Дела давно забытых дней преданья старины глубокой. Урок-исследование «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой


Цели урока:

  1. закрепление изученного материала по теме;
  2. обобщение знаний о жанровом многообразии литературного наследия А.С. Пушкина;
  3. определение принципа выбора Пушкиным исторических сюжетов в качестве основы для своих произведений;
  4. оперирование литературоведческими понятиями;
  5. отработка основных навыков монологического ответа.

Ход урока

Урок проходит в форме разгадывания литературного кроссворда, нарисованного на бумаге и закрепленного на обычной доске, но возможно использование интерактивной доски. (Рис. 1)

Структура урока.

1. Слово учителя.

Сегодня у нас заключительный урок по творчеству А.С. Пушкина. Сегодня мы выясним, насколько хорошо вы усвоили этот материал. В этом нам поможет кроссворд, который вы видите перед собой.

Но сначала давайте вспомним, что объединяет произведения А.С. Пушкина, которые мы изучали в этом году?

(Пушкинские произведения объединяет интерес к истории своей страны, желание осмыслить современность через историю .)

Да, обобщая ваши ответы, можно сказать, что речь у нас шла о делах давно минувших дней. И в тему сегодняшнего урока мы вынесем слова А.С. Пушкина “Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…” (Презентация )

Кстати, подскажите, из какого произведения А.С. Пушкина взята эта цитата?

Из поэмы “Руслан и Людмила”.

2. Да, действительно, это так. В нашем кроссворде зашифрованы имена трех персонажей, героев этой поэмы, самой первой поэмы Пушкина. Давайте попробуем их отгадать.

Первое – имя главного героя поэмы. Руслан.

Второе – имя главного соперника Руслана, сразившегося в ним в поединке. Рогдай.

Вспомните, как звали других соперников Руслана? Ратмир и Фарлаф.

“Руслан и Людмила” – поэма-сказка, в ней действуют ведьма, живая голова, карлик, но действие этой поэмы происходит во времена правления реального, очень известного князя.

– Как его имя и чем он известен?

Владимир Красное Солнышко, известен тем, что крестил Русь.

3. Но в своем творчестве А.С. Пушкин обращался и к более ранним временам в истории Руси. Как вы думаете, в каком произведении отразилось это время, время до крещения Руси?

– Здесь зашифровано имя главного героя. Олег. “Песнь о вещем Олеге”.
– Вспомните, в каком жанре написано это произведение? Баллада.
– Каковы особенности этого жанра?

а) напряженный сюжет,
б) конфликт героя с судьбой,
в) содержит моральный урок и несет поучительный смысл,
г) написано в стихотворной форме.

– Какую дорогую, важную для себя мысль вложил Пушкин в уста кудесника?

Независимость поэта-пророка.

Чтение наизусть отрывка из “Песни…”.

– Вспомните, откуда Пушкин взял сюжет для баллады “Песнь о вещем Олеге”?

За основу Пушкин взял предание, записанное в “Повести временных лет”.

– Кто создал это произведение? Монах Киево-Печерского монастыря Нестор-летописец.

4. А в каком произведении Пушкина выведен образ летописца? Назовите жанр это произведения?

Трагедия “Борис Годунов”.

– Как звали летописца в трагедии? Пимен.
– Как Пимен относился к своему труду? Найдите ответ в тексте.

Исполнен долг, завещанный от бога

Мне, грешному…

– Какими основными качествами, по мнению Пимена, должен обладать летописец?

Он должен быть правдив, честен, независим, беспристрастен.

– Как Пушкин добивается беспристрастности своего героя?

Пушкин много работал над словом, сначала была строка.

“Еще одно УЖАСНОЕ преданье”, а потом “Еще одно ПОСЛЕДНЕЕ сказанье”, сначала было осуждение, потом к равнодушие.

– В стенах какого монастыря звучат эти слова:

Борис, Борис! Все пред тобой трепещет,
Никто тебе не смеет и напомнить
О жребии несчастного младенца, –
А между тем отшельник в темной келье
Здесь на тебя донос ужасный пишет:
И не уйдешь ты от суда мирского,
Как не уйдешь от Божьего суда!

Чудов монастырь.

Слайд 2.

Чудов мужской монастырь, основанный в 1365 году митрополитом Алексеем, находился на территории Кремля. Свое название он получил от церкви Чуда архистратига Михаила. Его снесли во время реконструкции Кремля в 30-х годах XX века.

– Кто произносит эти слова? Как имя этого человека? Какова его дальнейшая судьба? Григорий Отрепьев.
– Какой фразой заканчивается трагедия “Борис Годунов”? Что это значит?

“Народ безмолвствует”.

5. Кому посвятил Пушкин строки в стихотворении “Стансы”:

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

Эти строки посвящены Петру I.

– Куда мы впишем это имя?
– В каких еще пушкинских произведениях действует Петр I?

1826 г. – стихотворение “Стансы”.
1827 г. – незаконченный роман “Арап Петра Великого”.
1828 г. – поэма “Полтава”.
1833 г. – поэма “Медный всадник”.
1835 г. – стихотворение “Пир Петра Первого”.
1832–1837 гг. – исторический труд “История Петра I”.

– Почему у Пушкина не ослабевает особое отношение к Петру?

