Тайный смысл русских сказок. Значение сказок в жизни ребенка


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В этом году мы прочитали много русских народных сказок. А есть ли у других народов такие произведения? Похожи ли они на наши сказки и чем отличаются? Такие вопросы возникли у нас.

Что же такое сказка?

Сказка - повествовательное народное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. Фольклорный жанр, стремящийся на основе фантастической условности дать наиболее полное, обобщенное изображение мира, в котором живет человек. Сказка сопровождает нас всю жизнь. Анализируя поступки сказочных героев, мы учимся думать, искать в сказке ответы на многие наши детские вопросы. Сказка помогает подготовиться к встрече с огромным окружающим миром. Фантастика и волшебство способствуют пониманию реальности жизни и человеческих взаимоотношений. Через сказку перед нами раскрывается самобытная история народов, а также их традиции, обычаи и суеверия.

Актуальность данной работы заключается в том, что изучение народных сказок позволяет лучше понять традиции и обычаи разных народов, особенно детям так язык изложения данных в сказках очень им понятен.

Объектом исследования стали русские и немецкие народные сказки.

Предметом исследования являются общие и отличительные черты русских, немецких народных сказок.

Цель работы :

сравнение русской и немецкой народной сказки.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :

1) познакомиться с содержанием немецких сказок;

2)выяснить построение народных сказок и их виды;

3) выявить общие и отличительные черты русских и немецких сказок;

4)сравнить и сопоставить русские и немецкие сказки;

Гипотеза: я предполагаю, что всякая сказка, как бы она не походила на сказки других народов, национальна.

При исследовании использовались следующие методы :

1) анализ литературы;

2) сравнение и сопоставление;

3) обобщение;

Материалом для исследования послужили русские народные сказки и немецкие народные сказки из сборников Братьев Гримм.

Глава I.

1.1. Что такое сказка?

Самый популярный интернет-словарь Википедия дает такое определение:

Сказка — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. Сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета.

А в словаре С.И. Ожегова о сказке читаем следующее:

Сказка- 1. Повествовательное, обычно народнопоэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил. 2. Выдумка, ложь (разг.). 3. сказка. То же, что чудо (в 3 знач.) (разг.).

В одном из самых первых словарей, словаре В.И. Даля, о сказке говорится так:

Сказка, вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание. Есть сказки богатырские, житейские, балагурные.

Все сказки можно разделить на следующие виды:

1.Народные, или фольклорные;

Народные сказки, в свою очередь, подразделяются на три вида:

Сказки о животных : животные испокон веков жили рядом с человеком, поэтому не удивительно, что они часто являются главными персонажами народных сказок. Причем в сказках животным часто присущи человеческие качества. Такой сказочный персонаж сразу же становится более понятным читателю. А роль человека в сюжете сказки может быть первостепенной, второстепенной или равноправной

Волшебные сказки отличаются тем, что их герои действуют в фантастическом, нереальном мире, который живет и действует по своим особенным законам, отличным от человеческих. В такой сказке много волшебных событий и приключений.

Волшебные сказки классифицируются по сюжету:

    героические сказки, связанные с борьбой и победой над волшебным существом - змеем, людоедом, великаном, ведьмой, чудовищем или злым волшебником;

    сказки, связанные с поиском или использованием какого-либо волшебного предмета;

    сказки, связанные со свадебными испытаниями;

    сказки об угнетенных в семье (например, про падчерицу и злую мачеху).

Бытовые сказки. Особенностью бытовых сказок является отражение повседневного народного быта и обыденной жизни. В них поднимаются социальные проблемы, высмеиваются отрицательные человеческие качества и поступки. В бытовой сказке могут присутствовать и элементы волшебной сказки.

1.2.Особенности русских и немецких народных сказок.

Русские народные сказки чрезвычайно разнообразны, но у всех сказок можно выделить общую композицию построения.

Композиция сказки:

    Зачин. («Жили-были, В некотором царстве, в некотором государстве»),

    Основная часть. (Интересное, непредсказуемое развитие сюжета),

    Концовка. (Кульминация, с непременно торжествующим добром)

Самыми распространенными в русском исполнении являются сказки о змееборце, о трех царствах, о волшебном кольце, о чудесном избавлении от несчастий. В сказке часто употребляется троичность повторов: три дороги, три брата, 33 года и т.д. В конце сказки, как правило, употребляют присказки: «и я там был, стали они жить-поживать и добра наживать».

В русских сказках часто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти, куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли, палаты белокаменные.

Языку сказок свойственно употребление имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им уменьшительно - ласкательное значение: маленький, братец, петушок, солнышко.… Все это делает пересказ плавным, напевным, эмоциональным. Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Форма сказки идеальна. Сказка дает схему человеческих отношений. В ней чувствуется стремление народа восстановить справедливость.

Русским народным сказкам присущи определенные образы героев: образ дурака, доброго, веселого, удачливого победителя всех жизненных невзгод; образ ловкого, смелого солдата, победителя самой смерти; образ чудесной работницы; образы коварного и мстительного царя, страшного чудовища, которое надо победить; образы чудесных помощников, будь ли это волк, верный конь, благодарный за привет старичок.

Немецкая народная сказка.

В 1812—1815 гг. были изданы «Детские и домашние сказки» братьев Гримм. Это издание стало образцом собирательской деятельности немецких фольклористов в течение всего XIX в. Собрание братьев Гримм дает полное представление о немецких сказках и их характерных особенностях. Немецкие народные сказки как по своим мотивам, так и по сюжетам перекликаются со сказками других народов Центральной Европы.

В народных сказках отразились древнейшие периоды истории человечества. В сказках мы встречаемся с представлениями о переселении души человека в тело животного или в растение. Образы германской мифологии, известные нам из народных саг, являются и персонажами сказок (особенно великаны и карлики, русалки, кобольды и призраки).

Рассказы эпохи классической древности были впервые принесены в Германию в IX—X вв. странствующими актерами и жонглерами. Это были сказки-загадки, небылицы, сказки о животных и шванки. С XIII в. в легендах, сказках и шванках встречаются сюжеты о бедном и богатом, о портном на небе, о чертовом брате.

Позднее, в Германию через Францию проникли сказки «Тысяча и одна ночь», которые оказали большое влияние на развитие немецкой сказки. Не меньшее влияние имели и сказки Перро. Некоторые из самых известных и популярных сказок братьев Гримм берут начало из этих источников.

В средние века сказки рассказывали во всех слоях общества. Позднее сказки продолжали рассказывать в основном в среде ремесленников, крестьян, батраков, пастухов, прислуги, солдат и нищих. В них отражается ярче всего их жизнь. Все чаще героями сказки выступали портные, сапожники, крестьяне, отставные солдаты, бродячие ремесленники.

