Тест: Развитие детского изобразительного творчества в сюжетном рисовании. Тест на тему: Тестовые задания «Теория и методика развития детского ИЗО творчества


Диагностика изодеятельности детей

Известно, что детский рисунок может использоваться в качестве средства диагностики интеллектуального и эстетического развития ребёнка. В связи с этим важно знать критерии оценки уровня овладения ребёнком навыками изобразительной деятельности.

Для выявления степени овладения учащимся навыками изобразительной деятельностью предлагается методика диагностирования детей.

Полный набор соответствующих критериев и показателей можно использовать для более глубокой характеристики уровня овладения детьми навыками изобразительной деятельности; для более оперативного диагностирования следует отобрать некоторые из них.

Выделенные критерии объединены в две группы:

    первая применяется при анализе продуктов деятельности;

    вторая – при анализе процесса деятельности.

1.Содержание изображения (полнота изображения образа)

Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребёнком изображения.

2.Передача формы:

    форма передана точно;

    искажения значительные, форма не удалась.

3.Строение предмета:

    части расположены, верно;

    есть незначительные искажения;

    части предмета расположены неверно.

4.Передача пропорции предмета в изображении:

    пропорции предмета соблюдаются;

    есть незначительные искажения;

    пропорции предмета переданы неверно.

5.Композиция (для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей):

а)расположение изображений на листе;

    по всему листу;

    на полосе листа;

    не продумана, носит случайный характер;

б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину:

    соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;

    есть незначительные искажения;

    пропорциональность разных предметов передана неверно.

6.Передача движения:

    движение передано достаточно чётко;

    движение передано неопределённо, неумело;

    изображение статичное.

7.Цвет (в этом критерии также выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая – творческое отношение ребёнка к цвету, свободное обращение с цветом):

а) цветовое решение изображения:

    передан реальный цвет предметов;

    есть отступления от реальной окраски;

    цвет предметов передан неверно;

б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:

    многоцветная или ограниченная гамма – цветовое решение соответствует замыслу и характеристики изображаемого;

    преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;

    безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).

Анализ процесса изобразительной деятельности.

1.Характер линии (в соответствии с проведённым исследованием по формированию у детей ручной умелости этот критерий включает четыре группы показателей):

а) характер линии:

    слитная;

    линия прерывистая;

    дрожащая (жесткая, грубая);

б) нажим:

    средний;

    сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу);

    слабый (иногда еле видный);

в) раскрашивание (размах):

    мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;

    крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура;

    беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура;

г) регуляция силы нажима:

    ребёнок регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура;

    ребёнок не всегда регулирует силу нажима и размах;

    ребёнок не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.

2.Регуляция деятельности (в этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности):

а) отношение к оценке взрослого:

    адекватно реагирует на замечания взрослого, стремиться исправить ошибки, неточности;

    эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при критике – сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);

    безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);

б) оценка ребёнком созданного им изображения:

    адекватна;

    неадекватна (завышенная, заниженная);

    отсутствует;

в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребёнок относится:

    к предложенному заданию;

    к процессу деятельности;

    к продукту собственной деятельности.

3.Уровень самостоятельности:

    выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;

    требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;

    необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.

4.Творчество:

а) самостоятельность замысла;

б) оригинальность изображения;

в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нём показателям носит не количественный, а качественный характер и даётся в описательной форме.

По всем критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, оценка даётся по трехбалльной системе: 1-й – 3 балла; 2-й – 2 балла; 3-й – 1 балл.

Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребёнку суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребёнок, - 45, низшее – 15 баллов. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения навыками изобразительной деятельности. Для этого нужно создать ранговый ряд, то есть составить список детей в последовательности от высшего числа набранных ребёнком баллов к низшему. Такой ранговый ряд можно построить и по каждому критерию отдельно. Ранговый ряд условно можно разделить на три части. Так, если в группе диагностировалось 20 человек, то в каждой подгруппе может в среднем получиться 6 – 7 детей, но могут быть и резкие различия. Каждая из этих подгрупп будет отнесена к высшему, среднему и низшему уровню (по числу набранных балов).

