Как отличить талантливого писателя от графомана. Графомания


Википедия дает нам следующее определение графомании: «Графомания (от греч. γρα φω — писать, чертить, изображать, и греч. μανια — страсть, безумие, влечение) — патологическое стремление к сочинению произведений, претендующих на публикацию в литературных изданиях, псевдонаучных трактатов и т. п. Графоманические тенденции нередки у сутяжных психопатов».
«Графомания — это психиатрический термин, подразумевающий болезненную страсть к написанию текстов, чаще всего не представляющих никакой культурной ценности. Обычно произведения таких авторов шаблонны, невыразительны и не представляют собой никакого интереса ни для читателей, ни для критиков. Как и любое подобное заболевание, графомания может иметь более или менее тяжелую форму.
Аналогично другим диагнозам в этой области, графомания не возникает на пустом месте и, в принципе, поддается лечению, в том числе и медикаментозному.
Как человек становится графоманом? На бумаге мы выражаем свои чувства, эмоции и переживания, иногда заводим дневники, с которыми делимся наболевшим, в стихах выражаем восторг или скорбь, любовь или ненависть. Однако в большинстве случаев у человека есть много собеседников и кроме листа бумаги. А у графомана — нет. Изначально одинокий, может быть, страдающий от заниженной самооценки или невозможности с кем-то поговорить по душам, он начинает писать. Его творения — это часть его болезненного и одинокого мира. Чем больше он их создает, тем меньше он сознательно стремится к живому общению. Однако, ограничивая себя в контактах, графоман должен реализовывать естественную тягу к общению, это заложено в личности на подсознательном уровне. И снова его рука тянется к листу бумаги.

Такого человека можно только пожалеть. Его произведения кажутся ему гениальными, более того, он совершенно искренне в это верит. Как и любой психиатрический больной, он не может разглядеть у себя признаков болезни, не может объективно оценить свой образ жизни. Именно поэтому графоманы крайне болезненно воспринимают критические высказывания относительно их творчества.

Для большинства авторов мнение их аудитории является стимулом для развития, а также основным источником информации о недостатках их произведений. Люди, страдающие болезненной тягой к писательству, этого лишены, а значит, не имеют возможности развиваться и совершенствоваться. Как результат — произведения, лишенные какой-либо литературной и духовной ценности, однообразные и неоригинальные.
Со временем все контакты с внешним миром сводятся для графомана к демонстрации его творений. А внешний мир, именно по этой причине, начинает его избегать.

Впрочем, описанное — тяжелый случай заболевания.
В легкой форме графомания может быть связана с некими временными условиями. Например, любимый человек находится в отъезде, и писательство в данном случаелучший способ отвлечься от переживаний, связанных с этим. После возвращения объекта вожделения все приходит в норму, и симптомы графомании проходят сами собой.

Помочь графоману можно. Если отвлечь его от ручки и листа бумаги, предложить иные развлечения и интересы, возможно, что при регулярных контактах с кем-либо со временем он откажется от мысли о творчестве. Однако в случае тяжелой формы заболевания понадобится вмешательство специалиста, иначе, как и с любым другим подобным заболеванием, последствия от неквалифицированного воздействия могут быть фатальными».