По композиции в немецкой сказке, как правило, есть противопоставление доброго и злого, бедного и богатого, высокого и низкого. Для нее характерны числа 3, 7 (9) и 12. Есть традиционные зачины и концовки. Иногда в повествование вставляются стихи. В начале сказки такие стихотворные вставки делаются редко, чаще они находятся в середине рассказа или в конце, как заключительная формула.

ГлаваII

2.1. Сравнение и анализ сказок.

Я прочитал несколько немецких народных сказок, и они мне напомнили наши русские народные сказки. Это сказки: «Бременские музыканты» похожа на русскую народную «Зимовье зверей», немецкая «Сбежавший пирог» - русская «Колобок», «Госпожа Метелица» и «Мороз Иванович».

Чем же эти сказки похожи и чем различаются?

Сравнение сказок русской народной «Колобок» и немецкой народной «Сбежавший пирог». Вид сказок - бытовые.

Основные характеристики

Русская народная сказка «Колобок»

Немецкая народная сказка «Сбежавший пирог»

Действующие лица сказки

Колобок, бабка, дед, медведь, волк, заяц, лиса.

Две женщины, пирог, лиса, люди, заяц, свинья

Колобок - лиса

Пирог - свинья

Колобку убежать, а всем остальным утолить голод.

Пирогу нужно убежать, каждая женщина хотела получить целый пирог не делясь, а всем остальным -утолить голод.

Обращения

Колобок, колобок, я тебя съем!

Пирожок, куда это ты бежишь?

Место действия

Колобок катился по дороге в лесу, а все остальные герои - ему навстречу.

Пирог катился по дороге.

Кульминация

Колобок прыг лисе на нос.

Подбежал пирожок, чтобы сказать всё свинье на ухо..

Композиция сказки

Зачин

Концовка сказки.

Жили-были старик со старухой

а Лиса его — ам! — и съела.

Две женщины в деревне пекли пирог.

А тут и сказка закончилась!

Развязка

Лиса съела Колобка.

Пирог съела свинья.

    Главный злодей в русской сказке - лиса, так как во всех сказках лиса олицетворение хитрости, а в немецкой - свинья, как невежа, не воспитанная личность.

    В сказке «Колобок» соблюдены все композиционные моменты сказки, с первых слов понятно, что это сказка: «Жили-были..», а немецкая сказка начинается как простая житейская история «Две женщины пекли пирог…»

    В русской сказке есть песенные включения, что делает ее более интересной.

Сравнение волшебных сказок русской «Мороз Иванович» и немецкой «Госпожа Метелица»

Основные характеристики

Русская народная сказка «Мороз Иванович»

Немецкая народная сказка «Госпожа Метелица»

Действующие лица сказки

Мачеха, родная дочь и приемная, собачка, госпожа Метелица, печка, яблонька.

Рукодельница, Ленивица, нянюшка, Мороз Иванович, печка, яблонька

Противопоставления (сильный-слабый)

Госпожа Метелица - родная дочка.

Мороз Иванович - Ленивица.

Проблемы, которые решают герои

Падчерица делает все, чтобы ее не ругали, покормили; у мачехи и родной дочки главная цель - нажива.

Рукодельница много работает, всем помогает, Ленивица ничего не делает.

Место действия

Кульминация

Тут лентяйка обрадовалась.«Ну, — думает, — сейчас на меня золото посыплется».Подвела ее Метелица к большим воротам. Распахнулись ворота

Мороз Иванович дал Ленивице в одну руку огромный серебряный слиток, а в другую — большой-пребольшой брильянт.

Композиция сказки

Зачин

Концовка сказки.

Была у одной вдовы дочь, была у нее еще и падчерица.

И так эта смола к ней крепко пристала, что осталась у нее на коже на всю жизнь.

Жили-были Рукодельница да Ленивица, и нянюшка с ними.

А вы, детушки, думайте-гадайте, что здесь правда, что неправда, что шутки ради сказано, а что в наставление...

Развязка

Родная дочка осталась ни с чем.

Ленивица осталась ни с чем.

По сюжету, главным героям и построению сказки между собой очень похожи. Есть и различия:

    В сказке «Мороз Иванович» соблюдены все композиционные моменты сказки, с первых слов понятно, что это сказка: «Жили-были..», а немецкая сказка начинается как простая житейская история «Была у одной вдовы дочь,…»

    В немецкой сказке смола осталась навсегда на коже родной дочки, всю жизнь ей жить со своим позором, а у Ленивицы подарки Мороза Ивановича растаяли и у нее есть шанс исправиться.

Заключение.

Проведя исследовательскую работу по данной теме, мы пришли к следующим итогам:

1)Полученные результаты исследования позволили нам проследить, какие качества и черты человеческого характера считались важнейшими, лучшими, а какие требовали порицания.

2)Данные сказки помогли нам лучше понять культуру русского и немецкого народа и найти у них много общего. Очевидно, что данные народы контактировали между собой, этим объясняются схожие сюжеты сказок.

В заключении хочется отметить, что знание национальных особенностей сказок различных стран играет важную роль, позволяет нам лучше понимать особенности и культуру разных народов.

Обобщая всё вышесказанное, можно отметить, что цель исследования достигнута: выявлены сходства и различия русских и немецких сказок.

Список использованной литературы

    Братья Гримм. Собрание сочинений в одном томе/пер. с нем. СПб.: «Ленинградское издательство», 2011.

    Гречко В.К., Богданова Н.В. Немецкий язык для детей. Сказки и занимательные истории. СПб.: Комета, 2000.

    Народные русские сказки. Из сборника А.Н. Афанасьева. М.: Художественная литература. 1991.

    Сказки народов мира в 10-ти томах. Сказки народов Европы. М.: Детская литература. 1988. Т. 4.

    http://detskie-skazki.com/russkie-narodnye-skazki/moroz-ivanovich.html Детские сказки.com

    http://azku.ru/bratya-grimm-skazki/gospozha-metelica.html Сказки. Сетевая библиотека

Одна из характерных составляющих фольклора любой страны – это наличие сказок. И наша с вами страна здесь не исключение. Все вы наверняка помните, как в детстве кто-то из родителей или, например, бабушка, читала вам сказку на ночь, чтобы вы скорее закрывали глаза и засыпали. Спокойный и монотонный родной голос, повествующий о чём-то очень интересном перед сном, действует поистине успокаивающе и усыпляюще. Однако речь пойдёт не о том, какой эффект оказывает на чтение сказок перед сном, а о том смысле, который заложен в этих сказках, но очень часто остаётся непонятным по причине того, что он скрыт. И понять его не могут не то что бы дети, но даже взрослые.

Дело в том, что сказки зачастую пронизаны глубочайшим символизмом, а также являются неиссякаемым и сведений о всевозможных событиях древности. В большинстве сказок нет случайных образов и персонажей, названий, имён и слов, а смысловая нагрузка может быть настолько глубока, что просто диву даёшься – сродни русской матрёшке, в внутри которой находится другая, а внутри неё – ещё одна и т.д., главный смысл сказки может таиться где-то в её глубине – под слоем более простых смысловых наслоений. Все уровни сказки могут представлять собой окошко в неизвестный мир устройства мироздания и основ жизни.

