Известные советские писатели и поэты. Наши любимые детские писатели


Список русских советских поэтов включает авторов, писавших по русски на территории Советского Союза с 1920 х по 1980 е гг. главным образом, тех, у кого на этот период пришёлся период наиболее активного творчества (так, в список не включены… … Википедия

Русские писатели это писатели, создававшие произведения на русском языке, независимо от национальности, гражданства и места проживания. Русских писателей необходимо отличать от Писателей России писателей, работавших на территории России в… … Википедия

Содержание 1 Русскоязычные писатели 2 Нерусскоязычные писатели 2.1 А 2.2 Б 2.3 В … Википедия

Русские советские писатели сатирики, работавшие совместно. Ильф Илья (псевдоним; настоящие фамилия и имя Файнзильберг Илья Арнольдович) , родился в семье банковского служащего. Был сотрудником… …

РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

VIII. Народное образование и культурно просветительные учреждения = История народного образования на территории РСФСР уходит в глубокую древность. В Киевской Руси элементарная грамотность была распространена среди разных слоев населения, о чём… … Большая советская энциклопедия

БИБЛИОГРАФИЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ - БИБЛИОГРАФИЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ, отрасль научной и практической деятельности, основными задачами которой являются информация о художественной литературе и трудах по литературоведению, пропаганда и рекомендация лучших произведений литературы, помощь… … Литературный энциклопедический словарь

I Смирнов Александр Александрович , русский советский литературовед медиевист. Окончил Петербургский университет (1907). В 1913 58 преподавал в ЛГУ, профессором которого он был. Автор трудов… … Большая советская энциклопедия

Герцель (Герцль) Самойлович Новогрудский Псевдонимы: Н. Гордеев Дата рождения: 21 августа (3 сентября) 1904(1904 09 03) Место рождения: Волковыск Гродненская губерния, Российская империя Дата смерти … Википедия

Бруно Ясенский Bruno Jasieński Имя при рождении: Wiktor Zysman Дата рождения: 17 июля 1901(1901 07 17) … Википедия

Книги

  • Русские советские писатели. Поэты. Том 4 , . Настоящий 4-й том биобиблиографического указателя «Русские советские писатели. Поэты» составлен в основном по тем же принципам, что и предыдущие тома. Однако в целях сокращения объема в него…
  • Русские советские писатели. Поэты. Том 10 , . Десятый том биобиблиографического указателя "Русские советские писатели. Поэты" составлен по тем же принципам, что и предыдущие тома издания…

Как в сталинскую эпоху становились советскими писателями и как переставали ими быть, какие у них были заботы, чем они жили, как питались, сколько зарабатывали и как умирали

Первый лозунг советских писателей

Союз писателей СССР пришел на смену Российской ассоциации проле-тарских писателей (РАПП), выполнявшей роль надсмотрщика в литературе. Вот поче-му большинство литераторов приняли роспуск РАППа восторженно.

«Это произошло в день падения РАППа, 23 апреля 1932 года, — мы узнали об этом событии утром, развернув газеты. Оно было неожиданностью для всех. Я застала [писателей] Тихонова и Павленко за столом, перед бутылочкой вина. Они чокались и праздновали победу. „Долой РАППство“, — кричал находчивый Тихонов, а Павленко, человек гораздо более умный и страшный, только помалкивал…»



Значение советских писателей

Юрий Олеша. 1930-е годы

«Инженерами человеческих душ» назвал писателей Сталин на встрече с литераторами 26 октября 1932 года в квартире Горького. Он повторил формулу за Юрием Олешей, но именно слетев с уст Сталина, она стала крылатой. Там же Сталин произнес фразу, которая сделала профессию писателя фактически главной в Советском Союзе:

«Позже, во время одного высказывания на вечере, когда Сталин говорил о первостепенной важности "производства душ" в сравнении с остальным производством машин, авиации, танков, Ворошилов подал реплику: „Как когда“. Все зааплодировали. Реплика показалась удачной. В ней прозвучало — мементо беллюм (помни о войне). Сталин не прошел мимо реплики. Как так, его мысль, оказывается, была приблизительной, неточной. Она может быть подправлена.

— Нет, товарищ Ворошилов, — сказал Сталин, поворачиваясь всем корпусом, стоя, к нему, — ничего ваши танки не будут стоить, если души в них будут гнилые. Нет, производство душ важнее производства танков».

Корнелий Зелинский. «Одна встреча у М. Горького (Запись из дневника)»

Первая встреча советских писателей

Делегаты I Всесоюзного съезда советских писателей в Колонном зале Дома союзов. 1934 год
Иван Шагин / РИА «Новости»

400 патефонов, 8000 грампластинок, 50 велосипедов, 200 карманных часов и другие дефицитные товары были завезены в специализированный магазин № 118 для обеспечения I съезда советских писателей. Он открылся 17 августа 1934 года и длился две недели. Специально для его проведения был арендован Колонный зал Дома союзов. Приезжавшим в Москву делегатам предлагался план мероприятий, среди которых были экскурсии по Москве, посещение театров, кино. Всего на проведение съезда было затрачено около 1 миллиона 200 тысяч рублей, что соизмеримо с годовой заработной платой 754 человек.

