Сенсационные знания догонов (9 фото). Догоны (Страна, земля, племя Догонов)


Историями о тех, которые пришли с неба и, смешав с людьми кровь, воспроизвели потомство полубогов, а взамен подарили нашим предкам знания, заполнены практически все священные книги.
Спустя тысячи лет, мы то и дело натыкаемся на Их следы, причем отнюдь не в кабинетах ученых, а в самых что ни на есть девственных уголках нашей планеты.

Верное тому подтверждение – племя догонов, проживающее в сердце африканского континента. Догоны верят в свое космическое прошлое и считают, что их предки пришли на землю со звезды Сириус из созвездия Большого Пса!
Догоны (самоназв. Dogom, Dogon и др., ед. ч. Dogone; фула Habe, ед. ч. Kado, букв. «язычники») - народ на юго-востоке Мали (юг области Мопти).
Название племени придумали путешественники, оно происходит от английского слова Dog Star – «Звезда Собаки». Сами же они именуют себя Детьми Бледного Лиса – именно так звался их далекий звездный отец.
Живут (компактно или смешанно с народом фульбе) в труднодоступном районе вокруг уступа нагорья Бандиагара, на прилегающем плато и равнине Сено, а также в нескольких приграничных селениях Буркина Фасо.
Говорят на догонских языках. Многие также в разной степени владеют языком фула, играющим роль лингва-франка для некоторых групп догонов, взаимопонимание между которыми затруднено или невозможно, и бамана. Французским, государственным языком Мали, владеют единицы.