Мы анализировали с вами эпизод из поэмы “Полтава” “Полтавский бой”

– На каком композиционном приеме построен это эпизод? Антитеза.
– Каким предстает перед нами Петр I на страницах поэмы “Полтава”? С кем сопоставляется Петр I? Как это дается в тексте?

Для раскрытия образа Петра I Пушкин использует антитезу, противопоставляя ему Карла 12. Петр "весь, как божия гроза”, “движенья быстры”, “он промчался пред полками”. Он воплощает в себе силу и энергию молодого российского государства. А Карл XII, наоборот, “бледен, недвижим”, “несомый верными слугами в качалке”.

Вступление к поэме “Медный всадник” – это гимн Петру-преобразователю, реформатору.

Чтение отрывка наизусть.

6. А теперь попробуйте отгадать последнее слов в кроссворде. Это имя главного героя незаконченного романа Пушкина, который мы читали в 6-м классе. Что вы можете сказать об этом герое?

7. Подведение итогов:

Отгадав этот кроссворд, мы с вами еще раз увидели, что все произведения Пушкина, с которыми мы познакомились в этом году, объединяет искренний, глубокий интерес поэта к истории своей страны.

– Почему же Пушкина так волнуют страницы истории Отечества, почему он в своем творчестве к ним так часто обращается?

8. Домашнее задание. Составить свой кроссворд (на листочках) по произведениям Пушкина.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений Серов Вадим Васильевич

Дела давно минувших дней, / Преданья старины глубокой

Дела давно минувших дней, / Преданья старины глубокой

Из поэмы (песнь первая) «Руслан и Людмила» (1817-1820) А. С. Пушкина (1799-1837). Строки представляют собой пушкинский перевод одной из «поэм Оссиана» английского писателя Джеймса Макферсона (1736-1796):

A tale of the times of old!..

The deeds of days of other years!..

Иносказательно о давних и малодостоверных событиях, которые мало кто помнит (ирон.).

Из книги Бизнес по-еврейски 3: евреи и деньги автора Люкимсон Петр Ефимович

Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой… Принципы общинной жизни, как уже было сказано, вытекают из самой Торы, многие законы которой являются, по сути, законами такой жизни. Во времена существования Иерусалимского Храма и еврейского государства население

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Дела давно минувших дней, / Преданья старины глубокой Из поэмы (песнь первая) «Руслан и Людмила» (1817-1820) А. С. Пушкина (1799-1837). Строки представляют собой пушкинский перевод одной из «поэм Оссиана» английского писателя Джеймса Макферсона (1736-1796): A tale of the times of old!.. The deeds of days of

Из книги 100 великих рекордов авиации и космонавтики автора Зигуненко Станислав Николаевич

Дней минувших анекдоты Из романа в стихах (гл. 1, строфа 6) «Евгений Онегин» (1823-1831) А. С. Пушкина (1799-1837).Иносказательно: поучительные исторические эпизоды, забавные случаи из жизни известных исторических лиц, их памятные исторические фразы с изложением конкретных

Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

Минувших дней очарованье Из стихотворения «Песня» (1818, впервые опубликовано под названием «Прежнее время» в 1821 г.) Василия Андреевича Жуковского (1783-1852): Минувших дней очарованье, Зачем опять воскресло ты? Кто разбудил воспоминанье И замолчавшие мечты? Эти строки

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

Темной старины заветные преданья см. Любпю отчизну я, но странною

Из книги 100 великих загадок русской истории автора Непомнящий Николай Николаевич

«Преданья старины глубокой» Научные же принципы аппарата, замедляющего падение тел в воздухе, впервые сформулировал, по-видимому, знаменитый английский гуманист XIII века, ученый-монах Роджер Бэкон. В своем сочинении «О секретных произведениях искусства и природы» он

Из книги Краткая энциклопедия печатных технологий автора Стефанов Стефан Иванов

§ 23. Названия документов, памятников старины, произведений искусства С прописной буквы пишутся первое слово и собственные имена в названиях важнейших документов, государственных законов, памятников старины, предметов и произведений искусства, например: Конституция

Из книги История чемпионатов Европы по футболу автора Желдак Тимур А.

§ 23. Названия документов, памятников старины, произведений искусства С прописной буквы пишутся первое слово и собственные имена в составных названиях важнейших документов, государственных законов, памятников старины, предметов и произведений искусства, например:

Из книги Петербургские окрестности. Быт и нравы начала ХХ века автора Глезеров Сергей Евгеньевич

Из книги Энциклопедия серийных убийц автора Шехтер Гарольд

Характерные особенности оттисков офсетных печатных технологий способа глубокой печати Тампонная печать (тампопечать) – офсетная печатная технология способа глубокой печати, при которой передача изображения с печатной формы способа глубокой печати на запечатываемую

Из книги Крым. Большой исторический путеводитель автора Дельнов Алексей Александрович

Технологии способа глубокой печати По определению технологии способа глубокой печати – это технологии печатания, при которых передача изображения и текста на запечатываемый материал проводится с печатной формы, где печатающие элементы углублены по отношению к

