Альбер камю является представителем. Альбер Камю — известный французский писатель и философ


(1913-1960) французский писатель и философ

Альбер Камю относился к тому редкому типу писателей, которых называют моралистами. Однако мораль Камю особого рода. Глубокий смысл произведений французского писателя трудно понять без знакомства с той философской системой, которая лежит в их основе. Эта философия называется экзистенциализм, то есть философия существования.

Экзистенциалисты считали, что человек одинок в чужом и страшном мире, который давит на него со всех сторон, ограничивает его свободу, заставляет подчиняться придуманным условностям, а значит, не позволяет ему стать самостоятельной и свободной личностью. Отсюда возникают настроения пессимизма и трагичности существования, которое само по себе бессмысленно, так как все заканчивается смертью человека.

Правда, экзистенциалисты давали человеку право свободного выбора, однако, по их мнению, он был ограничен только двумя вариантами: полностью слиться с обществом, стать таким, как все, или оставаться самим собой, а это значит противопоставить себя всем остальным людям.

Альбер Камю выбирает второе, хотя понимает всю бессмысленность бунта против общественных порядков, какими бы абсурдными они ни были.

Главным героем у Альбера Камю, как, впрочем, и у других философов-экзистенциалистов, многие из которых тоже были писателями, становится человек, который находится в пограничной ситуации - на грани жизни и смерти. Эти страдающие и отчаявшиеся люди и становятся предметом изучения писателя. В таких ситуациях еще больше обостряются все чувства человека, и, передавая эмоциональное состояние своего героя, писатель показывает, что все эти чувства - страх, совесть, забота, ответственность, одиночество - и есть главное, что сопутствует человеку всю его жизнь.

Камю не сразу стал таким писателем, хотя уже в его ранних произведениях появляются трагические мотивы. Его герои стараются насладиться жизнью, пока не поздно, постоянно ощущая, что их существование рано или поздно закончится. На этом и основан любимый афоризм писателя: «Без отчаяния в жизни нет и любви к жизни».

Трудно сказать, что в жизни Альбера Камю сформировало такое его мировосприятие, хотя жизнь не баловала его. Может быть, это и стало основной причиной пессимизма писателя.

Альбер Камю родился 7 ноября 1913 года на ферме «Святой Павел», в пригороде г. Мондови, в алжирском департаменте Константина. Его отцом был сельскохозяйственный рабочий француз Люсьен Камю, а матерью - испанка Катрин Сантес. Мальчику не исполнилось и года, когда его отец получил смертельное ранение в битве на Марне и умер в госпитале. Чтобы вырастить двоих сыновей, Люсьена и Альбера, мать переселилась в предместье г.Алжира и устроилась работать уборщицей. Семья жила буквально на гроши, однако Альбер сумел с отличием закончить начальную школу Белькура.

Школьный учитель, который тоже воевал на Марне, добился для одаренного мальчика стипендии в алжирском лицее Бюжо. Здесь Альбер Камю по-настоящему увлекся философией и подружился с учителем философии и литературы Жаном Гренье, который занимался религиозным экзистенциализмом. Очевидно, он и оказал решающее влияние на мировосприятие молодого Камю.

В самый разгар учебы в лицее, юноша заболел туберкулезом, этой болезнью нищеты и лишений. С тех пор болезнь так и не оставляла его, и Альберу Камю приходилось регулярно проходить курсы лечения.

Тогда же в лицее, он впервые прочитал Достоевского , который стал его любимым писателем до конца жизни. Камю начинает вести дневниковые записи и, по совету Ж. Гренье, пробует писать сам. Его первые произведения - «Жан Риктюс. Поэт нищеты», «О музыке», «Философия века» и другие - в 1932 году были опубликованы в лицейском журнале «Юг». В том же году Камю пишет литературно-философские эссе «Бред», «Сомнения», «Искушение лжи», «Возвращение к самому себе», названия которых говорят сами за себя.

Осенью 1932 года он поступает на филологический факультет Алжирского университета, где начинает заниматься древнегреческой философией. Там же курс философии читал его наставник Ж. Гренье, с которым Альбер Камю продолжал поддерживать теплые отношения. Кроме древней философии, он много читает современных философов и все больше проникается их образом мышления.

На втором курсе, когда ему исполнилось двадцать лет, Камю женится на студентке своего же факультета Симоне Гиэ. Лето следующего года они с женой проводят на Балеарских островах, и эти счастливые дни Альберу Камю описал потом в своей книге «Изнанка и лицо».

