Самые известные современные писатели. Что почитать: лучшие современные писатели


Женщины преуспевают во многих сферах, и писательство не исключение. Писательниц, написавших выдающиеся книги, которые способны изменить жизнь, великое множество. Выбрать наилучших из них достаточно сложно, но все-таки ниже вы найдете наш список из 10 лучших и самых популярных современных писательниц в мире.

— 10 —

Джоан Кэтлин Роулинг

Создатель детских книг, открывающих увлекательный и магический мир Гарри Поттера, считается одной из самых влиятельных женщин Великобритании. Более 450 миллионов копий ее серии бестселлеров проданы по всему миру.

Она говорит, что идея подобного сюжета посетила её в задержавшемся поезде из Манчестера в Лондон в 1990 году. Её книги отражают то, что воображение Джоан выходит далеко за рамки повседневной действительности.

Благодаря серии книг о Гарри Поттере она за пять лет сменила статус безработной и, проживающей на пособие женщины, на миллиардера.

— 09 —


Стил, имея 800 миллионов проданных книг, на данный момент является самым продаваемым писателем из ныне живущих и четвертой из всех, когда-либо печатавшихся. Все ее романы стали бестселлерами. Сюжет их, как правило, о том, как богатые семьи переживают кризис и сложные любовные истории. Стил пробовала также писать детскую художественную литературу и стихи.

Она также занимается сбором средств для лечения психиатрических заболеваний. Ее книги переведены на 28 языков, а по 22 её трудам сняты фильмы.

— 08 —

Её романы отличаются интересными и тщательно выписанными персонажами и яркими диалогами. Лучшими её романами считаются «Самые голубые глаза» (1970), «Сула» (1973), «Песнь песней» (1977) и «Возлюбленный» (1987).

Она является гордым владельцем Пулитцеровской премии, Национальной книжной премии США и Нобелевской премии по литературе, а 12 мая 2012 года она получила Президентскую медаль Свободы.

— 07 —

Стефани Майер знаменита своей вампирской сагой «Сумерки», которой по всему миру продано более 100 миллионов копий. Её книги переведены на 37 языков и стали мировым феноменом.

Её годовой доход превысил 50 миллионов долларов, а в 2010 году в списке самых влиятельных знаменитостей журнала Форбс она заняла 59 место.

После распада СССР его правопреемница Россия пережила несколько очень тяжелых лет, что привело к негативных последствий, в том числе обесценению писательского труда и резкому изменению вкуса многих читателей. Стали востребованными низкопробные детективы, слезливо-сентиментальные романы и т.п.

Еще сравнительно недавно огромной популярностью пользовалась научная фантастика. Теперь же некоторые читатели отдают предпочтение жанру фэнтези, где сюжет произведений основан на сказочных, мифологических мотивах. В России наиболее известные писатели, работающие в этом жанре, это С.В. Лукьяненко (больше всего его поклонников привлекает серия романов про так называемые «дозоры» - «Ночной дозор», «Дневной дозор», «Сумеречный дозор» и т.д.), В.В. Камша (циклы романов «Хроники Арции», «Отблески Этерны») и другие произведения). Следует упомянуть и Н.Д. Перумова (псевдоним – Ник Перумов), автора эпопеи «Кольцо Тьмы» и многих других произведений. Хотя после экономического кризиса 1998 года Ник Перумов переехал с семьей в США.

Наиболее известные российские писатели –детективщики

Большой популярностью у читателей пользуется цикл романов о сыщике-любителе Эрасте Фандорине, созданный писателем Г.Ш. Чхартишвили (творческий псевдоним – Борис Акунин). Впервые Фандорин появляется в романе «Азазель» как совсем еще молодой человек, мелкий чиновник, который благодаря воле судьбы и своим блестящим способностям нападает на след могущественной законспирированной организации. Впоследствии герой неуклонно повышается в чинах и принимает участие в расследовании все более и более сложных дел, угрожающих самому существованию Российской империи.

Огромная читательская аудитория у жанра так называемых , которых попадают в самые нелепые, трагикомические обстоятельства и распутывают преступления (зачастую, сами того не желая). В этом жанре бесспорный лидер – писательница А.А. Донцова (псевдоним – Дарья Донцова), создавшая несколько сотен произведений. Хотя критики практически единогласно считают, что количество пошло в ущерб качеству, и что большинство таких книг и литературой-то назвать нельзя, у творчества Донцовой много поклонников. В этом жанре немало и других популярных , например, Татьяна Устинова.

Хорошая книга – это гораздо большее, нежели способ «убить время». Желая познакомиться с необычными мирами, таинственными и сильными персонажами и невероятными приключениями, читателю стоит поближе познакомиться с творчеством популярнейших современных писателей. Ниже представлены наиболее яркие и прославленные произведения последних десятилетий – топ 10 лучшие современные книги !

