ней будет еще немало ярких и запоминающихся страниц.

21:57 15.10.2012

Интересно переплетены между собой обычаи и человеческие судьбы. Для того чтобы молодожены обрели счастье, подарили миру детей, семья порой идет на большие затраты. Если даже нет возможностей сыграть свадьбу, родные молодых находят способ, чтобы удовлетворить все стороны. Свадьба – это такое событие, которое остается в памяти каждого надолго, поэтому всегда нужно стараться, чтобы эти воспоминания грели душу и были незабываемыми.

Интересно переплетены между собой обычаи и человеческие судьбы. Для того чтобы молодожены обрели счастье, подарили миру детей, семья порой идет на большие затраты. Если даже нет возможностей сыграть свадьбу, родные молодых находят способ, чтобы удовлетворить все стороны. Свадьба - это такое событие, которое остается в памяти каждого надолго, поэтому всегда нужно стараться, чтобы эти воспоминания грели душу и были незабываемыми.

Свадьба - это приятный повод собрать всех близких и друзей, торжество, где можно завести новые знакомства, и, в конце концов, именно на свадьбах порой знакомятся в дальнейшем будущие жених и невеста.

Несомненными аспектами черкесских свадеб были демонстрация учтивости молодых и поучение старших. В таком быстротечном и быстроразвивающемся мире трудно сохранить красивые обычаи, которым следовали многие поколения до нас, поэтому во многих случаях приходится их видоизменять, чтобы быть как-то ближе к современной жизни.

Как и в любом крупном мероприятии есть свои прикрасы, так и в свадебной церемонии есть множество запоминающихся моментов. Каждый старается внести в свою свадьбу некую изюминку, чтобы после об этом торжественном событии можно было вспоминать с улыбкой.

То, каким образом свадебная церемония стала структурированной, неизвестно. Можно предположить, что опыты из жизни легли в основу обычаев. Ярким примером этому может служить черкесская свадьба, которая состоит из нескольких аспектов: поиск невесты, осмотр дома невесты, выкуп невесты, привоз невесты в дом жениха, обряд бракосочетания (накях), знакомство невесты с родителями жениха, брачная ночь и многое другое.

Необходимо отметить, что адыги по-разному находили и искали невест и женихов для своих детей. Бывало такое, что обе стороны задолго до свадьбы были знакомы семьями, и уже была определенность, что вскоре они породнятся. Но не исключались и моменты, когда молодые люди общались и знали о чувствах друг друга. Об их отношениях знали и родители, и чтобы не обременять себя многими хлопотами, невесту просто воровали с ее согласия. Наиболее правильным черкесы считали первый случай, но не критиковали и второй. Абсолютно неприемлемым черкесы считали третий вариант, который мог обернуться как для девушки, так и для семьи большим позором: без ее ведома и согласия родителей воровать девушку. Поступок парня в таком случае считался недостойным мужчины по отношению к семье и девушке, такой поступок нельзя было оправдать в лице всего общества.

Свадьба становилась красивым обычаем только в том случае, если соблюдались все обычаи и были довольны обе стороны. Отношения между родителями жениха и невесты оставались холодны только в том случае, если невеста без спроса и разрешения сбежала из родительского дома. В таком случае родители невесты долго не могли смириться с ее поступком и некоторое время относились неодобрительно к ее избраннику, осуждали выбор дочери.

Если проанализировать все вышесказанное, то можно прийти к выводу, что молодожены были счастливы и спокойны только в том случае, если на то было благословение всех сторон. Семьи, у которых было и взаимопонимание и гарантия здоровья будущего поколения, становились подражанием для всех.

Первоначальным и основным аспектом черкесской свадьбы является поиск невесты.

Адыги установили старый и интересный обычай. Они сватали своих детей с самого рождения. Выражалось это следующим образом: на запястье, как девочки, так и мальчика, цепляли одинакового цвета ленточки, чтобы по достижению совершеннолетия они связали себя узами брака.

С тех пор, как проводили подобные обряды, прошло много времени. Теперь они не актуальны, и вообще не практикуются. Это объясняется тем, что сейчас свой выбор должна сделать именно девушка. Она должна решить, с кем общаться, а с кем нет. За ней право выбора. Если нет ее согласия, любые планы, как родителей, так и парня могут расстроиться. Тем самым можно объяснить, что поиск невесты у черкесов придумали женщины.

