Презентация тему пейзаж по изо. Творческая работа "пейзаж и его выразительные возможности в изобразительном искусстве


Проект для старших дошкольников ДОУ «Цветные пейзажи»

Автор проекта – Аксенова Жанна Петровна, воспитатель МКДОУ "Бородинский д/с "Теремок".
Цель проекта. Знакомить детей с пейзажной живописью, способствовать их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывать доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, побуждать горячее чувство любви к своему краю. Доставить детям радость и вдохновение на творчество.
Одним из направлений по созданию условий для развития личности является художественное воспитание и развитие. Формировать у детей представлений о детей. Оно осуществляется через следующие задачи:
1. Формировать у детей представления о пейзажной живописи.
2. Учить использовать полученные знания в собственном творчестве, создавая выразительный пейзаж, используя соответствующий изобразительные материалы.
3. Развивать творческие способности, эстетический вкус.
4. Обеспечить участие семьи в воспитательном развитии интереса к художественному искусству.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.
Сроки реализации: сентябрь-июль.
«Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается»,- так говорили древние греки. Поэтому мы должны окружать ребенка красотой- всем прекрасным, чем сможем! Природа может дать нам все необходимое для воспитания детей. Сколько чудесных ощущений и впечатлений можно получить от общения с природой! Сколько красок, форм, звуков, превращений в ней можно увидеть и услышать!
Ведущая роль в становлении личности ребенка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики маленького человека связана высокая сила воздействия на него искусства- явления эмоционально- образного по своей сути. Специфика изобразительного искусства, особенности языка различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения иного воспитания развития подрастающего поколения. На занятиях изобразительным искусством мир природы выступает как предмет пристального изучения и как средство эмоционально- образного воздействия на творческую деятельность воспитанников. Предлагаемая система художественно – творческих заданий направляет педагогическую работу на формирование у детей целостных представлений о природе как живом организме, что является сутью экологического и художественного воспитания.
Ребенок – художник наблюдает за природой, в творчестве выражает свое видение того, что в ней происходит. Педагог помогает ребенку « открыть глаза» на видимый им мир.
Природа может выступать роли Художницы или прекрасной Волшебницы, которая творит видимый мир по законам красоты гармонии. Создать соответствующую замыслу атмосферу занятия поможет привлечение художественно- образных средств других искусств: музыки, живописи и литературы.
Художественный пейзаж раскрывает поэзию природы, учит видеть ее красоту, обогащает наши представления.
Искусство пейзажа никогда не было оторвано от жизни, ее социальных законов от человека. Богатство содержания, красота и разнообразие пейзажа нашей Родины делает его важным средством эстетического воспитания подрастающего поколения. Дети способны воспринимать образный язык искусства и чувствовать красоту природы. Но многое в формировании в выявлении переживаний зависит от того, как направляется и осуществляется их эстетическое развитие.
Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства, это высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее красоту. Знакомство детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение, ее красоте, побуждает искренне, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Художественный пейзаж помогает развивать эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание. Пейзажная живопись способна не только доставлять радость, но и вдохновлять на творчество.
Дети и художники знают, что самый лучший портрет природы можно создать лишь в сотворчестве с ней.
Распределение деятельности по проекту «Цветные пейзажи»
Взаимодействие с детьми:
Цель: прививать любовь к прекрасному; обогащать духовный мир; развивать воображение; воспитывать эстетическое отношение к окружающей действительности.
Воспитателя:
Цель: повышение педагогической компетентности в данном направлении, поиск путей реализации задач.
Музыкальным руководителем:
Цель: взаимосвязано поставить работу по созданию условий для получения детьми целостного представления о мире, возможностях для максимального творческого самовыражения в любом виде деятельности.
Родителями:
Цель: педагогическое просвещение и приобщение к совместной творческой деятельности с детьми.
Формы работы.
С детьми:
специально организованные занятия, игры, наблюдения, экскурсии, рассматривание репродукций, чтение художественной литературы, художественное творчество.
Воспитателем:
Организация развивающей среды, консультации, практикум, подбор развивающего инструментария (игры, литература, упражнения, репродукции картин).
Музыкальным руководителем:
Интегрированные занятия. Подбор репродукций картин, фонограмм музыкальных произведений, изобразительного материала.
Родителями:
Консультации, беседы с родителями о важности данной проблемы, оформление папок – передвижек, открытые занятия с детьми, выставки детского творчества, семейное творчество.
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята.
Проект « Цветные пейзажи» состоит из мини проектов, посвященным временам года: « Осенние мелодии», « Зимние напевы», « Весенняя трель», «Музыка лета».

Мини проект «Осенние мелодии».

Наблюдения на прогулках.
Рассматривание различных деревьев их строение, формы, цветовой характеристики; наблюдения за осенними изменениями в природе.
Цель. Учить узнавать и называть приметы осени.
Экскурсия в сквер.
Учить видеть красоту осенней природы, рассматривая деревья и кустарники в осеннем убранстве.
Труд в природе.
Сбор природного материала; подготовка материала к работе.
Цель. Показать значимость детской деятельности. Поощрять инициативу и самостоятельность.
Игровая деятельность.
Дидактические игры:
«Подбери краски для художника».
Цель.
Упражнять в составлении на палитре цветосочетания, близкие колориту картины.
«Собери пейзаж».
Цель.
Учить по собственному замыслу составления осеннего пейзажа.

Разучивание стихотворений об осени: В. Авдиенко «Осень», А.Плещеев « Скучная картина…», И.Бунин « Листопад». Чтение рассказа М. Соколов-Микитов « Осень в лесу».
Цель. Развивать интерес детей к художественной литературе. Совершенствовать умение детей выразительно читать стихотворения.
Знакомство с искусством.
Рассматривание репродукций картин: И.Левитан «Золотая осень», И. Остроухов « Золотая осень», Е. Волкова « Октябрь» , И. Остроухов «Осень», И. Бродский «Осенние листья».
Цель. Вызывать у детей восхищение красотой природы и картинами создаваемыми художниками.

Рисование на темы: «Лес в осеннем уборе», «Золотая осень», «Осень может быть разной», «Поздняя осень».
Цель. Учить отражать в рисунке осенние впечатления, передавать ее колорит.
Аппликация из осенних листьев: гербарий – гороскоп «Знаки зодиака».
Цель. Воспитывать навыки коллективной работы. Развивать чувство композиции.
Интегрированное занятие: « Вальс осенних листьев»
Цель. Научить воспринимать образы природы, передаваемые в поэзии, музыки, изобразительном искусстве.
Художественный труд.
Коллективная работа по изготовлению книги «Четыре художника».
Цель. Развивать умение задумывать содержание своей работы работать совместно доводить начатое до конца. Развивать творчество.
Изготовление пейзажной композиции из природного материала и пластилина « Времена года - осень», «На лесной опушке».
Цель. Развивать творчество, фантазию, воображение детей. Учить задумывать сюжет, считаться с мнением других.

