Приемы создания образов активного воображения. Основные приемы создания творческих образов


Виды образов воображения

1. Образы предметов и явлений, на данный момент не наблюдаемых, но принципиально доступных для восприятия (существовали в прошлом, известные по описаниям).

2. Образы объектам, наблюдаемых в силу ограниченности органов чувств, но фиксированные приборами (радиация, магнитное поле).

3. Образы объектов, которые должны быть созданы человеком или возникнуть в процессе развития (план дома, прогноз).

4. Образы объектов, не существовали, не существуют и не возможны в будущем (сказочные герои).

Образы воображения возникают как новый синтез элементов, выделенных в известных предметах и явлениях. При создании образов воображения используется ряд психологических средств. Наиболее известные из них следующие.

Гиперболизация - преувеличение или уменьшение объектов и их свойств (ковер-самолет, великан, лилипут, гномы).

Акцентирование - преувеличение отдельных частей с целью вызвать к ним внимание (в карикатурах, шаржах).

Дополнение - к образу определенного предмета добавляются элементы других в необычном сочетании (модернизация техники).

Агглютинация - сочетание элементов разных образов (русалка, кентавр, экскаватор).

Реконструкция - по части образа достраивается целостная структура (работа реставраторов, археологов).

Типизация - выражение общих признаков группы объектов в конкретном образе (герои художественной литературы Иван Чипка - гиблое сила).

Символика - предоставление образа дополнительное значение, не следует из его внешних признаков (голубь - символ мира, символы в украинских вышиванках).

Аллегория - предоставление образа скрытого значения (в баснях действуют звери, а читатель имеет в виду людей).

Аналогия - моделирование новых образов на основе их сходства с реально существующими. Например, бионика проектирует технику с использованием принципов функционирования живых организмов ("электронный глаз", локатор).

4. Виды и индивидуальное своеобразие воображения

Виды воображения выделяют по нескольким критериям.

По характеру цели деятельности

По новизной результатов деятельности

Между продуктивной и репродуктивной воображением нет резкой границы, творческая включая репродуктивные элементы и - наоборот.

Художественная. Ее образы чувственные (зрительные, слуховые, осязательные и т.д.). Оказывается в работе над произведениями искусства, позволяет художникам подробно и четко видеть воплощаемые ими явления, события. И. Репин, рисуя картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану", признавался, что у него голова идет кругом от их шума. Г. Флобер почувствовал привкус яда в тот момент, когда описывал самоубийство героини романа «Мадам Бовари».

Техническая. Преобладают образы пространственных отношений, геометрических фигур и построений. Фиксируются в виде чертежей, схем, рисунков, на основе которых создается новая техника - изобретения.

Научная. Оказывается в научном поиске и открытиях. Предусматривает организацию эксперимента, постановку гипотез, обобщения, учета системы фактов, способность менять взгляд на нее, видеть ее в различных ракурсах.

По мотивирующей силой

По связи с действительностью

Люди различаются характеристиками воображения - такими, как яркость, содержательность, широта, оригинальность, легкость образования. Описание индивидуальных особенностей воображения дается как оценка превосходящих видов воображения.

Индивидуальные особенности воображения зависят, как от физиологических, так и от личностных факторов. К физиологическим входит тип высшей нервной деятельности, преимущество первой или второй сигнальной системы. К личностным - профессиональный фактор, зависимость от образования, предшествующего опыта.

Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов, интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций. Первый - операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй - операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

Одним из первых психологов, изучавших эти процессы, был выдающийся французский психолог Теодюль Арман Рибо (1839-1916). В своей книге «Творческое воображение» он выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация - отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание.

Диссоциация - самопроизвольная операция, она проявляется уже в восприятии. Как пишет Рибо, на одну и ту же лошадь художник, спортсмен, торговец и равнодушный зритель смотрят по-разному: «качество, занимающее одного, не замечается другим». Таким образом, вычленяются отдельные единицы из целостной, образной структуры. Образ «подвергается непрестанной метаморфозе и обработке по части устранения одного, прибавления другого, разложения на части и утраты частей». Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация - первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации - существенное препятствие для творческого воображения.

