Художники кубизма. Харктерные особенности кубизма


Кубизм (от французского слова куб) - направление в живописи возникшее в начале 20 века, которое характеризуется использованием геометрическим фигур и форм, угловатой манерой письма.

Прежде всего это направление связывают с творчеством двух художников Пабло Пикассо и Жоржа Брака. Термин появился после того как французский критик Луи Восель посетил выставку работ художников-кубистов и назвал их «кубическими причудами». История развития этого направления можно разделить на три этапа:

Этапы кубизма

Сезановский (1907-1909),

Аналитический (1909-1912)

Синтетический (1913-1914)

Для первого этапа характерен грубый, массивный стиль с преобладанием коричневых, зеленых и желтых оттенков. Человек, природа, окружающие пространство принимают форму крупных геометрических фигур слитых воедино. Именно в такой манере создавал свои картины Сезанн, но спустя некоторое время художники стали больше склоняться к более мелким фигурам, как средсву передать свое видение окружающего мира.

Портрет Амбруаза Воллара, написан Пабло Пикассо в 1910 году

Аналитический кубизм отходит от принятых угловатых и массивных форм и линий, объект делится на мелкие грани, которые чётко отделены друг от друга. В это время кубизм больше интегрируется с другими течениями в европейской живописи. При этом оказывая на них большое влияние. В Чехии того времени даже появился стиль архитектурного кубизма, которой доминировал довольно долгое время.


"Скрипка и подсвечник", Жорж Брак, 1910 год.

В синтетическом кубизме выделяются два художника Пикассо и Брак. Объемность и массивность пространства уступает место реальным материалам: вырезкам из газет журналов, кусочкам ткани и прочим подручным предметам. Большое значение придается надписям и тексту. Так Пикассо создал картину полностью состоящею из газетных заголовках о катастрофах. Таким образом картины заменяются рельефными коллажами.


"Арлекин с гитарой", Хуан Грис, 1919 год

Позже многие художники перешли в другие течения, открыли для себя новые художественные горизонты, но кубизм оставил значительный отпечаток в их творчестве и в мировом искусстве.

Характерные черты кубизма

Художники отказались от пропорций и привычных перспектив, которые использовались в живописи со времен эпохи Возрождения, они также отвергли реалистичное моделирование объектов.

Кубисты изображали свободные формы, причудливое построение фигур и предметов, как бы пропускали через объекты потоки света и стремились показать объект с разных ракурсов. Некоторые исследователи искусства утверждают, что эти нововведения представляли собой ответ на изменение материи пространства, центробежные силы движения и времени в современном мире.

Для кубистов также характерно было использование посторенних предметов в создании творческих объектов. Так например, для своих картин многие использовали вырезки из газет и составляли своеобразные коллажи, тем самым подчеркивая связь между своим творчеством и трагичными событиями в жизни общества – последствиями Первой мировой войны.

Кубизм – узнаваемый, необычный стиль, отображающий природу, людей, неодушевленные предметы, не прибегая к имитации. Кубизм в живописи зародился в первой четверти XX века и стал одним из направлений развития модернистской культуры.

Особенности стиля

Главная особенность – отказ от объемного изображения реальности. Картины в стиле кубизм узнаваемы, благодаря плоскому виду без светотени и перспективы. Изображения деформированы, нелогичны, иррациональны, разбиты на отдельные детали – натюрморт, портрет похожи на набор взаимодействующих геометрических фигур.

Это направление искусства стало особой формой авангарда, где доминирующую роль играют острые углы, прямые линии, нейтральная цветовая гамма. Изображения – натюрморт, портрет – не должны выглядеть реалистично, они походят на пазл, который предстоит мысленно собрать зрителю. Кубизм относят к разным направлениям живописи – абстракционизму, примитивизму, авангардизму.

Основание течения и первые творцы

Первые работы связаны с творчеством Пабло Пикассо и Жоржа Брака. Временем возникновения направления считают 1907 год. Одна из первых ярких и репрезентативных работ – картина «Авиньонские девицы». Творение Пикассо отличалось рубленными, грубыми линиями, острыми углами, отсутствием игры теней и перспективы. Нереалистичное изображение обнаженных женщин характерно для кубизма.

Сангина рисование красными мелками

Художник использовал нейтральные, природные цвета. Африканские маски, по мнению искусствоведов, являются символом зарождения нового течения живописи.

Основоположник кубизма дал картине название «Философский бордель», а переименована она была Андре Сальмоном – писателем, другом художника. В полотне отслеживаются влияния картины Сезанна «Купальщицы».

По мнению искусствоведа Эрнста Гомбриха, основатель кубизма – Поль Сезанн, а Пабло Пикассо был его учеником. Именно Сезанн в письме к Пикассо изложил совет применять простые, геометрические формы: сферы, цилиндры, конусы. Автор письма имел в виду основу, базу для создания изображения, но Пабло Пикассо истолковал этот совет буквально.

Со времен эпохи Возрождения художники стремились к максимальной реалистичности передаваемого изображения. Кубизм полностью оторвался от реалистичности, натуральности, гармонии передачи света и тени. Стремление к созданию плоского изображения в натюрморте, портрете, вместо объемного – главная черта творчества первых кубистов. Они использовали геометрические фигуры для абстрактной передачи изображений людей, природы, предметов. Формы, переданные на картинах – осязаемые, незамысловатые, простые. Натюрморт и портреты отображают суть, эмоции, но не истинное, реалистичное изображение.
Термин «кубизм» появился в 1908 году, благодаря критику Луи Вокселю. Излагая мнение о картинах Брака, он назвал их «кубическими причудами».

