Грузины мегрелы. Религиозные верования и практики


Кто такие мегрелы, кахетинцы, рачвельцы, имеретинцы? Все мы - грузины, просто живем в разных географических областях Грузии. Мегрелы, правда, стоят несколько обособленно, потому что они сохранили свой древний язык (который когда-то в давние времена лег в основу грузинского литературного). И у всех грузинских этногрупп свои "фамильные" особенности - то нсть по фамилиям, по их окончанию, мы можем понять к какой группе принадлежит тот или другой ее носитель.Итак, о мегрельских фамилиях.

Многие мегрельские фамилии оканчиваются на «уа», «ава», «ия» или «иа». Примерами мегрельских фамилий, имеющих окончания «уа», являются Стуруа (Sturua), Матуа, Векуа. Примерами мегрельских фамилий, имеющих окончания «ава», являются Окуджава, Берулава, Пирцхалава. Примерами фамилий, оканчивающихся на «ия» или «иа», являются Жвания, Джанашиа, Кобалия. Некоторые мегрельские фамилии имеют общегрузинские окончания «швили», «дзе». Примерами фамилий, оканчивающихся на «швили», являются Гугушвили, Надареишвили, Кикалишвили. Примерами фамилий, оканчивающихся на «дзе», являются Алакидзе, Микадзе, Мхеидзе. К редким мегрельским фамилиям относятся фамилии с окончаниями «ири» или «ори». Например, Папаскири, Гегечкори, Квеквескири, Цулеискири. Потомки выходцы из Абхазии имеют фамилии с окончаниями «бая» или «баиа». Например, Кецбая, Агирбая, Зухбая. Потомки выходцы из Лечхуми, Сванетии имеют фамилии с окончанием «ани». Например, Гасвиани, Чиковани, Асатиани.
К категории «исконно мегрельские фамилии» относят фамилии Хоштария, Кварацхелия, Гамисония. Эти фамилии смогли ассимилироваться в абхазский этнос. То есть многие абхазы носят мегрельские фамилии. Есть абхазские фамилии, которые изменили на мегрельский лад. К ним относятся Маршания, Вардания, Маргания, Эмухвари. По-абхазски эти фамилии звучат так: Амарщан, Авардан, Маан, Эхмаа. То есть было добавлено окончание «ия» к абхазским фамилиям. Есть люди с фамилией Цушбая и Зухбая. Эти фамилии были отмечены как изменение абхазских фамилий Цушба и Зухба.
В семнадцатом - девятнадцатом веках мегрельские фамилии получили широкое распространение среди абхазского населения. Сперва мегрелы ассимилировали в Абхазии Галльский район. Появились следующие фамилии: Эшбая, Килбая, Эмухвари, Дзяпшискуа, Маршания, Тарбая, Зухбая, Шакирбая. Мегрельская фамилия Эшбая была образована от абхазской фамилии Эшба. Мегрельская фамилия Килбая образовалась от абхазской фамилии Килба. Мегрельская фамилия Эмухвари образовалась от Аимхаа и Эмхаа. Мегрельсая фамилия Дзяпшискуа произошла от Дзяпш-ипа. Мегрельская фамилия Маршания образовалась от абхазской фамилии Амарщан. Мегрельская фамилия Тарбая образовалась от абхазской фамилии Тарба. Мегрельская фамилия Зухбая была образована от абхазской фамилии Зухба. Мегрельская фамилия Шакирбая произошла от абхазской фамилии Шакрыл. У абхазского населения стали появляться мегрельские фамилии в период вступления абхазов в состав России. Мегрельские священники, переписывая паству, давали удобные фамилии им. Большинство абхазов, получивших мегрельские фамилии, помнят свои первоначальные абхазские фамилии. Например, абхазское населения, имеющее фамилию Дзидзария, имеют первоначальную фамилию Лажв-ипа. Лажв-ипа переводится как «дети кобеля». Одной из наиболее распространенных мегрельских фамилий является фамилия Цурцумия. В древности люди, носящие эту фамилию, занимались разведением коров. Лучшими считались коровы из стада кварцхелия. Среди сванов распространена мегрельская фамилия Джапаридзе. Мегрельские фамилии, которые имеют окончание «ава» переплетаются тесно с японскими фамилиями. До революции мегрельские фамилии, оканчивающиеся на «швили», принадлежали в основном рядовым крестьянам. Более почетные мегрельские фамилии оканчивались на «дзе». Фамилии, заканчивающиеся на «они» или «ани», принадлежали людям, имеющим знатное происхождение. Например, Багратиони, Орбелиани. Фамилии, которые содержат звук «дж», часто имеют мегрельское происхождение. Среди мегрельских фамилий есть потомки абхазских фамилий. Например, фамилия Апшилава произошла от этнонима «апсил». С первого века им обозначали древнеабхазские племена. Мегрельские фамилия Ардия, Ардбелава произошли от предков абхазов, которые носили фамилию Ардба. Мегрельская фамилия Аскурава произошла от предков абхазов из древнего рода Ашкурцаа. Мергельская фамилия Булискерия произошла от древней и уважаемой фамилии в народе Абраскил. Мергельские фамилии Алшибая, Цхучхубая, Царагбая, Эзугбая также произошли от предков абхазов. Почти все мегрельские фамилии жителей Гельского района имеют абхазское происхождение. Приведем следующие примеры. Местность Атарба издыхъ является источником рода Тарба из села Чхуартал. Крестьянская фамилия абхазцев была образована от названия местности Ахиба в селе Гумуриш. От названия холма у реки Ингур Гудзба произошло название крупного рода Гудзба, сейчас известного под мегрельской фамилией Гвадзабия. Село Гумуриш в переводе с языка абхазцев «святилищное место известного рода Гумба. Местность Капш-кыт происходит от названия фамильного рода Капш. Название местности около города Галл Сида произошло от фамильного имени княжеского рода абхазцев Сидовых. Название местности села Окум Чабалхуа происходит от фамилии княжеского рода абхазцев Чаабал.
Фамилии Жвания и Аласания имеют мегрельское происхождение. Бытует мнение, что это не мегрельские фамилии. Это мнение считается необоснованным. Население, у которых родной язык мегрельский, называют себя Маргал. По-грузински это звучит Мегрели. Префикс «М» вместе с суффиксом «Ели» используют для образования от именной и глагольной основ причастий и прилагательных. Приведем пример: М-Шром-Ели - трудящийся, происходит от Шром-А, что означает труд. Мегрельским фамилиям присущ суффикс «ава». Например, Антелава, Джобава, Лежава. Это и отличает мегрельские фамилии от фамилий других народов. У населения мегрелов существует мегрельская фамилия Панчулая. Она указывает на место, а также на семью, родом из которой являются носители фамилии. Во время махаджирства грузинские попы, когда спасали абхазов, крестили и записывали удобные им фамилии. Поэтому мегрельские фамилии мы слышим в грузинской транскрипции. Переводных фамилий было довольно много. Часто записывали аналоги мегрельские. (http://vsefamilii.ru/)