Адыги не одобряли обычай сватовства с малых лет, но они считали приемлемым и красивым обычай поиска невесты для парня. Всем этим процессом руководило старшее поколение, как со стороны девушки, так и со стороны парня. Бывали случаи, когда молодые знакомились на каком-либо мероприятии, и в ходе долгого и приятного общения завязывались серьезные отношения. Если девушка посчитала чувства парня серьезными и искренними, то она могла сказать ему: «Пусть твои родственники поспрашивают обо мне». Этот жест нельзя было расценивать как-то иначе. Парень собирал своих друзей и через них передавал своему отцу и матери о намерении посвататься к девушке. Сам он не мог об этом сообщить родителям, это неприемлемо по черкесскому этикету. Дальше уже решали родители: если им выбор сына нравился, если она была из хорошей семьи или рода, то они незамедлительно отправляли кого-то из родственников к девушке домой, чтобы тот разведал состояние семьи, их благополучие и познакомился с родителями невесты.

На смотрины потенциальной невесты женщину не отправляли. Если даже родители девушки не были предупреждены о визите сватов, то понять было нетрудно, с каким делом они пришли. Сваты ни в коем случае не заходили в дом и в хачеш, они направлялись к навесу и там решали дальнейшие вопросы. Таков был обычай. Если в семье девушки был родной брат отца, то именно он должен был вести диалог со сватами. Если его не было, то им мог быть хороший сосед или старший брат девушки. Хозяева были обязаны поздороваться с гостями и пригласить их в дом. На что те отвечали: «Если вы согласны в нашем лице рассмотреть сватов к вашей дочери, то мы будем рады принять ваше приглашение».

После смотрин дома невесты следовал ответный визит со стороны девушки в дом жениха. Участники старались не разглашать это событие, но в доме, где есть женщина, это не удавалось. Также не говорили и родителям жениха, что к ним едут гости. В состав делегации, которая ехала на осмотр дома и имущества жениха, также не включали соседей и родственников. Эту миссию доверяли тому человеку, который хорошо и долго знал родителей жениха. Вместе с ним отправлялись еще трое или четверо мужчин. Следует отметить, что и в этом мероприятии женщины не принимали участия. Прибывшие на смотрины мужчины не скрывали цель своего визита и свои ожидания. Родители жениха звали гостей за щедро накрытый стол, но гости не спешили садиться до тех пор, пока не исследовали все в доме. Их интересовало наличие всего: двора, скотины, подвала. Одним словом, не оставалось ни одной щели, куда они не заглядывали. Обращали пристальное внимание на собаку хозяев, на состояние ее шерсти, на то, как за ней ухаживают. Если собака выглядела плохо и не ухоженно, то прибывшие могли подумать, что семья несостоятельная. Считалось также обязательным узнать мнение соседей о семье: насколько она уважаемая в ауле.

После исследования семьи и ее быта старший делегации не говоря ничего мог выйти из дома - это означало, что свадьбе не бывать. Был ясен ответ, который он скажет родителям невесты: «Вы не можете породниться с этой семьей! Они не смогут обеспечить вашей дочери счастливое замужество!» После этого можно было считать, что предстоящая свадьба отменяется. Но если старший, из делегации подходил к хозяину дома и говорил: «Нас прислали такие-то... Можете готовиться к свадьбе», то дело считалось успешно завершенным и все были счастливы.

Как известно, князья и уорки не делали ни смотрин невесты, ни смотрин дома жениха, так как и те и другие прекрасно знали, что все, что необходимо для молодых, имеется. Но если вернуться в наше время, то и сегодня спрашивают, из какой семьи девушка или парень. Известно, что порой важно не только благополучие семьи, но и почет и уважение, которые им оказывают их соседи и приближенные.

«Накях» - это слово к нам пришло из арабского языка именно в тот период, когда черкесы приняли мусульманство. Неудивительно, что после принятия адыгами мусульманства изменилось многое и в культуре, и в традициях, и в обычаях. Одним словом, поменялся обычный уклад жизни. Во многом начало проявляться шариатское влияние. В давние времена вместе с накяхом для невесты брали выкуп. Вместе с накяхом и выкупом девушке следовало брать с собой в дом жениха серебряные украшения, пришиваемые к ее национальному костюму, предметы и вещи первой необходимости.

