Что такое ложный патриотизм война и мир. Роман «Война и мир»


Муниципальная средняя школа N 1

Реферат по литературе на тему

Истинный и ложный патриотизм в романе

«Война и мир»

Выполнила ученица 10 «В» класса

Зиновьева Ирина

Проверила учитель литературы

Чинина Ольга Юрьевна

Воронеж 2006год.

Вступление

Героически патриотическая и антивоенная темы - определяющие, ведущие темы романа-эпопеи Толстого. Это произведение на века запечатлело подвиг русского народа, с оружием в руках отстоявшего свою национальную независимость. «Война и мир» будет и в будущем сохранять это значение, воодушевляя народы на борьбу против иноземных захватчиков.

Автор «Войны и мира» был убежденным и страстным поборником мира. Он хорошо знал, что такое война, близко видел ее своими глазами. Пять лет молодой Толстой носил военный мундир, служа офицером-артиллеристом в действующей армии сначала на Кавказе, затем на Дунае и, наконец, в Крыму, где участвовал в героической обороне Севастополя.

Великому произведению предшествовала робота над романом о декабристе. В1856 году был объявлен манифест об амнистии людям 14 декабря, и их возвращение на родину вызвало обострение русского общества. Проявил внимание к этому событию и Л. Н.Толстой. Он вспоминал: “В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением, героем которого должен был быть декабрист, возвращающейся с семьей в Россию…” Писатель не намерен был давать читателю апофеоз декабристского движения: в его планы входило пересмотреть эту страницу русской истории в свете поражения декабризма и предложить свое понимание борьбы с ним, осуществляя мирными средствами и путем ненасилия. Поэтому герой задумано повествованию должен был, вернувшись из ссылки, осудить свое революционное прошлое и стать сторонником другого решения проблемы - нравственного улучшения как рецепта оздоровления всего общества. Однако замысел Толстого претерпел существенные изменения. Послушаем самого писателя: “ Невольно от настоящего (то есть 1856 год) я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя, и оставил начатое. Но в 1825 году мой герой был уже возмужалым, семейным человеком. Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпадала со славой для России эпохой 1812 года. Я другой раз бросил начатое и стал писать со времен 1812 года, которого еще запах и звук слышны и милы нам”. Так главной темой нового романа стала героическая эпопея борьбы с наполеоновским нашествием. Л.Толстой, однако, продолжает: “В третий раз я вернулся назад по чувству, которое, может быть, покажется странным. Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама. Ежели причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войск, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений. Итак, от 1825 года возвратившись к 1805 году, я с этого времени намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов”. Это важное авторское свидетельство передает и грандиозный масштаб запечатленного в романе, и перерастание последнего в эпопею, и многогеройность произведения, и значимость осмысления в нем национального характера, и его глубокий историзм. Важным предшествующим сочинением Толстого стали “Севастопольские рассказы”, а импульсом в освещении исторических событий стала Крымская война с ее неудачами, нуждавшимися в осмыслении.

Работе над “Войной и миром” сопутствовал огромный творческий подъем писателя. Никогда до этого он не чувствовал свои умственные и нравственные силы столь свободными и предназначенными для творческой работы.

Л. Н. Толстой приступает к тщательному изучению исторических источников, документальной литературы, воспоминаний участников давних событий. Он штудирует работы А. И. Михайловского- Данилевского о войнах 1805- 1814 годов, “Очерки Бородинского сражения” Ф. Н. Глинки, “Дневник партизанских действий 1812 года” Д. В. Давыдова, книгу “Россия и русские” Н. И. Тургенева, “Записки о 1812 годе” С. Н. Глинки, мемуары А. П. Ермолова, воспоминания А. Д. Бестужева- Рюмина, “Походные записки артиллериста” И. Т. Радожицкого и многие другие сочинения этого типа. В библиотеке Ясной Поляны сохранилось 46 книг и журналов, которыми пользовался Толстой на протяжении всего времени работы над романом Война и мир. А всего писатель воспользовался трудами, список которых включает 74 названия.

Важной стала поездка в сентябре 1867 года на Бородинское поле, где когда-то произошла великая битва. Писатель обошел пешком прославленное поле, изучая местоположение русских и французских войск, размещение Шевардинского редута, Багратионовых флешей, батареи Раевского. Не менее существенными стали расспросы оставшихся в живых современников великих сражений, изучение быта отдаленной эпохи.

По мере работы над романом усиливается и обогащается его народное начало. “Я старался писать историю народа”,- такое признание оставил Толстой в черновике четвертого тома. Постепенно “мысль народная” стала определяющей в “Войне и мире”, любимой темой эпопеи стало изображение подвига народа в ходе событий русской истории. В роман вошло 569 персонажей, среди которых было200 исторических лиц. Но в их ряду отнюдь не затерялись главные герои произведения, судьбы которых писатель прослеживает тщательно, со всей необходимой психологической убедительностью. При этом автор связывает их самыми различными узами родства, любви, дружбы, женитьбы, деловыми отношениями, общим участием в грандиозных исторических событиях. В романе есть не мало лиц, отдельные черты жизни и характера которых отражают свойства предков и ближайших родственников Л. Н. Толстого. Так, в графе Ростове угадываются особенности графа Ильи Андреевича Толстого, деда писателя, а в старом князе Болконском - черты другого деда; графиня Ростова напоминает бабку Толстого - Пелагею Николаевну Толстую, княжна Марья впитала в себя черты матери Писателя- Марии Николаевны Волконской, а Николай Ростов - свойства отца, Николая Ильича Толстого. Князь Андрей вобрал особенности Сергея Николаевича, брата писателя, а в Наташе Ростовой запечатлелся образ Татьяны Андреевны Берс, свояченицы писателя. Все это свидетельствует о значительном автобиографизме романа и о глубокой жизненности его характеров. Но к автобиографизму “Война и мир” отнюдь не сводится: это широчайшее полотно, отразившее русскую историю. Ее героев и многоликий народный мир.

Работа над великой книгой потребовала титанического труда. Общее количество сохранившихся рукописей романа – свыше десяти тысяч чернового текста. Некоторые из частей эпопеи переписывались много раз, отдельные сцены переделывались, по словам Толстого, “до бесконечности”. Но в итоге неутомимой и напряженной роботы автора явился роман, составивший целую эпоху в истории русской культуры.

Истинный и ложный патриотизм в романе «Война и мир»

Роман “Война и мир” в жанровом отношении является романом-эпопеей, так как Толстой показывает нам исторические события, которые охватывают большой отрезок времени (действие романа начинается в 1805 году, а заканчиваются в 1821-м, в эпилоге); в романе действуют свыше 200 действующих лиц, есть реальные исторические личности (Кутузов, Наполеон, Александр I, Сперанский, Ростопчин, Багратион и многие другие), все социальные слои России того времени: высший свет, дворянская аристократия, провинциальное дворянство, армия, крестьянство, даже купечество.

В романе “Война и мир” Толстой создал объёмную и многогранную картину войны. Но в этом произведении читатель видит не скачущих воинов с развернутыми полотнищами знамён, не парад и блеск побед, а обычные военные будни. На страницах романа мы встречаемся с рядовыми солдатами, видим их нелёгкий, тяжелый труд.