1. 11/22/63 (Стивен Кинг)

Возглавляет наш список лучших современных книг научно-фантастический роман Стивена Кинга 11/22/63. Первая публикация произведения состоялась в 2011 году.

Убийство Дж. Ф. Кеннеди стало одной из сильнейших трагедий американского общества. Популярного политика застрелили прямо во время огромного парада на глазах у тысяч американцев. Можно ли было спасти президента? Удивительно, но ответ на данный вопрос предстоит узнать простому учителю! Джейк Эппинг – обычный житель маленького городка, который работает в школе и мало чем отличается от тысяч своих сограждан. Однако волей судьбы именно ему выпадает шанс пройти через временной портал, который находится в подсобке кафе у его давнего приятеля Эла. Хозяин устройства уже давно хотел отыскать убийцу Кеннеди, но болезнь расстроила все планы, поэтому Джейк должен заменить его! Отправиться назад, прямиком в 60-е, прожить там несколько лет, вычислить будущего палача и остановить его в день ужасной трагедии! Сможет ли он изменить ход истории и вообще вернуться назад?

2. Американские боги (Нил Гейман)

«Американские боги» — одна из лучших современных фэнтезийных книг, которая была написана английским писателем Нилом Гейманом в 2001 году.

Америка. Пристанище огромного числа мигрантов со всех уголков света. В поисках лучшей доли люди отправлялись на неизвестный континент, надеясь устроиться там и обрести долгожданное счастье. Однако они путешествовали не одни: каждый приезжий гость вёз с собой частичку родной культуры. Боги, верования, обряды, обычаи — вот истинный багаж переселенцев! Смогут ли разные божества ужиться вместе и что сулит подобное соседство? Выяснить это придётся Тени, главному герою, недавно вышедшему на свободу из тюрьмы. Оказавшись на свободе, он попадает прямиком в череду странных событий и загадочных преступлений, которые нужно распутать.

3. Бегущий за ветром (Халед Хоссейни)

Замыкает тройку лучших книга современного американского писателя Халеда Хоссейни. На свет произведение появилось в 2003 году.

Что такое настоящая дружба? Подчас взрослым оказывается очень трудно ответить на этот вопрос. Гораздо проще детям. Амир и Хасан – два абсолютно разных мальчика, которых связывает настоящая дружба. Вот только один из них аристократ, а второй – бедный слуга! Выходцы из разных социальных слоёв они не обращают внимания на различия, которые так важны для взрослых. Играя, шутя, делясь секретами и впечатлениями, переживая неудачи и познавая скорбь мальчишки постепенно взрослеют, а их дружба лишь становится крепче. Однажды в стране грядут серьёзные перемены, которые проверят их на прочность и разбросают друзей по разным сторонам. Сможет ли уцелеть детская дружба?

4. Песнь Льда и Огня (Джордж Мартин)

Песнь Льда и Огня – одна из самых известных и лучших современных книг в жанре фэнтези. Это целая серия произведений, состоящая из пяти уже опубликованных томов. Еще две книги в проекте. Первая публикация состоялась в 1996 году. Особенную популярность книга получила после выхода сериала «Игра престолов», снятого телеканалом HBO по ее мотивам.

Уникальный фентезийный мир населяют далеко не добрые феи и весёлые гномы. Это мир нескольких мощных держав, которые отчаянно борются за всласть. Их цель - престол Вестероса. Их средства – оружие, козни, убийства и мятежи. Дворец Вертероса наполнен подлыми и алчными людьми, которые жаждут захватить престол любой ценой. Здесь больше нет места честности и благородству. Устраивая нешуточные интриги и организовывая перевороты, заговорщики сделают всё, что расшатать обстановку в королевстве. Однако опасаться стоит не только их, ведь хитрые правители соседних государств тоже не прочь отхватить «лакомый кусок» во время жестокой и слепой смуты! Грядёт настоящая война за власть, готовая навсегда похоронить старый порядок.

5. Дом, в котором… (Мариам Петросян)

«Дом, в котором…» – интересный современный фантастический роман армянской писательницы Мариам Петросян, опубликованный в 2009 году.

На краю города находится дом-интернат для брошенных детей. Это старое и серое место кажется очень неприветливым и угрюмым, но всё не так просто… Попав внутрь, человек может открыть для себя новый, необычный мир в котором больше доброты и света, чем на ярких городских улицах. Воспитанники дома разделены на группы, в каждой из которых есть свой лидер. Здесь нет имён и фамилий – лишь яркие клички. Здесь много непознанного и очень мало привычного. Это миниатюрные общества с их пороками и достоинствами. Дети познают мир, взрослея, меняясь и стараясь отыскать в нём своё место.

6. Книжный вор (Маркус Зузак)

«Книжный вор» — увлекательный современный роман австралийского писателя, написанный в 2006 году.