Кто мог стать советским писателем

«Членами Союза советских писателей могут быть писатели (беллетристы, поэты, драматурги, критики), стоящие на платформе советской власти и участвующие в социалистическом строительстве, систематически занимающиеся литературным трудом…»

Устав Союза советских писателей СССР, 1934 год

Отчасти из-за роскошно проведенного I съезда Союза советских писателей они воспринимались как небожители. В правление Cоюза обращалось огромное количество людей с просьбой принять их в свой состав, зачастую они даже не скрывали корыстных намерений.

Например, некая Л. Иванова, боясь, что ее не примут, просила у коллег содействия и сочувствия:

«Я не могу не говорить, потому что мне умирать надо, потому что я с вами, писателями, уже 10 лет, с 18-ти лет, и если вы меня выбросите из этого будущего Союза советских писателей, я пущу себе пулю в лоб».

Назвать свои произведения кандидатка не смогла, так как ничего не написала, а причиной ее литературного молчания были «плохие жилищные условия».

Тем не менее очень часто за вступление того или иного человека в Союз хлопо-тали сами писатели, понимая, что это, возможно, единственный способ как-то улучшить его жизненную ситуацию:

«Некий Гольдберг пришел к Н. Погодину [Николай Погодин (1900-1962) — советский сценарист и драматург, член Союза писа-телей]

20 августа 1940 года с просьбой принять его в ССП: „Поэтическая секция единогласно рекомендует его в Союз. Не знаю, помогут ли ему в последнем… У него парализован сын, после того как попал под трамвай… Нужны средства. А их нет…“». [Цит. по кн.: В. Антипина. Повседневная жизнь советских писателей. 1930-1950-е годы. М., 2005.]  

Формально же (по уставу) прием в члены Союза советских писателей производился на основе заявления писателя. К нему необходимо было приложить все данные о литературной и общественной деятельности писателя. Затем на заседании правления решался вопрос о принятии заявителя в Союз. Каждая кандидатура рассматривалась отдельно, причем большое значение имело ходатайство за писателя. Не обходилось без происшествий: так, однажды на заседание президиума пришел только один член президиума, и принимаемые в Союз советских писателей должны были голосовать сами за себя.

Кто не сразу захотел стать советским писателем

Анна Ахматова. 1920-е годы
Российский государственный архив литературы и искусства

«Заявления о принятии в Союз писателей написали буквально все писатели. Не осталось ни одного писателя, за исключением Анны Ахматовой, которые не подали бы заявления в Союз. Только она одна не подала такого заявления». [Цит. по ст.: Л. Максименков. Очерки номенклатурной истории советской литературы (1932-1946) // Вопросы литературы. № 5. 2003.]

Она все же вступила в Союз в 1939 году.

Что случилось с советскими писателями между I и II cъездами

К августу 1934 года Cоюз насчитывал 2500 человек вместе с кандидатами. В годы Большого террора 182 из 597 делегатов I съезда были арестованы и расстреляны, еще 38 были репрессированы, но выжили.

Корреспондент газеты «Красная звезда» Константин Симонов читает бойцам и офицерам свои фронтовые стихи. 1943 год
Фотохроника ТАСС

В Великую Отечественную войну более тысячи литераторов добровольно ушли на фронт или работали военными корреспондентами. 962 писателя были награждены боевыми орденами и медалями, 417 пали смертью храбрых (из тех, кто участвовал в I съезде, погибли на войне 17 человек.

Главный творческий метод советских писателей

Согласно уставу, принятому на I съезде, основным методом советской литературы был соцреализм, надолго ставший определяющим для всей многонациональной советской литературы, — метод, который «требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в ее революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения должна сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе социализма» [Цит. по: Устав Союза писателей СССР // Правда. № 123. 1934.] .

Кто обеспечивал советских писателей

Одним из самых значимых подразделений Союза писателей был Литературный фонд, за счет средств которого оказывалась материальная помощь писателям (в том числе будущим), содержался Литературный институт.