Пуантилизм как стиль в живописи

Родиной кубизма считается Франция, но направление живописи активно развивалось и за ее пределами – в России (в форме кубофутуризма), Чехословакии. Современный стиль кубизм тяготеет к абстракции, футуризму.

Кубизм не сразу прижился в мире искусства – он часто становился предметом насмешек и жесткой критики. Это радикальное для живописи течение, пришедшее на смену реализму, было предметом нелестных отзывов. Также представители стиля, работавшие в этом стиле, стали предметом интереса прессы. Кубический натюрморт и другие жанры были смелым творческим экспериментом. Поклонников нового, необычного стиля, было немного, но среди них были критики и меценаты.

Развитие направления

В процессе эволюции стиля выделяется три периода:

Сезан

Ранний период развития или «сезанновский кубизм» — становление нового направления в живописи под влиянием работ Сезанна и африканских скульптурных композиций. Длился период с 1907 до 1909 года. В работах художников передается объем при помощи цвета – мощные изображения еще не укладываются в рамки плоского изображения.

Импрессионизм как стиль в живописи

Аналитика

Аналитический период (1910 – 1912) – этап переосмысления кубизма. Цвет на картине практически отсутствует, формы расплывчатые, нечеткие, каждый предмет делится на небольшие грани. Одна из наиболее репрезентативных работ второго периоды – «В честь И.С. Баха» Ж. Брака. Жанры – натюрморт, портрет.

Художники подают объекты более детализовано, исходя из собственного видения. Предметы разбиты на блоки, детали геометрических форм. Иногда виденье художника нарушает пространство и время. Путем дробления целого на геометрические фигуры, художники пытались проникнуть в суть вещей.

Работы, характерные для аналитического периода, считаются наиболее показательными для кубизма – у многих именно с такими полотнами ассоциируется все направление. Наиболее известные примеры аналитического кубизма – работы Пабло Пикассо «Бутылка и книги», «Стол архитектора», «Человек с кларнетом», «Человек со скрипкой».

Развитие

Синтетический период (1913 – 1914) – период развитого кубизма. Картины становятся более выразительными, яркими, декоративными. Основателем этого направления считается Хуан Грис. Время появления – 1912 год, но наиболее полно стиль раскрылся в 1913 году. Творцы стремились передать на картине самодостаточный, а не иллюзорный объект. Наиболее развитый жанр – натюрморт.

Концептуализм как стиль в живописи

Изображение плоское, комбинированное с наклейками, надписями. Популярны коллажи из необъемных геометрических фигур, из цветной бумаги или газет, некоторые художники полностью рисовали их, не используя дополнительные материалы. Представители синтетического кубизма – Пабло Пикассо, Жорж Брак.

Цвета и объем утратили привычное значение. С развитием кубизма, оттенки стали схематичными: чтобы передать выступающие объекты в натюрморте или другом жанре, изображенные на переднем плане, использовали светлые, теплые тона, для удаленных предметов – темные оттенки.

После Первой мировой войны Брак и Пикассо, которые работали совместно, прекратили сотрудничество. Творчество каждого из них оказало заметное влияние на футуризм, пуризм, вортицизм.

Известные полотна

«Мандора», Ж. Брак

Пример кубизма ранней аналитической стадии, натюрморт, представленный в нейтральных, мрачных тонах. На картине изображен музыкальный инструмент – мандора. Специалисты называют картину пробой работы с мрачными тонами. Художник решил отказаться от ярких красок, остановив внимание на композиции, деталях.

«Три музыканта в масках», П. Пикассо

Работа представляет синтетический кубизм, написана незадолго до переориентации живописца на сюрреализм. Используются яркие тона, четкие геометрические формы. Центральные персонажи полотна похожи на аппликацию из цветной бумаги, наклеенную на холст.

Минимализм как стиль в живописи

«Фантомас», Х.Грис

Грису искусство обязано за разработку техники создания коллажей. Абстрактные изображения переплетаются с газетными и журнальными вырезками. «Фантомас» — яркий пример синтетического кубизма. Именно Грис первым начал использовать яркие тона в работах – это оказало влияние на творчество Пабло Пикассо и Жоржа Брака.

«Мужчина в кафе», Х.Грис

Живописец удачно использовать яркие цвета и текстуры. Картину можно назвать репрезентативным образцом синтетического кубизма – используется техника создания коллажа.

«Дама в голубом», Ф.Леже

Изображение выполнено с использованием ярких красок. Полотно относят как к синтетическому кубизму, так и к ранней абстракции. Главная идея Леже – передать характер, внутренний мир женщины, не останавливаясь на детализации ее внешности.

ОТВЕТ:

Характерной особенностью кубизма является отсутствие цветовой палитры. Использовались только коричневый, черный и серый тона. Это делалось специально, чтобы не будить эмоциональную составляющую и не отвлекать от познания предмета.

Кубизм – первая четверть 20 века. Как «чистое» направление развивался в основном во Франции (в других странах, в том числе и в России, большей популярностью пользовался кубофутуризм, получившийся при слиянии кубизма и футуризма). Основателями считаются П. Пикассо и Ж.Брак. Предмет как визуальный образ начинает терять свою привлекательность для художников. На протяжении многих веков объект на холсте продолжал оставаться таким же, как и в жизни, и именно - объектом.