Я не из праздности сделала такой филологический экскурс. Познакомилась с представителями мегрельской фамилии Басландзе - удивительные люди, увлеченных историей Грузии, любящих свои семьи и родных. Они так говорят: человек должен любить свою семью - иначе как он может любить родину?. Объединившись, найдя близких и дальних родственников, носящих эту фамилию, а также и однофамильцев, они решили ежегодно встречаться, в один и тот же день, на Мариамоба (День успения Богоматери) - потому что все началось с разговора Како Басландзе со священником церкви Самеба, и с желания побольше узнать о своих корнях. Священник благословил прихожанна, подсказал, что хорошо бы заказать икону Успения Богоматери и, когда она была готова, духовник освятил ее в храме и поручил фамилию Басландзе покровительству Божьей Матери. Это было несколько лет назад, а сейчас уже количество "найденных" Басландзе насчитывает около 200 человек (не очень много), и каждый год на Мариамоба стараются собраться все, даже приезжают из-за границы, встречает их старейший фамилии, 85-летний ИНдико, одетый в грузинскую чоху, а рядом с ним, когда все рассаживаются за длянные стол, непременно - фамильный герб, особая гордость семьи! Когда его продумывали, решили сделать очень лаконичным и четким, и написать "Гамарджоба, Абхазето чемо!" что очень приблизительно можно перевести как "да здравствует наша Абхазия!" - потому что слово "гамарджоба" на самом деле - это "победа". А за столом все идет традиционным чередом, даже сидят по-старинке - женщины и мужчины отдельно, тосты произносятся в определенном порядке, и мужчины встают, чтобы выпить бокал вина, а женщинам в это время можно сидеть. И, конечно, - музыка, трио: аккордеон, дудуки и доли, это совсем по-тбилисски, по-грузински, - как хотите назовите!
Вот такая история про фамилию Басландзе, от таинственного грека Басла, который поселился в Мегрелии неизвестно когда, и положил начало роду Басландзе (в архивах нашли документы, которые ведут в 17 век, но что там было раньше, пока не знаем, поиски - дело кропотливое!)

Мегрелы являются этнической группой, происхождение которых до сих пор остается тайной. Они резко выделяются на фоне грузин и абхазов, владея собственным языком, имеющим древние корни. В остальном мегрелы имеют множество схожих черт с названными народами.

История

Есть две версии происхождения мегрелов. Согласно первой, мегрелы продолжают род хазаров. Хазары управляли Хазарским каганатом, которому принадлежали земли на территории современного Казахстана и простирающиеся до самого Днепра (на момент 10 века). Элита вела исповедание иудаизма, хотя никто из них не имел семитского происхождения - для тюркоязычных народов более характерной религией является ислам. Версия хазарского происхождения мегрелов является спорной, поскольку каганат исчез практически бесследно. Историки полагают, что часть хазар бежала в Закавказье и была принята местным населением, которое посчитало их евреями, причем сами потомки хазар постепенно перешли в христианство из-за влияния грузин.

Численность

Всего насчитывается более 600 тысяч мегрелов. Около половины проживает в Грузии, остальная часть живет в России. Несколько десятков тысяч проживает в Республике Абхазия. Также существуют диаспоры в Соединенных Штатах Америки и европейских странах.

Язык

В связи с исторической близостью с абхазами и грузинами многие мегрелы владеют соответствующими языками. Их собственный мегрельский язык имеет нестабильный статус, однако знаком практически всем мегрелам.
Существует 2 диалекта, на которые делится мегрельский, а именно сенакский и зугдидско-самурзаканский. Провести четкую грань между диалектами чрезвычайно сложно, даже сами мегрелы легко понимают друг друга, а различия в основном базируются на фонетике и лексике.
Корни мегрельского сформировались еще в 700 году до нашей эры, что говорит о высокой степени самостоятельности языка. Мегрельский используется активно в устной форме, основным литературным остается грузинский.
Семитское происхождение мегрелов является предметом постоянных споров. Они несколько веков жили бок о бок с грузинскими евреями, что, возможно, и стало причиной такой путаницы. Евреям пришлось бежать на Кавказ вследствие захвата Иерусалима царем Навуходоносором II в 586 до н.э. Некоторые специалисты отмечают внешние и черты характера, схожие у евреев и мегрелов. Все это позволяет предполагать наличие родства, хотя и исключительно в гипотетическом плане.

Характер

У мегрелов сформировались типичные для кавказских народов черты. Эти люди стараются во всем быть лучшими, что прежде всего означает достижение успеха. Каждому мегрелу положено быть красноречивым, но не чересчур разговорчивым. Говорить следует только по делу, всегда четко и ясно. Каждый мегрел должен соблюдать этикет, обязательно здороваться со всяким, кто идет навстречу, если он (мегрел) восседает на коне. Ему положено быть благородным, учтивым и добродушным. В то же время важно уметь отстаивать свою точку зрения. Мегрелы негативно реагируют на притеснения их взглядов и верований. Их можно охарактеризовать как страстных людей, которые любят культуру и обычаи своего народа. Им приписывают трудолюбие и усердие. По темпераменту мегрелы ближе всего к холерикам - жизнь их буквально бурлит.