В старину черкесы накях заключали в доме невесты, муфтий благословлял и заверял накях и оставлял его в семье девушки. Туда вписывали стоимость выкупа невесты, указывали, сколько выделили накяха для девушки, и указывали все обязанности, которые она должна была исполнять в доме у мужа.

Князья и уорки отдавали большое состояние за выкуп невесты. Но у плохо обеспеченных семей размер выкупа варьировался в зависимости от благосостояния, например: два быка, две коровы, один породистый конь и сумма, выделяемая для покупки разнообразных тканей. Размер накяха составлял 200 серебряных монет. Этими деньгами могла распоряжаться только сама невеста, в случае развода или нужды в деньгах девушка могла или забрать все, или взять нужную ей сумму. Помимо денег у девушки в виде приданого был полный набор драгоценностей, пришитых к национальному костюму. Это могло быть золото или серебро (металл зависел от богатства девушки). Также к этому прилагались такие необходимые вещи в быту, как большой и маленький таз, серебряная лейка, матрац и подушка, большой сундук, зеркало, ленты и ткани разных цветов и оттенков. После того, как родственники невесты представили на обозрение ее приданое, они могли отправиться за стол и продолжить оформление накяха.

Не оставался без внимания тот факт, что при подписании муллой накяха присутствующие свидетели запоминали и считали сумму, сколько принесла с собой невеста и что ей причитается от семьи жениха. После всех формальностей гостей усаживали за стол и угощали всевозможными блюдами.

После того, как Черкесия вошла в состав Российской империи, во всех черкесских селах появились писари, которые заключали браки уже по русским обычаям. Сейчас это называется просто - отделение ЗАГС. Такой поворот событий предписывал черкесам присутствие на свадьбе свидетелей, как со стороны невесты, так и со стороны жениха.

Выкуп невесты. У адыгов самой большой головной болью был выкуп невесты. Много любящих людей и судеб разрушил этот старый обычай.

Даже если была сильная любовь парня к девушке, девушка не могла выйти замуж за парня до тех пор, пока он не заплатит за нее выкуп. Было бы не так печально, если сумма выкупа была маленькой. Иногда молодым людям приходилось работать десятилетиями, чтобы собрать сумму выкупа за невесту. В конечном итоге парни женились в возрасте 40 лет, так как именно к этому возрасту они могли накопить состояние, чтобы отдать выкуп за невесту. Размер суммы выкупа не смущал князей и уорков, так как у них были средства, и даже если не было, они помогали друг другу.

Обряд выкупа невесты был безжалостным и плохо продуманным. Было куда более позорным услышать о себе впоследствии: «Как же дешево они взяли за свою дочь», чем просто сесть и задуматься о том, на какие средства будет жить семья, в которую уходила их дочь. Все придерживались обычая.

Хотя выкуп невесты у нас сегодня особо не практикуется, в истории сохранились эти страницы, когда за невесту просили деньги и немалые. Немного остановимся на описании этого процесса. Мужчины, которые совершали сделку с родственниками невесты, шли к ним домой ближе к вечеру. Среди них должны были быть волевые, воспитанные, знающие обычаи и традиции черкесского народа, мужчины, которые прежде не были знакомы с семьей невесты. Гостей прибывших с выкупом принимали очень радушно, с гармошкой и танцами. На этом мероприятии была молодежь, которая танцевала в кругу и веселилась. Гостям накрывали большой стол и долго угощали.

Старший от прибывшей делегации следил за тем, чтобы его друзья не увлекались выпивкой. Тогда спиртное распивали из деревянной кружки, которую передавали по кругу. После того, как кружка прошла третий раз по кругу, старший из гостей вставал и говорил: «Выпивка и еда никуда не денутся, давайте лучше приступим к делу». Хозяева отвечали ему: «Ваше желание - для нас закон. Что мы только не сделаем для вас?», с такими словами мужчины уходили в сарай. Здесь они начинали долго спорить. Гостей могла не устроить скотина, которую хозяин им предлагал в виде выкупа. Если до гостей доходил слух, что у хозяина есть скот лучше, а он их спрятал от гостей, то они спорили до тех пор, пока хозяин не показывал им скот. После долгих споров они приходили к единому мнению и приступали к обсуждению бытовой утвари. Когда и с этим вопросом все становилось ясно, то гости сразу же становились добрее и усаживались обратно за стол, а в дальнейшем не прочь были станцевать в кругу. После танцев старший от гостей объявлял, что им пора уходить, но их, как правило, задерживали.

