Презентация на тему "Музыкальное путешествие. "


Cлайд 1

Выполнила: учитель музыки МОУ СОШ № 11 г.Выкса Нижегородской обл. Королёва С.В. Министерство образования РФ ГОУ ДПО НИЖЕГОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Кафедра словесности и культурологии 2009/2010 учебный год КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «Музыкальное путешествие. Родина моя – Россия!»

Cлайд 2

Пояснительная записка: Предлагаемый раздел по теме «Музыкальное путешествие. Родина моя – Россия!» ориентирован на воспитание школьника как гражданина и патриота России, развитие его духовно-нравственного мира и национального самосознания. Данная тема проходит в начальной школе и имеет продолжение в среднем и старшем звене. * ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА,ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Познавательная Развивающая Воспитательная Познакомить учащихся с многообразной и многоликой культурой русского музыкального искусства, формировать основы музыкальной культуры. Развивать умения слушать, размышлять и сопереживать, различать средства художественной выразительности, развивать творческие способности в разных видах деятельности, развивать мыслительные операции: образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. Воспитывать устойчивый интерес к музыкальным занятиям, воспитывать музыкальный вкус учащихся, исполнительскую культуру, уважение к истории России и традициям своего народа. Цели и задачи раздела:

Cлайд 3

В результате тестирования и наблюдения учащихся можно сделать вывод о достаточно хорошем уровне развития произвольного, устойчивого, концентрированного внимания. Из 22 учащихся класса 19 человек в течение всего урока способны удерживать внимание. И только 3 человека с трудом сохраняют усидчивость в течение урока. Интеллектуальное развитие учащихся соответствует возрастному развитию. Большая часть - 15 человек способны усваивать материал без особых затруднений, из них - 8 человек способны выдерживать более серьёзную нагрузку. По результатам диагностики уровня развития и обученности учащихся класса можно разделить на 3 группы: 1 группа – 8 человек (36%). Дети с высоким уровнем развития 2 группа– 10 человек (46%). Дети со средним уровнем развития. 3 группа – 4 человека (18%). Дети с низким уровнем развития. * ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ СПЕЦИФИКИ ВОСПРИЯТИЯ И ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА УЧАЩИМИСЯ

Cлайд 4

В результате изучения раздела ученик должен научиться: воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности; ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, различать образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции; воплощать художественно - образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального (в пении, слове, движении и др.) и народного творчества (в песнях, играх, действиях). Ученики способны решать следующие жизненно-практические задачи: восприятия художественных образов народной, классической и современной музыки; исполнения знакомых песен, участия в коллективном пении; музицирования на элементарных музыкальных инструментах; передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами. * ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Cлайд 5

Метод междисциплинарных взаимодействий Словесный метод Метод наблюдения Метод контроля и самоконтроля Метод эмоциональной драматургии Игровые технологии Проблемные методы ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ,МЕТОДЫ,ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Творческий метод

Cлайд 6

Информативный способ передачи знаний в процессе обучения, обращение к мотивирующему обучению; сценарии уроков выстраиваются по схеме: прочувствовать - осознать - выявить свое отношение; активный творческий поиск педагога и учащихся; беседа - диалог, ролевая игра, коллективные формы творческой работы, сочетание коллективной и индивидуальной работы (игра, пение, импровизация, творческие тетради, сочинение частушек, сказок, баек, создание рисунков, пластических импровизаций и т.д.); комплексное использование разных видов искусства (музыки, литературы, живописи); ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ:

Cлайд 7

Использование современных информационных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся, формирует эмоционально положительное отношение к предмету. Демонстрация на уроках музыки презентаций способствует решению образовательных задач, достижению нового качества обучения. Использование ИКТ обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. Видеомагнитофон, интерактивная доска, компьютер очень удобны не только для усвоения учебного материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребёнка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ:

Cлайд 8

* ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗДЕЛУ «МУЗЫКАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ. РОДИНА МОЯ - РОССИЯ!» Тема урока Музыкальный материал Основные понятия Методические пособия 1 2 3 4 5 Урок 1 Россия- любимая наша держава! С.В.Рахманинов (второй фортепианный концерт); Гимн РФ (слушание, пение) Знакомство с музыкальными символами страны Учебник 1 часть иллюстрации; диск, ноты, ИКТ Урок 2 Колыбельные песни-душа нашего народа Народные колыбельные песни; П.И.Чайковский «Колыбельная песня в бурю» Колыбельная, люлька, зыбка, качка, байка. Иллюстрации; диск, ноты. ИКТ Урок 3 История происхождения русских народных инструментов Русские народные песни « А я по лугу гуляла», «Уж ты сад, ты мой сад» (слушание, пение) Свистулька, жалейка, рожок, свирель. Слайды, диск, ноты. Урок 4 Русские народные духовые инструменты «Хорошо пастух играет»(слушание, пение), песня Леля из оперы-сказки «Снегурочка») Рожок, ратные трубы, скоморохи, опера-сказка. Фортепиано, видиоплеер, магнитофон; Ноты, диск. Урок 5 Свадебные обрядовые песни Свадебные песни «Яблонька», «Дубравушка». (слушание, пение, обыгрывание» Свадебный обряд, частушки, обрядовые песни. Иллюстрации, костюмы. диски, ноты. Уроки 6-7 Великое содружество русских композиторов М.П.Мусоргский «Хаванщина» вступление к опере; М.П.Мусоргский с Няней из вокального цикла «Детская»; «Вечерняя песня» «Балакиревский кружок», «кучкисты», благовест, опера. Повторение и закрепление пройденного. Диск, ноты, учебник, иллюстрации. ИКТ Урок 8 Тема Востока в творчестве русских композиторов Н.Римский корсаков симфоническая сюита «Шехеразада»; А.Бородин фрагменты из оперы «Князь Игорь» Сюита, симфонический оркестр, тема, ария, половцы. Диск, ноты, учебник, ИКТ. Урок 9 Мой край-Родина моя! (урок-концерт) «С чего начинается Родина» (слушание, пение),частушки. Песни и музыка по выбору учащихся. Г.Струве «Моя Россия» Обобщение изученного материала Ноты, диск, ИКТ, магнитофон

Cлайд 9

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ «РОССИЯ - ЛЮБИМАЯ НАША ДЕРЖАВА!» 4 А класс 1 четверть /10.09.2009г./ Тип: Урок-экскурсия Цель урока: познакомить учащихся с поэтической и государственной символикой России. Задачи: познавательные: -формировать представление о культуре России; -ввести в познавательную деятельность и словарь учащихся термин – гимн, символика; -формировать умение слушать, запоминать, размышлять; -познакомить уч-ся с музыкой С.В.Рахманинова; развивающие: -развивать познавательные процессы учащихся: мышление, внимание, память; - побудить интерес к изучению истории своей Родины, ее государственных символов; -обогащать словарный и музыкальный запас учащихся, воспитательные: - воспитывать чувство любви и гордости за своё Отечество посредством музыки, поэзии; - воспитывать взаимоуважение друг к другу, адекватную оценку себя и своего товарища. -воспитывать положительную мотивацию к учению.