Следующее диагностическое обследование, проведённое после целенаправленных занятий с детьми, должно изменить количество детей в каждой подгруппе за счёт увеличения школьников в подгруппах высокого и среднего уровня и сокращения числа тех, кто выполнял изображение на низком уровне, что будет свидетельствовать об эффективности работы воспитателя.

Для текущей диагностики можно ограничиться первой группой критериев, построенной на анализе продуктов деятельности и позволяющей определить уровень овладения детьми навыками рисования, лепки, аппликации (опуская те критерии, которые не характерны для некоторых видов деятельности, как, например, цвет для лепки). Для определения уровня развития творчества к этим показателям следует присоединить диагностику с дорисовыванием кругов.

Можно составить сводную таблицу, в которой будут представлены все оценки, полученные детьми по каждому критерию и показателю. Возьмём за основу данные показателей анализа продукта деятельности (их восемь). С целью выявления результатов опытно – экспериментальной работы и уровня развития художественно – творческих способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста в конце учебного года можно провести следующее диагностическое обследование.

Всем детям предлагается задание на дорисовывание шести кругов: детям выдаётся стандартный альбомный лист бумаги с нарисованными на нём в два ряда (по три в каждом) кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см). Детям предлагается рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить их.

Выполнение этого задания оценивается следующим образом: по критерию «продуктивность» - количество кругов, оформленных ребёнком в образы, и составляется количество баллов, полученных ребёнком. Так, если в образы оформляются все шесть кругов, по выставляется оценка 6, если 5, то оценка 5 и т.д. Все баллы суммируются. Общее число баллов позволяет определить процент продуктивности выполнения задания воспитанниками всей группы.

Результаты выполнения детьми задания по критерию «оригинальность» оцениваются по трехбалльной системе. Оценка «3» – высокий уровень – ставится тем детям, которые наделили предмет оригинальным образным содержанием преимущественно без повторов (например, яблоко или мордочки зверюшек). Оценка «2» – средний уровень – ставится детям, которые наделяют образным значением все или почти все круги, но допускают практически буквальное повторение (например, мордочка) или оформляют круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мячик и т.п.). Оценка «1» – низкий балл – ставится тем детям, которые не смогли наделить образным решением все круги, задание выполнили не до конца и небрежно.

Оценивается не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы характерные детали или ребёнок ограничивался лишь передачей общей формы, а также техника рисования и закрашивания). Подсчитывается общее количество баллов, полученное детьми каждой группы (суммарный балл), затем выводится средний балл для класса (общее число баллов, полученное классом, делиться на количество детей в нем).

Анализ продуктов изобразительной деятельности.

Ф.И.

ребёнка

форма

строение

пропорции

Композиция

передача

движения

цвет

Общее

кол-во

баллов

Итого

баллов по критериям

возможное высшее число

Ранговый ряд, построенный на основе полученной детьми суммы баллов

(от высшего числа к низшему).

п/п

Фамилия, имя ребёнка

Общее число баллов

Наивысшее число баллов

Итого

баллов по критериям

возможное высшее число

Задание 1. Из предложенных четырех вариантов ответа выбери один правильный. Если ты отметишь более одного варианта, то ответ будет засчитан как неверный.

1. Какой из перечисленных музеев находится в Москве?
а) Эрмитаж б) Третьяковская галерея
в) Русский музей г) Лувр

2. Какие цвета наиболее характерны для произведений гжельских мастеров:
а) Красный и золотой б) Желтый и черный
в) Белый и синий г) Оттенки зеленого.

3. Кто из перечисленных художников является знаменитым древнерусским иконописцем?
а) А. Рублев б) В. Суриков в) И. Репин г) В. А. Серов

4. Кто из перечисленных деятелей искусства является выдающимся архитектором?
а) Б.Кустодиев б) И. Шишкин в) В. Растрелли г) М. Врубель

5. В каком жанре создана картина И.Левитана «Золотая осень»
а) батальный б) анималистический в) натюрморт г) пейзаж

6. Что является основным в художественном языке живописи?
а) линия б) штрих в) декоративность г) цвет

7. Что из перечисленного является наиболее типичным художественным материалом для графики:
а) гуашь б) карандаш в) глина г) акварель

8. В какой художественной деятельности получил широкую известность И. И. Шишкин?