Писатель вводит нас во внутренний мир обыкновенного на первый взгляд человека. Но он показывает нам, что и такие неприметные люди могут быть интересны и привлекательны своей душевной красотой. Автор раскрывает нам, читателям, поэзию духовной жизни героя. Часто трудно разглядеть истинное лицо человека под наслоениями суеты повседневной жизни. Писатель показывает, что нужно уметь видеть в каждом человеческое достоинство, ту божественную искру, которая не позволит совершить человеку по-настоящему подлый поступок. В экстремальных ситуациях, в моменты великих потрясений и глобальных перемен человек обязательно проявит себя, покажет свою внутреннюю сущность, те или иные качества своей натуры. В романе Толстого кто-то произносит громкие слова, занимается шумной деятельностью или бесполезной суетой - кто-то испытывает простое и естественное чувство «потребности жертвы и страдания при сознании общего несчастья». Первые лишь мнят себя патриотами и громко кричат о любви к Отечеству, а вторые являются ими и отдают жизнь во имя общей победы или оставляют на разграбление собственное добро, лишь бы оно не досталось неприятелю. В первом случае мы имеем дело с ложным патриотизмом, отталкивающим своей фальшью, эгоизмом и лицемерием. Так ведут себя светские вельможи на обеде в честь Багратиона: при чтении стихов о войне «все встали, чувствуя, что обед был важнее стихов». Лжепатриотическая атмосфера царит в салонах Анны Павловны Шерер, Элен Безуховой и в других петербургских салонах: «...спокойная, роскошная, озабоченная только призраками, отражениями жизни, петербургская жизнь шла по-старому; и из-за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ. Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы дворов, те же интересы службы и интриги. Только в самых высших кругах делались усилия для того, чтобы напоминать трудность настоящего положения». Действительно, этот круг людей был далек от осознания общероссийских проблем, от понимания великой беды и нужды народа в эту войну. Свет продолжал жить своими интересами, и даже в минуту всенародного бедствия здесь царят корыстолюбие и выдвиженчество.

Лжепатриотизм проявляет и граф Растопчин, который расклеивает по Москве глупые «афишки», призывает жителей города не оставлять столицы, а затем, спасаясь от народного гнева, сознательно отправляет на смерть безвинного сына купца Верещагина. Подлость и предательство сочетаются с самомнением, надутостью: «Ему не только казалось, что он управлял внешними действиями жителей Москвы, но ему казалось, что он руководит их настроением посредством своих воззваний и афиш, писанных тем ерническим языком, который в своей среде презирает народ и которого он не понимает, когда слышит его сверху».

Таким как Растопчин в романе показан Берг, который в минуту всеобщего смятения ищет выгоду и озабочен покупкой шифоньерочки и туалета «с аглицким секретом». Ему и в голову не приходит, что сейчас стыдно думать о покупках, которые не являются необходимыми. Таков, наконец, Друбецкой, который, подобно другим штабным офицерам, думает о наградах и продвижении по службе, желает «устроить себе наилучшее положение, особенно положение адъютанта при важном лице, казавшееся ему особенно заманчивым в армии». Наверное, не случайно накануне Бородинской битвы Пьер замечает на лицах офицеров это жадное возбуждение, он мысленно сравнивает его с «другим выражением возбуждения», «которое говорило о вопросах не личных, а общих, вопросах жизни и смерти».

О каких «других» лицах идет речь? Разумеется, это лица простых русских мужиков, одетых в солдатские шинели, для которых чувство Родины свято и неотъемлемо. Истинные патриоты в батарее Тушина сражаются и без прикрытия. Да и сам Тушин «не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову». Кровное чувство Родины заставляет солдат с немыслимой стойкостью сопротивляться врагу. Из описания дворника Ферапонтова мы видим, что этот человек, отдающий на разграбление свое имущество при оставлении Смоленска, бьет свою жену за то, что она просит его уехать, он мелочно торгуется с извозчиком, но, поняв суть происходящего, сам сжигает собственный дом и уезжает. Он тоже, безусловно, патриот. Для него нет смысла в нажитом добре, когда решается судьба его родины. «Тащи все, ребята, не оставляй французам!» - кричит он русским солдатам.

А что делает Пьер? Он отдает свои деньги, продает имение, чтобы экипировать полк. И что заставляет его, богатого аристократа, идти в самое пекло Бородинской битвы? Все то же чувство обеспокоенности за судьбу своей страны, желание помочь русскому народу.

Вспомним, наконец, и тех, кто покинул Москву, не желая покориться Наполеону. Они были убеждены: «Под управлением французов нельзя было быть». Вот почему они «просто и истинно» делали «то великое дело, которое спасло Россию».

Истинные патриоты в романе Толстого не думают о себе, они чувствуют потребность собственного вклада и даже жертвы, но не ждут за это награды, потому что несут в душе неподдельное святое чувство Родины.

Идет война в Австрии. Генерал Мак разбит под Ульмом. Австрийская армия сдалась. Над русской армией нависла угроза разгрома. И вот тогда Кутузов принял решение послать Багратиона с четырьмя тысячами солдат через труднопроходимые Богемские горы навстречу французам. Багратиону предстояло быстро совершить трудный переход и задержать сорокатысячную французскую армию до прихода главнокомандующего. Его отряду нужно было совершить великий подвиг, чтобы спасти русскую армию. Так автор подводит читателя к изображению первого великого сражения.

В этом сражении, как всегда, дерзок и бесстрашен Долохов. Храбрость он проявляется в бою, где “он в упор убил одного француза и первый взял за воротник сдавшегося офицера”. Но после этого он идет к полковому командиру и докладывает о своих “трофеях”: “Прошу запомнить, ваше превосходительство!” Далее он развязал платок, дернул его и показал запекшуюся кровь: “Рана штыком, я остался на фронте. Попомните, ваше превосходительство”. Везде и всегда Долохов беспокоится о себе, только о себе, все, что он делает, делает для себя.

Нас не удивляет и поведение Жеркова. Когда в разгар боя Багратион послал его с важным приказом к генералу левого фланга, он не поехал вперед, где слышалась стрельба, а стал “искать” генерала в стороне от боя. Из-за не переданного приказа французы отрезали русских гусар, многие погибли и были ранены. Таких офицеров много. Они не трусливы, но не умеют забыть ради общего дела себя, карьеру и личные интересы. Однако русская армия состояла не только из таких офицеров.

Героизм в романе выглядит буднично и естественно. В главах, рисующих Шенграбенскую битву, мы встречаем истинных героев. При описании этого сражения автор показывает, как растерянность охватывала пехотные полки при известии об окружении. “Нравственное колебание, решающее участь сражений, очевидно, разрешилось в пользу страха ”. Вот он сидит, герой этой битвы, герой этого “дела”, маленький, худой и грязный, сидит босой, сняв сапоги. Это артиллерийский офицер Тушин. “Большими, умными и добрыми глазами смотрит он на вошедших начальников и пытается шутить: “Солдаты говорят, что, разувшись ловчее”, - и смущается, чувствуя, что шутка не удалась. Толстой делает все, чтобы капитан Тушин предстал перед нами в самом негероическом виде, даже смешном. Но именно этот смешной человек был героем дня. Князь Андрей справедливо скажет о нем: “Успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и героической стойкости капитана Тушина с ротой”.

