Варны. Что такое варны? Четыре основных сословия древнеиндийского общества: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры


"Исполнить пусть плохо свой долг самолично гораздо важней, чем чужой сверх-отлично"

Бхагавад-Гита

Варны – это природное образование, которое разделяется по уровням развития сознания человека и определяет его положение в обществе.

Стоит особо подчеркнуть, что разделение на варны (касты) в изначальном и глубоком понимании – это не разделение по уровню материального достатка, а обозначение эволюционного духовного уровня людей, характеристики людей исходя из уровня их осознанности, мировоззрения, мировосприятия, понимания ими своего места в обществе, отношения к семье, родине.

Изначально варны (касты) служили именно для этого обозначения. Уже позже, с увеличением уровня деградации людей и сужением их понимания законов вселенной и мироустройства варны (касты) начали использоваться для обозначения материального положения человека, разделения общества на богатых, среднюю прослойку и бедных. Изначально люди знали, что занимаясь самосовершенствованием и самопознанием, идя по пути эволюционного духовного развития в течении жизни человек может перейти из одной касты в другую (причем как подняться на ступень выше, так и опуститься на ступень ниже). Варновая система также тесно связана с пониманием закона кармы.

Распределение людей по варнам (кастам) было у наших предков на протяжении долгой истории существования нашего народа. Славяне принесли традицию распределения людей по варнам (кастам) в Индию вместе с другими традициями и знаниями, которые индийцы сохранили до сих пор, хотя и привнесли в них некоторые изменения и дополнения согласно своему мировостприятию.

Сейчас в Индии сохранилась кастовая (варновая) система. В Индии принято, что принадлежность к варне (касте) передается по наследству, по семье, то есть если человек родился в семье брахманов (волхвов, ведающих), то его относят к касте брахманов, если человек родился в семье шудр, то его относят к касте шудр, такому человеку, даже если он является талантливым человеком и имеет какие-либо способности почти невозможно выйти из предубеждений о нем, что он шудра и чего-то добиться в деятельности, отличной от той, которой принято заниматься шудрам. То есть в Индии сейчас принято смотреть не на способности и реальный духовный эволюционный уровень, который человек проявляет с рождения, относящие его к конкретной касте, а стереотипно относить человека к касте по роду его рождения. Такой подход является ошибочным, основанным на утере глубинного понимания сути и причин разделения на варны (касты).

Когда человек определяет, к какой касте он относится – это всего лишь констатация факта, на каком духовном эволюционном уровне он находится сейчас и в течении нашей жизни мы можем проходить и находится в каждой.

Существуют 4 условных варны (уровни), переход в которых осуществляется в соответствии с развитием сознания человека:

Смерды (в индийской традиции - шудры)

Жизненные задачи шудры заключаются только в том, чтобы выживать и размножаться. Часто шудры рождаются, переродившись из животного состояния в человека, поэтому у них часто мышление далее инстинктивных мотиваций не заходит.

Наработки, получаемые на данном уровне – это умение выживать, работать с физическим миром, производить жизнеспособное потомство, служить и подчиняться, быть трудолюбивым, способность дисциплинированно и целеустремлённо выполнять работу. Шудре характерны действия повторяющиеся, хорошо знакомые в его трудовой деятельности, в разговорной речи, в проявлении чувств, в образе мыслей. Он спокойно себя чувствует только в хорошо знакомой ему обстановке и работе. Очень сильно выражен консерватизм и категоричность во всех его проявлениях. Пока в человеке сильно развит консерватизм, сознание нижней Варны не может придумать что-то новое для общества, поэтому оно адаптируется к тем условиям, которые есть, а адаптировавшись борется за то, чтобы они не менялись, ведь если что-то изменится, придется опять адаптироваться к новым условиям. Поэтому шудра по своей природе консервативен и не любит изменения.

Шудра любит физическую работу, причем постоянную работу с одинаковыми циклами. Ему лучше и легче махать молотом, чем ремонтировать маленький предмет, как наручные часы. Шудра может очень гордиться тем, что он тридцать лет проработал токарем на одном заводе, и произносить гордо: «Я – рабочий человек», – потому что это для него является великим достижением.

У него нет стремления к образованию, к познанию и изменению себя. Он всё время нуждается в самоутверждении. В действиях преимущественно присутствуют тенденции влечений, поэтому у него нет воли в значении регулятора его поведения. Мышление шудры стимулируется, в основном, при возникновении проблемной ситуации.

Шудра не способен руководить другими людьми – ему обязательно нужен руководитель и хозяин для организации работы. Он работает на хозяина, который ему говорит, что делать, как делать, когда и зачем. Шудра – это наёмный работник, вне зависимости от профессии, образования. Например, компьютерщик, рабочий с лопатой - оба шудры, если просто выполняют волю хозяина, безо всякой инициативы или творчества. Шудра живёт для себя с внутренним лозунгом «Всё наше, всё моё». Работает он довольно ограниченно, без какого-либо творческого начала: сказали копать – копает (нажимает клавиши), сказали не копать – не копает (не нажимает). К работе никакого интереса, главное, чтобы деньги потом заплатили. Просто исполнитель. Однако если в человеке проявляется высокий уровень мастерства и творчества он начинает выходить из уровня шудры. Мастер своего дела уже не будет являться шудрой. Деятельность мастера – это всегда творческий процесс.

Отработанный уровень шудры – это человек, который крепко стоит на своих ногах, физически развитых, выносливый, любящий физический труд, обладающий великолепным здоровьем и физическим, и психическим, с хорошо развитым материнским или отцовским инстинктом, верный служащий и незаменимый помощник во многих делах. Он любит природу, землю, у него больше всего развито инстинктивное мышление, он ближе всех остальных людей к земле, возделывает её, бережёт, питает других людей плодами своих трудов.

Веси (в индийской традиции - вайшьи)

Это следующая ступень в развитии человеческого сознания в обществе. Человек, который научился добывать себе пропитание, строить дом, и теперь он хочет создать себе какой-то комфорт и уют, появляется тяга к деньгам, эстетике, чувству прекрасного. У вайшью можно наблюдать повышенное стремление к комфорту. Это собственник, личный интерес которого выше общественного. Люди этой варны участвуют в создании материально-технической базы общества. Они организуют товарооборот, необходимый для жизни людей, формируют рабочие места, удовлетворяют потребности людей в питании, одежде, жилье.

Вайшью также распределяют товары и денежные средства среди людей.

Выросши из шудры в своём развитии, человек начинает увеличивать своё производство, нанимает людей, организует свой небольшой бизнес. Его товарооборот так значительно возрос, что он уже не способен с ним справиться в одиночку, и возникает необходимость в наёмных работниках. Вайшью – маленький хозяин, он управляет своими деньгами, работая на хозяина, или имеет свой бизнес. Рабочий-сдельщик или торговцы-частники чаще вайшью, как и многие мастера-индивидуалы.

Если шудра создаёт что-то прочное, то вайшью уже стремится создать из этого красивое и изящное, то есть не грубый предмет, а более тонкий.

У представителя этой варны развивается чувство воли, возрастает контроль над своими импульсами. Для него становятся характерны более сложные волевые акты. Он обладает способностью хорошо и легко взяться за дело по собственному почину, не дожидаясь стимуляции извне, формируются начальные организаторские способности. Вайшью может принять решение, которое касается сферы его деятельности. Он воспринимает обязательства на уровне договора и умеет договариваться с нужными ему людьми на взаимно выгодных условиях.

Основная мотивация вайшью – это страсть к накопительству и получение удовольствий, каким угодно образом. Выгода так же рассматривается только с точки зрения итогового получения удовольствия. Куда ни посади вайшью, он везде найдёт множество способов получить удовольствие, даже через страдание. Если лишить вайшью получения удовольствий, зачастую он теряет смысл жизни, жизнь для него кончена.

