Театр ленком художественный руководитель. Московский государственный театр «Ленком


ТЕАТР «ЛЕНКОМ», московский драматический театр. Датой рождения театра принято считать 1927, когда по инициативе ЦК ВЛКСМ был создан Театр Рабочей Молодежи (ТРАМ) – новая творческая форма молодежного театра рабочих. Четыре года театр существовал на полупрофессиональных началах. Здесь создавались агитационно-политические спектакли о жизни советской молодежи, которые «рассматривались не как театральное явление, а как общественное выступление по поводу того или иного факта… вопроса». Первые пьесы-сценарии – Зови Фабком , Зеленые огни (обе 1928) и Дай пять (1929) – были написаны и исполнены самими рабочими-комсомольцами. В 1931 коллектив получил статус профессионального театра.

В 1932 в ТРАМ была приглашена группа мастеров МХАТа (И.Судаков, В.Станицын, Н.Баталов, Н.Хмелев, Н.Горчаков), преподававших студийцам актерское мастерство. Первым музыкальным руководителем ТРАМа был И.Дунаевский, заведующим литературной частью М.Булгаков, биомеханику преподавала И.Хольд, дочь Вс.Мейерхольда, спектакли оформляли Е.Кибрик, молодые Кукрыниксы . В ТРАМе началась актерская карьера Н.Крючкова.

В 1933 театр возглавил Судаков. Под его руководством поставлены Бедность не порок А.Островского (1935), Дальняя дорога А.Арбузова (1936), Как закалялась сталь Н.Островского (1937).

В 1938 ТРАМ (20 февраля 1938 переименован в Московский театр имени Ленинского комсомола) возглавил режиссер и актер, ученик К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко, соратник М.Чехова И.Н.Берсенев (1889–1951). Вместе с ним в труппу пришли мастера мхатовской школы С.Бирман , С.Гиацинтова, А.Вовси, Р.Плятт , Б.Оленин и др. В сочетании с талантливыми представителями молодежного театра они составили разнообразную по дарованиям и амплуа труппу, открыв новый и успешный этап в ее истории. Именно при Берсеневе театр стал по-настоящему популярен. В этот период здесь играли Е.Фадеева, В.Серова, Т.Окуневская, Г.Карнович-Валуа, А.Козлова и другие. Берсенев был уверен, что «театр для молодых должен стать театром высокой культуры и... пренебрегать духовными богатствами классической драматургии значило бы обкрадывать и артистов, и зрителей». В афише театра этого периода Нора Х.Ибсена (1939), Зыковы (1940) и Васса Железнова М.Горького, История одной любви (1940), Парень из нашего города (1941), Так и будет (1944), Под каштанами Праги (1945), Русский вопрос (1947) К.Симонова, Живой труп Л.Толстого (1942), Фронт А.Корнейчука (1942), Сирано де Бержерак Э.Ростана (1943), Месяц в деревне И.Тургенева (1944), Наш общий друг по Ч.Диккенсу (1946), За тех, кто в море Б. Лавренева (1947), Семья Попова (1949), Валенсианская вдова Лопе де Вега и др.

После смерти Берсенева театром руководили Гиацинтова (1952–1956), С.А.Майоров (1957–1960), Б.Н.Толмазов (1960–1962). Среди спектаклей 1950-х – начала 1960-х годов – Новые люди по Н.Чернышевскому (1952); Годы странствий Арбузова (1954), Вишневый сад А.Чехова, Друзья-сочинители Н.Винкетерн (1954); В доме господина Драгомиреску Х.Ловинеску (1955); Пароход зовут «Орленок » А.Галича (1959); Большое волнение И.Дворецкого, Бесприданница А.Островского (1962).

В 1963 театр возглавил А.В.Эфрос. «Добрым, многообещающим началом» назвали дебют Эфроса на ленкомовской сцене – спектакль В день свадьбы В.Розова (1964): «Ни в одном театре, пожалуй, не получалось более цельного, более точного воспроизведения розовской драматургии, чем в спектаклях Эфроса». Затем последовали 104 страницы про любовь (1964) и Снимается кино (1965) Э.Радзинского, Мой бедный Марат Арбузова (1965). В спектаклях Эфроса на сцене театра им. Ленинского комсомола выходила плеяда молодых артистов: В.Гафт, Л.Дуров, А.Дмитриева, А.Збруев, О.Яковлева, В.Ларионов, М.Державин, А.Ширвиндт и др. Чайка Чехова (реж. Эфрос, 1966) опрокидывала «все чеховские штампы нашей сцены». Здесь вместо колдовского озера возник резкий образ – «театр как эшафот, где казнят художника». Это был спектакль о Треплеве и для Треплева (В.Смирнитский), Нину (О.Яковлева) в финале ждало наказание: болезнь и театр в Ельце – расплата за предательство художника. В Мольере Булгакова (реж. Эфрос, 1966) отчетливо прозвучала тема комедиантства, его изначальной двуликости. В 1967 Эфрос был уволен из театра.

В 1973 главным режиссером театра стал М.А.Захаров . В этот период в театр пришли Т.Пельцер, Е.Леонов, Л.Броневой, О.Янковский и мн. др. История «Ленкома» под руководством Захарова – «это история благополучно преодолеваемых запретов – и идеологических, и вкусовых».

В 1974 был выпущен первый советский мюзикл Тиль Г.Горина по мотивам Ш. де Костера; в 1976 – Звезда и смерть Хоакина Мурьеты П.Грушко по мотивам П.Неруды. В 1981 появилась первая рок-опера Юнона и Авось А.Вознесенского – А.Рыбникова. А.Тарковский поставил в театре Гамлета У.Шекспира (1976).

Одновременно с мюзиклами и серьезными работами здесь выпускали т.н. «поделки» – Автоград XXI Ю.Визбора и Захарова (1973) и Проводим эксперимент В.Черных и Захарова (1984); советскую классику Парень из нашего города К.Симонова (1977), Жестокие игры Арбузова (1979; первая совместная работа Захарова и сценографа О.Шейнциса), Оптимистическая трагедия Вс.Вишневского (1983), Три девушки в голубом Л.Петрушевской (1985); «ленинские» спектакли по пьесам М.Шатрова Революционный этюд (1978) и Диктатура совести (1986) и др.

Сразу две громкие премьеры Захаров представил в 1989: Мудрец по А.Островскому и Поминальная молитва Горина по Шолом-Алейхему.

Кинорежиссер Г.Панфилов выпустил Гамлет Шекспира (1986) и спектакль Sorry А.Галина (1992).Сам Галин поставил в Ленкоме свою пьесу Чешское фото (1995).

С 1991 театр носит название «Ленком». В 1990-е годы в его репертуаре появились в постановке Захарова Безумный день, или Женитьба Фигаро П.Бомарше (1993), Чайка Чехова (1994), Королевские игры Горина – Ш.Каллоша (1995), Варвар и еретик по роману Ф.Достоевского Игрок (1997), Мистификация , представление пьесы Н.Садур Брат Чичиков (1999), Город миллионеров по Филумене Мартурано Э. Де Филлипо (реж. Р.Самгин, 2000).

Малая Дмитровка, дом 6. Сегодня это место знают все - и москвичи, и приезжие и завзятые театралы, и те, кто ходит на спектакли от силы раз или два в год. Здесь помещается "Ленком" (это обиходное сокращение бытовало и тогда когда он официально именовался Московским театром имени Ленинского комсомола, а с десяток лет назад обрело права полноправного гражданства), театр, который нельзя обойти стороной, театр актеров-звезд и суперзвезд, выдающихся режиссеров и драматургов, театр поразительной творческой молодости, новаторства, смелых экспериментов, долголетия и постоянства своего зрительского успеха.