Ассоциация - создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Кроме того, существуют и другие интеллектуальные операции, например способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством. Так, аборигены Австралии называли книгу «раковиной» только потому, что она открывается и закрывается: подобное стремление одушевить все Рибо сводил к двум типам: олицетворение и преобразование (метаморфоза). Олицетворение состоит в стремлении одушевить все, предположить во всем, в чем есть признаки жизни, и даже в безжизненном, желание, страсть и волю. Олицетворение - неиссякаемый источник мифов, суеверий, сказок и т.д.

Важными условиями для творческого воображения являются его целенаправленность, то есть сознательное накопление научной информации или художественного опыта, построение определенной стратегии, предвидение предполагаемых результатов; продолжительное «погружение» в проблему.

Е.И. Игнатьев, изучая вопросы творческого воображения, приходит к выводу о возможности возникновения своеобразной творческой доминанты у тех, кто глубоко охвачен творческой работой. Появление такой доминанты ведет к усилению наблюдательности, настойчивому поиску материалов, повышению творческой активности и продуктивности воображения.



Интересной особенностью творческого воображения является то, что процесс этот не похож на планомерный, непрерывный поиск нового образа. Усиление творческой продуктивности сочетается с периодами спада творческой активности.

Многие исследователи пытаются разобраться, что же предшествует вспышке творческой активности, и приходят к выводу, что в этом плане особое значение имеет своеобразный период заторможенности, период внешней бездеятельности, когда в подсознании происходят процессы, которые в сознании не формируются. Умственная активность не прекращается в период такого затишья, работа творческого воображения продолжается, но в сознании не отражается. Такие спокойные периоды некоторые авторы называют заторможенным состоянием транса («интервалы вынашивания», когда происходит перегруппировка информации, которая была уже усвоена). После такого внешнего «бездействия» происходит мгновенно процесс окончательного решения проблемы, внезапного рождения творческого образа, возникает ответ на давно мучивший вопрос.

Интервал транса - «вынашивания» - проявляется в различных внешних признаках: у одних - это особая напряженность, скованность, у других - расслабленность и даже сонливость. Нередко в такие периоды исследователь пытается отвлечься от решения проблемы, вытеснить ее из своего сознания. Но внимание к проблеме все же остается, она живет в воображении и диктует ему свои законы. Когда ничто ему не мешает, нет внешних раздражителей и он находится наедине с собой (часто перед засыпанием), воображение возвращается к беспокоящей проблеме. Она отражается и в содержании сновидений, и в бодрствовании, она не покидает сферы подсознательного, чтобы в конце концов прорваться в сознание, и вот наступает вспышка-озарение, которое в начале еще не получает словесного выражения, но уже вырисовывается в виде образов.

Ряд авторов в своем изучении роли феномена воображения в открытиях обращает внимание на необходимость на определенном этапе отвлечься от восприятия информации. Процесс познания или знакомства с новой информацией протекает сначала в подсознании, тогда как выбор новых моделей поведения или осознания полученной информации идет в сознании. Двусторонний характер творческого процесса и породил дилемму о том, предшествует ли художественному творчеству период вдохновения или творческий процесс носит спонтанный характер.

Многие представляют творческий процесс в виде спектра, одна сторона которого дает открытие, совершаемое сознательным и логическим путем, а другая сторона рождает внезапные вспышки вдохновения, которые спонтанно возникают из таинственных глубин воображения.

По мнению психологов, все великие творения или изобретения требуют внезапного переключения, сдвига или перемещения внимания и обращения к вопросу или области, которая до этого не изучалась или даже не вызывала особого интереса у них.

«Пришло время» - это значит подошли к своему завершению процессы, которые рождают в воображении идеи, образы, действия. И вот известная, казалось бы, ситуация выглядит в совершенно ином свете, и решение проблемы, которая представлялась логически неприступной, становится реально возможным.

Подобные ситуации, о которых люди не подозревали или расценивали их как недоступные или аналогичные, ведут к чрезвычайному обострению воображения, восприятию, рождают внезапные прозрения, неожиданную способность спонтанного правильного решения.

Таким образом, один из компенсаторных механизмов - активация воображения, используемая человеком в условиях недостаточной стимуляции, на определенном этапе может приобретать положительное значение.

Существуют традиционно выделенные операции творческого воображения, так называемые алгоритмы или приемы воображения: комбинирование, агглютинация, гиперболизация, заострение, схематизация, типизация, уподобление.