Шудра живёт инстинктивными чувствами (холод, голод, и т.д.), и поэтому он стремится удовлетворить свои чувства, т.е. жить, руководствуясь ими. Для этого он создаёт свой дом, чтобы не жить в холоде, и зарабатывает деньги на пищу, чтобы сытно питаться. Вайшью уже имеет более тонкий спектр чувств, и, помимо сытной еды, он любит еду красивую и изысканную. Требования к жилью более высокие, чем у шудры, они любят роскошь, но при этом страсть к накопительству так сильна, что при ситуации, когда вайшью может заработать довольно большую сумму денег, он забывает о любых удобствах и комфорте и даже о еде – он может несколько недель голодать, лишь бы не упустить свой куш. Шудра на это не способен.

Мировоззрение вайшью основывается на том, что всё можно купить и всё можно продать – «деньги могут всё», «деньги – это власть». В отличие от шудр, они стремятся к власти не только с целью выживания, но и с целью получения удовольствий.

У них проявляется способность быть «широкой натурой», которой «ничто человеческое не чуждо»; способность к напряжённому труду, творческое беспокойство. Сексуальность построена на том же принципе и не совсем им ясна, хотя они её удовлетворяют с довольно ярой охотой.

Витязи (в индийской традиции - кшатрии)

Когда вайшью отрабатывает качества, присущие его варне, он переходит в варну кшатриев (санскр. «господство, власть, сила, могущество, воин»). С изменениями в мировоззрении появляются новые мотивации. Для кшатрия свойственны такие качества, как честь, совесть, справедливость, лидерство, благородство, честность и т.д.

Кшатрий – благородный воин. Истинный кшатрий благороден и честен, он знает цену своего слова. Если человек варны шудры или вайшью не гнушается ложью и не считает зазорным получить какую-либо вещь с помощью обмана, то кшатрий считает данное поведение ниже собственного достоинства. Вайшью и шудры, дав слово, легко его нарушают, а истинный Кшатрий – человек слова во всех отношениях, он никогда не предаст своего друга и врага тоже, множество примеров этому можно видеть в различных романах, рассказах и пр.

Многие не могут понять, как это так, кшатрий не обманывает, ведь на войне все способы хороши. Но нужно отметить, что в сражении между кшатриями существует военная стратегия, а не обман и предательство.

Кшатрий умеет быстро приводить себя в состояние готовности, внутренней мобилизации своих сил. Человек этой варны познает все планы материальной реальности и законы их взаимодействия через способы управления собой и людьми, именно поэтому структура армии в большинстве случаев строится на таких людях.

У кшатрия хорошо развита сила воли, возрастает контроль над своими желаниями, потребностями, интересами. Для него характерны такие волевые акты, которые включают стадии постановки целей, обсуждения и борьбы мотивов, принятия решения и исполнения. На этапе борьбы мотивов верх берут высшие ценности – этические и моральные нормы, общественно значимое является личностно значимым. Для кшатрия характерна такая форма поведения как поступок.

В основе его интересов лежит интеллектуальная деятельность. Познавательный процесс идет через служение. Растёт уровень мышления – усиливается распределяемость внимания, развивается абстрактно-теоретическое мышление. Самооценка у кшатрия обусловлена мировоззрением, чувством долга, моралью и идеологией.

У каждого из кшатриев своя мотивация. Кшатрий – борец, для него жизнь – борьба со своими врагами внутри и вне себя. Но одни идут против системы, заставляя её, тем самым, усовершенствоваться и двигаться в нужном для её развития направлении, а другие, наоборот, устанавливают порядок внутри уже сложившейся системы. Но при этом нужно понимать, что кшатрий – это не драчун с кулаками (шудра). Он не будет драться ради того, чтобы размять свои косточки или «бросать понты». Всё это недоработки уровня шудры. Агрессия также присуща шудре, а не воину. Воину же присуща сила духа, собранность, развитая воля и чёткая дисциплинированность. Кшатрий не только заставляет других подчиняться закону, но и сам всегда его соблюдает. Это человек системы, государства.

На уровне кшатрия человек победил самый главный страх – страх перед смертью. Шудре и вайшью не дано победить данный страх и многие другие страхи. Для кшатрия доблесть и честь превыше смерти. Необходимое качество для кшатрия – героизм. Есть такое известное выражение – «Безумству храбрых поём мы песни». Но не нужно считать кшатрия глупцом, он не будет совершать глупых поступков – героизм у него разумный. Он не будет стремиться к геройству ради того, чтобы похвастаться перед окружающими.

Ведь то, что выглядит как героизм со стороны, может быть сделано и представителями двух нижних варн, например, вытащить из разрушающегося дома шкатулку с драгоценностями и прочее и получить немалую от этого прибыль.

Начинающий кшатрий стремится к бою, к защите, постигает искусство боя в совершенстве. По мере своего роста, воин начинает задумываться о структуре мира, и у него появляется желание его познавать теми способами, которые ему ещё неизвестны. Таким образом рождается волхв (брахман, маг, исследователь жизни, учёный).

Волхвы, ведуны, подвижники (в индийской традиции - брахманы)

На санскрите слово Брахман («благоговение; мировая душа; Бог-творец»). В первом случае ударение стоит на первом «а», во втором – на втором «а». В среднем роде это слово обозначает высший философский принцип Бытия – Сознания или Нирваны. В мужском роде оно олицетворяет молитвы, святое Писание и носителей Писания – браминов/брахманов.

Брахманы – это мудрецы, философы, учёные, исследователи, жрецы, священники, учителя, правители, йоги, маги, шаманы, мистики, ведуны - все те, для кого познание себя и Мироздания важнее всего в жизни.

Брахманом можно назвать каждого, кто несёт какую-то новую идею, которая прочно закрепляется в мире, кто генерирует «новое» – мораль, идеи, теории, мировоззрение, которые определяют направление эволюции в определенный исторический период. Например, новая культура, способ стихосложения, течение в искусстве и т.д.
Брахман обладает гораздо большей свободой воли, чем люди нижних варн: его разум, а не ум осуществляет контроль над формированием мыслей. Основная задача Брахмана - это помощь в раскрытии и наставничестве тех, кто к нему обращается.

Человек этой варны – это единство ученика и Учителя, он становится Индивидуальностью, которую знает, проявляет и помогает в этом другим. Его отличительной чертой является служение эволюции, постоянное стремление к гармонии, поиску и накоплению жизненной мудрости. Брахман всегда честен. В первую очередь это касается честности по отношению к самому себе, а из этого уже вытекает честность к Миру, ко всему, что находится в Мире, к каждой его частице, к каждой личности, которую он встречает на своём Пути. Мораль у брахмана в крови. Если человека нижних варн необходимо учить и прививать, что такое «морально» и «аморально», что "хорошо" и что такое "плохо", исходя из законов общества, в котором он находится, то для брахмана морали как таковой нет - она всегда в нём и с ним, ее необходимо только грамотно вскрыть и пробудить полноценно в течении первой половины жизни.

По Законам Ману человек не может называться брахманом, если у него имеются качества, присущие нижним варнам. Это означает, что у него неотработаны некоторые навыки нижних варн. Мы такого человека будем называть брахманом, который имеет недоработки по нижним варнам, потому что он имеет все возможности к доработке этих качеств в течении жизни; но только после этого его можно будет назвать истинным брахманом. Как только брахману удаётся отработать хоть одну нижнюю варну полностью, его энергетика возрастает, что позволяет ему работать с многократно увеличенной силой, т.к. он перестаёт впустую расходовать свою энергию.

