«Безумство храбрых — вот мудрость жизни! (по ранним рассказам М. Горького)


Литература. 11 класс.

Тема урока: «Безумство храбрых – вот мудрость жизни».

Цели и задачи:

1. Познакомить учащихся с жизнью М.Горького и его романтическим творчеством.

2. Закрепить на примере творчества писателя понятие романтизм как литературное направление.

3. Развивать навыки анализа текста, сопоставительного анализа текстов.

4. На примере рассказов М.Горького познакомить учащихся с многообразием жизненных типов, заставить задуматься о смысле подвига и его роли в человеческой жизни.

Вступительное слово учителя:

Сегодняшний урок посвящен романтическим произведениям Горького. Чтобы понять, почему Горький обратился к романтическим произведениям, нужно охарактеризовать то время, в которое жил Горький. Это было время, когда захолустный тихий быт томил и калечил. Дворянство еще пахало землю по «древней обыкновенности», разорялось и пропивало последние землишки в Париже. Купец, кулак с большим размахом скупал дворянские вотчины, вырубал вишневые сады. Люди рано старели, городской обыватель тихо спивался, плакал о несбывшихся мечтах. Жить становилось беспокойнее. Казалось вот-вот скажется заветное слово.

И вот молодой Горький… сказал это слово… Он сказал о бунте гордого человека, у которого дом – вся земля под звездной крышей.

В блестящих, свежих, как сквозняк, рассказах он звал к абсолютной свободе, - прочь из проклятого обывательского болота.

Вопрос: Как вы понимаете тему нашего урока?

(Уж видит в гибели Сокола безумство (так проявляется обывательское отношение к подвигу), а Сокол своим отчаянным стремлением к свободе, к борьбе воспринимает свою гибель не как безумство, а продолжение жизни, разбившийся, он как бы сливается с родной стихией, передавая ей волю и энергию).

Вопрос: Как вы понимаете эпиграф? (Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!)

(Это призыв к борьбе, это начало бессмертия. И если даже такие, как Сокол, пока одиноки, их подвиг не минет бесследно, «капли крови» их горячей, «как искры вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!»

Сообщение о романтизме как литературном направлении.

(Романтизм выдвинул своего героя – человека с особенно сильными чувствами, отвергающего законы. Романтик стремился уйти от не удовлетворявшей его действительности, создать свой, вымышленный образ мира, свой идеал, свою мечту).

«Песня о Соколе». Какова основная идея и через какие образы эту идею проводит Горький? (Воспевание свободы, борьбы. Столкновением Сокола и Ужа Горький отвечает на вопрос о смысле жизни, о смерти и бессмертии, о предназначении человека на земле, и тем связывает сказку с окружающей действительностью).

Что вы думаете о философии жизни, которую проповедует Уж?

(С точки зрения обывательского, эгоистического существования, те, кто стремится к борьбе и свободе, не пригодны «дл дела жизни», «живут обманом». «Смешные птицы! Но не обманут теперь уж больше меня их речи! Я сам все знаю!Я знаю правду! И их призывам я не поверю. Земли творенье – землей живу я». Это правда сытых и равнодушных, довольных всем окружающим. По его мнению, всякие стремления бесплодны, ибо «все в землю лягут, все прахом будет…» Уж, оберегающий свое никому не нужное, эгоистическое существование, мертв при жизни. Уж понимает «небо» буквально – как «пустое место», как «пустыню без дна и края». «Там много света», но нет там пищи и нет опоры живому телу».

Что вы думаете о философии жизни, которую проповедует Сокол?

(Я славно пожил! Я знаю счастье! Я храбро бился! Я видел небо. Для Сокола небо – символ счастья, борьбы за свободу. Подвиг Сокола – в активной ненависти к обывательскому покою, в стремлении к свободе, которая выше жизни. И трагедия Сокола – это не трагедия прощания с жизнью, а трагедия борца, вынужденного покинуть поле боя. «Безумство желаний», осуждаемое ужами, на самом деле – «безумство храбрых», а «безумство храбрых – вот мудрость жизни». Жизнь без борьбы, эгоистическое существование для Сокола хуже смерти. Как о величайшем благе мечтает он о «счастье битвы».

В обществе каких людей бывает больше: с философией Сокола или Ужа?

(общество основывается на Ужах. Таких людей, как Сокол, единицы. Мало их, но ими расцветает жизнь всех, без них она заглохла бы, прокисла бы, мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Н.А.Некрасов в своем стихотворении писал:

Природа-мать! Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жизни…

Выразительное чтение стихотворения Н.А.Некрасова «Памяти Добролюбова».

