Гендерный признак и его отличие от полового. Гендерный признак и его роль в современном обществе


Принадлежность и гендерная психология сейчас у всех на слуху. Так что же такое гендер? намного шире, чем простая принадлежность индивида к определенному полу. Биологический пол субъекта не подлежит изменениям на протяжении всей его жизни (за исключением случаев хирургического вмешательства). Гендер же представляет собой, скорее, которая имеет свойства меняться в ходе развития общества, а также неодинакова у различных культур и сообществ.

Определение

Так что же такое гендер? Определение данного понятия заключается в описании всего поведенческого комплекса, который характеризует субъект как мужчину или как женщину. Следует отметить, что физиологические аспекты здесь играют второстепенную роль. В первую очередь гендер - это социально обусловленная модель человека, определяющая его положение в обществе. В понятие гендера входит совокупность культурных и социальных норм, предписываемых человеку обществом в зависимости от физиологического пола. Другими словами, гендер - это то, какими чертами должен обладать человек как мужчина или как женщина.

Таким образом, гендерные роли определяются характеристиками общества, в котором живет человек. Следует также отметить, что биологический мужчина может вовсе не иметь гендерной принадлежности к мужчинам, так же как и женщина.

Проблема гендерной идентичности

Каким же образом происходит гендерное становление человека в обществе, как он ассимилирует полоролевые характеристики, какие проблемы возникают, если этого не происходит? Становление или конструирование половой идентификации субъекта на протяжении жизни - в этом заключается проблема гендера как В процессе проходит через ряд стадий конструирования гендерной идентичности. Первая - это собственно половая идентичность. Субъект осознает свою биологическую принадлежность к определенному полу, осознает свое тело. На второй стадии происходит обучение и принятие социальных ролей, свойственных полу в данном обществе. И, наконец, на третьей стадии осуществляется завершение структуры гендера личности; человек воспринимает себя как часть социальной структуры, выстраивает соответствующие отношения между полами. Таким образом, гендер - это функционирования общества, с его помощью выстраиваются определенные отношения, создается система социальных стереотипов и т.п.

Понятие о гендере в общественном представлении

Наверняка многие слышали такие высказывания, как "настоящий мужчина должен...", "женщине пристало..." и т.д. Это система социальных стереотипов относительно гендерной принадлежности. В современном мире установления равноправия полов, разрушения института брака и семьи человек дезориентирован, он не знает, какие роли присущи определенному гендеру. Происходит смешение, отторжение многими людьми предписываемых архаичным обществом гендерных ролей. Таким образом, в современном мире гендер - это довольно размытое понятие, которое с течением времени должно, несомненно, измениться под запросы общества.