Традиции

Для мегрелов характерно соблюдение традиций и обычаев кавказского народа. Важными пунктами в списке традиций являются:

Мужчина считается главным в семье, более авторитетным является только мнение старших. К старикам у мегрелов отношение особое, поскольку они связывают оказание почестей с долголетием. Чем больше почестей будет оказано старшему, тем дольше проживешь сам. Среди пожилого поколения мегрелов встречается не так много строгих людей. Обычно они позволяют молодежи самим выбирать места сбора во время собраний.
Гостеприимство возведено в культ. Каждому гостю полагается дать кров и пищу, напоить и предоставить место для ночлега. Такая традиция восходит к древности, когда гостя принимали в доме с целью контроля, ведь он мог почувствовать вседозволенность в общении, что было недопустимо.
Мегрелы, как жители сел и деревень, очень строго соблюдают традиции, связанные со свадебными обрядами. Обычаи запрещают младшим играть свадьбу до вступления в брак старших в семье. Более того, жениху и невесте запрещено праздновать свадьбу совместно. Для свадебной церемонии заказывают разные дома, в каждом из которых молодых ждут их друзья и семьи. Этот обычай называют «традицией избегания». Заходя в дом, жена обязана делать первый шаг с правой ноги, а лицо закрывать накидкой. В знак пожелания богатства и счастья девушку осыпают монетами и сладостями.
Мегрелы обмениваются подарками во время свадебной церемонии, что характерно для всех кавказских народов. Невеста обязательно должна связать перед свадьбой пару носков, что доказывает ее мастерство в рукоделии. Даже в наши дни, когда немало кавказцев отмечают свадьбы в костюмах и белых платьях, мегрелы остаются верны традициям.

Культура


Мегрелы обожают песни. Они пользуются грузинским инструментом чонгури, имеющим 4 струны и изготовленным из различных пород дерева. Помимо четырехструнного чонгури, используют дудук или зурну. Традиция исполнения песен уникальна и включает грузинские, абхазские, арабские, византийские и турецкие мотивы. Женщины исполняют песни на мегрельском и грузинском. В основном, поют о любви, рассказывают трагичные истории. Каждой женщине необходимо знать несколько колыбельных.
Мужчины поют обычно хором, причем иногда вместе с женщинами. Хоровые песни посвящены труду, застолью, свадьбе или хороводу. Песни часто сопровождаются музыкой флейты.
Важное значение придают и литературным произведениям. Самым известным является история итальянского миссионера Ламберти, написавшим книгу о Мингрелии, которую он называл Колхидой. Впервые произведение было издано в 1654 году и получило большую известность в Европе. Его центральным персонажем стал князь Леван Дадиани, которому пришлось проявить недюжинную хитрость, чтобы сохранить суверенитет и благополучие своей страны.
Левану Дадиани приходилось поддерживать союз с турками, ежегодно отправлять султану дорогие подарки и давать дань. Однажды один из турецких султанов потребовал предоставить войска, чтобы пойти боем на Эривани. Ливан ответил на его просьбу предельно строго, сказав, что если султан вторгнется в пределы его земли, он навсегда лишится подати и будет встречен мощным отпором. Султану пришлось считаться с Мингрелией, ведь сама природа оберегала страну труднопроходимыми лесами и заболоченной местностью. Чтобы организовать войска, туркам потребовалось бы понести огромные затраты, а завоевания даже в случае успеха их бы не окупили.
Дадиани также прибег и к другой хитрости, убедив турков в том, что его страна бедна. Для этого он отправлял посыльных прямо к границе, чтобы встретить послов Турции. Послов было велено направлять самыми сложными и труднопроходимыми путями, всячески подчеркивая, что «вся Мингрелия такая». Часто послов проводили опасными тропами, где они едва ли не лишались жизни. При речной переправе посыльные специально выбирали наиболее глубокие участки, а на ночлег останавливались у самых бедных крестьян в округе. Турецкие гости были вынуждены спать на сене, есть старый сыр и закусывать его зеленью. Даже подойдя к покоям князя, они испытывали глубокое разочарование. Правитель встречал их, одетый бедно, расстилал старый ковер под деревом, приглашая гостей усесться в тени. Его обязательно сопровождало много людей - все были одеты весьма скромно, одеяния их были грубы и более походили на лохмотья. После переговоров князь провожал гостей в ветхий дом, который даже не имел толково сооруженной крыши. Гостей кормили хлебом в настолько малом количестве, что они едва могли насытиться. Вино наливали скверное, поэтому турецкие гости от него напрочь отказывались и просили обычной воды. Когда послы возвращались к султану, они во всех красках рассказывали о бедноте и нищете самого князя, поэтому султану не было причин даже думать о завоевании края и тем более повышать дань, ведь деньги брать было не с кого.

Жизнь


Конечно, жизнь мегрелов отличалась от той, какую стремились показать они туркам. Ламберти, пребывая в их краях, подробно описал княжеский город Кутаиси.
По описанию Ламберти, жители Кутаиси жили в комфортном климате, их окружали плодородные земли, всюду были живописные пейзажи. Кутаиси был развитым торговым городом, куда приходили купцы из Персии и других регионов. Велась торговля скотом, сукном и другими товарами. Всюду продавали шкуры, ткани, пряности. Наиболее развитыми торговые отношения были с армянами. Это позволяло последним вести здесь оседлый образ жизни и строить дома. Сейчас особенности жизненного уклада мегрелов изменились, они больше похожи на те, которые есть у абхазов и грузин. Земледелие и скотоводство остается основным занятием сельских жителей, ведется выращивание овец для личных нужд и продажи шерсти. Важную роль играет разведение коз, молоко которых служит сырьем для изготовления сыров. Распространено огородничество, мегрелы любят выращивать овощи и зелень, которую используют в пищу.

Жилище


Традиционное жилище мегрелов было примитивным. Ламберти в своем труде писал, что основным материалом для строительства дома было дерево, крышу делали из соломы, а в самом доме была только одна комната. Задача его жителей сводилась к поддержанию огня. Строили дома без окон, поэтому свет в помещение попадал только через входную дверь. По отметкам миссионера, жить в таком доме было неудобно. В зависимости от благосостояния, люди спали на циновках или кроватях, которые они тоже делали из дерева. Посуду хранили на полках и возле очага.

Внешность

Одежда


Традиционные наряды можно разделить на парадные и повседневные. В повседневной жизни мужчина-мегрел носил чоху, пояс, черкеску и бурку. Каждому мужчине надлежало стать всадником, поэтому одежда должна была способствовать верховой езде.

  1. При необходимости вступить в бой надевали панцири, рукава чохи закатывали. На тело надевали ахалуху - шелковую рубаху, отличающуюся свободным покроем.
  2. Женщины носили платья, которые расширялись книзу и имели глубокий вырез в районе груди. Под вырезом виднелся нагрудник, сделанный из парчи. Пояса у женщин были более широкие, чем у мужчин. На рукавах имелся разрез, поэтому они свисали, начиная от спины. На тело они тоже надевали рубаху, на манжеты наносили национальный узор. Головным убором служила косынка.
  3. Парадную одежду могли позволить себе только представители знати. Она состояла из тех же элементов, что и повседневная, однако имела немало украшений и помпезных элементов, в том числе наплечники с тесьмой.

