Взаимосвязь истории и литературы. Введение


Теория литературы как наука.

Теория литературы – системно-комплексная дисциплина, имеет методологический характер. Любая наука имеет право на существование при наличии трёх условий:

  1. Есть предмет исследования не изучаемый другой наукой
  2. Есть специфические методы научного исследования.
  3. Существует общественная необходимость исследования данного предмета.

Предмет ТЛ как науки.

Выявить предмет это значит определить сферу деятельности данной науки, её задачи и специфику. Гегель писал, что никакая наука заранее не знает, что она такое. Только изложение содержания науки порождает знание о ней. Возникает логическое противоречие: чтобы понять суть науки, нужно выявить её предмет, для того, чтобы выявить предмет, необходимо изложить содержание этой дисциплины. Итак, теория литературы изучает природу, сущность и функционирование литературы. Общие закономерности создания художественого произведения, исторического развития литературы, её социально-эстетические функции, художественность как качество литературы. Особенности её восприятия.

Однако специфический предмет всякой науки – это, в сущности, весь мир, рассматриваемый под углом зрения задачи, которую решает данная научная дисциплина. Предметом теории также является весь мир, рассматриваемый с точки зрения его взаимоотношений с литературой. Весь мир в его эстетическом богатстве и словесном художественном освоении.

Теория литературы - филологическая дисциплина, изучающая принципы художественного освоения действительности. Принципы создания общечеловеческих ценностей слова, процессы их рождения, социально эстетического бытия, восприятия понимания и оценки. Образцом теории литературы является поэтика Аристотеля . Платон и Аристотель занимались теорией литературы, поскольку их интересовали общие, почти универсальные категории. Стоящие за отдельными произведениями, жанры, формы, модальности, фигуры.

Заниматься теорией литературы - заниматься литературой вообще с точки зрения универсальности. Уоррен, Уеллек - учебник теории литературы, определяют ТЛ как часть общего и сравнительного литературоведения . Этим термином обозначается рефлексия о предпосылках литературы, лит. Критики и лит. Истории. Их современник Михайлов считает, что теория литературы не столько отдельная дисциплина, сколько знания наукой самой себя. Поль де Ман пишет, что главный теоретический интерес теории литературы в невозможности её определить .



ТЛ может быть осмыслена с помощью негативной теории наподобие сокровенного бога. Апофатически.Антуан Компаньон "Демон теория". Считает, что теория есть тогда, когда предпосылки обыденного дискурса о литературе не принимаются как сами собой разумеющиеся, когда они ставятся под сомнение, рассматриваются как условность. Теория Л. с одной стороны не доверяет очевидностям, а с другой стороны устремляется к универсальности.

Структура теории литературы как науки.

Существует традиция, согласно которой в рамках теории Поэтика разделяется на теоретическую и историческую . Это разделение проводится по принципу синхронии и диахронии, подобно языку в отношение которого этот принцип ввёл Сосюр литература будучи системно организованной и исторический развивающимся языком словесного творчества может и должна быть рассмотрена вы их двух аспектах. Этой традиции придерживается Томарченко, Тюпа. Бройтман. Предлагаемая ими структура теории литературы как науки имеет некоторые точки соприкосновения замысел построения учебника Хализева. Хализев считает центральным звеном общую или теоретическую поэтику. Это учение о лит произведение, его составе, структуре и функции, а также о родах и жанрах. Учение о сущности искусства, о сущности литературы как вида искусства. О закономерностях её Движении (теориялитературногопроцесса). Хализева исключает из поэтики учение о сущности литературы как вид искусства, а Теоретическую поэтику дополняет теорией лит. процесса.

Согласно мнения теория литературы включает в себя методологию литературоведческих исследований и стиховедения.

  1. Гносеология литературы
  2. Онтология литературы
  3. Морфология литературы
  4. Поэтика. Семиотика Риторика
  5. Рецептивная эстетика
  6. Герменевтика и аксиология
  7. Диалектика истории литературы
  8. Культурология литературы

Теория литературы и смежные науки. ТЛ. Наряду литературная критика и история литературы. Эти три связаны и дополняются вспомогательными литературоведческими дисциплинами и не связанными с ней: аксиология, нарратология, текстология, библиография, историографиях. ТЛ тесно связана с философией, социологией, лингвистикой, искусствознанием.

Наиболее близка теория литературы к эстетике . Эстетика является общим теоретическим фундаментом теории литературы . И одновременно опосредующим звеном связанная с эстеткой и философией. Эстетика преломляет и специфицирует общефилософские идеи применительно к специфике искусства и является дополнителем, методологическим инструментом теории лит. Теория Л. включает проблему худ. Восприятия поэтому она связана с психологией, герменевтикой и рецептивной эстетикой.

Связь теории литературы и истории литературы.

Теор-ое противопоставляется практическому, историческому и эмпирическому.

Это противопоставление выразилось в существовании наряду теории литературы истории литературы. Однако сложившиесяразличения теории литературы и истории литературы как отдельного обособленного друг от друга условно, временно и скорее всего несостоятельно вообще. Теория литературы не может относиться к другой данности, кроме данности литературы. Эта данность существенно историческая. И теория и история литературы призваны в разных формах, но с равной степенью обязательности раскрывать литературу как определённую идейно художественную систему. Однако средства и приемы работы у истории и теории литературы различна . Как различны их задачи и Способы обработки исходного эмпирического материала. Теоретик литературы стремится выявить существо развивающейся системы, историк –характеризуетпроцесс и развитие определенныхформ этой системы. История призвана обеспечить конкретность. Именно в истории литературы теория приобретает конкретное богатство, реальную плоть худ. Процесса. ТЛ даёт истории общую перспективу худ. Процесса, она втягивает весь опыт культуры, понимание самойприррды конкретных лит явлений, Теоретических идей и концепций. ТЛ Направляет и стимулирует конкретные литературоведческие исследования(дисциплины), определяет аппарат литературоведения, методы принципы и приёмы работ. Теория л-ты ставит те жесамыевопрлсы, с которыми сталкиваются критики и историки по поводу конкретных текстов. Онисчитают ответы на эти вопросы уже известными.

Теория напоминает что эти вопросы проблематичны на них можно отвечать по разному, ей присущ релятивизм.

Лит критикой называют такой дискурс о литературном произведении в котором упор делается на опыт чтения . Критика -это интерпретация смысла и оценка произведения с точки зрения его значения для современности, критика ценит судит. Историю и критику противопоставляют как внешнюю и внутреннюю подход к произведению. Критика обращена к тексту, Истрия к контексту. Задача критики- оценить произведение, история - обьяснить его. Теория требует, чтобы предпосылки были выраженными, осмысленными. Литру можно рассматривать как существующую одновременно совокупность произведений и как последовательность произведений располагающихся в хронологическом порядке.

Существует различие между изучением общих принципов и критериев лит. Творчества. И анализом конкретных произведений, берутся они изолировано или в хронологическом порядке. В сферу ТЛ изучение. Общих критериев творчества, а критика и Истрия- анализ произведений. Однако эти три части литературоведения не могут существовать одна без другой.

