Индийские варны. Варны Древней Индии: теория и жизнь


(вид, род, цвет) - название четырех социальных общностей, или рангов, на к-рые делилось население древней Индии. В совокупности В. представляли собой иерархию статусов, не совпадавшую с имущественным, классовым или политич. делением об-ва. Старшей была В. брахманов - ученых, жрецов и учителей, с ней ассоциировался белый цвет; вторая по рангу - В. кшатриев - воинов, правителей и знати (красный цвет); третья В. вайшьев - земледельцев, скотоводов и торговцев, простого народа (желтый цвет); четвертая В. шудр - зависимых лиц (черный цвет). Мальчики трех верхних В. проходили обряд упанаяна и считались двиджа ("дваждырожденными"). Шудры считались "однорожденными". Им и еще более низким слоям населения не разрешалось изучать Веды и др. свящ. книги. Деление об-ва на В. генетически восходит к индо-иранской или даже индоевропейской общности, в к-рой имелось три социальных ранга (в Иране - пиштра). Принято считать, что В. шудр образовалась уже в Индии из местного населения, включенного т. обр. в арийское об-во. Однако В. не упоминаются в ранней ведической лит-ре, за исключением одного из поздних гимнов "Ригведы ", излагающего легенду о возникновении В. в результате жертвоприношения первочеловека Пуруши: брахманы возникли из уст, кшатрии - из рук, вайшьи - из торса, шудры - из ступней. В. не были строго эндогамны. Традиция объясняет дальнейшее развитие системы В. в систему каст межварновыми браками, дети от к-рых занимали различное социальное положение. До сих пор большинство индийских каст возводит свое происхождение к одной из варн.
Л. Алаев />

Определения, значения слова в других словарях:

(санскр. вид, род, цвет), название четырех социальных общностей, или рангов, на которые делилось население древней Индии. В совокупности варны представляли собой иерархию статусов, не совпадающую с имущественным, классовым или политическим делением общества. Старшей была варна...

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М

(от португал. casts - род, вид, порода), группа людей, осознающая свою общность, заключающая браки только между собою, имеющая круг традиционных занятий, а также специфические обычаи, обряды, мифологию, ограничивающая общение с другими такими же группами и включенная в...

Варны и касты Индии настолько интересная (или модная?) тема, что о ней пишут уже на всех сайтах о туризме и Индии, даже на сделанных только ради заработка, тиражируя заблуждения, поскольку мало кто из авторов имеет представление о том, что такое варны древней Индии и каким образом они превратились в касты (джати) современной Индии. Увы...
Постараюсь развеять 1 миф об индийских варнах...И эпигафом к этой статье возьму название очень известной индолога А.Бэшэма:

Чудо, которым была Индия

Я уже писала о происхождении варн в древней Индии , повторяться не буду, здесь же я хочу показать разумность и логичность варновой системы древне-индийского общества и ее гибкость, которая в индийской кастовой системе полностью отсутствует.

Индийская система варн. Что это и в чем ее смысл?

Итак, традиционная система варн древней Индии представляет собой социальную организацию, построенную на известной нам из школьных уроков истории основе - 4 сословий - варн (чатурхварна): брахманы (правильнее брамины) - священнослужители и учителя, кшатрии (изначально раджанья) - правители и воины, вайшии - торговцы и ремесленники, и четвертая - шудры - рабочие и прислуга.

Отнесение человека к одному из сословий изначально происходило в соответствие с его личными склонностями и способностями.
То есть человек, который любил учиться, умел думать и излагать мысли, то есть работать головой - он становится брамином (его рот Пуруши). Человек с воинственной натурой, который привык пускать в дело кулаки становился кшатрием, поэтому эта варна создана из рук Пуруши, и так далее. Подробнее о происхождении варн и источниках см.
Именно это разделение и символизм имел в виду древний литературный и религиозный памятник Индии Ригведа в легенде о разделении Пуруши (божественного человека), который и считается источником системы варн.