Бывали случаи, что, не выплатив полностью сумму выкупа, парень еще долго после женитьбы выплачивал долг родителям невесты. Наблюдались такие моменты, когда парень уходил в поисках работы и денег и не возвращался годами, пока полностью не соберет сумму выкупа.

Можно смело сказать, что обычай выкупа невесты сильно затормозил ход истории черкесского народа.

Свадьба. Весть о том, что будет свадьба, разлеталась вмиг по всему аулу, ввиду того, что в старину аулы были маленькие. Если намечалось какое-либо шумное событие вроде свадьбы, никто не оставался безучастным. Адыги понимали, что сегодня радость у одних, а завтра будет у других. Они старались играть свадьбы осенью, когда проходили полевые работы, чтобы продуктов было достаточно. Свадьбы играли днем. Адыги старались, чтобы это событие выпадало на пятницу. Семья, которая играла свадьбу, обязана была предупредить всех родственников заранее. Молодой парень, которому доверили такую миссию, старался никого не забыть, чтобы потом избежать обид. В свадебных скачках принимали участие более 50 лошадей, бывало и такое, что некоторые свадьбы собирали и 100 наездников, это зависело от состоятельности семьи.

Заранее решалось, кому можно доверить привоз невесты в дом жениха. Когда список был уже утвержден, два парня из рода, который представлял жених, объезжали всех и предупреждали о свадьбе, выражая желание старших, чтобы они прибыли к жениху домой, а потом отправились за невестой. За невестой всегда выезжали ближе к вечеру. Красиво украшенную тележку с сопровождающими отправляли к невесте. Туда садился аккордеонист и две девушки со старшей женщиной. Когда тележка заезжала в аул, девушки начинали громко петь песни, тем самым давая людям понять, что они едут за невестой.

Во двор тележка заезжала в первую очередь и только потом всадники. Она останавливалась у самого входа в дом. Навстречу им выбегали девушки и встречали дорогих гостей, но все это происходило под охраной всадников. Гости заходили в дом, садились в уединении до тех пор, пока не близилось время их отъезда. Перед тем, как вывести невесту из дома, ее наряжали, на голову ей надевали шапочку и сверху прикрывали прозрачным платком, после чего ее ставили в угол. Затем за ней заходил родной брат жениха, выносил во двор и усаживал в тележку. Парня, который заходил забрать невесту, хватали женщины - родственники и требовали за него выкуп. Пока за парня не будет внесена некая сумма денег, невесте не положено двигаться с места.

За гостями буквально вели слежку родственники невесты. Их то заталкивали в пустую комнату, то пачкали или заставляли съесть целую головку чеснока и многое другое.

Перед самым отъездом домой во дворе заводили шумные танцы, все веселились - и стар, и млад. Особое внимание уделялось девушкам, которые приехали за невестой. Им не давали скучать.

После того, как освобождали всех «пленников», делегация выезжала со двора под шумное пение национальных песен. Прежде чем выехать со двора, гостям следует угостить мужчин - соседей, которые перекрывают путь, не давая выехать гостям, этот обычай называется «го». В качестве «го» им даются несколько кусков мяса и немного махсимы (слабоалкогольный напиток черкесов).

Забрав невесту, друзья жениха, которые тоже участвовали в этом действе, собирались все дружно и уезжали к парню домой. Они скидывались деньгами, чтобы купить барана, запасались слабоалкогольными напитками и сидели до утра вместе с женихом. Барана, которого резали в честь жениха, называли «ныш». Этот обычай сохранился до сих пор.

За этими приятными моментами незаметно приближался рассвет. Тамада от гостей привставал и говорил: «Собираемся! Едем домой!». После этих слов гости уже были свободны. Перед фасадом дома люди сдвигались в круг, уступая центр гостям, чтобы те пустились в пляс. Всадники, прибывшие за невестой, выходили по очереди в круг и танцевали джигитовку на коне. При этом нужно было следить, чтобы кнут не был повернут в сторону женщин - его считали подобным холодному оружию. Адыги никогда не поворачивались к женщине с той стороны, где висел кинжал.