Религия

Религия мегрелов тесно связана с государственностью. Сейчас они исповедуют православие и относятся к грузинской церкви. Для них абсолютно нормально посещать и другие православные храмы. До прихода христианства среди народа был распространен зороастризм, который, скорее всего, принесли персы.

Еда


Мегрельская кухня относится к грузинской и является региональной. В Грузии ее считают весьма острой, поэтому каждому, кто желает ее отведать, следует знать, что мегрелы любят добавлять в пищу много перца. Мингрелия (Мегрелия) располагается преимущественно в болотистой местности, это также повлияло на особенности кухни. Употребление в пищу острых блюд помогает профилактике простудных заболеваний. Мегрелы настолько любят острую еду, что едят даже соусы. Один из таких готовится с использованием томатов, специй и большой порцией красного молотого перца. Такой соус подается в глиняной емкости, называемой кеци. Он обязательно должен быть горячим. Едят такой соус, обмакивая стручки перца и закусывая хлебом. Получается дико острая смесь, обжигающая нёбо.
Отличием мегрельских хачапури является запекание сыра снаружи. Блюдо получается весьма специфичным, но приятным на вкус, поскольку первоочередно вы чувствуете сыр, а уже потом тесто. Мегрелы считают, что популяризированная в Грузии бажа является их традиционным блюдом. В бажу обязательно добавляют морскую соль, шафран, ореховое масло и другие натуральные ингредиенты. Само блюдо можно скорее отнести к соусам. С ним часто подают рыбу и курицу. Отличием мегрельской бажи является добавление орехов с белой кожурой, поэтому соус получается светлым, а у грузин он обычно темный. Если добавить к нему курицу или индейку, получится сациви. Мясо едят с аджикой, что помогает его усвоению. Одним из древнейших блюд считается гебжалия, которую готовят на молоке. Блюдо на первый взгляд кажется простым, однако оно требует использования молодого сыра, а также сыворотки надуги, которые не так просто достать. Рецептуру тоже необходимо соблюдать строго: молоко предварительно кипятят, затем добавляют в него сыр, а мешают только деревянной ложкой. Полученную массу раскатывают на доске, формируют рулеты и смазывают мятой.
Еще одна визитная карточка - эларджи. Это мучное блюдо, которое готовится из кукурузной муки с добавлением малосольного молодого сыра.
Мегрелы стали важной частью Грузии и повлияли на другие народы. Они комфортно ощущают себя в современном обществе, практически не ассимилировали и ведут привычный для их предков уклад. У этого народа прекрасные перспективы на будущее.

Видео

Кто такие мегрелы, кахетинцы, рачвельцы, имеретинцы? Все мы - грузины, просто живем в разных географических областях Грузии. Мегрелы, правда, стоят несколько обособленно, потому что они сохранили свой древний язык (который когда-то в давние времена лег в основу грузинского литературного). И у всех грузинских этногрупп свои "фамильные" особенности - то нсть по фамилиям, по их окончанию, мы можем понять к какой группе принадлежит тот или другой ее носитель.Итак, о мегрельских фамилиях.

Многие мегрельские фамилии оканчиваются на «уа», «ава», «ия» или «иа». Примерами мегрельских фамилий, имеющих окончания «уа», являются Стуруа (Sturua), Матуа, Векуа. Примерами мегрельских фамилий, имеющих окончания «ава», являются Окуджава, Берулава, Пирцхалава. Примерами фамилий, оканчивающихся на «ия» или «иа», являются Жвания, Джанашиа, Кобалия. Некоторые мегрельские фамилии имеют общегрузинские окончания «швили», «дзе». Примерами фамилий, оканчивающихся на «швили», являются Гугушвили, Надареишвили, Кикалишвили. Примерами фамилий, оканчивающихся на «дзе», являются Алакидзе, Микадзе, Мхеидзе. К редким мегрельским фамилиям относятся фамилии с окончаниями «ири» или «ори». Например, Папаскири, Гегечкори, Квеквескири, Цулеискири. Потомки выходцы из Абхазии имеют фамилии с окончаниями «бая» или «баиа». Например, Кецбая, Агирбая, Зухбая. Потомки выходцы из Лечхуми, Сванетии имеют фамилии с окончанием «ани». Например, Гасвиани, Чиковани, Асатиани.
К категории «исконно мегрельские фамилии» относят фамилии Хоштария, Кварацхелия, Гамисония. Эти фамилии смогли ассимилироваться в абхазский этнос. То есть многие абхазы носят мегрельские фамилии. Есть абхазские фамилии, которые изменили на мегрельский лад. К ним относятся Маршания, Вардания, Маргания, Эмухвари. По-абхазски эти фамилии звучат так: Амарщан, Авардан, Маан, Эхмаа. То есть было добавлено окончание «ия» к абхазским фамилиям. Есть люди с фамилией Цушбая и Зухбая. Эти фамилии были отмечены как изменение абхазских фамилий Цушба и Зухба.
В семнадцатом - девятнадцатом веках мегрельские фамилии получили широкое распространение среди абхазского населения. Сперва мегрелы ассимилировали в Абхазии Галльский район. Появились следующие фамилии: Эшбая, Килбая, Эмухвари, Дзяпшискуа, Маршания, Тарбая, Зухбая, Шакирбая. Мегрельская фамилия Эшбая была образована от абхазской фамилии Эшба. Мегрельская фамилия Килбая образовалась от абхазской фамилии Килба. Мегрельская фамилия Эмухвари образовалась от Аимхаа и Эмхаа. Мегрельсая фамилия Дзяпшискуа произошла от Дзяпш-ипа. Мегрельская фамилия Маршания образовалась от абхазской фамилии Амарщан. Мегрельская фамилия Тарбая образовалась от абхазской фамилии Тарба. Мегрельская фамилия Зухбая была образована от абхазской фамилии Зухба. Мегрельская фамилия Шакирбая произошла от абхазской фамилии Шакрыл. У абхазского населения стали появляться мегрельские фамилии в период вступления абхазов в состав России. Мегрельские священники, переписывая паству, давали удобные фамилии им. Большинство абхазов, получивших мегрельские фамилии, помнят свои первоначальные абхазские фамилии. Например, абхазское населения, имеющее фамилию Дзидзария, имеют первоначальную фамилию Лажв-ипа. Лажв-ипа переводится как «дети кобеля». Одной из наиболее распространенных мегрельских фамилий является фамилия Цурцумия. В древности люди, носящие эту фамилию, занимались разведением коров. Лучшими считались коровы из стада кварцхелия. Среди сванов распространена мегрельская фамилия Джапаридзе. Мегрельские фамилии, которые имеют окончание «ава» переплетаются тесно с японскими фамилиями. До революции мегрельские фамилии, оканчивающиеся на «швили», принадлежали в основном рядовым крестьянам. Более почетные мегрельские фамилии оканчивались на «дзе». Фамилии, заканчивающиеся на «они» или «ани», принадлежали людям, имеющим знатное происхождение. Например, Багратиони, Орбелиани. Фамилии, которые содержат звук «дж», часто имеют мегрельское происхождение. Среди мегрельских фамилий есть потомки абхазских фамилий. Например, фамилия Апшилава произошла от этнонима «апсил». С первого века им обозначали древнеабхазские племена. Мегрельские фамилия Ардия, Ардбелава произошли от предков абхазов, которые носили фамилию Ардба. Мегрельская фамилия Аскурава произошла от предков абхазов из древнего рода Ашкурцаа. Мергельская фамилия Булискерия произошла от древней и уважаемой фамилии в народе Абраскил. Мергельские фамилии Алшибая, Цхучхубая, Царагбая, Эзугбая также произошли от предков абхазов. Почти все мегрельские фамилии жителей Гельского района имеют абхазское происхождение. Приведем следующие примеры. Местность Атарба издыхъ является источником рода Тарба из села Чхуартал. Крестьянская фамилия абхазцев была образована от названия местности Ахиба в селе Гумуриш. От названия холма у реки Ингур Гудзба произошло название крупного рода Гудзба, сейчас известного под мегрельской фамилией Гвадзабия. Село Гумуриш в переводе с языка абхазцев «святилищное место известного рода Гумба. Местность Капш-кыт происходит от названия фамильного рода Капш. Название местности около города Галл Сида произошло от фамильного имени княжеского рода абхазцев Сидовых. Название местности села Окум Чабалхуа происходит от фамилии княжеского рода абхазцев Чаабал.
Фамилии Жвания и Аласания имеют мегрельское происхождение. Бытует мнение, что это не мегрельские фамилии. Это мнение считается необоснованным. Население, у которых родной язык мегрельский, называют себя Маргал. По-грузински это звучит Мегрели. Префикс «М» вместе с суффиксом «Ели» используют для образования от именной и глагольной основ причастий и прилагательных. Приведем пример: М-Шром-Ели - трудящийся, происходит от Шром-А, что означает труд. Мегрельским фамилиям присущ суффикс «ава». Например, Антелава, Джобава, Лежава. Это и отличает мегрельские фамилии от фамилий других народов. У населения мегрелов существует мегрельская фамилия Панчулая. Она указывает на место, а также на семью, родом из которой являются носители фамилии. Во время махаджирства грузинские попы, когда спасали абхазов, крестили и записывали удобные им фамилии. Поэтому мегрельские фамилии мы слышим в грузинской транскрипции. Переводных фамилий было довольно много. Часто записывали аналоги мегрельские. (http://vsefamilii.ru/)