В студенческие годы Альбер активно включается в общественную жизнь. Он пробует переделать мир и записывает в своем дневнике: «Я находился на полпути между нищетой и солнцем. Нищета помешала мне уверовать, будто все благополучно в истории и под солнцем, солнце научило меня, что история - это не все». Изучение древних философов помогло Альберу Камю понять, что человеческая история всегда была неблагополучной в большей степени из-за того, что миром управляют корыстные люди. В молодые годы он еще был мечтателем, поэтому думал, что общими усилиями, вместе с другими «поборниками чести», ему удастся изменить существующее положение. Он начинает заниматься просветительской работой и в 1935 году организует передвижной Театр Труда, где пробует себя и как режиссер, и как драматург, и как актер. В этом театре ставились пьесы и русских авторов, в частности, «Каменный гость» Пушкина, «На дне» Горького, инсценировка «Братьев Карамазовых» Достоевского.

Еще раньше, Альбер Камю принял активное участие в работе комитета содействия международному движению «Амстердам-Плейель» в защиту культуры против фашизма и осенью 1934 года вступил в алжирскую секцию коммунистической партии Франции.

В 1936 году Альбер Камю вместе с женой, а также со своим университетским другом и соавтором пьесы «Восстание в Астурии» Буржуа отправился в путешествие в Центральную Европу, которое впоследствии описал в своем эссе «Со смертью в душе». Когда они находились в Австрии, то узнали из газет о фашистском мятеже в Испании. Это трагическое известие смешалось и с личными неприятностями. Камю поссорился с женой и дальше уже путешествовал один. Вернувшись в Алжир через Италию, Камю разводится с женой и под впечатлением обрушившихся на него невзгод приступает к работе над своими основными произведениями - «Миф о Сизифе», романами «Счастливая смерть» и «Посторонний».

Свой философский труд «Миф о Сизифе» сам Альбер Камю называл «эссе об абсурде». В его основу легла известная древнегреческая легенда о вечном труженике Сизифе, которого мстительные боги обрекли на вечные мучения. Он должен был вкатывать на гору обломок скалы, но, едва достигнув вершины, глыба срывалась, и все приходилось начинать сначала. Камю показывает своего Сизифа мудрым и мужественным героем, который понимает несправедливость выпавшей ему доли, но не умоляет богов о пощаде, а презирает их. Таким образом, выполняя свой, казалось бы, бессмысленный труд, Сизиф не сдается и своим душевным непокорством бросает палачам вызов.

Обострение туберкулеза помешало Альберу Камю поехать в Испанию, чтобы принять участие в защите республики. А в том же, 1937 году произошло еще одно неприятное событие. После окончания университета Камю хотел заняться научной работой, однако по состоянию здоровья он не был допущен к конкурсным экзаменам по философии, что закрыло ему путь к получению ученой степени.

Скоро он разочаровался и в коммунистических идеалах и вышел из компартии, однако продолжал сотрудничать в левой прессе. В 1938 году он начал работать в газете парижского издателя Паскаля Пиа «Альжерепюбликен» («Республиканский Алжир»), где вел литературную хронику и другие разделы. В том же году, Альбер Камю написал философскую драму «Калигула» и основательно засел за роман «Посторонний», перемежая эту работу с написанием эссе, заметок, публицистических статей. К тому времени относится его эссе «Достоевский и самоубийство», которое под названием «Кириллов» вошло в «Миф о Сизифе», кроме того, он написал известный памфлет «Диалог между председателем Государственного совета и служащим с месячным жалованием в 1200 франков», который свидетельствует о том, что Камю все еще были свойственны бунтарские настроения, хотя он уже все больше и больше понимал всю бессмысленность борьбы против существующих порядков. Еще работая над «Мифом о Сизифе», Альбер Камю придумал другой свой любимый афоризм: «Единственная правда - это непокорство».

Однако, в отличие от своего героя Сизифа, писатель не только молча презирает сильных мира сего - он пытается открыто бороться с ними. В 1939 году в Алжире состоялся процесс по делу Годена, на котором писатель выступил в защиту несправедливо обвиненных мелкого служащего, француза, и семи арабских батраков, в результате чего они были оправданы. В том же году, Альбер Камю выступает в защиту сельскохозяйственных рабочих-мусульман, которых обвиняли в организации поджогов. Свои репортажи из зала суда он подписывает псевдонимом Мерсо, который станет именем главного героя его романа «Посторонний».

Весной 1940 года Альбер Камю уезжает в г.Оран, где вместе со своей будущей женой Франсиной Фор дает частные уроки. Но уже через месяц он получил приглашение Паскаля Пиа работать в его газете «Пари-суар» («Вечерний Париж») и немедленно выехал в Париж. Однако поработать спокойно ему не пришлось: летом 1940 года Францию оккупировала фашистская Германия, и перед тем, как немцы вошли в Париж, редакция «Пари-суар» переехала в маленький городок Клермон-Ферран, а потом в Лион. Сюда к Камю приехала Франсина Фор, и в конце года они поженились.