Обращаясь к издателям, редакторам, литературным агентам, графоманы тяжело и болезненно переживают даже вежливые отказы и стараются как можно больнее обидеть человека, отказавшего в публикации. Иногда они пишут оскорбительные письма годами, правда это встречается редко.
Графоман не способен воспринимать критику и требует, чтобы его произведения печатались дословно, без редактуры. При публикации за свой счет (маленькие типографии охотно выполняют такие заказы) книги выходят, но тут графомана поджидает следующий удар: подобного плана фолианты или брошюры книжные магазины и книжные дилеры практически не берут. Выхода на широкий рынок, известности, славы, почета и денег по-прежнему нет. Если писатель задается вопросом «А не графоман ли я?», значит, еще не все потеряно и шанс на благополучный исход весьма велик.
Литературный институт, к примеру, хорош тем, что учит критиковать других и принимать критику по отношению к себе, править произведения, шлифовать, переделывать порой много-много раз.
Грань между писателем и графоманом бывает очень тонка, поскольку и тот и другой могут быть психически неуравновешенны. Вот только неуравновешенность эта разного характера и этиологии.
И если настоящий художник (я повторюсь), очнувшись от своего творческого забытья, порою сам не может поверить в то, что это его слова, мысли, чувства, мазки кисти запечатлены на этом листе бумаги или холсте, то графоман прекрасно понимает, что эти чудесные слова, складывающиеся во фразы, написал именно он и никто другой. Ничего трансцендентного.
Если художнику свойственны непрерывная потребность превзойти себя, сделать лучше, написать лучше, по-иному осмыслить те или иные события, характеры, поступки, для того, чтобы реализовать все грани своей личности, всё, что таится в зародыше, запрятано изначально в душе, генах и т. п., способность учиться, по-новому осмысливать жизнь, события, постоянно открывать что-то новое, не отрицать оголтело каких-то вещей, предварительно не изучив их, способность временно мимикрировать, менять взгляды и установки, способность колоссально много работать и изучать необходимый материал с разных сторон, то графоману до этих эмпирей, простите за грубость, — до лампочки. Никакой способности учиться, никакого желания превзойти себя для него не существует. Наоборот, графоман изначально уверен в гениальности своих текстов, в том, что его зажимают, а все премии даются исключительно по блату и за большие деньги (постель). Ревнив не к музе, а к благам и почету, графоман болезненно стремится получить и то и другое, несмотря на то, что его текст может пестреть не только клише, но и огромным количеством орфографических ошибок.
Если вы начинающий писатель, не поленитесь, изучите правила правописания, возьмите сборник Розенталя («Справочник по правописанию и литературной правке») или на худой конец отдайте текст редактору, корректору, учителю русского языка в школе. Право слово, эти услуги стоят не так дорого, но вполне возможно, что именно этот шаг станет первым на пути к публикации вашего текста.


    Мне кажется, что писатель - это человек, который может писать красивый связный текст, при этом он пишет его для кого-либо. Писатель может любить свою работу, но может и не любить ее.

    А графоман - это человек, который имеет патологическую страсть к писательству. При этом ему интересен сам процесс написания произведения, а результат - уже в меньшей степени. Но полученный результат не всегда может быть хорош.

    Но в определенных условиях писатель может быть графоманом, а одаренный графоман - писателем.

    Графоман - это любитель писанины. И ему неважно что он там накорябал на страницах, главное для него это объм написанного, чтобы потом всем говорить - Во, сколько я написал! Видите, какой толстый талмуд?

    А писатель - это человек, который профессионально пишет литературные произведения.

    Графоман это человек считающий, что он создал или создает шедевр, а людям кажется что это непонятное нагромождение слов. Это человек имеющий болезненную склонность к написанию текстов.

    Именно эти люди засыпают своими произведениями крупные издательства, настаивая на публикации и скорее всего опубликуют свою книгу, но за свой счет.

    Достаточно часто графоман не бездарь и глупый человек, он может быть очень хорошо образован и писать книги вовсе не его основная работа. Как правило у графоманов нет аудитории и они не интересны даже маленькому кругу читателей, они остаются в одиночестве и это может только еще больше усилить их болезненное состояние.

    Писатель - это всегда графоман. Но от графомана обыкновенного писателя отличает то, что писатель точно знает, что болен графоманией и пытается всеми силами скрыть свою болезнь от окружающих. Поэтому писатель постоянно совершенствуется, развивает чувство вкуса и меры, очень кропотливо работает над текстами и никогда не бывает доволен своими произведениями. А вот графоман обыкновенный пишет только по вдохновению. Причем вдохновение - это его постоянное состояние. Оно его никогда не покидает. Графоман дарит миру свои шедевры, не заморачиваясь особо на качестве. Графоман уверен, что его рукой в момент написания текста водил Бог, потому никогда не вносит поправки в уже написанный текст.

    Проще говоря графоман это бездарь из области литературы, который думает, что он великий писатель. Собственно этим он и отличается от настоящего писателя, все написанное им читать неинтересно и утомительно.

    В самом слове графомания есть ответ на ваш вопрос. Графо - писать, мания - страсть. Следовательно, графомания это страстное желание писать. По первоначальному смыслу, это именно так, а со временем это слово приобрело презрительный оттенок, по отношению к бестананным многопишушим людям. А иногда даже не к многопишущим, а просто бездарным.

    Если Вы написали текст, продали его, и этими деньгами оплатили коммуналку, то Вы писатель. Если просто пишите в стол, то Вы графоман.