Всем нам следует знать, что сказки, кроме привычной бытовой воспитательной функции, могут выполнять и ряд других – более сложных, например:

  • Раскрывать тайны мироздания и другие тайные знания
  • Указывать на цикличность бытия
  • Служить астрономическим или природным
  • Быть хранилищем истории
  • Связывать с предками
  • Рассказывать об обрядах инициации, когда человек переходит из детства в зрелость
  • Направлять человека на путь и личностного роста и т.д.

Во многих сказках представленные направления могут не только идти рядом друг с другом, но также и пересекаться и даже синхронизироваться. Персонажи сказок являют собой некие символы, каждое их действие несёт в себе сакральный смысл, а пути, по которым они идут, указывают на особые методы получения тайных знаний и достижения внутренней гармонии. Нередко сказки сравнивают даже с магическими формулами, которые теряют свою силу, если их неправильно произнести.

И давайте в качестве примеров рассмотрим несколько всем известных русских народных сказок. Не факт, что наши расшифровки будут в полной мере отражать истину, но послужить неким алгоритмом для понимания заложенного в сказках скрытого смысла они всё же смогут.

Итак, рассмотрим три сказки: «Репка», «По щучьему веленью» и «Кощей бессмертный».

Сказка «Репка»

Что мы знаем из сказки: Нам известно, что дед посадил репку, и по причине особо урожайного года, она выросла очень больших размеров. Чтобы вытянуть репку, деду по очереди на помощь прибегали бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка. Вытянуть же репку они смогли только тогда, когда тянули её все вместе.

Скрытый смысл: Если говорить о скрытом, эзотерическом значении данной сказки, то она рассказывает нам о тех знаниях, которые были накоплены предками, жившими в древние времена. Репка выступает в роли корней рода, а посадил её первопредок – тот самый дед, являющийся старейшим и мудрейшим.

Бабка в этой сказке символизирует традиции дома; отец – опору и защиту семейства; мать – опеку, тепло и любовь; внучка – продолжение рода; Жучка – защиту благосостояния; кошка – благостное состояние в доме и ; а мышка – достаток.

Каждый из представленных образов тесно связан друг с другом, а все вместе они представляют одно целое. Только соединив все части вместе, человек способен достичь истинной гармонии бытия, научится жить в , когда всё, что есть внутри человека, и всё, что окружает его снаружи, приходит в соответствие друг с другом.

Сказка «По щучьему веленью»

Что мы знаем из сказки: Молодой человек по имени Емеля сидел на печи и ничего не делал. В один из дней, пойдя на реку за водой, он выловил щуку. Щука попросила Емелю её отпустить, а взамен согласилась исполнить несколько желаний. После недолгих раздумий Емеля попросил у щуки царевну и дворец, что и получил в итоге, а также стал красавцем.

Скрытый смысл: Печь символизирует собой пространство сознания, в котором герой сказки находился большую часть времени, и из которого выбираться очень не хотел, т.к. всё время созерцал сам себя. Однако человек не может находиться в гармонии, если его внутренний мир никак не связан с внешним.

«Познакомившись» с щукой, Емеля осознал свои истинные желания и обрёл намерение, которое выражается в словах: «По щучьему велению, по моему хотению». Щука же, в свою очередь, представляет собой природу-мать, по отношению к которой Емеля и проявил внимательность. И уже затем природа дала ему возможности для реализации своего намерения и самосознания.

Фраза: «По щучьему велению, по моему хотению» означает единство двух граней бытия – Духа человека и его Души. Щуку также можно трактовать как «Щура», т.е. пращура – родоначальника всего и человеческого духа. Река, из которой Емеля решил набрать воду, является неким энергоинформационным каналом, в который можно проникнуть, только и отказавшись от сковывающих убеждений. В конечном счёте, Емеля, посредством освобождения своего духа, достиг недоступных человеку в обычном состоянии сознания возможностей и стал властелином своей судьбы. Кроме того, становление Емели прекрасным принцем – это проявление внутренней красоты на внешнем плане.

Сказка «Кощей Бессмертный»

Что мы знаем из сказки: Кощей является злым владыкой тёмного царства подземелья, регулярно крадущим прекрасных девиц. Он состоятелен, а в его владениях обитают диковинные птицы и животные. Кощею служит Змей Горыныч, обладающий огромным количеством тайных знаний, по причине чего имеющий большую власть. Кощей считается бессмертным, и обычными способами его не одолеть, хотя, если есть желание, то можно узнать необычные способы, которые, как правило, Ивану-царевичу, раскрывает Баба-яга.

Скрытый смысл: Если мы обратимся к пантеону богов славян, то увидим, что Кощей – это одно из проявлений Чернобога, властвующего над Навью, Тьмой и Пекельным царством. Также Кощей олицетворяет зимние холода, а девицы, которых он крадёт – животворящую силу Природы и весну. Иван-царевич является символом солнечного света и весеннего грома, сопровождающегося дождём (вспоминаем бога Перуна), в поисках Кощея которому способствуют все природные силы. Победив Кощея, Иван-царевич , тьму и смерть.

Как нам известно, смерть Кощея можно найти в яйце, которое есть символ возрождения и возможность бытия всего сущего, что только может быть. Исходя из этого, Кощей находится у начала Всего, а его гибель приравнивается к возникновению мира.

Игла, на острие которой находится Кощеева смерть, служит отсылкой к мировому Древу, соединяющему подземный мир, землю и небо, а также зимнее и летнее солнцестояния. Кощея можно интерпретировать как зимнее солнцестояние, а Ивана-царевича – как летнее солнцестояние. Они всегда находятся в состоянии борьбы друг с другом. Погибель одного – это рождение другого, точно так же, как уходит зима и приходит лето, а после этот цикл повторяется.

И ещё одна деталь: Кощей Бессмертный – это попытка напугать Ивана Царевича, которая содержит в себе совсем иной посыл – Кощей Бессмертный – это Кощей Бес Смертный.

Небольшое напутствие

Время неумолимо бежит вперёд. Мир меняется. И вместе с миром меняется человек и его восприятие. Сегодня уже совсем немногие могут понять и объяснить сакральный и очень глубокий смысл сказок наших мудрых предков, а он, как вы и сами успели убедиться, конечно же, есть. А те знания, которые в этих сказках передавались, вообще совсем скоро могут кануть в Лету. Несложно заметить, что с течением времени прервалась та тонкая связь, которая соединяла друг с другом разные поколения людей.