В данном случае нужно понимать, что брахман может быть с недоработками по варне кшатрия, но у кшатрия наработки брахмана могут быть только в очень малой степени, т.к. мировоззрение варны выше человеку варны ниже не понятно, и чтобы познавать её, нужно перейти в эту варну.

Пройдя через все этапы познания кшатрия, человек становится в полной мере брахманом. Брахман ближе к Создателю, Творцу, он сам является творцом корректного образного мышления в своей части мира, где бы он ни находился. Но, в свою очередь, он не теряет навыков, которые он получил в варнах ниже. Плох тот брахман, который не способен себя прокормить, обеспечить нужными ему средствами, управлять миром. Он может выполнять работу шудры, вайшью, кшатрия, однако он будет подходить к ней творчески, изобретая новые методики, техники работы и т.д.

Брахманы всегда отличаются от других своим образованием - это от слова "образное мышление", а не быть интеллектуально нашпигованным различной информацией, и это далеко не всегда должно означать какое-либо техническое или гуманитарное образование. Рассматривая варну шудры, получив высшее образование, человек всё равно остаётся шудрой. Нужно отметить, что далеко не все брахманы имеют высшее образование по современным меркам, но они всегда будут мудры по своей природе и одновременно с этим у них очень сильно развито творчество, они творят новые видения и подходы, новые течения во всех сферах жизни общества, научные открытия, что развивает общество. Также брахманами можно назвать тех художников, поэтов, писателей, композиторов, кто создаёт новое в своей сфере – пишет стихи, музыку, книги, и т.д. Они способны внести новую струю в развитие человечества. Но нужно учитывать, что лишь очень малая часть работающих на таких местах – брахманы.

Брахман терпелив, он может ждать годами, если это необходимо, но, одновременно с этим, он знает цену времени и не будет тратить его напрасно. Если вам кажется, что брахман тратит время напрасно, возможно, вы не поняли его деятельность. Вспомним, как Будду считали ленивым, в то время как его работа происходила на совершенно других планах, недоступных окружающим. Он постигал свой дух, а обычные люди думали, что он просто не хочет работать и бесцельно тратит время.

Брахману не свойственна скука. Даже если его закрыть надолго одного в каком-то помещении, он всегда найдёт, чем заняться. Если человек нижних варн не может жить без общества, без присутствия других людей, то брахман в этом более свободен и наслаждается.

Что такое варна, как ее определить?

Душа, прошедшая круга воплощение в мире животных - рождается в мире человеческом, получает человеческое тело, проявляясь в одной из четырех варн. Варна это общественно-профессиональная группа Арийского общества, которая формируется по внутреннему призванию, образу лчиного счастья и духовным качествами человека. Существует три варны и и общественный слой неведающих.

Сначала каждый из нас проявляется невидаючим (смердом), который из жизни в жизнь, нарабатывая праведность и прислушиваясь к Матери Карне получает рождения в варне хозяев (весей), затем витязей и наконец волхвов.

Неведающие - это исполнители самых простых общественных и производственных действий. Они являются специалистами в узкой и мало ответственной отрасли. На любом, даже на своём самом низком уровне, они стремятся избежать ответственности и долга. Смерды - это худшая, низшая форма проявления неведающего человека. Неведающих уровня смерда интересуют простые телесные удовольствия - поесть, поспать и удовлетворить половые потребности. Такие люди нуждаются в постоянном и неустанном надзоре со стороны весей и витязей, иначе их неведание в сочетании с жаждой удовольствий могут разрушить кладоряд (систему) рода.

В светлые времена неведающие смиренно и с радостью наполняют свое предназначение, работая в хозяйствах весей, служа витязям и помогают ведающим убирать в храмах, на капищах и святилищах. Преданным служением варнам дваждырожденных невидающие улучшают свою карну и ускоряют Колород.

Веси - первая из варн дваждырожденных, прирожденные труженики, для которых благосостояние, достаток и зажиточность своей семьи и рода является насущной потребностью. Настоящий веся, всегда и везде стремится обустроить производство продукции, ее сбыт или обмен. На весях держится вся конструкция государства, её приумножение является жизненным устремлениям этой благородной варны. Как дваждырожденные, веси понимают, что их мирный труд возможен только в государстве защищенном от внешних угроз, в государстве способном организовать выгодные торговые отношения с другими странами, защитить их торговлю и защитить доходы. Следовательно, исполнение десятины является первым признаком праведного веси, заботящегося об общем благе через благо своего рода.

Варна весей неоднородна и состоит из нескольких сословий: земледельцев, скотоводов, купцов (торговцев), предпринимателей и других современных ремёсел, связанных с получением законной прибыли.

Веси изначально были уважаемой и почтенной в обществе варной, стоит лишь напомнить о многочисленных колядках, где сам Род Всевышний отождествляется с Великим Господарем, потому что действительно, он является совершенным весей, от которого черпают свои умения и вдохновения праведные хозяева.

Витязи (казаки) - дваждырожденные, призванные к построению государства, его защите и обеспечению жизнедеятельности. Рожденные в этой варне души наделены способностью к управлению обществом, его структурированию согласно целям государства. Добро и сила государства является для витязей-казаков высшей жизненной ценностью, ради которой они способны жертвовать доходами, семьей и личным интересом. Честь, совесть и отвага - главные приметы славянских воинов, которую они не меняют ни на какие богатства мира сего. Витязь не может, по своей природе, предать общество, к которому принадлежит. Он не делает этого, ни при каких обстоятельствах, ни для каких «высоких» идей и ценностей, ибо именно братство (общность) является для него высшей ценностью, которая призвана сделать его род сильном, свободным и богатым.

Честь для витязя в преданном служении своему духовному проводнику, все что он делает, является открытым для общества и не может быть совершено за спиной проводника. В противном случае витязь покрывает себя и свой род пожизненным позором. Совесть для витязя в деянии ради добра своего рода-народа и единства Скупы Славянской. Для витязя оборонять род, нанося вред единству Расы является безумием, отстаивать единство Расы, уничтожая самобытность какого из родов - стыдом и позором. Отвагой для казака есть самопожертвование во имя народа и государства, готовность всегда и везде, своими поступками в Яви, защитить язык, культуру, веру и обычаи Отечества.

К варне витязей принадлежат профессиональные военные, государственные служащие, правоохранители и другие профессиональные группы, имеющие право носить оружие и в той или иной степени строят или обороняют государство.

Волхвы (ведающие) – это души рождённые нести мудрость и знание в Свете Белом, они приходят в Явь дабы познать законы мироздания и донести их до своих соотечественников и человечества в целом. Добродетель и честь ведающих в том, чтобы быть верным своему духовному учителю и избранному пути. В общественной деятельности это учёные, деятели искусства, духовной культуры и священники.

Согласно ведическим обычаям, существуют пять ступеней проявления сознания на пути к его совершенному состоянию, просветлению, которые различаются по источникам счастья и удовольствия для души. Эти пять уровней сознания таковы:

1. Счастье, источником которого является гарантированная еда, кров и защита от внешних опасностей (неведающие).

2. Счастье в деятельности, направленной на экономическое развитие ради личного и общественного процветания (веси).

3. Счастье в получении знаний о законах мироздания и в исполнении этих законов (витязи).

4. Счастье в осознании вечной и духовной природы своего "я" (волхвы).

5. Счастье в служении Богу и другим живым существам (просветлённые)

Идя по пути развития и самопознания, души поднимаются с одного уровня на другой, выполняя совместную задачу. В одной жизни они могут заниматься предпринимательством, в дальнейших правлениях, политикой и государственным управлением, а в каких-то - поддерживать и развивать образование, науку и какую-то вироисповедную традицию. Так они проходят последовательные ступени развития душ, участвуя в развитии человечества на планете.