Социальный пол, различия между мужчинами и женщинами, зависящие не от биологических, а от социальных условий (общественное разделение труда, специфические социальные функции, культурные стереотипы и т.д.).
Концепция гендера появилась в социологии не так давно: в американской – в 70-е годы, а в России она стала особо привлекать внимание исследователей с начала 90-х годов. Можно отметить, что именно социальные трансформации конца 80-х начала 90-х годов явились главным фактором, повлиявшим в нашей стране на формирование нового направления в социальных науках, которое еще до конца не оформилось.
Общепризнанно, что пол – это биологическая характеристика человека, включающая отличительные признаки мужчин и женщин на хромосомном, анатомическом, репродуктивном и гормональном уровнях, а гендер – это социальное измерение пола, т.е. социокультурный феномен, означающий, что такое быть мужчиной или женщиной в том или ином обществе. Например, мужчина может исполнять социальную роль, которая в данном обществе традиционно считается немужской (сидеть с детьми дома и не работать), но такое поведение не делает его "менее мужчиной" в физическом аспекте. Приемлемые и неприемлемые социальные роли для мужчин и для женщин задаются самим обществом, его культурой, нормами и ценностями.
Концепция гендера складывалась в американской социологии постепенно, и в разное время в фокусе внимания социологов находились следующие аспекты:
- гендер как социальные роли мужчин и женщин,
- гендер как способ выражения отношений власти,
- гендер как система контроля за поведением мужчин и женщин,
- гендер как особый социальный институт.
Причем, большинство американских социологов рассматривают социальное положение мужчин и женщин, их социальные роли в двух плоскостях – вертикальной: в контексте власти, престижа, дохода, богатства, и горизонтальной: в контексте функций в разделении труда и институционального анализа (семья, экономика, политика, образование).
Сегодня гендерные проблемы – это область междисциплинарных исследований, привлекающие внимание не только социологов, но и психологов, антропологов, историков.
Однако, если психологов в большей степени интересует проблема гендерной социализации индивида, усвоение ролей мужчины и женщины на индивидуальном уровне, а так же психологические различия мужчин и женщин (например, по таким аспектам, как агрессия, творчество, умственные способности), то социологов в большей степени интересуют проблемы социальных различий мужчин и женщин на институциональном уровне и факторы, влияющие на эти различия.
Социология гендера появляется на стыке двух ключевых вопросов:
1. Существуют ли различия (кроме физических) между мужчинами и женщинами, а если существуют, то какие?
2. Чем можно объяснить социальные различия и социальные роли мужчин и женщин – природой или воспитанием – т.е. физическими особенностями или социальными факторами?
И если первый вопрос не вызывает больших споров (факт социальных различий признается большинством), то на второй вопрос исследователи дают разный ответ. Например, известный американский социолог Талкотт Парсонс выводил различия социальных ролей мужчин и женщин из их физических различий. А не менее известная антрополог Маргарет Мид, исследовав три общества Новой Гвинеи, пришла к выводу, что именно социокультурные факторы, а не физические, влияют на социальные роли мужчин и женщин.

(Источник: Сексологический словарь)

Синонимы :

Смотреть что такое "Гендер" в других словарях:

    - (англ. gender род, чаще всего грамматический) понятие, используемое в социальных науках для отображения социокультурного аспекта половой принадлежности человека. В отличие от русского языка, в котором есть одно слово, связанное с данным вопросом … Новейший философский словарь

    Сущ., кол во синонимов: 3 инструмент (541) пол (9) различие (23) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов

    Гендер - культурно специфический набор признаков, определяющих социальное поведение женщин и мужчин и взаимоотношения между ними... Источник: Письмо Минобрнауки РФ от 06.10.2005 N АС 1270/06, Роспотребнадзора от 04.10.2005 N 0100/8129 05 32 О Концепции… … Официальная терминология

    Гендер - Современная социальная наука различает понятия пол и гендер (gender). Традиционно первое из них использовалось для обозначения тех анатомо физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или… … Термины гендерных исследований

    У этого термина существуют и другие значения, см. Гендер (значения). Гендер (англ. gender, от лат. genus «род») социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое… … Википедия

    ГЕНДЕР - (GENDER) Если пол человека (sex) определяется биологически, то гендер (gender) представляет собой культурную и социальную конструкцию. Таким образом, существует два биологических пола (мужской и женский) и два тендера (маскулинный и фемининный).… … Социологический словарь

    ГЕНДЕР - (gender) социальный пол В англ. яз. разграничиваются понятия социального пола (gender) и биологического (sex). Терминологически понятие Г. оформилось в процессе теоретического развития феминизма, а затем и собственно тендерных исследований… … Современный философский словарь

    ГЕНДЕР - социальный, культурный пол, поведение мужчины и женщины, которое генетически не наследуется, а приобретается в процессе социализации. Если понятие «пол» фиксирует биологические и физиологические различия между мужчиной и женщиной, то «гендер»… … Тематический философский словарь

    Гендер - (англ. hender пол) 1. различие между мужчинами и женщинами по анатомическому полу; 2. термин, используемый при обсуждении сходств и различий между мужчинами и женщинами, например, в распределении их социальных ролей, в значительной степени… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ГЕНДЕР - (англ. род по полу – мужской, женский): 1. (Общее значение) – различие между мужчинами и женщинами по анатомическому полу. 2. (Социологическое значение) социальное деление, часто основанное на анатомическом поле, но не обязательно совпадающее с… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