До революции в этом здании, построенном в 1907 году архитектором Ивановым-Шицем в новомодном стиле «модерн», помещался Купеческий клуб. Здесь игрались музыкальные и драматические спектакли, давались музыкально-вокальные дивертисменты, здесь бывали прославленные деятели культуры, представители аристократических фамилий, известнейшие промышленники, меценаты. После революции здание экспроприировали под "дом анархии", годом позже, в 1918-м, анархистов не без боя выгнали, а в стенах дома обосновался коммунистический университет имени Я.М.Свердлова, где в 1920-м проходил III съезд Российского коммунистического союза молодежи, на котором выступал В.И. Ленин. Так что еще до своего рождения будущий театр имени Ленинского комсомола, ныне "Ленком", уже в самих своих подмостках и стенах нес память о молодом энтузиазме строителей нового общества. Но в тех же подмостках и стенах жила память о высокой традиции русского искусства.

Театр Ленком

Ни от одного из своих генетических корней театр ни в какие годы не отказывался, даже в те, когда и комсомол, и Ленин категорически вышли из моды.

"Ленком", отметивший в 2002 году 75-летие, ведет свою родословную от ТРАМа (Театра рабочей молодежи), созданного в 1927 году по инициативе Московского Комсомола. Характерно, что даже в первые годы, когда идеологи ТРАМа провозглашали в пролеткультовском духе свое кредо: "ТРАМ не театр, трамовец не актер, а взволнованный докладчик, агитатор, спорщик", его молодые творцы не "выбрасывали с корабля современности" опыт театра классического. Именно тогда литературной частью театра заведовал Михаил Булгаков (и даже как режиссер поставил пьесу Ф. Кнорре "Тревога"), музыкальной - Исаак Дунаевский, танцы ставила Наталия Глан, биомеханике учила молодых трамовцев дочь В.Э. Мейерхольда Ирина Хольд, актерскому мастерству - мхатовские корифеи Николай Баталов, Николай Хмелев, Алексей Грибов, Виктор Станицын, Илья Судаков, сценографию делали Евгений Кибрик, Юрий Пименов, Кукрыниксы. А спустя несколько лет на сцене ТРАМа появилась и классика, русская и советская: пьесы А. Островского, М. Горького, инсценировки А. Пушкина и Н. Островского.

Поначалу трамовцы гордились тем, что днем они полную смену работают на предприятиях, вечером - играют на сцене. Однако идея "Ермоловой, днем работающей у токарного станка", популярная в какие-то и послетрамовские времена, жизненности своей не подтвердила: очень скоро ТРАМ стал театром всецело профессиональным, воспитавшем плеяду хороших актеров (П. Шпригнфельд, 3. Щенникова, В. Соловьев, В. Всеволодов, А. Пелевин) и одного великолепного: именно здесь началась звездная слава Николая Крючкова, любимого киногероя 1930-1960-х годов.

Название Московский театр имени Ленинского комсомола на здании по Малой Дмитровке, дом 6, появилось 20 февраля 1938 года. В этом году театр возглавил Иван Берсенев, пришедший из незадолго до того разогнанного МХАТа-2, приведя за собой блистательную команду актеров мхатовской школы - Софью Гиацинтову, Серафиму Бирман, Ростислава Плятта.

"Нам поначалу пришлось очень трудно, - рассказывал И.Н.Берсенев, - Мы трое - Софья Гиацинтова, Серафима Бирман и я - постепенно знакомились с труппой и убеждались, что воспитаны все по-разному и будущее театра каждый представляет себе по-своему... Были несомненно талантливые, а были и бездарные, но зато очень разговорчивые, склонные к демагогии молодые люди. "Я с производства, вы мне должны только главные роли давать!" - требовал один. Зато другой заявлял: "Я года два-три вообще играть ничего не буду, мне еще надо поучиться". Третий требовал, чтобы мы дали обещание никогда не ставить никаких классических пьес... И т.д., и т.п. Но хотя у многих и были мозги вывернуты ТРАМом, хотя, повторяю, были тут и бездарные молодые люди, от которых пришлось постепенно избавляться, все же в основной массе это была интересная, живая, энергичная молодежь, очень хотевшая, чтобы у нас получился настоящий театр. Когда мы поняли, что они - всякий по-своему - хотят в общем того же, чего и мы хотим, - работать стало легче".

При Берсеневе театр обрел новое дыхание, заслуженно и прочно занял место в ряду лучших сценических коллективов страны. Немало поспособствовала тому твердая рука Берсенева-руководителя, его умение сплотить и вести за собой труппу, уверенная свобода его режиссерского почерка, актерский талант. Зрители старшего поколения как о самых дорогих своих театральных встречах вспоминают о ролях Берсенева - адвокате Гельмере в "Норе" Ибсена, Феде Протасове в "Живом трупе" Толстого, романтическом Сирано де Бержераке в пьесе Ростана.

"Парень из нашего города" Симонова, поставленный Берсеневым за два месяца до начала Великой Отечественной войны, уже жил ее предощущением. Герой пьесы Сергей Луконин, как и иные парни этого поколения, знал, что войны не миновать и что его место - на передовом рубеже. Константин Симонов еще не был тогда знаменитым и прославленным, он только начинал в театральной драматургии. Повезло и ему, и театру: театр нашел своего драматурга, драматург свой театр - их пути еще не раз пересекутся.

В следующей постановке театра по пьесе Симонова "Так и будет" (1944) играла Валентина Серова, любимица публики, обаянию которой дополнительный блеск придавало и то, что она - жена Симонова и это ей он посвятил стихи, которые в войну были у всех на устах, - "Жди меня, и я вернусь...". Что же до "Парня из нашего города", то эта пьеса дважды в разные годы возобновлялась на ленкомовской сцене - в последний раз в 1977 году в постановке Захарова и Юрия Махаева. Как видно, было в этой пьесе нечто выходящее за пределы злободневного пафоса предвоенной поры, необходимое и поколению, к счастью, войны не заставшему...

"Я с наслаждением работал с Афиногеновым, Симоновым, Горбатовым, Лавреневым... - говорил И.Н. Берсенев. - Но вот, понимаете, оказывается, Ибсен - нехорошо... Толстой - не на главной линии. Наивно. Да, у нас Театр имени Ленинского комсомола. Но ведь именно ради комсомола, ради молодежи играем мы и ставим Толстого и Ибсена, Диккенса и Ростана. Все, что может воздействовать на молодое сознание, все, что может внушить молодому человеку наших дней свободолюбие и честность, верность долгу и нравственную чистоту, - все это наше, все это должно звучать с нашей сцены".

Берсенев ушел из жизни в 1951 году, в расцвете сил и таланта. Театр на долгие годы остался без руководителя. То есть руководители, конечно, были, приходили и уходили, но памятного следа и этапных спектаклей не оставили...

Новая жизнь театра и новый его взлет начались в 1963 году с приходом Анатолия Эфроса. Продолжался этот взлет недолго, всего три с небольшим года: очень скоро театру подрубили крылья, отстранив Эфроса от должности главного режиссера "как не обеспечившего правильного направления в формировании репертуара" (формулировка из приказа № 50 Управления культуры Исполкома Моссовета от 7 марта 1967 года). Идеологическим надзирателям за искусством показались слишком смелыми его творческие, а главное, нравственные поиски. Режиссер не поучал зрителя, не читал ему назидательных проповедей. Вместе с актерами он просто как бы предлагал ему заглянуть в собственную душу, задуматься, все ли благополучно в ней, а получалось: все ли благополучно в обществе, где на вид все так благополучно? Зритель приглашался художником к со-участию, со-размышлению, со-творчеству. Таковы были спектакли по пьесам "В день свадьбы" Виктора Розова, "Мой бедный Марат" Алексея Арбузова, "104 страницы про любовь" и "Снимается кино" Эдварда Радзинского, по "Мольеру" Михаила Булгакова и "Чайке" Антона Чехова. Режиссер кардинально обновил репертуар театра, сделал его созвучным времени, полным неуспокоенности, живого нерва той самой жизни, которой зритель жил и вне театральных стен.

Вместе с собой Эфрос привел команду влюбленных в него актеров - Ольгу Яковлеву, Анну Дмитриеву, Александра Збруева, Валентина Гафта, Льва Круглого, Всеволода Ларионова, Льва Дурова, Александра Ширвиндта, Михаила Державина, сохранив при этом ленкомовских "стариков" - Гиацинтову, Вовси, Пелевина, Соловьева, более того, окружив их особым вниманием, уважением, любовью.

Уход Эфроса, вслед за которым ушли и многие из его актеров, тяжко отразился на театре, потерявшем одновременно ту самую часть своей аудитории, которая и питала его поиски встречным током своей любви, неравнодушного интереса, духовного сотворчества. С каждым годом ситуация в Театре Ленинского комсомола становилась все более безотрадной - так продолжалось шесть лет. И лишь в 1973-м, когда директорское кресло занял Рафик Экимян, коллектив почувствовал близость готовящихся перемен. Они обозначились уже в спектакле, явно далеком от совершенства, но захватывавшем зрителей своей энергией, азартом и сценическим буйством, - в "Автограде XXI", написанном (совместно с Юрием Визбором) и поставленном молодым Марком Захаровым, уже доказавшим свой режиссерский талант в постановках Студенческого театра МГУ, в театрах Сатиры и имени Маяковского (где еще совсем недавно директором был Р. Экимян, вместе с Захаровым переживавший все перипетии чуть было не запрещенного "Разгрома" Фадеева). Свой следующий спектакль на той же сцене Марк Захаров уже ставил как главный режиссер театра (секретарь Московского горкома КПСС тов. Гришин все же утвердил его в этом качестве, хоть и припомнил идейные ошибки, допущенные в прежние годы). Спектаклем этим был "Тиль" по книге Шарля де Костера "Легенда о Тиле".

По словам Марка Анатольевича Захарова, было бы преувеличением считать, что спектакль "Тиль" в 1974 году был чем-то из ряда вон выходящим, вехой в мировой истории. Но получилось долгожданное, красочное и весьма заразительное зрелище. Комедийное представление с элементами подлинной драмы и подлинной сатиры.

Музыкальная линия ленкомовских спектаклей продолжилась в рок-операх (в афишах они деликатно назывались "современными операми": от слова "рок" цензуру коробило) "Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты, чилийского разбойника, подло убитого в Калифорнии 25 июля 1853 года" (композитор Алексей Рыбников, поэт Павел Грушко) и "Юнона и Авось" (композитор Алексей Рыбников, поэт Андрей Вознесенский). Эти спектакли-события, яркие, романтические, ослепительно-оглушительные, захватывавшие темпом, энергией чувств и действия, странным сочетанием площадной свободы и искушенного эстетизма, многие годы собирали битковые аншлаги в Москве и на всех гастролях, в СССР и за рубежом. "Тиль" продержался в репертуаре театра 14 лет, "Юнона и Авось" перевалила уже за два десятилетия своей сценической жизни.

Впрочем, музыкальные спектакли - лишь одно из направлений поиска Марка Захарова. Ни одна из его постановок не повторяет прежнюю, всегда поражает новизной, свежестью, дарит чувство открытия. На сцене "Ленкома" нашлось место и русской классике ("Иванов" и "Чайка" А.П.Чехова), и классике зарубежной ("Безумный день, или Женитьба Фигаро" Бомарше), и классике советской ("Оптимистическая трагедия" В.Вишневского), и героико-патриотической теме ("В списках не значился" по Б.Васильеву), и современной драматургии ("Жестокие игры" А.Арбузова, "Три девушки в голубом" Л.Петрушевской, "Школа для эмигрантов" Д.Липскерова), и драматургии публицистическо-политической ("Диктатура совести" М.Шатрова). Любую из этих и иных постановок, к каким бы временам ни обращался театр, каких бы авторов ни ставил, пронизывает живой нерв современности. Все они о том, что волнует нас сегодня, сейчас.

На ленкомовской сцене Захаров собрал поразительное созвездие актеров, каждый из которых - явление, каждый достоин отдельного рассказа. Это гениальный и, увы, безвременно ушедший Евгений Леонов, бесконечно органичный и в роли русского интеллигента Иванова, и в роли битого жизнью, но никогда не терявшего веры в нее еврея Тевье; и Татьяна Пельтцер, также, увы, ушедшая, но до последнего дня своей замечательно долгой жизни сохранявшая юмор и молодой задор; и Леонид Броневой, и Армен Джигарханян, и Олег Янковский, и Александр Абдулов, и Елена Шанина, и Дмитрий Певцов, и Андрей Соколов. Труппа постоянно обновляется; рядом с заслуженными мастерами Владимиром Корецким, Любовью Матюшиной, Борисом Беккером, Татьяной Кравченко, Виктором Раковым, Александром Сириным и другими (всех не перечесть) в ней занимают достойное место и молодые, в том числе и носящие знакомые фамилии своих прославленных отцов, - Андрей Леонов, Александра Захарова, Мария Миронова, Александр Лазарев.

Некоторые из захаровских актеров уже основали собственные антрепризы (успешно выступает как театральный продюсер и кинорежиссер Александр Абдулов) и театральные коллективы (у Армена Джигарханяна свой театр на Ломоносовском проспекте), но все равно они готовы работать и работают на ленкомовской сцене, потому что на такой сцене работать актеру - счастье и радость. Джигарханян сказал об этом предельно просто и искренне: "Мне хорошо в этом театре".

Спектакли Захарова всегда поражали своей кинематографичностью, никогда при этом не подражая впрямую приемам экрана. Родство его постановок кинематографу в предельной насыщенности пространства сцены, наполненности драматургического времени. На сцене - ни сантиметра неработающего пространства, в движении действия - ни секунды, потерянной впустую. Добиться такой точности, красоты и энергии сценического рисунка можно было только имея таких надежных союзников-единомышленников, как главный художник Олег Шейнис и руководитель музыкального ансамбля театра Сергей Рудницкий.

Режиссер Марк Захаров неотделим от драматурга Марка Захарова, не раз выступавшего в качестве автора сценических версий ставившейся им литературы. Тут следует назвать и "Мудреца" по мотивам "На всякого мудреца довольно простоты" Островского, и "Варвара и Еретика" по "Игроку" Достоевского, где подробности быта, реалии времени отсекались, отбрасывались, концентрируя действие до степени сгустка-гротеска, метафоры.

Да, конечно, неоценимую роль в становлении театра сыграл Григорий Горин, чей "Тиль" открыл новый, "захаровский" этап "Ленкома" и чьи "Королевские игры" по пьесе М.Андерсона "1000 дней Анны Болейн", "Поминальная молитва" по Шолому-Алейхему стали событием в его репертуаре. Но не забудем при этом, что и Горин как драматург родился в совместной работе с "Ленкомом", а второй акт "Тиля" вообще дописывался параллельно репетициям первого акта. Это был замечательный симбиоз драматурга и режиссера, заражавших друг друга и своим талантом, и своими размышлениями о жизни и об искусстве. Размышления эти органично продолжились и в фильмах "Тот самый Мюнхгаузен", "Дом, который построил Свифт", "Формула любви", "Убить дракона" созданных Захаровым и его актерами по сценариям Горина. Эти фильмы (как и "Обыкновенное чудо" по Е.Шварцу) - органическое продолжение жизни ленкомовской команды, неотделимое от сцены... Последний из горинских спектаклей - "Шут Балакирев" ставился, увы, уже тогда, когда Горина не стало.

Как главный режиссер своего театра, как художник ярко выраженных творческих пристрастий Захаров, естественно, ревниво относится к своим коллегам, желающим поработать на сцене его театра, с его актерской труппой. И все же исключения случались, притом выдающиеся. Именно в "Ленком" пришел Андрей Тарковский, чтобы осуществить давнюю свою мечту - поставить "Гамлета" с Солоницыным - Гамлетом, Тереховой - Гертрудой, Чуриковой - Офелией. Спустя десятилетие другой кинорежиссер того же могучего калибра - Глеб Панфилов поставил ту же трагедию с Янковским - Гамлетом, Збруевым - Клавдием, Чуриковой - Гертрудой, Абдуловым - Лаэртом, Захаровой - Офелией, предложив совершенно иное, остро современное прочтение, сразу же нашедшее горячий отклик в зрительном зале.

"Души, подарившие себя дому № 6 на Малой Дмитровке, остаются и продолжают поддерживать наши земные и подчас суетные усилия. При всей наивности эта мысль справедлива и бесспорна" (М.А. Захаров).

Театр имени Ленинского Комсомола официально зарегистрирован в 1938 году, но эту дату нельзя считать отправной точкой в развитии нынешнего Ленкома. Первые удачные попытки создать театр для молодежи, загоревшейся идеями революции, датированы 1925 годом, когда, усилиями энтузиастов, удалось сформировать небольшую театральную организацию, которую было решено назвать ТРАМ.

Это незамысловатое сокращение расшифровывалось как Театр Рабочей Молодежи, где в постановках участвовали вчерашние студенты театральных училищ или вовсе люди без специального образования, но с огромным желанием приблизится к миру сценического искусства и заявить во всеуслышание о наступлении новой эры.

Понятно, что подавляющее большинство поставленных спектаклей было проникнуто духом революции, который определял выбор пьес, сценографию и стиль актерской игры. Обращение к столь популярной теме привлекло к трамовским экспериментам внимание широкого круга ценителей всех возрастов и культурных уровней. Одни искали в разыгрываемых пьесах близкую себе тематику, других больше интересовало качество декораций, глубина режиссерской интерпретации и актерский талант, но все, без исключения, зрители получали искомое в избытке.

По мере того, как развивался творческий коллектив, со сцены исчезали случайные люди, а репертуар значительно изменялся. Театр Рабочей Молодежи уделял все больше внимания классическим сюжетам и постепенно понижал революционный градус в спектаклях, переходя на профессиональные рельсы. 1927 год. Трам! Звонкое имя, громкое, Как удар барабана, вызывающее как "Нате!", решительное, как выстрел!

Театр рабочей молодежи был рожден самой эпохой, ее стремительным ритмом, могучей волной энтузиазма масс. "Днем у станка, вечером - на сцене" - таков девиз молодого театра. И как лозунги звучали названия новых спектаклей: "Дай пять", "Зови фабком", " " , " ", "Страна должна знать."

1932 год. Молодой театр испытывает острую необходимость в совершенствовании своего профессионального мастерства. Одного энтузиазма уже недостаточно. Советский зритель требует нового качества драматургии и актерского искусства. На помощь молодым энтузиастам приходят актеры прославленного МХАТа: В.Я. Станицын, Н.П. Хмелев, Н.А. Баталов, В.С. Соколова во главе с известным советским режиссером и педагогом , возглавившим новое художественное руководство театра.

Через некоторое время в труппу театра влилась большая группа актеров из театра-студии, работавшей под руководством Р. Симонова. Это слияние произошло безболезненно, так как воспитанники Р. Симонова, ученика Е. Вахтангова, черпали свои творческие силы из одного общего источника - из могучего реалистического искусства, лучшим представителем которого был МХАТ.

Коллектив ТРАМа овладевает мастерством, позволившим преодолеть известный схематизм агитационных спектаклей и перейти к созданию произведений, в которых глубокая жизненная правда органично сочетается с яркой сценической формой. Из среды трамовцев вырастают такие яркие актерские индивидуальности, как , чьи имена неразрывно связаны с советским театром.

Только после образования театра Ленинского Комсомола это был уже сплоченный, сыгранный коллектив, ставший, за прошедшие годы, одной семьей и отлично понимавший друг друга. Естественно, изменился (причем кардинально) и репертуар, все чаще обращавшийся к отложенным, до поры до времени, Толстому, Ибсену, Диккенсу и Ростану.

Возглавить трупу нового театра было доверено - талантливому актеру и режиссеру, не просто вставшему во главе Ленкома, но и приведшему с собой несколько знаменитых актеров из МХАТа, среди которых особо выделялись такие имена как , . Это вливание значительно обогатило творческий коллектив театра имени Ленинского Комсомола и открыло перед ним двери к мировой известности! ()

1941год. В годы Великой Отечественной войны на сцене театра появляются спектакли,посвященные борьбе советского народа с фашистскими захватчиками - А. Корнейчука, " " братьев Тур и Шейнина, "Так и будет" .Этими спектаклями театр утверждал высокие моральные качества советского народа и выражал уверенность в грядущей победе. Гимном свободолюбивому, жизнеутверждающему началу в человеке в те дни звучал образ Сирано де Бержераку, созданный И.Н. Берсеневым в спектакле по одноименной пьесе Э. Ростана. Группа актеров театра в составе фронтовой бригады прошла весь боевой путь нашей армии от Москвы до Берлина.

Произведения лучших писателей и драматургов того времени получают воплощение на сцене театра: Б. Горбатов, Б Лавренев, А.Ромашов, В.Киршон, Н. Островский, А.Арбузов - имена этих писателей стояли на афишах в предвоенные годы.Особой удачей театра был спектакль
по пьесе К.Симонова " ". В дальнейшем К.Симонов в тесном творческом контакте с театром, где многие его пьесы были поставлены впервые: " ", " ", " " и др. Большое общественное звучание имели спектакли того времени, поставленные по произведениям отечественной и зарубежной классики: " " Ибсена, "Зыковы", " " , М. Горького,
" " Л. Толстого, " " Лопе де Вега, " " Ростана, " " Ч. Диккенса, и другие. В 1948 году Ленком отмечает В 1949 году С.В. Гиацинтова поставила где она с высоким мастерством исполнила роль матери В.И. Ленина -М.А Ульяновой.
Центром спектакля был образ Ленина, в период зарождения его революционных идеалов.

Берсенев был со своим театром в самые трудные военные годы, он трепетно оберегал созданное и искал пути к развитию, даже когда казалось, что дороги вперед нет. Именно благодаря стараниям Ивана Николаевича, Ленком, хоть и с потерями, но все же пережил тяжелое время и вновь расцвет в послевоенные сороковые, когда людям особенно была нужна вера в завтрашний день, вера, которую можно было почерпнуть в театре.

После смерти Ивана Николаевича в 1951 году столкнулся со значительными трудностями и надолго впал в творческое оцепенение. Руководители и режиссеры театра сменяли друг друга, но их стараний было явно недостаточно, чтобы дать новый толчок развитию Ленкома. Следующее десятилетие оказалось не слишком плодотворным, но, тем не менее, не преподнесло никаких сокрушительных ударов, что позволило труппе театра сохраниться, практически, в том же составе, в котором ее оставил Берсенев.

1958год. Будучи пропагандистом современной темы, продолжая развивать генеральную линию спектаклей о молодом строителе коммунизма,театр постоянно обращается к живительному источнику классического наследия.

На его сцене с успехом идут пьесы Островского и Горького, Ибсена и Лопе де Вега, Тургенева и Гоголя, прочитанные свежо и современно. В 1958 году в спектакле " " по пьесе Б.Шоу в роли Жанны Дарк выступила замечательная актриса Ленкома .

В 1958 году Сергея Арсеньевича Майорова назначили главным режиссером театра Ленком. Майоров поставил на сцене Ленкома несколько спектаклей: " ", " "(совместно с )," "(совместно с ) , "Пароход зовут "Орлёнок". Майоров проработал в театре не долго, уже в 1960 году его место занял Борис Никитич Толмазов. Толмазов поставил блестящие спектакли « » Н.Погодина (1960) и « » Э.Брагинского (1963). Борис Никитич вскоре ушел в театр Маяковского.

Так продолжалось до 1963 года, когда у руля . Его приход ознаменовал новый творческий виток в жизни театра, которую Эфрос сумел значительно обогатить и разнообразить. Прежде всего потому, что принес собой множество свежих и смелых идей. Кроме того, с появлением Анатолия Васильевича на посту главного режиссера, Ленком пополнился многими перспективными актерами, почувствовавшими, что в театре имени Ленинского Комсомола теплится еще огонек свободы, а значит там есть поле для творческого развития. Эфрос поставил с театре имени Ленинского Комсомола замечательные спектакли: " ", " ", ", "Снимается кино...", " ", " ", " ".

Плодотворная работа в театре продолжалась недолго, словно волна разбившись о непробиваемые утесы идеологии. Эфрос был человеком далеким от политики, но отлично разбиравшимся в театральном искусстве. Неудивительно, что он не желал лепить из театра убогую карикатуру на это самое искусство и клепать бесталанные спектакли по заказу Партии. Именно поэтому он не задержался на своем месте и был отстранен от руководства Ленкомом. Его уход снова сбросил театр в пучину упадка. В 1967 году в театр пришел Владимир Багратионович Монахов. Он стал главным режиссером театра на несколько лет - с 1967 по 1971 год. В.Б. Монахов поставил в Ленкоме следующие спектакли; " "(совместно с С.В.Гиацинтовой), " ", " ", " ", "Перекресток судьбы". В 1971 году Монахов покинул театр Ленком.

Для театра опять наступили тяжелые времена. Тяжелые времена продлились с 1971 по 1973 года и были отринуты театром только после того, как руководство взял в свои руки Марк Захаров, являвшийся до этого времени режиссером театра Сатиры.

Сразу после вступления в должность сдвинул Ленком с мертвой точки и направил его по курсу, избранному, в свое время, Берсеневым и Эфросом. Театр имени Ленинского Комсомола совершенствовался от постановки к постановке, набирал былую мощь и приобретал новых поклонников, ставя жирную точку во всех досужих сплетнях, утверждавших, что «Ленкому недолго осталось»…

С 1973 года для театра Ленком началась новая эпоха - в театр пришел работать Марк Анатольевич Захаров. В те годы Ленком еще было принято называть Московский театр имени Ленинского комсомола. И находилось это прославленное заведение культуры в глубоком кризисе, начавшемся с тех пор, как с должности художественного руководителя сняли Анатолия Эфроса. Затяжной творческий кризис был прерван весело и оглушительно постановкой « », премьерным спектаклем Марка Захарова совместно с поэтом и журналистом . Эта постановка немедленно привлекла внимание как публики, так и театральных специалистов своей энергией и жизненным тонусом. На показы приходило много молодежи. Интерес к театру Ленком, который уже начал было угасать, разгорелся с новой силой. По мнению самого Марка Захарова, для назначения на должность главного режиссера Ленкома большую роль сыграли его работы в Театре Сатиры - успешные постановки «Темп-1929» (1972 года) и «Проснись и пой» (1970 год, в сотворчестве с ). Помимо этих ярких спектаклей, Марк Захаров представил публике постановки «Матушка Кураж и ее дети» (1972) и «Чудак-человек» (1973). Плодотворная работа в Театре Сатиры стала великолепным «трамплином» для блистательного старта Марка Захарова в Ленкоме, на руководящей должности, требующей колоссальной самоотдачи.

В 1974 году Марк Захаров на сцене театра Ленком выпускает по пьесе своего друга, выдающегося драматурга . Постановка имеет оглушительный успех. Создатели позиционируют ее как музыкально-поэтический спектакль - яркий, красочный, захватывающий - как комедию с элементами сатиры и драмы. Марк Захаров привлекает к работе в «Тиле» самых талантливых актеров Ленкома - , Колычева, Фадееву, Скоробогатова и многих других. После премьерного показа «Тиля» молодой проснулся знаменитым, а для Инны Чуриковой начался новый творческий этап. В целом, спектакль «Тиль» выводит Ленком на очередную ступень развития. Этой постановке рукоплещет не только весь Советский Союз, но также Польша, Чехословакия и Болгария, где Ленком гастролировал в 1977-1978 годах.

С первых же дней работы в театре Ленком Захаров начинает создавать и активно развивать собственный, авторский подход к режиссуре спектаклей. Очень большое внимание уделяет музыке, поэтике. Музыка становится едва ли не одним из главных действующих лиц в постановках Марка Захарова «Тиль», « », « », «Юнона и Авось», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Поминальная молитва», «Королевские игры», «Мистификация».

В 1976 году Марк Захаров ставит на сцене Ленкома современную оперу «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты» по мотивам произведений Пабло Неруды с неподражаемым в роли Хоакина Мурьетты. Также в главных ролях были задействованы Николай Караченцов и Любовь Матюшина. Спектакль посвящен жизни и смерти национального чилийского героя Хоакина Мурьетты и приурочен к военному перевороту в Чили, а также уходу из жизни знаменитого чилийского поэта Пабло Неруды. Опера пользуется грандиозным успехом - благодаря и злободневности, и блестящему актерскому составу, и новизне жанра. Вдохновившись успехом этой постановки, Марк Захаров совместно с композитором отправляются на поиски драматической основы для нового спектакля в подобном жанре. Судьба сводит их с поэтом А.Вознесенским - так в 1981 году рождается легендарный музыкальный спектакль «Юнона и Авось»… В премьерной постановке главные роли исполняли Александр Абдулов, Николай Караченцов, .

С первой русской рок-оперой Ленком гастролирует во Франции, выступает в зале «Эспас Карден». Зрители принимают ее прекрасно и с восторгом, французская пресса печатает только восхищенные отклики. Марк Захаров вспоминает, что на «Юнону и Авось» в Париже некоторые зрители ходили по несколько раз, русские парижане приводили с собой детей, чтобы те могли услышать настоящую русскую поэзию… После Парижа были не менее удачные гастроли в Германии, США, Нидерландах и Греции.

Тем временем Марк Анатольевич Захаров продолжает работать не покладая рук во имя развития театра Ленком, пробует разные творческие подходы, находится в постоянном поиске свежих форм. В 1978 году он ставит своеобразный эксперимент - тихий, камерный спектакль «Вор» В.Мысливского, без какого бы то ни было музыкального сопровождения. Главные роли в этой драматической притче исполняли Владимир Корецкий и . Работа в таком жанре пришлась по душе и самому режиссеру, и публике, поэтому Марк Захаров с особенным вдохновением продолжил раскрывать все возможности данного подхода. Позже появились спектакли «Три девушки в голубом» (1985) и «Чайка» (1994).

В 2000 году свет увидел новый спектакль в постановке Марка Захарова - «Город миллионеров». В главных ролях были задействованы Инна Чурикова и (сейчас «Город миллионеров» по-прежнему в актуальном репертуаре театра «Ленком», и пользуется огромным успехом; только партнером Инны Чуриковой по спектаклю стал Геннадий Хазанов). Марк Захаров создал эту работу совместно с Р.Самгиным, своим учеником. Самгин предложил идею постановки - взять за основу пьесу Эдуардо де Филиппо «Филумена Мартурано», которая представляет собой классическое произведение, местами анекдотичное, а местами пронзительно обнажающее радости и горести человеческих душ.

Почти 40 лет Марк Анатольевич Захаров руководит театром Ленком. За это время выдающемуся режиссеру фактически удалось объять необъятное. Он поднял театр с колен и воздвиг на пьедестал одного из самых популярных театров страны и даже мира. Ленком неизменно вызывает интерес как у публики, так и у знатоков театрального искусства. Регулярные гастроли, гениальные спектакли, плеяда блистательных актеров… Об актерах следует сказать отдельно. Во все времена Марк Анатольевич отличался особенным чутьем на таланты. Он приглашал ранее никому не известных молодых актеров, и на сцене Ленкома они раскрывали свои самые лучшие качества, становились настоящими профессионалами. Кто-то из них позже переходил работать в другие коллективы и труппы, кто-то оставался верен любимому режиссеру - но все они бесконечно благодарны Марку Анатольевичу Захарову, этому великому человеку, за годы сотрудничества, за путевку в жизнь, за возможность выступать на сцене прославленного Ленкома. С Марком Захаровым работали такие звезды театра и кино, как И. Чурикова,

В 1927 году по инициативе Московского Комсомола на Малой Дмитровке, 6 был создан первый профессиональный театр рабочей молодежи, сокращенно - ТРАМ. 20 февраля 1938 года на его здании появилась надпись: «Московский театр имени Ленинского комсомола». С 1990 года театр носит название «Ленком».

В ТРАМе (Театре рабочей молодежи) начиналась будущая звездная карьера Н. Крючкова. Первые актерские призывы театра — талантливая самодеятельность, которая была готова учиться у высоких профессионалов. ТРАМу пришлось осознать, что для любителей есть только один путь. Чтобы стать не просто театром, а войти в число лучших, — предстояло овладевать профессией. И когда руководителем театра в январе 1938 года стал мхатовец, бывший руководитель МХАТа 2-го (театр был закрыт в 1936 г.) Иван Берсенев, который привел за собой своих коллег: С. Гиацинтову, С. Бирман, Р. Плятта, А. Вовси, Б.Ю.Оленина, — то о Театре Ленинского комсомола вскоре заговорила театральная Москва. В берсеневский период, а он руководил театром до 1951 года, были открыты дарования Е. Фадеевой, Т. Куневской, Н. Кутасиной, К. Кручининой, О. Фрелиха, А. Шатова, Н. Паркалаб, И. Мурзаевой, А. Козловой, В. Маруты, А. Петроченко, С. Килигина, Т. Альцевой, Г. Карновича, Г. Валуа, А. Шешко, Г. Матвеевой и многих других. Литературной частью театра заведовал Михаил Булгаков (и даже как режиссер поставил пьесу Ф. Кнорре «Тревога»), музыкальной — И. Дунаевский, танцы ставила Н. Глан, биомеханике учила молодых трамовцев дочь В.. Мейерхольда И. Хольд, актерскому мастерству — мхатовские корифеи Н. Баталов, Н. Хмелев, А. Грибов, В. Станицын, И. Судаков, сценографию делали Е. Кибрик, Ю. Пименов, Кукрыниксы. В ТРАМе сформировались такие актеры как П. Шпригнфельд, 3. Щенникова, В. Соловьев, В. Всеволодов, А. Пелевин.

В личности И. Бересеневе сочетались таланты актера, режиссера, руководителя театра. Сила его природного темперамента ярко проявилась в таких ролях, как Дон Гуан («Каменный гость» А. С. Пушкина, 1937), Федор Протасов («Живой труп», 1942), Сирано («Сирано де Бержерак» Э. Ростана, 1943), — все три в постановке С. Бирман, с которой (как и со своей женой С. Гиацинтовой) Берсенев постоянно сотрудничал со времен Первой Студии МХТ. С 1925 занимался режиссурой, среди постановок: «Чудак» А. Афиногенова (совместно с А. Чебаном, 1929; Берсенев в роли Горского), «Мольба о жизни» Ж. Деваля (совместно с Б. Нордом, 1935; Берсенев в роли Пьера Массубра), «Нора» Г. Ибсена (1939, совместно с Гиацинтовой; Берсенев в роли Хельмера. Берсенев первым оценил талант К. Симонова. Сначала в Театре им. Ленинского комсомола будет поставлена пьеса «История одной любви» (1940), а за несколько дней до начала Великой Отечественной войны состоится премьера пьесы молодого автора «Парень из нашего города». Герой пьесы Сергей Луконин знал, что будет война, и был готов идти воевать. Эта пьеса возобновлялась дважды — в последний раз в 1977 году в постановке Марка Захарова и Юрия Махаева.

В 1944 году театр поставит спектакль по пьесе Симонова «Так и будет», в котором играла знаменитая Валентина Серова — жена К. Симонова, его муза, та, которой были посвящены стихи «жди меня», и «я вернусь» заменившие военному поколению молитву.

Как часто случается, после ухода лидера (Берсенев умер в 1951 г.), в театре наступает период безвременья. Менялись руководители, но творческой жизни не наступало. Власти в короткий период хрущевской оттепели делают кадровые послабления. После успеха спектаклей А.В. Эфроса в Центральном детском театре талантливого молодого режиссера назначают в 1963 году в Театр им. Ленинского комсомола. Эфрос будет руководить театром всего три года: в начале 1967 года его снимут. Однако вклад режиссера в историю театра как такового окажется весомым.

За три сезона режиссер вернул публику в театр, ему удалось сформировать уникальную труппу, в которую вошли В. Гафт, Л. Дуров, А. Дмитриева, А. Збруев, М. Державин, Ю. Колычев, В. Ларионов, А. Ширвиндт, О. Яковлева. А. Эфрос раскрыл талант таких актеров как Л. Круглый, М. Струнова, Л. Чикурова, В. Корецкий и др.

За короткий срок режиссеру удалось возродить театр. Как и ранее в Центральном детском, он отдавал предпочтение современной драматургии: ставил В. Розова, А. Арбузова, Э. Радзинского. Здесь Эфрос впервые соприкоснулся с классикой, поставив в 1966 году «Чайку» А. Чехова. Именно этого спектакля не простили неблагонадежному режиссеру. «Чайка» А. Эфроса бросала вызов мхатовской традиции, что побудил одних «заступиться за Чехова», других воспользоваться неоднозначными критическими суждениями и раздуть конфликт внутри театра. Последним спектаклем Эфроса в «Ленкоме» стал «Мольер» М. Булгакова, поставленный в конце 1966 года.

В течение последующих семи лет театр скорее терял публику, чем завоевывал, пока в 1973 году не был назначен главным режиссером Марк Захаров. Опыт Студенческого театра МГУ, его работа в Театре Сатиры сделали свое дело. Режиссер пришел не только ставить спектакли, но осуществлять строительство своего театра.

Начал М. Захаров с постановки музыкального спектакля, что в последствие оформится в устойчивую традицию репертуара. В 1974 году был поставлен «Тиль Уленшпигель», в котором по достоинству оценили талант малоизвестного тогда Н. Караченцова и известной И. Чуриковой. Позднее эта линия репертуара будет поддержана такими спектаклями как «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» А.Рыбникова и П.Грушко, «Юнона и Авось» А.Вознесенского и А.Рыбникова.