Второй герой Шенграбенского сражения - Тимохин. Битва казалась проиграна. Но в эту минуту наступавшие французы, вдруг побежали назад... и в лесу показались русские стрелки. Это была рота Тимохина. Он появляется в ту самую минуту, когда солдаты поддались панике и побежали. Его действия происходят по велению сердца. Не численное превосходство, не сложные планы полководцев, а воодушевление ротного, поведшего за собой солдат, решает исход сражения, именно его решимость и воинственность заставили отступить неприятеля. “…С такою безумною и пьяною решительностью, с одной шпажкой…” Только благодаря Тимохину оборонявшиеся имели возможность возвратиться и собрать батальоны. Русскими была одержана “победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии”.

Мужество разнообразно. Есть немало людей безудержно храбрых в бою, но теряющихся в будничной жизни. Образами Тушина и Тимохина Толстой учит читателя видеть по-настоящему храбрых людей, их неброский героизм, их огромную волю, которая помогает преодолевать страх и выигрывать сражения.

Автор приводит нас к мысли, что не только исход военного сражения, но направление развития истории определяется именно деятельностью людских масс, связанных единством чувств и стремлений. Все зависит от духа солдат, который может превратиться в панический страх - и тогда сражение проиграно, или возвыситься до геройства – и тогда сражение будет выиграно. Полководцы становятся сильны лишь при условии, что они управляют не только действиями солдат, но и духом своего войска. А для выполнения этой задачи полководец должен быть не только военным главнокомандующим, но и ее духовным руководителем. Таким перед нами предстает Кутузов. Во время Бородинского сражения он сосредоточил в себе весь патриотизм русской армии. Бородинская битва – «народное сражение». «Скрытая теплота патриотизма», разгоравшаяся в душе каждого воина, и общий «дух войска» предопределили победу. В этой битве раскрывается подлинная красота русского человека. Русскими была одержана «победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии. На наполеоновскую армию в этом сражении «была наложена рука сильнейшего духом противника».

В войне 1812 года, когда каждый солдат дрался за свой дом, за родных и близких, за Родину, сознание опасности удесятеряло силы. Чем глубже продвигался Наполеон в глубь России, тем больше росли силы русского войска, тем больше слабела французская армия, превращаясь в сборище воров и мародеров. Только воля народа, только народный патриотизм делает армию непобедимой. Этот вывод следует из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”.

Список литературы

1. Л.Н. Толстой “Война и мир”.

2. Ю. В. Лебедев “Русская литература XIX века”.

3. К. Н. Ломунова “Великая книга жизни”.

Муниципальная средняя школа N 1

Реферат по литературе на тему

Истинный и ложный патриотизм в романе

«Война и мир»

Выполнила ученица 10 «В» класса

Зиновьева Ирина

Проверила учитель литературы

Чинина Ольга Юрьевна

Воронеж 2006год.


Вступление

Героически патриотическая и антивоенная темы - определяющие, ведущие темы романа-эпопеи Толстого. Это произведение на века запечатлело подвиг русского народа, с оружием в руках отстоявшего свою национальную независимость. «Война и мир» будет и в будущем сохранять это значение, воодушевляя народы на борьбу против иноземных захватчиков.

Автор «Войны и мира» был убежденным и страстным поборником мира. Он хорошо знал, что такое война, близко видел ее своими глазами. Пять лет молодой Толстой носил военный мундир, служа офицером-артиллеристом в действующей армии сначала на Кавказе, затем на Дунае и, наконец, в Крыму, где участвовал в героической обороне Севастополя.

Великому произведению предшествовала робота над романом о декабристе. В1856 году был объявлен манифест об амнистии людям 14 декабря, и их возвращение на родину вызвало обострение русского общества. Проявил внимание к этому событию и Л. Н.Толстой. Он вспоминал: “В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением, героем которого должен был быть декабрист, возвращающейся с семьей в Россию…” Писатель не намерен был давать читателю апофеоз декабристского движения: в его планы входило пересмотреть эту страницу русской истории в свете поражения декабризма и предложить свое понимание борьбы с ним, осуществляя мирными средствами и путем ненасилия. Поэтому герой задумано повествованию должен был, вернувшись из ссылки, осудить свое революционное прошлое и стать сторонником другого решения проблемы - нравственного улучшения как рецепта оздоровления всего общества. Однако замысел Толстого претерпел существенные изменения. Послушаем самого писателя: “ Невольно от настоящего (то есть 1856 год) я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя, и оставил начатое. Но в 1825 году мой герой был уже возмужалым, семейным человеком. Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпадала со славой для России эпохой 1812 года. Я другой раз бросил начатое и стал писать со времен 1812 года, которого еще запах и звук слышны и милы нам”. Так главной темой нового романа стала героическая эпопея борьбы с наполеоновским нашествием. Л.Толстой, однако, продолжает: “В третий раз я вернулся назад по чувству, которое, может быть, покажется странным. Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама. Ежели причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войск, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений. Итак, от 1825 года возвратившись к 1805 году, я с этого времени намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов”. Это важное авторское свидетельство передает и грандиозный масштаб запечатленного в романе, и перерастание последнего в эпопею, и многогеройность произведения, и значимость осмысления в нем национального характера, и его глубокий историзм. Важным предшествующим сочинением Толстого стали “Севастопольские рассказы”, а импульсом в освещении исторических событий стала Крымская война с ее неудачами, нуждавшимися в осмыслении.

Работе над “Войной и миром” сопутствовал огромный творческий подъем писателя. Никогда до этого он не чувствовал свои умственные и нравственные силы столь свободными и предназначенными для творческой работы.

Л. Н. Толстой приступает к тщательному изучению исторических источников, документальной литературы, воспоминаний участников давних событий. Он штудирует работы А. И. Михайловского- Данилевского о войнах 1805- 1814 годов, “Очерки Бородинского сражения” Ф. Н. Глинки, “Дневник партизанских действий 1812 года” Д. В. Давыдова, книгу “Россия и русские” Н. И. Тургенева, “Записки о 1812 годе” С. Н. Глинки, мемуары А. П. Ермолова, воспоминания А. Д. Бестужева- Рюмина, “Походные записки артиллериста” И. Т. Радожицкого и многие другие сочинения этого типа. В библиотеке Ясной Поляны сохранилось 46 книг и журналов, которыми пользовался Толстой на протяжении всего времени работы над романом Война и мир. А всего писатель воспользовался трудами, список которых включает 74 названия.

Важной стала поездка в сентябре 1867 года на Бородинское поле, где когда-то произошла великая битва. Писатель обошел пешком прославленное поле, изучая местоположение русских и французских войск, размещение Шевардинского редута, Багратионовых флешей, батареи Раевского. Не менее существенными стали расспросы оставшихся в живых современников великих сражений, изучение быта отдаленной эпохи.

По мере работы над романом усиливается и обогащается его народное начало. “Я старался писать историю народа”,- такое признание оставил Толстой в черновике четвертого тома. Постепенно “мысль народная” стала определяющей в “Войне и мире”, любимой темой эпопеи стало изображение подвига народа в ходе событий русской истории. В роман вошло 569 персонажей, среди которых было200 исторических лиц. Но в их ряду отнюдь не затерялись главные герои произведения, судьбы которых писатель прослеживает тщательно, со всей необходимой психологической убедительностью. При этом автор связывает их самыми различными узами родства, любви, дружбы, женитьбы, деловыми отношениями, общим участием в грандиозных исторических событиях. В романе есть не мало лиц, отдельные черты жизни и характера которых отражают свойства предков и ближайших родственников Л. Н. Толстого. Так, в графе Ростове угадываются особенности графа Ильи Андреевича Толстого, деда писателя, а в старом князе Болконском - черты другого деда; графиня Ростова напоминает бабку Толстого - Пелагею Николаевну Толстую, княжна Марья впитала в себя черты матери Писателя- Марии Николаевны Волконской, а Николай Ростов - свойства отца, Николая Ильича Толстого. Князь Андрей вобрал особенности Сергея Николаевича, брата писателя, а в Наташе Ростовой запечатлелся образ Татьяны Андреевны Берс, свояченицы писателя. Все это свидетельствует о значительном автобиографизме романа и о глубокой жизненности его характеров. Но к автобиографизму “Война и мир” отнюдь не сводится: это широчайшее полотно, отразившее русскую историю. Ее героев и многоликий народный мир.