Лизель Мемингер – маленькая немецкая девочка, детство которой выпало на поистине чудовищное время. В 1939 году нацистский режим достиг своего расцвета, уничтожая непокорных и готовясь поработить мир. Ужас, убийства, грабежи и террор стали ежедневными спутниками жизни тех, кто не устраивал новую власть. После смерти мужа, фрау Мемингер переезжает, стараясь найти для дочери более спокойный уголок. Но тщетно… Оглядываясь по сторонам, Лизель видит творящийся хаос глазами невинного ребёнка, не понимающего этот жестокий и странный мир взрослых. Быстро взрослея ей приходится многое узнать и переосмыслить.

7. Исчезнувшая (Гиллиан Флинн)

«Исчезнувшая» — одна из лучших современных книг в жанре триллер. Произведение было опубликовано в 2012 году и стало основой одноименного фильма.

Как тяжело бывает узнать человека, даже если ты прожил с ним долгие годы! Необычное происшествие переворачивает судьбу главного героя, когда его супруга внезапно исчезает. Во время бурного празднования годовщины их свадьбы, женщина таинственным образом пропадает. Прибывшая полиция обнаруживает кровь и следы борьбы, решая, что мужчина убил супругу и спрятал её тело. Теперь растерянному мужчине остаётся самому разгадать эту невероятную головоломку. Кто знает, может разгадка окажется ещё более чудовищной, чем само исчезновение…

8. Облачный атлас (Дэвид Митчелл)

Роман «Облачный атлас» был написан в 2004 году английским писателем. Его сюжет — это сложное переплетение историй и судеб, которые на первый взгляд ничего не связывает. Американский юрист застрявший на тропическом острове на время ремонта корабля; молодой английский музыкант, вынужденный торговать музыкой и телом, чтобы заработать на кусок хлеба; отважная калифорнийская журналистка, борющаяся против могущественной корпорации; лондонский издатель, сталкивающийся с преступниками после выхода очередного бестселлера; клон из корейской анти-утопии и гавайский старик, наблюдающий закат человеческой цивилизации. Все события и персонажи проходят сложный путь в разных временах постепенно переплетаясь вместе.

9. Когда я был настоящим (Том МакКарти)

Роман Тома МакКарти «Когда я был настоящим» продолжает наш топ 10 лучших современных книг.

Внезапная катастрофа изменила жизнь молодого человека, перечеркнув его прошлое. Он оказывается в длительной коме, из которой ему, к счастью, удаётся выбраться. Но столь долгий процесс не прошёл бесследно: теперь ему нужно учиться жить заново. Ходить, двигаться, работать руками и говорить. Вся прошлая жизнь приходит в виде расплывчатых воспоминаний, а герой бесконечно желает вернуть себя прежнего. Более того, некая крупная корпорация готова платить ему огромные деньги, чтобы оставить в тайне причину случившегося происшествия. Как они связаны? Что случилось в тот день? И как стать полностью прежним?

10. Анафем (Нил Стивенсон)

И завершает десятку лучших современная научно-фантастическая книга «Анафем», написанная американским писателем Нилом Стивенсоном в 2008 году.

Арб – далёкая и загадочная планета, походящая на Землю. Здесь живут люди, поклоняющиеся науке. Науке, которая полностью заменила религию и сумела расколоть общество на два непримиримых лагеря. Хранители науки – монахи, которые некогда были учёными. Они когда-то работали и творили на благо прогресса, но их труд привёл к чему-то ужасному. Теперь монахи живут в обители, закрывшись от внешнего, светского мира. Их жизнь проста, спокойна и размерена, но раз в десять лет наступает особая дата – день, когда две стороны могут поменяться местами. Монахи увидят внешний мир, а светские люди смогут приобщиться к монашескому быту и мировоззрению. Однажды такая перемена привела к ужасающим последствиям, и теперь двум сторонам нужно объединиться, чтобы предотвратить надвигающуюся катастрофу!

Человечество XXI века падко на следование глобальным тенденциям. Даже литература не избежала участи устремления к массовому употреблению.

С появлением интернет технологий писатели получили шанс в кратчайшие сроки снискать всемирное признание. Работам их предшественников потребовалось гораздо больше времени, чтобы распространиться по планете. К примеру, роман Маргарет Митчел «Унесенные ветром» по уровню продаж стоит на одной ступени с «50-ю оттенками серого».

За 17 лет, прошедших с момента наступления миллениума, на литературном небосклоне зажглись новые звезды. Произведения классиков XXI века выпускают в промышленных масштабах и распространяют, словно горячие пирожки. Представляю вашему вниманию ТОП самых продаваемых книг в порядке увеличения реализованного тиража.

20. «Бегущий за ветром», Халед Хоссени

2003 год
10 млн. копий

Многие считают книгу «Бегущий за ветром» пронзительным рассказом о дружбе двух ребят, принадлежащих к различным социальным группам, но сакральный смысл произведения заключается совершенно в ином. В дебютном романе американского писателя афганского происхождения затронута тема сексуального насилия над несовершеннолетними в исламских странах.

