"золотая роза" и писательский труд в рассказе "драгоценная пыль". Cочинение «К.Г.Паустовский "Золотая роза"


Константин Георгиевич Паустовский уже в юности понял, что настоящим писателем может стать человек, который хорошо знает окружающую жизнь. Он решил отправиться «в люди», год за годом пополнял запас своих жизненных наблюдений.

Представление о сути К.Г.Паустовский изложил в одном из своих поздних произведений, удивительно глубокой по содержанию повести «Золотая роза». Книга состоит из нескольких глав-рассказов, не связанных между собой сюжетом, но направленных для достижения одной цели.

Очень важным для осмысления идеи всей книги является рассказ «Драгоценная пыль» , начинающий произведение. Именно в этой главе писатель открывает тайну золотой розы, появление которой так напоминает рождение истинного произведения художественной литературы.

Главный герой рассказа – Жан Шамет, бывший солдат, принимавший участие в колониальных войнах, впервые увидел дочь своего полкового командира Сюзанну, когда она была еще восьмилетним ребенком. Возвращающуюся на родину девочку впереди ждала неизвестность, поэтому она чувствовала себя одинокой и «все время молчала».

Добрый, чуткий к чужим страданиям солдат с воодушевлением рассказывал Сюзи истории из своей жизни, многие из которых превращались в выдумку. От него девочка узнала о золотой розе, которая, по легенде, приносит счастье всем, кто до нее дотронется. «Найдется и для тебя какой-нибудь чудак», — ответил Шамет, когда маленькая спутница поинтересовалась, подарит ли ей кто-нибудь такую розу.

Голодной и однообразной была жизнь ставшего парижским мусорщиком Шамета, запах «пыли и помоек» он ощущал везде, даже «в охапках мокрых цветов», продаваемых «чистенькими старушками на бульварах». Но и в «желтой мути» дней он умел замечать прекрасное. По-прежнему пахла фиалками синяя лента, оставшаяся у Жана Шамета на память о Сюзи, в воспоминаниях «легким розовым облачком» появлялось старенькое платьице девочки.

«Пять дней над Парижем поднималось необыкновенное солнце», когда рядом с бывшим солдатом снова оказалась Сюзанна, теперь уже молодая женщина. И опять великодушный Шамет проявляет участие в ее судьбе. Прощаясь с девушкой, он напоминает ей о золотой розе.

Золотая роза в рассказе К.Паустовского символизирует мечту о счастье. Выковать для Сюзанны эту волшебную розу – такую цель поставил перед собой Жан Шамет, превратившийся из бедного парижского мусорщика в творца человеческого счастья. Чтобы подарить девушке счастье, «всю нежность, давно уже загнанную в глубину сердца», он готов прослыть чудаком, прятаться, добывая из ювелирной пыли золото.

И когда, наконец, драгоценная пыль превратилась в слиток золота, Шамет осознает, каким непривлекательным он стал: «неуклюжей образиной, ковыляющей на ревматических ногах». Достигнув цели, путь к которой был долгим, Жан узнает, что той, для кого золотая роза была предназначена, уже нет в Париже.

Ожидание встречи превратилось в боль и безысходность, в «колючий осколок», застрявший около сердца. Но созданная для счастья и благодаря вере в это счастье тончайшая золотая роза преобразила жизнь Шамета, изменила ее к лучшему.

История жизни Жана Эрнеста Шамета помогла задуматься купившему розу литератору о сущности труда писателя. Умение выбрать из всего многообразия мира только по-настоящему прекрасное и доброе, из того, что окружает человека в повседневной жизни, из «драгоценной пыли», создать поэму, повесть, роман – значит создать свою золотую розу. И, безусловно, каждое произведение К.Г.Паустовского – это лепестки розы, рожденной творчеством талантливого русского писателя.

Писатели – создатели, хранители и любители книги

I. Организационный момент

(Поздравление с началом учебного года, знакомство, сообщение об объеме курса литературы в 6 классе: три урока в неделю.)

Мы начинаем новый учебный год, он разделяет вашу школьную жизнь пополам. Теперь с каждым днем учиться в школе вам останется все меньше, чем вы уже проучились. А сколько еще надо успеть прочитать, решить, обдумать! Вы взрослеете и все больше умеете делать. Пятиклассники вам уже кажутся маленькими, а ведь еще год назад вы были такими же. Вспомним, что мы читали на уроках литературы, какие книги обсуждали.

II. Актуализация знаний (слайд 1)

– Как называется традиционное начало сказки? (Зачин.)

– Какие виды сказок вы знаете? (Волшебные, бытовые, сказки о животных.)

– Какие сказки мы читали в 5 классе? (Народные сказки «Иван – крестьянский сын и чудо -юдо», «Царевна-лягушка», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»; литературные

сказки В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, А. Погорельского, К.Г. Паустовского, С.Я. Маршака, Х.К. Андерсена.)

– Чем отличаются литературные сказки от народных? (Примерный ответ. У литературных сказок есть автор, у народных сказок автор – народ; литературные сказки не имеют вариантов, в отличие от народных они написаны языком художественной литературы, сюжет их обычно более развернут, картины реальной жизни соседствуют с чудесами и т. д.)

– Героиней какой русской народной сказки является заколдованная красавица? («Царевна-лягушка».)