Мини проект "Зимние напевы".

Наблюдения на прогулках.
Наблюдения за зимними явлениями в природе: цветом снега, неба, деревьями покрытые снегом.
Экскурсия в сквер.
Рассматривание зимних пейзажей.
Цель. Учить отмечать изменения, происходящие в природе.
Знакомство с художественной литературой.
Разучивание стихотворений:
А.Пушкин « Идет волшебница зима»,
С.Есенин «Поет зима - аукает»,
И. Суриков «Белый снег пушистый».
Чтение рассказа В.В.Волина «Каким бывает снег».
Цель. Развивать у детей творческий подход к изображению окружающего мира через поэтические произведения о природе.
Игровая деятельность.
Проведение дидактических игр:
«Художники реставраторы ».
Цель. Развивать у детей творческое воображение, умение составлять зимний пейзаж из частей по образцу.
« Вижу – дорисовываю»
Цель. Развивать у детей творческое воображение.
Знакомство с искусством.
Рассматривание картин: И.Грабарь «Сказка инея и восходящего солнца»; И.И. Шишкин «Зима»; А.К.Коровина «Зимой»; А. Пластов «Первый снег».
Цель. Вызвать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа; развивать художественное восприятие пейзажных картин.
Детское художественное творчество.
Рисование на темы: «Дремлет лес под сказку сна»; « Какая она, зимушка – зима?»;
Лепка «Зимний денек».
Аппликация и рисование «Синий зимний вечер и лунная зимняя ночь».
Цель. Развивать художественные навыки. умения замыслить пейзаж и найти средства выразительности для создания образа природы.
Интегрированное занятие «Какая она зима?»
Цель. Развивать умения давать эстетические оценки, суждения соотносить по настроению, образы живописи, музыки, поэзии, художественных произведений.
Художественный труд.
Продолжать коллективную работу по изготовлению книги «Четыре художника» (рисование, аппликация).
Составление пейзажной композиции из природного материала «Времена года – зима».

Мини проект"Весенняя трель".

Ежедневные наблюдения за погодой.
Наблюдения за цветом неба, солнца, тающего снега, пробуждением деревьев и кустов от зимнего сна.
Экскурсия в сквер.
Рассматривание весенних цветов- подснежников, мать-и-мачехи; рассматривание весеннего наряда деревьев и кустов, цвета листьев.
Цель. Развивать умение замечать и называть изменения, происходящие в природе. Уточнить представления детей о признаках весны.
Знакомство с художественной литературой.
Разучивание стихотворений:
А.Плещеев « Травка зеленеет…»; А.Пушкин «Гонимы вешними лучами…»; Ф. Тютчев «Весенние воды»; А.Майков « Весна».
Чтение рассказа В. В. Волина « Голубые потоки весны».
Цель. Обогащать и разнообразить содержание детских рисунков через поэзию и рассказы о природе.
Игровая деятельность.
Игра «Галерея картин»
Цель. Учить рассматривать картины, видеть главное; отличать пейзажи от других видов живописи; развивать память, внимание, мышление.
Игра «Найди картину по эскизу».
Цель. Развивать целостность художественного видения; устанавливать взаимосвязь явлений, объектов в линейной перспективе.
Знакомство с искусством.
Рассматривание картин:
А.К.Саврасов « Грачи прилетели»; И.И.Левитан
«Весна. Большая вода»; А.А.Рылов «Зеленый шум».
Цель. Формировать представления о пейзажной живописи. Развивать способность видения единства содержания и средств художественной выразительности живописи.
Детское художественное творчество.

Рисование на темы: «Ранняя весна»; «Пришла весна-веснушка, весенняя гостьюшка»; «Ласковая весна»; «Вот уже на проталинках весенних появились первые цветочки»; «Идет- гудет зеленый шум».
Лепка на темы:
«Весна пришла»; «Цветущая весна»;
Цель. Вызвать у детей отклик на весеннее радостное оживление природы. Учить использовать полученные знания в собственном творчестве, создавая выразительный образ наступившей весны.
Интегрированное занятие:
«Весенние фантазии».
Цель. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы и искусство. Знакомить с различными способами создания художественного образа (литература, музыка, изобразительная деятельность).
Художественный труд.
Коллективное изготовление книги «Четыре художника» (рисование, аппликация).
Составление пейзажной композиции из природного материала «Времена года - весна».

Мини проект "Музыка лета".

Ежедневные наблюдения на прогулке.
Наблюдения за солнцем, небом и облаками, ветром, дождем, грозой и радугой, деревьями и кустарниками, растениями.
Цель. Дать представления о состоянии погоды летом.
Целевая прогулка на луг.
Рассмотреть растения,какого они цвета, формы поговорить о их строении, о пользе цветов.
Цель. Познакомить с цветущими травянистыми растениями.
Знакомство с художественной литературой.
Разучивание стихотворений:
С.Есенин «С Добрым утром»; И.Никитин «В небе радуга сияет», «Чудесный летний день»; Ф.И.Тютчев «Летний вечер».
Цель. Воспитывать любовь к природе через пейзажную лирику и прозу.
Игровая деятельность.
Игра « Экскурсия в музей».
Цель. Учить выражать свое отношение к картине, высказывать свое мнение, объяснить свой выбор.
Игра «Что лишнее».
Цель. Закрепить знания о пейзаже и умение отличать его от других жанров.
Знакомство с искусством.
Рассматривание картин:
«Радуга» А.К.Саврасов, А.И.Куинджи, И.И.Шишкин «Рожь», «Березовая роща», «Утро в сосновом бору», Ф.Васильев «Мокрый луг».
Цель. Учить анализировать произведения пейзажной живописи, видеть единство замысла художника и найденных им средств выразительности.
Детское художественное творчество.
Рисование на темы:
«Лето наступило», «Лето красное», «Летний пейзаж», «Краски лета».
Лепка:
«Цветущий луг».
Развлечение «Лето, ах лето!».
Цель. Доставить детям радость от встречи с поэтическим, музыкальным, изобразительным образом.
Художественный труд.
Коллективная работа по изготовлению книги о пейзажах «Четыре художника » (рисование и аппликация).
Составление композиции
из природного материала «Времена года - лето».