Общая численность около 800 тысяч человек (оценка 2007г.). В основном мусульмане, в ряде районов сохраняются традиционные верования, около 10 % - христиане (католики и протестанты).
Догоны возводят себя к правящим группам Древнего Мали. Согласно этногенетическим преданиям, их предки, теснимые фульбе, пришли в X-XII веках с верховий Нигера - из страны Манден, вытеснив местное население (телем или курумба) и частично усвоив их культуру и, очевидно, переняв их языки. От телем остались пещерные святилища и погребальные комплексы в скалистых отрогах восточной и южной Бандиагары (среди инвентаря - керамика, наконечники стрел и копий, бронзовые и железные браслеты, деревянная скульптура, фрагменты ткани, плетения и т. п.). О прямых контактах догонов с телем традиция не сообщает. Связь с народами манден подтверждается социальными связями родовых групп, близостью искусства, танцев, обрядов и т. п.
На протяжении столетий они сохраняли свою самобытную культуру, несмотря на европейское влияние и непосредственную близость Томбукту, древнего центра исламизации Судана, чему в значительной мере способствовали естественные условия - труднодоступная местность с узкими проходами и отвесными скалами, превратившими селения догонов в неприступные крепости.
Селения догонов располагаются террасами на склонах холмов у подножия скалистых осыпей, на которых возвышаются конические постройки их легендарных предшественников - теллем.
Согласно легендам, история догонов берет свое начало во времена великой космической трагедии, разыгравшейся на задворках нашей Галактики... Вокруг третьей звезды из системы Сириуса вращались две планеты. На первой из них, Ара-Толо, жили люди-змеи Номмо. На другой планете, Йу-Толо, находили свой приют разумные птицы Балако. Обитатели Йу-Толо достигли высочайшего уровня цивилизации, при помощи своих знаний Балако смогли предсказать надвигающуюся катастрофу. Она исходила от соседней звезды системы Сириус В, которая должна была взорваться в ближайшее десятилетие. Взрыв грозил полным уничтожением для обеих цивилизаций, и они стали искать другие планеты, пригодные для жизни своих физических тел.
С этой целью инопланетяне снарядили несколько межзвездных экспедиций. Как утверждают догоны, они перемещались в астральных телах и могли при помощи генетических кодов-матриц задавать подходящим планетам программу создания опытной партии биологических тел конкретного вида. Как складывались их эксперименты на других планетах, неизвестно. Что касается Земли, тут был успех. Исследования по возможной адаптации своих тел к земным условиям проходили более чем успешно – для этих целей было выбрано плато Бандиагара.
ерез некоторое время после запуска генетической программы на благотворной африканской почве стали появляться странные существа – земноводные. Номмо стали осваивать местные озера, а люди-птицы Балако стали строить жилища-гнезда на неприступных уступах плато. Но затем пришельцы пришли к выводу, что Земля не совсем пригодна для их биологических форм.
Отчет о проведенных исследованиях был направлен на родину, пришельцы стали ждать ответа, на какие же планеты им необходимо перебираться окончательно. Как раз в это время случилась главная инопланетная проблема.
Подошел срок очередного пятидесятилетнего цикла – орбиты трех звезд системы Сириуса сблизились и Сириус В взорвался, превратившись в Белого Карлика. В результате взрыва все биологические существа данной звездной системы были полностью уничтожены. В живых остались только звездные разведчики, застрявшие на Земле.
В память о погибшей родине, каждые пятьдесят лет они проводят священный праздник Сиги – День поминовения мертвых.
Ситуация вышла из-под контроля, необходимо было что-то делать и как-то приспосабливаться к земным условиям в ожидании зова сородичей, которым может быть удалось прижиться на других планетах. На счастье инопланетян в это время к плато прикочевало африканское племя теллемов. При помощи оккультных знаний пришельцы освободили людей от душ, а сами вселились в них, став псевдолюдьми...
Почти все племя теллемов обрело новое внутреннее содержание, часть племени перевоплотилась, другая стала рабами. Свои прежние тела инопланетяне «свернули» обратно в яйца (на Сириусе у них такая форма размножения) и поместили их в тайное пещерное Святилище.
Со временем тела людей старели, и инопланетянам необходимо было перевоплощаться. С этой целью они начали вступать в браки с уцелевшими теллемами: их детей и называют ныне догонами, которые по-прежнему ждут зова далекой родины и стерегут генофонд настоящих биологических тел детей Сириуса. Не все, конечно, обитатели племени догонов настолько просвещены, тайные знания хранят только жрецы племени – олубару. Стать таким жрецом можно только с рождения, будущих олубару люди-птицы отбирают из догонов еще детьми и обучают их у себя языку сиги-со, родовым обрядам, праздникам и тем необычным знаниям астрономии, которые так удивляют весь земной научный мир.
Жрец-олубару обязан тщательным образом следовать всем традициям и закончить свое существование в возрасте семидесяти лет. По исполнению указанного возраста олубару уходит в тайное поселение, где его приносят в жертву духу Йуругу. Его вызывают в час «Сумеречной Зоны» при помощи боя в ритуальные барабаны. Все участники жертвоприношения погружаются в глубокий транс, наверное, поэтому им становится все равно, живы они или уже мертвы. Кроме человеческих жертв Йуругу жертвуют и крокодилов.
Главная цель жизни олубару заключается в хранении яиц – своих космических братьев.
Календарь догонов сильно отличается от общеизвестных и общепринятых календарей мира. Например, неделя состоит не из семи дней, как мы привыкли, а из пяти. Пятый день является рыночным – в Африке это уже праздник. Все ходят нарядные – при всех регалиях и атрибутах. Мужчины пьют в этот день пиво, обсуждая вселенские проблемы, женщины делают то же самое, только без пива.
Догоны каждый год празднуют Дес Масквес. Этот праздник наступает в апреле и празднуется ровно одну догонскую неделю – пять дней. Его основная цель – освежить в памяти догонов праздник Сиги, отмечаемый раз в пятьдесят лет, дабы его не забыли. Именно по этой причине на Дес Масквес происходит все то же самое, что и на Сиги.
Все действо Дес Масквес похоже на костюмированный спектакль, рассказывающий историю происхождения догонов. Главным атрибутом являются специальные маски, изготовленные из дерева, разукрашенные причудливым орнаментом. Маски венчаются особыми фигурами – надголовниками, достигающими высоты до пяти метров. Самая главная из них имеет высоту два метра, она олицетворяет мифическую птицу Балако с распростертыми в виде свастики крыльями и лапами!
Священные маски хранят в святилищах, подальше от посторонних глаз, их стерегут жрецы-олубару. В зависимости от того, какой праздник, догоны оживляют ту или иную маску, для особых случаев делают новую.
В своих церемониях догоны используют восемьдесят различных масок. Причем все они при большом разнообразии форм и сюжетов сохраняют черты одного стиля. В каждом из ритуалов принимает участие определенный набор масок. Некоторые из масок догонов сохранились только в музеях. С другой стороны, отмечено появление новых типов, сохраняющих основные признаки местного стиля.
Почти во всех масках подчеркнута вертикальная ось, и большинство из них имеют два композиционных центра: одним из них является личина, то есть часть маски, закрывающая лицо, другим - навершие, представляющее собой самостоятельную пластическую структуру. Стиль догонов характеризуется прямолинейными "кубистическими" объемами, резкой ограненностью форм, прямоугольными сочленениями, четкими, без полутонов границами света и тени.
Антропоморфные, как правило, маски догонов всегда дополнены чертами различных животных (обезьяны, антилопы, зайца, гиены и т. п.). Самая распространенная и одна из наиболее почитаемых масок - канага. Плоское лицо с отверстиями для глаз разделено пополам тонкой вертикальной перегородкой носа, упирающейся в нависающий в виде трехгранного карниза лоб. Навершие имеет форму лотарингского креста с отогнутыми концами перекладин.
Различные вариации этой формы, напоминающей схематическое изображение человеческой фигуры в так называемой позе лягушки, встречаются в первобытном и традиционном искусстве повсеместно: в наскальной живописи Австралии, Восточной Испании, Скандинавии, Закавказья, в искусстве канадских индейцев и т. д.
Символическое значение этой формы, венчающей маску канага, интерпретируется по-разному. М. Гриоль считает ее символом равновесия между землей и небом, символом космического порядка; другие видят в ней священную птицу с распростертыми крыльями, фигуру верховного божества в акте созидания; по Кьерсмейеру, это символ крокодила, на спине которого, по преданию, догоны переплыли Нигер во время их исхода из «Страны манде».
Маска сириге, или, как ее еще называют, «многоярусный дом», отличается от канага главным образом своим навершием. Лицевая же часть этой маски (как и многих других) в общих чертах повторяет лаконичную антропоморфную схему канага. Навершие сириге представляет собой ажурную доску или плоский шест высотой от трех до пяти метров, символизирующий гинна - дом огона, религиозного вождя и правителя догонов. Покрывающая шест резьба в виде повторяющихся геометрических форм отражает космогонические представления догонов.
Лицевая часть зооморфных масок, как правило, сохраняет ту же пластическую структуру: плоский прямоугольник, разделенный на две части узкой вертикальной перегородкой. Маска может быть увенчана прямыми или изогнутыми рогами (валу - маска антилопы), длинными ушами (дьомо - маска зайца) или имеет монолитную обтекаемую форму («черная обезьяна» - маска бабуина).
Навершия в виде человеческой фигуры (например, маска Ясигине) (Ясигине (или Ясиги) - мифическая женщина парная женская ипостась Йуругу, укравшая секрет масок и потому посвященная в ава. По преданию, с этого времени некоторая категория женщин имеет право выступать в ритуальных танцах под маской Ясигине) или фигурки обезьяны, как правило, менее геометризованы, а иногда почти натуралистичны. Причем в этих случаях лицевая часть полностью лишается изобразительных элементов, превращаясь в плоскость, на которой вертикаль обозначена лишь как перегородка между прямоугольными глазными отверстиями.
Матерью всех масок считается маска имина на - «великая маска», сочетающая в себе особенности обоих типов: антропоморфный характер лицевой части, геометрический орнамент навершия (достигающего десятиметровой высоты) и более реалистическую трактовку змеиной головы с открытой пастью, венчающей навершие. Эту маску можно видеть лишь на церемонии Сиги.
Каждой маске соответствуют специальный костюм и украшения, скрывающие танцора с ног до головы. Большая часть костюма состоит из растительных волокон. Из тех же волокон изготовляются и маски, изображающие людей, например женщин фульбе (Фульбе считались прежде врагами догонов, и их ньяму следовало нейтрализовать точно так же, как и ньяму убитых животных). Непременный аксессуар этой маски - женская грудь из двух половинок плода баобаба. Вообще же маски догонов изготовлены из мягкой древесины и поэтому сохраняются лишь относительно короткое время. Это обстоятельство (исчезновение образцов), возможно, содействует ускоренной эволюции масок - их стиля и формы - по сравнению с круглой скульптурой (Ж. Деланж видит причину ускоренной эволюции в том, что изготовители масок здесь чаще всего их носители - члены ава, а не кузнецы, которые являются потомственными ремесленниками и по установившейся традиции наряду со своим основным делом обычно занимаются изготовлением скульптуры).
В XVI веке догоны входили в раннегосударственное образование Сонгай, в XVI-XIX веках (в разной степени вовлечённости для различных групп) - в Масина. Контакты догонов с исламизированными фульбе, начавшиеся на рубеже XVIII-XIX веков, привели к захвату последними Бандиагары к середине 19 века.
«Укрывшись в горных селениях, – пишет этнограф Б. Шаревская, – догоны сохраняли до самого последнего времени многие архаические обычаи и верования. Это характеризует и их мифологию».
Начиная с 1931 года, группа французских ученых во главе с Марселем Гриолем и Жерменом Дитерлен изучала быт и мировоззрение догонов. Результатом этой огромной работы явилась книга «Бледный Лис» (названная так по имени одного из самых популярных персонажей догонского фольклора).
В «Бледном Лисе» французские ученые дословно изложили и прокомментировали мифы догонов о сотворении Вселенной и истории человеческого рода. И не просто мифы, а мифы эзотерические, известные до недавнего времени лишь немногим. Вторая звезда системы Сириус (см. описание) - Сириус В - была открыта в 1862 году, ее необычайно высокая плотность была определена незадолго до начала Первой мировой войны, что позволило отнести звезду к категории «белых карликов». Спиральные туманности зарисованы Россом в середине XIX века. Хаббл в 1924 году доказал, что они состоят из звезд. Вращение нашей Галактики доказано в 1927 году, а ее спиральная форма - в 1950 году.
К чему это перечисление? Оказывается, в архаичной мифологии догонов все это давно известно! Известно народу, вся наука которого ограничивается изготовлением ритуальных масок.
Современная наука гласит, что Вселенная образовалась в результате первоначального Большого взрыва, до которого все ее вещество, сжатое до невероятной плотности, занимало бесконечно малый объем, а такие категории, как пространство и время, отсутствовали.
С момента Большого взрыва (около 13 миллиардов лет тому назад) происходит непрерывное расширение Вселенной, так называемое разбегание галактик.
А вот как происходило образование Вселенной согласно древним преданиям догонов: «В начале всех вещей был Амма - Бог, который не покоился ни на чем. Амма был шариком, яйцом, и яйцо это было замкнуто. Кроме него не существовало ничего».
В современном языке догонов слово «амма» означает нечто неподвижное, сильно сжатое и очень плотное. И далее: «Мир внутри Аммы был еще без времени и без пространства. Время и пространство слились в единое целое». Но наступил момент, когда «Амма открыл глаза. При этом его мысль вышла из спирали, которая, кружась в его чреве, обозначила будущее разрастание мира».
Согласно преданию, современный «мир бесконечен, но его можно измерить». Эта формулировка очень близка к той, что дал Эйнштейн в своей теории относительности.
Не имеющие даже собственной письменности, догоны в своих космогонических мифах делят небесные тела на планеты, звезды и спутники. Звезды именуются «толо», планеты - «толо гонозе» (звезды, которые движутся), а спутники носят название «толо тоназе» (звезды, которые описывают круги).
Догоны считают Сириус тройной звездой, состоящей из главной звезды «сиги толо» и «звезд «по толо» и «эмме йа толо». Поразительно точно указывается период их обращения вокруг главной звезды - 50 земных лет (современные данные: 49,9 года). Причем в их древних мифах содержится информация о том, что звезда «по толо» имеет небольшие размеры при огромном весе и плотности.
«Она самая маленькая и самая тяжелая из всех звезд и состоит из металла, называемого «саголу», который более блестящий, чем железо и такой тяжелый, что все земные существа объединившись не смогли бы поднять и частицу…» В другом месте миф уточняет: «частица саголу» размерами с зерно проса весит столько же, сколько весят 480 ослиных вьюков» (т.е. около 35 тонн).
Методами современной науки было установлено, что Сириус действительно является двойной звездой, причем вторая ее компонента - белый карлик Сириус В, плотность которого может достигать 50 тонн в кубическом сантиметре…
Согласно догонским мифам, когда звезда «по толо» (Сириус В), имеющая по мнению жрецов вытянутую орбиту, приближается к звезде «сиги толо» (Сириус А), - та начинает светить ярче.
Несколько лет назад астроном А.В.Архипов с целью проверить это утверждение сопоставил данные измерений яркости этой звезды за полтора столетия. Ученый пришел к заключению, что блеск Сириуса действительно колеблется, причем с периодичностью 50 лет, т.е. с периодом обращения Сириуса В вокруг Сириуса А…
Мало того, при сравнении этих колебаний с изменениями дистанции между этими звездами обнаружилась полная правота догонов - чем ближе к главной звезде ее спутник, тем она ярче!
Вавилонские, египетские, греческие и римские источники свидетельствуют, что Сириус, яркая бело-голубая звезда в созвездии Большого Пса, в древности выглядел иначе, чем сегодня. Так, в Вавилоне он носил имя Шуккуду - «раскаленная медь», Птолемей в своем «Альмагесте» (II в н.э.) помещает Сириус в списке красных звезд, римский философ Луций Сенека около двух тысяч лет назад замечает: «Краснота Собачьей звезды (т.е. Сириуса) глубже, Марса - мягче, ее нет совсем у Юпитера…»
Однако уже в X веке нашей эры персидский астроном Аль-Суфи описывает Сириус бело-голубым, каким мы видим его сегодня. Современные ученые признают возможность перемен, происшедших с Сириусом за ничтожно малый по космическим масштабам срок 700-800 лет…
Астроном Д.Мартынов, рассмотрев возможные механизмы таких изменений, пришел к выводу, что Сириус В в одно из первых столетий нашей эры взорвался как полусверхновая звезда. По мнению ученого до момента взрыва Сириус В был «красным гигантом», что обуславливало цвет всей системы Сириуса. После взрыва он превратился в «белый карлик» - исключительно плотную звезду размером с Землю…
Мифы догонов о дальнем космосе во многом соответствуют современным научным взглядам. Так, например, догоны знают, что наша Галактика, видимая с Земли, как «Млечный путь», это - «спиральный звездный мир» и считают, что таких «спиральных звездных миров» во Вселенной «бесконечно много», а сама она, хотя и «бесконечна, но измерима».
По мнению догонов, Вселенная населена различными живыми существами, причём первыми в ней появились растения. Например, семена тыквы и щавеля «перед тем, как попасть на Землю, легли на край Млечного Пути» и «проросли во всех мирах Вселенной».
Догоны убеждены также, что «на других землях есть рогатые, хвостатые, крылатые, ползающие люди…»
Строго говоря, догонские мифы повествуют не об одном, а о нескольких «космических путешествиях», первые из которых совершил некто по имени Ого, который в свой третий «звездный вояж» попадает на Землю, где превращается в «бледного лиса» - Йуругу.
В древних мифах и рисунках догонов описан и космический «ковчег Номмо», в котором спустились с «Сиги тало» предки догонов вместе со всем необходимым для жизни на Земле. «Ковчег Номмо» жрецы-«олубару» изображают в виде корзины «тазу», напоминающей усеченный конус, верхняя плоскость которого представляет собой квадрат, а нижняя - круг. По бокам конуса расположены лестницы, на которых при спуске на Землю удерживались люди, животные, растения и т.п.
Спускаясь, ковчег вращался, причем это движение поддерживалось через… сопло. «Отверстие сопла есть большая дорога дыхания предков, - повествуется в мифе, - спустившихся с высоты. Именно их дыхание помогало вращаться, чтобы двигаться и опускаться…»
«Ковчег Номмо» приземлился после восьмилетних «качаний» в небе, «подняв воздушным вихрем тучу пыли». Первым из ковчега вышел Номмо, а затем и все прочие существа.
В качестве места посадки догонские жрецы называют озеро Дебо в Западном Судане, заполняемое водой во время паводка на реке Нигер. На одном из островов этого озера находится каменное изображение «Ковчега Номмо», летящего среди звезд.
Отдельный интерес представляют сокровенные космогонические мифы догонов… «Вначале был Амма, бог в виде круглого яйца, который покоился ни на чем… Кроме этого не было ничего…»
Основной элемент мира у догонов - частица «по», имеющая форму маленького просяного зернышка. Такую же форму имел и Амма. Это зернышко «по» «крутилось и излучало частицы материи в звуковом и световом действии, оставаясь однако невидимым и неслышимым». В зерне «по» Амма построил всю Вселенную, но чтобы «выпустить мир наружу» - начал вращаться вокруг своей оси… Догоны говорят: «Крутясь и танцуя, Амма создал все спиральные звездные миры Вселенной».
Эрик Геррье отмечает, что образ «крутящегося спирального вихря Аммы» можно смело применить как к атому с электронным облаком, вращающимся вокруг ядра, так и к каждой спиралевидной галактике…
Как это ни странно, однако чем больше знакомишься с переложением догонских мифов на язык современной физики, тем скорее становишься сторонником гипотезы Э.Геррье о том, что догоны издавна поклоняются энергии!..
Здесь уместно привести самую сокровенную тайну догонских мифов, - «По, закрученное вокруг себя самого, хранит слово до того момента, когда Амма прикажет освободить это слово дабы передать его всем творениям. По может превратиться в страшной силы ветер, но об этом нельзя говорить…»
Э.Геррье считает, в этой части миф прямо указывает на возможность перехода материи в энергию, рассчитываемую по формуле е=мс2, открытой А.Эйнштейном в начале XX века.
В пользу этой точки зрения свидетельствуют мифы, описывающие «космические одиссеи догонов». В них сказывается о путешествии с Сириуса на Землю существа по имени Ого, а позднее - «ковчега Номмо», вместе с которым прибыли первые люди. Любопытно свидетельство мифов о том, что в этих космических путешествиях» звездные корабли догонов двигались, подгоняемые ветром, заключенном в зернах, «по»…
Представляет также интерес мнение жрецов-«олубару» о том, что разумные обитатели «Йалу уло» - т.е. «спирального звездного мира» Галактики хоть и вмешиваются в жизнь человечества планеты Земля, однако в гораздо меньшей степени, чем жители созвездий Орион и Плеяды. (...???)