Работа над великой книгой потребовала титанического труда. Общее количество сохранившихся рукописей романа – свыше десяти тысяч чернового текста. Некоторые из частей эпопеи переписывались много раз, отдельные сцены переделывались, по словам Толстого, “до бесконечности”. Но в итоге неутомимой и напряженной роботы автора явился роман, составивший целую эпоху в истории русской культуры.


Истинный и ложный патриотизм в романе «Война и мир»

Роман “Война и мир” в жанровом отношении является романом-эпопеей, так как Толстой показывает нам исторические события, которые охватывают большой отрезок времени (действие романа начинается в 1805 году, а заканчиваются в 1821-м, в эпилоге); в романе действуют свыше 200 действующих лиц, есть реальные исторические личности (Кутузов, Наполеон, Александр I, Сперанский, Ростопчин, Багратион и многие другие), все социальные слои России того времени: высший свет, дворянская аристократия, провинциальное дворянство, армия, крестьянство, даже купечество.

Один из основных вопросов, который волнует Толстого - это вопрос о патриотизме и героизме русского народа, он рассмотрен в романе очень глубоко. При этом Толстой не впадает в ложно-патриотический тон повествования, а смотрит на события сурово и объективно, как писатель-реалист. Автор говорит о своем романе и о верных сынах Отечества, готовых отдать свою жизнь за спасение Родины, о лжепатриотах, думающих только о своих корыстных целях. Таким решением патриотической темы Лев Николаевич отразил подлинную историческую действительность. Она заключается в изображение подвига русского народа в Отечественной войне 1812 года. Автор говорит в своём романе и о верных сынах Отечества, и о лжепатриотах, думающих только о своих корыстных целях.

В романе “Война и мир” Толстой создал объёмную и многогранную картину войны. Но в этом произведении читатель видит не скачущих воинов с развернутыми полотнищами знамён, не парад и блеск побед, а обычные военные будни. На страницах романа мы встречаемся с рядовыми солдатами, видим их нелёгкий, тяжелый труд.

Писатель вводит нас во внутренний мир обыкновенного на первый взгляд человека. Но он показывает нам, что и такие неприметные люди могут быть интересны и привлекательны своей душевной красотой. Автор раскрывает нам, читателям, поэзию духовной жизни героя. Часто трудно разглядеть истинное лицо человека под наслоениями суеты повседневной жизни. Писатель показывает, что нужно уметь видеть в каждом человеческое достоинство, ту божественную искру, которая не позволит совершить человеку по-настоящему подлый поступок. В экстремальных ситуациях, в моменты великих потрясений и глобальных перемен человек обязательно проявит себя, покажет свою внутреннюю сущность, те или иные качества своей натуры. В романе Толстого кто-то произносит громкие слова, занимается шумной деятельностью или бесполезной суетой - кто-то испытывает простое и естественное чувство «потребности жертвы и страдания при сознании общего несчастья». Первые лишь мнят себя патриотами и громко кричат о любви к Отечеству, а вторые являются ими и отдают жизнь во имя общей победы или оставляют на разграбление собственное добро, лишь бы оно не досталось неприятелю. В первом случае мы имеем дело с ложным патриотизмом, отталкивающим своей фальшью, эгоизмом и лицемерием. Так ведут себя светские вельможи на обеде в честь Багратиона: при чтении стихов о войне «все встали, чувствуя, что обед был важнее стихов». Лжепатриотическая атмосфера царит в салонах Анны Павловны Шерер, Элен Безуховой и в других петербургских салонах: «...спокойная, роскошная, озабоченная только призраками, отражениями жизни, петербургская жизнь шла по-старому; и из-за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ. Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы дворов, те же интересы службы и интриги. Только в самых высших кругах делались усилия для того, чтобы напоминать трудность настоящего положения». Действительно, этот круг людей был далек от осознания общероссийских проблем, от понимания великой беды и нужды народа в эту войну. Свет продолжал жить своими интересами, и даже в минуту всенародного бедствия здесь царят корыстолюбие и выдвиженчество.

Лжепатриотизм проявляет и граф Растопчин, который расклеивает по Москве глупые «афишки», призывает жителей города не оставлять столицы, а затем, спасаясь от народного гнева, сознательно отправляет на смерть безвинного сына купца Верещагина. Подлость и предательство сочетаются с самомнением, надутостью: «Ему не только казалось, что он управлял внешними действиями жителей Москвы, но ему казалось, что он руководит их настроением посредством своих воззваний и афиш, писанных тем ерническим языком, который в своей среде презирает народ и которого он не понимает, когда слышит его сверху».

Таким как Растопчин в романе показан Берг, который в минуту всеобщего смятения ищет выгоду и озабочен покупкой шифоньерочки и туалета «с аглицким секретом». Ему и в голову не приходит, что сейчас стыдно думать о покупках, которые не являются необходимыми. Таков, наконец, Друбецкой, который, подобно другим штабным офицерам, думает о наградах и продвижении по службе, желает «устроить себе наилучшее положение, особенно положение адъютанта при важном лице, казавшееся ему особенно заманчивым в армии». Наверное, не случайно накануне Бородинской битвы Пьер замечает на лицах офицеров это жадное возбуждение, он мысленно сравнивает его с «другим выражением возбуждения», «которое говорило о вопросах не личных, а общих, вопросах жизни и смерти».

О каких «других» лицах идет речь? Разумеется, это лица простых русских мужиков, одетых в солдатские шинели, для которых чувство Родины свято и неотъемлемо. Истинные патриоты в батарее Тушина сражаются и без прикрытия. Да и сам Тушин «не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову». Кровное чувство Родины заставляет солдат с немыслимой стойкостью сопротивляться врагу. Из описания дворника Ферапонтова мы видим, что этот человек, отдающий на разграбление свое имущество при оставлении Смоленска, бьет свою жену за то, что она просит его уехать, он мелочно торгуется с извозчиком, но, поняв суть происходящего, сам сжигает собственный дом и уезжает. Он тоже, безусловно, патриот. Для него нет смысла в нажитом добре, когда решается судьба его родины. «Тащи все, ребята, не оставляй французам!» - кричит он русским солдатам.

А что делает Пьер? Он отдает свои деньги, продает имение, чтобы экипировать полк. И что заставляет его, богатого аристократа, идти в самое пекло Бородинской битвы? Все то же чувство обеспокоенности за судьбу своей страны, желание помочь русскому народу.

Вспомним, наконец, и тех, кто покинул Москву, не желая покориться Наполеону. Они были убеждены: «Под управлением французов нельзя было быть». Вот почему они «просто и истинно» делали «то великое дело, которое спасло Россию».

Истинные патриоты в романе Толстого не думают о себе, они чувствуют потребность собственного вклада и даже жертвы, но не ждут за это награды, потому что несут в душе неподдельное святое чувство Родины.