– В основу какой литературной сказки положена русская народная сказка, записанная А.С. Пушкиным со слов няни Арины Родионовны: «Царевна заблудилася в лесу. Находит дом пустой – убирает его. Двенадцать братьев приезжают. “Ах, – говорят, – тут был кто-то – али мужчина, али женщина: коли мужчина, будь нам отец родной али брат названый; коли женщина, будь нам мать или сестра…”»? («Сказка о мертвой царевне…».)

– Определите жанр произведения по следующим признакам: это короткий рассказ, часто стихотворный, обычно о животных, говорящих и действующих по-человечески; в этом

рассказе есть мораль – идея рассказа. (Это басня.)

– Назовите самого известного русского баснописца. (Иван Андреевич Крылов.)

– Какие басни И.А. Крылова вы помните? (Аукцион басен: кто назовет басню последним, тот и выиграл.)

– Из какой поэмы эти строки: «Любезный сын, / Уж я забыл отчизны дальной / Угрюмый край…»? (Из поэмы «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина.)

– В тексте поэмы «Руслан и Людмила» есть строки: «Лампада гаснет, дым бежит…», «Надежда гибнет, гаснет вера…» Какие слова употреблены в переносном значении? (Бежит,

гибнет, гаснет.)

– Как называются такие средства художественной выразительности? (Олицетворение, метафора.)

– В каком произведении Н.В. Гоголя герой ради любимой совершает необыкновенное путешествие верхом на черте? (В сказочной повести «Ночь перед Рождеством» из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

– Какие еще произведения Н.В. Гоголя вы читали? («Заколдованное место».)

– Какое произведение М. Ю. Лермонтова рассказывает о событиях Отечественной войны? («Бородино».)

– Восстановите лермонтовские строки. (слайд 2)

Ну ж был денек!

Сквозь дым… (летучий)

Французы двинулись, … (как тучи),

И все на наш редут.

– Что за слова вы вставили (с точки зрения художественной выразительности)? (Эпитет, сравнение.)

– В каких литературных сказках природа помогает девочкам-героиням? («Снежная королева» Х.К. Андерсена, «Двенадцать месяцев» С.Я. Маршака.)

– Назовите жанр этих произведений. (Сказ.)

– Что вы читали летом? (слайд 3)

– Какие книги вам запомнились?

– Чем вам понравились прочитанные книги?

III. Работа по теме урока

1 Знакомство с учебником (слайд 4)

– Учебник-хрестоматия состоит из двух частей. Кто авторы-составители учебника? (В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.)

– Рассмотрите репродукции картин на обложке и форзацах, прочитайте стихотворения.

– Загляните в оглавление, определите путь на целый год.

Мы будем идти от фольклора к древнерусской литературе, от нее – к русской литературе XVIII, ХIХ и ХХ веков, затем познакомимся с некоторыми поэтическими произведениями народов России и частично – с зарубежной литературой – от древности до ХХ века.

– Как соотносятся разделы литературы, которые предстоит изучать, с иллюстрациями на обложке и форзацах?

Обратите внимание на краткий словарь литературоведческих терминов в конце ч. 2 учебника, который поможет самостоятельно разобраться в некоторых сложных вопросах.

2 Чтение статьи «В дорогу зовущие» (с. 3, 4) (слайд 5)

IV. Закрепление изученного материала

(Работа по вопросам и заданиям 1, 2, 5 рубрики «Проверьте себя» (с. 4, 5).)

V. Подведение итогов урока

Учебниками мы пользуемся на всех уроках, но учебник литературы особенный. С его помощью мы можем не просто прочитать произведения, но и попытаться понять, как они рождаются, окунуться в их глубину, проникнуть в тайны писательского мастерства, научиться читать по-настоящему, т. е. вдумчиво и с радостью.

(слайд 6) У К.Г. Паустовского есть книга о тайнах писательского мастерства – «Золотая роза». Она открывается историей, герой которой, бывший солдат французской армии Жан Шамет, мечтает подарить маленькой девочке Сюзанне необыкновенную золотую розу, приносящую счастье. Но где взять золото мусорщику Шамету?

«Обыкновенно он выбрасывал весь мусор, выметенный за день из ремесленных заведений. Но после этого… он перестал выбрасывать пыль из ювелирных мастерских. Он начал собирать ее тайком в мешок и уносил к себе в лачугу. Соседи решили, что мусорщик тронулся. Мало кому было известно, что в этой пыли есть некоторое количество золотого порошка, так как ювелиры, работая, всегда стачивают немного золота.

Шамет решил отсеять из ювелирной пыли золото, сделать из него небольшой слиток и выковать из этого слитка маленькую розу для счастья Сюзанны».

Сюзанна выросла, жизнь не баловала ее, а она все верила в цветок счастья, о котором ей рассказал Шамет. Но бедный мусорщик умер, так и не встретившись больше с Сюзанной.

А золотая роза попала к писателю, который написал в своих записках: «Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово и взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца, так же как и летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже, – все это крупинки золотой пыли.

Мы, литераторы, извлекаем их десятилетиями, эти миллионы песчинок, собираем незаметно для самих себя, превращаем в сплав и потом выковываем из этого сплава свою “золотую розу” – повесть, роман или поэму».

Почему золотая роза стала символом писательского труда?

Писатель не просто пишет «по вдохновению», он долгое время по крупицам собирает жизненный материал, преобразует его силой своего воображения, «выковывает» произведение, которое может принести читателю счастье.