Принципом стало разложение формы на элементарные составляющие (куб, шар, конус и т.п.). Кроме того, предмет изображался не целиком, а частями и не с одной, а сразу с нескольких точек зрения. Художники стремились увидеть объект единовременно во всей его полноте, в четырех измерениях, не только снаружи, но и изнутри, но в результате он рассыпался на осколки, распадался на грани.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Неоклассицизм и эклектизм в архитектуре 19 века

Вопрос.. неоклассицизм и эклектизм в архитектуре века.. ответ неоклассици зм термин применяемый в российском искусствоведении для обозначения художественных явлений последней трети xix и первой четверти..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Новое направление в европейской культуре – романтизм, его влияние на поиски стиля в архитектуре
Ответ: Романти́зм- явление европейской культуры в XVIII-XIX веках, идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца X

Меркурий
Торвальдсен ловко обыгрывал контрасты и всегда добивался гармоничной целостности образа. Его резец передаёт зыбкие состояния перехода от покоя к движению с удивительным правдоподобием. Такова фигур

Портрет мадемуазель Ривьер
Портрет выполнен с высочайшим мастерством рисунка, который был основой творческой манеры Энгра. Типичным признаком работ Энгра являлась диспропорциональность в изображении модели. Шея кажется чрезм

Бонапарт, посещающий зачумленных в Яффе
Гро получил распоряжение воплотить сюжет посещения Бонапартом чумного лазарета в Яффе. Этой картине предназначалось стать напоминанием о божественно-магической силе Бонапарта, которой, как считалос

Наполеон на поле битвы при Элау
В 1808 Гро создал одну из самых известных своих работ - "Битва при Эйлау" (1808), в которой дал прекрасное изображение безлюдного зимнего пейзажа с расположившимися в нем группами раненых

Сравнительный анализ портретов Никколо Поганини Эжена Делакруа и Огюста Энгра
Ответ: Де Лакруа – (романтизм) 1. Силуэт сливается с фоном 2. Музыкант в процессе игры 3. Детали не видны 4. Контраст свето-тени (выдел

Вопрос 7.
Гюстав Курбе – основатель натуральной школы. Поиски новых путей живописи на примере картины «Похороны в Орнане» Ответ: Считается одним из заверши

Реализм в живописи Франции. Пейзажи художников барбизонской школы: Теодора Руссо, Жюля Дюпре и Шарля Франсуа Добиньи
Ответ: Характерно: -традиционный пейзаж -традиционное построение композиции, как правило пейзаж со стаффажем -сельский мотив или просто природа

Крестьянские образы в творчестве Жана Франсуа Милле. Сравнить с решением крестьянской темы в творчестве Луи Ленена и Алексея Венецианова
Ответ: Милле – реалист. Главная тема – крестьяне и их труд. Характерно для работ: - монументальность и значимость образов, несмотря на малость п

Вопрос 10.
Камиль Коро и Эдуард Мане – предтеча лиризма импрессионистов. Рассмотреть на примере работ – «Воз сена» (Камиль Коро), «Бар в Фоли-Бержер» (Э.Мане) Ответ:

Новое художественное видение мира: импрессионизм. Клод Моне, Эдгар Дега, Огюст Ренуар, Камиль Писсаро
Ответ: Характерно для импрессионистов: 1. Отрешенное видение (т.н. взгляд ребенка) 2. Поэтизация (поэтика любых проявлений современной городской жизни)

Вопрос 12.
Проведите сравнительный анализ картин «Бульвар Капуцинок» (Клод Моне), «Бульвар Монмартр в Париже» (Камиль Писсаро), «Париж. Бульвар Капуцинок» (Константин Коровин)

Писсаро – Бульвар Монмартр в Париже
- особое внимание уделялось изображению освещенных предметов в воздушной среде. Свет и воздух стали с тех пор ведущей темой в творчестве Писсарро. - палитра становится светлее, доминантой

Постимпрессионисты. Поль Сезанн. Анри Тулуз-Лотрек. Поль Гоген. Винсент Ван Гог
Ответ: Если импрессионисты противопоставляли свое искусство салону, то постимпрессионисты отрицали буржуазный образ жизни. Импрессионизм стремился запечатлеть мгн

Историческая основа и композиционные особенности скульптурной группы «Граждане Кале» Огюста Родена
Ответ: Граждане Кале - бронзовая скульптура французского скульптора Огюста Родена, посвящённая одному из эпизодов Столетней войны. После одержанной в 1346 году по

Скульптурная группа
Роден работал над группой из шести фигур с 1884 по 1888 годы. По тем временам роденовское исполнение памятника казалось крайне спорным. Заказчики ожидали скульптуру в виде одной фигуры, символизиро

Характерные особенности русского искусства 19 века. Причины меньшего (по сравнению с Западной Европой) развития романтизма в искусстве России
Ответ: Характерно для: Архитектуры – 1. Господствует стиль ампир 2. Укрупнение масштаба. Связано с решением городского пространства. 3.