Комбинирование – осуществление анализа и синтеза элементов реальности. Этот процесс позволяет мысленно расчленить реальность на составные части, затем соединить их снова в комбинацию, которая не дана непосредственно в ощущениях. Например, автор художественного произведения может наделить своих персонажей чертами характера, которые он наблюдал в жизни у реальных людей (прототипов художественного образа). Хотя персонаж художественного произведения реально никогда не существовал, но поскольку он несет в себе комбинацию реальных черт, то он воспринимается «как живой».

Агглютинация – соединение в одном образе разнородных, несоединимых черт. Так, народная фантазия породила такие образы, как русалка (женщина+рыба) или кентавр (человек+конь).

Гиперболизация – мысленное увеличение какого-либо предмета, явления, персонажа. Поскольку величина предметов познается в сравнении, то и преуменьшение предмета, явления, персонажа тоже есть разновидность гиперболизации. Так, классическим примером гиперболизации является создание Джонатаном Свифтом воображаемой страны лилипутов и страны великанов.

Заострение – подчеркивание, акцентирование заострение тех или иных черт, особенностей объектов; персонажей. Так, Пиноккио, персонаж сказки Карло Коллоди, отличался длинным носом, который рос вследствие хвастовства (преувеличенной черты характера этого героя).

Схематизация – прием, при применении которого отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко (например, при создании растительного орнамента).

Малюченко Н.Л.

Развитие творческого воображения

в процессе обучения младших школьников

Современные социально-экономические условия функционирования общества побуждают систему образования уделять большое внимание проблемам творчества и формированию качеств творческой личности в процессе обучения и воспитания.

Возможность создавать что-либо новое, необычное закладывается в детстве через развитие высших психических функций, таких, как мышление и воображение.

Воображение в широком смысле слова – это любой процесс, протекающий в образах (С.Л.Рубинштейн). Выделение отдельных компонентов образа позволяет ребенку соединять детали разных образов, придумывать новые, фантастические объекты или явления. Так, ребенок может представить животное, соединяющее в себе части многих животных и поэтому обладающее такими качествами, которых нет ни у одного существующего животного в мире. В психологии эту способность называют фантазией .

Никто сегодня не спорит с тем, что фантазия играет огромную роль в любой творческой деятельности. Но признание величайшей ценности фантазии до недавнего времени не сопровождалось систематическими усилиями ее развития. Делались лишь робкие и случайные попытки использовать некоторые приемы развития воображения. Так, великий живописец Леонардо да Винчи советовал молодым художникам начинать с такого простого упражнения, как разглядывание трещина стенах, случайных пятен, луж и находить в них сходство с предметами окружающего мира. Следуя советам итальянского художника, развивать детскую наблюдательность и фантазию можно спонтанно, используя любой удобный случай: во время прогулок рассматривать и сравнивать трещины на асфальте, плывущие по небу облака, листья деревьев и т. д.

До недавнего времени одним из наиболее доступных методов тренировки фантазии было искусство. Настоящая музыка, живопись, поэзия всегда будят фантазию, однако есть вид искусства, который сам основан на развитом воображении и, более того, служит его развитию – научно-фантастическая литература. Поэтому с целью развития творческого воображения младшим школьникам рекомендуется читать как можно больше научно-фантастической литературы.

Можно назвать несколько психологических качеств , лежащих в основе фантазирования:

    четкое и ясное представление образа предмета;

    хорошая зрительная и слуховая память, позволяющая длительное время удерживать в сознании образ-представление;

    способность мысленно сопоставлять два и более предмета и сравнивать их по цвету, форме, размеру и количеству деталей;

    способность комбинировать части разных объектов и создавать объекты с новыми свойствами.

Хорошими стимулами для фантазии являются незаконченные рисунки, неопределенные образы типа чернильных пятен или каракулей, описание необычных, новых свойств предметов.

Фантазия младшего школьника еще очень ограничена. Ребенок мыслит еще слишком реалистично и не может оторваться от привычных образов, способов использования вещей, наиболее вероятных цепочек событий. К примеру, если ребенку рассказать сказку о докторе, который, уходя к больному, попросил чернильницу посторожить дом, то ребенок с этим соглашается, так как в сказке вещь может выполнять разные функции. Однако, ребенок начинает активно возражать, если ему сказать, что когда пришли разбойники, то чернильница залаяла. Это не соотносится с реальными свойствами чернильницы.

Фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развитие. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.

Все, что нас окружает, создано природой и фантазией человека. Фантазия – способность к творческому воображению. Воображение – способность человека мысленно представить себе объекты и процессы, не воспринимаемые им в данный момент или несуществующие.