Домашнее задание (слайд 7)

1 Ответить на вопросы и выполнить задания 3, 4 рубрики «Проверьте себя» (с. 5).

2 Выполнить творческое задание (с. 5).

3 Индивидуально: подготовить сообщение о рождественских и новогодних календарно-обрядовых песнях; подобрать колядки и подготовиться классом.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Писатели – создатели, хранители и любители книг…

Ну ж был денек Сквозь дым … Французы двинулись, …, И все на наш редут.

Какие книги вы читали летом? Что запомнилось? Что хочется перечитать вновь? Познакомимся с учебником

Как следует читать книгу? Почему книга сравнивается с дорогой? Почему так важно знать большое количество книг? Чем была книга для А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого? Какую книгу Л.Н. Толстой считал самой важной? Что из размышлений В. Шкловского вам показалось особенно важным? Работа с учебником. Страница 3-4.

Домашнее задание (по выбору): 1. Ответить на вопросы и выполнить задания 3, 4 рубрики «Проверьте себя» (с. 5) (письменно) 2. Выполнить творческое задание (с. 5) (письменно) 3. Индивидуально: подготовить сообщение о рождественских и новогодних календарно-обрядовых песнях; подобрать к олядки.


Языку и профессии писателя - об этом пишет К.Г. Паустовский. "Золотая роза" (краткое содержание) именно об этом. Сегодня мы поговорим об этой исключительной книге и её пользе как для обычного читателя, так и для начинающего писателя.

Писательство как призвание

"Золотая роза" - особенная книга в творчестве Паустовского. Она вышла в 1955 году, на тот момент Константину Георгиевичу исполнилось 63 года. Эта книга может называться "учебником для начинающих писателей" только отдалённо: автор приоткрывает завесу над собственной творческой кухней, рассказывает о себе, источниках творчества и роли писателя для мира. Каждый из 24 разделов несёт в себе частичку мудрости умудрённого опытом писателя, который размышляет о творчестве исходя из своего многолетнего опыта.

В отличие от современных учебников "Золотая роза" (Паустовский), краткое содержание коей мы рассмотрим дальше, имеет свои отличительные черты: здесь больше биографии и размышлений о природе писательства, а упражнения отсутствуют совсем. В отличие от многих современных авторов Константин Георгиевич не поддерживает идею всё записывать, а писатель для него - не ремесло, а призвание (от слова "зов"). Для Паустовского писатель - голос своего поколения, тот, кто должен культивировать самое лучшее, что есть в человеке.

Константин Паустовский. "Золотая роза": краткое содержание первой главы

Книга начинается легендой о золотой розе ("Драгоценная пыль"). Она рассказывает о мусорщике Жане Шамете, который хотел подарить розу из золота своей знакомой - Сюзанне, дочке полкового командира. Он сопровождал её, возвращаясь домой с войны. Девочка выросла, влюбилась и вышла замуж, но была несчастлива. А по легенде, золотая роза всегда приносит счастье своему владельцу.

Шамет был мусорщиком, у него не было денег на такую покупку. Но он работал в ювелирной мастерской и додумался просеивать пыль, которую выметал оттуда. Прошло много лет, прежде чем крупиц золота стало достаточно для того, чтобы изготовить маленькую золотую розу. Но когда Жан Шамет пошёл к Сюзанне, чтобы вручить подарок, то узнал, что она переехала в Америку...

Литература словно эта золотая роза, считает Паустовский. "Золотая роза", краткое содержание по главам коей мы рассматриваем, полностью проникнута этим утверждением. Писатель, по мнению автора, должен просеять очень много пыли, найти крупицы золота и отлить золотую розу, которая сделает жизнь отдельного человека и целого мира лучше. Константин Георгиевич считал, что писатель должен быть голосом своего поколения.

Писатель пишет, потому что слышит зов внутри себя. Он не может не писать. Для Паустовского писатель - самая прекрасная и самая сложная профессия на свете. Об этом рассказывает глава "Надпись на валуне".

Рождение замысла и его развитие

"Молния" - это глава 5 из книги "Золотая роза" (Паустовский), краткое содержание которой в том, что рождение замысла подобно молнии. Электрический заряд очень долго нарастает, чтобы позже ударить со всей силой. Всё, что писатель видит, слышит, читает, думает, переживает, накапливается, чтобы в один день стать замыслом рассказа или книги.

В следующих пяти главах автор рассказывает о непослушных персонажах, а также о зарождении замысла повестей "Планета Марц" и "Кара-Бугаз". Для того чтобы писать, нужно иметь о чем писать - главная идея этих глав. Личный опыт для писателя очень важен. Не тот, что создан искусственно, а тот, который человек получает, живя активной жизнью, работая и общаясь с разными людьми.

"Золотая роза" (Паустовский): краткое содержание глав 11-16

Константин Георгиевич трепетно любил русский язык, природу и людей. Они восхищали и вдохновляли его, заставляли писать. Писатель придаёт знанию языка колоссальное значение. Каждый, кто пишет, по мнению Паустовского, имеет свой писательский словарь, куда выписывает все новые слова, которые впечатлили. Он приводит пример из своей жизни: слова "глухомань" и "свей" были ему неведомы очень долгое время. Первое он услышал от лесника, второе нашёл в стихе Есенина. Значение его долго оставалось непонятным, пока знакомый филолог не объяснил, что свей - это те "волны", которые оставляет ветер на песке.