Захаров сгруппирует свою команду, в которую войдут композитор Алексей Рыбников, поэты Юлий Ким и Юрий Энтин, драматург Г. Горин. Конечно же, режиссер приступит к формированию труппы, которая станет уникальной, своеобразной на карте Москвы. О. Янковский, А. Абдулов, Е. Шанина, выдающийся актер Е. Леонов, перешедший из Театра им. Вл. Маяковского, Т Пельтцер, перешедшая из Театра сатиры, Л. Броневой, покинувший Малою Бронную, — все они помогли М. Захарову стать театром мощных и неповторимых индивидуальностей, как впрочем, и режиссер сумел подчинить известные авторитеты, которые стали частью ансамбля.

Театр, начиная с 1974 г., каждый сезон выпускает общественно значимые премьеры как: «В списках не значился» Б. Васильева, «Иванов» А. Чехова, «Вор» В. Мысливского, «Жестокие игры» А. Арбузова, «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского, «Три девушки в голубом» Л. Петрушевской, «Диктатура совести» М. Шатрова, «Мудрец» А. Островского, «Поминальная молитва» Г. Горина, «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше, «Чайка» А. Чехова, «Королевские игры» Г. Горина и Ш. Каллоша, «Пер Гюнт» Ибсена, «Испанские безумства», «Ложь во спасение» и другие. Органично вошли в труппу, сформировали так называемое второе поколение Ленкома такие актеры как: Д. Певцов, А. Захарова, Т. Кравченко, А. Лазарев, В. Раков, Н. Щукина, С. Степанченко, И. Агапов, А. Соколов, А. Леонов, А. Сирин, И. Фокин и другие. Также влились в труппу новые силы, проявив себя в репертуаре театра: среди них — М. Миронова, А. Большова, О. Железняк, А. Шагин, А. Юганова и др., что свидетельствует о продуманной стратегии, программе вверенного М. Захарову театру.

Московский государственный театр Ленком имеет давнюю и очень богатую историю. Многие считают, что отсчет ее начинается с появления ТРАМа, но на самом деле все куда интереснее. В далеком 1909 году в здании, где располагается и ныне Ленком, а именно, в доме 6 по Малой Дмитровке, появился Купеческий клуб.

Уже в те времена в этом прекрасном строении, выполненном в модном для былых и наших дней стиле модерн, возведенном известным архитектором Илларионом Александровичем Ивановым-Шицем, стало собираться культурное и прогрессивное общество. В доме, называемом сегодня историческим, встречались именитые промышленники и меценаты.

В Купеческом клубе на Малой Дмитровке ставились вокально-музыкальные репризы и давали драматические спектакли. Сюда приезжали аристократы. Здесь зажигались звезды и выступали легенды культуры и искусства. Меценатство процветало.

Марк Захаров, возглавивший прославленный Ленком, еще в прошлом веке, не раз упоминал о том, что дом этот несет на себе особую энергетику. Он притягивает и завораживает.

Даже крах богемной атмосферы Купеческого клуба, происшедший в период революции и усугубленный последующей гражданской войной, не смог положить конец харизме этого здания. С ним неразрывно связана история одной из легенд московской сцены. Театр имени Ленинского Комсомола был официально зарегистрирован как организация лишь в 1938 году.

Про здание Ленкома

С учетом вышеописанного первого пристанища Мельпомены можно утверждать, что возраст театра Ленком уже давно перевалил за столетний рубеж, хотя официально столетие пока не отмечается. Здание возводилось в течение двух лет - с 1907-го по 1909-й. Знаменитому архитектору Иванову-Шицу помогал В. К. Олтаржевский, который в дальнейшем стал крупнейшим специалистом по высотному строительству в СССР.

В 1913-1914 годах у Купеческого Клуба появилась пристройка, возведенная по проекту архитекторов Адамовича и Маята. Труды двух гениев архитектуры и их последователей, которые тоже получили путевку в жизнь на Малой Дмитровке, увенчались успехом.

Здание сегодня входит в список шедевров начала прошлого века и внесено в копилку московской архитектуры. Конечно, не все время оно работало на Мельпомену.

После революции и до размещения в нем Ленкома здесь базировался политический клуб «Дом анархии».

Здание было также перепрофилировано под размещение Коммунистического Университета им. Свердлова. Именно в этот период в его стенах состоялось несколько знаменательных выступлений Ильича, ценимых историками эпохи.

В 1923 году здание в очередной раз сменило ориентацию. Университет закрыли, а строение реконструировали под кинотеатр, названный скромно - «Малая Дмитровка».

Через 4 года существования кинотеатра его вновь реорганизовали. Появился Театр Рабочей Молодежи под управлением комсомольской организации - ТРАМ, прообраз целой серии театров а-ля комсомол.

В 1937 году легенду Комсомола объединили с театром Рубена Симонова. Объединенный коллектив был переименован в Театр имени Ленинского комсомола, который стал Ленкомом в 1990-м, но это уже другая история.

Первым художественным руководителем назначили Ивана Берсенева, который бессменно возглавлял любимую труппу до смерти. Далее театр доверили его вдове Софье Гиацинтовой. До 60-го года его возглавлял Майоров, затем 2 года Толмазов. В 1963 году роль главного режиссера начал успешно исполнять Анатолий Эфрос. После его ухода несколько лет трудился Владимир Монахов. Бессменным художественным руководителем театра с 1973 года является Марк Захаров, но это тоже следующая история.

Великие вехи развития театра Ленком

Если Купеческий клуб не принимать в расчет, то первые удачные попытки создать театр для молодежи были сделаны через 7 лет после революции. Улеглись боевые страсти, и молодежь обнаружила тягу к прекрасному.

Идеи революции, конечно, красной нитью проходили через все творчество первого коллектива энтузиастов, которым удалось сформировать что-то на подобии труппы. Ее незамысловато назвали ТРАМ - Театр Рабочей Молодежи. Коллектив ТРАМа стал первой профессиональной труппой в новой стране.

Вчерашние студенты театральных училищ, а порой и просто свободные люди, ведомые желанием приобщиться к миру искусства, давали первые спектакли, уверенно заявляя о наступлении новой советской театральной эры. Вряд ли кого-то удивит тот факт, что первые спектакли имели совершенно определенную идеологическую направленность.

Без духа революции нельзя было обойтись даже в актерской игре, а не то что в выборе пьес. Даже названия спектаклей напоминали лозунги. Давали «Зови фабком», «Дай пять», «Как закалялась сталь», «Страна должна знать» и аналогичные им.

Усилия талантливых молодых людей были оценены. Труппа привлекла к себе внимание активными культурными экспериментами. Случайные люди со сцены постепенно испарились. В театре постепенно сложилась группа профессиональных актеров, декораторов, режиссеров.

Выход Театра Рабочей Молодежи на профессиональный уровень привел к тому, что, трам,.. и на спектакли стала ходить культурная публика! В довоенные годы продвинутый советский зритель начал требовать качества драматургии и совершенного актерского мастерства.

Молодой коллектив учился у прославленных мастодонтов МХАТа, лучших представителей реалистического советского искусства, замешанного на классике. Пришли Станицын, Хмелев, Баталов, Соколова.

К художественному руководству труппой приступил Судаков, а чуть позже в коллектив вошла группа актеров из театра-студии Симонова. Постепенно ушел в прошлое схематизм, свойственный спектаклям-агитациям.

На сцене стали давать настоящие произведения искусства. На подмостках блистали такие великие актеры советского периода, как Соловьев, Всеволодов, Серова, Рюмина, Щенникова, Марута. Именно в этом прославленном коллективе начал свою творческую биографию Николай Крючков.

Появление Театра им. Ленинского Комсомола было предопределено уже существованием сплоченной, слаженной команды. Труппа была способна осваивать произведения Толстого, Ибсена, Диккенса и других великих творцов.

Особо знаменательным для истории театра стал 1938 год. В феврале на здании появилась новая вывеска. Зрителю представили Московский театр имени Ленинского комсомола, а труппу возглавил Иван Берсенев, пришедший из распущенного МХАТа.