а) живопись б) иконопись в) архитектура г) скульптура

9. Кто из перечисленных деятелей искусства является выдающимся итальянским художником эпохи Возрождения?
а) М. Врубель б) Леонарда да Винчи
в) Э.-М. Фальконе г) Пабло Пикассо

10. Какие народные промыслы знамениты в первую очередь росписью по дереву
а) Дымково б) Городец в) Гжель г) Жостово

11. Какие из перечисленных ниже понятий относятся к жанрам изобразительного искусства:
а) гравюра б) портрет в) скульптура г) фреска.

12. Кто из перечисленных деятелей искусства прославился в первую очередь как живописец:
а) В. Растрелли б) И. Левитан в) О. Роден г) В. И. Баженов

13. Что из перечисленного является исторически сложившимся стилем искусства?
а) барокко б) графика в) композиция г) натюрморт

14. Какие черты свойственны изделиям хохломских мастеров:
а) преимущественное использование холодных тонов
б) частое использование растительного орнамента
в) преимущественное использование геометрического орнамента
г) использование в качестве материала для росписи в основном глиняной посуды.

15. В каком жанре изобразительного искусства прославился В. И. Суриков?
а) пейзаж б) анималистический жанр
в) исторический жанр г) натюрморт

16. Назови 3 основных хроматических цвета в живописи (механическое смешение цветов):
а) красный, желтый, синий б) черный, белый, серый
в) оранжевый, фиолетовый, зеленый г) красный, желтый, зеленый

17. Что из перечисленного является видом скульптуры?
а) фреска б) станковая в) книжная г) марина

18. Какое из перечисленных понятий основано на ритмическом повторении каких-либо элементов, мотивов?
а) портрет б) орнамент в) колорит г) формат

19. Для создания каких произведений наиболее важно знание законов линейной перспективы?

а) изделия народных промыслов б) икона
в) скульптура г) городской пейзаж

20. В произведениях какого художника часто можно встретить сказочных героев?

а) В. М. Васнецов б) В. И. Баженов в) Ф. С. Рокотов г) В. Ван Гог

Задание 2. Выполни на выбор одно из заданий:
а) нарисуй небольшой орнамент или узор (можно схематично) в стиле одного из народных промыслов, укажи название этого промысла и вид орнамента (растительный, геометрический и т.п.)
б) нарисуй эскиз эмблемы для своего класса и объясни в 2-3 предложениях свой художественный замысел (идеи проекта).

Примерный образец составления тестовых заданий с использованием наглядных материалов.

На доске вывешиваются различные репродукции и другой иллюстративный материал. Рядом с каждой иллюстрацей написана буква алфавита.
Учащимся могут предлагаться различные вопросы по этим материалам.

Примеры вопросов. Примечание: В скобках приведены различные варианты вопроса.

Среди представленных на доске репродукций выбери верный ответ на заданный вопрос и поставь рядом с номером вопроса соответствующую букву (только одну, даже если правильных вариантов несколько).

1. Что из представленного является произведением графики (живописи, скульптуры, архитектуры) ?
2. Что из представленного является натюрмортом (портретом, пейзажем, бытовой картиной, батальной картиной, исторической картиной) ?
3. Найди среди представленных произведений хохломскую (гжельскую, городецкую ) роспись.
4. Какое представленное произведение декоративно-прикладного искусства изготавливается из глины (дерева, металла )?
5. Найди среди представленных произведений работу Андрея Рублева (В. Сурикова, И. Айвазовского, И. Левитана и т.д.) .
6. Что из представленного связано с искусством барокко (готики, модерна) ?
7. В каком произведении живописи преобладает холодный (теплый) колорит?
8. Какое произведение живописи построено на резких цветовых контрастах?
9. В каком произведении композиционный центр выделен с помощью светлотного контраста.
10. В каком произведении использован орнамент?