(Добролюбов в этом стихотворении предстает как гражданин, подвижник, посвятивший жизнь служению родине).

А теперь обратимся к рассказу «Старуха Изергиль».

Почему Горький вывел два противоположных образа?

(Две легенды в рассказе противостоят друг другу. Они освещают два представления о жизни. Ларра – гордец, себялюбец. Он утверждает право на господство сильной личности, противопоставляет себя массе, но люди не принимают его. Ларра ценит только себя и свою свободу, Данко стремится добыть свободу для всех. Ларра не хотел отдать людям даже частицу своего «я», а Данко отдает всего себя.

Что вы можете сказать об Изергиль? Расскажите о ней.

(Жизнь Изергиль на первый взгляд состоит из многочисленных любовных похождений. Но эта жизнь мятежного человека, ищущего счастья и свободы. В уста Изергиль Горький вкладывает замечательные слова, выражающие идейную суть рассказа: «…когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли, всегда есть место подвигам». Оставить след на земле, сохраниться в воспоминаниях людей, которым она приносила любовь, готовность пожертвовать собой ради достойного, всегда искать сильных и мужественных и не останавливаться в пути – вот смысл жизненных исканий Изергиль).

Кто такой Ларра? Каковы основные черты характера?

(Ларра, сын орла и девушки из «могучего племени», гордый тем, что «таких, как он, нет больше» эгоистичен и жесток, попрал законы своего племени. Его, самонадеянного гордеца, изгнали люди и обрекли на вечное одиночество, вечную жизнь. Ларра ценит только себя и свою свободу. Он утверждает право на господство сильной личности.

Какова основная ведущая черта в образе Данко?

(Данко горячо любит свой народ. Благородное сердце его ранят муки людей, загнанных врагами в непроходимые болотистые леса. И решает он вывести их к светлым полям. Но труден и далек этот путь, многие ослабли и стали роптать. Но что не сделает любящее сердце для людей! Данко «разорвал руками себе грудь», вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Данко вывел людей «на свободную землю». Горький опоэтизировал подвиг человека во имя людей.

Почему Ларра стал тенью, а Данко искрой?

(Ларра и Данко обладают недюжинной силой. Но Ларра, оказывается, - псевдогерой, а Данко – подлинный герой. Жестокость Ларры осуждается старейшинами племени не только нравственно, они казнят его – обрекают на вечную жизнь. Это самая страшная кара. Он абсолютно одинок и никого не любит, он не связан с людьми. Обречь его на вечное одиночество, значит наказать его страшнее всего. Данко сам идет на смерть во имя счастья своего народа).

Выразительное чтение наизусть отрывка из «Песни…»

Заключительное слово учителя:

Горький сам являлся Соколом. Это был человек, который сделал себя сам, поднялся из самых низов, был великим тружеником. Несмотря на то что Горький часто видел «мерзости» окружающей жизни, он верил в человека, в его разум. Всем своим творчеством он приближал светлое будущее, желал, чтобы люди жили свободно и счастливо. А вам, юное поколение, Горький как бы говорит: «Ставьте перед собой высокие цели, добивайтесь их, и вы тогда поймете, что значит взлететь в небо».

Сочинение

Творчество Горького на начальном этапе несет сильный отпечаток нового литературного течения - так называемого революционного романтизма. Философские идеи начинающего талантливого писателя, страстность, эмоциональность его прозы, новый

подход к человеку резко отличались как от натуралистической прозы, ушедшей в мелочный бытовой реализм и избравшей темой безнадежную скуку человеческого существования, так и от эстетского подхода к литературе и жизни, видевшего ценность лишь в «утонченных» эмоциях, героях и словах.

Для молодости есть две важнейшие составляющие жизни, два вектора существования. Это любовь и свобода. В рассказах Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» любовь и свобода становятся темой историй, рассказанных главными героями. Сюжетная находка Горького - то, что о молодости и любви рассказывает старость - позволяет дать перспективу, точку зрения человека юного, живущего любовью и жертвующего ради нее всем, и человека, прожившего жизнь, видевшего многое и способного понять, что на самом деле важно, что остается в конце долгого пути.