В Афганистане до сих пор распространена традиция с названием «бача-бази», которая является разновидностью детской проституции. Мальчиков в возрасте от 9-12 лет переодевают в женскую одежду и заставляют удовлетворять сексуальные желания взрослых мужчин.

Халед Хоссени часть своего творения отвел под описание отношений Амира и Хасана. Однако, на мой взгляд, истинный главный персонаж это Сохраб, отданный на потеху обидчику своего отца. Роман «Бегущий за ветром» по сей день входит в рейтинг самых читаемых книг.

19. «Диета Дюкана», Пьер Дюкан

2000 год
10.4 млн. копий

Кто не мечтает быстро похудеть и надолго удержать результат? В 2000 году впервые мир познакомился с новым подходом к избавлению от лишнего веса. Известный врач-диетолог Пьер Дюкан снял сливки со своего 40-летнего опыта и сформулировал авторскую методику, получившей название «Диета Дюкана».

В книге, разошедшейся 10-миллионным тиражом, описаны 4 этапа моделирования идеального тела. На первом - вы атакуете жировую прослойку и запускаете механизм потери килограммов. По мере выполнения предписаний второй стадии вы достигаете поставленных целей. Третий и четвертый этап предназначены для закрепления и стабилизации результата.

18. «Жизнь Пи», Янн Мартел

2001 год
10.5 млн. копий

Благодаря созданию романа «Жизнь Пи» Янн Мартел был удостоен наивысшей награды литературного мира. В 2002 году автор получил Букеровскую премию. Книгу считали честью опубликовать крупнейшие издательские дома планеты. Критики сравнивали ее с произведениями Хемингуэя и Маркеса.

Автор-рассказчик встретил старика индуса, который поведал ему о незабываемых приключениях, испытанных в юности. При рождении главному герою дали имя Писин, но он предпочитал зваться просто Пи (в честь известного математического числа). По воле судьбы он оказался в открытом море на одной лодке с тигром. Ему не только удалось выжить, но и превратить историю своей жизни в настоящую притчу с метафорическим финалом.

17. «Милые кости», Элис Сиболд

2002 год
10.9 млн. копий

Автор романа «Милые кости» сама стала жертвой насильника. Как посмели выразиться полицейские «девушку можно считать счастливицей, ведь она жива». Элис Сиболд помогла найти преступника, заметив нападавшего в толпе. Произошедшее подтолкнуло написать ее целых две книги. Первая представляла собой биографию, которая помогла ей выбраться из депрессии. Второе произведение стало всемирно известным бестселлером.

Рассказ ведется от первого лица. Девочку Сюзи заманил в безлюдное место, изнасиловал и убил маньяк. Тело жертвы поддонок расчленил и спрятал. Душа покойной попадает в собственный рай, откуда наблюдает за жизнью близких людей и по мере возможности взаимодействует с ними. Целых 10 лет потребовалось семье Сюзи, чтобы оправится от последствий трагедии.

16. «Тень ветра», Карлос Руис Сафон

2001 год
15 млн. копий

10-летнему Даниэлю на роду было написано связать с вою жизнь с увесистыми томиками. Его отец продавал фолианты и однажды привел сына в удивительное место. В старинном особняке хранились тысячи экземпляров забытых книг. Пареньку предстояло выбрать одну из них и быть верным ей до конца своих дней.

Взор мальчика обратился на потрепанную обложку, на которой значилось имя автора «Хулиан Карракас». Целых 20 лет потратит Даниэль на разгадку секрета проклятой книги. Он встретится с эксцентричными людьми и попадет в хитросплетение интриг.

15. «Виноваты звезды», Джон Грин

2012 год
18.5 млн. копий

В 2012 году почетное место в рейтинге продаж книг занял роман Джона Грина, повествующий о двух подростах, противостоящих несправедливости судьбы. У Хэйзел рак щитовидной железы, пустивший метастазы в легкие. Каждый вздох причиняет девушке боль, за каждый глоток воздуха ей приходится бороться. Огастус потерял ногу, его заболевание не давало о себе знать уже 14 месяцев.

Главные герои знакомятся в группе поддержки, которую посещают нехотя. Они обмениваются книгами и влюбляются друг в друга. Дальнейшие события крутятся вокруг романа «Царский недуг». Хэйзел мечтает поговорить с автором и узнать о дальнейшей судьбе персонажей. Огастус связывается с писателем и организует для любимой поездку в Амстердам. Путешествие в Свободный город окончательно добьет парня.

14. «Волчий тотем», Цзян Жун

2004 год
20.2 млн. копий

На Земле сохранились уголки, где человек продолжает следовать заветам предков и живет в гармонии с природой. Центральный персонаж книги «Волчий тотем» родился в Пекине, его с детства тянуло к познанию окружающего мира. Чень Чжень приходил в восторг от созерцания красот малонаселенных регионов, таких как Сибирь или Внутренняя Монголия.