Таким образом, древне-индийское общество формировалось на основе оптимального учета врожденных предрасположенностей человека к какому-то виду труда или профессии. Как каждый может убедиться система эта вполне логична, она позволяет использовать способности человека наилучшим образом, к тому же каждый мог заниматься тем, что ему по душе и поэтому мог достичь в своей области многого.
Таковы индийские варны, сословия древней Индии в теории...
Посмотрим как это было на самом деле в жизни...

Варны в древней Индии, пример изменения варны

Обратимся к литературному источнику - Чхандогья упанишада, датированному 1 тысячелетием до нашей эры, и являющаяся одной из самых древних упанишад, эта Упанишада рассказывает следующую весьма показательную историю о переходе человека из низкой варны шудр в высшую варну брахманов (браминов)
Часть 4 глава 4

1. Однажды Сатьякама Джабала обратился к [своей] матери Джабале: "Мать, я хочу вести ученика. Из какой же я семьи?"

2. Она сказала ему: "Я не знаю, дитя, из какой ты семьи. В юности, когда я зачала тебя, я была служанкой, очень занятой, и вот не знаю, из какой ты семьи? Но мое имя – Джабала, твое имя – Сатьякама. Называй же себя Сатьякама Джабала".

3. И, придя к Харидрумате Гаутаме, он сказал [ему]: "Я хочу жить учеником у тебя, почтенный, Могу ли я приблизиться к почтенному?"

4. Тот сказал ему: "Дорогой! Из какой же ты семьи?" Он сказал: "Я не знаю, господин, из какой я семьи. Я спросил мать, и она ответила мне: "В юности, когда я зачала тебя, я была служанкой, очень занятой, и вот не знаю, из какой ты семьи. Но мое имя – Джабала, твое имя – Сатьякама". Поэтому я – Сатьякама Джабала, господин".

5. Тот сказал ему: "Не брахман, не мог бы так объяснить. Принеси [жертвенное] топливо, дорогой, – я посвящу тебя в ученики. Ты не удалился от истины". И, посвятив его в ученики...

Трудно добавить что-нибудь к этому тексту и наверное нет смысла его как-то комментировать, скажу лишь пару слов, которая возможно не пришла в голову читателя.

Для древне-индийского общества принадлежность к варне - это в первую очередь обладание человеком теми достоинствами, которые присущи этой варне, и определенными склонностями к определенным видам деятельности. Здесь учитель - благородный брамин (брахман) признает за учеником право войти в его дом поскольку ученик демонстрирует "патологическую" честность, которая характерна именно для варны жрецов, а также учителей и врачей.
Прошу заметить, что и в древней и в современной Индии, да и во всем мире низший не может войти в дом высшего. Помимо обычных социальных условностей в индийском обществе существует такое понятие как ритуальное загрязнение, которое страшнее грязи физической, и именно это явно выражено в словах Сатьякамы: "Могу ли я приблизиться к тебе?"

Из текста упанишады ясно видно, что человек, который принадлежит к самым низам общества по рождению, мог быть принят как представитель высшей варны исключительно в силу его собственных заслуг или черт характера, что на мой взгляд оптимальный подход, учитывающий индивидуальность. Мы правда привыкли к тому, что "Каждая кухарка может управлять государством", но много ли пользы от того, кто "гвозди забивает микроскопом"?

И именно из варн впоследствии выросла кастовая система, точнее система джати, подобная гильдиям России или цехам Европы, принявшая в Индии порой уродливые и в прямом смысле убийственные формы, но об этом я и так уже много писала.
О нормативном закреплении трансформации индийской системы варн в систему каст можно прочесть в этой статье

achadidi специально для сайт, использован фрагмент Чхандогья упанишада, в переводе с санскрита Сыркина А.Я., Москва 1992

Об индийских кастах, которые и сегодня играют огромную роль в социальной структуре современной Индии, знают все. А вот что такое варна — на этот вопрос ответит далеко не каждый.

Но дело в том, что деление общества на четыре основных группы по профессиональному признаку – это и есть варна. А вот слово «каста» пришло из Европы, из Португалии и значило – принадлежность к определенной профессии. Потом произошла некоторая путаница в терминологии, и европейский термин перешел в Индию.