Идет война в Австрии. Генерал Мак разбит под Ульмом. Австрийская армия сдалась. Над русской армией нависла угроза разгрома. И вот тогда Кутузов принял решение послать Багратиона с четырьмя тысячами солдат через труднопроходимые Богемские горы навстречу французам. Багратиону предстояло быстро совершить трудный переход и задержать сорокатысячную французскую армию до прихода главнокомандующего. Его отряду нужно было совершить великий подвиг, чтобы спасти русскую армию. Так автор подводит читателя к изображению первого великого сражения.

В этом сражении, как всегда, дерзок и бесстрашен Долохов. Храбрость он проявляется в бою, где “он в упор убил одного француза и первый взял за воротник сдавшегося офицера”. Но после этого он идет к полковому командиру и докладывает о своих “трофеях”: “Прошу запомнить, ваше превосходительство!” Далее он развязал платок, дернул его и показал запекшуюся кровь: “Рана штыком, я остался на фронте. Попомните, ваше превосходительство”. Везде и всегда Долохов беспокоится о себе, только о себе, все, что он делает, делает для себя.

Нас не удивляет и поведение Жеркова. Когда в разгар боя Багратион послал его с важным приказом к генералу левого фланга, он не поехал вперед, где слышалась стрельба, а стал “искать” генерала в стороне от боя. Из-за не переданного приказа французы отрезали русских гусар, многие погибли и были ранены. Таких офицеров много. Они не трусливы, но не умеют забыть ради общего дела себя, карьеру и личные интересы. Однако русская армия состояла не только из таких офицеров.

Героизм в романе выглядит буднично и естественно. В главах, рисующих Шенграбенскую битву, мы встречаем истинных героев. При описании этого сражения автор показывает, как растерянность охватывала пехотные полки при известии об окружении. “Нравственное колебание, решающее участь сражений, очевидно, разрешилось в пользу страха ”. Вот он сидит, герой этой битвы, герой этого “дела”, маленький, худой и грязный, сидит босой, сняв сапоги. Это артиллерийский офицер Тушин. “Большими, умными и добрыми глазами смотрит он на вошедших начальников и пытается шутить: “Солдаты говорят, что, разувшись ловчее”, - и смущается, чувствуя, что шутка не удалась. Толстой делает все, чтобы капитан Тушин предстал перед нами в самом негероическом виде, даже смешном. Но именно этот смешной человек был героем дня. Князь Андрей справедливо скажет о нем: “Успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и героической стойкости капитана Тушина с ротой”.

Второй герой Шенграбенского сражения - Тимохин. Битва казалась проиграна. Но в эту минуту наступавшие французы, вдруг побежали назад... и в лесу показались русские стрелки. Это была рота Тимохина. Он появляется в ту самую минуту, когда солдаты поддались панике и побежали. Его действия происходят по велению сердца. Не численное превосходство, не сложные планы полководцев, а воодушевление ротного, поведшего за собой солдат, решает исход сражения, именно его решимость и воинственность заставили отступить неприятеля. “…С такою безумною и пьяною решительностью, с одной шпажкой…” Только благодаря Тимохину оборонявшиеся имели возможность возвратиться и собрать батальоны. Русскими была одержана “победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии”.

Мужество разнообразно. Есть немало людей безудержно храбрых в бою, но теряющихся в будничной жизни. Образами Тушина и Тимохина Толстой учит читателя видеть по-настоящему храбрых людей, их неброский героизм, их огромную волю, которая помогает преодолевать страх и выигрывать сражения.

Автор приводит нас к мысли, что не только исход военного сражения, но направление развития истории определяется именно деятельностью людских масс, связанных единством чувств и стремлений. Все зависит от духа солдат, который может превратиться в панический страх - и тогда сражение проиграно, или возвыситься до геройства – и тогда сражение будет выиграно. Полководцы становятся сильны лишь при условии, что они управляют не только действиями солдат, но и духом своего войска. А для выполнения этой задачи полководец должен быть не только военным главнокомандующим, но и ее духовным руководителем. Таким перед нами предстает Кутузов. Во время Бородинского сражения он сосредоточил в себе весь патриотизм русской армии. Бородинская битва – «народное сражение». «Скрытая теплота патриотизма», разгоравшаяся в душе каждого воина, и общий «дух войска» предопределили победу. В этой битве раскрывается подлинная красота русского человека. Русскими была одержана «победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии. На наполеоновскую армию в этом сражении «была наложена рука сильнейшего духом противника».

В войне 1812 года, когда каждый солдат дрался за свой дом, за родных и близких, за Родину, сознание опасности удесятеряло силы. Чем глубже продвигался Наполеон в глубь России, тем больше росли силы русского войска, тем больше слабела французская армия, превращаясь в сборище воров и мародеров. Только воля народа, только народный патриотизм делает армию непобедимой. Этот вывод следует из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”.


Список литературы

1. Л.Н. Толстой “Война и мир”.

2. Ю. В. Лебедев “Русская литература XIX века”.

3. К. Н. Ломунова “Великая книга жизни”.

4. Е. С. Роговер “Русская литература второй половины XIX века”.

Толстой разделил персонажей своего романа на положительных и отрицательных. Все они по-разному проявляют свой патриотизм. Положительные герои, такие как Наташа Ростова, Пьер Безухов и Андрей Болконский, любят свою родину и готовы жертвовать собой ради её спасения. Отрицательным героям чужды понятия добра и чести, они блюдут только свои интересы. Родная страна для них – лишь нескончаемый источник потребления, которым они с удовольствием пользуются.

Наташа Ростова, стремясь помочь раненым солдатам, предлагает им ночлег в своем доме, ничего не требуя взамен. Несмотря на то, что Наташа молода и вообще далека от военной жизни, она пытается помочь в меру своих сил. Наташа – патриотка своей родины, ведь часто она готова пожертвовать своим комфортом ради благополучия страны. Девушка очень добра к другим людям, поэтому, когда она чувствует, что может оказать помощь, помогает.

Мысль о сдаче французам Москвы приводит Наташу в отчаянье: ей важна судьба своей родины, она не может просто так смириться с тем, что Москва оставлена, но что-то изменить она не в силах.

Пьер Безухов также не остаётся в стороне от войны, сотрясшей Россию. Он организовывает свой полк, который, по его разумению, должен привести страну к долгожданной победе над французами. План его не приводит к тому результату, которого он ожидал, однако молодой человек не отчаивается и готовиться самостоятельно вступить в схватку с неприятелем. Пьер считает, что именно ему суждено убить Наполеона, тем самым освободив свою родину. Он идёт в самое опасное место военных действий и там оказывает посильную помощь солдатам. Его не смущает собственное положение – ведь Пьер являлся графом, – и он борется наравне с остальными солдатами. Пусть он и не оказал большого влияния на результат войны, сам факт его участия в схватке показывает Пьера настоящим патриотом.

На примере Василия Курагина рассмотрим проявление ложного патриотизма. Некогда восхищавшийся фельдмаршалом Кутузовым («Я говорил всегда, что он один способен победить Наполеона»), он буквально на следующий день меняет своё мнение на совершенно противоположное («Я удивляюсь, как можно было поручить такому человеку судьбу России»). Преобладание личных интересов над интересами родины заложено в характере этого человека. Василий может только критиковать других, но сам он никогда не возьмёт в руки оружие и не пойдёт наравне с солдатами в бой.