Вследствие череды обстоятельств главный герой из оплота цивилизации перенесся в степь Элунь. Там он познакомился с группой кочевников, противостоящих с одной стороны натиску технологий, а с другой – нападением волчих стай.

13. «Секрет», Ронда Берн

2006 год
20.7 млн. копий

Сейчас я раскрою вам Великую Тайну бытия – ваши мысли материализуются. Позитивное мышление притягивает хорошие события, а негатив неминуемо ведет к финансовому, социальному и моральному упадку. В двух предложениях я полностью раскрыла суть книги «Секрет».

На мой взгляд, псевдонаучный опус Ронды Берн и ее коллег по монетизации пустых обещаний не стоит выеденного яйца. Однако миллионы читателей со мной не согласны.

12. «Хижина», Уильям Пол Янг

2007 год
21 млн. копий

Какие чувства возникают у отца, чей ребенок предположительно стал жертвой маньяка? Способен ли он уверовать в Бога? Может ли безутешный родитель вновь обрести счастье? На эти вопросы нам попытается ответить Уильям Янг.

Вылазка в лес обернулась трагическими событиями. У Мака пропала маленькая дочь. Поисковая команда в заброшенной хижине обнаружила неоспоримые доказательства смерти малышки. Прошло 4 года, а семья главного героя так и не сумела унять горе. Неожиданно Маку приходит письмо от самого Господа, в котором Отец настоятельно рекомендует мужчине вернуться на место происшествия.

11. «Голодные игры», Сьюзен Коллинз

2008 год
23 млн. копий

Уже который год подростковая литература снимает жирные вершки популярности. Причем возрастные рамки целевой аудитории непрерывно расширяются. Например, трилогия «Голодные игры» изначально предназначалась для ребят от 14 до 18-ти. Сегодня имя Китнисс Эвердин знает и стар, и мал.

На создание романа автора вдохновила совокупность, казалось бы, разрозненных сюжетов. Начнем с того, что Сьюзен Коллинз увлекалась древнегреческими мифами и негодовала по поводу жестокости жителей Афин, посылающих своих детей к Минотавру на растерзание. Ее отец, бывший военный, познакомил дочь с историей сражений и много рассказывал о гладиаторских боях. Все это вылилось в бестселлер, распроданный общим тиражом в 23 миллиона экземпляров.


Видит теперь все ясно текущее поколение, дивится заблужденьям, смеется над неразумием своих предков, не зря, что небесным огнем исчерчена сия летопись, что кричит в ней каждая буква, что отовсюду устремлен пронзительный перст на него же, на него, на текущее поколение; но смеется текущее поколение и самонадеянно, гордо начинает ряд новых заблуждений, над которыми также потом посмеются потомки. "Мертвые души"

Нестор Васильевич Кукольник (1809 - 1868)
К чему? Как будто вдохновенье
Полюбит заданный предмет!
Как будто истинный поэт
Продаст свое воображенье!
Я раб, поденщик, я торгаш!
Я должен, грешник, вам за злато,
За сребреник ничтожный ваш
Платить божественною платой!
"Импровизация I"


Литература — язык, выражающий всё, что страна думает, чего желает, что она знает и чего хочет и должна знать.


В сердцах простых чувство красоты и величия природы сильнее, живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге. "Герой нашего времени"



И всюду звук, и всюду свет,
И всем мирам одно начало,
И ничего в природе нет,
Что бы любовью не дышало.


Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Стихотворения в прозе, "Русский язык"



Так, заверша беспутный свой побег,
С нагих полей летит колючий снег,
Гонимый ранней, буйною метелью,
И, на лесной остановясь глуши,
Сбирается в серебряной тиши
Глубокой и холодною постелью.


Послушай: стыдно!
Пора вставать! Ты знаешь сам,
Какое время наступило;
В ком чувство долга не остыло,
Кто сердцем неподкупно прям,
В ком дарованье, сила, меткость,
Тому теперь не должно спать...
"Поэт и гражданин"



Неужели и тут не дадут и не позволят русскому организму развиться национально, своей органической силой, а непременно безлично, лакейски подражая Европе? Да куда же девать тогда русский-то организм? Понимают ли эти господа, что такое организм? Отрыв, «отщепенство» от своей страны приводит к ненависти, эти люди ненавидят Россию, так сказать, натурально, физически: за климат, за поля, за леса, за порядки, за освобождение мужика, за русскую историю, одним словом, за всё, за всё ненавидят.


Весна! выставляется первая рама -
И в комнату шум ворвался,
И благовест ближнего храма,
И говор народа, и стук колеса…


Ну, чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а благодать! Да, благодать! У вас все гроза! Северное сияние загорится, любоваться бы надобно да дивиться премудрости: «с полночных стран встает заря»! А вы ужасаетесь да придумываете: к войне это или к мору. Комета ли идет, — не отвел бы глаз! Красота! Звезды-то уж пригляделись, все одни и те же, а это обновка; ну, смотрел бы да любовался! А вы боитесь и взглянуть-то на небо, дрожь вас берет! Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ! "Гроза"


Нет более просветляющего, очищающего душу чувства, как то, которое ощущает человек при знакомстве с великим художественным произведением.