Ритуалы догонов привязаны к 50-летнему периоду обращения Сириуса В вокруг Сириуса, самой яркой звезды на небосклоне.
Обнаружить спутник Сириуса, определить его цвет, вычислить период обращения и плотность, не имея астрономических приборов, невозможно. Даже спутники Юпитера, о которых знают догоны, глазом не увидишь. Остается один выход - заимствование у другой культуры.
Догоны могли получить сведения о строении Вселенной у древнеегипетских жрецов, тем более что племя переселилось в Западную Африку всего-то 5-6 веков назад. Но древние египтяне ничего не могли знать о взрыве Сириуса В во II веке нашей эры - их цивилизация погибла много раньше. А у догонов этот взрыв является одним из центральных пунктов мифологии. Представления же о существовании во Вселенной сверхплотного вещества, «белых карликов», вообще относятся к самым современным идеям.
Средневековая арабская культура? Канадец Овенден выдвинул гипотезу о контакте с мусульманским университетом в Тимбукту, где хранились знания древних шумеров, египтян и греков. Но это ложный след - ученые древности не имели столь глубоких познаний в астрономии.
Наконец, нельзя исключить розыгрыш со стороны Марселя Гриоля. Но, во-первых, у этого ученого безупречная репутация. А во-вторых, он руководствовался принципом «описывать и только описывать». Астрономы обратили внимание на его работы через много лет, что для любого шутника было бы невыносимо.