В течение года мы рассмотрели все времена года: характерные признаки, особенности. Дети наблюдали за природой и свои знания, полученные при этом, воплощали в проектах.
В процессе работы над данным проектом дети занимались продуктивными видами деятельности, направленными на развитие связной речи, на основе средств развития мелкой моторики: лепкой, аппликацией, рисованием. И дети испытывали разнообразные чувства: радовались красивому изображению, которое создавали сами, огорчались, если что-то не получалось. Но самое главное; создавая коллективный проект, дети приобретали различные знания; уточняли и углубляли представления об окружающем мире. В процессе работы они начинали понимать свойства предметов, запоминать их характерные особенности и детали.
В ходе работы дети приобрели знания, умения, которые способствуют усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, позволяет привить им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы. У детей формировались навыки исследовательской деятельности, развивались познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность.
Все это способствует не только познанию красивого в природе, но и в самом себе, утверждению человеческого достоинства, доброты, сопереживанию всему живому, интерес к окружающему миру, природным явлениям; понимания уникальности живого, практические умения гуманного с ними обращения.
Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.
Реализация проекта осуществлялась в игровой форме с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами окружающего социума (экскурсии, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела). В перспективе работа над данным проектом будет усложнена и продолжена.
В течение этого времени мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Но каждый из нас шел путем открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делали одно дело: учились и учили друг друга. Несмотря на свой педагогический стаж, каждый раз убеждаюсь, что повторение невозможно. Каждый ребенок неповторим, неповторимо и то, что мы делаем как педагоги, мы не можем и не сможем провести то, что уже проводили с предыдущими детьми. Остаются только опыт и знания. Зачем повторяться? Придет новая сказка, новая игра, новое открытие чудесного мира в ярких, живых красках, чтобы открыть дорогу к сердцу маленького пытливого, неутомимого исследователя.

Выставки детских работ
Книжка самоделка "Четыре художника"
Композиции из природного материала

    Основная часть.

Городские моᴛᴎвы в проᴎᴈведениᴙх средневекοʙых художников.

Разʙᴎᴛᴎе городского пейзажа в Европе.

Художники пейзажисты из России.

    Заключение.

    Список используемой литературы.

    Приложение.

Выбрав тему «городской пейзаж», я поставила перед собой задачи пополнить свои знания об истории развития городского пейзажа и его особенностях, углубить знания об истории развития пейзажа, увидеть красоту и живописность картин известных художников.

Пейза́ж (в переводе с франц. - сᴛрана, местность) - жанр ᴎᴈобразительного ᴎᴄкусства, в котором оснοʙным предметом ᴎᴈображения явᴫяется дᴎкая или преображённая челοʙеком ᴨрᴎрода.
В заʙᴎсимосᴛᴎ от ᴎᴈображённого моᴛᴎва можно выделить сельский, городской, архитектурный и индусᴛриальный пейзаж.(Слайд 2, 3) Особую область составᴫяет ᴎᴈображение морской сᴛᴎхии - морской пейзаж или марина. Кроме того, пейзаж может носить эпический, ᴎᴄторический, лирический, романᴛᴎческий, фантасᴛᴎческий и даже абстрактный характер.
Впервые городские моᴛᴎвы пояʙᴎлᴎᴄь в проᴎᴈведениᴙх средневекοʙых художников. Их мирοʙоззрение было связано с учением о существοʙании двух мирοʙ: высшего небесного и нᴎᴈшего зеᴍʜого. Поэтому, они обращалᴎᴄь не к реальным наблюдениям, а к ᴄᴫοжному языку символοʙ. Искусство того времени следοʙало не ᴨрᴎроде, а оᴛражало идеалᴎᴈирοʙанные представления о ней. Изοбражение города в средние века чаще всего образ Небесного Иерусалима символ божествеʜʜого, духοʙного и возвышеʜʜого.
В ᴍᴎниатюрах всᴛречалᴎᴄь сюжеты, связанные с Ваʙᴎлонской башней, которую соᴦласно библейской легенде дреʙние людᴎ пыталᴎᴄь посᴛроить вышиною до небес. Она воплощала символ греха, зла, челοʙеческой гордыни.
У средневекοʙых городских ᴎᴈображений ᴍʜого общего с географическими картами. Виды городοʙ на картах служили своего рода форᴍулой, знаком, услοʙно опредеᴫяющим место дейстʙᴎя.
По-нοʙому городской пейзаж был осмыслен старонидерландскими мастерами. Они тщательно, с любοʙью запечатлевали красоту окружающей земли. У нидерландских, а позднее французских и немецких художников XV столеᴛᴎя мир предстает во всем ᴍʜогообразии своих проявлений. В ᴍᴎниатюрах Великолепного часослοʙа герцога Ж.Беррийского художники братья Лимбурги досᴛᴎгают почᴛᴎ порᴛретной точносᴛᴎ в ᴎᴈображении реально существοʙавших замкοʙ Иль-де-Франса.
На ᴍᴎниатюре Всᴛреча ᴛрех святых королей на втором плане ʙᴎден город, в котором можно узнать Париж, со знаменитым собором Ноᴛр - Дам.

(Слайд 4)

Часто, в проᴎᴈведениᴙх нидерландских и немецких мастерοʙ городской ʙᴎд служил фоном дᴫя оснοʙной сцены. Так, в карᴛᴎне нидерландского художника XV века Рогира ван дер Вейдена Св.Лука, рᴎᴄующий Мадонну город это часть пейзажной панорамы, ʙᴎдᴎмой в просвете арок лоджии. Обилие подробностей городской жᴎᴈни и архитектуры ᴨрᴎдает ᴎᴈображению убедᴎтельность и достοʙерность.

Городской пейзаж в XVII веке в Европе стал очень популярен. Жанр в живописи под названием "ведута" ("veduta" (итал.) – "вид"). Это были картины, виды пейзажа, суть которых – точное и детальное изображение городских зданий, улиц и целых кварталов. Для их написания использовалась камера обскура – приспособление для получения на плоскости точного оптического изображения. Лучшие образцы этого жанра представляют собой фотографически точный архитектурный городской пейзаж. Обращаясь к ᴎᴈображению уголкοʙ Амстердама, Харлема, Делфта, они сᴛремилᴎᴄь запечатлеть знаменитые здания и архитектурные ансамбли. Виды Венеции и Лондона XVIII века представлены на картинах А. Каналетто (1697-1768) , поразительно мастерство Я. Вермеера (1632-1675) в картине «Вид Дельфта». ( Слайд5) Архитектурный пейзаж показывает ценность зданий как произведений зодчества, их взаимосвязь между собой и со всей средой обитания.