Историческая картина в творчестве Василия Сурикова
Ответ: Характерно – 1. Историческая тематика картин 2. Выбор переломных моментов истории 3. Тема народа 4. Колористическая живопись

Влияние эстетики символизма на формирование стиля модерн на рубеже 19-20 веков. Характерные черты стиля
Ответ: Моде́рн, ар-нуво- художественное направление в искусстве, наиболее распространённое в последней декаде XIX - начале XX века (

Вопрос 22.
Черты символизма во французской и русской скульптуре. Рассмотреть на примере работ Аристида Майоля («Средиземное море», «Гора», «Флора», «Река») и Александра Матвеева («Успокоение», «Задумч

Английский график обри бердсли. Характерные черты творчества
ОТВЕТ: В многочисленных иллюстрациях к журналам развивал декадентские и символистские тенденции искусства поздних прерафаэлитов, сочетая их с влияниями японской гравюры. У

ВОПРОС 26.
МОДЕРН И СИМВОЛИЗМ В РОССИЙСКОЙ ЖИВОПИСИ РУБЕЖА 19-20 ВЕКОВ. РАССМОТРЕТЬ НА ПРИМЕРАХ ВАЛЕНТИН СЕРОВ «ПОРТРЕТ ИДЫ РУБИНШТЕЙН», ВИКТОР БОРИСОВ-МУСАТОВ «ГОБЕЛЕН», ПАВЕЛ КУЗНЕЦОВ «МИРАЖ В СТЕПИ

ВОПРОС 27.
ОТГОЛОСКИ ИМПРЕССИОНИЗМА В ЖИВОПИСИ ВАЛЕНТИНА СЕРОВА («ДЕВОЧКА С ПЕРСИКАМИ») И ИГОРЯ ГРАБАРЯ («НЕПРИБРАНЫЙ СТОЛ») ОТВЕТ: Серов, Валентин Александ

Баухауз» и его руководители: вальтер гропиус и людвиг мис ван дер роэ. Новые черты в творчестве архитекторов
ОТВЕТ: Баухауз - художественное объединение, возникшее в рамках этого заведения, и соответствующее направление в архитектуре В XX веке многие принципы, определяющ

Немецкий экспрессионизм и объединение «мост». Влияние эдварда мунка на эдварда людвига кирхнера
ОТВЕТ: В 1905 году немецкий экспрессионизм оформился в группу «Мост», которая бунтовала против поверхностного правдоподобия импрессионистов, стремясь вернуть немецкому иск

Джорджо де кирико и метафизическая живопись
ОТВЕТ: Метафизическая живопись (итал. Pittura metafisica) – направление в итальянской живописи начала XX века. Родоначальником метафизической жив

Неопластицизм. Цветные «решетки» пита мондриана
ОТВЕТ: Неопластицизм - введённое Питом Мондрианом обозначение направления абстрактного искусства, которое существовало в 1917-1928 гг. в Голландии и объед

ВОПРОС 37.
ДАДАИЗМ. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАПРАВЛЕНИЯ. РАССМОТРЕТЬ НА ПРИМЕРЕ РАБОТ МАРСЕЛЯ ДЮШАНА «ВЕЛОСИПЕДНОЕ КОЛЕСО НА ТАБУРЕТКЕ» И «МОНА ЛИЗА С УСАМИ» ОТВЕТ:

ВОПРОС 38.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СЮРРЕАЛИЗМА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ «ДАДА» ОТВЕТ: Сновидческие образы, натуралистичность изображения. Сюрреали&

ВОПРОС 39.
ИСТОКИ ПОП-АРТА. РАССМОТРЕТЬ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ НАПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ ЭНДИ УОРХОЛА «200 БАНОК СУПА «КЕМПБЕЛЛ»» ОТВЕТ: Поп-арт (англ. pop a

Кубизм - модернистское течение в искусстве, в большей степени в живописи, иногда в скульптуре и архитектуре, которое заставило художников по-другому посмотреть на примитивное искусство. Особенностью кубизма является то, что он, в отличие от классического искусства, не основывается на имитации.

Кубизм в живописи

Картины кубистов всегда легко узнаваемы благодаря их плоскому, двумерному виду. В этом стиле применяется стандартная цвето- и световоздушная среда и довольно простая линейная перспектива: кубистические картины характеризуются обилием геометрических форм, линий и острых углов, а также преднамеренно скромной, нейтральной цветовой гаммой.

В отличие от традиционных натюрмортов, пейзажей или портретов, кубистические картины не должны выглядеть реалистично. Вместо того, чтобы рассматривать объект с одного возможного угла, художник как бы дробит изображение на части, а затем уже складывает вместе фрагменты с разных выгодных точек обзора в одну картину.

Многие считают, что кубизм - некое ответвление абстракционизма , в то время как он является таким же самодостаточным направлением авангардного искусства.

Стадии кубизма

Как правило, выделяют две основные стадии стиля кубизм: аналитический и синтетический.

  • В аналитическом кубизме художник пытается представить более полное, детализированное пояснение объекта, нарушая барьеры пространства и времени. Он разбивает предмет на отдельные блоки и реконструирует его согласно собственному видению. Именно такой вид кубизма обычно приходит на ум, когда люди думают про картины в этом стиле.

  • Синтетический кубизм - естественное продолжение аналитического кубизма, берущее начало в 1912 году. Он заключается в том, что на основе картины формируется коллаж из отдельных частей, обычно с использованием газет, цветной бумаги и т. д. Эти части представляют собой разные блоки изображаемого объекта. Но нередко художники не составляли коллаж, используя дополнительные материалы, а полностью рисовали его.

Кубизм: художники

Наиболее известной фигурой в направлении кубизм является испанский художник Пабло Пикассо; именно он - основоположник кубизма, наравне с французским кубистом Жоржем Браком.