Зарождение варн

Само слово «варна» в переводе с санскрита обозначает «цвет, категория». Изначально существовало четыре варны: брахманы, кшатрии, вайшья и шудры. Считается, что некогда на земле жил великан – прародитель всех людей. Он был принесен в жертву, и из его тела произошел весь народ. Но поскольку люди происходили из разных частей тела великана, то и функции их и общественное положение было различным.

Из уст и ушей великана произошли брахманы, они могли беседовать с богами и доносить их волю до людей. По-другому их еще называют «дважды рожденными». Из варны брахманов выходили священники, философы, учителя, жрецы. Это самые уважаемые люди в обществе, их почитают как Богов, явившихся на землю для выполнения особой миссии.

Кшатрии — произошли из плеч и рук великана, это воины – защитники и охранники. И раджи, и цари, и военачальники принадлежали к этому сословию. Им было необходимо совершенствоваться в воинском искусстве и в управлении государством и законотворчестве.

Вайшья – это скотоводы, торговцы и ремесленники, они произошли из бедер и ног великана. Но сюда не входят земледельцы, поскольку искусство растить хлеб чрезвычайно ценилось в Индии, и оно было подходящим для человека любого сословия. Хлеб всегда был основой жизни, и любой брахман мог идти за плугом, не роняя при этом своего достоинства.

Шудры произошли из ступней Бога, которые всегда были в пыли и грязи, поэтому их лица всегда в поту от грязной работы. Их функцией было служить представителям всех остальных сословий.

Функции цвета в варнах

Понятие варна в древнеиндийском обществе было тесно связано с инициацией, т.е. переходом ребенка во взрослую жизнь. Примерно в возрасте 11-12 лет проводился обряд, определялась принадлежность ребенка к варне и его талию повязывали шнурком определенного цвета. Брахманы носили черный пояс, кшатрии — красного, вайшья — желтого или оранжевого, а шудры не носили цветных поясов, но должны были служить всем людям, имеющим подобные цветные шнурки.

Обратимся ко второму имени брахманов — дважды рожденные. Почему? Потому что их принадлежность определялась в возрасте 14 лет, гораздо позже, чем у представителей иных сословий. Это объясняется тем, что роль брахманов в обществе чрезвычайно сложна и ответственна. Это должны быть поистине мудрые и ответственные люди, которые могут нести ответственность за других и брать на себя смелость решать проблемы, возникающие в обществе.

Кстати, в древности принадлежность к варне не передавалась по наследству, только в средние века, уже когда варна преобразовалась в касту, ребенок стал получать от родителей и социальное положение. Тогда кастовая система поменялась в худшую сторону, поскольку она не давала молодым людям возможности поменять свое социальное положение на более высокое и стать успешными.

Наверное, все слышали о теориях древнегреческих ученых о смене цивилизаций: золотой век, серебряный век, медный и железный, и об их характеристиках.

Современные ученые в соответствии с этой классификацией выявили любопытную теорию.

Вначале миром правили только брахманы, они не являлись законными правителями, но их уважал и почитал народ, а это и есть самая лучшая форма власти. Они разрешали споры по справедливости и учили людей жить в милосердии. Это и был золотой век.

Затем к власти пришли кшатрии. Мудрое правление перестало удовлетворять народ, и появилась сильная рука, армия, законы и система наказаний. Это серебряный век.

В эпоху капитализма к власти пришли вайшья, ведь именно деньги (капитал) стал управлять миром. Деньги стали вершить закон, именно они давали возможность управлять миром. Это был бронзовый или медный век.

И наконец, в наши дни к власти пришли шудры. Это железный век, в котором правят люди с железными сердцами и без души. Это бывшие рабы, вырвавшиеся на свободу, они правят миром и теми, кому раньше безропотно служили.

Особенности поведения брахманов

Хотя брахманы и являются высшей кастой, у них существует множество запретов. Например, они не имеют права вкушать мясо животных, не могут принимать пищу из рук человека, не относящегося к его касте. Они не имеют права заниматься иной деятельностью, кроме той, что предназначена им Богами.

Брахманы могут принимать дары от членов иных каст, но сами не могут дарить в ответ. Белый, красный или желтый знак на лбу у брахмана указывает какому именно богу он поклоняется: Шиве, Кришну или Вишну.