Мы знаем, что с заряженными ружьями надо обращаться осторожно. А не хотим знать того, что так же надо обращаться и со словом. Слово может и убить, и сделать зло хуже смерти.


Известна проделка американского журналиста, который, для поднятия подписки на свой журнал, стал печатать в других изданиях самые резкие, наглые на себя нападки от вымышленных лиц: одни печатно выставляли его мошенником и клятвопреступником, другие вором и убийцей, третьи развратником в колоссальных размерах. Он не скупился платить за такие дружеские рекламы, пока все не задумались - да видно же любопытный это и недюжинный человек, когда о нем все так кричат! - и стали раскупать его собственную газету.
"Жизнь через сто лет"

Николай Семенович Лесков (1831 - 1895)
Я… думаю, что я знаю русского человека в самую его глубь, и не ставлю себе этого ни в какую заслугу. Я не изучал народа по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе, на гостомельском выгоне, с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночного, под тёплым овчинным тулупом, да на замашной панинской толчее за кругами пыльных замашек…


Между этими двумя столкнувшимися титанами – наукой и теологией – находится обалдевшая публика, быстро теряющая веру в бессмертие человека и в какое-либо божество, быстро спускающаяся до уровня чисто животного существования. Такова картина часа, освещенного сияющим полуденным солнцем христианской и научной эры!
"Разоблаченная Изида"


Садитесь, я вам рад. Откиньте всякий страх
И можете держать себя свободно,
Я разрешаю вам. Вы знаете, на днях
Я королем был избран всенародно,
Но это всё равно. Смущают мысль мою
Все эти почести, приветствия, поклоны...
"Сумасшедший"


Глеб Иванович Успенский (1843 - 1902)
- Да что же тебе за границей-то надо? - спросил я его в то время, когда в его номере, при помощи прислуги, шла укладка и упаковка его вещей для отправки на Варшавский вокзал.
- Да просто... очувствоваться! - сказал он растерянно и с каким-то тупым выражением лица.
"Письма с дороги"


Разве в том дело, чтобы пройти в жизни так, чтобы никого не задеть? Не в этом счастье. Задеть, сломать, ломать, чтоб жизнь кипела. Я не боюсь никаких обвинений, но во сто раз больше смерти боюсь бесцветности.


Стих - это та же музыка, только соединенная со словом, и для него нужен тоже природный слух, чутье гармонии и ритма.


Странное чувство испытываешь, когда лёгким нажатием руки заставляешь такую массу подниматься и опускаться по своему желанию. Когда такая масса повинуется тебе, чувствуешь могущество человека…
"Встреча"

Василий Васильевич Розанов (1856 - 1919)
Чувство Родины – должно быть строго, сдержанно в словах, не речисто, не болтливо, не «размахивая руками» и не выбегая вперед (чтобы показаться). Чувство Родины должно быть великим горячим молчанием.
"Уединенное"


И в чем тайна красоты, в чем тайна и обаяние искусства: в сознательной ли, вдохновенной победе над мукой или в бессознательной тоске человеческого духа, который не видит выхода из круга пошлости, убожества или недомыслия и трагически осужден казаться самодовольным или безнадежно фальшивым.
"Сентиментальное воспоминание"


С самого рождения я живу в Москве, но ей-богу не знаю, откуда пошла Москва, зачем она, к чему, почему, что ей нужно. В думе, на заседаниях, я вместе с другими толкую о городском хозяйстве, но я не знаю, сколько вёрст в Москве, сколько в ней народу, сколько родится и умирает, сколько мы получаем и тратим, на сколько и с кем торгуем... Какой город богаче: Москва или Лондон? Если Лондон богаче, то почему? А шут его знает! И когда в думе поднимают какой-нибудь вопрос, я вздрагиваю и первый начинаю кричать: «Передать в комиссию! В комиссию!»


Всё новое на старый лад:
У современного поэта
В метафорический наряд
Речь стихотворная одета.

Но мне другие — не пример,
И мой устав — простой и строгий.
Мой стих — мальчишка-пионер,
Легко одетый, голоногий.
1926


Под влиянием Достоевского, а также иностранной литературы, Бодлера и Эдгара По, началось моё увлечение не декадентством, а символизмом (я и тогда уже понимал их различие). Сборник стихотворений, изданный в самом начале 90-х годов, я озаглавил «Символы». Кажется, я раньше всех в русской литературе употребил это слово.