Возникло это направление во Франции, в 1906-1907 годы. Название направления появилось благодаря французскому художественному критику Луи Вокселю, который в 1908 году описал серию картин Жоржа Брака (изображения деревьев и гор в виде кубов и пирамид) как «кубические причуды».

Другие представители кубизма: Хуан Грис, Марсель Дюшан, Фернан Леже. Однако не все работы этих художников выполнены строго в стиле кубизм; чаще всего они включают в себя элементы и других направлений.

Известные картины в стиле кубизм

Жорж Брак, «Мандора» (1909-1910)

Это пример ранней живописи в стиле кубизм - его аналитической стадии. Брак решает отказаться от написания пейзажных сюжетов и остановиться на натюрмортах. На картине изображен музыкальный инструмент - маленькая лютня под названием мандора.

Нейтральная цветовая гамма картины является индикатором первых попыток Жоржа Брака в создании разных взглядов на один и тот же предмет - художник экспериментировал скорее с композицией и репрезентацией музыкального инструмента, чем с яркими цветами.

Пабло Пикассо, «Три музыканта в масках» (1921)

Хотя основной период кубизма в творчестве Пикассо приходится на 1909-1917 годы, в 1921-м, незадолго до погружения в сюрреализм , он пишет эту кубистическую картину. Ее интерпретируют как ностальгические воспоминания художника о былых временах: в центре картины сидит сам Пикассо, переодетый в Арлекина, и по обе стороны от него сидят старые друзья: Гийом Аполлинер (в костюме Пьеро), который умер в 1918 году, и Макс Жакоб (монах), с которым Пикассо перестал поддерживать связь.

Картина представляет собой квинтэссенцию синтетического кубизма. Фигуры персонажей выглядят так, будто бы они приклеены на полотно, отдельно одна от другой.

Увидеть эту работу можно в Художественном музее Филадельфии.

Хуан Грис, «Фантомас» (1915)

Хуан Грис разработал технику коллажирования, при которой он вставлял элементы из газет и журналов в абстрактную живопись. Иногда это бывали настоящие коллажи, а иногда — картины этих коллажей. В этой технике выполнена работа «Фантомас».

Она изображает вид сверху на деревянную столешницу, заваленную периодическими изданиями, включая роман из популярной криминальной серии под названием «Фантомас». Так, Грис стал первым кубистом, использовавшим яркий цвет и свет в своих работах, что впоследствии вдохновило Пикассо и Брака на синтетический кубизм.

Находится эта картина в Национальной галерее искусства в Вашингтоне, США.

Фернан Леже, «Дама в голубом» (1912)

Леже демонстрирует ранний интерес к геометрической абстракции, которая словно плавает внутри холста. Элементы произведения раздроблены на отдельные части, чтобы передать впечатление художника от современной жизни - таким образом Леже хотел выразить суть характера главного персонажа картины, женщины, а не ее внешний облик.

Увидеть эту работу можно в Базельском художественном музее в Швейцарии.

Видео, раскрывающее историю жизни художника Пабло Пикассо, можно посмотреть далее:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Тема лекции: Западная цивилизация в 1-й половине 20 века. Искусство и архитектура. Часть 1.

Много материала, поэтому разобью тему на несколько постов, очень уж объёмные и много графики, неудобно читать.

Основные направления в искусстве и культуре в период между I и II Мировой войнами:

Дадаизм, или дада - модернистское течение в литературе, изобразительном искусстве, театре и кино. Зародилось во время Первой мировой войны в нейтральной Швейцарии, в Цюрихе. Существовало с 1916 по 1922 г.

Дадаизм наиболее ярко выразился в отдельных скандальных выходках - заборных каракулях (корни современных граффити ), псевдочертежах, не имеющих никакого смысла, комбинациях случайных предметов. В 1920-е годы французский дадаизм слился с сюрреализмом , а в Германии - с экспрессионизмом .

Происхождение термина

Основатель течения поэт Тристан Тцара обнаружил в словаре слово "дада" . "На языке негритянского племени Кру, - писал Тзара в манифесте 1918 года, - оно означает хвост священной коровы, в некоторых областях Италии так называют мать, это может быть обозначением детской деревянной лошадки, кормилицы, удвоенным утверждением в русском и румынском языках. Это могло быть и воспроизведением бессвязного младенческого лепета. Во всяком случае - нечто совершенно бессмысленное, что отныне и стало самым удачным названием для всего течения".

Характеристика

Дадаизм возник как реакция на последствия Первой мировой войны , жестокость которой, по мнению дадаистов , подчеркнула бессмысленность существования . Рационализм и логика объявлялись одними из главных виновников опустошающих войн и конфликтов. Исходя из этого, дадаисты (в частности, А. Бретон ) считали, что современную европейскую культуру необходимо уничтожить через разложение искусства (в частности, художественного слова и языка).

Главной идеей дадаизма было последовательное разрушение какой бы то ни было эстетики . Дадаисты провозглашали: "Дадаисты не представляют собой ничего, ничего, ничего, несомненно, они не достигнут ничего, ничего, ничего".

Основными принципами дада были иррациональность, отрицание признанных канонов и стандартов в искусстве, цинизм, разочарованность и бессистемность. Считается, что дадаизм явился предшественником сюрреализма , во многом определившим его идеологию и методы.

Главным образом дадаизм представлен в литературе, но также получил некоторое отражение в кинематографе.