Особенности поведения кшатриев

К этому сословию относится не только правящая верхушка, но и все помещики – землевладельцы. Ни мужчины, ни женщины данной касты не имеют права вступать в брак с человеком из иного сословия, конечно, в ХХ1 веке на это уже мало обращают внимания, но если мужчина может вступать в брак с женщиной более низкой по рождению, подобный союз называют гипергамией, то для женщины подобные поступки невозможны.

Кшатрии имеют право принимать пищу из рук брахманов, а также им позволено вкушать мясо, кроме мяса священных животных.

Особенности варны вайшья

Обычно люди этого сословия обязаны строго исполнять все церемонии и ритуалы, придерживаться особых ограничений в питании, а также в выборе профессии. Вайшья сегодня это не только бизнесмены, но и банкиры, менеджеры, люди, относящиеся к среднему классу.

Особенности варны шудров

Конечно, все без исключения касты делятся на несколько страт внутри нее, но шудры (самая многочисленная варна в Индии) делится на две крупные части: чистые шудры и грязные шудры.

К чистым шудрам относятся жители сельской местности, занимающиеся земледелием. Это почтенное занятие, вызывающее уважение. Шудры могут включать в свой рацион мясо, менее строго выполнять религиозные церемонии, а кроме того, вдовам и разведенным женщинам позволено вступать в брак второй раз, что строжайше запрещено женщинам из высших каст.

К грязным или низшим шудрам относятся ремесленники- гончары, ткачи, виноделы, цирюльники и т.д. Их занятие менее почтенное, чем растить хлеб, хотя, конечно, также востребовано в обществе. Люди одной профессии объединяются в союз, наподобие цехов в Европе и заключают браки внутри своей общины.

Особенности варны неприкасаемые

Кроме четырех общеизвестных каст, существует также сословие неприкасаемых, которые, по легенде, произошли из грязи под ногами Бога. Одно только прикосновение к одежде этих людей запачкает члена любой другой касты, и нужно будет проходить обряды очищения и жертвоприношения.

Для всех стран Древнего Востока характерна чрезвычайно сложная общественная структура: каждый человек от рождения принадлежал к одному из многочисленных сословий, что определяло его права и положение в обществе. Право Древней Индии издавна выделяется присущим ему жестким юридическим регулированием социальных отношений. Именно на территории Индостанского полуострова оформилась в завершенном виде система замкнутых сословных групп - варн (позднее – каст). Ее принесли сюда захватчики - племена ариев на рубеже II-I тысячелетий до н.э. С тех пор, укрепляясь и усложняясь, она сохраняется как пережиток варварства до наших дней.

Слово “каста” португальского происхождения. Оно означало в XVI в., когда корабли португальцев достигли берегов Индии, “род”, “качество”, то есть чистоту племенного происхождения. Но дробное деление на касты возникло лишь в период средневековья. В древности же существовали варны. Это слово переводят как “цвет”: возможно, что сословные группы когда-то определялись цветом кожи. Высшие слои общества состояли из светлокожих завоевателей ариев, тогда как низшие включали в себя туземное темнокожее население.

Уже Ригведа и другие древнейшие религиозные книги брахманистов упоминают четыре основные варны: первая варна - брахманов (жрецов); вторая варна - кшатриев (воинов и администраторов); третья варна - вайшиев (земледельцев и ремесленников) и, наконец, четвертая варна - шудр (слуг). Первые три варны брахманисты выделяют в особую группу “дважды рожденных”, допущенных к изучению вед и участию в религиозных ритуалах.

Религиозная идеология, подчинившая себе право, обосновывала систему варн – сословий. Утверждалось, что первые брахманы вышли из уст легендарного прародителя людей Пуруши (Ману) и потому им принадлежит святость и истина. Первые кшатрии, в свою очередь, возникли из рук Пуруши, поэтому им свойственна сила и крепость. Люди третьей варны образовались из бедер первочеловека, им, соответственно, достались выгоды и богатства. Тогда как шудры появились из ног Пуруши, пресмыкающихся в грязи, поэтому они предназначены к услужению и к повиновению.