Нужно развивать чутье слова, чтобы мочь передать его смысл и свои мысли правильно. Кроме этого, очень важно грамотно расставлять знаки препинания. Поучительную историю из реальной жизни можно прочесть в главе "Случаи в магазине Альшванга".

О пользе воображения (главы 20-21)

Хотя писатель ищет вдохновение в мире реальном, воображение играет в творчестве большую роль, твердит "Золотая роза", краткое содержание коей было бы неполным без этого, переполнена упоминаниями о писателях, чьи мнения насчёт воображения сильно расходятся. Например, упоминается словесная дуэль с Ги де Мопассаном. Золя твердил, что воображение писателю не нужно, на что Мопассан ответил вопросом: "Как же Вы тогда пишете свои романы, имея одну газетную вырезку и неделями не выходя из дома?".

Много глав, в том числе "Ночной дилижанс" (глава 21), написаны в форме рассказа. Это история о сказочнике Андерсене и том, что важно сохранять баланс между реальной жизнью и воображением. Паустовский старается донести до начинающего писателя очень важную вещь: ни в коем случае нельзя отказываться от реальной, полноценной жизни ради воображения и жизни выдуманной.

Искусство видеть мир

Нельзя питать творческую жилу только литературой - главная мысль последних глав книги "Золотая роза" (Паустовский). Краткое содержание сводится к тому, что автор не доверяет писателям, которые не любят другие виды искусства - живопись, поэзию, архитектуру, классическую музыку. Константин Георгиевич высказал на страницах интересную мысль: проза - это также поэзия, только без рифмы. Каждый Писатель с большой буквы читает очень много стихов.

Паустовский советует тренировать глаз, учиться смотреть на мир глазами художника. Он рассказывает свою историю общения с художниками, об их советах и том, как он сам развивал своё эстетическое чутье, наблюдая за природой и архитектурой. Сам писатель когда-то прислушался к нему и достиг таких вершин владения словом, что даже стала перед ним на колени (фото выше).

Итоги

В этой статье мы разобрали главные моменты книги, но это не полное содержание. "Золотая роза" (Паустовский) - книга, которую стоит прочесть каждому, кто любит творчество этого писателя и хочет узнать о нем больше. Она будет полезна также начинающим (и не очень) писателям, чтобы обрести вдохновение и понять, что писатель - не узник своего таланта. Более того, писатель обязан жить активной жизнью.