Таким образом, Толстой в своём романе показал, как разные люди относятся к судьбе своей родины. Истинный патриотизм присущ положительным персонажам, для которых родина – не просто место, где они живут, а что-то более родное и дорогое им, то, ради чего не жаль умереть. Отрицательные персонажи далеки от этого, поэтому их интересы стоят выше других.

Колоссальное прозаическое полотно «Война и мир», отразившее с невероятной искренностью и правдивостью реальные картины жизни народа в пучине сложных событий первых десятилетий XIX века, стало одним из важнейших произведений в отечественной литературе. Свое высокое значение роман заслужил благодаря серьезности проблематики. Истинный и ложный патриотизм в романе «Война и мир» – одна из центральных идей, актуальность которой не проходит спустя более 200 лет.

Война – испытание характера личности

Несмотря на развернутую систему персонажей произведения, его главным героем является русский народ. Как известно, свои истинные качества люди проявляют, оказавшись в сложных жизненных ситуациях. Нет ничего более страшного и ответственного как для отдельно человека, так и для нации в целом, чем война. Она подобно волшебному зеркалу способна отразить истинное лицо каждого, сорвав маски притворства и псевдопатриотизма одних, подчеркнуть героизм, готовность к самопожертвованию ради гражданского долга других. Война становится своеобразным испытанием для личности. В романе русский народ изображен в процессе преодоления этого испытания в виде Отечественной войны 1812 года.

Художественный прием сравнения

В ходе изображения войны автор прибегает к приему сравнительного сопоставления настроений и поведения как военных, так и светского общества, сравнивая 1805–1807 годы, когда бои происходили за пределами Российской Империи, с 1812-м – периодом вторжения французов на территорию государства, заставившим народ подняться на защиту Отечества.

Главным художественным приемом, которым автор мастерски оперирует в произведении, является антитеза. Метод противопоставления автор использует и в оглавлении романа-эпопеи, и в параллельном ведении сюжетных линий, и в создании персонажей. Герои произведения противопоставляются друг другу не только своими моральными качествами и поступками, но и своим отношением к гражданскому долгу, проявлением истинного и ложного патриотизма.

Олицетворение истинного патриотизма

Война коснулась различных слоев населения. И многие стараются внести свою лепту в дело общей победы. Крестьяне и купцы сжигают или раздают свое имущество только для того, чтобы оно не досталось захватчикам, москвичи и жители Смоленска покидают свои дома, не желая находиться под гнетом врага.

С особым проникновением и гордостью создает Лев Николаевич образы русских солдат. Героизм и отвагу они продемонстрировали в эпизодах боевых действий под Аустерлицем, Шенграбеном, Смоленском и, конечно же, на Бородинском сражении. Именно там проявилось несравненное мужество простых солдат, их любовь к Родине и стойкость, готовность пожертвовать собственной жизнью ради свободы и Отечества. Они не пытаются выглядеть героями, подчеркнуть свою удаль на фоне других, а лишь стараются доказать свою любовь и преданность Отчизне. Невольно в произведении читается идея о том, что истинный патриотизм не может быть показным и позерским.

Одним из самых ярких персонажей, олицетворяющим истинный патриотизм в романе «Война и мир», является Михаил Кутузов. Назначенный главнокомандующим русским войском вопреки царской воле он сумел оправдать возложенное на него доверие. Логичность его назначения лучше всего объясняется словами Андрея Болконского: «Пока Россия была здорова, хорош был Барклай де Толли… Когда Россия больна, ей нужен свой человек».

Одно из самых сложных решений, которое довелось принять Кутузову во время войны, – это приказ об отступлении. Только дальновидный, опытный и глубоко патриотичный полководец мог взять на себя ответственность за такое решение. На одной чаше весов была Москва, а на другой – вся Россия. Как истинный патриот, Кутузов принимает решение в пользу всего государства. Свой патриотизм и любовь к народу продемонстрировал великий полководец и после изгнания захватчиков. Он отказывается воевать за пределами страны, считая, что русский народ выполнил свой долг перед Отчизной, и больше нет смысла проливать его кровь.

Особая роль в произведении отведена партизанам, которых автор сравнивает с дубиной, «поднявшейся со всей своей грозно и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, гвоздившей французов, пока не погибло все нашествие».

Дух искренней любви к родной земле и государству свойствен не только военным, но и мирному населению. Купцы раздавали свой товар бесплатно, чтобы захватчикам ничего не досталось. Семья Ростовых, несмотря на близившееся разорение, оказывает помощь раненым. Пьер Безухов вкладывает свои средства в формирования полка и даже предпринимает попытку убить Наполеона, невзирая на последствия. Патриотические чувства свойственны и многим представителям дворянского сословия.

Ложный патриотизм в произведении

Однако не всем героям произведения знакомы искренние чувства любви к Родине и разделение народного горя. Настоящим борцам с захватчиками Толстой противопоставляет ложных патриотов, которые продолжали шикарную жизнь в салонах, посещали балы и говорили на языке захватчика. К лжепатриотам относит автор не только светское общество, но и большинство офицерского состава русской армии. Многие из них рады войне как способу получения орденов и карьерного роста. Автор обличает большую часть офицерства, которое ютится в штабах и не участвует в битвах, прикрываясь простыми солдатами.

Прием антитезы в изображении наигранного и настоящего патриотизма является одной из идейных линий романа-эпопеи «Война и мир». По мнению автора, истинные чувства любви к родной земле продемонстрировали представители простого народа, а также те дворяне, которые проникнуты его духом. Те, кому нет покоя в минуты общего горя, и отражают искреннюю любовь к Родине. Эта идея является одной из основных в произведении, а также в сочинении на тему «Истинный и ложный патриотизм в романе «Война и мир». Данное убеждение автор изображает через мысли Пьера Безухова, который осознает, что настоящее счастье в единстве со своим народом.

Тест по произведению

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №36

РЕФЕРАТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

НА ТЕМУ: «ТЕМА ИСТИННОГО И ЛОЖНОГО ПАТРИОТИЗМА В РОМАНЕ «ВОЙНА И МИР»

Выполнил: учащийся

Кириллов А.Ф.

Проверила: Федулова Е.А.

АСТРАХАНЬ 2005

ТЕМА ИСТИННОГО И ЛОЖНОГО ПАТРИОТИЗМА В РОМАНЕ

«ВОЙНА И МИР»

Главная тема романа "Война и мир" - изображение подвига русского народа в Отечественной войне 1812 года. Автор говорит в своем романе и о верных сынах отечества, и о лжепатриотах, думающих только о своей корысти.