Герои двух притч, рассказанных старухой Изергиль, являются полной противоположностью. Данко - это пример любви-самопожертвования, любви-отдачи. Он не может жить, отделяя себя от своего племени, народа, чувствует себя несчастным и несвободным, если несвободен и несчастен народ. Чистая жертвенная любовь и стремление к подвигу были характерны для революционеров-романтиков, которые мечтали умереть за общечеловеческие идеалы, не мыслили жизни без жертвы, не надеялись и не хотели дожить до старости. Данко отдает сердце, освещающее путь людям. Это достаточно простой символ: только чистое, полное любви и альтруизма сердце может стать маяком и только бескорыстная жертва поможет освободить народ. Трагизм притчи в том, что люди забывают о тех, кто пожертвовал собой ради них. Они неблагодарны, но прекрасно сознавая это, Данко не задумывается над смыслом своей самоотдачи, не ждет признания, награды. Горький полемизирует с официально-церковным понятием заслуги, в котором человек делает добрые дела, заранее зная, что будет вознагражден. Писатель дает противоположный пример: награда за подвиг - сам подвиг и счастье людей, ради которых он совершен.

Сын орла представляет собой полную противоположность Данко. Ларра - одиночка. Он горд и самовлюблен, он искренне считает себя выше, лучше других людей. Он вызывает отвращение, но и жалость. Ведь Ларра никого не обманывает, он не притворяется, что способен любить. Таких людей, к сожалению, много, хотя их сущность не так явно проявляется в реальной жизни. Для них любовь, заинтересованность сводятся лишь к обладанию. Если ельзя обладать - нужно уничтожить. Убив девушку, Ларра с Циничной откровенностью говорит, что сделал это потому, что не м°г владеть ею. И добавляет, что, по его мнению, люди только при-оряются, что любят и соблюдают нравственные нормы. Ведь природа дала им в собственность только их тело, а владеют они и животными, и вещами. Ларра хитер и умеет говорить, но это обман. Он упускает из виду то, что человек всегда платит за обладание деньгами ли, трудом, временем, но в конечном счете жизнью, прожитой так, а не иначе. Поэтому так называемая правда Ларры становится причиной его отверженности. Племя изгоняет отступника, говоря: ты презираешь нас, ты выше - что ж, живи один, если мы тебя недостойны. Но одиночество становится бесконечной пыткой. Ларра понимает, что вся его философия была только позой, что даже для того, чтобы считать себя выше других и гордиться собой, все равно нужны другие. Нельзя любоваться собой в одиночестве, и все мы зависим от оценки и признания со стороны общества.

Свобода и любовь - тема притчи о Радде и Лойко. Нет любви в рабстве, нет подлинных чувств в самообмане. Герои любят друг друга, но превыше всего для них свобода. Свобода у Горького - не беззаконная вольница, а возможность сохранить свою сущность, свое «я», то есть свою человечность, без которой не может быть ни любви, ни жизни.

Романтизм ранних рассказов Горького, его героические идеалы близки и понятны молодости всегда, они будут любимы и будут вдохновлять на поиски правды и подвига все новые и новые поколения читателей.


© Максим Горький

Эти дни в интернете снова ХОДИТ
множество статей о Шавраше Карапетяне.
Я 30 лет помню первую статю о нем, прочитанную в
Комсомольской Правде, не забываю и при случае
рассказываю об этом ЧЕЛОВЕКЕ. К сожалению в том,
что я встречал или не все, или не так...
Я постарался найти наиболее "адекватный материал"...
Ссылка на него ниже... но не просто а с "моими"
(хотя они тоже не мои, а подобраны) дополнениями...

С.Я. Маршак
Рассказ о неизвестном герое

Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице,
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати.

Среднего роста,
Плечистый и крепкий,
Ходит он в белой
Футболке и кепке.
Знак "ГТО"
На груди у него.
Больше не знают
О нем ничего.

Многие парни
Плечисты и крепки.
Многие носят
Футболки и кепки.
Много в столице
Таких же значков.
Каждый
К труду-обороне
Готов.

Кто же,
Откуда
И что он за птица
Парень,
Которого
Ищет столица?
Что натворил он
И в чем виноват?
Вот что в народе
О нем говорят.

Ехал
Один
Гражданин
По Москве -
Белая кепка
На голове,-
Ехал весной
На площадке трамвая,
Что-то под грохот колес
Напевая...

Вдруг он увидел -
Напротив
В окне
Мечется кто-то
В дыму и огне.

Много столпилось
Людей на панели.
Люди в тревоге
Под крышу смотрели:
Там из окошка
Сквозь огненный дым
Руки
Ребенок
Протягивал к ним.