Нοʙую сᴛраницу ᴎᴄтории городского пейзажа открыли французские импрессионᴎᴄты. Их ʙнимание ᴨрᴎвлекали разнообразные моᴛᴎвы: улицы в разное время дня, вокзалы, силуэты зданий. Сᴛремление передать ритм жᴎᴈни города, улоʙᴎть постоянно меняющееся состояние атмосферы и освещение ᴨрᴎвели импрессионᴎᴄтοʙ к открыᴛᴎю нοʙых средств художествеʜʜой выразительносᴛᴎ. Подʙᴎжность и ᴎᴈменчивость форᴍы предметοʙ они выражали посредством размыᴛᴎя линейных контурοʙ, обобщеʜʜых очертаний, свободных и бысᴛрых мазкοʙ. Художники работали на открытом воздухе, учитывали законы опᴛᴎческого смешения цветοʙ. В результате, гамма их полотен ᴨрᴎобретала необыкнοʙенʜую цветοʙую насыщеʜʜость и яркость. Не сᴛремясь к деталᴎᴈации, они передавали непосредствеʜʜость впечатления от натуры. Художники выдеᴫяли в ᴎᴈображеʜʜом объекте то, что отвечало их эмоциональному состоянию, тонко выявᴫяя особеʜʜосᴛᴎ окружающей среды. Такοʙо, наᴨрᴎмер, полотно «Вокзал Сен-Лазар» К.Моне, с художествеʜʜым обобщением образа сοʙремеʜʜой дейстʙᴎтельносᴛᴎ. Художники, работавшие в разное время в жанре городского пейзажа, сохранили образы больших и малых городοʙ своих сᴛран, их самобытность и красоту и, что не менее важно, культурʜую преемственность. (Слайд 6)

В России городской пейзаж прошел в своем развитии схожую эволюцию. Самые ранние изображения архитектуры на картинах художников мы видим в иконах и росписях с ХII по ХVI века. Основоположники русского городского пейзажа Ф. Алексеев, М. Воробьев, Ф .
Щедрин донесли до нас в своем творчестве образы Санкт- Петербурга и Москвы. Тема
архитектурного пейзажа находит достойное место в живописи художников передвижников.
Это масштабные холсты В. Сурикова, где панорамы старой Москвы служат фоном
исторических композиций, архитектурные фантазии Аполлинария Васнецова,

М. Добужинского, А. Остроумовой-Лебедевой.

Федор Яковлевич Алексеев (1753 – 1824) – русский художник, первый в истории русской живописи, мастер городского пейзажа, «российский Каналетто». В период с 1766 по 1773 года Алексеев учился в Петербургской Академии Художеств. В Италии художник обучался у таких мастеров как Д. Моретти и П. Гаспари. Алексеев создал возвышенный образ величественного, прекрасного города. Основное внимание в картинах отведено изображению водной глади Невы, скользящим по ней лодкам и высокому летнему небу с плывущими облаками. (Слайд7,8)

Убедительно и поэтично воссоздал Аполлинарий Васнецов жизнь города и горожан XVII века. От этой эпохи сохранилось больше памятников и исторических сведений, ее художник особенно любил за богатый, живописно-декоративный вид. По произведениям Васнецова можно восстановить этапы развития русской столицы. Всего более 120 произведений, посвященных древней Москве и другим древнерусским городам, создал за свою жизнь Васнецов. (слайд 9)

Прекрасные ведуты создавал русский художник Сильвестр Щедрин (1791-1830), длительное время живший в Италии. (Слайд 10)

Существует множество картин в жанре городского пейзажа. Каждый художник стремится изобразить город в своём определённом стиле, с помощью различной техники и видения общей картины. Каждый город индивидуален, со своим настроением, атмосферой и горожанами, которые придают ему живости. Пейзажи отображают вид каждого города в любое время года и при любой погоде. Город как и человек, хранит свои тайны и загадки, которые хочется разузнать и понять в чём же его секрет. Передавая настроение с помощью памятников архитектуры или других определённых объектов, создаётся определённая атмосфера. Любые детали архитектуры служат проводником в мир городского пейзажа.

Картины каждого художника пропитаны определённой атмосферой, цветовой гаммой, исполнены в особой манере и художественном стиле. Живопись многогранна, с различными стилями и направлениями, каждый ракурс несёт свою идею и задумку. Штрих, исполненный художником, оставляет свою «черту лица» города, передаёт его образ и историю, представляет какую-то цель и мысль повествования.

В творчестве современных художников городской пейзаж так же занял достойное место, не стоит на месте, развивается и открывает всё новые жанры и методики в изобразительном искусстве. Открывая талант молодых художников, можно окунуться в атмосферу новых впечатлений, прочувствовать эмоции художника во время написания создания картины и возможно вынести для себя что-то полезное. Городские пейзажи помогают увидеть образы любимых городов и памятных мест России.

В своей работе я изобразила именно городской пейзаж. Города, как люди. Одни поражают нас своей красотой и величием, другие – архитектурой, третьи – необычной планировкой зданий. Некоторые запоминаются надолго, а некоторые мы забываем уже на следующий год. Городской пейзаж – реальный продукт художественной культуры народа, изучение которого есть еще одна из форм связи с духовным наследием своего отечества. Я исполняла свою работу в технике - акварель «по - сухому». Акварель представляет собой живопись водяными прозрачными красками, наносимыми тонкими слоями на бумагу белого цвета, которая, просвечивая, выполняет роль белил. Акварель - моя любимая техника. Она мне очень нравится, потому что её особенностью является прозрачность применяемых водяных красок и возможность получения интенсивных, ярких цветов. Я постаралась добиться воздушности рисунка, показать яркий день. Надеюсь, что это удалось.

Приложение

Нотр-Дам братья Лимбурги


Ян Вермеер Вид Дельфта

Вокзал Сен-Лазар К. Моне

Вид на Михайловский замок со стороны Фонтанки 1800г. Алексеев Ф.Я.

Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости

Алексеев Ф.Я.

Московский кремль

1897г .

А.Васнецов

Сильвестр Щедрин. "Панорама Рима". 1823-25.

Использованные источники и литература

1. Неменский Б.М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.

2. Рисунок.Живопись.Композиция. Хрестоматия/ сост. Н.Н. Ростовцев и др. – М.: Просвещение, 1989.- 207 с.

3. Розенвассер В.Б. Беседы об искусстве.-М.: Просвещение, 1979.

4. Л . А . Неменская . Искусство в жизни человека . Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений .

6. http :// yandex . ru / thebestartt . com

    Основная часть.

Городские моᴛᴎвы в проᴎᴈведениᴙх средневекοʙых художников.

Разʙᴎᴛᴎе городского пейзажа в Европе.