Для того чтобы понять истинную суть сказок, в особенности, русских, человек должен отодвинуть на задний план своё нынешнее мировосприятие, и постараться посмотреть на мир и жизнь в нём , которым на них смотрели люди, жившие в те далёкие времена, когда сказки только начали появляться.

Поиск смысла, всенепременно, должен присутствовать, ведь Законы бытия, каким бы ни было время, каким бы развитым не было общество, какой бы высокотехнологичной ни была жизнь человека, всегда оставались и будут оставаться одними и теми же. Поэтому, пусть сказки о Кощее Бессмертном, Бабе-яге, Иване-царевиче, Емеле, Алёнушке и других персонажах будут для вас не просто интересными придумками, а теми указателями, на которые вы будете ориентироваться в своей повседневной жизни, в которой уже, казалось бы, совсем не осталось истинного волшебства.

Помните: волшебство есть, и оно окружает вас повсюду!

Славянские сказки — это зашифрованное послание наших Предков. Может быть поэтому они и сохранились до наших дней, не подвергшись уничтожению. Теперь на знакомые нам с детства сказки, можно посмотреть совершенно в другой плоскости. Для того чтобы понять славянские сказки, необходимо вернуться к своим истокам, для начала вспомнить свой древний язык и значение каждого слова, и тогда мы получим совершенно новую информацию и знания, оставленные нам нашими Предками.

Вплоть до конца XVIII века интеллигенция и духовенство относили сказки к разряду суеверий простого народа, который неизменно изображался, как дикий и примитивный. Господствующее философско-мировоззренческое направление той эпохи - классицизм - ориентировалось на античность, сдобренную христианской цензурой, и европейский рационализм. Учиться дворянину у крестьянина нечему.

Однако в начале XIX века, вместе с движением романтизма к учёным, философам, поэтам приходит осознание того, что древнейшее мифологическое сознание во многом определяет быт и мировоззрение каждого человека. Нельзя уйти от своих корней, ибо разрыв с ними подобен отделению реки от её истока. «Изучение старинных песен, сказок, - пишет Пушкин, - необходимо для совершенного знания свойств русского языка». Начинается интенсивное изучение сохранённых в народе сказаний, становится очевидным их глубокая ценностная и мировоззренческая значимость.

Что же нам известно о сказке сегодня? Сказка - это средство формирования мировоззрения человека в традиционной славянской культуре. Наряду с объяснением нравственных ценностей, сказки содержат цельную картину мира. Эта картина мира перекликается с космологическими моделями, представленными в мифологиях разных народов мира. Таковы архетипы мировой горы, вселенского яйца, мирового древа, мотивы нисхождения героя в подземный мир или вознесения в высшие миры. Предлагаем рассмотреть космологические коды русских сказок, понять которые позволяет обращение к текстам Вед.

Учёные установили, что некогда предки славян, иранцев, индийцев, европейцев жили вместе, были единым народов с общей культурой и мировосприятием. Александр Николаевич Афанасьев в предисловии к своей книге «Народные русские сказки» писал: «Мы не раз уже говорили о доисторическом сродстве преданий и поверий у всех народов индоевропейского племени». Чтобы подчеркнуть особую близость ведической культуры, сохранившейся в Индии, и традиционной культуры славян профессор Рахул Санскритьян использовал особый термин - «индославы». Таким образом, присутствие элементов ведической космологии в славянской сказке предстаёт более, чем закономерным.

Колобок

Начнём с известной каждому народной сказки «Колобок». Шар или блин в традиционной культуре - символ солнца. Масленичные блины символизируют солнце, т.к. масленица вобрала в себя языческий праздник весеннего равноденствия. На древнеславянском «коло» или «хоро» - «круг», что свидетельствует о сакральном, «солнечном» смысле танца хоровода. На санскрите также «кхала» - солнце, «гхола» - «круг», «сфера».
Колобок - символ солнца. Понять смысл движения колобка и съедания его лисой мы сможем, обратившись к ведическому представлению о солнечном затмении. В особых накшатрах - сочетаниях созвездий, демон Раху, согласно Ведам, «заглатывает» солнце, вызывая затмение. Такую же функцию в сказке выполняет лиса.

Что же символизируют встречаемые звери? Это можно понять, если помнить о том, что до начала использования греческих символов Зодиака, гороскоп славян был зооморфным. Разные звери символизировали различные созвездия. Таким образом, на уровне астрономическом сказка колобок - это изложение мифа о солнечном затмении, о движении солнца по небу. На уровне же нравственном сказка повествует о пагубности тщеславия.

Курочка Ряба

Другой известной каждому с детства сказкой является «Курочка ряба». Начать её разбор также необходимо с главного персонажа. В мифах разных народов мира вселенная рождается из яйца, который несёт птица, плавающая на вселенских водах. В финской «Калевале» рождение Вселенной представлено, как появление яйца: дева неба, она же «мать воды» Илматр-Каве приняла, обернувшись уткой, «бога всевышнего Унко», явившегося ей в виде селезня. Утка снесла яйцо, из которого и создалась Вселенная:

Из яйца, из нижней части
Вышла мать-земля сырая,
Из яйца из верхней части
Стал высокий свод небесный

На ряде статуй из прильвицкой коллекции храма Ретры (западные славяне) мы видим утку на голове божеств. В т.ч. числе на голове человекольва, близкого к ведическому Нарасимхе. Эта утка - символ власти над вселенной.

В оригинальной ведической литературе вселенское яйцо - брахманда - творится Брахмой - создателем уровней мироздания, посредством мистических мантр. Библия утверждает: «Вначале было слово». Согласно Ведам, это «слово» - изначальный слог «ОМ», наделяющий Брахму знанием о том, как творить этот мир. Брахма обитает в высших мирах, именуемых на санскрите «сварга». Славянское божество Сварог и слово «сварганить» в значении «сотворить что-либо» свидетельствуют о близости ведического Брахмы к славянскому Сварогу.

Что же мы находим в сказке? Курочка Ряба несёт золотое яйцо, которое разбивает мышка. Мышь - хтоническое существо, связанное в мифологии с землёй. В странах Средиземноморья - Египте, Палестине, Греции - считалось, что мышь родилась из земли. В данном случае, она указывает на возникновение земли, тверди из вселенских вод.
Золотой цвет вселенского яйца также описан в Ведах. То, что сегодня известно учёным как «большой взрыв», Веды называют «вдох и выдох Вищну», вселенского Существа.

«Брахма-самхита» (13-14) так описывает творение вселенных, выдыхаемых Вишну и вбираемых им вновь:

тад-рома-била-джалешу
биджам санкаршанасйа ча
хаймани андани джатани
маха бхута вритани ту

«Божественные семена рождаются из пор Маха-Вишну в виде бесконечных золотых яйцеклеток. Эти золотые зёрна покрыты пятью главными материальными элементами. В своих экспансиях Маха-Вишну входит в каждую из Вселенных, в каждое из космических яиц».