Теоретически все варны были резко разделены. Браки между людьми из разных варн строжайшим образом запрещались. В Апастамбе говорилось: “Если мужчина приблизится к женщине, которая была раньше замужем, или не находится с ним в законном браке, или принадлежит к другой касте, то они оба совершают грех. Вследствие этого греха их сын также становится грешным”. Немало аналогичных норм и в «Законах Ману». Таким образом, законы, охраняя чистоту варн, запрещали всякое смешение между ними.

Во главе каждой варны находился совет старейшин, который наблюдал за выполнением обычаев варны. Этот совет был вправе судить членов варны, налагая на них наказания, начиная от религиозного очищения и вплоть до исключения из варны. Люди же, исключенные из варны, обращались в презираемых изгоев.

В законодательных памятниках Древней Индии содержится полный свод постановлений о том, чем должны были заниматься представители каждой варны. Таким образом брахманы и кшатрии умело соединили силу религиозных догматов и правовых норм для сохранения в неизменности системы варн, обеспечивавшей им привилегированное положение в обществе.

За рамками системы варн оказались особо притесняемые сословные группы чандалов, швапачей и прочих, которые объединяются одним понятием - неприкасаемые (парии). Их юридический статус был приблизительно одинаковым, независимо от названия группы. Презираемые, допущенные лишь к “нечистым” работам, они составляли низший слой общества.

Наличие шудр и неприкасаемых делало излишним многочисленное сословие рабов, ведь отдельные черты, свойственные общественному положению и юридическому статусу рабов, оказались фактически распространены и на эти лично свободные социальные группы.

Древняя Индия представляет собою общество, в котором отчетливо видно несовпадение юридических групп населения (сословий) и социально-экономических классов (классов общества). Так, общественный класс рабовладельцев состоял там из трех варн “дважды рожденных”, а класс рабов образовывали сословия шудр, неприкасаемых и рабов в узком значении слова, то есть лично несвободных людей. Причем положение собственно раба зачастую оказывалось предпочтительнее, нежели участь парии.

Извлечения: Законы Ману

(Глава) X, (статья) 4. Брахманы, кшатрии и вайшии - три варны дважды рожденных, четвертая же - шудры - рожденные один раз; пятой же нет.

X, 5. Во всех варнах только те (сыновья), которые рождены от жен равных, девственниц, должны считаться рожденными в соответствии с прямым порядком и равными по рождению.

I , 87. А для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый, для рожденных из уст, рук, бедер и ступней установил особые занятия.

X, 96. Кто, низший по рождению, из жадности живет занятиями высших, того царь, лишив имущества, пусть немедленно изгонит.

VIII, 267. Кшатрий, обругавший брахмана, подлежит штрафу в сотню (пан), вайший - в две с половиной (сотни), но шудра подлежит телесному наказанию.

VIII, 268. При оскорблении кшатрия брахман должен быть оштрафован пятьюдесятью (панами), вайший - двадцатью пятью, шудры - штрафом в двенадцать пан.

VIII, 270. Рожденный один раз, поносящий ужасной бранью дважды рожденных, заслуживает отрезания языка; ведь он - самого низкого происхождения.

VIII, 279. Тот член, каким человек низший (неприкасаемый или шудра. – Сост. ) ударит высшего, именно он у него должен быть отрезан: таково предписание Ману.

VIII, 280. Подняв руку или палку, он заслуживает отрезания руки: лягнувший в гневе ногой - заслуживает отрезания ноги.

VIII, 142. Ровно два, три, четыре и пять процентов со ста в месяц полагается брать соответственно порядку варн (кредитору с должника. – Сост .).

VIII, 417. Брахман может уверенно присваивать имущество шудры, ибо у того нет никакой собственности; ведь он тот, имущество которого забирается хозяином.

IX, 229. Кшатрий, вайший и шудра, не могущие уплатить штраф, освобождаются от долга работой; брахману полагается отдавать постепенно.

XI, 127. Одна четверть (покаяния, полагающегося) за убийство брахмана, предписывается за убийство кшатрия, одна восьмая - вайшия; но должно знать, (что за убийство) добродетельного шудры – шестнадцатая.