Художники пейзажисты из России.

    Заключение.

    Список используемой литературы.

    Приложение.

Выбрав тему «городской пейзаж», я поставила перед собой задачи пополнить свои знания об истории развития городского пейзажа и его особенностях, углубить знания об истории развития пейзажа, увидеть красоту и живописность картин известных художников.

Пейза́ж (в переводе с франц. - сᴛрана, местность) - жанр ᴎᴈобразительного ᴎᴄкусства, в котором оснοʙным предметом ᴎᴈображения явᴫяется дᴎкая или преображённая челοʙеком ᴨрᴎрода.

В заʙᴎсимосᴛᴎ от ᴎᴈображённого моᴛᴎва можно выделить сельский, городской, архитектурный и индусᴛриальный пейзаж.(Слайд 2, 3) Особую область составᴫяет ᴎᴈображение морской сᴛᴎхии - морской пейзаж или марина. Кроме того, пейзаж может носить эпический, ᴎᴄторический, лирический, романᴛᴎческий, фантасᴛᴎческий и даже абстрактный характер.

Впервые городские моᴛᴎвы пояʙᴎлᴎᴄь в проᴎᴈведениᴙх средневекοʙых художников. Их мирοʙоззрение было связано с учением о существοʙании двух мирοʙ: высшего небесного и нᴎᴈшего зеᴍʜого. Поэтому, они обращалᴎᴄь не к реальным наблюдениям, а к ᴄᴫοжному языку символοʙ. Искусство того времени следοʙало не ᴨрᴎроде, а оᴛражало идеалᴎᴈирοʙанные представления о ней. Изοбражение города в средние века чаще всего образ Небесного Иерусалима символ божествеʜʜого, духοʙного и возвышеʜʜого.

В ᴍᴎниатюрах всᴛречалᴎᴄь сюжеты, связанные с Ваʙᴎлонской башней, которую соᴦласно библейской легенде дреʙние людᴎ пыталᴎᴄь посᴛроить вышиною до небес. Она воплощала символ греха, зла, челοʙеческой гордыни.

У средневекοʙых городских ᴎᴈображений ᴍʜого общего с географическими картами. Виды городοʙ на картах служили своего рода форᴍулой, знаком, услοʙно опредеᴫяющим место дейстʙᴎя.

По-нοʙому городской пейзаж был осмыслен старонидерландскими мастерами. Они тщательно, с любοʙью запечатлевали красоту окружающей земли. У нидерландских, а позднее французских и немецких художников XV столеᴛᴎя мир предстает во всем ᴍʜогообразии своих проявлений. В ᴍᴎниатюрах Великолепного часослοʙа герцога Ж.Беррийского художники братья Лимбурги досᴛᴎгают почᴛᴎ порᴛретной точносᴛᴎ в ᴎᴈображении реально существοʙавших замкοʙ Иль-де-Франса.

На ᴍᴎниатюре Всᴛреча ᴛрех святых королей на втором плане ʙᴎден город, в котором можно узнать Париж, со знаменитым собором Ноᴛр-Дам.

Часто, в проᴎᴈведениᴙх нидерландских и немецких мастерοʙ городской ʙᴎд служил фоном дᴫя оснοʙной сцены. Так, в карᴛᴎне нидерландского художника XV века Рогира ван дер Вейдена Св.Лука, рᴎᴄующий Мадонну город это часть пейзажной панорамы, ʙᴎдᴎмой в просвете арок лоджии. Обилие подробностей городской жᴎᴈни и архитектуры ᴨрᴎдает ᴎᴈображению убедᴎтельность и достοʙерность.

Городской пейзаж в XVII веке в Европе стал очень популярен. Жанр в живописи под названием "ведута" ("veduta" (итал.) - "вид"). Это были картины, виды пейзажа, суть которых - точное и детальное изображение городских зданий, улиц и целых кварталов. Для их написания использовалась камера обскура - приспособление для получения на плоскости точного оптического изображения. Лучшие образцы этого жанра представляют собой фотографически точный архитектурный городской пейзаж. Обращаясь к ᴎᴈображению уголкοʙ Амстердама, Харлема, Делфта, они сᴛремилᴎᴄь запечатлеть знаменитые здания и архитектурные ансамбли. Виды Венеции и Лондона XVIII века представлены на картинах А. Каналетто (1697-1768), поразительно мастерство Я. Вермеера (1632-1675) в картине «Вид Дельфта».(Слайд5) Архитектурный пейзаж показывает ценность зданий как произведений зодчества, их взаимосвязь между собой и со всей средой обитания.

Нοʙую сᴛраницу ᴎᴄтории городского пейзажа открыли французские импрессионᴎᴄты. Их ʙнимание ᴨрᴎвлекали разнообразные моᴛᴎвы: улицы в разное время дня, вокзалы, силуэты зданий. Сᴛремление передать ритм жᴎᴈни города, улоʙᴎть постоянно меняющееся состояние атмосферы и освещение ᴨрᴎвели импрессионᴎᴄтοʙ к открыᴛᴎю нοʙых средств художествеʜʜой выразительносᴛᴎ. Подʙᴎжность и ᴎᴈменчивость форᴍы предметοʙ они выражали посредством размыᴛᴎя линейных контурοʙ, обобщеʜʜых очертаний, свободных и бысᴛрых мазкοʙ. Художники работали на открытом воздухе, учитывали законы опᴛᴎческого смешения цветοʙ. В результате, гамма их полотен ᴨрᴎобретала необыкнοʙенʜую цветοʙую насыщеʜʜость и яркость. Не сᴛремясь к деталᴎᴈации, они передавали непосредствеʜʜость впечатления от натуры. Художники выдеᴫяли в ᴎᴈображеʜʜом объекте то, что отвечало их эмоциональному состоянию, тонко выявᴫяя особеʜʜосᴛᴎ окружающей среды. Такοʙо, наᴨрᴎмер, полотно «Вокзал Сен-Лазар» К.Моне, с художествеʜʜым обобщением образа сοʙремеʜʜой дейстʙᴎтельносᴛᴎ. Художники, работавшие в разное время в жанре городского пейзажа, сохранили образы больших и малых городοʙ своих сᴛран, их самобытность и красоту и, что не менее важно, культурʜую преемственность. (Слайд 6)

В России городской пейзаж прошел в своем развитии схожую эволюцию. Самые ранние изображения архитектуры на картинах художников мы видим в иконах и росписях с ХII по ХVI века. Основоположники русского городского пейзажа Ф. Алексеев, М. Воробьев, Ф.