  1. Понятия используемые в литературоведении

Научное понятие однозначно. В самом общем смысле набор терминов в литредактор есть- тема, проблема и тд. Однако литературовед терминология имеет свою специфику:

  1. Литературовед. черпает запас из др наук, как смежных так и несмежных.
  2. Понятия используемые в литературоведение не имеют той точности, которая позволила бы любому читателю утверждать, что он ясно понимает о чём идёт речь если термин не объясняется дополнительно. Михайлов и Халтзв предпочитают использовать ключевые слова науки о литературе, не являются терминами по подобию наук не гуманитарных, но они обладают, большей или меньшей смысловой определенности.
  3. Многие лит. Термины являются инфиницииями. От Лат- бесконечность. Отсроченная дефиниция, которая определяет некое понятие и демонстрирует его неопределимость инфиницииями демонстрирует множественность возможных определений и понятий, недостаточность каждого из них, невозможность полного определения как такового.

Инфинициями являются субстантивированные прилагательное. И- это смысловоеядро и неопределённость.

Ряд исследователей метафорический язык. Космос Достоевского.


2.Сущность искусства .

Худ. Лит-ра, Называемая искусством слова, относится к более широкой человеческой деят-ти искусству вообще. Слово искусство в СРЯ имеет 3 основных значения. Этим словом происходящим от понятия умелости, искушенности обозначают 1.любое практическое мастерство, умение, ремесло. 2.худ. Творчество. Специфически созидательная деятельность удовлетворяющая эстетическим потребностям людей и то, что является её результатом, совокупность произведений. 3.эстетическое совершенство, красоту произведений, изящных и прикладных искусств. Искусство - особый вид деятельности, который в силу синкретизма в нём(матер-ой и духовной, познавой и оценочной, эмоц-ой и рацио-ой сторон находится в центре культуры, является самосозн-ем её и кодом). Приступая к изучению Л. как вида искусства необходимо иметь общее предс-е об эстет-ом. Как особом субъективно-объективном отношении между человеком и миром по законам красоты).

Слово эстетика происходит от древнегреческого ощущение, впервые в широкое употребление этот термин ввёл Немецкий философ Баум Гартен в середине 18 века. Он определял эстетику как науку о чувственном познании. "Эстетическое" оформилось в качестве категории в эстетике 20 века. На основе предиката эстетический. Со времён Канта это прилагательное широко употреблялось для обозначения особого опыта, особых субъект-объектных отношений. Начиная с 20 века оно субстантивировалось и превратилось в термин для обозначения предмета науки. Эстетическим свойствами как полож-ми так и отриц-ми обладают те явления жизни, которые мы познаём через ощущения. Впервую очередь, это зрительные ощ-ия, которые позволяют воспринимать матер-ые явления жизни в их предметной целостности. Далее следуют слуховые ощ-ия. Другие виды ощ-ий, а именно вкусовые, двигательные, осязательные гораздо более субъективны. Они не поддаются расчленению на составляющие и воспроизведению их аспекта. Только зрит-ые и организовано-слуховые представления имеют объектное художественно познавательное значение.

Эстетическое и утилитарное . Э. Принципиально отличается от у-го отн-ия к дейст-ти. У. отношение к жизни преследует цели практической полезности. В процессе такого осознания жизни люди мыслительно выделяют в тех или иных явлениях жизни опред-ые черты, свойства, сущес-ые с точки зрения их производственной или потр-ой полезности или вредности. Единство всех частей и ощутимых св-в явлений в его целом не становится предметом непосредственного восприятия, осмысления и оценки. Иными словами Явления в его целом подчиняется отдельным частям и свойствам. Познаётся и оценивается через них и благодаря им. В э-ом осмыслении жизни возникает обратная послед-ть все части и ощутимые свойства оцениваются в их отношении с целым, осознаются в единстве с целым.

Эстетическое свойство не есть существенное свойство предмета. Эта не свойство его сущности. Эстетическое свойство это проявление сущности предмета во всей его целостности. Непосредственно воспринимаемой конкретности. Эстетическое удовлетворяет духовные запросы людей. Эстетическое наслаждение - это чувство духовное, его нельзя смешивать с тем удовольствием, которое человек получает поглощая вкусную пищу. Под эстетическим понимается особая сфера субъектно-объектных отношений, в которой восприятия объекта и представления о нем сопровождается бескорыстно. Не заинтересованным удовольствием. Квинтэссенция эстетических отношений сосредоточена в искусстве, где эстетическое функционирует в виде в форме художественного.

Эстетическое и логическое . Логическое противоположно эстетическому. Логический объект, субъект и отношения могут мыслиться отдельно. Объект исубъект эстетического отношения являются его нераздельными и неслиянными полюсами. Объект созерцания становится эстетическим объектом лишь в присутствии эстетического субъекта. Созерцающий становится эстетическим субъектом лишь перед лицом эстетического объекта.

Сущность эстет-го отношения состоит в одновременной актуализации объекта и самоактуализации субъекта. Логическое суждение безадресно и внесоциально. Эстетическое суждение- суждение вкуса, оно способствует общению. Объективной основной эстетического является целостность созерцаемого, его полнота и несбыточность именуемая также красотой. Объектом эстетического созерцания может быть целостность не только внешняя, но и внутренняя. Внутреннее единство духовного я, есть высшая форма доступной эстетическому созерцанию. Субъективной стороной эстетического является эмоциональная рефлексия направленная на первичное, непосредственно созерцательное переживание(влюблённость, веселье, ужас- это первичные эмоциональные реакции, которые эстетическими не являются), ключевым моментом эстетического становится вторичное переживание(влюбленности, веселья, ужаса) и опосредованное эстетически завершенным явлением.

Эстетическое и этическое

Любое общественное явление, поступок, мотив человеческой деятельности имеет одновременно и этическое и эстетическое. Оценивает как добро и зло, или как прекрасное/ безобразное. В общественном и интеллектуальном сознании прекрасное и нравственное мыслится как единство, фиксируемое даже словесно. С гуманистической точки зрения престранное только то, что нравственно. А нравственное внутри не связано с прекрасным. Смысловая слитность э и э определяет смысловую структуру таких категорий как: возвышенное, низменное, героическое, в ней этическое и эстетическая оценка выступают слитно, нераздельно. Однако диалектика взаимоотношений э и э не исчерпывается их единством. В конкретно историческом контексте имеют место сложные и противоречивые отношения между этими двумя сферами, многообразие конкретных случаев несовпадения этического и эстетического как правило-нарушение гармонии между внешним и внутренним, идеальным и реальным природным и духовным. Возвышение эстетических ценностей и противопоставление всем остальным называется эстетизмом. Эстетическое вступает в конфликт с этическим когда человеку нравится аморальное, бездуховное, эстетизация жестокости. В целом нравственная оценка события факта явления входит в структуру, его эстетической характеристики.

Искусство и игра.