«Визит старины Эда» Изучая реакцию местного населения на зверства Гейна, психолог Джордж Арндт записал популярную пародию на балладу Клемента Мура «Визит святого Николая»: Это случилось ночью рождественской, Тускло светила луна, В ветхом сарае все твари

Из книги автора

Глава 40 Дела крымские, дела стамбульские Газы Гирей не дожил до русского кошмара. Но в кровопролитиях ему довелось поучаствовать предостаточно. И на той Тринадцатилетней войне, в которой он был верным сателлитом Стамбула, и в домашней крымской усобице, которую Стамбул

Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой
Из поэмы (песнь первая) «Руслан и Людмила» (1817-1820) А. С. Пушкина (1799-1837). Строки представляют собой пушкинский перевод одной из «поэм Оссиана» английского писателя Джеймса Макферсона (1736-1796):
A tale of the times of old!..
The deeds of days of other years!..
Иносказательно о давних и малодостоверных событиях, которые мало кто помнит (ирон.).
Вот такие строки А.С.Пушкина,я думаю,подойдут,как эпиграф,к циклу моих рассказов "Наш приезд в Казахстан",потому что мои внуки с трудом верят,в каких тяжелых условиях оказалось большинство советских людей в послевоенные годы, как тяжело было восстанавливать экономику страны.Война рушила не только города,но ломала и семьи,и психику людей... Но только упорство и воля к жизни побеждали преодолевать все трудности.Я описываю жизнь от своего имени и только то,что видела и слышала сама, без розовых тонов -все как и было в моем далеком послевоенном детстве.Спасибо Интернету, а с ним и Прозе.ру за доставленную мне возможность опубликовать и оставить свои воспоминания для моих близких людей!

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 11.01.2012. Дела давно минувших дней, Преданья старины глубоко
  • 09.01.2012. Взялся за гуж, не говори, что не дюж
  • 06.01.2012. Приятная неожиданность

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

МБОУ «Степуринская СОШ»

Старицкий район, Тверской области

Праздник, посвященный дню памяти

Святого Благоверного Михаила Тверского.

Золотова Марина Александровна

Зам директора по ВР

Пояснительная записка

Номинация: методика организации и проведения «Уроков Мужества», торжественных мероприятий, посвященных памятным событиям Российской истории.

«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой...»

Праздник, посвященный дню памяти Святого Благоверного Михаила Тверского.

В настоящее время необходимо и важно воспитывать у детей такие качества, как патриотизм, любовь к Родине, чувства долга. В целях реализации данных принципов одним из важнейших воспитательных моментов является проведение таких праздников, они помогут постичь суть непостижимой, великой и трагической страницы истории Древней Руси и роли в ней Тверского княжеского дома.

Цель: воспитание чувства любви к историческому прошлому, гордости за героическое прошлое предков; развитие уважения к памяти великого человека и его подвигу.

Задачи:

    способствовать пониманию школьниками истинных духовных ценностей

Отечества;

    развивать у обучающихся чувства патриотизма, любви к Родине,

чувства гордости за свой народ, страну, чувства уважения к героическим

поступкам людей.

Оформление:

Репродукции картины «Бортеневское сражение»;

Репродукция иконы «Святой Михаил Тверской»;

    выставка книг посвященных данной теме;

    выставка рисунков «Истории великие дела...»

Участники данного мероприятия: учащиеся 7-11 классов.

Результат деятельности : убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится Родиной и ее народом, изучает историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

Звучит фонограмма «Богатырская симфония» А.П. Бородина

Ведущий 1 : Всегда интересно узнать что-нибудь новое, особенно если речь идет о той земле, на которой ты родился, где находится частичка твоего сердца...

А для тех кто родился на Тверской земле, знать историю своих родных мест просто необходимо хотя бы потому, что история богата событиями и людьми, которыми можно гордиться. Одному из таких людей и посвящается этот праздник. Михаил Тверской.

1 чтец:

«Когда мой дух
Вдруг обнищает силой,
Когда кругом отрежутся пути.
Тогда шепну я:
«Господи, помилуй!»-
И попрошу я:
«Господи, прости!»
И грешный перст

легко чела коснется,
Потом замрет усталая рука
Я не гадаю - что во мне проснется,
Что в будущем случится,

Моя душа во власти не покоя
Мятежная, но кроткая на вид.
Как всякая - в святые норовит,
Не понимая, что это такое».
Так думал князь тверской
Над Волгой мутной,
Где льдины,

наособицу кружась,

Вздымались обреченно и могутно,

Хребты ломая, лезли носом в грязь.

В дуге зенита маленькая птаха

У солнышка, как будто бы у зги.

На Михаиле красная рубаха

Малинового цвета сапоги.

Разгоряченный, словно после битвы,

Движения подчеркивали стать.

Крестясь, творил о русичах молитвы,

Прося Твери земную благодать.

Ведущий 2 : Михаил Ярославич Тверской (1271-1318гг) князь Тверской с 1285 Т. Великий Владимирский с 1305 по 1317 г. Отец его Ярослав Ярославич, брат Александра Невского, умер за шесть недель до рождения сына, возвращаясь из Орды. Воспитан Михаил матерью княгиней Ксенией и Тверским Епископом Симеоном. «Родился же он от блаженной воистину преподобной матери великой княжны Ксении, и его эта святая и премудрая мать воспитала в страхе Господнем и научила святым книгам и всякой премудрости.»