Cлайд 10

Оборудование и материалы к уроку: Выставка книг. “Мне Россия – мать родная, Дом родной, земля святая” (Боков). Портретная галерея русских поэтов и музыкантов. Экспозиция картин русских художников. Эпиграф на доске: О, Россия! С нелегкой судьбою страна… У меня ты, Россия, Как сердце одна, Я и другу скажу, Я скажу и врагу – Без тебя, как без сердца, Прожить не смогу. (Юлия Друнина) фортепиано магнитофон учебник Музыка.4 кл. 1ч.: уч.для общеобразовательных учреждений/ В.В.Алеев.-2-е изд., стереотип. М.:«Дрофа»,2008 ИКТ План урока: Организационный момент – 2 мин. Подготовка к восприятию нового материала–3 мин. Изучение нового материала – 25 мин. Закрепление новых знаний – 5 мин. Подведение итогов урока - 3 мин. Задание на дом – 2 мин.

Cлайд 11

Русская берёза Русская береза – символ русской природы, любимое дерево русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты и художники.

Cлайд 12

Флаг России К царствованию Алексея Михайловича относят первое упоминание о государственном флаге России. Царь издаёт Указ от 9 апреля 1667 года для флагов на русские корабли прислать ткани “ червоной, белой и лазоревой”. Этим Указом были утверждены цвета Российского флага – красный, белый и синий. На Руси три цвета имели следующее символическое значение: белый – благородство, синий – верность, честность; красный – мужество, верность.

Cлайд 13

Герб России Когда появился Российский герб? Исследователи геральдики единодушно относят его появление к временам царствования князя Ивана III, окончательно избравший символом государственной власти двуглавого орла. Но только в XVII веке его изображения стали именовать Государственным гербом России.

Cлайд 14

Гимн России "Патриотическая песня" как Гимн России существовала, без слов, более десяти лет. После десятилетнего перерыва музыка А.В. Александрова вновь начала звучать как государственный гимн - гимн Российской Федерации. 8 декабря 2000г. Государственный Федеральный закон о гимне РФ утвердила Государственная Дума, 20 декабря - Совет Федерации, а 25 декабря 2000 г. его подписал президент Российской Федерации В.В. Путин. Слова гимна написал уже известный С.В. Михалков. Возвращение музыки советского гимна в обществе было воспринято неоднозначно, однако мелодия достаточно знакома "на слух" и легко воспроизводится, что для гимна немаловажно. Как писал когда-то В.Я. Брюсов, главное - чтобы гимн мог спеть любой живущий в нашей стране человек.

Cлайд 15

Ход урока: 1.Орг.момент (2 мин) 2. Подготовка к восприятию учебного материала. Сообщение темы и цели урока(3мин) 3. Изучение нового материала (10 мин) -Прозвенел звонок, Начался урок. Друг на друга посмотрели, улыбнулись, тихо сели. Сегодня на уроке мы совершим экскурсию в глубь веков, чтобы ещё раз вспомнить наших предков – славян, откуда пришло название нашего государства – Русь. Мы узнаём, как воспевали в своём творчестве поэты, музыканты, художники нашу Родину. Поговорим о символах нашего Отечества и поэтических, и государственных). (Звучит музыка гуслей.) Учитель. - Давно это было, в стране, где мы живем, не было ни громадных городов, ни каменных домов, ни сел, ни деревень. Были одни поля да густые леса, в которых обитали дикие звери. По берегам рек далеко друг от друга стояли бедные строения. В них и жили наши далекие предки – Славяне. Это название произошло от слова “слава”, т.е. “хвала”. Строили дома по берегам рек, озер. Место выбирали придирчиво, строили так, чтобы не подмывали талые воды избу. Слушают, запоминают Эмоциональное восприятие, Слушают и запоминают Развитие навыков слушания, внимания Мобилизация внимания уч-ся Словесный метод. Активизация познавательной деятельности уч-ся, мобилизация внимания. Использование ИКТ на уроке. Наглядно- слуховой метод. Эмоциональный, настрой учащихся. Метод драматургии урока музыки, как урок - искусства. Развитие музыкальной памяти Фронтальная форма работы. Словесный метод направлен на создание образно-психологического настроя, на духовное общение. Межпредметная связь. Развитие познавательной активности, интереса к истории и культурным традициям русского народа. Фронтальная форма работы.

Cлайд 16

Русский историк Николай Михайлович Карамзин писал, что в те времена славяне изображались добрыми, сильными, неутомимыми. Светлорусые, плечистые, выносливые, красивые люди. Греческий историк Геродот с удивлением писал, что зима у славян, продолжалась 8 месяцев, в воздухе в это время летали белые перья, т.е. снег. Грелись славяне в бане, и была баня в каждом доме. Хлебосольные, гостеприимные, не было в избах ни замков, ни засовов. Высоко чтили наши предки такие понятия, как слово чести, благородство, мужество. Не было такого, чтобы славянин слово не сдержал. (Демонстрируется фрагмент обряда сватовства…) Не давали покоя славянам печенеги да половцы, не могли они спокойно смотреть на цветущую, благодатную землю русскую. И ещё одна была беда, ещё более коварная, чем набеги соседей – это ссоры да вражда. И вот собрались старейшины; думали, думали и решили послать за моря послов в далёкую страну, где живёт народ по прозванию Варяги. С тех пор земля славянская по имени русских князей и получила название Русь. Учитель. Подберите к слову “Русь” – синонимы. (Русь – Россия – Родина – Отечество”) (На доске записывается слово “Россия”.) Познавательная деятельность Знакомство с народным обрядом Проблемная деятельность. Уч-ся слушают, наблюдают и запоминают. Видеометод (ИКТ) Метод эмоциональной-драматургии, наглядно-слуховой. Концентрирование внимания, формирование познавательной деятельности. Фронтальная форма работы. Знакомство с русскими обрядными традициями. Словесный метод, метод наблюдения Способствуют развитию познавательной активности, интереса к изучению русской культуры у учащихся. Развитие ассоциативного мышления происходит с помощью ассоциации, что способствует лучшему усвоению материла. Эвристический метод. Создание проблемной ситуации способствует активизации деятельности уч-ся.