Остается еще одна возможность. Даже не возможность, а прямое объяснение, вытекающее из мифологии догонов. Все свои познания, говорится в их легендах, люди получили от бога, который спустился с третьей звезды Сириуса. Он явился в ковчеге, этот ковчег вращался. И вращение поддерживалось «дыханием» через сопло. При приземлении ковчег поднял тучу пыли. Имеется и рисунок, связывающий одной прямой систему Сириус и наше Солнце. Но о существовании третьей звезды в системе Сириус современной науке ничего не известно. Хотя сторонники у Сириуса С среди астрономов имеются.
Знаменитый американский физик Карл Саган говорил, что доказательством посещения нашей планеты пришельцами из космоса могут служить либо бесспорные «артефакты», либо существование в мифах «ясных сообщений об астрономических реальностях, о которых примитивные люди не могли узнать сами».
Гипотеза о том, что архаичная, но астрономически продвинутая мифология догонов является доказательством палеовизита пришельцев, была сформулирована американским ученым Робертом Темплом в 1975 году. С тех пор вокруг этой гипотезы не прекращаются споры. Из всех сюжетов, связанных с пришельцами, непрофессионализм которых виден за версту, от мифологии догонов отмахнуться нельзя. Но на близкое окончание спора рассчитывать не приходится.
«Белый карлик», спиральные звездные системы и Млечный Путь, вращение Сириуса В вокруг своей оси - эти факты нельзя увидеть в самый мощный телескоп, они являются результатом осмысления того, что наблюдают астрономы, и предполагают высокий уровень культуры. Выходит, никуда не деться от гипотезы о палеовизите? Прибыли на Землю жители планеты из системы Сириус, рассказали землянам о своем доме, а попутно передали общие сведения о Вселенной. Критерию Сагана эта идиллия полностью удовлетворяет.
Но как не хочется верить в пришельцев! И оппонентам удалось нащупать в этой версии уязвимое место. Астрономические знания догонов выглядят все-таки недостаточно совершенными для потенциальных инопланетян. Не могли пробравшиеся сквозь Вселенную пришельцы считать Сириус В самой маленькой и самой тяжелой звездой, ибо наверняка бы знали, как знаем сегодня мы, о существовании куда более миниатюрных и тяжелых звезд.
И почему, спрашивается, космические учителя сообщили только о 4 спутниках Юпитера, ведь их набралось уже 16, и это не окончательное число?
Впрочем, никто и не гарантировал, что инопланетяне умеют считать больше чем до пяти... «Разве что межзвездные путешественники, пролетая мимо Юпитера, не умели считать даже до пяти», - иронизирует по этому поводу астроном Дитер Герман.
Итак, астрономия догонов ближе к уровню хотя и довольно развитой, но вчерашней земной астрономии. Не здесь ли кроется разгадка? Так возникла гипотеза об анонимном «миссионере».
В 1920-е годы в этом племени объявились миссионеры из католического братства «Белые отцы». И некий начитанный священнослужитель мог обратить внимание на то, что мифология аборигенов придает большое значение Сириусу. Для налаживания контактов с племенем миссионер решил обогатить представления догонов о божественном светиле.
На Западе как раз в 1920-е годы Сириус стал темой многочисленных публикаций. К тому времени была установлена чудовищная плотность его спутника, и наука сделала вывод о существовании нового типа звезд - «белых карликов».
«Самая маленькая и самая тяжелая звезда» - эта характеристика Сириуса В соответствует состоянию астрономических знаний в 1920-х годах. Миссионер добросовестно пересказал догонам все, что читал о Сириусе В. Жрецы включили бесценные сведения в мифологию, а французские этнографы восприняли заимствованные астрономические знания уже как ее органичную часть.
Звучит убедительно. Но почему образованный миссионер рассказал любознательным догонам только о 4 спутниках Юпитера, ведь тогда насчитали уже 9 спутников?
И еще удивительно: догонской астрономии присуща отчетливая хронологическая многослойность. Первый слой: представления, характерные для архаической культуры, когда человек знает лишь о планетах, видимых невооруженным глазом, - здесь ни миссионеры, ни пришельцы не нужны. Второй слой - знания, например, о спутниках Юпитера - соответствует астрономическим представлениям эпохи Галилея. Наконец, знания о системе Сириус или спиральной структуре Галактики отвечают уровню науки первой половины XX века.
Может быть, догоны, одержимые, как ни один другой народ, астрономической манией, учиняли допрос каждому, кто оказывался у них в гостях? Нет ли здесь натяжки?
Этнографы не видят в легендах догонов «белых ниток» и спешной подгонки новых заимствований под старые мифы. Каждый астрономический факт у догонов привязан к определенным ритуалам, которые прослеживаются по реликвиям минимум до XII столетия! Немецкий ученый Дитер Герман называет ситуацию с догонскими знаниями о космосе «безнадежным случаем»: однозначно опровергнуть или подтвердить какую-либо версию невозможно, но для респектабельного ученого все же приличнее придерживаться версии о миссионере.
В Мали проживает еще одна народность – бамбара. Звёзды системы Сириуса они называют звёздами познания, а сам Сириус – звездой-первоосновой, поскольку, как и догоны, считают, что жизнь пришла с Сириуса.
Разрешить спор могли бы новые астрономические открытия. Вот если бы у Сириуса была обнаружена третья звезда. Или если бы около Сириуса были найдены следы рассеянной туманности, оставшейся после взрыва Сириуса В, в который так искренне верят догоны...
Источники информации:
1. Деникен Э. Небесные учителя
2. сайт Википедия
3. Лесков С. Племя догонов
4. Кратохвиль В. «Корабль Номмо» из созвездия Большого Пса

Для некоторых групп догонов, взаимопонимание между которыми затруднено или невозможно, и бамана . Французским , государственным языком Мали, владеют единицы.

Общая численность около 800 тысяч человек (2007, оценка). В основном мусульмане , в ряде районов сохраняются традиционные верования, около 10 % - христиане (католики и протестанты).