Итак, процесс разбивания золотого яйца символизирует сотворение вселенной, отделение земли от тверди. Кто же такие дед и баба? В славянских песнях, близких к обрядовым, часто встречается песенный повтор (рефрен) «ой дид, ой ладо». Например: «а мы просо сеяли. Ой, Дид-Ладо, сеяли». В контексте реконструируемой схемы Дед являлся одним из эпитетов Сварога, а Лада - его супруги. Создание же вселенной предстаёт как объединение их творческих потенциалов.

«Велесова книга» также называет Сварога «дедом богов». «Хвалiхом i Сварга Дiда Божя, яко ждете но. Есе Родоу Божьску Нщельнiко, а всенску родоу Студiц вещен, яков вотеще в летэ од крыне сва, а во зме нiколе же не взмрзе». («Восхваляем и Сварога, Деда Богов, потому как ждёт Он нас. Он - глава Родов Божьих и всякого рода источник, который летом течёт и зимой не замерзает»).

Волшебная гора

После анализа двух сказок полностью, остановимся на некоторых ключевых элементах народных сказок, связанных с космологией. Первый такой элемент - золотая или хрустальная гора (например, в сказке «Медное, серебряное и золотое царство»). Герой должен взбираться на гору или проникать внутрь посредством крючьев, лебедей, волшебных помощников.

Образ золотой горы отсылает нас к ведической Меру - золотой вселенской горе. Меру - обитель богов в своей верхней части и обитель демонов - в нижней. Нам архетип вселенской горы более знаком в варианте греческого Олимпа. Однако «игла» в яйце, которое находится в утке из сказок о Кощее, - это также пространственный символ Меру - оси мира, расположенной в яйцевидной вселенной. Вот фрагмент сказки «Хрустальная гора», полный космологических кодов:

«Поздним вечером оборотился Иван-царевич в муравья и сквозь малую трещинку заполз в хрустальную гору, смотрит - в хрустальной горе сидит царевна.
- Здравствуй!, - говорит Иван-царевич, - Как ты сюда попала?
- Меня унёс змей о двенадцати головах, живёт он на батюшкином озере.

В том змее сундук таится, в сундуке - заяц, в зайце - утка, в утке - яичко, в яичке - семечко; коли ты убьёшь его, да достанешь это семечко, в те поры можно хрустальную гору извести и меня избавить».

«Семечко» в яйце из приведённого фрагмента - ни что иное, как Меру. Образ стеклянной или хрустальной горы также интересен. Он напрямую связан с темой Гипербореи и арктической цивилизации. Он указывает на север, льды и айсберги. Кощей в народных сказках, как и Черномор у Пушкина или ведический Кубера, описывается, как житель «полнощных гор», крайнего севера.

Часто можно слышать вопрос о соотношении традиционного ведического мировоззрения и взглядов последователей арктической теории. Внешние противоречия снимаются при изучении многомерной ведической космологии. Веды объясняют, что существуют различные проекции горы богов Меру в нашем мире. Её астрономической проекцией является Северный полюс, её географическими проекциями могут являться Памир и Кайлас. В наиболее же глубоком понимании Меру и другие локи (миры) - это не географические понятия, а уровни сознания.

Змеиное царство

Если золотая гора в своей верхней части - это пространство богов, то нижние миры (пещеры в основании Меру) связаны с образом змеиного царства. В литературной сказке Бажова («Хозяйка Медной горы» и другие), основанной на Уральских сказах, развивается тема пещерного мира, населённого волшебными змеями. Некоторые из них враждебны, а некоторые могут быть дружественны человеку.

В Ведах также описан план бытия, именуемый нага-локой - цивилизациями разумных змей, живущих в пещерах под землёй. Наги обладают способностями изменять облик и другими мистическими силами. Иногда их мир отождествляется также с подводным царством. В «Махабхарате» описывается, как герой Арджуна проникает в иной мир, погрузившись в воду, чтобы совершить омовение и берёт в жёны Улупи - царицу нагов, привлечённую его красотой.

Помимо погружения в воду, другими способами перехода в подземный мир является вход в пещеру или прыжок в колодец. Эти мотивы нередки в русских волшебных сказках. Время в этих мирах течёт с другой скоростью. Один день присутствия там часто равен многим десяткам земных лет. «Долго ли, коротко ли» длится путешествие - сказать нельзя. Это не подземелья в привычном нам понимании, а иные измерения бытия, вход в которые может быть в самых разных «скрытых» местах.

Дремучий лес

Ещё один символ инобытия в народных русских сказках - это дремучий лес. Это также пространство другого мира. Часто лес - граница между миром мёртвых и живых, куда должен совершить путешествие главный герой. Признаком иного мира является отсутствие признаков жизни и движения, тишина, - или, наоборот, наличие разумных растений и животных.

О КАЩЕЕ и БАБЕ-ЯГЕ

В книге, написанной по лекциям П.П. Глобы, находим интересную информацию о классических героях русских сказок: “Имя “Кощей” произошло от названия священных книг древних славян “кощун”. Это были деревянные перевязанные таблички с написанными на них уникальными знаниями. Хранителя этого бессмертного наследства и называли “кощеем”. Его книги передавались из поколения в поколение, но вряд ли он был действительно бессмертным, как в сказке. (…) А в страшного злодея, колдуна, бессердечного, жестокого, но могущественного, … Кощей превратился сравнительно недавно — во время введения православия, когда всех положительных персонажей славянского пантеона превратили в отрицательных. Тогда же возникло и слово “кощунство”, то есть следование древним, нехристианским обычаям. (…) И Баба-Яга у нас популярная личность. Но до конца очернить ее в сказках так и не смогли. Не куда-нибудь, а именно к ней приходили в трудную минуту все Иваны-царевичи и Иваны-дураки. А она их кормила-поила, баньку им топила и спать на печь ложила, чтобы поутру указать нужный путь, помогала распутать самые сложные их проблемы, давала волшебный клубок, что сам приводит к нужной цели.

Это знание отчасти подтверждает славянское представление о Кащее и Бабе-Яге. Но обратим внимание читателя на существенную разницу в написании имен “Кощей” и “Кащей”. Это два принципиально разных героя. Тот негативный персонаж, что используется в сказках, с которым борются все действующие лица, во главе с Бабой-Ягой, и Смерть которого «в яйце», это — КАЩЕЙ. Первая руна в написании этого древнеславянского слова-образа — “Ка”, означающая “собирание внутрь себя, союз, объединение”. Например, руническое слово-образ “КАРА” — не означает наказание, как таковое, а означает нечто не излучающее, переставшее сиять, почерневшее, потому что собрало все сияние (“РА”) внутрь себя.

Славянские рунические образы необычайно глубоки и емки, неоднозначны и непросты для обычного читателя. Этими образами в целостности владели лишь Ведуны (жрецы), т.к. запись и прочтение рунического образа — дело серьезное и очень ответственное, требует большой точности, абсолютной чистоты мысли и сердца.