Как правило, под тестом понимают набор вопросов с выбором вариантов ответа из предложенных. Но это не обязательный признак теста. Главное – наличие четкой системы подведения итогов, которая позволяет упростить проверку, подсчитать количество баллов за правильные ответы и сделать выводы. Это обусловливает определенные требования к заданиям.
Специалисты предлагают различные классификации тестовых заданий. Остановимся на одной из них, проиллюстрировав примерами из области искусства.
Тестовые задания можно разделить на открытые и закрытые. Открытые вопросы не дают учащимся вариантов ответа. Например,
 К какому жанру относится данное произведение?
 Какой цвет получится, если смешать синюю и желтую краску?
 Кто автор данного произведения?
Не каждый открытый вопрос можно считать подходящим для теста. Например,
 В чем отличительные особенности стиля модерн?
На этот вопрос ученики могут давать различные ответы, которые могут быть правильными, но неполными, либо частично правильными. В этом случае трудно определить, засчитывать ли этот ответ как верный или нет.
Задания закрытого типа предполагают выбор из нескольких вариантов ответа. Их можно в свою очередь разделить на задания с альтернативным выбором и задания с множественным выбором.
Задания с альтернативным выбором предполагают только два варианта ответа («да» или «нет», «согласен» или «не согласен»). Например,
 Являются ли термины «модерн» и «модернизм» синонимами?
 Верно ли утверждение, что Айвазовский создал много произведений в жанре «марина»?
У альтернативных тестов называют главный недостаток – большую вероятность угадывания правильного ответа. Но если из 20 вопросов ученик правильно ответил на 19, мы можем достаточно объективно судить о том, что у него высокий уровень знаний по данной теме. Важным же достоинством такого теста является возможность его проведения «на слух», без распечатывания бланков.
Задания с множественным выбором предлагают конечное множество ответов, из которых нужно выбрать правильный.
Например,
 Какой из перечисленных музеев находится в Москве?
А) Эрмитаж Б) Лувр
В) Третьяковская галерея Г) Русский музей

Иногда в тестах с множественным выбором может быть несколько правильных ответов. Например,
Из предложенных вариантов выбери 3 правильных и подчеркни их:
 Какие центры народных промыслов знамениты производством игрушки:
А) Хохлома Б) Дымково В) Филимоново
Г) Гжель Д) Каргополь Е) Жостово

Кроме таких типов вопросов в тесты можно включать и другие варианты заданий, где правильный ответ также можно представить в стандартизованном виде.
В тестах на диагностику интеллектуальных способностей встречаются задания на исключение лишнего. В таких заданиях не задано основание для классификации, а предполагается, что ученик сам найдет закономерности и связи. Например,
 Определи и выпиши лишний элемент в списке: портрет, живопись, натюрморт, пейзаж.
Ученик сам должен найти, что объединяет 3 элемента списка (жанры изобразительного искусства), и определить, что лишнее слово – «живопись».
Составлять такие задания достаточно сложно, так как некорректные варианты ответа могут привести к тому, что логика ученика тоже будет правильной, но отличной от логики учителя.
Например,
 Выпиши лишний элемент в списке: Левитан, Малевич, Клодт, Рафаэль.
В данной ситуации возможны различные способы классификации (скульпторы – живописцы, отечественные – зарубежные и т.д.).
Такие задания лучше включать не в контрольные тесты, а в предлагать на этапе закрепления знаний.
Еще один тип заданий – на соответствие, где требуется соотнести элементы из двух списков, например, «композиторы» и «оперы». Задание может быть сформулировано так:
 Установите соответствие между элементами правого и левого столбца и запишите ответ в виде пар чисел.

Задания на аналогию предполагают установление взаимосвязей, чтобы продолжить список. Например,
 Продолжи ряд:
Синий – оранжевый,
Красный – зеленый,
Желтый – (…).
Ученик должен догадаться, что слова в парах обозначают дополнительные цвета, и написать, что дополнительным цветом к желтому является фиолетовый.

Задания на упорядочение предполагают сортировку элементов списка по предложенному основанию (по хронологии, по возрастанию и т.д.). Например,
 Расположите фамилии композиторов в хронологическом порядке…

Еще один тип заданий – задания на продолжение последовательности. Здесь ученик также должен установить закономерности.
 Продолжи последовательность: фа, соль, ля, си бемоль, до…
В заданиях с конструируемым ответом учащимся предлагается фраза или текст, куда нужно вставить пропущенные слова, даты и т.п. Например,
«В (…) году Моцарт написал оперу «Волшебная …».