На пути каждого человека могут встретиться различные возможности и ситуации, но как говорит обычай - лучше плохо делать свою работу, чем хорошо чужую. Своя работа - это та работа, которая соответствует нашей внутренней природе, делается легко и непринужденно, а главное приносит счастье.

Поэтому, очень важно найти именно свой уровень, свою духовную природу, которая проявлена ​​в варне. Часто люди стремясь чего-то более престижного и желаемого, выбирают работу и деятельность, которая им не соответствует, в результате чего страдают сами души и люди вокруг них, нарабатывается негативная карна.

    Почему благость и здравомыслие родноверов не проявлены благими плодами в их жизни?

Потому что благость и здравомыслие показные, если бы 16 зёрен правды были взращены в человеке, его жизни бы изменилась. Это состояние духовного падения, в котором пребывает всё общество, родноверие здесь не есть каким-то исключением. Но, не смотря на то, что родноверы не достигли идеального воплощения своего мировоззрения, мы одна из не многих духовных организаций, чётко и ясно представляющая, что происходит с миром. Именно волхвы сегодня дают чёткое понимание того, что уже сейчас нужно менять ни что иное как мировосприятие. Именно оно лежит в основе тех неурядиц, что предстали перед человечеством. Предотвратить технократическую катастрофу возможно только путём переоценки духовных ценностей и изменения способа мышления. Если это полноценно сделают родноверы, а они это уже начали делать, наша страна и возможно Земля, выйдут из испытания сохранив свои культурные достижения.

    Что может дать Родная Вера хозяину (весе, купцу), зачем ему быть родновером?

Родная Вера всем варнам даёт возможность, а самое главное понимание пути своего предназначения. В отличии от бытующего ныне чужеверия, которое всевозможным образом пыталось на протяжении столетий, унизить и растоптать стремление веси к накоплению материальных благ, Родна Вера приветствует стремление человека быть богатым.

Явный, плотский мир такая часть Бога, как и иные составляющие Тримирья, познать его, значить познать одну из граней Бога. Издревле на Руси купцы и веси вообще пребывали в наивысшем почёте и уважении. Именно благодаря им, их умению добывать блага, строилась сильная и счастливая держава.

Родная Вера учит весей как правильно взаимодействовать с миром, чтобы богатства добытые в сём мире становились богатствами духовными. Именно мировоззрение Родосвета объясняет славянам, что поток любви совершает прямое влияние на способность человека овладеть материальной сферой. Прерванные каналы любви (с родичами, близкими, Родиной, Богами), прямо отражаются на благосостоянии человека, которое он рано или поздно утратит.

Родная Православная Вера учит, что духовное богатство сопряжено с богатством явным. Если народ многие года прозябает в нищете, нужно менять мировоззрение и найти, где потеряна любовь, в каких отношениях. Быть богатым хорошо, а быть благодетельным во стократ лучше для всей Вселенной, для Бога. Придерживаясь кона десятины, славянские купцы и веси стали самыми уважаемыми и богатыми в древнем мире, именно их очень часто не досматривали на таможнях, веря на слово, понимая значение купеческого слова. Родная Вера, через осознание 9-ти законов рода, объясняет современным весям как вернуть себе это состояние, как изменить окружающую Явь.

    Какие способы проповеди ведут и родноверы?

Родовым Огнищем Родной Православной Веры создано 3 духовных образовательных заведения, через которые проходит прямая и непосредственная проповедь Родной Веры. Во-первых это Ведическая детская академия (ВеДА), где обучаются детки до 14 лет. Во-вторых, это Славянское училище родноверия (СУРья), где получают среднее духовное образование. В-третьих, это Православная родноверческая академия вероведания (ПРАВь), где получают высшее духовное образование.

При каждой общине РО РПВ действует еженедельная Школа славянской ведической традиции, которая в открытом режиме проводит обучение основам вероведания и славянского обычая. Каждое воскресенье, в 10.00 утра общины проводят Славление Родных Богов, на которе также могут свободно придти наши соотечественники.

Родовым Огнищем РПВ ведётся постоянная издательская робота, издано десятки тысяч тиражей книг посвящённых Славянской Вере и культуре. Создано два подписных издания: «Вера Предков» (международная русскоязычная газета) и «Триглав» (Всеукраинская украиноязычная газета).

Дано начало и снято два видеофильма о Родной Вере, первый посвящён возрастным посвящениям, второй основам родноверия. Фильмы снято интересно и профессионально. В сети интернет действует около десяти сайтов посвящённых Родной Православной Вере, которые ведутся как Духовным центром так и нашими общинами.

    Почему вы против введения в Украине второго государственного языка – русского?

Потому что русскому языку в Украине ровным счётом ничего не угрожает, он является неотъемлемой составляющее культуры Украины. В Украине в сфере средств массовой информации русский язык занимает ведущее значение, в книгоиздательстве целиком та же картина. Введение второго государственного языка внесёт сумятицу в жизнь страны: два государственных гимна (?!), присяга на двух языках (?!). Но самое важное то, что введение русского как второго государственного сведёт украинский язык до уровня маргинального. Двуязычие в Украине, это не право русского языка, он свободно действует в нашей стране, на самом деле, это право чиновников не знать и не уважать язык украинский. Русский язык защищён такой величайшей и могущественно страной как Россия, он никогда и никуда не исчезнет, тем более в Украине. А вот говоря о языке украинском, нигде как в Украине он не востребован, посему нуждается в особом внимании со стороны государства. Знание же двух языков даёт уникальную возможность гражданам Украины глубже познать славянскую культуру. И таковой возможности в России, например, нет. В Украине же русский язык изучают во всех школах. И следует говорить не о втором государственном, а о более профессиональном преподавании русского языка, ведь он в Украине не чужой.

    Кто такие евреи, почему их часто называют расистами?

Евреи это народ семитской языковой группы, исповедники уникальной религии, в которой Бог подписал контракт со своими последователями, то бишь, евреями. Не сумев сохранить своей государственности, евреи расселились по всему миру. Этому способствовал способ ведения хозяйства этим народом – ростовщичество и торговля. Евреи осели в крупных городах, во многих странах мира и пытались взять под контроль торговлю. Очень часто поведение и жадность еврейских купцов приводили к восстаниям среди местного населения. Так было в Персии, в Хорезме, в Хазарском каганате, в том числе и на Руси (1097 г. съезд князей в Любиче утвердил решение изгнать и более не пускать на Русь евреев).

Основная причина в том, что евреев часто называют расистами, это Ветхий Завет, где подробно изложен массовый геноцид евреев по отношению ко многим народам. Подлила в огонь книга «Шулхан Арух», составленный в XVI веке Йосефом Каро, где предписывалось довольно жёстко относится к не евреям.

    На сколько можно соединить национализм с Родной Верой?

Национализм может быть абсолютно разным, как творческим так и разрушительным, в зависимости от конкретно исторических и политических условий существования народов.

Появление национализма в Западной Европе было ускорено религиозной Реформацией. То есть, образованием христианских церквей по национальному принципу, как вот лютеранской – в Германии, кальвинистской – в Швейцарии, англиканской – в Англии, Великий Собор 34 епископов во Франции (в 1682 г.), гуситский движение в Чехии.

Четко можно различить два типа национализма, которые обосновались в Вене (Европе). Эти два типа точно названы национализмом созданным государством и национализмом рожденным интеллигенцией. По-другому, их еще называют “политическим” и “этническим” национализмами.