Ведущий 1 : Уделом Михаилу Тверскому досталась «Тверь старая, Тверь богатая », сравнительно молодое княжество Северо- восточной Руси, быстро выросшее во второй половине 13 века, за счет притока населения из владимирских земель, страдающих от татаро- монгольского ига. Поэтому возмужав, Михаил пытается объединить русские земли под своей властью и организовать освободительную борьбу против Золотой Орды.

2 чтец: « Русь рвали на части Княжьи распри безвременьем. Редко в согласии - чаще с силой растерянной...

Не объять необъятного

По отдельности каждому.

Дела были ратные - стали гибелью страшной...
Была жизнь вольная
Верх по восходящей-
Стала веткой сломанной,

безжизненно висящей.»

Ведущий 2 : После смерти 1304 г. Великого князя Андрея Александровича Михаил Тверской в возрасте 33 лет едет в орду и получает ярлык на Великое княжение.

На Великокняжеский Владимирский стол приходит русский князь, воспитанный в духе единодержавной власти на Руси. Его первого стали называть «Великим князем всея Руси» ж «самодержцем», именно так к нему обращался в письмах Патриарх Константинограда Нифонт. Осенью или зимой 1305 года тверской князь вернулся «изо Орды отъ царя на великое княжение, и сяде на великомъ княженни въ Володимери...»

3 чтец: Князь / Михаил в бордовом зипуне,

Расшитом жемчугами и парчою,

На вороном породистом коне

Во Тверь въезжал с открытой головою.

За ним с великокняжьим ярлыком

Берег ларец печатник пуще ока.

Тохта, вручая, цокнул языком

И засопел в раздумий глубоком.

Всесильный и великочтимый хан

Не утруждал велеречивой речью,

Он оглядел тверского князя стан

И пожалел его по-человечьи.

Тохта хитер, но пуще был умен,

Перебирая четки, думал чаще.

Что если правил бы в Орде не он.

То на кусочки Русь князья растащат.

Перегрызутся из-за городов,

Себя не помня в перепалках шумных.

Пока живой хоть несколькогодов

Он от Литвы спасает неразумных.

«Что им в великокняжьем ярлыке,

Пока не сшилась твердая основа?

Князья глупы, дурак на дураке,

Но Михаил из варева другого».

Ведущий 1 : Михаил Ярославич встал на долгий путь будущего объединения Руси и начал делать на нем первые шаги к экономическому объединению. Немецкий ученый Э. Клюг утверждает: «Михаил Ярославич был первым князем, о котором мы доподлинно знаем, что он перенял у прежних баскаков взимание податей для Орды». Это и есть тот главный инструмент, который в будущем с блеском использовал Калита для экономического укрепления Москвы. Таким образом, именно в Твери, и именно Михаил первым завладел мощным рычагом будущего экономического благосостояния.

В 1313 г. умер Тохта и на ханский престол взошел Узбек. Михаил Ярославич и другие князья поехали в Орду за подтверждением своих прежних ярлыков или за получением новых. Узбек не имел пока оснований отнять у Михаила Ярославича великое княжение, да и сам Михаил хлопотал в Орде о том, чтобы сохранить за его собой.

Ведущий 2 : «В 1315г. новый хан вручил Михаилу ярлык на великое княжение. До 1317 был он великим князем Владимирским. Не возвеличить свое родовое тверское княжество, но объединить Русь под единой властью мечтал. Твердо знал - Русь может освободиться от ига Золотой Орды лишь будучи единой. Все эти годы воевал. Оберегая единство великого владимирского княжества, ходил походами на переменчивый Новгород, на Торжок, на Москву. Может, и сбылись бы его мечты, да московский князь Юрий Данилович - его племянник двоюродный уж больно яростно рвался на великое княжение. Сумел таки обойти его Юрий. В 1317 году, обещая платить дань большую, чем Михаил Тверской, получил от хана Узбека ярлык на великое княжество Владимирское. Уступил ему Михаил Ярославич. Уступил без боя. Понимал: в споре меж русскими разить друг дружку врагам на потеху любо ли? А у Юрия Даниловича руки чесались поратиться. Зимой1317 году вышел он с немалым войском на Тверь. По татарскому обычаю воевать вышел - с молодой женой Кончакой, сестрой самого хана Узбека да с татарским войском, где полководцами были Кавгадый и Острева. Уверенный в своей силе, Юрий хвастал: "Не одолеет меня тверской князь. Нету у него такого войска!". На каждой стоянке подолгу пировал Юрий Данилович, угощал красавицу Кончаку, рассылал кругом отряды разорять тверские деревни. Ждал он, когда новгородская рать подойдет к Твери, чтобы вместе осадить город. Михаил Ярославич стремительным ударом разгромил новгородцев, а затем повернул войско навстречу московскому князю. В сорока верстах от Твери, на месте, называемом Бартенево, встретил он полки Юрия Даниловича. Хоть и меньше ратников у Михаилы, ринулся бесстрашно в сечу, надеясь на верных тверичей, на силушку свою немалую, да твердо зная, что Бог всегда правому поможет. Да, да вот на этом гнедом вылетел он тогда на ратном поле, а сзади - кованая дружина его. И несся по полю боевой клич: "Тверь, Тверь, Тверь!"