Cлайд 17

Пение 4. Первичное закрепление полученных знаний (10 мин) Звучит мелодия в сопровождении фортепиано Учитель. Русичи – это музыкально одаренная нация. С великой гордостью мы произносим имена русских композиторов. Дети называют к слову «Русь» синонимы (Россия – Родина – Отечество) Дети, читают стихи и демонстрируют свои рисунки к уроку. (Приложение№1) 1 ученик: “Родина”, – мы говорим, волнуясь, Даль без края видим пред собой, Это наше детство, наша юность, Родина! Отечество святое! 2 ученик: Перелески. Рощи. Берега. Поле, от пшеницы золотое, Голубые от луны стога. Сладкий запах скошенного сена, 3 ученик: Разговор в деревне нараспев, Где звезда на ставенку присела, До земли чуть – чуть не долетев. Родина! Земля отцов и дедов! 4 ученик: Мы влюбились в эти клевера, Родниковой свежести отведав С краешка звенящего ведра. Это позабудется едва ли И навек останется святым... Землю ту, что Родиной назвали, Коль придётся, сердцем защитим. Дети исполняют песню «Моя Россия» Г.Струве Работа в хоре. Слушают и запоминают Обогащение словарного запаса. Развитие творчества детей на основе синтеза видов искусств. Творческое чтение Словесно-наглядный метод. Индивидуальная форма работы с целью активизировать уч-ся. Развитие речи, учащихся. Обогащение словарного запаса. Дифференцированный подход. Словесный метод, наглядно- слуховой, способствуют развитию речи учащихся. Концентрация внимания. Активизация слухового опыта уч-ся. Обратная связь. Репродуктивный метод, практически- индуктивный способствуют умению применять полученные знания на практике. Развитие навыка двухголосного исполнения.

Cлайд 18

Работа с учебником Знакомство с музыкой С.В.Рахманинова. Это (перечисляют дети) : А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, М.П.Мусоргский, А.П.Бородин, Н.А.Римский-Корсаков и др. Солнцем русской музыки называли М.И.Глинку. Беззаветная любовь к своей Родине побудила его собрать огромное количество народных песен, наигрышей, обрядов. “Музыку создаёт народ, а мы – композиторы её аранжируем”, – говорил М.И.Глинка. Его по праву считают основоположником русской классической музыки, ибо так велик вклад его в становление русского музыкального искусства. Невыносимая тоска по Родине тяжело пережита С.В.Рахманиновым на чужбине. Где бы ни жил, где бы ни путешествовал композитор – в его сердце была Россия. (Звучит “концерт №2” для фортепьяно с оркестром (1 ч.), музыка затихает, звучит лишь фоном.) Учитель. - А сейчас мы поговорим о поэтических символах. Когда мы произносим слово “орхидея”, в нашем сознании выстраивается ассоциативный ряд – Корсика. И, наоборот, говорим “Япония” и представляем цветущую сакуру. А есть ли поэтический образ у нашей Родины? -Да, вы правы. Это берёза. Называют имена русских композиторов-классиков. Знакомятся с новыми именами. Слушают, запоминают. Учатся работать с учебником Творческая работа (На фоне музыки Рахманинова группа детей работает с учебником, а другая анализирует музыкальный фрагмент). По окончании анализируют, размышляют Слушают, запоминают. Дети отвечают на поставленный учителем вопрос.(Берёзка) Коллективная форма работы. Эмоциональный подъём. Словесный метод, способствует развитию речи, обогащает словарный запас. Наглядно-слуховой. Частично-поисковый метод, способствует развитию мышления. Использование ИКТ, активизация познавательной деятельности уч-ся. Практический метод. Способствует развитию речи, наблюдения, мышления. Обогащается словарный запас. Фронтальная форма работы. Дифференцированный подход. Рефлексия, поисковая мыслительная Деятельность. Создание проблемной ситуации способствует активизации деятельности уч-ся. Наблюдение. Частично-поисковый метод. Дифференцированный подход, Групповая форма работы. Метод эмоциональной драматургии. Развитие интереса к культурным традициям русского народа. Творческий метод.

Cлайд 19

Музыкальная пауза. 5. Работа по дальнейшему углублению знаний и умений и навыков (10 мин) “Русская береза”– символ русской природы. С давних времен с приближением весны девицы славили бога Солнца, славяне называли его Лель или Люль. Эти слова – имена употребляются во многих славянских песнях. Девушки наряжали берёзки лентами, всякими поделками ручной работы, связывали между собой кольцами веточки берёзы. Пели веснянки, водили хороводы вокруг берёз, прославляя своих могучих богов Перуна, Даждь – бога, Леля и других.. Берёза – любимое дерево русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты и художники. Русскую берёзу запечатлели на своих картинах художники Пластов и Левитан, Куинджи и Саврасов. Писатель В.М.Гаршин, глядя на картину А.К.Саврасова “Грачи прилетели”, сказал: “Я бы назвал эту картину “Чувство Родины”. И весенняя звонкая капель, и дымка, и тонкие берёзы – всё это такое знакомое и такое родное. Эта удивительная картина рождает любовь к России, Родине. Творческое задание (Девочки исполняют хоровод “Во поле берёза стояла”, остальные уч-ся исполняют песню) Слушают, запоминают. Познавательная деятельность. (Ребятам предлагается рассмотреть экспозиции картин русской природы. Преподаватель останавливается на 2–3 картинах.) Слушают, запоминают картины, имена художников. Работа с дневником наблюдения. Развитие слушательской и исполнительской культуры уч-ся их воображение, стремление к самовыражению, способности перевоплощаться и создавать пластические образы. Словесный метод в сочетании с наглядно- слуховым. Активизация внимания. Формирование познавательной деятельности. Межпредметная связь. Метод наблюдения. Развитие познавательной активности, интереса к русской художественной культуре, истории и культурным традициям русского народа. Проблемная деятельность, рефлексия знаний. Частично-поисковый метод. Словесно-наглядный метод Развитие слушательской культуры уч-ся, их воображение. Словесно-наглядный метод

