Культурная картина мира и ее элементы. Определение культурной картины мира


Культурная картина мира

Культурная картина мира - это условный термин, объединяющий систему культурных миропредставлений исследуемого общества (2, с.252-253), наиболее общее, целостное понятие о мире и месте человека в нем. Картина мира складывается на уровне отдельного народа, сообщества, культуры. Картина мира формируется, исходя из рациональной, мифологической, политической либо другой системы представлений о мировой целостности.

Картина мира - это логико – словесный конструкт, который выстраивается в процессе осознания человеком, сообществом, народом окружающей действительности. В методологической литературе бытует понятие «физическая картина мира», можно говорить о «математической» или «мифологической», или иных картинах мира.

В структурно - семиотической школе для реконструкции культурной целостности используется прикладное понятие – модель мира (ММ )1. Оба понятия (картина мира, модель мира), условны и относительны как абстрактный исследовательский или познавательный прием.

Так, для архаических и традиционных обществ характерна мифологическая картина мира. Наскальнальная графика палеолитического периода повествует о самой древней картине мира. Она показывает трехмерное членение мира на верхний, средний и нижний (подземный). Верхний мир наполнен знаками птиц и светил; в среднем расположены люди и животные; в нижнем: земноводные и рыбы. Такое разделение мирового пространства показывают нам древнерусские вышивки, изображения трех ярусов мирового пространства, или «дерева мира», на прялках, росписи на дереве, использовавшиеся в российском обиходе вплоть до середины двадцатого века.

Картина мира в средневековье оформляет мировое пространство вокруг Божества, подчиняет его Богу, обосновывает «тварность» и самого мира, и человека. Совершенно по - иному выстраивает картину мира человек Нового времени. Для него светила, земля и человек на ней – это своеобразные механизмы, подчиненные физическим законам, познаваемым и разумным (соответственно, классическая, рациональная, неклассическая, пост - неклассическая картины мира).

В исторических реконструкциях культурных эпох, наряду с понятием картина мира или модель мира , применяются понятия программа жизни , или сценарий жизни . Программа и сценарий жизни, как правило, вписаны в соответствующую картину мира или модель мира.

Программа жизни, соответствующая мифологической картине мира средневековой Руси – это традиционные действия, соответствующие рождению – отрочеству – зрелости – старости. Каждому этапу этого биологического в своей основе ряда соответствует свой сценарий, нарушать который нельзя. Последовательность программы жизни на основе соответствующей традиции, вписана в мировую целостность (картину илимодель мира ).

Современные общества европейского типа предполагают определенную самостоятельность в формировании программы жизни, её сценариев, вписывании их в соответствующую картину мира. Так, европейская культура предполагает длительной период социализации (отрочества), возможно отсутствие старости (затянутая зрелость, юность, детство). Общества классического модерна допускают оформление собственной картины мира, внутри которой пребывает субъект культуры (индивид или группа). Современный европейский город предполагает наличие множества культурных сообществ, каждое из которых оформляет свои программы и сценарии, взаимодействующие внутри городского пространства в процессе межкультурной коммуникации.

Картина мира сословий, групп, сообществ прошедших эпох, не оставивших пространственных культурных текстов, может быть реконструирована с большой долей условности на основании археологических данных (картина мира кочевых народов).

Литература:

1. Петрухинцев Н.Н. ХХ лекций по истории мировой культуры [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Н. Петрухинцев. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 400с.

2. Флиер А.Я. Культурология для культурологов [Текст]: учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии / А.Я. Флиер. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002.- 492 с.

8.4 Менталитет культуры

В культурологической литературе теперь часто используется понятие «менталитет» («ментальность»). Говорят о ментальности разных эпох, разных народов, разных культур. Что же означает это понятие? Менталитет (от латинского mentalis – умственный, духовный, психический) – это духовный облик, способ мышления, совокупность психологических и поведенческих установок, определяющих своеобразие и самобытность мировосприятия, образа жизни людей данной культуры. По определению П.С. Гуревича, «ментальность (или менталитет) – это относительная целостность мыслей, верований, навыков духа, которая создаёт картину мира и скрепляет единство культурной традиции или какого нибудь сообщества» .

Менталитет формируется на психическом уровне в глубинах подсознания под воздействием природной среды обитания, традиций, социального опыта и соединяет развитые формы сознания с полуосознанными культурными шифрами. Он отражает «глубинный уровень массового сознания, коллективные представления людей, их образ мира, ценности и установки. определяющие действия, мысли и чувства людей» . Словом, фиксирует не только осознаваемые людьми типы собственного мышления и чувствования, но и процессы, протекающие бессознательно, существующие на уровне социальной психологии.

Таким образом, ментальность – это то общее целостное мироощущение, которое рождается из единства природного и культурного, эмоционального и рассудочного, иррационального и рационального, общественного и индивидуального и раскрывает представление о жизненном мире людей данной культуры, присущий им способ восприятия действительности. А.Я. Флиер определяет ментальность как «душевный склад, духовный облик, типичный для людей данной культуры, психологические особенности, лежащие в основе обычаев и нравов» .

Ментальности обнаруживаются в вырабатываемых веками эмоциональных психических реакциях, доведенных до автоматизма, т.е. исполняются людьми почти механически. Не случайно, что первыми исследователями природы ментальностей были специалисты по исторической психологии (корифеи известной французской школы «Анналов» и их последователи). Ими же и было введено в обществознание понятие «менталитет».

Как самостоятельный феномен ментальность следует отличать от общественных настроений, ценностных ориентаций, идеологии. Общественные настроения переменчивы, зыбки. Ментальность выражает нечто более устойчивое, привычки, пристрастия, коллективные эмоциональные шаблоны. Черты, характеризующие ментальность, отличаются большой стабильностью и не изменяются столетиями, что позволяет определять этническое или национальное своеобразие культуры. Так, национальное своеобразие русской культуры узнаваемо и на стадии Крещения Руси, и в период монголо-татарского ига, и в царствование Ивана Грозного, и во время петровских реформ, и при советской власти, и в эмиграции, и на современном этапе развития России.



Ментальность включает в себя ценностные ориентации, но не исчерпывается ими. Ценности осознаваемы, они выражают жизненные установки, самостоятельный выбор святынь. Ментальность же характеризует собой глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, восходит к бессознательному. Носители ментальности далеко не всегда могут выразить её словесно, наглядно, поэтому она чаще всего обнаруживается исследовательским путем сопоставления с другой ментальностью.

Также различаются между собой ментальность и идеология. Идеология более аналитична, она формируется сознанием. Ментальность, как и идеология, мотивирует образ действий, но далеко не всегда предлагает отчетливые схемы поведения, опираясь в большей степени не на сознание, а на стихийные, полуосознанные схемы поведения.

Феномен ментальности специфичен также тем, что в отличие от других поведенческо-эмоциональных стереотипов культуры характеризуется отсутствием сословной дифференциации, т.е. это одна из немногих черт, объединяющая дворянина и крестьянина в качестве представителей одного этноса.

Исследователи по различным критериям выделяют различные типы ментальностей. В зависимости от исторической эпохи, в которой живет и действует человек, различают такие формы исторического менталитета, как первобытную ментальность (это понятие особенно активно использовалось при анализе архаических структур, мифологического сознания первобытности, а потом приобрело расширительный смысл при рассмотрении различных типов общностей), античную ментальность, средневековую ментальность, ментальность Нового и Новейшего времени.

Выделяют также этнонациональную ментальность – глубинные структуры, определяющие этническое или национальное своеобразие народа и являющиеся очень устойчивым и стабильным образованием.

На формирование этнонационального менталитета значительное влияние оказывают природные (ландшафт, климат) факторы, тип хозяйственной жизни, тип государственности, взаимоотношения с другими народами, а также архетипы (глубинные, устойчивые и неосознанные культурные установки «коллективного бессознательного»), выражающие основополагающие свойства этноса и в значительной степени определяющие особенности мировоззрения, характера, обычаев, традиций. Этот тип ментальности помогает проводить различие между европейской и американской, западной и африканскими культурами.

Кроме вышеназванных, ученые выделяют и другие типы ментальностей, характерных для различных эпох и народов. Понятие менталитета разрабатывается в настоящее время французской гуманитаристикой, активно используется в психоанализе, социологии.

Культура – это продукт совместной жизнедеятельности людей, это система согласованных способов их коллективного сосуществования, упорядоченных норм, правил. Данная система формируется в результате совместного длительного проживания людей на определенной территории, их хозяйственной деятельности, обороны от внешних врагов. Все это формирует у людей общее миропонимание, единый образ жизни, манеру общения, специфику одежды, особенности кулинарии и т.д.