Эпоха Просветительства и влияние Французской революции положили начало возрождению народной культуры и росту ее значимости в противовес культуре дворянской и церковной. Идейные вдохновители народных движений, которые ориентировались главным образом на крестьянскую культуру, разрабатывали на основе одного или нескольких наречий унифицированные стандартные письменные языки по образцу классических, что способствовало слиянию малых этносов с большими.

В XIX–XX в. хр. эры наибольшие культурно-народнические движения превращаются в национально-политические, которые выдвигают требования собственного национального государства. Они считают этническую нацию настоящим «владельцем» нации-государства. Начало ХХ ст. ознаменовалось всплеском борьбы за сферы влияния в мире. Национализм становится движителем интересов европейских государств, он охватывает, в разных своих формах, политические доктрины больших государств Европы. Вот как пишет в 1927 г. о национализме во Франции французский философ и историк Жюльен Бенда: «Став народным, национальное чувство очень быстро превратилось в национальную гордыню, в национальную обидчивость».

Изменения в содержании националистических идей привели и к изменению организационных образований. Возникает целый ряд националистических организаций: «Великая Британия», “Итальянская националистическая ассоциация”, “Аксен франсез”, “Пангерманский союз” и др. Именно эти организации показали движение национальной идеи в направлении к первичной традиции. Широкое распространение получает расизм и социал-дарвинизм.

Углубление этнизации национализма, приобретения им черт расизма не было остановлено, а даже усилено Версальским миром, заключенным после Первой мировой войны. Национальные движения приобретали все большее влияние. Поиск и углубление собственной идентичности закономерно вели националистическую идеологию к вопросу национальной веры, ведь тот факт, что христианство было вероучением интернациональным, для идеологов национализма было понятным. Эти тенденции приобрели конкретные проявления возрождения дохристианской веры в Германии, Италии, Скандинавии, Прибалтике, Польше и Украине.

Следовательно, национализм, который проник в христианство, расколол его, предоставил национальной окраски и, конечным счетом, привел к рождению в сознании национальной элиты идеи возрождения народной веры. К сожалению, на определенном этапе, слившись с христианством, национализм перенял от него некоторые плохие черты, как то: нетерпимость, деление людей на своих и чужих, внимание к внешним признакам, а не внутреннему состоянию человека. Посему, сегодня такой национализм просто вреден и сдерживает развитие, приумножение и единение славян. Этот тип «христианского» национализма учит роды творить в противовес более успешному соседу, его точным выражением является поговорка: «Как угодно, главное, чтобы соседу хуже». Воспитание родов осуществляется не на вековечных обычаях, а на идее противопоставлению врагу. В таком противостоянии обедняется язык, культура и обрядность.

Нашим национализмом является Родолюбие славянское (Родная Вера), которое основано на таких признаках, как вера в Славянских Богов, любовь и справедливость, почтительное сыновнее отношение к Природе, принадлежность к Белой расе, сохранение и использование родового (родного) языка, многодетность, культ Предков.

    Существует ли в традиции деление людей белой расы по цвету глаз, если да, то имеет ли это различие значение при создании семьи?

Это естественно и это деление видно невооружённым взглядом. Действительно только у потомков Арья существует 4 разновидности цвета глаз: синие, зеленые, огненные (карие), серые. Изучая народные представления, мы видим, что люди с разным цветом глаз владеют разными склонностями. Например, воины чаще всего синеглазые, ведающие имею зелёный цвет глаз, правители – сероглазые, а труженики – огненный. Но, это не означает, что цвет глаз является диагнозом для человека, ни в коем случае. Это всего лишь отмеченная в народе склонность, не более того.

Никакого значения при создании семьи, в рамках белой расы, это не имеет. Наиболее важно понимать является ли твоя избранница (избранник) твоей звёздной половинкой.

    Разрешает ли Славянская Вера развод, развенчивание и почему?

С давних пор человечеству известен непреложный кон (принцип): противоположности притягивают, дополняют и раскрывают сущность и предназначение друг друга. Все в мире живет, существует и познается со своей противоположностью. Собственно, на этом построена наша Вселенная, всё: явления, события, существа, все имеет свою противоположность и без неё непознаваемо. Именно поэтому, испокон веков противоположности тянутся и ищут друг друга, тем самым порождая поток силы, который дает жизнь, или отнимает её. Этот поток силы называется любовь.

О любви писали и описывали много учителей и наставников, пророков, сыновей и дочерей Божьих. Каждый нашел какую-то частицу этого явления, направляя поток Силы в определенном направлении, делая его, это направление, определяющим. В Родной Православной Вере (Славянской Вере) мы понимаем любовь, как целостное принятие противоположностями друг друга: огня и воды, дня и ночи, земли и воздуха, рода небесного и рода земного, мужчины и женщины. Собственно это и есть та любовь, на которой построен мир. Именно благодаря тому, что мы противоположности - есть тяга друг к другу, стремление познать, раскрыть друг друга (в действительности, раскрывая себя в другом).

Понятие, которым называют восточные славяне (в частности украинцы и белорусы) семейный союз, - это шлюб. Корнем этого понятия является слово «люб», то есть любовь. Это означает, что семейный союз у славян происходит тогда, когда пара овладевает даром любви. Отсюда и название союза - шлюб, то есть «по любви», «с любовью» («с» перешло в «ш»).

Давайте снова вспомним, что любовь это сочетание противоположностей, это стремление двух половинок одного целого вновь соединиться. Разъединения целостной души состоялось для того, чтобы мы получили опыт и обогатившись знаниями (ведением) вновь сошлись воедино. Как говорят волхвы Раденья Сварожьего, это разъединение первоначальной целостной души состоялось тогда, когда завершился Утро Сварожье и праотец Мир дал людям ведания Родолада.

Родолад объясняет, что существует три разновидности семейных союзов в темное время Суток Сварожьих. Первый, - это союз двух половинок единого целого. Как Сварог и Лада, как день и ночь. Это взаимоотношения когда наша половина, выступает в буквальном смысле вашим дополнением и противоположностью. Будучи изначально созданными как единое целое, мы и наша духовная половина-это единая сущность, разделённая на две души, как две половинки одного зёрнышка. После достаточно длительного получения кармического опыта духовные половины вновь встречаются и воссоединяются друг с другом. Тогда мы чувствуем себя переполненными счастьем и радостью на всю жизнь. Духовные пары всегда принадлежат к одной расе, очень часто к одному народу, и всегда живут в пределах досягаемости друг друга в рамках одной семьи душ.

Второй вид - союз родственных душ. Это отношения душ-друзей, одноклассников школы жизни. Обычно такие пары имеют похожие интересы и убеждения, цели и задачи. Имея дело с одинаковой карной, родственные души постигают одни и те же уроки и часто работают вместе над одним заданием. В прошлых жизнях они были друзьями и вместе шли к одной цели, поэтому между ним возникли отношения доверительные, отношения дружбы и сотрудничества. Во многих случаях они не очень-то заинтересованы в телесной близости (сексе) своих взаимоотношений и могут чувствовать, что в этом вопросе у них есть легкие разногласия. Будучи членами одной группы душ, которая пошла на воплощение с определенным предназначением, они едины в устремлениях и жизненных ценностях, но все же, каждый имеет свою духовную половинку. Несмотря на это, сила взаимосвязи родственных душ проявляется очень мощно, они помогают друг другу подняться на новые уровни сознания и жизни. Часто родственные души поддерживают отношения в течение достаточно короткого промежутка времени с единственной целью - воспользоваться мощной комбинацией своих сил, чтобы продвинуться на определенном этапе своего развития. При этом часто бывает, что один человек поднялась на более высокий уровень развития, чем другой, и недостаточно развитые стороны «друга» могут раздражать ее.