Я не из праздности сделала такой филологический экскурс. Познакомилась с представителями мегрельской фамилии Басландзе - удивительные люди, увлеченных историей Грузии, любящих свои семьи и родных. Они так говорят: человек должен любить свою семью - иначе как он может любить родину?. Объединившись, найдя близких и дальних родственников, носящих эту фамилию, а также и однофамильцев, они решили ежегодно встречаться, в один и тот же день, на Мариамоба (День успения Богоматери) - потому что все началось с разговора Како Басландзе со священником церкви Самеба, и с желания побольше узнать о своих корнях. Священник благословил прихожанна, подсказал, что хорошо бы заказать икону Успения Богоматери и, когда она была готова, духовник освятил ее в храме и поручил фамилию Басландзе покровительству Божьей Матери. Это было несколько лет назад, а сейчас уже количество "найденных" Басландзе насчитывает около 200 человек (не очень много), и каждый год на Мариамоба стараются собраться все, даже приезжают из-за границы, встречает их старейший фамилии, 85-летний ИНдико, одетый в грузинскую чоху, а рядом с ним, когда все рассаживаются за длянные стол, непременно - фамильный герб, особая гордость семьи! Когда его продумывали, решили сделать очень лаконичным и четким, и написать "Гамарджоба, Абхазето чемо!" что очень приблизительно можно перевести как "да здравствует наша Абхазия!" - потому что слово "гамарджоба" на самом деле - это "победа". А за столом все идет традиционным чередом, даже сидят по-старинке - женщины и мужчины отдельно, тосты произносятся в определенном порядке, и мужчины встают, чтобы выпить бокал вина, а женщинам в это время можно сидеть. И, конечно, - музыка, трио: аккордеон, дудуки и доли, это совсем по-тбилисски, по-грузински, - как хотите назовите!
Вот такая история про фамилию Басландзе, от таинственного грека Басла, который поселился в Мегрелии неизвестно когда, и положил начало роду Басландзе (в архивах нашли документы, которые ведут в 17 век, но что там было раньше, пока не знаем, поиски - дело кропотливое!)

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова мегрелы

мегрелы в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

мегрелы

мегрелов, ед. мегрел, мегрела, или мингрельцы, мингрельцев, ед. мингрелец, мингрельца, м. Южнокавказская народность, живущая в сев.-зап. части Грузинской СССР.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

мегрелы

Ел и -слов, ед. -ел, -а, м. и МИНГРЕЛЫ, -ел и -елов, ед. -ел -а, м. Этническая группа грузин, составляющих коренное население одной из территорий Западной Грузии - Мегрелии (Мингрелии) (в 16-19 вв. Мегрельского княжества).

ж. мегрелка, -и и мингрелка, -и.

прил. мегрельский, -ая, -ое и мингрельский, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

мегрелы

    Этнографическая группа грузин, живущих в западной Грузии.

    Представители этой группы.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

мегрелы

МЕГРЕЛЫ (мингрелы) в ст. Грузины.

Мегрелы

мингрелы, грузины , занимавшие в прошлом центральные и предгорные районы древней Колхиды; ныне живут в правобережных районах реки Риони, бассейнах рек Хоби, Ингури и других, а также компактными группами в Абхазии и ряде других областей Грузинской ССР. Мегрельские грузинские племена в древности вместе с племенами картов, сванов и другими составили основу формирования грузинского народа. М. говорят на грузинском языке, в быту ≈ и по-мегрельски (см. Картвельские языки), до недавнего прошлого у них сохранялись некоторые особенности культуры и быта.