Но каждая этническая культура не является механической суммой всех актов жизнедеятельности людей соответствующего этноса. Ее ядро составляет «набор правил», сложившихся в процессе их коллективного сосуществования. В отличие от биологических свойств человека эти «правила игры» не наследуются генетически, а усваиваются только посредством обучения. По этой причине невозможна единая универсальная культура, объединяющая всех людей на Земле.

Уже древние мыслители (Геродот, Фукидид), занимавшиеся историческими описаниями, замечали, что каждая культура имеет специфические черты, отличающие ее от культур других народов. Вырастая в специфических условиях жизни (географических, исторических, технологических, бытовых и т.д.), культура разворачивает свою историю, вырабатывает свой язык, формирует свое мировидение. Все богатство бытия культуры, вся целостность существования народа определяет способ осознания мира и бытия в нем. Результат этого специфического видения мира, в котором обитает человек, и есть культурная картина мира.

Культурная картина мира – совокупность рациональных знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культуры и культур других народов, система образов, представлений, знаний об устройстве мира и месте человека в нем.

Культурная картина мира находит свое выражение в различном отношении к явлениям культуры, включает в себя представления о личности, о ее отношении к обществу, о свободе, равенстве, чести, добре и зле, о праве и труде, о семье и сексуальных отношениях, о ходе истории и ценности времени, о соотношении нового и старого, о смерти и душе. Культурная картина мира передается из поколения в поколение, трансформируется в ходе развития общества, она неисчерпаема по содержанию и служит основанием человеческого поведения.

Особенности культуры того или иного народа могут проявляться в различных аспектах человеческой жизни: в удовлетворении биологических, материальных или духовных потребностей, в естественных привычках поведения, типах одежды и жилищ, видах орудий труда, способах трудовых операций и т.д.

Культурная картина формируется в зависимости от значения мира для человека, живущего в нем. И даже самые примитивные жизненные потребности и побуждения человек удовлетворяет строго определенным образом.


Серьезные культурные отличия у разных народов наблюдаются в процессах приема пищи, ее количества, поведения за столом, форм проявления внимания к гостю и т.д. Утоляя голод или жажду, человек следует устоявшимся традициям, характерным для его культуры: он использует определенную утварь, определенные процедуры приготовления и ритуалы приема пищи. Трапеза, таким образом, обретает для человека особое обрядовое и символическое значение.

Так, русские, по традиции сразу ведут приглашенного гостя к столу, что удивляет американцев, поскольку у них ужину обычно предшествует светская беседа с бокалом вина и легкими закусками. За столом русские кладут каждому гостю на тарелку разнообразные закуски и горячее, в то время как в США блюда передаются по кругу, чтобы каждый гость смог положить себе нужное количество еды. Русские хозяйки усиленно пытаются накормить гостя, что непривычно для американцев, поскольку в их культуре это не принято.

Все жизненные проявления человека как субъекта определенной культуры фиксируются теми или иными обрядами, ритуалами, нормами, правилами, являющимися значимыми компонентами культуры, регулирующими временные и пространственные процессы человеческой жизнедеятельности.

Часто народы, живущие в сходных географических условиях и по соседству друг с другом, строят дома по-разному. Русские северяне традиционно ставят дома к улице торцом, а русские южане располагают свои жилища вдоль улицы. Балкарцы, осетины, карачаевцы много веков живут на Кавказе по соседству. Однако первые строят каменные одноэтажные дома, вторые двухэтажные, а третьи – деревянные дома.

Человеческая жизнь неисчерпаемо богата, разнопланова и многослойна. Некоторые из ее моментов, особенно те, что связаны с первичными ощущениями, первыми попытками рождающегося человечества реализоваться в этом мире, не подлежат рациональному контролю и возникают неосознанно. Поэтому и понятие «культурная картина мира» употребляется в широком и узком смысле слова.

В узком смысле в культурную картину мира обычно включают первичные интуиции, национальные архетипы, образный строй, способы восприятия времени и пространства, «самоочевидные», но недоказанные утверждения, вненаучные знания. В широком смысле, наряду с перечисленными элементами, в культурную картину мира включают и научные знания.

Культурная картина мира специфична и отличается у разных народов. Это обусловлено целым рядом факторов: географией, климатом, природными условиями, историей, социальным устройством, верованиями, традициями, образом жизни и т.п. Кроме того, каждая историческая эпоха имеет свою картину мира, причем все они не похожи одна на другую.

В то же время можно выделить универсальную картину мира, свойственную всему человечеству, правда, она будет слишком абстрактна. Так, для всех людей, по-видимому, характерна бинарная оппозиция белого и черного, но у одних групп белое будет соответствовать положительному началу – жизни, а черное – отрицательному началу – смерти, а у других, например, китайцев, наоборот. У любого народа будет свое представление о добре и зле, о нормах и ценностях, но у каждого народа эти представления будут различными.

Картина мира у каждой личности тоже будет своя, и зависеть она будет прежде всего от характера: у сангвиника она одна, у флегматика – совершенно другая.

Следует также иметь в виду, что картина мира зависит от языка, на котором говорят его носители, и, наоборот, основные моменты картины мира всегда закрепляются в языке. Конечно, культурная картина мира полнее, глубже и богаче языковой картины мира. К тому же, культурная картина мира первична по отношению к языковой, но, именно в языке вербализуется, реализуется культурная картина мира, хранится и передается из поколения в поколение. Язык способен описать все, что есть в культурной картине мира: особенности географии, климата, истории, условий жизни и т.д.

Вот типичный пример из области взаимодействия языков. Как в разных языках обозначаются цвета? Известно, что сетчатка человеческого глаза, за исключением индивидуальных патологических отклонений, фиксирует цвет совершено одинаково, независимо от того, чей глаз воспринимает цвет – араба, еврея, чукчи, русского, китайца или немца. Но каждый язык установил свою цветовую систему, и эти системы нередко разнятся между собой. Так, например, в языке эскимосов для обозначения разных оттенков и видов снега существует 14-20 (по разным данным) синонимов слова белый . Говорящий по-английски человек не различает цветов голубой и синий, в отличие от говорящего по-русски, и видит только blue.

Но такие различия касаются, естественно, не только цветовой гаммы, но и других предметов и явлений окружающей действительности. В арабском языке существует несколько обозначений для слова верблюд: есть отдельные наименования для уставшего верблюда, беременной верблюдицы и т.п.

Язык навязывает человеку определенное видение мира. Усваивая родной язык, англоязычный ребенок видит два предмета: foot и leg там, где русскоязычный видит только один – ногу.

В русском языке, по вполне очевидным причинам, есть и пурга, и метель, и буран, и снежная буря, и вьюга, и поземка, и все это связано со снегом и зимой, а в английском это разнообразие выражается словом snowstorm, которого вполне достаточно для описания всех снежных проявлений в англоязычном мире.

Практически в каждой культуре есть подобные примеры. Так, в языке хинди существуют многочисленные наименования определенного вида орехов. Объясняется это той ролью, которую в общей культуре и субкультурах Индостанского полуострова играют плоды арековой пальмы (areca catechu), твердые орешки «супари».

Индия ежегодно потребляет более 200 тысяч тонн таких орешков: арековые пальмы произрастают в жарком влажном климате, прежде всего вдоль Аравийского моря, в Конкане. Плоды собирают недозрелыми, зрелыми и перезревшими; их высушивают на солнце, в тени или на ветру; отваривают в молоке, воде или поджаривают на масле, выжатом из других орехов, – изменение технологии влечет немедленное изменение вкусовых качеств, а каждый новый вариант обладает своим названием и имеет свое предназначение. Среди индусских ритуалов – регулярных, календарных и экстраординарных – не существует такого, где можно было бы обойтись без плодов арековой пальмы».

Наличие теснейшей связи и взаимозависимости между языком и его носителями не вызывает сомнений. Язык неразрывно связан с жизнью и развитием того речевого коллектива, который им пользуется как средством общения.

Общественная природа языка проявляется как во внешних условиях его функционирования в данном обществе, так и в самой структуре языка, в его синтаксисе, грамматике. Между языком и реальным миром стоит человек. Именно человек воспринимает и постигает мир с помощью органов чувств и на этой основе создает систему представлений о мире. Пропустив их через свое сознание, осмыслив результаты этого восприятия, он передает их другим членам своего речевого коллектива с помощью языка.

Язык как способ выразить мысль и передать ее от человека к человеку теснейшим образом связан с мышлением. Путь от реального мира к понятию и далее к словесному выражению неодинаков у разных народов,что обусловлено отличиями истории, географии, особенностями жизни этих народов и, соответственно, различиями развития их общественного сознания. Поскольку наше сознание обусловлено как коллективно (образом жизни, обычаями, традициями и т.п.), так и индивидуально (специфическим восприятием мира, свойственным данному конкретному индивидууму), то язык отражает действительность не прямо, а через два зигзага: от реального мира к мышлению и от мышления к языку. Культурная и языковая картины мира тесно взаимосвязаны, находятся в состоянии непрерывного взаимодействия и восходят к реальной картине мира, а вернее, просто к реальному миру, окружающему человека .