Догонские языки

Этно-лингвистическое деление

По языковому критерию догоны разделяются на несколько крупных и множество мелких групп. Свои языковые особенности (иногда очень значительные) имеются практически в каждом догонском селении. В приведённой таблице они отсортированы по языковой принадлежности и численности. Небольшая группа бангана, находящаяся в ареале северных догонов, отделена от последних в связи с тем, что по некоторым современным представлениям их язык не входит в догонскую семью и рассматривается как изолят .

Народ Язык Численность Расселение (на территории Мали, если не указано дополнительно) Примечание
южные догоны
доон томо-кан 178 000 168 тыс. человек на юго-западе от г. Банкас, около 10 тыс. человек в Кот-д’Ивуар и Буркина Фасо
того тене-кан (того) 92 232
тенгу тене-кан (тенгу) 67 788
восточные догоны
дьямсай дьямсай 164 000 между городами Коро и Бумбум
торо-тегу торо-тегу 3654
центральные догоны
томмом томмо-со 75 852 говорят на наречиях центральнодогонского языка
торо (бомму) торо-со 63 000
доном донно-со 57 000 в районе г. Бандиагара
западные догоны
момбо (колум) момбо-со (колум-со) 24 000
ампари ампари 6552
северные догоны
бондум (довой) бондум(-дом) 31 000 к северу от плато Бандиагара, основное поселение - Борко
догул догулу(-дом) 20 000 к северо-востоку от г. Бандиагара
тираниге (дулери) тираниге-дига 5292
тебул-уре 3500
нанга нанга(-дама) 3150
янда янда(-дом) 2500
буду буноге 882
ана 500
бангана бангери (бангиме) 1512 на северо-западе от г. Бандиагара говорят на изолированном языке
Всего 790 102

История

Уступ Бандиагара

Догоны возводят себя к правящим группам Древнего Мали . Согласно этногенетическим преданиям, их предки, теснимые фульбе , пришли в -XII веках с верховий Нигера - из страны Манден , вытеснив местное население (телем или курумба) и частично усвоив их культуру и, очевидно, переняв их языки. От телем остались пещерные святилища и погребальные комплексы в скалистых отрогах восточной и южной Бандиагары (среди инвентаря - керамика, наконечники стрел и копий, бронзовые и железные браслеты, деревянная скульптура, фрагменты ткани, плетения и т. п.). О прямых контактах догонов с телем традиция не сообщает. Связь с народами манден подтверждается социальными связями родовых групп, близостью искусства, танцев, обрядов и т. п. В XVI веке догоны входили в раннегосударственное образование Сонгай , в XVI-XIX веках (в разной степени вовлечённости для различных групп) - в Масина . Контакты догонов с исламизированными фульбе , начавшиеся на рубеже XVIII -XIX веков , привели к захвату последними Бандиагары к середине XIX века.

Традиционная культура

Деревянная догонская статуя, возможно, фигура предка, XVII-XVIII век

Традиционная культура типична для народов Суданской подобласти Западной Африки . Её изучение было в середине XX века монополизировано представителями школы М. Гриоля, что привело к игнорированию сложившихся ранее альтернативных взглядов (Л. Деплань и др.). В культурном отношении различаются догонов плато и предгорий, подступающих к долине Нигера (центральные, западные и северные догоны), и догонов цепи горных уступов и равнины Сено к юго-востоку от них (южные и восточные догоны). Изолированное положение страны догонов способствовало консервации архаичных элементов культуры либо вторичной архаизации. Основные занятия - ручное подсечно-огневое земледелие, в горах - террасное, местами - ирригационное (сорго, просо-элевсина, бобы; основным предметом обмена и торговли служит лук). Крупный рогатый скот на обменной основе отношений выпасается фульбе. С бозо догонов связывают отношения шуточного родства.

С культом предков связано мужское общество масок Ава, при посвящении в которое (9-12 лет) совершается обрезание . Практикуется и женское обрезание . Процессии и пляски с масками проводятся в связи с похоронами, началом сельскохозяйственных работ, ежегодными ритуалами в честь Амма и Лебе, 60-летними культовыми циклами и др.

Частично сохраняются традиции наскальной живописи (изображения людей и животных, геометрические фигуры). Со 2-й половины XIX века под влиянием тукулёров распространяется ислам, с конца XIX - начала XX века - христианство. Догоны, получившие образование и живущие в городах, обладают высоким статусом, занимают влиятельное положение в политике и культуре.

В современной культуре

Литература

  • Beaudoin G. Les Dogon du Mali. P.,1997.
  • Calame-Griaule G. Ethnologie et langage: la parôle chez les Dogon. P., 1965
  • Desplagnes L. Le Plateau central nigerien. P., 1907
  • Griaule M. Dieu d’eau. Entretiens avec Ogotemmêli. P., 1948
  • Griaule M. Masques dogons. P., 1938
  • Griaule M., Dieterlen G. The Dogon of the French Sudan. 1948
  • Guerrier E. La cosmogonie des Dogon. L’arche du Nommo. P., 1975
  • Hochstetler, J. Lee, J. A. Durieux and E. I. K. Durieux-Boon. 2004. «Sociolinguistic Survey of the Dogon language area.» SIL Electronic Survey Reports 2004-004: 187 p.
  • Laude J. African Art of the Dogon: The Myths of the Cliff Dwellers. N.Y., 1973
  • Palau Marti M. Les Dogons. P., 1957
  • Paulme D. Organisation sociale des Dogons. P., 1940
  • Wanono N. & Renaudea, M. Les Dogon. P., 1996

Ссылки

  • Пришедшие на плато Бандиагара. Статья из сборника "На суше и на море", 1978
  • «Dogon and Sirius » from The Skeptic’s Dictionary .
  • «Excerpt from The Sirius Mystery » by James Oberg.

(католики и протестанты).

Этно-лингвистическое деление

По языковому критерию догоны разделяются на несколько крупных и множество мелких групп. Свои языковые особенности (иногда очень значительные) имеются практически в каждом догонском селении. В приведённой таблице они отсортированы по языковой принадлежности и численности. Небольшая группа бангана , находящаяся в ареале северных догонов, отделена от последних в связи с тем, что по некоторым современным представлениям их язык не входит в догонскую семью и рассматривается как изолят .

Народ Язык Численность Расселение (на территории Мали, если не указано дополнительно) Примечание
южные догоны
доон томо-кан 178 000 168 тыс. человек на юго-западе от г. Банкас, около 10 тыс. человек в Кот-д’Ивуар и Буркина Фасо
того тене-кан (того) 92 232
тенгу тене-кан (тенгу) 67 788
восточные догоны
дьямсай дьямсай 164 000 между городами Коро и Бумбум
торо-тегу торо-тегу 3654
центральные догоны
томмом томмо-со 75 852 говорят на наречиях центральнодогонского языка
торо (бомму) торо-со 63 000
доном донно-со 57 000 в районе г. Бандиагара
западные догоны
момбо (колум) момбо-со (колум-со) 24 000
ампари ампари 6552
северные догоны
бондум (довой) бондум(-дом) 31 000 к северу от плато Бандиагара, основное поселение - Борко
догул догулу(-дом) 20 000 к северо-востоку от г. Бандиагара
тираниге (дулери) тираниге-дига 5292
тебул-уре 3500
нанга нанга(-дама) 3150
янда янда(-дом) 2500
буду буноге 882
ана 500
бангана бангери (бангиме) 1512 на северо-западе от г. Бандиагара говорят на изолированном языке
Всего 790 102

История

Догоны возводят себя к правящим группам Древнего Мали . Согласно этногенетическим преданиям, их предки, теснимые фульбе , пришли в -XII веках с верховий Нигера - из страны Манден , вытеснив местное население (телем или курумба) и частично усвоив их культуру и, очевидно, переняв их языки. От телем остались пещерные святилища и погребальные комплексы в скалистых отрогах восточной и южной Бандиагары (среди инвентаря - керамика, наконечники стрел и копий, бронзовые и железные браслеты, деревянная скульптура, фрагменты ткани, плетения и т. п.). О прямых контактах догонов с телем традиция не сообщает. Связь с народами манден подтверждается социальными связями родовых групп, близостью искусства, танцев, обрядов и т. п. В XVI веке догоны входили в раннегосударственное образование Сонгай , в XVI-XIX веках (в разной степени вовлечённости для различных групп) - в Масина . Контакты догонов с исламизированными фульбе , начавшиеся на рубеже XVIII -XIX веков , привели к захвату последними Бандиагары к середине XIX века.