С ним в Ленком перешел целый ряд звезд. На сцене театра блистали Плятт, Бирман, Гиацинтова. В этот довоенный период очень быстро прошел отсев бездарностей. В труппе осталась настоящая команда талантов, которые приняли мхатовскую школу. Звездный состав талантов не ограничивался труппой и режиссерами.

Литературным отделом театра управлял Михаил Булгаков.

Музыкальную часть вел Исаак Дунаевский.

За танцевальные номера отвечала Наталия Глан.

Ирина Хольд, дочь Мейерхольда, обучала творческий состав биомеханике.

Сценография была в ведении Кибрика, Пименова, Кукрыниксов.

На сцене молодежного экспериментального театра ставили классику. В основном это была идеологическая русская и советская тема - пьесы А. Островского и М. Горького, спектакли по произведениям А. Пушкина. Это было не просто второе, а новое дыхание театра.

Особая роль Берсенева в развитии театра Ленком

При Берсеневе театр прочно и уверенно вошел в список лучших сценических коллективов страны. Своей твердой рукой организатора этот талантливый актер и художественный руководитель сплотил и повел за собой труппу.

Сам он не только руководил, но и блистал на сцене. Его помнят по ролям в «Норе» Ибсена, «Живом трупе» Толстого, «Сирано де Бержераке» Ростана. Одним из знаменательных спектаклей театра стал «Парень из нашего города» по произведению тогда еще не прославленного, мало кому известного Симонова. Берсенев выступил в качестве режиссера-постановщика этого прославленного впоследствии шедевра.

Спектакль вышел за 2 месяца до начала Великой Отечественной войны и стал, словно, ее предвидением. После этой пьесы Симонов принял на себя обязанности постоянного драматурга Ленкома. Следующей значимой постановкой по его пьесе стал спектакль «Так и будет», где блистала любимица публики Серова. Именно ей были посвящены легендарные строки «Жди меня, и я вернусь...».

Пьеса не сошла со сцены. Она постоянно возобновлялась при разных руководителях. Что удалось донести до зрителя Берсеневу и Симонову? Стремление любого поколения к счастью. Это выходило за рамки советского пафоса тех лет, незримо влекло и вдохновляло зрителя.

Берсенев с наслаждением работал не только с Симоновым, но также с Афиногеновым, Горбатовым, Лавреневым. Он рушил установки, которые диктовали, что Ибсен - плохо, Толстой - хорошо.

Театр им. Ленинского комсомола прославлял всех гениев современности ради будущего молодого комсомольского поколения. Ставили же на его подмостках и Толстого, и Ибсена, и Диккенса, и Ростана, воздействуя на умы, формируя такие понятия, как честность и верность долгу, нравственность и чистота.

В 1951 году, на пике своего расцвета, Берсенев ушел из жизни. Театр много потерял, но выжил, несмотря на настоящую чехарду руководителей. В этот период не было таких легендарных спектаклей, как ставили при Берсеневе...

Так продолжалось вплоть до 1963 года, когда художественным руководителем Ленкома назначили еще одну легенду - Эфроса.

Театр Ленком при Эфросе

В 1963 году Ленкомом стал руководить знаменитый театральный режиссер Анатолий Эфрос. Именно с его легкой руки театр вновь стал предлагать ценителям спектакли-легенды. Среди них - «104 страницы про любовь», «Мой бедный Марат», «Чайка», «Снимается кино», «Мольер» и другие. При Эфросе состоялся по-настоящему фантастический взлет театра, уже не равного среди прочих.

Анатолий Эфрос создал настоящую плеяду талантов. Буквально за 3 года, которые называют сегодня золотыми годами новой российской режиссуры, театральная Москва получила Гафта, Дурова, Дмитриева, Збруева, Державина, Ширвиндта, Яковлева и многих других. При Эфросе дали путевку в театральную жизнь многим талантливым и неповторимым артистам.

Отстранение Эфроса от руководства стало громом среди ясного неба. Он не вписался в политику партии и правительства. Более того, в нем усмотрели даже опасность для идейных основ соцреализма.

С уходом Эфроса театр на Малой Дмитровке начал стремительно терять поклонников! Надежда, которая появилась у труппы и театральной столицы с приходом Экимяна быстро канула в Лету. Попытки его выстроить новый Ленком не увенчались успехом.

Ленком при Захарове

Марк Захаров стал еще одной надеждой театра, и он выполнил свое предназначение. Это имя стало своего рода нарицательным для очередной театральной эпохи Ленкома. Это талантливый, смелый и уверенный руководитель, который изначально поставил цель вывести Ленком на новый виток развития.

С первых же дней своей деятельности в роли руководителя Захаров определил особый подход к режиссуре. Стали уделять внимание не только декорациям, костюмам, игре, но и поэтике, музыкальному ряду. Именно музыка оказалась тем звеном, которого не хватала. Они предопределила успех и помогла вновь рождать легенды.

При Марке Захарове появились в репертуаре спектакли, которые сегодня считаются визитными карточками Ленкома. Это «Тиль», «В списках не значился», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Поминальная молитва», «Королевские игры», «Мистификация».

В 1976 году взошла на сцене Ленкома легендарная звезда. Поставили рок-оперу «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты» по мотивам произведений Пабло Неруды, посвященных национальному герою Чили. Однажды все исполнители и постановщики проснулись знаменитыми!

В главной роли блистал Александр Абдулов, без которого театр уже был немыслим. С ним в паре работали Николай Караченцов и Любовь Матюшина. Билеты на этот спектакль продавали, что называется, «из-под полы». Они уходили за бешеные деньги!

Рок-опера не утратила свои позиции. Она злободневна всегда. Бессмертные стихи Вознесенского и прекрасная музыка Рыбникова воссоединились с гениальным актерским составом. Успех первой рок-оперы требовал продолжения, и в 1981 году появилась очередная легенда - «Юнона и Авось»

Этот музыкальный спектакль перевернул весь театральный мир, срав настоящей революцией. В премьерной постановке блистали Абдулов, Караченцов, Смеян, Шанина. С «Юноной» Ленком гастролировал по Европе, выворачивал наизнанку Париж, Рим, Берлин, Афины. Состоялись ошеломляющие по своему успеху гастроли в Штатах, а Марк Захаров уже готовил основу для новых побед, искал свежие решения и экспериментировал. Каждый следующий спектакль собирал аншлаги.

Смена веков ознаменовалась появлением еще одной легенды - «Город миллионеров» с великолепной Инной Чуриковой и Арменом Джигарханяном. Спектакль, созданный вместе с Самгиным по пьесе Эдуардо де Филиппо «Филумена Мартурано», по-прежнему появляется в афишах театра. У Чуриковой сменился партнер: им стал не менее блистательный Геннадий Хазанов.

Вот уже более 4 десятилетий Марк Захаров успешно «продвигает» свой любимый Ленком, фактически объяв необъятное. Театр стабильно входит в список ведущих сцен страны и даже мира, неизменно привлекая ценителей. Театральная публика и знатоки театрального искусства не пропускают ни одной премьеры.

Сегодня в театре блистают Чурикова, Броневой, Збруев, Лазарев, Захарова, Степанченко и многие другие талантливые актеры, включая молодежь. Уже известны и ценимы зрителем Мария Миронова, Анна Большова, Олеся Железняк, Антон Шагин, Алла Юганова и другие актеры. Преемственность поколений налицо.

Музыкальный ансамбль «Аракс» блистательно сопровождает постановки, а музыки в Ленкоме всегда много. Зрительный зал театра неизменно переполнен, а билеты, как и в прежние времена, бывает очень сложно не просто купить, а достать.