Ведущий 1 : Случилось несбыточное, негаданное. Разметал Михаил московские войска, опрокинул и татар, которые кинулись прочь, спасаясь бегством. Впервые с кровавого похода Батыя в 1238 году в битве с русскими показали татары спину.

Захватил князь Михаил богатый полон: жену Юрия Даниловича черноокую красавицу Кончаку, родного брата московского князя - Бориса да еще, - позор великий для воина татарского князя Кавгадыя. А было это 22 декабря 1317 года.

Приказал Михаил с честью, с бережением доставить пленников в Тверь, угощал их, как дорогих гостей. Пленил Кончаку умом и радушием, нашел лекаря для князя Бориса которого одолевали раны - в битве помяли его крепко.

Ну а потом пришла беда. Умерла в одночасье Кончака И пополз по Твери, по всему княжеству и далее липкий слушок - отравили. Почему он тогда отмахнулся от этого слуха? Почему не понял, против кого направлена клевета? Почему не приказал боярам допросить слуг Кончаки и Кавгадыя?

Не верилось, что татары могут отравить сестру своего грозного хана? И тем более не поверилось, что свой, русский будет заниматься таким богопротивным, страшным делом. И правильно, что не поверилось. Свой-то никогда не сделает подобного. А уж тем паче он - князь. Как же он не уберег ее? Почему не подумал, что злодей тайный и на женщину руку поднять может? Кому нужна была ее смерть? Юрию Московскому? Нет, нет! Не изверг же он окаянный - жену губить. Значит... значит, Кавгадый?

Когда провожал Кавгадыя и других татар из Твери с богатыми дарами, много льстивых слов о храбрости и великодушии тверского князя услышал тогда Михаил. Мало верил этим словам. И все же не мог подумать, что тот, кому он сохранил жизнь, уже обдумал, как вернее погубить Михаила Ярославича. Могло ли прямодушное русское сердце предположить такое коварство?»

Ведущий 2 : Выходя на Бортеневское поле, Тверской князь знал, что в случае его победы Орда не простит своего поражения, что и произошло. Михаил Ярославич был вызван на суд в Орду, где был осужден и казнен. Перед отъездом на суд у Тверского князя был выбор: бежать, и тогда из Орды пришло бы огромное карательное войско. Михаил предпочел сохранить жизни тысяч своих подданных, добровольно поехав на суд и казнь.

4 чтец:

«Не езди, тятя!»-Сыновья просили

«Нам так печально будет ожидать!»

«Не езди, княже!»- птицы всей России

Вдруг перестали в рощах щебетать...

«Отговори!» - Князья просили Анну.
«Спаси, Господь!»- Крестились кузнецы. ,

А Михаил, решительный и бледный,

Смотрел в глаза, готовые для слез

Чуть- чуть надеясь на исход победный,

Уже не верил этому всерьез.

Он слишком знал жестокие их нравы,

Что не к домбру зовут его в Орду,

Где и святого сделают неправым,

И потому предчувствовал беду.

Он знал и то,

Что до скончанья века

Подымется отеческая рать, /

Но за Кончаку, за сестру Узбека,

Ему сполна придется отвечать.

И он искал решительное слово,

Чтоб оградить потомков от беды.

Увидел снова поле Куликово,

Где из Непрявды зачерпнул воды... ...

Князь Михаил тревоги пересилив,

Вдруг улыбнулся детям на крыльце

Судьба страны,

Судьба самой России

Была печатью на его лице.

Окинув избы и хоромы взором,

Дотронулся до повода коня:

«Неведомо, что будет,

Но с позором

Не повстречают русичи меня.

Я никогда в беде их не покину,

Невзгоды разделю напополам».

Князь чувствовал-

Печаль смотрела в спину

И шла за ним смиренно по полям.

Ведущий 1 : В августе 1318 года Михаил Ярославич выехал из Твери в Орду, приняв благословение от своего епископа Варсонофия. Во Владимире Михаил встретил ханского посла Ахмыла, который предупредил его о том, что он оболган Кавгадыем. Его дети говорили ему: «Не езди, дорогой отец наш, в Орду, но пошли одного из нас, потому что ты оклеветан перед царем; подожди пока утихнет гнев царский». Михаил Ярославич вполне справедливо отвечал им: «Вы видите, что не требует царь вас... и только моей головы хочет. Если же я не пойду и уклонюсь, мое родное княжество будет пленено, много христиан избито, а мне после этого все же придется умереть. Лучше же мне ныне положить душу свою за многие души!»

Михаила Ярославича безосновательно обвиняли в том, что он не платил царю дань, воевал против его посла и отравил его сестру. Князь был признан виновным, и на него была наложена тяжелая деревянная колода Кавгадый же всеми способами добивался казни великого князя тверского. Хан наконец изъявил свое согласие на смерть Михаила Ярославича.

5 чтец:

Князь пить хотел,

Все тело так болело,

Что этот день- считал Последним днем.

Вдали заря закатная алела

Как будто ранен леса окоём...

К нему пришли бояре осторожно,

Шептали тихо в проседь бороды,

Что сговор есть с купцами и возможно

Ему побег устроить из Орды...