Игровой фермент искусства присущ его внутренней природе, изучался в истории эстетики издавна, теория игры разработана культурологов ЙохонХейсинга, который употреблял понятие священная игра. В английском языке два слова игра: play(свободная игра, не связанна условиями и правилами, вся прелесть легко преодолеваются ограничения серьёзной жизни) game(игра по правилам, о которых участники договариваются заранее; внутренне более организована чем окружающая жизнь- шахматы, карты, рулетка, футбол примеры такой игры). Где цена не Свобода самовыражения, а достижение выигрыша и избежание проигрыша. Игра импровизированная. Плай и гэм. Плай трактует современный мир урегулированным, всё по установленным правилам, задача взорвать этот урегулированный мир, опровергнуть его правила, стереть все различия. В одном случаи игра есть система запретов, отделяющих её от запретов- в другом случае это зона вольности, также отделяющая её от реальности. Реальность берётся в двух противоположных модусах, с одной стороны как слишком естественное. Во втором, как чересчур искусственное. Игра выступает коррективом этой реальности придавая ей то, что ей недостаёт. Внося в природную стихию, начало организации, а в соц порядок начало импровизации. Каждый из двух видов игры имеет по две разновидности, импровизированные игры различаются степенью выразительность или изобразительности. В первом случае игры экстатические. Вторые, мимитические(подражание). Сущес-ое различие орган-ых игр связана с тем: используются игроки свои собственные силы или доверяются случаю.

На первый взгляд только драматический род сход с игрой, однако если только по знать одну разновидность игры ммиметическую да и то понимаемую узко как театральное перевоплощение. В лирики заметны признаки игры импровизации. Здесь главное Свобода самовыражения. Лирика рождается экстатическим ощущением полноты бытия, любовью к миру, и к другому человеку. Обе разновидности импровизированной игры метрическая и экстатическая угадывается в структуре лирического произведения с его музыкальным ритмом и метафорической образностью. В самом построении лирического смысла воспроизводится типичный момент игры перевоплощение, смысл любого тропа состоит в том, что одному предмету приписываются свойства другого. Между буквальным и фигуральным значением слова устанавливаются такие же отношения как между актёром и персонажем слитыми в теле одного человека. Игровое начало обнаруживает себя в самом процессе изобретения худ. Средств иносказания. В эпическом произведении действуют законы размежевания и соперничества. На эпическое произведение распространяются законы игры. Сюжет представляет собой цепь препятствий, которое герой должен преодолеть чтобы достичь цели. Игровое начало обнаруживается в разработке событийного ряда, выстраиваете сюжета и коллизий.

Драма единственный род литературы, связанна с настоящей цинической игрой, драматический герой показан на перекрёстке двух модусов бытия: в себе и для других. Он не является тем, кем кажется, это противоречивое отношение между двумя ипостасями одного человека, составляет сущность игры. Эта двойственность. По настоящему реальна, её испытывают люди в действительной жизни. Драма раскрывает ситуацию реального человека. В реальности люди выступают и объектами и субъектами. Во взаимоотношении с другими людьми, со своей судьбой, с мирозданием в целом. Между объективны и событийным бытием человека всегда есть зазор....

Области искусства и игры не совпадают. Только импровизированные игры: танец театр входят в художественную сферу, а организованные игры остаются за её пределами. Это объясняется тем что организованные игры не сохраняют до конца игрового характера, кто то в них оказывается победителем, динамический баланс разрушается, торжествуют односторонние отношения первенства выигрыша, сфера искусства шире игры(литература, живопись, музыка не являются игровыми видами деятельности). Направленность работы художника, композитора на предмет предаёт ей свойства серьёзности в целом присущее труду, в отличии от игры. Таким образом, Обособляясь друг от друга и расходясь в разные стороны искусство переходит в серьезность труда, а игра в серьезность борьбы. И только в театре они находят точки пересечения и единства.


Литература как вид искусства

Существуют разные виды И.: живопись и другие разновидности изоб-го И., музыка, хореография, театр, кино, Л.. Они различаются между собой по разным параметрам по материалу, из которого создаются, по способу существования, по характеру их восприятия.

Виды И.- реальные формы худ-но-творческой деят-ти, различающиеся прежде всего способом матер-го воплощения худ-го содержания. За этими внешними различиями содержатся глубокие содер-ые различия, которые состоят в том, что содержание одного вида И. не может быть адекватно передано на языке другого.

На протяжении длит-го времени эстетическая мысль пыталась постичь принципы, которые обусловливают видовое членение худ-но-творческой деят-ти, однако эта проблема не может быть окончательно решённой до сих пор так как не определены критерии деления И. от разновидностей этого же вида от родов и жанров. С другой стороны, не выделены критерии которые позволили бы обосновать правомерность таких понятий как: семейство, классы, искусство. В настоящее время существует множество клас-ий видов И. при чем основания для кл-й различны. Теории разных учёных не столько противоречат друг другу сколько дополняют друг друга. Первым серьёзным клас-ию предложил Аристотель, он исходил из тезиса: И.- особая форма подражания природе. Предлагал различать виды И. исходя из ответа на три главных вопроса: чему чем и как. Вопрос чем устанавливает связи И. с дейс-ью. Вопрос чем касается средств подражанию. Вопрос как касается законов жанров поэтики. Возможны иные клас-ии. В конце 18 века Лесинг предложил иной подход. В основе его клас-ии лежит пространственно временной принцип. Лессинг исходил из того, что И. разворачивает себя либо в пространстве либо во времени. Музыка развёртывается во времени и не имеет пространства, живопись развёртываемся в пространстве и застывает в о. Времени, Л.- временной вид И. В нем события разворачиваются одно за другим. Речь идёт не об абсолютной границе, живопись способна пендаль движение времени, но через пространство. Л.- может изобразить пейзаж но благодаря времени. Лессинг не просто предложил клас-ию, но обратил внимание на то, что худ. Пространство и время значимые элементы И.(Словарь теории литературы Голубенькая). О различит образов и образов создаваемых другими видами И. Речь идёт о работе Лессинга "Лаокоон или о границах живописи и поэзии". Трактат Лессинга содержит спец-ый и анализ знаменитой структурной группы, а также сравнение того как одно и тоже событие изображается поэтом и скульптором. Говоря о живописи Лессинг имеет в виду изобразительно И. вообще и даже в большой степени скульптуру. Он исследует особ-ти самого подхода К отображению дейс-ти в Л. и скульптуре.