Без умения мечтать, фантазировать, нельзя было бы создать ничего нового.

В процессе обучения и воспитания младших школьников можно использовать следующие приемы фантазирования:

1. Прием фантазирования «Оживление».

Детям предлагается придумать сказку о каком-нибудь предмете, находящемся в портфеле (линейка, карандаш и т.д.).

2. Прием «Бином-фантазия» описан в книге Джанни Родари «Грамматика фантазии». Бином создается из двух слов так, чтобы эти слова разделяла известная дистанция; чтобы одно слово было чуждым другому; чтобы соседство их было необычным. Только тогда воображение вынуждено активизироваться, стремясь установить между указанными словами родство, создать единое.

Если вы встретили такие слова, как «обезьяна – насос», то это – Бином, потому что между двумя словами существует смысловая дистанция. Ведь в обычной жизни обезьянки не пользуются насосом. И поэтому при столкновении таких слов происходит «вспышка» ассоциативного мышления. Теперь нужно помочь ученику начать сказку. Можно ее начать с того, что обезьяна нашла насос. Вот какая сказка получилась у детей.

«Обезьянка Тутти нашла на пальме насос. Ни обезьянка, ни другие африканские звери и птицы не знали, что с этим насосом делать. Удав решить отобрать у обезьян насос и утащить к себе. Он ухватился за шланг, а обезьянка от неожиданности стала поднимать и опускать ручку насоса. Через несколько минут удав раздулся и превратился в шар. Он не смог удержаться, скатился с пальмы и, как огромный футбольный мяч, понесся к Крокодиловой реке».

3. Построение моделей сказок и сочинение их с использованием ресурсов.

Моделирование сказок поможет ребенку лучше ориентироваться в реальной жизни. Минимальная модель сказки – треугольник, только сказочный, состоящий из обычного героя (ОГ), сказочного героя (СГ) и волшебства (В)

ОГ СГ

(Емеля) (Щука)

В качестве сказочного героя можно предложить объект, который необходимо изучить. Дети начинают сочинять сказки с поиска ресурсов будущего сказочного героя и выявление его свойств.

Одним из вариантов моделирования и сочинения сказок является использование модели сказки, в которой обычный герой – сам ребенок.

4. Прием сочинения сказок «Наизнанку».

Детям предлагается придумать сказку про трех поросят и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, а волк добрый и доверчивый.

5. Придумать сказку с данными персонажами

В зоопарке жил лев, попугай и собачка. Однажды…

На опушке леса жил маленький гномик. Он жил один в своем маленьком домике. Однажды…

6. Прием «Фантастические гипотезы».

Что бы произошло, и что бы ты сделал, если бы:

Из крана на кухни полился апельсиновый сок;

Из тучи вместо дождя стал падать изюм;

Люди придумали таблетку от сна.

Рассмотрим приемы фантазирования на русской народной сказке «Колобок». Как известно, конец данной сказки печальный – Лиса проглатывает Колобка. Детям предлагается придумать другой конец сказки, начиная с критической ситуации: Колобок сидит на носу у Лисы.

Приводим варианты окончания сказки «Колобок».

1. Использование приема фантазирования «инверсия» (сделать наоборот) позволяет изменить качества или свойства предмета на противоположный. Имеют место следующие варианты:

Колобок вкусный, а наоборот – невкусный, так как в тесто добавили горчицу, перец, аджику…

Колобок румяный, а наоборот – страшный, так как его покрасили черной, коричневой, зеленой краской. Такого Колобка никто не съест.

Можно и сам факт съедения Колобка изменить на противоположный. Например, Колобок так широко открывал при пении рот, что не заметил, как проглотил Лису.

2. Прием «Увеличение-уменьшение объекта (факта)»

При использовании приема «Увеличение объекта» получается следующий вариант окончания сказки: «Колобок стал набирать много воздуха, чтобы громко спеть песню, раздулся, как воздушный шар и улетел от порыва ветра». И наоборот, «Колобок сильно испугался, съежился и стал таким маленьким, что Лиса его не увидела»

3. Прием «Ускорение – замедление действия (факта)»

При использовании приема «Ускорение действия» получился следующий вариант окончания сказки: «Колобок так быстро запел, что Лиса, не поняв его песенку, решила, что Колобок испортился, и не стала его есть». И наоборот: «Колобок медленно и мелодично запел свою песенку. Лиса сладко зевнула и заснула, а Колобок покатился дальше».