Но князь ответил,

Даже слишком резко,

Что от судьбы и хана не уйдешь.

И он боярам рек той ночью синей,

Что жизнь ему мила и дорога,

Но он в Орде- посол своей России,

И не к лицу устраивать бега,

Он говорил о жалком материнстве

В поре военных суетных годов,

И о единстве,

Только о единстве

И княжеств, и земель, и городов.

Велел беречь он избы и хоромы,

От ворогов не бечь на сеновал.

За землю от ордынского погрома

Он жизнь свою, страдая отдавал.

Ведущий 2 : Множество татар-палачей ворвалось в палатку Михаила. Палачи схватили князя за колоду на шее и ударили его о стену палатки так сильно, что пробили ее. Затем татары бросили Михаила на землю и долго били его ногами. Наконец один из них именем Романец вонзил в грудь князя нож и несколько раз повернул его. Так 22 ноября 1318 года погиб великий князь тверской Михаил Ярославич. Но Владимир Колосов считает, что эта история имеет продолжение. После расправы Кавгадый с гневом сказал Юрию: «Не брат ли он тебе старейший, как отец; зачем же тело его лежит нагое». После этого Михаил Ярославич был крепко привязан к большой доске по приказу князя Юрия. Но на следующее утро он был найден лежащим в стороне. Правая рука Михаила была на лице, а левая -прижата к ране на груди. На основании этого можно сделать вывод, что князь умер не от рук татарских палачей, а еще более мучительной смертью: за смерть был принят глубокий обморок, после которого князь пришел в сознание и, очевидно, потеряв много крови, слез с доски, после чего и умер.

Тело Михаила привезли в Москву и погребли в Спасском монастыре. Но нескоро об этом узнали в Твери. Великая княгиня Анна ее сыновья Дмитрий, Александр, Василий просили Юрия, чтобы тот отпустил тело их отца домой. Но разрешение они получили лишь в июне 1319 г. «И певше над ним надгробное пение и положиша в церкви святаго Спаса на десной стране... месяца сентября в 6 день». После трагической кончины своего супруга великая княгиня Анна постриглась в Тверском Софийском монастыре. После смерти Михаила Ярославича княжить стал его сын Дмитрий.

Ведущий 1 : На заре становления нашей государственности русский князь Михаил Тверской совершил великий подвиг:

    он первым стал объединять Русь,

    он первым вышел на открытое военное столкновение с ордынской конницей и разгромил ее,

    он, первое лицо государства добровольно поехал на суд и казнь в Орду и «положил жизнь за други своя».

В 1549 году на втором Московском Соборе Михаил Тверской был причислен к лику святых.

Мы гордимся подвигом своих предков, историей нашего народа и будем преумножать славу своего Отечества.

Ведущий 2 : « Бога во имя, в вере искренней, истинной
ни перед кем свой штандарт не склоню,
В борьбе не за первенство, за единству,
Жизнь и смерть, не колеблясь, приму...
И не надо скорбеть,

Что в земле станет прахом.

Я телом умру, но душою спасусь

И жил я без страха,

И уйду я без страха

В вере в святую единую Русь

Святой благоверный князь Михаил Тверской, моли Бога о нас!



























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель:

  • Обобщение и систематизация знаний учащихся о древнем эпосе русского народа - былинах.
  • Рассмотрение былин в широком культурологическом пространстве: связях данного жанра устного народного творчества с мифами, историей, воплощением былинных мотивов в музыке, изобразительном искусстве.
  • Развитие аналитического, синтезирующего и образного мышления, творческого воображения, познавательных умений сравнивать, систематизировать, интегрировать, проводить аналогии, умения литературным языком выражать свои мысли.
  • Обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям русского народа, воспитание чувства патриотизма, ярко выраженного в былинах.
  • Обобщить знания о былине, ее языке, построении и героях; закрепить знания об отличии и сходстве былины и сказки.
  • Совершенствовать умения анализировать художественное произведение, сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • Отработка навыков работы в группе, умения отвечать на поставленные вопросы, в том числе проблемного характера, осуществлять монологическое высказывание на заданную тему.
  • Воспитывать патриотических чувств, нравственных качеств на примере былинных героев.

Тип урока:обобщение и систематизация знаний, урок-соревнование.

Оборудование: мультимедиапроектор, презентация.

Подготовка: делим класс на 2 команды-дружины (жеребьевка), ученики прочитали былины об Илье Муромце, нарисовали иллюстрации к былине "Илья Муромец и Соловей-Разбойник", комиксы; памятки по написанию синквейна; жетоны.

ХОД УРОКА

Звучит гусельный перебор. Слайд

Ой, вы гой еси, добры молодцы и красны девицы!
Посмотрите-ка, да послушайте,
Да не говорите потом,
Что слыхом не слыхивали и видом не видывали.
Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
Веселья вам да радости!
Давно я вас жду-поджидаю,
Урок без вас не начинаю.
У нас для каждого найдется и местечко, и словечко.
Мы рассказ поведем про дела старые,
Что про старые, про бывалые,
Чтобы море успокоилось,
Чтобы добрые люди послушали,
Чтобы молодцы да девицы призадумались.