Исходный тезис Л. Такой же как у А.: И. - это подражание жизни. Обращается к материалу музыки, поэзии и живописи. Впервые называет этот материал знаками. У поэзии и живописи знаки во первых знаки различны по своей природе, во вторых они по разному располагаются в дейс-ти. Живопись использует краски и тела взятые в пространстве. Поэзия- членораздельные звуки, воспринимаемые во времени. Далее рассуждение переходит к предмету изображения. Специфический предмет поэзии, события и поступки действующих лиц. Но не их телесные свойства. В живописи дело обстоит противоположным образом. Скульптур изображает Лаокоон и детей с ужасными змеями. У скульптура Лаокоон не кричит, тела максимально открыты, чтобы была видна красота не уничтоженная страданиями. Таким образом, специфика изобр.объясняется и Свойственной ему установкой на ценность тела, вечно прекрасная телесность. В поэзии же изображение направлено не на телесный облик персонажа, а на воплощённые в его поведении этические ценности. В основе сравнительного анализа поэзии и скульптуры лежит убеждение, что у скульптора и поэта худ. Задачи одни и те же. Между тем из самого анализа следовало, что поэтическое и скульптурное изображение направлены на разные ценности. Отсюда критические замечания. Первыми и наиболее глубокими были критические суждения Гердера. Гендер подверг критическому анализу общую логику рассуждения Лессинга и иначе интерпретировал те же примеры. Гендер говорит что если исходить из предпосылок, который избрал автор Лаокоона необходимо проводить тройное сопоставление. В него должны быть вовлечены музыка и риторика. Если средства изображения в поэзии, её знаки располагаются не в пространстве а во времени, то в этом отношении отличаясь от живописи поэзия в этом же отношении оказывается сходной с музыкой. Гердер пишет что предшественник не точно охарактеризовал соотношение знаков поэзии и живописи. Знаки живописи естественны! Однородны по своим свойствам с изображаемым предметом. А знаки поэзии произвольны. Если знаки поэзии- звуки слов, то на читателя воздействуют не последовательность звуков, а последовательность значений. Эта дискуссия Гердера с Лессингом предопределила пути дельнейших сопоставлений с литературой других видов искусства. Оригинальная концепция классификация видов искусств предложил Гегель. Разделил все искусства на две группы. Исполнительские, неисполниьельские. Ввёл принцип историчности. До Гегеля все искусства рассматривались в их условной одновременности, как если бы все они возникли одновременно и существовали равноправно в любую эпоху. Гегель объяснил движение искусства от одних форм к другим через соотношение природного и духовного. В древнейших видах искусства много природных форм, материала глины, дерева, метала. Смутно проявлено логическое содержание. Далее наступает эпоха гармонии природных и духовных форм такова античная скульптура. Позднейшим видом искусства является литература. Духовное содержание которого огромно, а от природы- звуки и черточки при записи.

Современные классификации:

все виды искусства: односоставные(простые) - те в произведениях которых для выражения обобщающего жизнь содержания используется один вид материальных средств. В живописи наложение красок. В скульптуре оформление материалов в трехмерной плоскости, в Л. речь, в музыке звук, в танце движения, в пантомимика мимика и жесты.

Синтетические - возникают посредством соединения в одном произ-ии двух и более простых И. (Вокальная музыка- худ. Речь + напев. Опера. Балет).

По материальному носителю образности или свойствам выразительных средств. Все И. делятся на три группы: временные(те, чьи произ-ия длятся во времени и не имеют пространственной протяжённости: музыка и Л.); пространственные (виды И. произ-ия которых имеют пространственную протяжённость и лишены длительности(скульптор). Пространственно-временные –танец, пантомима.

Произ-ие создаётся, существует и предстаёт перед нашим восприятием как некая матер-ая конструкция. Сопряжение звуков, цветов, объёма, слов,движений, т.е. Как предмет, имеющий пространственную, временную и пространственно-временную харак-ку. Произ-ие И. не сводится к своей матер-ой конструкции, но не существует вне неё, отдельно от неё, независимо от неё. Произ-ие И. имманентно (находится в ней, через неё воспринимается). Материально конструктивная сторона произ-ия определяет его антологический статус.

Семиотический критерий. В данном случае И. рассм-ся как знаковая система. необходимо сделать два уточнения. Во -первых, произ-ие И. не сводится к тому что является знаковой системой. Знаковые свойства характеризуют одну сторону худ. Формы. Во вторых, каждый вид И. представляет собой своеобразную и самостоятельную Систему образных знаков. Встаёт вопрос о внутренней типологии худ-но-образных знаковых систем. Начиная с эстетики 18 века. Два типа знаков: Естественные/искусственные; произвольные/ непроизвольные. В 19 веке: объективные/ субъективные. Речь идёт о способности И. говорить с человеком на языке его жизненных суждений, впечатлений. Предлагать нечто отличающее от того что мы видим и слышим в реальной дейс-ти. Живопись- вид И. в котором средство создания худ. Образа является цвет. Музыка- вид И. в котором средством создания образа является звук. Цвет и звук - естественные знаки(Лессинг), т е физические явления, присущие реальной дейс-ти и воспринимаемые с помощью органов чувств. Становясь средством создания худ-го образа, естественные знаки начинают нести некое условное содержание и выходят за пределы непосредственного воздействия на органы чувств. Есть принципиальное различие между цветом в природе и живописи, где цвет становится выражением эмоций переживаний авторских оценок.

Более сложная классификация видов искусств, деление на два типа художественного творчества. Оно аналогично делению словесности на эпос и лирику. Искусство подобное эпосу называют изобразительным(скульптура, живопись, пантомима, эпика). Искусство подобное в этом отношении лирике называют выразиьельными (лирика, музыка, архитектура, танец).

В изо воспроизводятся характерная особенность -национальная особенность(деятельность) жизни людей в её внешних проявлений. Определяющее значение- предметная изобрази-ть.

В экспрессивных искусствах воссоздаютсявнутренний мир в егонационально исторической действительности . Экспрессивные искусства выражают обобщённо эмоциональное переживание, имеющее общественно-историческую характерность. Определяющее значение имеет выразительность.

Литература как вид искусства. Л. единственный вид простого искусства который сочетает в себе свойства выразительного и изобразительного.

Литература- искусство слово. Со всем богатством отложившимся в нем смыслов. Худ речь как форма коммуникации воспринимающая. Общедоступность такого языка как слово и речь обеспечивают универсальность литературы в эстетическом освоении действительности. Речь обладает несравнимыми художественно- познавательными и изобразительно выразительными возможностями, она воссоздаёт как внесловесную действительность, так и речевую деятельность человека. Как внешние стороны бытия людей так и их внутренний мир. Речь в литературе - это и средство и предмет изображения. Объект худ освоения -человек говорящий(Бахтин) , так мы постегаем процесс протекания духовной жизни человека, отсюда психологизм, качества, которыми литература обогатила художественную культуру.Изобразительные возможности слова ничем не ограничены. Абсолютная условность словесного обозначения лишает его прямой связи с обозначаемым. Поэтому словом можно обозначит все формы материального бытия. Выразительные возможности слова определяются ритмикой-интонационной организацией речи. Он уже чемвыразиьельные возможности музыки. Словом можно обозначить и описать Реальный чувственный опыт. ОнопозволЕтобразно моделировать окр мир таким, каким он предстаёт в нашем восприятии. Передать предметность мысли и переживания.

При всём могуществе слова его возможности ограничены в двух отношениях: во-первых, способности изобразить индивидуальную неповторимость предметов и явлений. И во вторых выразить чувства и переживания. Это понятно, так как слово обозначает общее, а не единичное. Слово- непосредственная реальность, обозначающая мысли, а не чувства. В Словесном изображении отсутсвует наглядность и конкретно чувственная достоверность. В сравнении с пластическими искусствами словесный образ не вещественен и дискретен. Хализев: литературой постигается лишь умозрительная ценность(целостность?) мира.Но в литературе знаковость слова во многом преодолевается. Ограниченность слова-становится темой ограниченной рефлексии.