Баба Йога (Йогиня-Матушка) — Вечнопрекрасная, Любящая, Добросердечная Богиня-Покровительница детей-сирот и детей вообще. Она странствовала по Мидгард-Земле то на Огненной Небесной Колеснице, то верхом на коне по землям, на коих жили наши Предки, собирая безпризорных детей-сирот по градам и весям. В каждой Славяно-Арийской Веси, даже в каждом многолюдном граде или поселении, Богиню-Покровительницу узнавали по излучающейся доброте, нежности, кротости, любви и ее нарядным сапожкам, украшенным золотыми узорами, и показывали Ей, где живут дети-сироты. Простые люди называли Богиню по-разному, но обязательно с нежностью. Кто — Бабушкой Йогой Златой Ногой, а кто и совсем по-просту — Йогиней-Матушкой.

Детей-сирот Йогиня доставляла в свой предгорный Скит, который находился в самой чаще леса, у подножия Ирийских гор (Алтай). Она делала это для того, чтобы спасти от неминуемой гибели последних представителей древнейших Славянских и Арийских Родов. В предгорном Скиту, где Йогиня-Матушка проводила детей через Огненный обряд посвящения Древним Вышним Богам, имелось Капище Бога Рода, высеченное внутри горы. Рядом с горным Капищем Рода, в скале имелось специальное углубление, которое Жрецы называли Пещь Ра. Из него выдвигался каменный помост, разделенный выступом на два равных углубления, называемый ЛапатА. В одно углубление, которое было ближе к Пещь ра, Йогиня-Матушка укладывала спящих детей в белых одеждах. Во второе углубление накладывался сухой хворост, после чего ЛапатА задвигался обратно в Пещь Ра, и Йогиня поджигала хворост. Для всех присутствовавших на Огненном обряде это означала, что дети-сироты посвящены Древним Вышним Богам и в мирской жизни Родов их никто более не увидит. Чужестранцы, которые иногда присутствовали на Огненных Обрядах, очень красочно рассказывали в своих краях, что своими глазами наблюдали, как маленьких детей принесли в жертву Древним Богам, бросив живыми в Огненную Печь, и сотворила сие Баба Йога. Чужестранцам было неведомо, что когда задвигался помост-лапата в Пещь Ра, специальный механизм опускал каменную плиту на выступ лапаты и отделял углубление с детьми от Огня. Когда загорался Огонь в Пещь Ра, Жрецы Рода переносили детей с лапаты в помещения Капища Рода. Впоследствии из детей-сирот воспитывали Жрецов и Жриц, а когда они становились взрослыми, юноши и девушки создавали семьи и продолжали свой род. Ничего из этого чужеземцы не ведали и продолжали распространять сказки о том, что дикие Жрецы Славянских и Арийских народов, а в особенности кровожадная Баба Йога, детей-сирот в жертву Богам приносят. Эти чужеземные сказки повлияли на Образ Йогини-Матушки, особенно после христианизации Руси, когда Образ красивой молодой Богини подменили Образом старой, злой и горбатой старухи со спутанными волосами, которая крадет детей, жарит их в печи в лесной избе, а потом поедает их. Даже Имя Йогини-Матушки исказили и стали пугать всех детей.

Очень интересным, с эзотерической точки зрения, является сказочное Наставление-Урок, сопровождающее не одну славянскую народную сказку:
Пойди Туда, неведомо Куда, Принеси То, неведомо Что.
Оказывает, это не только наставление (Урок) который давался сказочным молодцам. Это наставление получал каждый потомок из Родов Свята Расы, что восходил по Златому Пути Духовного Развития (в частности, осваивая “науку образности”). Второй Урок Первой “науки образности” человек начинает с того, что заглядывает внутрь себя, чтобы увидеть все многообразие красок и звуков внутри себя, а также изведать ту Древнюю Родовую Мудрость, которую получил при своем рождении на Мидгард-Земле. Ключ к этому великому кладезю Мудрости заключен в древнем наставлении: Пойди Туда, не зная Куда, Познай То, не ведомо для тебя Что.

Этому славянскому Уроку вторит множество народных мудростей мира: Искать мудрость вне себя — вот верх глупости. (Чаньское изречение) Загляни внутрь себя, и ты откроешь весь мир. (Индийская мудрость)

Славянские сказки претерпели множество искажений, но, все же, во многих из них осталась Суть Урока, заложенного в небылице. Она небылица в нашей реальности, но быль — в другой реальности, не менее реальной, чем та, в которой мы живем. Для ребенка понятие реальности расширено. Дети видят, ощущают гораздо больше энергетических полей и потоков, чем взрослые. Необходимо уважать реальности друг друга. То, что для нас — Небыль, является Былью для малыша. Потому так важно посвящать ребенка в “правильные” сказки, с правдивыми, изначальными Образами, без наслоений политики и истории.
Наиболее правдивыми, относительно свободными от искажений являются некоторые сказки Бажова, сказки няни Пушкина — Арины Родионовны, записанные поэтом почти дословно, сказы Ершова, Аристова, Иванова, Ломоносова, Афанасьева.

Когда вы рассказываете ту или иную сказку своему ребенку, зная ее скрытый cмысл, Древняя МУДРОСТЬ, заключенная в этой сказке, впитывается “с молоком матери”, на тонком плане, на подсознательном уровне. Такой ребенок будет понимать многие вещи и соотношения без лишних объяснений и логических подтверждений, образно, правым полушарием, как говорят современные психологи.

В течение многих столетий сказки учат премудростям жизни, рассказывают об окружающем мире и взаимодействии с ним, воспитывают нравственно, наставляя к добру и справедливости, любви и долгу. Дети учатся осмысливать поступки сказочных героев, определять, где хорошо, где плохо. Также сказки учат детей любить и уважать своих родителей, прививают чувство сопричастности всему, что происходит на земле, патриотизм, мужество и героизм.

Сказки могут снимать усталость после дальней дороги или тяжелого трудового дня (недаром русские поморы – рыбаки нанимали для своей артели профессионального «байщика» и платили ему за рассказывание сказок немалые деньги).

Пусть наши дети воспитываются на наших родных славянских сказках, растут вместе с ними и становятся умными, мудрыми, добрыми, сильными как сказочные богатыри!

327

Ачисова Надежда Ивановна

педагог дошкольного образования

с. Подсинее Респ.Хакасия, РФ

МБОУ «Подсинская СШ»

E - mail : achisova 73@ mail . ru

Волшебный мир сказок

Аннотация

Данная статья раскрывает взгляд на развитие эмоционального мира детей, влияние сказки на их познание мира, воспитания духовности. Раскрываются некоторые аспекты развития личности ребенка посредством сказкотерапии. Раскрывается возможность воспитать и развить в ребенке уверенность, чувство сопереживания, а также развить речь, воображение, мышление, память, окунувшись в мир сказок!

Ключевые слова

Дети, добро, сказка, удивление, восхищение, сопереживание, любовь.

Ах, что за чудо эти сказки! – восхищаемся мы, слушая или читая сказки! Каждому человеку с детства знакомо это чувство. Каждый из нас в детстве любил этот волшебный мир! Ведь самое главное в детстве – это сказка. С помощью сказки маленький человек учится преодолевать различные жизненные преграды, познает огромный и многообразный мир, готовится к взрослой жизни.

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, музыки, творчества. Без этого он засушенный цветок» - так говорил выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский. Также великий педагог отмечал: «Чтобы воспитать ребенка умным, любознательным, сообразительным, утвердить в его душе чувствительность к тончайшим оттенкам мысли и чувств других людей, - нужно воспитывать, пробуждать, одухотворять, вдохновлять его ум красотой слова, мысли. А красота родного слова, его волшебная сила раскрывается, прежде всего, в сказке. Сказка – это колыбель мысли. Красота родного слова – его эмоциональные краски и оттенки – доходит до ребенка, трогает его, пробуждает чувство собственного достоинства, когда сердце касается сердца, ум – ума».

Поэтому роль сказки в дошкольном детстве очень велика. Она для ребенка составляет особый мир, который дети воспринимают активно. Дети дошкольного возраста воспринимают окружающий мир и познают его через чувства. Маленькие дети, не умея еще говорить, выражают свое отношение к окружающему с помощью эмоций. Читая сказки, можно наблюдать, как дети радуются или огорчаются за героев сказки, сопереживают им. Дети постарше очень любят не только слушать, но и рассказывать и сочинять сказки. Наиболее яркие положительные эмоции дети испытывают в ситуации сравнения себя с положительными литературными героями, активно им сопереживая. Такое сравнение дошкольники проводят лишь мысленно и с уверенностью, что в подобной ситуации поступили бы так же. Жизнеутверждающая идея сказок, их оптимизм вызывает у детей ответные чувства. Сказка покоряет богатством вымысла, своими образами, удивительным переплетением фантастического и реального. Сложно переоценить роль, которую играет в жизни человека детская литература. Их герои учат малышей тому, что правильно, а что нет. Часто в сказках рассказывается о том, как важно помогать слабым, что нужно быть верным своему слову и преданным друзьям. Детская литература призвана привить ребенку понятие о чести, долге и ответственности.

Русская детская литература отличается богатством и разнообразием. Как правило, она характеризуется четко выраженными моральными ценностями. Добро всегда побеждает зло, а порок либо исправляется, либо наказывается.

Может показаться, что намного легче включить малышу любимый мультфильм, чем выкраивать в плотном дневном расписании время на совместное чтение. Однако польза от чтения стократно превысит все временные неудобства. Во-первых, детская литература значительно пополняет словарный запас ребенка. Это, в свою очередь, помогает в общении со сверстниками и взрослыми и в результате прибавляет уверенности в себе и своих силах. Во-вторых, общеизвестно, что чтение улучшает память и развивает мышление. В-третьих, необходимость следить за сюжетом помогает в умении лучше концентрироваться на поставленных перед собой задачах.

У нас есть богатое наследие сказок прекрасных детских писателей. Это - А.С.Пушкин, К.И.Чуковский, Л.Толстой, С.Я.Маршак и многие другие. Если составлять список сказок русских писателей, то он займет не один лист бумаги. Сказки написаны не только в прозе, но и в стихах. Произведения Пушкина входят в сокровищницу детской литературы. Сказки К.И.Чуковского по сей день являются наиболее читаемыми в России стихотворными сказками для детей разного возраста. Поучительные и дерзкие, храбрые и чудовищные образы и характеры героев Чуковского узнаваемы с первых строк.

Но не только в нашей стране создавалась детская литература. Зарубежное творчество тоже богато писателями для юных слушателей. Они подарили миру целое созвездие разнообразных оригинальных персонажей. Среди них Карлсон, Пеппи Длинныйчулок, Пиноккио, Чипполино и другие.

В последнее время все чаще можно услышать, что педагоги используют в своей работе приемы сказкотерапии. Таким образом взрослому и ребенку намного легче понять друг друга, а порой – и наладить пошатнувшиеся было взаимоотношения.

В детском дошкольном учреждении сказка приобретает особую актуальность, ведь она напрямую связана с игрой – основной деятельностью в этом возрасте. С помощью сказочного путешествия ребенок может справиться с различными психологическими проблемами (страхами, застенчивостью и т.д.), научиться общаться с другими детьми, выразить свои мысли и чувства.

Основан метод на древних методах воспитания. Наши прабабушки и их прабабушки, вместо того, чтобы ставить в угол провинившегося ребенка, рассказывали ему рассказ, сказку или притчу, из которой становилась ясна суть поступка.

Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку.

Прочитывая сказку, проигрывая сюжеты вместе с главными героями, которые успешно побеждают злодеев и свои страхи, ребенок погружается в атмосферу сказки, соотносит себя и свое поведение с главным героем и таким образом прорабатывает собственные страхи.

Знакомство со сказкой, ее героями, их олицетворение с собственной личностью позволяет ускорить у ребенка развитие связной речи. Когда наступает период перехода от использования слов к проговариванию целых фраз важно как можно больше читать малышу сказки, в которых содержится большое количество простых и легких для повторения диалогов.

Таким образом, роль сказки в жизни ребенка огромна, ее чудесное воздействие вносит неоценимый вклад в развитие личности ребенка. И поэтому хочется еще раз сказать: «Читайте детям сказки! И мудрость сказок, ясный свет найдет на все любой ответ!»

Список использованной литературы:

    Е.В.Белинская. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников.- СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.

    Г.А.Урунтаева. Дошкольная психология.- М.: Издательский центр «Академия», 1999.

    Л.Е.Тумина. Сочини сказку.- М.:УЦ «Перспектива», 1995.