Cлайд 20

Перед нами картина И.И.Левитана “Берёзовая роща”. Белоствольные берёзки, покрытые молодой, яркой зеленью листвы, густой ковёр изумрудной травы, солнечные лучи не могут оставить равнодушными никого. Картина очаровывает свежестью и игрой красок, трепетом самой жизни. Учитель. А сейчас послушайте песню “ Белая берёза “ (музыка А.Новикова). О чём она? Учитель. Где бы ни росла берёза – всюду она приносит людям радость и свет. Берёза символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ. Хлеб, которым человек кормится. Земля, на которой человек живёт. Мать, которая даёт жизнь... Без всего этого человеку жить просто невозможно, но среди самого заветного есть у человека Родина. Родина – это земля, город и деревня, где ты родился и живёшь, твои друзья, близкие соседи. Учитель. Как еще называют Родину? “Отечество” – происходит от слова “отец”, греческого слова раtriа (патриот). Слушают, запоминают картину, художника. Работа с дневником наблюдения (Прослушав, ребята высказываются о содержании песни.) Эта песня о воинах Великой Отечественной войны. В их устах слова “ Мы русскую березу в обиду не отдадим” звучат как клятва – клятва защитников Родины. Тихо стоят березы у солдатских могил. Как много они могли бы рассказать о трагедии Великой Отечественной войны. Чтение стихотворения Опять о них, кудрявых и белёсых... А что тут делать, если на Руси У всех дорог встречаются берёзы, Хоть день, хоть год, хоть вечно колеси. “Россия” – шепчут мне берёзки, “Россия” – шепчут камыши, “Россия” – ключ Отвечают на вопрос учителя (Родину часто называют Отчизной, отчим домом)) Эвристический метод. Создание проблемной ситуации способствует активизации деятельности, слухового опыта уч-ся. Фронтальная форма работы. Развитие стремления к самовыражению. Развивается познавательный интерес к предмету. Метод моделирования развивает способность к творческому и абстрактно- логическому мышлению, речи уч-ся. Словесный метод. Развитие речи. Обогащение словарного запаса. Творческое чтение. Индивидуальная форма работы с уч-ся, способствует развитию речи и памяти. Воспитание слушательской культуры уч-ся. Словесный метод, способствует развитию речи, обогащает словарный запас. Фронтальная форма работы. Создание проблемной ситуации способствует активизации деятельности уч-ся. Частично-поисковый метод Развитие речи, мышления, памяти Оценочный метод.

Cлайд 21

У каждого государства есть официальные символы. Это герб, флаг, гимн. Каждый истинный патриот своей страны должен знать их. Новый государственный гимн был написан А.В.Александровым на слова С.В.Михалкова и прозвучал в ночь на 1 января 1944 года. Впоследствии текст гимна перерабатывался. В 1977 году в него были внесены наиболее существенные изменения. Учитель: - Гимн – это торжественная песня, символ государственного или социального единства. Истоки гимнов скрываются в глубинах истории. Впервые потребность в гимне в придворно- военном обиходе возникла при Петре I. Идея создания российского гимна возникла в 1990 году. Работа с учебником, с творческой тетрадью. (Исследовательская деятельность учащихся) 1 Ученик. Рассказ об истории российского современного флага.. На Руси три цвета имели следующее символическое значение: белый – благородство, синий – верность, честность; красный – мужество, верность. Такое цветосочетание сохранилось в российском флаге и поныне. 2 Ученик. Рассказывает о науке изучения гербов. Наука об изучении гербов называется геральдика. Дети слушают доклад и запоминают. Метод моделирования развивает способность к творческому и абстрактно- логическому мышлению. Репродуктивный метод. Словесный метод, способствует развитию речи, обогащает словарный запас. Фронтальная форма работы. Межпредметная связь. Исследовательский метод. Самостоятельная поисковая работа развивает творческие способности детей. Развивает умения самостоятельно воспроизводить знания, осуществлять самостоятельный поиск. Индивидуальная работа с уч-ся. Словесный метод, Развитие речи. Обогащение словарного запаса. Репродуктивный метод. Индивидуальная помощь уч-ся. Развивается умение работать с дополнительной литературой, поисковые навыки. Активизирует деятельность учащихся. Организована целенаправленная познавательная деятельность к усвоению материала. Наглядный метод Оценочный метод. Индивидуальная работа с уч-ся.

Cлайд 22

Пение. 6. Подведение итогов урока. (3 мин) 7. Задание на дом (2 мин) В качестве музыки будущего гимна была утверждена “Патриотическая песнь” М.И.Глинки. Но эта песнь не имела поэтической основы и не была утверждена в качестве государственного гимна законодательно. Депутаты Государственной думы и члены Совета Федерации приняли решение: утвердить государственный гимн России на слова С.В.Михалкова и музыку А.В.Александрова. Закон “О Государственном гимне РФ был принят 8 декабря 2000 года Государственной думой, одобрен 20 декабря Советом Федерации и подписан 25 декабря 2000 года Президентом РФ. Учитель. - Прошу всех встать для исполнения Государственного гимна России. Учитель: Как звучала тема урока? С чем мы познакомились? С творчеством каких композиторов, художников познакомились? Что больше всего понравилось на уроке? Исполнение Государственного гимна России Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Записывают задание в дневник (нарисовать рисунки, сочинить стихи, частушки на тему «Родина моя-Россия!», провести анкетирование родителей на знание русских народных песен и традиций) Развивается умение работать с дополнительной литературой, поисковые навыки. Активизирует деятельность учащихся. Развитие слушательской культуры. Дети учатся понимать практическую значимость материала. Межпредметная связь. Метод наблюдения. Развитие познавательной активности, Интереса к предмету. Словесный метод, Развитие речи и памяти. Обогащение словарного запаса. ИКТ Репродуктивный метод. Способствует развитию исполнительской культуры. Обогащение эмоционально-образной реакцией. Оценочный метод. Поиск правильного ответа позволяет разносторонне усвоить материал. Частично-поисковый метод. Форма работы-фронтальная. Мотивация на самостоятельную работу дома. Дифференцирование по степени сложности, по объёму. Энциклопедия классической музыки (Композиторы, исполнители, произведения, инструменты, жанры и стили, экскурсии, анимация, хронология, словарь терминов и викторина); Энциклопедия Кирилла и Мефодия; Интернет- ресурсы. * РЕКОМЕНДУЕМЫЕ УЧЕНИКАМ МАТЕРИАЛЫ

Cлайд 25

1. Алеев В.В., Кичак Т.Н. Музыка. 1-4 кл., программа для общеобразовательных учреждений М.: «Дрофа», 2009.-90с. 2. Арсенина Е.Н. Музыка.1-7 классы: тематические беседы, театрализованные концерты, музыкальная игротека.- Волгоград: «Учитель», 2009.-205 с. 3. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждений.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.-416с. 4. Давыдова М.А.Уроки музыки: 1-4 классы.- М.: ВАКО,2008.-288с.- (Мастерская учителя). 5. Затямина Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль – М.: «Глобус», 2008.- 170с. 6. Курушина Т.А. Музыка.1-6 классы: творческое развитие учащихся - Волгоград: «Учитель», 2009.-87с. 7. Куприянова Л.Л.Русский фольклор: пособие для учителя музыки общеобразовательного учреждения – М.: «Мнемозина», 2003.- 48с. 8. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. - Рига, НПЦ «Эксперимент», 1995.- 176с. 9. Лернер И.Я. Проблемное обучение.- М., 1974. 10.Махмутов М.И.Современный урок.- М., 1985.-49с. 11.Образцова,Т.Н. Музыкальные игры для детей.- М.: «Дрофа»,2006.- 160с. 12.Рябчикова Е.П.- Н.Новгород: ООО «Типография « Поволжье», 2009-194с. * СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Класс: 2 Г

Тип урока: комбинированный.

Тема урока: «Музыкальный глобус: Путешествуем по России?»