После оккупации всей Франции Камю несколько лет пришлось странствовать «дорогами поражения». Он работал в Марселе, потом уехал в Оран, откуда снова вернулся во Францию. Здесь Камю вошел в ряды французского Сопротивления и включился в работу подпольной организации «Комба» («Борьба»).

В годы оккупации, Альбер Камю собирал разведывательные данные для партизан и работал в нелегальной печати, где в 1943-1944 гг. печатались его «Письма к немецкому другу» - философско-публицистическая отповедь тем, кто пытался оправдать зверства фашистов. Когда же в августе 1944 года в Париже произошло восстание, Камю оказался во главе газеты «Комба». В то время он переживал настоящий подъем. Несколько его пьес, в частности «Недоразумение» и «Калигула», где главную роль играл Жерар Филип, были поставлены в театрах. В семье Альбера Камю родилось двое близнецов. Париж был освобожден от оккупации, и на страницах газеты писатель призывал установить во Франции такие порядки, которые позволили бы «примирить свободу и справедливость», открыть доступ к власти только тем, кто честен и заботится о благе других. Но в тридцать лет он оказался таким же мечтателем, каким был в двадцать. Рассчитывая на всеобщее братство, которое помогло во время войны, Камю не учел того, что люди с разными интересами объединились только на время опасности. А когда она миновала, все встало на свои места; во всяком случае, Камю с его призывами к честности и справедливости снова не был услышан.

Наступившее разочарование лишний раз утвердило писателя в мысли, что общество живет по своим собственным законам, которые отдельным честным людям изменить не под силу, поэтому надо либо приспосабливаться к ним, либо оставаться самим собой, проявляя «душевное непокорство».

К этому времени, Альбер Камю становится уже всемирно известным писателем. Огромную популярность получил его роман «Посторонний», который был опубликован еще в 1942 году. В нем Камю выразил давно выстраданную им мысль о том, что человек, который не хочет лицемерить и подлаживаться под общепринятые мерки, - чужой, «посторонний» в этом мире всеобщей лжи.

Однако, Альбер Камю безгранично верит в могущество своего писательского слова и продолжает бороться в одиночку. В 1947 году выходит его следующий роман - «Чума», в котором он описывает страшную эпидемию чумы, разразившуюся в одном городе. Однако название заставляет читателей вспомнить словосочетание «коричневая чума», как называли фашизм, а сделанное писателем замечание, что «чума, как и война, всегда заставала людей врасплох», не оставляет сомнения в том, что этот роман направлен против фашизма.

В 1951 году Альбер Камю публикует философский памфлет «Бунтующий человек», в котором подвергает резкой критике коммунистические идеалы. Однако чем дальше, тем больше Камю ощущает, что попал в ловушку собственного отрицания всего и вся. Он протестует, но от этого мало что меняется, хотя писателя уже называют «совестью Запада». Камю много ездит - по США, странам Южной Америки, Греции, Италии, другим странам, но везде наблюдает одно и то же.

В своей речи, при вручении ему Нобелевской премии по литературе 10 декабря 1957 года, Альбер Камю признался, что он слишком прочно прикован к «галере своего времени», чтобы так легко отказаться не «грести вместе с другими, даже полагая, что галера провоняла селедкой, что на ней многовато надсмотрщиков и что, помимо всего, взят неверный курс».

В последний год перед своей неожиданной смертью, Альбер Камю почти перестал писать, он думал заняться режиссурой и уже пробовал ставить, но не свои пьесы, а сценические переработки «Реквиема по монахине» У. Фолкнера и «Бесов» Ф. Достоевского. Однако найти для себя новую опору в жизни ему не довелось. 4 января 1960 года, возвращаясь в Париж после рождественских праздников, Альбер Камю погиб в автомобильной катастрофе.

Известный писатель и философ Жан Поль Сартр, с которым Камю связывало многое - и дружба, и вражда, сказал в своем прощальном слове: «Камю представлял в нашем веке - и в споре против текущей истории - сегодняшнего наследника старинной породы тех моралистов, чье творчество являет собой, вероятно, наиболее самобытную линию во французской литературе. Его упорный гуманизм, узкий и чистый, суровый и чувственный, вел сомнительную в своем исходе битву против сокрушительных и уродливых веяний эпохи».

Годы жизни: с 07.11.1913 по 04.01.1960

Французский писатель и философ, экзистенциалист, лауреат Нобелевской премии по литературе.

Альбер Камю родился 7 ноября 1913 года в Алжире, на ферме «Сан-Поль» у местечка Мондови. Когда отец писателя погиб в битве на Марне в начале Первой мировой войны, мать переехала с детьми в город Алжир.

В Алжире после окончания начальной школы Камю учится в лицее, обучение в котором он был вынужден прервать на год в 1930 году из-за открывшегося туберкулеза.