Щедрин донесли до нас в своем творчестве образы Санкт- Петербурга и Москвы. Тема

Архитектурного пейзажа находит достойное место в живописи художников передвижников.

Это масштабные холсты В. Сурикова, где панорамы старой Москвы служат фоном

Исторических композиций, архитектурные фантазии Аполлинария Васнецова,

М. Добужинского, А. Остроумовой-Лебедевой.

Федор Яковлевич Алексеев (1753 - 1824) - русский художник, первый в истории русской живописи, мастер городского пейзажа, «российский Каналетто». В период с 1766 по 1773 года Алексеев учился в Петербургской Академии Художеств. В Италии художник обучался у таких мастеров как Д. Моретти и П. Гаспари. Алексеев создал возвышенный образ величественного, прекрасного города. Основное внимание в картинах отведено изображению водной глади Невы, скользящим по ней лодкам и высокому летнему небу с плывущими облаками. (Слайд7,8)

Убедительно и поэтично воссоздал Аполлинарий Васнецов жизнь города и горожан XVII века. От этой эпохи сохранилось больше памятников и исторических сведений, ее художник особенно любил за богатый, живописно-декоративный вид. По произведениям Васнецова можно восстановить этапы развития русской столицы. Всего более 120 произведений, посвященных древней Москве и другим древнерусским городам, создал за свою жизнь Васнецов. (слайд 9)

Прекрасные ведуты создавал русский художник Сильвестр Щедрин (1791-1830), длительное время живший в Италии. (Слайд 10)

Существует множество картин в жанре городского пейзажа. Каждый художник стремится изобразить город в своём определённом стиле, с помощью различной техники и видения общей картины. Каждый город индивидуален, со своим настроением, атмосферой и горожанами, которые придают ему живости. Пейзажи отображают вид каждого города в любое время года и при любой погоде. Город как и человек, хранит свои тайны и загадки, которые хочется разузнать и понять в чём же его секрет. Передавая настроение с помощью памятников архитектуры или других определённых объектов, создаётся определённая атмосфера. Любые детали архитектуры служат проводником в мир городского пейзажа.

Картины каждого художника пропитаны определённой атмосферой, цветовой гаммой, исполнены в особой манере и художественном стиле. Живопись многогранна, с различными стилями и направлениями, каждый ракурс несёт свою идею и задумку. Штрих, исполненный художником, оставляет свою «черту лица» города, передаёт его образ и историю, представляет какую-то цель и мысль повествования.

В творчестве современных художников городской пейзаж так же занял достойное место, современная живопись не стоит на месте, развивается и открывает всё новые жанры и методики в изобразительном искусстве. Открывая талант молодых художников, можно окунуться в атмосферу новых впечатлений, прочувствовать эмоции художника во время написания создания картины и возможно вынести для себя что-то полезное. Городские пейзажи помогают увидеть образы любимых городов и памятных мест России.

В своей работе я изобразила именно городской пейзаж. Города, как люди. Одни поражают нас своей красотой и величием, другие - архитектурой, третьи - необычной планировкой зданий. Некоторые запоминаются надолго, а некоторые мы забываем уже на следующий год. Городской пейзаж - реальный продукт художественной культуры народа, изучение которого есть еще одна из форм связи с духовным наследием своего отечества. Я исполняла свою работу в технике - акварель «по - сухому». Акварель представляет собой живопись водяными прозрачными красками, наносимыми тонкими слоями на бумагу белого цвета, которая, просвечивая, выполняет роль белил. Акварель - моя любимая техника. Она мне очень нравится, потому что её особенностью является прозрачность применяемых водяных красок и возможность получения интенсивных, ярких цветов. Я постаралась добиться воздушности рисунка, показать яркий день. Надеюсь, что это удалось.

Класс: 6

Презентация к уроку






































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели и задачи уроков:

  1. Расширение знаний учащихся о пейзаже как самостоятельном жанре в искусстве.
  2. Знакомство с историей становления и развития жанра пейзажа.
  3. Дальнейшее развитие умений и навыков учеников в выборе формата бумаги, композиционных приемов при заполнении пространства.
  4. Совершенствование техники работы с красками.
  5. Развитие эстетического вкуса учащихся.
  6. Укрепление межпредметных связей (изобразительное искусство, литература, музыка, мировая художественная культура).

Оборудование.

  1. Репродукции картин с изображениями пейзажей: Хуго Ван Дер Гус, Антуан Ватто, Д. Констебль, Джон Тернер, Я. Рейсдал, Ма Юань, Хокусай, И. Шишкин, А.Куинджи, А.Саврасов, Клод Моне, К. Писсарро, М.Чюрленис, Ф.Васильев, И.Левитан и другие.
  2. Образцы рисунков и таблиц педагога.
  3. Детские работы.
  4. Музыкальные фрагменты произведений А.Вивальди, В.А.Моцарта, Э.Грига, П.Чайковского и др.
  5. Компьютер, проектор. Презентация к уроку “Пейзаж – большой мир” <Приложение 1 >.

Материалы.

Бумага, картон, карандаш, кисти, гуашь, акварель.

План проведения уроков.

Урок 1.

I. Организационный момент: подготовка рабочего места, приветствие, проверка готовности к уроку.
II. Викторина. Сообщение темы занятия.
III. Знакомство с новым материалом, беседа с просмотром презентации.

Урок 2.

IV. Правила изображения пейзажа.
V. Работа над пейзажем. Упражнения и практические задания (изображение пространства, элементов пейзажа, подбор колорита). Изображение пейзажа.
VI. Обсуждение работ учащихся.
VII. Выставка.

Урок 1

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы занятия.

<Приложение 1, слайды 1, 2>

Учитель. Сегодня на уроках мы поговорим об одном из интереснейших жанров изобразительного искусства – пейзаже. На занятиях вы

  • познакомитесь с историей становления и развития жанра пейзажа.
  • расширите свои знания о пейзаже как самостоятельном жанре в искусстве
  • убедитесь в необходимости внимания художника к миру природы при создании пейзажных произведений.
  • Выполняя свой пейзаж

    • вы потренируетесь в выборе формата бумаги, использовании композиционных приемов при организации пространства
    • научитесь применять правила перспективы
    • усовершенствуете живописные приемы и технику работы с красками (художественный мазок, отмывка, вливание цвета).

    На прошлом занятии вы познакомились с видами и жанрами изобразительного искусства.

    Сначала вспомним, о каких жанрах изобразительного искусства вы узнали на прошлом уроке?

    Ученики. Мы узнали о жанрах как портрета, натюрморта, пейзажа, об анималистическом, историческом, бытовом жанрах и картинах на библейские темы.