Цель: Раскрыть особенности жанрового многообразия русских народных песен

Задачи:

Образовательные: увлечь учащихся музыкой русского народа, способствовать развитию и любви к музыке, формировать способность ценить её красоту, вызывать музыкально- эстетич6еский отклик на произведения народного жанра, развивать эмоциональную сферу учащихся.

Развивающие:

развивать творческие музыкальные способности, практические умения и навыки в процессе исполнения русских народных песен, движения под музыку и её пластическое интонирование.

Воспитательные:

воспитать музыкально- эстетический вкус и потребность общения с народной художественной культурой, любовь к народной песне родного края.

Формы учебной деятельности: индивидуальная, групповая.

Планируемые результаты:

Личностные:

Уважительное отношение к музыкальному наследию России;

Понимание ценности многонационального российского общества. Культурного разнообразия России.

Метапредментые:

Самостоятельно исполнять музыкальные произведения.

Предметные:

Воспроизводить слова и мелодии нескольких народных колыбельных песен.

Оборудование: презентация по теме, Учебник по музыке УМК «Планета знаний» Т.И.Бакланова.

Структура:

    Организационный момент.(1 мин)

    Новый материал.(20-25 мин)

    Этап закрепления изученного материала.(10мин)

    Итог урока. Рефлексия.(5мин)

Ход урока:

    Организационный момент.

Здравствуйте ребята, садитесь.

Как ваше настроение?

Все готовы к уроку?

2.Новый материал.

(На доске записана тема урока и слова). «Ты откуда, русская, зародилась музыка?»

Определение темы урока:

А откуда зародилась русская музыка? (ответы детей) - Конечно на Руси.

Слово учителя:

Ты откуда. Русская, зародилась музыка?

То ли в поле чистом, то ли в лесе мглистом

В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?

В чьём сердце билась с самого начала?

Как ты появилась? Как ты зазвучала?

Ну, а песня? С песней на Руси родились.

Сегодня мы поговорим о жанрах народных песен. Будем учиться правильно, красиво двигаться под музыку разного характера. Познакомимся с новыми играми.

Но сегодняшний урок у нас будет необычный. Давайте представим, что мы с вами попали в старину…

Давным-давно, почти две тысячи лет назад. Русские люди жили племенами и общинами, и назывались они тогда древними славянами.

1.Вот в одной общине жила молодая семья. Звали их Иван да Марья. Родилось у них дитя…

Дочь лежит и спать не хочет,

Мнёт бельё постельное.

Мать вокруг неё хлопочет

С песней …. (колыбельною) .

А какие колыбельные песни вы знаете?

Давайте посмотрим клип на песню «Спят усталые игрушки»

2. Пока дитя спит, у Марьюшки много дел нужно по дому сделать…

Если очень много дела,

Запевайте песню смело.

Вяжут, ткут, прядут и жнут,

Эти песни любят труд. …. (трудовые) .

Давайте прослушаем песню «Прялица»

3.А как проснётся дитятко с ним нужно поиграть.

Ребята, давайте и мы вспомним как в «Козушку» в старину играли.

(Дети играют в игру «Пошла коза по лесу»).

Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу,

Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем, потопаем,

И глазками поводим, поводим, поводим,

Туда-сюда походим, походим, походим,

Головкой покачаем, качаем, качаем,

И все начнем с начала, с начала, сначала.

4. Весело и дружно живут, горя не знают, гостей приглашают:

На гулянке, на вечёрке,

И под горкой, и на горке

Собирается народ,

Он и пляшет, и поёт.

Песни бодрые, живые.

Эти песни …. (плясовые) .

Просмотр отрывка из мультфильма (2.50) - Русская народная плясовая – Камаринская

На лугу иль на опушке

Вместе собрались подружки.

Удивляется народ:

Это что за хоровод?

А сейчас немодные

Песни …. (хороводные) .

Песня « Во поле берёза стояла…»

5. А чтоб развеселить друг дружку,

Они всегда поют …. (частушки) .

А какие частушки знаете вы?

Прослушаем частушки….

6. Наступает ночь – отдыхать пора. А образ этой песни помогает набираться новых сил от «Тёмной ноченьки» и «ясных звёздочек».

Прослушивание песни «У зари-то, у зореньки».

Жанр лирической песни

(Задушевность, сердечная теплота, распевы, лиричность, нежность, красивые фразы.

7. Про любовь в них и про дружбу,

Про войну в них и про службу,

Прижимая автоматы,

Их всегда поют …. (солдаты, солдатские) .

А жизнь идёт своим чередом и пришло время Ивану в армии служить.

А Марьюшка ждёт его поджидает и песню напевает …

Прослушивание и марширование под песню «Солдатушки, бравы ребятушки…»

3.Этап закрепления изученного материала.

Ребята, чем занимались на уроке?

Пели, слушали музыку, плясали, водили хороводы, играли……..

Ребята, о каком жанре музыкального искусства мы говорили сегодня на уроке?

(о русской народной песне)

Скажите, а почему в названии темы нашего урока стоит многоточие?

(потому что жанры русской народной песни очень разнообразны)

Назовите произведения которые вам запомнились, для кого они написаны и кем?

(ребята перечисляют: игровые, лирические, хороводные, солдатские-рекрутские, трудовые песни и частушки).

Написаны народом и для народа.

Одинаковы были произведения?

Разные по характеру, движению, смыслу, настроению.

Верно. Вот такая разновидность или род песен называется одним словом жанр.

(слово на доске).

    Итог урока. Рефлексия.

Вам понравился урок?

Было что-то сложное для вас?


























1 из 25

Презентация на тему: Музыкальное путешествие. Родина моя – Россия!

№ слайда 1

Описание слайда:

Министерство образования РФ ГОУ ДПО НИЖЕГОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Кафедра словесности и культурологии КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «Музыкальное путешествие. Родина моя – Россия!» Выполнила: учитель музыки МОУ СОШ № 11 г.Выкса Нижегородской обл. Королёва С.В. 2009/2010 учебный год

№ слайда 2

Описание слайда:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА,ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Пояснительная записка: Предлагаемый раздел по теме «Музыкальное путешествие. Родина моя –Россия!» ориентирован на воспитание школьника как гражданина и патриотаРоссии, развитие его духовно-нравственного мира и национальногосамосознания. Данная тема проходит в начальной школе и имеет продолжение в среднем и старшем звене. Познакомить учащихся с многообразной и многоликой культурой русского музыкального искусства,формировать основы музыкальной культуры. Развивать умения слушать, размышлять и сопереживать, различать средства художественной выразительности,развивать творческие способности в разных видах деятельности,развивать мыслительные операции: образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. Воспитывать устойчивый интерес к музыкальным занятиям,воспитывать музыкальный вкус учащихся, исполнительскую культуру, уважение к истории России и традициям своего народа.