В 1932-1937 гг. учился в Алжирском университете, где изучал философию. По совету Гренье в университете Камю начал вести дневники, писал эссе, испытывая влияние философии Достоевского и Ницше. На старших курсах университета увлёкся социалистическими идеями и весной 1935 года вступил во Французскую коммунистическую партию и ведет пропагандистскую деятельность среди мусульман. В местной ячейке Французской компартии состоял более года, пока его не исключили за связи с Алжирской народной партией, обвинив в «троцкизме».

В 1937 году Камю заканчивает университет, защитив дипломную работу по философии на тему "Христианская метафизика и неоплатонизм". Камю хотел продолжать академическую деятельность, но по состоянию здоровья ему было отказано в последипломном обучении, по той же причине позже он не был призван в армию.

После окончания университета Камю некоторое время возглавлял Алжирский дом культуры, а затем возглавлял некоторые леворадикальные оппозиционные газеты, которые были закрыты военной цензурой после начала Второй мировой войны. В эти годы Камю много пишет, в основном эссе и публицистические материалы. В январе 1939 года написан первый вариант пьесы «Калигула».

Лишившись работы редактора, Камю переезжает с женой в Оран, где они зарабатывают на жизнь частными уроками, а в начале войны переезжает в Париж.

В мае 1940 года Камю закончил работу над романом «Посторонний». В декабре Камю, не желая жить в оккупированной стране, возвращается в Оран, где преподаёт французский язык в частной школе. В феврале 1941 года закончен «Миф о Сизифе».

Вскоре Камю вступает в ряды Движения Сопротивления, становится членом подпольной организации «Комба», возвращается в Париж.

В 1943 году знакомится с , участвует в постановках его пьес (в частности, именно Камю впервые произнёс со сцены фразу «Ад - это другие»).

После окончания войны Камю продолжает работать в «Комба», публикуются его ранее написанные произведения, принёсшие писателю популярность, однако в 1947 году начинается его постепенный разрыв с левым движением и лично с Сартром. В результате Камю уходит из «Комба» и становится независимым журналистом - пишет публицистические статьи для разных изданий (позже опубликованные в трёх сборниках под названием «Злободневные заметки»).

В пятидесятые годы Камю постепенно отказывается от своих социалистических идей, осуждает политику сталинизма и попустительское отношение к этому французских социалистов, что приводит к еще большему разрыву с бывшими товарищами и, в частности, с Сартром.

В это время Камю всё больше увлекает театр, с 1954 года писатель начинает ставить пьесы по своим инсценировкам, ведёт переговоры об открытии в Париже Экспериментального театра. В 1956 году Камю пишет повесть «Падение», на следующий год выходит сборник рассказов «Изгнание и царство».

В 1957 году Камю получил Нобелевскую премию по литературе. В речи по случаю вручения премии он сказал, что «слишком крепко прикован к галере своего времени, чтобы не грести вместе с другими, даже полагая, что галера провоняла селёдкой, что на ней многовато надсмотрщиков и что, помимо всего, взят неверный курс». В последние годы жизни Камю практически ничего не писал.

4 января 1960 года Альбер Камю погиб в автокатастрофе, возвращаясь из Прованса в Париж. Писатель погиб мгновенно. Смерть писателя наступила приблизительно в 13 часов 54 минут. Мишель Галлимар, который также был в машине, умер в больнице через два дня, а жена и дочь писателя выжили. . Альбер Камю был похоронен в местечке Лурмарен в районе Люберон на юге Франции. В ноябре 2009 года президент Франции Николя Саркози предложил перевести прах писателя в Пантеон.

В 1936 году Камю создал самодеятельный «Народный театр», организовал, в частности, постановку «Братьев Карамазовых» по Достоевскому, где сам сыграл Ивана Карамазова.

Награды писателя

1957 - по литературе «За огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести»

Библиография

(1937)
(1939)
(1942)
(1942)
(1944]ранняя редакция – 1941)
Недоразумение (1944)
(1947)
Осадное положение (1948)
Письма немецкому другу (1948) под псевдонимом Луи Ньевилль)
Праведники (1949)
Злободневные заметки, книга 1 (1950)
(1951)
Злободневные заметки, книга 2 (1953)
Лето (1954)
(1956)
Реквием по монахине (1956) адаптация романа Уильяма Фолкнера)
Изгнание и царство (1957)
(1957)
Злободневные заметки, книга 3 (1958)
Бесы (1958) адаптация романа Ф. М. Достоевского)
Дневники, май 1935 - февраль 1942
Дневники, январь 1942 - март 1951
Дневники, март 1951 - декабрь 1959
Счастливая смерть (1936-1938)

Экранизации произведений, театральные постановки

1967 - Посторонний (Италия, Л.Висконти)
1992 - Чума
1997 - Калигула
2001 - Судьба (по роману "Посторонний", Турция)

Человек - существо неустойчивое. Ему присуще чувство страха, безвыходности и отчаяния. По крайне мере, такое мнение высказывали приверженцы экзистенциализма. Близким к этому философскому учению был Альбер Камю. Биография и творческий путь французского писателя - тема этой статьи.