    У каждого человека в жизни бывает, вот читаешь ты текст читаешь, читаешь и не понимаешь просто зачем он написан? и вдруг осознашь - потерял свои 20 минут жизни зря, по сути это и есть графоманство стена бессмысленного и ненужного текста, который можно было уложить в 3-4 предложениях, вот люди пишущие это и есть графоманы.

    Графомания проще говороя это патологическое стремление к тщеславию.Конкретнее выражаясь это тяга к сочинительству каких либо произведений.Также есть эротографомания это страсть к написанию любовных писем.

    В том, что первый - признан, а второй- нет.

    Когда-то читала целый список тех писателей и поэтов, которых в их время считали графоманами, так там были такие имена! Имена тех, которых мы теперь считаем едва ли не гениями.

    Если не ошибаюсь, то и многих учных в сво время не признавали, высмеивали их.

    Ибо нет пророка в своем отечестве. А то, что касается искусства вообще относительно.

    Не каждый поэт, писатель или художник был признан уже при своей жизни. Многие из них влачили жалкое существование как графоманы -неудачники и умирали в нищете.И лишь после потомки начинали осознавать, кто жил и творил много лет назад.

    Думаю, графоманами и бумагомарателями есть те, чьи произведения настойчиво распиаривают, вбивая в сознание понимание их гениальности.И не важно,что их творение популяризовано искусственно:такие всегда - повод для обмена репликами у снобов.

    Графоман отличается от писателя тем, что он не может не писать, так как он одержим этой манией и никакими доводами его не переубедить, никакими вескими доказательствами полного отсутствия смысла в продолжение его творчества, не заставить придушить в себе это необузданное желание выплеснуть на бумагу/монитор неудобоваримое содержание своего мозга. Их можно вылечить только способом, который указан в нижней картинке.

    Тут на проекте есть несколько графоманов, пишущих стихами комментарии и ответы, эти шедевры словесности очень тяжело читаются и воспринимаются, так как - ну, не получается у них, не дано, но им уже не остановиться. Жаль людей, конечно.

    Настоящие писатели или поэты в течении всей жизни совершенствуются, делая перерывы в творчестве, чтобы вдохновиться, подвести итоги проделанной работы, т. е постоянно анализируют свой творческий потенциал и прекращают писать, заметив халтуру за собой.

    Спасибо им за это.

    Если кратко: отсутствием таланта. Графоман считает, что умение складывать буквы в слова, слова в предложения, а предложения в связный текст, то это уже достаточно для того, чтобы быть писателем.

    Кроме того, есть такая психическая болезнь, она характеризуется болезненной тягой к письменному выражению; обычно она так же сопровождается шизофагией.

    Если развернуто, то графоман, чаще всего, это человек, который начитался книг и чувствует некое неудовлетворение - как заядлый геймер хочет написать игру где можно грабить корованы и играть за стражу эльфов плохого (с).

    Обычно выходит то же самое, что у геймера.

    Только графоман страшнее - чтобы накалякать текст многого не надо; при этом окружающие будут его хвалить (а если он выложит свои тексты на рассаднике этой заразы типа самиздат.ру, то остановить его можно только огнеметом) и он продолжит свои потуги, не обращая внимание на то, что используется странный для времени язык, анахронизмы, несоответствия культур,...

    Обычно графоманы начинают с фентези или (если женщины) с женских романов, считая, что это очень легко. Забывая (или не зная), что родоначальник фентези, филолог Джон Толкиен сказал: Придумать мир, где зеленое небо и синяя трава очень легко. Крайне тяжело придумать мир, где это будет органично.

    Графоман не заботится о соответствиях; язык у графомана очень скуден и крайне похож на обычный разговорный (в лучшем случае - на язык сценария) - кстати, и, зачастую, повествование ведется от первого лица, тексты графомана крайне вторичны, хотя в чем-либо он пытается оригинальничать (видимо, чувствует, что его писанина есть продукт переработки - как пища после прохода по желудочно-кишечному тракту) и замаскировать этот запашок. В итоге получается еще хуже.

    Пример дичайшей графомании, на вскидку, - сериал Ник Анджея Ясинского. Все признаки наличествуют.

Вот мнение одного литературного критика (по ссылке - https://ridero.ru/books/kak_voiti_v_literaturnoe_soobshestvo/read#textpreview):

"Что Вы думаете про графоманов?