Толстой использует прием антитезы для изображения как событий, так и героев романа. Давайте проследим за событиями романа. В первом томе он рассказывает о войне с Наполеоном 1805-1807 гг., где Россия (союзница Австрии и Пруссии) потерпела поражение. Идет война. В Австрии генерал Мак разбит под Ульмом. Австрийская армия сдалась. Над русской армией нависла угроза разгрома. И вот тогда Кутузов принял решение послать Багратиона с четырьмя тысячами солдат через труднопроходимые Богемские горы навстречу французам. Багратиону предстояло быстро совершить трудный переход и задержать сорокатысячную французскую армию до прихода Кутузова. Его отряду нужно было совершить великий подвиг, чтобы спасти русскую армию. Так, автор подводит читателя к изображению первого великого сражения. В этом сражении, как всегда, дерзок и бесстрашен Долохов. Храбрость Долохова проявляется в бою, где "он в упор убил одного француза, первый взял за воротник сдавшегося офицера". Но после этого он идет к полковому командиру и докладывает о своих "трофеях": "Прошу запомнить, ваше превосходительство!" Далее он развязал платок, дернул его и показал запекшуюся кровь: "Рана штыком, я остался на фронте. Попомните, ваше превосходительство". Везде, всегда он помнит прежде всего о себе, только о себе, все, что делает, делает для себя. Нас не удивляет и поведение Жерехова. Когда в разгар боя Багратион послал его с важным приказом к генералу левого фланга, он не поехал вперед, где слышалась стрельба, а стал искать генерала в стороне от боя. Из-за непереданного приказа французы отрезали русских гусар, многие погибли и были ранены. Таких офицеров много. Они не трусы, но они не умеют забыть ради общего дела себя, карьеру и личные интересы. Но русская армия состояла не только из таких офицеров. В главах, рисующих Шенграбенскую битву, мы встречаем истинных героев. Вот он сидит, герой этой битвы, герой этого "дела", маленький, худой и грязный, сидит босой, сняв сапоги. Это артиллерийский офицер Тушин. "Большими, умными и добрыми глазами смотрит он на вошедших начальников и пытается шутить: "Солдаты говорят, что разувшись ловчее, - и смущается, чувствуя, что шутка не удалась".

Толстой делает все, чтобы капитан Тушин предстал перед нами в самом негероическом, даже смешном виде. Но именно этот смешной человек был героем дня. Князь Андрей справедливо скажет о нем: "Успехам дня мы обязаны более всего действию этой батареи и героической стойкости капитана Тушина с ротой".

Второй герой Шенграбенского сражения - Тимохин. Он появляется в ту самую минуту, когда солдаты поддались панике и побежали. Казалось, все потеряно. Но в эту минуту французы, наступавшие на наших, вдруг побежали назад, и в лесу показались русские стрелки. Это была рота Тимохина. И только благодаря Тимохину русские имели возможность возвратиться и собрать батальоны. Мужество разнообразно. Есть немало людей, безудержно храбрых в бою, но теряющихся в будничной жизни. Образами Тушина и Тимохина Толстой учит читателя видеть по-настоящему храбрых людей, их неброский героизм, их огромную волю, которая помогает преодолевать страх и выигрывать сражения.

Лев Николаевич Толстой отрицал войну, горячо спорил с теми, кто находил " красоту ужаса " в войне. При описании войны 1805 года Толстой выступает как писатель - пацифист, но при описании войны 1812 года автор переходит на позиции патриотизма. Война 1812 года предстаёт в изображении Толстого как война народная. Автор создаёт множество образов мужиков, солдат, суждения которых в совокупности составляют народное мироощущение. Купец Ферапонтов убеждён, что французов не пустят в Москву, "не должны", но, узнав о сдаче Москвы, он понимает, что "решилась Расея!". А если уж Россия гибнет, то нечего спасать своё добро. Он кричит солдатам, чтобы забирали его товары, лишь бы ничего не досталось "дьяволам". Мужики Карп и Влас отказались продавать сено французам, взяли в руки оружие и ушли в партизаны. В период тяжких испытаний для Отечества "делом народным", всеобщим становится защита Родины. Все герои романа проверяются с этой стороны: одушевлены ли они всенародным чувством, готовы ли на подвиг, на высокую жертву и самоотвержение.

В любви к Родине, патриотическом чувстве равны князь Андрей Болконский и солдат его полка. Но князь Андрей не только одушевлён всеобщим чувством, а и умеет сказать о нём, анализировать его, понимает общий ход дел. Настроение всего войска перед Бородинским сражением именно он в состоянии оценить и определить. Сами многочисленные участники величественного события действуют по тому же чувству, и даже не бессознательно, - просто они очень немногословны.

"Солдаты в моём батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день, говорят ", - вот и всё, что слышит князь Андрей про солдат от батальонного командира Тимохина. Пьер Безухов вполне понимает смысл " неясных " и тоже слишком кратких слов солдат: " Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва. Один конец сделать хотят". Солдаты выражают уверенность в победе, готовность умереть за Родину. В романе " Война и мир "Толстой описывает войну 1812 года лишь на территории России, справедливую войну. Д. С. Лихачёв писал: " Историческая сторона романа в её нравственно - победной части вся оканчивается в России, и ни одно событие в конце романа не переходит за пределы Русской земли. Нет в "Войне и мире" ни Лейпцигской битвы народов, ни взятия Парижа. Это подчёркивается смертью у самых границ Кутузова. Дальше этот народный герой "не нужен". Толстой в фактической стороне событий усматривает ту же народную концепцию оборонительной войны... Вторгающийся враг, захватчик не может быть добр и скромен. Поэтому древнерусскому историку не надо иметь точных сведений о Батые, Биргере, Торкале Кнутсоне, Магнусе, Мамае, Тохтамыше, Тамерлане, Эдигее, Стефане Батории или о любом другом ворвавшемся в Русскую землю неприятеле: он, естественно, в силу одного только этого своего деяния, будет горд, самоуверен, надменен, будет поизносить громкие и пустые фразы. Образ вторгшегося врага определяется только его деянием - его вторжением. Напротив, защитник отечества всегда будет скромен, будет молиться перед выступлением в поход, ибо ждёт помощи свыше и уверен в своей правоте. Правда, этическая правда на его стороне, и этим определён его образ".

На борьбу с захватчиками поднялся весь русский народ. Лев Николаевич Толстой считал, что роль отдельной личности в истории незначительна, что творят историю миллионные массы простых людей. Тушин и Тихон Щербатый - типичные представители русского народа, поднявшегося на борьбу с врагом.

Толстой создаёт яркий образ неутомимого партизана, мужика Тихона Щербатого, приставшего к отряду Денисова. Тихон отличался богатырским здоровьем, огромной физической силой и выносливостью. В борьбе с французами он проявляет ловкость, отвагу и бесстрашие. Характерен рассказ Тихона о том, как на него набросились четыре француза "со шпажонками", а он на них пошёл с топором. Это перекликается с образом француза - Фехтовальщика и русского, орудующего дубинкой. Тихон и есть художественная конкретизация "дубины народной войны".

В отряде, постоянно нападавшем на вражеские обозы, оружия было много. Но Тихону оно было не нужно - он действует иначе, и его поединок с французами, когда надо было достать "языка", вполне в духе общих рассуждений Толстого о народной освободительной войне: "Пойдём, говорю, к полковнику. Как загалдит. А их тут четверо. Бросились на меня с шпажками. Я на них таким манером топором: что вы, мол, Христос с вами, - вскрикнул Тихон, размахнув и грозно хмурясь, выставляя грудь".

Народному патриотизму Толстой противопоставляет лжепатриотизм светской знати, основная цель которой - ловить " кресты, рубли, чины ". Патриотизм московских аристократов заключался в том, что они вместо французских блюд ели русские щи, а за французские слова назначали штраф. Облик Александра I в толстовском изображении непригляден. Черты двуличия и лицемерия, которые были присущи " высшему свету ", проявляются и в характере царя.

Особенно ярко они видны в сцене приезда государя в армию после победы над врагом. Александр заключает Кутузова в объятия, бормоча при этом: "Старый комедиант". С. П. Бычков писал: "Нет, не Александр I был" спасителем отечества", как это тщились изобразить казённые патриоты, и не среди приближённых царя надо было искать истинных организаторов борьбы с врагом. Напротив, при дворе, в ближайшем окружении царя, существовала группа откровенных пораженцев во главе с великим князем и канцлером Румянцевым, которая боялась Наполеона и стояла за заключение с ним мира".