Третий вид - кармический семейный союз. Такое взаимодействие возникает между двумя взаимопротивоположными душами, на пути развития которых возникли сильные душевные переживания (любовь-ненависть, слуга-господин, жертва-палач и др.). Они встречаются, чтобы погасить свой кармический долг друг перед другом. Поэтому часто жизнь таких супружеских пар связана с достаточно жесткими взаимодействиями и взаимным неприятием. Они добросовестно «прорабатывают» друг друга как соперники в бою. Но, если они смогут пройти это испытание с честью, заново не создав отрицательную карму, на определенном отрезке их жизни этот узел развязывается и каждый получает свободу идти дальше и прокладывать свой путь к настоящему счастью.

К сожалению, а возможно для того чтобы мы получили опыт и отработали свои кармические долги, в наше время преобладает именно третий вид семейных отношений. Собственно к нему, а также союзе родственных душ мы будем вести речь, рассматривая такое явление как развод и развенчания.

Начнем с того, что брак у славян издавна было явлением родовым, то есть в него не вмешивалась ни светская (государственная, княжеская, племенная) власть, ни духовные проводники (ведая). Всевозможные попытки вмешаться в семейные отношения встречали долгое и упорное сопротивление славянства на протяжении целых веков.

Например, с 6469 (988) по 7252 (1744) г. ни государство, ни церковь не могли заставить славян и другие народы Российской империи придерживаться церковного брака. Поэтому синод, который был частью царского правительства, издал приказ о принудительном совместное проживание молодоженов до общественной свадьбы, если они приняли церковное венчание. То есть, это говорит, что общественная, то есть родовая, свадьба для наших предков была первичней и носила более сакральное значение чем церковный обряд.

Но, давайте более подробно обратимся к источникам и народной памяти. Древнейшие письменные источники, освещающие семейные отношения, имеют иностранное происхождение.

Семья, это неотъемлемая частичка общества, как современного так и древнего. Чтобы понять значение развод в славянском обычаи, нужно составить хотя бы беглое представление об традиционном славянском обществе, то есть существовавшем до насаждения христианства. Ученые, за небольшим исключением, сходятся в том мнении, что у славян, как и у остальных индоевропейцев (Арья), общество было триединым. То есть, оно состояло из трех общественных состояний: весей, витязей и жрецов (ведающих).

Как свидетельствуют источники, во главе общества стояли ведающие. Арабский путешественник Ибн Русте сообщает о русах: «Есть у них знахари, из которых отдельные управляющие царем, будто они их, русов, начальники... И, если знахари приказывают, то не исполнить их приказания никак нельзя... ». Персидское анонимное сочинение IX в. («Границы мира») повторяет почти то же самое: «Знахари у них в почете». У западных славян картина была такой же, приведем слова Гельмольда: «Король же находится у них в меньшей, по сравнению со жрецами, уважении». Вторую строчку сходоверши занимали витязи, третью - веси.

Впервые четыре варны упоминаются в «Пуруша-сукте » «Риг-веды », где излагается происхождение людей из частей тела первочеловека Пуруши :

Более поздние памятники повторяют как идею четырёх варн, так и мотив их происхождения от некоего демиурга или культурного героя , родоначальника традиции. Одна из самых известных версий сюжета трансформации божественного персонажа или первочеловека в элементы социальной структуры (в данном случае в варны) содержится в «Законах Ману » (где варновая структура общества получила свою кодификацию):

А ради процветания миров Брахма создал из своих уст, рук, бёдер и ступнёй брахмана, кшатрия, вайшью и шудру.

А для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый, для рождённых от уст, рук, бёдер и ступнёй установил особые занятия. Обучение, изучение вед, жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни он установил для брахманов. Охрану подданных, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение вед и неприверженность к мирским утехам он указал для кшатрия. Пастьбу скота, и также раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение вед, торговлю, ростовщичество и земледелие - для вайшья. Но только одно занятие владыка указал для шудр - служение этим варнам со смирением.

Следует отметить, что Брахман имел право получить милостыню (по своей сути - взять себе в собственность любое имущество, которое он хотел). Кшатрия же имел право помиловать кого-либо. При посвящении в ученики мальчик получал шнур, изготовленный из различного материала для представителей разных варн, который был обязан носить до конца жизни.

Уже в Древней Индии внутри варн началось расслоение, которое привело к образованию многочисленных каст .

Брахманы

В типичной сельской местности высший слой кастовой иерархии образуют члены одной или нескольких брахманских каст, составляющие от 5 до 10 % населения. Среди этих брахманов присутствуют некоторое число землевладельцев, несколько деревенских писарей и бухгалтеров или счетоводов, небольшая группа служителей культа, выполняющих ритуальные функции в местных святилищах и храмах. Члены каждой брахманской касты заключают браки лишь в своем кругу, хотя возможна женитьба на невесте из семьи, принадлежащей к аналогичной подкасте из соседней местности. Брахманам не полагается ходить за плугом или выполнять определенные виды работ, связанные с ручным трудом; женщины из их среды могут прислуживать в доме, а землевладельцы обрабатывать наделы, но только не пахать. Брахманам позволительно также работать поварами или домашними слугами.

Брахман не вправе употреблять кушанья, приготовленные вне его касты, но из рук брахманов могут принимать пищу члены всех других каст. В выборе еды брахман соблюдает множество запретов. Члены касты вайшнава (поклоняющиеся богу Вишну) придерживаются вегетарианства уже с 4 в., когда оно становится массовым; некоторые другие касты брахманов, поклоняющихся Шиве (брахманы шайва), в принципе не отказываются от мясных блюд, но воздерживаются от мяса животных, входящих в рацион низших каст.

Брахманы служат духовными наставниками в семьях большинства каст высшего или среднего статуса, за исключением тех, которые считаются «нечистыми». Брахманы-священнослужители, а также члены ряда религиозных орденов часто узнаются по «кастовым знакам» - нарисованным на лбу белой, желтой или красной краской узорам. Но такие отметины указывают только на принадлежность к основной секте и характеризуют данного человека как поклоняющегося, например, Вишну или Шиве, а не как субъекта определенной касты или подкасты.

Брахманы в большей мере, чем остальные, придерживаются занятий и профессий, которые предусматривались их варной. Из их среды на протяжении многих столетий выходили писцы, писари, священнослужители, ученые, учителя и чиновники. Еще в первой половине 20 в. в некоторых районах брахманы занимали до 75 % всех более или менее важных государственных должностей.

В общении с прочей частью населения брахманы не допускают взаимности; так, они принимают деньги или подарки от членов других каст, но сами никогда не делают даров ритуального или церемониального характера. Среди брахманских каст нет полного равенства, но даже низшая из них стоит над остальными самыми высокими кастами.

Кшатрии

Вслед за брахманами наиболее видное иерархическое место занимают кшатрийские касты. В сельской местности они включают, например, помещиков, возможно связанных с бывшими правящими домами (например, с раджпутскими князьями в Северной Индии). Традиционными в таких кастах занятиями являются работа управляющими в поместьях и служба на различных административных должностях и в войсках, но ныне эти касты уже не пользуются прежней властью и авторитетом. В ритуальном отношении кшатрии стоят сразу за брахманами и тоже соблюдают строгую кастовую эндогамию , хотя допускают брак с девушкой из более низкой подкасты (союз, называемый гипергамией), но женщина ни в коем случае не может выйти замуж за мужчину подкасты ниже ее собственной. Большинство кшатрий употребляют мясо; они вправе принимать пищу от брахманов, но не от представителей каких-либо других каст.