Ребята, на протяжении нескольких уроков литературы мы погружались в мир былины - древнего эпоса русского народа.

Сегодня мы подведем итоги по изученной теме. Вы разбились на 2 дружины, которым предстоит помериться силой знаний, эрудицией, недюжинными творческими способностями. Дерзайте, да не посрамите чести своей дружины!

1. Придумать название своей дружины, связанное с былинами об Илье Муромце, представить свою дружину, выбрать художника. Слайд

Задание художникам (работают отдельно, как закончат, присоединяются к команде). Из нарисованных иллюстраций или комиксов (давалось в качестве домашнего задания на предыдущем уроке) оформить выставку (заголовок, расположение и т.д.) и придумать защиту своей работы.

2. Былинная разминка. Слайд

За каждый правильный ответ дается один жетон. Если дружина не знает ответа, то право отвечать переходит к команде-сопернице.

Вопросы для 1 дружины

  1. Героическая песня-сказание о богатырях, об их подвигах. (былина или старина)
  2. Средства выразительности: "старыя казак", "дороженька окольная" (Эпитеты)
  3. Как звали мать Ильи Муромца? (Ефросинья Поликарповна)
  4. Где родился Илья Муромец? (Родом из села Карачарова, что под Муромом.)
  5. Как звали коня Ильи Муромца? (Старый Бурушка косматенький)
  6. Сколько лет не владел Илья ни руками, ни ногами (33 года)
  7. С именем какого князя связаны былины киевского периода? (Князь Владимир)
  8. Соловей -Разбойник имеет отчество ...(Одихмантьев сын)
  9. Илья Муромец выбил Соловью-Разбойнику:(право око с окосицей, т.е. с виском)
  10. Место обитания Соловья-Разбойника? (Возле Черной Грязи, у реки Смородинки)
  11. Кем предлагали мужички черниговские остаться Илье Муромцу у них в городе? (Воеводою.)
  12. Кто был крёстным отцом Ильи? (Микула Селянинович)
  13. А сколько всего богатырей было у князя Владимира Красное Солнышко? (Тринадцать.)
  14. А по многу ли в день ест хлеба Илья Муромец? ("Он ведь кушает-то хлеба по единому, по единому кушает одному ломтю!")
  15. Каким оружием поразил в бою Илья Калина - царя татарского? (Он поразил его острым копьём)

Вопросы для 2 дружины

  1. Древнее название былины (Старины)
  2. Художественный приём: "с горы на гору стал перескакивать, с холма на холмы перемахивать:" (Гипербола)
  3. Как звали отца Ильи Муромца? (Иван Тимофеевич)
  4. Старинный струнный щипковый инструмент. (гусли).
  5. Какие два основных вида былин вы знаете? (киевские и новгородские)
  6. Кого называли ратными людьми? (богатырей)
  7. Сколько было дочерей у Соловья - Разбойника?(3 дочери)
  8. Что означает название реки Смородина? (Река Забвения -смрадная)
  9. На развилке трех дорог лежит камень. Как его называют? (горюч камень)
  10. Кто же исцелил Илью Муромца? (Калики перехожие.)
  11. Где взял богатырь доброго коня? (Сам выкормил из жеребёночка, три месяца кормил)
  12. Кто выковал для Ильи доспехи богатырские? (Краснояр - кузнец)
  13. Кто выучил Илью военной науке? (Святогор - богатырь)
  14. Какого цвета волосы у Ильи Муромца? (Жёлтого: "Он берёт Илью да за жёлты кудри...")
  15. Из Чернигова в Киев Илья Муромец отправился по прямоезжей дороженьке. Сколько вёрст ему пришлось по ней проехать? (Пятьсот вёрст.)

3. "А как это по-русски?" Слайд

Объяснить значение древнерусских слов и выражений (даем на листочках каждой команде, они вписывают значения, собираем листочки, называем правильный вариант, даем 1 жетон за каждое правильное значение)

1.Ой, вы гой еси - будьте здоровы. Слайд

2. Калика перехожий - странник, позже - калека.

3. Покляпая береза - наклоненная, кривая.

4. Живот - жизнь, достаток.

5. Сыть - пища, еда.

6. Дорога заколодела - завалена колодами, попадавшими деревьями.

4. Богатырские доспехи (кто быстрее даст ответ на вопрос, тот и получает заветный жетон) Слайд Как назывался головной убор богатыря?(Шлем.) Слайд

  • При создании какого военного головного убора XX века за основу был взят богатырский шлем? (Буденновка.) Слайд
  • Как назывался тяжелый панцирь, сплетенный из металлических колец. (Кольчуга.) Слайд
  • Чтобы орудовать этим рубящим холодным оружием, надо иметь немалую силу. Оно состоит из клинка и рукоятки. Часто, в древности, в рукоятку воины засыпали горсть родной земли или клали мощи святых, отсюда пошел обычай целовать оружие перед боем - считалось, что прикосновение к нему дает особый оберег его владельцу. (Меч.) Слайд
  • Это колющее оружие на длинном древке. Из-за длинной рукоятки обычно поединок воинов "один на один" начинался с использования именно этого оружия. (Копье, пика.)
  • Это оружие оборонительного назначения. При сражении воин прикрывает им свое тело. (Щит.) Слайд
  • Оружие для удара непосредственно по противнику. Оно состояло из рукоятки и тяжелой круглой ударной части. (Булава.) Слайд
  • 5. Богатырские подвиги (самые трудные вопросы, задаем каждой дружине поочередно; если дружина затрудняется с ответом- передаем право ответить дружине-сопернице). Слайд