Невеста с собой обязательно должна была привезти такие вещи, как матрац, большой сундук, зеркало, медные тазики, кровать и многое другое. К невесте должны были приставить девушку, чтобы та ухаживала за ней в течение всего времени, пока свадьба не закончится. Такую помощницу, «жемхагасе», невеста брала с собой в дом жениха. У князей девушку, которую отправляли с их дочерью, оставляли навсегда в доме жениха, чтобы та постоянно ухаживала за своей госпожой. Позже вместо девушки начали отправлять парня, который обязательно должен был приходиться девушке братом, но не родным.

О том, что везут невесту, было слышно всем соседям, так как все сопровождалось шумными песнями. Они выбегали на улицу и клали на дорогу - кто яйцо, кто свою шапку. Скакуны должны были с разбегу, по очереди растоптать яйцо - это сулило удачу и благополучие. Родители невесты отправляли вслед за своей дочерью несколько всадников вроде охраны. Когда они возвращались обратно, убедившись в том, что кортеж невесты благополучно доехал до дома жениха, любой парень, который жениху приходится другом или братом, должен был догнать охранников невесты и сорвать с одного из них шапку. С того момента начинались скачки между молодыми людьми, родственники невесты пытались догнать и забрать шапку, другие тех еще больше раззадоривали, не отдавая шапку. Это действо называлось «пыазафех».

Если семья жениха готова была принять невесту, то ее сразу заводили в дом, а если нет, невесту отвозили в дом к самому лучшему другу жениха. Разумеется, все свадебные хлопоты брали на себя родители друга жениха, естественно, не без участия родителей жениха. У черкесов это был самый красивый обычай. Многие семьи желали принять невесту у себя, это считалось проявлением уважения к семье. Невесту выносил с тележки тот же, кто ее туда усаживал.

Также в дом заводили сидящую во второй тележке «жемхагасе», которая ухаживала за невестой всю неделю, пока не закончится свадьба. Все вещи, привезенные невестой, заносились к ней в комнату.

В старину черкесы отмечали свои свадьбы ровно неделю, а то и больше. На протяжении всего этого времени каждый день принимали гостей, обязательно их всех угощали. Проводились бесконечные танцы, участниками которых были одни молодые люди.

В разгаре танцев кто-нибудь объявлял, что невесту нужно уже знакомить с жителями дома, и сразу же начиналась суета. По обе стороны невесты становились ее золовка и сосношница. Они должны были завести девушку в комнату, где сидели все старейшины рода, включая и родителей жениха (вели ее за руку, так как девушка сама ничего не видела, потому что ее голова была покрыта фатой). Ее подход к дому, где сидели старшие, сопровождался шумными возгласами: «Мы ведем невесту!», танцевали исламей и стреляли из ружья в небо. Перед тем как она переступала порог дома, ее обсыпали конфетами, маленькими монетами, орешками, которые потом собирали дети.

Невеста должна была зайти в дом с правой ноги, после чего ей стелили свежую шкуру барана и на нее ставили невесту. Если в роду была бабушка, которая знала много красивых и душевных пожеланий, ее просили все это сказать невесте, а если такой бабушки не было в роду, то просили у соседей. Невесту приставляли к стене, сопровождая добрыми пожеланиями. В глубокой древности фату, за которой невеста ничего не видела, снимал кончиком кинжала молодой парень, позже кончиком стрелы снимала фату женщина, ну, а сейчас это доверяют мальчику лет четырех или пяти, который снимает фату уже обычной палкой. Эта палка должна была служить неотъемлемым элементом детской люльки, когда невеста родит первого ребенка.

В Черкесии этот обычай сохранился до сих пор и называется этот ритуал «хитех». Обычай очень старый, и его появление относят к тем временам, когда женщины еще пользовались ружьем.

Следующий ритуал, который обязательно должна была пройти невеста, очень забавный. Брали деревянную миску, накладывали туда масло и мед. Эту смесь намазывали на губы невесте, приговаривая: «О наш Тха, пусть девушка полюбит этот дом и привяжется к его жильцам так же, как волос липнет к меду!» После этого миску выносили во двор только через окно. Адыги считали, что если девушка слизнет мед с губ, то она будет сварливой и алчной женщиной, а если потерпит мед на губах, то будет покладистой и отзывчивой. Этот ритуал называется «урицаль».

После того, как девушку задаривали подарками и украшениями, ее сосношница покрывала заново фатой и выводила ее из комнаты, не поворачиваясь спиной к старшим. Сразу после этого невесту отводили в ее комнату и, сняв с нее фату, усаживали посередине кровати. После всех этих обрядов невеста считалась полноправным членом семьи и могла вставать, когда заходит старший, чтобы уступить свое место. И не садиться вообще, если сидит старший человек.