Но язык – это не единственная составляющая культурной картины мира, она формируется также из тематически понятных, осознанных и несомненных содержаний артефактов и бессознательных смыслов и личностных значений, а также опытов, переживаний, оценок. Вследствие этого с содержательно-тематической точки зрения обычно выделяются научная, эстетическая, религиозная, этическая, правовая и другие аналогичные картины мира, с этой позиции картина мира сводится к набору сведений и данных. Появлению этих картин предшествует появление другой картины мира – картины интуитивных представлений, значений и смыслов как выражения особенностей жизнедеятельности данной культуры. При этом каждый смысл всегда особенным образом представляет универсальность мира, в котором живут люди.

Развитие связей между культурами приводит к исчезновению уникальных особенностей каждых из них. Так, в XX в. народы и страны начинают унифицироваться в быту и в мышлении. Об этом особенно наглядно свидетельствуют процессы компьютеризации, подчиняющие единому алгоритму логику мышления тех, кто работает с компьютером. И тем не менее в ядре каждой культуры сохраняется то, что «выкристаллизовано» под влиянием природы страны, ее климата, пейзажей, пищи, этнического типа, языка, памяти о своей истории и культуре. Тем самым культурная картина мира сохраняет свою уникальность в процессах универсализации культуры.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство Образования Российской Федерации

Государственный Академический Университет Гуманитарных Наук

Реферат

по дисциплине "культурология"

" Культурная картина мира "

Выполнила: Крапивина Екатерина Игоревна

Руководитель: Сайко Е.А.

Москва, 2016

Введение

Культура в самом общем виде представляет собой продукт совместной жизнедеятельности людей, систему способов их коллективного существования, упорядоченных норм и правил удовлетворения групповых и индивидуальных потребностей. Ее возникновение обусловлено тем, что при продолжительном совместном проживании людей на одной территории их коллективная хозяйственная деятельность формирует у них общее мировоззрение, единый образ жизни, манеру общения и т.д. Все вместе, данные признаки, определяют национальную культуру общности.

Каждая национальная культура, формируясь в определенных условиях своего существования (климатических, исторических, социальных), вырабатывает свое видение мира. Видение мира, зафиксированное в культуре - это культурная картина мира.

Если мир - это среда и человек во взаимодействии, то культурная картина мира - это результат переработки сознанием человека информации об окружающей среде. Каждое явление мира существует в сознании человека в виде образа, знания о нем и отношения к нему.

Культурная картина мира оказывает влияние на множество факторов: природно-климатических, исторических, социальных, общественных. Она меняется под влиянием процессов, которые происходят в обществе, в науке и образовании.

Первичная картина мира представляет собой интуитивные представления, значения и смыслы как выражение особенностей определенной культуры. При этом каждый смысл всегда отражает универсальность мира, в котором живут люди.

Каждому отрезку исторического времени соответствует своя картина мира. Например, картина мира древних индийцев не похожа на картину мира средневековых рыцарей, а картина мира рыцарей не похожа на картину мира их современников-монахов.

В то же время, можно выделить универсальную картину мира свойственную всему человечеству, правда, она будет слишком абстрактна. Так, для всех людей характерна оппозиция белого и черного, но у одних групп белое будет соответствовать положительному началу - жизни, а черное - отрицательному началу - смерти, а у других (например, китайцев) наоборот. У любого народа будет свое представление о добре и зле, о нормах и ценностях.

У отдельной личности картина мира будет детерминирована, прежде всего, его характером: у сангвиника-экстраверта и реалиста картина мира будет явно противоположной картине мира аутиста. Картина мира будет меняться при измененных состояниях сознания.

Человек, погруженный в виртуальную реальность, также будет видеть мир совершенно по-своему.

Таким образом, картина мира опосредована тем культурным языком, на котором говорит данная группа.

История культурологического осмысления .

Культурная картина мира раскрывается как конкретно-историческая система миро представлений и мироощущений, включающая совокупность как рационально-понятийных, так и чувственно-образных способов восприятия и постижения мира.

Культурная картина мира есть совокупность присущих народу или исторической общности представлений о времени и пространстве, происхождении мира и человека, смысле человеческой жизни и смерти, отношениях между людьми, добре и зле, справедливости, красоте, свободе, счастье и др.

В истории европейской и русской культуры последовательно формировались три базовых культурных картины мира - мифологическая, религиозная и научная. При всем своеобразии мифологий и религий разных народов их представления о мире имели нечто общее, определяемое единым для всех знанием о мироздании, законах, порождающих мир и действующих в нем.

Для мифологической картины мира характерно представление о тесной неразрывной связи человека и природы, о единых законах, управляющих жизнью мира и человека. Силы природы в мифологической картине мира обладают теми же свойствами, что и люди - они действуют сознательно, целенаправленно, любое событие природы адресовано человеку. Мир в мифологии - это живой организм, в котором все - и люди, и звери, и птицы, и горы, и реки, и боги есть соподчиненные элементы единой системы, единого высшего закона. Мифологическая картина мира - самая древняя. Все народы земли имели свою мифологию, и своеобразие культур разных стран и народов во многом определяется ею.

Религиозная картина мира основана на мифологической. Первые религиозные верования почти неотличимы от мифов. Ее своеобразие становится очевидным при появлении монотеистических религий - религий единого бога. Бог монотеистической религии (Иегова, Будда, Христос, Аллах) есть олицетворенная высшая сила, абсолютная, всеобъемлющая и единая. Его волей создан мир, он устанавливает все законы бытия, природы и человека. В то же время бог создает человека отличным от других живых существ, наделяет его разумом и душой. Он несет в себе часть божественной силы, волен подчинить себе природу. Особое положение человека в мире, определяемое его божественной душой, является самым главным отличием религиозной картины мира. Религия имеет сильное влияние на менталитет, и следует еще отметить, что даже неверующий человек, выросший в определенной культурной традиции, воспринимает мир через призму национальной религии. Она зафиксирована в языке, обычаях, искусстве, морали, она составляет при этом важную часть жизни социума, даже являясь формально запрещенной, как это было в советское время.

Научная картина мира формируется в Европе в эпоху Нового времени - в 17-18 веках. Это не значит, что до этого времени не существовало научных знаний - они развивались в самых древних культурах. Научная культура мира отличается от других, прежде всего, независимостью, объективностью. Она лишена ценностного отношения, универсальна, поскольку конструирует некую идеальную модель действительности, созданную на основе научных идей, концепций, теорий. Научная картина мира - совокупность представлений, основанных на знаниях, а не на вере. Если мифология и религия обеспечивают неизменный фундамент, устойчивую основу представлений, то научная картина мира изменчива. Ее постоянным признаком остается рациональность, объективность. Для многих современных людей вера в могущество науки, разума, объективного знания определяет преставления о мире. Истинно только то, что заявлено в качестве "научного знания", даже если таковым не является.

Помимо названных, существуют и другие картины мира: художественная, философская. Наряду с религиозной и научной, взятыми в "чистом виде", безотносительно к общекультурному представлению, они являются важными факторами формирования образа мира для каждого человека, народа, исторической общности. Но для каждой эпохи, каждой культуры существует некая общность представлений, преимущественная направленность на тот или иной образ мира, что и создает в целом понятие "культурная картина мира".

В 20-х гг. ХХ века в изучение "картины мира" было внесено понятие "менталитет ". Его разработкой занимались представители историко-психологического и культурно-антропологического направлений: Л. Леви-Брюль, Л. Февр, М. Блок. В первоначальном контексте "менталитет" означал наличие у представителей того или иного общества, трактуемого как национально-этническая или социально-культурная общность людей, некоего определенного "умственного инструментария", своего рода "психологической оснастки", которая дает возможность по-своему воспринимать и осознавать свое природное и социальное окружение. В настоящее время обнаруживаются две основных тенденции в понимании сущности менталитета: с одной стороны, менталитет включает в себя уклад жизни, особенности народных реалий, обрядов, стиль поведения, нравственные заветы народа, самоидентификацию человека в социальном мире. В узком смысле менталитет - это то, что позволяет единообразно воспринимать окружающую действительность, оценивать ее и действовать в ней в соответствии с определенными установившимися в обществе нормами и образцами поведения, адекватно воспринимая и понимая при этом друг друга. Менталитет - это некоторый набор символов, сформированных в рамках каждой исторической и культурной эпохи и национальности. Этот набор символов зафиксирован в сознании людей в ходе диалога с другими людьми. Эти символы (понятия, образы, идеи) служат в обыденной жизни пояснением, путем выражения знаний о мире и месте человека в нем. Менталитет - склад ума, мироощущение, мировосприятие, духовная самобытность миро чувствования, миро переживания и миро отношения сообщества и индивида, представляющих ту или иную культуру. Менталитет содержит неосознаваемые, естественные для данного народа ценностные ориентации, архетипы, лежащие в основе коллективных представлений о мире и о месте человека в нем. Близкое по значению понятию "менталитет" можно встретить у представителей психологических концепций Э. Фромма, К.Г. Юнга, З. Фрейда и др. Швейцарский психолог и психиатр К.Г. Юнг, пытаясь постичь глубинные основы коллективной психологии, употребил понятие "архетип".