    1. Что написано на горюч камне? (Прямо ехать- убиту быть; направо ехать- женату быть; а налево ехать- богатому быть) Слайд

    2. Какую новую надпись написал Илья Муромец на бел-горюч камне? ("Две дорожки очищены старым казаком Ильей Муромцем") Слайд

    3. Какое первое испытание выпало на долю Ильи Муромца? (Победа над вражьими полчищами под Черниговом и над Соловьем-разбойником возле речки Смородинки.) Слайд

    4. С кем еще пришлось сражаться Илье Ивановичу? (С Идолищем поганым, с Калиным-царем.) Слайд

    5. По описанию узнай героя былины об Илье Муромце: "Он сидит злодей на семи дубах, \На семи дубах, на сорока суках:" (Соловей - разбойник) Слайд

    6.По описанию узнай врагов, которых победил богатырь Илья: "Голоса у них горластые, \А щиты у них крестастые, \На них шлемы, будто ведра вверх дном, \Кони - лошади в булатной броне:" (Разбойники, напавшие на Илью ночью на прямой дороге) Слайд

    7. Чем прогневил Илья Муромец князя Владимира? (Дерзким поступком: сбил стрелами из лука серебряные церковные маковки и кресты золочёные, отправился в кружало и устроил для мужиков киевских пир-столованье.) Слайд

    8. На какой срок князь Владимир приказал посадить Илью Муромца в глубокий погреб и засыпать тот погреб жёлтым песком? (На три года.) Слайд

    9. Кто спас жизнь богатырю, когда Владимир бросил его в подземелье? (Его спасла Любава - дочь Владимира) Слайд

    10. Как Илья Муромец попал в плен, сражаясь с Батыем? (Он попал в подкоп, устроенный Батыем и не мог из него выбраться) Слайд

    11. Кто носил хлеб и питьё Илье Муромцу, когда он сидел в подкопе? (Авдотья Рязаночка) Слайд

    12. Как удалось Илье выйти на свободу из плена? (Он поломал оковы железные, разорвал все "опутья", побил врагов "осиновой палицей") Слайд

    13. К кому обратил Илья такие слова: "Ты сухая, ты ведьма стародряхлая, \ Плохо знаешь ты, видно, русский люд!" (К смерти, которая хотела погубить его в бою с Мамаем, да не смогла) Слайд

    14. Кого на Руси называют крестовыми братьями? (Тех, что побратались, обменявшись нательными крестами.)

    15. Кто был большим крестовым братом Ильи Муромца? (Святогор-богатырь.) Слайд

    16. Кто был меньшим крестовым братом Ильи Муромца? (Добрыня Никитич.) Слайд

    17. Вспомните любимое "ругательное" слово Ильи Муромца. (Собака: "Что ж ты об кочки, собака, спотыкаешься?" - говорит коню; "Не буду служить тебе, собаке, царю Калину!") Слайд

    18. Все вы помните картину В.М. Васнецова "Богатыри" и её героев - Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича. С кем Илья Муромец мерялся силой в поединке богатырском - с Добрыней Никитичем или Алёшей Поповичем? (С Добрыней Никитичем; об этом рассказывает былина "Бой Добрыни с Ильёй Муромцем".) Слайд

    19. Кто помогает Илье Муромцу одолеть царя Калина и его войско несметное? (Двенадцать русских богатырей под началом Самсона Самойловича.) Слайд

    20. Какой былиной заканчивается повествование об Илье Муромце? ("Три поездки Ильи Муромца".) Слайд

    6. На выставке. Слайд

    Художники, оформлявшие выставку, демонстрируют свою работу, защищают.

    7. Подведение итогов. Слайд

    8. Домашнее задание. Слайд

    1. Написать материал в школьную газету о сегодняшнем уроке.

    2. Написать синквейн об Илье Муромце. (раздаем памятки)

    Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме.

    Порядок написания синквейна:

    Первая строка - одно существительное, определяющее содержание синквейна.

    Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное предложение.

    Третья срока - три глагола, показывающие действие понятия.

    Четвёртая строка - короткое предложение (из 4-5 слов), в котором автор высказывает своё отношение.

    Пятая строка - одно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.

    Литература

    1. Былины. Составление, вступительная статья, обработка текстов и словарь Ю.Г. Круглова. М.: Просвещение. 1993 год.
    2. Дубицкая М.С., Новосельская Л.С. Русская литература в 4-5 классах. Киев, 1980 год.
    3. Пастон Э.В. Виктор Васнецов. М.: Слово. 1998 год (Картинная галерея)
    4. Романова О. И. "Былины - древний эпос русского народа" . Фестиваль пед. идей "Открытый урок"
    5. Аржаников Г. Урок-игра по былинам об Илье Муромце "Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой..."
    6. Рябова Т. Н. Былина "Илья Муромец и Соловей Разбойник". Фестиваль пед. идей "Открытый урок"