Детство

Родился Камю в 1913 году. Его отец был уроженцем Эльзаса, а мать - испанкой. Весьма тягостные воспоминания о детстве имел Альбер Камю. Биография этого писателя тесно связана с его жизнью. Впрочем, для каждого поэта или прозаика источником вдохновения служат собственные переживания. Но для того чтобы понять причину депрессивного настроения, царящего в книгах автора, о котором пойдет речь в этой статье, следует немного узнать об основных событиях его детства и отрочества.

Отец Камю был человеком небогатым. Он занимался тяжелым физическим трудом на винодельческой фирме. Семья его находилась на грани бедствия. Но когда в вблизи реки Марне произошла знаменательная битва, жизнь жены и детей Камю-старшего стала и вовсе беспросветной. Дело в том, что это историческое событие, хотя и увенчалось поражением вражеского немецкого войска, имело для судьбы будущего писателя трагические последствия. Во время битвы при Марне погиб отец Камю.

Оставшись без кормильца, семья оказалась на грани нищеты. Этот период отразил в своем раннем творчестве Альбер Камю. Книги «Бракосочетание» и «Изнанка и лицо» посвящены детству, проведенному в нужде. К тому же в эти годы юный Камю страдал от туберкулеза. Невыносимые условия и тяжелый недуг не отбили у будущего писателя стремления к знаниям. После окончания школы он поступил в университет на факультет философии.

Юность

Годы учебы в Алжирском университете огромное влияние оказали на мировоззренческую позицию Камю. В этот период он свел дружбу с известным в свое время эссеистом Жаном Гренье. Именно в студенческие годы был создан первый сборник рассказов, который получил название «Острова». Некоторое время являлся членом коммунистической партии Альбер Камю. Биография его, все же, связана больше с такими именами, как Шестов, Кьеркегор и Хайдеггер. Принадлежат они мыслителям, философия которых во многом определила основную тему творчества Камю.

Чрезвычайно активным человеком был Альбер Камю. Биография его насыщенна. Будучи студентом, он занимался спортом. Затем, после окончания университета работал журналистом и много путешествовал. Философия Альбера Камю сформировалась не только под влиянием современных ему мыслителей. Некоторое время он увлекался творчеством Федора Достоевского. По некоторым данным, даже играл в любительском театре, где ему довелось исполнить роль Ивана Карамазова. Во время захвата Парижа, в начале Первой мировой войны, Камю находился во французской столице. Его не взяли на фронт в силу тяжелого заболевания. Но и в этот непростой период довольно активную общественную и творческую деятельность вел Альбер Камю.

«Чума»

В 1941 году писатель давал частные уроки, принимал активное участие в деятельности одной из подпольных парижских организаций. В начале войны свое самое знаменитое произведение написал Альбер Камю. «Чума» - роман, который был опубликован в 1947 году. В нем автор отразил события в Париже, оккупированном немецкими войсками, в сложной символической форме. За этот роман Альбера Камю наградили Нобелевской премией. Формулировка - «За важную роль литературных произведений, которые ставят перед людьми проблемы современности с проницательной серьезностью».

Чума начинается внезапно. Жители города покидают свои дома. Но не все. Находятся горожане, которые полагают, что эпидемия - это не что иное, как кара свыше. И не стоит бежать. Следует проникнуться смирением. Один из героев - пастор - является ярым сторонником такой позиции. Но смерть невинного мальчика заставляет его пересмотреть свою точку зрения.

Люди пытаются спастись. И чума вдруг отступает. Но даже после того, как самые страшные дни позади, героя не покидает мысль, что чума может снова вернуться. Эпидемия в романе символизирует фашизм, который унес в годы войны миллионы жителей Западной и Восточной Европы.

Для того чтобы понять, в чем заключается основная философская идея этого писателя, следует прочитать один из его романов. Дабы ощутить настроения, которые царили в первые годы войны среди людей мыслящих, стоит познакомиться с романом «Чума», который в 1941 году написал Альбер из этого произведения - изречения выдающегося философа XX века. Одна из них - «В разгар бедствий привыкаешь к правде, а именно - к молчанию».

Мировоззрение

В центре творчества французского писателя рассмотрение абсурдности человеческого существования. Единственным способом борьбы с ним, по мнению Камю, является его признание. Высшее воплощение абсурда - это попытка улучшить общество с помощью насилия, а именно - фашизма и сталинизма. В произведениях Камю присутствует пессимистическая уверенность в том, что зло победить окончательно невозможно. Насилие порождает еще большее насилие. А бунт против него и вовсе ни к чему хорошему не может привести. Именно такую позицию автора можно ощутить во время прочтения романа «Чума».