Википедия

Мегрелы

Мегре́лы , иногда мингре́лы (, марга́льепи , ед. ч. «маргаль»; : ме́греле́би , абх. : а́гырқәа ) - народность мегрело-занской группы картвельской языковой семьи; часто рассматривается как субэтническая группа грузинского народа. Говорят на мегрельском языке, входящем в отдельную от грузинского языка мегрело-занскую языковую группу картвельской языковой семьи. До 30-х годов XX века выделялись отдельной народностью (до переписи 1926 года), последующие переписи (также и 2002 и 2014 годов) причисляют их к грузинам. Практически все мегрелы кроме родного языка владеют также современным грузинским языком.

Примеры употребления слова мегрелы в литературе.

Берия был мегрел, а мегрелы не ладили с гурийцами, которым больше всего доверял Сталин.

А вот, например, многочисленные, умные, а где-то и страшные, мегрелы , иногда не причисляют себя к грузинам.

Квилитая знал, что фамилия у меня мегрельская, часто мегрелы , долго живущие в Абхазии, начинают считать себя абхазами.

Нация мегрелы - субэтническая группа грузин, в основном проживающая в Мегрелии (Самаргало), расположенной в Западной Грузии. В нее входят семь административных районов: Абашский, Сенакский (переименованный в Цхакайский при советской власти), Хобский, Цаленджихский, Чхороцкуский, Мартвильский (ранее Гегечкорский) и Зугдидский. Регион этнически однородный, за исключением значительных русскоязычных меньшинств в городах Поти, Зугдиди и Сенаки. Много мегрелов живет также в Галском и Очамчирском районах Абхазской автономной республики. Галский рассматривается многими как часть Мегрелии.

Местоположение

Мегрелия граничит на севере с Абхазией и горным регионом Сванетия. На востоке и юге находятся грузинские провинции Имеретия и Гурия, а на западе - Черное море. Из общей площади 4339,2 кв. км примерно 1260 является долинами рек и холмами, а остальные - предгорными и горными зонами, главным образом на северо-востоке (Цаленджихский, Чхороцкуский и Марвильский районы). Ранее заболоченные побережья и долина реки Риони богаты почвами, на которых выращиваются различные культуры, включая шелк, цитрусовые и табак. В низменностях с температурами в диапазоне от средних значений декабря 4-5 °C до июльских 23-24 °C. Зимы длятся не больше месяца. В горных районах холоднее, особенно зимой (-6 - -2° С в январе). Годовое количество осадков в Мегрелии - от 1500 до 2300 мм.

Демография

Население Мегрелии в 1939 г. официально составляло 323 811 человек. С добавлением и других районов Грузии, у которых национальность - мегрелы, по некоторым оценкам это число в 1941 году приближалось к 500 000. В 1979 г. официальная численность населения региона составила 405 500 чел., или 10% 145 тыс., или 32%, жили в 5 городах и 5 крупных населенных пунктах («дадеби»), остальные - в 370 селах. В переписи 1926 г., в которой национальность «мегрелы» учитывалась отдельно, 242 990 чел. идентифицировали себя как мегрелы и 284 834 утверждали, что мегрельский является их родным языком. С тех пор никаких официальных подсчетов не проводилось.

Языковая принадлежность

Мегрельский относится к картвельским (южно-кавказским) языкам и не является взаимно понятным с грузинским. Большинство бывших советских и некоторые западные эксперты относят мегрельский, наряду с лазским, к отдельной ветви южно-кавказской семьи, известной как мегрело-чанская или занская группа. Советский ученый А. Чикобава различал два тесно связанных мегрельских диалекта: западный, самурзакан-зугдидский, и восточный - сенакский. Язык не имеет письменности, и, хотя мегрелы говорят на нем у себя дома, они приняли грузинский язык (картули) в качестве литературного. Отсутствуют языковые школы, книги и газеты, хотя были периодические попытки создания литературного языка в конце царского и в начале советского периода. Мегрельский всегда был одним из наиболее описанных языков Южного Кавказа. Сегодня исследования местного фольклора обширны. Грузинский язык остается уделом бизнеса и правительства. Число людей, владеющих мегрельским, снижается, а большинство местных жителей считает себя грузинами.

Распространенное заблуждение

Некоторые утверждают, что мегрелы - это грузинские евреи. Конечно, это не так. Грузинские евреи прибыли в страну в 586 г. до н. э. и жили по всей ее территории. В 1971 г. началась их массовая алия в Израиль, в результате которой их численность сократилась с 55 400 до 3200 человек в 2010 г.

Кто такие мегрелы?

Эндоним «маргали», по-видимому, отражен в греческом слове Μάνραλοι, которым Птоломей во II веке до н. э. обозначал народы Колхиды. История мегрелов связана с регионом, который был известен древним грекам и римлянам, как Колхида или Лазика, а западными грузинам как Эгриси. В XIV в. она стала отдельным вассальным царством с собственной династией князей Дадиани под названием Одиши. Регион стал называться Мегрелией лишь в XIX в. Он всегда был частью более широкой грузинской культурной и политической сферы, во многом благодаря ГПЦ. Иногда, однако, Мегрелия находилась под разными культурными влияниями, по сравнению с восточными грузинами (кахетинцами и картлийцами), отделенными от западных регионов (Имеретии) горным хребтом Лихи. Греческая, римская и византийская империи оказали гораздо большее влияние на западную Грузию. В XVII в. страна была разделена между Персией и Османской империей. Западная часть, в том числе Мегрелия, находилась под властью Порты, а восточная входила в состав Персии. Церковь также была разделена надвое, и Мегрелия, в которой был свой монетный двор и таможенные барьеры, стала одним вассальных владений, пока не была окончательно взята под покровительство России в 1804 году как автономная территория. Этот статус был ликвидирован после восстания мегрельских крестьян в 1856-1857 гг., захвативших столицу региона Зугдиди. В 1867 г. Российская империя официально упразднила княжество. Под властью России серьезная проблема малярии была решена путем осушения болот. В период с 1918 по 1921 гг. Мегрелия была частью независимой Грузии. В 1921 году она вошла в состав СССР.