Архетип представляет психические структуры коллективного бессознательного, которое является не личным приобретением человека, а унаследовано от наших далеких предков. Архетипы - это своеобразные формы постижения мира, в соответствии с которыми формируются мысли и чувства людей, обусловливают все психические процессы, связанные с их поведением. культурологический бессознательный психический

Французский этнограф и психолог Л. Леви-Брюль таким образом обозначает ряд символических форм, существующих в первобытном мышлении. Наибольшее развитие понятие "архетип" получило в аналитической психологии К.Г. Юнга, который, исследуя, под влиянием З. Фрейда, "индивидуальное бессознательное", постепенно пришел к выводу о существовании в психике человека более глубокого слоя - "коллективного бессознательного", представляющего собой отражение опыта прежних поколений, "отпечатавшегося" в структурах мозга.

В отличие от менталитета, ограниченного пространственно-временными и социокультурными рамками, архетип носит всеобщий характер независимо от времени и места. Если менталитет зависит от социокультурного контекста, с присущими ему аксиологическими представлениями, то архетип - аксиологически нейтрален. Он представляет собой основание культурно-исторических процессов, определенную форму которым придает менталитет. Таким образом, архетип - глубинно-абстрактная категория, а менталитет - историческая. Именно архетип коллективного бессознательного формирует, согласно Юнгу, определенный образ мира, который затем находит отражение в менталитетах различных типов обществ.

Таким образом, культурные архетипы - базисные элементы культуры, формирующие константные модели духовной жизни. Содержание культурных архетипов составляет типическое в культуре, и в этом отношении архетипы объективны и трансперсональны. Формирование культурных архетипов происходит на уровне культуры всего человечества и культуры крупных исторических общностей в процессе систематизации и схематизации культурного опыта. В силу этого сопричастность к культурным архетипам отдельным индивидом отчетливо не осознается и воспроизведение архетипа конкретной личностью выступает рационально непреднамеренным актом.

Нормы и ценности картины мира.

Важнейшими компонентами картины мира являются культурные нормы и ценности. Культурные нормы есть определенные образцы, правила поведения, действия, познания. Нормы - это регуляторы, которые общепризнаны и одобряемы обществом. Это предписания "надо", запреты "нельзя", разрешения и рекомендации "можно". Это социокультурные механизмы управления человеческим поведением. Они складываются в обыденной жизни общества, передаются из поколения в поколение. В переработанном виде культурные нормы воплощены в идеологии, этических учениях, религиозных концепциях.

Воспитываясь в определенной культурной среде, каждый человек усваивает принятые в ней регуляторы. Он реализует в своих поступках предписанные ему культурой программы поведения, часто даже не сознавая того. Так, нормы нравственности возникают в самой практике массового взаимного общения людей. Огромную роль в формировании норм культуры, характерных для данного общества, играют одобрение и осуждение, выражаемые окружающими, сила личного и коллективного примера, наглядные образцы поведения (как описанные в словесной форме, так и в виде реальных норм поведения). Нормативность культуры поддерживается в ходе межличностных, массовых взаимоотношений людей и в результате функционирования различных социальных институтов. Нормы явно или неявно выражаются в разнообразных культурных "текстах": в языке (нормы и правила речи); в формах морали, права, политической жизни; в обычаях, ритуалах, обрядах, выполнения которых требуют традиции. Нормы поведения отражаются в понятиях мораль и нравственность. Они показывают, как люди должны повести себя в различных ситуациях.

Нравственность в широком смысле - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, в узком смысле - совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Нравственность представляет собой ценностную структуру сознания, способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде.

Мораль - один из основных способов нормативной регуляции действий человека. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, правила человеческого поведения, интерпретации различных явлений культуры, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т.д.

Культурная картина мира также включает в себя ценности. Ценности возникают в результате осмысления человеком значимости для него тех или иных объектов - материальных или духовных. Объект имеет ценность, если человек видит в нем средство удовлетворения какой-либо своей потребности. Ценность - не предмет, а особый вид смысла, который усматривает в нем человек. Решающее значение при этом имеют сложившиеся в культуре представления об объектах и о том, как и какими средствами люди должны удовлетворять свои желания и потребности. Ценность надо отличать от полезности и от истины. Так, ценная вещь может быть совершенно бесполезной, а полезная - не иметь ценности. Ценность тем выше, чем больше приближается к идеалу.

Каждая сфера культурной деятельности человека приобретает ценностное измерение: существуют ценности материальной жизни, экономики, социального порядка, политики, морали, искусства, науки, религии. В каждом типе культуры возникает своя иерархия ценностей. Так, в античности из всех ценностных измерений на первое место выдвигался эстетический подход к миру, в средние века - религиозно-нравственный, в Новое время - научный и стоимостный. Процесс развития культуры всегда сопровождается переоценкой ценностей.

Ценности подразделяются на финальные, инструментальные и производные.

1. Финальные - высшие ценности и идеалы, важнее и значимее которых нет ничего. Это само ценности, которые ценны сами по себе (человеческая жизнь, свобода, справедливость, красота, счастье, любовь).

2. Инструментальные - средства и условия, необходимые, в конечном счете, для достижения и сохранения финальных ценностей. Они ценны, поскольку полезны для достижения какой-то цели.

3. Производные - следствия или выражения других ценностей, имеющие значимость лишь как признаки и символы последних (медаль, грамота, подарок от любимого человека как знак его любви).

У каждого человека образуется иерархия ценностных ориентаций, но у разных людей неодинакова. Все разнообразие ценностей можно условно упорядочить и классифицировать по сферам жизни человека:

· витальные ценности: жизнь, здоровье, безопасность, качество жизни, уровень потребления, экологическая безопасность;

· социальные ценности: общественное положение, трудолюбие, семья, достаток, равенство полов, личная независимость, способность к достижениям, терпимость;

· политические ценности: патриотизм, гражданская активность, гражданские свободы;

· моральные ценности: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, честность, верность;

· религиозные ценности: Бог, вера, спасение, благодать, Священное писание;

· эстетические ценности: красота, гармония, стиль и т.д.

Методология исследования картин мира.

Сложность выявления формирования картины мира состоит в том, что этот процесс не соотносится напрямую с простым накоплением знаний и наращивание суммы знаний не приводит к формированию соответствующей картины мира. Формированность и целостность той или иной картины мира может быть выявлена через мировосприятие, его категориальную структуру. Структуры мировосприятия динамичны. Категории мировосприятия и тесно связанный с ним преобладающий способ восприятия действительности подвержены изменениям в процессе индивидуального развития. Поэтому, исследовательские методики должны максимально отражать совокупность ценностей, установок, знаний и других психологических феноменов, представленных в преобладающем способе восприятия мира, с одной стороны, а также универсальные и половозрастные архетипы бессознательного, с другой.

Таким требованиям, на наш взгляд, отвечает методика изучения компонентов мировосприятия посредством выявления смысловых единиц (категорий) информации разработанная С.В. Тарасовым и непосредственно направленная на получение информации о социально-психологических компонентах сознания, образующих картину мира. С.В. Тарасов, обобщая результаты отечественных и зарубежных исследований возрастных и социокультурных особенностей мировосприятия, проведенных М. Мидом, Ж. Пиаже, Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, И.С. Коном, B.C. Шубинским и др., определяетмировосприятие "как целостность относительно устойчивых схем, способов поведения, чувствования, мышления, видения окружающего мира, присущих отдельному индивиду или этнокультурным и социокультурным группам". В основе методики, разработанной С.В. Тарасовым, лежит изучение процесса применения человеком категорий при описании (оценивании) себя и окружающего мира.

В человеческом языке существуют слова-символы, которые могут являться своеобразными "ключами" к различным структурам сознания. Слова-символы могут вступать во взаимодействие с кодами сознания, заключающими в себе универсальное (общечеловеческое), социокультурное и личностное содержание.

В результате взаимодействия слов-символов со структурами сознания человека рождается текст (письменный или устный), в котором исследователь может выявить смысловые единицы (категории мировосприятия).