«Посторонний»

В начале войны немало очерков и рассказов написал Альбер Камю. Кратко стоит сказать о повести «Посторонний». Это произведение довольно сложное для восприятия. Но именно в нем отражается мнение автора относительно абсурдности человеческого существования.

Повесть «Посторонний» является своеобразным манифестом, который провозгласил в своем раннем творчестве Альбер Камю. Цитаты из этого произведения едва ли о чем-то могут сказать. В книге особую роль играет монолог героя, который чудовищно беспристрастен ко всему, что происходит вокруг. «Приговоренный обязан морально участвовать в казни» - эта фраза, пожалуй, является ключевой.

Герой повести - человек в некотором смысле неполноценный. Его главной особенностью является равнодушие. Он безразличен ко всему: к смерти матери, к чужому горю, к собственному нравственному падению. И только перед смертью его покидает патологическое равнодушие к окружающему миру. И именно в этот момент герой понимает, что безразличие окружающего мира ему не миновать. Он приговорен к казни за совершенное убийство. И все, о чем он мечтает в последние минуты жизни, - это не видеть равнодушия в глазах людей, которые будут наблюдать за его смертью.

«Падение»

Эта повесть была издана за три года до смерти писателя. Произведения Альбера Камю, как привило, относятся к философскому жанру. «Падение» - не исключение. В повести автор создает портрет человека, который является художественным символом современного европейского общества. Героя зовут Жан-Батист, что в переводе с французского - Иоанн Креститель. Однако персонаж Камю имеет мало общего с библейским.

В «Падении» автор использует прием, характерный для импрессионистов. Повествование ведется в форме потока сознания. Герой рассказывает о своей жизни собеседнику. При этом он повествует о грехах, которые совершал, без тени сожаления. Жан-Батист олицетворяет эгоизм и скудность внутреннего душевного мира европейцев, современников писателя. По мнению Камю, их ничего не интересует помимо достижения собственного удовольствия. Рассказчик периодически отвлекается от своего жизнеописания, высказывая свою точку зрения относительного того или иного философского вопроса. Как и в других художественных произведениях Альбера Камю, в центре сюжета повести «Падение» - человек необычного психологического склада, что позволяет автору раскрыть по-новому извечные проблемы бытия.

После войны

В конце сороковых годов Камю стал независимым журналистом. Общественную деятельность в каких-либо политических организациях он навсегда прекратил. В это время он создал несколько драматургических произведений. Самые известные из них - «Праведники», «Осадное положение».

Тема бунтующей личности в литературе XX века была довольно актуальной. Несогласие человека и его нежелание жить по законам общества - проблема, которая волновала многих авторов в шестидесятые-семидесятые годы прошлого столетия. Одним из основоположников этого литературного направления был Альбер Камю. Книги его, написанные еще в начале пятидесятых годов, проникнуты ощущением дисгармонии и чувством отчаяния. «Бунтующий человек» - произведение, которое писатель посвятил исследованию протеста человека против абсурдности существования.

Если в студенческие годы Камю активно интересовался социалистической идеей, то в зрелом возрасте он стал противником левых радикалов. В своих статьях он не раз поднимал тему насилия и авторитаризма советской власти.

Смерть

В 1960 году писатель трагически погиб. Его жизнь оборвалась по дороге из Прованса в Париж. В результате автомобильной катастрофы Камю погиб мгновенно. В 2011 году была выдвинута версия, согласно которой смерть писателя не является случайностью. Авария якобы была подстроена сотрудниками советской спецслужбы. Однако эта версия позже была опровергнута Мишелем Онфре - автором биографии писателя.

Французский писатель и философ, близкий к экзистенциализму, получил нарицательное имя при жизни «Совесть Запада»

Альбер Камю родился 7 ноября 1913 года во франкоалжирской семье в Алжире, на ферме «Сан-Поль» у местечка Мондови. Его отец, смотритель винного погреба, в 1914 г. в битве при Марли был смертельно ранен, и после смерти его семья столкнулась с серьезными материальными затруднениями.

В 1918 году Альбер стал посещать начальную школу, которую закончил с отличием в 1923 году. Затем учился в Алжирском лицее. В 1932-1937 годы Альбер Камю учился в Алжирском университете, где изучал философию.

В 1934 году женился на Симоне Ийе (развод в 1939 году), экстравагантной девятнадцатилетней девушке, оказавшейся морфинисткой.

В 1935 году получил степень бакалавра и в мае 1936 года степень магистра философии.

В 1936 году создал самодеятельный «Театр труда» (фр. Théâtre du Travail ), переименованный в 1937 году в «Театр команды» (фр. Théâtre de l’Equipe ). Организовал, в частности, постановку «Братьев Карамазовых» по Достоевскому, играл Ивана Карамазова. В 1936-1937 годы путешествовал по Франции, Италии и странам Центральной Европы. В 1937 году вышел в свет первый сборник эссеистики «Изнанка и лицо», а в следующем году выходит роман «Бракосочетание».