Вячеслав Иванович Иванов (1866 - 1949)
Бег изменчивых явлений,
Мимо реющих, ускорь:
Слей в одно закат свершений
С первым блеском нежных зорь.
От низовий жизнь к истокам
В миг единый обозри:
В лик единый умным оком
Двойников своих сбери.
Неизменен и чудесен
Благодатной Музы дар:
В духе форма стройных песен,
В сердце песен жизнь и жар.
"Мысли о поэзии"


У меня много новостей. И все хорошие. Мне «везёт». Мне пишется. Мне жить, жить, вечно жить хочется. Если бы Вы знали, сколько я написал стихов новых! Больше ста. Это было сумасшествие, сказка, новое. Издаю новую книгу, совсем не похожую на прежние. Она удивит многих. Я изменил своё понимание мира. Как ни смешно прозвучит моя фраза, я скажу: я понял мир. На многие годы, быть может, навсегда.
К. Бальмонт - Л. Вилькиной



Человек — вот правда! Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит... гордо!

"На дне"


Мне жаль создавать нечто бесполезное и никому не нужное сейчас. Собрание, книга стихов в данное время - самая бесполезная, ненужная вещь... Я не хочу этим сказать, что стихи не нужны. Напротив, я утверждаю, что стихи, нужны, даже необходимы, естественны и вечны. Было время, когда всем казались нужными целые книги стихов, когда они читались сплошь, всеми понимались и принимались. Время это – прошлое, не наше. Современному читателю не нужен сборник стихов!


Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.


Какими националистами, патриотами становятся эти интернационалисты, когда это им надобно! И с каким высокомерием глумятся они над "испуганными интеллигентами",- точно решительно нет никаких причин пугаться,- или над "испуганными обывателями", точно у них есть какие-то великие преимущества перед "обывателями". Да и кто, собственно, эти обыватели, "благополучные мещане"? И о ком и о чем заботятся, вообще, революционеры, если они так презирают среднего человека и его благополучие?
"Окаянные дни"


В борьбе за свой идеал, который состоит в „свободе, равенстве и братстве“, граждане должны пользоваться такими средствами, которые не противоречат этому идеалу.
"Губернатор"



«Пусть ваша душа будет цельна или расколота, пусть миропостижение будет мистическим, реалистическим, скептическим, или даже идеалистическим (если вы до того несчастны), пусть приемы творчества будут импрессионистическими, реалистическими, натуралистическими, содержание – лирическим или фабулистическим, пусть будет настроение, впечатление – что хотите, но, умоляю, будьте логичны – да простится мне этот крик сердца! – логичны в замысле, в постройке произведения, в синтаксисе».
Искусство рождается в бездомье. Я писал письма и повести, адресованные к далекому неведомому другу, но когда друг пришел — искусство уступило жизни. Я говорю, конечно, не о домашнем уюте, а о жизни, которая значит больше искусства.
"Мы с тобой. Дневник любви"


Художник не может большего, как открыть другим свою душу. Нельзя предъявлять ему заранее составленные правила. Он — ещё неведомый мир, где всё ново. Надо забыть, что пленяло у других, здесь иное. Иначе будешь слушать и не услышишь, будешь смотреть, не понимая.
Из трактата Валерия Брюсова "О искусстве"


Алексей Михайлович Ремизов (1877 - 1957)
Ну и пусть отдохнет, измаялась - измучили ее, истревожили. А чуть свет подымется лавочница, возьмется добро свое складывать, хватится одеялишка, пойдет, вытащит из-под старухи подстилку эту мягкую: разбудит старуху, подымет на ноги: ни свет ни заря, изволь вставать. Ничего не поделаешь. А пока - бабушка, костромская наша, мать наша, Россия!"

"Взвихренная Русь"


Искусство никогда не обращается к толпе, к массе, оно говорит отдельному человеку, в глубоких и скрытых тайниках его души.

Михаил Андреевич Осоргин (Ильин) (1878 - 1942)
Как странно /…/ Сколько есть веселых и бодрых книг, сколько блестящих и остроумных философских истин,- но нет ничего утешительнее Экклезиаста.


Бабкин смел, — прочёл Сенеку
И, насвистывая туш,
Снес его в библиотеку,
На полях отметив: «Чушь!»
Бабкин, друг, — суровый критик,
Ты подумал ли хоть раз,
Что безногий паралитик
Легкой серне не указ?..
"Читатель"


Слово критика о поэте должно быть объективно-конкретным и творческим; критик, оставаясь ученым, – поэт.

"Поэзия слова"




Только о великом стоит думать, только большие задачи должен ставить себе писатель; ставить смело, не смущаясь своими личными малыми силами.

Борис Константинович Зайцев (1881 - 1972)
«Верно, тут есть и лешие, и водяные, – думал я, глядя перед собой, – а может быть, здесь живет и еще какой дух… Могучий, северный дух, который наслаждается этой дикостью; может, и настоящие северные фавны и здоровые, белокурые женщины бродят в этих лесах, жрут морошку и бруснику, хохочут и гоняются друг за дружкой».
"Север"


Нужно уметь закрывать скучную книгу...уходить с плохого фильма...и расставаться с людьми, которые не дорожат тобой!