Категории могут отражать язык науки (философии, психологии, физики и др.) и язык обычных представлений о мире. В интересах изучения категориального строя сознания конкретно школьников, которые только с возрастом овладевают научными категориями, С.В. Тарасов в качестве стимульного материала выбрал слова, обозначающие стихии природы, первоосновы мира, как в мифологических представлениях, так и в некоторых философских учениях: небо, земля, огонь, воздух, вода, звезды. Такие слова-символы заключают в себе содержание, связанное с индивидуально-биографическим и культурно-историческим опытом.

Концептуальная структура методики формируется шестью классами признаков: мотивирующим признаком слова; образными признаками (выявляемыми через сочетаемостные свойства слова); понятийными признаками; объективированными в виде семантических компонентов слова, синонимами; ценностными признаками (актуализируемыми как в виде коннотаций, так и в сочетаниях со словом); функциональными признаками (отображающими функциональную значимость референта); символическими признаками - выражающими сложные мифологические, религиозные или иные культурные понятия, закрепленные за словом. Автор придерживается мнения, что понятие есть часть концепта; понятийные признаки входят в его структуру. Воссоздать структуру концепта возможно, обратившись к фонду устного народного творчества. Процессы концептуализации и категоризации помогают нам вычленить некий объект - реально или виртуально существующий - из общего фона подобных объектов, наделить его общими с другими и присущими только ему одному признаками. В качества примера приводится описание звезд. Выделяется целая система взаимообусловленных "первичных" представлений о небе и звездах и их выражение в обряде, тексте, слове, знаке, образе, символе. Отголоски былых верований и мифов, как отмечает автор, мы находим в непонятных современному носителю языка признаках анализируемого концепта. Эти отзвуки древних взглядов на мир указывают на существовавшие мифологические представления и ненаучную картину мира.

Культурологический метод.

Культурологию, большинство авторов называют интегративной областью знания, вбирающей в себя результаты исследований ряда дисциплинарных областей (социальной и культурной антропологии, этнографии, социологии, психологии, языкознания, истории и др.). Конечно, используются не только результаты исследований, но и методы. В процессе культурологического анализа конкретные методы разных дисциплин, как правило, используются выборочно, с учетом их способности разрешать аналитические проблемы культурологического плана. Нередко они применяются не в качестве формальных операций и процедур, а как подходы в социальных или гуманитарных исследованиях. Это дает основание говорить об определенной трансформации дисциплинарных методов в нечто большее, чем просто метод, и об особой их интеграции в рамках исследований культуры. В качестве примеров подобной трансформации можно привести следующие: исторический подход в культурологии, основу которого составил исторический метод; во второй половине XIX века структурно-функциональный метод стал основой одноименного подхода в изучении социальной и культурной реальности. И надо сказать, что ряд подходов сохраняют в себе первоначальную методологическую основу и используются другими культурологическими направлениями как общенаучная методология. К примеру, исторический метод используется не только в рамках данного подхода, но и в любом другом, будь то философско-аналитический, социологический, аксиологический, семиотический и др. Следует также отметить, что не всякий культурологический подход является одновременно и методом. Нередко, к примеру, в литературе делается ошибка, когда употребляется словосочетание "аксиологический метод" применительно к аксиологическому подходу. Чем же отличается подход от метода?

Культурологический подход понятие более широкое, чем метод. Метод -есть лишь определенный набор действий, операций, процедур осуществляемых исследователем. Метод - это средство познания. Это ответ на вопрос: как познавать? А культурологический подход скорее отвечает сначала на вопрос: что следует познавать? - То есть тот или иной культурологический подход выделяет в столь сложном объекте исследования, каковым является культура, определенную предметную область, на которой и сосредотачивается внимание. Хотя, конечно, в подходе, в самом его названии, как правило, заложен характер тех методов, которые он использует по преимуществу для исследования данной предметной области.

Заключение

В результате исследования было выявлено, что культурная картина мира является важнейшим фундаментом в оценке жизни и понимании мира, сохраняет свою уникальность в процессах универсализации культуры. Были выявлены различия архетипа и ментальности, их роль и значение в культурной картине мира. Выяснилось, что без норм культуры существования и дальнейшее развитие человеческого общества невозможно, поскольку с их помощью координируются поступки и отдельных личностей и человеческих групп, определяются наилучшие пути разрешения конфликтных ситуаций, даются ответы на многие жизненные вопросы. Данное исследование наводит на размышление о том, что люди должны уважать разные национальные картины миров, чтить память и законы социальных групп для сохранения исторического смысла картины мира.

Список используемой литературы

1. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977

2. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов под ред. А.П. Садохина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

3. В.С. Данилова, Н.Н. Кожевников. Картины мира и методы их исследования

4. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. - Ростов-на-Дону,1979.

5. М.А. Дедюлина, Е.В. Папченко, Е.А. Помигуева, Учебное пособие, Таганрог, 2009

6. С.А. Иванов, учебное пособие, Великий Новгород,2002

7. Ильенков Э.В. Философия и культура (Мыслители ХХ века). - М.,1991.

8. Садохин А.П. Межкультурная коммуникация: Учебное пособие. - М.: Альфа-М, ИНФРА, 2004.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Культурная идентичность и определение её в рамках термина, который считается результатом использования культурологического подхода к исследованию указанного явления. Картина мира как "культурный ландшафт", в котором размещаются прочие элементы культуры.

    статья , добавлен 23.07.2013

    Понятие картины мира. Менталитет как система стереотипов речевого коллектива. Зарубежные концепции сущности менталитета. Менталитет как иррациональное подсознание человека. Менталитет как вера. Отечественные исследования менталитета.

    реферат , добавлен 10.04.2007

    Сущность понятий "менталитет" и "архетип", их влияние на культурную картину мира. Культурные нормы и все сферы человеческой жизнедеятельности. Пути разрешения конфликтных ситуаций и принципы морали, имеющие социально-всеобщее значение для общества.

    контрольная работа , добавлен 10.08.2015

    Отношение мира земного с миром потусторонним в исламской картине мира, разграничение естественного и сверхъестественного. Заботливое отношение к природе как часть мусульманской культуры. Сторонники и противники народных традиций и обычаев в исламе.

    контрольная работа , добавлен 25.05.2015

    Традиционная картина мира России и Китая до ХХ в.: мифологический, религиозный и эстетический аспект. Трансформация традиционной картины мира в художественной культуре в начале XX в. Особенности мироощущения в культуре "Серебряного века" в России.

    курсовая работа , добавлен 25.09.2009

    Понятие культуры, ее элементы и формы. Имидж для представителей молодежной субкультуры, ее символы и средства. Молодежные, ролевые движения, индустриальные и спортивные субкультуры. Генетические связи и конфликты между ними. Особенности картины мира.

    реферат , добавлен 17.12.2010

    Отношение мира земного с миром потусторонним в исламской картине мира, восприятие переживания смерти. Разграничение естественного и сверхъестественного. Заботливое отношение мусульман к природе. Установка на новое или на традиции в культуре ислама.

    контрольная работа , добавлен 25.05.2015

    Понятие культуры и подходы к ее изучению. Основные понятия культурологии. Язык и символы культуры. Культурная картина мира. Роль политического фактора в формировании русской культуры. Сущность евразийской концепции. Культура современного общества.

    контрольная работа , добавлен 13.05.2015

    Понятие межкультурной коммуникации как диалога между культурами. Культурная картина мира носителей русского и немецкого языков. Особенности межкультурного диалога. Коммуникативное взаимодействие носителей немецкого и русского языков на бытовом уровне.

    дипломная работа , добавлен 18.02.2017

    Специфика форм художественного творчества в молодежной среде. Выражение своего внутреннего видения человека и духовных основ жизни и мира. Искусство боди-арт как средство манифестации, его истоки и отличительные признаки. Татуировка и ее символы.

Исследование процесса культурогенеза однозначно показывает, что человечество, единое по своим корням, в процессе развития «разветвляется» на множество разнообразных, особенных культур. Поэтому, рассматривая культуру как сложную систему, следует помнить, что каждая из культур, вырастая в специфических условиях жизни (географических, исторических, технологических, бытовых и т.д.), разворачивает свою историю, вырабатывает свой язык, формирует свое мировидение. Результатом этого специфического видения мира, в котором обитает человек, является культурная картина мира -- система образов, представлений, знаний об устройстве мира и месте человека в нем.