Книги

  • Гендер в спортивной деятельности. Учебное пособие , Ворожбитова Александра Леонидовна. В учебном пособии по элективному курсу раскрывается проблема тендера в спортивной деятельности, адаптированная для учащихся 10-11-х классов профильного обучения в средних учебных заведениях.…

Гендерные вопросы в современном мире привлекают все больше внимания, но сам термин «гендер» имеет достаточно размытое определение, и для того, чтобы понимать истоки и перспективы гендерных исследований, стоит вспомнить его этимологию и историю.

Термин «гендер» появился в русском языке как транслитерация среднеанглийского gendre, а оно в эпоху норманских завоеваний было позаимствовано у французов (слова «гендер» и «жанр» на самом деле являются однокоренными). А французы, в свою очередь, использовали греческий корень «gen-», который означает «создавать» и знаком нам по таким словам, как «генезис» и «ген».

Это слово использовалось несколько веков, но в привычном нам значении его стали употреблять лишь во второй половине ХХ века - до этого оно по большей части означало грамматический род. Правда, в Библии короля Якова, выпущенной в 1611 году, упоминался глагол «gender», который означал «размножаться».

Но концептуальное различие между маскулинностью и фемининностью люди пытались выявить уже давно. При этом во многих культурах «мужское» исторически отождествлялось с духом, силой и рациональностью, а «женское» - с материей, мягкостью, хаосом и эмоциональностью. Проявлениями коллективного бессознательного в мифологии и культуре позднее заинтересовался Карл Юнг - и выделил архетипические образы мужского и женского начал - Анимуса и Аниму. Юнг связывал образ Анимуса с категоричностью, критичностью и активностью, направленной вовне, а Аниму - с изменчивостью настроений, чувственностью и интроверсией. Но что интересно, психолог считал, что оба начала в разных пропорциях присутствуют в каждом человеке, независимо от его биологического пола и сексуальной ориентации.

Ряд гендерных нюансов действительно обусловлен лишь культурой - например, «женские» и «мужские» цвета одежды

Связанные с полом особенности психики, поведения и самоидентификации получили отдельное название в 1955 году, когда сексолог Джон Мани использовал понятие «гендерная роль» («gender role»), поскольку ему потребовалось разграничить общие свойства пола от непосредственно сексуальных и репродуктивных. Мани не только создал новый термин, но и сразу вывел его за рамки простого противопоставления маскулинности/фемининности. В интерпретации Мани понятие «гендер» определяло множество признаков - от физических и поведенческих особенностей до самоидентификации и социальной роли.

В конце 1950-х идею развил работавший в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса психоаналитик Роберт Столлер. В 1963 году он выступил на научном конгрессе в Стокгольме с докладом о гендерном самосознании, изучение которого, по его мнению, стоило отделить от естественных наук и передать в ведение психологов и социологов.

На тот момент идея не вызвала большого резонанса, но в 1970-х, когда на первый план вышли либеральные идеи и пошла вторая волна феминизма, ее подхватили борцы за права женщин. Правда, в их работах термин «гендер» относился лишь к женскому опыту переживания стереотипов и социальных ролей, который сравнивали с мужским в социальных, культурных и психологических аспектах. Такие исследования ставили самые разные вопросы - от справедливости разделения домашнего труда до различий в научных стилях ученых-мужчин и женщин. Пересмотру подвергались целые исторические эпохи - исследования показали, что женщины по-другому воспринимают течение времени и оценивают историческое значение событий.

Через десять лет мужчины решили ответить на вызов: появились так называемые «мужские исследования», ставящие своей целью разгадать загадку маскулинности и раздвинуть жесткие рамки мужской гендерной роли. Им мы, например, обязаны концепцией «нового родительства», по которой оба родителя принимают равное участие в воспитании ребенка.