Представители дадаизма

Ханс Арп (Hans Arp, 1886—1966) , Германия, Швейцария и Франция
Марсель Дюшан (Marcel Duchamp, 1887—1968) , Франция
Макс Эрнст (Max Ernst, 1891—1976) , Германия и США
Отто Фрейндлих (Otto Freundlich, 1878—1943) , Германия, Франция
Филипп Супо (Philippe Soupault, 1897—1990) , Франция
Тристан Тцара (Tristan Tzara, 1896—1963) , Франция
Хуго Баль (Hugo Ball, 1886—1927) , Германия
Рауль Хаусманн (Raoul Hausmann, 1886—1971) , Германия
Курт Швиттерс (Kurt Schwitters, 1887—1948) , Германия

Кубизм (фр. Cubisme) - авангардистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века и характеризующееся использованием подчеркнуто геометризованных условных форм, стремлением "раздробить" реальные объекты на стереометрические примитивы.

Возникновение кубизма

Возникновение кубизма традиционно датируют 1906-1907 г. и связывают с творчеством Пабло Пикассо и Жоржа Брака . Термин "кубизм" появился в 1908 г., после того как художественный критик Луи Восель назвал новые картины Брака "кубическими причудами" (фр. bizarreries cubiques).

Начиная с 1912 г. в кубизме зарождается новое ответвление, которое искусствоведы назвали "синтетическим кубизмом" . Простую формулировку основных целей и принципов кубизма дать довольно трудно; в живописи можно выделить три фазы этого направления, отражающие разные эстетические концепции, и рассмотреть каждую в отдельности: сезанновский (1907-1909), аналитический (1909-1912) и синтетический (1913-1914) кубизм .

Крупнейшие достижения

Наиболее известными кубистическими произведениями начала XX века стали картины Пикассо "Авиньонские девицы", "Гитара" , работы таких художников, как Хуан Грис, Фернан Леже, Марсель Дюшан , скульптуры Александра Архипенко и др. Кубизм развивался и за пределами Франции; особенно плодотворно - в Чехословакии.

Сезанновский кубизм

Так обычно называется первая фаза кубизма , для которой характерна склонность к абстракции и упрощению форм предметов . По словам одного из первых исследователей современного искусства Андре Сальмона , кубизм явился реакцией на отсутствие формы в импрессионизме , а его развитие обязано идеям постимпрессионистов , особенно художников-символистов , которые противопоставили чисто живописным целям и интересам импрессионистов явления смыслового порядка. Следуя трансцендентализму конца 19 в., они утверждали, что настоящей реальностью обладает идея, а не ее отражение в материальном мире. Роль художника, таким образом, состоит в том, чтобы создавать символические формы для воплощения идей, а не имитировать изменчивый облик вещей. Эта концепция стала поводом к анализу средств, находящихся в распоряжении художника, выяснению их выразительных возможностей и утверждению идеала чисто экспрессивного искусства, подобно музыке мало зависящего от внешнего мира. У символистов эксперименты в этой области в первую очередь относились к линии и цвету, но такой аналитический подход, однажды примененный, неизбежно привел и к анализу формы .

Непосредственное влияние на формирование кубизма оказали эксперименты с формой в живописи Поля Сезанна . В 1904 и 1907 в Париже прошли выставки его работ. В "П ортрете Гертруды Стайн ", созданном Пикассо в 1906, уже чувствуется увлечение искусством Сезанна . Затем Пикассо написал картину "Авиньонские девицы" , которая считается первым шагом на пути к кубизму . В ней, вероятно, воплотился интерес художника к примитивной иберийской и негритянской скульптуре. В течение 1907 и в начале 1908 Пикассо продолжал использовать в своих работах формы негритянской скульптуры (позднее это время стали называть "негритянским" периодом в его творчестве).

Осенью 1907 произошли два важных события: ретроспективная выставка Сезанна и знакомство Брака и Пикассо . Лето 1907 Брак провел в Эстаке, где увлекся живописью Сезанна . С конца 1907 Брак и Пикассо начали работать в кубистическом стиле .

Кубисты , находившиеся под сильным влиянием некоторых постулатов, сформулированных Сезанном и опубликованных Эмилем Бернаром осенью 1907, стремились выявить простейшие геометрические формы, лежащие в основе предметов . Чтобы полнее выразить идеи вещей, они отвергли традиционную перспективу как оптическую иллюзию и стремились дать их всеобъемлющее изображение посредством разложения формы и совмещения нескольких ее видов в рамках одной картины. Повышенный интерес к проблемам формы привел к разграничению в использовании цветов: теплые - для выступающих элементов, холодные - для удаленных.

Аналитический кубизм

Аналитический кубизм , вторая фаза кубизма , характеризуется исчезновением образов предметов и постепенным стиранием различий между формой и пространством. В картинах этого периода появляются переливчатых цветов полупрозрачные пересекающиеся плоскости, положение которых четко не определено. Расположение форм в пространстве и их отношение к крупным композиционным массам постоянно меняется. В результате возникает визуальное взаимодействие формы и пространства.