Урок 1. Тема: Литература открывает мир.
Цель: дать представление о художественной литературе как особой форме
познания действительности; повторение изученного в 5 классе; знакомство с учебником – хрестоматией.
Ход урока
Когда я вижу вокруг себя, как люди, не
зная, куда девать своё свободное
время, изыскивают самые жалкие
занятия и развлечения, я разыскиваю
книгу и говорю себе: этого одного
довольно на целую жизнь.
Ф.М. Достоевский
Художественное произведение
Выразительное чтение и обсуждение статьи учебника «В дорогу зовущие» (из размышлений В.Б. Шкловского) (стр.3-5)
Ответить на вопросы учебника (стр.5)
Задание 1.
Почему В.Б. Шкловский называет книгу «дорогой»?
Книга – дорога, ведущая нас по жизни, помогающая нам теми знаниями, которые мы из неё узнали.
Как советует рассматривать и читать книгу В.Б. Шкловский?
Книгу нужно рассматривать и читать внимательно, как часовщик - часы или шофёр – машину.
Чего не надо бояться?
Не нужно бояться, что написано так много книг, не нужно бояться читать много самых разных книг – все они пригодятся.
Как относился к книге А.С. Пушкин?
Пушкин читал много, поэтому много знал. Его интересы были очень широки, поэтому он читал самые разные книги. Он умел правильно читать книги – серьёзно, внимательно.
Как относился к книге Л.Н. Толстой?
Толстой умел брать из книг больше, чем в них написано, поэтому, читая Жюля Верна, он размышлял о тяготении, невесомости...
«Книги для Пушкина и для Толстого – предмет для мысли, материал для мысли. Они на ней не останавливаются, она их как бы толкает вперёд и дальше. И дальше от неё уходят».
Как относился к книге Н.В. Гоголь?
Гоголь из знаний, полученных в книгах, составлял свои словари.
Задание 5
Какую книгу считал Л.Н. Толстой самой важной?
Л.Н. Толстой считал, что книга, которую читаешь сейчас, - самая важная.
Задание 2
Согласны ли вы с мнением Андре Моруа?
Андре Моруа (французский писатель): «А как следует читать? Если книга нас захватывает, то в первый раз мы читаем её быстро и увлечённо. Мы просто глотаем страницы. Но в дальнейшем (а хорошую книгу читают и перечитывают много раз) нужно читать с карандашом или пером в руке.
Ничто так не формирует хороший вкус и верность суждений, как привычка выписывать понравившийся отрывок или отмечать глубокую мысль.
Нужно дать себе слово ничего не пропускать при чтении писателей, которых по-настоящему ценишь».
Можно согласиться с имением А. Моруа. Интересную книгу всегда читаешь быстро, увлечённо листая одну страницу за другой. Нам интересно узнать, чем закончится история. Но в дальнейшем перечитываешь эту книгу уже с карандашом в руках. Мы выписываем понравившиеся нам выражения, отрывки, мысли автора. Для нас уже главное в чтении – не пропустить ничего интересного.
Согласны ли вы с мнением Сомерсет Моэмом?
Сомерсет Моэм (английский писатель): «Я до сих пор читаю много критики, потому что этот литературный жанр мне нравится. Интересно соглашаться с автором; интересно с ним спорить; и всегда интересно узнать, что думает умный человек о каком-нибудь писателе»
Моэм говорит о том, что он много читает критики, потому что ему нравится этот литературный жанр. Автору интересно спорить и соглашаться с критиком. И всегда интересно узнать, что думает критик о писателе. Я думаю, что Моэм прав.
К.Г. Паустовский о тайне писательского мастерства в книге «Золотая роза».
У К.Г. Паустовского есть книга о тайне писательского мастерства «Золотая роза». Она открывается историей, герой которой бывший солдат французской армии Жан Шамет мечтает подарить маленькой девочке Сюзане необыкновенную золотую розу, приносящую счастье. Но где взять золото мусорщику Шамету? «Обыкновенно он выбрасывал весь мусор, выметенный за день из ремесленных заведений. Но после этого он перестал выбрасывать пыль из ювелирных мастерских. Он начал собирать её тайком в мешок и уносил к себе в лачугу. Соседи решили, что мусорщик «тронулся». Мало кому было известно, что в этой пыли есть некоторое количество золотого порошка, так как ювелиры, работая всегда стачивают немного золота».
Шамет решил отсеять из ювелирной пыли золото, сделать из него небольшой слиток и выковать из этого слитка маленькую розу для счастья Сюзанны.
Сюзанна выросла, жизнь не баловала её, но она верила в цветок счастья, о котором ей рассказал Шамет. Но мусорщик умер, так и не встретившись больше с Сюзанной. А золотая роза попала к писателю, который написал в своих записках: «Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово или взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца, так же как и летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже – всё это крупинки золотой пыл.
Мы, литераторы, извлекаем их десятилетиями, эти миллионы песчинок, собираем незаметно для себя, превращаем в сплав и потом выковываем из этого сплава свою «золотую розу» - повесть, роман или поэму».
Почему «золотая роза» стала символом писательского труда?
Писатель не просто пишет «по вдохновению», он долгое время по крупицам собирает жизненный материал, преобразует, «выковывает» произведение, котрое может принести читателю счастье.
Художественное произведение и автор.
- Что такое художественное произведение?
Рассмотрите обложку учебника с фрагментом картины И.И. Левитана «После дождя. Плёс»
- Если бы вы стояли на том самом месте, где стоял художник, с фотоаппаратом в руках и сфотографировали бы Волгу и город Плёс, какой получилась бы фотография?
- Была бы она похожа на картину?
- Что отличало бы фотографию от картины Левитана?
С помощью фотографии мы сможем более точно и подробно передать увиденный пейзаж, но не сможем отразить своё впечатление и настроение, которое эта местность вызывает у нас.
- С чем можно сравнить художественное произведение? Это фотография, которая точно отображает мир, или живописное полотно, в котором выражены настроения и мысли автора?
Художественное произведение – это произведение искусства, сказанное писателем или поэтом о мире, в котором отражается окружающая действительность и личность автора.
- Кто такой автор?
Автор – это создатель литературного произведения. В произведении автор высказывает свои мысли и чувства, свою оценку реальности.
- Для чего автор создаёт свои произведения?
Знакомство с учебником.
Домашнее задание.
1. Прочитать стр. 3 – 5. Составить памятку «Как нужно относиться к книге» (в тетради)
2. На выбор (письменно в тетради):
1. Подготовить сообщение «Книги и чтение в моей жизни» (6 – 10 предложений)
2. Написать заметку для школьной электронной газеты «Как я выбираю книги для чтения» (6 – 10 предложений)

Очень кратко О писательском мастерстве и психологии творчества

Драгоценная пыль

Мусорщик Жан Шамет убирает ремесленные мастерские в парижском предместье.

Служа солдатом во время мексиканской войны, Шамет заболел лихорадкой, и его отправили на родину. Полковой командир поручил Шамету отвезти во Францию свою восьмилетнюю дочь Сюзанну. Всю дорогу Шамет заботился о девочке, а Сюзанна охотно слушала его истории о золотой розе, приносящей счастье.

Однажды Шамет встречает молодую женщину, в которой узнаёт Сюзанну. Плача, она говорит Шамету, что ей изменил возлюбленный, и у неё нет теперь дома. Сюзанна селится у Шамета. Через пять дней она мирится с возлюбленным и уезжает.

Расставшись с Сюзанной, Шамет перестаёт выбрасывать из ювелирных мастерских сор, в котором всегда остаётся немного золотой пыли. Он строит маленькую веялку и перевеивает ювелирную пыль. Добытое за много дней золото Шамет отдаёт ювелиру для изготовления золотой розы.

Роза готова, но Шамет узнаёт, что Сюзанна уехала в Америку, и след её затерялся. Он бросает работу и заболевает. Никто не ухаживает за ним. Навещает его только ювелир, сделавший розу.

Вскоре Шамет умирает. Ювелир продаёт розу пожилому писателю и рассказывает ему историю Шамета. Роза представляется писателю прообразом творческой деятельности, в которой, «как из этих драгоценных пылинок, рождается живой поток литературы».

Надпись на валуне

Паустовский живёт в маленьком домике на Рижском взморье. Неподалёку лежит большой гранитный валун с надписью «В память всех, кто погиб и погибнет в море». Паустовский считает эту надпись хорошим эпиграфом к книге о писательском труде.