Традиционная культура

Традиционная культура типична для народов Суданской подобласти Западной Африки . Её изучение было в середине XX века монополизировано представителями школы М. Гриоля , что привело к игнорированию сложившихся ранее альтернативных взглядов (Л. Деплань и др.). В культурном отношении различают догонов плато и предгорий, подступающих к долине Нигера (центральные, западные и северные догоны), и догонов цепи горных уступов и равнины Сено к юго-востоку от них (южные и восточные догоны). Изолированное положение страны догонов способствовало консервации архаичных элементов культуры либо вторичной архаизации. Основные занятия - ручное подсечно-огневое земледелие, в горах - террасное, местами - ирригационное (сорго, просо-элевсина, бобы; основным предметом обмена и торговли служит лук). Крупный рогатый скот на обменной основе отношений выпасается фульбе. С бозо догонов связывают отношения шуточного родства .

Напишите отзыв о статье "Догоны"

Литература

  • Beaudoin G. Les Dogon du Mali. P.,1997.
  • Calame-Griaule G. Ethnologie et langage: la parôle chez les Dogon. P., 1965
  • Desplagnes L. Le Plateau central nigerien. P., 1907
  • Griaule M. Dieu d’eau. Entretiens avec Ogotemmêli. P., 1948
  • Griaule M. Masques dogons. P., 1938
  • Griaule M., Dieterlen G. The Dogon of the French Sudan. 1948
  • Guerrier E. La cosmogonie des Dogon. L’arche du Nommo. P., 1975
  • Laude J. African Art of the Dogon: The Myths of the Cliff Dwellers. N.Y., 1973
  • Palau Marti M. Les Dogons. P., 1957
  • Paulme D. Organisation sociale des Dogons. P., 1940
  • Wanono N. & Renaudea, M. Les Dogon. P., 1996

Ссылки

  • Статья из сборника «На суше и на море», 1978
  • Мириманов В. Б. Искусство тропической Африки
  • «» from The Skeptic’s Dictionary .
  • «» by James Oberg.

Примечания

Отрывок, характеризующий Догоны

Англичанин, достав кошелек, отсчитывал деньги. Долохов хмурился и молчал. Пьер вскочил на окно.
Господа! Кто хочет со мною пари? Я то же сделаю, – вдруг крикнул он. – И пари не нужно, вот что. Вели дать бутылку. Я сделаю… вели дать.
– Пускай, пускай! – сказал Долохов, улыбаясь.
– Что ты? с ума сошел? Кто тебя пустит? У тебя и на лестнице голова кружится, – заговорили с разных сторон.
– Я выпью, давай бутылку рому! – закричал Пьер, решительным и пьяным жестом ударяя по столу, и полез в окно.
Его схватили за руки; но он был так силен, что далеко оттолкнул того, кто приблизился к нему.
– Нет, его так не уломаешь ни за что, – говорил Анатоль, – постойте, я его обману. Послушай, я с тобой держу пари, но завтра, а теперь мы все едем к***.
– Едем, – закричал Пьер, – едем!… И Мишку с собой берем…
И он ухватил медведя, и, обняв и подняв его, стал кружиться с ним по комнате.