Сейчас слово «гендер» обозначает прежде всего социально-психологический пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Гендерные исследования ставят перед нами важный вопрос: от чего зависит ощущение себя мужчиной, женщиной или каким-то гибридным вариантом - от особенностей биологического устройства или культурного контекста и требований общества? Должен ли человек соответствовать критериям «мужского» и «женского» поведения только потому что он родился с определенным набором гениталий? И что такое «мужское» и «женское» поведение?

Однозначных ответов на эти вопросы до сих пор нет, но уже понятно, что ряд гендерных нюансов действительно определяются лишь культурой - например, цвета детской одежды. Еще в начале ХХ века считалось, что розовый, как более энергичный цвет, подходит мальчикам, а более утонченный голубой - девочкам. Концепция поменялась лишь в конце тридцатых. С другой стороны, исследования продолжают существование физических различий между мужским и женским мозгом, хотя противники «нейросексизма» пытаются доказать , что эти различия - не врожденные, а приобретенные.

Так или иначе, восприятие гендера на протяжении последних двух веков сильно изменилось: от дихотомии полов и связанных с ней патриархальных установок европейская цивилизация вначале пришла к революционной идее равенства, а потом - к более тонкому переосмыслению гендерных особенностей и пониманию того, что гендер не обязательно связан с полом. В последнее время заметен значительный сдвиг в восприятии гендерных ролей: легитимизируется нетрадиционная сексуальная ориентация, мужчины и женщины смело экспериментируют со своими внутренними Анимусами и Анимами. Фэйсбук недавно предложил американским пользователям 50 вариантов гендерного самоопределения - можно, например, объявить себя интерсексуалом или андрогином.

Самое радикальное проявление этого процесса - движение постгендеризма , приверженцы которого выступают за добровольное размывание границ между полами с помощью биотехнологий. Постгендеристы полагают, что само существование психологических и физических различий и гендерных ролей усугубляет конфликты в обществе, и если современные технологии смогут решить проблему искусственного размножения, то необходимость гендерной и половой дифференциации отпадет сама собой.

Как говорить

Неправильно «Я подобрала котенка, но никак не могу определить его гендер». Правильно - «определить его пол».

Правильно «В этом году в Бауманку поступило много девочек - очередной удар по гендерным стереотипам».

Правильно «Андрей Пежич так и не определился с собственным гендером - но именно это сделало его востребованной моделью».

Понятия пол и гендер часто путают, а между тем, между ними существует вполне значимая, хоть и неочевидная, разница. Попробуем определить, что же такое гендерный признак и каково его отличие от половой принадлежности. Можно сказать, что биологический пол - мужской и женский - это врожденное качество индивида, выявляющееся еще на стадии эмбрионального развития; что половой признак - неизменный, и не зависящий от воли индивида. Но так ли все просто? Ведь в последнее время с помощью современной медицины можно изменить пол. Да и наличие при рождении тех или иных половых органов у ребенка еще не означает, что его можно однозначно поместить в разряд мальчиков или девочек. Ведь сейчас, например, в обследовании спортсменок, участвующих в соревнованиях между женщинами, принимаются во внимание не только явные женские признаки их организма, но и хромосомный набор, поскольку встречается, что наряду с женскими половыми органами соседствует мужские гормоны, и это дает таким спортсменкам некоторые преимущества в соревнованиях.

И все же если половой признак у большинства людей все-таки биологический и анатомический, гендерный признак является однозначно общественным, социальным и приобретенным в результате воспитания. Более простым языком это можно переформулировать так: на свет появляются младенцы мужского и женского пола, но мужчинами и женщинами становятся. И дело даже не в том, как воспитывают ребенка с пеленок - девочкой или мальчиком: на всех нас оказывает влияние культурное бессознательное нашего окружения. А поскольку гендер - явление культурное и социальное, оно и может претерпевать изменения вместе с развитием культуры и социума. Например, еще в XIX веке считалось, что женщина носит платье и длинные волосы, а мужчина - брюки и короткую прическу, но сейчас эти вещи не являются признаком гендера. Ранее «женщина-академик», «женщина-политик» и «бизнес-вумен» считались чем-то невероятным, но сейчас это наблюдается все чаще и чаще, и уже никого не удивляет.