Здание Литературного института на Тверском бульваре. Фотография 2010 года
Wikimedia Commoms

Предполагалось, что средства всего писательского союза будут складываться из членских взносов, доходов от его имущества и средств Литфонда. Лит-фонд же формировался из отчислений издательств (10 % гонорара писателей) и отчислений от сбора спектаклей, из доходов от имущества, принадлежавшего Литфонду, и субсидий государства. На деле около половины бюджета формировалось за счет государства. Взносы же писатели вообще платили неохотно (не говоря о том, что у многих были долгие периоды безденежья):

«Как-то Александр Фадеев разослал большой группе писателей письмо примерно такого содержания:

„Уважаемый такой-то! Тогда-то в Цен-тральном Доме литераторов состоится собрание по очень важному делу. Ваше присутствие весьма желательно и необходимо. А. Фадеев“. Полу-чившие приглашение были горды, не получившие решили явиться про-сто так — мучило любопытство. В назначенный день и час зал ЦДЛ был переполнен. Вошел Фадеев и громко произнес:

— Товарищи, я пригласил вас сюда как самых злостных неплательщи-ков Литфонда. До каких пор будет продолжаться это безобразие?»

Зиновий Паперный. «Не заказывайте здесь молоко и какао»

Что общего между советскими писателями и НКВД

Высшим руководящим органом Союза советских писателей был Всесоюзный съезд. Внутри — секции прозы, поэзии, критики, драматургии, секция детской литературы, по литературам народов СССР, иностранная, секция по работе с молодыми писателями и даже оборонная секция. Во главе каждой секции — секретариат или бюро. Исполнительный орган съезда — правление, из состава которого выбирался председатель, президиум и секретариат Союза.

Жесткая вертикальная структура делала Союз отчасти схожим с Народным комиссариатом внутренних дел (НКВД). Сходство усилилось в 1937 году, когда правления были заменены на институт уполномоченных с целью укрепления вертикали власти [это имело большое значение для областных союзов писателей: теперь они местные вопросы типа командировок решали не самостоятельно, а с помощью уполномоченных. То есть произошло усиление со стороны центрального Союза писателей в Москве. Но длилось это недолго: в 1939 году институт уполномоченных был упразднен] .

Иосиф Сталин и Максим Горький. 1931 год
Wikimedia Commons

Перед I съездом весь предполагаемый состав руководства Союза писателей был одобрен в Центральном комитете (ЦК) ВКП(б) и утвержден на засе-дании Политбюро ЦК. Председателем был выбран Горький.

Первое заседание Литфонда состоялось сразу же поcле Съезда советских писателей. Было избрано правление Литфонда, а из членов правления, по образцу НКВД, тройка, которая занималась решением срочных вопросов — выдачей небольших ссуд и путевками в дома отдыха.

Ради чего работали советские писатели

Надежда Мандельштам по возвращении из воронежской ссылки в 1937 году замечает, как изменился писательский быт: «Когда мы покидали Москву, писатели еще не были привилегированным сословием, а сейчас они пускали корни и обдумывали, как бы им сохранить свои привилегии» .

«Вечером мы сидели в новом писательском доме с парадным из мра-мора-лабрадора, поразившем воображение писателей, еще помнивших бедствия революции и Гражданской войны. В новой квартире у Катаева все было новое — новая жена, новый ребенок, новые деньги и новая мебель. „Я люблю модерн“, — зажмурившись, говорил Катаев, а этажом ниже Федин любил красное дерево целыми гарнитурами. Писатели обезумели от денег, потому что они были не только новые, но и внове. <…> Этажи в доме указывали на писательский ранг. Вишневский, например, настоял, чтобы ему отдали квартиру находившегося в отъезде Эренбурга: он считал, что при его положении в Союзе писателей неудобно забираться под самую крышу. Мотивировка официальная: Вишневский страдает боязнью высоты».

Надежда Мандельштам. Воспоминания

Поэт Алексей Сурков выступает с докладом на II съезде советских писателей. 1954 год
Михаил Озерский / РИА «Новости»

На II съезде писателей в 1954 году Алексей Сурков, читая доклад, сделал забав-ную, но характерную оговорку: «Мы, советские писатели, работаем ради мил-лионов рублей… то есть ради миллионов людей!» [Из воспоминаний Анны Ахматовой; цит. по кн.: М. Ардов. Легендарная Ордынка. М., 2001.]

Главная забота советских писателей

В январе 1938 года на страницах «Правды» было опубликовано письмо пяти литераторов, обсуждение подхватили «Комсомольская правда» и «Литератур-ная газета». Главным вопросом стал тот факт, что из-за обилия заседаний и общественной работы писателям было некогда писать:

«Что представляет собой Союз писателей на самом деле? Это огромный с чиновничьими методами работы департамент по литературным де-лам. <…> Полная оторванность от литературно-художественных и кри-тических журналов, от издательств. Длинная очередь в приемной ответственного секретаря Союза писателей тов. Ставского — очередь молодых, пожилых, седых советских литераторов, месяцами не могу-щих попасть на прием. И — бесконечные бюрократические заседания (с резолюциями, стенограммами, протоколами, выписками из протоко-лов), заседания, преисполненные зеленой скуки и отрывающие писа-телей от непосредственной писательской работы.