Князь Василий исполнил обещание, данное на вечере у Анны Павловны княгине Друбецкой, просившей его о своем единственном сыне Борисе. О нем было доложено государю, и, не в пример другим, он был переведен в гвардию Семеновского полка прапорщиком. Но адъютантом или состоящим при Кутузове Борис так и не был назначен, несмотря на все хлопоты и происки Анны Михайловны. Вскоре после вечера Анны Павловны Анна Михайловна вернулась в Москву, прямо к своим богатым родственникам Ростовым, у которых она стояла в Москве и у которых с детства воспитывался и годами живал ее обожаемый Боренька, только что произведенный в армейские и тотчас же переведенный в гвардейские прапорщики. Гвардия уже вышла из Петербурга 10 го августа, и сын, оставшийся для обмундирования в Москве, должен был догнать ее по дороге в Радзивилов.
У Ростовых были именинницы Натальи, мать и меньшая дочь. С утра, не переставая, подъезжали и отъезжали цуги, подвозившие поздравителей к большому, всей Москве известному дому графини Ростовой на Поварской. Графиня с красивой старшею дочерью и гостями, не перестававшими сменять один другого, сидели в гостиной.
Графиня была женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо изнуренная детьми, которых у ней было двенадцать человек. Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушавший уважение. Княгиня Анна Михайловна Друбецкая, как домашний человек, сидела тут же, помогая в деле принимания и занимания разговором гостей. Молодежь была в задних комнатах, не находя нужным участвовать в приеме визитов. Граф встречал и провожал гостей, приглашая всех к обеду.
«Очень, очень вам благодарен, ma chere или mon cher [моя дорогая или мой дорогой] (ma сherе или mon cher он говорил всем без исключения, без малейших оттенков как выше, так и ниже его стоявшим людям) за себя и за дорогих именинниц. Смотрите же, приезжайте обедать. Вы меня обидите, mon cher. Душевно прошу вас от всего семейства, ma chere». Эти слова с одинаковым выражением на полном веселом и чисто выбритом лице и с одинаково крепким пожатием руки и повторяемыми короткими поклонами говорил он всем без исключения и изменения. Проводив одного гостя, граф возвращался к тому или той, которые еще были в гостиной; придвинув кресла и с видом человека, любящего и умеющего пожить, молодецки расставив ноги и положив на колена руки, он значительно покачивался, предлагал догадки о погоде, советовался о здоровье, иногда на русском, иногда на очень дурном, но самоуверенном французском языке, и снова с видом усталого, но твердого в исполнении обязанности человека шел провожать, оправляя редкие седые волосы на лысине, и опять звал обедать. Иногда, возвращаясь из передней, он заходил через цветочную и официантскую в большую мраморную залу, где накрывали стол на восемьдесят кувертов, и, глядя на официантов, носивших серебро и фарфор, расставлявших столы и развертывавших камчатные скатерти, подзывал к себе Дмитрия Васильевича, дворянина, занимавшегося всеми его делами, и говорил: «Ну, ну, Митенька, смотри, чтоб всё было хорошо. Так, так, – говорил он, с удовольствием оглядывая огромный раздвинутый стол. – Главное – сервировка. То то…» И он уходил, самодовольно вздыхая, опять в гостиную.
– Марья Львовна Карагина с дочерью! – басом доложил огромный графинин выездной лакей, входя в двери гостиной.
Графиня подумала и понюхала из золотой табакерки с портретом мужа.
– Замучили меня эти визиты, – сказала она. – Ну, уж ее последнюю приму. Чопорна очень. Проси, – сказала она лакею грустным голосом, как будто говорила: «ну, уж добивайте!»
Высокая, полная, с гордым видом дама с круглолицей улыбающейся дочкой, шумя платьями, вошли в гостиную.
«Chere comtesse, il y a si longtemps… elle a ete alitee la pauvre enfant… au bal des Razoumowsky… et la comtesse Apraksine… j"ai ete si heureuse…» [Дорогая графиня, как давно… она должна была пролежать в постеле, бедное дитя… на балу у Разумовских… и графиня Апраксина… была так счастлива…] послышались оживленные женские голоса, перебивая один другой и сливаясь с шумом платьев и передвиганием стульев. Начался тот разговор, который затевают ровно настолько, чтобы при первой паузе встать, зашуметь платьями, проговорить: «Je suis bien charmee; la sante de maman… et la comtesse Apraksine» [Я в восхищении; здоровье мамы… и графиня Апраксина] и, опять зашумев платьями, пройти в переднюю, надеть шубу или плащ и уехать. Разговор зашел о главной городской новости того времени – о болезни известного богача и красавца Екатерининского времени старого графа Безухого и о его незаконном сыне Пьере, который так неприлично вел себя на вечере у Анны Павловны Шерер.
– Я очень жалею бедного графа, – проговорила гостья, – здоровье его и так плохо, а теперь это огорченье от сына, это его убьет!
– Что такое? – спросила графиня, как будто не зная, о чем говорит гостья, хотя она раз пятнадцать уже слышала причину огорчения графа Безухого.
– Вот нынешнее воспитание! Еще за границей, – проговорила гостья, – этот молодой человек предоставлен был самому себе, и теперь в Петербурге, говорят, он такие ужасы наделал, что его с полицией выслали оттуда.
– Скажите! – сказала графиня.
– Он дурно выбирал свои знакомства, – вмешалась княгиня Анна Михайловна. – Сын князя Василия, он и один Долохов, они, говорят, Бог знает что делали. И оба пострадали. Долохов разжалован в солдаты, а сын Безухого выслан в Москву. Анатоля Курагина – того отец как то замял. Но выслали таки из Петербурга.
– Да что, бишь, они сделали? – спросила графиня.
– Это совершенные разбойники, особенно Долохов, – говорила гостья. – Он сын Марьи Ивановны Долоховой, такой почтенной дамы, и что же? Можете себе представить: они втроем достали где то медведя, посадили с собой в карету и повезли к актрисам. Прибежала полиция их унимать. Они поймали квартального и привязали его спина со спиной к медведю и пустили медведя в Мойку; медведь плавает, а квартальный на нем.
– Хороша, ma chere, фигура квартального, – закричал граф, помирая со смеху.
– Ах, ужас какой! Чему тут смеяться, граф?
Но дамы невольно смеялись и сами.
– Насилу спасли этого несчастного, – продолжала гостья. – И это сын графа Кирилла Владимировича Безухова так умно забавляется! – прибавила она. – А говорили, что так хорошо воспитан и умен. Вот всё воспитание заграничное куда довело. Надеюсь, что здесь его никто не примет, несмотря на его богатство. Мне хотели его представить. Я решительно отказалась: у меня дочери.
– Отчего вы говорите, что этот молодой человек так богат? – спросила графиня, нагибаясь от девиц, которые тотчас же сделали вид, что не слушают. – Ведь у него только незаконные дети. Кажется… и Пьер незаконный.
Гостья махнула рукой.
– У него их двадцать незаконных, я думаю.
Княгиня Анна Михайловна вмешалась в разговор, видимо, желая выказать свои связи и свое знание всех светских обстоятельств.
– Вот в чем дело, – сказала она значительно и тоже полушопотом. – Репутация графа Кирилла Владимировича известна… Детям своим он и счет потерял, но этот Пьер любимый был.
– Как старик был хорош, – сказала графиня, – еще прошлого года! Красивее мужчины я не видывала.
– Теперь очень переменился, – сказала Анна Михайловна. – Так я хотела сказать, – продолжала она, – по жене прямой наследник всего именья князь Василий, но Пьера отец очень любил, занимался его воспитанием и писал государю… так что никто не знает, ежели он умрет (он так плох, что этого ждут каждую минуту, и Lorrain приехал из Петербурга), кому достанется это огромное состояние, Пьеру или князю Василию. Сорок тысяч душ и миллионы. Я это очень хорошо знаю, потому что мне сам князь Василий это говорил. Да и Кирилл Владимирович мне приходится троюродным дядей по матери. Он и крестил Борю, – прибавила она, как будто не приписывая этому обстоятельству никакого значения.
– Князь Василий приехал в Москву вчера. Он едет на ревизию, мне говорили, – сказала гостья.
– Да, но, entre nous, [между нами,] – сказала княгиня, – это предлог, он приехал собственно к графу Кирилле Владимировичу, узнав, что он так плох.
– Однако, ma chere, это славная штука, – сказал граф и, заметив, что старшая гостья его не слушала, обратился уже к барышням. – Хороша фигура была у квартального, я воображаю.
И он, представив, как махал руками квартальный, опять захохотал звучным и басистым смехом, колебавшим всё его полное тело, как смеются люди, всегда хорошо евшие и особенно пившие. – Так, пожалуйста же, обедать к нам, – сказал он.

Наступило молчание. Графиня глядела на гостью, приятно улыбаясь, впрочем, не скрывая того, что не огорчится теперь нисколько, если гостья поднимется и уедет. Дочь гостьи уже оправляла платье, вопросительно глядя на мать, как вдруг из соседней комнаты послышался бег к двери нескольких мужских и женских ног, грохот зацепленного и поваленного стула, и в комнату вбежала тринадцатилетняя девочка, запахнув что то короткою кисейною юбкою, и остановилась по средине комнаты. Очевидно было, она нечаянно, с нерассчитанного бега, заскочила так далеко. В дверях в ту же минуту показались студент с малиновым воротником, гвардейский офицер, пятнадцатилетняя девочка и толстый румяный мальчик в детской курточке.
Граф вскочил и, раскачиваясь, широко расставил руки вокруг бежавшей девочки.
– А, вот она! – смеясь закричал он. – Именинница! Ma chere, именинница!
– Ma chere, il y a un temps pour tout, [Милая, на все есть время,] – сказала графиня, притворяясь строгою. – Ты ее все балуешь, Elie, – прибавила она мужу.
– Bonjour, ma chere, je vous felicite, [Здравствуйте, моя милая, поздравляю вас,] – сказала гостья. – Quelle delicuse enfant! [Какое прелестное дитя!] – прибавила она, обращаясь к матери.
Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка. Вывернувшись от отца, она подбежала к матери и, не обращая никакого внимания на ее строгое замечание, спрятала свое раскрасневшееся лицо в кружевах материной мантильи и засмеялась. Она смеялась чему то, толкуя отрывисто про куклу, которую вынула из под юбочки.

В Западной Африке, на юго-востоке Республики Мали проживает племя догонов – казалось бы, ничем не примечательное, одно из сотен отсталых племён, населяющих этот регион.

Догоны – племя, проживающее в труднодоступных районах на юго-востоке Мали (Западная Африка). Общая численность народности - 800 тысяч человек. Говорят на догонских языках. Подавляющая часть племени в настоящее время исповедует ислам, 10% - христиане.

Неподдельное внимание научного (и околонаучного) мира племя догонов привлекло к себе после посещения их в тридцатых годах прошлого века двумя французскими учеными-этнографами: Марселем Гриолем и Жерменом Детерленом. В течение 16 лет ученые изучали культуру племени. Итогом научных изысканий стала книга «Бледный лис» Марселя Гриоля, первый том которой вышел в свет в 1965 году, уже после смерти автора. Книга моментально была массово растиражирована и стала настоящей сенсацией.

В своей научной работе ученый подробно описал мифологию догонов, тесно связанную с самой яркой звездой ночного неба, входящей в созвездие Большого Пса, – Сириусом.