    Учитель. Хорошо. Сейчас проведем маленькую викторину об этих жанрах. На экране будут представлен слайд, содержащий репродукции картин художников. Вы будете определять известные вам жанры живописных произведений.

    Учитель по ходу викторины ведет диалог с учениками <Приложение 1, слайд 3>.

    Ученики. Портрет – это изображение человека и его образа, группы людей.

    Натюрморт – изображение неодушевленных предметов, утвари, плодов, дичи, букетов цветов и др. Далее викторина проводится аналогично с использованием картин-натюрмортов, произведений бытового и анималистического жанров. Идет определение всех известных школьникам жанров изобразительного искусства. Последнее изображение – репродукция картины И.Левитана. Ученики безошибочно определяют жанр пейзажа.

    Учитель. Молодцы. Верно.

    Человек всегда всматривался в мир природы и старался жить с ней в гармонии. Он изучал, осваивал природу, поклонялся ей. Дошедшие до нас наскальные изображения древних художников рассказывают нам об интересе и внимании человека к окружающему миру и умении его изображать.

    В искусстве всегда формируется отношение художника и зрителя к красоте и неповторимости природы, связи с которой люди постоянно осмысливали. Понимание красоты природы и отношение художника к миру проявляется в жанре пейзажа, о котором мы и поведем речь на уроке. Мы узнаем об истории возникновения и развития этого жанра, его традициях и особенностях, а так же создадим свой пейзаж-настроение, пользуясь живописными приемами работы с гуашевыми красками.

    III. Знакомство с новым материалом

    “Может ли быть зрелище великолепнее, чем созерцание нашего мира?” – попробуем поразмышлять над этими словами Э. Роттердамского <Приложение 1, слайд 4> . Поэты и художники, музыканты и писатели во все века любовались красотой окружающего мира и воспевали ее. В каждом виде искусства, конечно, используются свои выразительные средства и свой язык: в литературе очарование картин природы передается словами, в музыке – звуками, в изобразительном искусстве – линиями и цветом. (Звучит произведение П.Чайковского из цикла “Времена года”– “Зима”).

    Учитель. Посмотрим на картину И.Шишкина <Приложение 1, слайд 5> и послушаем стихотворение М.Ю.Лермонтова.

    На севере диком стоит одиноко
    На голой вершине сосна.
    И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
    Одета, как ризой, она.
    И снится ей все, что в пустыне далекой,
    В том крае, где солнца восход,
    Одна и грустна на утесе горючем
    Прекрасная пальма растет.

    – Какие живописные образы возникли в вашем воображении?

    (Ответы учащихся)

    Удалось ли поэту и художнику передать образ одиночества? (ответы). И в музыке, и в стихах, и на картине мы встретились с изображением природы.

    В живописи и графике изображение природы, местности называется пейзаж . При этом художник никогда не пишет картину равнодушной рукой, он вкладывает в произведение душу. Тогда картина создает настроение, задевает за живое, становится произведением искусства <Приложение 1, слайд 6> .

    Представление о пейзаже как особом жанре появилось несколько столетий назад.

    Ростки пейзажа как жанра в прошлых эпохах являются частицей больших культур, которые не похожи на современность ни восприятием мира, ни ролью художника в этом мире. Погибло многое из того, что создали древнейшие цивилизации. Культуры Востока и Запада столетиями развивались, почти ничего не зная друг о друге. Были лишь некоторые связующие нити между мастерами разных стран и эпох: уцелевшие образцы древних росписей и мозаик, старинные карты и атласы, наброски и зарисовки, сделанные во время путешествий и осмотра древностей.

    Конечно, художники помнили своих предшественников. В пейзажах можно найти свидетельства того, какой традиции следовал мастер и как он воспринимал окружающий мир.

    Мир пейзажа – это большая область искусства, которая соприкасается и с поэзией, и с театрально-декорационной живописью, и с графикой, и с устройством садов и парков. В памяти человечества образы, созданные художником, продолжают жить и формируют восприятие окружающего мира. Живописные произведения помогают увидеть этот мир глазами людей минувших времен.

    Нидерландские мастера XVI-XV столетий рисовали в пейзажных фонах своих алтарных картин поэтичную северную природу, ощущая с ней глубокую связь (Хуго Ван дер Гус) <Приложение 1, слайд 7> .

    Художники изображали рай на земле как цветущий сад. Это– “сад мадонны” в средневековом искусстве, райский сад Адама и Евы. Рай– образ гармонии между природой и человеком.

    В христианской иконографии дикая природа была прибежищем язычества<Приложение 1, слайд 8> . В причудливых естественных формах – скалы, горы – видели художники XVI столетия проявления могучих сил земли. В XVII веке сочиняли пейзажи мифологические, одухотворенные, а так же героические пейзажи классицизма. Переход от пейзажа, созданного в ателье, к пейзажу, написанному на пленэре (на открытом воздухе) был закономерен. В пейзажах XVIII– начала XIX века в работах Антуана Ватто(1684-1721) <Приложение 1, слайд 9> , Джона Констебля(1776-1837) <Приложение 1, слайд 10> и Джона Тернера(1775-1852) <Приложение 1, слайд 11> художники передают человеческие чувства. Открывающиеся возможности в передаче лирических чувств художника через пейзаж увлекли мастеров настолько, что на некоторое время в живописи восторжествовало пейзажное восприятие. Так было у импрессионистов в 1870-е годы во французской и русской живописи <Приложение 1, слайд 12> .

    Пейзаж может обобщать и нести широкий смысл, иногда трагический или героический, это – жанр, адресованный всем, так как мы все причастны к миру природы.

    Долгое время пейзаж оставался в роли подчиненного по отношению к другим жанрам и существовал как фон тематической картины. В качестве самостоятельного жанра пейзаж существует в европейском искусстве с XVII века. Особенное развитие он получает в творчестве голландцев– Ван Гойена <Приложение 1, слайд 13> , Я.Рейсдала <Приложение 1, слайд 14> и других. Голландские мастера создавали свои произведения на полотнах малого размера, поэтому их стали называть “малыми голландцами”. Они создавали проникновенные картины природы с помощью валеров (многочисленных оттенков), став родоначальниками этого жанра в европейском искусстве.