Понятие культурной картины мира. Культура в самом общем виде представляет собой продукт совместной жизнедеятельности людей, систему согласованных способов их коллективного существования, упорядоченных норм и правил удовлетворения групповых и индивидуальных потребностей и т.п. Ее возникновение обусловлено тем, что при продолжительном совместном проживании людей на одной территории их коллективная хозяйственная деятельность, оборона от нападений формируют у них общее мировоззрение, единый образ жизни, манеру общения, стиль одежды и т.д. Однако при этом каждая группа существует в своих специфических условиях -- климатических, географических, исторических и др. По этой причине становится невозможным существование единой универсальной культуры, объединяющей всех людей на Земле. В исторической практике культура предстает как множество культур разных эпох и регионов, а внутри них в виде культур отдельных стран и народов, которые принято называть локальными (или этническими) культурами. Одни локальные культуры похожи друг на друга в силу их генетического родства и сходства условий их возникновения. Другие культуры различаются настолько, насколько различаются породившие их условия. Во всем многообразии локальных культур нет ни одной «ничейной» культуры. Каждая отдельная культура воплощает специфический жизненный опыт какого-либо конкретного народа или сообщества людей. Этот опыт придает культуре каждого народа неповторимые черты, определяет ее уникальность.

Своеобразие культуры может проявляться в самых разных сторонах человеческой жизнедеятельности -- в удовлетворении биологических, материальных или духовных потребностей, в естественных привычках поведения, типах одежды и жилищ, видах орудий труда, способах трудовых операций и т.д. Так, по наблюдениям этнографов, народы, живущие в сходных географических условиях и по соседству друг с другом, часто строят дома по-разному. Русские северяне традиционно ставят дома к улице горном, а русские южане располагают свои жилища вдоль улицы. Балкарцы, осетины, карачаевцы много веков живут на Кавказе по соседству. Однако первые строят каменные одноэтажные дома, вторые -- двух- этажные, а третьи -- деревянные. Раньше одна лишь тюбетейка узбека позволяла определить, из какой местности происходит ее владелец, а одежда русской крестьянки XIX в. точно указывала, в какой губернии она родилась.

Своеобразие любой локальной или этнической культуры получает свое завершение в культурной картине мира, которая является выражением того, что в различных культурах люди воспринимают, чувствуют и переживают мир по-своему и тем самым создают свой неповторимый образ мира, особое представление о мире. По своему содержанию культурная картина мира представляет собой совокупность рациональных знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культуры и культурах других народов, включает в себя неосознанные значения, личностные смыслы, переживания и оценки. Культурная картина мира не является синкретической целостностью, а складывается из частных картин -- научной, эстетической, религиозной, художественной, этической, правовой и др. культура мир норма язык

Важнейшими компонентами культурной картины мира являются пространство и время, а также движение, изменение, свойство, качество, количество, причина, следствие, случайность, закономерность- онтологические категории культуры. Эти категории тесно связаны с социальными категориями, такими, как труд, собственность, власть, государство, свобода, справедливость и др.

Они вплетены в структуру языка, на котором люди разговаривают, охватывают все культурное пространство, образуя в совокупности своего рода «сетку координат», через которую носители той или иной культуры воспринимают окружающий мир и создают свои «национальные образы мира». На их основе складывается свойственная данной культуре ментальность -- общее умонастроение, склад ума людей, принадлежащих одной культуре. Ментальность включает в себя как осознанные моменты, так и неосознанные, поэтому понятия «ментальность» и культурная «картина мира» можно рассматривать как синонимы.

Ментальность всегда отражает специфические особенности конкретной культуры, иными словами, она всегда культурно зависима, ее содержание целиком определяется культурой данного народа. Это исторически обусловленный феномен, поэтому ментальность, являясь в целом устойчивой и консервативной, все же меняется, хотя и очень медленно. Ментальность формируется у каждого человека в детстве, в процессе инкультурации, и входит в структуру индивидуальной психики, укореняясь в бессознательном. Можно утверждать, что менталитет народа -- это одновременно и ментальность отдельною человека. Поэтому ментальность личности определяется типом общества, особенностями этнической и национальной культуры, а также тех субкультур, в которые входит этот человек.

Таким образом, культурная картина мира - это совокупность рациональных знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культуры и культурах других народов. Эти знания и представления придают культуре каждого народа самобытность, благодаря чему становится возможным отличать одну культуру от другой.

Понятие «культурная картина мира» употребляется в узком и широком смысле слова. В узком смысле в культурную картину мира входят первичные интуиции, национальные архетипы, способы восприятия времени и пространства, очевидные, но недоказанные утверждения, вне научные знания. В широком смысле наряду с перечисленными элементами в культурную картину мира включают также и научные знания.

Введение
Глава 1. «Культурная картина мира», как категория культурологии
Глава 2. Сущность понятий «менталитет» и «архетип», их влияние на культурную картину мира
Глава 3. Нормы и ценности культуры
Заключение
Литература

Введение

В данной контрольной работе рассматривается «культурная картина мира».
Актуальность данной темы состоит в том, что картина мира является фундаментом в оценке жизни и понимании мира, отражает особенности мышления представителей той или иной культуры. Она представляет собой совокупность рациональных знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культуры и культур других народов. Эти знания и представления придают культуре каждого народа самобытность, благодаря чему становится возможным отличить одну культуру от другой.
Исследование данной темы поможет ответить на такие вопросы как: Культурная картина мира как категория культуры. Что есть культурная картина мира? Каковы её особенности? В чём сущность понятий «менталитет» и «архетип» и их влияние на культурную картину мира? Каковы нормы и ценности культуры?
Соответственно задача данного исследования – нахождение ответов на поставленные выше вопросы.
Логика исследования обусловила структуру контрольной работы, состоящей из введения, трех глав, заключения и литературы. 1 глава рассматривает культурную картину мира, как категорию культурологии, её сущность, особенности. Во 2 главе рассматриваются понятия «менталитет» и «архетип» и их влияние на культурную картину мира. 3 глава посвящена нормам и ценностям культуры.