Элементы аналитического кубизма появились в работах Брака уже в 1909, а в произведениях Пикассо - в 1910; однако более сильный импульс развитию этой фазы стиля дало художественное объединение "Золотое сечение" , которое основали в 1912 Альбер Глез, Жан Метценже и братья Марсель Дюшан, Раймон Дюшан-Вийон и Жак Вийон . В том же году вышла книга Глеза и Метценже "О кубизме" , а в 1913 поэт Гийом Аполлинер опубликовал книгу "Художники-кубисты" . В них были изложены основные принципы эстетики кубизма , в основе которой лежала концепция динамического, постоянно изменяющегося универсума Анри Бергсона , а также открытия естественных наук и математики, сделанные на заре индустриальной эпохи. Художнику отводилась роль создателя нового способа видения мира.

Синтетический кубизм

Синтетический кубизм отметил радикальное изменение в художественном восприятии движения. Впервые это проявилось в произведениях Хуана Гриса , который стал активным приверженцем кубизма с 1911. Синтетический кубизм стремился обогатить реальность созданием новых эстетических объектов, которые обладают реальностью сами по себе, а не являются лишь изображением видимого мира. Для этой фазы стиля характерно отрицание значимости третьего измерения в живописи и акцентирование живописной поверхности . Если в аналитическом и герметическом кубизме все художественные средства должны были служить созданию изображения формы, то в синтетическом кубизме цвет, фактура поверхности, узор и линия используются для конструирования (синтезирования) нового объекта. Первые признаки этого направления наметились уже в 1912, но наиболее полное воплощение оно получило в коллажах 1913. На холст наклеивались разных очертаний и фактуры фрагменты бумаги - от газет и нот до обоев. Художники утверждали, что поверхность картины представляет собой не иллюзорное воспроизведение реальности, а самодостаточный объект. Вскоре, однако, кубисты оставили технику аппликации , потому что, как им казалось, фантазия художника может создавать более богатые комбинации элементов и фактур, не ограничиваясь возможностями бумаги.

К 1920-м годам кубизм практически окончил свое существование, оказав заметное влияние на развитие искусства 20 в.

Метафизическая живопись

Метафизическая живопись (итал. Pittura metafisica) - направление в итальянской живописи начала XX века.

Де Кирико и формирование группы

Родоначальником метафизической живописи является Джорджо де Кирико , который еще в период своего пребывания в Париже в 1913-1914 годах создавал пустынные городские пейзажи , предвосхищавшие будущую эстетику метафизизма ; его серия "Площади Италии" придавала фантастическое измерение условной итальянской классической архитектуре, воссозданной им на картинах. В 1915 году Италия вступила в первую мировую войну, художник вынужден был вернуться в Феррару, где ожидал мобилизации. Формирование группы художников, исповедовавших эстетику метафизизма , произошло в 1916 году, когда в госпитале в Ферраре сошлись судьбы Джорджо Де Кирико , порвавшего с футуризмом Карло Карра , Филиппо де Писиса и младшего брата Де Кирико, Андреа, который взял себе псевдоним Альберто Савинио . В 1920х годах к ним ненадолго присоединился Джорджо Моранди .



Эстетика

В метафизической живописи метафора и мечта становятся основой для выхода мысли за рамки обычной логики , а контраст между реалистически точно изображенным предметом и странной атмосферой, в которую он помещен, усиливал ирреальный эффект.

Метафизическое движение родилось на основе этого нового подхода к живописи, и в 1916-1922 годах объединило художников и писателей вокруг журнала "Valori Plastici" (Пластические ценности) , в котором была опубликована серия теоретических работ Де Кирико и Савинио , посвященных метафизической живописи. В своей работе "Анадиомен" Альберто Савинио формулирует два основных принципа метафизической поэтики: "призрачность" и "ирония" . Тема "манекена" , которая становится лейтмотивом картин Де Кирико и Карра , также впервые появилась в записях Савинио . Метафизическая живопись опиралась на образы предшествующего искусства , и включала в себя различные культурные элементы прошлого . Савинио и Де Кирико испытывали явное влияние неоклассической живописи Арнольда Бёклина; Карло Карра , отошедший от футуристических экспериментов, вернулся к старинной классической традиции - живописи треченто и кватроченто (это видно у него в построениях перспективы в пейзажах). Известный итальянский искусствовед Роберто Лонги как-то остроумно подметил, что "кватроченто стало для метафизических марионеток и каменных гостей оперной сценой" . Художники стремились найти метафизическую грань между миром живого и неживого , поэтому в их картинах живое похоже на неодушевленное , а неодушевленные предметы живут своей тайной жизнью. Вообще "тайна" - любимое слово Джорджо Де Кирико .



Две тенденции

В метафизическом движении выделились две тенденции: одна особенно богата символическими и литературными смыслами и реминисценциями (Де Кирико, Савинио) , вторая менее доктринерская, но более обусловленная живописной фантазией (Карра, Моранди) . Движение не создало ни своей школы, ни определенной группы, оно скорее было реакцией на футуризм , выражением его кризиса, и именно в этом качестве имело влияние в Италии, где схожую эстетику в это время стали исповедовать некоторые другие художники (Марио Сирони, Арденго Соффичи, Массимо Кампильи, Атаназио Сольдати) , а также во всей Европе.

Конец школы

Метафизическое движение
довольно быстро сошло со сцены. Последнюю картину в этом стиле Де Кирико написал в 1918 году, Моранди в 1920, а Карра в 1921. Однако ряд идей метафизиков были подхвачены сюрреалистами . Метафизическому движению в живописи были посвящены две большие выставки в Германии, состоявшиеся в 1921 и в 1924 годах.