    Утверждение национального пейзажа мы видим в лесных сюжетах И.Шишкина <Приложение 1, слайд 15> .Вязы Констебла, дубы Теодора Руссо, сосна Сезанна <Приложение 1, слайд 16> – все это яркие художественные образы, раскрывающие исторический и национальный взгляд на природу. Реки своим извилистым течением помогают связывать различные части картины. Струящаяся вода, эффекты отражения вносят в пейзаж динамику. Мастер речных пейзажей Ш.-Ф.Добиньи <Приложение 1, слайд 17> .Импрессионисты <Приложение 1, слайд 18> увлекались передачей игры бликов на поверхности воды. В пейзажах с мифологической тематикой обитают речные божества и нимфы. Яркие образы морских пейзажей – марин – мы находим в произведениях русского мариниста И.Айвазовского<Приложение 1, слайд 19>. Особая поэтичность присуща пейзажам китайских и японских художников <Приложение 1, слайды 20,21,22 >.

    Особую тему в пейзаже составляет изображение архитектуры. Одно из представлений о рае – идеальный город. Архитектурные постройки как образ гармонии линий и форм находим в произведениях итальянских художников эпохи Возрождения <Приложение 1, слайд 23> .

    Образ города как современной, живой среды создали в своих полотнах импрессионисты Франции< Приложение 1, слайд 24 > . В развитии пейзажного жанра России большую роль сыграли виды Петербурга и Москвы < Приложение 1, слайд 25 > , а также пейзажи А.Саврасова и И.Поленова < Приложение 1, слайды 26-27 >.

    Художникам XX века становится интересно выразить ощущение эпохи <Приложение 1, слайд 28> .

    В каждой картине воплощено не только изображение какого-то конкретного вида, но и восприятие его художником. Все, что составляло источник вдохновения автора картины, передается зрителю и обогащает его духовный мир. Созерцание живописного пейзажа дает возможность зрителю услышать самого художника, почувствовать его настроение, увлечься его фантазией, говорить с ним на одном языке <Приложение 1, слайд 29> .

    Урок 2

    IV. Есть ли какие-либо правила при изображении пейзажа?

    Учитель. Вместе с осознанием задач пейзажа как особого жанра, художник оказывался перед необходимостью обобщения, опускания деталей ради целого. Невозможно же изобразить каждый листик на дереве!

    Правилом становится и изображение дальних планов более расплывчато. Чтобы обозначить более далекие и более близкие части пространства, его делят при изображении на планы. В классической схеме пейзажа на первом плане обычно изображены фигуры людей или “кулисы” (дерево, часть здания – как ориентир для сравнения ближнего плана с дальним планом) <Приложение 1, слайд 30> .

    На ближнем плане все предметы воспринимаются и изображаются наиболее объемно, их светотень и окраска контрастны. На втором – это все смягчается, а на дальнем, третьем плане – всё изображение сливается в воздушной дымке <Приложение 1, слайд 31> . При удалении меняется и цвет предметов. Опыт наблюдений показал, далекие темные предметы кажутся голубоватыми, а светлые (облака, снежные вершины)– розоватыми. При удалении от зрителя сближаются зеленые и голубые цвета, а оранжевый цвет приближается к красному. Конечно, не всегда подобные закономерности художник встречает в природе в чистом виде. Художнику важно так заполнить пространство картины, чтобы его произведение было полно жизни.

    V. Работа над пейзажем.

    Первый этап– выбор формата бумаги, его расположение, определение высоты горизонта, выбор точки зрения <Приложение 1, слайд 32> .

    Учитель показывает приемы работы на доске, на листе бумаги или картона.

    Второй этап– построение композиции, организация пространства на листе <Приложение 1, слайд 33-34> с использованием правил линейной перспективы (это система изображения предметного мира на плоскости в соответствии с восприятием человека). При удалении предметы кажутся нам меньше, а параллельные края дороги или реки – сходящимися друг к другу при приближении к линии горизонта.

    Третий этап – живописный подмалевок (замалевок)– выбор цветотонового соотношения неба, земли, предметов, деревьев, воды <Приложение 1, слайд 35-36> . Показ учителем приемов работы художественным мазком в технике гуаши, отмывки и вливания цвета в технике акварели (ученики на палитре тренируются в различных приемах работы с красками, затем рисуют свой пейзаж).

    Здесь важно использовать особенности воздушной перспективы, изменение цвета в зависимости от планов картины. Необходимо также помнить правильное соотношение планов картины. Дальний план прописывается неяркими голубоватыми оттенками, ближний план работы – самый выразительный, яркий, проработанный. Выбор цветовой палитры зависит и от замысла автора, и от его настроения, и от задач, которые художник ставит перед собой, изображая пейзаж.

    Затем – детальная проработка <Приложение 1, слайд 37> .

    Конечно, это – приблизительные этапы. Бывает так, что автор, следуя своему настроению, создает быстрый этюд, изображая лишь отдельные фрагменты ландшафта, переливы красок в небе и облака, участок водной поверхности, игру солнца в траве…Главное, к чему стремится каждый художник – передать то ощущение, которое живет в его сознании и душе.

    Сейчас с помощью гуашевых красок вы создадите пейзажи, передавая свое настроение. Пусть музыка поможет вам в этом (звучат музыкальные произведения В.А.Моцарта, А.Вивальди, Л.Бетховена, Э.Грига, Генделя).

    Ученики пишут пейзажи.

    VI. Просмотр и обсуждение работ, подведение итогов.

    В конце урока на доске организуется выставка<Приложение 1, слайд 38> . По желанию учащиеся выходят и комментируют свои работы. Здесь школьники и художники, и внимательные, чуткие зрители. Ученики могут сами оценить работы своих одноклассников и, обсудив, поставить друг другу оценки.

    Просматривая работы школьников, еще раз убеждаемся в правильности слов:

    “…природа не нема. Наоборот, она многоречива и многому научит своего созерцателя, если человек попадается вдумчивый и толковый” (Эразм Роттердамский).

    Внимательный зритель, рассматривая произведения живописи, увидит в них работу сердца и ума художника, выражение его творческой позиции.

    Вглядываться в этот мир, творить на полотне мир таким, как он рисуется силой воображения, звать зрителя к активному сотворчеству или предъявлять ему торжественное представление действительности– все это было, и это все будет повторяться, пока существует пейзаж в искусстве, пока пишутся новые страницы его истории.

    Источники информации

    1. Пейзаж. Страницы истории. К.Г. Богемская. Под ред.В.Петрова. “Галактика”. Москва.1992
    2. Рассказ о русской живописи. Г.Островский. Москва. “Изобразительное искусство”.1989
    3. Азбука русской живописи. Н. Астахова, Л.Жукова. “Белый город”. Москва.2007
    4. Русские художники. Артемов В. “Росмэн”. Москва.2003
    5. Изобразительное искусство. О.Павлова. Пособие для преподавателей.6 класс “Учитель”. Волгоград.2006
    6. Изобразительное искусство.5-9 класс. Программно– методические материалы. Под ред. Б. Неменского. “Дрофа”. Москва.1998