Писательство - призвание. Писатель стремится передать людям мысли и чувства, волнующие его самого. По велению зова своего времени и народа писатель может стать героем, вынести тяжёлые испытания.

Пример этому - судьба голландского писателя Эдуарда Деккера, известного под псевдонимом «Мультатули» (лат. «Многострадальный»). Служа правительственным чиновником на острове Ява, он защищал яванцев и встал на их сторону, когда они восстали. Мультатули умер, так и не дождавшись справедливости.

Столь же самоотверженно был предан своему делу и художник Винсент Ван-Гог. Он не был борцом, но внёс в сокровищницу будущего свои картины, воспевающие землю.

Цветы из стружек

Величайший дар, остающиеся нам от детства - поэтическое восприятие жизни. Человек, сохранивший этот дар, становится поэтом или писателем.

Во время своей бедной и горькой молодости Паустовский пишет стихи, но вскоре понимает, что его стихи - это мишура, цветы из раскрашенных стружек, и вместо них пишет свой первый рассказ.

Первый рассказ

Эту историю Паустовский узнаёт от жительницы Чернобыля.

Еврей Йоська влюбляется в красавицу Христу. Девушка тоже любит его - маленького, рыжего, с писклявым голосом. Христя переезжает в дом Йоськи и живёт с ним как жена.

Местечко начинает волноваться - еврей живёт с православной. Йоська решает выкреститься, но отец Михаил отказывает ему. Йоська уходит, обругав священника.

Узнав о решении Йоськи, раввин проклинает его семью. За оскорбление священника Йоська попадает в тюрьму. Христя умирает от горя. Исправник выпускает Йоську, но тот теряет рассудок и становится нищим.

Вернувшись в Киев, Паустовский пишет об этом свой первый рассказ, весной перечитывает его и понимает - в нём не чувствуется преклонения автора перед любовью Христы.

Паустовский считает, что запас его житейских наблюдений очень беден. Он бросает писать и десять лет скитается по России, меняет профессии и общается с самыми разными людьми.

Молния

Замысел - это молния. Он возникает в воображении, насыщенном мыслями, чувствами, памятью. Для появления замысла нужен толчок, которым может быть всё, происходящее вокруг нас.

Воплощение замысла - это ливень. Замысел развивается от постоянного соприкосновения с действительностью.

Вдохновение - это состояние душевного подъёма, сознания своей творческой силы. Тургенев называет вдохновение «приближением бога», а для Толстого «вдохновение состоит в том, что вдруг открывается то, что можно сделать...».

Бунт героев

Планы своих будущих произведений составляют почти все писатели. Писать без плана могут писатели, обладающие даром импровизации.

Как правило, герои задуманного произведения сопротивляются плану. Лев Толстой писал, что его герои ему не подчиняются и поступают так, как им хочется. Всем писателям известна эта неподатливость героев.

История одной повести. Девонский известняк

1931 год. Паустовский снимает комнату в городе Ливны Орловской области. У хозяина дома жена и две дочери. Старшую, девятнадцатилетнюю Анфису, Паустовский встречает на берегу реки в обществе хилого и тихого светловолосого подростка. Выясняется, что Анфиса любит мальчика, больного туберкулёзом.

Однажды ночью Анфиса кончает с собой. Впервые Паустовский становится свидетелем безмерной женской любви, которая сильнее смерти.

Железнодорожный врач Мария Дмитриевна Шацкая приглашает Паустовского переехать к ней. Она живёт с матерью и братом, геологом Василием Шацким, сошедшим с ума в плену у басмачей Средней Азии. Василий постепенно привыкает к Паустовскому и начинает разговаривать. Шацкий интересный собеседник, но при малейшей усталости он начинает бредить. Его историю Паустовский описывает в «Кара-Бугазе».

Замысел повести появляется у Паустовского во время рассказов Шацкого о первых исследованиях Кара-Бугаского залива.

Изучение географических карт

В Москве Паустовский достаёт подробную карту Каспийского моря. В своём воображении писатель долго странствует по его берегам. Его отец не одобряет увлечения географическими картами - оно сулит много разочарований.

Привычка представлять себе разные места помогает Паустовскому правильно увидеть их в действительности. Поездки в Астраханскую степь и на Эмбу дают ему возможность написать книгу о Кара-Бугазе. Только небольшая часть собранного материала входит в повесть, но Паустовский не жалеет - это материал пригодится для новой книги.

Зарубки на сердце

Каждый день жизни оставляет в памяти и на сердце писателя свои зарубки. Хорошая память - одна из основ писательства.

Работая над рассказом «Телеграмма», Паустовский успевает полюбить старый дом, где живёт одинокая старушка Катерина Ивановна, дочь известного гравёра Пожалостина, за его тишину, запах берёзового дыма из печки, старые гравюры на стенах.

Катерина Ивановна, жившая с отцом в Париже, очень страдает от одиночества. Однажды она жалуется Паустовскому на свою одинокую старость, а через несколько дней сильно заболевает. Паустовский вызывает из Ленинграда дочь Катерины Ивановны, но она опаздывает на три дня и приезжает уже после похорон.

Алмазный язык

Родник в мелколесье

Чудесные свойства и богатство русского языка открываются лишь тому, кто любит и знает свой народ, чувствует прелесть нашей земли. В русском языке есть много хороших слов и названий для всего, что существует в природе.