Но, тем не менее, гендерный признак, приписываемый мужчинам и женщинам, все еще живуч в массовом сознании, и чем неразвитее общество, тем больше он довлеет над индивидами, навязывая им те или иные формы Так, считается, что мужчина должен быть «добытчиком для семьи» и обязательно зарабатывать больше жены. Также считается, что мужчина должен быть мужественным, напористым, агрессивным, заниматься «мужскими» профессиями, увлекаться спортом и рыбалкой, делать карьеру на работе. Женщине же приписывается быть женственной, мягкой, эмоциональной, выйти замуж, иметь детей, быть покладистой и уступчивой, заниматься «женскими» профессиями, делая в них довольно скромную карьеру, потому что основное время она должна посвящать семье.

Которые, увы, до сих пор господствуют в некоторых стратах и даже странах, порождают для человеческих индивидов гендерные проблемы. Жена, кормящая всю семью; муж, идущий в декретный отпуск по уходу за новорожденным; женщина, жертвующая замужеством ради успешной научной карьеры; мужчина, увлекающийся вышиванием - все они в той или иной мере подвергаются социальному остракизму за свое несоответствующее полу поведение. Можно ли однозначно сказать, что гендерный признак - это социальный стереотип? Да, поскольку в разных обществах гендерные стереотипы - мужские и женские - разнятся между собой. Например, в испанском парадигмате уметь готовить - признак настоящего мачо, тогда как в славянском стоять у плиты - чисто женское занятие.

Очевидно, что гендерные стереотипы приводят не только к гендерным проблемам, но и к поскольку руководящая роль в обществе часто отводится мужчинам. Поэтому многими развитыми странами на самом высоком уровне разрабатывается специальная гендерная политика. Это значит, что государство берет на себя ответственность по устранению неравенства по половому признаку и создает кодекс законов для формирования эгалитарного (равного для всех людей) общества. Оно также должно проводить просветительскую политику, имеющую целью искоренить гендерные стереотипы.

Н равственные, духовные законы так же незыблемы, как и законы природы. Камень, брошенный вверх, обязательно упадёт вниз. Река, повёрнутая вспять, нарушит экологию. Отступление от нравственных законов, игнорирование голоса совести приведёт к искажению мировоззрения, к патологии осознанного восприятия действительности.

Гендер преподносится как равенство человеческих прав, охрана женщин и семьи, но на самом деле гендерная идеология утверждает, что человек рождается двуполым и сам может выбирать - мужчина он или женщина . В недавно изданных украинских учебниках студентам преподносится взгляд «гендерных» учёных о том, что существует даже 5 полов (гетеросексуалы, гомосексуалы, лесбиянки, бисексуалы и транссексуалы). За теорией «гендера» стоит одобрение браков гомосексуалистов, усыновление детей «семьями» гомосексуалистов, пропаганда гомосексуализма во всех сферах жизни, о т. наз. праве на изменение пола (мужчину должны зарегистрировать как женщину, если он этого желает и т. д.).

Проталкивание идеи гендерного равенства : согласно гендерной теории, люди в обществе не должны отличатся по половому признаку (мужской или женский пол), как это было тысячелетиями, но прежде всего - отличаются по социальному полу, который они сами себе выбирают. Биологические признаки в делении людей по принадлежности к мужскому или женскому полу уже больше не должны быть распознавательным критерием, так как это считается «дискриминацией по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности» . Проще говоря, речь идёт о потере рассудка: мужчина уже не является мужчиной, а женщина - женщиной! Гражданин может требовать внести изменения в паспорт и во все свои документы, и вот он - уже не господин Иванов, а - госпожа Иванова. Госпожа Петрова может превратиться в господина Петрова, и это также будет официально задокументировано .