4. Прием «Динамичность – статичность».

При использовании приема «Динамичность» получился следующий вариант окончания сказки: «От радости, что его песенку похвалили, Колобок стал прыгать на носу у Лисы. Как ни пыталась Лиса его проглотить, ничего не получилось» И наоборот, «Колобок был такой тяжелый, что Лиса, проглотив его, не смогла сдвинуться с места, и с трудом выкатила его обратно».

5. Прием «Дробление-объединение».

При использовании приема «Дробление» получился такой конец сказки: «Колобок был сделан из песочного теста. Когда Лиса его надкусила, то он рассыпался на мелкие Колобки. На земле Колобки обмазались глиной, слиплись, и покатился Колобок дальше». При использовании приема «Объединение» получилось следующее: «Тесто в животе у Лисы стало разбухать, и Лиса стала похожа на шар. Она покатилась по дорожке, напевая песенку Колобка».

6. Использование приема «Универсализация – ограничение» позволяет сделать объект универсальным, чтобы его действия распространялись на большой класс явлений и наоборот.

Использование приема «Универсальность» позволило получить следующий конец сказки: «Колобок был как жевательная резинка, прилип к зубам, поэтому Лиса не смогла его проглотить», а при использовании приема «Разграничения» получилась следующая картина: «Колобок был велик и застрял в пасти у Лисы»

Использование данных приемов позволило сформировать умения применять приемы фантазирования на практике, зрительно и в действии представлять фантастические объекты.

Литература

    Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб., «Союз», 1997.

    Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. – М., 1978

    Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., Педагогика, 1989

    Страунинг А., Страунинг М. Игры по развитию творческого воображения по книге Дж. Родари. – Ростов-на-Дону, 1992.

    Шустерман З.Г. Новые приключения Колобка или Наука думать для больших и маленьких. – М., 1993

  • I. Государственный стандарт общего образования и его назначение
  • III, IV и VI пары черепных нервов. Функциональная характеристика нервов (их ядра, области, образование, топография, ветви, области иннервации).
  • 1. Агглютинация (комбинирование) – прием создания нового образа путем субъективного объединения элементов или частей некоторых исходных объектов. Речь здесь идет не о механическом объединении, а о подлинном синтезе. При этом могут соединяться совершенно разные, в повседневной жизни даже несовместимые объекты, качества, свойства. Путем агглютинации созданы многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, кентавр, сфинкс и т.п.). Описанный прием используется и в искусстве, и в техническом творчестве. Его можно использовать в социальном познании при формировании целостного образа как самого себя, так и другого.

    2. Аналогия это создание нового по сходству с известным. Аналогия представляет собой субъективный перенос основных свойств и объектов с одних явлений на другие. Этот прием широко применяется в техническом творчестве. Так, по аналогии с летающими птицами люди придумали летательные устройства, по аналогии с формой туловища дельфина сконструирован каркас подводной лодки. С помощью аналогии с самим собой можно понимать мотивы поведения других.

    3. Акцентирование – это такой способ создания нового образа, при котором какое-то качество объекта или отношения его с другим выдвигается на первый план, усиленно подчеркивается. Этот прием лежит в основе карикатур и дружеских шаржей. Его можно использовать и для понимания тех или иных устойчивых, характерных особенностей других людей.

    4. Гиперболизация субъективное преувеличение (преуменьшение) не только размеров объекта (явления), но и количества его отдельных частей и элементов или их смещения. Примером может служить образ Гулливера, Мальчика-с-Пальчик, многоголового Дракона, Дюймовочки, лилипутов и других сказочных образов. Это наиболее простой прием. Увеличивать и уменьшать можно практически все: геометрические размеры, вес, рост, громкость, богатство, расстояние, скорости. Этот прием можно использовать при самопознании и познании других людей, мысленно преувеличивая те или иные личностные качества или черты характера. Гиперболизация делает образ ярким и выразительным, выдвигая на первый план какие-то его определенные качества. Так, в комедиях Фонвизина образы Митрофанушки, Скотинина, Правдина созданы для того, чтобы вызывать у читателя отвращение к их чертам характера и стилю поведения.