Вайшьи

Неприкасаемые разделяются по традиционным видам деятельности их представителей, а также по местности их проживания. Наиболее распространенные категории неприкасаемых - это чамары (кожевники), дхоби (прачки), парии .

Современное положение

Несмотря на то, что варны возникли примерно 2-3 тысячи лет тому назад, они продолжают существовать в современной Индии, хотя их роль и значение в жизни общества неуклонно понижается. В сельской местности варны играют сравнительно более важную роль, чем в городах. Во многих фирмах и корпорациях, также как и в государственных учреждениях, принадлежность человека к той или иной варне официально не играет никакой роли, хотя случаи дискриминации по этому признаку довольно часты.

См. также

Примечания

Ссылки

  • (недоступная ссылка - история )
  • (недоступная ссылка - история )

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Варны" в других словарях:

    - (санскр. букв. качество, цвет), 4 основных сословия в Др. Индии. Господствующее положение в обществе занимали брахманы и кшатрии. Трудовое население входило в варны вайшиев и шудр, положение последних было приниженным. Наиболее угнетенными и… … Большой Энциклопедический словарь

    - (санскрит, буквально качество, цвет), 4 основных сословия (касты) в Древней Индии: брахманы, кшатрии, вайшии, шудры … Современная энциклопедия

    В Древней Индии четыре основных сословия касты. Члены первых трёх варн брахманы (жрецы), кшатрии (военная знать), вайшии (общинники) в детстве проходили обряд посвящения, считавшийся вторым рождением, поэтому назывались дважды рождёнными. Браки… … Исторический словарь

    Варны - (санскрит, буквально качество, цвет), 4 основных сословия (касты) в Древней Индии: брахманы, кшатрии, вайшии, шудры. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (санскр., буквально качество, цвет), четыре основных сословия в древней Индии: брахманы, кшатрии, вайшии, шудры. * * * ВАРНЫ ВАРНЫ (санскр., букв. качество, цвет), четыре сословия Древней Индии. Представителям самой высшей варны брахманам (см.… … Энциклопедический словарь

    варны - нарыв … Краткий словарь анаграмм

    Варны индийские касты Варны западнославянское племя у реки Варнов Список значений слова или словосочетания со ссылк … Википедия

Индия – это страна, в которой все для европейского человека кажется необычным. Индийский народ живет по каким-то своим правилам и традициям, поэтому кастовый строй, возникший еще в древние времена, значительно повлиял на жизнь всего общества. Из статьи вы узнаете, что такое варны, каким образом они сформировались и как их можно охарактеризовать.

Система варн в Древней Индии

Что означает слово «варна»?

Варны – это сословия Древней Индии, сформировавшиеся под влиянием религии индуизма, точнее, представлений о происхождении людей. Согласно этим представлениям, Брахма (божественное начало) из частей своего тела создал четыре варны , представители которых имеют свое предназначение в жизни и выполняют свою роль.

Слово «варна» в переводе с санскрита означает дословно «цвет», «качество» . И это позволяет отчасти охарактеризовать варны, так как каждому из сословий соответствует свой цвет.

Какие существовали варны в Древней Индии

Всего существовало четыре варны:

  1. Самая высшая варна – брахманы (жрецы). Они получили свое название потому, что были сотворены богом Брахманом из его уст . Это означало, что их главное предназначение в жизни заключается в том, чтобы изучать древние священные тексты, познавать религиозные истины и вещать перед Богом от имени всех людей. Когда еще не было письменности, тексты передавались от брахмана к брахману устно.

Для того, чтобы стать жрецом, представителю этого сословия нужно было начинать обучение в довольно юном возрасте. Мальчиков отдавали в дом учителя-брахмана, где он годами изучал священные писания, особенности проведения религиозных обрядов и постигал божественную мудрость. Они должны были знать заклинания и уметь правильно осуществлять жертвоприношения.


Варне брахманов соответствовал белый цвет. Таким образом подчеркивалась их чистота, непорочность. Более подробно об этом вы можете узнать из статьи .

  1. Кшатрии – это вторая по значимости варна. К ним относились воины и правители . Из рук Бога они были созданы, поэтому и власть была в их руках. С самого детства представители данного сословия должны были научиться управлять колесницей, владеть оружием и отлично держаться на коне. Это должны быть решительные, властные и бесстрашные люди. Именно поэтому их варну олицетворял самый «энергичный» цвет – красный.
  1. Не менее уважаемая и почитаемая всеми остальными сословиями варна – это варна вайшьев . Они были сотворены из бедер Бога. К ним относили ремесленников и земледельцев. Они всю свою жизнь занимались тем, что возделывали поля, торговали или работали в различных мастерских. Вайшьи фактически кормили все остальные варны, потому и пользовались таким почетом. Среди них было достаточно много состоятельных людей. Их цвет – желтый (цвет земли).
  1. Шудры – это четвертая варна, которая не пользовалась особым почетом. Это были обычные слуги. Их предназначение – обслуживать три другие варны . Считалось, что брахманы, кшатрии и вайшьи являются потомками древних ариев, завоевавших территории Индии. А вот шудры – это коренное население. Их создал Бог из своих ступней, запятнанных грязью, поэтому их цветом считался черный.

Принадлежность к определенной варне передавалась по наследству. Так, например, если ребенок родился в сословии кшатриев, то он с детства будет обучаться военному искусству или унаследует трон правителя . Выходит, жизненное место человека, его положение в обществе и род деятельности предопределены с самого рождения. Более подробно об этом вы можете узнать из статьи .

Все варны, кроме шудров, принято было считать «рожденными дважды» . По достижению мальчиками определенного возраста на них вешали священный шнурок после проведения ритуала посвящения, после чего он словно рождался во второй раз. Только тогда он становился полноправным членом своего сословия.

Браки между представителями разных сословий, мягко говоря, не приветствовались. Особенно осуждалось, если женщина выше мужчины по варне . Дети, рожденные в таком браке, изначально были неполноправными.

Что было с теми, кто не относился ни к одной из варн?

Особенно тяжелой была судьба «неприкасаемых» (чандал) – тех, кто не относился ни к одной из варн. Их презирали, не допускали к другим сословиям, не касались и даже опасались услышать их голос. Любые контакты с ними могли осквернить представителя варны .

Несмотря на то, что уже прошло ни одно тысячелетие со времен зарождения такого устройства общества, и сегодня продолжает существовать проблема «неприкасаемых», хоть и является не настолько острой, как ранее . Также читайте статью ««.


Варны и касты – это одно и то же?

Хоть некоторые ошибочно и считают тождественными понятия варны и касты, отличия в них все-таки есть, и существенные.

Варна – это сословие общества, а каста представляет собой социальную группу. Каждая каста входит в определенную варну. То есть, выходит, что общество делится на варны, а они, в свою очередь – на касты .

В индуизме верят, что успех воплощения в следующей жизни напрямую зависит от выполнения добрых дел в предыдущей. Например, если человек в своей прежней жизни был грешным и сотворил беды, то он перевоплотится в «неприкасаемого».

Из этого получается, что все представления о четырех варнах, сформировавшиеся в Древней Индии, имеют глубокую религиозную подоплеку.

Четыре основных сословия древнеиндийского общества за тысячелетия жизни практически не изменили своих жизненных правил и моральных устоев, сохраняя огромную пропасть отчуждения между варнами: социальными пластами населения. Что такое варны в и какое влияние оказывают они на человека? В знании ли своего места хранится секрет индийской нации? Ведь известно, что Индия - самая мирная страна, ни разу не нападавшая на другие народности.

Что такое варны?