Платон Каратаев - воплощение «всего русского, доброго и круглого», патриархальности, смирения, непротивления, религиозности - всех тех качеств, которые так ценил Лев Николаевич Толстой у русского крестьянства. Лидия Дмитриевна Опульская писала: "Образ Платона сложнее и противоречивее, он чрезвычайно много значит для всей историко-философской концепции книги. Не больше, впрочем, чем Тихон Щербатый. Просто это - другая сторона "мысли народной".

Патриотизм и близость к народу в наибольшей степени присущи Пьеру Безухову, князю Андрею Болконскому, Наташе Ростовой. В народной войне 1812 года была заключена та огромная нравственная сила, которая очищала и перерождала любимых героев Толстого, выжигала в их душе многие сословные предрассудки, себялюбивое чувство. В Отечественной войне судьба князя Андрея идёт той же дорогой, что и судьба народная. Андрей Болконский сближается с простыми солдатами. "В полку его называли "наш князь", им гордились и его любили", - писал Толстой. Он начинает видеть главное назначение человека в служении людям, народу. Ещё до войны 1812 года князь Андрей понял, что будущее народа зависит не от воли правителей, а от самого народа. Лидия Дмитриевна Опульская писала: "Уже поняв внутренние пружины войны, Андрей Болконский ещё заблуждался относительно мира. Его тянуло в высшие сферы государственной жизни, "туда, где готовилось будущее, от которого зависели судьбы миллионов". Но судьбы миллионов решают не Адам Чарторыжский, не Сперанский, не император Александр, а сами эти миллионы - такова одна из главных идей толстовской философии истории.

Простые русские солдаты сыграли также решающую роль в моральном обновлении Пьера Безухова. Он прошёл через увлечение масонством, благотворительностью, и ничто не дало ему нравственного удовлетворения. Только в тесном общении с простыми людьми он понял, что цель жизни в самой жизни: "Пока есть жизнь, есть и счастье". Уже на Бородинском поле, ещё до встречи с Каратаевым, у Пьера Безухова зарождается идея опрощения: "Солдатом быть, просто солдатом! " Встречи с простыми солдатами произвели сильнейшее действие на его душу, потрясли его сознание, возбудили желание переменить, перестроить всю свою жизнь. Лидия Дмитриевна Опульская писала: "Душевное спокойствие, уверенность в смысле жизни Пьер обретает, пережив героическое время 12 - го года и страдания плена рядом с простыми людьми, с Платоном Каратаевым. Он испытывает "ощущение своей ничтожности и лживости в сравнении с правдой, простотой и силой того разряда людей, которые отпечатлелись у него в душе под названием они". "Солдатом быть, просто солдатом", - с восторгом думает Пьер. Характерно, что и солдаты, хоть не сразу, но охотно приняли Пьера в свою среду и прозвали "наш барин", как Андрея "наш князь". Пьер не может стать "просто солдатом", капелькой, сливающейся со всей поверхностью шара. Сознание своей личной ответственности за жизнь всего шара неистребимо в нём. Он горячо думает о том, что люди должны опомниться, понять всю преступность, всю невозможность войны".

Положительные черты Наташи Ростовой с особенной яркостью раскрываются в тот момент, когда она, перед вступлением французов в Москву, одушевлённая патриотическим чувством, заставляет сбросить с подвод семейное добро и взять раненых и когда она же - в другую, счастливую и радостную минуту - русской пляской и восхищением народной музыкой проявляет всю силу заключённого в ней национального духа. От Наташи исходит энергия обновления, освобождения от фальшивого, ложного, привычного, выводящая "на вольный божий свет".

В войне 1812 года, когда каждый солдат дрался за свой дом, за родных и близких, за Родину, сознание опасности "удесятерило" силы. Чем дальше продвигался Наполеон в глубь России, тем более росли силы русского войска, тем более слабела французская армия, превращаясь в сборище воров и мародеров. Только воля народа, только народный патриотизм, "дух войска" делает армию непобедимой. Этот вывод делает Толстой в своем бессмертном романе-эпопее "Война и мир".

Список использованной литературы

1. Л.Н. Толстой, "Война и мир", М., "Советская Россия" 1991г.

2. А.А. Сабуров, "Война и мир" Л.Н. Толстого. Проблематика и поэтика", Изд-во МГУ, 1981г.

3. Л. Либединская, "Живые герои", М., "Детская литература" 1982г.

Подобные документы

    Историческая тема народной войны в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". События Отечественной войны 1812 года. Анализ истории создания романа. Нравственно–филосовские изыскания автора. Коллективный героизм и патриотизм народа в разгроме французов.

    реферат , добавлен 06.11.2008

    Отечественная война 1812 года. Обновление темы Отечественной войны. Принципиальное художественное открытие Пушкина. М.Ю. Лермонтов проявлял особый интерес к национальной истории. В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над "Война и мир".

    сочинение , добавлен 03.05.2007

    Первое точное свидетельство, датирующее начало работы Л.Н. Толстого над романом "Война и мир". Освободительная война, которую вел русский народ против иноземных захватчиков. Варианты начала романа. Описание событий Отечественной войны 1812 года.

    презентация , добавлен 04.05.2016

    Писатели о Великой войне. Трагическая судьба народа во Второй мировой войне. Юрий Бондарев и его произведения о войне. О человеке на войне, о его мужестве повествуют произведения Виктора Астафьева. Тема трагедии войны не исчерпаема в литературе.

    сочинение , добавлен 13.10.2008

    Тема судьбы народа в годы революции и гражданской войны. Отличие изображения войны М. А. Шолоховым от других авторов. Средства, с помощью которых М. А. Шолохов написал свой великий роман – эпопею "Тихий Дон". Проблема войны, ее влияние на судьбы людей.

    реферат , добавлен 28.11.2008

    Знание и точное описание реалий войны, правды жизни. Ведь самая изначальная правда о войне не в том, как свистят пули, как люди корчатся от страданий и умирают. Правда в том, что они, люди на войне, думают, чувствуют, воюя, страдая, умирая, убивая врага.

    реферат , добавлен 16.06.2004

    Традиция изображения в русской литературе войны и участвующего в ней человека. Интерес к его внутреннему миру, Л.Н. Толстой "Севастопольские рассказы", "Война и мир". Особенности изображения человека на войне в рассказах О.Н. Ермакова и В.С. Маканина.

    реферат , добавлен 18.02.2009

    Попытка создания панорамы войны в романе "Они сражались за Родину". Мироощущение человека на войне в романе "Они сражались за Родину". Новаторство гуманистического решения проблемы человеческой жизни на войне в рассказе М.А. Шолохова "Судьба человека".

    дипломная работа , добавлен 25.09.2009

    Война длинною в жизнь. Юность поэтессы. Первые стихи. Стихотворения о Великой Отечественной войне: из-за парты в блиндаж; "основное дело" ее жизни; Юлия Друнина и Зинаида Самсонова. О войне после войны. Ю. Друнина - секретарь Союза писателей. О любви.

    реферат , добавлен 09.02.2008

    История создания романа "Война и мир". Система образов в романе "Война и мир". Характеристика светского общества в романе. Любимые герои Толстого: Болконский, Пьер, Наташа Ростова. Характеристика "несправедливой" войны 1805 года.