Некоторые из перечисленных типов заданий могут быть как открытого, так и закрытого типа: например, в конце задания могут быть приведены «слова для справок».
Можно выделить некоторые требования, предъявляемые к тестовым заданиям:
1. Формулировка вопроса не должна допускать двойственного толкования.
2. Содержание вопроса должно соответствовать целям контроля и тем требованиям, которые предъявляются к уровню знаний и умений учащихся.
3. Варианты ответа должны быть правдоподобными.
4. По возможности нужно избегать отрицательных формулировок:
 Что из перечисленного не является жанром изобразительного искусства?…
5. Не нужно стремиться к большому количеству вариантов ответа. Достаточно трех-пяти вариантов. Увеличение их числа снижает вероятность угадывания незначительно, но увеличивает время на составление теста и его проведение.

Задания могут быть представлены различными способами. Помимо текстового варианта могут использоваться репродукции, изделия декоративно-прикладного искусства, слайды, аудио- и видеозаписи, ноты, географические карты, схемы, таблицы и т.д. Их использование снижает утомляемость учащихся, способствует дальнейшему закреплению материала.

Скачивайте также тесты с видеорядом в формате электронной презентации на нашем форуме педагогов (см. Меню сайта)

Тестовые задания

«Т еория и методика развития детского ИЗО творчества»

Ф.И.О. педагога:__________________________________

Обведите кружком тот ответ, который Вы считаете правильным.

1. В какой возрастной группе, каждый ребенок должен готовить себе рабочее место и полностью убирать его по окончании работы?

а) в средней группе

б) в старшей группе

в) в подготовительной к школе группе

г) ни в какой

2. Кисть, смоченная в краске, прикладывается всем ворсом к бумаге, получается отпечаток - этот приём называется…

а) придавливание

б) примакивание

в) прикладывание

г) прижимание

3. Процесс занятия по рисованию…

а) не делится на части

б) состоит из 2 частей

в) состоит из 3 частей

г) состоит из 4 частей

4. Обычно в детских садах раздача материала и мелкого оборудования для занятия…

а) возлагается на дежурных детей

б) возлагается только на помощника воспитателя

в) возлагается только на воспитателя

г) возлагается на воспитателя и помощника воспитателя

5. Освоение изобразительных умений детьми начинается с проведения прямых, вертикальных и горизонтальных линий…

а) при рисовании по точкам

б) при дорисовывании рисунка, начатого воспитателем

в) при рисовании по контуру

г) при закрашивании силуэта рисунка

6. Дети учатся представлять себе, что такое ритм и симметрия знакомясь…

а) с предметным рисованием

б) с сюжетным рисованием

в) с декоративным рисованием

г) с нетрадиционными техниками рисования

7. В какой группе во втором квартале дети рисуют снеговика, форма которого состоит из кругов разных размеров, и елку с ритмично расположенными ветвями?

а) в 1 младшей группе

б) во 2 младшей группе

в) в средней группе

г) в старшей группе

8. Изобразительная деятельность включается в педагогический процесс…

а) с первой младшей группы

б) со второй младшей группы

в) в средней группе

г) в старшей группе

9. В какой возрастной группе к концу учебного года дети могут правильно пользоваться карандашом, кистью, красками?

а) в старшей группе

б) в подготовительной к школе группе

в) в 1 младшей группе

г) во 2 младшей группе

10. Целью обучения изобразительной деятельности детей является…

а) подготовка руки к письму

б) формирование знаний о приёмах рисования

в) формирование умений и навыков в рисовании

г) развитие творческих способностей детей

а) фломастер

б) акварель

в) гуашь

г) карандаш

а) Т. С. Комарова

б) Е. А. Янушко

в) И. А. Лыкова

г) Л. В. Куцакова

13. Каждое дерево имеет вертикально направленный ствол, толстые и тонкие ветви, на них листья, образующие крону - эти признаки передаются детьми…

а) подготовительной группы

б) старшей группы

в) средней группы

г) младшей группы

14. В каком возрасте детям доступно для понимания и передачи в рисунке человека в движении?

а) в младшем дошкольном возрасте

б) в старшем дошкольном возрасте

в) в среднем дошкольном возрасте

г) только в младшем школьном возрасте

15. Коллективные работы создаются с детьми…

а) начиная со средней группы

б) только в подготовительной к школе группе

в) начиная со старшего возраста

г) начиная с младшего возраста

СПАСИБО ЗА ОТВЕТЫ!