Свадебное торжество проходило очень бурно и весело. «Джегуако», который заводил публику, делал все, что было в его силах, чтобы гости в кругу не скучали.

Проходил день свадьбы, и на следующий день вечером домой возвращался уже жених невесты. Этот обычай назывался «шауешыж», говоря современным языком - брачная ночь. Всю свадебную неделю жених гостевал у своего лучшего друга, так как у адыгов было не принято, чтобы жених и невеста жили под одной крышей, пока не закончится свадьба. И поэтому на неделю жених уходил к своему хорошему приятелю, другу или соседям. Вечером собиралась шумная компания в лице друзей жениха, сестер и близких родственников и отправлялась за женихом, чтобы его привести домой. Это сопровождалось бурным шествием. Прибывшую за женихом делегацию хозяева дома - родители друга жениха встречали очень радушно и сразу же сажали за щедро накрытый стол. В честь этого даже резали барана. За столом быстро пролетало время, и уже нужно было собираться.

Ближе к полуночи возвращали домой жениха. Друзья скандировали: «Мы вам привели вашего сына, мужа!» Стреляли из ружей в небо, танцевали, пели. Жених вместе со своими двумя друзьями заходил в комнату, где их ждали родители парня.

Жениха освобождали от оков стыда словами: «Все, что ты не сделал, мы тебе все прощаем! Заходи, дорогой сын!» Слабоалкогольный напиток брал в руки один старший дядя, тарелку с едой брал другой старший, тем самым они готовились сказать речь. Это был неудобный момент для жениха, так как он буквально горел от стыда. Тем не менее он должен был подойти к старшим вместе со своими друзьями. Самый старший из присутствующих произносил тост, который был предназначен именно для такого события, как «шауешыж». Когда тостующий доходил до слов: «Не проспи свое время, думая, что ты начеку», жених подходил к старейшему и забирал рог с напитком правой рукой и отдавал другу, который стоял по правую руку от него, затем также правой рукой забирал тарелку с едой и отдавал ее другу, стоящему по левую сторону. Старшие раздавали собравшейся молодежи напитки и еду, при этом жениху перед брачной ночью не следовало пить крепкие напитки. Такое правило существовало у адыгов, чтобы у молодоженов рождались здоровые дети. Считалось неправильным зачать ребенка в пьяном состоянии.

Во время празднования, когда вся молодежь сидела за столом, заходил помощник жениха, выводил его из компании и сопровождал его до комнаты, где уже сидела невеста с золовкой. После того, как в комнате появлялся жених, золовка уходила, и молодоженов оставляли наедине. Это все делалось без лишней огласки.

На этом все аспекты черкесской свадьбы не заканчивались. Должно было пройти пару недель, после чего невесту официально знакомили с родителями мужа. Это тоже было мини-мероприятие. Невесту из ее комнаты выводили женщины, которые долгое время жили в согласии со своими мужьями. Невесту подводили к свекрови, знакомили ее с ней и сразу же отправляли обратно в комнату. Невеста обязательно должна была принести с собой из дома подарки своим новым домочадцам.

После знакомства невесты и свекрови первая должна была каждое утро приходить в комнату свекрови и свекра и наводить порядок, после чего она сразу уходила к себе в комнату, чтобы никоим образом не допустить встречи со свекром. Свекор не имел права разговаривать с невесткой до тех пор, пока та не родила первенца.

После того, как пройдены все этапы черкесской свадьбы, невесту начинали учить шить, кроить и вышивать. Для этого ей покупали ткани, нитки и иголки. Считалось, что после свадьбы она имеет право держать в руках нитку с иголкой.

У черкесов невеста не имела права называть всех домочадцев по имени. Поэтому она давала каждому имя и впоследствии так всех и называла.

У князей и уорков невеста не делала по дому ничего до тех пор, пока не родит первенца.

После свадьбы невеста снимала шапку девушки и одевала другую шапку, которая ей полагалась уже по статусу. Шапки, которые они надевали после замужества, были конусообразными и назывались шапочками невесты. Такие шапки девушка могла носить до тех пор, пока не родит первого ребенка. Девушка, родившая ребенка, никогда больше не имела права носить шапочки, она носила платки или широкие ленты.