Работы метафизических художников особенно полно представлены в миланских музеях и частных собраниях (собрания Юккера, Тонинелли, Маттиоли); в Лондоне (собрание Роланда Пенроуза) ; в Нью-Йорке (Музей современного искусства) ; в Чикаго (Художественный институт) ; в Стокгольме (Национальный музей) и в Венеции (фонд Пегги Гугенхейм).


Группа "Стиль"

Экспрессионизм (от лат. expressio, "выражение") - авангардистское течение в европейском искусстве, получившее развитие в конце XIX - начале XX века, характеризующееся тенденцией к выражению эмоциональной характеристики образа(ов) (обычно человека или группы людей) или эмоционального состояния самого художника. Экспрессионизм представлен во множестве художественных форм, включая живопись, литературу, театр, кинематограф, архитектуру и музыку.

"Экспрессионизм как одно из наиболее влиятельных художественных движений XX века формировался преимущественно на немецкой и австрийской почве. Возникнув в изобразительном искусстве (группы "Мост", 1905; "Синий всадник", 1912), он обрел свое имя лишь в 1911 году по названию группы французских художников, появившихся на выставке берлинского Сецессиона. Тогда же понятие "экспрессионизм" распространилось на литературу, кино и смежные области творчества в качестве обозначения системы, в которой в противовес натурализму и эстетизму утверждается идея прямого эмоционального воздействия, подчеркнутой субъективности творческого акта, повышенной аффектации, сгущения мотивов боли, крика, и, таким образом, принцип выражения преобладает над изображением".



Предпосылки возникновения и происхождение термина

Считается, что экспрессионизм зародился в Германии, и важную роль в его становлении сыграл немецкий философ Фридрих Ницше , привлекший внимание к незаслуженно забытым ранее течениям в античном искусстве. В книге "Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм" (1871) Ницше излагает свою теорию дуализма , постоянной борьбы между двумя типами эстетического переживания, двумя началами в древнегреческом искусстве, которые он называет аполлоническим и дионисийским . Ницше спорит со всей немецкой эстетической традицией, оптимистически трактовавшей древнегреческое искусство с его светлым, аполлоническим в своей основе началом. Он впервые говорит о другой Греции - трагической, опьяненной мифологией, дионисийской , и проводит параллели с судьбами Европы. Аполлоническое начало являет собой порядок, гармонию, спокойный артистизм и порождает пластические искусства (архитектура, скульптура, танец, поэзия) , дионисийское начало - это опьянение, забвение, хаос, экстатическое растворение идентичности в массе, рождающее непластическое искусство (прежде всего музыка). Аполлоническое начало противостоит дионисийскому как искусственное противостоит естественному, осуждая все чрезмерное, непропорциональное. Тем не менее, эти два начала неотделимы друг от друга, всегда действуют вместе. Они борются, по мнению Ницше , в художнике, и всегда оба присутствуют в любом художественном произведении.

Под влиянием идей Ницше немецкие (а вслед за ними и другие) художники и литераторы обращаются к хаосу чувств , к тому, что Ницше называет "дионисийским началом" . В наиболее общем виде термин "экспрессионизм" относится к произведениям, в которых художественными способами выражены сильные эмоции , и само это выражение эмоций, общение посредством эмоций становится основной целью создания произведения.

Полагают, что сам термин "экспрессионизм" был введен чешским историком искусств Антонином Матешеком в 1910 году в противоположность термину "импрессионизм" : "Экспрессионист желает, превыше всего, выразить себя... <Экспрессионист отрицает...> мгновенное впечатление и строит более сложные психические структуры... Впечатления и умственные образы проходят через человеческую душу как через фильтр, который освобождает их от всего наносного, чтобы открыть их чистую сущность <...и> объединяются, сгущаются в более общие формы, типы, которые он <автор> переписывет их через простые формулы и символы".

Экспрессионизм в архитектуре

Крупнейшие представители - Эрих Мендельсон , финны Эро Сааринен и Алвар Аалто ; ключевые произведения - Сиднейский оперный театр (арх. Йорн Утцон) и Олимпийский центр в Токио (арх. Кендзо Танге) .

Представители экспрессионизма

Изобразительное искусство

Ханс (Жан) Арп (1887—1966)
Александр Архипенко (1887—1964)
Эрнст Барлах (1870—1938)
Макс Бекман (1884—1950)
Жорж Грос (1893—1959)
Отто Дикс (1891—1969)
Генрих Кампендонк (1889—1957)
Василий Кандинский (1866—1944)
Эрнст Людвиг Кирхнер (1880—1938)
Пауль Клее (1879—1940)
Оскар Кокошка (1886—1980)
Альфред Кубин (1877—1959)
Август Маке (1887—1914)
Франц Марк (1880—1916)
Амедео Модильяни (1884—1920)
Эдвард Мунк (1863—1944)
Отто Мюллер (1874—1930)
Эрнст Вильгельм Най (1902—1968)
Эмиль Нольде (1867—1956)
Макс Пехштейн (1881—1955)
Кристиан Рольфс (1849—1938)
Жорж Руо (1871—1958)
Хаим Сутин (1893—1943)
Эрих Хеккель (1883—1970)
Осип Цадкин (1890—1967)
Эгон Шиле (1890—1918)
Карл Шмидт-Ротлуф (1884—1976)
Алексей фон Явленский (1864—1941)
Конрад Феликсмюллер (1897—1977)
Вильгельм Моргнер (1891—1917)
Густав Климт (1862-1918)
Фрида Кало (1907-1954)