    5. Типизация это прием обобщения множества родственных объектов с целью выделения в них общих, повторяющихся признаков и воплощения их в новом образе. При этом полностью игнорируются специфические личностные качества. Это наиболее сложный путь формирования нового образа. Этот прием широко используется в литературе, скульптуре и живописи. Типизация использована А.Н. Островским в его пьесах при создании образов купцов.

    6. Придача заключается в том, что объекту приписываются (или придаются) чуждые ему (чаще всего мистические) качества и свойства. На основе этого приема были созданы некоторые сказочные образы: сапоги-скороходы, золотая рыбка, ковер-самолет.

    7. Перемещение это субъективное помещение объекта в новые ситуации, в которых он никогда не был и не может быть вообще. Этот прием очень широко используется для понимания других людей, а также в художественном творчестве. Любое художественное произведение представляет собой особую систему психологического времени и пространства, в которой действуют герои.

    8. Слияние – произвольное сравнение и объединение качеств разных объектов в одном образе. Так, Л.Н. Толстой писал, что в образе Наташи Ростовой слиты качества его жены Сони и ее сестры Тани. Точно так же слияние может использоваться вами в чертеже здания, в котором могут быть объединены несколько архитектурных стилей.



    Перечисленные приемы творческого воображения взаимосвязаны между собой. Поэтому при создании одного образа могут использоваться одновременно несколько из них.

    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

    1. Какова роль памяти в формировании жизненного опыта личности?

    2. В чем проявляется связь памяти и будущего в жизни личности?

    3. Что дает человеку знание основных законов памяти?

    4. Какие существуют основания для классификации видов памяти?

    5. В чем состоит отличие оперативной памяти от кратковременной?

    6. Какая информация передается в долговременную память?

    7. Перечислите основные процессы памяти.

    8. При каких условиях продуктивность непроизвольного запоминания может быть выше, чем произвольного?

    9. Какие существуют виды сохранения как процесса памяти?

    10. Перечислите факторы эффективного запоминания.

    11. Каково влияние на запоминание личностных особенностей человека и его эмоционального состояния в момент запоминания?

    12. Какова роль образного мышления в решении инженерных задач?

    13. В чем специфика словесно-логического мышления?

    14. В чем отличие двигательной памяти от наглядно-действенного мышления?

    15. В чем специфика творческого воображения?

    16. Назовите виды воссоздающего воображения.

    17. Чем предметное воображение отличается от социально-психологического?

    18. Перечислите приемы создания образов творческого воображения.

    19. Как можно использовать аналогию и перемещение при понимании других людей?

    20. Каковы особенности памяти у детей?

    21. Раскройте способы развития образного мышления детей.

    ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

    Задание 1

    Определить, какие виды памяти включаются в следующих жизненных ситуациях:

    § врач назначает лечение пациенту, перечисляя процедуры, которые ему необходимо выполнять;

    § экспериментатор предлагает испытуемым посмотреть на таблицу и сразу же воспроизвести то, что они увидели;

    § свидетеля просят составить словесный портрет преступника;

    § ведущий конкурса просит участников попробовать предложенное блюдо и определить, из каких продуктов оно приготовлено;

    § режиссер поручает актеру освоить новую роль в спектакле.

    Задание 2

    Как вы объясните описанные факты?

    § Один актер должен был неожиданно для себя заменить своего товарища и в течение одного дня выучить его роль. Во время спектакля он знал ее в совершенстве, но после спектакля все выученное словно губкой стерло из памяти и роль была забыта им совершенно.

    § В «Воспоминаниях о Скрябине» Л.Л. Сабанеев приводит слова композитора: «Вот вам до мажор каким кажется? Красным. А вот минор – синий. Ведь каждому звуку, вернее, тональности соответствует цвет».

    Задание 3

    § Представьте себе свою будущую профессиональную деятельность и укажите, какие требования она предъявляет к воображению.

    § Опишите воображение людей с заданными чертами характера (честолюбие, трусость, тревожность, мстительность, сострадательность) в контексте соответствующих жизненных ситуаций.

    § Дайте характеристику воображения, которое актуализируется в следующих ситуациях: а) глядя на ноты, музыкант «слышит» мелодию; б) в минуту опасности в сознании человека может быть отчетливо представлена вся его жизнь.

    § Художник разрабатывает проект оформления актового зала.

    § Ребенок слушает сказку «Три поросенка».

    Задание 4

    Укажите, какие приемы создания образов были использованы в следующих случаях: русалка, Змей-Горыныч, человек-амфибия, колобок, Баба-яга, Плюшкин, скатерть-самобранка, Дон-Жуан, портрет А.С. Пушкина, подводная лодка, Печорин, радар.