Развитие искусства включает в себя два встречных процесса искусства:

Первый идёт от синкретизма(слитное нерасчленное искусство) к образованию её видов. Одновременно идёт встречный процесс- синтез искусств. .

Для развития искусства равноплодотворны как вычленение, так и синтез. В литер. конкретным проявлением синтеза искусств становится музыкальное, живописное. Пример живописного в поэзии Пушкин, Фет.

Экфрасис-(см. Глоссарий). Воздаянием средствами одного искусства другого искусства. Щит Ахиллеса.

Древнерусская литература — "начало всех начал", истоки и корни русской классической литературы, национальной русской художественной культуры. Велики ее духовные, нравственные ценности и идеалы. Она наполнена патриотическим пафосом 1 служения русской земле, государству, родине.

Чтобы почувствовать духовные богатства древней русской литературы, необходимо взглянуть на нее глазами ее современников, ощутить себя участником той жизни и тех событий. Литература — часть действительности, она занимает в истории народа определенное место и выполняет огромные общественные обязанности.

Академик Д.С. Лихачев предлагает читателям древнерусской литературы мысленно перенестись в начальный период жизни Руси, в эпоху нераздельного существования восточно-славянских племен, в XI-XIII века.

Русская земля огромна, поселения в ней редки. Человек чувствует себя затерянным среди непроходимых лесов или, напротив, среди слишком легкодоступных его врагам бескрайних просторов степей: "земли незнаемой", "дикого поля", как называли их наши предки. Чтобы пересечь из конца в конец Русскую землю, надо много дней провести на коне или в ладье. Бездорожье весной и поздней осенью отнимает месяцы, затрудняет общение людей.

В беспредельных пространствах человек с особенной силой тянулся к общению, стремился отметить свое существование. Высокие светлые церкви на холмах или на крутых берегах рек издали обозначают места поселений. Эти сооружения отличаются удивительно лаконичной архитектурой — они рассчитаны на то, чтобы быть видными со многих точек, служить маяками на дорогах. Церкви словно вылеплены заботливой рукой, хранят в неровностях своих стен тепло и ласку человеческих пальцев. В таких условиях гостеприимство становится одной из основных человеческих добродетелей. Киевский князь Владимир Мономах призывает в своем "Поучении" "привечать" гостя. Частые переезды с места на место принадлежат к немалым добродетелям, а в иных случаях переходят даже в страсть к бродяжничеству. В танцах и песнях отражается то же стремление к покорению пространства. О русских протяжных песнях хорошо сказано в "Слове о полку Игореве": "...дъвици поютъ на Дунаи, - вьются голоси чрезъ море до Киева". На Руси родилось даже обозначение для особого вида храбрости, связанного с пространством, движением, - "удаль".

На огромных просторах люди с особенной остротой ощущали и ценили свое единство — и в первую очередь единство языка, на котором они говорили, на котором пели, на котором рассказывали предания глубокой старины, опять-таки свидетельствовавшие об их целостности, неделимости. В тогдашних условиях даже само слово "язык" приобретает значение "народ", "нация". Роль литературы становится особенно значительной. Она служит той же цели объединения, выражает народное самосознание единства. Она является хранительницей истории, преданий, а эти последние были своего рода средствами освоения пространства, отмечали святость и значительность того или иного места: урочища, кургана, селения и проч. Предания сообщали и стране историческую глубину, были тем "четвертым измерением", в рамках которого воспринималась и становилась "обозримой" вся обширная Русская земля, ее история, ее национальная определенность. Ту же роль играли летописи и жития святых, исторические повести и рассказы об основании монастырей.

Вся древняя русская литература, вплоть до XVII века, отличалась глубоким историзмом, уходила корнями в ту землю, которую занимал и веками осваивал русский народ. Литература и Русская земля, литература и русская история были теснейшим образом связаны. Литература была одним из способов освоения окружающего мира. Недаром автор похвалы книгам и Ярославу Мудрому писал в летописи: "Се бо суть рекы, напояющие вселенную...", князя Владимира сравнивал с земледельцем, вспахавшим землю, Ярослава же - с сеятелем, "насеявшим" землю "книжными словесы". Писание книг — это возделывание земли, и мы уже знаем какой — Русской, населенной русским "языком", т.е. русским народом. И, подобно труду земледельца, переписка книг извечно была на Руси святым делом. Тут и там бросались в землю ростки жизни, зерна, всходы которых предстояло пожинать будущим поколениям.

Поскольку переписывание книг — святое дело, книги могли быть только на самые важные темы. Все они в той или иной мере представляли "учение книжное". Литература не носила развлекательного характера, она была школой, а ее отдельные произведения в той или иной мере — поучениями.

Чему же учила древняя русская литература? Оставим в стороне те религиозные и церковные вопросы, которыми она была занята. Светская стихия древней русской литературы была глубоко патриотичной. Она учила деятельной любви к родине, воспитывала гражданственность, стремилась к исправлению недостатков общества.

Если в первые века русской литературы, в XI-XIII веках, она призывала князей прекратить раздоры и твердо выполнять свой долг защиты родины, то в последующие — в XV, XVI и XVII веках — она заботится уже не только о защите родины, но и о разумном государственном устройстве. Вместе с тем на протяжении всего своего развития литература была тесно связана с историей. И она не только сообщала исторические сведения, а стремилась определить место русской истории в мировой, открыть смысл существования человека и человечества, открыть назначение Русского государства.

Русская история и сама Русская земля объединяла все произведения отечественной литературы в единое целое. В сущности, все памятники русской литературы, благодаря своим историческим темам, были гораздо теснее связаны между собой, чем в новое время. Их можно было расположить в порядке хронологии, а все в целом они излагали одну историю — русскую и одновременно мировую. Теснее были связаны между собой произведения и в результате отсутствия в древней русской литературе сильного авторского начала. Литература была традиционна, новое создавалось как продолжение уже существовавшего и на основании тех же эстетических принципов. Произведения переписывались и переделывались. В них сильнее отражались читательские вкусы и читательские требования, чем в литературе нового времени. Книги и их читатели были ближе друг к другу, а в произведениях сильнее представлено коллективное начало. Древняя литература по характеру своего бытования и создания была ближе к фольклору, чем к личностному творчеству нового времени. Произведение, раз созданное автором, затем изменялось бесчисленными переписчиками, переделывалось, в различной среде приобретало разнообразные идеологические окраски, дополнялось, обрастало новыми эпизодами.

"Роль литературы огромна, и счастлив тот народ, который имеет великую литературу на своем родном языке… Чтобы воспринять культурные ценности во всей их полноте, необходимо знать их происхождение, процесс их созидания и исторического изменения, заложенную в них культурную память. Чтобы глубоко и точно воспринять художественное произведение, надо знать кем, как и при каких обстоятельствах оно создавалось. Так же точно и литературу в целом мы по-настоящему поймем, когда будем знать, как она создавалась, формировалась и участвовала в жизни народа.

Русскую историю без русской литературы также трудно себе представить, как Россию без русской природы или без ее исторических городов и сел. Сколько бы ни изменялся облик наших городов и сел, памятников архитектуры и русской культуры в целом — их существование в истории вечно и неуничтожимо" 2 .

Без древней русской литературы нет и не могло быть творчества А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, нравственных исканий Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. Русская средневековая литература является начальным этапом в развитии отечественной литературы. Она передала последующему искусству богатейший опыт наблюдений и открытий, литературный язык. В ней соединились идейные и национальные особенности, были созданы непреходящие ценности: летописи, произведения ораторского искусства, "Слово о полку Игореве", "Киево-Печерский патерик", "Повесть о Петре и Февронии Муромских", "Повесть о Горе-Злочастии", "Сочинения протопопа Аввакума" и многие другие памятники.

Русская литература - одна из самых древних литератур. Ее исторические корни относятся ко второй половине X века. Как отмечает Д.С. Лихачев, из этого великого тысячелетия более семисот лет принадлежит периоду, который принято называть древнерусской литературой.

"Перед нами литература, которая возвышается над своими семью веками, как единое грандиозное целое, как одно колоссальное произведение, поражающее нас подчиненностью одной теме, единым борением идей, контрастами, вступающими в неповторимое сочетание. Древнерусские писатели — не зодчие отдельно стоящих зданий. Это — градостроители. Они работали над одним общим грандиозным ансамблем. Они обладали замечательным "чувством плеча", создавали циклы, своды и ансамбли произведений, в свою очередь слагавшихся в единое здание литературы…

Это своеобразный средневековый собор, в строительстве которого принимали участие в течение нескольких веков тысячи вольных каменщиков…" 3 .

Древняя литература представляет собой собрание великих исторических памятников, созданных в большинстве своем безымянными мастерами слова. Сведения об авторах древней литературы весьма скупы. Вот имена некоторых из них: Нестор, Даниил Заточник, Сафоний Рязанец, Ермолай Еразм и др.

Имена действующих лиц произведений в основном исторические: Феодосий Печерский, Борис и Глеб, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский... Эти люди сыграли значительную роль в истории Руси.

Принятие языческой Русью христианства в конце Х столетия было актом величайшего прогрессивного значения. Благодаря христианству Русь приобщилась к передовой культуре Византии и вошла в качестве равноправной христианской суверенной державы в семью европейских народов, стала "знаемой и ведомою" во всех концах земли, как говорил первый известный нам древнерусский ритор 4 и публицист 5 митрополит Иларион в "Слове о Законе и Благодати" (памятник середины XI века).

Большую роль в распространении христианской культуры сыграли возникавшие и растущие монастыри. В них создавались первые школы, воспитывалось уважение и любовь к книге, "книжному учению и почитанию", создавались книгохранилища-библиотеки, велось летописание, переписывались переводные сборники нравоучительных, философских произведений. Здесь создавался и окружался ореолом благочестивой легенды идеал русского инока-подвижника, посвятившего себя служению Богу, нравственному совершенствованию, освобождению от низменных порочных страстей, служению высокой идее гражданского долга, добра, справедливости, общественного блага.

Несмотря на то, что в средние века, вплоть до рубежа XIX -XX веков, литература в основном служила интересам господствующих классов, в своих произведениях все-таки смогла отбить общенародные интересы и реальное состояние общественной и политической жизни украинского народа. Самый богатый источник украинского народного творчества способствовало своими темами развития художественной литературы, обогатило ее своими художественными приемами, идеями и темами, привило ей черты самобытности, народности и своеобразия.

Развитие средневековой и современной украинской литературы всегда шел в ногу с историей и в тесной связи с украинской исторической действительностью, с реальной жизнью. Основной темой выдающихся украинских писателей всех времен была тема родной земли, ее укрепление и созидание, неустанная борьба с врагами Родины за независимость и свободу. В конце XVII века в украинской литературе появилась новая тема – описание жизни и проблем представителей средних слоев общества того времени.

Изображая в своих произведениях исторические события, украинские писатели стремились их осмыслить и всегда сделать выводы, которые имели бы воспитательное и назидательное значение. Лучшие произведения украинской литературы до сих пор воспитывают у читателей стойкий характер, мужество в борьбе за свободу родной земли и независимость, пробуждают в них патриотические чувства. Создавая образы героев своих произведений, авторы всегда стремились осудить или унизить отрицательных героев, а положительные образы оправдывали и возвеличивали. Уже в средние века в украинской литературе была общественная направленность поэтических произведений и художественной прозы.

Лучшие произведения украинской литературы отмечаются народной духовностью, умением авторов улавливать в жизни темы и проблемы, отвечали интересам народа. Как правило, все это выражалось в понятной и доступной художественной форме, но при этом сохранялась литературный язык, развивалась на основе общенародной речи.

Украинская литература с начала своего существования и на протяжении многих веков своего развития накопила огромное количество выдающихся произведений самых разнообразных жанров, которые передала последующим поколениям, которые донесли их до нашего времени.

Замечательные черты произведений украинской литературы, среди которых самобытность, народность, патриотизм, стремление к правдивому изображению жизни русского человека, общественная направленность, тесная связь с устным творчеством и многое другое – стали славной традицией украинской литературы и образцом для писателей последующих поколений. В большинстве этих произведений хорошо видно неразрывную связь литературы с жизнью украинского народа и историей нашей родной земли.

На этом уроке мы поговорим о неразрывной связи между литературой и историей. Назовём этапы развития как мирового, так и русского литературного процесса. Поговорим о термине «историзм» и обсудим его место в литературе.

Литературный процесс - историческое существование, функционирование и эволюция литературы как в определенную эпоху, так и на протяжении всей истории нации.

Этапы мирового литературного процесса

  1. Древнейшая литература (до VIII в. до н. э.)
  2. Эпоха Античности (VIII в. до н. э. - V в. н. э.)
  3. Литература Средневековья (V-XV вв.)
  4. Эпоха Возрождения (XV-XVI вв.)
  5. Классицизм (XVII в.)
  6. Эпоха Просвещения (XVIII в.)
  7. Литература нового времени (XIX в.)
  8. Современная литература (XX в.)

Русская литература развивалась примерно по такому же принципу, но имела свои особенности. Периоды развития русской литературы:

  1. Долитературный. До Х века, то есть до принятия христианства, на Руси не было письменной литературы. Произведения передавались в устной форме.
  2. Древнерусская литература развивалась с XI по XVII век. Это исторические и религиозные тексты Киевской и Московской Руси. Происходит становление письменной литературы.
  3. Литература XVIII века. Эту эпоху называют «русским Просвещением». Основу русской классической литературы заложили Ломоносов, Фонвизин, Державин, Карамзин.
  4. Литература XIX века - «Золотой век» российской словесности, период выхода русской литературы на мировую арену благодаря гениям - Пушкину, Грибоедову, Достоевскому, Толстому, Чехову - и многим другим великим писателям.
  5. Серебряный век - период с 1892 по 1921 годы, время нового расцвета русской поэзии, связанное с именами Блока, Брюсова, Ахматовой, Гумилева, прозы Горького, Андреева, Бунина, Куприна и других литераторов начала XX века.
  6. Русская литература советского периода (1922-1991) - время раздробленного существования русской литературы, развивавшейся как на родине, так и на территории Запада, куда эмигрировали русские писатели после революции.
  7. Современная русская литература (конец XX века - наши дни)

Долгое время литература и история были неотделимы друг от друга. Достаточно вспомнить древние летописи, например «Повесть временных лет». Она является памятником и литературы, и истории. Уже в XVIII веке история отделилась от литературы как самостоятельная наука, однако связь литературы и истории осталась. В литературе появляется большое количество произведений на историческую тему: романы, повести, поэмы, драмы, баллады, в сюжете которых мы читаем о событиях прошлого. Ярким примером тому является творчество А.С. Пушкина, который провозгласил: «История народа принадлежит поэту!». Многие его произведения отражают события далекого прошлого, предания старины глубокой. Вспомните его балладу «Песнь о вещем Олеге», трагедию «Борис Годунов», поэмы «Руслан и Людмила», «Полтава», «Медный всадник» и его знаменитые сказки. В этом году мы с вами продолжим изучение Пушкина и узнаем о его интересе к периоду крестьянской войны и образу Емельяна Пугачева.

Это всего лишь один пример. Нужно отметить, что многие русские писатели создавали произведения на исторические темы. В первую очередь такой интерес к истории объясняется любовью к своей стране, народу, желанием сохранить историю и донести ее до следующих поколений. Также писатели обращались к истории для того, чтобы там, в далеком прошлом, найти ответы на вопросы, которые задавала настоящая эпоха.

О неразрывной связи исторических эпох писал французский поэт и писатель XIX века Виктор Мари Гюго. (Рис. 2.)

История
В судьбе племен людских, в их непрестанной смене
Есть рифы тайные, как в бездне темных вод.
Тот безнадежно слеп, кто в беге поколений
Лишь бури разглядел да волн круговорот.

Над бурями царит могучее дыханье,
Во мраке грозовом небесный луч горит.
И в кликах праздничных и в смертном содроганье
Таинственная речь не тщетно говорит.

И разные века, что братья исполины,
Различны участью, но в замыслах близки,
По разному пути идут к мете единой,
И пламенем одним горят их маяки.

Рис. 2. Виктор Гюго ()

Читая произведения, написанные авторами в разные эпохи, мы убеждаемся, что мир вокруг меняется, а человек по сути своей остается прежним. Как и тысячи лет назад, люди мечтают о счастье и свободе, власти и деньгах. Как и тысячу лет назад, человек мечется в поисках смысла жизни. Человечество формирует свою общественно-философскую систему ценностей.

Долгое время в литературе работало одно правило: произведение в обязательном порядке должно было быть написано на историческую тему. В качестве примера можно вспомнить творчество Шекспира. Этот автор эпохи Возрождения все свои произведения писал на исторические темы. Однако его современник Сервантес в своем романе о Дон Кихоте описал современную ему Испанию. Таким образом, уже в начале XVII века в литературе все чаще появляются произведения, адресованные современности. Но даже если произведение написано не на историческую тему, этому произведению обязательно присущ историзм.

Историзм - правдивое отражение в художественном произведении конкретно-исторических, характерных черт изображаемой в нём действительности. Историзм в художественном произведении находит наиболее глубокое выражение в характерах - в переживаниях, поступках и речи действующих лиц, в их жизненных столкновениях, а также в деталях быта, обстановки и т. п.

Таким образом, в более широком смысле слова мы вправе говорить об историзме как о воспроизведении правды времени. Выходит, что чем лучше автор понимает свою эпоху и разбирается в социальных, общественных и политических, духовных, философских вопросах своего времени, тем ярче в его произведении будет выражаться историзм. Так, например, правдиво и точно отразилось историческое время в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», который Белинский назвал «энциклопедией русской жизни первой половины XIX века». Ярко проявил себя историзм в поэме Гоголя «Мертвые души» и во многих других произведениях русских писателей.

Даже интимная лирика глубоко исторична. Мы читаем стихи Пушкина и Лермонтова, Есенина и Блока и представляем лирический образ, который несет в себе черты конкретной исторической эпохи. Когда мы читаем произведение, то помним, что художественный историзм отличается от научного.

Задача художника состоит не в том, чтобы точно сформулировать закономерности исторического развития в ту или иною эпоху, а в том, чтобы запечатлеть тончайшие отражения общего хода истории в поведении и сознании людей. Пушкин писал: «В наше время под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании».

Таким образом, литературному произведению присущи художественный вымысел и художественное обобщение.

Вымысел художественный - одна из основных характеристик литературно-художественного творчества, состоящая в том, что писатель, исходя из реальной действительности, создает новые художественные факты.

Как утверждал уже Аристотель, поэт говорит «...не о действительно случившемся, но о том, что могло бы случиться, следовательно, о возможном по вероятности или необходимости».

Художественное обобщение - способ отражения действительности в искусстве, раскрывающий наиболее существенные и характерные стороны изображаемого в индивидуально-неповторимой образной художественной форме.

Такое обобщение осуществляется по принципу типизации.

Типизация - создание образа путем отбора в действительности типического характера или явления или создания образа путем собирания, обобщения черт, признаков, рассеянных во многих людях.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Литература, 8 класс. Учебник в двух частях. - 2009.
  2. Н. Пруцков. Древнерусская литература. Литература XVIII века. // История русской литературы в 4-х томах. - 1980.
  3. Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа (XVII - первая четверть XVIII в.). - М., 1976.
  1. Magazines.russ.ru ().
  2. Socionauki.ru ().
  3. Litdic.ru ().

Домашнее задание

  • Ответьте на вопросы.

1. В каком году историческая наука выделилась в отдельную отрасль?

2. Какие важные исторические события были воспроизведены писателями в литературных произведениях, прочитанных вами? Назовите эти произведения.

  • Напишите развернутый ответ на вопрос: почему история и литература навсегда останутся неразрывно связанными?
  • Вспомните, с какими выдающими деятелями русской истории вы встречались в художественных произведениях, изучаемых в школе или прочитанных самостоятельно.

На этом уроке мы поговорим о неразрывной связи между литературой и историей. Назовём этапы развития как мирового, так и русского литературного процесса. Поговорим о термине «историзм» и обсудим его место в литературе.

Литературный процесс - историческое существование, функционирование и эволюция литературы как в определенную эпоху, так и на протяжении всей истории нации.

Этапы мирового литературного процесса

  1. Древнейшая литература (до VIII в. до н. э.)
  2. Эпоха Античности (VIII в. до н. э. - V в. н. э.)
  3. Литература Средневековья (V-XV вв.)
  4. Эпоха Возрождения (XV-XVI вв.)
  5. Классицизм (XVII в.)
  6. Эпоха Просвещения (XVIII в.)
  7. Литература нового времени (XIX в.)
  8. Современная литература (XX в.)