XI, 236. Аскетизм для брахмана - (приобретение священного) знания, аскетизм кшатрия - охрана (народа), аскетизм вайшия - хозяйственная деятельность, аскетизм шудры - услужение.

X, 64. Если (женское) потомство от брахмана и шудрянки рождает (в супружестве с) высшим (дочь, которая вступает в брак также с брахманом, и т.д.), низший достигает высшего рождения в седьмом поколении.

X, 65. (Так) шудра идет к степени брахмана и брахман идет к степени шудры; но следует знать, (что это относится) и к потомству кшатрия, а также вайшия.

VIII, 418. Надо ревностно побуждать вайшиев и шудр исполнять присущие им дела, так как они, избегая присущих им дел, потрясают этот мир.

Индийское общество разделяется на сословия, именуемые кастами. Такое разделение произошло много тысяч лет тому назад и сохранилось до сих пор. Индусы считают, что следуя правилам, установленным в своей касте, в следующей жизни можно родиться представителем уже чуть более высокой и почитаемой касты, занять гораздо лучшее положение в обществе.

История происхождения кастовой системы

Индийские Веды рассказывают о том, что еще даже древние арийские народы, проживающие на территории современной Индии приблизительно за полторы тысячи лет до нашей эры, уже имели общество, разделенное на сословия.

Гораздо позже эти социальные слои стали именоваться варнами (от слова «цвет» на санскрите - по цвету носимой одежды). Иной вариант наименования варн - касты, происходящий уже от латинского слова.

Изначально в Древней Индии было 4 касты (варны):

  • брахманы - священнослужители;
  • кшатрии - воины;
  • вайшья - рабочие люди;
  • шудры - разнорабочие и слуги.

Подобное разделение на касты появилось из-за различного уровня благосостояния: богатые хотели находиться в окружении только подобных себе , преуспевающих людей и брезговали общаться с более бедными и необразованными.

Махатма Ганди проповедовал борьбу с кастовым неравноправием. с его биографией, это поистине человек с великой душой!

Касты в современной Индии

Сегодня индийские касты стали еще более структурированными, в них появилось множество различных подгрупп, называемых джати .

В период последней переписи представителей различных каст, насчитывалось более 3 тысяч джати. Правда, перепись эта проходила более 80 лет тому назад.

Многие иностранцы считают кастовую систему пережитком прошлого и уверены, что в современной Индии кастовая система больше не работает. На самом деле, все совершенно иначе. Даже индийское правительство не смогло прийти к единому мнению касательно такого расслоения общества. На разделении общества на слои активно работают политики во время выборов, добавляя в свои предвыборные обещания защиту прав той или иной касты.

В современной Индии более 20 процентов населения относится к касте неприкасаемых : им приходится и жить в своих отдельных гетто либо за чертой населенного пункта. Таким людям нельзя заходить в магазины, государственные и лечебные учреждения и даже использовать общественный транспорт.

В касте неприкасаемых есть совершенно уникальная подгруппа: к ней отношение общества довольно противоречиво. Сюда относятся гомосексуалисты, трансвеститы и евнухи , зарабатывающие на жизнь проституцией и просящие у туристов монеты. Но какой парадокс: присутствие такого человека на празднике считается очень хорошим знаком.

Еще одна удивительная подкаста неприкасаемых - пария . Это люди, совершенно изгнанные из общества - маргиналы. Раньше стать парией можно было даже прикоснувшись к такому человеку, а сейчас ситуация немного изменилась: парией становятся либо родившись от межкастового брака, либо от родителей-париев.

Заключение

Кастовая система зародилась тысячелетия тому назад, но до сих продолжает жить и развиваться в индийском обществе.

Варны (касты) делятся на подкасты - джати . Существует 4 варны и множество джати.

В Индии есть общества людей, не входящих ни в одну касту. Это - изгнанные люди .

Кастовая система дает людям возможность быть с себе подобными, обеспечивает поддержку собратьев и четкие правила жизни и поведения. Это - естественная регуляция общества, существующая параллельно с законами Индии.