№ слайда 3

Описание слайда:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ СПЕЦИФИКИ ВОСПРИЯТИЯ И ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА УЧАЩИМИСЯ В результате тестирования и наблюдения учащихся можно сделать вывод о достаточно хорошем уровне развития произвольного, устойчивого, концентрированного внимания. Из 22 учащихся класса 19 человек в течение всего урока способны удерживать внимание. И только 3 человека с трудом сохраняют усидчивость в течение урока. Интеллектуальное развитие учащихся соответствует возрастному развитию. Большая часть - 15 человек способны усваивать материал без особых затруднений, из них - 8 человек способны выдерживать более серьёзную нагрузку. По результатам диагностики уровня развития и обученности учащихся класса можно разделить на 3 группы: 1 группа – 8 человек (36%). Дети с высоким уровнем развития 2 группа– 10 человек (46%). Дети со средним уровнем развития. 3 группа – 4 человека (18%). Дети с низким уровнем развития.

№ слайда 4

Описание слайда:

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В результате изучения раздела ученик должен научиться:воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, различать образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;воплощать художественно - образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального (в пении, слове, движении и др.) и народного творчества (в песнях, играх, действиях). Ученики способны решать следующие жизненно-практические задачи: восприятия художественных образов народной, классической и современной музыки; исполнения знакомых песен, участия в коллективном пении; музицирования на элементарных музыкальных инструментах;передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами.

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ:Информативный способ передачи знаний в процессе обучения, обращение к мотивирующему обучению; сценарии уроков выстраиваются по схеме: прочувствовать - осознать - выявить свое отношение;активный творческий поиск педагога и учащихся; беседа - диалог, ролевая игра, коллективные формы творческой работы, сочетание коллективной и индивидуальной работы (игра, пение, импровизация, творческие тетради, сочинение частушек, сказок, баек, создание рисунков, пластических импровизаций и т.д.);комплексное использование разных видов искусства (музыки, литературы, живописи);

№ слайда 7

Описание слайда:

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ:Использование современных информационных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся, формирует эмоционально положительное отношение к предмету. Демонстрация на уроках музыки презентаций способствует решению образовательных задач, достижению нового качества обучения.Использование ИКТ обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. Видеомагнитофон, интерактивная доска, компьютер очень удобны не только для усвоения учебного материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребёнка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира.

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ «РОССИЯ - ЛЮБИМАЯ НАША ДЕРЖАВА!» 4 А класс 1 четверть /10.09.2009г./ Тип: Урок-экскурсияЦель урока: познакомить учащихся с поэтической и государственной символикой России.Задачи: познавательные:-формировать представление о культуре России;-ввести в познавательную деятельность и словарь учащихся термин – гимн, символика;-формировать умение слушать, запоминать, размышлять;-познакомить уч-ся с музыкой С.В.Рахманинова;развивающие:-развивать познавательные процессы учащихся: мышление, внимание, память;- побудить интерес к изучению истории своей Родины, ее государственных символов;-обогащать словарный и музыкальный запас учащихся,воспитательные:- воспитывать чувство любви и гордости за своё Отечество посредством музыки, поэзии; - воспитывать взаимоуважение друг к другу, адекватную оценку себя и своего товарища.-воспитывать положительную мотивацию к учению.

№ слайда 10

Описание слайда:

Оборудование и материалы к уроку: Выставка книг.“Мне Россия – мать родная, Дом родной, земля святая” (Боков).Портретная галерея русских поэтов и музыкантов.Экспозиция картин русских художников.Эпиграф на доске:О, Россия!С нелегкой судьбою страна…У меня ты, Россия,Как сердце одна,Я и другу скажу, Я скажу и врагу –Без тебя, как без сердца,Прожить не смогу.(Юлия Друнина)фортепианомагнитофонучебник Музыка.4 кл. 1ч.: уч.для общеобразовательных учреждений/В.В.Алеев.-2-е изд., стереотип. М.:«Дрофа»,2008 ИКТ План урока: Организационный момент – 2 мин.Подготовка к восприятию нового материала–3 мин.Изучение нового материала – 25 мин.Закрепление новых знаний – 5 мин.Подведение итогов урока - 3 мин.Задание на дом – 2 мин.

№ слайда 11

Описание слайда:

№ слайда 12

Описание слайда:

Флаг РоссииК царствованию Алексея Михайловича относят первое упоминание о государственном флаге России. Царь издаёт Указ от 9 апреля 1667 года для флагов на русские корабли прислать ткани “ червоной, белой и лазоревой”. Этим Указом были утверждены цвета Российского флага – красный, белый и синий. На Руси три цвета имели следующее символическое значение: белый – благородство, синий – верность, честность; красный – мужество, верность.

«Музыкальное путешествие в русскую народную культуру»

Конспект образовательной деятельности

в подготовительной группе

Мамцева О.Г.

Образовательные задачи:

Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественный вкус. Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей. Способствовать дальнейшему формированию певческого голоса, развитию навыков движения под музыку. Обучать игре на шумовых музыкальных инструментах.

Слушание:

Пение: Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию. Учить брать дыхание и удерживать его до конца фразы, обращать внимание на артикуляцию (дикцию).

Музыкально-ритмические движения:

Игра на детских музыкальных инструментах: Знакомить с народными произведениями в оркестровой обработке. Исполнять русскую народную мелодию на шумовых музыкальных инструментах. Развивать чувство ритма.

Задачи в интеграции образовательных областей:

Познавательное развитие:

Речевое развитие :

Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с различными интонациями. Совершенствовать фонематический слух. Закрепить в словаре слова «путешествие» и «туристы».

Социально-коммуникативное развитие:

Воспитывать умение действовать сообща, формировать положительное отношение к сверстникам и взрослым. Воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине. Углублять и уточнять представления о Родине – России.

Физическое развитие:

Целевые ориентиры ФГОС ДО, на достижение которых направлена ОД:

Обладает начальными знаниями о мире, в котором он живет;

Обладает установкой положительного отношения к миру;

Овладевает основными культурными способами деятельности;

Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах

деятельности;

Достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для

выражения своих мыслей, чувств, желаний.

Деятельность

педагога

Деятельность

Решение образовательных задач

Вводная часть

Предлагает образовать круг и поприветствовать друг друга.

Ребята, скажите, какая тема недели у вас в группе сейчас идет?

Расскажите, что такое путешествия?

Зачем люди путешествуют?

А вам знакомо слово «туристы»? Кто такие туристы?

Да, ребята, на свете много интересных, удивительных стран. Я думаю, когда вы вырастете, обязательно с ними познакомитесь. Но ведь и наша страна очень интересная и богатая. К нам тоже приезжают туристы со всего мира, чтобы посмотреть, как мы живем, что у нас есть такого, чего нет у них. Вот сегодня у нас в гостях две иностранные туристки. Поможем им узнать побольше о нашей стране?

Тогда приглашаем гостей в музыкальное путешествие по русской народной культуре.

Дети входят в зал под музыку. Приветствие детей.