Целью гендерной политики является уничтожение в обществе естественного института семьи, продвижение и легализация гомосексуальных извращений. Этому должны послужить т.н. поправки к закону, и это происходит уже в эти дни!

На международные деньги создаются различные организации и проводятся тренинги, в Министерствах семьи, образования и юстиции внедряют абсурдные идеологические ценности вместо того, чтобы решать подлинные проблемы.

Гендер внедряется в украинские законы: 8 сентября 2005 года, согласно международным стандартам, был принят закон «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин» № 2866-IV . Когда депутаты принимали этот закон, термин «гендер» рассматривался как «равный правовой статус женщин и мужчин и равные возможности для его реализации». Но закон также имеет и другую формулировку: «Если международным договором Украины установлены правила, отличные от предусмотренных Законом Украины, то приоритет имеют правила международного договора». Сегодня, когда почти по всей Европе легализованы гомосексуальные браки с возможностью усыновления детей и преследованием за так называемую гомофобию (негативная реакция на проявления гомосексуальности), с точностью можно утверждать, что термин «гендер» имеет совсем другое значение, а именно - «социальный пол» человека, то есть пол, который человек сам себе выберет . Об этом свидетельствует «Резолюция 1728 (2010)» ПАСЕ, изданная 29.04.2010 года, под названием «Дискриминация по принципу сексуальной ориентации и гендерной идентичности». Благодаря этому закон № 2866-IV получил совершенно противоположное значение, которое противоречит Конституции Украины и Семейному кодексу Украины.

Термины «мама» и «папа» Совет Европы уже запретил: гендерные идеологи в ЕС считают изображение матери, которая обнимает свое любимое дитя, проявлением сексизма, т.е. дискриминации женщин. Будто это сосредотачивает внимание общества только на репродуктивной функции женщины. Но где же здесь глубокие материнские чувства и отношения между матерью и ребёнком? Об этом гендерные идеологи молчат. Непонятным также является решение Совета Европы, в соответствии с которым СЕ отказывается от употребления слов «мама» и «папа» и предлагает называть просто «родители». Они считают, что неизвестно, какую идентичность избрал этот человек и, таким образом, его можно обидеть. К тому же, если такая позиция уже узаконена, то тогда за оскорбление личности можно подвергнуться наказанию. Из-за гендерных законов и внедрения сексуального воспитания уже с садиков дети будут иметь нарушенную психику и извращённый менталитет .

Если мы исследуем теорию гендерной политики, то мы не найдём в её лексиконе таких классических категорий человеческих отношений, как любовь, нравственность, уважение, взаимовыручка, целомудрие, материнство, дружба, сочувствие. Там речь идёт о «гендерном равноправии», «гендерных стереотипах», «языковом сексизме» и т.д. ().

Человек рождается мужчиной или женщиной, и это отражено не только во внешних признаках пола, но и в психике, и в жизненном предназначении, которое реализуется в супружестве исполнением роли отца или матери. Отличия в психике супругов должны дополнять друг друга и вести к духовному созреванию, которое связано с тем, что муж и жена, воспитывая своего ребёнка, забывают о врождённом эгоизме, и у них формируются семейные духовные ценности: жертвенность, чистая любовь, что является противоположным эгоизму и цинизму. В такой семейной гармонии ребёнок может расти, становясь зрелой личностью.

В гендерной идеологии говорится о правах женщин в Украине, но на самом деле это обман - речь идёт о ликвидации прав женщин и детей. К тому же, речь идёт о вмешательстве в человеческую психику, о каком-то обезличивании, когда человек становится каким-то номером, и неизвестно, мужчина это или женщина .

Чтобы не допустить принятие этих законов, рассказывайте об этом другим и поддержите инициативу противостояния внедрению гомосексуализма в нашей стране на законодательном уровне. Внедрение гендер-гей идеологии происходит с помощью международного финансирования и лоббирования на государственном уровне уже сейчас