Это понятие в Древней Индии образовалось еще во II веке до нашей эры, когда был сформулирован основной закон Ману, прародителя человечества по версии индуизма. Этот свод законов вмещал в себя 2685 шлок, то есть двустиший, в которых передавалась суть социального (закона о кастах), юридического и правового законодательства.

Сословие общества, вмещающее в себя определенную группу людей, социальный пласт населения (варна в Древней Индии), определялось рождением, его нельзя было купить или подарить. Категорически запрещались браки между разными варнами, что скрупулезно преследовалось. Более того, если человек нарушил разделение по сословиям и создал неравный брак, его объявляли грешником, нарушившим вековые устои: его дети «наследовали» этот грех и были гонимы обществом.

Основных варн четыре: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры, но также существовала негласная каста неприкасаемых. Позднее слово «варна», означающее «цвет» (кожи?), переименовали в «касты» (от португ. «род») с подачи португальцев, которые впервые в XVI веке посетили Индию, хотя, по некоторым данным, считается, что варна и каста - это все-таки разные понятия: варна - это сословие по рождению, а каста - по виду деятельности.

Если первые три сословия могли взаимодействовать на уровне работы, ведения хозяйства или других социальных моментов, то с шудрами контакты были крайне нежелательны. Для каждой варны был составлен специальный устав поведения и морали, который запрещено было нарушать:

  • Брахманы изучали «Веды» с 8 лет, а совершеннолетие наступало в 16 лет.
  • Кшатрии изучали священные писания с 11 лет, достигали совершеннолетия в 22 года.
  • Вайшью изучали ведическую мудрость с 12 лет, а входили в совершеннолетие с 24 лет.
  • Шудрам запрещалось изучение древних ведических текстов.

История о возникновении варн

«Веды» - древнеиндийские книги мудрости, передаваемые многие века как основное достояние индийской культуры. Согласно «Ведам», верховный творец материального мира Брахма из своего рта породил варну брахманов, наделив их святостью, высшим духовным знанием и мудростью истины, из рук он воссоздал варну кшатриев, поэтому им свойственна мощь, сила и активность. Из своих бедер создал вайшью - людей с рыночным складом ума, которые из ничего могли сотворить богатство или хотя бы небедное существование. Последняя варна - шудры - была создана из стоп Брахмы, поэтому ей на роду было написано повиноваться и служить всем остальным вышестоящим.

Более того, варны - это разделение на сословия по уровню сознания, мотивам поведения и внутреннему духовному миру, который определяет окружение, а в первую очередь родители. Именно поэтому с рождения ребенка ревностно оберегают от общения с другими сословиями, дабы не исказить его однонаправленность ума.

Суть идеи - в одном слове

У некоторых преподавателей есть довольно простое объяснение, как обозначить варну одним словом:

  • Шудра - «боюсь». Низшее сословие, живущее в постоянных низменных страхах: голода, холода, незащищенности от людей и стихии.
  • Вайшьи - «прошу». Людям из этой варны легко просить, они часто всего добиваются благодаря «толстокожести» при продвижении своего интереса.
  • Кшатрий - «верую». Люди сильной веры, часто не основанной ни на каких основательных фактах.
  • Брахман - «знаю». Сословие, чья жизнь основана на истинном знании.

Высшая каста: брахманы

Жрецы и ученые-мыслители, духовные наставники, досконально знающие священные «Веды» и религиозные деятели, учителя - все они принадлежат к варне брахманов, самой высокой и почитаемой среди сословий, которые участвуют в судьбах города (управление, суды), занимаются научной деятельностью. Они аскетичны и уравновешенны, милосердны и высокодуховны.

Даже если брахман занимался недостойной для его родословной деятельности - земледелием или ткачеством, то это объяснялось тем, что он постигает природу этого действа, то есть ведет философские наблюдения и размышления. Считалось, что белый цвет - это исключительно для браминов.

Дозволяется только в особо тяжелых случаях нарушение закона (что бывает крайне редко и считается очень постыдным). Причинить вред брахману - это очень тяжелая карма, которая годами преследует посмевшего преступить вековые традиции.

Средний уровень человека

Их называют кшатрии: воины, правители, военачальники, общественные и административные деятели. В древности они считались потомками ариев, аристократов по рождению и особых воинов, добившихся этого положения своими подвигами: полны героизма и силы духа, терпения и щедрости.

В их руках была сосредоточена политическая власть города или области, довольно часто они обладали обширными поместьями и землями, поэтому, по сути, у них был двойной доход: от земель и жалование от государства за военные действия (если таковые были). Кшатриям было разрешено даже убивать во имя справедливости и защиты чести тех, кто не мог постоять за себя, - женщин, детей. Красный цвет - это принадлежность к кшатриям.

Сословие торговцев

Люди, тесно имеющие дело с деньгами, - торговцы, земледельцы и ремесленники - вайшьи (вайшью). Их склад ума разительно отличался от брахмана или далита: жилка предпринимателя была в крови, и уже с раннего детства представители этой варны умели зарабатывать себе на жизнь.

Это не значит, что обязательно такой человек жил в достатке, будучи спекулянтом или ростовщиком, нет, но вайшью точно владел достойным ремеслом, которое поддерживало достаточный для того времени уровень бытия. При всем этом вайшью принадлежал желтый цвет, считался простолюдином и не имел весомого голоса в социуме, но и не был гоним, как шудра.

Низший уровень: шудры

Наемные рабочие, слуги и вообще все население, живущее за чертой бедности, как материальной, так и духовной, называют шудрами. Общение с ними высших каст считалось недостойным, на грани пожизненного позора.

Из всех варн именно шудры терпели самые сильные притеснения со стороны государства: они платили большой налог, их судили за проступки особенно строго и не допускали к проведению религиозных обрядов, что считается довольно весомым знаком. Шудру можно было купить и продать, забрать у него имущество, не боясь наказания: объяснение было одно - он рожден прислуживать, а значит, роптать не может по факту. Цвет шудры, естественно, черный.

Далиты (неприкасаемые) или парии

Двадцать процентов всего населения Индии - это именно далиты, которые не имеют никаких социальных и юридических прав: с ними запрещено общаться, им не дозволено входить внутрь храма или во двор к человеку из другой варны или касты, а если они посмеют взять воду из общего колодца, которых полно на территории Индии, то их просто растерзает оскорбленная толпа.

Историки считают, что возникла эта варна в Древней Индии из местного населения, завоеванного ариями, которые обосновали свои поселения на их территории и использовали туземцев как рабов для самой грязной и тяжелой работы. В нынешнее время ничего не изменилось: неприкасаемые чистят туалеты, убивают животных для пищи и выделывают кожу, убирают мертвых животных и мусор с улиц, стирают одежду (прачки-дхоби). Такая варна, что клеймо на своем роду и навсегда: так как отношение к варне передается по наследству, у далитов нет никаких шансов разорвать этот порочный круг, разве что правительство изменит древний свод законов и упразднит устаревшую систему, нарушающую права человека, за что долгое время боролся Махатма Ганди.

Аналоги в славянской культуре

Чтобы понять, что такое варны, обратимся к традиции славянских народностей, в которой тоже имелись свои родовые отличия:

  • Волхвы, или ведуны, - это брахманы в индуизме, в Древней Руси также являлись хранителями духовных знаний, неся их через века поколений.
  • Витязи - кшатрии, воины и защитники отечества, а также правители: князья, цари и воеводы.
  • Веси - вайшьи, торговцы, земледельцы и ремесленники являются основным слоем общества в любой стране.
  • Смерды - шудры, также существуют для служения трем остальным сословиям, так как не имеют склонности к умственной или философской деятельности, а также обладают низким уровнем духовности. Им достаточно поесть и поспать, совокупиться - большего их сознание не требует, в отличие от более высоких сословий.