О том, кто такие мегрелы, красноречиво свидетельствует тот факт, что конфликтов в прошлом между ними и их соседями было немного. Их ассимиляция с грузинами, ускорившаяся в XIX веке под влиянием модернизации, после советской аннексии была завершена. Некоторые нерешительные попытки местных большевиков создать автономию провалились. Отношения между абхазами и мегрелами в смешанных южных районах Абхазии были омрачены политикой грузинизации, которую проводил мегрел Лаврентий Берия в 1940 и 1950 гг. Конфликт между местными грузинами (преимущественно мегрелами) и абхазами возникали в 1960 и 1970 годы. В июле 1989 года был кровавый конфликт в Абхазии, вызванный требованиями абхазов отделения; более 20 человек были убиты. Мегрелы, внешность и язык которых сильно отличаются от внешности и языка грузин, отвергли предложения политической автономии и поддержали борьбу за независимость Грузии.

Населенные пункты

Несмотря на высокие темпы урбанизации, большинство мегрелов проживает в сельской местности. Высокая плотность населения в низинах существенно не изменила структуру поселений. Дома, где живут мегрелы, имеют свой собственный огороженный двор и хозяйственные постройки, расположенные на некотором расстоянии друг от друга. Деревня может простираться на несколько километров. Раньше поселения носили название доминирующей родовой группы. Сегодня жители с общей родословной до сих пор могут жить в одной части деревни. Дома значительно улучшились, по сравнению с примитивными деревянными или земляными постройками прошлых веков, такими как амхара, джаргвала и годора. Большинство сельских мегрелов сегодня живут в двухэтажных деревянных или кирпичных домах со спальнями на втором этаже и коммунальными помещениями (кухней, кладовой) на первом. В Мегрелии 5 городов. Самые большие из них - Зугдиди, Поти и Сенаки - представляют собой смесь особняков и жилых комплексов, состоящих, как правило, из двух комнат в 5-6-этажных зданиях.

Экономика

О том, кто такие мегрелы, говорит их хозяйственная деятельность, которая, прежде всего, базируется на сельском хозяйстве. Традиционно жители питались гоми (Panicum italicum) и, начиная с XVIII века, кукурузой, которая и сегодня остается основной сельскохозяйственной культурой, хотя богатая почва и субтропический климат привели к развитию крупного производства чая и цитрусовых. Грузия поставляла в СССР более 90% отечественных цитрусовых и 97% чая, большая часть которого выращивалась в Мегрелии. Свиноводство, скотоводство и овцеводство имеют важное значение. В Мегрелии также развито виноделие, производство меда и сыра. Семья в селе остается основной экономической единицей. Поти является крупным портом. Военно-морская база, расположенная там, долгое время делала город закрытым.

Народные промыслы

Традиционно большинство семей в Мегрелии занимается ткачеством из шелка и хлопка. Также было развито плетение корзин, гончарное ремесло и изготовление деревянной посуды. Горцы делают шерстяные ковры и одежду. Сегодня народные ремесла продолжаются, хотя и в гораздо меньших масштабах.

Торговля

Раньше мегрелы грузинские славились своим торговым искусством на всем побережье Черного моря. Сегодня торговля контролируется государством и ведется в магазинах в западном стиле, хотя во всех городских районах есть рынки под открытым небом и крытые частные рынки, на которых местные фермеры продают свою продукцию.

Разделение труда

В традиционном патриархальном обществе Мегрелии разные мужские и женские качества принимаются как данность. В прошлом гендерное разделение труда подчеркивалось при рождении, когда мальчикам давали прикоснуться к плугу или мечу, а девочкам - к наперстку или ножницам. Сельскохозяйственные обязанности были раздельными, хотя и мужчины, и женщины работали на полях. Работы в помещении, такие как сыроделие, уборка, приготовление пищи, уход за детьми и ткачество, были почти исключительно обязанностями женского пола. Мужчины занимались гончарством, плели корзины и делали кухонные принадлежности, но женщина - и до сих пор так считается - является хозяйкой дома. Сегодня слабый пол по-прежнему занимается домашним хозяйством, а мужчины делают ремонт дома, помогают совершать покупки и, до некоторой степени, ухаживать за детьми. Девушки до замужества выполняют легкие работы по дому. Рост числа занятых женщин свидетельствует об их равенстве в домашних условиях.

Землевладение

В советский период земля в Мегрелии принадлежала государству в форме колхозов. Небольшие частные землевладения, фруктовые сады и огороды были разрешены, и много времени уходило на сельскохозяйственную деятельность. После смены власти в Грузии колхозы были добровольно расформированы, а земля приватизирована.

Родство

Самой важной группой родственных связей здесь является расширенное семейное домашнее хозяйство. Мегрелы происхождение свое и фамилию традиционно ценят высоко. Каждый род имеет своего покровителя и знак. Мегрелы фамилии свои заканчивают на -(а)я, -уа и -ава. Общество здесь патрилокальное, патриархальное и патрилинейное. Линии родства основаны на родственных отношениях мужчин и экзогамны. Кроме того, существуют важные искусственные родственные отношения, такие как молочное родство детей, которые были на грудном вскармливании одной женщины, названное родство (которое также может иметь место между женщинами), а также статус крестного родителя, хотя только последние два являются по-прежнему распространенными. Хотя женщины часто при вступлении в брак сохраняют свою девичью фамилию, дети принимают фамилию отца. Некоторые ученые предполагают, что элементы культуры бывшей материнской линии до сих пор можно обнаружить в грузинском и мегрельском обществе, как это отражено в некоторых религиозных обычаях и в языковых конструкциях. Патриархальные аспекты мегрельского общества были несколько ослаблены, особенно в городских районах. Отсутствие наследников мужского пола больше не является социальной трагедией, двустороннее родство постепенно заменяет исключительно мужские родственные отношения, а проживание с родителями невесты может иметь место без социального клейма.

Брак и семья

Традиционно брак устраивался даже при рождении старшим братом невесты или ее дяди по матери. Свадьба не могла состояться, если пара имела одну фамилию, была связана через искусственное родство или принадлежала к одному роду. Кроме последнего случая, запреты остаются в силе и сегодня. Супружества с односельчанами избегали, и старшая дочь всегда выходила замуж первой. В течение одного года после свадьбы пары молодоженов не могли общаться друг с другом в общественных местах. Средний возраст вступления в брак в сельской местности был от 13 до 14 лет, и похищение невест было допустимым при условии, что соблюдался ряд сложных правил. Современные браки уже не устраиваются, и, хотя пары по-прежнему женятся рано и уже вскоре после этого имеют детей, в настоящее время минимальный возраст равен 17 годам. Ожидается, что женщины остаются девственницами до свадьбы. Развод случается редко, особенно в сельской местности, но добиться его несложно, и права женщин в любом населенном пункте соблюдаются и охраняются законом. Официальная церемония бракосочетания уже не религиозная, хотя пары часто венчаются в церкви. После свадьбы проживание патрилокальное. Основной формой контроля рождаемости был аборт.