    Задание 5

    Какие виды мышления проявляются в приведенных ниже ситуациях? (При ответе укажите характеристики соответствующего вида мышления).

    § Раскройка портнихой деталей будущего платья.

    § Изготовление мастером сложной детали на токарном станке.

    § Проектирование дизайнером интерьера помещения.

    § Решение студентом задачи по теоретической механике.

    § Собирание ребенком сооружения из игрового конструктора.

    § Составление архитектором будущего плана постройки.

    Задание 6

    Определите, на проявление каких мыслительных операций и видов мышления направлены следующие заданные воздействия?

    § Сопоставить между собой по природным условиям и числу жителей Карелию и Якутию.

    § Составить предложение из данного набора слов.

    § Сформулируйте основную идею романа М. Булгакова «Собачье сердце».

    § Начальник отдела дает задание бухгалтеру подготовить отчет, используя имеющиеся финансовые документы за текущий период.

    1. Агглютинация (комбинирование) – прием создания нового образа путем субъективного объединения элементов или частей некоторых исходных объектов. Речь здесь идет не о механическом объединении, а о подлинном синтезе. При этом могут соединяться совершенно разные, в повседневной жизни даже несовместимые объекты, качества, свойства, Путем агглютинации созданы многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, кентавр, сфинкс и т.п.). Описанный прием используется и в искусстве, и в техническом творчестве. Его можно использовать в социальном познании при формировании целостного образа как самого себя, так и другого.

    2. Аналогия это создание нового по сходству с известным. Аналогия представляет собой субъективный перенос основных свойств и объектов с одних явлений на другие. Этот прием широко применяется в техническом творчестве. Так, по аналогии с летающими птицами люди придумали летательные устройства, по аналогии с формой туловища дельфина сконструирован каркас подводной лодки. С помощью аналогии с самим собой можно понимать мотивы поведения других.

    3. Акцентирование – это такой способ создания нового образа, при котором какое-то качество объекта или отношения его с другим выдвигается на первый план, усиленно подчеркивается. Этот прием лежит в основе карикатур и дружеских шаржей. Его можно использовать и для понимания тех или иных устойчивых, характерных особенностей других людей.

    4. Гиперболизация субъективное преувеличение (преуменьшение) не только размеров объекта (явления), но и количества его отдельных частей и элементов или их смещения. Примером может служить образ Гулливера, Мальчика-с-Пальчика, многоголового Дракона, Дюймовочки, лилипутов и других сказочных образов. Это наиболее простой прием. Увеличивать и уменьшать можно практически всё: геометрические размеры, вес, рост, громкость, богатство, расстояние, скорости. Этот прием можно использовать при самопознании и познании других людей, мысленно преувеличивая те или иные личностные качества или черты характера. Гиперболизация делает образ ярким и выразительным, выдвигая на первый план какие-то его определенные качества. Так, в комедиях Фонвизина образы Недоросля, Скотинина, Правдина созданы для того, чтобы вызывать у читателя отвращение к их чертам характера и стилю поведения.

    5. Типизация – это прием обобщения множества родственных объектов с целью выделения в них общих, повторяющихся признаков и воплощения их в новом образе. При этом полностью игнорируются специфические личностные качества. Это наиболее сложный путь формирования нового образа. Этот прием широко используется в литературе, скульптуре и живописи. Типизация использована А.Н. Островским в его пьесах при создании образов купцов.


    6. Придача заключается в том, что объекту приписываются (или придаются) не свойственные ему (чаще всего мистические качества и свойства). На его основе были созданы некоторые сказочные образы: сапоги-скороходы, золотая рыбка, ковер-самолет.).

    7. Перемещение – это субъективное помещение объекта в новые ситуации, в которых он никогда не был и не может быть вообще. Этот прием очень широко используется для понимания других людей, а также в художественном творчестве. Любое художественное произведение представляет собой особую систему психологического времени и пространства, в которой действуют герои.

    8. Слияние – произвольное сравнение и объединение качеств разных объектов в одном образе. Так, Л.Н. Толстой писал о том, что в образе Наташи Ростовой слиты качества его жены Сони и её сестры Тани. Точно также слияние может использоваться вами в чертеже здания, в котором могут быть объединены несколько архитектурных стилей.