Из скромности я остерегусь указать на тот факт, что в день моего рождения звонили в колокола и было всеобщее народное ликование. Злые языки связывали это ликование с каким-то большим праздником, совпавшим с днём моего появления на свет, но я до сих пор не понимаю, при чём здесь ещё какой-то праздник?


То было время, когда любовь, чувства добрые и здоровые считались пошлостью и пережитком; никто не любил, но все жаждали и, как отравленные, припадали ко всему острому, раздирающему внутренности.
"Хождение по мукам"


Корней Иванович Чуковский (Николай Васильевич Корнейчуков) (1882 - 1969)
- Ну что плохого, - говорю я себе, - хотя бы в коротеньком слове пока? Ведь точно такая же форма прощания с друзьями есть и в других языках, и там она никого не шокирует. Великий поэт Уолт Уитмен незадолго до смерти простился с читателями трогательным стихотворением “So long!”, что и значит по-английски - “Пока!”. Французское a bientot имеет то же самое значение. Грубости здесь нет никакой. Напротив, эта форма исполнена самой любезной учтивости, потому что здесь спрессовался такой (приблизительно) смысл: будь благополучен и счастлив, пока мы не увидимся вновь.
"Живой как жизнь"


Швейцария? Это горное пастбище туристов. Я сама объездила весь свет, но ненавижу этих жвачных двуногих с Бэдэкером вместо хвоста. Они изжевали глазами все красоты природы.
"Остров погибших кораблей"


Всё, что писал и напишу, я считаю только лишь мысленным сором и ни во что почитаю мои писательские заслуги. И удивляюсь, и недоумеваю, почему по виду умные люди находят в моих стихах какое-то значение и ценность. Тысячи стихов, моих ли или тех поэтов, которых я знаю в России, не стоят одного распевца моей светлой матери.


Я боюсь, что у русской литературы одно только будущее: её прошлое.
Статья «Я боюсь»


Мы долго искали такую, подобную чечевице, задачу, чтобы направленные ею к общей точке соединенные лучи труда художников и труда мыслителей встретились бы в общей работе и смогли бы зажечь обратить в костер даже холодное вещество льда. Теперь такая задача — чечевица, направляющая вместе вашу бурную отвагу и холодный разум мыслителей, — найдена. Эта цель — создать общий письменный язык...
"Художники мира"


Поэзию он обожал, в суждениях старался быть беспристрастным. Он был удивительно молод душой, а может быть и умом. Он всегда мне казался ребёнком. Было что-то ребяческое в его под машинку стриженой голове, в его выправке, скорее гимназической, чем военной. Изображать взрослого ему нравилось, как всем детям. Он любил играть в «мэтра», в литературное начальство своих «гумилят», то есть маленьких поэтов и поэтесс, его окружавших. Поэтическая детвора его очень любила.
Ходасевич, "Некрополь"



Я, я, я. Что за дикое слово!
Неужели вон тот — это я?
Разве мама любила такого,
Желто-серого, полуседого
И всезнающего, как змея?
Ты потерял свою Россию.
Противоставил ли стихию
Добра стихии мрачной зла?
Нет? Так умолкни: увела
Тебя судьба не без причины
В края неласковой чужбины.
Что толку охать и тужить -
Россию нужно заслужить!
"Что нужно знать"


Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных.


Все люди, посланные нам -это наше отражение. И посланы они для того, чтобы мы, смотря на этих людей, исправляли свои ошибки, и когда мы их исправляем, эти люди либо тоже меняются, либо уходят из нашей жизни.


На широком поле словесности российской в СССР я был один-единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он всё равно не похож на пуделя. Со мной и поступили как с волком. И несколько лет гнали меня по правилам литературной садки в огороженном дворе. Злобы я не имею, но я очень устал…
Из письма М. А. Булгакова И. В. Сталину, 30 мая 1931 года.

Когда я умру потомки спросят моих современников: "Понимали ли вы стихи Мандельштама?" - "Нет, мы не понимали его стихов". "Кормили ли вы Мандельштама, давали ли ему кров?" - "Да, мы кормили Мандельштама, мы давали ему кров". - "Тогда вы прощены".

Илья Григорьевич Эренбург (Элиягу Гершевич) (1891 - 1967)
Может быть, пойти в Дом печати – там по одному бутерброду с кетовой икрой и диспут – «о пролетарском хоровом чтенье», или в Политехнический музей – там бутербродов нет, зато двадцать шесть молодых поэтов читают свои стихи о «паровозной обедне». Нет, буду сидеть на лестнице, дрожать от холода и мечтать о том, что все это не тщетно, что, сидя здесь на ступеньке, я готовлю далекий восход солнца Возрождения. Мечтал я и просто и в стихах, причем получались скучноватые ямбы.
"Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников"