Отзыв о сказке дремучий лес карамзин. Сказочный калейдоскоп


Создано 19.12.2013 06:29

Виссарион Григорьевич Белинский считал: «В России писать для детей первый начал Карамзин, как и много прекрасного начал он писать первый…»

«Оказывается, Карамзин тоже писал сказки!» – неподдельно удивлённо восклицали ребята, с интересом рассматривая иллюстрации к добрым, мудрым сказкам Николая Михайловича – «Прекрасная царевна и счастливый карла», «Илья Муромец», «Дремучий лес». Яркие, неповторимые, нарисованные юными читателями Аксаковки, они так точно передали сказочный колорит, что никого не оставили равнодушными: ни детей, ни взрослых. Ребята увлечённо играли со сказками Н.М.Карамзина, соотнося предложенные фрагменты авторского текста с рисунками своих ровесников. Отгадал сказку по описанию – молодец, а не отгадал – приходи в Аксаковку за книгой и читай, с наслаждением погружаясь в сказочный мир, созданный классиком.

Что может быть радостнее, чем общение с любознательными, пытливыми, вечно ищущими ответы на вопросы, читателями, настоящими и будущими?

Об огромном вкладе Н. М. Карамзина в детскую литературу взрослые и дети узнали из презентации литературного путеводителя «Карамзин детям», раскрыв для себя всю многогранность творческой деятельности великого классика.

Около 30 произведений, адресованных юным читателям, написал и перевёл наш знаменитый земляк. Едва ли не все они входили и входят по сей день в круг чтения детей среднего и старшего возраста. Именно Николай Михайлович, ратуя за то, «чтобы люди младые читать с увлечением могли», стал одним из редакторов первого русского журнала для подростков – «Детское чтение для сердца и разума». В этом издании печатались лучшие произведения писателей-классиков, рассказы о природе, рассказы по истории, рассказы о детях, занятные задачки об окружающем мире…

Участвуя в мультимедийной викторине «И будет имя жить его в России вечно», гости музейной ночи узнали много интересных фактов и событий, связанных с именем Н.М. Карамзина. Кем была собрана библиотека, книгами которой зачитывался будущий писатель? Какое образование получил юный Карамзин? В поисках чего отправился заграницу?

Самые маленькие посетители музея, их папы и мамы также с интересом приняли участие в литературной игре «Задушевное слово классика». Отвечая на её вопросы, ребята вспоминали произведения классиков русской литературы (А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, И.А.Крылова, А.П.Чехова, А.И.Куприна и др.), угадывали по описанию «литературные портреты» героев книг.

Дети, разумеется, не без помощи взрослых, вдумчиво и внимательно искали ответы на вопросы: как в алфавит попала буква «Ё»? Сколько ей лет? Как связаны буква «Ё» и наш знаменитый земляк Н.М.Карамзин? Кто изображён в верхней части памятника Н.М.Карамзину и почему? Маленькие краеведы с честью справились с заданиями, ещё раз доказав тем самым, что имя великого классика, «историографа Государства Российского», живо и памятно на родной симбирско-ульяновской земле!

Предисловие.

На памятный юбилей писателя и историка Н. М. Карамзина меня пригласили в районную детскую библиотеку с учащимися шестых классов, чтобы обсудить его творчество. Я удивилась: «Почему шестые классы? «Бедную Лизу» изучают в 9-м!» Оказалось, Николай Михайлович писал и сказки! К моему стыду, я этого не знала. Нам предложили прочитать и обсудить сказку «Дремучий лес».

В Интернете я нашла это произведение: «Дремучий лес. Сказка для детей, сочинённая в один день на следующие заданные слова – балкон, лес, шар, хижина, лошадь, луг, малиновый куст, дуб, Оссиан, источник, гроб, музыка». Оказывается, во времена Н.М.Карамзина так играли!

Не читая сказки писателя, я предложила детям домашнее задание: «Написать сказку на заданные слова (мы сократили несколько слов: Оссиан - кельтовский бард, источник, гроб). Когда напишем свои сказки, тогда прочтём и обсудим «Дремучий лес». Дети согласились, но предложили мне тоже за вечер написать сказку на заданные слова. Детские авторские сказки мы подарили позже в районную библиотеку. На Проза.ру я помещаю свою сказку и детские (я им обещала). Сразу признАюсь: сказки детей мы обсудили на литературном занятии, помогли друг другу сюжетом, и мною они слегка отредактированы.

Котенко Татьяна

Зимнее путешествие в дремучий Лес.
Сказка (написанная на заданные слова)

Однажды три друга собрались в лес на лыжную прогулку и назначили встречу под балконом своей одноклассницы. Стояла пышная зима. Лёгкий морозец серебрил деревья, разукрашивал узорами окна в домах, покрывал тонкой блестящей коркой снежные сугробы. Приятели шутливо боролись и, поглядывая на заветный балкон, перебрасывались снежками. Балкон упрямо и долго «молчал», зато один из друзей получил от одноклассницы смс, что она уже давно в лесу, что заждалась их и даже немного заблудилась.

Сообщение обрадовало друзей и одновременно огорчило. «Обрадовало» потому, что можно было стать героем по спасению пропавшего симпатичного человека, а «огорчило» потому, что девушка пренебрегла уговором, а значит, - дружбой.

До леса друзья добрались без приключений, нашли одинокую лыжню, по которой и отправились в глубь дремучего леса, но затем начались странности. Лыжня петляла между деревьями, словно кто-то нарочно запутывал следы. Начало смеркаться. Мороз усиливался, пощипывая нос и щеки и слепляя ресницы. И вдруг они остановились как вкопанные: лыжня пропала. Она обрывалась внезапно, словно лыжница поднялась вверх на воздушном шаре или полетела, как горнолыжники слетают с высокого трамплина.
Посовещавшись, ребята всё-таки пошли вперёд, вслух вспоминая рассказы местных жителей о том, что в дремучем лесу хозяйничают волки, что охотники ставят на них капканы и что были несчастные случаи, когда пропадали люди, попадая в какие-то порталы. Было немного страшно, но никто не хотел признаваться в этом даже самому себе и никто не хотел считать себя трусом.

И вдруг они друг за другом полетели в какую-то пропасть, не заметив в темноте обрыва. Во время «полёта» ребят обуЯл страх, сердце словно остановилось, а потом начало биться, как у кролика, и казалось, что оно вот-вот выскочит. Инстинкт самосохранения, наконец-то, проснулся. В голове мигом всплыли все известные варианты грамотного приземления. Каждый сгруппировался, почему-то зажмурил глаза и всем своим существом приготовился к сильному удару. Но его не последовало, более того, спустя несколько секунд все трое приземлились на ноги, ощутив под собой метровый слой снега. Лыжи были целыми!

И вдруг они увидели три маленьких светящихся шарика, скорее напоминающих клубочки. Они словно телепортировались от каждого из них и объединились в один большой серебристый шар, который завис над ними и осветил окрестность. Перед ними была санная дорога, которая вела их к хижине, еле видневшейся вдали на опушке. У них мелькнула мысль, что свою одноклассницу они найдут именно там, и поэтому без страха отправились по санному пути. Светящийся серебристый шар указывал им дорогу. Возле хижины они увидели красивые сани, устланные ковром, и запряжённую тройку белых лошадей. «Как в сказке!» - подумалось каждому из них.

Они смело переступили порог хижины. Она была пуста, но словно ждала их. В избушке было светло и тепло, ярко горел огонь в печи, на столе стояло три прибора, горячий чугунок с варёным картофелем и кувшин с холодным молоком. Инстинкт голода подсказал, что надо делать. Они ели и обдумывали вслух свои дальнейшие действия. И вдруг осознали, что называют себя старинными именами: Дубыня, Колояр и Мечеслав. Эти имена были написаны на деревянных кружках, из которых они пили.

Вдруг дверь широко отворилась, и в Хижину вошёл старик-великан, весь белый и седой. Белый – от снега и инея, а седой – от возраста. Это был Леший, хозяин леса.
-А-а, вот и спасатели прибыли! – без улыбки сказал он. – ЗдорОво живёте! Не испугались, что попали в волшебный лес сказочного портала?! ВечЕряйте, потом поговорим.

Великан рассказал друзьям, что они находятся в три-девятом царстве. Где это?! Неужто за столько лет ни в школе, ни в семье не объяснили им, где находится это царство-государство?! Люди живут на третьей от Солнца планете, которая называется Земля. А сейчас друзья прибыли на девятую от Солнца планету. Да, планеты – родственники, почти рядом находятся, на одной орбите, только зеркально противоположны.

Хлопцы, вы взяли на себя судьбу трёх богатырей, поэтому и действовать дальше должны храбро и смело. Дубыня - воин, подобный дубу, несокрушимый, побеждает в рукопашном бою. Колояр – витязь, вращающий круг. Круг, колесо - это его оружие. Во время боя он перемещается по сечи, по полю, используя вращательные приёмы. Мечеслав – богатырь, добывающий славу мечом. Вы - Воины, вы - Волки. Вы должны проявить Волю к победе, чтобы спасти свою непутёвую подружку. Почему непутёвую?! Потому что не тем путём идёт красавица по жизни,- устало добавил к сказанному Леший-великан.

Друзья узнали, что Планета Ялмез уже давно вступила в эпоху Волка. Это является космическим процессом и связано с движением Солнечной системы (Ярилы) по Млечному Пути. Основное дело Эпохи Волка - восстановление леса и сада, рощи и бора, парка и тайги. Волки - санитары природы. А их одноклассница прибыла на Планету Ялмез из прошлой эпохи – эпохи Лисы, где самыми преуспевающими людьми, как правило, были лжецы и обманщики, люди без чести и совести, и повела себя аналогично им.

Здесь она получила древнерусское имя Будана, что значит Лентяйка. В моей хижине она взяла ружье и отправилась охотиться на зайцев. В лесном портале она превратилась в лисицу. Её обложила стая волков и погнала в загон. «Спасло» её семейство Змея Горыныча. Держит в плену вашу Будану Змей о трёх головах, которые зовут Лесть, Ложь, Лентяйка. Он забрал её к себе в Вигвам. Вам придётся вызвать на бой именно его. Волки вам помогут,- заверил хозяин Хижины.

Друзья вышли к месту сражения. Это был огромный, занесённый снегом Луг. В центре его стоял столетний Дуб-великан, под кроной которого и был сооружён Вигвам. Строение было окружено колючими малиновыми кустами, на которых кое-где висели замёрзшие ягоды малины да жёлто-коричневые листики. На одном из кустов алел женский шерстяной шарф и вязаная шапочка с бубоном. Два других куста украшали красные тёплые варежки.

Жива ли хозяйка этих вещей?! Каково ей у Змея Горыныча?! Может, ей там хорошо живётся? – думали друзья-приятели, готовясь к сечи.

Леший-великан сдержал слово. На помощь юным богатырям пришли три Волка-защитника. Вместе, всемером, они одолели Змея Горыныча, лишив его всех трёх голов. Помог им в бою и незримый Баян - древнерусский бард. Своей музыкой он то усыплял бдительность Змея, то отвлекал его от боя, то восхвалял за промахи и ошибки.

Когда Змей был повержен, наступило утро. На небе появилось Ярило - Солнце. Его Лучи осветили всю Планету Ялмез. Вместе с Баяном под весёлые гусли запел и зазвенел весь вещий Лес, радужный в солнечных лучах снежный Луг, посеребрённый морозным инеем вековой Дуб. Старик Леший погладил по голове плачущую, но радостную девушку и сказал: «Забирайте свою Благушу! Теперь её так зовут. Наказ вам даю: восстановите Жизнь на Земле, тогда и откроется многогранность сознания Человека».

Леший - великан на своих волшебных санях и белых лошадях с серебристой гривой вывез друзей из сказочного портала на твёрдую землю. Друзья засветло вернулись домой с лыжной прогулки. Урок Хозяина дремучего Леса пошёл впрок Благуше и её друзьям.
Сказка –ложь, да в ней – намёк, тем, кто пОнял всё, – урок!

P.S. Продолжение в разделе "Детские произведения". Сказки

Большой вклад в развитие русской детской литературы внес и Н.М.Карамзин (1766-1826). Николай Михайлович Карамзин был замечательным детским писателем, сыгравшим значительную роль в истории детской литературы. Он написал и перевел для юных читателей около 30 произведений. Кроме того, в круг чтения детей среднего и старшего возраста входили едва ли не все его произведения. Объяснялось это тем, что он являлся главой нового направления в истории литературы - сентиментализма, поэтика которого так близка природе детей. Оригинальные произведения Н. М. Карамзина начали появляться на страницах «Детского чтения для сердца и разума» в 1789г. Среди них особенно выделяются «Анакреонтические стихи», «Прогулка», а также повесть «Евгений и Юлия».

Для детей Н.М.Карамзин продолжал писать и после того, как был закрыт детский журнал. В 1792г. он опубликовал сказку «Прекрасная царевна», а в 1795г. - «Илья Муромец» и «Дремучий лес». Наибольший интерес представляет прозаическая сказка «Дремучий лес». Через сказочные образы и события автор убеждает детей не бояться леса, любить природу, наслаждаться ее красотой и дарами. Сказка «Дремучий лес» чисто литературная. В ней нет следов народного творчества. Как и в других своих произведениях, Карамзин придерживается поэтики сентиментализма.

Произведение «Илья Муромец» названо автором богатырской сказкой и написано на основе былин. Это было последнее и незаконченное произведение Карамзина в стихах, после чего он взялся за историю. В сказке рисуются поэтические картины природы в стиле сентиментализма, создается образ Ильи Муромца, не похожего на былинного богатыря. Нежными красками поэт рисует многоцветные картины природы, отмечает оттенки и звуки окружающего мира. Образ богатыря, созданный Карамзиным, лишь частично напоминает былинного. Он показан не в сражениях с врагами родины, а в общении с очаровательной красавицей. Как и в других произведениях писателя, здесь мало действия, но много нежных чувств и ярких картин. Своим творчеством Н.М.Карамзин служил развитию русской культуры, пробудил интерес к детской литературе у широких кругов общества, способствовал воспитанию патриотических и эстетических чувств детей. Творчество Карамзина - важнейший, переломный период в истории детской литературы, который сыграл огромную роль в дальнейшей ее судьбе.

Итак, детская литература в XVIII веке развивается активно. На первом месте в кругу детского чтения стоят энциклопедии, путешествия. Тем не менее, в чтении детей конца XVIII века большое место занимают книги для взрослых, куда входят произведения Державина, Сумарокова, Карамзина и др., а также зарубежные переводы. Вместе с тем, наметились пути развития детской литературы: тесная связь с современностью, с передовыми идеями, с литературой для взрослых, сочетание науки и искусства. Задачи эти продолжали решаться детской литературой XIX столетия.


Бытовые новеллистические сказки
15. НАБИТЫЙ ДУРАК Жил-был старик со старухою, имели при себе одного сына, и то дурака. Говорит ему мать: - Ты бы, сынок, пошел, около людей потерся да ума набрался. - Постой, мама, сейчас пойду. Пошел по деревне, видит – два мужика горох молотят, сейчас подбежал к ним. То около одного потрется, то около другого. «Не дури,- говорят е...

Политическая жизнь Данте
Флоренция переживала во время жизни Данте сложный политический и экономический кризис. В сущности, это была борьба осознавшей свое политическое значение буржуазии против наследственной аристократии. Это обстоятельство объясняет, почему к середине XIII века традиционные политические лозунги - гвельфы (сторонники папы) и гибеллины (сторон...

Из плача о писаре
Вопит кума: Отлишилися заступы-заборонушки! Как не стало нонь стены да городовой, Приукрылся писаречек хотромудрой Он во матушку сыру землю! Вкупе все домы, крестьяна, сухотуем: Буди проклято велико это горюшко, Буде проклята злодийная незгодушка! Как по нынешним годам да по бедовым Лучше на свет человеку не родитися; Много ст...

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система Отдел - специализированная библиотека №1 «Мир искусств» Урок №3. Тема: «Детское чтение для сердца и разума». Читаем сказки Н.М. Карамзина вместе (сказка «Дремучий лес»). Громкие чтения. Подготовила ведущий библиотекарь Бабинская И.М.. Урок №3. Тема: «Детское чтение для сердца и разума». Читаем сказки Н.М. Карамзина вместе (сказка «Дремучий лес»). НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ КАРАМЗИН – знаменитый русский писатель, поэт, историограф, по праву возглавляющий славную плеяду уроженцев Симбирского края. Он написал или перевёл для юных читателей около 30 произведений, сыграв тем самым значительную роль в истории детской литературы. Культ дружбы и нежных чувств, внимание к окружающему и природе, повышенный интерес к переживаниям и внутреннему миру человека, его земным радостям – всё это характерно для Карамзина как основоположника сентиментального направления и делает его произведения интересными и близкими детям и юношеству. В творчестве Н.М. Карамзина нет такой книги, которая была бы недоступна или нежелательна для детского и юношеского чтения. Сказки Н.М. Карамзина «Прекрасная царевна и счастливый Карла», «Дремучий лес» и «Илья Муромец» малоизвестны среди детской и взрослой аудитории, не издавались отдельным изданием и не иллюстрировались. Они представляют несомненный интерес для прочтения, изучения и популяризации. Предлагаем вам совершить путешествие в волшебный мир сказок Николая Михайловича Карамзина и узнать о судьбах героев этих сказок. Сказка «Дремучий лес». Наибольший интерес представляет прозаическая сказка «Дремучий лес». В подзаголовке к ней указывалось: «Сказка для детей, сочиненная в один день». Все боялись Дремучего леса и не ходили туда, так как в нем царствовал, как полагали, злой волшебник, чародей, кум и друг Вельзевула (главы демонов). В селе, недалеко от леса, жили старик и старуха с двадцатилетним сыном, который был как «ангел красоты и голубь смирения». Однажды ночью в их дверь постучали и зычный голос произнес: «Пошлите сына в Дремучий лес. Родители были в ужасе, а сын «доказывал, что Дремучий лес может быть страшен для других, а не для него». Родители вынуждены были согласиться, и сын пошел в Дремучий лес «следом за беленьким кроликом, который перед ним резвился и прыгал». В лесу у чудесного домика юноша встретил красавицу, которая была предназначена судьбой ему в жены. Понятно, что после свадьбы герои жили долго и счастливо. А если читатель захочет узнать, где же злой волшебник и чудовище, то автор отвечает, что это слух, который «принадлежал к числу басен», «ужасное же чудовище существовало в воображении добрых поселян». Через сказочные образы и события автор убеждает детей не бояться леса, любить природу, наслаждаться ее красотой и дарами. Сказка «Дремучий лес» чисто литературная. В ней нет следов народного творчества. Как и в других своих произведениях, Карамзин придерживается поэтики сентиментализма. Полная тайн и загадок, сказка начинается так: “Бьёт восемь часов. Время пить чай, друзья мои. Любезная хозяйка ожидает нас на балконе. Вы на меня смотрите, любезные малютки!.. Понимаю. Вы хотите, чтобы я под шумом ветра, под тенью сизых облаков рассказал вам какую-нибудь старинную быль, жалкую и ужасную. Хорошо, слушайте. Взгляните на древний, густой, мрачный лес, который возвышается перед глазами нашими: как страшен вид его, какие чёрные тени лежат на его кудрявой вершине! Знайте же, в старину, веков за десять перед нашим веком, этот лес был в десять раз обширнее, темнее, ужаснее. Молва, которая носилась по окрестным деревням, ещё более пугала робких поселян. Говорили, что в этом дремучем лесу издавна жил и царствовал злой волшебник или чародей. Часто при свете луны, когда поселяне издали, смотрели на лес, расхаживало между деревьями какое-то чудовище, наравне с высокими соснами, и огненными глазами своими освещало всё вокруг себя. В этой сказке лес – это олицетворение жизни (незнакомой, а потому страшной и опасной для многих молодых). Главный герой поначалу, как и все жители, боится дремучего леса, но, переборов страх и зайдя в него, он встречает там… А, впрочем, прочитав, вы всё узнаете сами. Чтение сказки сопровождается электронной презентацией. Список использованной литературы: 1. Герлован, О. К. Н. М. Карамзин. Дремучий лес // Русская словесность. – 1993. – № 5. – С. 12-17.

Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России…

(А.С. Пушкин)

2016 год -Указом Президента РФ от 23 августа 2010 года № 1052 «О праздновании 250-летия со дня рождения Н.М. Карамзина», объявлен в России Годом Карамзина.

Великому писателю, историографу, переводчику, реформатору русского языка Н.М.Карамзину 12 декабря исполнилось 250 лет со дня рождения.К этой дате в МБУК «ЗЦБ» для учащихся МКОУ «СОШ №1», 6»А» класса состоялась литературная гостиная «Путешествие по сказкам Карамзина».

Н.М. Карамзин внёс большой вклад в развитие русской детской литературы. Виссарион Григорьевич Белинский считал: «В России писать для детей первый начал Карамзин, как и много прекрасного начал он писать первый…»

Он был замечательным детским писателем, который написал и перевёл для юных читателей около 30 произведений. Н. М. Карамзин писал и сказки для детей. Они учат человека жить, вселяют в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки. Учащимся была предложена презентация о биографии Н.М. Карамзина с элементами беседы. Читатели, познакомились с именем великого классика и, раскручивая колесо истории, повернули время вспять, туда, где будущий «историограф государства Российского», был ещё совсем маленьким мальчиком. Ребята узнали о том, чем Николай Карамзин увлекался, какие книги любил читать, где и как он получил образование.Учащимся рассказали, что Карамзин одним из первых начал использовать букву «Ё», ввёл в русский язык множество новых слов: «впечатление», «влияние», «промышленность», «моральный», «гармония», «катастрофа», влюблённость».

Также школьники вспоминали и называли места Симбирско-Ульяновского края, связанные с бессмертным именем писателя и историка. Беседа вызвала у ребят живой, неподдельный интерес и ряд вопросов о жизни писателя.


Далее библиотекари предложили совершить путешествие в волшебный мир сказок Н. М. Карамзина, узнать о судьбах героев и истории создания сказок. Для детей писателем были написаны три сказки:«Прекрасная царевна и счастливый карла», «Дремучий лес» и богатырская сказка «Илья Муромец»

В прозаической сказке «Дремучий лес» сказочные образы и события убеждают детей не бояться леса, любить природу, наслаждаться ее красотою и ее дарами. В подзаголовке автор указывает, что это «сказка для детей, сочиненная в один день».

Затем прошло знакомство с обсуждением старинной сказки «Прекрасная царевна и счастливый карла», в ходе которого объяснялись устаревшие слова, обращалось внимание на язык произведения, своеобразие описаний и построения сказки.

Ещё ребятам рассказали о славном богатыре из древнего города Мурома – Илье Муромце.

Тем, кто не читал сказок Карамзина «Дремучий лес», «Прекрасная царевна и счастливый карла», «Илья Муромец», узнали для себя много нового и интересного, о том,что эти сказки не издавались отдельными изданиями и не иллюстрировались.

Учащиеся не только отвечали на вопросы, но и сами их задавали, высказывали своё мнение.Ответы ребята давали не только правильные, но и полные, что для библиотекарей стало приятной неожиданностью.

После показа презентации был проведен обзор по книжной выставке «По страницам произведений Н.М. Карамзина». Выставка познакомила читателей с имеющейся в книжном фонде литературой, которая сможет оказать помощь, как в учебном процессе, так и просто в целях самообразования.


Книжно-иллюстративная выставка с мультимедийной презентацией помогли представить жизнь и творчество российского историка и писателя.Казалось бы, два с половиной века, это огромный промежуток времени, поэтому произведения писателя могли отойти на задний план и потерять свою актуальность. Но это не так.

Н.М. Карамзина нельзя рассматривать только, как историка, необходимо изучать его богатое литературное наследие – его стихотворения, журнальные статьи, сказки, повести.Карамзин писал: « Общение с книгами приготовляет к общению с людьми. И то и другое равно необходимо».

В заключение мероприятия ребята получили буклеты, посвященные 250-летию со дня рождения великого писателя, историографа, переводчика, реформатора русского языка Н.М.Карамзина.