У нас есть книги знатоков природы и народного языка - Кайгородова, Пришвина, Горького, Аксакова, Лескова, Бунина, Алексея Толстого и многих других. Главный же источник языка - сам народ. Паустовский рассказывает о леснике, которого восхищает родство слов: родник, рождение, родина, народ, родня...

Язык и природа

В лето, проведённое Паустовским в лесах и лугах Средней России, писатель заново узнаёт много слов, известных ему, но далёких и непережитых.

Например, «дождевые» слова. Каждый вид дождя имеет в русском языке отдельное самобытное название. Спорый дождь льётся отвесно, сильно. Мелкий грибной дождь сыплет из низких туч, после него начинают буйно лезть грибы. Слепой дождь, идущий при солнце, народ называет «Царевна плачет».

Одно из прекрасных слов русского языка - слово «заря», а рядом слово «зарница».

Груды цветов и трав

Паустовский ловит рыбу в озере с высокими, крутыми берегами. Он сидит у самой воды в густых зарослях. Наверху, на заросшем цветами лугу, деревенские дети собирают щавель. Одна из девочек знает названия множества цветов и трав. Потом Паустовский узнаёт, что бабка девочки - лучшая в области травница.

Словари

Паустовский мечтает о новых словарях русского языка, в которых можно было бы собрать слова, имеющие отношение к природе; меткие местные слова; слова из разных профессий; мусорные и мёртвые слова, канцелярщину, засоряющую русский язык. Словари эти должны быть с объяснениями и примерами, чтобы их можно было читать как книги.

Эта работа не под силу одному человеку, ведь наша страна богата словами, описывающими всё разнообразие русской природы. Богата наша страна и местными диалектами, образными и благозвучными. Превосходна морская терминология и разговорный язык моряков, которые, как и язык людей многих других профессий, заслуживают отдельного исследования.

Случай в магазине Альшванга

Зима 1921 года. Паустовский живёт в Одессе, в бывшем магазине готового платья «Альшванг и компания». Он служит секретарём в газете «Моряк», где работает много молодых писателей. Из старых писателей часто заходит в редакцию только Андрей Соболь, всегда чем-то взволнованный человек.

Однажды Соболь приносит в «Моряк» свой рассказ, интересный и талантливый, но раздёрганный, спутанный. Предложить Соболю исправить рассказ никто не решается из-за его нервозности.

Корректор Благов за одну ночь исправляет рассказ, не изменив ни одного слова, а просто правильно расставив знаки препинания. Когда рассказ печатают, Соболь благодарит Благова за его мастерство.

Как будто пустяки

Свой добрый гений есть почти у каждого писателя. Паустовский считает своим вдохновителем Стендаля.

Есть множество незначительных на первый взгляд обстоятельств и навыков, помогающих писателям работать. Известно, что Пушкин лучше всего писал осенью, часто пропускал места, которые ему не давались, и возвращался к ним позже. Гайдар придумывал фразы, потом записывал их, потом опять придумывал.

Паустовский описывает особенности писательского труда Флобера, Бальзака, Льва Толстого, Достоевского, Чехова, Андерсена.

Старик в станционном буфете

Паустовский очень подробно рассказывает историю о бедном старике, у которого не было денег накормить свою собаку Пети. Однажды старик заходит в буфет, где молодые люди пьют пиво. Пети начинает выпрашивать у них бутерброд. Они кидают собаке кусок колбасы, оскорбляя при этом её хозяина. Старик запрещает Пети брать подачку и на последние гроши покупает её бутерброд, но буфетчица даёт ему два бутерброда - это её не разорит.

Писатель рассуждает об исчезновении подробностей из современной литературы. Подробность нужна, только если она характерна и тесно связана с интуицией. Хорошая подробность вызывает у читателя верное представление о человеке, событии или эпохе.

Белая ночь

Горький задумывает издать серию книг «История фабрик и заводов». Паустовский выбирает старинный завод в Петрозаводске. Он был основан Петром Первым для отливки пушек и якорей, потом изготовлял бронзовое литьё, а после революции - дорожные машины.

В петрозаводских архивах и библиотеке Паустовский находит много материала для книги, но ему никак не удаётся создать из разрозненных заметок единое целое. Паустовский решает уехать.

Перед отъездом он находит на заброшенном кладбище могилу, увенчанную сломанной колонной с надписью по-французски: «Шарль Евгений Лонсевиль, инженер артиллерии Великой армии Наполеона...».

Материалы об этом человеке «скрепляют» собранные писателем данные. Участник Французской революции Шарль Лонсевиль был взят в плен казаками и сослан на Петрозаводский завод, где умер от горячки. Материал был мёртв, пока не появился человек, ставший героем повести «Судьба Шарля Лонсевиля».

Животворящее начало

Воображение - свойство человеческой натуры, создающее вымышленных людей и события. Воображение заполняет пустоты человеческой жизни. Сердце, воображение и разум - среда, где зарождается культура.

Воображение основано на памяти, а память - на действительности. Закон ассоциаций сортирует воспоминания, которые теснейшим образом участвуют в творчестве. Богатство ассоциаций свидетельствует о богатстве внутреннего мира писателя.