    Материалы сайта edu tatar . ru / l - gorsk / dou 252478. htm

© Н.И.Ачисова, 2017

В нашем современном, техногенном мире традиции народа и нравственные правила семьи отошли на второй план, и воспитанием детей занимаются детские сады, кружки и студии по интересам, общеобразовательные школы. Еще недавно мамы и бабушки рассказывали своим маленьким детям сказки, и этим самым они воспитывали их. При укладывании ребенка в постель, мама или бабушка начинали рассказывать разные сказочные истории, суть которых заключалась в нехитрой житейской мудрости, т.е. другими словами русские народные сказки выступали своего рода инструментом социализации в современном мире. Слушая подробно сказки, ребенок постигал взаимоотношения людей, искал выход из трудных ситуаций и преодолевал различные трудности, и самое главное, учился отличать добро от зла, верить в силу правды и справедливости, что было очень важно в моральном развитии ребенка.
Языком художественных образов, на ярких примерах, сказка помогает детям разобраться в характерах героев, их поступках, их отношениях с другими персонажами сказки, учит детей жизни, и показывает хорошее и плохое. Все эти моменты делают сказки ценным материалом для воспитания детей дошкольного возраста.
Сказки развивают фантазию, мышление, внимание и память. Почти все дети любят повторять троекратные фразы из сказок, любят при чтении сказок добавлять окончание фраз, им нравятся песенки и небольшие стишки из сказок. Этот процесс повторения способствует развитию духовности ребенка, его нравственности, развивает речь малыша, творческие способности. И потом, на конкретных примерах сказки лучше учиться уму-разуму, чем просто слушать мамино нравоучение.
Всем известно, что сказка играет очень важную роль в развитии эмоциональных качеств ребенка, а те, в свою очередь влияют на формирование нравственных оценок малыша. Психологи говорят о том, что впечатления детства очень долго будут сохраняться в сознании ребенка, и при этом именно они влияют на поведение и настроение взрослого человека. Не забываются детьми те чтения и обсуждения сказок, которые были с мамой или бабушкой в совместные вечерние часы. Несмотря на то, что в наше время существуют сказки в аудиофайлах, в медиафайлах, живого общения взрослого с ребенком никто не заменит. Никто не требует отказываться от современных технических средств использования сказок, но и старомодное чтение сказок в кругу семьи нельзя забывать. Ведь магнитофон или компьютер не могут задать ребенку вопрос, разобрать непонятные слова, сравнить поступки героев. Это может сделать только живой человек, в первую очередь – мама.
Детишки, которые в детстве часто слушали сказки, гораздо быстрее и менее болезненно адаптируются в детских садиках, школах. Эти дети быстрее находят общий язык с незнакомыми детьми, взрослыми, и именно у них по жизни практически не бывает комплексов. Необходимо учитывать состояние ребенка и правильно выбирать время для чтения сказок. Необходимо, чтобы малыш находился в хорошем настроении, и при этом не был возбужден, в таком состоянии он наиболее настроен на слушание сказки, на общение с мамой или другими взрослыми.
Оптимальным временем считается чтение сказки перед сном, так как в это время ребенок расслаблен, у него спокойное настроение ион готов к получению сказочной информации. Взрослые должны помнить о том, что сказка должна читаться с удовольствием, с хорошим настроением - в таком случае ваши эмоции, ваше настроение, ваше удовольствие передадутся и малышу.
Читая сказку, помните о том, что важно и ваше к ней отношение. Если вы чувствуете сказочный мир, если хотите поверить в чудеса, которые описываются в сказке, то, читаемая вами сказка станет еще интересней для вашего ребенка.
Читать сказки нужно с хорошей дикцией: четко выговаривать все звуки, так как ребенок слушает и повторяет услышанное. Если ребенку понравилась сказка, он может слушать ее несколько дней подряд.
Правильно подобранные сказки с учетом возрастных и психоэмоциональных особенностей детей способны не только положительно влиять на эмоциональное состояние малышей, но также корректировать их поведение.
Какие же сказки рассказывать (читать) своему ребенку?
К выбору сказки для ребенка, особенно маленького, следует подходить осознанно. Чтобы правильно выбрать сказку, нужно учитывать и возраст ребенка, и особенности его темперамента. От сказки на душе у малыша должно становиться радостно. А вот от книг, которые принесут ему эмоциональное перенапряжение, сделают шумным и раздражительным, следует отказаться.
Известно, что родители очень хорошо знают своего малыша, они безошибочно смогут предугадать его реакцию на каждую конкретную историю и почувствовать, подойдет ему данная сказка или нет. Разумеется, выбирая любую сказку, если вы с ней незнакомы, сначала следует самому ознакомиться с ее содержанием и проанализировать: насколько персонажи понравятся вашему ребенку, не испугают ли они его и т.д.
Начинать нужно с коротких и простых сказок, чтобы малыш мог уследить за сюжетом. Основными героями первых сказок являются люди и знакомые животные. Например, сказки «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка» обязательно понравятся ребенку 1-3 лет: героев немного, сюжет несложен и в нем есть элементы повторения.
Начиная читать ребенку сказку, надо заинтересовать его. Сказки для самых маленьких надо читать медленно, нараспев. В процессе чтения мама или папа могут подражать голосам героев, интонировать, жестикулировать, гримасничать. Очень важно уметь показывать удивление, любопытство и другие эмоции, радоваться вместе с ребенком. Для маленьких деток необходимо выбирать красиво оформленные книги. Большие и яркие картинки, не перегруженные деталями.
Детям постарше (3-6 лет) можно читать сказки с более сложным содержанием, однако они по-прежнему должны иметь конкретный сюжет, а герои– быть хорошо знакомы вашему ребенку.
Очень любят дети этого возраста читать сказки в стихах – стихи удобны для восприятия, подсознательно нравятся детям, и скоро малыш вслед за вами начнет повторять строчки из «Мойдодыра», «Мухи-Цокотухи», «Доктора Айболита» или стихов Маршака. Ребенка этого возраста можно начинать знакомить с такими сказками, как «Три поросенка», «Золушка», «Буратино», «Незнайка». Отлично подойдут для дошкольников многие сказки народов мира, русские народные сказки, а также сказки Андерсена, братьев Гримм, Бажова, некоторые сказки Пушкина.
Сказка в этом возрасте должна не только нравиться ребенку, но и быть поучительной, приносить ему пользу. Самое важное для малыша – правильное осознание смысла прочитанного.
А потому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок воспринимал жизнь позитивно, чтобы легко принимал неудачи, извлекая при этом из них должный урок, чтобы радовался удачам и шел к своей цели, читайте ему сказки. Читайте сказки как можно чаще и как можно дольше: помните, сказки - это не просто приятное, интересное времяпрепровождения, но это еще и один из самых мощных инструментов, помогающих малышам правильно, гармонично развиваться.

Литература:
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Лебедушка. Русские волшебные сказки / Под ред. Н. Кузнецова. – 3-изд. М.: Детская литература, 1984. – 159 с.
2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. М.: Академия, 2002. – 416 с.
3. Бунятова, А.Р. Роль сказки в формировании духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста / Бунятова // Успехи современного естествознания [Электронный ресурс]. -2010. – № 6. – Режим доступа: www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article& article_id=7785424 – Дата доступа: 01.11.2011.
4. Пропп В. Я. Русская сказка. М.: Лабиринт, 2000. – 416 с.
5. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Харьков: Фолио, 1996. – 104 с.
6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – 3-е изд. М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
7. Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия. М.: Институт психотерапии, 2000. – 148 с.
8. Запорожец, А. В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником // Дошкольное воспитание. - 1948. - № 9. - С. 99-106.