В 1936 г. вступил в коммунистическую партию, из которой был исключен уже в 1937-м. В том же 37-м издал первый сборник эссе «Изнанка и лицо».

После запрета «Суар репюбликен» в январе 1940 года, Камю с будущей женой Франсин Фор, математиком по образованию, переехали в Оран, где давали частные уроки. Через два месяца переехали из Алжира в Париж.

В 1942 году был издан «Посторонний», который принес популярность автору, в 1943 году - «Миф о Сизифе». С 1943 года начал печататься в подпольной газете «Комба», затем стал её редактором. С конца 1943 года начал работать в издательстве «Галлимар» (сотрудничал с ним до конца жизни). Во время войны опубликовал под псевдонимом «Письма к немецкому другу» (позже вышли отдельным изданием). В 1943 году познакомился с Сартром, участвовал в постановках его пьес

В 1944 г. Камю пишет роман «Чума», в котором фашизм выступает олицетворением насилия и зла (увидел свет лишь 1947 г.).

50-ые гг. характеризуются осознанным стремлением Камю оставаться независимым, избегать пристрастий, продиктованных исключительно «партийной принадлежностью». Одним из последствий стали разногласия с Жаном Полем Сартром, ярким представителем французского экзистенциализма. В 1951 г. журнал анархистского толка выпускает книгу Альбера Камю «Бунтующий человек», в которой автор исследует, как человек борется с внутренней и внешней абсурдностью своего существования. Книга была воспринята как отказ от социалистических убеждений, осуждение тоталитаризма, диктатуры, к которым Камю относил и коммунизм. Дневниковые записи свидетельствуют о сожалении писателя по поводу усиления во Франции просоветских настроений, политической слепоты левых, не желавших замечать преступлений Советского Союза в странах Восточной Европы.

Вскоре после этого у его матери, урожденной Катрин Синтес, малограмотной женщины испанского происхождения, случился удар, в результате которого она сделалась полунемой. Семья К. переехала в Алжир, к бабушке и дяде-инвалиду, и, чтобы прокормить семью, Катрин вынуждена была пойти работать служанкой. Несмотря на необычайно тяжелое детство, Альбер не замкнулся в себе; он восхищался удивительной красотой североафриканского побережья, которая никак не вязалась с полной лишений жизнью мальчика. Детские впечатления оставили глубокий след в душе К. – человека и художника.

Большое влияние на К. оказал его школьный учитель Луи Жермен, который, распознав способности своего ученика, оказывал ему всяческую поддержку. С помощью Жермена Альберу удалось в 1923 г. поступить в лицей, где интерес к учебе сочетался у молодого человека со страстным увлечением спортом, особенно боксом. Однако в 1930 г. К. заболел туберкулезом, что навсегда лишило его возможности заниматься спортом. Несмотря на болезнь, будущему писателю пришлось сменить немало профессий, чтобы платить за обучение на философском факультете Алжирского университета. В 1934 г. К. женился на Симоне Ийе, оказавшейся морфинисткой. Вместе они прожили не больше года, а в 1939 г. развелись официально.

После завершения работ о Блаженном Августине и греческом философе Плотине К. в 1936 г. получает диплом магистра философии, однако академической карьере молодого ученого мешает очередная вспышка туберкулеза, и К. в аспирантуре не остается.

Уйдя из университета, К. в лечебных целях предпринимает путешествие во французские Альпы и впервые оказывается в Европе. Впечатления от путешествия по Италии, Испании, Чехословакии и Франции составили первую опубликованную книгу писателя «Изнанка и лицо» («L"Envers et 1"endroit», 1937), сборник эссе, куда вошли также воспоминания о его матери, бабушке, дяде. В 1936 г. К. приступает к работе над своим первым романом «Счастливая смерть» («La Mort heureuse»), который увидел свет только в 1971 г.

Тем временем в Алжире К. уже считался ведущим писателем и интеллектуалом. Театральную деятельность (К. был актером, драматургом, режиссером) он сочетает в эти годы с работой в газете «Республиканский Алжир» («Alger Republicain») в качестве политического репортера, книжного обозревателя и редактора. Спустя год после выхода в свет второй книги писателя «Бракосочетание» («Noces», 1938) К. навсегда переезжает во Францию.

Во время немецкой оккупации Франции К. принимает активное участие в движении Сопротивления, сотрудничает в подпольной газете «Битва» («Le Comat»), издававшейся в Париже. Наряду с этой чреватой серьезной опасностью деятельностью К. работает над завершением повести «Посторонний» («L"Etranger», 1942), которую он начал еще в Алжире и которая принесла ему международную известность. Повесть представляет собой анализ отчужденности, бессмысленности человеческого существования. Герой повести – некий Мерсо, которому суждено было стать символом экзистенциального антигероя, отказывается придерживаться условностей буржуазной морали. За совершенное им «абсурдное», то есть лишенное каких-либо мотивов, убийство Мерсо приговаривается к смерти – герой К. умирает, ибо не разделяет общепринятых норм поведения. Сухой, отстраненный стиль повествования (который, по мнению некоторых критиков, роднит К. с Хемингуэем) еще больше подчеркивает ужас происходящего.