Ночной дилижанс

Паустовский планирует написать главу о силе воображения, но заменяет её рассказом об Андерсене, который едет из Венеции в Верону ночным дилижансом. Попутчицей Андерсена оказывается дама в тёмном плаще. Андерсен предлагает погасить фонарь - темнота помогает ему выдумывать разные истории и представлять себя, некрасивого и застенчивого, юным оживлённым красавцем.

Андерсен возвращается к действительности и видит, что дилижанс стоит, а возница торгуется с несколькими женщинами, которые просят их подвезти. Возница требует слишком много, и Адерсен приплачивает за женщин.

Через даму в плаще девушки пытаются узнать, кто им помог. Андерсен отвечает, что он предсказатель, умеет угадывать будущее и видеть в темноте. Он называет девушек красавицами и предсказывает каждой из них любовь и счастье. В благодарность девушки целуют Андерсена.

В Вероне дама, представившаяся Еленой Гвиччиоли, приглашает Андерсена в гости. При встрече Елена признаётся, что узнала в нём знаменитого сказочника, который в жизни боится сказок и любви. Она обещает помочь Андерсену, как только это потребуется.

Давно задуманная книга

Паустовский решает написать книгу-сборник коротких биографий, среди которых найдётся место и для нескольких рассказов о безвестных и забытых людях, бессребрениках и подвижниках. Один из них - речной капитан Оленин-Волгарь, человек с чрезвычайно насыщенной жизнью.

В этом сборнике Паустовский хочет упомянуть и о своём знакомом - директоре краеведческого музея в маленьком городке Средней России, которого писатель считает примером преданности делу, скромности и любви к своему краю.

Чехов

Некоторые рассказы писателя и врача Чехова - образцовые психологические диагнозы. Жизнь Чехова поучительна. Много лет он по каплям выдавливал из себя раба - именно так Чехов говорил о себе. Паустовский хранит часть своего сердца в чеховском доме на Аутке.

Александр Блок

В ранних малоизвестных стихах Блока есть строчка, вызывающая в памяти всю прелесть туманной юности: «Весна моей мечты далёкой...». Это озарение. Из таких озарений состоит весь Блок.

Ги де Мопассан

Творческая жизнь Мопассана стремительна, как метеор Беспощадный наблюдатель человеческого зла, к концу жизни он склонялся к прославлению любви-страдания и любви-радости.

В последние часы Мопассану казалось, что его мозг изъеден какой-то ядовитой солью. Он сожалел о чувствах, которые отверг в своей торопливой и утомительной жизни.

Максим Горький

Для Паустовского Горький - вся Россия. Как нельзя представить Россию без Волги, так нельзя подумать, что в ней нет Горького. Он любил и досконально знал Россию. Горький открывал таланты и определял эпоху. От таких людей, как Горький, можно начинать летоисчисление.

Виктор Гюго

Гюго, неистовый, бурный человек, преувеличивал всё, что видел в жизни и о чём писал. Он был рыцарем свободы, её глашатаем и вестником. Гюго внушил многим писателям любовь к Парижу, и за это они благодарны ему.

Михаил Пришвин

Пришвин родился в старинном городе Ельце. Природа вокруг Ельца очень русская, простая и небогатая. В этом её свойстве лежит основа писательской зоркости Пришвина, секрет пришвинского обаяния и колдовства.

Александр Грин

Паустовский удивлён биографией Грина, его тяжкой жизнью отщепенца и неприкаянного бродяги. Непонятно, как этот замкнутый и страдающий от невзгод человек сохранил великий дар мощного и чистого воображения, веру в человека. Поэма в прозе «Алые паруса» причислила его к замечательным писателям, ищущим совершенства.

Эдуард Багрицкий

В рассказах Багрицкого о себе столько небылиц, что порой невозможно отличить истину от легенды. Выдумки Багрицкого - характерная часть его биографии. Он сам искренне верил в них.

Багрицкий писал великолепные стихи. Он умер рано, так и не взяв «ещё несколько трудных вершин поэзии».

Искусство видеть мир

Знание смежных с искусством областей - поэзии, живописи, архитектуры, скульптуры и музыки - обогащает внутренний мир писателя, придаёт особую выразительность его прозе.

Живопись помогает прозаику увидеть краски и свет. Художник часто замечает то, чего писатели не видят. Паустовский впервые видит всё разнообразие красок русского ненастья благодаря картине Левитана «Над вечным покоем».

Совершенство классических архитектурных форм не даст писателю составить тяжеловесную композицию.

У талантливой прозы свой ритм, зависящий от, чувства языка и хорошего «писательского слуха», который связан со слухом музыкальным.

Больше всего обогащает язык прозаика поэзия. Лев Толстой писал, что никогда не поймёт, где граница между прозой и поэзией. Владимир Одоевский назвал поэзию предвестником «того состояния человечества, когда оно перестанет достигать и начнёт пользоваться достигнутым».

В кузове грузовой машины

1941 год. Паустовский едет в кузове грузовика, прячась от налётов немецкой авиации. Попутчик спрашивает писателя, о чём он думает во время опасности. Паустовский отвечает - о природе.

Природа будет действовать на нас со всей силой, когда наше душевное состояние, любовь, радость или печаль придут в полное соответствие с ней. Природу надо любить, и эта любовь найдёт верные пути, чтобы выразить себя с наибольшей силой.

Напутствие самому себе

Паустовский заканчивает первую книгу своих заметок о писательском труде, понимая, что работа не закончена и осталось множество тем, о которых нужно написать.