День за днем крутится бумажный конвейер, заседают секретариат, президиум, партгруппа, партийная организация, партийный комитет, бюро секций, правление Литфонда, ревизионная комиссия, специаль-ные комиссии, частные совещания. Но обсуждается на этих заседаниях все что угодно, кроме художественных произведений, кроме вопросов непосредственной писательской работы. <…> Порой можно подумать, что руководители Союза писателей не любят художественной литера-туры, равнодушны к ней. Хорошие произведения советских писателей руководство Союза встречает с кисло-сладкой улыбкой, как „неожидан-ность“» [Цит. по: А. Караваева, В. Катаев, А. Корней-чук, А. Толстой, А. Фадеев. О недостатках в работе Союза писателей // Правда. 26 ян-варя 1938 года.] . 

Кто мешал писать советским писателям

Статья «О работе нашего союза» в «Литературной газете». 20 марта 1938 года
«Литературная газета», № 16 (723), 1938

Основная критика была направлена против Владимира Ставского, ставшего фактическим руководителем Союза. Для разрешения назревших вопросов в Ленинградском правлении было созвано расширенное заседание, то есть бюрократическую проблему хотели решить бюрократическим же методом. Совещание продлилось 11 часов, однако обсуждения как такового не состо-ялось, оно было отложено «до более благоприятного срока»:

«Историческое постановление ПЦК ВКП(б) „О перестройке литератур-но-художественных организаций“ создало все необходимые условия к тому, чтобы и писатели, и их литературная организация могли все свое внимание и силы сосредоточить на творчестве.

Вражеская агентура, орудовавшая в Ленинградском союзе на протя-жении ряда лет, вплоть до последнего времени, мешала осуществить в полном объеме эту перестройку» [Цит. по: Н. Тихонов, М. Слонимский. О работе нашего союза // Литературная газета. 20 мар-та 1938 года.].  

Нужды советских писателей

В 1937 году было принято положение о материальной помощи писателям. В случае нетрудоспособности каждый член Союза мог рассчитывать на месяч-ное пособие размером до 1000 рублей в месяц. Однако в год пособие не могло превышать суммы в 6000 рублей (среднемесячная зарплата в Москве составляла 271 рубль).

В 1939 году только в Москве на одного писателя было потрачено в среднем 1900 рублей, а, например, в Туркмении — 1000.

Ко II съезду писателей был подготовлен отчет о деятельности Литфонда. За двадцать лет (с 1934 года) Литфонд израсходовал 330 миллионов рублей. Из них на помощь писателям во время войны было потрачено 58 милллионов, 12 миллионов ушло на оказание лечебной помощи, 35 миллионов — на содер-жание клубов, а на творческие командировки писателей было потрачено более 10 миллионов рублей.

На что жили советские писатели

Определить точный размер писательских заработков трудно, так как большин-ство литераторов брали подработки: переводы, переделки сценариев кино. Одним из самых распространенных источников дохода были литературные выступления. Известно, однако, что в 1936 году более двух тысяч писателей жили на 2000 рублей в месяц (при средней зарплате в Москве 271 рубль в месяц).

Обстановка в национальных республиках была хуже: автор не получал гонорара за перевод произведения на русский язык, а ставка за произведение на нацио-нальном языке была гораздо ниже, чем на русском, и составляла не больше 120-150 рублей за печатный лист.

Выход книги и, соответственно, заработок писателя находился в прямой зави-симости от издательства или редактора. Нередко набор книги рассыпали в последний момент — конъюнктура менялась очень быстро. На заседаниях правления часто поднимались вопросы об увеличении ставки гонорара за печатный лист. В 1940 году она составляла 200 рублей, при этом, как гово-рилось в записке президиума Союза в руководящие органы, «писатель, серь-езно работающий над произведением, редко пишет более 10 печ. листов в год». Литератор не получал свой гонорар единовременно — большая часть выплаты выдавалась после выхода сигнального экземпляра.

В послевоенные годы писателей спасали выступления и переводы с националь-ных языков СССР. За индивидуальный творческий вечер продолжительностью до 2,5 часа лауреат Сталинской премии получал от 1500 до 3000 рублей. За литературный доклад «ведущие писатели» получали 1500 рублей, «остальные» — от 750 до 1000. Групповые выступления писателей оценивались дешевле: для «ведущих» писателей — 500 рублей, для «рядовых» — 300-400. Меньше всего платили за выступления на заводах и в кинотеатрах перед сеансами. Писатели получали за них от 200 до 300 рублей.