А знаете, мне вообще кажется, что традиционное противопоставление графомании и качественной литературы - оно неверное. Графоман - это человек, которому нравится писать и который пишет много. А качественный писатель - это писатель, который пишет хорошо. Знаем ли мы писателей, которые писали много и хорошо? Да! Например, Лев Толстой, Бальзак, Дюма, Жюль Верн. А знаем ли мы писателей, которые не были графоманами и были хорошими писателями? Ну, да: Достоевский не был графоманом, он настолько тяжело писал, что он предпочитал надиктовывать романы, потому что диктовать получалось быстро, а писать - медленно. Кому легче быть писателем - графоману или не графоману? Графоману! Означает ли это, что всякий графоман имеет шансы стать качественным писателем? Нет! Для этого нужен талант, для этого нужно критическое отношение к собственному тексту - способность его перечитывать, совершенствовать, для этого нужна писательская смелость".

Понятно, что этот вопрос для меня злободневный по конкретной причине - когда я узнал на Е-хе про сервис самиздата, книги, что я писал в стол (штук 5), смог издать. Но на этом не остановился - с декабря 2015 года я издал более 35 книг, то есть примерно 5 книг в месяц, конечно, некоторые тонюсенькие (например, две сказки), есть тонкие (Журнал "Русский менеджмент" в книжном варианте), но прилично книг 200 - 400 стр., при том, что запустил ряд книжных проектов (самый большой -это серия из 60 книг, 12 из которых уже вышли).

Комментарии

1 0 0 0 1 0 0 2 0 0 0

В вопросе заложена неверная, на мой взгляд, предпосылка, что графоман - это обязательно плохой писатель. Графомания - это (болезненная) страсть к самому процессу писательства, так сказать, к литературному труду. Она встречалась и у очень хороших писателей, например, Томас Вулф (который «Look homeward, angel», а не писатель 70-х годов) был очевидным графоманом, по всей видимости и Л.Н. Толстой тоже. То есть, бывает так, что вполне себе отличного писателя бешено прет от самого процесса писания текста. «Музыкальным графоманом» был Д.Д. Шостакович: мучился, когда было нечего писать, сочинял практически непрерывно.

Вопрос скорее в том, насколько этот автор потом сможет критически отнестись к своему тексту. Но с этим и у неграфоманов часто бывают проблемы. БольшОе (а может и бОльшее) число плохих писателей является графоманами, но это происходит по той простой причине, что неграфоману легче отказаться от литературной деятельности, если у него ничего хорошего не выходит.

Разница между графоманом и «неграфоманом» заключается в количестве удовольствия, получаемого от самого процесса написания текста. Узнать об этом сложно, если только он сам не расскажет. Большое количество текстов, написанных за короткий срок, косвенно может свидетельствовать о графоманстве. Например, Дмитрий Быков, я подозреваю, является графоманом. О качестве его текстов судить не буду.

Вот до сего момента я был уверен, что графомания - страсть к исписыванию стен, а уже впоследствии у литконсультантов и редакторов издательств это слово стало обозначать настойчивых бездарей. Однако словари меня опровергают (). Но использование слова "графоман" в значении "агрессивный бездарь" тоже распространено. Например в "Когда я был русалкой" Шефнера (): "Я поклялся ему, что никаких подкопов с моей стороны не будет. Эсминец

успокоился и, вынув из кармана помятую бумажку, протянул ее мне.

Возьми и руководствуйся! Я составил список наиболее опасных авторов.

Знай, что на сотни нормальных, скромных людей, посещающих редакцию,

приходится примерно пяток-десяток агрессивных графоманов. Их бойся!.. Ну,

мне пора на вокзал.

Прежде я и думать не думал, что работа литконсультанта сопряжена с

опасностью. Я бывал здесь неоднократно, но при мне никаких эксцессов не

происходило. Правда, из уважения к моему творчеству Эсминец меня никогда

не задерживал долго и пропускал вне очереди.

Я развернул бумажку. Там синими чернилами было набросано торопливо и не

совсем связно:

Кого опасаться:

1) Старичок с палкой. Оды и элегии. Слушать стоя! Обещал применить!

2) Брюнетка с альбомом. Интимная лирика. Слушать внимательно! Плюет в

3) Человек с татуир. Хлипкий, но опасный! Стихи о роковом детстве.