Глава 1. «Культурная картина мира», как категория культурологии

Культурология – это наука о закономерностях существования и развития культуры, о взаимосвязях культуры и других областей человеческой деятельности.
Культурология сложилась как гуманитарная наука о наиболее общих законах развития и функционирования культуры. В ее структуре выделяют следующие составляющие:
-Объект;
-Предмет;
-Содержание;
-Категории;
-Принципы;
-Методы;
-Законы;
-Функции .
Категории культурологии. Категории - это основные логические понятия, отражающие наиболее общие и существенные связи и отношения предметов явлений действительности.
Среди категорий культурологи выделяют следующие:
-категории социальных и гуманитарных наук;
-категории наук, находящиеся на стыке с культурологией;
-собственные категории (культура, цивилизация, культурная картина мира, менталитет, ментальность и т.д.)
Рассмотрим культурную картину мира более подробно.
Культура – это продукт совместной жизнедеятельности людей, это система согласованных способов их коллективного сосуществования, упорядоченных норм, правил. Данная система формируется в результате совместного длительного проживания людей на определенной территории, их хозяйственной деятельности, обороны от внешних врагов. Все это формирует у людей общее миропонимание, единый образ жизни, манеру общения, специфику одежды, особенности кулинарии и т.д.
Но каждая этническая культура не является механической суммой всех актов жизнедеятельности людей соответствующего этноса. Ее ядро составляет «набор правил», сложившихся в процессе их коллективного сосуществования. В отличие от биологических свойств человека эти «правила игры» не наследуются генетически, а усваиваются только посредством обучения. По этой причине невозможна единая универсальная культура, объединяющая всех людей на Земле.
Уже древние мыслители (Геродот, Фукидид), занимавшиеся историческими описаниями, замечали, что каждая культура имеет специфические черты, отличающие ее от культур других народов. Вырастая в специфических условиях жизни (географических, исторических, технологических, бытовых и т.д.), культура разворачивает свою историю, вырабатывает свой язык, формирует свое мировидение. Все богатство бытия культуры, вся целостность существования народа определяет способ осознания мира и бытия в нем. Результат этого специфического видения мира, в котором обитает человек, и есть культурная картина мира.
Культурная картина мира – совокупность рациональных знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культуры и культур других народов, система образов, представлений, знаний об устройстве мира и месте человека в нем.
Культурная картина мира находит свое выражение в различном отношении к явлениям культуры, включает в себя представления о личности, о ее отношении к обществу, о свободе, равенстве, чести, добре и зле, о праве и труде, о семье, о ходе истории и ценности времени, о соотношении нового и старого, о смерти и душе. Культурная картина мира передается из поколения в поколение, трансформируется в ходе развития общества, она неисчерпаема по содержанию и служит основанием человеческого поведения.
Особенности культуры того или иного народа могут проявляться в различных аспектах человеческой жизни: в удовлетворении биологических, материальных или духовных потребностей, в естественных привычках поведения, типах одежды и жилищ, видах орудий труда, способах трудовых операций и т.д.
Культурная картина формируется в зависимости от значения мира для человека, живущего в нем. И даже самые примитивные жизненные потребности и побуждения человек удовлетворяет строго определенным образом.
Серьезные культурные отличия у разных народов наблюдаются в процессах приема пищи, ее количества, поведения за столом, форм проявления внимания к гостю и т.д. Утоляя голод или жажду, человек следует устоявшимся традициям, характерным для его культуры: он использует определенную утварь, определенные процедуры приготовления и ритуалы приема пищи. Трапеза, таким образом, обретает для человека особое обрядовое и символическое значение.
Так, русские, по традиции сразу ведут приглашенного гостя к столу, что удивляет американцев, поскольку у них ужину обычно предшествует светская беседа с бокалом вина и легкими закусками. За столом русские кладут каждому гостю на тарелку разнообразные закуски и горячее, в то время как в США блюда передаются по кругу, чтобы каждый гость смог положить себе нужное количество еды. Русские хозяйки усиленно пытаются накормить гостя, что непривычно для американцев, поскольку в их культуре это не принято.
Все жизненные проявления человека как субъекта определенной культуры фиксируются теми или иными обрядами, ритуалами, нормами, правилами, являющимися значимыми компонентами культуры, регулирующими временные и пространственные процессы человеческой жизнедеятельности.
Часто народы, живущие в сходных географических условиях и по соседству друг с другом, строят дома по-разному. Русские северяне традиционно ставят дома к улице торцом, а русские южане располагают свои жилища вдоль улицы. Балкарцы, осетины, карачаевцы много веков живут на Кавказе по соседству. Однако первые строят каменные одноэтажные дома, вторые двухэтажные, а третьи – деревянные дома.
Человеческая жизнь неисчерпаемо богата, разнопланова и многослойна. Некоторые из ее моментов, особенно те, что связаны с первичными ощущениями, первыми попытками рождающегося человечества реализоваться в этом мире, не подлежат рациональному контролю и возникают неосознанно. Поэтому и понятие «культурная картина мира» употребляется в широком и узком смысле слова.
В узком смысле в культурную картину мира обычно включают первичные интуиции, национальные архетипы, образный строй, способы восприятия времени и пространства, «самоочевидные», но недоказанные утверждения, вненаучные знания. В широком смысле, наряду с перечисленными элементами, в культурную картину мира включают и научные знания.
Культурная картина мира специфична и отличается у разных народов. Это обусловлено целым рядом факторов: географией, климатом, природными условиями, историей, социальным устройством, верованиями, традициями, образом жизни и т.п. Кроме того, каждая историческая эпоха имеет свою картину мира, причем все они не похожи одна на другую.
В то же время можно выделить универсальную картину мира, свойственную всему человечеству, правда, она будет слишком абстрактна. Так, для всех людей, по-видимому, характерна бинарная оппозиция белого и черного, но у одних групп белое будет соответствовать положительному началу – жизни, а черное – отрицательному началу – смерти, а у других, например, китайцев, наоборот. У любого народа будет свое представление о добре и зле, о нормах и ценностях, но у каждого народа эти представления будут различными.
Картина мира у каждой личности тоже будет своя, и зависеть она будет прежде всего от характера: у сангвиника она одна, у флегматика – совершенно другая.
Следует также иметь в виду, что картина мира зависит от языка, на котором говорят его носители, и, наоборот, основные моменты картины мира всегда закрепляются в языке. Конечно, культурная картина мира полнее, глубже и богаче языковой картины мира. К тому же, культурная картина мира первична по отношению к языковой, но, именно в языке вербализуется, реализуется культурная картина мира, хранится и передается из поколения в поколение. Язык способен описать все, что есть в культурной картине мира: особенности географии, климата, истории, условий жизни и т.д.
Вот типичный пример из области взаимодействия языков. Как в разных языках обозначаются цвета? Известно, что сетчатка человеческого глаза, за исключением индивидуальных патологических отклонений, фиксирует цвет совершено одинаково, независимо от того, чей глаз воспринимает цвет – араба, еврея, чукчи, русского, китайца или немца. Но каждый язык установил свою цветовую систему, и эти системы нередко разнятся между собой. Так, например, в языке эскимосов для обозначения разных оттенков и видов снега существует 14-20 (по разным данным) синонимов слова белый . Говорящий по-английски человек не различает цветов голубой и синий, в отличие от говорящего по-русски, и видит только blue.
Но такие различия касаются, естественно, не только цветовой гаммы, но и других предметов и явлений окружающей действительности. В арабском языке существует несколько обозначений для слова верблюд: есть отдельные наименования для уставшего верблюда, беременной верблюдицы и т.п.
Язык навязывает человеку определенное видение мира. Усваивая родной язык, англоязычный ребенок видит два предмета: foot и leg там, где русскоязычный видит только один – ногу.
В русском языке, по вполне очевидным причинам, есть и пурга, и метель, и буран, и снежная буря, и вьюга, и поземка, и все это связано со снегом и зимой, а в английском это разнообразие выражается словом snowstorm, которого вполне достаточно для описания всех снежных проявлений в англоязычном мире.
Практически в каждой культуре есть подобные примеры. Так, в языке хинди существуют многочисленные наименования определенного вида орехов. Объясняется это той ролью, которую в общей культуре и субкультурах Индостанского полуострова играют плоды арековой пальмы (areca catechu), твердые орешки «супари».
Индия ежегодно потребляет более 200 тысяч тонн таких орешков: арековые пальмы произрастают в жарком влажном климате, прежде всего вдоль Аравийского моря, в Конкане. Плоды собирают недозрелыми, зрелыми и перезревшими; их высушивают на солнце, в тени или на ветру; отваривают в молоке, воде или поджаривают на масле, выжатом из других орехов, – изменение технологии влечет немедленное изменение вкусовых качеств, а каждый новый вариант обладает своим названием и имеет свое предназначение. Среди индусских ритуалов – регулярных, календарных и экстраординарных – не существует такого, где можно было бы обойтись без плодов арековой пальмы».
Наличие теснейшей связи и взаимозависимости между языком и его носителями не вызывает сомнений. Язык неразрывно связан с жизнью и развитием того речевого коллектива, который им пользуется как средством общения.
Общественная природа языка проявляется как во внешних условиях его функционирования в данном обществе, так и в самой структуре языка, в его синтаксисе, грамматике. Между языком и реальным миром стоит человек. Именно человек воспринимает и постигает мир с помощью органов чувств и на этой основе создает систему представлений о мире. Пропустив их через свое сознание, осмыслив результаты этого восприятия, он передает их другим членам своего речевого коллектива с помощью языка.
Язык как способ выразить мысль и передать ее от человека к человеку теснейшим образом связан с мышлением. Путь от реального мира к понятию и далее к словесному выражению неодинаков у разных народов, что обусловлено отличиями истории, географии, особенностями жизни этих народов и, соответственно, различиями развития их общественного сознания. Поскольку наше сознание обусловлено как коллективно (образом жизни, обычаями, традициями и т.п.), так и индивидуально (специфическим восприятием мира, свойственным данному конкретному индивидууму), то язык отражает действительность не прямо, а через два зигзага: от реального мира к мышлению и от мышления к языку. Культурная и языковая картины мира тесно взаимосвязаны, находятся в состоянии непрерывного взаимодействия и восходят к реальной картине мира, а вернее, просто к реальному миру, окружающему человека 1 .
Но язык – это не единственная составляющая культурной картины мира, она формируется также из тематически понятных, осознанных и несомненных содержаний артефактов и бессознательных смыслов и личностных значений, а также опытов, переживаний, оценок. Вследствие этого с содержательно-тематической точки зрения обычно выделяются научная, эстетическая, религиозная, этическая, правовая и другие аналогичные картины мира, с этой позиции картина мира сводится к набору сведений и данных. Появлению этих картин предшествует появление другой картины мира – картины интуитивных представлений, значений и смыслов как выражения особенностей жизнедеятельности данной культуры. При этом каждый смысл всегда особенным образом представляет универсальность мира, в котором живут люди.
Развитие связей между культурами приводит к исчезновению уникальных особенностей каждых из них. Так, в XX в. народы и страны начинают унифицироваться в быту и в мышлении. Об этом особенно наглядно свидетельствуют процессы компьютеризации, подчиняющие единому алгоритму логику мышления тех, кто работает с компьютером. И тем не менее в ядре каждой культуры сохраняется то, что «выкристаллизовано» под влиянием природы страны, ее климата, пейзажей, пищи, этнического типа, языка, памяти о своей истории и культуре. Тем самым культурная картина мира сохраняет свою уникальность в процессах универсализации культуры.