Признанный пролетарский писатель придумал себе литературный псевдоним Максим Горький на заре своего творчества. Родился он в 1868 году как Алексей Максимович Пешков. Прежде чем стать писателем Алеша Пешков много работал и разносчиком газет и еды, грузчиком, продавцом на рынке. Вращение в бедной среде, несправедливость и повлияло на его литературный стиль. В 1889 году царская полиция впервые узнала о Пешкове, о его мятежных стихах и связями и революционерами. Не раз арестовывали Максима Горького, он сидел и тюрьме, в Петропавловской крепости. Его стихотворение «Буревестник» стало символом революционного движения в царской России. После победы Великой Октябрьской Социалистической революции Горький получил орден Ленина и стал членом ЦК КПСС. Его шестидесятилетие торжественно отмечалось по всей стране, в многочисленных учреждениях культуры. Его именем назвали Московский художественный театр и Московский институт литературы. Его пьесы много ставили, например, «На дне» и отображали разврат мещанства, критиковали пороки буржуазии. Его место рождения Нижний Новгород был переименован в 1932 году в город Горький. В 1930 году он основал журнал «Советский Союз». Многочисленные литературно-научные работы того времени хорошо вписывались в каноны социалистического реализма, другие были скрыты. Роман «Мать», единственная работа Горького, в которой герой является простым рабочим, настоящим пролетарием, долгое время служила образцом для новой советской литературы.

Михаил Шолохов родился в станице Вешенская на Дону, в крестьянской семье в 1905. Советский писатель, стал символом социалистического реализма в литературе и получил лауреата Нобелевской премии за свой роман «Тихий Дон». Произведение, которое рассказывает об испытаниях казачества на Дону в годы первой мировой войны, революции, и гражданской войны. Прежде чем стать писателем он зарабатывал себе на жизнь тяжелым физическим трудом. Работал докером и каменщиком, даже как бухгалтер, периодически посещая классы писателей. Его первая опубликованная работа была сатирической статьей «Экзаменация» (опубликована 19 октября 1923 года). В 1924 году Шолохов вернулся в свой дом в Вёшенскую, где посвятил себя исключительно литературной работе. В 1928 году Михаил Александрович Шолохов начал работу над четырехтомным романом, который должен был сделать его знаменитым. «Тихий Дон», произведение, которое он закончил только в 1940 году. В 1941 году он получил Сталинскую премию, а в 1960 году - Ленинскую премию, в 1965 году он получил в Стокгольме нобелевскую премию за свою главную работу. Умер писатель в 1984 году.

Писатель СССР Александр Александрович Фадеев

Александр Александрович Фадеев родился в 1901 году, был известным советским писателем и публицистом. Фадеев участник гражданской войны, это его подвигло написать в 1927 году роман «Девятнадцать» (Разгром). Произведение о борьбе партизан и солдат Красной Армии против японских войск в 1920 году на Дальнем Востоке России, где он сам провел часть своего детства и юности в селе Чугуевка. Фадеев был секретарем Союза писателей СССР в сталинскую эпоху (1938-1944 и 1946-1954 гг.). Его самый известный роман - «Молодая гвардия». Александр Александрович был награжден в 1946 году Сталинской премией и дважды - орденом Ленина и орденом Красного Знамени – очень почетные награды СССР. Роман «Молодая гвардия» был опубликован в 1945 и 1949 годах и описывает борьбу и судьбу молодого партизанского отряда во время немецкой оккупации в 1942 году. После смерти Сталина его сильно критиковали за поддержку политики Сталина в период оттепели. Фадеев не выдержал нападок и выбрал самоубийство, застрелившись на своей даче в Переделкино. Накануне своего самоубийства Фадеев признался другу, что, будучи официальным членом Ассоциации писателей, он согласился на многочисленные аресты писателей, несмотря на то, что он знал, что эти люди невиновны.

Михаил Афанасьевич Булгаков

Русский советский писатель Михаил Афанасьевич Булгаков родился в 1891 году в Киеве, умер в 1940 году в Москве. Он считается одним из величайших сатириков в русской литературе. Михаил Булгаков сын Афанасия Ивановича Булгакова, преподавателя Киевской духовной академии, и его жены Варвары Михайловны. После окончания Киевской гимназии в 1909 году поступил на медицинский факультет Киевского университета. В 1916 году он получил диплом доктора. Во время Гражданской войны в России Булгаков был вызван в феврале 1919 года в качестве врача в Украинской республиканской армии. Через короткое время сумел остаться в той же функции в Красной Армии. В конце октября 1921 года Булгаков переехал в Москву и начал работать в ряде газет. В 1928 году в Москве состоялась премьера его пьесы «Багровый остров» Автор разработал в этот период, первые идеи Мастер и Маргарита, и начал работу над пьесой о Мольер под названием «Кабала святош». С 1930 г. произведения Булгакова не публикуются, в том числе: Бег, Зойкина квартира, Багровый Остров, и Дни Турбинных. Исчезли они и из репертуара театров. Его здоровье быстро ухудшалось. Врачи диагностировали нефросклероз, вызванный артериальной гипертензией (гипертонией) . Он начал диктовать своей жене Елене Сергеевне последние вариации своего романа «Мастер и Маргарита», ставший классикой литературы. Гротескные описания Булгакова в повседневной жизни в Советском Союзе часто имеют фантастические или абсурдные черты. В литература - типичный способ заниматься социальной критикой. Так появился роман «Собачье сердце» в 1925 году, но было опубликовано лишь в 1987 году в Советском Союзе. Самая известная работа Булгакова - «Мастер и Маргарита», сатирическая гротескная повесть по мотивам Фауста, путешествие во времени. Работа была впервые напечатана в 1967 году в литературном журнале «Москва», почти через 30 лет после смерти автора. Некоторые критики считают книгу лучшим русским романом 20-го века.

Детский писатель СССР Аркадий Петрович Гайдар

Аркадий Петрович Гайдар, настоящая фамилия Голиков, родился в 1904 году. Работал как корреспондент газеты «Комсомольская правда». Гайдар был отправлен на фронт после нападения фашисткой Германии на Советский Союз. После того, как его подразделение было окружено немцами, он присоединился к партизанскому отряду. Был убит в бою с немецкими войсками на Украине.

Его самая известная работа «Тимур и его команда» (1940), описывает молодежную группу, которая помогает в повседневной жизни женщинам и семьям фронтовых солдат, живущих в одиночестве в русской деревне. Книга о герое Тимуре (имя его сына, родившегося в 1926 году) была образцом для «Тимуровского движения». Ее участники реально помогали старикам и ветеранам войны в быту. Книгу хорошо знали читатели в социалистических государствах Центральной и Восточной Европы. По мотивам «Тимур и его команда» был снят фильм, который был популярен в СССР десятки лет.

Советский фантаст Беляев Александр Романович родился в 1884 году. Литературные труды с 1920-х и 1930-х годов сделали его популярной фигурой в русской научной фантастике. Его часто называют «русский Жюль Верн». Самые известные книги Беляева включают «Голова профессора Доуэлла», «Человек-амфибия», «Ариэль» и «Продавцы воздуха». Александр Беляев родился в Смоленске в семье православного священника. Его отец, потеряв двух других детей (сестра Александра Нина с детства умерла от саркомы, а его брат Василий, ветеринар, утонул во время катания на лодке), хотел, чтобы он продолжил семейную традицию и зачислил Александра в Смоленскую семинарию. Беляев не чувствовал себя особенно религиозным и после окончания университета он поступил в юридическую школу. Вскоре его отец умер, и он должен был поддерживать свою семью. Будущий фантаст давал уроки и писал для театра. Литература все больше привлекала его, и в 1914 году он оставил закон, чтобы сосредоточиться на своих литературных занятиях. В 1925 году был опубликован его первый роман, профессор Доуэлл (Голова Профессора Доуэля). С 1931 года жил в Ленинграде со своей женой и старшей дочерью; его младшая дочь умерла от менингита в 1930 году, в возрасте шести лет. В Ленинграде он встретился с Г. Г. Уэллсом, который посетил СССР в 1934 году. В последние годы своей жизни Беляев жил в Ленинградском пригороде Пушкина (ранее Царское Село). В начале немецкого вторжения в Советский Союз во время Второй мировой войны он отказался эвакуироваться, поскольку выздоравливал после операции, которую он перенес несколько месяцев назад. Беляев умер от голода в советском городе Пушкин в 1942 году, когда он был оккупирован нацистами. Точное место его могилы неизвестно. Мемориальный камень на Казанском кладбище в городе Пушкин помещен на массовую могилу, где предполагается, что его тело захоронено.

В сборник грузинского советского писателя Григола Чиковани вошли рассказы, воссоздающие картины далекого прошлого одного из уголков Грузии - Одиши (Мегрелии) в тот период, когда Грузия стонала под пятой турецких захватчиков. Патриотизм, свободолюбие, мужество - вот основные черты, характеризующие героев рассказов.

Ташкент - город хлебный Александр Неверов

Повесть известного советского писателя рассказывает о страшном поволжском голоде 1921 - 1922 гг., о том, как герой повести подросток Миша Додонов едет добывать хлеб для своей матери и младших братьев. "Изумительная книга. Я прочитал ее за один вечер" Франц Кафка, 1923.

1-я русская бригада СС «Дружина» Дмитрий Жуков

Эта книга о самом скандальном эксперименте немецких спецслужб в годы германо-советской войны. В разные годы это подразделение было известно как 1-я Русская национальная бригада СС, бригада «Дружина» и, наконец, как 1-я Антифашистская бригада. Авторы подробно рассказывают читателю о феномене двойного предательства военнослужащих этого формирования и анализируют причины произошедшего.

Когда уходит человек Елена Катишонок

На заре 30-х годов молодой коммерсант покупает новый дом и занимает одну из квартир. В другие вселяются офицер, красавица-артистка, два врача, антиквар, русский князь-эмигрант, учитель гимназии, нотариус… У каждого свои радости и печали, свои тайны, свой голос. В это многоголосье органично вплетается голос самого дома, а судьбы людей неожиданно и странно переплетаются, когда в маленькую республику входят советские танки, а через год - фашистские. За страшный короткий год одни жильцы пополнили ряды зэков, другие должны переселиться в гетто; третьим…

Том 3. Повести. Рассказы. Корни японского солнца Борис Пильняк

Подземная Москва Undefined Undefined

Глеб Васильевич Алексеев (1892 - 1938) - человек сложной, трагической судьбы; один из интереснейших русских советских писателей, автор талантливых романов, повестей, рассказов, которые после его гибели не переиздавались. Захватывающий и напряженный сюжет романа «Подземная Москва» связан с поисками библиотеки Ивана Грозного - величайшей культурной ценности мирового значения, до сих пор не разрешенной тайны русской истории, по преданиям, спрятанной в тайниках подземной Москвы.

Конец прекрасной эпохи Иосиф Бродский

Сборник «Конец прекрасной эпохи» опубликован в 1977 году американским издательством «Ардис» и состоит из стихотворений написанных Бродским до отъезда из Советского Союза. Сборник составлен самим автором в сотрудничестве с его друзьями Карлом и Эллендеей Проффер, создателями «Ардиса». В этом издательстве в течение долгих лет публиковались многие важные произведения русской литературы, чье издание в Советском Союзе в те годы не представлялось возможным, в том числе именно «Ардисом» были изданы все авторские сборники стихотворений Бродского.…

Часть речи Иосиф Бродский

Сборник «Части речи» опубликован в 1977 году американским издательством «Ардис» и состоит из стихотворений написанных Бродским с 1972 по 1976 год. Сборник составлен самим автором в сотрудничестве с его друзьями Карлом и Эллендеей Проффер, создателями «Ардиса». В этом издательстве в течение долгих лет публиковались многие важные произведения русской литературы, чье издание в Советском Союзе в те годы не представлялось возможным, в том числе именно «Ардисом» были изданы все авторские сборники стихотворений Бродского. Бродский очень гордился…

Избранные произведения Александр Сумароков

В настоящем издании публикуются «Избранные произведения» А. П. Сумарокова по тексту изданий: А. П. Сумароков, Избранные произведения (Библиотека поэта. Большая серия), «Советский писатель», Л. 1957, и А. П. Сумароков, Полное собрание всех сочинений, ч. 7 и 8, М. 1781. В сборник вошли оды, эпистоли, элегии, сонеты, сатиры, притчи, сказки, эпиграммы, эпитафии, песни, пародии и разные стихотворения. Примечания: А. П. Сумароков, П. Орлов.

Бентли для королевы Доктор Нонна

Автомобиль "Бентли"в наши дни - свидетельство респектабельности и богатства. Сложно представить, олицетворением чего была машина этой марки в советские 70-80-е годы! Именно тогда для русской девушки из неблагополучной семьи это средство передвижения стало символом свободы. На протяжении всей жизни, в кризисные ее минуты, Наташа всегда вспоминала о машине и мечтала во что бы то ни стало вернуть себе "Бентли".

Том 3. Корни японского солнца Борис Пильняк

Борис Андреевич Пильняк (1894–1938) - известный русский писатель 20–30 годов XX века, родоначальник одного из авангардных направлений в литературе. В годы репрессий был расстрелян. Предлагаемое Собрание сочинений писателя является первым, после десятилетий запрета, многотомным изданием его наследия, в которое вошли, в основном, все восстановленные от купюр и искажений произведения автора. В третий том Собрания сочинений входит повести «Заволочье», «Большое сердце», «Китайская повесть», «Китайская судьба человека», «Корни японского солнца» и…

Веселий ярмарок Микола Білкун

В сборник вошли произведения украинских советских писателей, работающих в жанре юмора и сатиры. Здесь читатель найдет прозаические и стихотворные юморески, басни, фельетоны, памфлеты, пародии, сатирические миниатюры, опубликованные в последнее время в периодике. До збірника увійшли твори українських радянських письменників, які працюють у жанрі гумору і сатири. Тут читач знайде прозові та віршовані гуморески, байки, фейлетони, памфлети, пародії, сатиричні мініатюри, що були опубліковані останнім часом у періодиці.

В русской литературе XX столетия можно выделить несколько периодов. Первые два десятилетия получили название "серебряного века": это эпоха бурного развития литературных направлений, появления целой плеяды гениальных Мастеров Слова. Литература этого периода обнажила глубокие противоречия, возникшие в обществе того времени. Писателей перестали устраивать классические каноны, начался поиск новых форм, новых идей. На передний план выходят общечеловеческие, философские темы о смысле бытия, о нравственности, о духовности. Все больше стало появляться религиозных тем.

Четко обозначились три основных литературных направления: реализм, модернизм и русский авангард. Возрождаются и принципы романтизма, особенно ярко это представлено в творчестве В. Короленко и А. Грина.