Результаты тестовых заданий:_____________________________

_________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теория и методика развития детского изобразительного творчества

В презентации рассматриваются педагогические условия организации изобразительной деятельности детей от 2-7 лет. Раскрыта методика работы по руководству изобразительной деятельностью и предс...

Контрольная работа по курсу «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» «Влияние цвета на выразительность детского рисунка»

ПланВведение.Цветовое восприятие и его значение в изобразительном творчестве детей.Особенности восприятия цвета детьми и использование его в изобразительной деятельности.Уровень цветового восприятия у...

Дистанционное обучение.Теория и методика развития детского музыкального творчества дошкольников Дисциплина 5. Модуль 1 Теоретические основы развития творческой деятельности детей.

Тема 1 - Теории творчества в психолого-педагогическом наследииТема 2 - Виды творчества детей.Тема 3 - Музыкальное творчество дошкольниковПрактическое задание...

ГУ «Жаксынская средняя школа №2»

Тестовые задания для 3-4 кл.

«Изостудия - Юные мастера».

Подготовила: Сакишева Ляззат Ерликовна

учитель изобразительного искусства

Сакишева Л. Е. учитель изобразительного искусства ЖСШ№2.

В своей педагогической деятельности Сакишева Л. Е. показала себя с отличной стороны и творческим педагогом, всегда ищущим все новое.

Работая над методической темой « Развитие эстетического вкуса, творческого воображения», использует умело дифференцированное объяснение материала в соответствии с возрастными особенностями ребенка.

Направленность ее методической работы - развитие воображения, расширять и углублять знания учащихся о цвете, композиции, основных видах и жанрах изобразительного искусство. В учебном году устраивала выставки на обозрение зрителей. Ее ученики занимали призовые места по школе и по району, области. И этого она добилась только своим трудом. Регулярно проводит конкурсы рисунков к праздничным датам, повышает свое творческое мастерство.

Тестовые задания в 3 – 4 классах распределены в соответствии с часами учебной деятельности на уроках изобразительного искусства. С материалом, представленном в пособии, возможно контролировать знания учащихся по изобразительному искусству. В сборнике представлены разнообразные формы тестов, направленные на отработку умений и навыков учащихся. В него включены задания разных уровней сложности, способствующие развитию творческой познавательной деятельности, организации деятельности учащихся. Данный сборник может быть рекомендован для использования в образовательных учреждениях района. На взгляд автора, данные вопросы и задания могут быть полезны также начинающим молодым учителям изобразительного искусства, и тем, кто просто любит изобразительное искусство.

Рецензент К. С. Саржанова, учитель изобразительного искусства, руководитель профсоюзного комитета.

Пояснительная записка к тестовым заданиям

Умение рисовать способствует познанию окружающей действительности, формированию материалистического мировоззрения, развитию пространственного воображения, зрительной памяти, творческого мышления.

Навыки рисования нужны людям различных профессий: инженерам и рабочим, учителям и врачам, агрономам и геологам. О значении умения рисовать, графически воплощать на бумаге свою мысль образно сказал Герой Социалистического Труда, генеральный авиаконструктор Олег Константинович Антонов: «Все начинается с рисунка. Без него в наш век не сконструируешь ни самолет, ни стиральную машину».

Дети в раннем возрасте очень чувствительны к ярким краскам, интересным формам окружающих предметов. Специальные психологические исследования подтверждают, что именно в это время у них обостряется зрение, развивается ощущение цвета.

Первоклассники очень увлекаются рисованием, хотя и не знают элементарных правил изображения и композиции.

Важную роль в художественном воспитании детей играют родители. Они должны прививать своим детям интерес к изобразительному искусству, развивать у них художественный вкус, побуждать к творчеству. Я считаю помогать ребенку надо осторожно, учитывая его возрастные особенности.

Основные функции предмета «Изобразительное искусства» в 3 – 4 классах заключается в художественном воспитании учащихся, способствующим развитию их природных способностей.

На этом этапе углубляются основы знаний, умений и навыков учащихся по композиции живописи, графики, лепке, декоративно – прикладному искусству.

Получение знания и умения учащихся могут использовать, а практической деятельности и повседневной жизни: для самостоятельной творческой деятельности, обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценка произведений искусств при посещений выставок и художественных музеев.