Русская литература развивалась примерно по такому же принципу, но имела свои особенности. Периоды развития русской литературы:

  1. Долитературный. До Х века, то есть до принятия христианства, на Руси не было письменной литературы. Произведения передавались в устной форме.
  2. Древнерусская литература развивалась с XI по XVII век. Это исторические и религиозные тексты Киевской и Московской Руси. Происходит становление письменной литературы.
  3. Литература XVIII века. Эту эпоху называют «русским Просвещением». Основу русской классической литературы заложили Ломоносов, Фонвизин, Державин, Карамзин.
  4. Литература XIX века - «Золотой век» российской словесности, период выхода русской литературы на мировую арену благодаря гениям - Пушкину, Грибоедову, Достоевскому, Толстому, Чехову - и многим другим великим писателям.
  5. Серебряный век - период с 1892 по 1921 годы, время нового расцвета русской поэзии, связанное с именами Блока, Брюсова, Ахматовой, Гумилева, прозы Горького, Андреева, Бунина, Куприна и других литераторов начала XX века.
  6. Русская литература советского периода (1922-1991) - время раздробленного существования русской литературы, развивавшейся как на родине, так и на территории Запада, куда эмигрировали русские писатели после революции.
  7. Современная русская литература (конец XX века - наши дни)

Долгое время литература и история были неотделимы друг от друга. Достаточно вспомнить древние летописи, например «Повесть временных лет». Она является памятником и литературы, и истории. Уже в XVIII веке история отделилась от литературы как самостоятельная наука, однако связь литературы и истории осталась. В литературе появляется большое количество произведений на историческую тему: романы, повести, поэмы, драмы, баллады, в сюжете которых мы читаем о событиях прошлого. Ярким примером тому является творчество А.С. Пушкина, который провозгласил: «История народа принадлежит поэту!». Многие его произведения отражают события далекого прошлого, предания старины глубокой. Вспомните его балладу «Песнь о вещем Олеге», трагедию «Борис Годунов», поэмы «Руслан и Людмила», «Полтава», «Медный всадник» и его знаменитые сказки. В этом году мы с вами продолжим изучение Пушкина и узнаем о его интересе к периоду крестьянской войны и образу Емельяна Пугачева.

Это всего лишь один пример. Нужно отметить, что многие русские писатели создавали произведения на исторические темы. В первую очередь такой интерес к истории объясняется любовью к своей стране, народу, желанием сохранить историю и донести ее до следующих поколений. Также писатели обращались к истории для того, чтобы там, в далеком прошлом, найти ответы на вопросы, которые задавала настоящая эпоха.

О неразрывной связи исторических эпох писал французский поэт и писатель XIX века Виктор Мари Гюго. (Рис. 2.)

История
В судьбе племен людских, в их непрестанной смене
Есть рифы тайные, как в бездне темных вод.
Тот безнадежно слеп, кто в беге поколений
Лишь бури разглядел да волн круговорот.

Над бурями царит могучее дыханье,
Во мраке грозовом небесный луч горит.
И в кликах праздничных и в смертном содроганье
Таинственная речь не тщетно говорит.

И разные века, что братья исполины,
Различны участью, но в замыслах близки,
По разному пути идут к мете единой,
И пламенем одним горят их маяки.

Рис. 2. Виктор Гюго ()

Читая произведения, написанные авторами в разные эпохи, мы убеждаемся, что мир вокруг меняется, а человек по сути своей остается прежним. Как и тысячи лет назад, люди мечтают о счастье и свободе, власти и деньгах. Как и тысячу лет назад, человек мечется в поисках смысла жизни. Человечество формирует свою общественно-философскую систему ценностей.

Долгое время в литературе работало одно правило: произведение в обязательном порядке должно было быть написано на историческую тему. В качестве примера можно вспомнить творчество Шекспира. Этот автор эпохи Возрождения все свои произведения писал на исторические темы. Однако его современник Сервантес в своем романе о Дон Кихоте описал современную ему Испанию. Таким образом, уже в начале XVII века в литературе все чаще появляются произведения, адресованные современности. Но даже если произведение написано не на историческую тему, этому произведению обязательно присущ историзм.

Историзм - правдивое отражение в художественном произведении конкретно-исторических, характерных черт изображаемой в нём действительности. Историзм в художественном произведении находит наиболее глубокое выражение в характерах - в переживаниях, поступках и речи действующих лиц, в их жизненных столкновениях, а также в деталях быта, обстановки и т. п.

Таким образом, в более широком смысле слова мы вправе говорить об историзме как о воспроизведении правды времени. Выходит, что чем лучше автор понимает свою эпоху и разбирается в социальных, общественных и политических, духовных, философских вопросах своего времени, тем ярче в его произведении будет выражаться историзм. Так, например, правдиво и точно отразилось историческое время в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», который Белинский назвал «энциклопедией русской жизни первой половины XIX века». Ярко проявил себя историзм в поэме Гоголя «Мертвые души» и во многих других произведениях русских писателей.

Даже интимная лирика глубоко исторична. Мы читаем стихи Пушкина и Лермонтова, Есенина и Блока и представляем лирический образ, который несет в себе черты конкретной исторической эпохи. Когда мы читаем произведение, то помним, что художественный историзм отличается от научного.

Задача художника состоит не в том, чтобы точно сформулировать закономерности исторического развития в ту или иною эпоху, а в том, чтобы запечатлеть тончайшие отражения общего хода истории в поведении и сознании людей. Пушкин писал: «В наше время под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании».

Таким образом, литературному произведению присущи художественный вымысел и художественное обобщение.

Вымысел художественный - одна из основных характеристик литературно-художественного творчества, состоящая в том, что писатель, исходя из реальной действительности, создает новые художественные факты.

Как утверждал уже Аристотель, поэт говорит «...не о действительно случившемся, но о том, что могло бы случиться, следовательно, о возможном по вероятности или необходимости».

Художественное обобщение - способ отражения действительности в искусстве, раскрывающий наиболее существенные и характерные стороны изображаемого в индивидуально-неповторимой образной художественной форме.

Такое обобщение осуществляется по принципу типизации.

Типизация - создание образа путем отбора в действительности типического характера или явления или создания образа путем собирания, обобщения черт, признаков, рассеянных во многих людях.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Литература, 8 класс. Учебник в двух частях. - 2009.
  2. Н. Пруцков. Древнерусская литература. Литература XVIII века. // История русской литературы в 4-х томах. - 1980.
  3. Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа (XVII - первая четверть XVIII в.). - М., 1976.
  1. Magazines.russ.ru ().
  2. Socionauki.ru ().
  3. Litdic.ru ().

Домашнее задание

  • Ответьте на вопросы.

1. В каком году историческая наука выделилась в отдельную отрасль?

2. Какие важные исторические события были воспроизведены писателями в литературных произведениях, прочитанных вами? Назовите эти произведения.

  • Напишите развернутый ответ на вопрос: почему история и литература навсегда останутся неразрывно связанными?
  • Вспомните, с какими выдающими деятелями русской истории вы встречались в художественных произведениях, изучаемых в школе или прочитанных самостоятельно.