В 30-е годы наметился "великий перелом": тысячи представителей интеллигенции были подвергнуты репрессиям, а существование жесточайшей цензуры замедлило развитие литературных процессов.

С началом Великой Отечественной войны в русской литературе появилось новое направление — военное. Изначально были популярны жанры, близкие к журналистике - очерки, эссе, репортажи. Позднее появятся монументальные полотна, запечатлевшие все ужасы войны и борьбы с фашизмом. Это произведения Л. Андреева, Ф. Абрамова, В. Астафьева, Ю. Бондарева, В. Быкова.

Вторая половина XX столетия характеризуется многоплановостью и противоречивостью. Во многом это обусловлено тем, что развитие литературы во многом определялось правящими структурами. Оттого такая неравномерность: то идеологическое засилие, то полное раскрепощение, то командный окрик цензуры, то послабление.

Русские писатели XX века

М. Горький — один из самых значительных писателей и мыслителей начала столетия. Признан основателем такого литературного направления, как социалистический реализм. Его произведения стали "школой мастерства" для литераторов новой эпохи. А творчество Горького оказало огромное влияние на развитие мировой культуры. Его романы и рассказы переводились на множество языков и стали мостом, соединившим русскую революцию и мировую культуру.

Избранные произведения:

Л.Н.Андреев. Творчество этого писателя - одна из первых "ласточек" эмигрантской русской литературы. Творчество Андреева гармонично укладывается в концепцию критического реализма, обнажавшего трагедию социальной несправедливости. Но, примкнув к рядам белой эмиграции, Андреев на долгое время был забыт. Хотя значение его творчества оказало большое влияние на развитие концепции реалистического искусства.

Избранное произведение:

А.И. Куприн. Имя этого величайшего писателя незаслуженно ставят рангом ниже, чем имена Л. Толстого или М. Горького. Вместе с тем, творчество Куприна - яркий образчик самобытного искусства, искусства истинно русского, интеллигентного. Главные темы в его произведениях: любовь, особенности русского капитализма, проблемы русской армии. Вслед за Пушкиным и Достоевским А. Куприн огромное внимание уделяет теме "маленького человека". Также писателем написано немало рассказов специально для детей.

Избранные произведения:

К.Г.Паустовский — удивительный писатель, которому удалось остаться самобытным, остаться верным самому себе. В его произведениях нет революционного пафоса, громких лозунгов или социалистических идей. Главная заслуга Паустовского в том, что все его рассказы и романы представляются эталонами пейзажной, лирической прозы.

Избранные произведения:

М.А. Шолохов — великий русский писатель, чей вклад в развитие мировой литературы трудно переоценить. Шолохов, вслед за Л. Толстым создает удивительные монументальные полотна жизни России в самые переломные моменты истории. Также Шолохов вошел в историю русской литературы как певец родного края - на примере жизни донского края писатель сумел показать всю глубину исторических процессов.

Биография:

Избранные произведения:

А.Т. Твардовский ярчайший представитель литературы советской эпохи, литературы социалистического реализма. В его творчестве поднимались самые насущные проблемы: коллективизации, репрессий, перегибов идеи социализма. Являясь главным редактором журнала "Новый мир" А. Твардовский открыл миру имена многих "запретных" писателей. Именно в его легкой руки стали печатать А. Солженицина.

Сам А. Твардовский остался в истории литературы и как автор самой лиричной драмы о войне - поэмы "Василий Тёркин".

Избранное произведение:

Б.Л.Пастернак — один из немногих русских писателей, получивших Нобелевскую премию по литературе за свой роман "Доктор Живаго". Известен также как поэт и переводчик.

Избранное произведение:

М.А. Булгаков … В мировой литературе, пожалуй, нет более обсуждаемого писателя, чем М. А. Булгаков. Блестящий прозаик и драматург оставил немало загадок для будущих поколений. В его творчестве гармонично переплелись идеи гуманизма и религия, безжалостная сатира и сострадание к человеку, трагизм русской интеллигенции и безудержный патриотизм.

Избранные произведения:

В.П. Астафьев — русский писатель в творчестве которого главными были две темы: война и русская деревня. Причем все его рассказы и романы - это реализм в самом ярком его воплощении.

Избранное произведение:

— одна из самых массивных фигур в русской советской литературе, и, пожалуй, самый известный тюркоязычный писатель. В его произведениях запечатлены самые разные периоды советской истории. Но главная заслуга Айтматова в том, что он, как никто другой, сумел красочно и ярко воплотить на страницах красоту родного края.

Избранное произведение:

С распадом СССР русская литература вышла на абсолютно новый этап своего развития. Канули в прошлое жесткая цензура и идеологическая направленность. Обретенная свобода слова стала отправной точкой для появления целой плеяды писателей нового поколения и новых направлений: постмодернизма, магического реализма, авангардизма и других.