Результат изучение предмета «Изобразительное искусство» проверяется через следующие формы контроля уровня обученности:

Викторины

Кроссворды

Отчетные выставки творческих работ

Тестирование

Игры

Цель:

    Формирование умение видеть национальные особенности искусства.

    Проверить, как дети понимают роль в жизни общества.

    Проверить знания, тесты разных видов.

    Объективно оценить степень и качество достижений каждого ученика.

Для проведение тестирование предлагаются итоговые тестовые вопросы в 3 – 4 классах. При этом учитывались следующие требование к составлению теста.

Требование к составлению теста

    Учет возрастных особенностей младших школьников (3 - 4 классы).

2. Использование тестов несложных структур.

3. Четкая, краткая формулировка задания.

4. Выдержанный объем заданий (20 вопросов).

5. Определенное количество вариантов ответов (не более 3).

6. Дозировка времени тестирования (1 минута - 1 задание).

Данные задания будут полезны для учителей ИЗО и учащихся начальных классов.

Тестовые задания по изобразительному искусству. 3 класс

1. Назовите основные цвета

а) красный, зеленый, синий.

б) лиловый, красный, зеленый.

в) красный, желтый, синий.

2. Выбери теплые цвета

а) оранжевый

б) фиолетовый

в) синий

3. Выбери холодные цвета

а) зеленый

б) белый

в) серый

а) тематическая картина

б) группа неодушевленных предметов, объединенных в единую композицию по смыслу.

в) мертвая натура

а) черный, серый, фиолетовый.

б) красный, розовый, лиловый.

в) белый, серый, черный

6. Выбери виды ИЗО

б) графика, скульптура, линия, картина, ДПИ.

в) мозаика, композиция, силуэт, скульптура, архитектура.

7. Выбери жанры ИЗО

а) пейзаж, рассказ, батальный жанр.

в) портрет, бытовой жанр, стихотворение.

а) пропорция.

б) рельеф.

в) композиция.

9. Орнамент – это…

а) цветовые пятна, произвольно нанесенные на лист.

б) хаотическое изображение элементов.

10. Под словом интерьер понимаем:

а) изображение внутреннего помещения здания.

б) изображение вещей.

в) изображение внешнего пространства.

а) Мамбеев Сабур

б) Абылхан Кастеев.

в) Тельжанов Канапия

а) шрифт.

б) монотипия.

в) график.

а) дизайнер.

б) график.

в) ювелир.

а) изображение.

б) композиция.

в) картина.

а) скульптор.

б) архитектор.

в) пейзажист.

а) гвоздика.

б) бутон.

в) бараний рог.

17. Выбери виды орнамента:

а) узор

б) растительный

в) в круге

18. Выбери типы орнаменты:

а) в полосе

б) солярный

в) зооморфный

а) изображение

б) насыщенность

в) колорит

20. Назови составные цвета.

а) красный, синий, желтый.

в) светло-красный, темно-голубой, светло-коричневый.

Ключ 3 класс

1. Назовите основные цвета

в) красный, желтый, синий.

2. Выбери теплые цвета

а) оранжевый

3. Выбери холодные цвета

а) зеленый

4. Натюрморт – это (перевод с французского языка):

в) мертвая натура

5. Определите ахроматические цвета

в) белый, серый, черный

6. Выбери виды ИЗО

а) живопись, графика, архитектура, ДПИ, скульптура.

7. Выбери жанры ИЗО

б) натюрморт, портрет, пейзаж

8. Определите виды скульптуры

б) рельеф.

9. Орнамент – это…

в) ритмически расположенные элементы.

10. Что мы понимаем под словом интерьер:

а) изображение внутреннего помещения здания

11. Назовите казахского художника, основоположника казахского советского искусства:

б) Абылхан Кастеев.

12. Способ печатания, при котором рисунок от руки наносят разноцветными красками, называют:

б) монотипия.

13. Мастера, изготавливающего изделия из металлов, называют:

в) ювелир.

14. Подбор, группировка и последовательность в изображении предметов называют:

б) композиция.

15. Определите, как называют мастера, изготавливающего элементы из глины:

а) скульптор.

16. Перечисли узоры, изображаемые на текемете и сырмаке:

в) бараний рог.

17. Выбери виды орнамента:

б) растительный

18. Выбери типы орнаменты:

а) в полосе

19. Выбери общее сочетание цветов в картине – это…

в) колорит

20. Назови составные цвета.