Домашнее хозяйство

Большие семьи являются источником взаимной экономической и эмоциональной помощи. Они до сих пор сохраняются в сельских районах Мегрелии, но эта норма, в частности, касающаяся женатых братьев, уступает место более ограниченной семье, в которую входят бабушки и дедушки или неженатые братья и сестры. до сих пор, как правило, живут по соседству. В городских районах наблюдается тенденция к созданию нуклеарных семей.

Наследование

Исторически сложилось, что земля и имущество наследовались по мужской линии, особенно среди братьев, хотя и женщины также имели право на некоторую личную частную собственность. Современные законы поддерживают двустороннее наследование, хотя государство редко вмешивается в такие вопросы, считающиеся предметом коллективного решения сожителей умершего члена домашнего хозяйства и расширенной семьи. Завещания составляются редко.

Социализация

Дети являются центром семейной жизни. Малышей редко наказывают физически. В прошлом дети воспитывались так, чтобы соблюсти традиционные гендерные роли. В мальчиках поощрялась жесткость и умение ездить верхом, охотиться с применением огнестрельного оружия; девочек готовили к ведению домашнего хозяйства. Власть отца строго соблюдалась, как и уважение к родителям и умершим предкам. Эти модели, в которых лошади были заменены на автомобили, остаются нетронутыми и сегодня, и их выполнение является обязанностью всей семьи. Государство начинает принимать участие в процессе социализации, когда дети идут в школу в 7 лет. С подросткового возраста начинается приобщение к ведению семейного домашнего хозяйства.

Социально-политическая организация

Мегрелия, как часть бывшей Грузинской ССР и СССР, находилась под контролем коммунистической партии. Области, которые включают Мегрелию, избирали делегатов Верховного Совета Грузинской ССР и в свои собственные областные и городские советы. Регион не имел отдельного представительства или автономии, в отличие от Абхазии, Аджарии и Южной Осетии, каждая из которых избирала «национальных» представителей в Совет Национальностей. После избрания некоммунистического правительства Грузии в октябре 1990 года роль коммунистов в местных делах серьезно снизилась и их заменили другие партии.

Социальная организация

Структура классов в Мегрелии является профессиональной. Высший класс белых воротничков городских образованных людей обладал наибольшей властью в регионе посредством коммунистической партии и других правительственных или административных структур. Образование и работа в офисах несет высокий статус. Сельское общество рассматривается как нечто «провинциальное», хотя сельские семьи уважают за их сохранение традиционного образа жизни.

Политическая организация

Важными организациями на местах были сельские, городские и районные советы и местные партийные организации. Советы были заменены представительными органами местного самоуправления. В прошлом в сельсоветах было много беспартийных, хотя в городе и на районном уровне, как правило, коммунисты составляли большинство. Сегодня последние больше не доминируют ни в местных органах власти, ни на избирательных или административных постах. Их сменили представители независимых политических партий.

Социальное управление

Разрешение конфликтов и поддержание согласия обеспечивались такими неформальными образованиями, как семья, деревня и группы сверстников, а также формальными организациями, такими как партия, школы, местные советы и суды. Суды действуют на районном и муниципальном уровнях. Проводятся и выездные сессии, которые могут посещать рабочие места и различные населенные пункты. Все судьи избираются и ранее почти всегда были членами компартии.

Конфликт

Народ мегрелы всегда был на переднем крае грузинского конфликта с соседями-мусульманами. Турки несколько раз захватывали регион, в последний раз в 1918 году. Имели место также конфликты с другими частями Грузии во времена династических борьбы и крестьянских восстаний в XIX и начале XX веков. В советский период межэтнические конфликты были минимальными. В июле 1989 года события в южных районах Абхазии, однако, значительно ухудшили абхазо-мегрельские отношения.

Религиозные верования и практики

Основная религия Мегрелии, как и в остальной части Грузии, - грузинское православие. Православная церковь страны является автокефальной. Раньше каждый род имел своего покровителя и знак (джинджихати), которые использовались для получения духовного заступничества. Святой Георгий был самым важным святым и ряд его мощей якобы хранятся в самых священных мегрельских церквях в селе Илори. Архангелы Михаил и Гавриил (которым иногда поклонялись как единому целому) также имели высокий статус в Мегрелии; другие святые имели конкретные сферы компетенции и их праздники всегда соблюдались. Церемонии и верования дохристианских времен смешиваются с Раньше мегрелы верили в лесных духов и другие языческие божества. Элементы таких верований сохраняются в определенных обычаях и суевериях, окружающих рождение, брак, смерть, Новый год или праздники урожая. Мегрелы не являются в целом верными прихожанами, хотя новая либеральная политика в отношении религии стала причиной религиозного возрождения, как и везде в Грузии.

Искусство

О том, кто такие мегрелы, говорит их искусство - местные мужчины славятся своим полифоническим пением а песни и танцы, хотя и в грузинском стиле, имеют свои собственные черты. Уникальные местные музыкальные инструменты, такие как лархеми («тростник», форма свирели), сейчас исчезли.

Медицина

Колхида, частью которой была Мегрелия, славилась среди древних греков своими лекарствами. Волшебница Медея была отсюда родом. Многие народные снадобья сохранились до сих пор, некоторые из которых были включены в современную грузинскую медицину. Большинство мегрел отдает преимущество современным лекарствам по сравнению с традиционными. Намного меньше женщин теперь рожают дома.

Смерть

Смерть в Мегрелии оплакивается открыто и интенсивно. В сельских и городских регионах смерть подчеркивает родственную связь и единство рода. Для семьи покойного собирается финансовая помощь. Многие традиционные обряды, окружающие панихиду и погребение, все еще соблюдаются. С телом прощаются в течение четырех дней, во время которых никакая пища в доме не готовится, хотя для гостей родственники и близкие организуют поминки. Поминальные трапезы также проводятся на сороковой день и через год после смерти. По традиции близкий родственник-мужчина не будет бриться или работать по субботам в течение года. Траур может продолжаться от 10 до 15 лет, в течение которых на могилу приносят подношения, свечи и продукты. У мегрелов также есть свой эквивалент дня всех усопших (сунтаоба), когда семьи посещают могилы родственников.