Дети проходят на стульчики.

Тема «Путешествия».

Путешествия – это поездки куда-нибудь, где еще никогда не был.

Люди путешествуют, чтобы узнавать что-то новое, увидеть что-то новое, познакомиться с новыми людьми.

Туристами называют людей, которые путешествуют по разным интересным местам, по разным странам.

Формировать положительное отношение к сверстникам и взрослым.

Дать представление о такой форме путешествия, как воображаемая (виртуальная), в частности – музыкальное путешествие.

Совершенствовать речь, как средство общения.

Закрепить в словаре слова «путешествие» и «туристы».

Основная часть

- Слушание

- Пение

- Музыкально-ритмические движения

Заключительная часть

Ребята, давайте прочитаем это красивое слово: Россия.

Что оно обозначает?

А как мы можем рассказать нашим гостям про Россию на музыкальном занятии?

Ребята, о нашей стране, о России сложено много замечательных песен.

Я предлагаю нам всем послушать одну из них.

О чем эта песня? Какая в ней Россия?

А какой характер у этой песни?

Да, ребята, в этой песне очень красивые слова, наверное, автор, который сочинил эту песню очень любит Россию. И наши иностранные гости, наверное, тоже это поняли. А каким красивым голосом поет исполнительница.

Но ведь и мы с вами тоже начали учить замечательную песню о нашей Родине. Кто помнит ее название?

Эта песня тоже очень нежная и петь ее надо красивыми голосами. Поэтому нам нужно хорошо распеться. Я предлагаю распевку на слоги из слова Россия: ро-ро, си-си, я-я (вверх-вниз). А теперь все слово: Россия (вверх и вниз).

Пение первого куплета песни «Край родной».

Закрепление слов второго куплета.

Ребята, на следующем занятии мы продолжим разучивать эту замечательную песню.

Но разве можно понять нашу Россию, если не увидеть ее русских народных танцев! У каждого народа есть свои любимые танцы. Для их исполнения шьются красивые народные костюмы. Вы уже знаете, как выглядит русский народный костюм. Я вас не случайно попросила нарядиться сегодня на наше занятие. Расскажите, какой он, русский костюм? Во что наряжались на Руси девушки?

А из чего состоит мужской костюм?

Вот такие нарядные девушки и парни выходили танцевать. Посмотрим русский народный танец?

Ребята, что можно сказать о русских народных танцах? Какие они по характеру?

А какие движения из танца девочек вы запомнили?

Девушки любили водить хороводы и есть такой специальный хороводный шаг. Он вам уже знаком (показ). В хороводе девушки показывали себя, какие они стройные, да красивые.

Еще интересный элемент «Звездочка». Мы с вами ее тоже уже применяли. Давайте вспомним.

В быстрых озорных танцах часто делали «ковырялочку» (показ: носок, пяточка, раз-два-три). Для нас это новый элемент – давайте попробуем.

А теперь добавим платочки и соединим эти элементы.

А в конце русского народного танца всегда поклон. Он делается вот так: сердце, солнце, земля. Так мы благодарим зрителей за внимание.

Что запомнили для себя мальчики?

В русском народном танце парни показывают свою удаль, ловкость. Поэтому они делают присядку (показ).

Еще интересное движение - «похвальбушки»: руки полочкой и вперед с притопом. Вот какие мы молодые да удалые!

Мальчики, приглашаю вас сделать свой танец.

Теперь давайте все вместе сделаем общий танец.

Замечательно. Думаю, наши иностранные туристы увидели, как красиво танцуют в России. На следующем занятии мы добавим еще элементов и у нас получится очень интересный русский танец.

Продолжим наше музыкальное путешествие.

Ребята, мы уже рассказали нашим иностранным гостям о песнях, которые мы поем о России, о русских народных танцах. А в конце нашего путешествия давайте покажем гостям русский народный оркестр. Давайте посмотрим, какие инструменты в нем звучат.

Ребята, какие инструменты вы увидели в этом оркестре?

Давайте, мы тоже создадим русский народный оркестр. У нас есть бубны и ложки. Подумайте, какой инструмент лучше подойдет для девочек, а какой для мальчиков?

Давайте сначала послушаем ритмический рисунок. Простучим ладошками, а теперь на инструментах.

И не забывайте – поклон.

Ребята, мне кажется, мы сегодня вместе с вами очень постарались рассказать нашим иностранным туристам о музыкальной культуре России, ее народных традициях. Вам самим понравилось наше музыкальное путешествие?

Спасибо вам большое.

Так называется наша страна – Россия.

Мы можем спеть о России, можем станцевать, послушать песни о нашей родине.

Слушание песни «Россия» (сл. И.Шаферана, муз. П.Аедоницкого).

Эта песня о том, что мы очень любим свою страну.

В ней много берез, рек, у нее синее небо.

Россия похожа на красивую девушку – Аленушку.

Она нежная, плавная, красивая.

Песня называется «Край родной» (сл. И муз. Е. Гомоновой).

Девушки надевали красные сарафаны, кокошники.

Мужчины носили рубашки, особенно любили красные. Подпоясывались кушаком – широким цветным поясом.

Просмотр видеозаписи русского народного танца.

Эти танцы веселые, озорные, быстрые или плавные, спокойные.

Девочки показывают запомнившиеся движения.

Девочки: танец с платочками.

Мальчики показывают запомнившиеся движения.

Мальчики: танец.

Общий танец «Как у наших у ворот».

Просмотр видеозаписи русского народного оркестра «Русский стиль».

В русском народном оркестре есть балалайки, гармонь или баян, бубен, ложки.

Выбор инструментов.

Оркестр под песню «Русская кадриль»

Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха.

Закреплять и обогащать представления детей о своей стране – России, ее музыкальной культуре, музыкальных народных традициях. Воспитывать уважение к традициям и культуре русского народа.

Совершенствовать речь, как средство общения.

Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с различными интонациями. Совершенствовать фонематический слух.

Воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине. Углублять и уточнять представления о Родине – России.

Способствовать развитию умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание. Познакомить с элементами русского народного танца. Развивать танцевальное творчество.

Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности. Продолжать упражнять детей в статическом и динамическом равновесии, развивать координацию движений.

Знакомить с народными произведениями в оркестровой обработке. Исполнять русскую народную мелодию на шумовых музыкальных инструментах.

Развивать чувство ритма, музыкальный слух.