Даром минуты одной
Не теряя,
Бросился парень
С площадки трамвая
Автомобилю
Наперерез
И по трубе
Водосточной
Полез.

Третий этаж,
И четвертый,
И пятый...
Вот и последний,
Пожаром объятый.
Черного дыма
Висит пелена.
Рвется наружу
Огонь из окна.

Надо еще
Подтянуться немножко.
Парень,
Слабея,
Дополз до окошка,
Встал,
Задыхаясь в дыму,
На карниз,
Девочку взял
И спускается вниз.

Вот ухватился
Рукой
За колонну.
Вот по карнизу
Шагнул он к балкону...
Еле стоит,
На карнизе нога,
А до балкона -
Четыре шага.

Видели люди,
Смотревшие снизу,
Как осторожно
Он шел по карнизу.
Вот он прошел
Половину
Пути.
Надо еще половину
Пройти.

Шаг. Остановка.
Другой. Остановка.
Вот до балкона
Добрался он ловко.
Через железный
Барьер перелез,
Двери открыл -
И в квартире исчез...

С дымом мешается
Облако пыли,
Мчатся пожарные
Автомобили,
Щелкают звонко,
Тревожно свистят.
Медные каски
Рядами блестят.

Миг - и рассыпались
Медные каски.
Лестницы выросли
Быстро, как в сказке.

Люди в брезенте -
Один за другим -
Лезут
По лестницам
В пламя и дым...

Пламя
Сменяется
Чадом угарным.
Гонит насос
Водяную струю.
Женщина,
Плача,
Подходит
К пожарным:
- Девочку,
Дочку
Спасите
Мою!

Нет,-
Отвечают
Пожарные
Дружно,-
Девочка в здании
Не обнаружена.
Все этажи
Мы сейчас обошли,
Но никого
До сих пор
Не нашли.

Вдруг из ворот
Обгоревшего дома
Вышел
Один
Гражданин
Незнакомый.
Рыжий от ржавчины,
Весь в синяках,
Девочку
Крепко
Держал он в руках.

Дочка заплакала,
Мать обнимая.
Парень вскочил
На площадку трамвая,
Тенью мелькнул
За вагонным стеклом,
Кепкой махнул
И пропал за углом.

Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице,
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати.

Среднего роста,
Плечистый и крепкий,
Ходит он в белой
Футболке и кепке,
Знак "ГТО"
На груди у него.
Больше не знают
О нем ничего.

Многие парни
Плечисты и крепки,
Многие носят
Футболки и кепки.
Много в столице
Таких же
Значков.
К славному подвигу
Каждый
Готов!

А ВОТ РАССКАЗ О НАСТОЯЩЕМ ГЕРОЕ,
ПРО КОТРОГО МНГО ЛЕТ НИКТО НИЧЕГО НЕ ЗНАЛ.

Мне кажется я однажды уже писал о нем, но,
о таких людях надо постоянно напоминать, чтобы новые
поколения знали и помнили равнялись...

Эти дни в интернете много пишут об его главном подвиге, иногда о двух...
Я хорошо помню статью "Три подвига Шавраша Карапетяна"...
Наконец я шел, если не ту статью, так статью, в которой об
этих подвигах говорится...

У кошки 9 жизней, а у Шараша Карапетяна минимум 50.
Только у кошки 9 своих, а у Шавраша Карапетяна 50 спасенных:
Автобус летящий в пропасть с 30ю спортсменами,
спасенные с 10-ти метровой глубины 20 пассажиров утонувшего
троллейбуса, и тушение пожара...

Читайте об это человеке, о подвиге которого совершенном в 1976-м
лишь в 1982-м узнали люди, и то случайно...
"Ищут пожарные..."...

Песня про первых

(“О первых и вторых”)

Все вехи наши – на крови и нервах,
Не дай нам Бог хоть раз забыть о них,
Но мы всечасно прославляем первых,
Не ведая, что славим лишь вторых.

Когда решалось, кто в разведку боем
И кто рискнёт подставить пуле грудь,
Рискнули два, и выпало обоим
Идти вперёд, прокладывая путь.

И первый пёр, как танк, не зная брода,
Туда, где мрак и не видать ни зги,
Чуть не дошёл и камнем канул в воду,
И на воде оставил лишь круги.

А тот второй, что шёл за первым следом,
Не утонул и шеи не сломал,
И путь прошёл, и возвестил об этом,
И первым стал, и встал на пьедестал.