За «Посторонним», имевшим огромный успех, последовало философское эссе «Миф о Сизифе» («Le Mythe de Sisyphe», 1942), где автор сравнивает абсурдность человеческого бытия с трудом мифического Сизифа, обреченным вести постоянную борьбу против сил, с которыми не может справиться. Отвергая христианскую идею спасения и загробной жизни, которая придает смысл «сизифову труду» человека, К. парадоксальным образом находит смысл в самой борьбе. Спасение, по мнению К., заключается в повседневной работе, смысл жизни – в деятельности.

После окончания войны К. некоторое время продолжает работать в «Битве», которая теперь становится официальной ежедневной газетой. Однако политические разногласия между правыми и левыми вынудили К., считавшего себя независимым радикалом, в 1947 г. покинуть газету. В том же году выходит третий роман писателя, «Чума» («La Реste»), история эпидемии чумы в алжирском городе Оране; в переносном смысле, однако, «Чума» – это нацистская оккупация Франции и, шире, символ смерти и зла. Теме универсального зла посвящена и «Калигула» («Caligula», 1945), лучшая, по единодушному мнению критиков, пьеса писателя. «Калигула», в основу которой легла книга Светония «О жизни двенадцати цезарей», считается значительной вехой в истории театра абсурда.

Будучи одной из ведущих фигур в послевоенной французской литературе, К. в это время близко сходится с Жаном Полем Сартром. Вместе с тем пути преодоления абсурдности бытия у Сартра и К. не совпадают, и в начале 50-х гг. в результате серьезных идеологических расхождений К. порывает с Сартром и с экзистенциализмом, вождем которого считался Сартр. В «Бунтующем человеке» («L"Homme revolte», 1951) К. рассматривает теорию и практику протеста против власти на протяжении столетий, критикуя диктаторские идеологии, в том числе коммунизм и прочие формы тоталитаризма, которые посягают на свободу и, следовательно, на достоинство человека. Хотя еще в 1945 г. К. говорил, что у него «слишком мало точек соприкосновения с модной теперь философией экзистенциализма, выводы которой ложны», именно отрицание марксизма привело к разрыву К. с промарксистски настроенным Сартром.

В 50-е гг. К. продолжает писать эссе, пьесы, прозу. В 1956 г. писатель выпускает ироническую повесть «Падение» («La Chute»), в которой раскаявшийся судья Жан Баптист Кламанс признается в своих преступлениях против морали. Обращаясь к теме вины и раскаяния, К. широко пользуется в «Падении» христианской символикой.

В 1957 г. К. был награжден Нобелевской премией «за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести». Вручая французскому писателю премию, Андерс Эстерлинг, представитель Шведской академии, отметил, что «философские взгляды К. родились в остром противоречии между приятием земного существования и осознанием реальности смерти». В ответной речи К. сказал, что его творчество зиждется на стремлении «избежать откровенной лжи и противостоять угнетению».

Когда К. получил Нобелевскую премию, ему было всего 44 года и он, по его собственным словам, достиг творческой зрелости; у писателя были обширные творческие планы, о чем свидетельствуют записи в блокнотах и воспоминания друзей. Однако планам этим не суждено было сбыться: в начале 1960 г. писатель погиб в автомобильной катастрофе на юге Франции.

Хотя творчество К. вызвало после его смерти оживленные споры, многие критики считают его одной из наиболее значительных фигур своего времени. К. показал отчужденность и разочарованность послевоенного поколения, однако упорно искал выход из абсурдности современного существования. Писатель подвергался резкой критике за отказ от марксизма и христианства, но тем не менее его влияние на современную литературу сомнению не подлежит. В некрологе, напечатанном в итальянской газете «Вечерний курьер» («Corriere della sera»), итальянский поэт Эудженио Монтале писал, что «нигилизм К. не исключает надежды, не освобождает человека от решения сложной проблемы: как жить и умереть достойно».

По мнению американской исследовательницы Сьюзан Зонтаг, «проза К. посвящена не столько его героям, сколько проблемам вины и невиновности, ответственности и нигилистического безразличия». Полагая, что творчество К. не «отличается ни высоким искусством, ни глубиной мысли», Зонтаг заявляет, что «его произведения отличаются красотой совершенно иного рода, красотой нравственной». Английский критик А. Альварес придерживается того же мнения, называя К. «моралистом, сумевшим поднять этические проблемы до философских».