б) оранжевый, зеленый, фиолетовый.

Тестовые задания по изобразительному искусству. 4 класс.

1.К изобразительным искусствам относятся:

а) скульптура, архитектура, пейзаж, живопись.

б) искусство, натюрморт, живопись, графика.

б) портрет, архитектура.

в) скульптура, живопись.

а) цвет

б) колорит

в) изображение

а) теплым

б) светом

в) бликом

а) лиловым

б) теплым

в) холодным

а) декорационная живопись (эскизы костюмов).

б) пастозная живопись

в) мозаика

а) Техника «лессировка»

б) коллаж

в) темпера

а) гуашь

б) тон

в) смешанная техника

а) картон

б) аппликация

в) коллаж

а) контрастные цвета

б) составные цвета

в) одинаковые цвета

а) отблеск

б) тень

в) оттенок

а) бытовой жанр

б) анималистический жанр

в) жанр марины

а) портрет

б) учитель

в) строитель

14. Симметрия (от греческого « symmetria ») называют:

а) штрих

б) линия

в) соразмерность

15. «Аппликация» в переводе с латинского означает…..

а) наклеивание

б) прикладывание

в) приклеивание

а) граттаж

б) линогравюра

в) фреска

а) жанр портрета

б) исторический жанр

в) батальный жанр

а) графика

б) декоративно-прикладное искусство

в) живопись

а) Кенбаев Молдахмет

б) Абылхан Кастеев

в) Наурызбаев Хакимжан

20. Композиция из цветов и природных материалов называют:

а) икебана

б) панно

в) фреска (на стенах, потолке зданий)

Ключ 4 класс.

    К изобразительным искусствам относятся:

в) живопись, графика, скульптура, монументальное искусство.

2. К неизобразительным искусствам относятся:

а) архитектура, декоративно - прикладное искусства.

3. Гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине называют:

б) колорит

4. Цвет, в котором присутствуют оттенки желтого, оранжевого, красного цветов, называют:

а) теплым

5. Цвет, в котором содержатся оттенки голубого, синего, фиолетового цветов, называют:

в) холодным

6. Прием, при котором краски накладываются очень густо, почти не разбавляя водой, называют:

б) пастозная живопись

7. Прием, в котором акварельные краски накладываются постепенно, прозрачными слоями называют:

а) Техника «лессировка»

8. Техника, при которой рисунок выполняется, с помощью нескольких различных художественных материалов называют:

в) смешанная техника

9. Это искусство вырезания и наклеивания на подготовленную основу элементов из цветной бумаги называют:

б) аппликация

10. Цвета, которые расположены в цветовом круге друг напротив друга, называют:

а) контрастные цвета

11. Интенсивность и яркость цвета называют:

в) оттенок

12. Художественное произведение с изображением животных называют:

б) анималистический жанр

13. Изображение человека с передачей его характера, а иногда и настроения, называют:

а) портрет

14. Симметрия от греческого «symme tria » называют:

в) соразмерность

15. «Аппликация» в переводе с латинского означает….

б) прикладывание

16. Техника царапанья (от фрацузского grater - скрести) называют:

а) граттаж

17. Посвящен темам войны и военной жизни называют:

в) батальный жанр

18. Художественное произведение, которое создается с помощью красок, наносимых на плоскость, называют:

в) живопись

19. Выбери, самый первый профессиональный художник Казахстана.

б) Абылхан Кастеев

20. Композиция из цветов и природных материалов называют

а) икебана

Список использованной литературы:

    учебник 3 класс Алматыкітап баспасы 2010 г. Учебное издание. Жеделов К.О.; Шапкина С.К.; Королькова Н.А.

    учебник 4 класс Алматыкітап баспасы 2011 г. Учебное издание. Жеделов К.О.; Шапкина С.К.; Королькова Н.А.

    Учитесь рисовать.Н.А.Кириченко.1 класс. Издательство «Радянська школа» Киев 1974г.

Содержание

    Рецензия 2

    Пояснительная записка к тестовым заданиям 3

    Требование к составлению теста 4

    Тестовые задания по изобразительному искусству 3 класс 5

    Ключ 3 класс 7

    Тестовые задания по изобразительному искусству 4 класс 8

    Ключ 4 класс 11

    Использованная литература 13