    Перечисленные приемы творческого воображения взаимосвязаны между собой. Поэтому при создании одного образа могут использоваться одновременно несколько из них.

    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

    1. Какова роль памяти в формировании жизненного опыта личности?

    2. В чем проявляется связь памяти и будущего в жизни личности?

    3. Что даёт человеку знание основных законов памяти?

    4. Какие существуют основания для классификации видов памяти?

    5. В чем состоит отличие оперативной памяти от кратковременной?

    6. Какая информация передается в долговременную память?

    7. Перечислите основные процессы памяти.

    8. При каких условиях продуктивность непроизвольного запоминания может быть выше, чем произвольного?

    9. Какие существуют виды сохранения как процесса памяти?

    10. Перечислите факторы эффективного запоминания.

    11. Каково влияние на запоминание личностных особенностей человека и его эмоционального состояния в момент запоминания?

    12. Какова роль образного мышления в решении инженерных задач?

    13. В чем специфика словесно-логического мышления?

    14. В чем различие двигательной памяти от наглядно-действенного мышления?

    15. В чем специфика творческого воображения?

    16. Назовите виды воссоздающего воображения.

    17. Чем предметное воображение отличается от социально-психологического?

    18. Перечислите приемы создания образов творческого воображения.

    19. Как можно использовать аналогию и перемещении при понимании других людей?

    20. Каковы особенности памяти у детей.

    21. Раскройте способы развития образного мышления детей.

    ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

    Задание 1

    Определить, какие виды памяти включаются в следующих жизненных ситуациях.

    · врач назначает лечение пациенту, перечисляя процедуры, которые ему необходимо выполнять;

    · экспериментатор предлагает испытуемым посмотреть на таблицу и сразу же воспроизвести то, что они увидели;

    · свидетеля просят составить словесный портрет преступника;

    · ведущий конкурса просит участников попробовать предложенное блюдо и определить, из каких продуктов оно приготовлено;

    · режиссер поручает актеру освоить новую роль в спектакле.

    Задание 2

    Как вы объясните описанные факты?

    · Один актер должен был неожиданно для себя заменить своего товарища и в течение одного дня выучить его роль. Во время спектакля он знал её в совершенстве, но после спектакля все выученное словно губкой стерло из памяти, и роль была забыта им совершенно.

    · В «Воспоминаниях о Скрябине» Л.Л.Сабанеев приводит слова композитора: «Вот вам до мажор каким кажется? Красным. А вот минор синий. Ведь каждому звуку, вернее, тональности соответствует цвет.

    Задание 3

    · Представьте себе свою будущую профессиональную деятельность и укажите, какие требования она предъявляет к воображению.

    · Опишите воображение людей с заданными чертами характера (честолюбие, трусость, тревожность, мстительность, сострадательность) в контексте соответствующих жизненных ситуаций.

    · Дайте характеристику воображения, которое актуализируется в следующих ситуациях: а) глядя на ноты, музыкант «слышит» мелодию; б) в минуту опасности в сознании человека может быть отчетливо представлена вся его жизнь.

    · Художник разрабатывает проект оформления актового зала;

    · г) ребенок слушает сказку «Три поросенка».

    Задание 4

    Укажите, какие приемы создания образов были использованы в следующих случаях: русалка, Змей-Горыныч, человек-амфибия, колобок, баба –яга, Плюшкин, скатерь-самобранка, Дон-Жуан, портрет А.С.Пушкина, подводная лодка, Печорин, радар.

    Задание 5

    Какие виды мышления проявляются в приведенных ниже ситуациях? (При ответе укажите характеристики соответствующего вида мышления).

    А. Раскройка портнихой деталей будущего платья.

    Б. Изготовление мастером сложной детали на токарном станке.

    В.Проектирование дизайнером интерьера помещения.

    Г. Решение студентом задачи по теоретической механике.

    Д. Собирание ребенком конструктора.

    Е. Составление архитектором будущего плана постройки.

    Задание 6

    Определите, на проявление каких мыслительных операций и видов мышления, направлены следующие заданные воздействия?

    · Сопоставить между собой по природным условиям и числу жителей Карелию и Якутию.

    · Составить предложение из данного набора слов.

    · Сформулируйте основную идею романа М. Булгакова «Собачье сердце».

    · Начальник отдела дает задание бухгалтеру подготовить отчет, используя имеющиеся финансовые документы за текущий период.