2. Сущность понятий «менталитет» и «архетип»
и их влияние на культурную картину мира

В 20-х гг. ХХ века в изучение «картины мира» было внесено понятие «менталитет ». Его разработкой занимались представители историко-психологического и культурно-антропологического направлений: Л. Леви-Брюль, Л. Февр, М. Блок. В первоначальном контексте «менталитет» означал наличие у представителей того или иного общества, трактуемого как национально-этническая или социально-культурная общность людей, некоего определенного «умственного инструментария», своего рода «психологической оснастки», которая дает возможность по-своему воспринимать и осознавать свое природное и социальное окружение и самих себя.
В настоящее время обнаруживаются две основных тенденции в понимании сущности менталитета: с одной стороны, менталитет включает в себя уклад жизни, особенности народных реалий, обрядов, стиль поведения, нравственные заветы народа, самоидентификацию человека в социальном мире. В узком смысле менталитет – это то, что позволяет единообразно воспринимать окружающую действительность, оценивать ее и действовать в ней в соответствии с определенными установившимися в обществе нормами и образцами поведения, адекватно воспринимая и понимая при этом друг друга.
Менталитет – склад ума, мироощущение, мировосприятие, духовная самобытность мирочувствования, миропереживания и мироотношения сообщества и индивида, представляющих ту или иную культуру. Менталитет содержит неосознаваемые, естественные для данного народа ценностные ориентации, архетипы, лежащие в основе коллективных представлений о мире и о месте человека в нем, а также национальные образы культуры, бессознательные и поведенческие реакции, которые не могут быть осмыслены никак иначе, как только в слове национального языка. Менталитет отличается от общественных настроений, ценностных ориентаций и идеологии более устойчивым характером. Менталитет всегда есть некая целостность «мировидения», единство противоположных начал – природного и культурного, эмоционального и рассудочного, иррационального и рационального, индивидуального и общественного.
Менталитет – это некоторый набор символов, сформированных в рамках каждой исторической и культурной эпохи и национальности. Этот набор символов зафиксирован в сознании людей в ходе диалога с другими людьми. Эти символы (понятия, образы, идеи) служат в обыденной жизни пояснением, путем выражения знаний о мире и месте человека в нем.
Менталитет включает основные представления о человеке, его месте в природе и обществе, его понимание природы и Бога как создателя всего. Это эмоциональные и ценные ориентации, коллективная психология, образ мышления и человека, и коллектива;
Менталитет, как специфика психологической жизни людей раскрывается через:
- систему взглядов и оценок, норм умонастроений, базирующуюся на существующих в данном обществе знаниях и верованиях;
- язык. Анализ языка позволяет весьма точно выявить культурную специфику отношения людей к окружающему миру и представляет внутренний мир человека. Можно узнать через язык стиль мышления;
- господствующие в данной группе мотивы, через иерархию ценностей, которые проявляются в убеждениях, идеалах и интересах. Все это позволяет выявить социальные установки, обеспечивающие готовность действовать определенным образом. Менталитет наиболее отчетливо проявляется в типичном поведении людей, представителей данной культуры, выражаясь прежде всего в стереотипах поведения и принятия решения, означающие на деле выбор одной из поведенческих альтернатив;
- эмоциональную сферу, через господство каких-либо чувств;
- анализ основных социально-политических и этнических категорий, которыми оперирует обыденное сознание: «свобода», «труд», «время», «пространство», «семья».
Близкое по значению понятию «менталитет» можно встретить у представителей психологических концепций Э. Фромма, К.Г. Юнга, З. Фрейда и др. Так, швейцарский психолог и психиатр К.Г. Юнг, пытаясь постичь глубинные основы коллективной психологии, употребил понятие «архетип».
Архетип представляет психические структуры коллективного бессознательного, которое является не личным приобретением человека, а унаследовано от наших далеких предков. Архетипы – это своеобразные формы постижения мира, в соответствии с которыми формируются мысли и чувства людей, обусловливают все психические процессы, связанные с их поведением.
Французский этнограф и психолог Л. Леви-Брюль таким образом обозначает ряд символических форм, существующих в первобытном мышлении. Наибольшее развитие понятие «архетип» получило в аналитической психологии К.Г. Юнга, который, исследуя, под влиянием З. Фрейда, «индивидуальное бессознательное», постепенно пришел к выводу о существовании в психике человека более глубокого слоя – «коллективного бессознательного», представляющего собой отражение опыта прежних поколений, «отпечатавшегося» в структурах мозга.
В отличие от менталитета, ограниченного пространственно-временными и социокультурными рамками, архетип носит всеобщий характер независимо от времени и места. Если менталитет зависит от социокультурного контекста, с присущими ему аксиологическими представлениями, то архетип – аксиологически нейтрален. Он представляет собой основание культурно-исторических процессов, определенную форму которым придает менталитет. Таким образом, архетип – глубинно-абстрактная категория, а менталитет – историческая. Именно архетип коллективного бессознательного формирует, согласно Юнгу, определенный образ мира, который затем находит отражение в менталитетах различных типов обществ.
Таким образом, культурные архетипы – базисные элементы культуры, формирующие константные модели духовной жизни. Содержание культурных архетипов составляет типическое в культуре, и в этом отношении архетипы объективны и трансперсональны. Формирование культурных архетипов происходит на уровне культуры всего человечества и культуры крупных исторических общностей в процессе систематизации и схематизации культурного опыта. В силу этого сопричастность к культурным архетипам отдельным индивидом отчетливо не осознается и воспроизведение архетипа конкретной личностью выступает рационально непреднамеренным актом.
Наиболее фундаментальны в составе культуры универсальные культурные архетипы и этнические культурные архетипы (этнокультурные архетипы).
В культуре, понятой как «ненаследственная память коллектива» (Б.А. Успенский), культурные архетипы выступают в качестве спонтанно действующих устойчивых структур обработки, хранения и репрезентации коллективного опыта. Сохраняя и репродуцируя коллективный опыт культурогенеза, универсальные культурные архетипы обеспечивают преемственность и единство общекультурного развития. Этнические архетипы (этнокультурные архетипы) представляют собой константы национальной духовности, выражающие и закрепляющие основополагающие свойства этноса как культурной целостности. В каждой национальной культуре доминируют свои этнокультурные архетипы, существенным образом определяющие особенности мировоззрения, характера, художественного творчества и исторической судьбы народа.
Согласно Юнгу, актуализация архетипа есть «шаг в прошлое», возвращение к архаическим качествам духовности, однако усиление архетипического может быть и проекцией в будущее, ибо этнокультурные архетипы выражают не только опыт прошлого, но и чаяние будущего, мечту народа. Активное присутствие этнокультурных архетипов является важным условием сохранения самобытности и целостности национальной культуры.
Культурные архетипы, оставаясь неизменными по существу, диахронически и синхронически проявляются в самых разнообразных формах (мифологических образах и сюжетных элементах, религиозных учениях и ритуалах, в национальных идеалах и т.д.).
Возвращаясь к рассмотрению менталитета, остановимся на русском менталитете , вокруг которого уже много веков существует ореол загадочности, таинственности, непостижимости.
Современные исследователи русского менталитета отмечают столкновение в сознании русских людей противоречивых установок и стереотипов поведения, объясняется это срединным по отношению к западному и восточному положением культуры. «Западные» и «восточные» черты в русской ментальности не строго противоречат друг другу, а скорее соединяются и взаимодополняются. Попытаемся разобраться в особенностях менталитета русского человека и причинах их возникновения.
Российский этнос пустил свои корни в центре Евразии, на равнине, не защищенной с запада и востока ни морями, ни горами и доступной для военных вторжений как из Восточной Азии, так и из Западной Европы, и был исторически, географически и психологически обречен на противостояние жесточайшему нажиму извне. Единственный способ сохранить в таких условиях самостоятельность – занять как можно большую территорию, в которой увязали бы любые вражеские армии.
Огромная, редконаселенная территория требовала для своего освоения особого типа людей, способных к решительным действиям, дерзких и отважных. Расселяясь по обширной территории, русские создавали сеть поселений-крепостей, игравших также роль экономических центров освоения территории. Население таких острожков отличалось предприимчивостью, необычайным свободолюбием и бунтарством.
Колоссальные пространства, суровый климат и необходимость противостоять объединенным силам одновременно многих народов с запада и с востока породили преобладающий тип подсознательных и сознательных психологических установок, отразившись на складе ума русских, на манере их мышления.
В целом все многообразие черт русского человека можно свести к пяти основным поведенческим ориентациям:
- на коллективизм (гостеприимство, взаимопомощь, щедрость, доверчивость и т.д.);
- на духовные ценности (справедливость, совестливость, мудрость, талантливость и т.д.);
- на власть (чинопочитание, сотворение кумиров, управляемость и т.д.);
- на лучшее будущее (надежда на «авось», безответственность, беспечность, непрактичность, неуверенность в себе и т.д.);
- на быстрое решение жизненных проблем
и т.д.................