Воспитывать умение действовать сообща.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №14»

г. Колпашево Томской области

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе

Мамцева Ольга Геннадьевна

музыкальный руководитель

Мамцева

Ольга Геннадьевна

Конспект урока музыки 3класс 1 четверть. Тема урока « Россия –Родина моя» Цель урока - познакомить с понятием мелодия, показать многогранность музыки, познакомить с учебником по музыке, воспитывать чувства патриотизма и любви к своей Родине и красоте родного края. Русским народом создано огромное количество песен, которые наши композиторы изучали и хорошо знали. Мелодия – слово красивое само по себе, мягкое, благородное (от греч. Мелодия, мелос, т.е. напев, песня). Как человеческая речь состоит из сопряженных по смыслу звуков, так и мелодия состоит из сопряженных по смыслу звуков. Мелодическая мысль образует певучесть, музыкальную связанность, завершенность. «Мелодия – душа музыки». Дети научаться слушать, анализировать музыкальный фрагмент 4 симфонии П.Чайковского.; развивать вокально-хоровые навыки, формировать певческие навыки(звуковедение, дыхание, артикуляция.); развивать творческое мышление, самостоятельно решать творческие задачи, рассуждать.Конспект урока музыки 3класс 1 четверть Тема урока « Россия –Родина моя» Цель урока - познакомить с понятием мелодия, показать многогранность музыки, познакомить с учебником по музыке, воспитывать чувства патриотизма и любви к своей Родине и красоте родного края. Русским народом создано огромное количество песен, которые наши композиторы изучали и хорошо знали. Мелодия – слово красивое само по себе, мягкое, благородное (от греч. Мелодия, мелос, т.е. напев, песня). Как человеческая речь состоит из сопряженных по смыслу звуков, так и мелодия состоит из сопряженных по смыслу звуков. Мелодическая мысль образует певучесть, музыкальную связанность, завершенность. «Мелодия – душа музыки». Дети научаться слушать, анализировать музыкальный фрагмент 4 симфонии П.Чайковского.; развивать вокально-хоровые навыки, формировать певческие навыки(звуковедение, дыхание, артикуляция.); развивать творческое мышление, самостоятельно решать творческие задачи, рассуждать.

Картинками

Урок музыки 3 класс I четверть Тема урока: «Россия – Родина моя»

Цели деятельности учителя ­ познакомить с понятием мелодия, показать многогранность музыки, познакомить с учебником по музыке, воспитывать чувства патриотизма и любви к своей Родине и красоте родного края. Планируемые результаты – Предметные: научаться слушать, анализировать музыкальный фрагмент 4 симфонии П.Чайковского.; развивать вокально­хоровые навыки, формировать певческие навыки(звуковедение, дыхание, артикуляция.) Метапредметные:  Познавательные: развивать творческое мышление, обратить внимание на мелодичность линии, самостоятельно решают творческую задачу, рассуждают.  Коммуникативные­ осваивают диалоговую форму общения Регулятивные­ организовывают свою деятельность принимают цели и задачи.  Личностные: ­ развитие мотивов учебной деятельности, оценивать результаты деятельности. Наглядность и оборудование: портрет композитора П. Чайковского, учебник 3 класс, хрестоматия, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, музыкальный инструмент. Тип урока: получение новых знаний Форма урока: урок­ диалог 1. Организация учащихся на уроке. Музыкальное приветствие. Ход урока 2.Постановка учебной задачи. Ребята какую музыку вы любите слушать? Для чего нужна музыка?(ответы детей) О чем может рассказать музыка? Что самое главное в музыке? (мелодия) . Вот сегодня мы будем говорить с вами о мелодии? Узнаем какой бывает мелодия? 3.Актуализация опорных знаний. Изучение нового материала. ­ Вы уже знаете много песен с разными мелодиями­ простыми и сложными. Давайте вспомним самую простую « Во поле береза стояла « ­Какая эта мелодия? (простая) Значит она быстро запоминается. А есть мелодии сложные, их нужно разучивать. («Край в котором ты живешь «).Когда нам нравится произведение, то мы можем сказать, что у неё красивая мелодия.Ведь мелодия –главное средство выразительности. В мелодии сочетаются и высота звуков, и их ритм, и регистр, темп.

­Перечислите средства музыкальной выразительности. 4.Знакомство с понятием « песенность " Вы уже знаете, что русским народом создано огромное количество песен, которые наши композиторы изучали и хорошо знали. Мелодия – слово красивое само по себе, мягкое, благородное (от греч. Мелодия, мелос, т.е. напев, песня). Словом «мелодия» стали обозначать звуковую линию. Если линия в пространстве состоит из разных линий то линия графические, могут быть то энергичными, простыми, сложными. Как человеческая речь состоит из сопряженных по смыслу звуков, так и мелодия состоит из сопряженных по смыслу звуков. Мелодическая мысль образует певучесть, музыкальную связанность, завершенность. «Мелодия – душа музыки». По произведениям можно угадать, в какой стране композитор родился и вырос, ведь в них нашла отражение народная музыка. 5. Работа с учебником а) зачитать высказывание П.Чайковского (стр. 6 кн. 3 кл.) б) слушают В произведениях русских композиторов есть такая особенность:в них можно услышать мелодии, напоминающие народные песни. То есть музыка русских композиторов часто бывает песенной. Её можно напеть. У русских песен какой бывает характер? (перечисляют)Но самое главное что объединяет ­это напевный мотив. 6. Игра « Угадай мелодию « (слушают и подпевают мелодии) ­« Калинка « , « Ах, вы сени «, « Во саду ли во городе «, « Светит месяц «. 7.Слушание: Сегодня вы услышите произведение известного вам композитора (портрет) П. Чайковского IV симфония Мелодия – душа музыки

Чайковский П.И. (1840­1893 гг.) 4 симфония Симфония – это крупное произведение, состоящее из 4 частей. ­ как прозвучала мелодия? ­ какими чувствами наполнена эта музыка? ­что вы знаете об этом композитре? ­ с чем связанна эта музыкальная мысль, ответить на вопросы (стр. 7 в учебнике 3 кл.) Вывод: Главное свойство русской музыки –мелодичность, песенность, её можно спеть. Мелодия предстает перед учащимися как любовь человека к жизни, к природе, к другим людям. Симфония – крупное произведение, состоящее из 4 частей.

8.Слушание: Гимн России Гимн – это торжественная песня 9.Динамическая пауза.Физминутка 10.Исполнение: «Моя Россия» муз. Г. Струве а) исполнять в характере, вспомнить слова, мелодию. б) в каком характере звучит? в) какой образ передает музыка? г) работа над звуковедением, дыханием, артикуляцией. 11. Прочитать стихи о Родине Эх ты, русское наше приволье, Краю нет ни лугам, ни полям! Ты широкое наше раздолье, Ты родимая матерь­земля! Вижу чудное приволье, Вижу реки и леса – Это русское раздолье, Это Родина моя! 12.Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.  Как звучала тема нашего урока?  Какое главное свойство русской музыки?  Что такое симфония?  что означает мелодия с перевода с греческого языка?  Кто автор 4 симфонии?  Какая русская песня была использована в симфонии?  Что вам больше всего понравилось на нашем уроке?  С каким настроением вы уходите с урока? 7. Д\З­ Гимн России выучить