Само по себе в поклонении самой яркой звезде ночного неба, находящейся в 8,6 световых годах от Солнечной системы, нет ничего удивительного – упоминание о Сириусе можно встретить в мифологии многих народов мира. Ученых удивило другое, а именно обширные познания догонов о созвездии Большого Пса.

Подробное астрономическое описание звёздной системы Гриоль, досконально изучивший тонкости догонских наречий, обнаружил как в мифах племени, передаваемых в виде устных преданий, в течение столетий, из поколения в поколение, так и в виде зарисовок на камне, в словах ритуальных песен, артефактах, изображающих движение небесных тел.

Мифология догонов описывает Сириус в виде двойной звезды: большой звезды Сириуса А («Сиги толо» по-догонски) и вращающейся вокруг неё малой звезды-карлика Сириуса В («По толо»). Мифология племени практически полностью совпадает с представлением о звезде современных астрономов. Загадка в другом: если Сириус А мы можем наблюдать невооруженным взглядом, то Сириус В можно рассмотреть только через телескоп и обнаружен он был лишь в 1862 году!

Более того – догоны прекрасно осведомлены о периоде вращения Сириуса В, который составляет 50 лет. Каждые полвека представители племени устраивают праздник Сиги, знаменующий собой возрождение мира.

Так как же отсталое африканское племя за столетия до открытия небесного тела астрономами сумело предсказать его наличие и подробно его описать?

Версии выдвигались разные – от изобретения представителями племени в древности телескопа, до наличия у представителей племени уникального зрения, позволяющего увидеть Сириус В.

Наибольшую популярность приобрела версия о контакте племени догонов с пришельцами с Сириуса, имевшем место в глубокой древности и нашедшем отображение в удивительной мифологии племени. Впрочем… официальная наука никогда всерьёз не рассматривала возможность произошедшего палеоконтакта.

В 1950 г. этнологи Марсель Гриоль и Жермен Дитерлен сообщили в небольшой статье, что, изучая быт небольшого племени догонов, живущего в наше время все еще первобытно-общинным строем, они обнаружили у аборигенов необыкновенные познания о далекой звездной системе Сириуса. Догоны сообщили исследователям, что в «небесной вышине» находится «прекрасная звезда Сигуи». Вокруг нее, по их сведениям, вращается другая звезда – По толо. «По» на языке племени означает «хлебное зерно». Интересно, что в современной астрономической литературе эта звезда называется латинским словом Дигитария, что также означает «хлебное зерно». Дигитария является самой тяжелой звездой в системе Сириуса, она невидима человеческому глазу, а период ее обращения вокруг Сигуи составляет 50 лет. Догоны также сообщают, что система Сириуса включает в себя еще две звезды. Одну из них они называют Емма Я. Она больше Дигитарии, но в 4 раза легче ее. Другой спутник Сигуи расположен очень далеко от него и вращается в противоположном направлении.

Фото: Созвездие Большого пса в виде рисунка собаки и линий на ночном небе.

Самое удивительное, что сведения, которыми располагают догоны, во многом совпадают с современными научными представлениями. Уже в 1934 г. американский ученый Кларк открыл первый спутник Сириуса, который позднее астрономы стали называть Сириус-В, или Дигитария. В 1970 г. Сириус-В был сфотографирован. Вычислили период его обращения вокруг Сириуса – 51 год. Диаметр Дигитарии примерно равен земному, но масса ее необыкновенно велика. Всего одна чайная ложка вещества этой звезды имеет приблизительно такой же вес, как Луна.

Фото: Святилище племени догонов

До недавнего времени ученые полагали, что система Сириуса состоит только из двух звезд: Сириуса-А и Дигитарии (Сириуса-В). Но уже в 1997 г. французские астрономы Бонне-Бидо и Гри предположили, что у Сириуса-А есть еще два спутника: Сириус-С и Сириус -D. Компоненты данной звездной системы до сих пор чрезвычайно мало изучены, и ученые пока не делают никаких окончательных выводов, но, по предварительным данным, Сириус-С больше Дигитарии и в несколько раз легче ее, а четвертая звезда очень удалена от Сириуса-А. Астрономы еще не могут с уверенностью сказать, является ли Сириус-D самостоятельной звездой или входит в звездную систему Сириуса. Тем не менее сведения о строении этой системы, полученные от африканского племени, необычайно точно совпадают с последними научными данными.

Фото: Жилища племени догонов

Культура догонов содержит удивительные знания

Следует отметить, что кроме Сириуса догоны знали также и другие звезды и планеты. Они были прекрасно осведомлены о наличии спутников у Юпитера и колец у Сатурна. Догоны также определили границы Млечного Пути и полагали, как и многие древние народы, что наша Солнечная система состоит из 12 планет. Интересно, что многие астрономы и астрофизики склоняются в настоящее время к тому мнению, что за орбитой последней из известных нам планет – Плутона – находится небесное тело, обладающее большой массой. Возможно также, что там может быть не одно небесное тело, а две или три разные планеты.

Фото: Представитель племени догонов

Откуда же догонам известно столько подробностей о строении звезд и небесных тел? На сей счет существует несколько мнений. Некоторые исследователи полагают, что познания в астрономии, имеющиеся у примитивного племени догонов, подтверждают гипотезы ученых о палеоконтакте, то есть взаимодействии древних народов с представителями некой высокоразвитой внеземной цивилизации, представители которой посетили Землю тысячелетия назад. Возможно, именно инопланетяне и были теми «богами» и «учителями» древности, о которых повествуют легенды и сказания практически всех народов нашей планеты. Основываясь на легендах и удивительных знаниях догонов, известный астроном Роберт Тэмпл полагает, что в незапамятные времена на Землю прибыли жители Сириуса или одной из планет, входящих в эту звездную систему. Можно предположить, что, встретив на «голубой планете» разумных существ, посланцы далекой звезды передали аборигенам Земли некоторые свои познания, а потом отбыли в свой мир. По мнению Тэмпла, именно пришельцы с Сириуса были основателями древнеегипетской цивилизации и первыми фараонами этого государства. По другой версии, на нашей планете многие тысячелетия назад существовали «свои», земные высокоразвитые цивилизации, погибшие вследствие глобальных катастроф. Имеется мнение, что догоны являются наследниками великого народа, обладавшего некогда огромными знаниями. Возможно, немногие уцелевшие в результате катастроф представители высокоразвитой цивилизации ассимилировались с другими народами, находящимися на низкой ступени развития, и, передав им некоторые знания, деградировали в сложившихся исторических условиях. Среди ученых нет единого мнения относительно сведений, полученных от догонов. Некоторые полагают, что все изложенное учеными настолько невероятно, что просто не может быть правдой. Некоторые критики обвиняли Гриоля и Дитерлен в мистификации. Другие заявляли, впрочем, без всяких на то оснований, что и Сириус-В (Дигитарию), и Юпитер, и кольца Сатурна якобы можно увидеть невооруженным глазом, хотя известно, что кольца Сатурна, например, были открыты только в XVII в. итальянским астрономом Кассини при помощи телескопа. Роберт Тэмпл в ответ на многочисленные нападки оппонентов заявил, что ему понятно критическое отношение его коллег к данному вопросу. Ведь знания догонов «не просто меняют традиционную картину мира, а потрясают основы современной науки. Чтобы признать существование подобных познаний у племени, живущего первобытно-общинным строем, надо обладать известным мужеством», – говорит Тэмпл в одной из своих статей.

Споры о знаниях небольшого африканского племени ведутся до сих пор. Науке еще предстоит дать ответ на вопрос, кто и когда поведал догонам о звездах «системы Сириус».

Материалы