И мы с вторых печатаем портреты,
Хоть в этом, правда, и не их вина:
Они наш флаг, и дети всей планеты
Проходят в школах эти имена.


Но я прошу, чтоб мы на этом свете,
Собравшись вместе хоть когда-нибудь,
Не позабыли, славя первых этих,
Всех настоящих первых помянуть.

© Андрей Макаревич

Безумству храбрых поем мы песню — фраза из рассказа М. Горького «Песня о соколе»

...«Блестело море, всё в ярком свете, и грозно волны о берег бились.
«В их львином реве гремела песня о гордой птице,
дрожали скалы от их ударов, дрожало небо от грозной песни:
„Безумству храбрых поем мы славу!
„Безумство храбрых - вот мудрость жизни!
О смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью...
Но будет время - и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни
и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!
„Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером,
призывом гордым к свободе, к свету!
„..“»

Ещё одна строка стихотворения стала крылатой фразой — рожденный ползать - летать не может!

"Современный поэт... поет "безумство храбрых". Но даже и с птичьей точки зрения - в чем же храбрость безумного Сокола? Как известно, соколы нападают не Бог весть на каких страшных врагов - всего лишь на диких уток, гусей, куропаток и т. п. По аллегории г. Горького выходит, что утки и куропатки тиранят соколов, и тем приходится отстаивать свою свободу и "жажду к свету". Забавно это очень. Но публика и молодежь не замечают комических черт "Песни" и бешено аплодируют ей, когда слышат со сцены. Тут, видите ли, "борьба", а уж если борьба, то все равно для какой цели и какими средствами - от одного звука "борьба" в кое-каких слоях принято приходить в восторг. Наше интеллигентное общество, сплошь состоящее на жалованьи, наша молодежь, поголовно стремящаяся попасть на казенные хлеба, - все-таки любят пощекотать свои нервы этим странным словцом... Как типический интеллигент-пролетарий, в котором дух народный совсем выдохся, г. Горький... попал как раз в тон своему времени, в тон обществу, где читают Ницше. Борьба... Мне вспоминается бедный, кроткий Надсон, который не только мухи никогда не обидел, но которому самая мысль о кровавой борьбе казалась ужасной. В дружеской беседе от отвергал всякий терроризм, а в стихах у него "борьба" рассыпана чуть ли не в каждом стихотворении, иногда по нескольку раз. И нет сомнения, эта "борьба", для публики звучавшая иначе, была одною из главных пружин неслыханного успеха Надсона. Нечто подобное повторяется с г. Горьким" (газета «Новое время», 1900 год, автор М. О. Меньшиков (1859-1918)- публицист, критик)

«Песня о соколе»

«Самарская газета» вчера и сегодня

Стихотворение «Песня о соколе» М. Горький впервые опубликовал в «Самарской газете» 5 марта 1895 года . Он устроился на работу в «Самарскую газету» за две недели до этого. Имел задачу готовить обзоры иногородних газет и, еженедельно, представлять рассказ, очерк, стихотворение. Проработал в Самаре год, из них пять месяцев замещал должность главного редактора, выпустил 63 номера газеты. В 1896 отправился корреспондентом в Нижний Новгород рассказывать о событиях всероссийской ярмарки, регулярно проводимой там, и в Самару вернулся лишь на день 30 августа 1896 года, чтобы обвенчаться с Екатериной Павловной Волжиной, его первой женой

Применение фразеологизма в литературе

«У меня вон вену сестра пятый день ищет, а он: «поп» да «поп»! «Безумству храбрых поем мы песню». А просто безумству ― нет » (Владимир Высоцкий «Жизнь без сна»)
«Потому «безумству храбрых поем мы песню», что оно, как ничто другое, великой силой примера пробуждает в людях благородные чувства, заставляет сильнее биться сердца» (Владимир Санин «Не говори ты Арктике ― прощай»)
«Подвиги! Безумству храбрых поем мы песню! ― с криком вознес руки к потолку Ланцов» (Виктор Астафьев «Пастух и пастушка. Современная пастораль»)
«О Марине мы много спорили ― многие ее жалели, ссылались на ее безумие, а многие осуждали и спрашивали: почему ее безумие выразилось в малодушии и предательстве, а не наоборот: ведь говорится же, что безумству храбрых поем мы песню!» (Владимир Соловьев «Три еврея, или Утешение в слезах»)